Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 55.24 ГрК РФ
1. Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
2. Эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
3. В случае, если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.
4. В случае капитального ремонта зданий, сооружений эксплуатация таких зданий, сооружений допускается после окончания их капитального ремонта.
5. Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
(в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 541-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
7. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
(в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 541-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
(в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 541-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
9. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
10. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства. Порядок организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, устанавливается Правительством Российской Федерации. Эксплуатация дома блокированной застройки осуществляется с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации находящихся в одном ряду домов блокированной застройки, имеющих общие стены с домом блокированной застройки.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 371-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. В случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.
12. При эксплуатации зданий, сооружений государственный контроль (надзор) осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.
13. Сведения, документы, материалы по эксплуатации здания, сооружения, в том числе о проведенном техническом обслуживании здания, сооружения, текущем ремонте здания, сооружения, эксплуатационном контроле, исполнительная документация подлежат включению в информационную модель (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).
(часть 13 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 541-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Источник фото: https://www.pexels.com/
Передача технической документации многоквартирным домом (далее – МКД) на всех этапах от строительства до передачи управления при смене управляющей организации всегда являлось и является острой проблемой, несмотря на сроки и обязанность ее передачи, прописанные в законе.
После введения немаленьких административных штрафов ситуация немного улучшилась. Проблемы с технической документации на дома – новостройки более-менее урегулированы, так как в момент их сдачи в эксплуатацию законодатель уже установил ее необходимый перечень и формы.
Но в старом жилом фонде зачастую все печально: ведь в переходные периоды становления законодательства, развала и смены страны, власти, законов, различных форм организаций, их исчезновения в никуда, техническая документация в МКД либо отсутствовала, либо исчезала вместе с пропавшими организациями. Да и требования к ней раньше были иные, чем сейчас. Даже можно сказать, что особо никаких не было в силу законодательного неурегулирования в переходный период при развале одной страны и создании другой.
Если бы надзорные органы не стремились рьяно пополнять бюджет за счет организаций, штрафуя их за малейшие «нарушения» (по их мнению), когда все неустранимые сомнения никогда не трактуются в нашей стране ни судами, ни проверяющими в пользу того, которого они должны трактоваться, то и вопросы по сохранности и передаче технической документации МКД не стояли бы так остро перед управляющими организациями.
Перечень технической и иной документации МКД установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства № 491 от 13 августа 2006 года (далее Правила 491).
Пунктом 24 Правил 491 установлено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Пунктами 24-26 Правил 491 установлен состав технической и иной документации многоквартирного дома.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 Правил 491 в состав технической документации на МКД обязательно входит инструкция по эксплуатации МКД по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя:
-
рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества;
-
рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества;
-
также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 25 Правил 491 Застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию
многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях):
первый экземпляр
— товариществу собственников жилья (далее – ТСЖ), созданному в соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме;
второй экземпляр
— по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения в таком доме (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче;
третий экземпляр
— в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Таким образом, обязанность застройщика передать инструкцию МКД закреплено в Правилах с 2006 года, хотя по факту этот документ не всегда изготавливается застройщиком при строительстве дома, еще реже его передают управляющей организации.
Форма и содержание инструкции МКД установлены Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 № 45 «Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома» (далее – Приказ 45).
Пунктом 13 Приказа 45 установлено, что Застройщик не позднее дня, следующего за днем получения разрешения на введение объекта (многоквартирного дома) в эксплуатацию, направляет в адрес товарищества собственников жилья уведомление в письменной форме о передаче первого экземпляра инструкции с указанием места передачи.
Если на дату получения застройщиком разрешения на введение МКД в эксплуатацию в доме не создано ТСЖ, застройщик не позднее дня, следующего за днем получения разрешения на введение МКД в эксплуатацию, обязан разместить информацию о месте нахождения и порядке передачи второго экземпляра инструкции. Информация размещается на информационных стендах (на иных объектах, оборудованных для размещения информации), расположенных на прилегающей к МКД территории (на земельном участке, на котором расположен данный дом), в подъездах МКД, а также по месту нахождения застройщика.
Пунктами 17,18 Приказа 45 предусмотрено право любого собственника обратиться к Застройщику за получением инструкции, а также сведения, которые должны содержаться в таком требовании обратившегося собственника:
-
фамилию, имя, отчество обратившегося лица;
-
реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем и когда выдан);
-
место жительства, если собственником жилого помещения является физическое лицо;
-
либо полное наименование, организационно-правовая форма, адрес места нахождения, если собственником жилого помещения является юридическое лицо;
-
адрес места нахождения жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме;
-
реквизиты правоустанавливающего документа на жилое помещение;
-
прилагается копия правоустанавливающего документа на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, инструкция по эксплуатации которого подлежит передаче.
В течение 5 дней Застройщик должен принять письменное решение о передаче или отказе в передаче второго экземпляра инструкции собственнику, которое должно быть доведено до обратившегося собственника.
Кроме того, пунктом 21 Приказа 45 предусмотрено, что информация о факте передачи второго экземпляра Инструкции должна быть размещена застройщиком на информационных стендах в течение 1 рабочего дня, следующего за днем передачи второго экземпляра инструкции.
Естественно, если второй экземпляр уже передан иному собственнику, то Застройщик отказывает собственнику, обратившемуся позже. В письменном отказе обязательно должны быть указаны причины отказа, в том числе и сведения о собственнике жилого помещения МКД, которому уже передан экземпляр инструкции.
В случае, если никто из собственников не обратился к застройщику за инструкцией, Застройщик оставляет ее на хранение и обязан хранить документ в течение 3 лет (пункт 24 Приказа 45).
Третий экземпляр инструкции передается в муниципальный архив муниципального образования согласно законодательству об архивном деле (пункт 26 Приказа 45).
Все экземпляры инструкции в бумажном виде и электронном носителе (магнитном или цифровом) передаются под расписку. Требования к расписке содержаться также в пункте 26 Приказа 45. Расписка составляется в двух экземплярах, один экземпляр которой должен храниться у застройщика в течение 3 лет.
Приказ 45 также содержит раздел IX, устанавливающий правила хранения инструкции МКД.
Первый и второй экземпляр инструкции подлежит хранению у лиц, ее получивших.
Однако они подлежат передаче управляющей организации (далее – УО), если она осуществляет управление МКД на основании договора управления (пункт 27 Приказа 45) и в договоре управления указано условие о хранении инструкции в УО.
Также Приказ 45 предусматривает возможность передачи первых и вторых экземпляров инструкции, хранящихся у Застройщика, управляющей организации, ТСЖ, жилищному кооперативу (ЖК) или жилищно-строительному кооперативу (ЖСК), осуществляющему управление МКД, либо любому собственнику при непосредственном управлении (пункт 28).
УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК должны обеспечить финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для хранения и комплектования инструкции, а также доступ и возможность использования инструкции иными заинтересованными лицами.
Собственники помещений МКД и управляющая организация вправе пользоваться инструкцией, делать копии и выписки из нее. Если у собственников и (или) иных заинтересованных лиц не имеется возможности воспользоваться первым и вторым экземпляром инструкции, они вправе обратиться в архив за получением копии третьего экземпляра.
Пунктом 36 Приказа 45 установлены случи, когда в инструкцию МКД вносятся изменения:
-
реконструкции (модернизации) отдельных элементов общего имущества в МКД;
-
проведения ремонтных, строительно-монтажных, отделочных и иных работ, влияющих на характеристики и свойства элементов общего имущества в МКД;
-
возникновения или изменения сроков службы объектов (элементов) общего имущества в МКД.
Самое интересное, что в пункте 37 Приказа 45 указано, что изменения разрабатываются лицом (лицами), осуществляющим управление МКД, на основании рекомендаций, сведений, информации и иных данных, предоставленных лицом, проводящим реконструкцию (модернизацию) отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, и (или) лицом, проводящим ремонтные, строительно-монтажные, отделочные и иные работы, влияющих на характеристики и свойства элементов общего имущества в МКД.
Как всегда, наш законодатель предложил самим управляющим организациям придумать, кто же будет оплачивать выполнение таких изменений, ведь для этого необходимы определенные познания (соответственно, специалист с заработной платой и налогами на нее), и по большей части в сфере проведения реконструкции и капитального ремонта, которым, кстати, управляющие организации вообще не занимаются с момента внесения изменений в законодательство в 2014 году.
Ну, а как не любят повышения цены на квартплату жители многоквартирных домов, думаю, всем известно. Будь их воля и возможность, они легко бы потребовали содержать их дом бесплатно. Хотя многие суды и надзорные органыи так с легкостью возлагают на управляющие организации обязательства, не спорю, предусмотренные законом, но которые должны, в силу тех же норм закона, быть в полной мере профинансированы собственниками. Но эти нормы об обязанности финансирования в полном объеме всех работ по содержанию МКД не обязательно, по-видимому, вспоминать судам, когда они выносят решения. Ведь тогда придется большую часть предписаний надзорных органов (ГЖН) признавать незаконными, а решения принимать в пользу управляющих организаций – «воров», а не в пользу ГЖН, РСО и иже с ними…
Судебная практика однозначно считает инструкцию МКД обязательной частью технической документации и при истребовании ее в обязательном порядке выносятся решения об удовлетворении таких требований.
Определение ВС РФ от 27 февраля 2018 г. № 309-ЭС17-23612.Постановлением кассационной инстанции отменено решение апелляции об отказе и оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении требования ТСЖ об истребовании технической документации, в том числе и инструкции МКД:
«…При отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, получение ответчиком индивидуализированного пакета документов от предыдущей управляющей организации либо застройщика, а равно документов, подтверждающих, какие действия предпринимались ответчиком в период управления по получению истребуемой документации от вышеназванных и иных лиц, суд округа пришел к выводу о том, что ответчиком, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не реализовано бремя доказывания объективной невозможности исполнения обязанности по восстановлению и передаче технической документации».
Постановление 15 ААС от 22 июня 2018 г. № 15АП-8458/2018 по делу № А32-40783/2017:
«…Доказательства передачи застройщиком указанных жилых домов проектной и рабочей документации ответчику не представлено.
Из акта приема-передачи от 27.07.2017 следует, что истцу переданы технические паспорта МКД (пункт 3.9 уточненных требований) и списки собственников помещений в МКД (пункт 3.11 уточненных требований), а также имеющаяся в наличии информация об ИПУ (паспорта и акты опломбировки) (пункт 3.10 уточненных требований).
Пунктом 5 Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденное приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 01.06.2007 № 45, также предусмотрено, что инструкция по эксплуатации многоквартирного дома разрабатывается и изготавливается застройщиком или иным лицом, по заданию заказчика. Доказательства разработки и передачи указанной инструкции ответчику в материалы дела не представлены.
Обязанность по изготовлению отсутствующих документов и последующей их передаче другому лицу, осуществляющему управление жилым домом, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо не предусмотрена. Соответственно, обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на ту организацию, у которой она имелась. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 22.04.2016 № 303-ЭС16-3028 по делу № А51-35762/2014.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств объективной возможности передачи истцу истребуемой документации, в отсутствие доказательств, подтверждающих передачу МУП «Городская управляющая компания» документации, указанной в разделах 1-5, 7, 8, 9 уточненных требований, а также частичную передачу истцу документации (пункты 3.9 — 3.11 уточненных требований) по акту приема-передачи, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Доводы заявителя о том, что указанная в акте от 14.10.2016 № 489/33-07-Дпост документация передана в органы Ростехнадзора, значения не имеют. При доказанности наличия данной документации в распоряжении ответчика, неразумные действия последнего по безвозвратной передаче всей документации третьему лицу, с учетом установленной законом обязанности по ее хранению управляющей компанией, основанием для освобождения ответчика от восстановления данной документации и ее передачи истцу не являются».
Таким образом, управляющим организациям, управляющим многоквартирными домами после вступления в действие Правил 491, которые не имеют в наличии инструкции многоквартирного дома в составе технической документации, желательно выяснить, кому и когда такая инструкция (первый и второй ее экземпляры) была передана застройщиком, а в случае невозможности получения ее оригинала или копии от этих лиц – обратиться в муниципальный архив за получением копии инструкции МКД.
Иначе вполне возможно придется самим и за свой счет осуществлять ее восстановление, если кто-либо захочет воспользоваться инструкцией МКД или запросит ее копию либо если придется передавать техническую документацию иной управляющей организации по окончании или расторжении договора управления.
Ведь при рассмотрении дел о передаче техдокументации суд вполне возможно посчитает именно вашу управляющую организацию обязанной восстановить инструкцию МКД, так как вами не предпринято никаких мер по ее истребованию в период управления домом. Ну а про составление протоколов органами ГЖН при наличии малейшей возможности и поводов для этого, думаю, и говорить не стоит…
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ. Вся необходимая информация здесь.
С уважением, Ильмира Носик.
Обсудить статью и задать вопросы можно тут.
Управление МКД от застройщика до выбора способа управления
Нередко на практике управляющие компании сталкиваются с такой ситуацией, что новый многоквартирный дом только введён в эксплуатацию, а им должен кто-то управлять. Возникает вопрос, как осуществляется управление МКД от застройщика, пока собственниками не выбран способ управления этим домом?
Определение субъекта управления МКД
После ввода МКД в эксплуатацию одним из приоритетных правовых вопросов является определение субъекта управления многоквартирным домом. Иначе говоря, нужно определить, кто будет управлять многоквартирным домом, введённым в эксплуатацию. Сложностью в ситуации является то, что на момент ввода МКД в эксплуатацию и некоторое время спустя не все жилые и нежилые помещения находятся в собственности. Поэтому не представляется возможным де-юре и де-факто провести общее собрание собственников для выбора способа управления МКД.
