В 2021 г. в Инструкцию № 157н внесены поправки (Приказ Минфина РФ от 14.09.2020 г. № 198н). Уже сейчас надо учитывать имущество, которым пользуются сотрудники даже в нерабочее время, все медизделия, а не только медикаменты.
В каких случаях поможет проводка 0.401.10.172, когда не стоит применять «красное сторно», какие новые счета появились — об этом и другом более подробно.
- Счета учета
- Новшества в аналитическом учете
- Основные средства
- Материальные запасы
- Земельные участки
- Расчеты по операциям финансирования из бюджетов
- Другие объекты учета
- Права пользования нематериальными активами
- Какие поправки нужно учитывать с 2021 г.
- Технические поправки к Инструкции
- Порядок перехода на новые правила
Счета бюджетного учета
Собственные аналитические коды синтетических счетов и забалансовые счета можно вводить в рабочий план счетов только с учетом требований органа, которому учреждение подает отчетность (субъекта консолидации). В приказе об изменении Инструкции не указано, как поступить с уже установленными дополнительными счетами. Предполагается, что требования должны выполняться в отношении всех счетов, которые отражаются в отчетности после вступления поправок в силу.
Доходы будущих периодов разделяйте по датам признания в финансовом результате. Суммы, которые планируете отнести к доходам текущего года, учитывайте на счете 401.41. Остальные суммы отражайте на счете 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
На забалансовом счете 27 помимо прочего учитывайте ОС в личном пользовании сотрудников. Это имущество, которое они используют в том числе за пределами учреждения и вне рабочего времени. Ранее в Инструкциях не говорилось о забалансовом учете таких объектов, поэтому вопрос был спорным.
По счету 105.01 помимо медикаментов учитывайте все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ.
В отношении некоторых поправок есть расхождения в датах начала применения. Так, в Единый план счетов и Инструкцию № 157н ввели счета 114.87 и 114.88 для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов. По стандарту эти резервы надо отражать с 2020 г., однако новые счета действуют с учета за 2021 г. Согласно поправкам к планам счетов № 162н, № 174н и № 183н данные счета нужно применять с отчетности за 2020 год. Таким образом, новшество надо внедрить с текущего года.
Новшества в аналитическом бюджетном учете
Требования к аналитическому учету скорректировали для счетов 101.00, 106.00, 205.00, 206.00, 208.00, 209.00, 210.03, 210.10, 302.00, 304.01 и 304.03. Приведем наиболее существенные поправки.
Основные средства учета
Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0.401.10.172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку.
Первая ситуация: на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению.
Вторая ситуация: имущество учитывается на забалансовом счете 21 и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.
При передаче основных средств работникам в личное пользование отражайте имущество на забалансовом счете 27. Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0.101.00.000, отразив по нему внутреннее перемещение.
Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.
Материальные запасы в бюджетном учете
Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 02, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0.105.00.000 проводкой по счету 0.401.10.172. Поступайте так, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.
В аналогичном порядке учитывайте возврат материальных запасов, которые находились в личном пользовании сотрудников и числились на забалансовом счете 27.
Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267.
При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0.105.00.000.
Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.
Земельные участки в бюджетном учете
Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение — по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.
Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.
Расчеты по операциям финансирования из бюджетов
Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.
По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.
Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.
Начните свой день с обучения
Приобретите курсы учебного центра ГЭНДАЛЬФ для бухгалтера и кадровика.
Подробнее
Другие объекты учета
Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.
При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».
Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.
Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.
Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.
На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.
Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).
Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.
В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные — коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.
Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.
Хотите получить больше информации об изменениях в законах?
Заполните форму и получите консультацию по интересующему вас вопросу.
Заполнить форму
Права пользования нематериальными активами
Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).
Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.
Какие поправки нужно учитывать с 2021 г.
В основном коррективы связаны со вступлением в силу новых стандартов.
Например, при учете по стандарту «Нематериальные активы» по счетам 102.00, 104.00, 106.00, 114.00 применяйте единые аналитические коды видов синтетических счетов:
- N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
- R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
- I — программное обеспечение и базы данных;
- D — иные объекты интеллектуальной собственности.
Собственные аналитические коды можно предусмотреть по согласованию с учредителем только для объектов из группы D.
Операции с нематериальными активами, которые получили по лицензионному договору, учитывайте на счетах 111.60, 106.60 и 104.60. Аналитические коды видов те же: N, R, I, D. Забалансовый счет 01 для учета таких объектов больше не используйте.
На счете 114.60 учитывайте обесценение прав пользования нематериальными активами. Сейчас на нем отражается обесценение непроизведенных активов, но с нового года для этих целей предусмотрен счет 114.70.
