Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 67

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи;

(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

(п. 3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

3.1. Программа производственного экологического контроля для объектов I категории, указанных в пункте 9 настоящей статьи, дополнительно содержит программу создания системы автоматического контроля или сведения о наличии системы автоматического контроля, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

4. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

5. При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

6. Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления и побочных продуктов производства;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

об обращении с отходами производства и потребления и побочными продуктами производства;

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

(п. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

7. Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять в указанный федеральный орган исполнительной власти отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

8. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в абз. 1 п. 9 ст. 67 вносятся изменения (ФЗ от 28.04.2023 N 177-ФЗ).

9. На объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2024 в абз. 4 п. 9 ст. 67 вносятся изменения (ФЗ от 28.04.2023 N 177-ФЗ).

КонсультантПлюс: примечание.

Для юрлиц и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории и получивших комплексное экологическое разрешение до 01.09.2022, срок создания системы автоматического контроля, установленный п. 9 ст. 67, продлевается на 2 года.

Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В случае, если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов разрабатывается взамен инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Такие изменения вступили в действие с 14.11.2019 г. С этой даты инструкция по производственному экологическому контролю считается недействительной и подлежит замене на инструкцию по осуществлению производственных наблюдений.

Обязанность по проведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных наблюдений в области охраны окружающей среды предусмотрена ст. 94 Закона РБ об охране окружающей среды.

Важно! Согласно требованиям экологического законодательства организовывать и проводить производственные наблюдения на предприятии вправе только работник, обладающий необходимыми знаниями в области охраны окружающей среды. Во избежание нарушений законодательства рекомендуется заказать разработку инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов у специалиста-эколога.

Документация, разрабатываемая в рамках проведения производственных экологических наблюдений:

  • инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
  • приказ на утверждение инструкции и назначения ответственного лица за проведение производственных экологических наблюдений;
  • план-график проверок в рамках производственных наблюдений;
  • перечень объектов производственных наблюдений
  • программа инструктажей в области охраны окружающей среды;
  • форма журнала регистрации инструктажей в области охраны окружающей среды;
  • форма акта проверки в рамках производственных экологических наблюдений;
  • план мероприятий в области охраны окружающей среды.

Стоимость и сроки разработки документов по производственным экологическим наблюдениям

Минимальный срок разработки документации составляет 2 рабочих дня.

Стоимость разработки документации по проведению производственных экологических наблюдений рассчитывается для каждого клиента индивидуально.

Стоимость услуг можно узнать по телефону 375291073311, написав по электронной почте info@ecootvet.by или в мессенджерах      

Обычно с этой услугой заказывают:

  • разработку инструкции по обращению с отходами производства;
  • разработку экологического паспорта предприятия.

Официальное опубликование

Тексты правовых актов публикуются в полном соответствии с подписанными подлинниками.
Правовые акты в контрольном состоянии на сайте etalonline.by.

В соответствии со статьей 94 Закона Республики Беларусь об охране окружающей среды (в редакции от 18.06.2019 №201-3) юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.

Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды осуществляются за счет собственных средств и иных источников финансирования в соответствии с инструкцией по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – инструкция по производственным наблюдениям).

Цель осуществления производственных наблюдений

Производственные наблюдения осуществляются с целью выявления, своевременного реагирования и принятия мер по устранению нарушений в области охраны окружающей среды и природоохранного законодательства.

Что такое Инструкция по осуществлению производственных наблюдений?

Инструкция по осуществлению производственных наблюдений является основным документом по организации природоохранной деятельности на предприятии.

Кто разрабатывает инструкцию по производственным наблюдениям?

Инструкция разрабатывается предприятием (либо сторонней организацией) на основании Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Постановление) от 11.10.2013 №52 (в ред. постановления Минприроды от 24.10.2019 №36).

Кем утверждается инструкция по производственным наблюдениям?

Инструкция по осуществлению производственных наблюдений утверждается руководителем организации на основании решения/приказа/распоряжения.

Инструкция должна быть разработана с учетом следующих обязательных разделов:

– «Организация производственных наблюдений»

Раздел должен содержать информацию о правах, обязанностях и компетенции специалиста по охране окружающей среды, а также о порядке организации его деятельности, осуществления производственных наблюдений и предоставления информации руководителю организации.

Например: Ответственным за координацию деятельности, связанной с организацией и ведением производственных наблюдений на предприятии, является инженер по охране окружающей среды. Он имеет право привлекать к работе по производственным наблюдениям специалистов других отделов и подразделений. По результатам производственных наблюдений специалист оформляет акт, в котором отражает нарушения в области ООС, выявленные в ходе контроля, а также с целью устранения нарушений предписывает выполнить мероприятия с указанием сроков выполнения. Акт утверждается руководителем предприятия.

