Инструкция по обращению с опасными отходами 1 класса опасности

В 2022 году в жизнь воплощена давняя идея регулировать сферу обращения с отходами I и II классов опасности. Рассказываем, что это значит и чего ждать предприятиям

Еще в 2018 году на основании поручений Президента РФ был сформирован отдельный федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов». Его основные мероприятия:

  • старт эксплуатации федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК);
  • разработка федеральной схемы для обращения с отходами I–II классов;
  • создание базовой инфраструктуры, которая позволит перерабатывать эти отходы, — сети экотехнопарков.

Очевидно, что для эффективной работы необходимо было определить ключевой элемент системы обращения с отходами I–II классов, позволяющей решить существующую в стране экологическую проблему и навести порядок в этой сфере. То есть назначить управляющего оператора федерального уровня, который сможет работать со всеми участниками по принципу одного окна. Им стала госкорпорация «Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор» (Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р).

С 1 марта 2022 года федеральный экологический оператор (ФЭО) организует и контролирует сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности (абз. 2 п. 2 ст. 14. Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998). Он может делать это самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании соответствующих договоров.

Об этапах создания единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами I–II классов вы узнаете из нашей традиционной шпаргалки.

В конце статьи есть шпаргалка

Как работает цифровая платформа по управлению отходами I и II классов опасности

В начале декабря 2021 года была запущена Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Ее работу также регулирует Закон № 89-ФЗ.

ФГИС ОПВК — это программный продукт, который позволит:

  • контролировать движение отходов от места их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения;
  • вести их учет;
  • выявлять нарушения;
  • выстраивать оптимальную логистику и моделировать лучшее размещение инфраструктуры.

Отдельный модуль предназначен для организации централизованной договорной работы.

Платформа позволяет организовать взаимодействие всех участников рынка в режиме онлайн. Здесь можно выбрать экономически обоснованный и прозрачный тариф, логистику, которая удешевляет процесс работы с различными видами отходов, а также вести договорную работу.

Можно сказать, что ФГИС ОПВК — торговая интернет-площадка. Все ее участники (образователи отходов, перевозчики, переработчики) получают понятную и прозрачную систему взаимоотношений. ФГИС ОПВК также станет базой реальных данных о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов, об их переработке, накоплении и размещении.

Больше актуальной информации и рекомендации экспертов по работе с отходами I–IV классов >>>

Также данные ФГИС ОПВК позволяют формировать федеральную схему обращения с отходами I–II классов, соблюдение которой — обязательное условие деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка (п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ).

Новые правила по обращению с отходами I и II классов

В новой схеме обращения с отходами три типа участников:

  1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности. В старой схеме ФЭО не было.
  2. Операторы по переработке отходов I и II классов опасности. Это компании, которые в обязательном порядке заключают договор с ФЭО и оказывают услуги по транспортировке и переработке некоторых видов отходов.
  3. Хозяйствующие субъекты, деятельность которых приводит к возникновению отходов, — отходообразователи. К ним относятся юрлица, ИП и региональные операторы по обращению с ТКО.

Информация ГК«Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор»

Варианты управления отходами:

  1. Отходообразователи утилизируют отходы самостоятельно. Для этого они оформляют в Росприроднадзоре лицензии, которые подтверждают, что у предприятия обустроена площадка для переработки, есть соответствующие мощности, персонал, система мониторинга и пр.
  2. Отходообразователи заключают договор с ФЭО, если нет желания или возможности управлять отходами. Далее федеральный оператор самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности обеспечит их обезвреживание, утилизацию и безопасное размещение.

Тарифы федерального оператора

Услуги ФЭО платные, тарифы определяет ФАС. До 31 декабря 2026 года цена обработки, использования, утилизации и размещения отходов составит:

  • для отходов I класса опасности — 222 907 руб. за тонну;
  • для отходов II класса опасности — 62 468 руб. за тонну.
  • Эти тарифы утверждены Приказом ФАС № 220122 от 18.03.2022.

Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев, более длительный срок расценивается как размещение.

