Инструкция к дидактической игре времена года

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВРЕМЕНА ГОДА»

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/stihi_pro_prirodu.jpg

Составители:

воспитатели

I квалификационной категории

Пляшева Гульнара Алиевна,

Акатьева Лейсян Ильдусовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2015 год

Дидактическая игра «Времена года»

Пояснительная записка

к дидактической игре «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года»  имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для  индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов.   Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Дидактическая игра  многофункциональна.  Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.  

Целью дидактической игры «Времена года» является:

— формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

— выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям  видов деятельности людей, одежде;

— активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

— воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Описание игры для детей «Времена года»

Вариант 1. Игра  «Когда это бывает?»

Задачи:

  1. Закрепить знания о природных явлениях.
  2. Формировать представления о временах года, о месяцах.
  3. Развитие внимания, зрительного восприятия.

Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.

Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.

Помогать друг другу в ходе игры.

Материал:                       как вариант,

В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (Осень).

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)

Вариант. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильно.

Вариант. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

Вариант. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основном круге дети рассматривают картинки и соотносят их с определенным временем года.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

К основному кругу добавляются части, обозначающие месяца. Дети определяют месяц по разным признакам.

Вариант 2.  Игра «12 месяцев»

Задачи:

  1. Учить соотносить каждое время года с определенным цветом.
  2. Способствовать формированию математических представлений:  счет от 1 до 4, от 1 до 12; умение разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; умение называть последовательность месяцев в году.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Вариант для детей от 3 до 4 лет.

На основной круг выкладываются четыре части. Дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4 и последовательность времен года.

Вариант для детей от 4 до 5 лет.

К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.

Вариант 3. Игра «Круглый год»

Задачи:

  1. Учить детей называть времена года.
  2. Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
  3. Активизировать и обогащать словарь.
  4. Развивать воображение, фантазию, мышление.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основной круг выкладываются части с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

        Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца.

Например: март – «М» — молоко, мыло и т.д.

Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».

        Вариант 4. Физминутка «Времена года».

Задачи:

  1. Учить детей выполнять движения в соответствии с указанной схемой.
  2. Формировать двигательную активность.
  3. Развивать ловкость, внимательность.

Правила

        Вариант 5. Игра «Дорисуй картинку»

Задачи:

  1. Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности
  2. Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.

Материал

Список использованной литературы

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозайка – синтез, 2010.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации  – М.: Мозаика – синтез, 2008.

Дидактическая игра «Времена года» применяется как обучающий, развивающий, воспитывающий элемент во всех видах детсадовских занятий: индивидуальных и групповых, развлекательных и познавательных, коммуникативных и исследовательских. Играют дети 3-7 лет, для каждой возрастной группы предусмотрен свой вариант занятия, более сложный или упрощенный.

Дидактическая игра «Времена года»

Играет средняя группа, дошкольники 4-5 лет.

Цель дидактической игры «Времена года» – формирование и закрепление знаний о последовательной смене сезонов, привитие уважительного отношения к природе.

Занятие помогает дошкольникам:

  • запомнить сезоны года и последовательность их чередования;
  • правильно определять визуальные сезонные признаки;
  • закрепить представления об особенностях 4-х календарных времен;
  • развить наблюдательность, зрительную память, умение концентрировать внимание, речевые навыки;
  • воспитать в себе любовь в природе, заботливое отношение к ее объектам;
  • видеть природную красоту во все времена года.

Для игры необходимо подготовить 4 иллюстрации, изображающих один и тот же пейзаж в разные сезоны, вырезать карточки с изображенными признаками, объектами и явлениями каждого времени года.

Дети разбирают картинки с сезонными пейзажами. Воспитатель показывает карточки одну за другой, а воспитанники выбирают изображения, соответствующие выбранным иллюстрациям сезонов, называют, что изображено, объясняют выбор. Выигрывает участник, первый без ошибок выбравший правильные карточки.

Для старшей группы игру можно усложнить.

Для усложнения воспитатель сам раскладывает карточки по картинкам пейзажей, но неправильно. Задача детей – переместить карточки на соответствующие времена года.

Игра «4 сезона и 12 месяцев»

Играют детсадовцы 3-4 лет, то есть младшая группа.

Задачи игры:

  • научить соотношению календарных времен с определенной палитрой;
  • развивать математические навыки – умение считать до 4-х и 12-ти, разделять геометрические фигуры на равные части, последовательно называть месяцы;
  • развивать память, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Для занятия необходимо сделать круг, разделить на 4 равные части, каждую часть раскрасить цветом, соответствующим времени года: синий – зима, зеленый – весна, желтый – лето, красный – осень. Дети должны догадаться, к какому сезону относится каждая часть круга, рассказать, почему выбран этот цвет.