В ситуации, когда собственность в МКД зарегистрирована далеко не на все помещения, следует обратиться к нормам жилищного законодательства. Если обрисовать ситуацию вкратце, то схема действия такова. Сначала застройщик получает разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Затем в течение 5 дней с этого момента он по своему усмотрению выбирает УК, с которой на 3 месяца заключает договор управления.
В это же время в течение 20 дней с момента ввода МКД в эксплуатацию орган местного самоуправления извещает о выставлении дома на открытый конкурс по выбору УК. В течение 40 дней с уведомления о мероприятии орган местного самоуправления должен провести этот конкурс и информировать всех дольщиков о его результатах в течение 10 дней со дня его завершения. Далее уже избранная по итогам открытого конкурса УК начинает управлять данным домом и заключает договоры управления с жильцами после регистрации ими права собственности на помещения в данном доме.
Таким образом, жилищное законодательство узаконило возможность не проводить общее собрание собственников для выбора способа управления МКД, а застройщику — заключить договор на управление МКД с выбранной им УК. А теперь рассмотрим эту схему подробно и по-порядку.
Как управлять многоквартирными домами-новостройками.
Управление МКД после ввода в эксплуатацию
До введения лицензирования УК застройщик мог сразу после ввода МКД в эксплуатацию заключить договор управления с управляющей компанией или управлять домом самостоятельно до заключения соответствующих договоров с избранной по итогам открытого конкурса управляющей компанией. Открытый конкурс, напоминаем, проводится органом местного самоуправления.
При этом лицензирование не внесло каких-то существенных коррективов в этой области и не лишило застройщика права выбора управляющей компании. До заключения договора управления МКД между застройщиком (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ) и УК, выбранной по результатам открытого конкурса, управление домом осуществляется управляющей компанией, с которой застройщик должен заключить договор управления не позднее чем через 5 дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома (ч.14 ст.161 ЖК РФ).
После ввода МКД в эксплуатацию органы местного самоуправления должны провести открытый конкурс по выбору УК для управления многоквартирным домом, если в течение года до дня проведения конкурса собственники не выбрали способ его управления или принятое жильцами решение не реализовано (ч.4 ст.161 ЖК РФ).
Таким образом, после ввода МКД в эксплуатацию и до проведения открытого конкурса по выбору УК застройщик вправе заключить договор с любой управляющей компанией по своему усмотрению. Выбранная застройщиком УК будет осуществлять управление домом, пока МКД не будет выставлен на открытый конкурс или собственники не выберут на общем собрании другую управляющую компанию или иной способ управления.
В данном случае управляющая компания будет выступать в роли подрядчика у застройщика. Данная УК должна заключить договоры с РСО на основании акта ввода МКД в эксплуатацию (ПП РФ №124 от 14.02.2012). Застройщик после сдачи МКД в эксплуатацию должен платить УК за жилое помещение и коммунальные услуги (ст.153 ЖК РФ).
Если же застройщик сам осуществляет управление МКД без заключения договора управления с УК, то плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится дольщиками, принявшими помещения от застройщика по передаточному акту, с момента его передачи (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, п.7.3 ч.2 ст.155 ЖК РФ).
Основные условия договора управления МКД.
Должен ли застройщик учитывать мнение дольщиков при выборе УК?
На самом деле нет, поскольку застройщик не обязан считаться с мнением дольщиков в выборе управляющей компании. Данные лица до регистрации права собственности на жильё не имеют права высказывать своё мнение по вопросам управления МКД. Решение о выборе способа управления домом принимается исключительно собственниками помещений в МКД (ч.2 ст.161 ЖК РФ).
Основаниями для возникновения у застройщика права на заключение договора управления МКД с УК являются устав, разрешение на ввод дома в эксплуатацию и решение органа управления застройщика, уполномоченного на принятие соответствующих решений (Приказ Минстроя РФ №411/пр от 31.07.2014 года). Поэтому решение о заключении договора управления МКД и выборе конкретной УК может приниматься застройщиком единолично и по своему усмотрению.
Инструкция по проведению ОСС в форме очно-заочного голосования.
Открытый конкурс
В соответствии с ч.13 ст.161 ЖК РФ в течение 20 дней со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию МКД ОМСУ уведомляет о проведении открытого конкурса по выбору управляющей компании на официальном сайте в сети Интернет. Не позднее чем в течение 40 дней со дня размещения уведомления открытый конкурс должен быть проведён.
В течение 10 дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления извещает дольщиков, принявших от застройщика помещения в МКД по передаточному акту, о результатах и условиях договора управления. После регистрации права собственности все жильцы МКД должны будут заключить договор управления с выбранной по результатам открытого конкурса УК.
Правила проведения открытого конкурса по управлению МКД.
