Инструкция по охране труда в слесарной мастерской техникума

Инструкция по охране труда в слесарной мастерской

Инструкция
по охране труда в слесарной учебной мастерской

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении занятий в слесарной мастерской по обработке металлов разработана в соответствии с Приказами Минтруда России: от 29 октября 2021 года № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», вступившим в силу 1 марта 2022 года, от 27 ноября 2020 года №835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; разделом Х Трудового Кодекса Российской Федерации.
1.2. Данная инструкция по охране труда в слесарной мастерской школы устанавливает требования охраны труда перед началом, во время и по окончании осуществления образовательной деятельности в учебной мастерской по обработке металлов, обозначает безопасные методы и приемы работ, а также требования охраны труда в возможных аварийных ситуациях в помещении кабинета.
1.3. К самостоятельной работе в слесарной мастерской могут быть допущены лица:

  • не моложе 18 лет, соответствующие требованиям Профстандарта (ЕКС) по должности «Учитель», касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации и имеющие личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • прошедшие обязательное психиатрическое освидетельствование;
  • прошедшие вводный и первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы, обучение и проверку знания требований охраны труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пожарной безопасности и электробезопасности;
  • имеющие III группу допуска по электробезопасности;
  • ознакомившиеся с инструкциями по эксплуатации станков, электроинструментов и иного электрооборудования слесарной мастерской.

1.4. Ответственным за соблюдение норм и требований охраны труда в слесарной мастерской является учитель технологии, непосредственно проводящий занятия в данном помещении и соблюдающий инструкцию по охране труда для учителя технологии.
1.5. График работы слесарной мастерской определяется утвержденным в соответствующем порядке расписанием учебных занятий.
1.6. В целях соблюдения требований охраны труда в слесарной мастерской необходимо:

  • соблюдать требования охраны труда и производственной санитарии, инструкции по охране труда, инструкцию по охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время организации образовательной деятельности;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки;
  • соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в учебной мастерской.
  • соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, Правила внутреннего распорядка обучающихся, Устав общеобразовательной организации;
  • придерживаться установленных режимов труда и отдыха.

1.7. Объектами повышенной опасности в слесарной мастерской являются:

  • металлообрабатывающие станки;
  • заточный станок;
  • распределительный электрощиток.

1.8. Перечень профессиональных рисков и опасностей при работе в слесарной учебной мастерской:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
  • порезы при неаккуратном обращение с режущими и пилящими инструментами;
  • травмирование при неаккуратном обращении с ручными инструментами, а также с неисправными инструментами;
  • травмирование острыми кромками, заусеницами на поверхностях инструмента, приспособлений, оборудования и заготовок;
  • травмирование при неаккуратной работе на станках, без использования средств индивидуальной защиты, при использовании некачественных материалов, заготовок, поломке электрооборудования;
  • термические ожоги при прикосновении к только что обработанным заготовкам, к резцам, сверлам;
  • попадание вредных веществ, выделяющихся при обработке металлов, в дыхательную систему;
  • поражение током при отсутствии заземления, прикосновении к токоведущим частям оборудования и кабелям с нарушенной изоляцией, работе мокрыми руками и стоя на влажном полу без использования диэлектрического коврика.
  • травмирование глаз отлетающей металлической стружкой при выполнении работ без использования защитных экранов и защитных очков;
  • травмирование головы недостаточно закрепленной деталью, а также при работе без защитного экрана на станке;
  • травмирование при применении неправильных приемов труда;
  • травмирование в результате падения при захламленности рабочего места.

1.9. Для обеспечения пожарной безопасности в слесарной мастерской в месте, близком к выходу, должны быть размещены первичные средства пожаротушения (огнетушители), иметься аптечка первой помощи.
1.10. В слесарной мастерской применяются следующие индивидуальные средства защиты для учителя и обучающихся: халат хлопчатобумажный или фартук с нарукавниками, берет, защитные очки, рукавицы (перчатки).
1.11. В мастерской применяются следующие коллективные средства защиты: защитные приспособления на оборудовании (предохранительные сетки, стекла), диэлектрические коврики на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).
1.12. Для организации трудового обучения слесарная мастерская обеспечивается необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.13. В случае травмирования уведомить непосредственного руководителя любым доступным способом в ближайшее время. При неисправности мебели, слесарных верстаков и станков, электроинструментов, вытяжной вентиляции сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков и получения разрешения.
1.14. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм в слесарной мастерской необходимо:

  • оставлять верхнюю одежду в предназначенных для этого местах;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом работы и после каждого занятия, после посещения туалета;
  • осуществлять проветривание слесарной мастерской согласно СанПин;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.15. В помещении на видном месте должна быть размещена данная инструкция по охране труда в слесарной мастерской, а также инструкция для учащихся по правилам безопасности при выполнении работ в слесарной школьной мастерской, правила безопасной работы с имеющимися станками, электроинструментом. Возле каждого станка размещается выдержка из производственной инструкции по работе на данном виде оборудования.
1.16. Педагогические работники, осуществляющие деятельность в слесарной мастерской, допустившие нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции по охране труда, рассматриваются, как нарушители производственной дисциплины и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

