Инструкция по охране труда для монтировщика шин

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ МОНТИРОВЩИКА ШИН

ТОИ Р-200-05-95

Инструкция вводится в действие с 27.02.96 г.

1. Введение

1.1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении шиномонтажных работ в автотранспортном предприятии.

1.2. Монтировщик шин должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

при снятии и установке колес автомобиля (инструкция № 18);

при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (инструкция № 20);

по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (инструкция № 23). Заметив нарушение требований безопасности другим работником, монтировщик шин должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Монтировщик шин должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Монтировщик шин должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Монтировщик шин не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе по монтажу и демонтажу шин допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, обученные безопасным методам работы, а также прошедшие проверку знаний.

2.2. Монтировщик шин, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. При поступлении на работу монтировщик шин должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем — периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.

2.4. Монтировщик шин должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

2.5. Продолжительность рабочего времени монтировщика не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.6. Монтировщик шин должен знать, что опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

узлы и детали автомобиля;

оборудование и инструмент.

2.6.1. Узлы и детали автомобиля — падение колеса, вылет стопорного кольца при накачке неправильно смонтированного колеса приводят к травмам с тяжелыми последствиями, а иногда и к смертельному исходу.

2.6.2. Оборудование и инструмент — применение неисправного инструмента и оборудования, а также неправильных приемов труда может привести к травмам.

2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми монтировщик шин не обучен и не проинструктирован.

2.8. Монтировщик шин должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты монтировщику шин выдаются:

фартук хлопчатобумажный с нагрудником;

рукавицы комбинированные.

2.10. Монтировщик шин должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.11. Монтировщик шин во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты монтировщик шин обязан сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2.13. Монтировщик шин должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работ, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, монтировщик шин несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед началом работы монтировщик шин должен:

3. 1.1. Надеть средства индивидуальной защиты.

3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Во время работы монтировщик шин должен:

4.1.1. Осуществлять демонтаж и монтаж шин только на шиномонтажном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

4.1.2. Перед снятием колеса вывесить на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма автомобиль или его часть. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля — специальную подставку (козелок).

4.1.3. Перемещать колеса и шины с помощью подъемных механизмов (специальных устройств). Запрещается перекатывать их вручную.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера фиксировать поднятую покрышку стопорным устройством.

4.1.4. Следить, чтобы во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор был закрыт кожухом.

4.1.5. Перед демонтажем шины с обода колеса или бездискового колеса со ступицы вначале ослабить золотник, полностью выпустить воздух из камеры, а затем вывернуть золотник. Отбортовку шины, плотно прилипшей к ободу, осуществлять при помощи специального стенда или съемника.

4.1.6. Для осмотра внутренней поверхности покрышки применять спредер (расширитель).

4.1.7. Изъятие из шин металлических предметов, гвоздей и т.п. производить клещами, а не отверткой, шилом или ножом.

4.1.8. Проверить перед монтажом шины исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец.

4.1.9. При монтаже шины на обод колеса устанавливать замочное кольцо так, чтобы оно плотно входило в выемку обода всей своей внутренней поверхностью.

4.1.10. Накачку шин производить только с применением предохранительного ограждения или предохранительной вилки достаточной прочности и величины.

4.1.11. При накачке шин без дозатора давление воздуха проверять манометром.

4.1.12. Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,5 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.

4.1.13. Подкачку шин без демонтажа производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

В случае падения давления в шине более чем на 40 % от нормы необходимо произвести демонтаж шины, убедиться в исправном состоянии и правильном положении камеры, затем смонтировать шину и накачать.

4.2. Запрещается:

монтировать шины на ободы не соответствующего размера, а также применять негодные съемные фланцы или замочные кольца;

применять неисправные ободы (имеющие вмятины, трещины, заусенцы и т.п.);

закачивать шину с неплотно вошедшим на место запорным кольцом;

поправлять и осаживать замочное кольцо при накачивании шины;

накачивать шину свыше установленной нормы;

выбивать диск кувалдой;

регулировать предохранительный клапан баллона компрессора на давление свыше установленного заводом-изготовителем, а также класть на клапан дополнительный груз.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, монтировщик шин должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим монтировщиком шин, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1. По окончании работы монтировщик обязан:

6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Выключить оборудование. Убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.

6.1.2. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

6.1.3. Вымыть руки с мылом.

6.1.4. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Наименование организации

Инструкция

по
охране труда для монтировщика шин

г

2002
год

Согласовано:

Утверждаю:

Председатель
профкома
Руководитель организации

___________2002г.

__________2002_г.

Инструкция

по охране труда
для монтировщика шин

Введение

Настоящая
инструкция регламентирует основные
требования безопасности при выполнении
шиномонтажных работ.

Монтировщик
шин должен соблюдать требования
инструкции, разработанной на основе
типовых:

-при
снятии и установке колес автомобиля;

-при
передвижении по территории;

-по
предупреждению пожаров.

Монтировщик
шин должен выполнять указания представителя
комитета по охране труда или доверенного
лица по охране труда профсоюзного
комитета

Монтировщик
шин должен знать и уметь оказывать
доврачебную помощь пострадавшему.

I.
Общие требования безопасности

  1. К
    самостоятельной работе монтировщиком
    шин допускаются лица не моложе 18 лет,
    прошедшие:

  • вводный
    инструктаж;

  • инструктаж
    по пожарной безопасности;

  • первичный
    инструктаж на рабочем месте;

  • обучение
    безопасным методам и приемам труда
    не менее чем по 10 часовой программе
    (для работ, к которым предъявляются
    повышенные требования безопасности —
    20 часовой программе);

  • инструктаж
    по электробезопасности на рабочем
    месте.

Для выполнения
обязанностей монтировщика шин допускаются
лица,

прошедшие обучение
по специальной программе и имеющие
удостоверение о присвоении им

квалификации,
не имеющие медицинских противопоказаний
для данной профессии.

  1. Монтировщик
    шин должен проходить:

  • повторный
    инструктаж по безопасности труда на
    рабочем месте не реже, чем через каждые
    три месяца;

  • внеплановый
    инструктаж: при изменении технологического
    процесса или правил по охране труда,
    замене или модернизации производственного
    оборудования, приспособлений и
    инструмента, изменении условий и
    организации труда, при нарушениях
    инструкций по охране труда, перерывах
    в работе более чем на 60 календарных
    дней (для работ, к которым предъявляются
    повышенные требования безопасности
    — 30 календарных дней);

  • диспансерный
    медицинский осмотр согласно приказу
    Минздрава Р Ф № 90 от 14.03.96 г.

  1. Монтировщик
    шин обязан:

  • соблюдать
    правила внутреннего трудового распорядка,
    установленные на предприятии;

  • соблюдать
    требования настоящей инструкции,
    инструкции о мерах пожарной безопасности,
    инструкции по электробезопасности;

  • соблюдать
    требования к эксплуатации оборудования;

  • использовать
    по назначению и бережно относиться к
    выданным средствам индивидуальной
    защиты.

  1. Монтировщик
    шин должен:

  • уметь
    оказывать первую (доврачебную) помощь
    пострадавшему при несчастном случае;

  • знать
    местоположение средств оказания
    доврачебной помощи, первичных средств
    пожаротушения, главных и запасных
    выходов, путей эвакуации в случае аварии
    или пожара;

  • выполнять
    только порученную работу и не передавать
    ее другим без разрешения мастера или
    начальника цеха;

  • во
    время работы быть внимательным, не
    отвлекаться и не отвлекать других, не
    допускать на рабочее место лиц, не
    имеющих отношения к работе;

  • содержать
    рабочее место в чистоте и порядке.

  1. Монтировщик
    шин должен знать и соблюдать правила
    личной гигиены. Принимать пищу, курить,
    отдыхать только в специально отведенных
    для этого помещениях и местах. Пить
    воду только
    из специально
    предназначенных для этого установок.

  2. При
    обнаружении неисправностей оборудования,
    приспособлений, инструментов и других
    недостатках или опасностях на рабочем
    месте немедленно сообщить мастеру или
    начальнику цеха. Приступить к работе
    можно только с их разрешения после
    устранения всех недостатков.

  3. При
    обнаружении загорания или в случае
    пожара:

  • отключить
    оборудование;

  • сообщить
    в пожарную охрану и администрации;

  • приступить
    к тушению пожара имеющимися в цехе
    первичными средствами пожаротушения
    в соответствии с инструкцией по
    пожарной безопасности.

При
угрозе жизни покинуть помещение.

  1. При
    несчастном случае оказать пострадавшему
    первую (доврачебную) помощь, немедленно
    сообщить о случившемся мастеру или
    начальнику цеха, принять меры к
    сохранению обстановки происшествия
    (состояние оборудования), если это не
    создает опасности для окружающих.

  2. За
    невыполнение требований безопасности,
    изложенных в настоящей инструкции,
    монтировщик шин несет ответственность
    согласно действующему законодательству.

  3. Основными
    опасными и вредными производственными
    факторами являются:

  • Узлы
    и детали автомобиля;

  • острые
    кромки деталей;

  • отлетающие
    частицы и стружка при разборке и сборке
    узлов, а также при механической обработке
    деталей;

  • падающие
    инструмент, детали, узлы.

1.11.В
соответствии с «Нормами бесплатной
выдачи средств индивидуальной защиты
рабочим и служащим» монтировщику
шин выдаются сроком на 12 месяцев
фартук хлопчатобумажный, на 3 месяца
рукавицы комбинированные.

1.12.
О замеченных нарушениях требований
безопасности на своем рабочем месте, а
также неисправностях оборудования,
приспособлений, инструмента, СИЗ
монтировщик шин должен сообщить своему
непосредственному руководителю и не
приступать к работе до устранения этих
нарушений.

Соседние файлы в папке instr

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

2.1. Перед началом работы монтировщик шин обязан:

— надеть спецодежду. Рукава и полы спецодежды следует застегнуть на все пуговицы. Одежду необходимо заправить так, чтобы не было свисающих концов или развивающихся частей. Не допускается засучивать рукава спецодежды и подворачивать голенища сапог;

— осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;

— проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому;

— проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

2.2. Оборудование должно быть укомплектовано испраными манометрами и указателями допустимого давления; предохранительный клапан вулканизационного аппарата, компрессора отрегулирован на разрешенное рабочее давление.

2.3. Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли, грязи, льда.

2.4. Монтировщик шин не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

— неисправностях технологической оснастки, приспособлений и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;

— отсутствии или неисправности средств сигнализации и контрольно-измерительных приборов;

— неисправностей магистралей подачи воздуха.

2.5. Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работ, а при невозможности сделать это монтировщик шин обязан сообщить о них бригадиру или ответственному руководителю работ.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда

при вулканизационных и шиномонтажных

работах

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая инструкция разработана на основании Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.03 г. № 28   с учетом требований законодательных актов, других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и предназначена к применению  при вулканизационных и шиномонтажных работах.

  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. При вулканизационных и шиномонтажных работах осущест­вляется ремонт поверхностных (наружных) повреждений покрышек и камер легковых, грузовых автомобилей и других транспортных средств, монтаж и демонтаж шин; подготавливается оборудование к работе; контролируются и регулируются параметры технологи­ческого режима, предусмотренные регламентом; в работе исполь­зуются инструмент, приспособления и средства защиты.

