Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно экспертных

1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в государственных судебно — экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — СЭУ) в соответствии с требованиями Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее — УПК), Гражданского процессуального кодекса РСФСР <2> (далее — ГПК), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <3> (далее — АПК), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4> (далее — КоАП), Таможенного кодекса Российской Федерации <5> (далее — ТК), Налогового кодекса Российской Федерации <6> (далее — НК), Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации» <7> (далее — Федеральный закон), других федеральных законов, а также нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, регулирующих организацию и производство судебных экспертиз.

———————————

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, N 53, ст. 4921.

<2> Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (I), ст. 3.

<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3824 и 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст. 2291.

2. Судебные экспертизы в СЭУ системы Минюста России производятся для судов, органов дознания, следствия и прокуроров.

3. В СЭУ судебные экспертизы производятся в соответствии с перечнем видов экспертиз (профилем) и территорией обслуживания, которые устанавливаются для каждого учреждения Министерством юстиции Российской Федерации.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в СЭУ, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена в СЭУ, обслуживающем другую территорию.

4. Судебные экспертизы в СЭУ производятся экспертами этих учреждений, которые являются гражданами Российской Федерации, имеют высшее профессиональное образование, прошли последующую подготовку по конкретной экспертной специальности и аттестованы на право самостоятельного производства судебной экспертизы в соответствии с Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно — экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

5. Судебный эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за него ответственность.

6. Судебные экспертизы производятся, как правило, в помещении СЭУ, а при необходимости — в суде.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 20 декабря 2002 г. N 347

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
В СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях укрепления правовой основы и принципов организации государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно — экспертную деятельность, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно — экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Ю.И. Калинина.

Министр
Ю.Я.ЧАЙКА

1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок организации производства судебных экспертиз в государственных судебно — экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее — СЭУ) в соответствии с требованиями Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее — УПК), Гражданского процессуального кодекса РСФСР <2> (далее — ГПК), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <3> (далее — АПК), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4> (далее — КоАП), Таможенного кодекса Российской Федерации <5> (далее — ТК), Налогового кодекса Российской Федерации <6> (далее — НК), Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно — экспертной деятельности в Российской Федерации» <7> (далее — Федеральный закон), других федеральных законов, а также нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, регулирующих организацию и производство судебных экспертиз.

———————————

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001, N 53, ст. 4921.

<2> Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (I), ст. 3.

<5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3824 и 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст. 2291.

2. Судебные экспертизы в СЭУ системы Минюста России производятся для судов, органов дознания, следствия и прокуроров.

3. В СЭУ судебные экспертизы производятся в соответствии с перечнем видов экспертиз (профилем) и территорией обслуживания, которые устанавливаются для каждого учреждения Министерством юстиции Российской Федерации.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в СЭУ, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена в СЭУ, обслуживающем другую территорию.

4. Судебные экспертизы в СЭУ производятся экспертами этих учреждений, которые являются гражданами Российской Федерации, имеют высшее профессиональное образование, прошли последующую подготовку по конкретной экспертной специальности и аттестованы на право самостоятельного производства судебной экспертизы в соответствии с Положением об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно — экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации.

5. Судебный эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований в соответствии со специальными знаниями и несет за него ответственность.

6. Судебные экспертизы производятся, как правило, в помещении СЭУ, а при необходимости — в суде.

7. Руководитель СЭУ организует работу по качественному и своевременному производству судебных экспертиз на современном научно — техническом уровне. В соответствии со ст. 15 Федерального закона руководитель СЭУ вправе передать часть своих обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебных экспертиз, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет.

8. Руководитель СЭУ обязан:

— по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы проверить правильность оформления материалов, поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, при необходимости определить ведущее подразделение или эксперта — организатора. При этом поручение оформляется в письменной форме с определением сроков производства экспертизы;

— в случае обнаружения руководителем СЭУ недостатков в оформлении материалов, делающих невозможным производство судебной экспертизы, письменно уведомить об этом орган или лицо, ее назначившее, и предложить устранить данные недостатки. Если по истечении 30 календарных дней недостатки не устранены, материалы могут быть возвращены без производства судебной экспертизы;

— разъяснить эксперту или комиссии экспертов их права и обязанности, по поручению органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, предупредить их об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и взять соответствующую подписку, направляемую вместе с заключением в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

— обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

— по окончании производства экспертизы проверить полноту и качество проведенных исследований, направить заключение, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

— обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

— обеспечить соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;

— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

9. Руководитель СЭУ не вправе:

— истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

— самостоятельно, без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

— давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

10. Руководитель СЭУ вправе:

— возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально — технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

— ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

— организовать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.

11. Руководитель СЭУ может выступать в качестве эксперта в соответствии с присвоенной ему экспертной квалификацией.

12. Эксперт СЭУ обязан:

— принять к производству порученную ему руководителем СЭУ судебную экспертизу;

— заявить о наличии предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации оснований для отвода в качестве эксперта руководителю государственного СЭУ, а затем в орган или лицу, назначившему судебную экспертизу;

— провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

— составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить его в орган или лицу, которые назначили экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний, представленные объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

— не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

— обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела;

— явиться по вызову суда, судьи, дознавателя, следователя или прокурора; дать показания в суде, на предварительном следствии и дознании по вопросам, связанным с проведенными исследованиями и данным заключением.

13. Эксперт СЭУ не вправе:

— принимать поручение о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя СЭУ;

— осуществлять судебно — экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

— вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

— самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

— сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначившего;

— проводить без разрешения органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, исследования, которые могут повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств. Разрешение оформляется в письменном виде;

— давать заведомо ложное заключение.

14. Эксперт СЭУ имеет право:

— знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

— ходатайствовать перед органом или лицом, которые назначили судебную экспертизу, о проведении осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, предоставлении дополнительных объектов или материалов дела, необходимых для дачи заключения;

— ходатайствовать перед руководителем СЭУ о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

— участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях, задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;

— делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

— давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы, но имеющим значение для дела и отношение к предмету экспертного исследования;

— обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначившего судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

15. За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником СЭУ по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение порядка производства судебной экспертизы и иное недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, руководитель СЭУ имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание.

16. Основаниями производства судебной экспертизы в СЭУ являются: определения и постановления суда, судьи, органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора.

17. Орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, предоставляет в СЭУ объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

В необходимых случаях орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, представляет образцы для сравнительного исследования, а также документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету судебной экспертизы (протоколы осмотров, допросов и других процессуальных действий, справки, выписки, схемы мест происшествия, фотоснимки и т.п.).

В случае, если транспортировка объекта исследований в СЭУ невозможна, орган или лицо, которые назначили судебную экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

18. В случае невозможности проведения судебной экспертизы в данном учреждении либо несоблюдения правил оформления материалов руководитель действует в соответствии с пунктами 8, 10 настоящей Инструкции.

