Инструкция об установлении тарифных разрядов 13

Официальное опубликование

Тексты правовых актов публикуются в полном соответствии с подписанными подлинниками.
Правовые акты в контрольном состоянии на сайте etalonline.by.

Размер тарифной ставки в бюджетном учреждении — от 4500 рублей и выше. Единого показателя нет, оклад зависит от отрасли, должности и региона.

Каждому работнику заработная плата начисляется индивидуально. Она напрямую зависит от количества отработанных часов и выполненного объема работ. Эти показатели лежат в основе зарплатной сетки работника и влияют на тарифную ставку. Последняя применяется бухгалтерами для ежемесячных расчетов зарплаты. Для каждой должности в трудовом договоре предусмотрена отдельная ставка.

Что такое тарифная сетка

Систему используют с советских времен. Применяют тарификационную сетку для бюджетников и в коммерческих организациях. Тарифная сетка — связь между разрядом работника и тарифной ставкой, ее оформляют в виде таблицы. С помощью этих показателей вычисляют размер заработной платы работника.

Одним из составляющим системы является разряд. Он означает профессиональную классификацию сотрудника, которая определяется с помощью разных категорий (уровень образования, трудовые обязанности, трудовой стаж и прочее). Разряд показывает реальные возможности использования персонала на производстве и позволяет оптимизировать производительность труда на предприятии.

Тарифная система обладает гибкой структурой, позволяя руководству корректировать оклады. Тарифные коэффициенты используются для мотивации персонала в повышении своего разряда, наглядно демонстрируя разницу в окладе между первой квалификацией и последующими.

Как ее применяют

Заработную плату персоналу по тарифу начисляют по правилам ст. 143–145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.

Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. Все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, заработную плату устанавливают на уровне не ниже МРОТ.

Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права. В ЕТКС новая тарификационная сетка для педагогов не приводится. Оклады и ставки устанавливают региональные и местные власти локальными нормативными актами.

Как используют классификацию по новым стандартам

Проводить тарификацию работ и устанавливать профессиональный уровень рабочих профессий рекомендуется по государственному единому тарификационному справочнику. И хотя конкретные разрядные сетки бюджетника-воспитателя (тарификационные сетки) в ЕТКС не установлены, в классификаторе приводят наиболее полный перечень характеристик работ, их сложности, корректные требования к уровню знаний и навыков работников.

Классификатор разделен на несколько разделов, каждый из которых посвящён отдельной отрасли. Причем все части справочника были утверждены приказами соответствующих министерств. Здесь некоторые статьи одобрены Госкомтрудом СССР или Минтрудом РФ. Несмотря на то что справочник периодически обновляется, он еще имеет немало стандартов видов работ, которые были разработаны очень давно.

Квалификация работников руководящего звена тоже унифицирована. Этим трудовым категориям посвящён единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Содержит он в себе основные виды должностей. Последние различаются на следующие категории:

  • служащие;
  • специалисты;
  • руководители.

Этот справочник поделен на 2 части. Первая охватывает производственные сферы хозяйствования, вторая касается проектной, научно-исследовательской и конструкторской сфер деятельности. Характеристики должностей включаются себя следующие разделы:

  • должностные обязанности, то есть основные трудовые функции сотрудника;
  • уровень знаний, в том числе нормативов, касающихся деятельности предприятия;
  • рабочий стаж и наличие профессиональной подготовки.

Действуют ли единые тарифы для бюджетников

Ранее заработная плата начислялась по 18 разрядной тарифной сетке для бюджетников: на 2022 год она не применяется. Система предусматривала наличие 18 рабочих разрядов и коэффициенты от 1 до 10,7. Базовая ставка назначалась Правительством РФ. В 2007 году эта система начислений была модернизирована.

В каждой отрасли установлены базовые коэффициенты и месячные ставки, которые зависят от сложности выполняемых работ и квалификационного уровня сотрудника. Размер оплаты труда руководителя напрямую зависит от величины заработной платы его подчиненных.

Как регулируется сетка для бюджетников

Постановление Минтруда № 32 от 06.06.1996 указывало, что такое 18 разряд у бюджетников — это максимальный разряд по ЕТС, его присваивали директору бюджетного (и коммерческого) учреждения с I группой оплаты труда руководителя. Теперь единую тарифную сетку не применяют, бюджетники перешли на НСОТ — новую систему оплаты труда. Эта система утверждена ПП РФ № 583 от 05.08.2008.

