Инструкция по эксплуатации гелевых аккумуляторных батарей sonnenschein

Эксплуатационная документация аккумуляторов Sonnenschein

  1. Технический паспорт
  2. Инструкция по хранению и монтажу
  3. Инструкция по эксплуатации No81700747P
  4. Технические характеристики:
    1. Marathon L
    2. Marathon M
    3. Sprinter P
    4. Sprinter S
    5. Powerfit S 300
    6. Powerfit S 500
    7. Sonnenschein A400
    8. Sonnenschein A500
    9. Sonnenschein A600 OPzV
    10. Sonnenschein A700 (OGiV)
  5. Методы заряда и требования к установке и эксплуатации
  6. Форма аккумуляторного журнала

Инструкции по эксплуатации

Инструкции по эксплуатации

Аккумуляторы Sonnenschein A400/FT, A500, A600 OPzV, A700 (OGiV), PowerCycle и технологии AGM: Marathon, Sprinter, Powerfit

Аккумуляторы Sonnenschein A400/FT, A500, A600 OPzV, A700 (OGiV), PowerCycle и технологии AGM: Marathon, Sprinter, Powerfit

Эксплуатационная документация: необслуживаемые аккумуляторы технологии dryfit

Скачать документ

Аккумуляторы Sonnenschein SOLAR, SOLAR BLOCK, A600 SOLAR

Аккумуляторы Sonnenschein SOLAR, SOLAR BLOCK, A600 SOLAR

Эксплуатационная документация: стационарные свинцово-кислотные герметизированные необслуживаемые аккумуляторы технологии dryfit

Скачать документ

Аккумуляторы OPzS, GroE, OGi, OCSM

Аккумуляторы OPzS, GroE, OGi, OCSM

Эксплуатационная документация: малообслуживаемые аккумуляторные батареи серии Classic

Скачать документ

Аккумуляторы Tudor

Аккумуляторы Tudor

Эксплуатационная документация: стационарные свинцово-кислотные герметичные необслуживаемые аккумуляторные батареи технологии AGM

Скачать документ

Промышленные аккумуляторы B.B. Battery (инструкция)

Свинцово-кислотные батареи глубокого разряда U.S. Battery ХС2

Зарядные устройства Stark ProHF

Зарядные устройства Ventura Eco

Зарядные устройства Ventura Eco 3-фазное

Необслуживаемые батареи с загущенным электролитом Ventura VTG

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura GP

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura GP

Скачать документ

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura GPL

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura GPL

Скачать документ

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura HR

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura HR

Скачать документ

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura HRL

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura HRL

Скачать документ

Необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы Ventura VG

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura FT

Стационарные свинцово-кислотные необслуживаемые аккумуляторы с регулирующим клапаном Ventura FT

Скачать документ

Аккумуляторы Sonnenschein Rail

Аккумуляторы Sonnenschein Rail

Эксплуатационная документация: стационарные свинцово-кислотные герметизированные Sonnenschein Rail для систем автоматики и телемеханики на железной дороге

Скачать документ

Аккумуляторы ШТАРК АГН, ШТАРК АГНГ, ШТАРК АГТ

Аккумуляторы ШТАРК АГН, ШТАРК АГНГ, ШТАРК АГТ

Эксплуатационная документация: стационарные свинцово-кислотные аккумуляторы с регулирующим клапаном серий ШТАРК АГН, ШТАРК АГНГ, ШТАРК АГТ

Скачать документ

Аккумуляторы STARK OPzS, OGi, GroE, OCSM

Аккумуляторы STARK OPzS, OGi, GroE, OCSM

Эксплуатационная документация: стационарные свинцово-кислотные малообслуживаемые аккумуляторы серий STARK OPzS, STARK OGi, STARK GroE, STARK OCSM

Скачать документ

Обратный звонок

Почему нам доверяют?

Ориентирование на потребности клиента

От момента появления первых свинцовых аккумуляторов ученые пытались решить проблему: создать необслуживаемый химический источник тока, для которого будут не страшны полные разрядки. В котором не будет образовываться сульфат свинца, выводящий батарею из строя. Первые опыты по использованию густого электролита начались еще в начале прошлого века, а в 1910 году был запатентован первый промышленный образец необслуживаемого герметизированного АКБ со сгущенным электролитом. Сегодня технологию Gel используют в производстве ведущие производители аккумуляторов по всему миру.

