Инструкция по охране труда для водителя автомобиля на газовом топливе

Срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 года.

VIII. Требования охраны труда при техническом

обслуживании, ремонте и проверке технического состояния

транспортных средств, работающих на газовом топливе

84. Транспортные средства, работающие на газовом топливе, должны въезжать на посты ТО после перевода их двигателей на работу на нефтяном топливе.

Допускается въезд транспортного средства, работающего на газовом топливе с герметичной газовой системой питания, на пост ТО без перевода двигателя на работу на нефтяном топливе, если его работа на нефтяном топливе невозможна, и при условии, что расход газа будет производиться из одного баллона при рабочем давлении газа в нем не более 5,0 МПа (50 кгс/см2). Вентили остальных баллонов должны быть закрыты.

Запрещается оставлять расходные вентили в «промежуточном положении»: они должны быть или полностью открыты или полностью закрыты.

85. Перед въездом транспортного средства, работающего на газовом топливе, в производственное помещение газовая система питания должна быть проверена на герметичность.

Запрещается въезжать в производственное помещение транспортному средству с негерметичной газовой системой питания.

86. Газ из баллонов транспортного средства, работающего на газовом топливе, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) в специально отведенном месте (посту), а баллоны продуты инертным газом.

87. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на транспортном средстве следует производить в специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).

88. При неисправности элементов газовой системы питания подача газа должна быть перекрыта, неисправные элементы сняты с транспортного средства и направлены для проверки и ремонта на специализированный участок.

89. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния транспортных средств, работающих на газовом топливе, запрещается:

1) подтягивать резьбовые соединения и снимать с транспортного средства детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;

2) выпускать (сливать) газ вне специально отведенного места (поста);

3) скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

4) устанавливать газопроводы не заводского изготовления;

5) применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;

6) использовать для крепления шлангов не предназначенные для этих целей хомуты и стяжки.

90. Перед выводом транспортных средств, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (слит, выпущен), а сами баллоны продегазированы.

При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на специализированный склад.

91. При техническом обслуживании, ремонте, проверке технического состояния и заправке газовой аппаратуры, работающей на газе сжиженном нефтяном (далее — ГСН), должны быть приняты меры, направленные на недопущение попадания струи газа на открытые части тела.

92. После замены или заправки газовых баллонов, а также устранения неисправностей газовой системы питания на газобаллонном транспортном средстве должна быть проверена ее герметичность.

