Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии

Инструкция
по охране труда в кабинете биологии

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда в кабинете биологии школы разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года, разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации; с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и иных нормативных правовых актов по охране труда.
1.2. Данная инструкция по охране труда в кабинете биологии устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании осуществления образовательной деятельности в кабинете биологии школы, обозначает безопасные методы и приемы работ, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях в помещении кабинета.
1.3. Ответственным за соблюдение норм и требований охраны труда в кабинете биологии является учитель биологии, непосредственно проводящий занятия в учебном кабинете и соблюдающий инструкцию по охране труда для учителя биологии.
1.4. График работы учебного кабинета определяется утвержденным в соответствующем порядке расписанием учебных занятий.
1.5. Учитель биологии проводит в начале года с детьми вводный инструктаж, повторные и первичные инструктажи с внесением записей в журнал инструктажа обучающихся, а также текущие инструктажи перед лабораторными и практическими работами.
1.6. В целях соблюдения требований охраны труда в кабинете биологии необходимо:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, инструкцию по охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации образовательной деятельности;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки;
  • соблюдать инструкцию о мерах пожарной безопасности в кабинете биологии;
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, Правила внутреннего распорядка обучающихся, режим работы и времени отдыха, Устав общеобразовательной организации.

1.7. Перечень профессиональных рисков и опасностей в кабинете биологии:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
  • порезы рук при неаккуратном использовании стеклянной лабораторной посуды, а также при работе с колющими и режущими инструментами;
  • повреждения кожи при работе с различными растворами без средств индивидуальной защиты;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных ЭСО и оргтехники, электрических розеток, выключателей и кабелей питания с поврежденной изоляцией;
  • поражение электрическим током при отсутствии зануления/заземления;
  • длительные статические нагрузки и монотонность выполняемого труда;
  • возгорание электронных средств обучения (ЭСО) и оргтехники, иного электрооборудования в кабинете биологии;
  • высокая плотность эпидемиологических контактов.

1.8. Для обеспечения пожарной безопасности в кабинете биологии в месте, близком к выходу, должны быть размещены первичные средства пожаротушения (огнетушители), иметься аптечка первой помощи.
1.9. В кабинете биологии, лаборатории и лаборантской при выполнении экспериментов, лабораторных и практических работ с химическими реактивами обязательно использование спецодежды и индивидуальных средств защиты:

  • халат хлопчатобумажный;
  • фартук из химически стойкого материала;
  • перчатки, защитные очки и (или) защитный щиток лицевой при выполнении экспериментов и практических работ;
  • защитный экран при проведении экспериментов с повышенной опасностью.

1.10. В случае травмирования в кабинете биологии уведомить непосредственного руководителя. При неисправности мебели, лабораторного оборудования, микроскопов, ЭСО и иных электроприборов сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков.
1.11. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм в кабинете биологии необходимо:

  • не находиться в кабинете в верхней одежде;
  • мыть руки с мылом после соприкосновения с загрязненными предметами, химическими реактивами, препаратами, перед началом работы в кабинете, после посещения туалета;
  • не допускать приема пищи в учебном кабинете биологии;
  • осуществлять проветривание учебного кабинета;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.12. В кабинете на видном месте должна быть размещена данная инструкция по охране труда в кабинете биологии, а также инструкция по охране труда для учащихся в кабинете, правила поведения в кабинете биологии.
1.13. Все положения данной инструкции обязательны для исполнения педагогами школы, которые проводят занятия с обучающимися в учебном кабинете биологии, а также для лаборанта кабинета биологии.
1.14. Педагогические работники и лаборанты, осуществляющие деятельность в кабинете биологии, допустившие нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматриваются, как нарушители производственной дисциплины и могут быть привлечёны к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом работы в кабинете биологии

2.1. В кабинете биологии перед началом образовательной деятельности необходимо оценить состояние электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в кабинете биологии должен составлять не менее 300 люкс, в лаборантской — не менее 400 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов;
  • удостовериться в исправности ЭСО и оргтехники.

2.2. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.3. Убедиться в свободности выхода из учебного кабинета биологии, проходов.
2.4. Убедиться в безопасности рабочих мест:

  • проверить мебель на предмет ее устойчивости и исправности;
  • оценить покрытие столов и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений;
  • проверить плотность подведения кабелей питания к ЭСО и оргтехнике, не допускать переплетения кабелей питания;
  • убедиться в отсутствии посторонних предметов на электронных средствах обучения;
  • убедиться в исправности моделей и иных наглядных пособий по биологии.

2.5. Расстановка мебели в кабинете биологии должна соответствовать нормам и требованиям СанПиН 1.2.3685-21:

  • расстояние между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей) – не менее 50 см;
  • расстояние между рядами столов – не менее 50 см;
  • расстояние от учебной доски до первого ряда столов – не менее 240 см;
  • расстояние от учебной доски до последнего ряда столов — не более 860 см;
  • угол видимости учебной доски – не менее 35°.

2.6. Убедиться в исправности и работе вытяжного шкафа.
2.7. В кабинете биологии могут находиться комнатные растения нейтрального действия, запрещены растения ядовитые и вызывающие аллергию.
2.8. Необходимо убедиться в целостности лабораторного оборудования, наличии необходимых препаратов и реактивов.
2.9. Удостовериться в наличии и исправном состоянии наглядных пособий по биологии, моделей и микроскопов.
2.10. В отсутствии обучающихся произвести проветривание кабинета биологии в соответствии с показателями продолжительности по СанПиН 1.2.3685-21, а именно:

Температура наружного
воздуха, °С
Длительность проветривания помещений, мин.
Учебные кабинеты
в малые перемены, мин
Учебные кабинеты
в большие перемены, мин
от +10 до +6 4-10 25-35
от +5 до 0 3-7 20-30
от 0 до -5 2-5 15-25
от -5 до -10 1-3 10-15
ниже -10 1-1,5 5-10

2.11. Температура воздуха в кабинете биологии должна соответствовать требуемым санитарным нормам 18-24°С, в теплый период года не более 28°С.
2.12. Размер и размещение интерактивной доски (интерактивной панели) в кабинете биологии должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены кабинета. Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для учащихся возможность возникновения слепящего эффекта.
2.13. Расстояние от ближайшего места просмотра до экрана телевизионной аппаратуры должно быть не менее 2 метров.
2.14. Приступать к образовательной деятельности в кабинете биологии разрешается при соответствии учебного кабинета гигиеническим нормативам, после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время работы в кабинете биологии

3.1. Запрещается использовать кабинет биологии в качестве учебного кабинета для занятий по другим предметам, а также размещения групп продленного дня.
3.2. Во время осуществления образовательной деятельности необходимо соблюдать порядок в кабинете биологии, не загромождать рабочие места, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.3. Запрещено принимать пищу и напитки в кабинете биологии.
3.4. Дети рассаживаются с учетом наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Обучающимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника. При расположении столов используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, следует учитывать особенности физического развития обучающихся.
3.5. Посадка обучающихся производится за рабочие столы, соответствующие их росту:

Вид мебели Номер
мебели
Маркировка Рост ребенка Высота рабочей
плоскости
Столы — высота до крышки 2 Фиолетовый 1150-1300 мм 520 мм
3 Желтый 1300-1450 мм 580 мм
4 Красный 1450-1600 мм 640 мм
5 Зеленый 1600-1750 мм 700 мм
6 Голубой 1750-1850 мм 760 мм
Стулья – высота сиденья 2 Фиолетовый 1150-1300 мм 300 мм
3 Желтый 1300-1450 мм 340 мм
4 Красный 1450-1600 мм 380 мм
5 Зеленый 1600-1750 мм 420 мм
6 Голубой 1750-1850 мм 460 мм

3.6. Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.
При использовании маркерной доски в кабинете биологии цвет маркера должен быть контрастного цвета по отношению к цвету доски.
3.7. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебного кабинета биологии на подоконниках не размещаются цветы, тетради, учебники и иные предметы.
3.8. В кабинете биологии запрещено хранение любого оборудования на шкафах.
3.9. Запрещено хранение химических растворов и реактивов, влажных препаратов в кабинете биологии. Для этих целей используется лаборантская комната.
3.10. Запрещено хранение каких-либо растворов и реактивов в таре без соответствующих этикеток.
3.11. При санитарной обработке растений пользоваться только мыльным растворами.
3.12. Наглядные пособия, учебные модели, микроскопы, лабораторное оборудование применяется только в исправном состоянии, с соблюдением правил безопасности.
3.13. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла необходимо соблюдать осторожность.
3.14. При использовании режущих и колющих инструментов соблюдать осторожность, не направлять их заостренные части на себя и людей.
3.15. Не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.
3.16. При нагревании жидкостей не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них, беречь руки от ожогов.
3.17. Использовать для сбора отработанных растворов химических реактивов стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.
3.18. Запрещается сливать отработанные растворы химических реактивов в канализацию.
3.19. В кабинете биологии должно быть обеспечено безопасное проведение демонстрационных опытов с применением опасных и едких веществ, а также с применением веществ, способствующих загрязнению учебного помещения. Для этих целей опыты проводятся только с использованием вытяжного шкафа при включенной вентиляции.
3.20. Необходимо поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол и рабочие столы обучающихся посторонними предметами, при осуществлении экспериментов на уроках биологии соблюдать инструкцию по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии.
3.21. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (ЭСО) использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
3.22. Работа с ЭСО должна соответствовать гигиеническим нормативам, использование ЭСО осуществляться при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
3.23. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Для этого оконные проемы в кабинете биологии, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами.
3.24. При использовании 2-х и более ЭСО суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них.
3.25. Не допускать одновременное использование обучающимися на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и ноутбук, интерактивная доска и планшет).
3.26. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам.
3.27. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать 15 минут.
3.28. Для определения продолжительности использования интерактивной доски (панели) на уроке рассчитывается суммарное время ее использования на занятии.
3.29. Не превышать общую продолжительность использования ЭСО на уроке биологии и суммарно в день в школе:

Электронные средства обучения Классы На уроке,
мин, не более
Суммарно в день в
школе, мин, не более
Интерактивная доска 5-9 классы 30 100
10-11 классы 30 120
Интерактивная панель 5-6 классы 20 80
7-11 классы 25 100
Ноутбук 5-9 классы 30 60
10-11 классы 35 70
Планшет 5-9 классы 20 60
10-11 классы 20 80

3.30. Необходимо выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
3.31. Сенсорные экраны, интерактивные маркеры ежедневно дезинфицировать в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
3.32. Расстояние от ближайшего места просмотра телевизионной аппаратуры до экрана должно быть не менее 2 метров.
3.33. При использовании ЭСО, оргтехники и иных электроприборов в кабинете биологии запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё ЭСО, оргтехнику и иные электроприборы мокрыми и влажными руками;
  • нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • разбирать включенные в электросеть приборы;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • смотреть прямо на луч света исходящий из проектора, прежде чем повернуться к классу лицом, необходимо отступить от интерактивной доски в сторону;
  • прикасаться к работающему или только что выключенному мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть;
  • оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть мультимедийный проектор и иные ЭСО, а также оргтехнику.

3.34. Не использовать в помещении учебного кабинета переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки, электрочайники, не сертифицированные удлинители.
3.35. В середине урока необходимо организовывать перерыв для проведения физкультминутки, содержащей комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. При использовании книжных учебных изданий гимнастику для глаз проводить во время перемен, при использовании ЭСО — во время занятий и перемен.
3.36. В кабинете биологии после каждого урока необходимо проводить сквозное проветривание. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещения в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводить.
3.37. Строго запрещено сидеть или вставать на подоконник, для предупреждения выпадений из окна, а также ранения стеклом.
3.38. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты в кабинете биологии:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • фартук должен облегать;
  • перчатки должны соответствовать размеру рук и не сползать с них;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание.

3.39. Не допускается в кабинете биологии нарушать настоящую инструкцию, иные инструкции по охране труда при проведении лабораторных и практических работ, демонстрационных экспериментов и работе с электронными средствами обучения.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций в кабинете биологии, причины их вызывающие:

  • повреждение стеклянной лабораторной посуды вследствие нарушения правил обращения со стеклянной посудой и ее использования при проведении опытов;
  • появление резкого и (или) неприятного запаха, вызывающего кашель, вследствие поломки вытяжного шкафа, разгерметизации влажных препаратов;
  • возникновение возгорания, вследствие небрежного обращения со спиртовкой и сухим горючим, легковоспламеняющимися веществами и жидкостями, неисправности электроприбора или иного электрооборудования;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать ее осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. Средства и действия, направленные на ликвидацию неприятного запаха:

  • срочно эвакуировать обучающихся из кабинета биологии в безопасное место;
  • проветрить помещение, открыв окна, чтобы улетучился запах;
  • обезопасить объект, ставший причиной распространения запаха.

4.4. Средства и действия, направленные на ликвидацию пожара, возникшего вследствие небрежного обращения со спиртовкой или сухим горючим, возгорания легковоспламеняющихся жидкостей, короткого замыкания в электроприборе:

  • прекратить доступ кислорода, воздуха, закрыв спиртовку или таблетку сухого горючего специальным колпачком;
  • при проливе и возгорании горючих и легковоспламеняющихся жидкостей — прекратить доступ кислорода с применением песка, кошмы, покрывала для изоляции очага возгорания, огнетушителя;
  • обесточить электроприбор, воспользоваться огнетушителем.

4.5. В случае появления задымления или возгорания в кабинете биологии необходимо немедленно вывести детей из кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб.
4.6. При получении травмы обучающимся в кабинете биологии необходимо оперативно оказать ему первую помощь, воспользовавшись аптечкой. Вызвать медицинского работника школы, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103) и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом.
4.7. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения и канализации в кабинете биологии необходимо вывести обучающихся из помещения, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной работе (завхозу) общеобразовательной организации.
4.8. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании работы в кабинете биологии

5.1. После завершения занятия в кабинете биологии необходимо:

  • проконтролировать приведение в надлежащий порядок рабочих мест обучающихся;
  • отключить электропитание ЭСО и оргтехники в той последовательности, которая установлена инструкциями по эксплуатации оборудования;
  • проследить за сохранностью оборудования после выполнения практических работ;
  • собрать у обучающихся остатки растворов и реактивов, поместить в специальную посуду для последующей нейтрализации;
  • собрать гербарный материал, влажные препараты и микропрепараты, микроскопы, и убедившись в их целостности, разместить в места хранения;
  • собрать лабораторную посуду;
  • обеспечить организованный выход всех учеников из учебного кабинета.

5.2. Внимательно осмотреть учебный кабинет биологии. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал в места хранения.
5.3. Осуществить сквозное проветривание кабинета биологии.
5.4. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушитель необходимо передать лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.5. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения кабинета биологии.
5.6. Закрыть окна, отключить приточно-вытяжную вентиляцию (при наличии), перекрыть воду и выключить свет.
5.7. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы в кабинете биологии.
5.8. При отсутствии недостатков закрыть кабинет биологии на ключ.

Инструкцию разработал: ____________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»___________202__г. ____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям в кабинете биологии
Инструкциям классного руководителя

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

СОГЛАСОВАНО                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ
Председатель профкома                                                        Директор МБОУ «Оборонинская сош» 
___________С.П.Гудухин                                                                    ___________ В.А. Шевченко
«_01__».09. 2013г.                                                                                           «_01__».09. 2013г.

                         Инструкция по охране труда при работе в кабинете биологии 
1. Общие требования охраны труда
1.1. К работе в кабинете биологии допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе в кабинете биологии возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;
— отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.5. При работе в кабинете биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты, препараты, проверить их исправность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
2.2. Тщательно проветрить помещение кабинета биологии.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии.
3.2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов.
3.3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.
3.4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ, при работе на учебно-опытном участке и при проведении экскурсий по биологии.
3.5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.
3.6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.
3.7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.
3.8. При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.
3.9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 л.
З.10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.
3.11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми-вредителями комнатных растений.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
5.2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее Злс крышкой для их последующего уничтожения.
5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Хилокское железнодорожное училище»

                                                                                                              
             «Утверждаю»

                                                                                                                              Директор
ГПОУ «ХЖУ»

                                                                                                                             
_________Чащин И.Г.

                                                                                                                             
«2» сентября 2019г.                   

УКАЗАНИЯ

О
ПРОВЕДЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ИНСТРУКТАЖА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. Для
воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к
правильным и безопасным методам работы в соответствии с п. 6.6.4 Положения об
организации работы по охране труда в учреждениях   просвещения   необходимо
проводить инструктирование и обучение учащихся, лаборанта и практикантов
соблюдению требований безопасности и гигиены труда.

2. В
соответствии с ГОСТом 12.0.004-79 «Организация обучения работающих
безопасности труда» инструктаж подразделяется на:

вводный
(на первом уроке биологии);

первичный
на рабочем месте;

повторный;

внеплановый
(при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести
или привели к травме);

текущий
(перед производством лабораторных и практических работ).

3. Вводный
инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель биологии. Он
обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники
безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с
которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами
предосторожности.

4.
Инструктаж на рабочем месте дополняет вводный и имеет целью ознакомить
учащихся, лаборанта или практикантов с организацией и содержанием рабочего
места, с безопасными методами работы, с правилами пользования средствами
индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении
конкретной работы, с обязанностями работающего на своем месте, а также с
правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. Инструктаж должен
сопровождаться показом безопасных приемов работы с последующей проверкой
усвоения знаний.

5.
Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся заведующий
кабинетом или учитель биологии проводит в случае грубого нарушения правил
техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя
или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из
перечисленных выше лиц, если он приступает к работе после получения травмы или
перерыва продолжительностью более 60 дней.

6. По
окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к
самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа.

Проведение
инструктажа вводного для учащихся, первичного и повторного на рабочем месте и
внепланового фиксируется в специальном журнале.

Инструктаж
на рабочем месте первичный и повторный, а также внеплановый для лаборанта и
студентов-практикантов, а также инструктаж при проведении внеклассных и
внешкольных мероприятий для учащихся проводит также учитель биологии и
регистрирует его в специальном журнале.

Инструктаж,
текущий перед лабораторными и практическими работами проводится учителем биологии,
но не регистрируется.

ВИДЫ
ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ


соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)

п/п

Вид 
инструктажа

Время
или причины

проведения

Ответственный за проведение

Документ
для
регистрации

1

Вводный

На
первом уроке биологии и с каждым вновь прибывшим учащимся

Зав.
кабинетом, учитель

Журнал
по ТБ

2

Первичный
на рабочем месте

Перед
практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете
химии, и с каждым вновь прибывшим учеником

Зав.
кабинетом, учитель

Журнал
по ТБ

3

Повторный

На
первом уроке в каждом полугодии (триместре)

Зав.
кабинетом, учитель

Журнал
по ТБ

4

Текущий

Перед
проведением лабораторных и практических работ

Учитель

Не
фиксируется

5

Внеплановый

В
случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в)
отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых
правил, инструкций по охране труда и технике безопасности

Зав.
кабинетом, учитель

Классный
журнал (для лаборанта и практикантов – специальный журнал)

6

Целевой

В
случаях: а) постановки химического эксперимента на вечерах занимательной
химии; б) проведения экскурсий на промышленные предприятия и в химические
лаборатории

Учитель

Специальный
журнал

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Хилокское железнодорожное училище»

                                                                                 
                                                                                                                                                                      «Утверждаю»

                                                                             
                                                Директор ГПОУ «ХЖУ»

                                                                                                                             
_________Чащин И.Г.

                                                                                                                              «2»
сентября 2019г.                   

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
по охране труда для учащихся в кабинете биологии

I. Общие требования безопасности

1. Соблюдение требований настоящей
инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете биологии.

2. Спокойно, не торопясь, соблюдая
дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.

3. Соблюдать требования инструкции по
проведению ЛПР.

4. Не разрешается присутствие
посторонних лиц при проведении этих работ без ведома преподавателя.

5. Нельзя в кабинете принимать пищу и
пить.

6. Не загромождать проходы портфелями,
сумками и т.п.

7. Не передвигать учебные столы и
стулья.

8. Не вставлять в электрические розетки
какие-либо предметы.

9. Травмоопасность:

ü  поражение электротоком;

ü  порезы разбившейся стеклянной посудой;

ü  термоожоги и ожоги кислотой и др. органическими
жидкостями;

ü  ушибы при ударе об дверь.

10. Не садиться на трубы и радиаторы
водяного отопления.

11. Не приносить посторонние предметы,
чтобы не отвлекать и не травмировать товарищей.

II. Требования безопасности перед
началом занятий

1. Входить в кабинет после разрешения
учителя.

2. Не включать электроосвещение и
электроприборы.

3. Не открывать самостоятельно
форточки, фрамуги, окна.

4. Подготовить рабочее место и учебные
принадлежности к занятиям.

5. Одеть рабочую одежду и средства
индивидуальной защиты по указанию учителя.

6. Перед выполнением работы изучить по
учебнику, или пособию порядок её проведения.

7. Прослушать инструктаж по ТБ труда
при выполнении ЛПР.

III. Требования безопасности во
время занятий

1. Выполнять практические задания
только в рабочей одежде.

2. Приступать к работе и каждому её
этапу, после указания учителя.

4. Не проводить самостоятельно опытов,
не предусмотренных заданиями работы.

5. Не оставлять без присмотра
нагревательные приборы.

6. Соблюдать порядок и чистоту на
рабочем месте.

7. Не устранять самостоятельно
неисправности в оборудовании.

8. Не вносить в кабинет, без указания
учителя, любые вещества.

9. Не направляйте скальпель,
препаровальную иглу, лезвие безопасной бритвы на себя или своих товарищей.

10. Пользуйтесь специальным держателем
для пробирок.

IV. Требования безопасности в
аварийных ситуациях

1. При получении травм (порезы, ожоги)
сообщить учителю или лаборанту.

2. В случае возникновения аварийных
ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) по указанию учителя,
быстро, без паники, покинуть кабинет.

3. При внезапном заболевании, либо
плохом самочувствии, сообщить учителю.

4. Обо всех разливах жидкостей, а также
о рассыпанных твёрдых реактивах, сообщить преподавателю, не убирать их
самостоятельно.

V. Требования безопасности по
окончании занятий

1. Уборку рабочих мест производить по
указанию учителя.

2. Не выносить из кабинета любые
вещества без указания учителя.

3. Не сливать в канализацию растворы и
органические жидкости (только в специальные сосуды).

4. Снять рабочую одежду и
индивидуальные средства защиты, сдать лаборанту на хранение.

5. После ЛПР тщательно вымыть руки с
мылом.

6. Обо всех неполадках в работе
оборудования, электросети и т. д. сообщить учителю.

Зав. кабинетом биологии:  Малкова
Елена Сергеевна

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Хилокское железнодорожное училище»

«Утверждаю»

                                                                                                                             
Директор ГПОУ «ХЖУ»

                                                                                                                              _________Чащин
И.Г.

                                                                                                                   
          «2» сентября 2019г.                   

ИНСТРУКТАЖ

НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В
КАБИНЕТЕ ХИМИИ

(ПЕРВИЧНЫЙ,
ПОВТОРНЫЙ)

I. Общие
требования

1. К практическим работам допускаются учащиеся, которые
прошли медицинский осмотр, специальное обучение, инструктажи по охране труда, о
безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют. 

2. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам
техники безопасности (охраны труда) производится в пределах учебной программы,
и оформляются соответственно в журнале инструктажа. 

3. Выполнение данной инструкции является обязательной для
всех лиц, которые выполняют практические работы по биологии. 

4. Тщательно придерживайтесь правил личной гигиены и
санитарных норм на рабочем месте. 

5. В кабинете разрешается проводить эксперименты, только
предусмотренные учебными программами. 

6. Запрещается выполнять работы, не связанные с заданием
или указанием учителя. 


II. Требования безопасности перед началом работы 

1.Наденьте спецодежду, застегните её на все пуговицы,
волосы 
спрячьте под головной убор. 

2. Освободите рабочее место от всех ненужных для проведения
работы предметов и материалов. 

3. Проверьте наличие и надёжность посуды,
приборов, инструментов, материалов, необходимых для
выполнения задания. 

4. Начинайте выполнять задания только с разрешения учителя.


III. Требования безопасности во время работы. 

1. Выполняйте только ту работу, которую поручил
учитель. 

2. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите
его, накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки после
её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну 
спиртовку от другой — всё это угрожает пожаром. 

3. При пользовании скальпелем, лезвием для безопасной
бритвы, 
иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих 
инструментов на себя, других, чтобы избежать ранений.

4. Нагревая жидкости в пробирке, пользуйтесь
только специальным держателем к ней, а не бумажной полоской.
Чтобы избежать ожогов, не направляйте отверстие пробирки на себя 
или на других.

5. Пользуясь кислотами или щелочами, наливайте их только в
стеклянную посуду. Кислоту вливайте в воду, а не наоборот. 

6. При использовании порошкоподобных химических
веществ, набирайте их только специальной ложечкой (не
металлической), не дотрагиваясь до порошкам руками. Помните, что многие
из этих веществ ядовиты. Тоже самое касается удобрений,
которые используются для подкормки растений. 

7. Все жидкости, которые остаются после
проведения лабораторных занятий с использованием химических веществ, сливайте
в стеклянные чашки или стаканы, специально для этого 
предназначенные (не сливайте их в водопроводную раковину).

8. Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. В случае
если она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте
их щёточкой в предназначенный для этого совок. 

9. При изготовлении препаратов для рассматривания их
под микроскопом очень аккуратно берите стёклышко большим
и указательным пальцами правой руки за края, расположите
его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке,
в непосредственной близости к нему, а потом выпустите стёклышко из
пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат. 


IV. Требования безопасности после окончания работ. 

1. Уберите рабочее место. 

2. Не мойте стеклянную посуду мылом, она становится скользкой,
и её легко упустить и разбить. 

3. После окончания работы обязательно тщательно
вымойте руки с мылом. 

4. Не выходите из кабинета без разрешения учителя. 


V.
Требования безопасности в аварийных ситуациях. 

1. В случае выявления неисправностей в приборах,
установках немедленно остановите работу и оповестите учителя. 

2. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

Зав. кабинетом биологии:  Малкова
Елена Сергеевна

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа №1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной»

 (ГБОУ Школа  № 1394)

109144, г. Москва, Батайский проезд, д. 47

т/факс 8(495) 348-50-10 e-mail: 1394@edu.mos.ru

ОГРН 1137746767036

www.sch1394uv.mskobr.ru

ИНН/КПП 7723881392/772301001

«Согласовано»

с 28.08.2015 г. на заседании профсоюзного комитета

Протокол № 01 от 28.08.2015 г.

Председатель профсоюзного комитета ГБОУ Школа №1394

_____________/ Писарева Л.П./

от « 28 »  августа  2015 года

«Утверждено»

Директор

_______________/ Тихонов В.А. /

от « 28 »  августа  2015 года

ИНСТРУКЦИЯ № 10

ИОТ-010-2015

По охране труда при работе

в кабинете биологии.

Инструкция разработана: специалистом по охране труда

ГБОУ Школа №1394  Роговским А.А.

Дата введения в действие: 01.09.2015 года

ИНСТРУКЦИЯ № 10

ИОТ-010-2015

По охране труда при работе в кабинете биологии.

1. Общие требования безопасности.

1.1. К работе в кабинете биологии допускаются лица не моложе 18 летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по охране труда.

1.2. Опасные и вредные производственные факторы:

— ожоги: химические, термические, от растений;

— ранения при небрежном обращении со стеклянной посудой, инструментами, от ударов упавшего сверху оборудования;

— отравления растениями, грибами, химическими веществами.

1.3. Кабинет биологии должен быть оснащен огнетушителем, песком, огнестойкой тканью для тушения очагов возгорания.

1.4. Кабинет биологии оснащается аптечкой для оказания до врачебной помощи.

1.5. При получении травмы учитель должен оказать первую помощь пострадавшему, сообщить администрации о происшествии, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Подготовить рабочее место: принести и разложить посуду, инструменты, препараты, проверить исправность и целостность приборов, посуды.

2.2. Проверить исправность работы вытяжного шкафа, надеть необходимую спецодежду и другие средства индивидуальной защиты.

2.3. Убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения, укомплектованности аптечки перевязочными материалами и медикаментами.

3. Требования безопасности вовремя работы.

3.1. Следите за тем, чтобы на лабораторных ученических столах были только учебные пособия, инструменты и приборы, относящиеся к занятиям.

3.2. Пребывание учащихся в кабинете биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии.

3.3. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла необходимо соблюдать особую осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб, брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

3.4. При работе с твердыми химическими веществами следует набирать их специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, одежду, в глаза.

3.5. Отработанные химические растворы следует собрать в стеклянную тару, и после занятий нейтрализовать.

3.6. Лабораторную посуду запрещается мыть мылом, так как она становится скользкой и выпадает из рук.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При химических, термических или ожогах от растений обожженное место следует подставить под струю холодной воды.

4.2. При попадании химического вещества в глаза их следует обильно промыть водой.

4.3. При получении травмы следует оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать в шкафы в лаборантской оборудование, приборы, инструменты, препараты.

5.2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3-х л. для их последующего уничтожения.

5.3. Тщательно вымыть руки с мылом.

28 августа 2015 года                          Специалист по охране труда

                                                                     ГБОУ Школа № 1394

                                                      ____________________ Роговской А.А.

С инструкцией ознакомлен(на) _______________________________________

                                                                                       должность

                                                       ______________________/________________/

 

Инструкция  для учащихся при занятиях в кабинете биологии

1. Общие требования безопасности

1. К работе в кабинете (лаборатории) биологии допускаются учащиеся, которые получили инструктаж преподавателя. При использовании газовых горелок инструктаж необходимо сопровождать показом.

2. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете (лаборатории) биологии.

3. В кабинете (лаборатории) биологии проявляйте осторожность, соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте, выполняйте требования инструкции по охране труда для данного опыта.

4. Соблюдайте пожарную безопасность в кабинете биологии.

5. При обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемых  приборов, установок, недоброкачественности посуды прекратите работу и поставьте в известность преподавателя.

6. В случае получения травмы (порезы, ушибы), ожогов, а также при плохом самочувствии необходимо сообщить об этом преподавателю или лаборанту.

7. Для оказания первой медицинской помощи при травмах в кабинете (лаборатории) биологии имеется аптечка, которая хранится в специальном шкафчике с красным крестом на дверце (состав медикаментов см. в Приложении 6).

8. Соблюдайте правила личной гигиены, содержите руки в чистоте. При работе в кабинете не пейте воду и не принимайте пищу.

9. Пребывание учащихся в помещении кабинета (лаборатории) биологии допускается только в присутствии преподавателя биологии.

2. Требования безопасности перед началом работы

10. Уясните последовательность и правила безопасного проведения опыта, лабораторной работы.

11. Проверьте состояние рабочего места; наличие необходимых инструментов, приборов, учебных пособий для данной работы.

12. Не загромождайте рабочее место, освободите его от ненужных для работы предметов и материалов.

14. При использовании в лабораторной работе фиксированного в формалине материала накануне занятия необходимо извлечь его из раствора и тщательно промыть под сильной струей воды (эту работу выполняет лаборант).

3. Требования безопасности при выполнении работы

15. Приступайте к выполнению задания только после разрешения преподавателя.

16. Выполняйте только ту работу, которая предусмотрена заданием или поручена преподавателем.

17. Когда пользуетесь скальпелем, лезвием для безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений.

18. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно берите покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположите его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпустите стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

19. Не мойте стеклянную посуду мылом: она становится скользкой — и ее легко уронить и расколоть.

4. Требования безопасности по окончании работы

20.  При обнаружении после окончания работы разбитой посуды немедленно сообщайте преподавателю.

21. Приведите рабочее место в порядок.

22. Тщательно вымойте руки с мылом.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 23. При возникновении аварийной ситуации (пожар, утечка газа, появление резких запахов) необходимо четко выполнять указания преподавателя и при необходимости эвакуироваться из помещения.

33. В случае разрыва стеклянных сосудов запрещается убирать осколки стекла голыми руками. Используйте щетку и совок.

34. При получении травмы, отравления или внезапного заболевания учащиеся немедленно обращаются к преподавателю. Первую медицинскую помощь оказывать на месте. При необходимости вызывать врача.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда при работе в кабинете биологии

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

К работе в кабинете биологии допускаются лица, достигшие
16-летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по ох­

ране труда.

Опасные производственные факторы:

химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов
кислот, щелочей и других едких веществ;

термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовка­
ми;

порезы и уколы рук при небрежном обращении’ с лабораторной
посудой, режущим и колющим инструментом;

отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами
грибов.

Для тушения очага возгорания кабинет биологии должен быть
обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушитель пенный и

углекислый ящик с песком;

При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об атом администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего
в ближайшее лечебное учреждение.

После окончания работ тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты,
препараты, проверить их правильность, целостность лабораторной посуды
и приборов из стекла.

Убедится в наличии и исправности первичных средств пожароту­шения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикамен­тами
и перевязочными средствами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся,
приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов.

В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые ­
вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.

Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской ­
допускается только в присутствии учителя (преподавателя) био­логии
.

Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими дверными створками без стекол.

В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции
по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических ­
работ, во время работы на учебно-опытном участке при проведении

экскурсий биологии.

Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные ­
приборы с открытой спиралью.

При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соб­людает
особую осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие
стенки пробирок, колб, брать предметные и покровные стекла за края легко,­

во избежание порезов пальцев.

При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек
специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать
попадания растворов кислот и щелочей на кожу, глаза и одежду.

Запрещается использование инсектицидов для борьбы с насеко­мыми-
вредителями комнатных растений.

Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализа­цию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью
не менее Зл.

Не мыть лабораторную посуду мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4. 1. При разливе легко воспламеняющихся жидкостей или ее воспла­менения эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.8. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.3. При получении травмы сообщить оказать первую помощь постра­давшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ.

Привести в порядок рабочее место. Убрать в лаборантскую в
шкаф оборудование, приборы, инструменты, препараты.

Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее З л для последующего уничтоже­ния.
 

Тщательно вымыть руки с мылом.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ

с использованием микроскопа

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:

уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;

порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.

Ученик соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стёклами.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.

Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.

Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда для учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных с гербарным материалом в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.

Опасности в работе:

аллергические реакции на сухой гербарный материал;

уколы шипами, колючками гербарных растений при небрежном обращении с ними;

попадание частичек гербарного материала в глаза и слизистую носоглотки с повреждённых гербариев.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.

Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.

Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.

Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по технике безопасности для учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и демонстрационных опытов в кабинете биологии

Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений — 6 классов).

Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.

Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживание пробирок бумажными полосками.

Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов ра­боты, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).

При выполнении лабораторной работы – сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.

При проведении лабораторной работы — получение вытяжки xлорофила из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.

При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.

В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.

При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.

Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.

Опасности в работе:

отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;

порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.

Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.

Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.

Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

При возникновении аварийной ситуации:

сообщить администрации, директору;

сообщить пожарной охране;

принять меры по эвакуации учащихся из помещения;

отключить электросеть.

Требования по оказанию первой помощи.

Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.

Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по правилам безопасности для учащихся на пришкольном участке.

I. Общие требования безопасности

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.

Работать на учебном участке в халатах или перчатках.

Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями.

Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.

Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров.

Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа, через каждые 20 минут работы 10 минутный перерыв, 7-8 классы работают 3-4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут.

Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

Все работы выполнять после указания учителя, руководителя трудовой практики.

Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.

Травмоопасность на учебном участке:

солнечный удар;

порезы и ушибы при работе с инвентарём;

отравление ядохимикатами и т.п. веществами.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ.

Надеть рабочую одежду и защитные перчатки.

Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда.

Получить конкретное задание на ближайшие 20 — 30 минут от учителя — руководителя работ.

При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.

III. Требования безопасности во время занятий

Приступить к работе после указания учителя.

Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.

Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.

Прополку вести только инвентарём, но не руками.

Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой и т.д.

Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.

Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

Проводить 10 минутный отдых в тени.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию учителя или руководителя работ.

При травматизме обратиться за помощью к учителю.

При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.

V. Требования безопасности по окончании занятий

Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.

Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю.

Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.

О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии

Общие требования безопасности.

1.К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.

2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных поизводственных факторов:

— химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

— термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

— порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

— отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.

5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать расположение первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы.

Подготовить к работе необходимое оборудование , инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

Требования безопасности во время работы.

1. Пребывание учащихся в помещение кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учмиеля.

2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактовов.

3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.

4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ и практических работ, на учебно-опытном участке и при поведении экскурсий по биологии.

5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай и др.) а также колючих растений.

6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

8. При работе с твердыми химреактивами набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.

9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.

10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных растений.

Требования безопасности по окончании работы.

1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью неменее 3 литров с крышкой для их последующего уничтожения.

3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструктаж

для учащихся школы

по охране труда при проведении экскурсий по биологии

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-ro класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении экскурсии по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

— травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

— укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);

— заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);

— отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

— заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.

1.3. При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.4. Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу.

1.5. При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.

1.7. Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСКУРСИИ.

2.1. Перед проведением экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.

2.2. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами.

2.3. Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.

2.4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ.

3.1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми.

3.2. При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.

3.3. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.

3.4. Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых.

3.5. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плода и грибы.

3.6. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.

3.7. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.

3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЭКСКУРСИИ.

5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся.

5.2. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы.

5.3. Тщательно вымыть руки с мылом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Весы микросим м0601 инструкция по эксплуатации
  • Соковыжималка binatone je 500 инструкция по применению
  • Ортофен вертекс мазь инструкция по применению
  • Срок руководства путина
  • Руководство домом детского творчества