– «Объекты производственных наблюдений»

Данные раздел должен отражать перечень объектов производственных наблюдений (основываясь на специфику хозяйственной деятельности), которые необходимо контролировать той или иной организации. К объектам могут быть отнесены:
– природные ресурсы, а также топливо, сырье, материалы
– методы эксплуатации и управления производственными процессами
– технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ (далее – ЗВ)
– источники образования отходов, в том числе производства, цехи, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии
– выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов ЗВ в атмосферный воздух, включая ГОУ и системы очистки отработавших газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные устройства
– сбросы сточных вод в водные объекты, источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения, системы очистки сточных вод
– системы повторного и оборотного водоснабжения
– поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод
– подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения
– земли (включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения
– системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов, рециркуляции (рециклинга), восстановления, обезвреживания, утилизации озоноразрушающих веществ
– объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов
– объекты растительного мира
– природные объекты и комплексы, в том числе особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя
– готовая продукция
– иные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

– «Планирование и проведение производственных наблюдений»

В данном разделе подробно расписывается то, как и в каком порядке планировать производственные наблюдения, обращая особое внимание на специфику работы организации.

Раздел включает в себя следующие подразделы:

1) Порядок организации проведения производственных наблюдений

В подразделе описывается порядок плановых и внеплановых мероприятий, планы-графики для объектов, указанных выше, а также порядок действий специалиста по охране окружающей среды или иного работника, на которого возложили обязанности. Порядок оформления результатов производственных наблюдений: оформление актов, предписаний об устранении нарушений и/или недостатков, ведение их учета, информирование руководителя организации.

2) Организация и проведение локального мониторинга окружающей среды

Описывается в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасную деятельность», утвержденной Постановлением от 01.02.2007 №9, а также включает организацию работ и ведение документации природопользователями, указанными в приложении к Постановлению от 11.01.2017  №5 «Об определении количества и местонахождения пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечня параметров, периодичности наблюдений и перечня юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды».

Отсюда следует, что подраздел разрабатывается только для организаций, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, определенных Постановлением от 11.01.2017 №5.

3) Организация и осуществление отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды

Подраздел разрабатывается в соответствии с Положением о порядке отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 №504 и должен отражать сведения об аналитическом контроле в зависимости от специфики организации.

На практике объемы аналитического контроля зависят от количества эксплуатируемых стационарных, мобильных источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух и осуществляется в соответствии с разрабатываемым план-графиком.

Например, при проведении контроля выбросов ЗВ в атмосферный воздух от котельной предприятия отбор проб и проведение измерений осуществляется не реже одного раза в квартал.

В подразделах 4-10 описываются объекты, задачи производственных наблюдений, а также ответственные лица и их обязанности. В зависимости от деятельности и специфики организации могут быть обозначены не все последующие подразделы.

4) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана атмосферного воздуха и озонового слоя)

5) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и рациональное использование вод)

6) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и рациональное использование земель (почв))

7) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и использование объектов растительного мира, в том числе дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, а также к видам дикорастущих растений, попадающих под действие международных договоров, охрана лесов, особо охраняемых природных территорий)

8) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и использование объектов животного мира)

9) Организация и осуществление производственных наблюдений (услуги по обращению с отходами)

10) Организация и осуществление производственных наблюдений (охрана и рациональное использование недр)

– «Планирование, разработка и утверждение мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением»

Раздел должен содержать информацию о порядке планирования, разработки и утверждении мероприятий по охране окружающей среды, а также о контроле за осуществлением мероприятий по охране окружающей среды.

Как правило, ежегодно руководители структурных подразделений/цехов подают свои предложения по природоохранным мероприятиям.

– «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды»

Раздел описывает информацию об ответственных лицах за ведение отчетности,  перечень учетной документации и государственной статистической отчетности, ведение и предоставление которой осуществляет природопользователь.

Например, если учет ведется в специализированном программном обеспечении, необходимо указать кто ведет, как и в каком виде формируются документы.

– «Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов»

Раздел должен содержать порядок предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также порядок расследования должностными лицами природопользователя случаев превышения нормативов в области охраны окружающей среды и других внештатных ситуаций, которые привели к вредному воздействию на окружающую среду.

В разделе рассматриваются возможные виды аварий и инцидентов для конкретного предприятия: масштабы неблагоприятного воздействия на окружающую среду и работников организации в результате аварийных ситуаций. Кроме того, отражаются основные задачи подготовки к аварийным ситуациям и алгоритм действий по предупреждению, а также по устранению их последствий.