Для средней возрастной группы задание усложняют, каждый сезон круга делят на 3 месяца.

«Времена года» для старших дошкольников

Для подготовительной группы дошкольников можно провести игру с использованием компьютерных технологий. Педагогу необходимо подготовить слайды, изображающие картинки-ответы на вопросы и загадки. Из представленных картинок дети должны выбирать правильные, кликать по ним компьютерной мышкой.

Цель игры – формирование представлений о сезонных изменениях в природе и развитие способностей к познанию посредством использования компьютерных технологий.

Сезонные изменения в природе

Задачи дидактической игры «Времена года»:

  • формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком;
  • закрепление знаний о признаках весны, лета, осени, зимы;
  • закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных птицах;
  • формирование умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки, грамотно и последовательно высказываться;
  • увеличение познавательной активности;
  • развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса;
  • развитие памяти, восприятия на слух и зрение, моторики пальцев рук, умения концентрироваться, логически мыслить.

Первая группа слайдов касается осени. Педагог загадывает загадку, дети угадывают, какое время года изображено. Далее воспитатель задает вопросы: по каким признакам воспитанники определили осень, какого цвета листья на деревьях, в какой одежде люди на картинке, почему они так одеты. На следующем слайде изображены осенние листья, дети должны назвать, от какого дерева они оторвались.

Вторая группа слайдов касается зимы, дети отгадывают загадку, рассказывают, по каким признакам определили зиму, как одеты люди. На втором слайде из представленных животных выбирают тех, что впадают в спячку. На третьем из представленных картинок выбирают правильные ответы на загадки про снежинку, снеговика, снегопад, мороз, иней, сосульки.

Дальше дошкольники рассматривают весну, отгадывают загадку, объясняют выбор картинки, рассказывают, как одеты люди. На втором слайде выбирают среди изображенных птиц перелетных. На третьем из представленных изображений выбирают ответы на загадки про подснежники, солнце, траву, ручьи, капель, грачей.

Далее дети рассматривают лето, дают ответ на загадку, объясняют выбор картинки, объясняют почему люди на ней легко одеты. На втором слайде подсчитывают количество бабочек в прямом и обратном порядке. На третьем выбирают из представленных грибов съедобные.

В завершение игры педагог просит детей нарисовать любимое время года.

Дидактическая игра «Времена
года»

Данная игра предназначена для
работы с детьми от 3 до 7 лет.

Цель игры:

способствовать уточнению и расширению
представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях,
происходящих в живой и неживой природе, развитию связанной речи, воспитывать
интерес к познавательной и игровой деятельности. Для каждой возрастной группы
имеется свой вариант обыгрывания.

Дидактическая игра «Времена
года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее
можно использовать практически в любых видах детской деятельности.
Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и
фронтальной работы с дошкольниками.

Материал:

4 картинки, изображающие времена года, и
разрезные карточки с приметами времен года.

Игре обязательно должна предшествовать
беседа. 

Например:

Зимой день короткий. Солнце стоит
низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы
празднуем любимый всеми праздник — Новый год.

Весной день становится длиннее.
Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях
появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные
птицы. Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник
— это 8 марта

Летом солнце стоит высоко, светит
ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди
носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче.
Солнце ниже. Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев
облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают
теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.

Игровая задача заключается в том, чтобы
положить карточки с приметами времени года в окошечки соответствующей карты и
объяснить свой выбор.

Правила игры:

Большие карты выдаются участникам игры.
Маленькие карточки раскладываются на столе. Дети по очереди берут по одной
карточке и смотрят, подходит ли эта карточка для большой карты, есть ли такая
примета у данного времени года. Если нет, маленькую карточку необходимо
положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто первым закроет все окошечки. Игру
можно использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной
деятельности детей.

Для каждой возрастной группы имеется
свой вариант обыгрывания.

Дидактическая игра времена года

Дидактическая игра времена года

Дидактическая игра времена года

Дидактическая игра времена года

Дидактическая игра времена года

Дидактическая игра времена года

Дидактическая игра времена года

Дидактическая игра времена года

Дидактическая игра времена года

Дидактическая игра времена года

В игре 4 картинки, изображающие времена года, и
разрезные карточки с приметами времен года. Разрезные скачиваем и разрезаем.
Ребенку предлагается разложить приметы весны, лета, осени и зимы по местам.
Чтобы разнообразить игру, вы можете распечатать любые картинки, как-либо
относящиеся ко временам года, и использовать их в игре.

Дидактическая игра времена года

Собираемся на прогулку. Дидактическая игра

Собираемся на прогулку. Дидактическая игра

Собираемся на прогулку. Дидактическая игра

Собираемся на прогулку. Дидактическая игра

Собираемся на прогулку. Дидактическая игра

Собираемся на прогулку. Дидактическая игра

Дидактическая  игра:

«ЧЕТЫРЕ  ВРЕМЕНИ  ГОДА»

Цель  игры:   Формирование    представлений  у    детей   о  временах  года,  о  цикличности  природных  явлений,  развитие   познавательного   интереса.

Описание игры

Дидактическая  игра «Четыре  времени  года»  состоит  из  набора  карточек, которые  отражают  изменения  в  природе  и  жизни  человека  в  разное  время  года  и  четырёх  плоскостных  кукол, которые  соответственно  обозначают  четыре  времени  года: Зима, Весна, Лето  и Осень. Карточки  можно  использовать  как  в работе  за  столом, так  и  на  магнитной доске. Изображения на  карточках  отражают  основные  особенности  сезонов:  «погода», «растительный  мир», «животный  мир», «деятельность  человека», «явления  природы».

Варианты игры

Дидактическая игра «Приметы зимы»

 (мл. школьный возраст)

Задачи:  обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом  потому что.

Ход  игры:

Учитель спрашивает: «Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас  зима. Назовите приметы зимы». Дети  по  очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя  предложение. Например: «Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег».

Дидактическая игра « Составь  рассказ  о  весне»

 (мл. школьный возраст)

Задачи:  побуждать  детей  к  составлению  рассказа  об  этом  времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир  природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход  игры:

На доске  выставляются  карточки, которые соответствуют  признакам  весны, воспитатель предлагает  составить  небольшой  связный  рассказ о  весне. Сначала  учитель  даёт  примерный  образец  рассказа.

 Дидактическая игра  « Четыре  времени  года»

(мл. школьный  возраст)

Задачи:  закрепить  знания  детей о последовательности  времён  года.

Ход  игры:

Учитель предлагает  детям  выставить  последовательно  на магнитной  доске  кукол, обозначающих  времена  года.  Учитель  зачитывает  рассказ  «Четыре сестры»  ( автор  Елена  Глызь):

«Жили — были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето  и  Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.

Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете.

Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье  цветами, а в  волосы вплетала южный  тёплый ветер и пела  вместе с птицами.

Весёлой и ласковой была  сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом  и яркими красками.

Самой печальной из всех сестёр была  Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами  в небо, и часто плакала, посылая на  землю  дождь».

 Дидактическая игра «Когда это бывает?

( мл. школьный возраст)

Задачи:   уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна; вспомнить признаки этих времен года, находить  признаки этих времён года на карточках.

Ход  игры:  

На  доске  прикреплены   куклы, обозначающие  времена  года. Детям раздаются

 карточки  с  изображением людей, животных, деревьев  в разные сезоны. Дети

должны разложить  карточки  соответственно  времени года   и  рассказать, почему они так сделали.

Дидактическая игра «Какое время года?»

(мл. школьный возраст)

Задачи:   учить детей соотносить описание природы  в  загадках  с  определением  времени  года; развивать слуховое внимание;

 с   помощь   поэтического   слова,  показать   красоту различных   времен   года, 

 разнообразие   сезонных явлений.

Ход  игры:  

Учитель загадывает детям  загадки о временах года, дети отгадывают и показывают соответственно ту  куклу,  которая  подходит  к данному времени года, например:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая, В мешке стужу везёт, На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасил все витрины?  (Зима)

Я  раскрываю почки  в  зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня … (Весна)

Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,  Но не касаюсь сосен и ёлочек, я … (Осень)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,  Я реки согреваю, «купайтесь!» — приглашаю.  И любите за это вы все меня, я … (Лето)

Песен полон лес и крика, Брызжет соком земляника, Дети плещутся в реке, Пляшут пчелки на цветке. Как зовётся время это? Угадать нетрудно …(Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

 Дидактическое  упражнение  «Подбери признаки»

(мл. школьный возраст)

Задачи:  уточнить   признаки  зимы  и  лета,  закрепить  навыки подбора  описательных признаков  времён года.

Ход игры:

 На доске выставлены  куклы : Зима и Лето. Дети

 делятся на две команды. Им

предлагается  назвать признаки  зимы и  лета  поочерёдно. За каждый правильный

ответ команда получает фишку. Выигрывает та

команда, которая больше назовет признаков.