1.2. При проведении вулканизационных и шиномонтажных работ опасными и вредными факторами, которые могут привести к нес­частному случаю на производстве, являются следующие:

– высокая температура и опасность ожогов;

– возможность поражения электротоком при нарушении правил электробезопасности;

– возможность отравления веществами общетоксического и другого вредного воздействия при ремонте шин (бензин, клей и т.п.);

– возможность травмирования: неогражденными вращающимися и движущимися частями оборудования при случайном прикосновении к ним; при работе неисправным инструментом или неосторожном с ним обращении; острыми кромками, заусенцами, шероховатостью на поверхности оборудования, инструмента;

– повышенная запыленность воздуха;

– вылет замочного кольца при накачке или подкачке шины;

– срыв диска колеса, вылетевший осколок;

– срыв ключа для отворачивания гаек крепления колес;

– снятие и установка колес на ступицах;

– опускание вывешенного автомобиля;

– падающее колесо или шина;

– исправление положения шины на диске постукиванием;

– удары по замочному кольцу молотком или кувалдой, разрывы шины при накачке;

– неправильный монтаж шины на диск;

– подкачка шины без демонтажа при снижении давления в ней более чем на 4О%;

– повышение давления в шине из-за отсутствия манометра;

– перемещение шин и колес вручную;

– применение отвертки, шила или ножа для удаления застряв­ших в шине предметов;

– недостаточное освещение рабочего места.

1.3. Порядок допуска работника, осуществляющего вулканиза­ционные и шиномонтажные работы, к самостоятельной работе:

1.3.1. К вулканизационным и шиномонтажным работам допуска­ются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение бе­зопасности труда, проверку знаний безопасности труда и безо­пасных методов работы, имеющие первую группу по электробезо­пасности и проинструктированные по охране труда и пожарной бе­зопасности.

1.3.2. При уклонении от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований, работник к выполнению трудовых обязанностей не допускается.

1.3.3. Обучение и инструктаж должны проводиться в соот­ветствии с ГОСТ 12.О.ОО4-9О.

1.3.4. Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на:

– вводный;

– первичный на рабочем месте;

– повторный;

– внеплановый;

– целевой.

1.3.5. Вновь принимаемому на работу работнику независимо от его образования и стажа работы должен быть проведен вводный инструктаж работником по охране труда или лицом, назначенное для этой цели из числа специалистов предприятия.

Вводный инструктаж должен проводиться в кабинете охраны труда с использованием современных технических средств обуче­ния и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натур­ных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, ди­апозитивов) по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководите­лем предприятия и соответствующим выборным профсоюзным орга­ном.

1.3.6. Первичный инструктаж на рабочем месте должен прово­диться индивидуально работнику с практическим показом безопас­ных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов ССБТ.

1.3.7. Работник после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы должен быть прикреплен на 2-5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному ра­ботнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель данного участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформ­ляет допуск его к самостоятельной работе.

1.3.8. Повторный инструктаж работник должен проходить не реже 1 раза в 3 месяца.

Повторный инструктаж должен проводиться в целях закрепле­ния знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.

Работник, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступать к работе.

1.3.9. Внеплановый инструктаж должен проводиться в следую­щих случаях:

– при изменении правил по охране труда;

– при изменении технологического процесса, замене или мо­дернизации оборудования, приспособлений, инструментов, исход­ного сырья, материалов и других факторов, влиявших на безопас­ность труда;

– при нарушении работником требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

– при перерывах в работе: на 3О календарных дней и более – для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда; для остальных работ – 6О дней и более;

– объем и содержание инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

1.3.1О. Первичный на рабочем месте, повторный и внеплано­вый инструктажи должен проводить непосредственный руководитель работ, причем повторный и внеплановый – индивидуально или с группой работников одной профессий.

Проведение первичного, повторного и внепланового инструк­тажей должно быть зарегистрировано в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается и разрешение на допуск к работе. При ре­гистрации внепланового инструктажа должна также указываться причина, вызвавшая его проведение. Журнал должен храниться у непосредственного руководителя работ. По окончании журнала его необходимо сдавать в службу охраны труда и заводить новый.

1.3.11. Целевой инструктаж должен проводиться при выполне­нии разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузке, разгрузке, уборке территории и т.п.), ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, раз­решение и другие документы.

Проведение целевого инструктажа должно быть зафиксировано в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

1.3.12. Работник, впервые поступающий на работу или меняю­щий профессию, перед допуском к самостоятельной работе должен пройти обучение по безопасности труда в процессе профессио­нально-технической подготовки с последующей сдачей экзаменов.

1.3.13. Работник, имеющий профессию и документы о прохож­дении соответствующего обучения, допускается к самостоятельной рабoтe без предварительного обучения после прохождения вводно­го и первичного инструктажей.

1.3.14. Знания по безопасности труда работник должен полу­чать также при повышении квалификации или обучении второй про­фессии по специальным программам. Вопросы безопасности труда должны входить в эту программу.

1.3.15. Работник, допущенный к выполнению совмещаемых ра­бот (к работам на заточном, сверлильном станках, с электрифи­цированным, пневматическим и др. инструментом, с грузоподъем­ными механизмами, с приспособлениями и т.п.), должен быть обу­чен по всем видам выполняемых работ.

На выполнение работ с помощью грузоподъемных механизмов должно быть выдано удостоверение на право проведения данных работ.

1.3.16. Запрещается допускать лиц моложе 18 лет к выполне­нию работ, связанных с повышенным уровнем шума и вибрации и других вредных и опасных работ.

1.4. Работнику, занятому выполнением вулканизационных и шиномонтажных работ, полагаются по Нормам следующие средства индивидуальной защиты:

При выполнении вулканизационных работ:

– комбинезон х/б, ГОСТ 12.4.1ОО-8О, тип Б;

– рукавицы комбинированные, ТУ 38.1О6251-85;

При монтировке шин:

– фартук х/б с нагрудником, ГОСТ 12.4.О29-76, тип А;

– рукавицы комбинированные, ТУ 38.1О6251-85.

1.5. Находясь на территориях предприятия и вне их, следует выполнять общие меры безопасности, производственной санитарии, личной гигиены, пожарной безопасности, а также Правила внут­реннего трудового распорядка предприятия.

1.6. Все изменения в инструкцию вносятся на основании до­кументального указания руководителя предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1.7. Обязанность рабочих соблюдать правила и нормы охраны труда является составной частью производственной дисциплины.

Лица, не выполняющие требования данной инструкции, наруша­ют производственную дисциплину и привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в зависимости от характера и последствий нарушения в соответствии с действующим законода­тельством РФ.

Безопасность труда в значительной мере зависит от самого работника. Следует знать и выполнять требования данной инс­трукции.

  1. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Приступая к работе после длительного перерыва (болез­ни, отпуска и т.д.), а также при получении работы, не входящей в круг обязанностей работника, занятого выполнением вулканиза­ционных и шиномонтажных работ, необходимо получить от руково­дителя работ дополнительный инструктаж по охране труда.

2.2. Правильно надеть полагающуюся по Нормам чистую и исп­равную спецодежду. Волосы убрать под головной убор. Заправить рукава спецодежды у кистей рук так, чтобы не было свисающих и развевающихся концов.

Получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности средств индивидуальной защиты, а также пройти тренировку по их применению.

Работник не допускается к работе без предусмотренных в Ти­повых отраслевых нормах средств индивидуальной защиты, в неис­правной, неотремонтированной, загрязненной специальной одежде, а также с другими неисправными средствами индивидуальной защи­ты.

2.3. Получить задание от руководителя работ на выполнение работы.

Не приступать к выполнению производственного задания, если неизвестны безопасные способы его выполнения.

2.4. Приготовить другие исправные средства индивидуальной защиты в соответствии с воздействующими на вулканизаторщика вредными факторами производства (очки, респиратор и т.п.).

Перед употреблением защитные очки осмотреть на отсутствие царапин, трещин и других дефектов, при обнаружении их очки следует заменить исправными.

Респиратор перед применением осмотреть на отсутствие про­колов, разрывов полумаски.

Защитные средства не должны иметь повреждения и должны быть чистыми от пыли.

Запрещается приступать к работе и пользоваться во время работ неисправными, неиспытанными и с истекшим сроком проверки средствами защиты.

2.5. Подготовить рабочее место к безопасному ведению работ

– убрать лишние предметы, установить местное освещение без слепящего действия и достаточным.

2.6. Проверить:

– исправность инструмента, приспособлений, ограждений и специальных устройств. Убедиться в том, что лезвия ножниц име­ют правильную заточку и надежное крепление; гаечные ключи со­ответствуют размерам гаек или головок болтов, не разрешается применять подкладки под зев ключа. Проверить исправность верс­така, тисков, которые должны быть прочно закреплены на верста­ке. Губки тисков должны иметь исправную насечку.

Ножи для вырезки повреждений на автопокрышке должны быть остро заточены и снабжены прочно насаженными рукоятками;

– исправность станков, на которых, возможно, придется ра­ботать (заточной, сверлильный), наличие и исправность огражде­ний, заземлений, исправность электроаппаратуры;

– исправность вулканизационного аппарата, наличие заземле­ния, ограждения, надежность крепления, исправность провода и штепсельной вилки;

– визуальным осмотром исправность электропроводки, где бу­дет применяться бензин, затем проверить исправность освещения включением;

– сосуды для хранения бензина. Бензин должен храниться в закрытых металлических сосудах в хорошо вентилируемом помеще­нии;

– исправность устройства против возникновения статического заряда при переливании бензина из одного сосуда в другой при его наличии;

– исправность гайковерта: наличие заземления, защиту диэ­лектрическими средствами рукояток, педали включения, кнопки пуска гайковерта;

– на холостом ходу работу гайковерта, монтажного стенда и другого специального оборудования.

Запрещается приступать к работе и работать неисправным инструментом.

2.7. Перед снятием колес автомобиль должен быть вывешен на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного меха­низма. В этом случае, под неподнимаемые колеса необходимо под­ложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть ав­тобуса – специальную подставку (козелок), конструкция которых должна гарантировать автомобиль от падения.

Перед снятием колес проверить положение замочного кольца, исправность обода, съемного флянца и стопорного кольца, кото­рые должны быть выправлены, очищены от загрязнений и ржавчины.

2.8. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе оборудования доложить руководителю работ и до их устранения к работе не приступать. Неисправный инструмент заменить или сдать в ремонт.

2.9. Знать:

– места расположения медаптечки, телефона, средств пожаро­тушения;

– номера телефонов медицинской службы и пожарной охраны;

– пути эвакуации, главных и запасных выходов в случае ава­рии и пожара и уметь пользоваться в случае необходимости.

  1. 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТ

3.1. Выполнять только ту работу, которую поручил руководи­тель работ, безопасными приемами, внимательно, осторожно, сог­ласно технологии.

Работник обязан пользоваться выданными ему средствами ин­дивидуальной защиты, бережно относиться к выданным средствам защиты и правильно применять их, своевременно ставить в из­вестность руководителя работ о необходимости химчистки, стир­ки, сушки и ремонта применяемых в работе средств индивидуаль­ной защиты.

3.2. Содержать в чистоте и порядке свое рабочее место в течение всего рабочего времени, не загромождать его посторон­ними предметами, мусором, отходами.

3.3. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ШИНОМОНТАЖНЫХ РАБОТ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.3.1. Снимать колеса с автомобиля для ремонта шин следует на стендах с пневмоподъемниками. Операции по снятию, перемеще­нию и постановке колес грузового автомобиля и автобуса должны быть механизированы.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

3.3.2. При установке автомобиля на стенд пневмоподъемника необходимо следить за правильным положением колес относительно направляющих реборд.

Запрещается установка автомобиль на пневмоподъемник в единственном лице без регулировщика.

3.3.3. Запрещается работать на гайковерте при:

– нарушении изоляции электрокабеля;

– разбитых электрической вилке, электрической розетке;

– отсутствии заземления.

3.3.4. Монтаж и демонтаж автомобильных колес производить в установленном на предприятии участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом, на чистом полу с применением предохранительных ограждений.

3.3.5. Перед демонтажем шины (с диска колес) воздух из ка­меры необходимо полностью выпустить.

Если шина перед монтажом хранилась при низкой температуре, ее следует обогреть при температуре 15-2О градусов.

3.3.6. Перед отворачиванием гаек крепления спаренных без­дисковых колес для их снятия следует убедиться, что на внут­реннем колесе покрышка не сошла с обода, в противном случае необходимо предварительно полностью выпустить воздух из нее.

3.3.7. Демонтаж шины (отделение шины от обода), плотно прилегающей к ободу колеса, производить на специальном стенде или с помощью съемника.

3.3.8. Перед монтажом шины проверить исправность и чистоту обода, диска колеса бортового и замочного колец, а также шины. Нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы. Диск колеса и замочное кольцо должны быть исправными и чистыми.

3.3.9. Перед монтажем шин на обод проверить правильность сопряжения замочного кольца с канавкой основания обода.

Замочное кольцо (стопорное кольцо или разрезная заправка) при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выем­ку обода всей своей внутренней поверхностью.

3.3.1О. Для шин с регулируемым давлением воздуха после проверки колеса и припудривания тальком вложить камеру в пок­рышку, расправить ее и слегка подкачать, чтобы она легла по внутреннему контуру покрышки. При монтаже камерных шин автомо­билей с глубоким ободом накачать шину до нормального давления, а затем, спустив воздух, вторично накачать. Это обеспечивает правильное, без складок, положение камеры в покрышке.

3.3.11. Если на покрышке имеется балансировочная метка, то вентили камер ставить возле нее. Для шин с регулируемым давле­нием распорное кольцо в сложенном виде вставлять в покрышку так, чтобы отверстие в нем совпадало с вентилем камеры, затем продвинуть вентиль в отверстие распорного кольца, подкачать камеру и закрыть замок запорного кольца.

После этого положить колесо внутренней частью обода вниз (желательно на подкладку) и надеть на обод колеса шину с рас­порным кольцом так, чтобы вентиль камеры вошел в прорезь обо­да, затем надеть наружную часть обода колеса на шпильки и рав­номерно подтянуть гайки. Затяжку гаек производить постепенно до плотного соприкосновения обеих разъемных частей обода. Пос­ле этого ввернуть в вентиль золотник и накачать шину до нормы.

3.3.12. Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях предприятия производить только на специально отве­денных для этих целей местах с применением предохранительных ограждений (на специальном станке), препятствующих вылету ко­лец, т.е. колесо следует закатить в предохранительную решетку и с торца ее закрыть предохранительной вилкой.

3.3.13. Накачивать шину следует в два этапа. Вначале до давления О,5 кгс/кв.см. с проверкой положения замочного коль­ца, а затем подвести давление воздуха в шине до нормального.

В случае неправильной установки замочного кольца следует выпустить воздух из шин, исправить положение кольца и повто­рить накачку до О,5 кгс/см.кв.

Если кромка упирается в борт шины, заправить ее под борт.

При повторной неправильной посадке заменить замочное коль­цо.

3.3.14. Перед подкачиванием необходимо снять нагрузку с колеса, установить домкрат под кузов автомобиля.

При выполнении этих операций в дорожных условиях в окна диска колеса следует установить предохранительную вилку соот­ветствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

3.3.15. Подкачивать шину без демонтажа возможно при снятии давления воздуха не более чем на 4О%, по сравнению с нормаль­ным, и уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа. Перед подкачиванием необходимо снять нагрузку с колеса, установить домкрат под кузов автомобиля.

3.3.16. Обжатую шину следует накачивать только компрессо­ром, при этом допускается накачивание при ввернутом золотнике. Для лучшей посадки на обод бескамерные легковые шины следует накачивать до величины двойной нормы внутреннего давления (3,5 кг/кв.см, затем ввинтить золотник и довести давление до нор­мы).

3.3.17. На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

Давление воздуха следует проверять только в остывших ши­нах, до температуры окружающего воздуха, и только по манометру или дозатору давления воздуха, без которых может быть перекач­ка шины и возможность травмирования при разрыве шины.

3.3.18. При укомплектовании автомобиля покрышками, бывшими в эксплуатации, покрышки необходимо подбирать примерно с оди­наковым износом протектора.

3.3.19. Перед монтажем бескамерной шины тщательно проте­реть обод влажной тряпкой, а борта шины смочить чистой водой.

При монтаже тщательно следить за сохранностью бортов шины, чтобы не повредить их.

Для создания герметичности при накачивании шины воздухом прижать борта к ободу при помощи простого приспособления.

3.3.2О. Монтаж бескамерной шины с регулируемым давлением воздуха производить в такой же последовательности, что и ка­мерной шины (за исключением монтажа камеры). Резиновое уплот­нительное кольцо, предварительно заложенное в паз, зажимается торцом наружной части обода.

При ежедневном осмотре проверять затяжку гаек, крепящих наружную часть обода к внутренней.

3.3.21. Покрышку с рисунком повышенной проходимости монти­ровать так, чтобы стрелка-указатель совпадала с направлением вращения колеса при движении автомобиля вперед.

Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять спредер (расширитель).

3.3.22. При накачивании шин при помощи воздушного компрес­сора следует выполнять меры безопасности, изложенные в инс­трукции N 57.

3.3.23. Операции по снятию, постановке и перемещению колес автомобилей массой более 2О кг следует производить механизиро­ванным способом (с помощью грузоподъемных механизмов).

3.3.24. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор необходимо закрыть кожухом.

3.3.25. Запрещается при монтаже:

– монтировать шины на земляном полу;

– монтировать шины на диски колес, не соответствующие раз­меру шин;

– использовать бортовые и замочные кольца от колес других моделей автомобилей;

– устанавливать на обод дополнительные бортовые кольца для уменьшения его ширины;

– использовать ободья, бортовые и замочные кольца с по­верхностными повреждениями: некруглостью, местными вмятинами, трещинами, а также с грязью, коррозией и наплывными красками;

– использовать шины, на бортах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу.

3.3.26. Запрещается при демонтаже:

– приступать к демонтажу шин с обода, не убедившись в том, что из шины полностью выпущен воздух;

– использовать инструменты, не предусмотренные руководс­твом по эксплуатации автотранспортных средств (кувалду, лом и др. тяжелые предметы, способные деформировать детали колеса);

– выбивать диск кувалдой;

– снимать со ступицы бездисковые колеса без полного выпус­ка воздуха из шин.

3.3.27. Запрещается при накачивании:

– приступать к накачиванию шин, не убедившись, что замоч­ное кольцо заняло правильное положение в канавке основания обода, соответствующее накаченному колесу;

– накачивать шину вне специального ограждения и установ­ленную на автомобиле, а в дорожных условиях без применения предохранительных устройств (цепей, тросов);

– при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

– накачивать шину свыше установленной заводом-изготовите­лем нормы;

– во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой.

Исправлять положение шины на диске постукиванием следует только после прекращения поступления воздуха.

Следует помнить, что от давления воздуха в шине на замоч­ную часть колеса действует выталкивающая сила около 5О тонн.

3.3.28. Запрещается при выполнении шиномонтажных работ:

– работать на несправном оборудовании, неисправным инстру­ментом;

– хранить легковоспламеняющиеся жидкости на рабочем месте в количестве, превышающем суточную потребность;

– применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели;

– перемещать колеса и шины вручную, применять отвертки, шило или нож для удаления предметов, застрявших в шине; для изъятия из шины посторонних предметов следует пользоваться клещами.

– снимать колеса с автомобиля на территории стоянок авто­колонн;

– оставлять автомобиль со снятыми колесами без козелков и упоров (на одном домкрате).

3.4. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВУЛКАНИЗАЦИОННЫХ РАБОТ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.4.1. Расширитель для осмотра автопокрышек должен быть установлен прочно и не выскальзывать от бортов покрышки.

3.4.2. Поврежденные места автопокрышек следует вырезать только после тщательной очистки автопокрышки от пыли, загряз­нений, льда.

3.4.3. Для вырезки повреждений на автопокрышке необходимо пользоваться специальными ножами:

– для вырезки “встречным конусом” – узким тонким ножом;

– для вырезки “в рамку” – ножом со шпорой;

– для вырезки внутри покрышки – изогнутым ножом с двухсто­ронней заточкой;

– для других вырезок – ножом с длинным лезвием.

При вырезке нож держать лезвием от себя (от руки, в кото­рой зажат материал), а не на себя. Работать следует только с ножом, имеющим исправную рукоятку и остро заточенное лезвие.

3.4.4. При удалении старых пластырей следует предваритель­но подогреть покрышку.

3.4.5. Зачистку резины производить только при работающей вентиляции.

3.4.6. При работе на станке для шерховки следить за нали­чием и исправностью местной вытяжной вентиляции для отсоса пы­ли, заземления и заграждения привода абразивного круга.

Работу по шерховке следует проводить только в защитных оч­ках и при включенной местной вентиляции.

3.4.7. Вулканизационный клей необходимо готовить в специ­альном помещении при работающей вентиляции.

3.4.8. Сосуды с бензином и резиновым клеем следует держать постоянно закрытыми, открывая их по мере необходимости. На ра­бочем месте иметь запас бензина и резинового клея не более сменной потребности.

3.4.9. Установку и снятие шин с оборудования производить только вдвоем. Мужчинам старше 18 лет разрешается поднимать и переносить на расстояние до 25 м груз не более 5О кг.

3.4.1О. Вынимать камеру из струбцины после вулканизации только после того, как восстановительный участок остынет.

3.4.11. Следить за исправностью электровулканизатора: вык­лючателем, розеткой, проводом, заземлением. При обнаружении каких-либо неисправностей в работе вулканизатора вызвать электромонтера.

3.4.12. При работе на вулканизационном аппарате выполнять требования по эксплуатации, изложенные в инструкции завода-из­готовителя.

3.4.13. Не разрешается:

– оставлять под давлением воздуха мешок без покрышки, вы­тягивать мешок из покрышек за шланг. Вынимать его следует пу­тем раздвигания бортов покрышек или за тканевую петлю мешка;

– ставить, класть шины и другие предметы на отопительные батареи;

– курить самому и разрешать другим курить в вулканизацион­ной мастерской;

– оставлять работающий вулканизатор без присмотра;

– уходить с рабочего места во время работы вулканизацион­ного аппарата, допускать к работе на нем других лиц;

– использовать этилированный бензин для приготовления ре­зинового клея.

3.5. При работе на заточном и сверлильном станке следует выполнять меры безопасности, изложенные в инструкциях N 98 и N 96.

При работе на заточном станке надежно укрепить покрышку. Не касаться руками обрабатываемых участков покрышек или ткане­вой петли мешка. Запрещается тормозить станок вручную.

3.6. При производстве работ с применением легковоспламеня­ющихся и горючих жидкостей запрещается:

– транспортировать тару с ЛВЖ и ГЖ по участку с помощью грузоподъемных механизмов и путем перекатки. ЛВЖ и ГЖ транс­портировать в герметически закрытой небьющейся таре;

– применять и хранить на рабочем месте этилированный бен­зин;

– курить и выполнять искрообразующие работы в помещении, где применяется бензин;

– входить в одежде, пропитанной бензином или резиновым клеем, в помещение для курения или места, где имеется открытый огонь (сварка и т.д.), а также открывать и закрывать тару с ЛВЖ инструментом, дающим искру;

– выпускать воздух из магистрали в воздушный мешок, не убедившись, что струбцина прочно зажата до совпадения бортовых вкладышей с бортами покрышки.

3.7. Пролитый на пол клей или бензин следует засыпать пес­ком и удалить в пожаробезопасное место в установленном на предприятии порядке.

3.8. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОТОКОМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРЫ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ:

3.8.1. Заметив неисправность в электропроводке, электроо­борудовании или электросветильника необходимо принять меры, исключающие поражение людей электротоком (оградить опасное место, выставить наблюдающего и т.п.), и вызвать электромонте­ра.

Запрещается:

– применять неисправные электроинструмент, электросветиль­ники;

– устранять самостоятельно неполадки электрооборудования (освещения и т.п.).

3.8.2. Применять только исправные электроприборы и инстру­мент.

3.8.3. Запутанный питающий провод электроинструмента рас­путывать только при вынутой вилке из штепсельной розетки.

3.8.4. Запрещается:

– брать в руки оборванные, висящие или лежащие на полу (земле) электропровода и наступать на них – они могут нахо­диться под напряжением;

– подходить к электрощитам, открывать двери электрощитов и электрошкафов;

– прикасаться к токоведущим частям электроприборов, элект­рооборудования, клеймам, неизолированным или поврежденным электропроводкам, к арматуре освещения;

– допускать эксплуатацию оголенных проводов и касания ими труб отопления, водопроводов, конструктивных элементов здания;

– включать пусковую аппаратуру (рубильник, магнитный пус­катель, контактор) и снимать с неё предупредительные плакаты по технике безопасности;

– использовать для обогрева самодельные электронагрева­тельные приборы;

– пользоваться разбитыми выключателями и розетками.

3.9. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЖАРА НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕ­ДУЮЩИЕ ОБЩИЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

3.9.1. Находясь на территориях предприятия, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, поддерживать противо­пожарный режим.

3.9.2. Запрещается:

– применять бумажные, матерчатые абажуры, непосредственно прилегающие к электролампам;

– вешать одежду и другие предметы на выключатели, розетки или рубильники;

– заклеивать и закрывать провода и арматуру обоями, бума­гой и плакатами;

– завешивать провода легкосгораемыми материалами;

– производить уборку помещений с помощью бензина, керосина и других горючих жидкостей;

– допускать скопление мусора, тряпок, посторонних предме­тов;

– курить на рабочем месте.

Курение допускается только в специально отведенных комна­тах или местах, обозначенных соответствующими надписями и обеспеченных урнами с водой.

3.9.3. Во избежание возникновения пожара при эксплуатации электроприборов запрещается:

– применять электроприборы в условиях, не соответствующих инструкциям предприятий-изготовителей или имеющие неисправнос­ти, могущие привести к пожарам, эксплуатировать провода и ка­бели с неисправной изоляцией;

– пользоваться различными электронагревательными приборами (электроплитами, электрочайниками, электропечками, электрореф­лекторами и др.) в местах, не согласованных с пожарной охра­ной;

– пользоваться электронагревательными приборами без подс­тавок из негорючих материалов, оставлять их включенными в электросеть без надзора;

– эксплуатировать электролампы со снятыми колпаками (рас­сеивателями);

– оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники, а при уходе из комнаты – свет;

– обёртывать включенные электролампы бумагой, материей и другими легкогорючими материалами.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

3.1О. При возникновении на участке аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, немед­ленно отключить используемое оборудование от электросети. Со­общить о случившемся руководителю работ, принять по возможнос­ти меры к ликвидации аварии и в дальнейшем действовать по его указанию.

3.11. При пожаре, загорании немедленно сообщить в пожарную охрану, обесточить оборудование в зоне пожара или загорания и приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения. О пожаре доложить руководителю работ, а в его отсутствие руководству предприятия.

3.12. Работник, оказавшийся очевидцем возникновения пожа­ра, обрыва проводов, повреждения водопровода, паропровода, га­зопровода, несчастного случая или обнаруживший пострадавшего должен немедленно голосом обратить внимание окружающих.

3.13. Оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при травмировании, внезапном заболевании согласно инструкции N 2.

3.14. О несчастном случае, по возможности, доложить руко­водителю работ и обратиться в медицинское учреждение.

Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте та­кой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожа­ет жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.

  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

4.1. Отключить используемое в работе оборудование, элект­роинструмент и вулканизатор от электросети.

4.2. Навести порядок на рабочем месте. Приспособления, инструмент очистить от загрязнений и убрать в отведенное для них место. Обтирочный материал убрать в металлическую тару, плотно закрытую крышкой. Грязный и чистый обтирочный материал необходимо хранить раздельно.

4.3. Убрать остатки бензина, резинового клея и посуду из-под них. Кисти положить в плотно закрываемые металлические ящики, установленные в специальном помещении.

4.4. Все легковоспламеняющиеся вещества слить в специаль­ную емкость. Не выливать в раковину или на пол (почву) остатки бензина и клея.

4.5. Сообщить руководителю работ о всех замеченных непо­ладках и о принятых мерах по их устранению.

4.6. Снять спецодежду и убрать в шкаф.

Запрещается выносить средства индивидуальной защиты за пределы предприятия.

4.7. Тщательно вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ, если возможно.

  • Документы
    • Стандарты
    • Официально
    • Инструкции
    • Разное
  • Участники портала
  • Сотрудничество
  • Статьи и анонсы
  • Анекдоты
  • Расчет расстояний между городами
  • Объявления

Утверждена
Приказом Департамента
автомобильного транспорта
Российской Федерации
от 27 февраля 1996 г. N 16

Согласовано
с ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
7 августа 1995 года

Вводится в действие — с 27 февраля 1996 года

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ N 5
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОНТИРОВЩИКА ШИН

ТОИ Р-200-05-95

Разработана Государственным научно — исследовательским институтом автомобильного транспорта.

Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16.

Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 7 августа 1995 г.

Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.

Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране труда для подчиненных им работников.

В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В., Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В. (Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).

1. Введение

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования безопасности при выполнении шиномонтажных работ в автотранспортном предприятии.

1.2. Монтировщик шин должен соблюдать требования инструкции, разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

при снятии и установке колес автомобиля (Инструкция N 18);

при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (Инструкция N 20);

по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция N 23).

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, монтировщик шин должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Монтировщик шин должен также выполнять указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Монтировщик шин должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Монтировщик шин не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

2. Общие требования безопасности

2.1. К самостоятельной работе по монтажу и демонтажу шин допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, обученные безопасным методам работы, а также прошедшие проверку знаний.

2.2. Монтировщик шин, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

2.3. При поступлении на работу монтировщик шин должен проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем — периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравмедпромом России.

2.4. Монтировщик шин должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

2.5. Продолжительность рабочего времени монтировщика не должна превышать 40 ч в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.6. Монтировщик шин должен знать, что опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

узлы и детали автомобиля;

оборудование и инструмент.

2.6.1. Узлы и детали автомобиля — падение колеса, вылет стопорного кольца при накачке неправильно смонтированного колеса приводят к травмам с тяжелыми последствиями, а иногда и к смертельному исходу.

2.6.2. Оборудование и инструмент — применение неисправного инструмента и оборудования, а также неправильных приемов труда может привести к травмам.

2.7. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, обращению с которыми монтировщик шин не обучен и не проинструктирован.

2.8. Монтировщик шин должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

2.9. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты монтировщику шин выдаются:

фартук хлопчатобумажный с нагрудником;

рукавицы комбинированные.

2.10. Монтировщик шин должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

Курить разрешается только в специально отведенных местах.

2.11. Монтировщик шин во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.12. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты монтировщик шин обязан сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2.13. Монтировщик шин должен соблюдать правила личной гигиены. По окончании работ, перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.

Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

2.14. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной и указанных в п. 1.2, монтировщик шин несет ответственность согласно действующему законодательству.

3. Требования безопасности перед началом работ

3.1. Перед началом работы монтировщик шин должен:

3.1.1. Надеть средства индивидуальной защиты.

3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.1.3. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

3.1.4. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования.

4. Требования безопасности во время работы

4.1. Во время работы монтировщик шин должен:

4.1.1. Осуществлять демонтаж и монтаж шин только на шиномонтажном участке, оснащенном необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом.

4.1.2. Перед снятием колеса вывесить на специальном подъемнике или с помощью другого подъемного механизма автомобиль или его часть. В последнем случае под неподнимаемые колеса необходимо подложить специальные упоры (башмаки), а под вывешенную часть автомобиля — специальную подставку (козелок).

4.1.3. Перемещать колеса и шины с помощью подъемных механизмов (специальных устройств). Запрещается перекатывать их вручную.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера фиксировать поднятую покрышку стопорным устройством.

4.1.4. Следить, чтобы во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор был закрыт кожухом.

4.1.5. Перед демонтажом шины с обода колеса или бездискового колеса со ступицы вначале ослабить золотник, полностью выпустить воздух из камеры, а затем вывернуть золотник. Отбортовку шины, плотно прилипшей к ободу, осуществлять при помощи специального стенда или съемника.

4.1.6. Для осмотра внутренней поверхности покрышки применять спредер (расширитель).

4.1.7. Изъятие из шин металлических предметов, гвоздей и т.п. производить клещами, а не отверткой, шилом или ножом.

4.1.8. Проверить перед монтажом шины исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец.

4.1.9. При монтаже шины на обод колеса устанавливать замочное кольцо так, чтобы оно плотно входило в выемку обода всей своей внутренней поверхностью.

4.1.10. Накачку шин производить только с применением предохранительного ограждения или предохранительной вилки достаточной прочности и величины.

4.1.11. При накачке шин без дозатора давление воздуха проверять манометром.

4.1.12. Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,5 МПа (0,5 кгс/кв. см) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.

4.1.13. Подкачку шин без демонтажа производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

В случае падения давления в шине более чем на 40% от нормы необходимо произвести демонтаж шины, убедиться в исправном состоянии и правильном положении камеры, затем смонтировать шину и накачать.

4.2. Запрещается:

монтировать шины на ободы несоответствующего размера, а также применять негодные съемные фланцы или замочные кольца;

применять неисправные ободы (имеющие вмятины, трещины, заусенцы и т.п.);

закачивать шину с неплотно вошедшим на место запорным кольцом;

поправлять и осаживать замочное кольцо при накачивании шины;

накачивать шину свыше установленной нормы;

выбивать диск кувалдой;

регулировать предохранительный клапан баллона компрессора на давление свыше установленного заводом — изготовителем, а также класть на клапан дополнительный груз.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, монтировщик шин должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим монтировщиком шин, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1. По окончании работы монтировщик обязан:

6.1.1. Привести в порядок рабочее место. Выключить оборудование. Убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.

6.1.2. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

6.1.3. Вымыть руки с мылом.

6.1.4. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

РЕКОМЕНДАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ТИПОВЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Представленные типовые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и методическими документами предназначены для создания информационно — методической базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.

На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны привлекаться работники службы охраны труда предприятия.

Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для работающих должно соответствовать приложениям 1, 2, 3 <*Не приводятся>.

Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, — не реже одного раза в три года.

Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном порядке.

Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.

Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и т.п.

Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи — как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В то же время другая, не менее важная задача — как при выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная деятельность) — или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им как второстепенная.

В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор материала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного случая и методах, позволяющих правильно и безопасно выполнять ту или иную работу.

Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:

Введение.

Общие положения.

Требования безопасности перед началом работы.

Требования безопасности во время работы.

Требования безопасности в аварийной ситуации.

Требования безопасности по окончании работы.

Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и овчинно — шубной) за счет средств фонда социального развития (Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 N 1032). В связи с этим в инструкции для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ, которые оно будет выдавать работающим.

В разделе три, наряду с требованиями безопасности перед началом работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы (исходя из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты кожи рук.

Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и, следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.

Все представленные типовые инструкции охватывают только основные профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и нормативно — технических документов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Беспроводные наушники филипс тат 2206 инструкция
  • Кепроцерил инструкция по применению для птиц ветеринарии
  • Скачать книгу руководство по эксплуатации ваз 2114
  • Hp laserjet pro mfp 125ra инструкция
  • Стиральная машина с сушкой aeg l8wbc61s инструкция