Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 191н
(ред. от 09.12.2022)
«Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19693)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.02.2023)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
- по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
- в выходные и праздничные дни в любое время
Вы можете заказать документ на e-mail
Официальный интернет-портал правовой информации
-
- СЕГОДНЯ
-
НЕДЕЛЯ
- МЕСЯЦ
- ПОИСК
- КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.2022 № 186н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрирован 08.02.2023 № 72289) |
|||||
|
Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н…» размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н…» (подготовлен ведомством 12.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.
Подробный обзор проектов приказов поможет разобраться с грядущими изменениями в учете и отчетности, а также сроками их применения.
Запланированные изменения в Инструкцию N 157н
Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н…» (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2021 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2021 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:
1. Новые счета для учета операций с биологическими активами
Напомним, что с 1 января 2022 года вступает в силу Стандарт «Биологические активы». Для учета биологических активов по новым правилам Проектом предусмотрены отдельные коды счетов синтетического и аналитического учета. Так, для обособленного учета биологических активов планируется ввести новый счет 113 00 с аналитикой по основным группам, а также с разделением активов на особо ценное и иное движимое имущество. В свою очередь будут исключены из состава матзапасов молодняк животных и животные на откорме, а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала — такие объекты учета относятся к биологическим активам. А для учета затрат учреждения при осуществлении деятельности по биотрансформации предназначен новый счет 110 00 с выделением прямых и накладных расходов по группам биологических активов.
Несмотря на указанную в Проекте дату его применения такие нововведения учреждениям следует применять начиная со следующего года. На это указывает и уточненный порядок формирования бюджетной/бухгалтерской отчетности — показатели включены в отчетность 2022 года.
2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2021 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2021 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.
3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.
4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.
5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.
6. Новый порядок отражения в учете приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления
Главная новация, предусмотренная Проектом — это изменение наименования и назначения счета 304 04 «Внутриведомственные расчеты». Планируется, что счет 304 04 будет называться «Консолидированные расчеты», и его применение выйдет за рамки расчетов внутри одного ведомства вплоть до межведомственных расчетов с бюджетными и автономными учреждениями разных уровней бюджетов.
Напомним, что в настоящее время счет 304 04 применяется для расчетов:
— между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами), а также между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения;
— между участниками бюджетного процесса в рамках одной главы/ведомства, иными словами, расчетов между ГРБС и подведомственными ему РБС, ПБС; расчетов между главными администраторами и подведомственными ему администраторами доходов и/или источников финансирования дефицита бюджета; расчетов между получателями бюджетных средств/администраторами, подведомственными одному ГРБС/ГлАД.
Но в Проекте назначение счета намного шире. Применять счет 304 04 госорганы/органы местного самоуправления и казенные учреждения будут для учета расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств как с другими участниками бюджетного процесса разных уровней бюджета, так и с бюджетными/автономными учреждениями.
Обратите внимание: не только участники бюджетного процесса, но и автономные/бюджетные учреждения будут отражать внутриведомственные и межведомственные расчеты с организациями бюджетной сферы по безвозмездной передаче с использованием счета 304 04. На это указывает как само описание назначения счета 304 04, согласно которому одной из сторон консолидированных расчетов являются АУ/БУ, так и новый порядок формирования бухгалтерской отчетности — согласно проекту приказа Минфина России о внесении изменений в Инструкцию 33н начиная со следующего года отражать безвозмездную передачу активов и обязательств внутри сектора госуправления АУ/БУ должны именно на соответствующих аналитических счетах счета 304 04.
Например, безвозмездная передача нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным учредителям в рамках одного уровня бюджета, будет отражаться по-новому, и вместо привычных проводок по приему/передаче НФА с использованием счетов 401 10 и 401 20 появятся расчеты на счете 304 Х4.
Для обособления расчетов между учреждениями разных типов и разных уровней бюджета запланировано ввести новые аналитические счета 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54.
Однако изменения вносятся таким образом, что сам счет 304 04 не стал группировочным. К тому же в Проекте в отношении новых аналитических счетов предусмотрено следующее условие: их применение осуществляется в соответствии с положениями единой учетной политики и требованиями по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности. Не исключено, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте приказ будет содержать иные формулировки. Напомним, что в прошлом году схожие условия были установлены для применения счетов 401 41 и 401 49. Но есть существенное отличие — на сегодняшний день для аналитических счетов по доходам будущих периодов порядок их применения может устанавливаться в учетной политике самого учреждения, и обязанность формировать отчетность с применением счетов 401 41 и 401 49 не содержится в Инструкциях NN 191н и 33н — субъектам отчетности предоставлено право выбора и возможность отражать все доходы будущих периодов на счете 401 40. Исключение составляют расчеты по межбюджетным трансфертам — для субъектов бюджетной отчетности в Инструкции N 191н запланировано установить требование о формировании Справок (ф. 0503125) с указанием номеров (кодов) счетов 1 401 41 151(161), 1 401 49 151 (161).
Вместе с тем порядок применения новых аналитических счетов 304 Х4 следует рассматривать во взаимосвязи с положениями инструкции по формированию отчетности. В проектах приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н начиная со следующего года предусмотрено формирование показателей бухгалтерской/бюджетной отчетности именно с применением новых счетов 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54, и возможность использовать счет 304 04 в качестве самостоятельного счета исключена. Соответственно, обязанность применять с 2022 года новые счета 304 Х4 будет установлена для всех казенных, бюджетных и автономных учреждений, гос. органов (органов местного самоуправления), поскольку именно Инструкция N 33н и Инструкция N 191н определяет для субъектов отчетности единые требования по раскрытию информации в бухгалтерской и бюджетной отчетности.
Обособление расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств внутри сектора госуправления еще раз указывает на необходимость производить сверку расчетов с организациями бюджетной сферы при приеме/передаче имущества, иных активов и обязательств.
Рассмотрим назначение новых аналитических счетов: