Инструкция екатерины 2 по воспитанию внуков

Оглавление

  • Из «Наставлений о воспитании…» Екатерины II: о развивающих играх и детской свободе
  • О методах учителей и наставников
  • О нравственном воспитании
  • О принципах обучения

Принципы воспитания Екатерины II, изложенные ею, когда она стала бабушкой, сильно отличались от традиционных принципов той эпохи. Знакомство с ними любопытно и полезно в наши дни. 

“Никаких перин – только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить столько, сколько требует организм, между приёмами пищи давать только чёрный хлеб”, – считала императрица.

“Зато игр – сколько угодно, ведь “детские игры – не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей”, – советует родителям русская императрица.

Екатерина Вторая, Императрица и Самодержица Всероссийская, вошла в историю и запомнилась нам прежде всего тем, что проявила свои разнообразные таланты в самых разных сферах русской действительности – наверное, потому, что живо и заинтересованно относилась ко всему происходящему в стране и в мире.

За время своего правления она ощутимо раздвинула не только границы Российской Империи, но и границы сознания русского человека, привнеся много нового, свежего, хотя и не привычного в наш менталитет.

Екатерину Романову интересовали экономика и политика, науки и искусства, и, конечно, не остались в стороне от ее деятельного участия воспитание и образование.

861158 - Екатерина II о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»

Есть сведения о том, что в 1784 г. Российская Императрица Екатерина II оставила подробные рекомендации по воспитанию внуков Александра и Константина для их воспитателя князя Николая Ивановича Салтыкова.

Возможно, к этому Её Императорское Величество подвигли размышления о собственных недочётах в воспитании, которые она не столько по молодости и по незнанию, сколько в меру сложившихся не в её пользу жизненных – семейных и государственных –обстоятельств допустила в отношении своего чада – будущего императора Павла I.

Венценосная бабка Павла полностью отстранила нелюбимую невестку от воспитания своего внука и передала его в руки угодных ей воспитателей.

О его детстве мы знаем, что Павел воспитывался в лучших традициях патриархальной русской старины, то есть не имел ни в чем отказа и был, что говорится, балованным, истинно царским дитятей.

205535 - Екатерина II о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»Мальчика при любой погоде одевали очень тепло, плотно кормили, не заставляли быть физически активным и не сильно перегружали чем-либо – вообще не принуждали ни к каким занятиям.

Многочисленная женская дворцовая челядь, в том числе няньки, кормилицы и мамки моментально отзывались на все его прихоти, чем, по мнению Екатерины, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»

Почему так произошло? Отчего уже в те годы увлеченная самообразованием и блестяще просвещенная Екатерина не смогла противостоять этому влиянию?

Вероятно, потому, что в пору младенчества и детства будущего государя Павла положение Екатерины (тогда еще не получившей прозвище Великой) в Царской семье было таково, что она ни в чём не имела права голоса и даже как мать и не могла повлиять на очевидно вредоносное воспитание маленького сына.

К тому моменту, когда власть в России переменилась и императрица смогла принимать самостоятельные решения, будущий государь Павел уже достаточно вырос и сформировался как личность, и здесь вряд ли можно было что-то изменить: болезненный, мнительный и во всех смыслах несамостоятельный юноша, капризный и инфантильный, совершенно не отвечал образу и задачам будущего главы огромной Российской державы.

Очевидно, что и для государства, и лично для его царствующей матери это была большая трагедия и потеря.
С горечью и скорбью признавая свое материнское поражение, став бабушкой, стареющая императрица напишет такие слова:

«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе».

Результатом ее раздумий стала не просто служебная записка и даже не Императорский Высочайший Указ наставнику внуков, а, можно сказать, настоящий психолого-педагогический трактат «Наставление о воспитании…» – своего рода работа над ошибками стареющей матери и самодержицы.

e04159fc9c678d7f5c547ac83ad434f5 - Екатерина II о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»

В этом прелюбопытном документе Императрица Всероссийская ни много ни мало разрабатывает собственные принципы воспитания, причем не сочиненные ею, а основанные на многовековом опыте человечества начиная от античных времен.

Что нужно, чтобы воспитать здоровую и гармонично развитую личность? Екатерина Вторая считала, что необходимо сочетание разных аспектов.