Ввели и другие счета, например, для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:
- 304.66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 304.76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
- 401.27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
Счета 304.84 и 304.94 для исправления ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам исключены.
В Инструкции с 2020 г. предусмотрели счет 106.50 для учета вложений в имущество казны. В Единый план счетов его ввели только с 2021 г. По плану счетов № 162н дата начала применения счета также приходится на следующий год. Таким образом, внедрить новшество надо с 2021 г.
Уточнили правила составления кассовой книги. Если вы ведете и храните ее в электронном виде с квалифицированной ЭП, одновременно применяйте новую электронную форму журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093).
Скорректировали требования к аналитическому учету на некоторых балансовых и забалансовых счетах. Учреждения и органы вправе учесть эти поправки в течение 2020 г. Решение нужно закрепить в учетной политике.
Новшества в аналитическом учете коснулись балансовых счетов 107.00, 108.00, 210.05, 502.00. Так, на счете 502.01 учет ведите в разрезе учетных номеров бюджетных обязательств, на счете 502.02 — в разрезе учетных номеров денежных обязательств (при их наличии). По счету 502.07 в регистрах аналитического учета отражайте идентификационный номер закупки.
В забалансовом учете требования к аналитике обновлены по счетам 01, 02, 04, 05, 21, 22, 25, 26, 27. К примеру, по трем последним счетам ведите аналитику в том числе по кодам КОСГУ.
Технические поправки к Инструкции
Часть поправок предусматривает порядок учета, который учреждения и органы уже могли применять на практике.
Например, на счете 103.00 непроизведенные активы учитывают в разрезе ответственных лиц, местонахождения и идентификационных номеров (кадастровых, реестровых, учетных). Учреждения и органы могли и ранее отражать эти данные в инвентарной карточке.
К спецодежде на счете 105.05 относят только запасы, которые учреждение использует в целях охраны труда, соблюдения техники безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.
На счете 105.06 отражают в том числе БСО. Исключение — бланки, которые выданы со склада для оформления сотрудникам или которые поступили последним, минуя склад. Такие бланки учитывают на забалансовом счете 03. Минфин уже предписывал применять этот подход в учете.
К забалансовому учету подарков Минфин предъявлял аналогичные требования. Их также закрепили в инструкции по забалансовому счету 07.
Предусмотрели поправки и в отношении операций, которые совершает малое число организаций бюджетной сферы. К примеру, ввели недостающие счета для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда.
Порядок перехода на новые правила
В Приказе об изменении Инструкции указано только то, что новые правила нужно применять при формировании отчетности на 1 января 2021 г. Полагаем, проводки надо отразить в учете в один день с заключительными операциями.
Важные изменения
Минфин России приказом от 14.09.2020 № 198н обновил приказ 157н и единый план счетов. Приказ отправлен на регистрацию в Минюст и еще не вступил в силу. Планируется, что все изменения начнут действовать с 01.01.2021 и будут применяться при составлении годовой бухгалтерской отчетности.
Обновленная инструкция по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях выглядит так:
- Коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 при завершении года по счетам с остатками не обнуляются.
- Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в учете. В финансовом результате текущего года суммы учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
- Вновь принятый к учету объект основных средств (ОС) после разукомплектования инвентарной группы отмечается новым инвентарным номером. Внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используются.
- На забалансовом счете 27 подлежат регистрации ОС в личном использовании работников. Это имущество организации, которое они используют, в том числе, за пределами учреждения и вне рабочего времени — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты.
Единый план счетов
В 2020 действующая редакция инструкции 157н по бюджетному учету — это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.
Кто применяет:
- казенные, БУ и АУ;
- госорганы и органы местного самоуправления;
- финансовые органы и Казначейство;
- внебюджетные фонды всех уровней.
Актуальная инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2022 году с последними изменениями:
Скачать инструкцию 157н по бюджетному учету с изменениями 2022 года
Памятка по актуальным изменениям
Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.
Так, для бюджетников единый план счетов утверждает приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
Открыть инструкцию 174н по бюджетному учету с изменениями 2022 года
Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н
Действующая редакция инструкции 183н по бюджетному учету
Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н
Действующая редакция инструкции 162н по бюджетному учету
Особенности применения
Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.
В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.
Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.
Первичные и учетные документы
Приказ 52н регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).
Открыть инструкцию 52н по бюджетному учету с изменениями в 2022 году
Документ устанавливает:
- перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
- унифицированные бланки документации;
- методические рекомендации по заполнению бланков.
Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Но такие решения согласовывают с вышестоящими РБС. Приказ 52н не обязателен к применению.