– «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством»

Данный раздел должен содержать информацию о перечне работников, организующих и осуществляющих производственные наблюдения, занятых на работах, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, подлежащих профессиональной подготовке, повышению квалификации и подготовке в области охраны окружающей среды. А также вид инструктажа, предусмотренного законодательством, его программу, периодичность, ведение необходимой документации по проведению инструктажа.

Например: Повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам ООС осуществляется не реже 1 раза в 3 года. Профессиональное обучение лиц, осуществляющих производственные наблюдения, может проводиться без отрыва от производства приглашенными специалистами сторонних компетентных аккредитованных организаций. Занятия проводятся в виде лекций и семинаров по программам, разработанным организациями, проводящими обучение. По окончании занятий слушателям выдается сертификат о прохождении обучения в области ООС. Учет и регистрацию прохождения повышения квалификации сотрудников осуществляет менеджер по персоналу.

Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды является одним из самых важных документов любой организации, поэтому важно разработать её грамотно и учесть все тонкости производства.

Специалисты компании ЭНЭКА разработают необходимую документацию для осуществления качественных производственных наблюдений в области охраны окружающей среды. При разработке Инструкции по проведению производственных наблюдений учитываются все требования действующего законодательства и принимаются во внимание особенности технологического процесса Вашего предприятия.

Актуальные темы

  • 19 Мая 2023 13:02:53
    Подскажите, как быть с отходом/как классифицировать/как утилизировать./куда можно сдать… (6079)
    От: alesia14
  • 19 Мая 2023 08:48:45
    ПОДы (1932)
    От: shytsko.v
  • 29 Апреля 2023 10:36:34
    Санитарно-защитная зона (654)
    От: Marco Materazzi
  • 27 Апреля 2023 09:56:02
    Инструкция по обращению с отходами (1999)
    От: alesia14
  • 26 Апреля 2023 11:05:53
    Экологический налог (1462)
    От: TatYana
  • 14 Апреля 2023 09:29:46
    Обращение с объектами растительного мира (1410)
    От: Глеб Ерилин
  • 23 Марта 2023 09:10:04
    Обсуждение разрабатываемых, изменяемых НПА и ТНПА (699)
    От: Мария
  • 10 Марта 2023 10:28:06
    Методика расчета выбросов ЗВ (690)
    От: Marco Materazzi
  • 27 Февраля 2023 12:11:25
    Арендодатель-арендатор: вопросы обращения с отходами (486)
    От: Мария
  • 24 Февраля 2023 16:37:28
    Обсуждаем сторонние организации, а также законность осуществляемых ими операций (111)
    От: Глеб Ерилин

Полезные статьи

  • 19.03.2019

    Первые закупки проведены в рамках «Повышение образовательного уровня населения Чериковского района через создание «Центра экологического поведения» и распространение успешной практики по внедрению технологий, уменьшающих выбросы СО2».
  • 13.03.2019

    Аналитический контроль сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию: устанавливаем периодичность проведения
  • 13.03.2019

    Учет фоновых концентраций загрязняющих веществ при нормировании выбросов и сбросов
  • 13.03.2019

    Разрабатываем план-график аналитического контроля сточных вод
  • 13.03.2019

    Ликвидируем артезианскую скважину

Производственный экологический контроль

Производственное наблюдение

Производственное наблюдение, также известное как производственный экологический контроль — это набор мероприятий, проводимых с целью обнаружения и исправления нарушений законодательства в области окружающей среды, обеспечения соблюдения предприятиями и (субъектами хозяйственной деятельности) нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Каждое юридическое или физическое лицо, деятельность которого наносит вред окружающей среде, обязано проводить производственный контроль в области охраны окружающей среды согласно ст. 94 Закона Республики Беларусь № 1982-XII «Об охране окружающей среды» и постановлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь №52.

Наши высококвалифицированные экологи помогут Вашему предприятию в проведении производственного наблюдения, разработав инструкцию по производственному экологическому контролю!