Закон определяет размещение как хранение для последующей утилизации, поэтому каждое предприятие должно понимать, как оно будет перерабатывать отходы, и планировать эту деятельность заранее.

С 1 марта 2022 года отходообразователи могут заключать договоры только с ФГУП «ФЭО». Правительство утвердило формы типовых договоров на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ № 1363 от 24.10.2019), но стороны вправе дополнять их условиями, которые не противоречат действующему законодательству.

Как начать работу с информационной системой

Для работы в ФГИС ОПВК необходимо пройти регистрацию, после чего система сформирует личный кабинет организации.

Регистрация происходит в единой системе идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА). Для входа в систему достаточно планшета, смартфона или компьютера с доступом в интернет и учетной записи на портале «Госуслуги».

  • Для операторов по обращению с отходами разработано еще и мобильное приложение.

Для удобства ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, порталом «Госуслуги», сервисами ФНС, АИС «Налог-3», публичной кадастровой картой Росреестра, ПТК «Госконтроль» и другими системами. Благодаря этому информация о юридическом лице или ИП и выданных лицензиях будет интегрироваться автоматически. Пользователям не придется повторно вносить сведения, которые уже есть в других информационных системах.

Если предприятие планирует самостоятельно перерабатывать отходы, оно обязано вносить во ФГИС ОПВК информацию о них на всех этапах: с момента образования до утилизации, обезвреживания или размещения.

Если у отходообразователя нет возможностей утилизировать или перерабатывать отходы, он должен зайти в личный кабинет ФГИС и создать заявку на оказание услуг по обращению с отходами с федеральным оператором. Далее оформляется договор.

  • Чтобы подписывать документы в информационной системе, сторонам потребуется усиленная квалификационная электронная подпись.

Договорная работа в системе состоит из следующих этапов:

  1. Организация или ИП регистрируется во ФГИС ОПВК с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА) для формирования личного кабинета отходообразователя (ЛК).
  2. Отходообразователь сообщает вид, наименование и количество отходов I и II классов опасности, которые возникают в ходе его деятельности. Прикрепляет паспорта на отходы, формирует заявку на заключение договора.

С 1 марта 2022 года направлять заявку на заключение договора на обращение с отходами
I и II классов опасности надо через ЛК ФГИС ОПВК.

Обучение экологической безопасности

Повышение квалификации. Удостоверения

Расписание курсов

  1. После проверки заявки ФЭО формирует проект договора на оказание услуг.
  2. При возникновении потребности вывезти отходы отходообразователь сообщает вид, наименование и количество отходов и формирует в ЛК заявку уже на их вывоз.
  3. ФЭО подбирает операторов по транспортированию и переработке с учетом логистики и необходимых технологий.
  4. Система формирует индивидуальный QR-код, который отходообразователь наносит на каждую тару.
  5. По каждой заявке отходообразователя оператор по транспортированию и оператор по переработке считывают QR-код с помощью мобильного приложения.
  6. Благодаря трекерам, подключенным к ГЛОНАСС, в транспортных средствах передвижение отходов можно отслеживать онлайн.
  7. После поступления тары на объект переработки оператор сверяет по QR-кодам количество загруженных и принятых отходов.
  8. Стороны подписывают сопутствующие документы с помощью УКЭП, все изменения фиксируются в системе.
  9. Оператор вносит в ФГИС данные о переработке или размещении отходов.

Какова ответственность за нарушения

Пока наказания за непредставление данных об отходах во ФГИС ОПВК не предусмотрено. Но за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами предусмотрены штрафы:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на ИП — от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Этапы создания единой системы по обращению с отходами 1 и 2 класса опасности
    389.4 КБ

Скачать

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 14.4 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

КонсультантПлюс: примечание.

Заключенные до 25.09.2019 договоры, предметом которых является обращение отходов I и II классов опасности, действуют с 01.03.2022, если договорами не предусмотрен меньший срок (ФЗ от 26.07.2019 N 225-ФЗ).

(введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2026 п. 1 ст. 14.4 не применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 17.02.2023 N 255).

1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Формы типовых договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанные договоры могут быть дополнены по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2026 п. 3 — 4 ст. 14.4 не применяются на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 17.02.2023 N 255).

3. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

4. Сбор отходов I и II классов опасности, образующихся в результате хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, операторами по обращению с отходами I и II классов опасности допускается при условии заключения указанными операторами с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

5. При передаче отходов I и II классов опасности федеральному оператору стоимость его услуг определяется исходя из предельных (максимальных) тарифов федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Государственному регулированию подлежат предельные (максимальные) тарифы федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, которые включают в том числе расходы на сбор отходов I и II классов опасности, транспортирование отходов I и II классов опасности, обработку отходов I и II классов опасности, утилизацию отходов I и II классов опасности, обезвреживание отходов I и II классов опасности, размещение отходов I и II классов опасности, а также расходы на реализацию инвестиционной программы федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Федеральный оператор в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения вправе организовать систему внутреннего обеспечения в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства путем утверждения внутреннего акта (внутренних актов), соответствующего требованиям статьи 9.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

(п. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2026 п. 8 ст. 14.4 не применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 17.02.2023 N 255).

8. Федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав твердых коммунальных отходов, от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключение которого для федерального оператора является обязательным.

ПАМЯТКА ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ I и II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» , устанавливающие новый порядок обращения с отходами I и II классов опасности (статьи 14.1-14.4 ФЗ № 89-ФЗ).

В отношении разных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее – отходообразователи) с 1 марта 2022 года действуют разные правила.

Отходообразователи, которые осуществляют обращение с образуемыми ими отходами I и II классов опасности самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, должны зарегистрироваться в федеральной государственной информационной системе учёта и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и вносить во ФГИС ОПВК информацию об обращении с отходами I и II с момента их образования до обезвреживания и (или) размещения.

Отходообразователи, которые не осуществляли обращение с образуемыми ими отходами I и II классов опасности самостоятельно, а передавали такие отходы иным лицам по договорам должны зарегистрироваться во ФГИС ОПВК, заключить договор с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности (далее – федеральный оператор) и в рамках данного договора передавать такие отходы федеральному оператору или иному лицу, которое определит федеральный оператор.  

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые до 1 марта 2022 года оказывали отходообразователям услуги по обращению с отходами I и II классов на законных основаниях (имеющие соответствующие разрешения и лицензии), с 1 марта 2022 года не вправе самостоятельно заключать договоры с отходообразователями и для продолжения деятельности по обращению с  отходами I и II классов опасности должны зарегистрироваться во ФГИС ОПВК в качестве оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, и участвовать в открытых конкурсных процедурах, проводимых федеральным оператором, по распределению отходов I и II классов опасности, передаваемых ему отходообразователями, между зарегистрированными во ФГИС ОПВК операторами по обращению с отходами I и II классов опасности.

Инструкции по регистрации во ФГИС ОПВК и работе с ФГИС ОПВК доступны по ссылке: https://gisopvk.ru/. Для удобства пользователей работает круглосуточная бесплатная техническая поддержка по телефону 8 (800) 755-75-23 и по почте support.fgisopvk@rosatom.ru.

Методические указания по транспортированию отходов I и II классов опасности размещены по ссылке: https://rosfeo.ru/deyatelnost/federalnaya-sxema-i-gis-obrashheniya-s-otxodami-i-ii-klassov/operatoram-po-obrashheniyu-s-opvk/

Рекомендации ФГУП «ФЭО» при организации обращения с отходами I и II классов опасности размещены на официальном сайте ФГУП «ФЭО» в разделе «ФГИС ОПВК и Федеральная схема» по ссылке:

https://rosfeo.ru/assets/lib/1368/Recomendation_I-II.pdf

Перечень документов, необходимых для заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, размещен на официальном сайте ФГУП «ФЭО» в разделе «ФГИС ОПВК и Федеральная схема» по ссылке:

https://rosfeo.ru/deyatelnost/federalnaya-sxema-i-gis-obrashheniya-s-otxodami-i-ii-klassov/dokumentyi/.

Контактные данные работников ФГУП «ФЭО» по направлению деятельности размещены по ссылке: https://rosfeo.ru/assets/lib/1373/feo_I-II_contacts.pdf.

