Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды

В соответствии со статьей 94 Закона Республики Беларусь об охране окружающей среды (в редакции от 18.06.2019 №201-3) юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.

Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды осуществляются за счет собственных средств и иных источников финансирования в соответствии с инструкцией по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – инструкция по производственным наблюдениям).

Цель осуществления производственных наблюдений

Производственные наблюдения осуществляются с целью выявления, своевременного реагирования и принятия мер по устранению нарушений в области охраны окружающей среды и природоохранного законодательства.

Что такое Инструкция по осуществлению производственных наблюдений?

Инструкция по осуществлению производственных наблюдений является основным документом по организации природоохранной деятельности на предприятии.

Кто разрабатывает инструкцию по производственным наблюдениям?

Инструкция разрабатывается предприятием (либо сторонней организацией) на основании Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Постановление) от 11.10.2013 №52 (в ред. постановления Минприроды от 24.10.2019 №36).

Кем утверждается инструкция по производственным наблюдениям?

Инструкция по осуществлению производственных наблюдений утверждается руководителем организации на основании решения/приказа/распоряжения.

Инструкция должна быть разработана с учетом следующих обязательных разделов:

– «Организация производственных наблюдений»

Раздел должен содержать информацию о правах, обязанностях и компетенции специалиста по охране окружающей среды, а также о порядке организации его деятельности, осуществления производственных наблюдений и предоставления информации руководителю организации.

Например: Ответственным за координацию деятельности, связанной с организацией и ведением производственных наблюдений на предприятии, является инженер по охране окружающей среды. Он имеет право привлекать к работе по производственным наблюдениям специалистов других отделов и подразделений. По результатам производственных наблюдений специалист оформляет акт, в котором отражает нарушения в области ООС, выявленные в ходе контроля, а также с целью устранения нарушений предписывает выполнить мероприятия с указанием сроков выполнения. Акт утверждается руководителем предприятия.

– «Объекты производственных наблюдений»

Данные раздел должен отражать перечень объектов производственных наблюдений (основываясь на специфику хозяйственной деятельности), которые необходимо контролировать той или иной организации. К объектам могут быть отнесены:
– природные ресурсы, а также топливо, сырье, материалы
– методы эксплуатации и управления производственными процессами
– технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ (далее – ЗВ)
– источники образования отходов, в том числе производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии
– выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов ЗВ в атмосферный воздух, включая ГОУ и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства
– сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения, системы очистки сточных вод
– системы повторного и оборотного водоснабжения
– поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод
– подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения
– земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения
– системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, рециркуляции (рециклинга), восстановления, обезвреживания, утилизации озоноразрушающих веществ
– объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов
– объекты растительного мира
– природные объекты и комплексы, в том числе особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя
– готовая продукция
– иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

– «Планирование и проведение производственных наблюдений»

В данном разделе подробно расписывается то, как и в каком порядке планировать производственные наблюдения, обращая особое внимание на специфику работы организации.

Раздел включает в себя следующие подразделы:

1) Порядок организации проведения производственных наблюдений

В подразделе описывается порядок плановых и внеплановых мероприятий, планы-графики для объектов, указанных выше, а также порядок действий специалиста по охране окружающей среды или иного работника, на которого возложили обязанности. Порядок оформления результатов производственных наблюдений: оформление актов, предписаний об устранении нарушений и/или недостатков, ведение их учета, информирование руководителя организации.

2) Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды

Описывается в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность», утвержденной Постановлением от 01.02.2007 №9, а также включает организацию работ и ведение документации природопользователями, указанными в приложении к Постановлению от 11.01.2017  №5 «Об определении количества и местонахождения пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечня параметров, периодичности наблюдений и перечня юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды».

Отсюда следует, что подраздел разрабатывается только для организаций, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, определенных Постановлением от 11.01.2017 №5.

3) Организация и осуществление отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды

Подраздел разрабатывается в соответствии с Положением о порядке отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 №504 и должен отражать сведения об аналитическом контроле в зависимости от специфики организации.

На практике объемы аналитического контроля зависят от количества эксплуатируемых стационарных, мобильных источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух и осуществляется в соответствии с разрабатываемым план-графиком.

Например, при проведении контроля выбросов ЗВ в атмосферный воздух от котельной предприятия отбор проб и проведение измерений осуществляется не реже одного раза в квартал.

