Инструкция по охране труда для учителя технологии обслуживающего труда

Инструкция по охране труда
для учителя технологии (обслуживающего труда)

инструкция по охране труда для учителя технологии (мальчики)

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда для учителя технологии (обслуживающего труда) разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года; Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021г №2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х ТК РФ и иными нормативными правовыми актами по охране труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда для учителя технологии устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы педагогического работника, преподающего предмет «технология» у девочек в школе, а также устанавливает требования охраны труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы и приемы выполнения работ на рабочем месте.
1.3. Инструкция по охране труда составлена в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья учителя технологии при выполнении им своих трудовых обязанностей и функций в общеобразовательной организации.
1.4. К выполнению обязанностей учителя технологии в общеобразовательной организации допускаются лица:

  • имеющие образование, соответствующие требованиям к квалификации (профстандарта) по своей должности;
  • соответствующие требованиям, касающимся прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению директора, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, наличия личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе.

1.5. Принимаемый на работу учитель технологии обязан пройти в установленном порядке вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы (если его профессия и должность не входит в утвержденный директором Перечень освобожденных от прохождения инструктажа профессий и должностей), проходить повторные инструктажи не реже одного раза в шесть месяцев, а также внеплановые и целевые в случаях, установленных Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
1.6. Учитель технологии у девочек должен изучить настоящую инструкцию по охране труда, пройти обучение и проверку знания требований охраны труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим, обучение правилам пожарной безопасности и электробезопасности и проверку знаний правил в объеме должностных обязанностей с присвоением II квалификационной группы допуска по электробезопасности.
1.7. Педагог проводит занятия в кабинете технологии (швейная мастерская), кабинете кулинарии (при наличии), на пришкольном участке, где осуществляет строгий контроль соблюдения обучающимися правил и требований охраны труда.
1.8. Учитель технологии в целях соблюдения требований охраны труда обязан:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации занятий по технологии;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав общеобразовательной организации;
  • придерживаться установленных режимов труда и отдыха;
  • соблюдать должностную инструкцию учителя технологии;
  • соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в кабинете технологии;
  • соблюдать инструкцию по охране труда в кабинете технологии школы.

1.9. В процессе работы возможно воздействие на учителя технологии следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:

  • напряженность трудового процесса: нагрузка на голосовой аппарат;
  • тяжесть трудового процесса: рабочая поза (длительное нахождение в положении «стоя» в течение рабочего дня).

Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
1.10. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе учителем технологии:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места, при длительной работе с документами, тетрадями;
  • порезы при работе с режущими и колющими инструментами (ножницы, иголки, булавки);
  • травмирование при неаккуратном обращении с ножом и мясорубкой;
  • термические ожоги при неаккуратном обращении с горячей жидкостью при обучении обучающихся готовке блюд;
  • термические ожоги при неаккуратном обращении с утюгом;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования и электроприборов (швейные машинки, электроплита, утюг и иные бытовые электроприборы), кабелям питания с нарушенной изоляцией (при включении или выключении электроприборов и (или) освещения в помещении);
  • поражении электрическим током при отсутствии заземления;
  • высокая плотность эпидемиологических контактов;
  • статические нагрузки при незначительной общей мышечной двигательной нагрузке.

1.11. Учитель технологии пользуется индивидуальным средствам защиты: халат хлопчатобумажный, фартук, косынка, прихватки, диэлектрические коврики.
1.12. В случае травмирования уведомить заместителя директора по УВР любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности мебели, бытовых электроприборов, кухонного инвентаря и посуды, садового инвентаря сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.13. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм учитель технологии должен:

  • оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы и занятия по приготовлению пищи, после посещения туалета, перед приемом пищи;
  • осуществлять проветривание кабинета технологии;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.14. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.15. При заведовании учебным кабинетом технологии необходимо соблюдать инструкцию по охране труда для заведующего учебным кабинетом общеобразовательной организации, при замене уроков использовать инструкцию по охране труда для учителя на замене.
1.16. Учитель технологии у девочек, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Учитель технологии общеобразовательной организации должен приходить на работу в чистой, опрятной одежде, перед началом работы вымыть руки. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и получения травмы.
2.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в кабинете технологии и убедиться в исправности электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в мастерской трудового обучения (кабинете технологии) должен составлять не менее 400 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
2.4. Проверить состояние отключающих устройств и устройств заземления технологического оборудования.
2.5. Проверить наличие и состояние диэлектрических ковриков на полу.
2.6. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.7. Провести осмотр санитарного состояния кабинета технологии (швейной мастерской, кабинета кулинарии).
2.8. Произвести сквозное проветривание учебного кабинета, открыв окна с ограничителями и двери.
2.9. Удостовериться, что температура воздуха в помещении кабинета технологии соответствует требуемым санитарным нормам 18-20°С, в теплый период года — не более 28°С.
2.10. Убедиться в свободности выхода из кабинета технологии, проходов и соответственно в правильной расстановке мебели в учебном кабинете:

  • между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей), а также между рядами столов – не менее 50 см;
  • от учебной доски до первого ряда столов – не менее 240 см;
  • удаленность от учебной доски до последнего ряда столов — не более 860 см;
  • парты (столы) расставлены в следующем порядке: меньшие по размеру — ближе к доске, большие по размеру — дальше от доски, цветовая маркировка присутствует.

2.11. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость и исправность мебель в кабинете технологии, оценить покрытие столов и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений.
2.12. Убедиться в исправности швейных машинок, оверлока и утюга, в наличии термостойкой подставки для утюга.
2.13. Проверить исправность и работу вытяжки при наличии электроплиты.
2.14. Убедиться в исправности кухонной электроплиты, микроволновки и иных имеющихся бытовых электроприборов для приготовления пищи.
2.15. Убедиться в целостности кухонной и столовой посуды, кухонного инвентаря, наличии прихваток.
2.16. Проверить заточку ножей, ножниц, инструмента и садового инвентаря, иных принадлежностей для использования на уроке технологии.
2.17. Провести проверку работоспособности и удостовериться в исправности ЭСО и оргтехники в кабинете технологии.
2.18. Перед проведением практических занятий по приготовлению блюд надеть халат, фартук, головной убор. Перед проведением практических работ по кройке и шитью надеть халат, косынку. Перед проведением практических работ на пришкольном участке надеть халат, перчатки.
2.19. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в учебном кабинете, где проводятся занятия по технологии, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.2. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебного кабинета технологии не ставить на подоконники цветы, не располагать тетради, учебники и иные предметы.
3.3. Поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать ученикам самовольно уходить из кабинета без разрешения учителя, не оставлять обучающихся одних без контроля.
3.4. Швейные машинки, оверлоки и утюги, электроплиты и иные бытовые приборы применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и технические руководства по эксплуатации.
3.5. Инструменты, садовый инвентарь, наглядные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности.
3.6. При проведении практических работ провести с обучающимися инструктаж по правилам безопасного выполнения работ и работе с оборудованием впервые, применительно особенностей занятия, акцентируя внимание на опасных факторах, которые могут возникнуть при выполнении работ.
3.7. Контролировать выполнение заданий обучающимися в спецодежде (передник-фартук, косынка), соблюдение гигиены во время кулинарных работ.
3.8. При демонстрации работы с иголками, булавками и ножницами:

  • шить с наперстком;
  • хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять на рабочем месте, не брать иголки и булавки в рот;
  • не использовать при шитье ржавую иголку;
  • выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя;
  • не направлять острую часть ножниц на себя и обучающихся.

3.9. При демонстрации работы на швейной машине:

  • не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины;
  • не держать руки около лапки во избежание получения ранения иглой;
  • перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.