Роль застройщика по договору управления МКД
При заключении договора управления с УК до проведения открытого конкурса ОМСУ застройщик по договору фигурирует как заказчик. Поэтому он должен согласовать перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и соответствующий размер платы.
Управляющая компания, в свою очередь, вправе выставлять квитанции на имя застройщика, поскольку он является единоличным собственником всех помещений до их передачи по соответствующему акту в собственность дольщиков (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ, п.2 ст.8 ФЗ №214 от 30.12.2004). После регистрации права собственности обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникнет у жильцов МКД.
Договор управления между застройщиком и УК до проведения открытого конкурса заключается на срок не более 3 месяцев (п.3 ч.5 ст.162 ЖК РФ). При этом, согласно жилищному законодательству, при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия он считается продлённым на аналогичный срок и на действующих условиях (ч.6 ст.162 ЖК РФ).
Коммунальные платежи в новостройке до ввода в эксплуатацию МКД
До ввода МКД в эксплуатацию застройщик заключает договоры с РСО для нужд строительства. Это могут быть временные договоры электроснабжения, теплоснабжения для пусконаладочных и отделочных работ в холода. После ввода МКД в эксплуатацию необходимо заново заключить договоры ресурсоснабжения по постоянным схемам.
До ввода МКД в эксплуатацию обязанность по содержанию помещений ложится на застройщика по договорам с РСО (ст.210 ГК РФ).
После ввода МКД в эксплуатацию обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у дольщиков, принявших от застройщика помещения в доме по передаточному акту, с момента такой передачи (п.6 ч.2 ст.153 ЖК РФ).
Дольщик, получивший от застройщика помещение по акту приёма-передачи, считается потребителем коммунальных услуг (ПП РФ №354 от 06.05.2011). Следовательно, размер платы для потребителей КУ в жилых помещениях рассчитывается по тарифам для населения. Объём предоставленных КУ определяется по показаниям приборов учёта или по нормативам потребления (при отсутствии счётчиков).
Дольщики, признанные потребителями коммунальных услуг и вносящие за них плату, вправе требовать предоставления КУ надлежащего качества или перерасчёта размера оплаты за некачественные услуги (разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг).
После заключения договора с выбранной застройщиком УК в течение 5 дней после получения разрешения на ввод МКД в эксплуатацию, а также после заключения договора управления с УК, выбранной на открытом конкурсе обязательства застройщика по договорам ресурсоснабжения прекращаются (ст.416 ГК РФ).
Это происходит потому, что вместе с передачей МКД в управление УК передаётся энергопринимающее оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в доме. Исполнителем коммунальных услуг становится управляющая компания.
Если застройщик не докажет, что заключал договор с УК или УК была выбрана на открытом конкурсе либо на общем собрании собственников помещений, то он не сможет доказать передачу компании энергопринимающих устройств. В данном случае он будет считаться абонентом по договору с РСО и обязан платить за коммунальные ресурсы до передачи МКД в управление УК или расторжения договоров ресурсоснабжения.
Надеемся, что вам все было понятно. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 78 105 подписчикам
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
По мнению одного адвоката, ВС РФ защитил интересы УК и конкретных жителей МКД, поставив их выше формальных требований закона, так как непередача документации может привести к опасным последствиям. Другая полагает, что практика истребования у застройщика технической документации в отношении многоквартирного дома сложилась давно и Суд лишь подтвердил неизменность его правовой позиции по этому вопросу.
30 марта Верховный Суд вынес Определение
№ 304-ЭС22-24319 по делу № А45-31177/2021, в котором пояснил, почему срок исковой давности не всегда применим в делах об истребовании управляющей компанией документации, необходимой для эксплуатации многоквартирного дома, от застройщика.
ООО «Специализированный застройщик “Союз-Инвест”» построило в Новосибирске многоквартирный дом, который был введен в эксплуатацию в сентябре 2017 г. Решением общего собрания жильцов, инициатором проведения которого выступил застройщик, был определен способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, в качестве которой было избрано ООО «Велес».
Далее застройщик и УК подписали реестры передачи технической документации, однако она не была передана в полном объеме. В связи с этим УК в сентябре 2021 г. направила в адрес застройщика претензию с требованием о передаче технической документации, неисполнение которой послужило основанием для обращения в суд. В иске указывалось на создание ответчиком препятствий в эксплуатации МКД в связи с уклонением от передачи технической документации на спорный объект и иных связанных с управлением этим домом документов.