Дидактическая  игра  «В  гости к нам пришла  весна»     (младший школьный возраст)

Задачи:  обогащать знания детей о приметах  весны, расширять  словарный запас  словами  «капель»,  «проталина», «скворечник», «подснежник».

Ход игры:  Учитель в игровой форме вносит в группу куклу  Весна и рассказывает детям  о приметах весны, выставляя на магнитную доску картинки с изображением  примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.

Дидактическая игра «Бывает — не бывает»

(мл. школьный возраст)

Задачи:

Обучать составлению и использованию в речи  сложноподчиненных предложений  с союзом  так  как, активизировать и обогащать словарь детей.

Ход игры:  Учитель  рассказывает о каком- либо

 времени года  и выкладывает на стол картинки с

изображением примет. И  по ходу рассказа допускает

 ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя

 свой выбор.

Список литературы

  • Е.А. Пономарёва,  С.А.Иванова

 «Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для детей дошкольного возраста».

  • О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова  «Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.
  • Интернет – ресурсы:

           ostrovmagic.ru;

           Masterclassy.ru ;

           http://detochkidoma.ru/stihiprovremenagoda/.

Просмотр содержимого документа

«Дидактическая игра «Времена года»»

Дидактическое пособие «Времена года»

Автор: Тихонова Алена Валерьевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №255»

Населенный пункт: г. Казань

Пояснительная записка.

Одно из направлений формирования временных представлений у детей- изучение времен года. Дети учатся сравнивать, находить закономерности. У них развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру.

Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические игры.

Дидактическая игра «Времена года» имеет обучающее, развивающее и воспитывающие значение. Пособие прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками с целью закрепления знаний и умению детей выполнять определённые задания, а также для самостоятельного использования. Ее можно использовать в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями.

Дидактическая пособие предназначена для детей от 3 до 5 лет.

Цель:

закреплять понятия «весна», «лето», «осень», «зима»,

— различать изменения природы в разное время года;

— знать времена года и называть их в определенной последовательности;

— находить, соответствующие данному времени года детали;

— оживлять композицию фигурными деталями;

— развивать зрительную память, внимание, речь;

— любить природу в разное время года.

Задачи:

Образовательные:

— учить определять время года по его характерным признакам;

— закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;

— упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»;

— расширение и обогащения словарного запаса;

— способствовать формированию сенсорных умений;

— способствовать развитию наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения, речи и мелкой моторики рук;

— обогащать словарный запас.

Развивающие:

— развивать сенсорные навыки, мелкую моторику рук, память, внимание, логическое и образное мышление, пространственное представление.

Воспитательные:

— воспитывать бережное отношение к природе;

— учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;

Формировать у детей взаимоотношения, сотрудничество при решении задач, воспитание умения выслушать ответ товарища, воспитание самостоятельности

Описание пособия.

Основа пособия – фетр. Игровое панно в рамке, в котором центральная композиция – дерево и набор различных фетровых деталей (листики, тучка, солнце, цветки и т.д.). Так же используется игровое поле, разделенное на времена года в виде часов со стрелкой, карточки, соответствующие временам года.

Принцип создания пособия:

1. Привлекательность для детей;

2. Доступность;

3.Многофункциональность;

4. Стимулирование познавательной активности детей;

Планируемый результат:

Дети понимают правила игры и игровые действия.

— проявляют интерес и принимают игровую задачу.

— имеют представление о характерных особенностях разных времён года, проявляют желания помочь друг другу.

— проявляют умение анализировать достижение игровой задачи.

— проявляют желание использовать игру в самостоятельной деятельности.

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом,

— создание положительного

— эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,

— воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, активности.

Методы воспитания:

беседа, поощрение, упражнение, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.

Методы обучения:

объяснение, беседа, упражнение, частично-поисковый

Предварительная работа:

беседы о временах года, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение за изменениями времён года, прочтение сказки «12 месяцев»

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Вариант 1

Игра «Составь картинку и расскажи»

Цель игры: развить у детей мышление, воображение, речь.

Ход игры: детей спрашивают –«Какое сейчас время года?» и предлагают составить картинку, выбрав нужные детали из фетра. Затем воспитатель просит описать картинку.

Вариант 2

Игра «Что не так?»

Цель: развить речемыслительную деятельность ребенка – внимание, мышление, восприятие, связную речь.

Ход игры: Выбрав какое- либо время года, одна группа детей размещает несколько несоответствующих деталей или фигурок на панно и предлагает другим детям найти лишнее, объяснив свой выбор.

