РЕЧЬ ЭКЗАМЕНАТОРА-СОБЕСЕДНИКА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9-ом КЛАССЕ
Алгоритм речевого поведения экзаменатора-собеседника (далее ЭС) во время итогового собеседования (носит характер рекомендательной инструкции)
Внимание!!! Запись поточная! Экзаменатору-собеседнику не забыть включить микрофон. Полностью микрофон не отключаем во время экзамена; ставим на паузу).
Ход итогового собеседования
ЭС: Здравствуйте! Садитесь. Представьтесь, пожалуйста.
Ученик: ученик четко называет фамилию, имя, отчество, класс в микрофон.
ЭС: Назовите номер варианта.
Ученик: ученик четко называет свой номер.
ЭС: Покажите свой паспорт, возьмите КИМ и заполните бланк регистрации.
Ученик: заполняет Бланк регистрации.
ЭС: вносит данные в «Ведомость учёта проведения ИС» (ФИО участника, класс, время начала ИС)
ЭС: (проводит краткий инструктаж о содержании ИС):
У вас сегодня итоговое собеседование по русскому языку, которое состоит из четырех заданий: 1 задание- чтение вслух небольшого текста; 2 задание- пересказ прочитанного текста с включением высказывания; 3 задание- монологическое высказывание; 4 задание- диалог.. Перед тем, как начинать отвечать, Вам необходимо называть номер задания. Желаю Вам успехов!
Задание №1. Чтение текста.
ЭС: Первое задание. Выразительно прочитайте вслух текст о российском, советском инженере Владимире Григорьевиче Шухове …… (экзаменатор-собеседник читает формулировку задания №1).
У Вас есть две минуты на подготовку.
Пояснение: экзаменатор-собеседник читает формулировку первого задания, сообщает, что время для подготовки-2 минуты; следит за временем; за несколько секунд напоминает ученику о готовности к чтению.
Ученик: 2 минуты готовится к чтению.
ЭС: Вы готовы?… Прочитайте, пожалуйста, предложенный Вам текст. Не забудьте перед тем, как читать текст, назвать номер задания.
Пояснение: экзаменатор-собеседник просто слушает чтение, не делает никаких замечаний.
Ученик: «Задание № 1» (ученик читает текст – до 2 мин)
Задание №2. Пересказ текста.
ЭС: Теперь вам надо пересказать прочитанный текст, включив в пересказ высказывание ……(экзаменатор-собеседник читает формулировку второго задания).
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
ЭС: Вы готовы?… Тогда проговорите в средство аудиозаписи номер задания. Вы можете начать пересказывать текст (экзаменатор-собеседник просто слушает пересказ и не делает никаких замечаний).
Ученик: « Задание № 2»
(ученик пересказывает текст; во время пересказа он может пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу до 3 мин)
ЭС: Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2, поэтому материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2, Вы сдаете мне (экзаменатор-собеседник забирает у ученика материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2- текст для чтения и пересказа, карточку с цитатой).
Задание №3. Монологическое высказывание.
ЭС: Для выполнения третьего задания вы должны выбрать одну из предложенных тем беседы. (экзаменатор-собеседник дает ученику карточку с заданием №3, читает полностью задание №3).
Тема 1………….. (На основе описания фотографии.)
Тема 2…………… (Повествование на основе жизненного опыта.)
Тема 3…………….. (Рассуждение по поставленному вопросу.)
ЭС: Какую тему для монологического высказывания Вы выбираете?
Ученик: выбирает тему для беседы.
Ученик: Я выбираю тему №2 «………………………………………»
(экзаменатор-собеседник дает ученику карточку согласно выбранной теме беседы. )
ЭС: У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше монологическое высказывание должно содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 мин. Вы можете начать готовиться (экзаменатор-собеседник следит за временем-1 минута).
ЭС: Ваше время на подготовку истекло. Не забудьте перед тем, как начать говорить, назвать номер задания. .
Ученик: «Задание №3» ( начинает свой монолог)
(экзаменатор-собеседник просто слушает монолог ученика по выбранной им теме; следит за временем — не более 3 минут).
Задание № 4.Диалог.
ЭС: (поочередно задает вопросы ученику, внимательно слушает ответы, чтобы при необходимости задавать наводящие вопросы.
Примечание: если ученик уходит от ответов на поставленные вопросы или отвечает односложно (да/нет), учителю-собеседнику важно «разговорить» ученика, задавая наводящие вопросы в рамках темы диалога.
ЭС: Спасибо! Распишитесь в ведомости. До свидания! Успехов вам на следующих экзаменах!
этапы
Учитель (экзаменатор)
Ученик 9 класса
приветствие
«Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь»
Входит в аудиторию: «Здравствуйте».
Садится
Оформление документов
«Назовите вашу фамилию, имя, отчество»
«Ф.И.О. ………….»
«Назовите номер варианта»
«Вариант №……….»
«Для оформления Ведомости учёта мне нужен Ваш паспорт» (берёт у учащегося паспорт).
Передаёт экзаменатору паспорт
инструктаж
«Вы участвуете в итоговом собеседовании.
Вам предстоит прочитать вслух небольшой текст, пересказать его, дополнив высказыванием, выбрать одну из трёх предложенных тем беседы, а также принять участие в беседе по теме предыдущего задания.
Перед тем, как начинать отвечать, Вам необходимо называть номер задания. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!»
слушает
Задание 1
«ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (читает формулировку из КИМа).
Предлагаю Вам в течение 2-х минут ознакомиться с текстом для чтения. Вы будете работать с этим текстом, выполняя задания первое и второе. Время пошло…»
2 минуты
Заполняет «Ведомость учёта»
Читает про себя текст на карточке
«Ваше время на подготовку истекло.
Перед тем, как начать читать текст, назовите номер задания.
По окончании чтения, не забудьте сказать фразу: «Ответ окончен».
Итак, пожалуйста, прочитайте предложенный текст.»
Останавливается, слушает
Без учёта времени
Слушает, эмоционально реагируя на чтение учащегося
«Задание 1»
Читает вслух текст на карточке
«Ответ окончен»
Задание 2
«ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание………………………………… (читает формулировку из второго задания, даёт ученику карточку с цитатой)
Помните, что на подготовку к пересказу у Вас есть 2 минуты. Вы можете использовать «ПОЛЕ для заметок», размещённое на странице КИМ с заданием №2.
Время пошло»
Берёт карточку с цитатой у экзаменатора
2 минуты
Готовится к пересказу молча (можно делать записи на полях для заметок)
«Ваше время на подготовку к пересказу истекло.
Сдайте мне, пожалуйста, текст, пересказ которого Вы будете сейчас делать.
Перед тем, как начать пересказывать текст, назовите номер задания. По окончании пересказа, не забудьте сказать фразу: «Ответ окончен»
Вы можете начать пересказывать текст»
Сдаёт текст экзаменатору, оставляя себе только карточку с цитатой
Без учёта времени (не останавливать ученика, не делает никаких замечаний, поправок)
«Задание 2»
Пересказывает текст с данной на карточке цитатой
«Ответ на 2-ое задание завершён»
Задание 3
«ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЁРТОЕ не связаны с заданиями первым и вторым, поэтому ранее полученные вами материалы, пожалуйста, сдайте мне.
Задание № 3. МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема первая …………………………../ на основе описания фотографии.
Тема вторая……………………………/ повествование на основе жизненного опыта.
Тема третья……………………../ рассуждение по поставленному вопросу.
(зачитывает учащемуся темы из КИМ)
Какую тему для монологического высказывания Вы выбираете?»
(передаёт учащемуся карточку с заданием по выбранной теме)
Слушает
«Я выбираю тему…………………………»
«У Вас есть одна минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более трёх минут. Время пошло.»
слушает
1 минута
Молча готовится
«Ваше время на подготовку истекло. Не забудьте назвать номер задания. Слушаю Вас внимательно»
Слушает, делает пометки по монологическому высказыванию на черновике, чтобы задать вопросы к заданию 4
«Задание 3»
Монологическое высказывание по выбранной теме/варианту
«Ответ на 3-ье задание завершён»
Задание 4
«ЗАДАНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ. ДИАЛОГ.
Во время беседы я буду задавать Вам вопросы по выбранной теме. Пожалуймта, дайте полные ответы на вопросы…………….»
Задаёт вопросы ученику (НЕ МЕНЕЕ 2-Х), опираясь на примерные вопросы на специальной карточке для экзаменатора в соответствии с темой/вариантом, выбранной учеником.
ПРИМЕЧАНИЕ: если ученик уходит от ответов на поставленные вопросы или отвечает односложно (да/нет), экзаменатор должен «разговорить» ученика, наводящие вопросы в рамках темы диалога.
Отвечает на вопросы
«Благодарю за ответ. Устное собеседование по русскому языку завершено. Распишитесь, пожалуйста, в ведомости…»
Расписывается в «Ведомости учёта…»
«До свидания»
Прощается, уходит из аудитории
1 октября 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
Экзаменатор-собеседник на итоговом собеседовании
Порядок работы экзаменатора-собеседника на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе.
is-sobesednik.pptx
is-sobesednik.pdf
Основная информация
Итоговое собеседование – одно из условий допуска к ГИА-9.
Оценивание по системе «зачёт/незачёт».
Действие результатов собеседования как допуска к ГИА-9 – бессрочно.
Даты проведения: 10.02.2021, дополнительно: 10.03.2021, 17.05.2021
Начало: 9.00 или другое время – на усмотрение школы.
Продолжительность для каждого участника — 15 -16 мин.;
В продолжительность не включается время на организационные мероприятия (приветствие, инструктаж, заполнение протокола и др.).
Продолжительность для участников с ОВЗ + 30 мин (=45 мин).
Временной регламент – в инструкции для экзаменатора — собеседника.
О заданиях итогового собеседования
КИМ — 4 задания.
Зачёт — от 10 баллов. Максимальный результат — 20 баллов.
Ведётся аудиозапись (потоковая или + индивидуальная).
Задание 1 – выразительное чтение текста научно-публицистического стиля.
Подготовка – 2 мин, чтение вслух – 2 мин.
Задание 2 — подробный пересказ прочитанного текста из задания 1 с включением высказывания.
Подготовка – 2 мин, ответ – до 3 мин.
Задание 3 – монолог — выбрать один из 3-х вариантов: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Высказывание должно быть связным и состоять не менее чем из 10 фраз по теме высказывания.
Подготовка – 1 мин. Высказывание – не более 3 мин.
Задание 4 — диалог по теме предыдущего задания. Необходимо дать развернутые ответы на вопросы экзаменатора (продолжительность ответа — до 3 мин.). Без подготовки.
1
Первый слайд презентации: Порядок работы экзаменатора-собеседника на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе
Сокольницкая Т.Н., к.п.н., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
Изображение слайда
2
Слайд 2: Основная информация
Итоговое собеседование – одно из условий допуска к ГИА-9.
Оценивание по системе « зачёт/незачёт».
Действие результатов собеседования как допуска к ГИА-9 – бессрочно.
Даты проведения: 10.02.2021, дополнительно : 10.03.2021, 17.05.2021
Начало: 9.00 или другое время – на усмотрение школы.
Продолжительность для каждого участника — 15 -16 мин.;
В продолжительность не включается время на организационные мероприятия (приветствие, инструктаж, заполнение протокола и др.).
Продолжительность для участников с ОВЗ + 30 мин (=45 мин).
Временной регламент – в инструкции для экзаменатора — собеседника.
Изображение слайда
1.Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет 15-16 минут.
2.Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования может быть увеличена на 30 минут (т.е. общая продолжительность итогового собеседования для указанных категорий участников может составлять в среднем 45 минут).
3. Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды самостоятельно по своему усмотрению распределяют время, отведенное на проведение итогового собеседования.
Изображение слайда
О заданиях итогового собеседования
КИМ — 4 задания.
Зачёт — от 10 баллов. Максимальный результат — 20 баллов.
Ведётся аудиозапись (потоковая или + индивидуальная).
Задание 1 – выразительное чтение текста научно-публицистического стиля.
Подготовка – 2 мин, чтение вслух – 2 мин.
Задание 2 — подробный пересказ прочитанного текста из задания 1 с включением высказывания.
Подготовка – 2 мин, ответ – до 3 мин.
Задание 3 – монолог — выбрать один из 3-х вариантов: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Высказывание должно быть связным и состоять не менее чем из 10 фраз по теме высказывания.
Подготовка – 1 мин. Высказывание – не более 3 мин.
Задание 4 — диалог по теме предыдущего задания. Необходимо дать развернутые ответы на вопросы экзаменатора (продолжительность ответа — до 3 мин.). Без подготовки.
Изображение слайда
Приказ КОПО ЛО от 29.01.2021 № 01_Порядок проведения и проверки ИС-9
Изображение слайда
В состав комиссии по проведению итогового собеседования входят:
1)ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования;
2)организаторы проведения итогового собеседования, обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в образовательной организации) ;
3)экзаменатор-собеседник, который проводит собеседование с участниками итогового собеседования, проводит инструктаж участника итогового собеседования по выполнению заданий КИМ итогового собеседования, а также обеспечивает проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, фиксирует время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования;
4)технический специалист, обеспечивающий получение КИМ итогового собеседования от РЦОИ, а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования и для внесения информации в специализированную форму.
Изображение слайда
7
Слайд 7: Экзаменатором-собеседником
может являться педагогический работник,
обладающий коммуникативными навыками,
грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы).
Изображение слайда
8
Слайд 8: Требования к назначению экзаменатора-собеседника
Учитель по любому предмету, не преподающий в этом классе.
Для создания доброжелательной атмосферы рекомендуется выбрать на роль экзаменатора-собеседника учителя, хорошо знакомого ученикам, пользующегося их уважением и любовью.
Экзаменатор-собеседник должен вывести ученика из зоны односложных ответов «да», «нет», «не знаю», в область более подробных ответов и уметь «разговорить» участников собеседования.
Изображение слайда
9
Слайд 9: Памятка для участников и работников
Изображение слайда
10
Слайд 10: Действия экзаменатора-собеседника
Изображение слайда
11
Слайд 11: Действия экзаменатора-собеседника в день проведения итогового собеседования
получить от ответственного организатора образовательной организации следующие материалы:
Для участника итогового собеседования:
КИМ итогового собеседования; текст для чтения для каждого участника итогового собеседования;
карточки с темами беседы на выбор и планами беседы – по 2 экземпляра каждого материала;
!!! листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации (для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, которые проходят итоговое собеседование в письменной форме).
Изображение слайда
12
Слайд 12: Непосредственно для экзаменатора-собеседника:
КИМ итогового собеседования;
карточки экзаменатора-собеседника по каждой теме беседы;
инструкцию по выполнению заданий КИМ итогового собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, в которой фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового собеседования.
Изображение слайда
13
Слайд 13: Экзаменатор-собеседник
вместе с экспертом должен ознакомиться с КИМ итогового собеседования, полученными в день проведения итогового собеседования.
Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения итогового собеседования вносит данные участника итогового собеседования, а также отметку о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным причинам в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории ;
обеспечивает проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования.
Экзаменатор-собеседник создает доброжелательную рабочую атмосферу
Изображение слайда
14
Слайд 14: Ведомость учета проведения ИС в аудитории
Изображение слайда
15
Слайд 15: Карточки экзаменатора-собеседника
Изображение слайда
16
Слайд 16: Экзаменатор-собеседник
получает материалы для проведения итогового собеседования:
1) тексты для чтения,
2) листы с тремя темами беседы,
3) карточки с планом беседы по каждой теме.
Изображение слайда
17
Слайд 17: Экзаменатор-собеседник
знакомится с заданиями,
темами беседы
и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками.
Все материалы раскладываются на рабочем месте экзаменатора-собеседника отдельными стопками.
Изображение слайда
18
Слайд 18: Оборудование аудитории
В аудитории:
— участник, экзаменатор-собеседник и эксперт.
— рабочее место для аудиозаписи ответов (ПК с микрофоном или ноутбук).
Лучше: участник «под углом» от собеседника!
Важно: на расстоянии > 1,5 м
Изображение слайда
19
Слайд 19: Экзаменатор-собеседник при проведении итогового собеседования организует деятельность участника итогового собеседования:
проводит инструктаж участника итогового собеседования по выполнению заданий КИМ итогового собеседования;
выдает КИМ итогового собеседования;
выдает листы бумаги для черновиков со штампом образовательной организации (для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, которые проходят итоговое собеседование в письменной форме);
фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого задания КИМ итогового собеседования;
следит за тем, чтобы участник итогового собеседования произнес под аудиозапись свою фамилию, имя, отчество, номер варианта прежде, чем приступить к ответу (в продолжительность проведения итогового собеседования не включается);
Изображение слайда
следит за тем, чтобы участник итогового собеседования произносил номер задания перед ответом на каждое из заданий;
следит за соблюдением времени, отведенного на подготовку ответа, на ответ участника итогового собеседования, общего времени, отведенного на проведение итогового собеседования для каждого участника
(для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов время может быть скорректировано с учетом индивидуальных особенностей участников итогового собеседования).
Изображение слайда
21
Слайд 21: Действия экзаменатора-собеседника
Довести до сведения участников:
Прежде чем приступить к ответу, участник итогового собеседования — проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта;
— перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания
Создает доброжелательную рабочую атмосферу
Организует деятельность участника итогового собеседования
Изображение слайда
22
Слайд 22: выполняет роль собеседника:
задает вопросы (на основе карточки экзаменатора-собеседника или иные вопросы в контексте ответа участника итогового собеседования); переспрашивает, уточняет ответы участника, чтобы избежать односложных ответов;
не допускает использование участником итогового собеседования черновиков
( кроме участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, которые проходят итоговое собеседование в письменной форме).
Изображение слайда
23
Слайд 23: При выполнении заданий КИМ итогового собеседования (задание № 2 «Пересказ текста»)
участник итогового собеседования может пользоваться «Полем для заметок», предусмотренным КИМ итогового собеседования.
При выполнении других заданий КИМ итогового собеседования делать письменные заметки не разрешается.
Изображение слайда
Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды, которые проходят итоговое собеседование в письменной форме, вправе пользоваться листами бумаги для черновиков.
Изображение слайда
Алгоритм речевого поведения экзаменатора-собеседника
Внимание!!! Запись поточная! Экзаменатору-собеседнику важно не забыть включить микрофон. Полностью микрофон не отключаем; ставим на паузу ).
Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента и корректно регулирует время выполнения заданий.
Изображение слайда
26
Слайд 26: Ход итогового собеседования
ЭС : Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста.
Ученик: ученик четко называет фамилию, имя, отчество, класс в микрофон.
ЭС: Назовите номер варианта.
Ученик: ученик четко называет свой номер.
ЭС : Покажите свой паспорт, возьмите КИМ.
ЭС: вносит данные в «Ведомость учёта проведения ИС» (ФИО участника, класс, время начала ИС)
ЭС : (проводит краткий инструктаж о содержании ИС):
Вы участвуете в итоговом собеседовании. Вам предстоит прочитать вслух небольшой текст; пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием; выбрать одну из трех предложенных тем беседы; затем Вы поучаствуете в беседе по теме предыдущего задания. Перед тем, как начинать отвечать, Вам необходимо называть номер задания. Желаю Вам успехов!
Изображение слайда
Задание №1. Чтение текста.
ЭС: Выразительно прочитайте текст (Предложить учащемуся познакомиться с
текстом для чтения вслух).
У Вас есть две минуты на подготовку.
Пояснение: экзаменатор-собеседник предлагает учащемуся познакомиться
С текстом для чтения вслух, сообщает, что время для подготовки-2 минуты; следит за временем; за несколько секунд напоминает ученику о готовности к чтению.
Ученик: 2 минуты готовится к чтению.
ЭС: Ваше время на подготовку истекло. Прочитайте, пожалуйста, предложенный Вам текст. Не забудьте перед тем, как читать текст, назвать номер задания.
Пояснение: экзаменатор-собеседник просто слушает чтение, не делает никаких замечаний.
Ученик: « Задание № 1 » (ученик читает текст – до 2 мин).
Изображение слайда
28
Слайд 28: Экзаменатор-собеседник
Не называет фамилию, имя и отчество человека, о котором идет речь в тексте);
Изображение слайда
Задание №2. Пересказ текста.
ЭС: П ерескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ предложенное Вам высказывание.
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У вас есть 2 минуты на подготовку.
Вы имеете право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу — «Полем для заметок», а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения второго задания (карточка с цитатой).
ЭС: дает ученику карточку с цитатой.
Вы можете приступить к выполнению второго задания (экзаменатор-собеседник следит за временем).
Ученик: готовится к пересказу.
ЭС: Ваше время на подготовку к пересказу истекло. Сдайте мне, пожалуйста, текст, пересказ которого вы будете сейчас делать.
Изображение слайда
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст о Влади́ мире Никола́ евиче Ипа ́ тьеве, включив в пересказ слова американского химика Фрэ́нка Уи́тмора : «Среди многих замечательных химиков Россия дала миру трёх выдающихся – Михаи ́ ла Ломоно ́ сова, Дми ́ трия Менделе́ ева и Влади́ мира Ипа ́ тьева ». Подумайте, где лучше использовать слова Ф. Уитмора в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изображение слайда
31
Слайд 31: Экзаменатор-собеседник
Не читает цитату и не называет фамилию, имя, отчество автора цитаты.
Изображение слайда
Текст для пересказа должен был быть перед глазами 2 мин. во время подготовки.
Цитата должна быть перед глазами и во время подготовки, и во время пересказа.
Изображение слайда
Ученик: отдает экзаменатору-собеседнику текст.
ЭС: Вы можете во время пересказа пользоваться записями ( «Поле для заметок»), которые Вы сделали. Перед тем, как пересказывать текст, назовите, пожалуйста, номер задания.
Вы можете начать пересказывать текст (экзаменатор-собеседник просто слушает пересказ и не делает никаких замечаний).
Ученик: « Задание № 2»
(ученик пересказывает текст; во время пересказа он может пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу (до 3 мин).
ЭС: Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2, поэтому материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2, Вы сдаете мне (экзаменатор-собеседник забирает у ученика материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2- текст для чтения и пересказа, карточку с цитатой).
Изображение слайда
Задания №3, № 4. Монологическое высказывание. Беседа по выбранной теме.
ЭС: Выберите одну из предложенных тем для беседы.
(экзаменатор-собеседник дает ученику карточку с заданием №3).
ЭС: Какую тему Вы выбираете?
Ученик : выбирает тему.
Ученик: Я выбираю тему №2 «………………………………………»
(экзаменатор-собеседник дает ученику карточку согласно выбранной теме. В данном случае карточку с темой №2)
Изображение слайда
МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы
Задание 3
Изображение слайда
Задание №3. Монологическое высказывание.
ЭС: Ознакомьтесь с планом монологического ответа.
Тема 2…………… (Повествование на основе жизненного опыта.)
Изображение слайда
ЭС : У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более трех минут. Вы можете начать готовиться (экзаменатор-собеседник следит за временем-1 минута).
ЭС: Ваше время на подготовку истекло. Не забудьте перед тем, как начать говорить, назвать номер задания. Внимательно слушаю Вас.
Ученик: «Задание №3» ( начинает свой монолог)
(экзаменатор-собеседник просто слушает монолог ученика по выбранной им теме; следит за временем — не более 3 минут).
ЭС : Благодарю Вас за монолог. Предлагаю Вам побеседовать со мной.
Изображение слайда
Задание № 4.Диалог.
ЭС: Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. Помните, что Ваше высказывание должно занимать не более трех минут.
ЭС: поочередно задает вопросы ученику, внимательно слушает ответы, чтобы при необходимости задавать наводящие вопросы ; следит за временем — не более 3 минут.
Примечание : если ученик уходит от ответов на поставленные вопросы или отвечает односложно (да/нет), учителю-собеседнику важно «разговорить» ученика, задавая наводящие вопросы в рамках темы диалога.
ЭС: Спасибо! Вы выполнили все задания итогового собеседования. Ваш экзамен закончен. Распишитесь в ведомости. До свидания!
Изображение слайда
МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы
Задание 4
Карточка собеседника
Тема 3. Мода
? Всегда ли нужно следовать моде?
Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
Приведите пример отрицательного влияния моды.
Карточка собеседника
Тема 2. Поход (экскурсия)
Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Изображение слайда
Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA-NC
Изображение слайда
45
Слайд 45: Действия экзаменатора-собеседника
Изображение слайда
46
Слайд 46: Задание 4. ДИАЛОГ
В зависимости от содержания монологического высказывания учащихся экзаменатор-собеседник вправе менять последовательность и содержание вопросов, уточнять и дополнять информацию.
При ответе учащегося «Я не знаю» или односложном ответе задача экзаменатора – «разговорить» школьника, задав ряд стимулирующих вопросов:
Экзаменатор: — Чьё мнение для Вас важно?
Учащийся: — Папы. (Односложный ответ будет оценен 0 баллов)
Экзаменатор: Папы? А почему? Какие важные советы Вы получили от него?
Изображение слайда
47
Слайд 47: В зависимости
от содержания монологического высказывания учащегося он вправе менять их последовательность, уточнять и дополнять информацию.
Не следует читать вопрос, необходимо создать ситуацию естественного общения.
Изображение слайда
48
Слайд 48: Типичные ошибки при проведении ДИАЛОГА
Изображение слайда
49
Слайд 49: Варианты развития ДИАЛОГА
Изображение слайда
50
Слайд 50: Типы стимулирующих вопросов
Вопросы общего типа
Вопросы индивидуального (личностного) характера
Почему…
Что Вы думаете о…
Как объяснить…
Как Вы относитесь к тому, что…
Чем отличаются / чем похожи…
Разделяете ли вы идею о том, что…
Верно ли, что…
Согласны ли вы с тем, что…
Что означают слова…
Что Вам непонятно в теме…
В чем актуальность вопроса
Испытывали ли Вы когда-нибудь то же,что …
В чем сложность (банальность) вопроса…
Какие чувства вызывает у Вас данная проблема?
Изображение слайда
51
Слайд 51: Качества успешного экзаменатора-собеседника
НЕЗАЧЕТ за задание 4 (диалог) – в значительной степени следствие НЕДОСТАТОЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКЗАМЕНАТОРА-СОБЕСЕДНИКА
Изображение слайда
– Чьё мнение для Вас важно? – Папы.
В данной ситуации получен односложный ответ на вопрос, который будет оценен 0 баллов.
Чтобы избежать коммуникативной неудачи, собеседнику необходимо помочь ученику развить своё высказывание: выразить удивление, переспросить, уточнить его ответ.
– Папы? А почему? Какие важные советы Вы получили от него?
Изображение слайда
— Есть ли в вашей жизни человек, который служит для Вас примером?
-Не знаю.