По новой системе зарплата бюджетника состоит из:

  • окладов (тарифных ставок);
  • компенсационных выплат;
  • стимулирующих выплат.

Оклады и ставки зарплаты определяют руководители бюджетных учреждений в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей с учетом сложности и объема выполняемой работы. Кроме того, при распределении ставок учитывают:

  • действующий ЕТКС работ и профессий;
  • единый квалификационный справочник должностей руководителей;
  • профессиональные стандарты;
  • государственные гарантии по оплате труда;
  • перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера;
  • рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (обновляются ежегодно);
  • мнение представительного органа работников.

Каждое бюджетное учреждение разрабатывает локальное положение об оплате труда на основе примерных положений, которые утверждают отраслевые ведомства или региональные органы власти. В этих положениях фиксируют оклады по группам оплаты труда или профессиональным квалификационным группам.

Приведем пример — таблицу окладов бюджетников в 2022 году для Ростовской области для педагогических работников по постановлению правительства Ростовской области № 886 от 25.10.2021:

Профессиональная квалификационная группа Квалификационный уровень Минимальный должностной оклад, ставка заработной платы, в рублях
ПКГ должностей педагогических работников 1-й квалификационный уровень 12 041,00
2-й квалификационный уровень 12 626,00
3-й квалификационный уровень 13 242,00
4-й квалификационный уровень 13 893,00

Учреждения бюджетной сферы ежегодно составляют тарификацию. К примеру, тарификационная сетка для воспитателей детских садов и для школьных учителей формируется на начало учебного года, то есть в конце августа. Обычно тарификацию образовательных учреждений составляют по состоянию на 1 сентября.

Компенсационные выплаты устанавливают, руководствуясь приказом Минздравсоцразвития № 822 от 29.12.2007. Компенсация положена тем, чьи условия работы отличаются от нормальных.

Стимулирующие выплаты бюджетникам рассчитывают по итогам выполненной работы за конкретный период. Деньги для этого выделяются из фонда заработной платы, который формируется исходя из штатного расписания предприятия. Бюджетное учреждение распределяет стимулирующие выплаты между работниками согласно приказу Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.2007. Директор учреждения назначает комиссию, куда входят не менее 3 человек с обязательным присутствием в составе члена профсоюза. Задача комиссии — оценить качество работы каждого сотрудника, присвоив ему баллы. Критерии, которыми будут пользоваться для этого анализа, прописывают в коллективном договоре. Вот вариант расчета цены одного балла сотруднику:

  • установить размер поощрительного фонда;
  • суммировать все баллы, полученные работниками;
  • разделить сумму фонда на общее количество балов;
  • полученную фиксированную стоимость умножить на результат работника.

Выводы комиссии фиксируются в протоколе. После этого между работниками распределяют стимулирующие выплаты, согласно сделанному заключению. Размер премии каждого работника прописывается в приказе. После подписания этого документа бухгалтерия начисляет выплаты. К работе комиссии предъявляются следующие требования:

  1. Объективность. Результаты деятельности сотрудников необходимо оценивать справедливо.
  2. Адекватность. Размер премии всегда соответствует заключению комиссии.
  3. Прозрачность. Каждый работник имеет право знать, какими оценочными критериями пользовалась комиссия, какой объем стимулирующих выплат ему полагается.
  4. Своевременность. Премии, надбавки и прочие положенные выплаты, прописанные в приложениях к коллективному договору, начисляют работнику сразу же после проделанной работы.

Поощрительные выплаты являются хорошей прибавкой к должностным окладам бюджетников. Они стимулируют качественно выполнять работу, повышать уровень своей квалификации.

Как составить тарифную сетку: пример

Согласно трудовому законодательству 18 разрядная сетка для учителей в 2022 году не действует, ее отменили еще в 2008 году. Если для должности работника бюджетной сферы не установлен конкретный оклад по межотраслевому положению или региональному постановлению, то за месячную (базовую) тарифную ставку принимают текущий размер МРОТ. С 1 января 2022 года его планируют увеличить до 13 890 рублей в месяц.