Что такое гелевый аккумулятор и особенность технологии 

Гелевый аккумулятор это герметичная и полностью необслуживаемая батарея. По строение она ближе к AGM аккумуляторам. Главное отличие и особенность — это наличие между положительными и отрицательными пластинами гелия пропитанного эллектролитом. После того, как этот гелей заливают он затвердевает и полностью обволакивает пластины полностью изолирую их друг от друга и защищая от механических повреждений и замыканий между друг другом. Другими словами, вместо жидкого электролита между пластин находится густой гель. Поэтому пластины могут находиться между собой максимально близко. За счет этого этих пластин в корпусе помещается больше. Что в свою очередь значительно увеличивает емкость и пусковые токи. Так же гелей защищает пластины от сульфатации, поэтому батарея совершенно не боится глубоких разрядов.

Плюсы и минусы гелевых аккмуляторов

Технология достаточно новая, но уже обладает огромным количеством преимуществ, но есть и существенные недостатки, которые производителям еще предстоит устранить.

Можно выделить следующие плюсы устройства:

  • большой срок службы 10-20 лет;

  • полностью необслуживаемые батареи, поставил и забыл;

  • работает в любом положении, хотя не рекомендуется переворачивать, так как могут закоротить клеммы;

  • гель запечатывает пластины и не позволяет им осыпаться;

  • можно использовать в офисе и дома, так как нету испарений;

  • используется очищенный свинец, это позволяет очень быстро заряжаться;

  • очень высокие пусковые токи, заведет авто в любой мороз;

  • устойчив к глубоким разрядам (до 400 глубоких разрядов);

  • рекомендуется использовать на автомобилях с системой Start-Stop;

  • практически не теряет заряда при простое.

Тем не менее, гелевый аккумулятор имеет и свои недостатки. Среди них выделяют:

  • очень высокая цена, стоит в 3-4 раза дороже обычной необслуживаемой кислотно кальциевой батареи;

  • нельзя превышать значение заряда выше 16v, так как гель может начать оплавляться. В результате пластины оголятся и их замкнет;

  • такая же ситуация может произойти, если аккумулятор сильно перегреется из-за погоды или от работающего мотора;

  • при температурах ниже -30 градусах гель может замерзнуть, потрескаться и рассыпаться, что оголит пластины.

Гелевые аккумуляторы не рекомендуется использовать в автомобилях или иных устройствах не имеющих исправной современной электроники, так как устаревшая или неисправная может подать от генератора повышенное напряжение, от которого гель превратится в жидкость и осядет.

Где и почему используют гелевые аккумуляторы

Гелевые батареи 6 вольт и 12 вольт применяются для ИБП в невентилируемых помещениях, в системах автономного электроснабжением, для питания различных электрогенераторов. Кроме того они могут быть обычным стартерным устройством для мотоцикла и для автомобиля. Сфера применения широка и объясняется это тем, что:

  • не требуется доливать воду;

  • не происходит токсичного выделения газов, что дает возможность работать с батареями такого типа в закрытых помещениях.

Сфера применения постоянно расширяется, так как происходят новые разработки. На данный момент гелевые АКБ используется:

  • как источник бесперебойного питания (тяговые батареи 12 вольт в бесперебойном режиме работают около трех лет, что является довольно высоким показателем);

  • в автономных системах и системах резервного питания;

  • для питания подстанций и электростанций (зачастую резервное);

  • при обслуживании промышленных объектов различной конфигурации;

  • в пожарной и охранной сигнализации системах;

  • в системах, где необходим авто запуск дизель-генераторов;

  • для питания переносного оборудования;

  • в качестве резервного источника питания для систем связи и телекоммуникаций.