19. Поступившее в СЭУ постановление (определение) о назначении судебной экспертизы в течение суток рассматривается руководителем СЭУ и регистрируется в журнале регистрации экспертиз.

При назначении судебной экспертизы, для производства которой требуется решение вопросов, относящихся к разным экспертным специальностям (в отношении разных объектов или одного и того же объекта), регистрируется каждое отдельное исследование, заканчивающееся самостоятельным заключением. При этом порядок исследований должен обеспечить сохранность объекта для последующей судебной экспертизы.

Судебная экспертиза, назначенная и проведенная в суде, регистрируется в указанном выше порядке после передачи экспертом заключения и копии определения (постановления) суда в СЭУ.

20. Дополнительная и повторная судебные экспертизы назначаются по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством.

Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (другим экспертам).

Производство повторной судебной экспертизы поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

21. Производство комиссионной или комплексной судебных экспертиз может быть поручено органом или лицом, которые их назначили, нескольким учреждениям (межведомственная комиссионная или межведомственная комплексная судебные экспертизы). Организация и производство указанных судебных экспертиз возлагаются на руководителя СЭУ либо на руководителей нескольких судебно — экспертных учреждений.

Руководитель СЭУ, организующий ее деятельность, может передать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством комиссионной или комплексной судебных экспертиз, одному из членов комиссии экспертов, процессуальные функции которого не отличаются от функций остальных экспертов.

22. В случае необходимости осмотра исследуемого объекта по месту его нахождения, представления дополнительных объектов, в том числе образцов или материалов дела, эксперт заявляет об этом письменное ходатайство органу или лицу, которые назначили экспертизу.

Если ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней, поставленные вопросы решаются в той мере, в какой позволяют это имеющиеся в распоряжении эксперта материалы.

23. На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью СЭУ. При этом необходимо оформлять заключение на бланке и постранично его визировать.

Зарегистрировано
в Минюсте РФ 5 января 2003 г. N 4093

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 декабря 2002 г. N 347

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ
ЭКСПЕРТИЗ

В СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СИСТЕМЫ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

В целях укрепления правовой основы и
принципов организации государственной
судебно — экспертной деятельности в
Российской Федерации и совершенствования
действующих норм, регламентирующих
судебно — экспертную деятельность,
приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по
организации производства судебных
экспертиз в государственных судебно —
экспертных учреждениях Министерства
юстиции Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением Приказа
возложить на заместителя министра Ю.И.
Калинина.

Министр

Ю.Я.ЧАЙКА

Приложение

к Приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 20.12.2002 N 347

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ
ЭКСПЕРТИЗ

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО — ЭКСПЕРТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ

СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящая Инструкция определяет
условия и порядок организации производства
судебных экспертиз в государственных
судебно — экспертных учреждениях системы
Министерства юстиции Российской
Федерации (далее — СЭУ) в соответствии
с требованиями Уголовно — процессуального
кодекса Российской Федерации <1>
(далее — УПК), Гражданского процессуального
кодекса РСФСР <2> (далее — ГПК),
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации <3> (далее — АПК),
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях <4>
(далее — КоАП), Таможенного кодекса
Российской Федерации <5> (далее — ТК),
Налогового кодекса Российской Федерации
<6> (далее — НК), Федерального закона
от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной
судебно — экспертной деятельности в
Российской Федерации» <7> (далее —
Федеральный закон), других федеральных
законов, а также нормативных правовых
актов Министерства юстиции Российской
Федерации, регулирующих организацию и
производство судебных экспертиз.

———————————

<1> Собрание законодательства
Российской Федерации, 24.12.2001, N 53, ст.
4921.

<2> Ведомости Верховного Совета РСФСР,
1964, N 24, ст. 407.

<3> Собрание законодательства
Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст.
3012.

<4> Собрание законодательства
Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (I), ст.
3.

<5> Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст.
1224.

<6> Собрание законодательства
Российской Федерации, 03.08.1998, N 31, ст. 3824
и 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

<7> Собрание законодательства
Российской Федерации, 04.06.2001, N 23, ст.
2291.

2. Судебные экспертизы в СЭУ системы
Минюста России производятся для судов,
органов дознания, следствия и прокуроров.

3. В СЭУ судебные экспертизы производятся
в соответствии с перечнем видов экспертиз
(профилем) и территорией обслуживания,
которые устанавливаются для каждого
учреждения Министерством юстиции
Российской Федерации.

В случае невозможности производства
судебной экспертизы в СЭУ, обслуживающем
закрепленную за ним территорию, в связи
с отсутствием эксперта конкретной
специальности, необходимой материально
— технической базы либо специальных
условий для проведения исследований
судебная экспертиза для органов дознания,
органов предварительного следствия и
судов может быть произведена в СЭУ,
обслуживающем другую территорию.

4. Судебные экспертизы в СЭУ производятся
экспертами этих учреждений, которые
являются гражданами Российской Федерации,
имеют высшее профессиональное образование,
прошли последующую подготовку по
конкретной экспертной специальности
и аттестованы на право самостоятельного
производства судебной экспертизы в
соответствии с Положением об аттестации
работников на право самостоятельного
производства судебной экспертизы в
судебно — экспертных учреждениях
Министерства юстиции Российской
Федерации.

5. Судебный эксперт дает заключение от
своего имени на основании проведенных
исследований в соответствии со
специальными знаниями и несет за него
ответственность.

6. Судебные экспертизы производятся,
как правило, в помещении СЭУ, а при
необходимости — в суде.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 июня 2005 г. N 511

Вопросы организации производства судебных экспертиз в

экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних

дел Российской Федерации

(в ред. приказов МВД России от 15.10.2012 N 939,

от 27.10.2015 N 1012, от 18.01.2017 N 15)

1. Утвердить:

1.1 Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).

1.2. Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра, который несет ответственность за деятельность федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Пункт 2 в ред. приказа МВД России от 15.10.2012 N 939.

Министр

генерал-полковник милиции

Р. НУРГАЛИЕВ

Приложение N 1

к приказу МВД России

от 29 июня 2005 г. N 511

ИНСТРУКЦИЯ

по организации производства судебных экспертиз в

экспертно-криминалистических подразделениях

органов внутренних дел Российской Федерации

(в ред. приказов МВД России от 15.10.2012 N 939,

от 27.10.2015 N 1012, от 18.01.2017 N 15)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет условия и порядок производства судебных экспертиз по уголовным делам и при проверке сообщений о преступлениях, а также экспертиз по делам об административных правонарушениях<1> в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации<2> в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»<3>, иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российский Федерации<4>.

——————————

<1> Далее — «экспертизы».

<2> Далее — «ЭКП».

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2002, N 1, ст. 2; 2007, N 7, ст. 831; 2007, N 31, ст. 4011; 2009, N 26, ст. 3122; 2011, N 50, ст. 7351. Далее — Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Сноска <3> к пункту 1 в ред. приказа МВД России от 15.10.2012 N 939.