С 1 марта 2022 г. законодатели изменили условия работы предприятий-отходообразователей и операторов по обращению с отходами I и II классов опасности. Однако не все представляют, какие новые требования вступили в законную силу и кто их обязан соблюдать. Рассмотрим некоторые нюансы обращения с отходами I и II классов опасности, опираясь на разъяснения ФГУП «ФЭО»[1].

Напомним, с 1 марта 2022 г. применяется п. 1 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ[2], в соответствии с которым индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности и не осуществляющие самостоятельное обращение с отходами, обязаны передавать данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р ФГУП «ФЭО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ.

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создана федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством РФ информацию[3].

Каждому отходообразователю необходимо пройти регистрацию во ФГИС ОПВК, для этого нужно иметь учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) и подать заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в электронном формате посредством ФГИС ОПВК.

После регистрации во ФГИС ОПВК будет создан Личный кабинет. Формирование заявок на исполнение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности будет осуществляться с использованием функционала ФГИС ОПВК.

Рассмотрим часто задаваемые вопросы, касающиеся новой системы обращения с отходами I и II классов опасности.

Есть ли необходимость передавать отходы ФГУП «ФЭО», если они образуются в малых количествах? Если не передать отходы ФГУП «ФЭО», законодательство будет нарушено?

Хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, при наличии в собственности объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности[4].

С 1 марта 2022 г. отходообразователи должны заключать договоры на обращение с отходами I и II классов опасности исключительно с ФГУП «ФЭО» независимо от вида и массы образующихся отходов.

На данный момент административная ответственность за непредставление данных во ФГИС ОПВК не предусмотрена. Однако за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа[5]:

• на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.;

• на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб.

В какой срок будут приняты отходы у отходообразователя?

Срок вывоза отходов ФГУП «ФЭО» не может превышать 2 месяцев с момента направления заявки во ФГИС ОПВК, если более поздний срок не указан в самой заявке. Вывоз отходов, образование которых обусловлено регулярным технологическим процессом и требует удаления с промышленной площадки в более короткие сроки, будет согласован с соответствующими отходообразователями отдельно и с возможностью сохранения прежней схемы передачи отходов.

С момента подачи заявки до вывоза пройдет до 2 месяцев. Если транспортная партия увеличится, то нужна будет новая заявка?

Данные в заявке не меняют. Нужна будет новая заявка.

Как будет заключаться договор с отходообразователем, закупки которого регулируются Законом № 223-ФЗ[6]?

Договор будет заключаться с учетом требований Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2021).

На основании какого закона ФГУП «ФЭО» будет проводить конкурс для привлечения оператора?

На основании Закона № 223-ФЗ.

Как транспортировщик узнает, что выиграл конкурс?

После сбора ценовых предложений в Личный кабинет ФГИС ОПВК придет протокол подведения итогов, где будет назначен победитель на определенный вид работ.

Предприятие ведет обращение с отходами I и II классов опасности самостоятельно и имеет лицензию на виды деятельности с этими отходами. Нужно ли предоставлять данные в систему?

У таких предприятий исчезает обязанность только заключать договор с ФГУП «ФЭО», но при этом обязанность по представлению данных в систему сохраняется.

Поставщиками информации во ФГИС ОПВК являются[7]:

• индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами — в части информации, предусмотренной подпунктами «а»–«г», «з», «л», «м» п. 8 Положения № 1346;

• оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности — в части информации, предусмотренной подпунктами «д»–«м» п. 8 Положения № 1346.

На предприятии образуются отходы I и II классов опасности, срок вывоза таких отходов составляет 5–7 дней. Ежегодно образуется более 1000 тонн отходов. Будет ли работа по вывозу отходов с территории предприятия выполняться без задержек?

ФГУП «ФЭО» выбирает транспортировщиков отходов, в рамках заключения договора с контрагентами проводит их технический аудит и дает оценку их способностей по вывозу отходов. В случае сомнений по мощностям договор с контрагентом будет расторгнут, а контрагент будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков и исчезнет с рынка, где осуществляется обращение с отходами I и II классов опасности на ближайшие 2 года.