3.10. При демонстрации работы с утюгом:

  • беречь руки от ожогов;
  • включать и выключать утюг за вилку сухими руками;
  • ставить утюг на термостойкую подставку;
  • следить за тем, чтобы подошва утюга не коснулась шнура;
  • не оставлять включенный электрический утюг в сети без присмотра.

3.11. При демонстрации работы с горячими жидкостями (вода, жир и др.):

  • не наклоняться над кухонной посудой и не заглядывать в нее;
  • следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край;
  • при снятии крышек и самой горячей кухонной посуды с плиты пользоваться прихватками;
  • крышки горячей посуды снимать от себя.

3.12. При использовании ножа соблюдать осторожность, брать только за ручку, не направлять заостренную часть на себя и обучающихся.
3.13. Мясо проталкивать в мясорубку деревянным пестиком. Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные и безопасные приемы резания. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками.
3.14. Интерактивные доски и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, иные электронные средства обучения (ЭСО) необходимо использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
3.15. При использовании ЭСО выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
3.16. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры и мыши, интерактивного маркера ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.17. Не использовать в помещении кабинета технологии переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, не сертифицированные удлинители.
3.18. При использовании бытовых электроприборов, ЭСО и оргтехники учителю технологии запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё электроприборы мокрыми и влажными руками;
  • нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • разбирать включенные в электросеть приборы;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией кабелям питания;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • оставлять без присмотра включенные электроприборы;
  • смотреть прямо на луч света исходящий из проектора, прежде чем повернуться к классу лицом, необходимо отступить от интерактивной доски в сторону;
  • прикасаться к работающему или только что выключенному мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть.

3.19. Во время перерывов между занятиями в отсутствии обучающихся проветривать кабинет технологии, при этом оконные рамы фиксировать в открытом положении. Руководствоваться показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21:

Температура наружного
воздуха, °С
Длительность проветривания помещений, мин.
Учебные кабинеты
в малые перемены, мин
Учебные кабинеты
в большие перемены, мин
от +10 до +6 4-10 25-35
от +5 до 0 3-7 20-30
от 0 до -5 2-5 15-25
от -5 до -10 1-3 10-15
ниже -10 1-1,5 5-10

3.20. Учителю технологии необходимо соблюдать правила передвижения в помещениях и на территории школы:

  • во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
  • ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
  • при передвижении по лестничным пролетам следует соблюдать осторожность и внимательность, не перешагивать через ступеньки, не наклоняться через перила, ходить осторожно и не спеша;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.

3.21. Не заниматься самостоятельно ремонтом бытовых электроприборов.
3.22. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.23. Соблюдать во время работы настоящую инструкцию по охране труда для учителя технологии, требования инструкции по охране труда при работе с кухонной электроплитой в кабинете технологии (обслуживающего труда).
иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с оборудованием, установленный режим рабочего времени и времени отдыха.
3.24. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • фартук должен облегать, прихватки быть чистыми и без повреждений;
  • волосы должны быть заправлены под головной убор при работе с пищей;
  • диэлектрические коврики должны быть испытаны и без повреждений, находиться перед оборудованием;
  • при неисправности СИЗ заменить на исправные.

3.25. При длительной работе с документами, тетрадями, за компьютером (ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Не начинать работу в случае плохого самочувствия или внезапной болезни.
4.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций, причины их вызывающие:

  • повреждение столовой посуды вследствие неаккуратного обращения;
  • возникновение неполадок в работе бытового электроприбора, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки;
  • пожар, возгорание, задымление, поражение электрическим током вследствие неисправности бытовых электроприборов, кабелей питания;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.3. Учитель технологии обязан немедленно известить заместителя директора по УВР или директора школы:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся и работников общеобразовательной организации;
  • о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • о каждом несчастном случае, произошедшем в школе;
  • об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

