Срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 года.
XVI. Требования охраны труда при эксплуатации грузовых
подвесных канатных дорог
209. При эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог (далее — ГПКД) следует соблюдать требования правил безопасности грузовых подвесных канатных дорог, утверждаемых нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.
210. Места под контргрузами (противовесами) должны ограждаться на высоту не менее 2 м. Колодцы контргрузов закрываются настилами.
211. Органы управления ГПКД должны иметь четкие надписи об их назначении.
212. Пуск ГПКД должен производиться только с приводной станции.
213. При эксплуатации ГПКД необходимо следить за:
1) правильной работой включателей и выключателей вагонеток;
2) полной разгрузкой и загрузкой вагонеток и их равномерным выпуском на линию;
3) исправностью несущих и тяговых канатов;
4) состоянием опор, башмаков и опорных роликов;
5) исправностью предохранительных устройств.
214. При приеме вагонеток, их разгрузке и выпуске на линию работники должны находиться позади вагонеток.
215. При выходе канатов вверх от станции рабочее место у включателя вагонеток должно иметь ограждение, обеспечивающее безопасность работника при возвращении на станцию неисправной вагонетки.
216. Запрещается:
1) загружать вагонетки выше их предельной грузоподъемности;
2) оставлять на длительное время на линии груженые вагонетки;
3) выпускать на порожнюю сторону невыгруженные вагонетки или перевозить в вагонетках негабаритный груз и людей;
4) цепляться за канат или вагонетку во время их движения.
217. Проезд и проход под ГПКД разрешается в местах, где расстояние от свободно провисающего тягового каната до земли составляет не менее 4,5 м.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 февраля 2021 г. N 45н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
«СПЕЦИАЛИСТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПАССАЖИРСКИХ КАНАТНЫХ ДОРОГ И ФУНИКУЛЕРОВ»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по организации безопасной эксплуатации пассажирских канатных дорог и фуникулеров».
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
1412 |
|
Регистрационный номер |
Административно-организационное обеспечение безопасной эксплуатации и поддержания в исправном состоянии пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
17.111 |
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Безопасная эксплуатация пассажирских канатных дорог и фуникулеров
Группа занятий:
2144 |
Инженеры-механики |
— |
— |
(код ОКЗ <1>) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
49.31.25 |
Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками, являющимися частью городской или пригородной транспортной системы |
49.39.2 |
Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и лыжными подъемниками, не являющимися частью внутригородской, пригородной или городской и пригородной транспортных систем |
(код ОКВЭД <2>) |
(наименование вида экономической деятельности) |
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера |
6 |
Организационное обеспечение безопасной эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера |
A/01.6 |
6 |
Руководство деятельностью по безопасной эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера в соответствии с инструкцией по эксплуатации и правилами безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
A/02.6 |
6 |
|||
Организация и контроль деятельности персонала, осуществляющего эксплуатацию пассажирской канатной дороги и фуникулера |
A/03.6 |
6 |
|||
B |
Организация содержания в исправном состоянии пассажирской канатной дороги и фуникулера |
6 |
Подготовка пассажирской канатной дороги и фуникулера к проведению осмотров, технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования и экспертизы промышленной безопасности |
B/01.6 |
6 |
Организация и проведение мероприятий по обеспечению технической исправности пассажирской канатной дороги и фуникулера |
B/02.6 |
6 |
ОКСО <8> |
2.23.02.01 |
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) |
2.23.02.04 |
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) |
|
2.23.03.02 |
Наземные транспортно-технологические комплексы |
|
2.23.03.03 |
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Организационное обеспечение безопасной эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выдача персоналу нормативно-технической документации по эксплуатации пассажирских канатных дорог и фуникулеров и ее своевременное обновление |
Разработка правил перевозки пассажиров и провоза ручной клади на пассажирской канатной дороге и фуникулере |
|
Согласование и утверждение правил перевозки пассажиров и провоза ручной клади на пассажирской канатной дороге и фуникулере в органах государственного (муниципального) управления |
|
Разработка плана спасательной операции для пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Разработка должностных и производственных инструкций персонала, занятого эксплуатацией пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Контроль за соблюдением условий перевозок пассажиров и ручной клади на пассажирской канатной дороге и фуникулере |
|
Контроль за размещением необходимой информации в подвижном составе и на станциях пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Контроль за осуществлением звукового и визуального информирования пассажиров, находящихся в подвижном составе и на станциях пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Необходимые умения |
Организовывать собственную деятельность и деятельность подчиненного персонала в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера и правил безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
Использовать в работе нормативно-техническую документацию по обеспечению безопасной эксплуатации пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
|