В правильном воспитании ребёнка должны присутствовать и разумная строгость воспитателей, и умеренность во всём, и мудрые ограничения, и при этом – естественная физическая активность на воздухе и дома, и достаточная степень свободы и самостоятельности в выборе при принятии решений.

Императрицу часто критикуют за симпатию к деятелям эпохи Просвещения, к европейским философам-вольнодумцам и безбожникам.

Однако, её воспитательные советы, особенно касающиеся нравственности, показывают, что в них прослеживается ярко выраженная христианская мысль с заботой о душе ребенка, об ограждении ее от страстей и греховных помыслов.

CnzSTmQXEAAQ164 - Екатерина II о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»Из «Наставлений о воспитании…» Екатерины II: о развивающих играх и детской свободе

  • «…Не запрещать им играть, сколько хотят»
  • «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их»
  • «Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят»
  • «Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей»
  • «Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою»

О методах учителей и наставников

  • «Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить»
  • «Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению»
  • «К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить»

О нравственном воспитании

  • «Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи»
  • «Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился»
  • «Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда то бе достойны, при свидетелях»

О принципах обучения

  • «Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание»
  • «Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию»
  • «Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках»
  • «Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
  • «Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать»

Оценивая характер, а также деловые и прочие ценные для государственной деятельности качества внука Екатерины II Александра, впоследствии Российского Императора Александра I, уверенно можно сказать, что её воспитательные принципы показали свою эффективность.

Ведь они немало поспособствовали становлению сильной, волевой, независимой в суждениях – нравственно здоровой и цельной личности. Неслучайно в истории имя этого православного государя связано с победой над войсками Наполеона в освободительной войне 1812 года и навсегда обозначено как Александр Благословенный.

Неслучайно его тезка Александр Пушкин начало его правления определил как «Дней Александровых прекрасное начало».

По инициативе прекрасно воспитанного возмужавшего «мальчика», внука венценосной бабки, в стране появились новые блестящие учебные заведения – университеты, лицеи, гимназии. По его воле была прекращена раздача государственных крестьян помещикам, а вскоре вышел указ о «вольных хлебопашцах».

Начатое Александром Благословенным освобождение крестьян шло тяжело, со скрипом – что и понятно в большой традиционной стране с многовековым патриархальным укладом. Но, как уверены историки, именно его идеи и начинания сделали возможным проведение реформы 1861 г., отменившей крепостное право.

Получается, государь, с детства воспитанный на правильных и здоровых принципах Божией правды, Богом данной свободы выбора и человеколюбия, постарался привнести это в окружающий его мир. Александр I многое сделал для того, чтобы упразднить рабство и вернуть человеку его изначальное достоинство, напомнив, что есть в нём образ и подобие Божие.

Валентина Киденко по материалам СМИ

(В статье использованы цитаты из документа «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина». Собрание Русского Императорского исторического общества, т. 10).

Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

https://fit4brain.com/wp-content/uploads/2019/03/catherine.jpg

Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни.

Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени». Мысль эта главенствует и в педагогической инструкции, данной ею князю Николаю Ивановичу Салтыкову — официальному воспитателю Великих Князей — Александра и Константина.

Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке — его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»

Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1862 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен.

«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла Екатерина.

В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.

Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили, но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.

Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.

Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:

✽✽✽

Не запрещать им играть, сколько хотят.

✽✽✽

Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб.

✽✽✽

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

✽✽✽

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово.

✽✽✽

Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.

✽✽✽

Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.

✽✽✽

Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.

✽✽✽

Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять; но отвращать их от лжи.

✽✽✽

Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.

✽✽✽

О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

✽✽✽

Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.

✽✽✽

Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.

✽✽✽

К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.

✽✽✽

Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.

✽✽✽

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.

✽✽✽

Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

✽✽✽

Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.

✽✽✽

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.

✽✽✽

Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

✽✽✽

Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть – принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

Из: «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года. Собрание русского императорского исторического общества, т. 10, стр. 310-330

В 1780-х — середине 1790-х гг. российская императорская фамилия была одной из самых многочисленных в Европе — у Екатерины II подрастали три внука и шесть внучек. «Российская Минерва» была всерьез озабочена тем, чтобы все они получили систематическое образование. Так впервые в истории России проблема «воспитания принцев и принцесс» вышла на первый план и заняла серьезное место в истории придворной культуры, педагогики и общественной мысли в целом.

Тема обучения старших внуков Екатерины, великих князей Александра и Константина, в значительной мере разработана в историографии1, но этого отнюдь нельзя сказать об изучении того, как именно получали образование их сестры. Архивные находки, сделанные в отделе рукописей Кантональной и университетской библиотеки города Лозанны (Швейцария), позволили обнаружить документы гувернанток великих княжон Елены Павловны (1784-1803) и Марии Павловны (1786-1859) — Жанны Юк-Мазле и Эстер Моно. Уроженки земли Во (части Швейцарии, лежащей вдоль берегов Женевского озера), они были приглашены в Россию, а среди оставленных ими бумаг находятся дневники и переписка, проливающие свет на организацию и процесс воспитания внучек Екатерины II.


Ж. Пажу. Федерик-Сезар Лагарп. 1803 г.

Выбор гувернанток

В 1783 г. при российском дворе появился первый швейцарский воспитатель — через посредничество барона Ф.М. Гримма для обучения великих князей Александра и Константина Екатерина II пригласила Фредерика-Сезара Лагарпа, выходца из города Ролля в земле Во. Для воспитания внучек императрица искала «девушек благородного происхождения, с хорошим образованием, привыкших к обществу, а также хорошо владеющих своим языком и довольно просвещенных, чтобы они в состоянии были составить компанию и вести беседы»2. Вполне естественно, что Екатерина обратилась за помощью к Лагарпу, и тот через посредство своего друга Анри Моно — в будущем крупного политического деятеля кантона Во — нашел двух девушек из города Моржа (близ Ролля); одна из них была племянницей друга Лагарпа, вторая — ее подругой. Так родственные связи и личное поручительство помогли завязать долгосрочные, продолжившиеся и в XIX в. контакты между средой швейцарских педагогов и российской императорской фамилией.

Эстер Моно (в замужестве Рат; Esther Monod (Rath), 1764-1844) и Жанна Юк-Мазле (Jeanne Huc-Mazelet, 1765-1852) прибыли в Петербург летом 1790 г. и, будучи представлены Лагарпом императорской семье, уже в августе смогли приступить к своим обязанностям. Эстер Моно стала гувернанткой шестилетней великой княжны Елены Павловны, а Жанне Юк-Мазле поручили воспитание четырехлетней Марии Павловны.

Портрет Жанны Юк-Мазле, начало XIX в.

Эстер была младшей из четырех сестер в знатной и состоятельной протестантской семье3. Выбор Екатерины не случайно пал на швейцарок протестантского вероисповедания — считалось, что они отличаются «простотой, моральной стойкостью и меньшей податливостью»4. Моно и Юк-Мазле должны были неотступно сопровождать своих воспитанниц, не только принимать участие в их обучении, но и воспитывать, оказывать влияние на формирование характера, вкусов и манер. Эстер должна была постоянно находиться при своей шестилетней воспитаннице, в том числе присутствовать на ее занятиях с другими преподавателями, а также обучать княжну французскому языку5.

Свидетельство о благонравии, выданное швейцарскими властями Жанне Юк-Мазле для ее переезда в Россию.

Швейцарским гувернанткам был определен напряженный рабочий график: выходной им полагался лишь каждое второе воскресенье. Рабочий день Эстер начинался в семь часов утра. Она должна была присутствовать при утреннем туалете Елены Павловны и следить, чтобы та вела себя благоразумно и не мешала своему парикмахеру. Затем следовали разнообразные занятия, обед, время от времени — визит к августейшим родителям, подготовка домашних заданий, игры. Заканчивался рабочий день между 21 и 22 часами вечера, когда девочек укладывали спать. Как видно, у Эстер было мало свободного времени, к тому же часть его она посвящала самообразованию и ведению «Журнала воспитания». Именно этот уникальный источник — дневник воспитания великой княжны6 — был обнаружен в Лозанне и позволил раскрыть особенности воспитания Елены Павловны.


Мари Элизабет-Луиза Виже-Лебрен. Портрет дочерей императора Павла I. 1796 г. Слева - Александра, справа - Елена.

Обучение великой княжны

Начиная с шестилетнего возраста и до момента, когда в неполные пятнадцать лет ее выдали замуж за наследного принца Фридриха Людвига Мекленбург-Шверинского, Елена Павловна обучалась широкому кругу предметов: арифметике, географии, истории (эти дисциплины преподавал швейцарец Жан-Виктор де Сибург, также выходец из земли Во, из города Пайерн), изучала английский, французский, немецкий и итальянский языки, брала уроки танцев у французского хореографа Шарля Ле Пика и рисования у художника Ивана Акимова (впоследствии в 1796-1800 гг. директора Академии художеств). Елена Павловна играла на клавесине и изучала сольфеджио под руководством итальянского композитора Джузеппе Сарти, игре на арфе ее обучал французский профессор и композитор Жан-Батист Кардон, закон Божий преподавал протоиерей Андрей Самборский. Занималась Елена Павловна шесть дней в неделю, кроме воскресенья.

Подобный уровень подготовки был значительно выше, чем у девочек из аристократических семей7. Несомненно, важную роль в этом играла мать, великая княгиня Мария Федоровна, которая получила блестящее домашнее образование в Вюртембергском княжестве, владела несколькими языками, играла на клавесине, прекрасно рисовала и даже вытачивала камеи. Жанна Юк-Мазле в письме родителям отмечала, что Мария Федоровна «как настоящая мать семейства интересуется образованием своих детей, всегда задает нам вопросы о нем и ободряет»8.

Швейцарские гувернантки должны были стать не только наставницами, но и завоевать доверие девочек. Записи «Журнала воспитания», охватывающего промежуток с 1 марта до конца мая 1792 г., не отличаются разнообразием: изо дня в день Эстер Моно подробно повествовала обо всем, что в тот момент было важным для воспитания Елены Павловны: была ли та прилежна во время урока, хорошо ли себя вела, доброжелательна ли к сестрам, не съела ли слишком много сладкого… Однако нельзя не заметить, что журнал отражал кропотливую ежедневную работу гувернантки, требующую настойчивости и терпения.

На титульной странице Моно поместила посвящение Марии Федоровне, для которой предназначались эти записи. Очевидно также, что свой журнал Моно читала и самой Елене Павловне, о чем она упоминает и иногда напрямую обращается в тексте к воспитаннице, а подавляющее большинство рассуждений имеют ярко выраженный назидательный характер. Таким образом, маленькая княжна знала, что ее наставница ежедневно фиксирует все подробности, касающиеся ее обучения и поведения, и что о них обязательно узнает мама. Чтение журнала вслух было одним из педагогических приемов Моно, преследовавших цель стимулировать сознательность и ответственность Елены Павловны. Следует подчеркнуть уникальность подобного источника для России той эпохи: ни воспитатели сыновей Павла Петровича, ни гувернантки сестер Елены Павловны не вели подобного журнала.


Кукла и парикмахер

Какие же качества стремилась воспитать в великой княжне швейцарская гувернантка? В первую очередь честность, доброту, прилежание, любезность. Моно учила ее быть человечной, милосердной и уважать человеческое достоинство в том числе и в людях, стоящих ниже ее по положению (в чем, несомненно, проявлялось влияние идей Просвещения).

Так, например, в один из дней начала марта 1792 г. Елена Павловна была не слишком прилежна и равнодушна к недовольству педагогов. Вслед за тем швейцарка застала ее перед зеркалом, и ей показалось, что девочке «доставляет бесконечное удовольствие смотреть на себя в зеркало и украшать свою голову тканями». Моно попыталась внушить ей, что внешний вид и украшения «не могут заменить талант и образованность» (4 марта 1792 г.). В своих апрельских записях Моно сокрушалась, что ее воспитанница демонстрирует «очень мало прилежания» и дает все новые обещания, на которые гувернантка «уже и не решается рассчитывать». Она отмечает, что уже длительное время старается объяснить своей ученице, что «нет ничего более ценного, чем время»: «Невежество — удел тех, кто не ценит время, невежество не только лишает нас удовольствий и приятности общества, но и заставляет нас попадаться в разного рода ловушки и подвергаться множеству унижений, оно отдаляет от нас просвещенных людей, которые, естественно, стремятся приблизиться к тем, кто обладает развитыми достоинствами и образованным умом» (19 апреля 1792 г.).

Гувернантка касалась также и отношений Елены Павловны с сестрами: призывала свою подопечную быть уступчивой и покладистой, преодолевать капризы и плохое расположение духа. Говоря о вечерних занятиях, Моно хвалила великую княжну, если она вместо игр предпочитала заняться музыкой или рисованием (22 марта 1792 г.). Воспитательному процессу способствовала и конкуренция между сестрами, стремившимися заслужить похвалу Марии Федоровны. Так, в записи от 15 марта 1792 г. Моно отмечала, что девочка обещала стараться, чтобы «maman, которая должна читать этот журнал, была бы всегда довольна».

Запись от 17 марта 1792 г. демонстрирует один из типичных педагогических приемов Моно. В тот день за утренним туалетом Елена Павловна плохо вела себя со своим парикмахером, который «безмолвно страдал от повторявшихся движений мадам Элен». Тогда гувернантка решила наглядно объяснить девочке, как нужно себя вести, не обижая тех, кто по своему социальному положению стоит ниже нее. «Я взяла куклу и попросила Ее Высочество ее причесать. Удивленная такой просьбой мадам спросила меня, как это возможно, что я разрешаю, чтобы она играла до своих занятий. Я ответила ей, что это маленькая прихоть, и повторила свою просьбу. В итоге мадам приступила к делу, но непослушная кукла вела себя точно так же, как каждый день себя вела мадам Элен. Тщетно принцесса просила куклу вести себя спокойно, кукла продолжала свои непослушные движения; наконец, мадам объявила, что ее невозможно причесать. Здесь-то я и поджидала Ее Высочество, я попыталась объяснить ей, как должен был страдать бедный парикмахер и насколько нужно следить за тем, чтобы не причинять никому мучений, и в частности, также и тем людям, которые от нас зависят, поскольку, боясь не угодить нам, они подавляют свои стоны, а потому страдают вдвойне, а мы становимся повинны в бесчеловечности каждый раз, когда мы причиняем кому-нибудь страдания».

Еще одна схожая ситуация — случай с пропажей кусочка ткани: Елена Павловна подумала, что его взяла служанка, и обвинила ее, однако, оставшись наедине с гувернанткой, обнаружила пропажу в своем же кармане. Тогда она попросила позвать несправедливо обвиненную девушку и «в самой трогательной манере» извинилась перед ней за свою «несправедливость и вспыльчивость». Затем великая княжна пообещала «никогда никого не обвинять, не имея достаточных доказательств», чтобы не вышло несправедливости (12 апреля 1792 г.).

Нередко Моно была довольна стараниями и поведением девочки. В такие дни гувернантка с искренностью давала понять великой княжне, что рада ее успехам и довольна ею. Журнал воспитания Елены Павловны позволяет судить и о характере взаимоотношений между швейцарской гувернанткой и великой княжной: Моно предстает как заботливая и неравнодушная наставница, с любовью относящаяся к Елене Павловне и воспитывающая в ней сознательную личность. Себя же Моно, обращаясь к великой княжне, называет «той, которая искренне желает Вашего счастья» (30 апреля 1792 г.).


В. Боровиковский. Великая княжна Елена Павловна. 1796 г.

Элен и Штеринка

Доброе заинтересованное отношение швейцарки к Елене Павловне нашло отклик в детском сердце. Моно сумела завоевать уважение и доверие воспитанницы, которая называла ее не иначе как Штеринка9, писала ей трогательные письма и в течение всей своей (увы, недолгой) жизни сохраняла к ней добрые чувства. Например, в одном из писем, написанных до 1795 г., когда Эстер Моно была больна, Елена Павловна подробно описывала, как провела день, перечисляла свои успехи и недочеты и даже упомянула, что ела на обед. В другом письме к Эстер она трогательно называет себя «ее ребенком»10.