Отчетность бюджетников
Полный перечень отчетных форм для бюджетников регламентирован специальными НПА Минфина. Нормативный документ устанавливает:
- полный состав отчетных форм;
- периодичность сдачи;
- порядок составления отчетности;
- особенности отражения бухопераций в отчетных формах.
Чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.
Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, внебюджетные фонды) действует инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений — № 191н (приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н).
Скачать инструкцию № 191н по бюджетному учету
АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность, используя приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
Скачать инструкцию 33н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями
Подробнее об отчетности читайте в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».
Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В 33н сроки не регламентированы. Конкретные даты предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.
Минфин выпустил приказ № 292н от 30.11.2020. Норматив внес изменения в инструкцию № 33н и порядок составления основных отчетов. Приказ вступает в силу 16.02.2021 и утверждает новый порядок заполнения отчетных форм, начиная с отчетности по итогам 2020 года. Минфин утвердил изменения в следующих формах:
- Пояснительная записка (ф. 0503760). В таблице № 1 теперь отражают только те виды деятельности, которые учреждение запустило или, наоборот, закрыло в отчетном году. А в таблице № 4 следует раскрывать сведения об учетной политике.
- Сведения об исполнении ПФХД (ф. 0503766). Это ежеквартальная форма, но за 1 квартал ее не сдают. Отчет составляют по КФО 5,6. В раздел расходования средств вносят показатели, которые ниже плана исполнения: 45% — по состоянию на 01.07, 70% — по состоянию на 01.10, 95% — на 01.01.2021.
- Сведения о кредиторской задолженности (ф. 0503769). Изменили порядок заполнения сч. 304 06. Показатель на конец года включается в состав незавершенных расчетов после регистрации итоговых оборотов. Дебетовый остаток отражается в графах 2, 9 и 12 формы, но со знаком минус.
- Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773). Внесли блок с корректировками по забалансу.
- Баланс (ф. 0503730). Скорректировали справку о наличии имущества и обязательств по забалансу и включили счета 38, 39, 45. Установили новое требование к ОКВЭД в кодовой части формы — организации ставят основной вид экономической деятельности, по которому производится большая часть расходов и платежей за год.
- Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721). Добавили новую детализацию по КОСГУ 340 и 440. Заполнять детализирующие сроки необходимо только для подстатей 347 и 447.
Часть изменений вступает в силу не сразу, а с отчетности 2022 года. По новым правилам сдавайте формы за 2 квартал 2021 (по состоянию на 01.07.2021):
- Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Суммы по обязательствам, принятым по извещениям о закупке у единственного поставщика, не включаются в графу 5. Для закупок по 44-ФЗ такие извещения не формируют, а по 223-ФЗ эти суммы больше не отражают на счете 0 502 07 000.
- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В разрядах 24 и 25 номера счета в графе 1 раздела 1 ставятся нули. В КОСГУ указывается только разряд 3.
- Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775). В разделе 4 не учитываются обязательства по извещениям на закупку у единственного поставщика.
Документы, полезные в работе бухгалтера
Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н регламентирует порядок формирования сведений и правила обмена этой информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.
Скачать приказ № 173н от 29.12.2014
А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2022 году.
Скачать инструкцию № 152н по бюджетному учету
Об авторе статьи
Евдокимова Наталья
Бухгалтер-эксперт
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению.
Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 21.12.2022 N 192н, применяются при формировании учетной политики и показателей бухучета, начиная с 2023 года, за исключением положений, применяемых при ведении учета в части формирования показателей бухучета на 1 января 2023 года и по мере организационно-технической готовности.
Приложение N 2
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
«Об утверждении Единого плана
счетов бухгалтерского учета
для органов государственной
власти (государственных органов),
органов местного самоуправления,
органов управления государственными
внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных
(муниципальных) учреждений
и Инструкции по его применению»
от 1 декабря 2010 г. N 157н
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ
Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н…» размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н…» (подготовлен ведомством 12.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.
Подробный обзор проектов приказов поможет разобраться с грядущими изменениями в учете и отчетности, а также сроками их применения.
Запланированные изменения в Инструкцию N 157н
Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н…» (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2021 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2021 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:
1. Новые счета для учета операций с биологическими активами
Напомним, что с 1 января 2022 года вступает в силу Стандарт «Биологические активы». Для учета биологических активов по новым правилам Проектом предусмотрены отдельные коды счетов синтетического и аналитического учета. Так, для обособленного учета биологических активов планируется ввести новый счет 113 00 с аналитикой по основным группам, а также с разделением активов на особо ценное и иное движимое имущество. В свою очередь будут исключены из состава матзапасов молодняк животных и животные на откорме, а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала — такие объекты учета относятся к биологическим активам. А для учета затрат учреждения при осуществлении деятельности по биотрансформации предназначен новый счет 110 00 с выделением прямых и накладных расходов по группам биологических активов.
