Инструкция
«Правила безопасности при выполнении лабораторных работ по биологии»
1. Общие требования безопасности
1.1. Настоящая инструкция по правилам безопасности при выполнении лабораторных работ по биологии разработана для обучающихся с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Письма Минобрнауки России №12-1077 от 25 августа 2015 года «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» и иных нормативных правовых актов.
1.2. Данные правила устанавливают требования техники безопасности для обучающихся перед началом, во время и по окончании лабораторных работ по биологии, безопасные методы и приемы проведения и выполнения лабораторных работ учащимися, а также требования безопасности в возможных аварийных ситуациях.
1.3. Настоящая инструкция по правилам безопасности разработана с целью предотвращения случаев травмирования обучающихся при проведении лабораторных работ на уроках биологии в общеобразовательной организации.
1.4. К проведению лабораторных работ по биологии могут быть допущены обучающиеся с 6 класса, которые изучили данную инструкцию, прошли соответствующие инструктажи, усвоили безопасные правила выполнения работ, прошли медицинский осмотр, не имеют каких-либо противопоказаний по состоянию здоровья.
1.5. Опасными факторами при проведении лабораторных работ по биологии являются:
- порезы рук при неправильном обращении со стеклянной лабораторной посудой, режущими и колющими предметами;
- повреждения кожи (химические ожоги) при контакте с различными растворами без средств индивидуальной защиты;
- отравление химическими веществами при попадании их в кишечно-желудочный тракт;
- аллергические реакции организма на те, или иные химические вещества;
- термические ожоги при неаккуратной работе со спиртовками, сухим спиртом.
1.6. Не допускается приступать к выполнению лабораторной работы по биологии в случае плохого самочувствия или внезапной болезни. О плохом самочувствии обучающийся должен сообщить учителю биологии.
1.7. При выполнении лабораторных работ по биологии необходимо соблюдать:
- правила безопасности при работе со стеклянной лабораторной посудой;
- правила безопасности при работе с химическими реактивами;
- правила безопасности при работе со спиртовкой и сухим горючим.
1.8. Для устранения возможного возгорания при выполнении лабораторных работ в кабинете биологии необходимо иметь в доступном месте первичные средства пожаротушения (песок, покрывало для изоляции очага возгорания, огнетушитель), для оказания первой помощи – медицинскую аптечку.
1.9. Обучающиеся, нарушившие настоящую инструкцию и правила безопасности при проведении лабораторных работ в кабинете биологии, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом лабораторных работ
2.1. Воспользоваться необходимыми индивидуальными средствами защиты (халат хлопчатобумажный белый, перчатки резиновые, защитные очки).
2.2. Детально изучить содержание и порядок выполнения лабораторной работы по биологии, пройти инструктаж учителя биологии, ознакомиться с безопасными приемами выполнения лабораторной работы.
2.3. Подготовить рабочий стол, убрать посторонние предметы, бумагу и все, что может препятствовать безопасному проведению лабораторной работы по биологии и создать дополнительную опасность.
2.4. Проверить собранность и целостность лабораторного оборудования, его наличие, наличие необходимых препаратов и реактивов.
2.5. Устойчиво расположить лабораторное оборудование в необходимом порядке.
3. Требования безопасности во время лабораторных работ по биологии
3.1. Обучающимся нужно обеспечить точное выполнение всех указаний учителя биологии при проведении лабораторной работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких действий.
3.2. Обучающийся точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.
3.3. При изготовлении препаратов для рассматривания их под микроскопом, следует осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и с аккуратностью опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
3.4. При применении режущих и колющих инструментов следует брать их только за ручки, не направляя заостренные части на себя и на других обучающихся, класть режущие и колющие предметы на рабочее место заостренными концами от себя.
3.5. Во время лабораторной работы по биологии запрещается вставать с рабочего места и подходить к другому рабочему месту, принимать пищу и напитки.
3.6. Без разрешения учителя биологии обучающемуся запрещается производить любые опыты и смешивать реактивы.
3.7. Соблюдать осторожность при проведении лабораторных опытов с использованием лабораторной посуды и приборов из стекла, не бросать, не ронять, не ударять их.
3.8. Тонкостенную лабораторную посуду необходимо закреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.9. Для нагревания жидкости в пробирке или колбе их необходимо брать в специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы ни в коем случае не направлять на себя и на своих одноклассников.
3.10. Нельзя нагревать пробирку с растворами реагирующих веществ на сильном пламени, так как при этом жидкость выбрасывается из пробирки, что ведет к потере исследуемого вещества.