В подразделах 4-10 описываются объекты, задачи производственных наблюдений, а также ответственные лица и их обязанности. В зависимости от деятельности и специфики организации могут быть обозначены не все последующие подразделы.

4) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана атмосферного воздуха и озонового слоя)

5) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и рациональное использование вод)

6) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и рациональное использование земель (почв))

7) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и использование объектов растительного мира, в том числе дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам дикорастущих растений, попадающих под действие международных договоров, охрана лесов, особо охраняемых природных территорий)

8) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и использование объектов животного мира)

9) Организация и осуществление производственных наблюдений (услуги по обращению с отходами)

10) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и рациональное использование недр)

– «Планирование, разработка и утверждение мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением»

Раздел должен содержать информацию о порядке планирования, разработки и утверждении мероприятий по охране окружающей среды, а также о контроле за осуществлением мероприятий по охране окружающей среды.

Как правило, ежегодно руководители структурных подразделений/цехов подают свои предложения по природоохранным мероприятиям.

– «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды»

Раздел описывает информацию об ответственных лицах за ведение отчетности,  перечень учетной документации и государственной статистической отчетности, ведение и предоставление которой осуществляет природопользователь.

Например, если учет ведется в специализированном программном обеспечении, необходимо указать кто ведет, как и в каком виде формируются документы.

– «Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов»

Раздел должен содержать порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также порядок расследования должностными лицами природопользователя случаев превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду.

В разделе рассматриваются возможные виды аварий и инцидентов для конкретного предприятия: масштабы неблагоприятного воздействия на окружающую среду и работников организации в результате аварийных ситуаций. Кроме того, отражаются основные задачи подготовки к аварийным ситуациям и алгоритм действий по предупреждению, а также по устранению их последствий.

– «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством»

Данный раздел должен содержать информацию о перечне работников, организующих и осуществляющих производственные наблюдения, занятых на работах, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и подготовке в области охраны окружающей среды. А также вид инструктажа, предусмотренного законодательством, его программу, периодичность, ведение необходимой документации по проведению инструктажа.

Например: Повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам ООС осуществляется не реже 1 раза в 3 года. Профессиональное обучение лиц, осуществляющих производственные наблюдения, может проводиться без отрыва от производства приглашенными специалистами сторонних компетентных аккредитованных организаций. Занятия проводятся в виде лекций и семинаров по программам, разработанным организациями, проводящими обучение. По окончании занятий слушателям выдается сертификат о прохождении обучения в области ООС. Учет и регистрацию прохождения повышения квалификации сотрудников осуществляет менеджер по персоналу.

Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды является одним из самых важных документов любой организации, поэтому важно разработать её грамотно и учесть все тонкости производства.

Специалисты компании ЭНЭКА разработают необходимую документацию для осуществления качественных производственных наблюдений в области охраны окружающей среды. При разработке Инструкции по проведению производственных наблюдений учитываются все требования действующего законодательства и принимаются во внимание особенности технологического процесса Вашего предприятия.

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 67

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи;

(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

(п. 3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

3.1. Программа производственного экологического контроля для объектов I категории, указанных в пункте 9 настоящей статьи, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

4. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

5. При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления и побочных продуктов производства;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

об обращении с отходами производства и потребления и побочными продуктами производства;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

(п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

7. Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять в указанный федеральный орган исполнительной власти отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

8. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в абз. 1 п. 9 ст. 67 вносятся изменения (ФЗ от 28.04.2023 N 177-ФЗ).

9. На объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в абз. 4 п. 9 ст. 67 вносятся изменения (ФЗ от 28.04.2023 N 177-ФЗ).

КонсультантПлюс: примечание.

Для юрлиц и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 01.09.2022, срок создания системы автоматического контроля, установленный п. 9 ст. 67, продлевается на 2 года.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В случае, если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов разрабатывается взамен инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Такие изменения вступили в действие с 14.11.2019 г. С этой даты инструкция по производственному экологическому контролю считается недействительной и подлежит замене на инструкцию по осуществлению производственных наблюдений.

Обязанность по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных наблюдений в области охраны окружающей среды предусмотрена ст. 94 Закона РБ об охране окружающей среды.

Важно! Согласно требованиям экологического законодательства организовывать и проводить производственные наблюдения на предприятии вправе только работник, обладающий необходимыми знаниями в области охраны окружающей среды. Во избежание нарушений законодательства рекомендуется заказать разработку инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов у специалиста-эколога.