В августе 1797 г. Моно пришлось по причине болезни на несколько месяцев уехать в Швейцарию, а в феврале 1798 г. она вернулась в Санкт-Петербург11. Уезжая на лечение на родину, Моно оставила Елене Павловне прощальное письмо с наставлениями, дышащее любовью и нежностью, которую швейцарка испытывала к «милому сердцу ребенку»12. Моно просила двенадцатилетнюю Елену Павловну с пользой употреблять «каждую минуту своего времени»: начинать день с молитвы, прилежно учиться, а также вести дневник. Хорошая учеба и поведение, подчеркивала Моно, это способ доказать родителям свою любовь, преданность и благодарность. Моно призывала ее быть «вежливой, доброй и предупредительной со всеми» и вести себя по отношению к той гувернантке, которая будет ее заменять, с тем же доверием и благорасположением, с каким она всегда относилась к Эстер. Моно выполняла функции гувернантки при великой княжне в течение девяти лет, с августа 1790 г. по декабрь 1799 г., а по окончании службы была пожалована поместьем в Лифляндии.

В последнее десятилетие XVIII в. при императорском дворе сложилась система образования великих княжон. Ее возникновение стало результатом усилий Екатерины II, великой княгини Марии Федоровны, Ф.-С. Лагарпа, проявлявшего живой интерес к этому процессу, и баронессы Шарлотты Ливен, которой было поручено общее руководство воспитанием девочек в царской семье. Эстер Моно успешно использовала такой инструмент, как журнал воспитания (неясно, продолжила ли она его вести после первых трех месяцев или же его воздействие оказалось столь эффективным, что такая необходимость отпала). Апеллируя к сознательности воспитанницы, заставляя ее задумываться о характере и последствиях своих поступков, своем положении в обществе и отношениях с окружающими, Эстер смогла достичь по-настоящему доверительных и дружественных отношений со своей ученицей.

Эстер Моно. "Журнал Ее Императорского Высочества великой княжны Елены Павловны, начатый 1 марта 1792 г.".


1. Андреев А.Ю. Воспитание великих князей Александра и Константина Павловичей глазами Ф.-С. Лагарпа // Филаретовский альманах. 2013. N 9. С. 90-122; Он же. Формирование воспитательной концепции Ф.-С. Лагарпа: европейские идеалы и русская практика // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. «История. История Русской Православной Церкви». 2016. N 4. С. 58-73. Документы о воспитании внуков Екатерины II вошли в фундаментальное издание: Император Александр I и Ф.-С. Лагарп: Письма. Документы. М., 2014. Т. 1: 1782-1802 (сост. и комм. А.Ю. Андреева и Д. Тозато-Риго).
2. Тозато-Риго Д. «Пользуются репутацией людей порядочных и серьезных». Швейцарские гувернеры и гувернантки в России // Родина. 2014. N 1. С. 34.
3. Grisoni A. Eduquer des princesses en Russie. Jeanne Huc-Mazelet (1765-1852) et Esther Rath (1764-1844), gouvernantes a la cour impe riale. Me moire de Matrise universitaire e s Lettres en Histoire moderne. Lausanne, 2015. P. 24.
4. Тозато-Риго Д. Указ. соч. С. 34.
5. Grisoni A. Op.cit. P. 26.
6. Bibliothe que cantonale et universitaire de Lausanne. Fonds Monod (IS 1920). Ob1.
7. Солодянкина О.Ю. Иностранные наставники в дворянском домашнем воспитании в России (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.). Дисс… д.и.н. Москва, 2008.
8. Grisoni A. Op. cit. P. 34.
9. Уменьшительно-ласкательная русифицированная производная от «Эстер», встречающаяся в письмах Елены Павловны к своей наставнице.
10. Fonds Monod. IS 1920. Oe 7. No 13 и 53.
11. Grisoni A. Op. cit. P. 59.
12. Fonds Monod. IS 1920. Of 2. No 3.

Думаете, императрица баловала любимых внуков? А вот и нет! Историк рассказала, какие правила воспитания при дворе составила Екатерина Великая.

17 ноября 2022

Детей не кутать и много не кормить — услышат подобное наши бабушки и в ужас придут. Наверняка скажут: «Какие глупости, эти ваши современные методы воспитания». А между тем так растили детей еще при Екатерине II. Императрица сама составила инструкцию, как воспитывать ее внуков. И, надо сказать, методы Екатерины были поистине передовыми.

Елена Алдошина

историк, преподаватель истории, обществоведения и права

— Мою лучшую подругу из высокопоставленной семьи наказывали физически. А меня родители не наказывали. Старший брат все время ворчал: «Мало тебя били». «Как наказывать ребенка?» — я не могла ответить на этот вопрос много лет. И когда у меня родилась дочь, вопрос о методах воспитания встал передо мной весьма остро.