Несмотря на указанную в Проекте дату его применения такие нововведения учреждениям следует применять начиная со следующего года. На это указывает и уточненный порядок формирования бюджетной/бухгалтерской отчетности — показатели включены в отчетность 2022 года.
2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2021 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2021 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.
3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.
4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.
5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.
6. Новый порядок отражения в учете приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления
Главная новация, предусмотренная Проектом — это изменение наименования и назначения счета 304 04 «Внутриведомственные расчеты». Планируется, что счет 304 04 будет называться «Консолидированные расчеты», и его применение выйдет за рамки расчетов внутри одного ведомства вплоть до межведомственных расчетов с бюджетными и автономными учреждениями разных уровней бюджетов.
Напомним, что в настоящее время счет 304 04 применяется для расчетов:
— между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами), а также между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения;
— между участниками бюджетного процесса в рамках одной главы/ведомства, иными словами, расчетов между ГРБС и подведомственными ему РБС, ПБС; расчетов между главными администраторами и подведомственными ему администраторами доходов и/или источников финансирования дефицита бюджета; расчетов между получателями бюджетных средств/администраторами, подведомственными одному ГРБС/ГлАД.
Но в Проекте назначение счета намного шире. Применять счет 304 04 госорганы/органы местного самоуправления и казенные учреждения будут для учета расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств как с другими участниками бюджетного процесса разных уровней бюджета, так и с бюджетными/автономными учреждениями.
Обратите внимание: не только участники бюджетного процесса, но и автономные/бюджетные учреждения будут отражать внутриведомственные и межведомственные расчеты с организациями бюджетной сферы по безвозмездной передаче с использованием счета 304 04. На это указывает как само описание назначения счета 304 04, согласно которому одной из сторон консолидированных расчетов являются АУ/БУ, так и новый порядок формирования бухгалтерской отчетности — согласно проекту приказа Минфина России о внесении изменений в Инструкцию 33н начиная со следующего года отражать безвозмездную передачу активов и обязательств внутри сектора госуправления АУ/БУ должны именно на соответствующих аналитических счетах счета 304 04.
Например, безвозмездная передача нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным учредителям в рамках одного уровня бюджета, будет отражаться по-новому, и вместо привычных проводок по приему/передаче НФА с использованием счетов 401 10 и 401 20 появятся расчеты на счете 304 Х4.
Для обособления расчетов между учреждениями разных типов и разных уровней бюджета запланировано ввести новые аналитические счета 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54.
Однако изменения вносятся таким образом, что сам счет 304 04 не стал группировочным. К тому же в Проекте в отношении новых аналитических счетов предусмотрено следующее условие: их применение осуществляется в соответствии с положениями единой учетной политики и требованиями по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности. Не исключено, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте приказ будет содержать иные формулировки. Напомним, что в прошлом году схожие условия были установлены для применения счетов 401 41 и 401 49. Но есть существенное отличие — на сегодняшний день для аналитических счетов по доходам будущих периодов порядок их применения может устанавливаться в учетной политике самого учреждения, и обязанность формировать отчетность с применением счетов 401 41 и 401 49 не содержится в Инструкциях NN 191н и 33н — субъектам отчетности предоставлено право выбора и возможность отражать все доходы будущих периодов на счете 401 40. Исключение составляют расчеты по межбюджетным трансфертам — для субъектов бюджетной отчетности в Инструкции N 191н запланировано установить требование о формировании Справок (ф. 0503125) с указанием номеров (кодов) счетов 1 401 41 151(161), 1 401 49 151 (161).
Вместе с тем порядок применения новых аналитических счетов 304 Х4 следует рассматривать во взаимосвязи с положениями инструкции по формированию отчетности. В проектах приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н начиная со следующего года предусмотрено формирование показателей бухгалтерской/бюджетной отчетности именно с применением новых счетов 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54, и возможность использовать счет 304 04 в качестве самостоятельного счета исключена. Соответственно, обязанность применять с 2022 года новые счета 304 Х4 будет установлена для всех казенных, бюджетных и автономных учреждений, гос. органов (органов местного самоуправления), поскольку именно Инструкция N 33н и Инструкция N 191н определяет для субъектов отчетности единые требования по раскрытию информации в бухгалтерской и бюджетной отчетности.
Обособление расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств внутри сектора госуправления еще раз указывает на необходимость производить сверку расчетов с организациями бюджетной сферы при приеме/передаче имущества, иных активов и обязательств.
Рассмотрим назначение новых аналитических счетов: