Инструкция по охране труда при ремонте мостового крана

Настоящая инструкция по охране труда при выполнении ремонтных работ и обслуживании мостового крана доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования охраны труда при работе с повышенной опасностью: ремонтные работы, обслуживание мостовых кранов.
1.2. При работе с повышенной опасностью: ремонтные работы, обслуживание мостовых кранов возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— пожаровзрывоопасность;
— падение с высоты;
— движущие механизмы и машины;
— острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря.
1.3. К работам с повышенной опасностью допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специальное обучение, прошедшие медицинское освидетельствование, проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.4. При работе с повышенной опасностью: ремонтные работы, обслуживание мостовых кранов работник обеспечивается спецодеждой и спецобувью, средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
1.5. При работе с повышенной опасностью: ремонтные работы, обслуживание мостовых кранов необходимо знать и строго соблюдать требования по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
1.6. При работе с повышенной опасностью: ремонтные работы, обслуживание мостовых кранов работник извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на рабочем месте, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.7. Присутствие посторонних лиц в рабочем пространстве не допускается.
1.8. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.
1.9. Проведение работ должно проводиться в соответствии с техническими проектами, техническими инструкциям.
1.10. При работе с повышенной опасностью: ремонтные работы, обслуживание мостовых кранов работник должен проходить обучение по охране труда в виде: вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте и специального обучения в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.
Перед допуском к самостоятельной работе работник должен пройти стажировку под руководством опытного работника.
1.11. При работе с повышенной опасностью: ремонтные работы, обслуживание мостовых кранов работник должен:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
— выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную непосредственным руководителем, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— применять безопасные приемы выполнения работ;
— использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
— знать:
— способы устранения дефектов в процессе выполнения работы;
— виды и назначение ручного и механизированного инструмента.
1.12. При работе с повышенной опасностью: ремонтные работы, обслуживание мостовых кранов необходимо соблюдать требования настоящей инструкции, а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации применяемых средств защиты, инструмента и оснастки для обеспечения защиты от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов, связанных с характером работы.
1.13. При работе с электроинструментом необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности.
1.14. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах.
1.15. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить работу. Сообщить непосредственному руководителю. Принять меры к устранению неисправностей. Работу продолжать только после устранения неисправностей.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть предусмотренную соответствующими нормами спецодежду и спецобувь. Спецодежда должна быть застегнута. Приготовить средства индивидуальной защиты, убедитесь в их исправности.
2.2. Проверить наличие наряда-допуска на производство работ. Наряд-допуск на право выхода на крановые пути для производства ремонтных выдается согласно приказу по организации руководителю работ (начальнику цеха, участка), в подчинении которого находятся работники, производящие ремонтные работы.
2.3. Убедиться в достаточной освещенности рабочей зоны.
2.4. На крановых путях с двух сторон зоны ремонта необходимо установить временные тупики, вывесить красные флажки, запрещающие знаки безопасности, а в ночное время — красные лампочки.
2.5. Убрать лишние предметы, убедиться, ограждены ли открытые неизолированные осветительные сети, цеховые троллеи, силовые магистрали и рабочие площадки.
2.6. Выполнять работы на подкрановых балках, в цехах с действующими кранами можно только после получения наряда-допуска и прохождения инструктажа.
2.7. Установленные на мосте крана помосты, вышки, корзины должны свободно проходить возле элементов сооружения (ферм, колон). Расстояние от помостов, вышек или корзин до ферм и колон не должно быть менее 100 мм. Выполнение требований этого пункта должно быть проверено пробным перемещением крана до начала работ.
2.8. Проверить исправность заземления, наличие и исправность средств индивидуальной защиты, работу вентиляционных установок, электрооборудования. Все открытые и доступно расположенные движущиеся части необходимо защитить закрепляемыми ограждениями.
2.9. Проверить наличие огнетушителя и аптечки первой медицинской помощи.
2.10. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Работать только в исправной спецодежде и спецобуви и применять индивидуальные средства защиты.
3.2. Вывод крана в ремонт должен производиться лицом, ответственным за содержание крана в исправном состоянии.
3.3. При производстве ремонта кранов, а также подкрановых путей, лицо, ответственное за ремонт, должно получить наряд-допуск в порядке, установленном на предприятии, в котором должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения работ.
3.4. Кран должен быть отведён к ремонтной площадке.
3.5. Электромонтёр должен отключить рубильник в кабине крана, снять вставки плавких предохранителей и на рубильнике вывесить предупреждающий плакат с надписью: «Не включать — работают люди».
3.6. Плакат может быть снят лишь по окончанию ремонта лицом, ответственным за его проведение.
3.7. Ремонт элементов крана, расположенных со стороны главных троллейных проводов, производить при отключенном и закрытом на замок рубильнике, подающем напряжение на главные троллейные провода, и снятых вставках плавких предохранителей, при этом на рубильнике должен, закрыт на замок и вывешен предупреждающий плакат: «Не включать — работают люди».
3.8. На обеих сторонах крана внизу зоны оградить и вывесить предупреждающие плакаты с хорошо видимой надписью: «Хода нет — ремонт крана».
3.9. При ремонте узлов тележки последнюю установить в крайнее положение, с противоположной стороны от главных троллейных проводов, а при ремонте механизма передвижения моста, тележка обязана быть установлена напротив ремонтируемого узла.
3.10. Предупредить всех рабочих ремонтных бригад об опасности работы на высоте и в непосредственной близости от троллеев.
3.11. Запрещается подниматься в непредназначенных для этого местах.
3.12. Рабочий инструмент обязан находиться в специальном ящике, зачаленном на страховочный канат или специальной сумке через плечо.
3.13. Запрещается при ремонте крана свешиваться с фермы крана.
3.14. Выход на кран, подкрановый путь производить на специально установленных (посадочная площадка, ремонтная площадка) местах.
3.15. Выход на подкрановый путь производить только при открытых дверях с электроблокировкой и вынутой ключ-марке на ремонтируемом кране.
3.16. При выходе на подкрановый путь и производстве работ на подкрановом пути работник должен закрепиться за предохранительный канат, натянутый вдоль подкрановых путей (при отсутствии каната или ограждения высотой не менее 1 метра, работа по ремонту подкрановых путей и проход вдоль подкрановых путей запрещаться).
3.17. Не допускать на кран посторонних. Запрещается выход на крановые пути без оформления специального разрешения.
3.18. Запрещается:
— входить на кран и сходить с него во время его движения;
— выходить на крановые пути, ходить по крановым путям, перелезать с одного крана на другой;
— производить регулировку тормоза механизма при поднятом грузе, а также устанавливать приспособления для растормаживания тормоза вручную;
— оставлять на настиле галереи или на тележке инструмент, а также незакрепленное оборудование и детали;
— сбрасывать инструмент, материалы и запасные части с крана;
— при выполнении работы гаечными ключами наращивать их трубами, другими ключами, пользоваться ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями болтов или гаек и губками ключа;
— оставлять незакрепленными детали оборудования даже при кратковременном перерыве в работе;
— выполнять работу, если не выполнены мероприятия по безопасному ведению работ и требования, изложенные в ППР, ТК, нарядах.
3.19. При работах около неогражденных вращающихся частей обеспечить их ограждение. Не включать и не останавливать, кроме аварийных случаев, машины, станки, механизмы, работа на которых не поручена.
3.20. Работать при наличии и исправности ограждений, блокировочных и других устройств, обеспечивающих безопасность труда, при достаточной освещенности.
3.21. Запрещается хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся материалы и обтирочный промасленный материал.
3.22. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.23. Не допускать проведение работ без средств индивидуальной защиты.
3.24. Не загромождать рабочее место, проходы к нему и между оборудованием, столами, стеллажами, проходы к пультам управления, рубильникам, пути эвакуации и другие проходы.
3.25. Не использовать для сидения случайные предметы (ящики, бочки и т.п.), оборудование.
3.26. Запрещается эксплуатация лестниц и стремянок без средств защиты.
3.27. Запрещено принимать пищу, курить на рабочем месте.
3.28. При переноске лестницы одним работником она должна находиться в наклонном положении так, чтобы передний конец ее был приподнят над землей не менее чем на 2 м.
3.29. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.30. В случае обнаружения неисправности прекратить работу и поставить в известность руководителя.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае возникновения аварийной ситуации (разрушение конструкции крана, повреждение ограждения рабочей площадки, неустойчивое положение груза и т.п.) прекратить работу.
4.2. Огородить опасную зону, выйти из нее, не допускать в нее посторонних лиц.
4.3. Сообщить об аварийной ситуации руководителю работ.
4.4. Первая помощь при поражении электрическим током.
При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения — оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.
При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и косвенный (непрямой) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживление начинать необходимо немедленно, после чего вызвать скорую медицинскую помощь.
4.5. Оказывая помощь пострадавшему при переломах костей, ушибах, растяжениях, надо обеспечить неподвижность поврежденной части тела с помощью наложения тугой повязки (шины), приложить холод. При открытых переломах необходимо сначала наложить повязку и только затем — шину.
4.6. При наличии ран необходимо наложить повязку, при артериальном кровотечении — наложить жгут.
4.7. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой медицинской помощи по телефону 103 или 112, сообщить своему непосредственному руководителю и по возможности сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.
4.8. Если произошло возгорание, необходимо вызвать пожарную часть по телефону 101 или 112 и приступить к тушению имеющимися средствами пожаротушения.
4.9. Во всех случаях необходимо выполнять указания руководителя работ по ликвидации последствий аварии.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Убрать инструмент и посторонние предметы, находящиеся на подкрановых путях. Запрещается оставлять на кране какие-либо незакрепленные предметы, а также инструмент в местах, не предназначенных для его хранения.
5.2. Ремонтному персоналу спуститься с крана подкрановых путей по предусмотренным лестницам.
5.3. По указанию лица, ответственного за безопасное производство ремонтных работ, работник должен поставить предохранители и включить рубильник главных троллей. Снять плакат «Работают люди» и с разрешением ответственного пустить кран в эксплуатацию.
5.4. Лицо, ответственное за безопасное проведение ремонтных работ, обязано сделать записи в журнале отремонтированного и рядом работающих кранов о разрешении пуска их в работу, после опробования всех механизмов и приборов безопасности.
5.5. Переодеться. Спецодежду, спецобувь, средства индивидуальной защиты убрать в отведённое место.
5.6. Принять душ, вымыть лицо и руки теплой водой с мылом.
5.7. Сообщить руководителю работ обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы.

Скачать Инструкцию

Инструкция по охране труда для слесаря по обслуживанию грузоподъемных кранов и крановых путей

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1.К ремонту грузоподъемных кранов, допускаться лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение в специализированных учебных заведениях (ПТУ, учебных комбинатах, курсах), в том числе создаваемых на предприятиях, располагающих материально-технической базой для теоретического и практического обучения, и имеющие удостоверение на право ремонта грузоподъемных кранов, а также прошедшие медицинское освидетельствование для работы на высоте, назначенные распоряжением по цеху, в ведении которого находятся ремонт и межремонтное обслуживание грузоподъемных механизмов.

1.2.Персонал, назначений для обслуживания и ремонта кранов, обязан:

—          знать настоящую инструкцию, а также инструкцию по монтажу и эксплуатации крана;

—          знать устройство крана, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;

—          знать ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана, нормы и периодичность смазки;

—          знать порядок обмена сигналами с крановщиками, установленный на предприятии;

—          знать порядок производства работ кранами вблизи линий электропередачи установленный приказом по предприятию;

—          знать лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;

—          знать какие стали можно применять для замены или ремонта металлоконструкций крана, их узлов и деталей;

—          знать основные виды и причины износа деталей и узлов механизмов крана и их влияние на работу крана, а также допустимый износ деталей и узлов в соответствии с требованиями завода изготовителя или Правил по кранам;

—          знать порядок вывода крана в ремонт;

—          знать требования, предъявляемые к подкрановым путям и их содержанию;

—          знать «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» в части, касающейся общих технических требований, предъявляемым к кранам; газа- и электросварке, применяемой при монтаже и ремонте кранов, в том числе при приварке перил, лестниц, ограждений, ребер жесткости и других элементов; устройства грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений, канатов, цепей, барабанов, блоков, звездочек, тормозов, опорных деталей, упоров, буферов, противовесов, балласта, приборов безопасности, механизмов, ограждения галерей, площадок, лестниц и подкрановых путей; порядка установки кранов и их регистрацию в Госнадзорохрантруда, получения на пуск в работу, проведения технического  освидетельствования, надзора, норм браковки канатов, цепей, крюков;

—          знать систему планово-предупредительных ремонтов кранов;

—          знать производственные инструкции для крановщика и стропальщика и руководствоваться ими;

—          знать приемы освобождения от воздействия электрического тока лиц, попавших под напряжение и способы оказания первой помощи при поражении электрическим током и других случаях травмирования;

1.3.Слесарь, назначенный для обслуживания и ремонта кранов, обязан уметь:

—          находить и устранять повреждения в механической части крана;

—          производить ревизию и ремонт болтовых и шпоночных соединений, соединительных муфт, подшипников, зубчатых передач редукторов, тормозов и подкрановых путей;

—          производить регулировку тормозов;

—          в составе бригады производить текущий, малый и капитальный ремонты кранов и подкрановых путей;

—          подбирать для выполнения слесарно-ремонтных работ материалы, заготовки, запчасти, рабочий и мерительный инструменты, приспособления и определять их пригодность;

—          определять качество выполненных работ и устранять возможные в работе дефекты;

—          составлять дефектные ведомости на ремонт кранов:

1.4.Последующая проверка знаний слесарей и бригадиров, обслуживающих краны, должна производиться квалификационной комиссией:

—          периодически не реже одного раза в 12 месяцев;

—          при переходе с одного предприятия на другое;

—          повторно, по требованию инженера по надзору за безопасной эксплуатацией кранов или инспектора Госнадзорохрантруда во всех случаях при нарушении настоящей инструкции.

1.5.Работы, выполняемые по ремонту кранов и подкрановых путей, должны производиться под руководством и наблюдением ответственного лица за безопасное производство ремонтных работ.

1.6.Слесарь обязан вести тщательное наблюдение за порученными ему кранами, съемных грузозахватными приспособлениями и подкрановыми путями, путем их осмотра и проверки действия, поддерживать это оборудование в исправном состоянии.

1.7.На бригадира возлагается ответственность за своевременное и качественное проведение профилактических осмотров и ремонтов кранов, съемных грузозахватных приспособлений и подкрановых путей.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Требования, предъявляемых к бригадиру, распространяются (в случае отсутствия ремонтных бригад) на слесарей, назначенных для обслуживания и ремонта кранов.

1.8.За каждым из бригадиров приказом по цеху должны быть закреплены определенные краны.

2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РОБОТЫ.

2.1.Перед началом работы слесарь-ремонтник обязан:

—          получить инструктаж у ответственного за проведение ремонтных работ;

—          ознакомиться в нем.

2.2.Место внизу под ремонтируемым или кран балкой оградить и выставить необходимые предупреждающие знаки.

2.3.Бригадир (слесарь по ремонту) обязан:

—          следить за тем, чтобы имелось в наличии достаточное количество запасных частей на случай ремонта вверенных ему  кранов, а также достаточное количество смазочных и обтирочных материалов;

—          наблюдать за работой крановщиков и стропальщиков на порученных ему кранах и сообщить механику цеха обо всех замеченных нарушениях, а также о небрежном отношении к оборудованию крана, съемным грузозахватным приспособлениям;

—          обо всех несчастных случаях с людьми и авариях, происшедших на кранах, немедленно сообщить механику цеха.

2.4.При обнаружении неисправностей, могущих вызвать аварию или несчастный случай, бригадир(слесарь) обязан принять меры к немедленной остановке крана и сообщить механику (мастеру службы механика) цеха.

В частности, кран не должен допускаться при:

—          наличии трещин в ответственных местах металлоконструкций;

—          недопустимом износе крюков, канатов, цепей;

—          неисправности механизмов подъема груза или изменении вылета стрелы;

—          неисправности тормоза механизма подъема  груза;

—          неисправности ограничителей высоты подъема, сигнального прибора и других неисправностей.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

Во время работы слесарь обязан:

3.1.Осмотры кранов, их ремонты, рихтовка и ремонт подкрановых путей обязаны проводиться в сроки, установленные графиком ППР, составленным механиком цеха, с обязательной записью в журнале периодических осмотров, о результате осмотра и принятых мерах по устранению выявленных неисправностей.

3.2.Осмотр.

3.2.1.Осмотр имеет целью установить, что кран отвечает требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и находиться в исправном состоянии, обеспечивающим его безопасную работу.

3.2.2.При осмотре слесарь обязан проверить все механизмы крана, как путем осмотра, так и путем проверки совместно с крановщиком их в работе, состояние подкрановых путей, металлоконструкций, произвести тщательный осмотр грузовых канатов, крюковой подвески или грейфера, чал очных приспособлений.

3.2.3.При проверке механизмов крана необходимо:

1).проверить крепление и исправность всех движущихся деталей, при обнаружении ослабления шпоночных соединений муфт, барабанов, зубчатых колес и пр., ослабление немедленно устранить или заменить изношенные шпонки новыми. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения должны быть предохранены от произвольного развенчивания или разъединения;

2).при обнаружении ослабления болтового соединения обеих половин соединительных муфт подтянуть ослабшие гайки, а при износе кожаных или резиновых колец у пальцев муфт, немедленно поставить новые кольца;

3).при обнаружении излома зуба у шестерен любого зубчатого колеса, а также при обнаружении трещин во вращающихся деталях механизмов кранов (зубчатые передачи, блоки, тормозные шкивы и пр.) прекратить работу крана для смены дефектной детали, сообщив об этом механику цеха;

4).у колодочных тормозов проверить надежность креплений колодок, электрогидротолкателя или электромагнита, а также замыкающего груза на рычаге.

Если при приложении рукой усилия колодки в замкнутом состоянии остаются неподвижными, то тормоз действует.

Регулировку тормозов производить так, чтобы пути торможения механизмов передвижения соответствовали указанным в паспорте крана;

5).периодически, но не реже одного раза в месяц, проверять состояние осей уравнительного и других блоков и деталей их крепления, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов;

6).следить, чтобы все зубчатые и червячные передачи, муфты трансмиссионного вала, соединительные муфты с выступающими болтами и шпонками, а также вал около выхода на мост крана, были закрыты прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку;

7).проверить крепление каната, которое должно быть произведено надежным способом, предохраняющим канат как от перетирания, так и от выскальзывания из мест крепления.

8).проверить состояние крепления рельсов и тупиковых упоров пути крана и тележки, щитков ходовых колес, а также опорных деталей, буферов и упоров. Зазор между щитками и рельсом должен быть не более 10 мм, а между опорными деталями и рельсом не менее 20 мм;

9).обеспечить наличие на каждом кране сохранность таблички, указывающей регистрационный  номер крана, его грузоподъемность и дату испытания, следующего испытания;

10).проверить исправность, надежность крепления и действия приборов безопасности;

Концевых выключателей для автоматической остановки перед подходом к упору механизма подъема грузозахватного органа, стрелы, механизма передвижения крана и тележки, механизма передвижения при подходе одного крана к другому.

Концевой выключатель механизма подъема должен быть установлен так, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме зазор между грузозахватным органом и упором был у электроталей не менее 50мм, а у всех других кранов не менее 200 мм.

Концевой выключатель механизма передвижения должен быть установлен таким образом, чтобы отключение двигателя последнего происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизма, а у башенных и козловых кранов – не менее полного пути торможения. При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения кранов, работающих на одном пути, указанное расстояние может быть уменьшено до 0.5 м;

Концевого выключателя, автоматически отключающего троллейные провода при выходе на галерею крана, с которой не исключаться случайное прикосновение к не огражденным проводам;

Электрический блокировки двери кабины, не позволяющей начать передвижение крана при открытой двери;

Ограничителей грузоподъемности, стреловых самоходных и башенных кранов, автоматически отключающих механизмы подъема груза, изменения вылета стрелы и вращение в случае, если вес на крюке при данном вылете стрелы превышает 110% грузоподъемности, установленной для этого вылета;

Устройства, автоматически отключающего электродвигатель механизма поворота поворотного крана на время, необходимое для перехода с неповоротной части в кабину на вращающейся части,  исключающего возможность зажатия людей между поворотной и неповоротной частями крана;

Автоматического указателя грузоподъемности, соответствующей установленному вылету стрелы;

Автоматического указателя наклона стреловых самоходных кранов в поперечном и продольном направлениях;

Ане метров, автоматически включающих сирену башенных, портальных и козловых кранов при достижении скорости ветра, при котором должна быть прекращена работа крана;

11).следить, чтобы не реже одного раза в неделю крановщика производил общую чистку крана;

12).следить за правильным использованием системы смазки крановщиками и принимать меры к устранению вытекания смазки из подшипников и редукторов;

13).не реже одного раза в месяц производить проверку:

—          состояния металлоконструкции фермы крана и рамы тележки и их сварных (заклепочных) соединений (отсутствие трещин, деформация, утонения стенок вследствие коррозии, ослабление клепаных соединений и других дефектов), а также состояния крепления кабины, лестниц, площадок и ограждений;

—          состояния крюка и деталей его подвески в разобранном виде (износ и отсутствие трещин в зеве, в нарезной части и других местах);

—          результаты осмотра записывать в журнал осмотра крана;

14).у кранов, транспортирующих расправленный металл и жидкий шлак, ревизию крановых и штампованных крюков и деталей их подвески производить не реже одного раза в год в заводской лаборатории с применением физических методов контроля. Заключения лаборатории хранить совместно с паспортом крана;

15).на кранах, оборудованных противоугонными средствами осматривать состояние этих средств;

16).принимать меры к предохранению металлоконструкции и металлических деталей крана от коррозии;

17).не реже одного раза в три месяца производить слив загрязненного масла с редуктора, промывку и наполнение их чистым маслом по установленным нормам, а также смазку канатов. Смазка канатов должна производиться на реже одного раза в месяц в зависимости от условий работы крана;

18).производить осмотр съемных грузозахватных приспособлений в сроки, установленные графиком, составленным механиком цеха, но не реже чем:

через 1 месяц – клещей, других захватов и траверс;

через каждые 10 дней – стропов (цепных и канатных).

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений заносить в журнал учета и осмотра их;

19).следить за наличием:

на съемных грузозахватных приспособлениях клейм или прочно прикрепленных бирок с указанием номера грузоподъемности и даты испытания;

на специальной таре под отходы – указания ее назначения, номера, собственного веса, веса груза, для транспортировки которого она предназначена.

3.3.Ремонт.

3.3.1.Вывод крана в ремонт должен производиться лицом, ответственным за содержание крана в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным руководством цеха.

При производстве ремонта мостовых и консольных передвижных кранов, а также подкрановых путей, бригадир (лицо ответственное за ремонт) должен получить наряд-допуск в порядке, установленном на предприятии, в котором должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения работ.

3.3.2.Бригадир(слесарь) обязан выполнять все требования, указанные в наряде допуске, в том числе:

1).потребовать от крановщика отвести кран к ремонтной площадке;

2).вызвать электрика, который должен отключить рубильник в кабине крана, снять вставки плавких предохранителей и на рубильнике вывесить предупреждающий плакат с надписью;

«Не включать – работают люди».

Плакат, может быть, снять лишь по окончанию ремонта лицом, ответственным за его проведение;

3).ремонт элементов крана, расположенных со стороны главных троллейных проводов, производить при отключенном и закрытом на замок рубильнике, подающем напряжение на главные троллейные провода, и снятых вставках плавких предохранителей, при этом на рубильнике должен, закрыт на замок и вывешен предупреждающий плакат:

«Не включать работают люди».

4).на обеих сторонах крана внизу зоны оградить и вывесить предупреждающие плакаты с хорошей видимой надписью:

«Хода нет – ремонт крана».

5).при ремонте узлов тележки последнюю установить в крайнее положение, с противоположной стороны от главных троллейных проводов, а при ремонте механизма передвижения моста, тележка обязана быть установлена напротив ремонтируемого узла;

6).предупредить всех рабочих ремонтных бригад об опасности работы на высоте и в непосредственной близости от троллеев;

7).запретить рабочим подниматься в непридназначеных для этого местах;

8).запретить рабочим подниматься на кран, имея в руках инструмент, детали и т.п.           Рабочий инструмент обязан находиться в специальном ящике, зачаленном на страховочный канат или специальной сумке через плечо;

9).запретить при ремонте крана свешиваться с фермы крана, а в случае необходимости надежно прикрепиться страхующим поясом к местам, определенным для этих целей;

10).запретить сбрасывать что-либо с крана;

11).не производить ремонтные работы на башенных, портальных и козловых кранах при ветре силой более 6 балов и при гололедице.

3.3.3.Выход на кран, подкрановый путь производить с специально установленных (посадочная площадка, ремонтная площадка) местах.

3.3.4.Выход на подкрановый путь производить только при открытых дверях с электроблокировкой и вынутой ключ-марке на ремонтируемом кране.

3.3.5.При выходе на подкрановый путь и производстве работ на подкрановом пути слесарь-ремонтник должен закрепиться за предохранительный канат, натянутый вдоль подкрановых путей (при отсутствии каната или ограждения высотой не менее 1 метра, работа по ремонту подкрановых путей и проход вдоль подкрановых путей запрещаться).

3.4.РЕМОНТ И ОСМОТР КРАНОВ И ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ В ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗНИЧНЫЕ ДНИ.

3.4.1.Главные троллеи в пролете, где ремонтируются или осматриваются краны или подкрановые пути и в смежных пролетах обязаны быть отключены электриком, предохранители вынуты, ручки главных рубильников запереть на замок. Ключи должны находится у ответственного за проведение ремонтных работ.

3.4.2.Выход на подкрановые пути, доступ на краны и выполнение ремонтных работ производить, соблюдая требования, изложенные в подразделе 2.2.

4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.

Слесарь обязан:

4.1.После окончания ремонтных работ убрать инструмент и посторонние предметы, находящиеся на подкрановых путях и кране. Запрещается оставлять на кране какие-либо незакрепленные предметы, а также инструмент в местах, не предназначенных для его хранения.

4.2.Ремонтному персоналу спуститься с крана подкрановых

путей по предусмотренным лестницам.

4.3.По указанию лица, ответственного за безопасное производство ремонтных работ, дежурный электрик должен поставить предохранители и включить рубильник главных троллей. Снять плакат «РАБОТАЮТ ЛЮДИ» и с разрешением ответственного пустить кран в эксплуатацию.

4.4.Лицо, ответственное за безопасное проведение ремонтных работ обязано сделать записи в журнале отремонтированного и рядом работающих кранов о разрешении пуска их в работу, после опробования всех механизмов и приборов безопасности.

5.ОТВЕТСТВЕНОСТЬ.

5.1.Слесарь по обслуживанию грузоподъемных кранов и крановых путей, обученный и аттестованный в соответствии с Правилами, несет личную ответственность за нарушение требований, изложенных в настоящей инструкции в соответствии с действующим законодательством Украины.

6.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

6.1.Ремонтный персонал должен выйти на кран, соблюдая требования, изложенные в пунктах и принять меры для устранения неисправностей крана и отгона его к ремонтной площадке для продолжения ремонта. Дальнейшие ремонтные работы производить согласно раздела 3.4. настоящей инструкции.

6.2.В случае невозможности перемещения крана на ремонтную площадку администрация цеха принимает решение о ремонте крана, соблюдая требования раздела 3.4. настоящей инструкции или отключить кран до проведения ремонта в выходные дни. В случае принятия решения ремонтировать кран, необходимо перед ремонтом вывести людей, работающих под краном из зоны ремонта крана.

6.3.Производить ремонт крана, подкрановых путей одному человеку категорически запрещается.

6.4.В случае недомогания одного из членов бригады в процессе работы, работу необходимо приостановить и, в случае необходимости, принять меры для безопасного спуска больного с крана или подкрановых путей.

6.5.Изучить правила оказания помощи при поражении электротоком.

6.6.Человеку, попавшему под  напряжение, должна быть оказана медицинская помощь. Необходимо освободить пострадавшего от действия электрического тока, отключить установку и отделить пострадавшего от токоведущих частей, используя сухую доску, палку или каким либо другим сухим предметом.

6.7.Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся дыханием, его необходимо уложить в удобное положение создать приток свежего воздуха.

6.8.Если пострадавший дышит очень резко и судорожно, ему делают искусственное дыхание и массаж сердца. Искусственное дыхание должно проводиться до тех пор, пока восстановится нормальное дыхание, или до прибытия медицинского персонала.

6.9.Искусственное дыхание (изо рта в рот, изо рта в нос):

—          если у пострадавшего определяется пульс и необходимо приводить только искусственное дыхание, интервал между искусственными входами должен быть 5сек. (12 раз в минуту).

—          В случае отсутствия не только дыхания, но и пульса на сонной  артерии, делают подряд 2 искусственных вдоха и приступают к наружному массажу сердца. Надавливание следует производить быстрыми толчками, так, чтобы смешать грудину на 4-5 см., продолжительность надавливания не более 0.5 сек., интервал между отдельными надавливаниями 0.5 сек. На каждые 2 вдувания проводится 15 надавливаний на грудину.

6.10.При оказании помощи 2 человеками соотношение «дыхание-масаж» составляет 1:5.

Розробив:

Погодив:

Общие требования охраны труда и  безопасности

1.1. К обслуживанию и ремонту  электрооборудования подъемных сооружений, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, имеющие квалификацию электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования и квалификационную группу по электробезопасности не ниже 3, сдавшие экзамены в аттестационной  комиссии, а также получившие вводный и первичный инструктаж по охране труда и безопасности на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам ведения работ и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве,  получившие настоящую инструкцию под роспись, прошедшие стажировку в установленном порядке.

1.2. Допуск к самостоятельной работе электромонтеров  оформляется приказом по организации после проведения первичного инструктажа по охране труда и безопасности на рабочем месте. Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в 3 месяца.

1.3. Электромонтеры проходят периодическую проверку знаний настоящей инструкции в аттестационной комиссии не реже одного раза в 12 месяцев.

1.4. Внеочередная проверка знаний проводится:

            — При переходе в другую организацию;

            — В случае внесения изменений в настоящую инструкцию;

            — По требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений или инспектора Ростехнадзора.

1.5. Электромонтеры должен пройти стажировку:

       — перед допуском к самостоятельной работе после обучения и первичной проверки знаний,

       — при перерыве в работе по специальности более 12 месяцев — после проверки знаний, для восстановления практических навыков.

1.6. Электромонтёр, должен знать:

     — Настоящую инструкцию;

     — Руководство по эксплуатации подъемных сооружений завода-изготовителя;

     — Инструкцию «по охране труда и безопасности для электромонтеров, занятых ремонтом и обслуживанием электрооборудования»;  

            —  Основные положения общей электротехники;

            — «Правила устройства электроустановок» глава 5.4 электрооборудование кранов;

            — «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок», разделы: «Область применения Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок», «Организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках»; 

            — Назначение, устройство и принцип действия узлов, механиз­мов и электрооборудования подъемных сооружений;

     — Электрические схемы, закрепленных за работником подъемных сооружений;

            — Основные причины повреждений и аварий на электрооборудо­вании грузоподъемных машин. Уметь локализовать и устранять их.

            — Меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов.

      — Способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае, отравлении или внезапном заболевании.

            — Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения.

 1.7. Электромонтёр должен уметь:

            — Производить периодический осмотр и ремонт электрооборудования подъемных сооружений;

            — Производить подготовку электрооборудования грузоподъёмных машин к техническому освидетельствованию;

            — Находить и устранять основные причины повреждений  и аварий  на электрооборудовании подъемных сооружений.

            — Оказывать первую помощь пострадавшим  от электрического тока и  при других несчастных случаях.

 1.8. На территории организации  необходимо выполнять требования «Инструкции по охране труда для всех работающих».

 1.9. Каждый электромонтер должен выполнять требования Правил внутреннего трудового распорядка на территории предприятии. Курение разрешается только в отведенных местах.

 1.10. Следует соблюдать установленные на предприятии режимы труда и отдыха. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Сверхурочные работы допускаются в случаях предусмотренных Трудовым Кодексом РФ.

1.11. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) в подразделениях ООО «ПОЛИМИКС» устанавливается администрацией предприятия, исходя из условий работы и производственной целесообразности. Время на отдых и естественные нужды в течение смены – 50 мин.

1.12. Основными опасными и вредными факторами при выполнении работ по обслуживанию электрооборудования подъемных сооружений, являются:

            — Движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы — могут привести к травме;

            — Острые кромки, заусенции, шероховатость на поверхности оборудования  инструмента и приспособлений – могут привести к травме;

            — Расположение рабочего места на значительной высоте – может привести к травме (падению, в том числе предметов);

            — Повышенный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека – может привести к электротравме;

            — Повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны,   повышенная или пониженная влажность и скорость движения воздуха – могут привести к заболеваниям;

            — Физические перегрузки — могут привести к заболеваниям  опорно-двигательной системы, варикозному расширению вен;

            — Нервно-психические перегрузки – могут привести к заболеваниям нервной системы;

            — Недостаточная освещенность рабочей зоны  может привести к заболеваниям органов зрения;

            — Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны может привести к заболеванию органов дыхания.

1.13. Для безопасного производства работ по обслуживанию электрооборудования  необходимо применение следующей спецодежды и спецобуви, а также других средств индивидуальной защиты:

пп

Наименование

средств индивидуальной защиты

Документ

регламентирующий требования к средствам

индивид. защиты

Количество

Срок носки

/мес./

1.

Костюм х/б

ГОСТ 27575

1

12

2.

Перчатки диэлектрические

ТУ38.306-563-97

дежурные

3.

Пояс монтажный предохранительный

ГОСТ Р 50849

дежурный

4.

Галоши диэлектрические

ГОСТ 13385

дежурные

5.

Очки защитные

ГОСТ 12.4.013

дежурные

6.

Каска защитная

ГОСТ Р12.4.207-99

дежурная

7.

Ботинки кожаные

ГОСТ Р12.4.187-97

1

12

           

На наружных работах дополнительно

8.

 Куртка х/б на утепленной подкладке

  ГОСТ 29335

1

30

1.14. Электромонтер должен пользоваться исправным и испытанным инструментом (отвертки, плоскогубцы, указатели напряжения). Перед использованием должны быть проверены исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений и срок испытаний инструмента.

1.15. Электромонтер должен немедленно извещать своего непосредственного руководителя, о возникновение ситуаций угрожающей жизни и здоровью работников, ухудшении состояния своего здоровья, несчастных случая, авариях и инцидентах на опасных производственных объектах.

1.16. Ставить в известность специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружении в работоспособном состояние о неисправности оборудования, приспособлений и инструментов.

1.17. Самостоятельное устранение неисправностей, не входящих в  круг обязанностей электромонтера — запрещено.

1.18. Электромонтер должен пройти противопожарный инструктаж, знать правила поведения при пожаре и при обнаружении признаков горения, уметь пользоваться средствами пожаротушения на рабочем месте.

1.19. Электромонтер должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки с мылом перед едой. Прием пищи на рабочих местах запрещен.

1.22. Электромонтеры несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные ими нарушения настоящей инструкции, а также требований промышленной безопасности и охраны труда, изложенных в технологических регламентах, нарядах-допусках и других документах по безопасному производству работ.

2. Требования охраны труда и безопасности перед началом работы

2.1. Перед начал работ электромонтер должен:

2.1.1. Проверить исправность и надеть полагающуюся по нормам спецодежду и средства индивидуальной защиты.

2.1.2. Привести в порядок рабочее место, убрать посторонние предметы

2.1.4. Убедиться в отсутствии на рабочем месте пожароопасных материалов.

2.2. Переносить инструмент к рабочему месту на кран необходимо в специальной сумке или ящике. Переносить инструмент в карманах спецодежды или в руках при входе по лестнице на подъемные сооружений запрещается. При спуске и подъеме по лестнице следует держаться за поручни обеими руками, перехватываясь поочередно каждой рукой. Одновременно отрывать от поручней обе руки запрещается.

2.3. При выполнение работ необходимо следить за тем, чтобы руки, одежда и обувь всегда были сухими ( работа связана с электрическим током).

2.7.  Убедиться в достаточном освещении рабочего места. При недостаточном освещении пользоваться при работе переносными электрическими светильниками, с напряжением  питания не более 50В.

2.8. Запрещается производить ремонт электрооборудования подъемных сооружений, находящегося в рабочем состоянии.

2.9. При работе около движущихся частей станков и механизмов необходима установка ограждений опасных мест.

2.10. Вывод подъемных сооружений в ремонт производится специалистом, ответственным за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние, в соответствии с графиком ремонта.

2.11. Использование подъемных сооружений для работы во время его ремонта запрещено.

2.12. Обо всех замеченных недостатках на рабочем месте необходимо поставить в известность непосредственного руководителя  и специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние.

3.  Требования охраны труда и  безопасности во время работы

При техническом обслуживании.

3.1. Работы, проводимые по устранению неисправностей электрооборудования подъемных сооружений выполняются по заявкам ма­шинистов и обслуживающего персонала. Осмотры в от­ношении безопасности их выполнения подразделяются на:

            -Работы, выполняемые в порядке текущей эксплуатации, с за­писью в оперативном журнале;

            -Работы, выполняемые по распоряжению лиц административ­но-технического персонала, имеющих группу по электробезо­пасности не ниже 4, с оформлением работ  в  Журнале выдачи нарядов и распоряжений.

3.2. В порядке текущей эксплуатации — дежурному электромонте­ру по обслуживанию электрооборудования подъемных сооружений  разрешается в присутствии машиниста (крановщика), имеющего группу по электробезопасности 2, выполнять сле­дующие работы:

3.2.1. Со снятием напряжения:

            — Замену перегоревших ламп освещения крана  и плавких вставок предохранителя;

            — Ремонт и замену электроаппаратов, расположенных в кабине машиниста (крановщика);

            — Устранение неисправностей работы устройств безопасности, освещения, сигнализации и блокировки, за исключением приборов сигнализации о наличии напряжения на главных троллеях;

            — Осмотр гибкого кабеля, подающего электропитание на кран.

3.2.2. Без  снятия  напряжения на токоведущих частях и вблизи них:

            — Определение причин неисправности аппаратуры, расположенной в кабине крановщика;

            — Проверка исправности устройств безопасности, освещения, сигнализации и блокировки, за исключением устройств сигнализации о наличии напряжения на главных троллеях.

3.2.3. Без снятия напряжения вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением:

            — Выход на настил крана для осмотра грузовой тележки.

3.2.4.  Вход на краны мостового типа и спуск с них должен производиться  через посадочные площадки или проходные галереи вдоль рельсовых путей. Там, где краны не оборудованы проходными галереями вдоль рельсовых путей, руководителем структурного подразделения для каждого пролета должен быть установлен порядок безопасного доступа на кран и спуска с него при вынужденной остановке крана не у посадочной площадки. О порядке такого доступа электромонтер по ремонту  и  об­служиванию электрооборудования грузоподъемных машин  должен быть проинструкти­рован.

3.3. Электромонтер, получив заявку от машиниста (кранов­щика), должен сделать запись в оперативном журнале, указав дату и время поступления заявки, фамилию и должность дав­шего заявку, содержание заявки и время начало работы. После устранения обнаруженных неисправностей в том же журнале необходимо сделать запись о содержании выполнен­ных работ и времени их окончания. Одновременно делается запись об устранении неисправностей в вахтенном журнале машиниста (крановщика).

3.4. При обнаружении неисправностей, не относящихся к перечню работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, дежурный электромонтер должен доложить старшему по смене об обнаруженных недостатках.

3.5. Работы, выполняемые по распоряжению, с оформлением работ в «Журнале выдачи нарядов и распоряжений»:

3.5.1.  Со снятием напряжения продолжительностью не более одной смены:

            — Замена вышедших из строя электродвигателей;

            — Замена  электромагнитных катушек и тормозов;

            — Регулировка концевых выключателей.

3.5.2. Внеплановые, вызванные производственной необходимостью, продолжительностью до одного часа:

            — Осмотр и устранение неисправностей приборов сигнализации о наличии напряжения на главных троллеях;

            — Устранение мелких неисправностей на токосъемниках главных троллей.

3.6. Выполнение работ по распоряжению должно производиться двумя лицами, имеющими группу по электробезопасности не ниже 3, с полным снятием напряжения, с выполнением необходимых организационных и технических мероприятий согласно требовани­ям «Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок».

3.7. Лицо, отдающее распоряжение, должно определить со­став бригады, производителя работ и организовать допуск бри­гады к работе.

3.8. При всех видах ремонта и осмотрах электрооборудования крана, находящегося между двумя работающими кранами, дол­жен оформляться наряд-допуск с оформлением записей в вах­тенных журналах всех кранов данного пролета. Порядок оформления и выдачи наряда-допуска смотри ниже (раздел «Требования безопасности во время работы, при проведении планового  ремонта»).

3.9. Ремонт электрооборудования  мостовых кранов и выполнение ремонтных  работ с моста крана ремонтным персоналом производится с оформлением наряда-допуска для работ в электроустановках согласно «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

3.10. Допуск бригады к электрооборудованию грузоподъемных механизмов (далее ГПМ)  с открытыми троллеями производится с оформлением наряда-допуска для работы в электроустановках, выдаваемого энергетиком цеха, где производится ремонт ГПМ. Оформление наряда-допуска производится  в соответствии с требованиями «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

3.11. Периодический осмотр электрооборудования грузопо­дъемных машин имеет цель выявить и устранить возможные неисправности в электрооборудовании, приборах и устройствах безопасности, в силовых цепях, цепях управления, сигнализа­ции, проверить исправность защитных средств и средств пожаротушения.

3.12. При проведении осмотра электрооборудования кранов регулировка и включение механизмов должны производиться по сигналу лица, осуществляющего осмотр.

3.13. При передвижении моста крана лица, производящие ос­мотр и устранение неисправностей электрооборудования крана, должны находиться в кабине или на настиле моста. При выходе на настил галереи крана рубильник вводного устройства должен быть отключен и на его приводе вывешен пла­кат: «Не включать – работают люди».  

3.14. При проведении осмотра и устранении неисправностей электрооборудования крана необходимо соблюдать все меры предосторожности, применять необходимые исправные и испы­танные защитные средства.

3.15. По окончании ремонта и осмотра все снятые ограждения на электрооборудовании и на электроаппаратах должны быть поставлены на место и укреплены.

3.16. Результаты осмотра по каждому крану в отдельности должны быть записаны в журнал периодических осмотров с указанием даты, времени осмотра, краткого содержания выяв­ленных и устраненных недостатков, с росписью лица, производящего ремонт.

3.17. При устранении неисправностей, регулировке и осмот­рах электрооборудования крана запрещается:

            — Входить на кран и сходить с него во время его движения;

            — Выходить на рельсовые пути, ходить по рельсовым путям, перелезать с одного крана на другой;

            — Производить регулировку тормоза механизма при поднятом грузе, а также устанавливать приспособления для растормаживания тормоза вручную;

            — Оставлять на настиле галереи или на тележке инструмент, а также незакрепленное оборудование и детали;

            — Сбрасывать инструмент, материалы и запасные части с крана.

При плановом ремонте

3.18. Вывод подъемных сооружений в ремонт должен производиться специалистом, ответственным за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние, в соответствии с графиком планового ремонта с оформлением наряда-допуска для производства  работ повышенной опасности.

3.19. По наряду-допуску производятся следующие работы:

            — Текущий и капитальный ремонт электрообору­дования мостовых кранов;

            — Текущий и капитальный ремонт главных троллей.

3.20. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ, в частности меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на рельсовом пути работающих подъёмных сооружений.

3.21.  Дата и время вывода подъемных сооружений в ремонт, а также фамилия специалиста, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале.

3.22. В строках наряда-допуска «Отдельные указания» фиксируются допол­нительные меры безопасности, связанные с работой на высоте, по предупреждению наезда работающих кранов на ремонтируе­мый кран, выхода ремонтного персонала на рельсовые пути действу­ющих кранов и т.п. Оформленный наряд   передается специалисту, ответственному за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние, который подписью разрешает работу в строках «Отдельные указания» наряда и возвращает его лицу, выдавшему наряд. Специалист, ответственный за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние, до начала ремонта, делает запись в вах­тенном журнале машиниста (крановщика) ремонтируемого крана следующего содержания: «Разрешаю производителю работ тов. ________________ произвести ремонт электрооборудо­вания крана № ____ по ________ виду ремонта с ____  ч  _____  мин  ______ числа ___________  месяца ______ года, до ______ч  ______  мин  ___________числа  _______________ месяца  __________ года» . Запись заверяется подписью.

3.23. В наряде-допуске для работы в электроустройствах должны быть указаны состав бригады, производитель работ, допускающий к работе, лицо выдающее наряд; необходимые технические меро­приятия, обеспечивающие безопасность работ при выполнение работ по ремонту и обслуживанию электрооборудования подъемных сооружений; дата и время начала работ, допуск бригады и окончание работ.

3.24. Допуск бригады к ремонту электрооборудования подъемного сооружений производится представителем оперативного персонала на основании на­ряда-допуска для работы в электроустановках и разрешения специалиста, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние. Допускающий делает запись в оперативном журнале с оформлением соответствующих граф в на­ряде и осуществляет допуск бригады на подъемное сооружение.

3.25. Ремонт электрооборудования подъемного сооружения производится после его на ремонтную площадку. После чего  производятся необходимые отключения.  Привод рубильника запирается на замок, вывешиваются предупреждающие плакаты, устанавливается переносное заземление и ограждение под ремонтной площадкой.

3.26. Ремонт электрооборудования подъемных сооружений производит­ся электромонтерами, имеющими удостоверение на право самостоятельного обслуживания и ремонта подъемных сооружений, не менее двух человек с группой по электробезопасности не ниже 3.

3.27. Не допускать на подъемные сооружения и рельсовые пути посторонних лиц

3.28. По окончании ремонта и закрытия наряда лицо, ответ­ственное за содержание грузоподъемных машин в исправном со­стоянии производит проверку готовности крана к работе, делает запись в вахтенном журнале крана: «Разрешаю работу крана с ____ч мин __числа ____ месяца года»  за своей подписью.

4.Требования охраны труда и  безопасности в аварийных ситуациях

При возникновении неисправностей оборудования, отказе в работе, постороннем шуме или стуке, возникновении поломок, угрожающих аварией, прекращении подачи электроэнергии, появлении постороннего запаха, появлении ощущения электрического тока необходимо прекратить эксплуатацию оборудования, выключить его. Необходимо оповестить об опасности окружающих людей и непосредственного руководителя работ.

При пожаре или обнаружении признаков горения немедленно сообщить непосредственному руководителю(мастеру) и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.  При необходимости позвонить в пожарную команду по тел.  112, организовать встречу пожарной команды.

При несчастном случае прекратить работу, поставить в известность мастера и обратиться в здравпункт лично или позвонить по тел. …. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 112 . Во всех случаях оказывать пострадавшим первую доврачебную помощь согласно инструкции…..

При всех замеченных нарушениях представляющих опасность для людей, неисправностях электроустановок, машин, механизмов, приспособлений, инструмента, средств защиты и т.д., принять меры к их устранению, а при невозможности, немедленно сообщать вышестоящему руководителю.

При ликвидации аварий, допускается выполнение переключений без распоряжения и без ведома вышестоящего оперативного персонала с последующим его уведомлением и записью в оперативном журнале.

5.  Требования охраны труда и  безопасности по окончании работы

Привести в порядок рабочее место. Проверить исправность инструмента и средств защиты. Инструмент и приспособления сложить на отведенное для них место.

Сообщить непосредственному руководителю  и специалисту, ответственному за содержание подъемных сооружений в работоспособном состояние обо всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы.

Убрать отходы производства в специально отведенные и промаркированные места.

Вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, принять душ.

При проведении ремонта мостового крана важно четко следовать правилам техники безопасности. Ниже будут представлены основные требования, соблюдение которых позволяет проводить восстановительные работы без риска для здоровья и жизни персонала.

В первую очередь мостовый кран, оставленный на ремонт, должен быть оборудован упорами. Днем машина окружена красными флажками, в темное время суток дополнительно включаются красные лампочки. Место ремонта должно быть достаточно освещено.

Категорически запрещается эксплуатировать кран во время его ремонта!

До момента начала ремонтных работ оборудование непременно отключается от электросети. Сам производственный участок очищается от предметов, которые могут помешать во время восстановительных мероприятий. Необходимо заблаговременно подготовить чертежи, схемы и другую техническую документацию, а также выдать исполнителям наряд-допуск.

Все имеющиеся правила безопасного проведения ремонта мостовых кранов указаны в заводской инструкции и другой документации. Основными правилами считаются меры, направленные на недопущение поражения электрическим током персонала, наезда другого оборудования на кран во время его ремонта, падения работников с высоты.

Наряд допуск включает следующую информацию:

  • Дата и время постановки машины на ремонт;
  • ФИО лица, ответственного за данную процедуру.

Если у рабочего отсутствует квалификация электрослесаря, ему запрещено управлять распределительными щитами и подключать любые электромеханизмы, а также ремонтировать их.

После постановки мостового крана на ремонт крановщику следует отключить в кабине рубильник и вывесить плакат, где указана следующая информацию: “Не включать ‒ работают люди!”. Также запрещается ходить по подкрановым путям.

До завершения ремонта и приемки крана его запуск запрещен! После его окончания работниками очищаются все механизмы крана от мусора, посторонних предметов, инструментов и лишних деталей.

Результаты ремонта обязательно заносят в специальный журнал. Делает это электрик или механик.

Приемка восстановленного оборудования проводится комиссией, указанной в приказе руководителя предприятия. Последним этапом ремонта мостового крана является подписание акта приемки-сдачи ответственным лицом с последующим утверждением документа главным инженером или руководителем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Hunter eco logic инструкция на русском
  • Ацетиловая мазь для чего применяется инструкция по применению взрослым
  • Биотин 10000 21st century инструкция по применению
  • Руководство урал 375д
  • Настойка левзеи сафлоровидной инструкция по применению