4.4. В случае, если разбилась столовая посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При возникновении неполадок в работе бытового электроприбора, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха гари незамедлительно обесточить электроприбор (отключить от электрической сети), изъять или ограничить к нему доступ. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной части. Работу с прибором можно продолжать только после устранения возникших неполадок, замене на новый и получения разрешения на использование.
4.6. В случае появления задымления или возгорания в учебном кабинете, учитель технологии обязан немедленно прекратить работу, вывести детей из кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб огнетушителя.
4.7. В случае получения травмы учитель технологии обязан прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи, поставить в известность директора школы (при отсутствии иное должностное лицо) и обратиться в медицинский пункт. При получении травмы иным работником или обучающимся необходимо оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103) и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
4.8. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в кабинете технологии необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.9. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Отключить бытовые электроприборы, ЭСО и оргтехнику от электросети. Отключить питание на розетки в распределительном щитке кабинета.
5.2. Принять от обучающихся выданные им для работы инструменты, материалы, сверить их количество и убрать в места хранения.
5.3. Внимательно осмотреть учебный кабинет технологии. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал в места хранения.
5.4. Проветрить учебный кабинет технологии.
5.5. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.6. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения учебного кабинета технологии.
5.7. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет.
5.8. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
5.9. При отсутствии недостатков закрыть учебный кабинет технологии на ключ.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям по охране труда на уроках технологии у девочек
Инструкциям по охране труда на уроках технологии у мальчиков

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Утверждаю

Директор Средней школы №3 г.Лысково

_________________________ Блинова И.А.

Инструкция по охране труда

для учителя технологии

(обслуживающего труда)

  1. Общие требования безопасности для учителя технологии

1.1. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, имеющие соответствующее высшее образование и прошедшие медицинский осмотр.

1.2.

— знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ и ТБ;

— пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;

— руководствоваться в работе только правилами внутреннего распорядка учреждения;

— режим труда и отдыха учителя обслуживающего труда определяется графиком работы преподавателя.

1.3.

— при работе с режущими и колющими инструментами;

— при работе с горячей жидкостью в кабинете кулинарии;

— при работе с электроприборами (духовка, электроплитка, микроволновая печь, утюг, швейная машина, оверлок) поражение электрическим током;

— при работе с мясорубкой.

1.4. Не допускать проведения в кабинете технологий занятий по другим предметам.

1.5. В кабинете должны быть первичные средства пожаротушения (огнетушители) и аптечка для оказания в случае травматизма первой помощи пострадавшим.

1.6. Учитель не должен заниматься самостоятельно ремонтом электроприборов и оборудования.

1.7. О случаях травматизма немедленно сообщать администрации школы.

1.8. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности.

1.9. Контролировать соблюдение гигиенических требований от учащихся.

1.10. Несет персональную ответственность за нарушение требований инструкций по охране труда (административную, материальную, уголовную).

  1. Требования безопасности перед началом работы учителя обслуживающего труда

2.1.Проверить исправность электроосвещения, электроприборов, местной подсветки.

2.2.Проверить готовность ученических рабочих мест к занятиям.

2.3.Проветрить кабинет и помещение перед работой.

2.4.Проверить заточку ножей, ножниц, наличие другого инструмента.

2.5.Не допускать нахождение учащихся в кабинете без учителя.

2.6.Следить за чистотой и порядком в кабинете технологии.

  1. Требования безопасности во время работы учителя технологии

3.1.Иметь в кабинете технологии разработанные инструкции – памятки при работе с электроприборами и инструментами.

3.2.Соблюдать личную безопасность труда.

3.3.Контролировать выполнение заданий учащимися в спецодежде (передник-фартук, косынка).

3.4.Проверять соблюдение гигиены учащимися во время кулинарных работ в кабинете.

3.5.Проводить инструктажи с учащимися по технике безопасности перед каждым видом работ.

3.6.Следить за соблюдением рабочей дисциплины и порядком на рабочих местах.

3.7.Не использовать неисправные приборы и оборудование.

3.8.Проверять наличие у учащихся напёрстков при выполнение ручных швейных работ.

  1. Требования безопасности в кабинете технологии в аварийных ситуациях 

4.1.При возникновении аварийных ситуаций отключить электрическую энергию.

4.2.В случае пожара принять меры к эвакуации учащихся.

4.3.Сообщить о пожаре администрации учреждения и по телефону 01, приступить к тушению первичными средствами пожаротушения.

4.4.Оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма.

4.5.При внезапном заболевании учащегося вызвать медицинского работника учреждения образования.

  1. Требования безопасности по окончании работы учителя технологий

5.1.Отключить в кабинете технологии электроэнергию от потребителей.

5.2.Организовать уборку рабочих мест и помещения кабинета технологии.

5.3.Принять от учащихся рабочие места для занятий учащихся следующих классов.

5.4.Принять от учащихся выданные им для работы инструменты, сверить их количество и убрать в место хранения.

5.5.Проветрить рабочее помещение и кабинет обслуживающего труда или кулинарии;

5.6.Выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ.

5.7.Обо всех недостатках, обнаруженных во время занятий и на перемене, сообщить администрации учреждения образования.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШИРОКОВСКАЯ
ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Председатель
ППО

________Е.В
Тещаева

Протокол
№01 от 03.02.2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор
МБОУ «Широковская школа»

 _______Н.С.Ходова

Приказ №68-о
от 10.02.2020г.

И Н С Т Р У К Ц И
Я

по охране труда

для
учителя технологии (обслуживающий труд)

ИОТ-015-2020

с.
Широкое

2020г.

И Н С Т Р
У К Ц И Я

по охране
труда для учителя технологии (обслуживающий труд)

ИОТ-015-2020

1.     
ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая
инструкция распространяется на учителя технологии МБОУ «Широковская школа» и является
нормативным актом об охране труда, содержит обязательные для соблюдения
работниками требования при выполнении им работ.

1.2. Инструкция
разработана на основе Методических рекомендаций по разработке государственных
требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от
17.12.02 № 80.

1.3.  Инструкция
действует на протяжении 5 лет с момента утверждения.

1.4. По данной
инструкции учитель технологии инструктируется перед началом работы (первичный
инструктаж), а потом через каждые 6 месяцев (повторный инструктаж).

1.5.  К работе
допускаются учителя, не моложе 18 лет, имеющие соответствующее образование,
прошедшие медосмотр (1 раз в год), имея допуск к работе в санитарной книжке,
обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также инструктаж до
начала работы.

1.6.  Режим работы
учителя устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка, согласно
расписанию уроков, утвержденным директором школы.

1.7.  Учитель должен:

·  Знать специфику работы школы, расположение отдельных объектов, участков
и пр.;

· 
Знать
номера телефонов вызова пожарной части
(101), полиции (102), «скорой помощи» (103);

· 
Уметь
оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от несчастных случаев;

·  
Выполнять
правила внутреннего трудового распорядка и в частности: не касаться
электропроводов, арматуры, общего освещения;

·  
На
территории школы передвигаться только по дорожкам, тротуарам, переходам,
специально предназначенным для этого, держась правой стороны;

·  
Быть
внимательным во время работы, не заниматься посторонними делами.

1.8.  Опасные и вредные
производственные факторы:

·  физические
(движущиеся части швейных машин и механизмов; шум; вибрация; повышенная
температура поверхностей оборудования и приспособлений; система вентиляции;
режущие и колющие инструменты, ТСО);

·  химические (пыль);

·  психофизиологические
(напряжение внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).

1.9.   Кабинет технологии
должен быть укомплектован аптечкой с набором необходимых медикаментов и
перевязочными средствами.

1.10.  В кабинете на
видном месте должна быть вывешена инструкция по технике безопасности для
учащихся.

1.11.  Перед переходом на
новый вид работ, использованием новых видов оборудования, механизмов и
инструментов необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности
с записью в соответствующем журнале.

1.12.  В процессе работы учитель
технологии должен соблюдать правила ноше­ния спецодежды, пользования средствами
индивидуальной и коллектив­ной защиты, соблюдать правила личной гигиены,
содержать в чистоте рабочее место.