Примерная таблица с тарифной сеткой бюджетников на 2022 год в России выглядит так:

Разряд Тарифный коэффициент, % Месячная ставка, руб.
1 1,00 13 890,00
2 1,10 15 279,00
3 1,23 17 084,70
4 1,36 18 890,40
5 1,51 20 973,90
6 1,67 23 196,30
7 1,84 25 557,60
8 2,02 28 057,80
9 2,22 30 835,80
10 2,44 33 891,60
11 2,68 37 225,20
12 2,89 40 142,10
13 3,12 43 336,80
14 3,36 46 670, 40
15 3,62 50 281,80
16 3,90 54 171,00
17 4,20 58 338,00
18 4,50 62 505,00

Каждая отрасль имеет собственные коэффициенты и ставки, но схема начисления оплаты труда одинакова для всех бюджетников.

С 2020 года основным элементом зарплаты в бюджетной сфере является оклад. Чтобы его определить, необходимо знать тарифный разряд и соответствующий ему тарифный коэффициент. Причем узнать тарифный разряд работника конкретной отрасли особого труда не составляет — он устанавливается соответствующим министерством. С тарифными разрядами по должностям служащих, которые являются общими для всех видов деятельности, ситуация сложнее. Их организации необходимо определить самостоятельно.

В этом случае на помощь придет данный материал.

 1. Какие должности являются общими

Перед тем, как рассматривать вопрос об определении тарифных разрядов по общим должностям, разберемся, какие должности к ним относятся.

Прежде всего, это, конечно, должности служащих, перечисленные в выпуске 1 ЕКСД. Данный выпуск имеет название «Должности служащих для всех видов деятельности».

Он содержит такие общие должности, как бухгалтер, экономист, юрисконсульт, инженер-программист, инспектор по кадрам, инженер-электроник, секретарь и т.д. Данный список можно продолжать долго.

Вместе с тем, полагаем, что к общей должности в целях определения тарифного разряда можно отнести любую должность служащего, тарифные разряды для которой не установлены ни в одном из отраслевых постановлений, регулирующих оплату труда в бюджетной сфере.

Определившись с тарифными разрядами по таким должностям, можно рассчитать оклад любого служащего по формуле (абз. 7 п. 11 Указа N 27, ч. 1 п. 3 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда N 13):

Рассмотрим порядок определения тарифных разрядов по каждой из 3-х категорий должностей служащих: руководители (код категории должности — 1), специалисты (код категории — 2), другие служащие (код категории — 3).

2. Определяем тарифные разряды по общим должностям руководителей (код категории должности — 1)

2.1. Тарифицируем должности заместителей руководителя организации (филиала).

В общем случае тарифные разряды заместителей руководителей организации (филиала), работа которых имеет отраслевую специфику, самостоятельно определять не надо. Их конкретные значения устанавливает соответствующее министерство (п. 8 Указа N 27).

Тарифные разряды заместителей руководителей организации (филиала), работа которых не имеет отраслевой специфики и (или) которые не установлены на законодательном уровне, организации необходимо определить самостоятельно. В этом случае применяется норма подп. 2.1.3 Инструкции об установлении тарифных разрядов N 13, которая гласит, что тарифный разряд у заместителей должен быть на один — три разряда ниже, чем у руководителя организации (филиала).

 Пример
Руководителю организации установлен 15-й тарифный разряд. В этом случае его заместителю тарифный разряд следует определить в диапазоне с 12-го тарифного разряда по 14-й.

Критерии при тарификации определяет сам наниматель (руководитель бюджетной организации) или уполномоченное должностное лицо (разъяснение специалиста Минтруда и соцзащиты от 31.07.2019). 

2.2. Тарифицируем должности руководителей структурных подразделений.

В общем случае по должностям руководителей структурных подразделений по основной деятельности тарифные разряды устанавливаются соответствующими министерствами (п. 8 Указа N 27).

Для некоторых руководителей структурных подразделений, работа которых не имеет отраслевой специфики, тарифные разряды приведены в табл. 1 приложения к постановлению N 13.

 Пример
Заведующему канцелярией определен 4-й тарифный разряд (п. 6 табл. 1 приложения к постановлению N 13).Учи
тывая, что 4-му тарифному разряду по 18-разрядной тарифной сетке соответствует тарифный коэффициент 1,21
, оклад работника составит 254,10 руб. (210 руб. x 1,21).