3.11. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.12. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.
3.13. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне строго запрещена.
3.14. При работе со спиртовкой следует беречь одежду и волосы от возможности воспламенения, нельзя зажигать одну спиртовку от другой, извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, задувать пламя спиртовки, гасят его посредством специального колпачка.
3.15. При работе с сухим спиртом следует беречь одежду и волосы от возгорания, нельзя задувать пламя сухого спирта, гасят его посредством специального колпачка.
3.16. Используя растворы кислот и щелочей, надо наливать их только в стеклянную посуду, не допуская попадания их на кожу, глаза и одежду.
3.17. Работая с твердыми химическими реактивами, нельзя брать их незащищенными руками, для опыта набирать лишь неметаллическими специальными ложечками.
3.18. Запрещено пробовать на вкус химические реактивы, вещества и растворы.
3.19. При необходимости определения запаха того или иного вещества следует приближать к себе его пары руками, а не наклоняться к посуде, в которой оно находится.
3.20. Чтобы избежать отравлений и аллергических реакций, не стоит нюхать растения, а также пробовать их на вкус.
3.21. Запрещается сливать отработанные растворы химических реактивов в канализацию.
3.22. Обучающиеся должны обеспечить соблюдение порядка проведения лабораторной работы в кабинете биологии, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
3.23. При выполнении лабораторной работы по биологии учащимся необходимо строго соблюдать требования данной инструкции и правил техники безопасности, правила пожарной безопасности в кабинете биологии, правила поведения на уроке.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. В случае ухудшения самочувствия при выполнении лабораторной работы необходимо сообщить учителю биологии.
4.2. Признаки аварийной ситуации:
- появление резкого, неприятного запаха, вызывающий кашель;
- появление запаха, вследствие разгерметизации влажных препаратов;
- возникновение возгорания, вследствие небрежного обращения со спиртовкой, сухим спиртом или неисправностями в электрооборудовании.
4.3. Средства и действия, направленные на ликвидацию неприятного запаха:
- сообщить учителю биологии;
- срочно эвакуироваться из кабинета биологии в безопасное место.
4.4. Если при проведении работы разбилась лабораторная посуда, запрещено собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. Действия, направленные на ликвидацию возгорания, возникшего вследствие небрежного обращения со спиртовкой, сухим спиртом:
- прекратить доступ воздуха, закрыв спиртовку или сухой спирт специальным колпачком;
- немедленно сообщить учителю биологии.
4.6. Если во время выполнения лабораторной работы произошел случайный разлив легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ, необходимо уведомить об этом учителя биологии, убирать самостоятельно разлитые вещества нельзя.
4.7. Если учеником получена травма, надо немедленно сообщить об этом учителю биологии. В свою очередь преподаватель биологии должен оперативно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника школы, сообщить о происшествии администрации общеобразовательной организации.
4.8. При обнаружении неисправности инструмента, лабораторного оборудования и его целостности лабораторную работу необходимо немедленно прекратить и доложить об этом учителю биологии.
5. Требования безопасности по окончании лабораторных работ
5.1. Необходимо привести в порядок свое рабочее место, предоставить учителю биологии или лаборанту возможность собрать использованное оборудование, приборы, инструменты, препараты, химические реактивы.
5.2. Запрещено прятать и уносить с кабинета биологии лабораторное оборудование, химические реактивы, инструменты и препараты, микропрепараты и гербарий, остатки сухого горючего.
5.3. Отработанные водные растворы реактивов нельзя сливать в канализацию, их ликвидируют в закрывающийся сосуд из стекла, вместимость которого должна быть не меньше трех литров с крышкой для их последующего уничтожения.
5.4. Тщательно вымыть руки с мылом.
5.5. По указанию учителя спокойно и не толкаясь выйти из кабинета биологии.
Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»____________202___г. ______________ /_______________________/
Рекомендуем перейти к:
Инструкциям в кабинете биологии
Инструкциям классного руководителя
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии
1. Общие требования безопасности
1.1 К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2 Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3 При проведении лабораторных и практических работ по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
— химические ожоги при работе с химреактивами;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;
— порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.
1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Правилами оказания первой помощи.
1.5. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным, ящиком с песком.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю), который сообщает администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
2.3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя. 3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.4. При нагревание жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Изготавливая препараты дм рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
3.7. При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.
3.8. При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками ( не металлическими).