Будут ли транспортировщики иметь право накапливать у себя принятые отходы в соответствии с лицензией сроком не более 11 месяцев?

Да, с целью накопления транспортных партий.

Возможно ли сохранение клиентской базы у предприятий, которые имеют лицензию на сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизацию отходов I и II классов опасности?

Нет. Клиентской базой будет являться ФГУП «ФЭО», которое займется направлением заявки.

Юридическое лицо имеет несколько филиалов, а у филиалов есть несколько объектов НВОС[8]. Договор заключается в целом по юридическому лицу или по каждому филиалу в отдельности?

Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно как с головным предприятием, так и с филиалами, в зависимости от установленного на предприятии порядка обращения с отходами и полномочиями филиалов. Регистрация отходообразователя во ФГИС ОПВК доступна только в отношении одного юридического лица.

Филиалы в лице ответственных должностных лиц, прошедших идентификацию и аутентификацию в ЕСИА, рекомендуется регистрировать в Личном кабинете ФГИС ОПВК отдельно с привязкой к месту накопления отходов (в соответствии с адресом фактического осуществления деятельности, указанного в паспорте на отход). В дальнейшем ответственное должностное лицо от филиала направляет заявку на вывоз отходов I и II классов опасности и заключение договора на оказание услуг по обращению с данными отходами.

Отходы I и II классов опасности образуются от населения в жилых помещениях. Кто должен заключать договор с ФГУП «ФЭО»? Также в муниципалитете имеются экобоксы для приема ртутьсодержащих отходов от физических лиц. Кто должен заключать договор в таком случае? Как работать с населением?

Отходы I и II классов опасности не должны смешиваться с ТКО[9]. Для них должен быть организован раздельный сбор.

Организация накопления отходов I–IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов[10].

Соответственно, управляющей компании (далее — УК) необходимо организовать место накопления отходов I и II классов опасности. После заполнения отходами места накопления УК должна подать заявку на вывоз отходов через ФГИС ОПВК и осуществить передачу отходов ФГУП «ФЭО». Если нет УК, то привлекается муниципальное образование как юридическое лицо.

У компании, осуществляющей транспортирование отходов, должны быть ГЛОНАСС[11], а у водителей — ДОПОГ[12]?

Отход I и II классов опасности может подпадать под понятие «опасный груз». Соответственно, водитель должен иметь разрешение на транспортирование опасных грузов, так же должен быть ГЛОНАСС-мониторинг. Кроме того, необходимо соблюдать требования к дорожной перевозке опасных грузов.

Нужно ли указывать нормативы образования отходов в системе?

Да, необходимо указать, если они имеются.

В целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности разрабатывается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности (ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ). Она создается с учетом сведений и информации, содержащихся во ФГИС ОПВК, и включает следующее:

• информацию о видах отходов, об источниках их образования, о нормативах их образования и лимитах на их размещение;

• сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах I и II классов опасности.

С 1 марта 2022 г. арендаторы сами должны заполнять данные в Личном кабинете и передавать отходы?

Тот, кто является отходообразователем по договору аренды, тот и должен заключать договор с ФГУП «ФЭО».

Сообщит ли ФГУП «ФЭО» при заключении договора о конечном утилизаторе или переработчике отходов?

Да, отходообразователь получит информацию о виде работ, которые были произведены с его отходом.

Кто будет проверять информацию, представляемую во ФГИС ОПВК?

Контроль своевременности и достоверности информации, представляемой поставщиками, осуществляет оператор системы (п. 20 Положения № 1346). Эта функция закреплена за ФГУП «ФЭО».

Нужно ли прикладывать паспорт отходов во ФГИС ОПВК?

Организация транспортирования отходов осуществляется при наличии паспорта отходов при транспортировании отходов I–IV класса опасности (п. 2 ст. 16 Закона № 89-ФЗ).

Соответственно, паспорт отхода необходимо отсканировать, приложить эту копию в Личном кабинете и указать место накопления отходов. Скан паспорта будет прикрепляться к заявке, которую передадут водителю вместе с комплектом необходимых для транспортирования отходов документов.