Отличие GEL от AGM

Сходств у батарей больше, чем отличий, но все же они есть. AGM батарея создается на специальных абсорбирующих стеклянных матах, которые позволяют электролиту не растекаться и не испаряться. Так как пластины расположены плотно, емкость батареи повышается. Электролит надежно сохраняется внутри, и это дает возможность ставить аккумулятор на бок. AGM АКБ выдерживают более 200 циклов полного разряда, не восприимчива к морозу. В них все же есть электролит в жидком состоянии, поэтому они могут выделять испарения.

В GEL аккумуляторах электролит это густой гелеь. Поэтому нету никаких испарений, батарея более безопасна и экологична. В обеих технологиях используется очищенный свинец, но GEL выдерживают в два раза больше циклов глубокого разряда, до 400. Срок службы тоже увеличен.

Обслуживание гелевых аккумуляторов

Аккумуляторы полностью необслуживаемые и какого-либо ухода за собой не требуют. Достаточно следовать инструкции по эксплуатации. Не допускать перезаряда и перегрева. Время от времени протирать от грязи и влаги, что бы не коротило между клеммами.

Сама по себе батарея очень не прихотливая. Даже если полностью заряженная батарея пролежит на полке 3 года она сможет без проблем завести автомобиль. Иногда может придется ее подзаряжать, хотя из-за особенности технологии ей для полного заряда от исправного генератора достаточно проехать несколько метров.

Кажется, совсем недавно обслуживаемые кислотные аккумуляторы занимали доминирующее положение на рынке. Но с новыми технологиями появились и более совершенные батареи – сначала необслуживаемые кальциевые, а затем и гелевые. И хотя классические сурьмянистые АКБ всё ещё популярны, их практически перестали выпускать. Очевидно, что пройдёт ещё немного времени, и такая же судьба постигнет нынешних фаворитов, а среди явных претендентов на их место – именно гелевые аккумуляторы. Сегодня они ещё слишком дороги, чтобы пойти в массы, но практика показывает, что это лишь дело времени. Так что пора знакомиться с новинкой.

Гелевые аккумуляторные батареи

Содержание

  1. Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля
  2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
  3. Конструкция гелевых АКБ
  4. Характеристики GEL аккумуляторов
  5. Маркировка гелевых АКБ
  6. Срок службы гелевых аккумуляторов
  7. Зарядка гелевых аккумуляторов
  8. Обслуживание гелевых аккумуляторов

Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля

Слово «гелевый» уже давно воспринимается как некое новшество в мире аккумуляторов. Подумать только, что вместо привычного жидкого электролита, являющегося водным раствором серной кислоты, здесь используется электролит в виде желеобразного вещества. Что это даёт? Очевидное преимущество такого электролита – отсутствие текучести, которая налагает на аккумуляторные батареи немало различных ограничений. Отсутствие текучести означает минимизацию потерь электролита вследствие кипения или испарения, отсутствие необходимости в измерении уровня и плотности рабочей жидкости и немало других благ, о которых мы расскажем ниже. Как и о том, из чего состоит гелевый аккумулятор, каковы его достоинства и перевешивают ли они недостатки.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Если бы гелевые батареи были бесперспективными, их разработки давно бы уже свернули. Так в чём же заключаются их преимущества по сравнению с АКБ предшествующих поколений?

Достоинств на самом деле немало:

  1. Гелеобразное активное электрохимическое вещество – это не жидкость. А значит, такой электролит не вытекает, он более устойчив к механическим воздействиям, включая вибрации, и намного безопаснее жидкого раствора кислоты. Это означает, что такую батарею можно устанавливать под любым углом, и даже вертикально.
  2. Если нет жидкости, отсутствуют процессы кипения и испарения газов, что благотворно сказывается на состоянии электродов – они практически не подвергаются коррозионным процессам.
  3. Гелевые батареи устойчивее к неблагоприятным погодным условиям и не боятся повышенной влажности. Температурный диапазон функционирования необычайно широк – от минус 35 до плюс 50 градусов.
  4. Они не чувствительны к кратковременному глубокому разряду, что является приговором для кальциевых батарей.
  5. Отсутствие газовыделения делает такие аккумуляторы максимально безопасными.
  6. Наконец, гелеобразный активный материал сохраняется в начальных объёмах намного дольше, увеличивая срок службы батарей этого типа.