<4> Далее — «МВД России».

Пункт 1 в ред. приказа МВД России от 27.10.2015 N 1012.

2. В ЭКП экспертизы производятся в соответствии с Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.

Пункт 2 в ред. приказа МВД России от 27.10.2015 N 1012.

3. При производстве экспертиз ЭКП осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

4. Утратил силу приказом МВД России от 27.10.2015 N 1012.

5. Производство экспертиз в ЭКП организуется по административно-территориальному принципу.

При отсутствии в ЭКП управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерства внутренних дел по республике, главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации возможности производства экспертизы (отсутствуют эксперт по конкретной специальности, необходимая материально-техническая база либо специальные условия для проведения исследований), ее производство осуществляется в ближайшем отделе (отделении) специальных экспертиз и исследований экспертно-криминалистических центров указанных территориальных органов МВД России, где такая возможность имеется.

Пункт 5 в ред. приказа МВД России от 15.10.2012 N 939.

6. В федеральном государственном казенном учреждении «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации»<1> производятся экспертизы для подразделений МВД России, наделенных правом осуществления процессуальной деятельности.

——————————

<1> Далее — «ЭКЦ МВД России».

Для подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, а также судов и других правоохранительных органов, уполномоченных назначать судебную экспертизу, в ЭКЦ МВД России производятся повторные и наиболее сложные экспертизы, требующие применения уникальной аппаратуры или новых методик.

Пункт 6 в ред. приказа МВД России от 15.10.2012 N 939.

7. Организация производства экспертиз возлагается на начальника ЭКП<1>, который пользуется правами и выполняет обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, предусмотренные Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

——————————

<1> Далее — «руководитель».

8. Руководитель вправе делегировать часть своих полномочий по организации производства экспертиз своим заместителям и руководителям структурных подразделений ЭКП. При этом в их должностных инструкциях указывается, какие конкретно полномочия им делегируются.

9. Производство экспертиз осуществляется сотрудниками ЭКП, аттестованными на право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей экспертной специальности. На них распространяются права и обязанности эксперта, предусмотренные Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

Эксперты, прошедшие подготовку по конкретной экспертной специальности, могут участвовать в производстве экспертиз под руководством эксперта, имеющего право самостоятельного производства экспертиз по соответствующей специальности. При этом экспертиза, произведенная в указанном порядке, не является комиссионной, заключение экспертов подписывается сотрудниками ЭКП, принимавшими участие в ее производстве.

Пункт 9 в ред. приказов МВД России от 15.10.2012 N 939, от 18.01.2017 N 15.

10. Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований и несет за него личную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

11. Эксперт предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Экспертизы в ЭКП производятся, как правило, в срок не превышающий пятнадцати суток, в порядке очередности поступления материалов.

Более длительный срок производства экспертизы устанавливается руководителем в случаях, когда требуется исследование значительного объема материалов, применение продолжительных по времени методик исследования, а также при наличии в производстве у эксперта значительного количества экспертиз, о чем информируется орган или лицо, назначившее экспертизу.

Очередность производства экспертиз может быть изменена руководителем по мотивированному обращению органа или лица, назначившего экспертизу, в целях соблюдения процессуальных сроков, исследования скоропортящихся объектов, в иных случаях, требующих немедленного производства экспертизы.

13. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления постановления о назначении экспертизы и объектов, подлежащих исследованию, в ЭКП по день подписания руководителем сопроводительного письма к заключению эксперта.

Пункт 13 в ред. приказа МВД России от 27.10.2015 N 1012.

14. Научно-методическое и организационное обеспечение производства экспертиз в ЭКП осуществляет ЭКЦ МВД России.

II. Порядок приема материалов экспертизы

15. Постановление (определение) о назначении экспертизы<1> и прилагаемые к нему объекты исследования<2> принимаются руководителем либо сотрудником (работником), которому делегированы данные полномочия.

——————————

<1> Далее — «постановление».

<2> Далее — «объекты».

Пункт 15 в ред. приказа МВД России от 15.10.2012 N 939.

16. Прилагаемые к постановлению о назначении экспертизы объекты принимаются, как правило, в упакованном и опечатанном виде. Упаковка должна содержать пояснительные надписи и исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.

Вскрывать упаковку с поступившими в ЭКП объектами имеет право только эксперт, которому поручено ее производство.

Сведения об отсутствии упаковки объектов, а также о наличии повреждений упаковки указываются на копии постановления, в реестре или почтовом уведомлении, а также в заключении эксперта.

III. Организация производства экспертиз

17. Поступившие на экспертизу постановления и объекты<1> рассматриваются руководителем и передаются исполнителю в течение суток, а в случае их поступления в нерабочие дни — в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

——————————

<1> Далее — «материалы экспертизы».

18. При рассмотрении поступивших материалов экспертизы руководитель изучает постановление о назначении экспертизы, определяет вид, характер и объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:

исполнителя (исполнителей) экспертизы, а также ведущего эксперта при производстве комиссионной или комплексной экспертизы;

срок производства экспертизы;

порядок привлечения к проведению экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений, указанных в постановлении;

необходимость обращения к лицу (органу), назначившему экспертизу, с ходатайством о привлечении к производству экспертизы лиц, не являющихся сотрудниками данного ЭКП;

необходимость реализации иных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также иными законодательными актами Российской Федерации.

19. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», иными законодательными актами Российской Федерации, руководитель возвращает материалы экспертизы назначившему ее лицу или органу без исполнения с указанием причин возврата в сопроводительном письме.

20. Исполнитель, получив материалы экспертизы, обязан:

изучить постановление и состояние упаковки объектов (целостность, наличие признаков повторной упаковки, возможность доступа к объектам без нарушения упаковки);

установить соответствие представленных объектов перечню, приведенному в постановлении, и оценить их достаточность для решения поставленных вопросов;

оценить возможность производства экспертизы в установленный руководителем срок исходя из вида, характера и объема предстоящих исследований;

принять меры к обеспечению сохранности объектов.

21. При наличии объективных оснований, указывающих на невозможность выполнения экспертизы в установленный срок, руководитель на основании мотивированного рапорта эксперта, поданного не менее чем за три дня до его истечения, устанавливает новый срок производства экспертизы и направляет лицу (органу), назначившему экспертизу, письменное уведомление о продлении срока ее производства с указанием причин.

22. Несоответствие представленных объектов их перечню в постановлении фиксируется в акте вскрытия упаковки либо в рапорте эксперта. На его основании руководитель приостанавливает производство экспертизы и письменно информирует лицо (орган), назначившее экспертизу, о невозможности ее производства.

23. После устранения лицом (органом), назначившим экспертизу, причин, препятствующих производству экспертизы, оно может быть возобновлено, при этом срок производства экспертизы продлевается на количество дней, затраченных на устранение данных причин.

