БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ |
||||
12 |
Отбор личных карточек граждан, пребывающих в запасе, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время. |
Постоянно |
||
13 |
Оформление отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию. |
В 10-дневный срок по истечении испытательного срока |
||
14 |
Аннулирование отсрочек от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, у граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку (снятие со спец. учета) и сообщение в военные комиссариаты об аннулировании отсрочек. |
В 5-дневный срок |
||
15 |
Производство отметок в личных карточках граждан, пребывающих в запасе, о зачислении их на спец. учет и снятии со спец. учета. |
Постоянно |
||
16 |
Сверка удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время с учетными данными личных карточек забронированных граждан, пребывающих в запасе. |
Ежеквартально |
||
17 |
Проверка наличия бланков спец. учета, правильности ведения книги учета бланков специального учета. |
Ежеквартально |
||
18 |
Отправка в военный комиссариат погашенных и испорченных удостоверений и извещений (форма N 4) нарочным. |
Ежеквартально |
||
19 |
Уточнение плана мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. |
1 раз в полугодие |
||
20 |
Проведение инструктивного занятия с уполномоченными по вручению удостоверений об отсрочке от призыва. |
1 раз в полугодие |
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами и заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является закрепление на период мобилизации и в военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Граждане, пребывающие в запасе, и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет, вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.
Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.
Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию граждан, пребывающих в запасе в РФ осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
На территории Губкинского городского округа методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, за органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, организует и обеспечивает Комиссия Губкинского городского округа по бронированию граждан, пребывающих в запасе.
Для проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, организации получают в установленном порядке утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и Инструкции по бронированию (выписки).
Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Основанием для организации работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время в организациях является:
а) наличие мобилизационных заданий;
б) выполнение комплекса мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения округа в особый период;
в) осуществление работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям;
г) осуществление охранной деятельности (оказание охранных услуг) в отношении организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе.
Является основанием для получения отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации для граждан, работающих в организациях оборонно-промышленного комплекса (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года № 1725). Для этого организация должна состоять в Перечне организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на основании приказа Минпромторга Российской Федерации и выполнять реальные работы по исполнению государственного оборонного заказа на основании государственного контракта, имеющего номер идентификатора государственного контракта (ИГК).
Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
- прошедших военную службу;
- закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
- освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.
Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.
Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.
Кто бронирует граждан в запасе
Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:
- выполняющие госзаказы;
- участвующие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
- обеспечивающие безопасность РФ и жизнедеятельность населения и др.
Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).
Такая комиссия предоставит информацию о:
- порядке бронирования граждан запаса;
- документах, необходимых для бронирования;
- перечне должностей и профессий, по которым бронируют работников.
Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году
Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.
Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.
Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.
Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).
Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.
План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).
Шаг 4. Составление списка забронированных работников.
Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.
Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.
Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.
Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:
- список работников для бронирования;
- военные билеты;
- личные карточки и др.
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.
Ведение специального воинского учета
Забронированные граждане запаса подлежат уже не общему, а специальному воинскому учету (п. 16 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719; п. 14 Рекомендаций от 11.07.2017).
Порядок такого учета рекомендуется уточнить в военкомате, т. к. многие формы документов не разработаны, а официальных разъяснений нет.
Основные моменты спецучета:
- если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
- при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
- сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).
Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.
Основные отчеты по воинскому учету:
Бланк | Какие данные включает | Чем введен |
Форма 6 | Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе с детализацией сотрудников по категориям:
|
Письмо Минкультуры от 03.11.2003 № 125-01-16/24 |
Форма 18 | Карточка учета организации со сведениями о:
|
Письмо Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА |
Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).
Подводим итоги
- Бронирование сотрудников, пребывающих в запасе, ведется с целью обеспечить полноценную работу предприятия в период мобилизации и в военное время.
- Сведения о том, обязана ли организация бронировать работников и каких именно, предоставляет по запросу территориальная комиссия по бронированию.
- Удостоверения об отсрочке от призыва выдаются военкоматом и требуют специального воинского учета.