Впрочем, недостатков тоже хватает:

  • более густой электролит характеризуется менее эффективной рекомбинацией веществ (97%) по сравнению с аккумуляторами типа AGM, где этот показатель выше 99%;
  • по этой же причине (меньшая подвижность ионов в гелеобразной среде) негативным образом сказывается на интенсивности и характеристиках процессов заряда-разряда. Случается, что при резком увеличении нагрузки в гелевых АКБ происходит провал по напряжению, а это причина неправильного поведения всего электрооборудования;
  • даже крайне непродолжительное короткое замыкание смертельно для гелевых батарей: достаточно секундного закорачивания клемм аккумулятора (например, случайно уроненным гаечным ключом), чтобы он полностью вышел из строя без возможности восстановления;
  • при температурах порядка минус 30 градусов желеобразный гель замерзает, а жидкий электролит выливается наружу, в нижнюю часть батареи, что полностью нарушает нормальное функционирование батареи;
  • стоит такой АКБ пока ещё дорого – за такие деньги можно приобрести 3–4 неплохих кислотных аккумулятора.

Из чего состоит гелевый аккумулятор

Конструкция гелевых АКБ

Гелевый аккумулятор внешне практически не отличается от своих собратьев. Основное отличие спрятано внутри – это электролит, находящийся не в жидком, а в адсорбированном состоянии. Разумеется, Gel-технология предполагает, что батарея необслуживаемая и точно также полностью герметизирована, как и кальциевый аналог. Принцип работы такого АКБ в общих чертах тоже одинаков.

Давайте рассмотрим, чем же отличается гелевый аккумулятор от кислотного. Итак, классическая электрохимическая жидкость, позволяющая эффективно накапливать энергию и затем столь же хорошо отдавать её, называется электролитом – водным раствором серной кислоты с известными оптимальными пропорциями (35:65).

В гелевых аккумуляторах в такой электролит добавляют загуститель из силикона, превращающий жидкость в желеобразную массу. Электрохимические свойства такого электролита ухудшаются незначительно, на 1–2%, а о преимуществах нетекучего электролита мы уже рассказывали.

Все остальные компоненты такие же, как у классических кислотных батарей:

  • пластиковый корпус;
  • клеммные выводы;
  • электроды в виде положительных и отрицательных решёток;
  • пластины-сепараторы пористой структуры;
  • электролит;
  • клапаны.

Электрохимические реакции, протекающие внутри гелевого аккумулятора, точно такие же, как и в кислотных АКБ: если батарея заряжена, при подсоединении нагрузки она начинает отдавать этот заряд, при этом напряжение на клеммах и плотность электролита уменьшаются.

Можно ли отличить гелевый аккумулятор от кислотного чисто внешне? Далеко не всегда. Проще всего изучить этикетку – на гелевых батареях будет присутствовать обозначение «GEL». Некоторые изготовители верхние крышки гелевых АКБ окрашивают в ярко-жёлтый цвет. В некоторых случаях можно понять, что батарея гелевая, и по корпусу, состоящему из нескольких цилиндров, связанных между собой.

Характеристики GEL аккумуляторов

Если вы решили приобрести гелевую аккумуляторную батарею, обращайте внимание на следующие её базовые характеристики:

  • номинальную ёмкость. В принципе здесь действуют те же ограничения, что и для кислотных батарей: нежелательно покупать изделие с меньшей ёмкостью, чем указано в технической документации вашего автомобиля. Больше – можно, но в пределах 5–10 А* час;
  • ток холодной прокрутки. Здесь нет ни верхних, ни нижних ограничений, а чем больше показатель, тем лучше. Разумеется, устройства с большими токами холодной прокрутки и стоят прилично, и заряжаются дольше, но они гарантированно заведут мотор в самые лютые морозы;
  • пусковой ток – показатель, который демонстрирует, сколько ампер способен отдать аккумулятор на протяжении 30 секунд;
  • на некоторых моделях указывается ток саморазряда, позволяющий оценить, за какое время бездействия батарея разрядится до опасных величин, не позволяющих производить пуск мотора;
  • номинал вольтажа для легковых ТС – это стандартные 12 В;
  • вес и габариты батареи должны соответствовать размерам аккумуляторной площадки в моторном отсеке;
  • нужно также обращать внимание на полярность АКБ, а также тип крепления.