В ходе производства по делу ответчик заявил о передаче большей части истребованной документации не только по реестрам от 31 августа и 11 сентября 2017 г., но и по актам приема-передачи от 29 сентября, 14 ноября и 11 декабря 2017 г., а также указал на пропуск УК срока исковой давности. Суд согласился с этими доводами и отказал в иске. Он отметил, что часть истребуемой документации была передана УК на основании реестров, а также актов приема-передачи, подписанных в 2017 г., тогда как списки жильцов и нанимателей в многоквартирном доме, лиц, использующих общее имущество на основании договоров, а также документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений земельного участка, истребуются у ответчика необоснованно. В отношении остальной части заявленных в иске документов, как заклчил суд, пропущен срок исковой давности, поскольку УК осуществляет свою деятельность с октября 2017 г., а сам иск был подан в суд лишь в середине ноября 2021 г., т.е. с пропуском трехлетнего срока. Апелляция и кассация поддержали такое решение.
УК «Велес» обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ напомнила, что управляющая компания в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать вновь выбранной управляющей организации техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества жильцов такого дома, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества жильцов в этом доме, иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации дома и управления им. Отсутствие или утрата указанной документации не может служить основанием для прекращения такой обязанности, в этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
ВС также отметил, что строительные нормы и правила, действовавшие в период ввода дома в эксплуатацию, предусматривали, что техническая и иная необходимая для эксплуатации дома документация, представляемая подрядчиком и заказчиком в государственные приемочные комиссии, после приемки объекта хранится у эксплуатационной организации. При этом к обязанностям застройщика в рамках организации процесса приемки объекта относятся комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
Техническая документация длительного хранения, которую застройщик также обязан передать управляющей компании, должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п. При этом инструкция по эксплуатации многоквартирного дома является лишь одним из документов, подлежащих передаче застройщиком управляющей организации. «Таким образом, документация, необходимая для эксплуатации объекта капитального строительства, в обязательном порядке должна находиться у застройщика на момент ввода дома в эксплуатацию. Обязанность по передаче проектной документации на жилой дом собственникам (владельцу) объекта недвижимости, представителем которых является управляющая организация, возникает в силу прямого указания закона и не прекращается в течение всего периода эксплуатации дома», – заметил ВС.
Он добавил, что техническая документация на МКД не является общедоступной и не может быть самостоятельно получена УК в соответствующих органах, но необходима ей для выполнения своих функций. Соответственно, УК вправе требовать от застройщика передачи такой документации для осуществления деятельности по управлению и содержанию общего имущества МКД. Предусмотренная НПА передача такой документации от застройщика к управляющей организации происходит одновременно с передачей в обслуживание такого многоквартирного дома, если иной (более поздний срок) не установлен специальным нормативным правовым регулированием либо соглашением сторон. Такой более поздний срок продолжительностью в один месяц предусмотрен только в отношении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (на бумажном и электронном носителях). Иная документация подлежала передаче застройщиком УК одновременно с включением сведений о спорном многоквартирном доме в реестр лицензий управляющей компании.
В этом деле, заметил ВС, спорный МКД был введен в эксплуатацию в сентябре 2017 г., истребуемая истцом документация в полном объеме в момент приемки дома находилась у застройщика, в противном случае приемка не была бы осуществлена. «Следовательно, в настоящем случае застройщик не передал управляющей компании необходимую документацию в полном объеме, допустив тем самым противоправное бездействие, выразившееся в несоблюдении вышеназванных норм и правил, что влияет на выполнение истцом функции управления многоквартирным домом, на содержание общего имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии в целях его бесперебойной и безаварийной работы и возможности возмещения вреда в результате такого содержания, – отмечено в определении. – Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о незаконном уклонении застройщика от передачи технической документации на многоквартирный дом управляющей компании, что выражается в длительном невыполнении (ненадлежащем выполнении) предусмотренной законом обязанности».
ВС добавил, что застройщик передал УК лишь часть документации: в частности, документы на установленные общедомовые (коллективные) приборы учета, техпаспорт на МКД, инструкцию по его эксплуатации, кадастровый план, приказ о присвоении адреса, градостроительный план. Однако не были переданы, помимо прочего, проектная документация на МКД, план участка в масштабе 1:1000–1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, теплоснабжения, электроснабжения.
При длящемся уклонении от передачи такой документации застройщик должен исходить из того, что соответствующий иск, направленный на устранение всяких нарушений прав жильцов в многоквартирном доме, может быть предъявлен к нему в течение всего периода эксплуатации дома, обеспечивая сохранность документации, а при необходимости – готовность к ее восстановлению. Следовательно, застройщик, допускающий уклонение от передачи документации на МКД, не вправе ссылаться на истечение срока исковой давности, поскольку не является лицом, имеющим права хранить указанную документацию, он не имеет материально-правового интереса, подлежащего защите в этом случае (ст. 195 ГК РФ). В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов отметил, что Верховный Суд проанализировал обязанность застройщика передать документацию и обоснованно пришел к выводу о том, что требуемые УК документы необходимы ей для обеспечения безопасной эксплуатации и содержания общедомового имущества. «Действительно, перечень запрашиваемых документов необходим УК даже просто для выполнения базовых задач по управлению домом. Передача такой документации основана на специальных нормах права», – указал он.
Также, отметил эксперт, ВС обоснованно пришел к выводу, что сроки исковой давности не нарушены и не могли быть нарушены. «Со стороны ответчика допущено длящееся нарушение в виде бездействия. Вообще, ответчикам по спорам, где истцы исходят из незаконного бездействия, всегда очень сложно ссылаться на применение сроков исковой давности, так как при бездействии срок исковой давности просто не начинает течь. Единственный вариант – пытаться говорить о начале срока исковой давности с момента истребования (предъявления первого требования) УК документации. Однако в рассматриваемом случае претензия была заявлена незадолго до подачи иска. ВС РФ защитил и интересы конкретных жителей, и в принципе интересы всех потенциальных жильцов, поставив их выше формальных требований закона, понимая, что непередача документации может привести к опасным последствиям», – заключил Александр Немов.
Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что практика истребования у застройщика технической документации в отношении многоквартирного дома сложилась давно и определение Верховного Суда лишь подтверждает неизменность правовой позиции по такому вопросу. «Иногда суды помимо истребования обязывают застройщика изготовить недостающую документацию в случае частичного ее отсутствия. Заслуживает внимания применение ВС РФ ст. 304 ГК РФ в этом конкретном судебном споре. Суд четко указывает, что иски об истребовании технической документации он относит к негаторным, т.е. к искам об устранении нарушений права. В отличие от виндикационного иска, негаторный иск применяется для защиты прав собственника или лица, владеющего имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, от действий, не связанных с лишением владения. Соответственно, к негаторному иску, в отличие от виндикационного, сроки исковой давности неприменимы. Срок исковой давности на него не распространяется ввиду того, что нарушение, на котором основан негаторный иск, является длящимся. Однако следует отметить некоторые особенности указанного способа защиты, а именно что с устранением длящегося нарушения, не связанного с лишением владения, исключается возможность предъявления негаторного иска. Так как этот способ защиты осуществим лишь до тех пор, пока длится нарушение», – заметила она.
До сих пор некоторые покупатели квартир в новостройках не знают, что после сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию на него распространяется такая же гарантия, как и на большинство других товаров и услуг. И на квартиры, как на телевизоры и утюги, тоже создают свои собственные «инструкции по эксплуатации».
Основание и сроки
Гарантийное обслуживание новостроек регулируется тем же законом, по которому происходит их строительство — Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (№ 214-ФЗ). Согласно нему, «гарантийный срок для объекта долевого строительства, за исключением технологического и инженерного оборудования, входящего в состав такого объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем пять лет». Речь идет о гарантии на конструктивные элементы здания: фундаменты, стены, каркасы, перекрытия, крыши, лестницы, перегородки.
Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав передаваемого участникам долевого строительства объекта долевого строительства, устанавливается договором и не может составлять менее чем три года. В течение этого срока будут бесплатно для покупателя жилья, за счет средств застройщика, устраняться неисправности, связанные с дефектами работы всех инженерных систем здания (водопроводное, газопроводное, отопительное, электрическое, канализационное, вентиляционное оборудование).
Гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства покупателю, то есть с момента подписания им передаточного акта к договору купли-продажи квартиры.
Читайте такде С фонариком и линейкой: как принять у застройщика квартиру в новом доме
Слабые места новостроек
Наш опыт как управляющей компании (УК) показывает, что перечень самых распространенных гарантийных случаев в новостройках остается примерно одинаковым и не зависит от застройщика — а наша УК обслуживает многоквартирные дома от многих застройщиков Московского региона. Отмечу, что мы сейчас говорим о дефектах, которые собственник жилья не мог заметить при приемке квартиры. Это отдельная тема — как нужно проверять и фиксировать состояние жилья при приемке от застройщика. Речь именно о проблемах, которые проявляются при эксплуатации.
Как правило, это выход из строя инженерного оборудования как в общедомовых зонах, так и внутри квартир. Сильнее всего страдает лифт, но как раз его поломки чаще всего бывают связаны не с браком, а с неправильной эксплуатацией из-за проведения жильцами дома массовых ремонтов. Далее по популярности — последствия усадки дома: расстыковки швов стена-потолок, стена-стена, трещины в покрытии потолка, дефекты напольных покрытий, промерзание оконных блоков. Эти проблемы, к сожалению, могут возникнуть у любых многоквартирных домов независимо от застройщика и технологии строительства.