В случае отказа либо невозможности устранения причин, препятствующих производству экспертизы, а также отсутствия ответа лица (органа), назначившего экспертизу, в течение тридцати суток со дня направления мотивированного сообщения, материалы экспертизы возвращаются без исполнения с указанием причин невозможности ее проведения.

24. В случаях недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов и (или) отсутствия в постановлении разрешения на применение при проведении экспертизы разрушающих методов (при наличии такой необходимости) эксперт составляет ходатайство, которое в установленном порядке направляется лицу (органу), назначившему экспертизу.

Производство экспертизы до получения необходимых и достаточных материалов (разрешения) приостанавливается, но не более чем на двадцать суток.

25. В случае получения отрицательного ответа или его отсутствия эксперт проводит экспертизу по имеющимся объектам с применением неразрушающих методов или возвращает их в установленном порядке с указанием причин невозможности проведения экспертизы или решения отдельных вопросов в полном объеме.

26. В случаях болезни, командировки эксперта, имеющего в производстве экспертизу, руководитель продлевает срок ее производства данным экспертом либо поручает производство судебной экспертизы другому эксперту, по согласованию с лицом (органом), назначившим экспертизу.

27. Приступив к проведению экспертизы, эксперт применяет рекомендованные экспертные методики и имеющиеся в распоряжении ЭКП технические средства для полного, объективного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов.

При этом в первую очередь применяются методики, не связанные с видоизменением, разрушением или расходованием объектов исследования.

28. По результатам исследований эксперт составляет заключение в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего соответствующий вид судопроизводства.

Заключение эксперта оформляется в двух экземплярах. Каждая страница заключения, включая приложения, подписывается экспертом и заверяется оттиском печати ЭКП.

29. Заключение эксперта включает вводную, исследовательскую части и выводы.

30. Во вводной части заключения эксперта указываются:

сведения об экспертном учреждении или подразделении;

дата, время и место проведения экспертизы, ее номер, наименование и вид;

сведения об эксперте — фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;

основания производства экспертизы — вид, дата вынесения постановления, номер дела (материала), краткое изложение обстоятельств дела, по которому оно вынесено;

сведения об органе или лице, назначившем экспертизу;

предупреждение или сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы;

объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы, наличие и состояние их упаковки;

сведения о ходатайствах эксперта о представлении дополнительных материалов и результатах их рассмотрения с указанием дат их заявления и получения;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов (в формулировке постановления).

При наличии нескольких вопросов эксперт имеет право сгруппировать их, изложить в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок проведения исследования.

В случае необходимости эксперт имеет право изменить редакцию вопросов, не изменяя их смысл.

Пункт 30 в ред. приказов МВД России от 15.10.2012 N 939, от 27.10.2015 N 1012.

31. В исследовательской части заключения эксперта отражаются содержание и результаты исследований, в том числе:

обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения и принятые экспертом в качестве исходных данных;

содержание этапов исследования с указанием методов исследования, использованных технических средств и расходных материалов, условий их применения и полученные результаты;

сведения о примененных методиках, которыми эксперт руководствовался при разрешении поставленных вопросов;

цели, условия и результаты проведенных экспериментов (если они проводились) и получения образцов;

оценка отдельных этапов исследования, анализ полученных результатов в целом, обоснование и формулирование выводов;

выявленные экспертом по собственной инициативе существенные обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы;

причины невозможности решения отдельных вопросов в полном или требуемом в постановлении объеме.

Пункт 31 в ред. приказа МВД России от 15.10.2012 N 939.

32. Выводы заключения эксперта должны содержать краткие, четкие, однозначные ответы на все поставленные перед экспертом вопросы и установленные им в порядке инициативы значимые по делу обстоятельства.

33. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фототаблицы, схемы, графики и так далее), прилагаются к заключению эксперта и являются его составной частью.

34. При оформлении иллюстративного материала допускается размещение иллюстраций по тексту заключения эксперта.

В исследовательской части заключения приводятся краткая характеристика использованных устройств, материалов, режимов съемки и печати, а для средств цифровой фотографии — вид, модель, производитель использованного аппарата; вид, наименование, версия программного обеспечения, режим получения и печати изображений.

35. Объекты на бумажных носителях (включая сравнительные образцы), детальное изображение внешнего вида которых в заключении эксперта не фиксируется, по возможности маркируются экспертом путем нанесения оттисков специального штампа либо печати ЭКП или иными способами, о чем указывается в заключении эксперта.

Маркирование не проводится в случае, если оно может привести к сокрытию (уничтожению) значимых криминалистических признаков либо ограничить в последующем использование объектов или образцов.

36. Второй экземпляр заключения эксперта, включая иллюстрирующие материалы, а также документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в ЭКП в соответствии с пунктами 70, 71 настоящей Инструкции.

37. Материалы выполненных экспертиз проверяются руководителем.

38. При проверке материалов выполненной экспертизы руководитель контролирует соблюдение сроков ее выполнения, полноту проведенных исследований, качество оформления заключения. В случае выявления недостатков руководитель возвращает материалы исполнителю для их устранения.

IV. Особенности организации производства дополнительных

и повторных экспертиз

39. Для производства дополнительных и повторных экспертиз в ЭКП вместе с объектами предоставляются заключения ранее проведенных экспертиз.

40. Во вводной части заключения дополнительной или повторной экспертизы указываются основания ее назначения, сведения о первичной экспертизе (экспертизах): фамилия, имя и отчество эксперта; наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта); номер и дата заключения; выводы.

41. При производстве дополнительной экспертизы допускаются ссылки на исследование, проведенное в предыдущей экспертизе.

42. По повторным экспертизам при расхождении их выводов с выводами первичных экспертиз оформляется информационная карта, которая в срок до пятнадцати суток направляется руководителем в ЭКЦ МВД России.

Пункт 42 в ред. приказа МВД России от 27.10.2015 N 1012.

43. Утратил силу приказом МВД России от 27.10.2015 N 1012.

44. В случае выявления при производстве экспертиз условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, руководитель организует подготовку предложений, направленных на их устранение, которые оформляются отдельным документом и направляются лицу (органу), назначившему экспертизу.

V. Порядок направления (выдачи) материалов экспертиз органу

(лицу), назначившему экспертизу

Наименование главы V в ред. приказа МВД России от 15.10.2012 N 939.

45. Эксперт, выполнивший экспертизу, лично упаковывает все подлежащие возвращению объекты. Упаковка должна обеспечивать их сохранность, исключать доступ к содержимому без ее нарушения, иметь необходимые пояснительные надписи и подпись эксперта. Упаковка опечатывается печатью ЭКП.

46. Сопроводительное письмо к заключению эксперта составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем и содержит:

сведения о направляемом заключении эксперта;

перечень прилагаемых к заключению эксперта материалов с указанием их наименования, количества и упаковки;

сведения об израсходованных (уничтоженных) в процессе производства исследования объектах с указанием их наименования и количества;

сведения об объектах, в установленном порядке оставленных на хранение в ЭКП;

сведения о помещении (направлении) следов (объектов) в соответствующие экспертно-криминалистические учеты с указанием места их хранения, регистрационного (исходящего) номера.