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для персонала, обслуживающего автомобилей на сжиженном углеводородном газе.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция разработана для персонала, обслуживающего газовое оборудование газобаллонной автомашины в соответствии с «Правилами эксплуатации кустовых баз и газонаполнительных станций сжиженных углеводородных газов» и «Правилами безопасности в газовом хозяйстве».
1.2. К работам со сжиженным газом и с газовым оборудованием газобаллонной автомашины допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующее удостоверение на право работы с газовым оборудованием, прошедшие медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, освоившие безопасные методы и приемы работ, прошедшие проверку знаний требований охраны труда.
1.3. Устанавливаемые на автомашинах баллоны должны быть окрашены в красный цвет и иметь следующие клейма:
а) марка завода-изготовителя;
б) номер баллона (заводской);
в) масса баллона в кг;
г) дата (месяц, год) изготовления, время проведенного и последующего освидетельствования;
д) рабочее давление в кгс/см2;
е) пробное давление в кгс/см2;
ж) объем баллона в л;
з) клеймо ОТК завода-изготовителя;
и) иметь надписи «Пропан-бутан» (или иной газ) и «ОГНЕОПАСНО».
1.4. На баллонах должны быть нанесены надписи краской рег. №, рабочее давление, дата проведенного и последующего освидетельствования, объем в литрах, «Пропан-бутан», «Огнеопасно».
1.5. При эксплуатации газобаллонных автомобилей необходимо соблюдать следующие правила:
а) заправлять автомобили газовым топливом только на газонаполнительном пункте;
б) порядок заправки должен соответствовать инструкции для данного типа наполнительного пункта;
в) заполнение баллонов сжиженным газом должно быть ограничено (не выше 85 % от полного объема баллона);
г) ежедневно осматривать и проверять газовую аппаратуру на герметичность и исправность на контрольных постах при выпуске автомобилей на линию и приеме их с линии;
д) пригодность к наполнению баллонов подтверждается штампом в путевом (маршрутном) листе водителя «баллоны проверены» и подпись ответственного лица за техническим состоянием и эксплуатацией баллонов.
1.6. На газобаллонной автомашине должны быть два углекислотных огнетушителя и устройства для заземления.
1.7. Обнаруженные неисправности газовой аппаратуры (в первую очередь ее герметичность) должны устраняться квалифицированными слесарями и регулировщиками в цехах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры
1.8. Заправка баллонов сжиженным газом при работающим двигателе не допускается. Ремонт и обслуживание газобаллонных автомобилей должны производиться раздельно от автомобилей с карбюраторными и дизельными двигателями.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Получить от механика или начальника службы задание и инструктаж по безопасным методам и приемам труда и последовательности выполнения производственного задания.
2.2. Надеть предусмотренную исправную спецодежду, спецобувь. Проверить исправность инструмента и приспособлений.
2.3. Осмотреть и привести в порядок автомобиль, рабочие места и проходы.
2.4. При выявлении каких-либо неполадок, препятствующих началу выполнения работы, доложить руководителю работ и к работе не приступать до их устранения.
2.5. Перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электрических приборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.
2.6. Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только горячий воздух, горячую воду или пар. Пользоваться паяльными лампами, открытым огнем и другими средствами подогрева с открытым огнем и другими средствами подогрева с открытым пламенем «ЗАПРЕЩАЕТСЯ».
2.7. Запрещается эксплуатация газобаллонных автомобилей с неисправной газовой аппаратурой и при наличии утечки газа через не плотности соединений, а также въезд автомобилей в помещения (боксы, закрытые гаражи и т.п.) при неисправной аппаратуре.
2.8. Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном автомобиле необходимо плотно закрыть все вентили и тщательно проветрить пространство под капотом двигателя.
2.9. Перед пуском двигателя необходимо:
— осмотреть газовую аппаратуру и арматуру и убедиться в полной её исправности и герметичности;
— проверить по указателю уровня жидкости наличие газа в баллоне;
— открыть паровой вентиль газового баллона при пуске холодного двигателя, а при пуске прогретого двигателя открыть жидкостный вентиль;
— открыть магистральный вентиль в кабине водителя.
2.10. Теплый двигатель, находящийся в исправном состоянии, при применении надлежащего топлива обычно пускается с первых же оборотов. Для этого включить зажигание и стартером пустить двигатель, не допускать непрерывную работу стартера более 10 секунд.
2.11. Дальнейшее управление автомобилем аналогично бензиновому.
2.12. Не рекомендуется при пуске двигателя прикрывать воздушную заслонку, так как это приводит к обогащению газовоздушной смеси и, следовательно, к затруднению пуска двигателя.
2.13. Пуск холодного двигателя при умеренной температуре.
2.13.1. Открыть магистральный вентиль и расходный вентиль паровой фазы.
2.13.2. Для ускорения пуска холодного двигателя рекомендуется предварительно заполнить трубопровод от газового редуктора до газосмесителя газом принудительным открытием клапана второй ступени газового редуктора путем кратковременного нажатия на стержень штока диафрагмы второй ступени.
2.13.3. Вытянуть на ½ длины хода ручку управления дроссельной заслонкой смесителя.
2.13.4. Выключить сцепление, нажав до отказа на педаль.
2.13.5. Это разгружает стартер, так как избавляет его от необходимости проворачивать вместе с коленчатым валом двигателя шестерни коробки передач.
2.13.6. Включить зажигание. Держать включенным можно не более 10 секунд.
2.13.7. Интервал между включениями стартера должен быть не менее 10-15 сек.
2.13.8. После пуска дать двигателю проработать 1-2 минуты, после чего, открывая дроссельную заслонку, довести обороты коленчатого вала двигателя до 800-1000 в минуту. При появлении «провалов» следует произвести более резкое открытие дроссельной заслонки, а затем снизить обороты вала двигателя до 800-1000 в минуту.
2.13.9. Допускается также для плавного перехода «провалов» несколько прикрывать воздушную заслонку. Как только температура охлаждающей жидкости достигнет 60С, следует открыть расходный вентиль жидкостной фазы на газовом баллоне, а расходный вентиль паровой фазы закрыть.
2.13.10. После прогрева двигателя становить кнопку ручного управления дроссельной заслонкой в положение полного открытия заслонки.
2.13.11. Не рекомендуется при пуске прикрывать воздушную заслонку, так как это приводит к переобогащению газовоздушной смеси и, следовательно, к затруднению пуска двигателя.
2.13.12. Если после трех повторных попыток двигатель не дает вспышек, то необходимо проверить исправность систем зажигания и питания. Многократные безрезультатные попытки пуска не только разряжают и портят аккумуляторную батарею, но и ускоряют износ цилиндра двигателя. Обычно причинами затруднительного пуска двигателя являются:
— неудовлетворительное состояние контактов прерывателя или неправильная величина зазора между ними;
— утечка тока высокого напряжения в крышке распределителя вследствие ее загрязнения внутри или снаружи;
— неисправные, с поврежденными изоляторами, электродами или загрязненные свечи;
— неисправная электропроводка высокого или низкого напряжения;
— отсутствие подачи топлива в газосмеситель;
— неправильно подобрана регулировка холостого хода газосмесителя;
— сильный пропуск газа через клапан второй ступени редуктора;
— неисправности газовой аппаратуры и нарушение герметичности соединений газопровода.
2.14. Пуск холодного двигателя при низких температурах. Подготовка газового двигателя к пуску и порядок пуска такая же, как и бензинового. Пуск подготовленного двигателя производится вышеописанным способом.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Регулировать системы питания и зажигания газобаллонного автомобиля, а также проверять газовую аппаратуру разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции. Проверять газовую аппаратуру на герметичность следует по правилам Ростехнадзора сжатым воздухом или азотом под руководством специально выделенного лица из числа инженерно-технических работников.
3.2. Все виды работ, связанные с техническим обслуживанием, текущим ремонтом, а также диагностированием газовой аппаратуры, должны выполняться в отдельном специально оборудованном помещении.
3.3. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
а) ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе;
б) применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании вентилей баллона;
в) использовать для закрепления шлангов низкого давления на штуцерах проволокой или другие предметы. Крепление производить только с помощью хомутов;
г) скручивать, сплющивать и перегибать шланги и резиновые трубки, пользоваться замасленными шлангами.
3.4. При проведении текущего ремонта, связанного с выполнением сварочных и окрасочных работ (включая искусственную сушку), газовой баллон должен быть снять с автомобиля. Продута воздухом вся система трубопроводов.
3.5. При движении газобаллонной автомашины избегать резких торможений.
3.6. При накоплении остатков в баллонах более 2 % необходимо сливать их в подземные резервуары для «тяжелых» остатков в присутствии оператора.
3.7. Все соединения после замены баллонов должны быть проверены мыльной эмульсией. Проверять соединения с помощью огня категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
3.8. Перевод двигателя с одного вида топлива на другой. Двигатель допускает работу на бензине в особых случаях, оговоренных выше. Не рекомендуется переходить с одного топлива на другой при работающем двигателе.
3.9. Для перевода двигателя с газа на бензин необходимо следующее:
— закрыть вентили и продолжить работу до остановки двигателя;
— открыть бензиновый краник и заполнить камеру карбюратора при помощи рычага ручной подкачки бензинового насоса;
— для двигателя с однокамерным карбюратором-смесителем перевести рычаг раздвижки пластин диффузоров в положение «Б»;
— для двигателей со смесителем и карбюратором резервного питания:
а) открыть отверстие карбюратора, для чего повернуть заглушки и закрепить её гайкой-барашком;
б) соединить тягу с рычагом дроссельной заслонки карбюратора;
в) закрыть воздушную заслонку газосмесителя.
— пустить двигатель обычном способом.
— При переводе двигателя с бензина на газ произвести операции в обратном порядке.
3.10. Порядок наполнения баллона сжиженным газом:
— остановить двигатель;
— закрыть магистральный вентиль;
— зафиксировать автомашину башмаками-клиньями;
— снять крышку с наполнительного вентиля и очистить его от грязи, особенно масла;
— присоединить газонаполнительный шланг к наполнительному вентилю;
— открыть наполнительный вентиль;
— открыть контрольный вентиль максимального наполнения баллона;
— заполнение прекратить, как только начнет поступать жидкость из контрольного вентиля максимального наполнения;
— закрыть наполнительный вентиль;
— закрыть контрольный вентиль максимального наполнения после прекращения поступления из него жидкого топлива;
— отсоединить газонаполнительный шланг, по указанию газораздатчика соблюдая все правила, установленные на газонаполнительной станции;
— навернуть крышку на наполнительный вентиль;
— убрать башмаки-клинья.
3.11. В целях безопасности при заправке автомобиля сжиженным газом водитель обязан соблюдать требования правил газонаполнительного пункта, а также следующее:
— не стоять около наполнительного шланга во время наполнения баллона;
— не подтягивать гайки и соединения под давлением;
— не стучать металлическими предметами по аппаратуре и трубопроводам находящимся под давлением;
— если при пуске двигатель дает перебои, его следует немедленно заглушить, а автомобиль откатить на безопасное расстояние;
— запрещается производить регулировку, ремонт газовой аппаратуры и курить на газонаполнительной станции.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При невозможности устранить утечку газа из баллонов через вентиль, предохранительный клапан или соединения необходимо эвакуировать автомобиль на АГЗС и слить газ в резервуар неиспарившихся осадков.
4.2. Автомобили с неисправной аппаратурой должны храниться на открытой площадке без газа в баллонах.
4.3. Для подтягивания гаек газобаллонной аппаратуры необходимо предварительно закрыть все вентили газовых коммуникаций. При обслуживании и ремонте газовой аппаратуры (отвертывании гаек, болтов, штуцеров и т.д.) следует проявлять особую осторожность, не допуская искрообразования, т.е. работать обмедненным инструментом или инструментом, смазанным густой смазкой.
Ударные нагрузки при указанных работах ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4.4. При ремонте, обслуживании и заправке газовой аппаратуры необходимо строго соблюдать меры предосторожности от попадания газа на открытые части тела, в случае его попадания смыть его водой.
4.5. Прекращать работы при грозе, гололедице, сильном дожде и снегопаде, тумане, сильном порывистом ветре (свыше 6 баллов), поломке инструментов или приспособлений.
4.6. В случае пожара на газобаллонном автомобиле тушить пожар необходимо углекислотными огнетушителями, песком или струей распыленной воды. Баллон с газом следует обильно поливать холодной водой, предварительно закрыв магистральный и баллонный вентили, увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя и быстро выработать газ, оставшийся в системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя.
4.7. В случае происшествия какого-либо несчастного случая необходимо немедленно освободить пострадавшего от воздействия травмирующего фактора, оказать ему первую медицинскую помощь, сообщить руководителю работ о несчастном случае, при необходимости вызвать скорую помощь по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. При возвращении газобаллонного автомобиля и подготовке его к ночной или длительной дневной стоянке, а также для производства технического обслуживания в гараже необходимо закрыть вентиль на баллоне и выработать весь газ, находящийся в системе питания, после чего выключить зажигание. Оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями систем и баллонов ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
5.2. Перед сдачей газобаллонных автомобилей в капитальной ремонт баллоны необходимо снять (газ должен быть полностью выработан) и сдать их на хранение на склад.
5.3. По окончании технического обслуживания или ремонта газовой аппаратуры автомобиль из отдельного, специально оборудованного помещения направляют на общие посты или линии для технического обслуживания и ремонта автомобиля в целом. Въезд и перемещение газобаллонных автомобилей на общих постах или линиях должны осуществляться только на бензине.
5.4. Перед длительной стоянкой автомобиля следует закрыть баллонные вентили жидкостной и паровой фазы и продолжить работу до остановки двигателя. В этом случае из трубопровода, соединяющего баллон и редуктор, будет полностью израсходован газ и в нем не будет избыточного давления. Затем закрыть магистральный вентиль.
5.5. По окончании работы привести в порядок рабочее место в автомобиле:
— инструмент и приспособления осмотреть, очистить и сложить в отведенное место;
— защитные средства, полученные в кладовой, сдать для санитарной обработки в кладовую;
— сообщить механику или начальнику службы об окончании работы и обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работ и о принятых мерах по их устранению;
— снять спецодежду, спецобувь, вымыть лицо и руки, принять душ.