Гарантия и страховка
Потребителю важно понимать, что, так же как и в случае с автомобилями, бытовой техникой и другими товарами, гарантийный ремонт распространяется только на поломки и неисправности, допущенные при строительстве. Если речь идет о неправильной эксплуатации или случаях вандализма — что, к сожалению, также имеет место быть, — то ни о какой гарантии речи идти не может. Грубо говоря, если вы купили новый автомобиль и въехали в столб — производитель не обязан ремонтировать его за свой счет. Так же и с квартирой. Если затопление, например, произошло из-за того, что нанятые собственником рабочие неправильно установили сантехнику, а при доставке мебели повредили входную дверь — то ремонт жителю придется делать за свой счет.
Безусловно, как и на других рынках, в нашей сфере тоже нередки спорные случаи, когда собственник, застройщик и УК винят в поломке другую сторону. В этих случаях, чтобы доказать свою правоту, собственнику квартиры необходимо заказать и провести независимую экспертизу.
Куда жаловаться
Если собственник квартиры уверен, что случай именно гарантийный, каков должен быть порядок его действий? Куда звонить и писать? Здесь начинаются тонкости, которые, как правило, рядовому владельцу квартиры неизвестны.
Во-первых, многое зависит от того, где именно обнаружен дефект. Если в контуре квартиры, то есть непосредственно во владениях собственника, то он может обращаться либо в управляющую компанию, либо непосредственно в компанию, с которой заключен договор долевого участия.
ВАЖНО: юридически управляющая компания не несет ответственности за поломки, произошедшие в квартире в период гарантийного ремонта, поскольку договор купли-продажи собственник заключает не с УК, а с застройщиком.
Иначе обстоят дела, если неисправность обнаружена жителями в МОПах — местах общего пользования, куда входят входные группы, лестничные площадки и пролеты, лифты, подвалы и чердаки. В этом случае жильцы не могут напрямую обращаться к застройщику — ведь договор ДДУ или ДКП подписан только в отношении квартиры. А значит, дорога только одна — к управдому. Нужно составить заявку на ремонт и убедиться, что она зарегистрирована. После этого сотрудник УК запускает заявку в работу и связывается с клиентом для согласования даты комиссионного обследования.
Проверка жалобы
Комиссионное обследование — главное и основное мероприятие, на котором в идеале должны присутствовать представители и застройщика, и управляющей компании, и, возможно, даже подрядчика — если работы, к которым возникли претензии, выполнял подрядчик. Именно в ходе этого обследования выясняется, кто ответственен за дефекты и за чей счет будет произведен ремонт. Тут же выносится вердикт — является ли произошедшее гарантийным случаем. По итогам комиссионного обследования составляется акт, который должны подписать все заинтересованные стороны. В течение 45 дней после составления акта дефекты и поломки должны быть устранены исполнителем.
ВАЖНО: устранить брак может организация, с которой заключен договор подряда и которая в рамках договора несет гарантийную ответственность. Если подрядчик — банкрот или по иным причинам не может участвовать в устранении дефекта, то это проблема застройщика и он сам ее должен решать.
Гарантии на отделку
Если обнаруженный в квартире дефект не имеет отношения к конструктиву и инженерным сетям, а относится, допустим, к качеству отделочных материалов (потрескался кафель, лопнул ламинат или стеклопакеты), это все равно считается гарантийным случаем, а ответственность за устранение несет компания, с которой у собственника заключен договор долевого участия. Искать производителя и судиться с ним в данном случае бесперспективно. Повторюсь — эти случаи признаются гарантийными, только если речь идет не о механических повреждениях или результате неправильной эксплуатации. Застройщик не несет ответственности за недостатки (дефекты) объекта долевого строительства, обнаруженные в течение гарантийного срока, если докажет, что они произошли вследствие нормального износа или нарушения требований к процессу эксплуатации объекта.
ВАЖНО: получая ключи от квартир, убедитесь, что застройщик передал вам и инструкцию по эксплуатации дома. В ней — свод правил по обращению с недвижимостью и эксплуатации инженерных систем.
Сроки гарантийного ремонта на внутреннюю отделку застройщик обычно прописывает в ДДУ. Они могут разниться и зависят от многих факторов — например, от класса жилого комплекса или качества используемых материалов. В любом случае они должны быть прописаны в документах, которые собственник получает вместе с ключами от квартиры. При ее передаче застройщик обязан предоставить собственнику жилья инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства, содержащую необходимую и достоверную информацию о правилах и об условиях эффективного и безопасного его использования, сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементах отделки, системах инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементах (ч. 1.1 ФЗ № 304 от 03.07.2016)