Вариант 3

Игра «Какая сейчас погода?»

Цель: развивать мышление, связную речь у детей

Задачи: описать сегодняшнюю погоду и составить картинку, данному описанию.

Ход игры: воспитатель просит детей описать сегодняшнюю погоду. Дети отвечают, перечисляют все явления, которые есть на данный момент.

Вариант 4

Игра «Составь рассказ об осени»

Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход игры:

На панно выставляются детали, которые соответствуют признакам осени, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ об осени. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

Вариант 5

Игра «Приметы зимы»

Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

Ход игры:

Воспитатель спрашивает: «Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы». Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на панно соответствующие детали названной приметы, составляя предложение. Например: «Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег».

Вариант 6

Игра «Когда это бывает?»

Задачи: закрепить знания о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах.

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Ход игры: Воспитатель предлагает разгадать загадки о временах года и подобрать детали из фетра, соответствующие определенному времени года. Вспомнить характерные особенности данного времени года.

Кто, скажи мне милый друг,

Красит белым всё вокруг,

И деревья, и дома?

Это — зимушка -… (ЗИМА)

Стало солнышко теплей,

Зажурчал в лесу ручей,

Вся природа расцветает,

Время года кто узнает? (ВЕСНА)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (ЛЕТОМ)

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели.

Так бывает раз в году,

А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)

Вариант 7

Воспитатель предлагает устроить соревнование: одни дети составляют картинку времени года на панно из фетра, а другие отгадывают и описывают ее.

Цель: развивать внимание, связную речь, мышление, воображение.

Вариант 8

Цель: развить у детей внимание, мышление, память.

Ход игры: на картинке изображены четыре части времен года. Каждая часть времен года обозначена определенным цветом (зима-голубым, весна- зеленым, лето- красным, осень- желтым). Заготовленные геометрические фигурки из фетра дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4, цвет, форма и последовательность времен года.

Вариант 9

Лото «Когда это бывает?»

Цель: развить у детей внимание, мышление, связную речь.

Ход игры: Детям предлагают игровое поле, разделенный на четыре части с изображением времен года и карточки, соответствующие им. Карточки перевернуты изображением вниз. Воспитатель берет по одной карточки, показывает детям и спрашивает какому времени года подходит картинка. Дети отвечают, объясняют почему именно так и картинка ложится на игровое поле, к соответствующей части. Для старших групп можно усложнить задачу, спросив у детей к какому именно месяцу подходит картинка. В процессе игры закрепляем последовательность времен года и его месяцы.

Вариант 10

Игра «Определи и назови»

Цель: развить у детей внимание, мышление, речемыслительную деятельность, закрепить знания о природных явлениях, форму, цвет.

Ход игры: Ребёнок крутит стрелку на игровом поле, после того как стрелка остановится, называет- время года и определяет цвет, соответствующий данному времени. На данное время года раскладывает геометрические фигуры такого же цвета и называет их. В старших группах- перечислить месяцы и посчитать геометрические фигуры.

Вариант 11

Игра «Прослушай и выбери нужное»

Цель: развить у детей внимание, мышление, речемыслительную деятельность, закрепить знания о природных явлениях.

Ход игры: перед детьми разложены карточки с временами года и природными явлениями. Воспитатель предлагает прослушать стихотворение о времени года, а дети должны выбрать нужные карточки и назвать их месяцы.

Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. К. Толстой

Зима.

Пришла зима с морозами

С морозами, с метелями.

Сугробы под берёзами,

Белым-бело под елями.

О. Высотская

Весна.

Сельская песня

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

А. Н. Плещеев

Лето.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Е. Трутнева

Данное пособие можно применять в «уголке природы». Наблюдая за изменением погоды составлять соответствующую картинку (идет дождь, снег, светит солнце, опадают листья и т.д.).

Список использованной литературы

  1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет- М.: Просвещение, 1988.
  2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  3. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- М.: Мозайка – синтез, 2010.
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.
  5. Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова «Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для развития речи детей дошкольного возраста»- Издательство: Айрис 2007 г.
  6. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова «Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.
  7. https://ped-kopilka.ru/ стихи о временах года для детей 4-5 лет.

Приложения:

  1. file0.docx.. 2,4 МБ

Опубликовано: 21.11.2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал the last of us
  • Ново сед две валерианы капсулы инструкция по применению
  • Микостоп спрей инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Составьте для бабы яги инструкцию по эксплуатации ковра самолета
  • Диоксидин ампулы для уха инструкция по применению взрослым