-А знаете ли Вы по-настоящему добрых людей?
-Да, знаю…. Это моя бабушка.
— В чем проявляется её доброта?
……………………………………………………..
Можете ли Вы сказать, что Ваша бабушка для Вас пример в проявлении доброты?
Конечно, я могу это сказать. Действительно, именно с бабушки я беру пример. Но я не знаю, смогу ли я так поступать, как моя бабушка.
Изображение слайда
54
Слайд 54: Есть ли у Вас настоящие друзья?
Есть. Это мой друг Игорь.
Как Вы понимаете, что такое настоящий друг?
Ну, не знаю.
Часто ли Вы видитесь с Игорем?
Да, мы с ним видимся раза четыре в неделю.
Где Вы видитесь?
На тренировках.
Чем Вы занимаетесь, каким видом спорта?
Мы занимаемся легкой атлетикой.
Кто из Вас начал заниматься первым?
Я. Мы с Игорем раньше учились в одном классе, в одной школе, где и подружились. Потом я перешел в другую школу, но мы с Игорем продолжали дружить. Стали вместе заниматься спортом.
Изображение слайда
Мы еще разговариваем, общаемся в сетях, рассказываем, что у нас случилось за день.
Какие темы Вы обсуждаете?
Все, какие нам важны, все, и хорошее, и плохое, помогаем друг другу.
Как Вы думаете, есть ли что-то, из-за чего Вы можете поссориться.
Не думаю, мы слишком хорошо знаем друг друга, ценим наши отношения.
Изображение слайда
56
Слайд 56: Учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды
Во время проведения собеседования и экзаменатор-собеседник, и эксперт-экзаменатор должны учитывать особенности той группы выпускников, с которыми будут работать
Изображение слайда
57
Слайд 57: Для участников с расстройствами аутистического спектра
Изображение слайда
58
Слайд 58: В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования
Ответственный организатор образовательной организации составляет
«Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам»,
а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму «Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории».
В случае если проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа, эксперт ставит отметку о досрочном завершении итогового собеседования в форме «Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования».
Изображение слайда
Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий делать пометы в КИМ ( подчѐркивать слова и т.п.)?
Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий 2 вести записи в КИМ и пользоваться ими при ответе?
Сколько времени даѐтся ученику на подготовку к пересказу текста с включением цитаты?
Должен ли экзаменатор-собеседник рекомендовать учащемуся тему монолога или беседы?
Должен ли экзаменатор-собеседник полностью читать формулировку и содержание 2-го задания?
Имеет ли право учащийся переспросить экзаменатора-собеседника, уточнить заданный вопрос? Будут ли снижены за это баллы при оценивании задания?
Каково речевое поведение экзаменатора-собеседника в том случае, если во время диалога учащийся молчит или даѐт ответ на вопрос типа «Не знаю…», «Мне нечего сказать…»?
Имеет ли право экзаменатор-собеседник менять порядок предложенных вопросов или менять их в зависимости от монолога учащегося?
Должен ли экзаменатор-собеседник исправлять ошибки и недочѐты в речи экзаменуемого?
Изображение слайда
Должен ли экзаменатор-собеседник полностью читать формулировку и содержание 1-го задания?
Назовите требования к качествам речи экзаменатора-собеседника.
Изображение слайда
61
Слайд 61: Демоверсия, спецификация, кодификатор итогового собеседования 2021 г
https://fipi.ru/itogovoye-sobesedovaniye
http://doc.fipi.ru/itogovoye-sobesedovaniye/RU-9_kriterii_itog_sobesedovanie.pdf
ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые образцы: 20 вариантов /под. ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2021
Открытый банк оценочных средств по русскому языку (I-XI классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku
Изображение слайда
62
Последний слайд презентации: Порядок работы экзаменатора-собеседника на итоговом собеседовании по русскому: Спасибо за внимание !
Это изображение, автор: Неизвестный автор, лицензия: CC BY-SA
Изображение слайда