Скачать Инструкцию

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для водителя автомобиля по перевозке сжиженных углеводородных газов, легкого углеводородного сырья и углеводородов группы пентанов (далее — СУГ), при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К работе в качестве водителя автомобиля (перевозки СУГ) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, обучение и инструктаж на право работы, а также имеющие I квалификационную группу по электробезопасности, обученные правилам безопасности в газовом хозяйстве.

1.2. Водитель автомобиля (для перевозки СУГ) несет ответственность за правильную эксплуатацию автомашины заправщика, выполнение правил техники безопасности в газовом хозяйстве и дорожного движения.

1.3. Водитель автомобиля (для перевозки СУГ) должен быть обеспечен СИЗ в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н; выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы и обеспечивать безопасность труда. Не допускаются приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты без сертификата соответствия.

Характеристика выданных СИЗ (номенклатура, срок выдачи и нормы соответствия) устанавливается из личных карточек работников, занятых на определенном рабочем месте.

Нормативные номенклатура и сроки выдачи СИЗ определяются согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

1.4. Рукава для сжиженного газа должны быть антистатическими и каждые три месяца подвергаться осмотру и гидравлическому испытанию.

1.5. Перевозка СУГ должна осуществляться в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед выездом водитель автомобиля (для перевозки СУГ) должен пройти в организации медицинский контроль на выявление в организме наркотических веществ и алкоголя, а также на общее физическое состояние.

2.2. Администрация не имеет права заставлять выезжать водителя транспортировки СУГ, а водитель не имеет права выезжать на автомобиле, если техническое состояние заправщика не отвечает техническим условиям и правилам техники безопасности и Правилам дорожного движения.

2.3. Перед выпуском водителя автомобиля (для перевозки СУГ) на заправочную станцию механик гаража обязан проверить техническое состояние машины, наличие средств тушения пожара, исправность фонаря-мигалки, устройство для отвода статического электричества, знаков безопасности, а также прохождение водителем медицинского освидетельствования.

2.4. Водитель автомобиля (для перевозки СУГ) должен перед выездом проверить техническое состояние агрегатов, систем и отдельных частей автомобиля, в частности:

— двигателя;

— тормозов;

— рулевого управления;

— фар;

— стоп-сигнала;

— указателей поворотов;

— звукового сигнала;

— устройства для отвода статического электричества;

— глушителя, который должен быть выведен вперед;

— фонаря-мигалки;

— знаков безопасности;

— 2-х огнетушителей;

— приспособления для крепления шлангов.

Кроме того, проверить заправку автомобиля топливом, маслом, охлаждающей и тормозной жидкостью, уровень электролита в аккумуляторных батареях.

2.5. Исправность автомобиля перед выездом на заправочную станцию водитель подтверждает подписью в путевом листе.

2.6. В случае если перевозка СУГ будет выполняться в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т. п.)), а также колонной более 3-х транспортных средств, следующих от места отправления до места назначения, выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГИБДД России.

2.7. При принятии опасных грузов к перевозке водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки, которая проводится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Пуск двигателя производить при помощи стартера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

— не включая зажигания, провернуть коленвал, убедиться, что рычаг коробки передач находится в рабочем состоянии. Затем включить зажигание. Пусковую рукоятку проворачивать по кругу снизу вверх, не брать рукоятку «в обхват». При запуске двигателя с ручной регулировкой опережение зажигания устанавливать позднее зажигания. Посторонних лиц к запуску не допускать.

3.2. Водителю запрещается:

— управлять транспортом в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения или спать в кабине при работающем двигателе;

— выезжать на заправку в болезненном состоянии;

— передавать управление автомобилем другому лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления, либо удостоверения, не отмеченного в путевом листе.