Аккумулятор AGM для авто

Маркировка гелевых АКБ

Этикетка, которая наносится на верхнюю или боковую часть аккумулятора, расскажет о многом. В обязательном порядке здесь будут присутствовать основные характеристики (ёмкость, пусковой ток), а также дата производства. Правда, последняя чаще всего присутствует в закодированном виде, причём производители горазды придумывать самые экзотические способы шифрования. Например, в батареях под брендом Optima используется четыре цифры, первая из которых обозначает год (например, 8 – это 2018), а три остальных – день года (которых 365). Так что определять месяц и число придётся с калькулятором в руке.

Но здесь хоть всё понятно, а вот на АКБ Delta наносится код, состоящий из двух букв и двух цифр. С последними проблем нет – они указывают число месяца, месяц тоже можно определить по букве (А – январь, В – февраль и так далее), а вот год по буквенному обозначению просто так не определить – нужно искать таблицу соответствия.

Не совсем понятная кодировка используется и в батареях Varta: четвёртая по счёту цифра обозначает год, а 5–6 – месяц, причём значения с 17 по 20 обозначают январь–апрель, а май начинается с 53 и дальше идёт по нарастающей.

У других производителей ситуация аналогичная, а всё из-за отсутствия стандартов в маркировке (они есть, но разные для Европы, Азии, США).

Срок службы гелевых аккумуляторов

На этикетке и в рекламных проспектах часто можно встретить цифру 10 – столько лет производители отпускают гелевым батареям. На практике эту цифру нужно уменьшить вдвое, а при неблагоприятных условиях эксплуатации – и втрое.

Неблагоприятными условиями можно назвать низкие температуры: достаточно мороза в 30 градусов, чтобы гель замёрз, и в этих условиях наблюдается ускоренное разрушение пластин и электролита.

Также недопустимо эксплуатировать АКБ при температурах, превышающих 50 градусов – это приводит к выкипанию воды и чревато разрушением батареи.

Отметим, что заряжать гелевый аккумулятор нужно специальным зарядным устройством, несовместимым с обычными ЗУ для кислотных батарей.

Хотя считается, что Gel-батареи толерантны к глубоким разрядам, они всё же разрушают пластины. Не любят они и пониженной влажности, и перезаряда, и недозаряда – все эти факторы уменьшают ресурс источника питания.

Зарядка гелевых аккумуляторов

Хотя считается, что гелевые АКБ обладают длительным сроком эксплуатации, они более чувствительны к параметрам тока и напряжения, нежели батареи с жидким электролитом.

Так что для их зарядки требуется приобретение специализированного ЗУ – старое, которое вы использовали ранее, не подойдёт.

Рассмотрим подробнее, как правильно и эффективно заряжать гелевый аккумулятор.

Стандартная зарядка требует использования классического правила – сила тока равна 10% от ёмкости батареи. Если времени на длительную зарядку нет, можно использовать ускоренные методы, повысив значение тока ЗУ до 30% (18 А для 60-амперной АКБ).

Зарядку гелевого аккумулятора следует производить при начальном значении напряжения, равном 14.5 В. При более высоких значениях будет происходить разжижение геля, в результате чего он утратит свои первоначальные свойства. Производители обычно указывают рекомендованное значение этого параметра (ищите значение напротив слов «Cycle use»).

Зарядное устройство для гелевой АКБ

При указанных начальных значениях тока и напряжения зарядка будет длиться 9–12 часов.

Как правильно заряжать гелевый АКБ, мы расскажем ниже, а пока сообщим, что ЗУ для гелевых батарей имеют функцию заряда с целью сохранения энергии. Этот режим используется для периодической регламентной подзарядки батареи. Рекомендуемое напряжение для этого режима можно взять из строки «Standby use» на этикетке аккумулятора.

Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов? Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?

Ответ на последний вопрос отрицательный – только стандартные кислотно-свинцовые АКБ можно подзаряжать любыми ЗУ. Устройство без возможности регулировки тока и напряжения однозначно непригодно, но и это далеко не все требования, предъявляемые к таким ЗУ.

