СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
_________________ _________________ _________________ ___________________
(наименование должности (наименование должности руководителя)
руководителя профсоюзного
(либо иного уполномоченного) органа)
_______________________ _______________________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
«___»________ ____ г. «___»________ ____ г.
Инструкция по охране труда
смотрителя музея
Настоящая инструкция устанавливает требования охраны труда при работе смотрителя музея «_________________ _______».
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. К выполнению обязанностей смотрителя музея допускаются лица, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие профессиональную подготовку, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, а также проверку знаний требований охраны труда.
2. На смотрителя музея могут воздействовать следующие вредные и опасные производственные факторы:
— травмоопасность;
— воздействие окружающей среды;
— пожароопасность;
— биологические воздействия;
— нервно-психические и физические нагрузки;
— повышенная запыленность и загазованность;
— специфические факторы риска.
3. Смотритель музея обязан:
— выполнять только те виды работ, которые предусмотрены должностной инструкцией и указаниями руководителей, не противоречат требованиям трудового законодательства Российской Федерации, а также требованиям действующих в музее локальных актов работодателя;
— выполнять требования должностной инструкции, инструкций по охране труда и о мерах пожарной безопасности, Правил внутреннего трудового распорядка музея;
— уметь оказывать первую помощь;
— уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
— знать план эвакуации из помещений музея;
— соблюдать правила личной гигиены;
— вести постоянное наблюдение за посетителями музея.
4. За несоблюдение требований должностных инструкций и настоящей инструкции по охране труда, требований пожарной безопасности и производственной санитарии, а также Правил внутреннего трудового распорядка смотритель музея несет ответственность в соответствии со своими должностными обязанностями и действующим законодательством Российской Федерации.
II. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ
5. Требования охраны труда перед началом работы.
5.1. Смотритель музея перед началом работы обязан проверить:
— наличие музейных экспонатов в экспозиционном или выставочном зале;
— работу электротехнического оборудования в экспозиционном или выставочном зале.
5.2. Смотритель музея в течение рабочего дня должен контролировать отсутствие у посетителей предметов, создающих опасность людям и экспонатам музея, и соблюдение посетителями правил поведения в музее.
III. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ПОМЕЩЕНИЯМ МУЗЕЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
6. Из всех помещений музея должна быть обеспечена беспрепятственная эвакуация посетителей. На путях эвакуации (в фойе, залах, коридорах, в вестибюлях и на лестнице) не должно быть на высоте до 2 м от пола никаких выступов, затрудняющих движение. Не допускается местное сужение и расширение лестничных маршей.
7. Устанавливать на путях эвакуации посетителей скульптуры, мебель, подставки для цветов, фальшивые двери, зеркала в человеческий рост воспрещается. Скульптуры, декоративные вазы и другие предметы допускается устанавливать в нишах или на высоте более двух метров. При этом они должны быть прочно закреплены, чтобы исключить возможность падения.
8. Пол всех помещений должен быть ровным, без выбоин, без порогов в дверных проемах.
9. Ковровые дорожки должны плотно прикрепляться к полу, а на лестницах укрепляться ковродержателями.
10. Все виды рекламы, портреты, электроаппаратура для подсвета и др. предметы должны быть надежно подвешены и закреплены.
11. Остекленные проемы в наружных или внутренних стенах, которые начинаются от пола, ограждаются декоративными решетками или специальными перилами на высоте 0,8 м.
12. Отопительные приборы ограждаются декоративными решетками с креплением к стене. На лестничных площадках отопительные приборы устанавливаются в нишах с таким расчетом, чтобы не препятствовать эвакуации посетителей.
13. Влажную уборку помещений музея следует производить ежедневно.
IV. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСКУРСИЙ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
14. Требования охраны труда во время работы.
14.1. Смотритель музея обязан осуществлять контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись зала.
14.2. Смотритель музея при возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов обязан вызвать представителей охраны музея.
14.3. Смотритель музея оперативно информирует руководство музея:
— о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам;
— о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале;
— об угрозе возгорания в зале;
— об иных нештатных ситуациях.
15. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
15.1. При возникновении аварийных ситуаций смотритель музея обязан:
— вывести посетителей в безопасное место;
— оказать пострадавшим первую помощь;
— организовать вызов соответствующих служб скорой помощи, спасателей, пожарных;
— координировать поведение посетителей при наступлении чрезвычайной ситуации, применить меры по устранению паники.
16. Требования по охране труда по окончании работы.
16.1. Перед закрытием музея по окончании рабочего дня смотритель музея обязан:
— проверить наличие музейных экспонатов в экспозиционном или выставочном зале;
— выключить электротехническое оборудование в экспозиционном или выставочном зале.
V. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ МУЗЕЯ
17. Электротехнические установки музея должны соответствовать требованиям нормативных документов по электро-, пожаро- и взрывобезопасности, Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, настоящим Правилам и проектной документации.
18. Электрическое оборудование, осветительные приборы, электроустановочные устройства, кабельная продукция и другие материалы, применяемые в электроустановках музея, должны соответствовать требованиям государственных стандартов.
19. Электроснабжение трансформаторных подстанций (ТП) здания музея должно осуществляться от двух независимых источников питания взаимно резервируемых линий 6 — 10 кВ от ближайших ТП или РП городской распределительной сети.
20. Аккумуляторную установку для питания или автоматического переключения на нее аварийного и эвакуационного освещения, пожарной сигнализации при отключении внешних источников электроснабжения следует предусматривать:
— в зрелищных предприятиях с суммарным количеством мест в зрелищных залах 800 и более и в детских зрелищных предприятиях независимо от количества мест;
— в зрелищных предприятиях с суммарным количеством мест в зрительных залах от 300 до 800, в клубных учреждениях при количестве мест более 500 — при наличии одного источника питания.
21. Емкость аккумуляторной установки должна быть рассчитана на непрерывную работу в течение 1 часа.
22. Помещение аккумуляторной должно быть легкодоступно для обслуживающего персонала, изолировано от попадания в него пыли, испарений и газа, а также от проникновения воды, расположено возможно ближе к зарядным устройствам. На дверях помещения должны быть надписи: «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «С огнем не входить», «Курение запрещается».
Стены, потолки, двери и оконные рамы и другие части помещения должны быть окрашены кислотоупорной краской. Вход в помещение должен осуществляться через тамбур. Помещение аккумуляторной должно быть оборудовано принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, обслуживающей только помещение аккумуляторных батарей и кислотную.
23. Освещенность в помещениях должна соответствовать требованиям Отраслевых норм освещенности зрелищных зданий.
24. Для обеспечения надежного, безопасного и рационального функционирования электроустановки все оборудование и электропроводки должны подвергаться периодическим испытаниям и ремонту. Периодичность испытания электрооборудования, осветительных приборов, электропроводок определяются Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, а также инструкциями заводов-изготовителей.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
25. Настоящая инструкция вступает в действие с момента ее утверждения руководителем музея.
26. За нарушение требований инструкции виновные привлекаются к ответственности в установленном действующим законодательстве Российской Федерации порядке.
Начальник юридического отдела
«__»_______ ____ г.
_________________ _____________________
(Ф.И.О.) (подпись)
С инструкцией ознакомлен:
«__»_______ ____ г.
_________________ _____________________
(Ф.И.О.) (подпись)
Контакты
Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Выльгорт, ул. Домны Каликовой, д.58
8 (82130) 7-14-40
info@museum-syktyvdin.ru
На сайте обнаружена ошибка
Текст с ошибкой
Нашли ошибку? Сообщите нам!
Выделите и нажмите Ctr+Enter
Музейный смотритель
Должностные обязанности. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи приданных технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов; порядок использования технических средств безопасности; правила поведения посетителей в музее; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации: среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства) без предъявления требований к стажу.
Муниципальное учреждение
«Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс»
Музейная безопасность главная проблема музейного дела, специально для смотрителей разработана подробная инструкция, которая представляет редкую возможность получить ответы на многие практические вопросы, возникающие в прцессе обеспечения деятельности музея.
Данная инструкция составлена на основе «Пособия для специалистов по музейной безопасности и музейных смотрителей», издание Национальных комитетов ИКОМ Бельгии и Швейцарии, выпущено при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Международного совета музеев, Государственного Эрмитажа.
Инструкция для начинающего смотрителя
МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»
Смотрители музеев находятся на переднем крае, напрямую сталкиваясь с проблемами безопасности. Им надлежит постоянно, приветливо и по возможности корректно заставлять соблюдать предписания, которые затрагивают интересы посетителей, то есть клиентов, которые заплатили за вход и поэтому ждут представления услуги.
Любое замечание смотрителя может вызвать неудовольствие посетителя, поскольку даже терпения и дипломатичности не всегда достаточно, чтобы добиться его понимания.
Смотритель обязан быть гостеприимным по отношению к публике, и в то же время он должен заботиться о целостности экспонатов, находящихся под его присмотром.
Музейный смотритель является также и специалистом в области общения. От приема, который он оказывает посетителям, от его способности быть их собеседником во время посещения и в то же время побудить гостей соблюдать определенные правила, во многом будет зависеть доброе имя музея.
Смотритель может быть ценным помощником администрации, имея острое зрение, хорошую память и добросовестно сообщая о нарушениях, о которых вам стало известно в ходе исполнения служебных обязанностей.
Даже после окончания работы, вы призваны хранить от посторонних известные вам секреты музея, какими бы они ни были, как относящиеся к сохранности экспонатов, так и касающиеся посетителей.
Кроме того, знайте, что вы несете гражданскую ответственность за незаконный ущерб, который нанесете либо намеренно, либо по небрежности.
Вам необходимо знать:
1.Внутренние рабочие правила: расписание, перерывы, рабочая одежда, запрещенные действия /прием пищи, курение, использование личного мобильного телефона и т.д./.
2. Правила регулирующие доступ посетителей:
— в экспозиционные залы (сдача вещей в гардероб и т.д.);
-в такие подразделения как, научный отдел, администрация и т.д.;
-условия прохода представителей обслуживающих фирм, гостей,
3. Правила, касающиеся безопасности:
-план музея, план расположения противопожарных средств (огнетушители, шланги, гидранты и т.д.);
-номера телефонов, по которым нужно звонить в данном случае;
-меры по эвакуации посетителей и экспонатов.
-средства подачи сигналов тревоги;
4. Правила для посетителей.
Посетители должны быть четко проинформированы о правилах посещения музеев комплекса.
Перечень запретов, например, курение, прием пищи и напитков, на использование мобильных телефонов и фотоаппаратов и т.д. должен быть вывешен при входе в музей. Таким образом, делая замечание посетителю, вы ссылаетесь на правила.
Опасности, связанные с инфраструктурой
Музейный экспонат должен храниться в условиях, отвечающих специальным нормам в следующих областях:
Температурного и влажностного режимов:
Изменения уровня относительной влажности наносят ущерб дереву, холсту, росписям. Отсюда необходимость следить за тем, чтобы относительная влажность оставалась постоянной, избегать открытия дверей и окон, обеспечивать нормальное функционирование увлажнителей, быть внимательным к показаниям термогигрометров. Экспонат должен быть недосягаем для пыли и табачного дыма. В силу этого, а также из-за опасности пожара, курение в музее должно быть строго запрещено как для персонала, так и для посетителей.
Манипуляции с экспонатами всегда вредны. Они должны проводиться сотрудниками. Необходимо знать, что на нашей коже есть жир и влага, которые могут остаться на экспонате и повредить его поверхность, и что простое прикосновение может также повлечь ее медленное разрушение.
При этом необходимо иметь в виду, что посетитель часто стремится потрогать экспонат. Поэтому в музее должно быть, строго запрещено касаться экспонатов. Необходимо позаботиться о том, чтобы никакое дополнительное освещение не воздействовало на экспонаты.
Постоянные опасности. Как предупреждать?
Обеспечение профилактических мер должны взять на себя ваши коллеги-техники. Однако, вас могут позвать на помощь, чтобы воспользоваться вашими знаниями мест размещения оборудования. При обнаружении неисправности вы должны незамедлительно предупредить компетентност.
Как действовать?
При обнаружении утечки воды или затопления вы должны:
-попытаться выяснить источник аварии;
-незамедлительно поставить в известность компетентных лиц;
-закрыть вентили и краны;
-переместить или защитить экспонаты;
-прекратить доступ посетителей;
-как можно быстрее удалить воду;
-не касаться электрооборудования;
В случае слишком длительного пребывания экспонатов на свету, следует снизить освещенность, задвинуть шторы, запретить использование фотовспышек и т.д.
Попытка потрогать экспонаты
Необходимо запретить прикасаться к музейным предметам, поскольку все они представляют ценность.
Запрещайте посетителям опираться на витрины. Никогда не делайте этого сами!
Не позволяйте детям бегать по залам – они могут натолкнуться на экспонаты или упасть на них.
Пепельница и корзина для мусора должны находиться у входа в музей. Жизнь жвачки должна заканчиваться в урне, иначе мы можем увидеть ее приклеенной к мебели, витрине или к табличке.
Следите за соблюдением правил поведения посетителей. Правила должны находиться на видном месте при входе в музей – вы можете сослаться на них, если посетитель оспаривает ваше замечание.
Всегда будьте примером. Никогда не делайте того, что вы запрещаете другим.
Умышленный ущерб, или вандализм
Нож, авторучка, баллончик с распылителем, кислота ли другая жидкость могут послужить средством уничтожения музейного экспоната. Первыми жертвами становятся знаменитые произведения, главным образом, картины.
Посетитель может умышленно оставить в туалете открытый кран, чтобы вызвать затопление.
Как поступать при акте вандализма
— Дать сигнал тревоги.
— Если возможно, без насилия задержать злоумышленника.
— Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам. Можно одновременно с подачей сигнала тревоги закрыть двери музея, чтобы никто не смог его покинуть до поимки вандала или вора.
— Записать приметы правонарушителя.
— Попросить возможных свидетелей остаться.
— Изолировать зал, где случилось происшествие.
Ждать прибытия милиции, которую вызвало ваше руководство, чтобы передать вандала или вора в ее распоряжение.
Кража
Особо следите за техниками, уборщиками, фотографами, грузчиками, посторонними приглашенными реставраторами… Сколько краж было совершено людьми, выдававшими себя за перечисленных работников! Не поддавайтесь впечатлениям.
— Отнеситесь с подозрением к стулу, сдвинутому в сторону висящей картины, или неожиданно открытому окну.
— Регулярно проверяйте витрины и замки. Воры часто ведут поэтапную подготовку. Предварительно они могут вывернуть шурупы из дверных петель, засунуть кусок дерева
между стеклами, сломать стойку или спрятать в зале свой инструмент.
— Не позволяйте посетителю отвлекать вас – это может быть сообщник вора. Отвлекая ваше внимание, он дает ему время совершить преступление. Не позволяйте увести себя из зоны, которая находится под вашим наблюдением.
— Все посетители в ваших глазах должны заслуживать равной бдительности. Не доверяйте рафинированной элегантности молодой дамы, ученому виду господина, спокойному виду юной пары. Камеры наблюдения часто показывают, что музейные воры на самом деле имели подобный облик.
— Часто приходящий посетитель может быть потенциальным вором: детально изучая обстановку, он старается примелькаться и надеется таким образом усыпить вашу бдительность.
Как действовать?
— Дать сигнал тревоги.
— Если возможно, без насилия задержать злоумышленника.
— Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам.
Для облегчения и повышения эффективности работы
сотрудников охраны:
— При изъятии какого-либо экспоната со своего места его должен заместить соответствующий документ, подписанный хранителем.
— Следует запретить, посетителям вносить в выставочные залы сумки больших размеров, чемоданы, пальто, плащи, …, то есть предметы, которые могут помочь вору спрятать добычу.
— Помнить, что детские коляски и переносные колыбели могут служить местом укрытия украденной вещи.
— Предупреждение о соответствующих запретах должно содержаться в правилах размещенных при входе в музей на видном месте.
— Двери, отделяющие экспозиционные залы от помещений, в которые доступ публике запрещен, должны быть закрыты на ключ.
Пожар
Основным средством борьбы является профилактика, или комплекс мер, которые необходимо предусмотреть, чтобы избежать возникновения огня. Являясь основой противопожарной безопасности, профилактика должна быть постоянной, строгой и обязательной.
Как предупредить?
— Хорошо изучите топографию мест, расположение телефонов и кнопок подачи сигнала тревоги, вентилей и т.д.
— Заставляйте посетителей соблюдать запрет на курение. Этот запрет действует во время вернисажей, монтажа выставок, концертов и приемов. Сами вы, естественно, курите лишь во время перерывов и в специально отведенном месте.
— Следите, чтобы коридоры, проходы, запасные выходы не были загромождены.
— Следите за уборкой мусора любого вида. Необходимо избегать также складирования воспламеняющихся материалов.
— Сообщайте обо всех повреждениях электрооборудования. Оно должно обязательно соответствовать официальным требованиям.
— После ухода персонала организуйте обход, чтобы закрыть двери между помещениями, проверить обесточены ли электроаппараты.
Стресс, спешка, самоуспокоенность – причины недосмотров.
Как поступать при возникновении пожара?
— Предписания на случай пожара должны быть включены в текст внутреннего распорядка музея. Все смотрители должны его знать.
— Подайте сигнал тревоги, который служит сигналом к эвакуации всех находящихся в здании, как сотрудников, так и посетителей.
— Направляйте посетителей к запасным выходам.
— Встречайте пожарных и ведите их к месту пожара ( вы знаете план музея ).
— В случае необходимости осуществляйте план эвакуации экспонатов.
— Знайте, что посетители надеются на то, что вы обеспечите их безопасность и выведите из опасного места. Сохраняйте самообладание и спокойствие. Ваша уверенность перейдет к посетителям и поможет избежать паники. На пожарах иногда больше гибнут от давки, чем от огня. Учения по эвакуации должны проводиться регулярно, чтобы вы смогли наработать необходимый автоматизм, избежать стресса и паники при реальном происшествии.
— Будьте особенно внимательны к детям и инвалидам.
— Убедитесь в том, что никто не остался в помещениях для отдыха, туалетах, технических помещениях и т.д.
Необходимо быть особенно бдительным:
— во время работ, производимых в помещениях;
— в ходе подготовки к открытию выставок;
— во время приемов.
Необходимо мобилизовать все органы чувств:
Обоняние – чтобы почувствовать запах дыма,
Зрение – чтобы заметить пламя или дым;
Осязание – чтобы ощутить нагрев поверхностей;
Слух – чтобы услышать треск, сопровождающий горение.
Как бороться с пожаром?
— Существует множество видов огня, и для борьбы с каждым из них необходимо соответствующее средство. Вы, знаете, что, плеснув воду на горящий жир, лишь увеличивает силу огня, но не тушат его. А мокрое покрывало, наброшенное на жир, потушит огонь.
— Борьба с огнем требует специальных знаний – это настоящая профессия. Вы смотритель, а не пожарный. Тем не менее, до прибытия специалистов вы можете предпринять ряд действий, чтобы избежать расширения очага возгорания. Вы должны уметь пользоваться огнетушителем.
Причины пожара
Причины пожара многообразны
— Огонь от непосредственного контакта с нагревательным и кухонным оборудованием, от электрической дуги, от искры при сварке, от дежурного освещения, при сжигании отходов и т.д.
— Аварии электросети, вызванные перегрузкой, плохой вентиляцией, короткими замыканиями вследствие плохого состояния изоляции, неправильным обслуживанием, использованием негерметичных материалов в местах с повышенной влажностью, статическим электричеством и т.д.
— Небрежность и халатность в поведении, непотушенные сигареты, несоблюдение запрета на курение, оставленные зажженными паяльные лампы или газовый резак и т.д.
— Преступное поведение по различным мотивам: пиромания, вандализм, агрессивность, месть, уничтожение следов взлома и т.д.
— Атмосферные явления: перегрев на солнце, молния, а также испарение горючих жидкостей, которое может привести к образованию взрывчатой смеси.
— Высокая температура, а в частности, дымоходов, паро- и водопроводов, нагревающих окружающую среду.
— Происшествия при работе с горючими веществами.
— Самовозгорание масел, остатков краски, промасленных тряпок.
— Ферментация продуктов растительного происхождения (зерно, хлопок, уголь, пенька, мука…), которая может вызвать цепную реакцию, приводящую порой к самовозгоранию.
— Самоокисление металлов в виде опилок и порошка (магний, алюминий, цинк ).
Борьба с опасностью
Тушащие агенты:
— Песок и сухая земля, вода, сухие порошки, двуокись углерода, пена, покрывало.
Взрыв или угроза взрыва бомбы
Нельзя легковесно относиться к любому сообщению о бомбе. Обычно, это телефонный звонок с сообщением о заложенном взрывном устройстве, которое взорвется в такое-то время.
Знайте, что побудительные мотивы могут быть двух видов:
Кто-то хочет выразить свой протест, пытаясь нанести ущерб имуществу;
Воры хотят вызвать панику для облегчения совершения преступления.
Как воспринимать телефонную угрозу?
— Не волнуйтесь.
Будьте внимательны к любым деталям: типу: типу голоса, акценту, шумам на заднем плане и т.д. Это сможет помочь следствию.
— Постарайтесь узнать:
где находится взрывное устройство;
на что оно похоже;
время взрыва;
почему преступление совершено.
Как распознать подозрительный пакет?
— Внимательно осматривая посетителей, вы можете заметить того, кто «забыл» или тайком положил необычный пакет (сверток).
— Если вы работаете в гардеробе, будьте вдвойне бдительны, особенно если услышите подозрительные звуки, исходящие из багажа.
Как реагировать?
— Дайте сигнал тревоги в милицию (или попросите это сделать ваше руководство). Сообщение должно быть как можно более точным, чтобы соответствующие службы смогли подготовить необходимое оборудование и максимально приблизиться к месту:
название музея
точный адрес
положение с людьми (закрыт или открыт музей для посетителей)
положение с коллекцией.
— По указанию милиции или вашего руководства дайте сигнал об эвакуации всех находящихся в здании (как персонала, так и посетителей).
— Эвакуируйте посетителей через запасные выходы. Не теряйте времени и идите к месту сбора, который вам должен быть сообщен заранее.
— Встречайте прибывших спасателей и ведите к месту угрозы, поскольку вам хорошо известно месторасположение помещений.
— Если требуется, осуществляйте план эвакуации экспонатов.
Естественные опасности
Гроза, ураган, даже сильный ливень могут иметь серьезные последствия для коллекции. В этих случаях необходимо знать, где вы можете найти ведра, брезент, шпагат, чтобы как можно быстрее защитить экспонаты.
В периоды таяния снега ваша бдительность должна быть удвоена.
Именно вы заботитесь о безопасности коллекций и посетителей. Вы здесь для того,
чтобы не произошло ничего плохого.
Ваши главные качества: наблюдательность и бдительность.
Азбука предупреждения
1. Вы прекрасно знаете
Месторасположение объектов.
План помещений музея и, особенно, сектор вашей ответственности (двери, окна, лестницы, запасные выходы). Если необходимо эвакуировать посетителей, поведете их вы – помните об этом!
Способы использования радио- и телефонной связи.
Расположение телефонных аппаратов. Вы должны помнить номера основных телефонов (вашего руководителя, технических служб и т.д.).
Расположение кнопок сигнализации.
Подача сигнала тревоги не должна вызвать у вас затруднений.
Расположение огнетушителей, их особенности и правила пользования.
Расположение и состояние предметов, состоящих под вашей охраной. Регулярно их проверяйте, особенно при закрытии музея. Если что-то отсутствует, если вы заметили что-то необычное – немедленно сообщите руководству. Это относится как к экспонатам, расположенным в витринах, так и к предметам, не находящимся под специальной охраной.
2.Вы не покидаете ваш пост, пока не подменят
Если подмена невозможна и если оставление поста абсолютно необходимо, либо закройте зал, либо попросите инструкции у руководства.
3.Обо всех аномалиях вы немедленно сообщаете руководству
Предмет был, передвинут или снят; отклеилась этикетка; не горит лампа; неполадки с замками и т.д.
4.Ваша бдительность удваивается при наличии необычных посетителей.
Посетитель, представляющийся как гость хранителя, фотограф, срочно вызванный слесарь, носильщик, которому поручено забрать экспонат для выставки… Проконтролируйте основания их визита. Никому не доверяйте заранее.
Музей на службе общества
Одна из ваших задач – дать почувствовать посетителю, что он не ошибся в выборе. Своей приветливостью и гостеприимством вы должны дать понять посетителю, что он желанный гость, и пригласить его спокойно осмотреть музей.
Не обсуждайте с коллегами не совсем обычное поведение или манеру одеваться. Если среди посетителей вы увидите знаменитого человека, не оповещайте коллег, не будьте назойливы.
Станьте для хранителя помощником, на которого он может рассчитывать и который знает свое дело.
Вы должны быть осведомлены о:
— расписании работы музея;
— стоимости входных билетов;
— представленных коллекциях;
— расположении помещений;
— вспомогательных службах;
— мероприятиях для публики;
— видах общественного транспорта, которыми можно добраться до музея;
— списках сотрудников;
Правила хорошего приема
Хорошо принять – это и себе доставить удовольствие
Посетитель сразу ощущает хороший прием. Если он чувствует себя ожидаемым, желанным и уважаемым гостем, он сразу же ответит вам добрым отношением.
Улыбаясь, посетителю показывают, что его заметили, что его ждали. Обмен улыбками облегчает контакт, разряжает атмосферу, порождает уважение и доброе отношение.
Ваша вежливость вызывает вежливость и уважение других. Ваши отношения с посетителями особенны: вы должны присматривать за ними, будучи в то же время сдержанными и внимательными.
Необходимо соблюдать расписание работы. Разместите его на входной двери. Посетитель, пришедший в нерабочий день, поймет, почему двери музея закрыты.
Поздоровайтесь, прежде чем обратиться к кому – либо. Не ждите, что посетитель поздоровается первым. Вы принимаете его, вам первому и здороваться.
Если к вам обратились, чтобы задать вопрос или сделать замечание, начните с приветствия или скажите «слушаю вас» и ждите вопроса. После того, как посетитель выслушал ваш ответ и сказал «спасибо» или «хорошо», можете ответить «пожалуйста» и отойти.
Не говорите… Постарайтесь говорить так…
Нет К сожалению, это невозможно.
Я ничего не понял (а) Извините, но,я не расслышала.
Повторите Не могли бы Вы уточнить.
Вы должны Извините, не могли бы Вы…
Я не знаю Я сейчас уточню.
Встаньте в очередь Здесь люди, которые ждут…
Кто Вы? Ваша фамилия? Как Вас представить? С кем имею честь..
Я здесь не для этого. В мои обязанности входит прием, а не это
Форма одежды
Посетитель сначала обращает внимание на ваш внешний вид. Если последний оставляет желать лучшего, у посетителя может сложиться негативное мнение не только о вас, но и о музее. Вы символ музея, его фирменная марка. Подумайте об этом, когда одеваетесь утром.
Ответы на вопросы
Имидж музея, в создании которого вы участвуете, зависит также и оттого, что вы говорите посетителю. Одним замечанием, часто банальным, вы можете создать у него неблагоприятное впечатление.
Никогда не давайте неточной информации – это хуже, чем не дать ответа. Вам приходится тысячу раз отвечать одно и тоже. Делайте это любезно: для посетителя, задающего вопрос, это всегда впервые.
Умейте слушать. Слушать – это внушить посетителю чувство доверия. Будьте точны и лаконичны в своих ответах.
Как делать замечания
Не забывайте основные правила вежливости и гостеприимства, они вам нужны, как никогда. Говорите ясно, убедительно, без стеснения, смотрите на собеседника. В ваши обязанности входит следить за соблюдением правил посетителями, и они знают об этом. Если требование высказано вежливо, с улыбкой, но уверенно, посетитель подчинится.
Вы не должны оправдываться. Если посетитель требует объяснения, дайте ему их коротко.
Урегулирование конфликтов
В музее у посетителя имеется множество причин быть недовольным. Вы не несете за это ответственности, однако, находясь на переднем крае, вынуждены принимать на себя все критические высказывания.
Вначале позвольте собеседнику высказаться. Не перебивайте его – в большинстве случаев напряжение спадает. Учитывайте справедливые замечания.
Лучший способ урегулировать конфликт – постарайтесь не допустить его.
Избегайте: — поддаваться гневу;
— раздраженно реагировать на неприятные замечания;
— нервничать вместе с нервным посетителем;
— показывать ваше плохое настроение, усталость;
— считать, что вы всегда правы;
— считать, что посетитель всегда прав.
Правило: Умейте говорить и слушать – в пятидесяти процентах случаев проблема разрешится сама собой.
Школьные группы
Группа школьников – весьма специфическая публика. Преподаватели и ученики часто считают посещение музея отдыхом и не очень строго относятся к вопросам дисциплины.
Если вам нужно сделать замечание, в первую очередь обратитесь к преподавателю, ответственному за группу.
Если группу ведет сотрудник музея, учтите, что задача гида – давать объяснения. Он не может следить за всеми учениками. Вы должны его страховать. Если возникают проблемы, прежде чем вмешиваться, незаметно проинформируйте гида
В общении с детьми дружелюбие и улыбка дают зачастую лучший результат, чем командирский тон.
Поведение смотрителя в залах
Вам необходимо удалить из поведения все, относящееся к вашей личной жизни, вкусам и привычкам. Избегайте носить с собой чашку кофе, бутылку воды, не читайте газету, не причесывайтесь.
Недопустимы длительные разговоры с коллегами и бесконечная болтовня по телефону. Это не только отвлекает вас от исполнения ваших обязанностей, но и производит крайне негативное впечатление на посетителей. Они могут подумать, что мешают вам, хотя вы в музее для того, чтобы принимать их.
Следите за чистотой и порядком, где вы работаете. Наводите порядок сами, не ждите, когда вам предложат это сделать.
Помните о негативном влиянии «бытового» поведения. Беспорядок в любом виде плохо воспринимается посетителем, не вешайте вашу одежду на стул. Стулья, находящиеся в вашем распоряжении, всегда должны быть на своих местах. Не оставляйте их в беспорядке.
Не берите вашу сумку в зал – с ней вы будете иметь вид посетителя, а не служащего.
Е.Ю. Карпеева
заместитель директора по учету и хранению