Документация, разрабатываемая в рамках проведения производственных экологических наблюдений:

  • инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
  • приказ на утверждение инструкции и назначения ответственного лица за проведение производственных экологических наблюдений;
  • план-график проверок в рамках производственных наблюдений;
  • перечень объектов производственных наблюдений
  • программа инструктажей в области охраны окружающей среды;
  • форма журнала регистрации инструктажей в области охраны окружающей среды;
  • форма акта проверки в рамках производственных экологических наблюдений;
  • план мероприятий в области охраны окружающей среды.

Стоимость и сроки разработки документов по производственным экологическим наблюдениям

Минимальный срок разработки документации составляет 2 рабочих дня.

Стоимость разработки документации по проведению производственных экологических наблюдений рассчитывается для каждого клиента индивидуально.

Стоимость услуг можно узнать по телефону 375291073311, написав по электронной почте info@ecootvet.by или в мессенджерах      

Обычно с этой услугой заказывают:

  • разработку инструкции по обращению с отходами производства;
  • разработку экологического паспорта предприятия.

Назад к номеру журнала

Разрабатываем Инструкцию по ПЭН

Рубрика «Практикум»

Т.А. Филистович,
начальник службы охраны окружающей среды ООО «Белагротерминал» ГК «Содружество»

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды (ст. 94 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»[1]).

Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов осуществляются за счет собственных средств и иных источников финансирования в соответствии с инструкцией, разработанной и утвержденной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в порядке, установленном Минприроды.

Словарь
Вредное воздействие на окружающую среду
– любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды[2].

Инструкция по ПЭН: общие требования

Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – инструкция по ПЭН, Инструкция) разрабатывается в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52[3].

Инструкция по ПЭН разрабатывается в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности и природоохранных аспектов организации. В ней определяется последовательность действий природопользователя при осуществлении производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – производственные наблюдения), включая организацию мест отбора проб и проведение измерений, в соответствии с характером вредного воздействия этой деятельности на состояние окружающей среды и фактическим состоянием окружающей среды в зоне воздействия природопользователя.

 


[1] В ред. от 04.01.2022; далее – Закон об охране окружающей среды.

[2] Статья 1 Закона об охране окружающей среды.

[3] В ред. от 24.10.2019.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 5 (143), май 2023 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Актуальные темы

  • 19 Мая 2023 13:02:53
    Подскажите, как быть с отходом/как классифицировать/как утилизировать./куда можно сдать… (6079)
    От: alesia14
  • 19 Мая 2023 08:48:45
    ПОДы (1932)
    От: shytsko.v
  • 29 Апреля 2023 10:36:34
    Санитарно-защитная зона (654)
    От: Marco Materazzi
  • 27 Апреля 2023 09:56:02
    Инструкция по обращению с отходами (1999)
    От: alesia14
  • 26 Апреля 2023 11:05:53
    Экологический налог (1462)
    От: TatYana
  • 14 Апреля 2023 09:29:46
    Обращение с объектами растительного мира (1410)
    От: Глеб Ерилин
  • 23 Марта 2023 09:10:04
    Обсуждение разрабатываемых, изменяемых НПА и ТНПА (699)
    От: Мария
  • 10 Марта 2023 10:28:06
    Методика расчета выбросов ЗВ (690)
    От: Marco Materazzi
  • 27 Февраля 2023 12:11:25
    Арендодатель-арендатор: вопросы обращения с отходами (486)
    От: Мария
  • 24 Февраля 2023 16:37:28
    Обсуждаем сторонние организации, а также законность осуществляемых ими операций (111)
    От: Глеб Ерилин

Полезные статьи

  • 19.03.2019

    Первые закупки проведены в рамках «Повышение образовательного уровня населения Чериковского района через создание «Центра экологического поведения» и распространение успешной практики по внедрению технологий, уменьшающих выбросы СО2».
  • 13.03.2019

    Аналитический контроль сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию: устанавливаем периодичность проведения
  • 13.03.2019

    Учет фоновых концентраций загрязняющих веществ при нормировании выбросов и сбросов
  • 13.03.2019

    Разрабатываем план-график аналитического контроля сточных вод
  • 13.03.2019

    Ликвидируем артезианскую скважину

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Redken shades eq gloss инструкция по применению
  • Индол 150 инструкция по применению взрослым
  • Масляный раствор витамина а инструкция по применению в стоматологии
  • Мазь кастеллани бесцветная инструкция по применению
  • Мазь кастеллани бесцветная инструкция по применению