Нужно ли покупать специальную тару для транспортирования при упаковке отхода?

Грузоотправитель (отходообразователь) осуществляет упаковку. Лампы ртутные, например, могут транспортироваться в заводской упаковке (в гофрокартоне), а если будут битые, то передавать их необходимо в герметичной упаковке.

При передаче отходов для перевозки следует учитывать, что на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются применимые к конкретному способу перевозки требования к транспортированию опасных грузов, указанные в таблице.

Таблица. Требования к транспортированию опасных грузов

Вид транспорта

Регулирующий документ

Воздушный транспорт

Конвенция о международной гражданской авиации, инструкции Международной организации гражданской авиации

Автомобильный транспорт

ДОПОГ

Морской транспорт

Правила морской перевозки опасных грузов

Железнодорожный транспорт

Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-2020 «Грузы опасные. Упаковка», который предусматривает разные группы упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность.

Кто и как будет возвращать тару? Вернется ли она к отходообразователю?

По взаимному согласию и в соответствии с законодательством РФ стороны могут вносить в договор необходимые изменения, которые оформляются дополнительным соглашением и подписываются уполномоченными на то представителями сторон, если иное не установлено договором. Дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью договора (см. п. 33 типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного Постановлением № 1363[13]).

Таким образом, возврат тары может быть урегулирован договором. Транспортный контейнер будет у транспортировщика.

Заказчик обязан подготовить отходы для транспортирования федеральным оператором в упаковке, соответствующей требованиям, регулирующим перевозку опасных грузов (см. подп. «д» п. 12 типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного Постановлением № 1363).

Тара от опасных грузов не вернется, т.к. будет утилизирована вместе с отходом.

Кто будет взвешивать отходы: ФГУП «ФЭО» или отходообразователь?

Транспортировщики будут иметь мобильные весы. Также взвешивание может осуществляться на объекте по переработке отходов. Кроме того, можно будет применять расчетные методы определения количества отходов.

Автотранспорт обслуживается на СТО[14], отходы остаются у СТО. Что делать с отходами аккумуляторных батарей?

Если договором установлено, что отходы остаются и принадлежат СТО, то СТО будет являться отходообразователем и заключать договор с ФГУП «ФЭО» на передачу отходов.

Как будут присваиваться QR-коды для тары?

QR-коды будут генерироваться в системе ФГИС ОПВК, в Личном кабинете отходообразователя в месте поданной заявки. Рядом с упаковкой отхода находится кнопка с возможностью сформировать код, который генерируется под определенную упаковку, тару, где привязаны вид и код отходов по ФККО[15]. Так вся информация об отходе будет зашита в код. Если, например, будет 10 шт. тары с отходами, то будет и 10 QR-кодов.

Право собственности на отходы переходит к ФГУП «ФЭО»?

Типовой договор не предусматривает перехода права собственности с момента подписания сторонами акта приема-передачи отходов.

Можно ли получить полезный компонент из отхода, если право собственности остается у отходообразователя?

Да. Возврат полезных компонентов должен быть урегулирован договором в индивидуальном порядке. В тарифе ФГУП «ФЭО» возврат полезного компонента не будет предусмотрен.

[1] Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор».

[2] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021).

[3] См. пп. 1, 2 ст. 14.3 Закона № 89-ФЗ.

[4] Пункт 3 ст. 14.4 Закона № 89-ФЗ.

[5] См. ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных нарушениях.

[6] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 02.07.2021).

[7] Пункт 10 Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — Положение № 1346), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346.

[8] Негативное воздействие на окружающую среду.

[9] Твердые коммунальные отходы.

[10] Пункт 26.2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

[11] Глобальная навигационная спутниковая система.

[12] Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

[13] Постановление Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности».

[14] Станция технического обслуживания.

[15] Федеральный классификационный каталог отходов.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Под руководством выделяется запятыми или нет
  • Эраконд инструкция по применению отзывы цена в аптеках
  • Руководство пользователя ассистент
  • Проплан гастро интестинал для собак инструкция
  • Должностные инструкции завхоза в образовательном учреждении