Принимать решения при перевозке пассажиров и грузов на пассажирской канатной дороге и фуникулере и доводить их до персонала |
|
В случае возникновения нештатной ситуации принимать решения в строгом соответствии с планом спасательной операции с учетом обеспечения безопасности пассажиров |
|
Проверять исправность работы систем звукового и визуального информирования пассажиров |
|
Организовывать сопровождение и оказание помощи пассажирам отдельных категорий, в том числе лицам пожилого возраста, многодетным семьям, одиноким матерям, следующим с ребенком (детьми), родителям с детьми до десяти лет |
|
Составлять график (расписание) транспортного обслуживания канатной дорогой и фуникулером и утверждать его в органах государственного (муниципального) управления |
|
Определять время работы станций на вход и выход пассажиров исходя из особенностей функционирования канатной дороги/фуникулера |
|
Документально оформлять результаты своих действий по организации и проведению мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются пассажирские канатные дороги и фуникулеры |
Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок обслуживания опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются пассажирские канатные дороги и фуникулеры |
|
Типовые правила пользования пассажирской подвесной канатной дорогой и фуникулером |
|
Устройство пассажирской канатной дороги и фуникулера и их элементов, требования руководства по эксплуатации |
|
Должностные и производственные инструкции персонала пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Система технического обслуживания, ремонта, регламентных работ пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Меры предупреждения воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих в процессе эксплуатации, обслуживания и ремонта пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Порядок организации и проведения технического обслуживания, ремонта, регламентных работ, технического освидетельствования и экспертизы промышленной безопасности пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения |
|
Требования охраны труда персонала опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется пассажирская канатная дорога и фуникулер |
|
Другие характеристики |
— |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Руководство деятельностью по безопасной эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера в соответствии с инструкцией по эксплуатации и правилами безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение инструктажей по охране труда для персонала, обслуживающего пассажирскую канатную дорогу и фуникулер |
Обеспечение хранения эксплуатационно-технической документации пассажирской канатной дороги и фуникулера с соблюдением требований к порядку хранения |
|
Контроль за выполнением подчиненным персоналом необходимого объема работ при начале смены, во время сменной эксплуатации, а также после остановки пассажирской канатной дороги и фуникулера в конце смены |
|
Контроль за соблюдением персоналом требований безопасности при эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Проверка ведения персоналом, обслуживающим подвесную канатную дорогу и фуникулер, правильности заполнения отчетной и технической документации |
|
Проведение работы с персоналом, осуществляющим деятельность по эксплуатации (обслуживанию) пассажирской подвесной канатной дороги и фуникулера |
|
Принятие мер, необходимых для продолжения работы пассажирской канатной дороги и фуникулера в исключительных условиях (непредвиденная остановка), в соответствии с руководством по эксплуатации |
|
Принятие решения о введении в действие и применении плана спасательной операции для обеспечения безопасности пассажиров |
|
Проведение тренировок персонала, привлекаемого при проведении спасательных операций и борьбы с пожаром на пассажирской подвесной канатной дороге и фуникулере |
|
Планирование и проведение ежегодной учебной спасательной операции снятия и эвакуации пассажиров с подвижного состава пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Необходимые умения |
Руководить персоналом, осуществляющим деятельность по эксплуатации (обслуживанию) пассажирской подвесной канатной дороги и фуникулера |
Контролировать ход выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
|
Проводить сравнительный анализ качества работы специализированных организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт элементов пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
|
Вести деловые переговоры, осуществлять коммуникации с коллегами по работе и деловыми партнерами |
|
Документально оформлять результаты своих действий по организации и проведению мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются пассажирские канатные дороги и фуникулеры |
Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте |
|
Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок обслуживания опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются пассажирские канатные дороги и фуникулеры |
|
Процедура и порядок проведения технического освидетельствования, контрольных испытаний, диагностирования оборудования пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
|
Инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию пассажирских канатных дорог и фуникулеров, применяемых на опасном производственном объекте |
|
Порядок и процедуры проведения технических освидетельствований, контрольных испытаний, диагностирования оборудования, пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
|
Требования охраны труда работников опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется пассажирская канатная дорога и фуникулер |
|
Производственные инструкции работников опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется пассажирская канатная дорога и фуникулер |
|
Другие характеристики |
— |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Организация и контроль деятельности персонала, осуществляющего эксплуатацию пассажирской канатной дороги и фуникулера |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка графика проверок и регламентных работ, технического обслуживания, ремонта пассажирской канатной дороги и фуникулера и контроль его выполнения |
Контроль выполнения обслуживающим персоналом необходимого объема работ при проведении технического обслуживания и ремонта пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Контроль соблюдения порядка допуска персонала к работе по эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Разработка и выдача персоналу необходимой руководящей документации, в том числе производственных инструкций и инструкций по охране труда |
|
Проверка ведения персоналом, обслуживающим пассажирскую канатную дорогу и фуникулер, необходимой эксплуатационно-технической документации |
|
Отстранение от работы в случае выявления действий персонала, приводящих к поломке оборудования или созданию угрозы здоровью и/или жизни пассажиров, а также при грубых нарушениях трудовой и/или производственной дисциплины |
|
Необходимые умения |
Организовывать работу персонала, ставить цели, формулировать задачи, определять приоритеты |
Вырабатывать варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией при эксплуатации канатной дороги и фуникулера |
|
Проводить в составе аттестационной комиссии своей организации проверку знаний подчиненного персонала |
|
Анализировать результаты деятельности персонала и оценивать качество выполнения работ персоналом |
|
Планировать деятельность персонала, обслуживающего пассажирскую канатную дорогу и фуникулер |
|
Использовать в работе нормативно-техническую документацию по обеспечению безопасной эксплуатации пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
|
Необходимые знания |
Основы трудового и административного законодательства Российской Федерации |
Нормативные правовые акты, нормативно-технические документы, устанавливающие требования в области организации и охраны труда |
|
Методы и правила безопасного ведения работ на пассажирской канатной дороге и фуникулере |
|
Необходимые условия для обеспечения безопасной эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера, содержащиеся в инструкции (руководстве) по эксплуатации, составленной изготовителем пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Порядок ведения эксплуатационно-технической документации пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Основы организации труда и управления персоналом |
|
Методы мотивации и стимулирования персонала |
|
Производственные инструкции работников опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется пассажирская канатная дорога и фуникулер |
|
Другие характеристики |
— |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организация содержания в исправном состоянии пассажирской канатной дороги и фуникулера |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию пассажирской подвесной канатной дороги |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или Высшее образование — бакалавриат или Среднее профессиональное образование (непрофильное) — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности или Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее трех лет для специалистов по эксплуатации (обслуживанию) пассажирских подвесных канатных дорог и фуникулеров при наличии среднего и/или высшего профессионального образования Не менее трех месяцев в форме стажировки на действующей канатной дороге для специалистов по эксплуатации (обслуживанию) буксировочной канатной дороги |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение проверки знаний правил безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров Наличие документов, подтверждающих прохождение аттестации по промышленной безопасности Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) |
Другие характеристики |
— |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2144 |
Инженеры-механики |
ЕКС |
— |
Инженер по наладке и испытаниям |
ОКПДТР |
22618 |
Инженер по наладке и испытаниям |
ОКСО |
2.23.02.01 |
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) |
2.23.02.04 |
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) |
|
2.23.03.02 |
Наземные транспортно-технологические комплексы |
|
2.23.03.03 |
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Подготовка пассажирской канатной дороги и фуникулера к проведению осмотров, технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования и экспертизы промышленной безопасности |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка графиков проверок и выполнения технического обслуживания, регламентных работ и ремонта пассажирской канатной дороги и фуникулера |
Подготовка вахтенного журнала и журнала осмотров и ремонта на пассажирской канатной дороге и фуникулере |
|
Выдача персоналу необходимых защитных средств, инструмента и приспособлений для безопасного выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Проведение инструктажа для ремонтного персонала по безопасному выполнению работ на пассажирской канатной дороге и фуникулере |
|
Проведение мероприятий по выводу в ремонт (на техническое обслуживание) пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Проведение мероприятий по подготовке пассажирской канатной дороги и фуникулера к проведению технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности специализированной организацией |
|
Необходимые умения |
Взаимодействовать с руководителями организаций (служб) и ремонтным персоналом с целью осуществления мер по организации безопасного производства работ по ремонту (техническому обслуживанию) пассажирской канатной дороги и фуникулера |
Организовывать собственную деятельность и деятельность ремонтного персонала, давать поручения и контролировать их выполнение |
|
Вырабатывать варианты решений и оценивать риски, связанные с их реализацией |
|
Планировать деятельность персонала, обслуживающего пассажирскую канатную дорогу и фуникулер |
|
Использовать в работе нормативно-техническую документацию по организации проверок и ремонта пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
|
Анализировать результаты деятельности ремонтного персонала и оценивать качество выполнения работ |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются пассажирские канатные дороги и фуникулеры |
Меры предупреждения воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих в процессе эксплуатации, обслуживания и ремонта пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Средства индивидуальной и коллективной защиты, применяемые при проведении работ на пассажирских канатных дорогах и фуникулерах, порядок их применения |
|
Порядок и правила проведения осмотров, технического обслуживания, регламентных работ, ремонта, технического освидетельствования, экспертизы промышленной безопасности пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Требования охраны труда персонала опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется пассажирская канатная дорога и фуникулер |
|
Должностные и производственные инструкции персонала опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется пассажирская канатная дорога и фуникулер |
|
Другие характеристики |
— |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация и проведение мероприятий по обеспечению технической исправности пассажирской канатной дороги и фуникулера |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
||
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Контроль за соблюдением персоналом требований правил эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера |
Контроль выполнения подчиненным персоналом необходимого объема работ, предусмотренного руководством по эксплуатации, при эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера, а также после их остановки в конце смены |
|
Принятие решения об открытии и закрытии пассажирской канатной дороги и фуникулера для пассажиров в зависимости от графика работы и условий эксплуатации |
|
Принятие мер, необходимых для продолжения работы пассажирской канатной дороги и фуникулера в исключительных условиях, предусмотренных руководством по эксплуатации |
|
Планирование мероприятий по проведению технического освидетельствования пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Подготовка и заключение договора со специализированной организацией на проведение технического освидетельствования и контроль его выполнения |
|
Планирование работы персонала, осуществляющего деятельность по эксплуатации (обслуживанию) пассажирской подвесной канатной дороги и фуникулера |
|
Необходимые умения |
Оформлять необходимую документацию для проведения технического освидетельствования пассажирской канатной дороги и фуникулера |
Обеспечивать соблюдение порядка технического обслуживания и ремонта, обеспечивающего содержание пассажирской канатной дороги и фуникулера в исправном состоянии |
|
Принимать решение о возможности дальнейшей эксплуатации пассажирской канатной дороги и фуникулера по результатам технического освидетельствования и экспертизы промышленной безопасности |
|
Оказывать первую помощь пострадавшим в местах производства работ на пассажирских канатных дорогах и фуникулерах |
|
Вести деловые переговоры, осуществлять коммуникации с коллегами по работе и деловыми партнерами |
|
Документально оформлять результаты своих действий по обеспечению технической исправности пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются пассажирские канатные дороги и фуникулеры |
Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок обслуживания опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются пассажирские канатные дороги и фуникулеры |
|
Порядок и правила проведения технического освидетельствования, контрольных испытаний, диагностирования оборудования пассажирских канатных дорог и фуникулеров |
|
Инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию пассажирских канатных дорог и фуникулеров, применяемых на опасном производственном объекте |
|
Меры предупреждения воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих в процессе эксплуатации, обслуживания и ремонта пассажирской канатной дороги и фуникулера |
|
Порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим на месте производства работ |
|
Требования охраны труда работников опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется пассажирская канатная дорога и фуникулер |
|
Производственные инструкции работников опасного производственного объекта, на котором эксплуатируется пассажирская канатная дорога и фуникулер |
|
Другие характеристики |
— |
4.1. Ответственная организация-разработчик
Союз «Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта «Федерация лифтовых предприятий», город Москва |
|
Генеральный директор |
Прокофьев Сергей Анатольевич |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Ассоциация делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис», город Москва |
2 |
ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, город Москва |
3 |
ЗАО «СТЭК», город Санкт-Петербург |
4 |
НОЧУ ДПО «Учебный центр «ОЛИВИН», город Серпухов, Московская область |
5 |
ООО «Уральский экспертный центр», город Екатеринбург |
6 |
ООО ИКЦ «Мысль» НГТУ, город Новочеркасск, Ростовская область |
7 |
Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта, город Москва |
8 |
ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», город Москва |
9 |
ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова», город Новочеркасск, Ростовская область |
10 |
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, город Москва |
———————————
<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Приказ Ростехнадзора от 13 ноября 2020 г. N 441 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2020 г., регистрационный N 61764).
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 44 ст. 6204; 2020, N 33, ст. 5392).
<5> Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277); приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г. регистрационный N 62278).
<6> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<7> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
<8> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
- при переходе работника на другое место работы;
- по требованию начальника ППКД или государственного инспектора Ростехнадзора.
Повторная и внеочередная проверка знаний должна проводиться в объеме производственной инструкции. В работе комиссии обязательное участие принимает начальник ППКД. Результаты повторной проверки знаний дежурного оформляются протоколом с отметкой в удостоверении.
1.6. Допуск к самостоятельной работе дежурных оформляется приказом (распоряжением) по организации. Перед допуском к работе начальник ППКД обязан выдать дежурному (под роспись) производственную инструкцию по безопасной эксплуатации канатной дороги, утвержденную руководством организации-владельца.
1.7. Обученный и имеющий на руках удостоверение на право исполнения обязанностей дежурный должен знать:
а) Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог;
б) Правила устройства электроустановок, Правила эксплуатации электроустановок потребителей, Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;
в) Производственную инструкцию, руководство по эксплуатации канатной дороги, а также параметры и техническую характеристику ППКД;
г) Инструкцию и план эвакуации и спасения пассажиров канатной пассажирской подвесной канатной дороги;
д) Информационные письма и другие указания органов Ростехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог;
е) Устройство ППКД;
ж) Устройство и назначение приборов и устройств безопасности;
з) Сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний канатной дороги;
и) Действующий на канатной дороге порядок сигнализации и связи;
к) Правила перевозки пассажиров;
л) Приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;
1.8. Дежурный по станции непосредственно подчиняется в своей работе машинисту-оператору ППКД и руководствуется указаниями начальника ППКД.
2. Общие положения
2.1. Обязанности дежурного по станции перед началом работы
2.1.1. Дежурный обязан прибыть на канатную дорогу не позже чем за 1 час до пуска канатной дороги в работу и выполнить совместно с другими работниками канатной дороги, согласно руководству по эксплуатации, проверку готовности канатной дороги к пуску.
Перед началом работы дежурный должен:
- сделать запись в журнале передачи смен о принятии дежурства и обнаруженных недостатках (мусор, грязь, на площадках посадки-высадки и т.п.);
- выполнить, при необходимости, уборку площадки посадки (высадки) и подходы к ней от грязи, мусора, снега, масел;
- проверить исправность работы средств связи и кнопок сигнализации и аварийной остановки канатной дороги;
- проверить наличие средств пожаротушения и их исправности;
- проверить наличие аптечки первой медицинской помощи;
- убедиться в исправности ограждений, информационных и предупреждающих знаков.
2.1.2. При приемке работающей канатной дороги ее осмотр должен производиться совместно с дежурным, сдающим смену. Для осмотра канатной дороги начальник ППКД обязан выделить необходимое время.
2.1.3. Осмотр ППКД должен осуществляться только при неработающем приводе и при отключенном рубильнике.
2.1.4. Дежурный не должен приступать к работе, если:
а) Не выполнены регламентные работы перед пуском канатной дороги в работу;
б) Неисправны средства связи и сигнализации;
в) Неисправны кнопки аварийной остановки канатной дороги;
г) Отсутствуют или не комплект средств пожаротушения;
д) Отсутствует аптечка первой медицинской помощи;
е) Неисправны или отсутствуют ограждения, информационные и предупреждающие знаки.
ж) Истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра.
2.2. Обязанности дежурного во время работы
2.2.1. Во время работы канатной дороги дежурный должен быть вежливым и предупредительным с пассажирами, опрятно одет. Во время работы с пассажирами не курить и не отвлекаться на посторонние дела не связанные с производственной деятельностью.
2.2.2. Во время работы канатной дороги дежурный обязан:
- неотлучно находиться на рабочем месте площадки посадки или высадки канатной дороги;
- оказывать помощь при посадке или высадке пассажиров на станциях;
- контролировать, чтобы пассажиры до подхода подвижного состава встали на место, отмеченное на поверхности посадочной площадки;
- следить за состоянием механического оборудования, правильностью прохождения несуще-тягового каната и подвесок подвижного состава на приводной или обводной станции;
- при обнаружении неисправностей или дефектов оборудования канатной дороги неотложно доложить машинисту-оператору и начальнику ППКД, а, при необходимости, остановить канатную дорогу, пользуясь кнопкой аварийной остановки канатной дороги «СТОП»;
- для устранения неисправностей установить знак «ПОСАДКИ НЕТ» при входе на площадку посадки;
- при обнаружении неисправного подвижного состава навесить на него плакат «НЕИСПРАВНО» или снять его с тягового каната;
- контролировать соблюдение правил перевозки пассажиров на пассажирской подвесной канатной дороге;
- содержать в чистоте площадки посадки или высадки пассажиров;
- при возникновении аварийной ситуации остановить дорогу, пользуясь кнопкой аварийной остановки канатной дороги «СТОП»;
- не допускать нахождения на приводной станции, в служебных и производственных помещениях посторонних лиц.
2.3. Обязанности дежурного в аварийных ситуациях
2.3.1. При вынужденной остановки канатной дороги дежурный должен немедленно предупредить машиниста-оператора начальника ППКД.
2.3.2. При возникновении на канатной дороге пожара на станции дежурный обязан немедленно доложить машинисту-оператору и начальнику ППКД, прекратить работу, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на канатной дороге средствами пожаротушения.
2.3.3. Если элементы канатной дороги (металлоконструкции и др.) оказались под напряжением, дежурный должен предупредить машиниста-оператора, пассажиров и остальной обслуживающий персонал через громкоговорящую связь об опасности, самому принять меры личной безопасности от поражения электрическим током и сообщить о случившемся начальнику ППКД, для принятия мер по отключению канатной дороги от питающей сети.
2.3.4. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) дежурный должен по возможности оказывать помощь пассажирам при покидании станции, после чего прекратить работу и покинуть канатную дорогу и уйти в безопасное место.
2.3.5. При возникновении других аварийных ситуаций дежурный должен выполнить требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации канатной дороги.
2.3.6. Если не имеется возможности вернуть пассажиров на станцию, то дежурный участвует в эвакуации пассажиров согласно «Инструкции и плана эвакуации и спасения пассажиров канатной пассажирской подвесной канатной дороги».
2.3.7. Если во время работы канатной дороги имели место авария или несчастный случай, то дежурный должен немедленно поставить в известность об этом машиниста-оператора и начальника ППКД, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья других пассажиров.
2.4. Обязанности дежурного по окончании работы
По окончании работы канатной дороги дежурный обязан:
- установить знак «ПОСАДКИ НЕТ» при входе на площадку посадки;
- оказывать помощь машинисту-оператору и обслуживающему персоналу при проведении проверки (обслуживания) канатной дороги, согласно руководству по эксплуатации, после ее остановки в связи с окончанием работы;
- провести уборку мусора на станциях ППКД и прилегающей к ним территории;
- сделать соответствующие записи в эксплуатационной документации (журнал сдачи смены) после окончании работы канатной дороги.
3. Обслуживание канатной дороги
При обслуживании ППКД дежурный обязан оказывать помощь машинисту-оператору и обслуживающему персоналу в свободное от основных обязанностей время при проведении осмотров и обслуживания канатной дороги в соответствии с руководством по эксплуатации и графиком осмотров и ремонтов оборудования ППКД.
4. Права
Дежурный имеет право обжаловать указания непосредственного начальника в вышестоящих инстанциях.
5. Ответственность
Дежурный несет полную ответственность за безопасную эксплуатацию пассажирской подвесной канатной дороги и нарушение требований производственной инструкции в соответствии с ПБ 10-559-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог» и действующим законодательством.
Инструкции по охране труда по профессиям разрабатываются органами федеральной власти и являются обязательными для применения на предприятиях. О том, как воспользоваться инструкциями по охране труда по профессиям и где можно найти их готовые образцы, читайте в нашей статье.
Перечень инструкций по охране труда в 2022-2023 годах
Комплекс нормативов по охране труда, обязательных для выполнения не только работодателем, но и его сотрудниками, представляет собой часть производственной культуры. Порядок разработки и содержания правил и инструкций по охране труда, которые разрабатываются работодателями, установлен приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н.
С 1 марта 2022 года различные положения Трудового кодекса вступили в силу в редакции, значительно отличающейся по содержанию от ранее действовавших.