Ответ я нашла, у кого бы вы думали? Нет, не у доктора Спока, не в учебниках по психологии. У Екатерины Великой, которая правила в конце XVIII века и была увлечена идеями европейских просветителей.

Екатерина в свое время настрадалась от того, что у нее не было возможности воспитывать своего сына — Елизавета забрала Павла к себе. Павел I воспитывался по старинке: его кутали в меха и перекармливали, а воспитатели исполняли все его прихоти. Екатерина сетовала: «У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!»

Действительно, когда у Екатерины появились внуки, она лично составила «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина». И расписала все до мелочей — как одевать, кормить, наказывать, во что играть, как учить наследников престола.

Помню, меня поразило, что аристократов, оказывается, воспитывали весьма жестко, их день расписан по часам. Большинство ведь представляет аристократов как людей, которым позволено все! Они только отдают распоряжения и наслаждаются жизнью. Так воспитывали отпрысков родовитых бояр веками. Екатерина же, следуя европейским веяниям, заложила новые принципы воспитания русской аристократии — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.

Читайте также: «Находятся в тени и редко выходят в свет: как выглядят дети и внуки королевы Камиллы»

Вот основные принципы, на которых воспитывали великих князей:

Как кормить

Еда простая и легкая, больше ягод, овощей, фруктов. За столом предлагать блюдо один раз. Если ребенок отказался, больше не предлагать.

Из предложенных пирожных, конфет всегда брать только одну. А мы удивляемся, как это аристократы в трудную минуту жизни так стойко выдерживали испытания.

Между обедом и ужином еды не давать. Если будут просить, предлагать только хлеб и воду.

Как бороться с капризами

«Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать». Екатерина внушала, что если бабушка что-то сказала, то этого нельзя изменить также, как нельзя отменить грозу или дождь.⠀

Читайте также: «Тайный смысл детских капризов: 5 вещей, которые не понимают родители»

Как укреплять здоровье

Закаливать! В спальне температура должна была быть примерно 18 градусов. А еще и одеяла тонкие, матрасы жесткие. Летом же обязательно купание в реке.⠀

Как учить

«За учение не бранить!» — велела Екатерина. Если учатся охотно — хвалить! Именно за желание учиться, а не только за успехи.

Учение начиналось в очень раннем возрасте. Учили сразу несколько языков, постепенно добавлялись новые общеобразовательные предметы.

А еще были уроки фехтования, танцев, уроки верховой езды, плавания и обучение эпистолярному жанру! Детей учили не только искусству писать письма, но и приучали делать это ежедневно.

И так расписан весь день. Екатерина настаивала «Никакой праздности!»

Как наказывать ⠀

Физическое наказание недопустимо. Наказывать детей путем лишения удовольствий. Кроме того, если у мальчиков есть собака, а они забывают ее покормить, их лишают возможности общаться с собакой. Если у ребенка есть свой цветок, а он забывает его поливать, цветок забирают. Сначала временно. Если ребенок «исправился», все возвращают.

Вот такие принципы воспитания русской аристократии были заложены в конце XVIII века.

Читайте также: «Вспомнишь — вздрогнешь: как ухаживали за новорожденными 100 лет назад»

Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей». Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни.

В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков для князя Николая Ивановича Салтыкова — официального воспитателя Александра и Константина.
Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке — его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»

Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1862 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен.

«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла Екатерина.

В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.

Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили («…когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать»), но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.

Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.

Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:
Не запрещать им играть, сколько хотят.

***

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

***

Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.

***

Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.

***

Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.

***

Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять но отвращать их от лжи.

***

Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.

***

Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.

***

Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.

***

К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.

***

Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.

***

Не столько учить детей, сколько им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.

***

Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.

***

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.

***

Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

***

Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть — принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

Из: «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года. Собрание русского императорского исторического общества, т. 10, стр. 310-330

Оригинал взят у nathoncharova в Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда для работников 2 группы электробезопасности
  • Инструкция по охране труда для столяра сборщика
  • Прялка электрическая эрго инструкция с ножным приводом
  • Бокал за наше руководство
  • Инструкция по охране труда врача общей практики