По общим должностям руководителей структурных подразделений, которые не приведены в табл. 1 приложения к постановлению N 13, тарифные разряды устанавливаются организацией самостоятельно в диапазоне с 8-го тарифного разряда по 16-й (ч. 3 п. 1, подп. 2.1.4 Инструкции об установлении тарифных разрядов N 13, разъяснения Минтруда и соцзащиты от 31.10.2019).

Критериями при определении тарификации указанных руководителей структурных подразделений могут являться (разъяснения специалиста Минтруда и соцзащиты от 31.07.2019):

— вид структурного подразделения (управление, отдел, сектор);

— численность штатных единиц в структурном подразделении;

— значимость функций, выполняемых структурным подразделением;

— наличие структурных подразделений, входящих в состав;

— другие критерии на усмотрение нанимателя или уполномоченного должностного лица.

Пример
В бюджетной организации по общим должностям руководителей управлений решено установить 13-й тарифный разряд, руководителей отделов — 12-й тарифный разряд, руководителей секторов — 11-й. 

2.3. Тарифицируем должности руководителей с приставкой «главный».

К должностям руководителей (код категории должности — 1) относятся, например, должности «главный бухгалтер», «главный экономист», «главный инженер», «главный энергетик», «главный хранитель фондов».

Тарифные разряды для таких должностей устанавливаются на 2 — 4 разряда ниже тарифного разряда, установленного руководителю организации. Конкретный разряд по данным должностям определяется руководителем бюджетной организации самостоятельно (ч. 3 п. 1, подп. 2.1.5 Инструкции об установлении тарифных разрядов N 13).

Пример
Руководителю бюджетной организации установлен 15-й тарифный разряд. В этом случае главному бухгалтеру может устанавливаться тарифный разряд в пределах диапазона с 11-го тарифного разряда по 13-й.

О порядке определения тарифных разрядов по общим должностям специалистов (код категории должности — 2), а также других служащих (код категории должности — 3), читайте в ilex.

Что бухгалтеру надо знать про единую тарифную сетку по разрядам на 2022 год

Единая тарифная сетка по разрядам — это особый вид оплаты труда. Он позволяет не только учитывать вид деятельности специалиста, но и оценить его профессионализм, опыт и квалификацию.

Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие ее коэффициенты устанавливаются на государственном уровне отраслевыми соглашениями и региональными постановлениями. В коммерческих организациях вводится собственная тарификационная сетка, разработанная с учетом коллективного, профсоюзного мнения.

Единственный момент, о котором следует помнить бизнесу: ставку ЕТС низшего разряда нельзя устанавливать ниже МРОТ, который в 2021 году составляет 12 792 рубля, а в 2022-м поднимется до 13 890 рублей. Региональные МРОТ обычно выше федеральных (в Санкт-Петербурге минимум — 19 650 рублей, в Москве — 20 589 рублей), и руководителям предприятий следует ориентироваться на показатели, установленные в субъекте осуществления деятельности.

Когда удобна тарифная оплата труда

Как государственный инструмент управления доходами граждан, единая тарифная система отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (постановление Правительства от 05.08.2008 № 583), где тоже предусмотрена система повышающих коэффициентов за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и т. д. Но в крупных производственных компаниях до сих пор разрабатывается и утверждается единая тарифная сетка по разрядам на 2022 год, поскольку руководство рассматривает такой вариант оплаты, как гибкий управленческий механизм, оперативно и точно решающий такие кадровые задачи:

  • подбор и расстановка рабочих;

  • аттестация работников;

  • бучение и развитие сотрудников;

  • мотивация персонала.

Как рассчитывать зарплату по всем нюансам и новым правилам 2023 года расскажут профи на обновленном курсе профессиональной переподготовки. 
Научим не только как правильно рассчитать надбавки, пособия, компенсации, отпускные и командировочные, но и как предотвращать налоговые и юридические риски, как избежать претензий от трудовых инспекторов. 
Стать профи по зарплате

Основа оценки — понимание того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, и тем выше его заработная плата. Когда специалисты кадровой службы работают над созданием тарифной и квалификационной сетки, они совместно с руководителями подразделений определяют:

  • количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;

  • максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;

  • промежуточные показатели (они растут равномерно или прогрессивно).

В результате в виде таблицы формируется разрядная сетка рабочих профессий и иных должностей в организации, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого сотрудника и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.