1.13.  Учитель обязан
соблюдать правила пожарной безопаснос­ти, знать места расположения первичных
средств пожаротушения.

1.14.  При работе в кабинете
технологии должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства
защиты: халат хлопчатобумажный или фартук, косынка или колпак, нарукавники.

1.15.  В случае
травмирования учащихся учитель в кабинете технологии обязан немедленно
проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую
сестру. При необходимости – оказать доврачебную помощь.

1.16.   На рабочем месте
запрещается распивать спиртные напитки, курить.

1.17.   Учитель имеет
право отказаться от порученной работы, если сложилась ситуация, опасная для его
здоровья или для людей, которые его окружают, окружающей среды.

1.18.   Невыполнение
требований инструкции по охране труда и производственной санитарии является
нарушением трудовой дисциплины, за что виновный работник может быть привлечен к
дисциплинарной, административной, уголовной ответственности согласно
законодательству в зависимости от тяжести и последствий допущенных нарушений
(ст.ст. 81, 192 ТК РФ).

2.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1.       Надеть
спецодежду, заправить волосы под головной убор.

2.2.       Осмотреть
рабочие места, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на
достаточность освещения, наличие защиты вращающихся частей машин и механизмов.

2.3.       Проверить
исправность рабочих инструментов, утюга.

2.4.       Убедиться
в исправности действия вентиляции.

2.5.       Проверить
(визуально) исправность мебели; целостность оконных стекол.

2.6.       В случае
обнаружения неисправности приборов и оборудования учитель технологии обязан
немедленно поставить в известность администрацию и сделать соответствующую
запись в тетради заявок, не преступать к работе до их исправления.

2.7.       Не
включать оборудование и приспособления в электрическую сеть мокрыми и влажными
руками.

2.8.       Проконтролировать
наличие у учащихся спецодежды (халатов, беретов или косынок).

2.9.       Проверить
внешний вид учащихся: волосы должны быть убраны под косынку,  концы  косынок не
должны свисать.

2.10.   Перед началом
работ с каждым видом оборудования, приспособлений и инструментов необходимо
ознакомить учащихся с правилами эксплуатации оборудования и инструментов,
безопасными правилами работы, правилами подготовки рабочего места, инструментов
и материалов.

2.11.   Запретить учащимся
приступать к работе в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест
установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить
указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

2.12.   Во время движения
к работе и с работы соблюдать осторожность,   правила дорожного движения,
учитывать погодные условия и качество дорог и дорожных покрытий.

3.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1.       Во время
работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации
оборудования, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам,
не допускать падений.

3.2.       Следить за
исправной работой оборудования и механизмов.

3.3.       При работе
с иголками и булавками:

· шить с
наперстком;

· хранить
иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.),
не оставлять их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не брать иголки,
булавки в рот, не пользоваться для шитья ржавой иголкой;

· выкройки к
ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

3.4.      
При
работе с ножницами:

·      хранить
ножницы в определенном месте (коробке);

·      соблюдать
осторожность при работе;

·      класть их
сомкнутыми остриями от себя.

3.5.      
При
работе на швейной машине:

· не
наклоняться близко к движущимся частям машины;

· не держать
пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой;

· перед
стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.

3.6.           
При
работе с утюгом:

·     
не
оставлять включенный в сеть электроутюг без присмотра;

·     
ставить
утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку;

·     
следить
за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура;

·     
отключать
утюг только за вилку.

3.7.      
Учитель
технологии обязан обеспечить:

·      поддержание
порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учащихся;

·      контроль
за расположением рабочего инструмента на рабочих местах учащихся таким образом,
чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;

·      проведение
инструктажа учащихся по технике безопасности с записью в соответствующем
журнале перед началом практических работ с использованием учащимися
оборудования и механизмов;

·      соблюдение
учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при
занятиях в мастерской по обработке ткани, при работе с использованием
оборудования, механизмов и инструментов;

·      соблюдение
установленных режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе,
выполнение рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных
особенностей учащихся.

3.8.  Во время
работы запрещается:

·      переключать
электрические разъемы при включенном питании;

·      касаться
проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением;

·      работать
на оборудовании и механизмах в случае их неисправности, искрения, нарушения
изоляции и заземления;

·      закрывать
оборудование и механизмы бумагами и посторонними предметами;

·      допускать
скапливание посторонних предметов на рабочих местах;

·      производить
самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования и механизмов;

·      оставлять
без присмотра включенное оборудование и приспособления;

·      производить
уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от
движущихся механизмов;

·      вытирать
рубильники и другие выключатели тока;

·      оставлять
учащихся без присмотра.

3.9.  При открывании
окон необходимо проследить за отсутствием сквозняков, могущих повлечь разбитие
стекол.

3.10.   При переходе из
кабинета в кабинет, переходе на другой этаж, перемещении по школе и её
территории соблюдать осторожность, учитывать покрытие полов, перемещаться
спокойным ровным шагом, на лестнице придерживаться за перила. Необходимо
помнить, что во время уроков технический персонал проводит влажную уборку
полов  и при передвижении по влажным полам рекреации  (особенно 1-ый и 2-ой
этаж) надо быть предельно внимательным.

3.11.   Учитывая покрытие
крыльца школы в холодное и сырое  время года быть особенно осторожным при
перемещении.

3.12.   Находясь в школе
соблюдать санитарно-гигиенические требования и личную гигиену.

3.13.   Необходимо всегда
надевать соответствующую верхнюю одежду и обувь в зависимости от времени года и
состояния погоды. Обувь должна быть прочной, устойчивой, на удобном низком
каблуке. Одежда не должна мешать свободному передвижению. Во время нахождения в
школе верхнюю одежду необходимо снять.

3.14.   Выполнять
необходимо только ту работу, которая предусмотрена вашей должностной
инструкцией.

3.15.   При использовании
хозяйственного инвентаря соблюдать правила безопасности.

3.16.   При получении
травмы немедленно обратиться к медсестре, доложить администрации школы.

4.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1.Аварийные
ситуации могут возникнуть при:

­  нарушении правил
электробезопасности;

­  коротком замыкании
в электросети;

­  поломке электро– и
другого оборудования;

­  при неисправности
коммунальных систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции;

­  нарушении правил
пожаробезопасности;

­  пожаре;

­  аварийном
состоянии стен, пола, потолка, фрамуг;

­  стихийных
бедствиях .

4.2. В
аварийных ситуациях необходимо:

­  вывести из
кабинета учащихся, руководствуясь схемой эвакуации;

­  поставить в
известность администрацию;

­  принять меры по
исключению доступа посторонних лиц к местам пожара (аварии);

­  принять меры в
ликвидации пожара (аварии).

Если
имеются потерпевшие, необходимо оказать им доврачебную медицинскую помощь, а
при необходимости вызвать “скорую медицинскую помощь”.

5.        
ТРЕБОВАНИЯ
ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ

5.1. 
 Проконтролировать
приведение в порядок рабочих мест учащихся.

5.2.  Все использованное
оборудование и инструменты в чистом виде сложить на место.

5.3.  Проверить
отключение электроприборов, освещения, закрыть окна.

5.4.  Привести в порядок
свое рабочее место.

5.5.  Снять спецодежду,
средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом. 

5.6.  При обнаружении
неисправности доложить администрации школы.

5.7.  Выходя из
кабинета, закрыть двери  на ключ.

Зам. по УВР                                                                                                         Л.Е.
Горова

СОГЛАСОВАНО:

Специалист
по охране труда                                                                             И.А.
Николаева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Индукционная плита haier инструкция по применению
  • Мистраль способ разведения дез средство инструкция по применению
  • Как зарабатывать на бинансе инструкция для чайников
  • Netys rt руководство
  • Haier es50v f1 инструкция по применению