3.9. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю(преподавателю), не убирать самостоятельно разлитые вещества.
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю(преподавателю) оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
5.2. Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.
5.3. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении
лабораторных и практических работ по биологии
№
1. Общие
требования охраны труда.
1. К проведению
демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в
возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский
осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к
подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не
допускаются.
2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий,
установленные режимы труда и отдыха, правила пожарной безопасности.
3.При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие на
работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
— химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов и едких
веществ;
— термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;
— порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и
колющим инструментом;
— отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
4. Кабинет биологии должен
быть оснащен огнетушителем.
5. О каждом несчастном случае
пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить
администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений
и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
6. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте
рабочее место.
2. Требования охраны труда
перед началом работы
1. Подготовить к работе необходимое оборудование,
инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности
лабораторной посуды и приборов из стекла.
2. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.
3. Требования охраны труда
во время работы.
1. При использовании режущих и колющих
инструментов (ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, во избежание
порезов и уколов брать инструмент только за ручки, не направлять их
заостренные части на себя и на учащихся.
2. Соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами из
стекла. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов
осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной
оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во
избежание пореза пальцев.
3. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов.
Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах
(пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их
нагревании не направлять на себя и на учащихся. При нагревании жидкостей не
наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
4. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть
всю пластинку, а затем вести местный нагрев.
5. Кипячение горючих жидкостей на открытом огне запрещается.
6. Соблюдать осторожность при работе с влажными и сухими препаратами, не
давать учащимся трогать руками и нюхать ядовитые растения, грибы и колючие растения.
7. При работе с химреактивами не брать их руками, твердые реактивы из склянок
набирать специальными ложечками, шпателями.
8. Поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать стол посторонними
предметами.
4. Требования охраны труда
в аварийных ситуациях.
1. При разливе легковоспламеняющейся
жидкости и ее воспламенении немедленно удалить учащихся из кабинета, сообщить о
пожаре администрации учреждения и приступить к тушению очага возгорания с
помощью первичных средств пожаротушения.
2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не
собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и
совок.
3. При получении травмы доставить пострадавшего в медицинский пункт.
5. Требования охраны труда по окончании работы.
1. Привести в порядок рабочее место, убрать в
лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты,
химреактивы.
2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный
сосуд с крышкой для их последующего уничтожения.
3. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.
Разработал: специалист
в области охраны труда С.А. Ткачева ______________
«Утверждаю»
Директор школы
__________
«__» ____________201
Инструкция
по охране труда при работе в кабинете биологии
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
К работе в кабинете биологии допускаются лица, достигшие
16-летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по ох
ране труда.
Опасные производственные факторы:
химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов
кислот, щелочей и других едких веществ;
термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовка
ми;
порезы и уколы рук при небрежном обращении’ с лабораторной
посудой, режущим и колющим инструментом;
отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами
грибов.
Для тушения очага возгорания кабинет биологии должен быть
обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушитель пенный и
углекислый ящик с песком;
При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об атом администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
После окончания работ тщательно вымыть руки с мылом.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты,
препараты, проверить их правильность, целостность лабораторной посуды
и приборов из стекла.
Убедится в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами
и перевязочными средствами.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся,
приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов.
В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые
вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.
Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской
допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии.
Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими дверными створками без стекол.
В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции
по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических
работ, во время работы на учебно-опытном участке при проведении
экскурсий биологии.
Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные
приборы с открытой спиралью.
При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдает
особую осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие
стенки пробирок, колб, брать предметные и покровные стекла за края легко,
во избежание порезов пальцев.
При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек
специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать
попадания растворов кислот и щелочей на кожу, глаза и одежду.
Запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми-
вредителями комнатных растений.
Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью
не менее Зл.
Не мыть лабораторную посуду мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
4. 1. При разливе легко воспламеняющихся жидкостей или ее воспламенения эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.8. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При получении травмы сообщить оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ.
Привести в порядок рабочее место. Убрать в лаборантскую в
шкаф оборудование, приборы, инструменты, препараты.
Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее З л для последующего уничтожения.
Тщательно вымыть руки с мылом.
«Утверждаю»
Директор школы
__________
«__» ____________201
Инструкция
по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ
с использованием микроскопа
Общие положения.
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:
уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;
порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.
Требования безопасности перед началом работы.
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.
Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.
Требования безопасности во время работы.
Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.
Ученик соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стёклами.
Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.
Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.
Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.
Требования безопасности после окончания работы.
По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите.
«Утверждаю»
Директор школы
__________
«__» ____________201
Инструкция
по охране труда для учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных с гербарным материалом в кабинете биологии
Общие положения.
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.
Опасности в работе:
аллергические реакции на сухой гербарный материал;
уколы шипами, колючками гербарных растений при небрежном обращении с ними;
попадание частичек гербарного материала в глаза и слизистую носоглотки с повреждённых гербариев.
Требования безопасности перед началом работы.
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.
Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.
Требования безопасности во время работы
Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.
Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.
Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.
Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.
Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.
Требования безопасности после окончания работы.
По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.
«Утверждаю»
Директор школы
__________
«__» ____________201
Инструкция
по технике безопасности для учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и демонстрационных опытов в кабинете биологии
Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений — 6 классов).
Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.
Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживание пробирок бумажными полосками.
Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов работы, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).
При выполнении лабораторной работы – сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.
При проведении лабораторной работы — получение вытяжки xлорофила из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.
При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.
В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.
При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.
Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.
«Утверждаю»
Директор школы
__________
«__» ____________201
Инструкция
по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в кабинете биологии
Общие положения.
Данная инструкция предназначена для учащихся в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.
Опасности в работе:
отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;
порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.
Требования безопасности перед началом работы.
Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.
Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.
Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.
Требования безопасности во время работы.
Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.
Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.
Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.
Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.
Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.
Требования безопасности после окончания работы.
По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.
По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.
При возникновении аварийной ситуации:
сообщить администрации, директору;
сообщить пожарной охране;
принять меры по эвакуации учащихся из помещения;
отключить электросеть.
Требования по оказанию первой помощи.
Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.
Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.
«Утверждаю»
Директор школы
__________
«__» ____________201
Инструкция
по правилам безопасности для учащихся на пришкольном участке.
I. Общие требования безопасности
Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.
Работать на учебном участке в халатах или перчатках.
Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями.
Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.
Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров.
Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа, через каждые 20 минут работы 10 минутный перерыв, 7-8 классы работают 3-4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут.
Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
Все работы выполнять после указания учителя, руководителя трудовой практики.
Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.
Травмоопасность на учебном участке:
солнечный удар;
порезы и ушибы при работе с инвентарём;
отравление ядохимикатами и т.п. веществами.
II. Требования безопасности перед началом занятий
Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ.
Надеть рабочую одежду и защитные перчатки.
Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда.
Получить конкретное задание на ближайшие 20 — 30 минут от учителя — руководителя работ.
При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.
III. Требования безопасности во время занятий
Приступить к работе после указания учителя.
Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.
Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.
Прополку вести только инвентарём, но не руками.
Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой и т.д.
Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.
Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.
Проводить 10 минутный отдых в тени.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию учителя или руководителя работ.
При травматизме обратиться за помощью к учителю.
При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.
V. Требования безопасности по окончании занятий
Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.
Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю.
Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.
О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.
«Утверждаю»
Директор школы
__________
«__» ____________201
Инструкция
по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии
Общие требования безопасности.
1.К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.
2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных поизводственных факторов:
— химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;
— термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;
— порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;
— отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать расположение первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.
6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
Требования безопасности перед началом работы.
Подготовить к работе необходимое оборудование , инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.
Требования безопасности во время работы.
1. Пребывание учащихся в помещение кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учмиеля.
2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактовов.
3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.
4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ и практических работ, на учебно-опытном участке и при поведении экскурсий по биологии.
5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай и др.) а также колючих растений.
6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.
7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.
8. При работе с твердыми химреактивами набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.
9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.
10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.
11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных растений.
Требования безопасности по окончании работы.
1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью неменее 3 литров с крышкой для их последующего уничтожения.
3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки.
«Утверждаю»
Директор школы
__________
«__» ____________201
Инструктаж
для учащихся школы
по охране труда при проведении экскурсий по биологии
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-ro класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении экскурсии по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
— травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;
— укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);
— заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);
— отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;
— заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.
1.3. При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.4. Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу.
1.5. При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.
1.7. Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСКУРСИИ.
2.1. Перед проведением экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.
2.2. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами.
2.3. Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.
2.4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ.
3.1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми.
3.2. При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.
3.3. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.
3.4. Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых.
3.5. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плода и грибы.
3.6. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.
3.7. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.
3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
4.1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЭКСКУРСИИ.
5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся.
5.2. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы.
5.3. Тщательно вымыть руки с мылом.