2. Требования охраны труда перед началом занятий в слесарной мастерской

2.1. В слесарной мастерской перед началом образовательной деятельности необходимо оценить состояние электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в слесарной мастерской (мастерской по обработке металлов) должен составлять не менее 300 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.2. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.3. Убедиться в свободности выходов из слесарной мастерской, проходов.
2.4. Надеть спецодежду, застегнуть ее на все пуговицы и застегнуть обшлага рукавов.
2.5. Проверить, как организованы рабочие места для учащихся, а именно: соответствие нормам по охране труда и безопасности труда, производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучающихся.
2.6. Проверить на устойчивость и исправность мебель, верстаки, слесарные столы, оценить покрытие столешниц и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений.
2.7. Проверить состояние отключающих устройств и устройств заземления, надёжность закрепления защитного заземления к корпусу станков.
2.8. У слесарных верстаков (столов) должны находиться подставки для ног, соответствующие росту обучающихся.
2.9. Убедиться в присутствии и целостности защитных средств (предохранительные сетки, стекла), проверить исправность пусковых устройств и работу станков на холостом ходу.
2.10. Должно присутствовать в исправном состоянии местное освещение станков.
2.11. Проверить наличие и состояние диэлектрических ковриков на полу, если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала.
2.12. Проверить исправность и работу тисков слесарных.
2.13. Проверить исправность электроинструмента, отсутствие повреждений изоляции шнуров питания.
2.14. Удостовериться в исправности ручного инструмента и в соответствии его состояния следующим требованиям безопасности:

  • у инструмента отсутствуют травмоопасные признаки;
  • инструменты соответствующим образом заточены;
  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без наличия скосов, сколов и выбоин, трещин и заусенцев;
  • рукоятки молотков прочные, гладкие, без трещин и заусениц, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам;
  • на хвостовики напильников и других инструментов должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание;
  • длина ручек должна соответствовать инструменту;
  • отвертки имеют исправные рукоятки, ровный стержень, рабочая часть — прямые плоские боковые грани, без сколов и видимых повреждений;
  • инструменты ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) гладкие, их затылочная часть без видимых трещин, заусенцев, наклепа и сколов;
  • рабочие поверхности гаечных ключей не имеют дефектов в виде трещин, забоин и скосов.

2.15. Удостовериться в правильной закрепленности полотен ножовок по металлу.
2.16. Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

  • стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности с шагом 2 – 3 мм и глубиной 0,5 – 1 мм;
  • подвижные части тисков перемещаются легко, без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом для работы положении;
  • на рукоятке тисков отсутствуют забоины и заусенцы;
  • тиски оборудованы устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;
  • отверстие головки винта имеет с двух сторон округления для защиты рук от возможного защемления.

2.17. Подготовить и осмотреть на безопасность и качество заготовки для выполнения работ обучающимися по теме урока.
2.18. В отсутствии обучающихся произвести сквозное проветривание слесарной мастерской в соответствии с показателями продолжительности по СанПиН 1.2.3685-21, а именно:

Температура наружного
воздуха, °С
Длительность проветривания помещений, мин.
Учебные кабинеты
в малые перемены, мин
Учебные кабинеты
в большие перемены, мин
от +10 до +6 4-10 25-35
от +5 до 0 3-7 20-30
от 0 до -5 2-5 15-25
от -5 до -10 1-3 10-15
ниже -10 1-1,5 5-10

2.19. Температура воздуха в слесарной мастерской должна соответствовать требуемым санитарным нормам 18-20°С, в теплый период года не более 28°С.
2.20. Приступать к образовательной деятельности в школьной слесарной мастерской разрешается при соответствии мастерской гигиеническим нормативам, после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время занятий в слесарной мастерской

3.1. Запрещается использовать слесарную мастерскую в качестве учебного кабинета для занятий по другим предметам, а также размещения групп продленного дня.
3.2. Допустимое количество рабочих мест в слесарной мастерской должно соответствовать норме из расчета 6 м2/рабочее место.
3.3. Учебные доски, для работы с которыми используется мел, должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованными дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.
При использовании маркерной доски в слесарной мастерской цвет маркера должен быть контрастного цвета по отношению к цвету доски.
3.4. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности мастерской на подоконниках не размещаются цветы, учебники, заготовки, инструменты и иные предметы.
3.5. В слесарной мастерской запрещено хранение любого оборудования на шкафах.
3.6. Обучающиеся рассаживаются с учетом наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Дети со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами (верстаками). Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. При расположении столов, используемых при организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, следует учитывать особенности физического развития обучающихся.
3.7. Слесарные верстаки или слесарные столы должны соответствовать росту учащихся и оснащаться подставками для ног.
3.8. Станки, оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития обучающихся.
3.9. Все работы в слесарной мастерской учитель технологии и обучающиеся выполняют в специальной одежде и (или) с использованием средств индивидуальной защиты.
3.10. Сверлильные, точильные и другие станки в слесарной мастерской должны быть установлены на фундаменте (кроме настольно-сверлильных и настольно-точильных) и оборудованы предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
3.11. В начале года педагогом проводится вводный инструктаж по технологии для обучающихся, повторные и первичные инструктажи с внесением записей в журнал инструктажа обучающихся, а также текущие инструктажи перед практическими работами и работой с электроинструментами, на станках, с ручными инструментами впервые, при этом акцентируется внимание на опасных факторах, которые могут возникнуть при выполнении работ.
3.12. Во время занятий в слесарной мастерской должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом урока.
3.13. Не допускать складирование посторонних предметов на рабочих местах, захламление рабочей зоны и проходов, а также выходов из помещения и подходов к первичным средствам пожаротушения.
3.14. Необходимо поддерживать дисциплину и порядок во время занятий, не разрешать обучающимся самовольно уходить из слесарной мастерской без разрешения учителя технологии, не оставлять обучающихся одних без контроля.
3.15. В слесарной мастерской учителем технологии обеспечивается:

  • контроль расположения рабочего инструмента на рабочих местах обучающихся, для предупреждения возможности его скатывания или падения;
  • контроль выполнения обучающимися требований по применению средств индивидуальной и коллективной защиты в процессе выполнения работ, применения защитных очков, защитных стекол и т.д.;
  • контроль прочности закрепления учащимися обрабатываемой детали или металлической заготовки в тисках при ручной обработке;
  • контроль прочности закрепления обучающимися обрабатываемой заготовки на станке;
  • контроль исправности и качества заточки рабочего инструмента обучающихся;
  • контроль соблюдения обучающимися требований соответствующих инструкций по правилам безопасного выполнения работ в слесарной мастерской, при работе с использованием различных станков и инструментов;
  • соблюдение установленного в общеобразовательной организации режима занятий, выполнение обучающимися рекомендованных физических разминок с учетом их возрастных особенностей.

3.16. Оборудование, станки, верстаки и тиски использовать только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности и технические руководства по эксплуатации.
3.17. Электроинструменты и ручные слесарные инструменты, наглядные пособия применять только в исправном состоянии, соблюдая правила безопасности труда.
3.18. При использовании режущих и колющих инструментов соблюдать осторожность, не направлять их заостренные части на себя и окружающих.
3.19. Не производить резку, правку листового металла без применения рукавиц для защиты рук от травмирования острыми кромками металлических листов или стружкой.
3.20. При работах зубилом и подобными инструментами применять защитные очки.
3.21. При ручной работе с металлом обучающимся необходимо соблюдать инструкцию по правилам безопасности при ручной обработке металла.
3.22. Перед включением станков следует встать на диэлектрический коврик на полу (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала) и убедиться, что его пуск никому не угрожает.
3.23. Во время работы на станке следить за тем, чтобы металлическая стружка не травмировала окружающих. Для этих целей использовать защитный экран, защитные очки.
3.24. Для уборки стружки использовать только крючок или щетку, не сдувать и не собирать стружку руками.
3.25. Запрещается тормозить станок рукой, нажимом на патрон или инструментом.
3.26. Запрещается снимать ограждения вращающихся частей работающих электродвигателя и механизма.
3.27. При использовании станков и иного электрооборудования в слесарной мастерской запрещается:

  • включать в электросеть и отключать от неё электрооборудование мокрыми и влажными руками;
  • вытирать влажной тряпкой рубильники и другие выключатели тока;
  • нарушать последовательность включения и выключения, технологические процессы;
  • размещать на электрооборудовании предметы (бумагу, тряпки, вещи и т.п.);
  • выполнять работы на станках и ином электрооборудовании в случае его неисправности, возникновения искрения, задымления, нарушения изоляции или заземления;
  • разбирать включенные в электросеть приборы, электроинструменты, станки;
  • прикасаться к оголенным или с поврежденной изоляцией кабелям питания;
  • сгибать и защемлять кабели питания;
  • оставлять без присмотра включенное электрооборудование.

3.28. В процессе работы на станке строго запрещается:

  • смазывать и чистить станок на ходу;
  • производить регулировку или наладку станка на ходу;
  • работать в рукавицах;
  • касаться вращающихся частей рукавами;
  • сверлить незакрепленные детали;
  • убирать стружку руками;
  • осуществлять уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов и деталей станка;
  • использовать инструмент и станки не по прямому назначению.

3.29. Не собирайте упавшую стружку руками, используйте для этой цели щетку и совок.
3.30. В слесарной мастерской запрещено собирать вместе в один ящик тряпки, отходы и промасленную ветошь (для каждого вида отходов должен быть отведен отдельный ящик).
3.31. Запрещено очищать поверхности с применением кислот и щелочей.
3.32. Запрещено использование в помещении мастерской переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением, а также кипятильников, плиток, не сертифицированных удлинителей.
3.33. В середине занятия организовывается перерыв для проведения физкультминутки, содержащей комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.
3.34. В слесарной мастерской после каждого урока проводится сквозное проветривание. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещения в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводится.
3.35. Строго запрещено сидеть или вставать на подоконник, для предупреждения выпадений из окна, а также ранения стеклом.
3.36. Требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной и коллективной защиты в слесарной мастерской:

  • халат должен быть застегнут на все пуговицы, полностью закрывать туловище и руки до запястья, не содержать в карманах острые и бьющиеся предметы;
  • при использовании защитных очков или щитка лицевого регулировать прилегание;
  • перчатки (рукавицы) должны соответствовать размеру рук и не соскальзывать с них;
  • диэлектрические коврики должны быть испытаны и без повреждений, находиться перед электрооборудованием;
  • при неисправности СИЗ заменить на исправные.

3.37. Не допускается нарушать настоящую инструкцию по охране труда в слесарной мастерской, иные инструкции по охране труда при выполнении работ и работе на станках, с электроинструментом, ручным инструментом, нарушать установленный режим рабочего времени и времени отдыха.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Не начинайте работу в случае плохого самочувствия или внезапной болезни.
4.2. Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций в слесарной мастерской, причины их вызывающие:

  • возникновение неполадок в работе электроинструмента, станка или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха тлеющей изоляции электропроводки;
  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности электрооборудования, кабелей питания;
  • травмирование при неаккуратном обращении и нарушении правил безопасности при работе с ручными инструментами и электроинструментами, на станке;
  • поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрооборудования, кабелям питания с поврежденной изоляцией, при отсутствии заземления;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.3. При возникновении перегрева двигателя станка необходимо выключить станок и дать ему возможность остыть. Охлаждать двигатель с помощью воды строго запрещено.
4.4. При возникновении неполадок в работе станка, электроинструмента или иного электрооборудования, коротком замыкании, ощущении действия тока, появлении искр, дыма и запаха гари, возникновения посторонних звуков в работе, появления тестовых сигналов незамедлительно обесточить данное электрооборудование (отключить от электрической сети), отключить в распределительном щитке, изъять или ограничить к нему доступ. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной части. Работу с электрооборудованием можно продолжать только после устранения возникших неполадок, замене новым и получения разрешения на использование.
4.5. В случае появления задымления или возгорания в слесарной мастерской необходимо немедленно прекратить работу, отключить в распределительном щитке питание на розетки (на электрооборудование), принять меры к эвакуации обучающихся в безопасное место, оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, вызвать пожарную охрану по телефону 101 (112), сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения. При использовании огнетушителей не направлять в сторону людей струю углекислоты и порошка. При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб огнетушителя.
4.6. При получении травмы обучающимся в слесарной мастерской необходимо устранить травмирующий фактор (отключить станок, обесточить электрооборудование), оказать ему первую помощь, воспользовавшись аптечкой. Вызвать медицинского работника общеобразовательной организации, при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103 и сообщить о происшествии директору общеобразовательной организации. Обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровью окружающих) – фиксирование обстановки составлением протокола, фотографирования, иным методом.
4.7. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения или канализации необходимо вывести обучающихся из помещения слесарной мастерской, оперативно сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части общеобразовательной организации.
4.8. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требования охраны труда по окончании занятий в слесарной мастерской

5.1. После завершения занятия в слесарной мастерской необходимо:

  • отключить все станки, электроинструменты от электросети;
  • отключить питание на розетки в распределительном щитке;
  • принять от обучающихся выданные им для работы инструменты, заготовки, сверить их количество и убрать в места хранения;
  • принять от обучающихся и расположить в отведенное место индивидуальные средства защиты;
  • проконтролировать уборку обучающимися своих рабочих мест;
  • обеспечить организованный выход всех учеников из помещения мастерской.

5.2. Очистить и привести в порядок станки.
5.3. Внимательно осмотреть помещение мастерской. Убрать учебные и наглядные пособия, методические пособия и раздаточный материал в места хранения.
5.4. Осуществить сквозное проветривание слесарной мастерской.
5.5. Удостовериться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя передать его лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе, для последующей перезарядки. Установить в помещении новый огнетушитель.
5.6. Проконтролировать проведение влажной уборки, а также вынос мусора из помещения слесарной мастерской.
5.7. Закрыть окна, снять спецодежду.
5.8. Вымыть руки с мылом, перекрыть воду и выключить свет.
5.9. Обо всех неисправностях электрооборудования, о поломках в водопроводной, канализационной и вентиляционной системе, о недостатках, влияющих на безопасность и охрану труда, пожарную и электробезопасность, замеченных во время проведения занятий, сообщить непосредственно заместителю директора по административно-хозяйственной работе (при отсутствии – иному должностному лицу)
5.10. При отсутствии недостатков закрыть слесарную мастерскую на ключ.

Инструкцию разработал: ____________ /_____________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ____________ /_____________________/
«___»__________202_г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»__________202_г. ____________ /_____________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности в мастерских

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Техника безопасности при слесарных работах.

Общее положение.

1. Невыполнение студентом правил настоящих инструкций, рассматривается как нарушение учебно-производственной деятельности. Виновный в этом привлекается к ответственности согласно правилам внутреннего распорядка.

2. Приступать к выполнению задания можно только после получения инструктажа по Технике Безопасности, сдачи зачета и росписи в специальном журнале.

3 .Не включать и не останавливать (кроме аварийных случаев) станки и механизмы, работа на которых поручена мастером.

4 .Не прикасаться к арматуре общего освещения, оборванным электропроводам, токоведущим частям оборудования, не открывать дверцу электрораспределительных шкафов, не снимать защитные кожухи и ограждения с вращающимися и токоведущими частями.

Электробезопасность

При непосредственном прикосновении к токоведущим частям (выключателей, рубильников и т.п.) или к металлическим предметам, случайно оказавшимся под напряжением, возникает опасность поражения электрическим током. В местах, где есть электрические установки, вывешивают предупредительные надписи (например, «Опасно!», «Под током!») Или ставят условные знаки.

Электроинструменты следует подключать к электрической сети с помощью шлангового кабеля, который должен. специальную жилу, служить для заземления и зануления, через штепсельную розетку, гнездо которой соединены с землей или с нулевым проводом На электрической вилке контакт для соединения корпуса с землей делают большей длины, чем другие токоведущие контакты. Благодаря такому строению при включении электроинструмента сначала происходит заземления или зануления, а затем включаются токоведущие контакты.

При работе с электроинструментами следует применять индивидуальный средства защиты — резиновые перчатки, галоши и коврики, изолирующие подставки и т.д..

Техника безопасности на рабочем месте

Перед началом работы.

1. Правильно одеть и привести в порядок рабочую одежду, заправить её так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под головной убор и приготовить индивидуальные средства защиты. (Рукавицы, защитные очки)

2 .Организовать свое рабочее место так, чтобы при необходимости все было под рукой, проверить достаточность освещения рабочего места.

3 .Подготовить необходимый рабочий инструмент. Приспособления отвечающие следующим требованиям:

а) Молоток, кувалда, кузнечные зубила, должны иметь поверхность бойка слегка выпуклую, необитую, без заусенцев, наклепа, выбоин, вмятин и должны быть закреплены на деревянные ручки.

б) Ручки молотков, кувалд и выколоток должны быть изготовлены из сухой древесины, разных пород. (дуб, бук, ясень, береза). Прямыми, овального сечения с незначительным утолщением к свободному концу. И не иметь трещин.

в) Напильники должны быть плотно насажены на гладко зачищенные ручки, стянутые металлическими кольцами.

г) Гаечные ключи должны быть исправными и соответствовать размеров болтов и гаек. Наращивать ключи запрещается.

д) Губки тисков и струбцин должны иметь хорошую, несработанную насечку.

Во время работы.

1. Пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, Рабочее место содержать в надлежащем порядке: Заготовки, инструменты, изделия, складывать на отдельные для них места. Не допускать загромождения проходов.

2. Отходы производства складывать в специальную тару.

3 .Все работы с листовым материалом (переноску, укладку, резку на ножницах, гибку и др.) производить в рукавицах.

4 .При работе с зубилом, крейцмейселем , выколоткой и другими инструментами ударного действия, а также резка металла ручными ножницами, пользоваться защитными очками.

5. Очистку поверхностей и промывку деталей подлежащих доработке, а также уборку стружки производить щеткой с меткой или ветошью.

6. При работе с плоскогубцами, кусачками, ножницами по металлу следить, чтобы режущие кромки были острыми и не имели сбоку выщербим.

7. Обрабатываемые детали надежно закрепить в тисках, инструментах.

8. Инструмент имеющий отточенное лезвие или острие, следует передавать другому человеку вперед рукояткой или тупым концом.

В аварийной ситуации.

1 При обнаружении неисправности инструмента или оборудования. Немедленно прекратить работы и доложить об этом мастеру.

2 При получении травмы сообщать мастеру и обращаться в мед. Пункт.

По окончании работы.

1 Проверить наличие инструмента, убрать его в шкафчики или сдать мастеру.

2. Убрать с верстака заготовки детали и уложить их в установленное для них место.

3 Убрать стружку металлическую стружку, пыль в специальную тару. Смазать трущиеся части тисков, уборку производить щеткой с меткой.

4 Произвести уборку помещения, удалить из мастерской отходы производства.

5 Обо всех замечаниях и обнаруженных неисправностях доложить мастеру.

6 Вымыть руки теплой водой с мылом.

Техника безопасности и охрана труда при выполнении слесарных работ

Несчастные случаи на производстве — ушибы, ранения и т.п. — называют производственным травматизмом, что чаще всего происходит по двум причинам: вследствие недостаточного усвоения работающими производственных навыков и отсутствия необходимого опыта в обращении с инструментами и оборудованием, из-за невыполнения правил безопасного ной труда и правил внутреннего распорядка.

Основными условиями безопасной работы при выполнении слесарных операций является правильная организация рабочего места, пользование только исправными инструментами, строгое соблюдение производственной дис-циплины и требований безопасности.

Все части станков и механизмов, вращающихся, а также обработанные заготовки с выступающими частями, должны иметь защитные ограждения.

Опасность представляют внутризаводской автомобильный и безрельсовый электротранспорт, ручные вагонетки, тележки, а также движение рабочих в узких проходах или на путях, где работает грузо-подъемный транспорт.

Для движущегося, устанавливают различные сигналы — звуковые (звонки, сирены) и световые (лампы разных цветов — чер-воного, желтого, зеленого), которые надо знать и соблюдать.

До начала работы необходимо:

надев спецодежду, проверить, чтобы у него не было свисающих концов, рукава застегнуть или закатать выше локтя

проверить слесарный верстак — он должен быть прочным, устойчивым и соответствовать росту рабочего; слесарные тиски быть исправными и закрепленными на верстаке, ходовой винт вращаться в гайке легко; насечка на губках тисков быть качественной

подготовить рабочее место; освободить нужную для работы площадь, удалив все посторонние предметы; обеспечить достаточную освещенность; заготовить и разложить в соответствующем порядке необходимые для работы инструменты устройства, материалы и т.д.

проверить исправность инструментов, правильность их заточки и доводки

при проверке инструмента обратить внимание на то, чтобы молотки имели ровную, чуть выпуклую поверхность, были хорошо насажены на руко-палатки и закреплены клином; зубила и крейцмейсели не имели зазубрены на рабочей части и острых ребер на гранях, на пилы и шаберы должны быть прочно насажены рукоятки

Во время работы:

прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а во время установления или снятия ее соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму

опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щеткой

при рубке металла зубилом учитывать, в какую сторону безопаснее для. окружающих направлять частицы отлетают, и установить с этой стороны защитную сетку; работать только в защитных очках; если по условиям работы нельзя применять защитные очки, рубки выполнять так, чтобы видрубувани доли улетали в ту сторону, где нет людей

не пользоваться случайными подставками или неисправными при-устройствами

не допускать загрязнения одежды керосином, бензином, маслом.

Пожаробезопасность

для предупреждения самовозгорания промасленной ветоши и возникновения пожара убрать его в специальный металлический ящик с крышкой, плотно закрыть.

Основная мера против пожаров — это постоянное соблюдения в чистоте и порядке рабочего места, осторожное обращение с огнем, нагревательными приборами и легковоспламеняющимися веществами. Нельзя допускать скопления возле рабочего места большой скопляемости легковоспламеняющейся производственного сырья, полуфабрикатов и т.д.. Отходы производства, особенно горючие, составляют в отведенном для них месте.

По завершении работы рабочее место следует привести в надлежащее по-рядок. Пропитаны обтирочные материалы убрать в специальные ящики. Сосуд с легковоспламеняющимися жидкостями, а также баллоны с газами перенести в места их постоянного хранения. Следует отключить все электроприводы и осветительные точки, за исключением дежурных ламп.

Простейшие противопожарные средства и инвентарь — ящики с песком и лопатами, мешочки с песком, пожарный кран, насосы, огнетушители — должны быть всегда в наличии и исправности.

При возникновении пожара необходимо выключить все электроустановки, немедленно по телефону или специальным сигналом вызвать пожарную команду и принять меры по тушения пожара собственными силами с помощью существующего противопожарного оборудования и инвентаря.

Средствами пожаротушения также ведра и гидропульты для воды, различные покрывала (асбестовые одеяла, кошмы, брезенты).

Горящие материалы и небольшое количество горящей жидкости тушат песком керосин, бензин, лаки, спирты, ацетон — пеной; смазочные масла, олифу, скипидар — * распыленной водой или пеной.

При пожаре нельзя выбивать стекла в окнах, потому что это увеличивает приток воздуха, способствует усилению огня; следует сохранять спокойствие.

Инструкция по охране труда
при работе со слесарным инструментом


1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе со слесарным инструментом допускаются лица, прошедшие:
-вводный инструктаж;
-инструктаж по пожарной безопасности;
-первичный инструктаж на рабочем месте;
-инструктаж по электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания.
1.2. Рабочий должен проходить:
-повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
-внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
-диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г
1.3. Рабочий обязан:
-соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
-соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
-соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
-использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Рабочий должен:
-уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
-знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;
-выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;
-во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
-содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.5. Рабочий должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить руководителю. Приступить к работе можно только с его разрешения после устранения всех недостатков.
1.7. При обнаружении загорания или в случае пожара:
-отключить оборудование;
-сообщить в пожарную охрану и администрации;
-приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
При угрозе жизни — покинуть помещение.
1.8. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.
1.9. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.10. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» слесарю — инструментальщику полагается: полукомбинезон хлопчатобумажный срок носки 12 месяцев.
1.11. Основными опасными и вредными производственными факторами при определенных обстоятельствах могут быть:
-элементы производственного оборудования;
-неисправный рабочий инструмент;
-отлетающие частицы металла;
-электроток;
-производственный шум.

Техника
безопасности при работе в слесарной мастерской

Безопасные
условия труда
 — комплекс организационных и технических мероприятий,
направленных на предотвращение получения рабочим травм различной тяжести.

Слесарь
должен соблюдать следующие требования безопасной работы.

Перед
началом работы
 необходимо:

§ привести в
порядок специальную одежду: застегнуть обшлага рукавов, подобрать волосы под
плотно облегающий головной убор (косынку, берет), не работать в легкой обуви
(тапочках, босоножках);

§ организовать
рабочее место, чтобы все необходимое для выполнения задания было под рукой;

§ проверить
достаточность освещенности рабочего места (о перегоревших лампочках сообщить
мастеру и потребовать их замены);

§ проверить
рабочий инструмент:

§ молотки должны
быть насажены на рукоятки из дерева твердых и вязких пород, расклиненные
металлическими клиньями;

§ гаечные ключи
должны быть исправными и соответствовать размерам болтов и гаек;

§ запрещается
наращивать рукоятки ключей другими предметами;

§ зубила, молотки,
обжимки и кернеры не должны иметь сбитых и скошенных бойков и заусенцев;

§ режущий
инструмент (сверла, шаберы, зубила и др.) должен быть хорошо заточен и
заправлен;

§ напильники и
ножовки должны иметь плотно насаженные деревянные рукоятки с металлическими
кольцами;

§ при получении
из кладовой дрели с электрическим приводом убедиться в ее исправности (изоляция
шлангового провода, штепсельная вилка, провод заземления и др.). При работе от
сети с напряжением более 36 В обязательно пользоваться резиновыми перчатками и
резиновым ковриком;

§ проверить
наличие заземления на сверлильном станке;

§ обо всех
обнаруженных неисправностях оборудования и инструмента сообщить мастеру и до
его указания к работе не приступать.

Во время
работы
 следует:

§ пользоваться только
исправным инструментом, предусмотренным для данной работы;

§ не класть
инструменты друг на друга и на другие предметы;

§ работая с
абразивным кругом на заточном станке, пользоваться защитными очками или
защитным экраном;

§ не
останавливать вращающийся режущий инструмент руками или каким-либо предметом;

§ рубку металла
в тисках производить только при наличии на верстаке защитной сетки или экрана;

§ не поднимать
тяжелые детали, не сдвигать их на край верстака;

§ во время
рубки и сверления надевать защитные очки;

§ работы с
применением кислот, щелочей, флюсов, а также связанные с выделением пыли, дыма
и газов выполнять в хорошо проветриваемом помещении или под вытяжным колпаком;

§ не сдувать
опилки, не смахивать стружку рукой, пользоваться для этих целей щеткой-сметкой;

§ при получении
мелких травм обязательно обработать рану настойкой йода и наложить бинт;

§ не работать
на сквозняках;

§ надежно
закреплять заготовку в слесарных тисках и других приспособлениях;

§ поддерживать
чистоту и порядок на рабочем месте.

По окончании
работы
 необходимо:

§ привести
рабочее место в порядок, очистить тиски и верстак от опилок и стружки;

§ уложить
инструмент, приспособления и материалы на соответствующие места;

§ после работы
с применением масла, смазочно-охлаждающих технологических сред (СОТС), кислот и
клеев обязательно вымыть руки горячей водой с мылом. Запрещается мыть руки в
масле, керосине, бензине и вытирать их концами обтирочного материала,
загрязненного стружкой и металлическими опилками;

§ весь замасленный
обтирочный материал собрать и сложить в специально выделенное в мастерских
место, так как он склонен к самовозгоранию и может служить очагом возникновения
пожара;

§ сдать рабочее
место производственному мастеру, сообщить ему о всех замеченных неисправностях.

Более подробные
требования к безопасности условий труда приводятся при рассмотрении конкретных
слесарных операций.

Регистрация в Конференции

Эта форма доступна только для зарегистрированных пользователей.

×

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Действие настоящей инструкции распространяется на всех работников образовательного учреждения, которые проводят занятия с учащимися в слесарной мастерской (инструктора по труду, учителей, педагогов дополнительного образования и т.д.).

К самостоятельной работе в слесарной мастерской допускаются лица:

не моложе 18 лет, прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для работы в слесарной мастерской;

имеющие, как правило, специальное образование или соответствующий опыт работы;

прошедшие вводный инструктаж по электробезопасности с присвоением IV группы допуска;

ознакомленные с инструкциями по эксплуатации станков и механизмов, которыми оснащена мастерская.

Работающий в слесарной мастерской обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и режим работы школы. График работы в слесарной мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором школы.

Опасными факторами при работе в слесарной мастерской являются:

физические (опасное напряжение в электрической сети; движущиеся части машин и механизмов; острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, инструмента, приспособлений и оборудования; шум; вибрация; повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования; система вентиляции; режущие, пилящие, колющие инструменты);

химические (пыль; вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов);

психофизиологические (напряжение внимания).

При работе в слесарной мастерской должна использоваться следующая спецодежда и индивидуальные средства защиты:

-халат хлопчатобумажный,

— рукавицы комбинированные,

— очки защитные.

Обо всех неисправностях электропроводки, оборудования и механизмов, сантехнического оборудования, мебели и целостности оконных стекол, работник слесарной мастерской обязан немедленно проинформировать заместителя директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурного администратора, сделать запись в тетради заявок.

Мастерская должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: огнетушителем химическим пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым и ящиком с песком.

Для оказания доврачебной помощи в легкодоступном месте должна находиться аптечка.

В слесарной мастерской на видном месте должны быть вывешены инструкции по технике безопасности для учащихся.

Запрещается хранить любое оборудование на шкафах.

В начале каждого учебного года необходимо провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

Перед переходом на новый вид работ с использованием новых станков и инструментов необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

В случае травмирования учащихся работник слесарной мастерской обязан немедленно проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую сестру. При необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае нарушения кем-либо из учащихся техники безопасности со всеми учащимися необходимо провести внеплановый инструктаж по технике безопасности, с его регистрацией в соответствующем журнале.

Все окна кабинета либо должны быть не зарешечены, либо иметь распашные решетки, ключи от которых хранятся в легкодоступном месте.

За виновное нарушение данной инструкции, работник слесарной мастерской несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

Надеть спецодежду и проверить средства индивидуальной защиты (защитные очки, перчатки резиновые; коврики диэлектрические).

Осмотреть рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения, наличие ограждений вращающихся частей машин и механизмов.

Проверить отсутствие внешних повреждений станков, оборудования и механизмов, наличие и исправность контрольных, измерительных и сигнальных приборов, тумблеров, переключателей и т.п.

Убедиться в целостности крышек электророзеток и выключателей, электровилки и подводящего электрокабеля.

Убедиться в наличии и целостности заземляющих проводников корпусов станков, оборудования и механизмов.

Особое внимание следует обратить на исправность электропроводки, подключенной к рабочим местам учащихся.

Проверить (визуально) исправность сантехнического оборудования, мебели; целостность оконных стекол.

Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, обита листовой сталью, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов (высота – не менее 1 м, сплошной или из сетки с ячейками не более 3 мм).

Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

стальные сменные плоские губки тисков имеют несработанную перекрестную насечку на рабочей поверхности с шагом 2 – 3 мм и глубиной 0,5 – 1 мм;

подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;

на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;

тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

отверстие головки винта имеет с двух сторон округления для предохранения рук от защемления.

Проверить исправность ручного слесарного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;

к свободному концу рукоятка несколько утолщенная во избежание выскальзывания ее из руки при взмахах и ударах инструментом;

оси рукояток молотков перпендикулярны осям молотков. Клинья для закрепления молотка выполнены из мягкой стали и имеют насечки (ерши);

рукоятки напильников, шаберов, ножовок стянуты металлическими бандажными кольцами;

отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть — ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений;

инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки, просечки, керны и др.) гладкий, его затылочная часть – без трещин, заусенцев, наклепа и сколов. На рабочей части нет повреждений, длина инструмента – не менее 150 мм. Средняя часть зубила имеет овальное или многогранное сечение без острых ребер и заусенцев на боковых гранях, ударная часть – форму усеченного конуса;

рабочие поверхности гаечных ключей не имеют трещин, забоин, скосов, а рукоятки – заусенцев;

ручные рычажные ножницы надежно закреплены на специальной стойке, в любой части ножей не допускается наличие вмятин, повреждений или трещин, режущие кромки ножей острые и плотно соприкасаются.

В случае обнаружения неисправности оборудования, станков, инструментов работник в слесарной мастерской обязан немедленно поставить в известность заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать соответствующую запись в тетради заявок.

Перед включением станков, оборудования и механизмов в электрическую сеть, при необходимости, встать на диэлектрический коврик (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

Не включать оборудование, станки и механизмы в электрическую сеть мокрыми и влажными руками.

Проконтролировать наличие у учащихся спецодежды (халатов, беретов).

Перед началом работ с каждым видом оборудования, станков, приспособлений и инструментов ознакомить учащихся с правилами эксплуатации оборудования и инструментов, безопасными правилами работы, правилами подготовки рабочего места, инструментов и материалов.

Перед каждым занятием необходимо провести инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующей записью в журнал.

Запретить учащимся приступать к работе в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, станков, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

Наличие напряжения в сети проверять только указателем напряжения.

Следить за исправной работой станков, оборудования, станков и механизмов целостностью изоляции и заземления.

Работник слесарной мастерской обязан обеспечить:

поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учащихся;

контроль за расположением рабочего инструмент на рабочих местах учащихся таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;

использование защитных очков учащимися при работе инструментом ударного действия и на станках;

контроль за прочным закреплением учащимися обрабатываемой детали в тисках при ручной резке металлов ножовкой;

выполнение работы только исправным хорошо заточенным инструментом;

контроль за исправностью и качеством заточки рабочего инструмента учащихся;

контроль за правильностью регулировки натяжения ножовочного полотна;

соблюдение учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в слесарной мастерской, при работе с использованием станков, механизмов и инструментов;

соблюдение требований (СанПиН 2.4.2.1178-02) на рабочих местах учащихся;

соблюдение установленных режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Во время работы запрещается:

переключать электрические разъемы при включенном питании;

касаться проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением;

работать на станках, оборудовании и механизмах в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;

производить резку, правку листового металла без рукавиц для защиты рук от травмирования острыми кромками металлических листов;

закрывать оборудование, станки и механизмы бумагами и посторонними предметами;

допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;

производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования, станков и механизмов;

оставлять без присмотра включенное оборудование, станки и приспособления;

сдувать стружку и опилки со станков ртом или убирать их руками;

производить очистку поверхности с применением кислот и щелочей;

производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;

класть на электрооборудование и нагревательные устройства посторонние предметы;

вытирать рубильники и другие выключатели тока;

заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;

собирать в один ящик тряпки, отходы бумаги и промасленной ветоши (для каждого вида отходов должен быть отдельный ящик);

слив в канализацию кислот, щелочей и их растворов;

использование инструмента не по прямому назначению;

оставлять учащихся без присмотра.

При открывании окон необходимо проследить за отсутствием сквозняков, могущих повлечь разбитие стекол.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работник слесарной мастерской обязан, при возможности, отключить неисправное оборудование, немедленно вывести из мастерской учащихся, руководствуясь схемой эвакуации и соблюдая при этом порядок; сообщить об этом инженеру по охране труда и заместителю директора по АХР, а в случае их отсутствия – дежурному администратору и главному инженеру.

При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования, станков и механизмов и тестовых сигналов, индицирующих о их неисправности, немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учащимися и отключить питание.

При перегреве двигателей станков необходимо остановить их и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель водой или снегом запрещается.

При поражении учащихся электрическим током принять меры по их освобождению от действия тока путем отключения электропитания, обратиться к медицинской сестре и, при необходимости, оказать потерпевшим доврачебную помощь.

В случае наличия пострадавших среди учащихся работник слесарной мастерской обязан обратиться к школьной медицинской сестре, а при необходимости оказать доврачебную помощь.

В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

После окончания работы работник слесарной мастерской обязан:

отключить электропитание станков и инструментов в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации с учетом характера выполняемых работ;

при приведении в порядок рабочих мест учащихся, работник слесарной мастерской обязан обеспечить отключение всех токонесущих устройств и проконтролировать этот процесс;

обеспечить организованный выход учащихся из мастерской;

убрать в отведенное место средства индивидуальной защиты.

Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна.

При обнаружении неисправности мебели, оборудования, станков и механизмов, нарушения целостности окон проинформировать об этом заместителя директора по АХР, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать запись в тетради заявок.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

при изменении условий труда в конкретной мастерской;

при внедрении новой техники и (или) технологий;

по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

по требованию представителей органов по труду или органов инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на ответственного по охране труда.

Разработано учителем трудового обучения _____________ А.А. Куликов

5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Danfoss fc 280 руководство
  • Тривитамин для собак инструкция по применению для собак дозировка
  • Traxxas e revo мануал
  • Руководство по эксплуатации ваз 2111 двигатель
  • Заполнение 3 информ инструкция по заполнению 2022