Подробно ознакомиться с нововведениями можно в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.
С 1 марта 2022 года работников необходимо информировать об условиях и охране труда.
Инструкция по охране труда представляет собой пошаговый документ, основная цель которого — научить работника максимально безопасному выполнению конкретной трудовой функции. Каждый сотрудник обязан знать инструкцию по охране труда, которая применима в отношении его деятельности. Если работник не прошел соответствующую проверку знаний в области охраны труда, он не может быть допущен к работе.
О документе, регламентирующем функционирование системы охраны труда, читайте в статье «Положение об охране труда работников — образец».
Виды инструкций по охране труда могут составляться по разным категориям, а именно:
- по профессии, к примеру, на слесаря, автомеханика, электромонтера, сварщика;
- по должностям, например, инструкция бухгалтера, менеджера по продажам, коммерческого директора;
- по разновидностям работ, к примеру, работы, проводимые на высоте, на глубине.
Типовые инструкции также подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Первые применяются в отношении какой-либо отрасли. Как правило, это касается узких рабочих специализаций. Межотраслевую инструкцию одной отрасли обычно можно применять и в другой, если рабочие условия и трудовые функции аналогичны.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Различные разновидности инструкций по охране труда могут утрачивать силу в соответствии с положениями нормативов, принимаемых регулирующими органами.
Актуальный перечень типовых инструкций по охране труда вы найдете в «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Справочник.
Типовые инструкции по охране труда по видам работ в РФ
В ст. 212 ТК РФ закреплена норма, по которой инструкции по охране труда относятся к локальным нормативным актам работодателя. При этом ТК РФ не содержит положений, регламентирующих тем или иным образом порядок проведения инструктажей по охране труда.
В свою очередь, в ст. 219 ТК РФ прописано, что проведение инструктажа по охране труда является частью обучения по охране труда, которое обязан организовывать работодатель.
Применение инструкций по охране труда — только часть обязанностей работодателя по соблюдению требований в сфере охраны труда.
С 1 марта 2022 года в области регулирования данной сферы введено много новых правил: об их применении вы можете узнать из специального обзора, подготовленного специалистами «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Таким образом, с учетом нововведений, вступивших в силу с 1 марта 2022 года, работодателям необходимо особенно внимательно изучить структуру обновленного Трудового кодекса. Многие привычные работодателям нормы, регулирующие охрану труда по прежней редакции Кодекса, были перемещены из одних статей ТК РФ в другие.
Подробнее о новшествах в сфере охраны труда читайте здесь.
Так или иначе, в соответствии с обновленным с 1 марта 2022 года Трудовым кодексом процедура проведения инструктажа по охране труда полностью локализуются: государство не разрабатывает регламенты в данном направлении. Тем не менее работодатели будут иметь право использовать ранее принятые нормативы в качестве источников информации для составления собственных инструкций. При этом, безусловно, следует учитывать положения указанного выше приказа № 772н.
В частности, в постановлении Минтруда РФ от 24.05.2002 № 36 можно увидеть типовые инструкции по охране труда работников сферы общепита: барменов, буфетчиков. В соответствии с постановлением Правительства России от 04.08.2020 № 1181 данные инструкции утратили нормативный статус: проверяющие органы не будут требовать их соблюдения на практике. Однако любое предприятие может взять за основу типовую инструкцию и дополнить ее исходя из особенностей своей деятельности.
В типовых инструкциях по охране труда закрепляются следующие моменты:
- общие требования, необходимые для безопасного труда;
- правила безопасности при осуществлении рабочей деятельности: до, в процессе и после;
- план действий в аварийных и нештатных ситуациях.
Некоторые работодатели ошибочно полагают, что разработка инструкций — это непосредственная обязанность штатного специалиста по охране труда, например, инженера. Но он может лишь оказать методическую помощь и сопровождение в принятии инструкций по охране труда, а также зарегистрировать их в специальном регистре — журнале.
О том, как оформляется такой журнал, читайте в статье «Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец».
Ознакомиться с готовым образцом журнала учета инструкций по охране труда вы можете в системе «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
Типовые инструкции разрабатываются федеральными органами исполнительной власти. Они являются основой для утверждения инструкций по охране труда работников у конкретного работодателя. Специалист по охране труда может оказать методическое сопровождение и консультирование по вопросам применения типовых инструкций.