47. Заключение эксперта и объекты вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем, выдаются под расписку лицу (органу), назначившему экспертизу, или на основании выданной доверенности (письменного поручения) иному сотруднику, либо направляются в установленном порядке средствами почтовой связи.

Расписка о получении заключения эксперта и объектов выполняется получателем на копии сопроводительного письма и должна содержать сведения о соответствии полученных материалов перечню, указанному в сопроводительном письме, должность, фамилию, имя и отчество получателя, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего его личность, дату получения и подпись.

48. Заключение эксперта выдается (направляется) только вместе с объектами, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 49 настоящей Инструкции.

49. Не подлежат отправке по почте оружие, боеприпасы, наркотические и сильнодействующие средства, ядовитые, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества и изделия, их содержащие, иные объекты, опасные для жизни и здоровья граждан или окружающей среды, драгоценные металлы и камни, изделия из них, другие ценности, а также громоздкие и хрупкие объекты.

50. После выполнения экспертизы, материалы которой не могут быть направлены почтовой связью, руководитель в установленном порядке информирует об этом лицо (орган), назначившее экспертизу.

Транспортировка объектов, которые не могут быть направлены средствами почтовой связи, обеспечивается лицом (органом), назначившим экспертизу.

О материалах выполненной экспертизы, не востребованной лицом (органом), назначившим экспертизу, в течение десяти дней с момента получения им соответствующей информации, руководитель письменно извещает руководителя органа, сотрудник которого ее назначил.

VI. Хранение объектов, поступивших на экспертизу

51. Объекты, поступившие на экспертизу, хранятся в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение в опечатываемых сейфах, металлических шкафах сотрудников ЭКП, которым поручено их исследование. Хранение крупногабаритных объектов организуется руководителем. При отсутствии у руководителя возможности обеспечить должные условия хранения крупногабаритных объектов, организация их хранения возлагается на лицо (орган), назначившее экспертизу.

52. Хранение объектов, в отношении которых установлен особый порядок их хранения (взрывчатых веществ и изделий, их содержащих; драгоценных металлов и камней, изделий из них; ценных бумаг, денег; наркотических средств, психотропных, ядовитых и сильнодействующих веществ; токсичных, легковоспламеняющихся веществ), организуется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России.

Пункт 52 в ред. приказа МВД России от 18.01.2017 N 15.

53. После проведения исследования скоропортящиеся пищевые продукты, пришедшие в негодность, а также объекты, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья или для окружающей среды, по согласованию с лицом, назначившим экспертизу, могут быть уничтожены в порядке установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

54. Сейфы, металлические шкафы, в которых хранятся объекты и другие материалы экспертиз, опечатываются личной печатью эксперта.

55. Объекты экспертиз, хранящиеся в особом порядке, выдаются лицам, которым поручено исследование этих объектов, и должны быть возвращены в день выдачи.

56. Сотрудникам ЭКП запрещается оставлять объекты экспертиз без обеспечения их сохранности на рабочих местах во время перерывов в работе, а также выносить объекты за пределы ЭКП без разрешения руководителя.

57. В случаях утраты или хищения объектов экспертиз, об этом письменно докладывается руководителю, лицу (органу), назначившему экспертизу, и руководителю органа внутренних дел в целях проведения в установленном порядке служебной проверки.

58. Объекты экспертизы, в том числе вещественные доказательства, после ее производства могут быть оставлены лицом (органом), назначившим экспертизу, на хранение в ЭКП в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.

Оставленные на хранение в ЭКП объекты экспертизы незамедлительно предоставляются по письменному требованию лица (органа), назначившего экспертизу.

59. Персональная ответственность за обеспечение установленных правил хранения объектов экспертиз возлагается на руководителя.

60. Персональная ответственность за сохранность объектов и других материалов экспертизы возлагается на сотрудника ЭКП, осуществляющего производство экспертизы или хранение объектов экспертиз.

61. Руководитель регулярно осуществляет проверку организации и условий хранения объектов экспертиз, а также выполнения сотрудниками ЭКП установленных требований по их хранению.

62. Сотрудники ЭКП, допустившие нарушение требований по хранению объектов, ставшее причиной их утраты, порчи или хищения несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

VII. Контроль и учет производства экспертиз

63. Контроль за производством экспертиз осуществляется руководителем. Руководитель обязан:

создавать необходимые условия для проведения экспертиз, сохранности представленных объектов, соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;

контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;

при необходимости организовывать консультации экспертов со специалистами экспертных и научно-исследовательских учреждений МВД России, а также других федеральных органов исполнительной власти;

организовывать выборочное письменное рецензирование заключений экспертов;

в месячный срок информировать ЭКЦ МВД России о фактах вынесения уполномоченными органами (должностными лицами) представлений или частных определений в связи с производством экспертиз в подчиненном экспертном подразделении, результатах их рассмотрения и принятых мерах.

64. При выявлении нарушений экспертом требований законодательства по производству экспертиз, установленных методик их производства, а также наличии иных оснований, вызывающих сомнения в обоснованности выводов конкретной экспертизы, руководитель может письменно проинформировать в установленном порядке об этом орган или лицо, назначившее экспертизу, через его руководителя.

65. Учет производства экспертиз осуществляется в Журнале учета материалов, поступивших на экспертизу<1> (приложение N 1 к Инструкции). Листы Журнала нумеруются, прошнуровываются, опечатываются печатью ЭКП и скрепляются подписью лица, ответственного за делопроизводство в ЭКП.

——————————

<1> Далее — «Журнал».

Пункт 65 в ред. приказа МВД России от 18.01.2017 N 15.

66. Внесение сведений в Журнал учета материалов, поступивших на экспертизу, осуществляется сотрудником ЭКП, принявшим экспертизу к производству, если руководителем не определен иной порядок регистрации материалов экспертиз.

67. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность внесения сведений в Журнал несет лицо, осуществляющее регистрацию материалов экспертиз.

68. При регистрации в Журнале материалов комплексных экспертиз каждый вид исследования, заканчивающийся составлением отдельного заключения или обособленного раздела заключения, регистрируется отдельно с присвоением своего учетного номера. При этом в итоговом заключении экспертов указывается номер первого проведенного исследования.

69. Руководитель обязан регулярно контролировать правильность ведения Журнала, своевременность, полноту и достоверность регистрации предусмотренных сведений. Результаты проверки вносятся непосредственно в Журнал после последней регистрационной записи на момент проверки.

70. Хранение материалов, образуемых в ЭКП в результате производства экспертиз, организуется в номенклатурном деле. В дело комплектно подшиваются постановления о назначении экспертизы, копии сопроводительных писем, вторые экземпляры заключений экспертов (включая приложения) материалы о заявленных ЭКП ходатайствах в связи с производством экспертизы и результаты их рассмотрения, иные документы, образовавшиеся в результате производства экспертизы.

