Инструкция как жанр официально делового стиля

  • Инструкция — это жанр официально-делового стиля, представляющий собой свод правил, устанавливающих порядок и способ выполнения какого-либо действия.

  • Виды инструкций:

    • инструкция по технике безопасности;

    • должностная инструкция;

    • инструкция по охране труда;

    • инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата;

    • инструкция по правилам использования бытовых приборов.

  • Жанровые особенности инструкции:

    • логичность, неэмоциональность изложения;

    • использование стереотипных стандартизированных выражений;

    • использование терминов и абстрактной лексики;

    • употребление односоставных предложений;

    • употребление инфинитива и повелительного наклонения глаголов;

    • чёткое разделение информационных блоков;

    • сопровождение рисунками и схемами.

  • Пример.

    • Не подвергайте телевизор воздействию очень высоких и очень низких температур.

    • Не проливайте на телевизор какие-либо жидкости.

    • Если телевизор был повреждён, не ремонтируйте его самостоятельно.

1.Организационный
момент. Приветствие.

2. Звучит
звуковая заставка «На зарядку становись!» 30 секунд

— Ребята, скажите, в чем необычность прослушанного
текста?

(автор
текста просит нас выполнить утреннюю гимнастику, зарядку в определенной
последовательности…)

-Какова тема этого текста?

(об
утренней зарядке, упражнениях утренней гимнастики)

— А где можно услышать такой текст?

(по
радио, телевидению, на уроке физкультуры)

— С какой целью он произносится?

(задача
автора – дать рекомендации, инструкции по выполнению зарядки)

— Как вы думаете, к какому стилю можно отнести
прослушанный текст?


деловому)

Официально-деловой
стиль

— Итак, тема
урока – официально-деловой стиль речи. Исходя из темы урока, сформулируйте
его цели. (Что должны узнать и чему научиться на уроке?)

Цели урока:

познакомиться
с примерами текстов делового стиля

узнать
особенности делового стиля речи.

Научиться
составлять тексты делового стиля.

3.
Решаем
проблему урока, открываем новые знания

— Откройте тетради, запишите число и тему урока.

— Для того чтоб достичь поставленных целей, я вам
предлагаю сначала поработать с параграфом 19  и заполнить таблицу.

1. Прочитайте текст о деловом стиле про себя.

2 . Из текста выберите нужную для заполнения
таблицы-подсказки информацию

Даю вам на подготовку 1-2 минуты

Деловой
стиль

Основная
задача делового стиля заключается в том, что он отражает официальное общение
граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, сообщение деловой
информации.

Для
этого стиля характерны следующие виды текстов: государственные документы
(законы, уставы, указы), а так же деловые бумаги (автобиография, заявление,
справка, протокол, объявление, инструкция)

Форма
речи письменная, так как это документ.

Язык
делового стиля точен и краток. Его характеризует определенная лексика:
стилистически нейтральная, книжная (специальные слова, например, юридические;
книжная лексика делового стиля). В этих текстах не допускается разговорной
окраски. Предложения сложные, часто с причастными оборотами.

Работай
с текстом «Деловой стиль» методом изучающего чтения.

-читай
текст

-задавай
вопросы автору текста

-ищи
ключевые слова

-прогнозируй
ответ

-решай,
какая информация главная, какая — второстепенная , по составленному
плану(вопросам) перескажи текст

-выполненную
работу , сличи с эталоном

Сфера
употребления

Задача
автора

Языковые
средства

Ответы учеников, постепенно заполняется
вся таблица

— Пожалуйста, расскажите о сфере
употребления делового стиля.

— Назовите задачи текста делового
стиля

— Какие языковые особенности имеет
этот стиль речи?

Сфера
употребления

Задача
автора

Языковые
средства

Деловые
бумаги (объявление, заявление, расписка, справка, отчёт и другие),
инструкции, законодательные документы

Дать
информацию (сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать
рекомендации).

1.
Членение текста на части, иногда с цифровым обозначением; особое
расположение текста на странице; употребление дат, географических названий,
цифрового материала.

2. Точность,
однозначность, лаконичность содержания.

3.
Использование книжных, официальных стандартных слов и выражений.

4.
Употребление глаголов особой формы: повелительного наклонения и инфинитива.

— Спасибо за работу. Теперь у нас
есть  подсказка.

Определи стиль
данных текстов.

Отряд
змеи. Семейство ужовые.

Наиболее
многочисленная группа современных змей. Голова обычно четко ограничена от шеи
и покрыта сверху крупными, симметрично расположенными щитками. Брюшные щитки
сильно вытянуты поперек (учебник биологии)

Змея

Покуда
март гудит в лесу по голым

Снастям
ветвей,- бесцветна и плоска,

Я сплю в
дупле. Я сплю в листве тяжелым,

Холодным
сном- и жду: весна близка.

Я
развиваю кольца, опьяняюсь

Теплом
лучей.Я медленно ползу-

Я вновь
цвету, горю, меняюсь,

Ряжусь
то в медь, то в сталь, то в бирюзу.

И.А.Бунин

Объявление

Вниманию
шестиклассников!

Зачетная
работа по теме «Отряд змеи. Семейство ужовые» по биологии, назначенная на 10
апреля, отменяется ввиду с семинаром учителей. О сроке проведения зачета будет
сообщено дополнительно.

Учитель
биологии

Рассмотрим один из жанров делового
стиля – инструкцию. Кто может сказать, что такое инструкция?

(Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ
осуществления, выполнения чего-нибудь.)

— Учимся
характеризовать текст делового стиля, а именно текст инструкции. Работаем по
алгоритму. Алгоритм ответа есть на слайде. Через 3 минуты выбранный вами
выступающий охарактеризует текст.

Алгоритм
ответа

  1. Тема нашего
    текста…(или Этот текст о…)
  2. Этот текст
    можно встретить…
  3. Задача
    автора…
  4. Языковые
    средства…

1. Комплекс
упражнений для глаз при работе с компьютером

1. Закрыть глаза на две секунды,
открыть. Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений
глазами по часовой стрелке. Затем — против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на
кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец
на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа.
Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести
взгляд на удалённый предмет. Повторить.

2. Будь
осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться
или иметь трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться
из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства
нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в
виде хлопьев.

4. Любые лекарственные
препараты нельзя употреблять без консультации со взрослыми, лучше с врачом.

3 . Памятка для грибника.

1. Собирайте только известные
вам грибы.

2. Старые, червивые и
подозрительные грибы не трогайте.

3. Пластинчатые грибы
старайтесь срезать с ножкой, чтобы убедиться, что на ней нет
плёнчатого кольца.

4. Никогда не пробуйте сырых
грибов.

5. Лучше всего собирать
грибы ранним утром.

6. Будьте в лесу заботливыми
хозяевами. Не вырывайте грибы с корнем, используйте нож, чтобы не
повредить грибницу.

— Вы заметили, что все тексты
объединяет общая речевая ситуация: один говорит со многими в официальной
обстановке с целью сообщения.

Представьте, что Вам поручили провести
физминутку из трех упражнений. Составьте упражнения и проинструктируйте, как
их выполнять. Проведите ее по алгоритму.

Кто смелый? (выходит), а всех прошу повторить 2-3 раза
.

— Поучимся
составлять инструкцию. Предлагаю творческое задание. Оно заключается в
составлении собственной инструкции. На основе предложенного текста составьте
по аналогии инструкцию. Работа выполняется в группах. Даю вам 3 минуты.

1 группа

УМЕЙТЕ
КУПАТЬСЯ

В жаркий летний
день часто возникает желание искупаться, поплавать в чистой прохладной воде.
Вода – одна из тех стихий, которые давно известны человеку. Несмотря на это,
люди продолжают тонуть в реках.

Купайтесь, но
помните некоторые правила поведения на воде.

Первое купание
нужно начинать в безветренную солнечную погоду, когда вода достаточно
прогрелась. Купаться можно утром и вечером и только в безопасных, специально
отведенных для этого местах. Нельзя купаться одному, так как в случае беды
никто не сможет вам помочь.

Чтобы не
случилось несчастья, знайте и соблюдайте эти простые правила. Будьте
осторожны на воде!

2-3 группа

БЕЗОПАСНОСТЬ
НА ЛЬДУ

Мы все с
удовольствием встречаем зиму. Нам не терпится надеть коньки и покататься на
льду в легкий морозец. Приятно на саночках скатиться с ледяной горы.

Много радости несет
зимняя пора. Но эти удовольствия не должны приносить вред вашему здоровью.
Чтобы избежать несчастных случаев, надо соблюдать осторожность на льду. Он
лишь на первый взгляд кажется крепким. Но в первые дни зимы лед еще непрочный
и не всегда выдержит вес человека. Поэтому кататься на неокрепшем льду
опасно.

Прозрачный лед с
промоинами или пузырьками воздуха – ненадежная опора. И не стоит ловить рыбу
у края полыньи. Будьте осторожны на льду.

(Отвечают
несколько учеников, делают вывод о том, какова практическая направленность
данных инструкций, в каких жизненных ситуациях они нам помогут)


вы правильно поняли важность инструкций

Какая тема
объединяет все предложенные для работы материалы?