Итак, рассказываем, каким зарядным устройством допустимо правильно заряжать гелевый аккумулятор:

  • должна присутствовать защита от перегрева электролита;
  • ток должен отключаться после завершения зарядки;
  • подаваемое напряжение должно быть стабильным – скачки не допускаются;
  • должна иметься функция температурной компенсации (адаптация тока/напряжения к температуре внутри и снаружи АКБ).

Скачки тока и напряжения во время зарядки, равно как и заметные колебания температуры, способны частично или полностью вывести из строя Gel-батарею.

Зарядку нужно осуществлять поэтапно, примерный алгоритм процедуры:

  • первый этап – с ростом напряжения;
  • второй – с уменьшением тока зарядки;
  • на конечной стадии выставляются минимальные значения обоих параметров.

Такими возможностями обладают только импульсные зарядные устройства.

Обслуживание гелевых аккумуляторов

Эксплуатация и обслуживание гелевых источников питания в соответствии с рекомендациями производителя гарантируют длительную эксплуатацию батареи. Возможно – и весь заявленный срок. И пускай вас не сбивает с толку надпись «необслуживаемый», поскольку для поддержания всех параметров АКБ в удовлетворительном состоянии обслуживание всё же потребуется. А заключаться оно будет в периодической, но правильной и своевременной подзарядке батареи.

Отличительной особенностью гелевых аккумуляторов является существенное (кратное) снижение газообразования. Это позволяет обойтись без таких операций, как проверка уровня электролита и доливка воды или готового раствора серной кислоты.

Но остаётся одно условие, обязательное для исполнения, и заключается оно в проверке работоспособности автомобильного генератора. Нужно, чтобы он делегировал батарее стабильное, без ощутимых скачков напряжение – гелевые батареи к ним очень и очень чувствительны.

Но усилия по обслуживанию и правильной эксплуатации АКБ могут оказаться тщетными, если производить зарядку с несоблюдением перечисленных выше требований. В таких случаях срок службы гелевой батареи может оказаться даже ниже, чем у кислотных оппонентов.

Гелевая аккумуляторная батарея

Итак, вы ознакомились с тем, как обслуживать гелевый аккумулятор. Но подлежит ли он восстановлению, если по тем или иным причинам утратит первоначальные характеристики?

Ответ будет положительным, но только в некоторых случаях. Надеяться на оживление батареи с вздутыми боками или трещинами на крышке, осыпавшимися пластинами не стоит, её можно сразу отправлять в утиль.

Некоторое снижение ёмкости может произойти из-за высыхания части геля. Можно попробовать восстановить нормальный водный баланс посредством доливки дистиллированной воды.

Как это делается:

  • демонтируется пластиковая крышка;
  • снимаются резиновые заглушки, прикрывающие банки;
  • с помощью шприца в каждую секцию доливается 1–2 см3 воды;
  • отдыхаем 2–3 часа – столько времени нужно, чтобы гель пропитался залитой жидкостью;
  • проверяем напряжение на клеммах АКБ;
  • закрываем банки пробками и устанавливаем на место крышку;
  • заряжаем аккумулятор.

Ещё один дефект, который можно попробовать исправить – это сульфатация пластин.

Десульфатацию можно провести двумя способами:

  1. Используя вещество Трилон В. Его разводят согласно инструкции и заливают в батарею, предварительно высушив её (в гелевых АКБ не всегда имеется возможность удалить всю жидкость). Выдерживаем батарею положенное время, сливаем Трилон В, тщательно промываем аккумулятор дистиллированной водой и заливаем свежий гелевый электролит, ставим батарею на зарядку.
  2. Второй метод – электрический, посредством воздействия на пластины импульсов тока разной величины – они будут способствовать разрушению лишнего сульфата свинца, скопившегося на пластинах. Но часто использовать такую процедуру нельзя: токи разрушают не только сульфатированную часть, но и саму пластину.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как принимать антигриппин анви в капсулах инструкция по применению взрослым
  • Быховский лесхоз руководство
  • Нефроделин инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Руководство по настройкам samsung
  • Амоксицилиновая инструкция для ребенка 12 лет