71. Срок хранения Журнала и номенклатурных дел с материалами экспертиз составляет пять лет.

VIII. Порядок приема, хранения, учета, выдачи оружия и патронов, поступающих для производства экспертиз

(глава VIII дополнена приказом МВД России от 18.01.2017 N 15)

72. Хранение оружия и патронов в ЭКП осуществляется в отдельном оборудованном помещении, в условиях, исключающих их хищение, утрату и доступ посторонних лиц<1> в соответствии с требованиями пункта 169 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814″<2>.

———————————

<1> Далее — «специализированное помещение ЭКП».

<2> Зарегистрирован в Минюсте России 24 июня 1999 года, регистрационный N 1814, с изменениями, внесенными приказами МВД России от 27 июня 2003 г. N 485 (зарегистрирован в Минюсте России 11 июля 2003 года, регистрационный N 4888), от 24 декабря 2003 г. N 1017 (зарегистрирован в Минюсте России 22 января 2004 года, регистрационный N 5453), от 15 июля 2005 г. N 568 (зарегистрирован в Минюсте России 17 августа 2005 года, регистрационный N 6911), от 7 июня 2008 г. N 504 (зарегистрирован в Минюсте России 25 июня 2008 года, регистрационный N 11880), от 11 января 2009 г. N 8 (зарегистрирован в Минюсте России 28 апреля 2009 года, регистрационный N 13845), от 16 мая 2009 г. N 376 (зарегистрирован в Минюсте России 19 мая 2009 года, регистрационный N 13964), от 29 сентября 2011 г. N 1038 (зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 2011 года, регистрационный N 22734), от 21 мая 2012 г. N 526 (зарегистрирован в Минюсте России 26 июня 2012 года, регистрационный N 24699), от 25 мая 2012 г. N 538 (зарегистрирован в Минюсте России 22 июня 2012 года, регистрационный N 24675), от 27 июня 2012 г. N 639 (зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2012 года, регистрационный N 25110), от 29 июня 2012 г. N 646 (зарегистрирован в Минюсте России 6 сентября 2012 года, регистрационный N 5389), от 15 июля 2013 г. N 541 (зарегистрирован в Минюсте России 10 октября 2013 года, регистрационный N 30139), от 30 декабря 2014 г. N 1149 (зарегистрирован в Минюсте России 27 февраля 2015 года, регистрационный N 36263).

73. При отсутствии специализированного помещения в ЭКП хранение оружия и патронов осуществляется в комнате хранения оружия дежурной части территориального органа МВД России<1> в отдельном металлическом шкафу (сейфе).

———————————

<1> Далее — «КХО дежурной части».

74. Приказами начальника ЭКЦ МВД России, начальника (руководителя) территориального органа МВД России из числа сотрудников ЭКП старшего или среднего начальствующего состава назначается ответственный за прием, хранение, учет и выдачу оружия и патронов<1>, определяется порядок замещения ответственного сотрудника ЭКП на случай его отсутствия, а также порядок хранения ключей от специализированного помещения ЭКП и их дубликатов либо отдельного металлического шкафа (сейфа) в КХО дежурной части.

———————————

<1> Далее — «ответственный сотрудник ЭКП».

75. Выписка из приказа хранится в помещении дежурной части территориального органа МВД России и служит основанием для допуска ответственного сотрудника ЭКП территориального органа МВД России в КХО дежурной части.

76. Дверь в специализированное помещение ЭКП или отдельного металлического шкафа (сейфа) в КХО дежурной части опечатывается ответственным сотрудником ЭКП. Образец печати ответственного сотрудника ЭКП хранится в помещении дежурной части территориального органа МВД России.

77. На оперативного дежурного дежурной части территориального органа МВД России, в которой осуществляется хранение оружия и патронов, приказом начальника (руководителя) территориального органа МВД России возлагаются полномочия по обеспечению сохранности отдельного металлического шкафа (сейфа) в КХО дежурной части и оттиска печати ответственного сотрудника ЭКП территориального органа МВД России.

78. Доступ в специализированное помещение ЭКП либо в КХО дежурной части осуществляется в присутствии ответственного сотрудника ЭКП или лица, его замещающего.

79. В случае отсутствия ответственного сотрудника ЭКП или замещающего его лица при необходимости поместить на хранение либо получить оружие и патроны вскрытие специализированного помещения ЭКП или отдельного металлического шкафа (сейфа) в КХО дежурной части осуществляется комиссией, состав которой определяется начальником ЭКЦ МВД России, начальником (руководителем) территориального органа МВД России.

80. После вскрытия специализированного помещения ЭКП или отдельного металлического шкафа (сейфа) в КХО дежурной части комиссией составляется акт, в котором указывается причина вскрытия, перечисляются выданные или помещенные оружие и патроны, а специализированное помещение ЭКП или отдельный металлический шкаф (сейф) в КХО дежурной части опечатывается одним из членов комиссии.

81. Акт вскрытия передается ответственному сотруднику ЭКП для внесения соответствующих записей в книгу выдачи и приема оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (приложение N 2 к Инструкции).

82. Прием оружия и патронов на хранение производится ответственным сотрудником ЭКП на основании резолюции начальника (руководителя) ЭКП территориального органа МВД России или одного из его заместителей либо руководителей структурного подразделения ЭКЦ МВД России совместно с сотрудником, которому поручено производство экспертизы<1>.

———————————

<1> Далее — «исполнитель».

83. Исполнитель в присутствии ответственного сотрудника ЭКП:

83.1. Проверяет целостность упаковки, соответствие оттисков штампов и печатей описанию в сопроводительных документах, осуществляет вскрытие упаковки и осмотр оружия и патронов с соблюдением необходимых мер безопасности.

83.2. В случае если оружие заряжено, разряжает его: отделяет магазин, извлекает патрон (патроны) из патронника ствола (камор барабана) и включает предохранитель.

83.3. Проверяет соответствие представленных оружия и патронов перечню, указанному в постановлении о назначении экспертизы или других сопроводительных документах.

84. Ответственный сотрудник ЭКП отмечает факт приема оружия и патронов в копии постановления о назначении экспертизы или других сопроводительных документах, являющихся основанием для производства экспертизы, а также в журнале учета оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (приложение N 3 к Инструкции), помещает данные объекты исследования на хранение в специализированное помещение ЭКП и опечатывает его личной печатью.

85. В случае отсутствия специализированного помещения в ЭКП территориального органа МВД России ответственный сотрудник ЭКП территориального органа МВД России помещает оружие и патроны на хранение в отдельный металлический шкаф (сейф) в КХО дежурной части и опечатывает его личной печатью.

86. Выдача оружия и патронов исполнителю для производства экспертизы осуществляется ответственным сотрудником ЭКП с внесением необходимых записей в книгу выдачи и приема оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (приложение N 2 к Инструкции).