Тарифная оплата в коммерческом секторе

Если самостоятельно разработать и утвердить необходимые разряды рабочих сложно, то всегда есть возможность позаимствовать образцы из отраслевых соглашений, единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), профессиональных стандартов. Так, в отраслевом соглашении работников наземного городского электротранспорта на 2021–2023 гг. приведен пример тарифной сетки, которая позволяет учесть все особенности оплаты труда этой категории водителей:

В документе указано, что для водителя трамвая и троллейбуса тарифный разряд — это 6-й или 7-й (зависит от длины состава). Но при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн человек труд водителя оплачивается по более высокому разряду, а если в городе более 1 млн человек, то разряд повышается на 2 единицы. Для каждого из разрядов установлен повышающий коэффициент, и, к примеру, вилка разряда 5 для специалиста — от 1,63 до 2,06. Какой конкретно коэффициент выбрать, решает уже руководство.

При прежней системе имелся и 18 разряд учителя — это был максимально возможный уровень. Но сейчас установить его невозможно, максимально допускается 16-й, и то (см. постановление Минтруда РФ от 11.11.1992 № 33) при условии, что педагог руководит образовательным учреждением.

Покажем конкретный пример, как коэффициент превращается в зарплату, на примере того же водителя троллейбуса, который трудится в городе с населением более 1 млн человек— Санкт-Петербурге. Его разряд — 5-й, вилка коэффициента — от 1,63 до 2,06. МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 19 650 рублей. Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент и получим размер оклада водителя: от 32 029,5 руб. до 40 479 руб. (без учета надбавок и компенсаций).

Что входит в систему оплаты труда бюджетников

Для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для подведомственных учреждений. И если раньше, до 2008 года, утверждали разрядные сетки воспитателя-бюджетника, педагога и другого работника бюджетной сферы, то сейчас сначала определяют базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой применяются повышающие коэффициенты, к примеру за стаж или квалификацию. Еще есть профессиональный коэффициент, который используют как надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).

Вот пример системы оплаты труда по тарифной сетке для образовательного учреждения:

Далее к базовому окладу применяется наличие квалификации. Отраслевым положением устанавливают надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент, и если работник не подтвердил уровень квалификации, то надбавки за категорию ему не положено.

Законодательством установлено, что средний заработок руководителя не превышает восьмикратный средний заработок работников. Это правило работает пока только для государственных и муниципальных учреждений.

Иногда применяют и более сложную формулу. Например, когда работники одной должности получают несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.

Дополнительно к базовому окладу применяют и иные виды надбавок — коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие доплаты, которые зависят от рода деятельности работника.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 года № 13
Об оплате труда работников бюджетных организаций

изменениями и дополнениями по состоянию на 12.10.2022 г.)

На основании абзацев второго-четвертого пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» и подпункта 7.1.1 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить тарифные разряды по должностям служащих (кратные размеры базовой ставки по профессиям рабочих) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, должности служащих (профессии рабочих) которых являются общими для всех видов деятельности, согласно приложению.

2. Утвердить:

Инструкцию о порядке установления тарифных разрядов по должностям служащих работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (прилагается);

Инструкцию о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (прилагается);

Инструкцию о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (прилагается).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

Министерство финансов

Республики Беларусь

Приложение

к постановлению

Министерства труда

и социальной защиты

Республики Беларусь

от 3 апреля 2019 года № 13

ТАРИФНЫЕ РАЗРЯДЫ
по должностям служащих (кратные размеры базовой ставки по профессиям рабочих) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, должности служащих (профессии рабочих) которых являются общими для всех видов деятельности

Таблица 1

ТАРИФНЫЕ РАЗРЯДЫ
по должностям служащих

№ п/п

Наименование должности служащего (категория должности служащего)

Тарифный разряд

Руководители структурных подразделений (руководители)

1

Начальник: автодорожного пункта пропуска, цеха

9

2

Начальник (заведующий): гаража, участка, смены, колонны, котельной, лесопитомника, пожарно-химической станции, контрольного пункта — поста весогабаритного контроля, штаба гражданской обороны, столовой, производством (шеф-повар), подсобным сельским хозяйством, справочной службой, баней; производитель работ, лесничий

8

3

Заведующий общежитием

7

4

Мастера всех наименований

6

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Philips fidelio l3 инструкция по использованию
  • Осуществлять руководство деятельностью или деятельности
  • Не исполнение заданий руководства
  • Руководство для выживания среди зомби
  • Экола для биотуалетов инструкция по применению