Личная безопасность – это
составляющая ЗОЖ! Берегите себя, своих близких и окружающих! Желаю вам быть
здоровыми, жизнерадостными, счастливыми.

II Формирование
навыка написания объявления.

Задание 2.

— Перед вами
текст. Определите, можно ли его отнести к деловому стилю? Почему? А что это
за текст? (Объявление: Внимание жителей королевства! В субботу, 17 ноября,
состоится бал. Приглашаются принцы и принцессы всего королевства. Сбор во
Дворце в 17 часов.

                                   
Король и королева.

— Как правильно
составить объявление? В нем есть 3 части, какие? (обращение, сообщение,
адресант)

Задание 3.
Найдите в упр. 607, с.609 два  объявления и выделите в них все 3 части.
Прочитайте по частям («работа в тройках»)

Задание 4.
Выберите себе «дорогу»(по №608,с.278) каждый ряд сам. Составьте и напишите
объявление на доске и в тетради.

Проверьте друг у
друга (по рядам)

Время подводить
итоги.

(Прием незаконченного
предложения, тезиса).

Ребята, по желанию выберите  себе
фразу и закончите ее самостоятельно:

Сегодня я узнал(а)…

Теперь я могу…

Я могу научить других…

— Молодцы! Спасибо за урок!

Д.з. Составить
инструкцию (на выбор)
«Как правильно
переходить улицу» или «Как вести себя в школьном автобусе».

   Инструкция – это
документ, составленный в официально-деловом
стиле. Следовательно, язык инструкций
строгий и конкретный по своему содержанию.
Инструкция относится к побудительному
жанру, поэтому основной в ее тексте
является конструкция повелительного
наклонения. Обычно инструкция исходит
от вышестоящих чинов к нижестоящим. Она
состоит из пунктов, где в каждом
указываются правила по технике
безопасности на данном предприятии.
Инструкция относится к деловым документам,
поэтому условия этого жанра соответствуют
стилю всех деловых документов, т. е.
язык нормированный. Лексика в таких
документах замкнутая. И тут вступает в
действие деловой этикет, влияющий на
весь язык в официально-деловом стиле.
Присутствие эмоционального аспекта в
таких текстах считается плохим тоном.
В инструкции отсутствует авторское
начало, а составляются они по определенной
схеме, хотя на каждом предприятии свои
условия, существуют определенные
стандарты этих документов. Они все
составляются по определенному образцу,
отступать от которого не следует. Главное
отличие документов в официально-деловом
стиле – это стандартизация. Это понятие
объединяет все документы. В инструкциях
можно встретить конструкции следующего
типа – Не следует
применять., Не рекомендуется.,
и
т. д.

   Но инструкции
могут быть не только общими, но и
целенаправленными, исходящими, например,
от директора предприятия. Тогда, как и
во всех юридических документах, каждый
пункт будет начинаться глаголами первого
лица единственного числа в повелительном
наклонении. Например, Не
рекомендую., Не советую…

   В рекомендации, как во всех
деловых документах, не допускаются
абстракции и общие понятия. Также не
применяются слова с несколькими
значениями, особенно если по смыслу
подходят все значения.

   В художественных текстах
повелительное наклонение отмечается
восклицательными предложениями. В
инструкциях ситуация другая. Там в
большинстве повествовательные
предложения, а восклицательные знаки
используются для подчеркивания особо
важных моментов. Так, восклицательными
могут быть предложения, предостерегающие
от каких-либо действий, обозначающие
угрозу опасности.

   Языковые формы официально-делового
стиля также стандартизированы и
регламентированы. Они не отличаются
разнообразием и используются в рамках
существующих правил. Инструкция, точнее,
ее текст, относится к письменной речи,
а следовательно, в полной мере обладает
свойствами этого жанра. Обязательным
условием для него являются логика
изложения, четкость формулировок,
простота языка. В подобных документах
обычно не присутствуют причастные и
деепричастные обороты. Они могут
осложнить понимание документа. Не
используются также эпитеты, прилагательные
и вообще художественные приемы стилистики,
которыми люди обычно разнообразят свою
речь. Язык документов достаточно сухой,
но это необходимое условие их существования,
так как юридическая сторона дела не
допускает разночтений.

   Когда инструкция подписана
инженером или директором, то она
приобретает юридическую силу. Таким
образом, инструкция становится официальным
документом наряду с приказом, распоряжением,
служебными письмами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


  • Войти


  • Регистрация

Указанная среда официально-делового стиля представляет собой информационную систему функционально-стилистических отношений, инвариантную основу которых составляет социальная (прагматическая) функция долженствования и формальная (стилистическая) функция официальности.

Долженствование образует сущностное содержание официальных текстов. Диапазон функции долженствования в рамках рассматриваемой макросреды довольно широк: от императивности до рекомендательности. Последняя, рекомендательная, функция образует пограничную зону, где может происходить смешение разных функциональных стилей (например, официального и научно-технического). 1

Эта наиболее общая функция деловой речи в значительной степени предопределила и их характерные особенности языка этого стиля. 2

  1. Термины и терминологизированные словосочетания:

voltage; wattage; alternating current; the drive shaft of the bowl; appliance

  1. Устойчивые обороты и клише текстов:

out of the reach of children; considerable hazards; for household use only; to meet applicable safety standards

  1. Отглагольные существительные:

kneading; mixing; blending; chopping; slicing; shredding; grating

  1. Обращения, начальные и конечные формулы уважения и т.д. Такие формулы, выражая официальность, являются одновременно средствами выражения вежливости и соблюдения дистанции между партнерами по коммуникации.

We hope you thoroughly enjoy your new appliance.

Сокращения, аббревиатуры, сложносокращенные слова и т.д. Например,

amp. (сокращение от ampere) – ампер

ASTA (сокращение от automatic system, trouble analysis) – автоматический анализ неисправностей в системе

BS (сокращение от British Standard) – Британский стандарт

В стиле деловых документов слова употребляются преимущественно в основных предметно-логических значениях (за исключением тех случаев, когда производные предметно-логические значения являются в данной сфере общения терминологическими). В связи с этим выступает и другая особенность стиля деловой речи – отсутствие, каких бы то ни было образных средств: в текстах деловых документов нет метафор, метонимии или других приемов создания образности речи.

1.3 Стилистические особенности инструкции как жанра официально-делового стиля

Официально-деловое общение, где нормы поведения человека определены более четко, как правило, канонизировано. Эти нормы определяются такими формальными стилистическими правилами, как:

  • Официальность
  • Имперсональностъ (неличностный характер)
  • Объективность
  • Безэмоциональность
  • Сухость.

За этими стилистическими качествами формы, реализации функции долженствования стоит массовый, имперсональный адресат, так как высказывания в деловой сфере осуществляются, как правило, от лица государства, учреждения, должностных лиц, что предопределяет и характер, и форму поведения адресата. Последнее, в свою очередь, предписывает стандартизированное построение текстов, что исключает всякую двусмысленность и разночтение.

1.4 Синтаксические особенности инструкции как жанра официально-делового стиля

Для официально-деловой среды функционирования текстов характерны такие типовые конструктивные факторы, как стереотипизация и традиция, закрепляющая стереотипизацию в той или иной форме.

К базовым стереотипам оформления прагматической функции долженствования следует отнести:

  1. Прежде всего, внешнюю форму деловых текстов, которая должна соблюдаться всеми пользователями данной формы коммуникации. К ним относятся стандартные формы завещания, страхования, объявления, всевозможных дипломов и т.д.

Например: текст инструкции состоит из следующих глав:

  • Description
  • Safety recommendations
  • Using your appliance for the first time
  • The functions of your appliance
  • Cleaning
  • What to do if your appliance does not work
  • Accessories
  1. Более четкому восприятию текстов, функционирующих в рассматриваемом макроконтексте, служат такие графические приемы как выделение абзацев, нумерация отдельных частей, введение названий глав и т.д.

Description

A Motor unit

A1 On/Off switch

A2 Electronic speed control

A3 Pulse control (intermittent operation)

A4 Release button for the multifunction head (a5)

A5 Outlet A7

A7 Liquidizer/ mini-chopper outlet

A8 Outlet for mixer accessories/ mincing head/ slicer-grater1

К данному описанию прилагаются пояснительные рисунки. На них изображен прибор, детали которого обозначены с помощью соответствующих цифробуквенных обозначений. Благодаря этому, пользователю проще пользоваться прибором.

«Пункты статей строятся по принципу: одно предложение – один пункт, т.е. никакого деления на самостоятельные предложения внутри пункта, как правило, не делается. Это, по-видимому, связано с необходимостью оградить себя от возможных неправильных толкований взаимоотношений между самостоятельными предложениями». 2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Свечи бисакодил через сколько начинают действовать у взрослых инструкция
  • Эхолот диппер про плюс инструкция по применению
  • Руководство фирмы должности
  • Чайка 143а инструкция с фото для начинающих
  • Пао одк сатурн официальный сайт руководство