87. По окончании рабочего дня, а также по завершении производства экспертизы исполнитель сдает оружие и патроны ответственному сотруднику ЭКП, что фиксируется в книге выдачи и приема оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (приложение N 2 к Инструкции). Ответственный сотрудник ЭКП помещает оружие и патроны на хранение в специализированное помещение ЭКП, а при его отсутствии — в КХО дежурной части.

88. При приеме оружия и патронов ответственный сотрудник ЭКП проверяет их наличие и состояние с соблюдением мер безопасности.

89. О задержке сдачи оружия и патронов по окончании рабочего дня ответственный сотрудник ЭКП незамедлительно сообщает начальнику (руководителю) ЭКП или его заместителям.

90. Оружие и патроны, подлежащие возврату после производства экспертиз, упаковываются исполнителем в присутствии ответственного сотрудника ЭКП. Упаковка должна исключать доступ посторонних лиц к содержимому без нарушения ее целостности, иметь необходимые пояснительные надписи, подпись исполнителя и быть опечатана печатью ЭКП.

91. Выдача оружия и патронов после производства экспертиз осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией, и отражается в журнале учета оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (приложение N 3 к Инструкции).

92. Проверка организации и условий хранения, а также учета и выдачи оружия и патронов осуществляется:

92.1. В ЭКЦ МВД России — начальником (руководителем) или его заместителями — ежеквартально; начальниками (руководителями) структурного подразделения, в котором хранятся оружие и патроны, — ежемесячно.

92.2. В ЭКП территориального органа МВД России — начальником (руководителем) ЭКП территориального органа МВД России или его заместителями — ежемесячно.

92.3. В помещении дежурной части территориального органа МВД России (в случае хранения оружия и патронов в КХО дежурной части) — начальником (руководителем) ЭКП территориального органа МВД России или начальником (руководителем) территориального органа МВД России (или их заместителями) — ежемесячно.

93. Основанием для допуска в помещение дежурной части территориального органа МВД России начальников (руководителей) ЭКП территориального органа МВД России, уполномоченных осуществлять проверку оружия и патронов, является график проверок на год, содержащий список соответствующих должностных лиц, утвержденный начальником (руководителем) территориального органа МВД России. Копия утвержденного графика передается в дежурную часть территориального органа МВД России, в которой осуществляется хранение оружия и патронов.

94. При проведении проверок хранения оружия и патронов устанавливаются их наличие, соответствие количества и индивидуальных номеров записям в представленных документах, наличие печатей, оцениваются условия хранения, соблюдение порядка выдачи и приема, наличие и состояние охранно-пожарной сигнализации.

95. Результаты проверки заносятся в книгу проверки наличия, учета и условий хранения оружия и патронов, поступивших для производства экспертиз (приложение N 4 к Инструкции).

Приложение N 1

к Инструкции по организации производства

судебных экспертиз в экспертно-криминалистических

подразделениях органов внутренних дел

Российской Федерации

(в ред. приказов МВД России от 27.10.2015 N 1012,

от 18.01.2017 N 15)

Журнал

учета материалов, поступивших на экспертизу

    N   

   п/п  

(входящий

  номер)

   <1>  

Дата   

поступ-

ления  

   Откуда  

 поступили 

 материалы.

 Должность,

  фамилия  

   лица,   

назначившего

 экспертизу

  Категория дела 

   (уголовное,   

административное),

    номер дела   

  (материала и   

проверки сообщений

 о преступлениях).

     Состав      

   преступления  

 (правонарушения)

  Дата и адрес  

   совершения   

  преступления  

(правонарушения).

    Фамилии и   

    инициалы    

 потерпевшего и 

 подозреваемого 

    1   

    2  

     3     

        4        

        5       

Наименование

и характерис-

тики экспер-

тизы <2>    

  Фамилия  

 и подпись 

 эксперта, 

 принявшего

экспертизу к

производству

 Материалы и 

   объекты,  

поступившие на

  экспертизу 

(наименование,

 количество, 

   серия и   

    номер)   

  Краткие 

   выводы 

 экспертизы

(результаты

экспертизы)

 Дата выдачи 

(направления),

    исх. N,  

   подпись и 

 фамилия лица,

   выдавшего 

  экспертизу 

      6     

     7     

      8      

     9    

      10     

<1> В зависимости от организации делопроизводства в подразделении номером экспертизы является номер по порядку или входящий номер.

<2> В данной графе указываются наименование экспертизы и ее характеристики (первичная, дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная; идентификационная, диагностическая).

Приложение N 2

к Инструкции по организации

производства судебных экспертиз

в экспертно-криминалистических

подразделениях органов внутренних дел

Российской Федерации

(приложение N 2 дополнено приказом МВД России от 18.01.2017 N 15)

(Рекомендуемый образец)

КНИГА N __________

выдачи и приема оружия и патронов, поступивших

для производства экспертиз

______________________________________________

(наименование экспертно-криминалистического

подразделения органа внутренних дел

Российской Федерации)

Начата «__» ___________ 20__ г.

Окончена «__» _________ 20__ г.

Первая страница разворота

 N

п/п

 Фамилия, имя, отчество 

   (при наличии) лица,  

  получившего оружие и  

         патроны        

 Наименование, серия,

  номер оружия, тип, 

 количество патронов 

   Номер  

уголовного

   дела   

 Входящий 

   номер  

 документа

 1

            2           

          3          

     4    

     5    

Вторая страница разворота

         Выдано         

        Принято        

       Примечание      

  дата 

    подпись    

 дата 

    подпись    

   6   

       7       

   8  

       9       

           10          

Приложение N 3

к Инструкции по организации

производства судебных экспертиз

в экспертно-криминалистических

подразделениях органов внутренних дел

Российской Федерации

(приложение N 3 дополнено приказом МВД России от 18.01.2017 N 15)

(Рекомендуемый образец)

ЖУРНАЛ N ________

учета оружия и патронов, поступивших

для производства экспертиз

______________________________________________

(наименование экспертно-криминалистического

подразделения органа внутренних дел

Российской Федерации)

Начат «__» ___________ 20__ г.

Окончен «__» _________ 20__ г.

Первая страница разворота

 N

п/п

   Дата   

поступления

 Входящий номер 

    документа   

Кем назначена экспертиза (исследование),

       номер уголовного дела, КУСП      

 1

     2    

        3       

                    4                   

Вторая страница разворота

   Наименование,   

    серия, номер   

    оружия, тип,   

количество патронов

  Кому выданы (должность, 

  фамилия, имя, отчество  

   (при наличии), номер   

 служебного удостоверения)

 Подпись лица, 

  получившего  

    оружие и   

 патроны, дата 

Примеча-

  ние   

         5         

             6            

       7       

    8   

Приложение N 4

к Инструкции по организации

производства судебных экспертиз

в экспертно-криминалистических

подразделениях органов внутренних дел

Российской Федерации

(приложение N 4 дополнено приказом МВД России от 18.01.2017 N 15)

(Рекомендуемый образец)

КНИГА N ________

проверки наличия, учета и условий хранения оружия

и патронов, поступивших для производства экспертиз

______________________________________________

(наименование экспертно-криминалистического

подразделения органа внутренних дел

Российской Федерации)

Начата «__» ___________ 20__ г.

Окончена «__» _________ 20__ г.

 N

п/п

Дата

     Должность,    

специальное звание,

   фамилия, имя,   

   отчество (при   

      наличии)     

    проверяющего   

 Объект

проверки

   Результаты  

   проверки,   

  недостатки и 

   замечания   

 Отметка об устранении

  недостатков, дата и 

 подпись должностного 

         лица         

 1

 2 

         3         

   4   

       5       

           6          

Приложение N 2

к приказу МВД России

от 29.06. 2005 г. N 511

ПЕРЕЧЕНЬ

родов (видов) судебных экспертиз, производимых в

экспертно-криминалистических подразделениях

органов внутренних дел Российской Федерации

(в ред. приказа МВД России от 18.01.2017 N 15)

1. Автороведческая:

1.1. Исследование письменных текстов.

2. Автотехническая:

2.1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

2.2. Исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств.

2.3. Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).

2.4. Исследование маркировочных обозначений транспортных средств.

3. Баллистическая:

3.1. Исследование ручного стрелкового оружия, его основных частей, деталей и механизмов, патронов к оружию и их компонентов, следов их применения и обстоятельств выстрела.

4. Биологическая экспертиза тканей и выделений человека, животных:

4.1. Исследование ДНК.

4.2. Исследование волос человека и животных.

4.3. Исследование запаховых следов человека.

5. Ботаническая:

5.1. Исследование объектов растительного происхождения.

6. Бухгалтерская:

6.1. Исследование содержания записей бухгалтерского учета.

7. Видеотехническая:

7.1. Техническое исследование видеограмм.

8. Взрывотехническая:

8.1. Исследование взрывчатых веществ, промышленных и самодельных устройств, содержащих взрывчатые вещества, их отдельных элементов, макетов, муляжей, остатков после срабатывания и следов взрыва.

9. Геммологическая:

9.1. Исследование драгоценных, поделочных камней, их имитаций и изделий из них.

10. Дактилоскопическая:

10.1. Исследование папиллярных узоров рук и ног человека.

11. Компьютерная:

11.1. Исследование компьютерной информации.

12. Лингвистическая:

12.1. Исследование письменного или устного текста в целях решения вопросов смыслового понимания.

13. Медико-криминалистическая:

13.1. Восстановление папиллярных узоров измененных кистей рук трупов.

13.2. Восстановление прижизненного облика и установление личности трупа по черепу.

14. Налоговая:

14.1. Исследование исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов.

15. Пожарно-техническая:

15.1. Исследование причин, закономерностей возникновения и развития пожара, следообразования на объектах, составляющих вещную обстановку места происшествия, в том числе на электротехнических, электромеханических, радиоэлектронных изделиях, деталях и узлах транспортных средств.

16. Портретная:

16.1. Идентификация (отождествление) личности по признакам внешности.

17. Почвоведческая:

17.1. Исследование объектов почвенного происхождения.

18. Почерковедческая:

18.1. Исследование почерка и подписей.

19. Психофизиологическая:

19.1. Психофизиологическое исследование в отношении лица с применением полиграфа.

20. Радиотехническая:

20.1. Исследование радиоэлектронных устройств.

21. Строительно-техническая:

21.1. Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними.

22. Технико-криминалистическая экспертиза документов:

22.1. Исследование документов и их реквизитов, технических средств, использованных для их изготовления.

23. Товароведческая:

23.1. Исследование промышленных (непродовольственных) товаров с возможным определением их стоимости.

24. Трасологическая:

24.1. Исследование следов зубов, губ, ногтей человека, следов обуви, транспортных средств, орудий и инструментов, производственных механизмов на изделиях массового производства; одежды и ее повреждений; узлов и петель; целого по частям; запирающих механизмов и сигнальных устройств и других следов.

25. Финансово-аналитическая:

25.1. Исследование финансового состояния.

26. Финансово-кредитная:

26.1. Исследование соблюдения принципов кредитования.

27. Фоноскопическая:

27.1. Идентификация лиц по фонограммам речи.

27.2. Техническое исследование фонограмм.

28. Фототехническая:

28.1. Исследование фотографических изображений, технических средств, используемых для их изготовления, и фотографических материалов.

29. Экспертиза материалов, веществ и изделий (физико-химическая):

29.1. Исследование наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ.

29.2. Исследование специальных маркирующих веществ.

29.3. Исследование волокон и волокнистых материалов.

29.4. Исследование лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий.

29.5. Исследование маркировочных обозначений на изделиях из металлов, полимерных и иных материалов.

29.6. Исследование металлов и сплавов.

29.7. Исследование нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов.

29.8. Исследование следов продуктов выстрела.

29.9. Исследование стекла и керамики.

29.10. Исследование полимерных материалов и резины.

29.11. Исследование материалов письма и документов.

29.12. Исследование спиртосодержащих жидкостей (исследование спиртосодержащих жидкостей непищевого назначения и спиртосодержащих жидкостей, не имеющих сопроводительных документов и маркировки).

30. Экспертиза пищевых продуктов:

30.1. Исследование пищевых продуктов (исследование пищевых продуктов, в том числе алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции пищевого назначения).

31. Экспертиза холодного и метательного оружия:

31.1. Установление принадлежности предмета к холодному и метательному оружию.

Перечень основных нормативных правовых документов,

регламентирующих деятельность

судебно-экспертных учреждений Минюста России

— Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

— Приказ Минюста России от 20.04.2023 № 72 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России».

— Приказ Минюста России от 30.08.2021 № 151 «Об установлении территориальных сфер экспертного обслуживания федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России и утверждении Перечня курируемых федеральным бюджетным учреждением Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России и федеральными бюджетными учреждениями региональными центрами судебной экспертизы Минюста России федеральных бюджетных учреждений лабораторий судебной экспертизы Минюста России».

— Приказ Минюста России от 20.12.2002 № 347 «Об утверждении Инструкции по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации».

— Приказ Минюста России от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации».

— Приказ Минюста России от 15.09.2021 № 169 «Об утверждении размера затрат времени на производство судебных экспертиз и экспертных исследований в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации и Порядка применения размера затрат времени на производство судебных экспертиз и экспертных исследований в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».

Указанные выше нормативно-правовые документы находятся в открытом доступе, в том числе в различных информационных правовых системах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по охране труда при работе с генератором дизельным
  • Эдас 150 инструкция по применению цена
  • Стол трансформер инструкция по сборке видео
  • Бетагистин таблетки для чего назначают взрослым инструкция по применению
  • Утепление балкона изнутри своими руками пошаговая инструкция с теплым полом