3.3. Операции по приему и сливу СУГ должны быть механизированы.

3.4. Заправка автомобиля СУГ производится только при наличии средств безопасности.

3.5. Водитель автомобиля для заправки СУГ должен находиться с наветренной стороны при отключенном двигателе.

3.6. Водитель автомобиля для перевозки СУГ должен начинать движение только после включения фонаря-мигалки. Скорость движения автомобиля при перевозке СУГ не должна превышать 50 км/ч, а на поворотах — 10 км/ч.

3.7. При сливе сжиженного газа с машины заправщика проверить незагроможденность участка, отсутствие открытого огня, наличие надежного заземления.

3.8. Присоединение шлангов, открывание и закрывание вентилей цистерн и емкости проводить осторожно, не допуская ударов, могущих вызвать искрообразование.

3.9. Запрещается применение металлических инструментов, дающих при ударе искру.

3.10. При проведении технологических операций, связанных со сливом сжиженного газа из автоцистерны, должны выполняться следующие требования безопасности:

— двигатель автоцистерны должен быть выключен, за исключением случаев, когда автомашина оборудована насосами для перекачки сжиженных газов с приводом от двигателя автомашины, в этом случае обязательно проверить наличие и исправность искрогасителя на выхлопной трубе автоцистерны, заземлить автоцистерну;

— присоединить шланг одним концом к вентилю газовой фазы автоцистерны, а другим концом — к вентилю газовой фазы групповой установки;

— присоединить шланг жидкостной фазы одним концом к сливному вентилю цистерны, а другим концом — к исполнительному вентилю групповой установки;

— открыть вентиль газовой фазы из групповой установки и сливной на автоцистерне и наблюдать за сливом;

— слив газа может происходить вследствие разности уровней жидкости в цистерне и емкости, если автоцистерна оборудована насосом принудительно;

— в летний период, когда давление газа в автоцистерне значительно выше, чем в групповых установках, присоединение шлага паровой среды не обязательно;

— запрещается останавливать автоцистерну, заполненную газом, возле мест с открытым огнем и мест, где возможно скопление большого количества людей.

3.11. После заполнения групповой установки до заданного уровня необходимо:

— закрыть сливной вентиль на автоцистерне;

— поднимая наполнительный шланг, слить из него оставшийся сжиженный газ в емкость и закрыть на ней наполнительный вентиль;

— открыть вентиль обводной линии и сбросить остатки газа из рукава в газовую сеть, закрыть вентиль на обводной линии;

— закрыть вентили газовой фазы на автоцистерне и групповой установке;

— осторожно отсоединить шланг от емкости и автоцистерны, спуская постоянно оставшиеся там пары сжиженного газа;

— после отсоединения шлангов штуцера вентилей должны быть заглушены специальными заглушками и опробованы на плотность мыльной эмульсией.

3.12. В темное время суток пользоваться аккумуляторными фонарями, выполненными во взрывобезопасном исполнении.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо:

— вызвать инспектора ГИБДД;

— поставить в известность руководство.

4.2. При возникновении пожара следует использовать порошковые и углекислотные огнетушители, вызвать пожарную охрану, поставить в известность руководство.

4.3. При аварии или несчастном случае остановить двигатель, оказать медицинскую помощь пострадавшему и вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить о случившемся руководителю работ.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Водитель автомобиля для СУГ обязан поставить машину на место, отведенное для ее стоянки. Выключить двигатель, в зимнее время слить воду из системы охлаждения во избежание ее замерзания.

5.2. Очистить машину от грязи, подтянуть болтовые соединения. Добавить, где необходимо, смазки.

5.3. Убрать пусковые приспособления, исключив всякую возможность запуска автомобиля посторонними.

5.4. Если в машине имеются какие-то неисправности, сообщить об этом механику.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

     1.1.  Газобалонный автомобиль, подлежащий заправке, должен быть снабжен штатными огнетушителями, кошмой.

     1.2. Газовое оборудование автомобиля должно быть исправно и не иметь утечек, баллоны надежно закреплены и иметь клеймо завода-изготовителя.

     1.3. Манометр газобаллонной установки должен соответствовать требованиям раздела 5-3 «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Шкала манометра должна быть развернута таким образом, чтобы ее можно было видеть со стороны газозаправочной колонки.

     1.4. Суммарный обьем баллонов должен быть написан на специальной табличке или частях автомобиля цифрами высотой не менее 50 мм и толщиной не менее 8 мм на расстоянии от заправочного штуцера не более 300 мм.

     1.5. Вместимость баллонов (общая) с точностью до 0,5м3, заверенная подписью руководителя и печатью организации, которой принадлежит автомобиль, должна быть отражена во вкладыше к талону технического паспорта автомобиля.

     1.6. К управлению газобаллоным автомобилем допускаются водители не моложе 18 лет, прошедшие обучение и имеющие соответствующее удостоверение.

     1.7. У водителя должны находиться и предъявляться при каждой заправке следующие документы:

     1.7.1. Вкладыш к талону технического паспорта, в котором должны быть обязательно отражены следующие сведения:

         1) заводские номера баллонов;

         2) вместимость баллонов (общая);

         3) дата очередного освидетельствования.

     1.7.2. Путевой лист с отметкой ОТК об исправности материальной части автомобиля.

     1.7.3. Удостоверение о прохождении проверки знаний по ПТЭ и ТБ при работе на газобаллоном автомобиле.

     1.8. При заправке автомобиля сжатым газом необходимо учитывать возможность воздействия на водителей опасных и вредных производственных факторов:

            — взрыво- и пожароопасность;

            — наличие сосудов, работающих под давлением;

            — повышенная загазованность;

            — движущийся автотранспорт.

     1.9. Перед въездом автомобиля на территорию АГЗС водитель обязан проверить:

     1) наличие остаточного давления в баллонах по манометру. При нулевом показании шкалы манометра — на слух кратковременным открытием заправочного вентиля;

     2) наличие документов перечисленных в п.1.7.

     1.10. Запрещается въезд автотранспорта на заправку при наличии утечек газа, неисправной газовой аппаратуре и наличии механических повреждений на баллонах или креплении баллонов, при неисправностях заправочных вентилей, отсутствии защитных колпачков заправочных вентилей, а также при отсутствии какого-либо из документов, перечисленных в п. 1.7.

     1.11. Запрещается въезд на АГНКС автотранспорта с пассажирами.

     1.12. Запрещается ремонт автотранспорта и его газового оборудования на территории АГЗС.

     1.13. Скорость движения автотранспорта на территории АГЗС не должна превышать 5,0 км/ч.

     1.14. Запрещается перевод двигателя автомобиля с одного вида топлива на другой на территории АГЗС.

2. ЗАПРАВКА АВТОМОБИЛЕЙ

     2.1. Въезд автотранспорта на заправку производится по разрешению наполнителя, либо по зеленому сигналу на колонке, разрешающему въезд.

     2.2. После остановки автотранспорта у газозаправочной колонки водитель обязан выключить двигатель, включить стояночный тормоз, отключить бортовую электрическую сеть (массу), снять заглушку с заправочного штуцера и подойти к наполнителю.

     2.3. Перед заправкой автотранспорта газом наполнитель обязан проверить:

            1) наличие документов,  перечисленных в п.1.7. настоящей инструкции;

            2) наличие штатных огнетушителей;

            3) выполнение требований п.2.2. настоящей инструкции;

4) наличие (по манометру на заправочной колонке) остаточного давления в ГБУ.

     2.4. При положительных результатах проверки автомобиля в соответствии п.2.3 по указанию и под наблюдением наполнителя водитель обязан:

2.4.1. Подсоединить шланг к автомобилю.

2.4.2. Закрыть свечу на колонке.

2.4.3. Открыть заправочный и перекрыть магистральный вентили на автомобиле.

2.4.4. Следить за заправкой автомобиля по показаниям манометра на колонке.

     2.5. Во время заправки водитель обязан находится около газораздаточной колонки в зоне видимости наполнителя.

     2.6. Находиться водителю между автомашиной и панелью заправочного бокса при заправке КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

     2.7. Операции по открытию и перекрытию линии заправки газа производятся наполнителем:

     2.7.1. В автоматическом и дистанционном режимах с пульта операторной в соответствии с технологическим регламентом по заправке автомобилей.

     2.7.2. В ручном режиме перестановкой запорного вентиля на колонке.

     2.8. По окончании заправки водитель по указанию наполнителя (световой сигнализации):

     2.8.1. Перекрывает заправочный вентиль на автомобиле.

     2.8.2. Открывает свечу сброса газа из шланга.

     2.8.3. Убедившись в отсутствии давления в линии (по манометру колонки) отсоединяет шланг на автомобиле.

     2.9. После заправки газом с разрешения наполнителя или по разрешающему зеленому сигналу на колонке, вторично убедившись в отсоединении шланга, автомобиль удаляется с территории АГЗС.

3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

     3.1. При появлении утечки газа из газобаллоной установки в процессе заправки, заправка немедленно прекращается, и автомобиль удаляется с территории АГЗС.

     3.2. При появлении утечек из оборудования колонки, заправка прекращается, и колонка выводится в ремонт.

     3.3. При разрыве трубопроводов и шлангов, а также пожаре и других аварийных ситуациях персонал АГЗС и водители действуют в соответствии с планом ликвидации аварий.

Инструкция по охране труда для водителей, работающих на газобаллонных автомобилях

1. Общие положения.

1.1. Настоящая инструкция предназначена для работающих на предприятии.

1.2. К выполнению работ  допускаются лица:

  • Ø Не моложе 18 лет;
  • Ø Прошедшие медицинский осмотр;
  • Ø Прошедшие вводный инструктаж по охране труда, а также инструктаж по охране труда и безопасности движения
  • Ø Прошедшие обучение безопасным приемам труда на рабочем месте по выполняемой работе.

1.3. Водитель обязан:

  • Ø Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.
  • Ø Выполнять требования настоящей инструкции;
  • Ø Иметь при себе удостоверение о проверке знаний безопасных методов и приемов выполнения работ по основной и смежным профессиям. Периодически не реже 1 раза в год проходить очередную проверку знаний по охране труда и безопасности движения согласно утвержденному графику;
  • Ø Знать устройство и условия безопасной эксплуатации автомобиля, на котором ему приходится работать;
  • Ø Сообщать руководителю работ о неисправностях, при которых невозможно безопасное производство работ;
  • Ø Пользоваться спец одеждой и индивидуальными средствами защиты, предусмотренными нормами, утвержденными руководителем предприятияю.
  • Ø Уметь оказывать первую помощь и при необходимости оказывать ее пострадавшим при несчастных случаях на производстве, по возможности сохранив обстановку на месте происшествия без изменения и сообщив о случившемся руководителю;
  • Ø Выполнять требования противопожарной безопасности не разводить открытый огонь без специального на то разрешения руководителя работ;
  • Ø Периодически проходить медицинский осмотр в сроки, предусмотренные для данной профессии.

1.4. Рабочий должен знать опасные и вредные производственные факторы, присутствующие на данном рабочем месте:

1.5. При передвижении по городу по пути на работу и с работы работник обязан соблюдать правила дорожного движения в части, касающейся пешеходов, а при доставке на работу на транспорте в части касающейся пассажиров.

1.6.Работник при выполнении любой работы должен обладать здоровым чувством опасности и руководствоваться здравым смыслом. При отсутствии данных качеств он к самостоятельной работе не допускается.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

2.1. Перед началом работы работник обязан:

  • Ø Получить от руководителя работ инструктаж о безопасных методах, приемах и последовательности выполнения производственного задания;
  • Ø Надеть спец одежду, предусмотренную нормами, привести ее в порядок, застегнуть на все пуговицы, чтобы не было свисающих концов;

3. Требования охраны труда во время работы.

Ремонтировать газовую аппаратуру, регулировать системы питания и зажигания разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при включенной вентиляции или на открытом воздухе.

Электрооборудование разрешается проверять только при полностью закрытых вентилях.

Водителю запрещается самостоятельно устранять неисправности в газовом оборудовании. Обнаруженные неисправности в газовой аппаратуре (в первую очередь ее негерметичность) должны устраняться квалифицированными слесарями и регулировщиками.

Заправка баллонов газом при работающем двигателе не допускается.

При эксплуатации газобаллонных автомобилей необходимо соблюдать следующие правила:

  • ежедневно осматривать и проверять газовую аппаратуру ее герметичность и исправность;
  • заправлять автомобили газовым топливом только на газонаполнительных или специальными заправщиками

Запрещается для подогрева двигателя пользоваться паяльными и другими приспособлениями с открытым пламенем. Для подогрева двигателя и систем питания разрешается применять только горячую воду, воздух или пар.

При наличии утечки газа или неисправности газовой аппаратуры эксплуатация транспортного средства запрещается.

Если невозможно устранить утечки газа из баллонов через вентиль, предохранительный клапан или другие соединения необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место вдали от людей и источников огня, где выпустить газ.

Проверять газовую аппаратуру на герметичность имеют право только специалисты из специализированных организаций.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Перегибать, скручивать, сплющивать шланги и резиновые трубки.

Использовать для закрепления шлангов низкого давления на штуцерах проволоку или другие предметы. Крепление производить только с помощью хомутиков.

Применять дополнительные рычаги при открывании или закрывании вентилей баллона.

Ремонтировать газовую аппаратуру при работающем двигателе

При выполнении ремонта, связанного с выполнением сварочных и окрасочных работ, газовые баллоны должны быть сняты с автомобиля и продуты.

4. Требования охраны труда по окончании работы.

4.1. По окончании работы работник обязан выполнить следующее:

  • Ø Обо всех замеченных неисправностях и отклонениях от нормального состояния сообщить руководителю работ;
  • Ø Спец одежду и спец обувь оставить в «грязной» раздевалке, помыться и переодеться.

5. Действие при аварии, пожаре, травме.

5.1 Тушить пожар разрешено только углекислотными огнетушителями или песком. Предварительно закрыв магистральный и баллонный вентили, увеличить число оборотов двигателя и быстро выработать газ, оставшийся в системе газопровода

5.2. В случае возникновения опасности травмирования работников, а также при появлении дыма, запаха гари, необычного шума немедленно остановите работу и. сообщите заведующему током. Отключение машин производите с пульта управления или ближайшей «Кнопкой аварийного от­ключения «.

5.3. В случае возникновения пожара на стационарных объектах вызовите пожарную команду, сообщите руководителю работ и примите меры к лик­видации очага загорания.

5.4. При поражении работника электрическим током как можно быстрее освободите пострадавшего от его действия (продолжительность действия тока определяет тяжесть травмирования), для этого быстро отключите ру­бильник или другое устройство.

5.5. При невозможности быстрого отключения электроустановки примите меры по освобождению пострадавшего от токоведущих частей:

— при освобождении пострадавшего от токоведущих частей или провода под напряжением до 1000 В пользуйтесь веревкой, палкой, доской или дру­гими сухими токонепроводящими предметами или оттяните пострадавшего за одежду (если она сухая и отстает от тела), например, за полы пиджака или пальто, за воротник, избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела пострадавшего, не прикрытым одеждой:

— если пострадавший касается провода, который лежит на земле, то прежде чем подойти к нему, подложите себе под ноги сухую доску, сверток сухой одежды или какую-либо сухую, не проводящую электрический ток подставку и отделите провод от пострадавшего с помощью сухой палки, доски. Рекомендуется при этом действовать, по возможности, одной рукой;

— если пострадавший судорожно сжимает в руке один токоведущий эле­мент (например, провод), отделите пострадавшего от земли, просунув под него сухую доску, оттянув ноги от земли веревкой или оттащив за одежду. Соблюдайте при этом описанные выше меры безопасности;

— при оттаскивании пострадавшего за ноги не касайтесь его обуви или одежды, если Ваши руки не изолированы или плохо изолированы, т.к. обувь

и одежда могут быть сырыми и явиться проводниками электрического тока. Для изоляции рук, особенно если необходимо коснуться тела постра­давшего, не прикрытого одеждой, наденьте диэлектрические перчатки; при их отсутствии обмотайте руки шарфом или используйте любую другую су­хую одежду;

— если нет возможности отделить пострадавшего от токоведущих частей или отключить электроустановку от источника питания, то перерубите про­вода топором с сухим деревянным топорищем или перекусите их инстру­ментом с изолированными ручками (пассатижи, кусачки). Перерубайте и пе­рекусывайте провода пофазно, т.е. каждый провод в отдельности. Можно воспользоваться и неизолированным инструментом, но надо обернуть его рукоятку сухой шерстяной или прорезиненной материей;

— если поражение произошло на ЛЭП, прибегните к короткому замыка­нию всех проводов, для этого набросьте на них проволоку, металлический трос или голый провод. Перед замыканием проводов ЛЭП один конец на­брасываемого провода заземлите (подсоедините к металлической опоре, заземляющему спуску и т.д.).

Следите за тем, чтобы набрасываемый провод не коснулся постра­давшего или людей, оказывающих помощь.

5.6. Если пораженный находится в сознании, но испугался, растерялся и не знает, что для освобождения от тока ему необходимо оторваться от земли, резким окриком «подпрыгни» заставьте его действовать правильно.

5.7. При возникновении пожара на электроустановках первый, заметив­ший загорание, должен сообщить об этом в пожарную охрану, ответствен­ному за электрохозяйство, начальнику цеха.

5.8. При возникновении пожара в самой электроустановке или вблизи нее, в первую очередь, до прибытия пожарных, произведите отключение электроустановки от сети. Если это невозможно, то попытайтесь перерезать провода (последовательно, по одному) инструментом с изолированными ручками.

5.9. При тушении пожара под напряжением пользуйтесь углекислотными ручными огнетушителями типа ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 или стационарным типа ОСУ-5, а также углекислотнобромэтиловыми ОУБ-З, ОУБ-7, при этом не прикасайтесь к проводам и кабелям, корпусам электроустановок. Можно использовать для тушения сухой чистый песок. При пользовании огнетуши­телями ОП-1 и ОП-2 не направляйте струю порошка на раскаленные пред­меты: возможен взрыв.

5.10. Не применяйте для тушения пожара в электроустановке, находя­щейся под напряжением, химически пенные или химически воздушно-пенные огнетушители.

Оказание доврачебной помощи

5.11. Поражение электрическим током. После освобождения постра­давшего от действия электрического тока уложите его на подстилку и тепло укройте, быстро, в течение 15-20 с, определите характер требующейся пер­вой медицинской помощи, организуйте вызов врача и примите следующие меры:

— если пострадавший дышит и находится в сознании, уложите его в удобное положение, расстегните на нем одежду. До прихода врача обес­печьте пострадавшему полный покой и доступ свежего воздуха, следите за его пульсом и дыханием. Не позволяйте пострадавшему до прихода врача вставать и двигаться, а тем более, продолжать работу;

— если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него сохраняются устойчивые дыхание и пульс, постоянно следите за ними, да­вайте ему нюхать нашатырный спирт и обрызгивайте лицо водой, обеспечи­вая полный покой до прихода врача;

— при отсутствии дыхания, а также редком, судорожном дыхании, оста­новке сердца (отсутствие пульса) немедленно делайте искусственное дыха­ние, закрытый массаж сердца.

Искусственное дыхание и массаж сердца начинайте проводить не позд­нее чем через 4-6 минут с момента прекращения сердечной деятельности и дыхания, т.к. после этого срока наступает клиническая смерть. Ни в коем случае не закапывайте пострадавшего в землю.

5.12. Искусственное дыхание «изо рта в рот» или «изо рта в нос» прово­дите следующим образом. Уложите пострадавшего на спину, расстегните стесняющую дыхание одежду, под лопатки подложите валик из одежды. Обеспечьте проходимость дыхательных путей, которые могут быть закрыты запавшим языком или инородным содержимым. Для этого голову пострадавшего максимально запрокиньте, подкладывая  одну руку под шею и на­давливая другой на лоб. В этом положении рот обычно раскрывается, а язык смещается к задней стенке гортани, обеспечивая проходимость дыха­тельных путей. Если во рту имеется инородное содержимое, поверните пле­чи и голову пострадавшего набок и очистите полость рта и глотки бинтом, носовым платком или краем рубашки, намотанным на указательный палец.

Если рот не открылся, то осторожно введите металлическую пластинку, до­щечку и т.п. между задними зубами, откройте рот и, при необходимости, очистите полость рта и горла.

После этого расположитесь на коленях с любой стороны головы постра­давшего и, удерживая голову в запрокинутом состоянии, сделайте глубокий вдох и, плотно прижав свой рот (через платок или марлю) к открытому рту пострадавшего, сильно вдувайте воздух в него. При этом нос пострадавшего закроите щекой или пальцами находящейся на лбу руки. Следите, чтобы воздух попал в легкие, а не в желудок, это обнаруживается по вздутию жи­вота и отсутствию расширения грудной клетки. Если воздух попал в желу­док, удалите его оттуда, быстро прижав на короткое время область желуд­ка между грудиной и пупком.

Примите меры к освобождению дыхательных путей и повторите вдувание воздуха в легкие пострадавшего. После вдувания рот и нос пострадавшего освободите для свободного выхода воздуха из легких. Для более глубокого выдоха несильно нажмите на грудную клетку. Каждое вдувание воздуха производите через 5 с, что соответствует ритму собственного дыхания.

Если челюсти пострадавшего сжаты настолько плотно, что раскрыть рот не удается, то проводите искусственное дыхание по методу «изо рта в нос», т.е. вдувайте воздух в нос пострадавшего.

При появлении первых самостоятельных вдохов проведение искусственного вдоха приурочьте к началу самостоятельного вдоха.

Искусственное дыхание проводите до восстановления глубокого и рит­мичного дыхания у пострадавшего.

5.13. Наружный массаж сердца проводите в случае остановки сердца, что определяется отсутствием пульса, расширением зрачков и синюшностью кожи и слизистых оболочек.

Для проведения наружного массажа сердца пострадавшего уложите спи­ной на жесткую поверхность или подложите под него доску, освободите грудную клетку от одежды и приподнимите ноги примерно на 0,5 м. Распо­ложитесь сбоку от пострадавшего и определите место надавливания, для этого нащупайте нижний мягкий конец грудины и на 3-4 см выше этого мес­та вдоль нее определяется точка нажатия. Наложите ладонь на место на­давливания так, чтобы пальцы не касались грудной клетки, ладонь второй руки наложите под прямым углом на тыльную сторону ладони первой руки. Произведите быстрое (толчком) и сильное нажатие на грудину и зафикси­руйте ее в этом положении примерно на 0,5 с, после чего быстро отпустите ее, расслабив  руки, но не отнимая их от грудины. Массаж сердца  производи­те примерно 60 — 80 раз в минуту. Массаж сердца делайте до появления собственного (не поддерживаемого массажем) регулярного пульса.

5.14. При необходимости одновременного выполнения искусственного дыхания и массажа сердца:

— если помощь оказывает один человек, то после двух глубоких вдуваний делайте 15 надавливаний на грудную клетку, затем снова два глубоких вду­вания и 15 надавливаний на грудину и т.д.;

— если помощь оказываете вдвоем, то один делает одно вдувание, а второй через 2 с производит 5-6 надавливаний на грудину и т.д.

5.15. Искусственное дыхание и массаж сердца проводите до полного восстановления жизненных функций организма или до прихода врача.

5.16. Ранения. Ссадины, уколы, мелкие раны смажьте йодом или брил­лиантовой зеленью и наложите стерильную повязку или заклейте полоской липкого пластыря. При большой ране наложите жгут, смажьте кожу вокруг раны йодом и перевяжите чистым марлевым бинтом или стерильным бинтом из индивидуального пакета.

Если бинт или пакет отсутствуют, возьмите чистые носовой платок или тряпочку, накапайте йода, чтобы получилось пятно размером больше раны, и наложите на рану.

Повязку накладывайте так, чтобы не сдавливались кровеносные сосуды, а повязка держалась на ране. При ранении сделайте в лечебном учрежде­нии противостолбнячную инъекцию.

5.17. Остановка кровотечения. При остановке   кровотечения   поднимите раненую   конечность   вверх  или  расположите  поврежденную  часть  тела (голову, туловище и т.д.) так, чтобы она оказалась на возвышении и нало­жите тугую давящую повязку, если при артериальном кровотечении (течет алая кровь пульсирующей струей) кровь не останавливается, наложите жгут или закрутку. Жгут (закрутку) затягивайте только до остановки кровотечения. Время наложения жгута отметьте на бирке, бумажке и т.д. и закрепите ее на жгуте. Жгут разрешается держать затянутым не более 1,5 — 2 часов. При артериальном кровотечении как можно скорее пострадавшего доставьте к врачу. Перевозите его на удобном и по возможности быстром тран­спортном средстве обязательно с сопровождающим.

5.18. Ушибы. При ушибах наложите тугую стягивающую повязку и при­меняйте холодные примочки. При значительных ушибах туловища и нижних конечностей пострадавшего доставьте в лечебное учреждение.

Ушибы в области живота ведут к разрывам внутренних органов. Немедленно доставьте пострадавшего в лечебное учреждение при малейшем по­дозрении на это. Таким больным не давайте пить и есть.

5.19. Переломы костей. При закрытом переломе придайте конечности удобное положение, обращайтесь с ней при этом осторожно, не допускайте резких движений, наложите шины. Шины накладывайте с двух сторон, подложите под них вату, чтобы шины не касались кожи конечностей, и обязательно захватите суставы выше и ниже мест перелома. Шины можно наложить поверх одежды. При открытом переломе остановите кровотечение, мажьте края раны йодом, перевяжите рану и наложите шины. Не трогайте руками и не вправляйте в рану торчащие из нее обломки костей. При отсутствии шин используйте фанеру, доски, держаки вил и т.п. В крайнем слу­чае, прибинтуйте сломанную ногу к здоровой ноге, а руку — к грудной клет­ке.

При переломе ключицы или лопатки в подмышечную область с повреж­денной стороны вложите тугой ватный валик, а руку подвесьте на косынку. При переломе ребер туго забинтуйте грудь или стяните ее полотенцем во время выдоха.

При переломе позвоночника осторожно уложите пострадавшего на до­ски или фанеру, следите за тем, чтобы туловище не перегибалось (во избе­жание повреждения спинного мозга).

При переломе костей примите срочные меры к доставке пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

5.20. Вывихи. При вывихе обеспечьте неподвижность поврежденной ко­нечности, наложите шины, не изменяя того угла, который образовался в су­ставе при вывихе. Вывихи должны вправлять только врачи. Для доставки пострадавшего в медицинское учреждение уложите его на носилки или в кузов автомобиля, а конечность обложите валиками из одежды или поду­шек.

5.21. Ожоги. При термическом ожоге снимите одежду с обожженного места, не отрывая прилипшие части одежды, накройте место стерильным материалом, сверху положите слой ваты и забинтуйте. Во время оказания помощи не прикасайтесь к обожженным местам, не прокалывайте пузыри. Обожженную поверхность не смазывайте мазями и не засыпайте порошка­ми. При сильных ожогах пострадавшего немедленно доставьте в больницу.

При ожоге кислотой снимите одежду и тщательно, в течение 15 мин., промойте обожженное место струей воды, затем промойте 5% раствором перманганата калия или 10% раствором питьевой соды (чайная ложка на стакан воды). После этого пораженные участки тела накройте марлей, про­питанной смесью растительного масла и известковой воды, забинтуйте.

При ожогах щелочью пораженные участки в течение 10 – 15 мин. промой­те струей воды, а затем 3-6% раствором уксусной кислоты или раствором борной кислоты (чайная ложка кислоты на стакан воды). После этого пора­женные участки накройте марлей, пропитанной 5% раствором уксусной кислоты, и забинтуйте.

5.22. Обморожение. При обморожении I степени (кожа отечная, блед­ная, синюшная, утрачивает чувствительность) пострадавшего внесите в про­хладное помещение и разотрите кожу сухой чистой материей до покрасне­ния или ощущения тепла, смажьте жиром (маслом, салом, борной мазью) и наложите утепленную повязку. Напоите пострадавшего горячим чаем и пе­ренесите в теплое помещение.

При обморожении II-III степени (на коже появляются пузыри с кровянис­той жидкостью, и она приобретает багрово-синюшную окраску — II степень; мертвеют слои кожи и подлежащие ткани, кожа становится черной — III степень; полное омертвление кожи и тканей — IV степень) на пораженную кожу наложите сухую повязку, дайте пострадавшему выпить горячего чаю или кофе и немедленно отправьте в ближайшее медицинское учреждение.

5.23. Тепловой и солнечный удары. При первых признаках недомога­ния (головная боль, шум в ушах, тошнота, учащенное дыхание, сильная жажда, иногда рвота) пострадавшего уложите в тень или внесите в про­хладное помещение, освободите шею и грудь от стесняющей одежды; если пострадавший в сознании, дайте попить холодной воды; голову, грудь и шею периодически смачивайте холодной водой, давайте нюхать нашатыр­ный спирт. Если пострадавший не дышит, сделайте искусственное дыхание, согласно п. 5.12 настоящей инструкции.

5.24. Отравления пестицидами, минеральными удобрениями, кон­сервантами и продуктами их распада, ядовитыми газами. Постра­давшего прежде всего вынесите из загрязненной зоны и освободите от стесняющей дыхание одежды и средств защиты органов дыхания. Примите меры оказания первой помощи, направленные на прекращение поступления яда в организм:

через дыхательные пути — удалите пострадавшего из опасной зоны на свежий воздух;

через кожу — тщательно смойте препарат струей воды, лучше с мылом, или, не размазывая по коже и не втирая, промокните его куском ткани, за­тем обмойте холодной водой или слабощелочным раствором; при попадании яда в глаза обильно промойте их водой, 2% раствором питьевой соды или борной кислоты;

через желудочно-кишечный тракт — дайте выпить несколько стаканов во­ды (желательно теплой) или слабо-розового раствора марганцево-кислого калия и раздражением задней стенки глотки вызовите рвоту. Повторите эту процедуру 1-3 раза. Рвоту можно вызвать при помощи горчицы (1/2 — 1 чайная ложка сухого порошка на стакан теплой воды), соли (2 столовые ложки на стакан теплой воды) или стакана мыльного раствора. Не вызы­вайте рвоту у пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии или с судорожным синдромом. После рвоты дайте выпить полстакана воды с двумя-тремя столовыми ложками активированного угля, а затем солевое слабительное (20 г горькой соли на полстакана воды), не давайте в качестве слабительного касторовое масло; при отравлении кислотой дайте выпить раствор питьевой соды (1 чайная ложка на стакан воды), молока или воды; при отравлении щелочью дайте выпить молока, лимонного сока или уксусной воды.

Пострадавшего, если есть возможность, внесите в теплое помещение. При бессознательном состоянии применяйте грелки, но с большой осто­рожностью; при отравлении ДНОКом, нитрафеном, пентахлорфенолом нат­рия и пентахлорфенолятом натрия тепло противопоказано, проведите хо­лодные процедуры — прохладные ванны, влажные обтирания, холодные компрессы, пузыри со льдом. При ослаблении дыхания давайте нюхать на­шатырный спирт, в случаях прекращения дыхания или сердечной деятельности делайте искусственное дыхание или закрытый массаж сердца. При наличии судорог исключите всякие раздражения, предоставьте больному полный покой. При попадании в организм раздражающих веществ, например формалина, дайте пострадавшему выпить обволакивающее средство водный раствор крахмала). Не давайте молоко, жиры, алкогольные напитки. При кожных кровотечениях прикладывайте тампоны, смоченные перекисью водорода, при носовых кровотечениях уложите пострадавшего, приподнимите и слегка запрокиньте голову, прикладывайте холодные компрес­сы на переносицу и затылок, в нос вставляйте тампоны, увлажненные перекисью водорода. При отравлении фосфорорганическими соединениями, сопровождающемся слюновыделением, слезотечением, сужением зрачков, замедлением дыхания, замедлением пульса, мышечными подергиваниями, давайте препараты белладонны: 3-4 таблетки бесалола (бекарбона) или 1-3 таблетки беллалгина.

Во всех случаях отравления (даже легкого) немедленно направьте пострадавшего к врачу или фельдшеру.

При отравлении ядовитыми газами (головная боль, шум в ушах, головокружение, расширение зрачков, тошнота и рвота, потеря сознания) постра­давшего немедленно выведите на свежий воздух и организуйте подачу кислорода для дыхания, воспользовавшись резиновой подушкой или баллоном с кислородом. При отсутствии кислорода пострадавшего уложите, приподы­мите ноги, дайте выпить холодной воды или много молока, давайте нюхать вату, смоченную нашатырным спиртом. При слабом дыхании или прекращении его делайте искусственное дыхание до прибытия врача или восстановления дыхания.

5.25. Повреждение глаз. При засорении глаз промойте их 1% раствором борной кислоты, струей чистой воды или влажным ватным (марлевым) тампоном. Для этого голову пострадавшего положите так, чтобы можно было направить струю от наружного угла глаза (от виска) к внутреннему. Не трите засоренный глаз. При попадании брызг кислоты и щелочи в глаз промойте его в течение 5 мин. чистой водой. После промывки на глаз наложите повязку и отправьте пострадавшего к врачу.

Разработал

Согласовал

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кондратенко руководство по клинической хирургии
  • Саньенг кайрон мануал акпп
  • Саньенг кайрон мануал акпп
  • Смекта инструкция по применению для детей до года месяцам таблица
  • Эспумизан эль инструкция по применению для новорожденных