Производственное наблюдение сопровождается разработкой и выдачей следующих документов:

  1. Инструкция по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов
  2. Приказ об утверждении Инструкции по осуществлению производственных наблюдений
  3. Мероприятия по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды
  4. График проведения производственных наблюдений
  5. План проведения производственных наблюдений в области охраны окружающей среды

Заказать контроль

Производственный экологический контроль для предприятий

Часто задаваемые вопросы

Возможно Вас заинтересует

На чтение 15 мин. Опубликовано 13.03.2023

Содержание

  1. Программа производственного экологического контроля -2021
  2. Программа ПЭК — требования ФЗ, приказа Мин.природы России от 28.02.2018 № 74
  3. Содержание программы производственного экологического контроля
  4. Требования к программе производственного экологического контроля
  5. План график контроля на источниках выбросов
  6. Корректировка программы ПЭК
  7. Кто утверждает программу производственного экологического контроля
  8. Отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК)

Программа производственного экологического контроля -2021

Давайте вместе с вами разберемся, каким предприятиям нужна программа Производственного экологического контроля (программа ПЭК). Предприятиям, являющимся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС)1, 2, 3 категорий.

Могу выслать последний вариант разработанной программы ПЭК в ворде, но извините — за небольшие, но деньги. Пишите на ludalisi@yandex.ru

Для начала напишу ответы на часто задаваемые вопросы:

Надо ли согласовывать программу ПЭК? Нет, программа ПЭК только утверждается на предприятии.

Каждый год надо делать программу ПЭК? Нет, только в случае, если произошли изменения, которые влекут за собой изменения в программе ПЭК.

Делать программу ПЭК в целом по предприятию или для каждой промплощадки отдельно? Программа ПЭК разрабатывается для каждого объекта НВОС.

Программа производственного экологического контроля — рассмотрим требования к программе:

Программа ПЭК — требования ФЗ, приказа Мин.природы России от 28.02.2018 № 74

Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Таким образом, программу производственного экологического контроля (ПЭК) необходимо разрабатывать всем предприятиям, эксплуатирующим объекты негативного воздействия I, II, III категорий для каждого объекта негативного воздействия отдельно.

Как выяснить какую категорию имеет объект негативного воздействия? До 01.01.2017 года предприятия в массовом порядке вставали на учет, как объекты негативного воздействия, подавая заявки в региональные Министерства природных ресурсов и экологии ( если являлись объектами негативного воздействия регионального уровня) или в территориальные Управления Росприроднадзора ( если являлись объектами негативного воздействия федерального уровня) о постановке на учет как объектов НВОС.

Результатом этого процесса должно быть наличие у предприятия свидетельства о постановке на учет как объекта негативного воздействия, в котором указана категория объекта негативного воздействия и уровень надзора.

Содержание программы производственного экологического контроля

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» :

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
— об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
— об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
— об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
— о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
— о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

пункт 3 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

В соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 эти сведения являются разделами программы производственного экологического контроля.

Ваша программа ПЭК должна содержать абсолютно все указанные разделы (нет сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду — значит таблица в разделе показывается с прочерками).

Требования к программе производственного экологического контроля

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

пункт 4 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Требования к программе ПЭК изложены в Приложении 1
к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 .

Заполнение программы ПЭК смотрите:

В случае если у вашего предприятия закончилось разрешение на выброс, вы можете использовать следующий нюанс при составлении программы ПЭК:

В План — график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1
загрязняющих веществ на границе предприятия.

пункт 9.1.2 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74

Это пункт позволяет предприятиям уйти от проведения замеров на стационарных источниках, при условии включения в программу ПЭК расчета рассеивания от источников по всем ЗВ, по результатам которого будет выполняться условие — выброс не превышает 0,1 ПДК мр загрязняющих веществ.

По этому вопросу вышло разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования — письмо от 27.08.2019 №РН-03-01-32/23010 «Об осуществлении производственного экологического контроля»:

В соответствии с пунктом 9.1.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее — Требования), в план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.
Согласно пункту 9.1.2 Требований в план-график включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания превышает 0,1 ПДКм.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.
Для выявления таких источников следует по результатам инвентаризации провести расчет рассеивания по каждому источнику выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, в случае, если по результатам расчета рассеивания при работе котельной на резервном виде топлива (мазут) на границе территории предприятия максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ превышают 0,1 ПДКм.р., то данный источник и выбрасываемые им загрязняющие вещества, превышающие 0,1 ПДКм.р. на границе территории предприятия, включаются в план-график контроля.

В соответствии с письмом Минприроды России от 20.09.2019 № 12-47/22755 «Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха»:

1. В соответствии с пунктом 9.1 Требований подраздел программы ПЭК «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать, в том числе, план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

По мнению Минприроды России, при указании в Плане-графике контроля мест отбора проб указываемая информация о данных местах отбора проб должна позволять идентифицировать данные места отбора проб, а также при необходимости их технологические особенности.

2. Согласно пункту 9.1.1 Требований в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении ПЭК на объекте III категории в настоящее время обязательно включение в План-график контроля веществ I, II класса опасности, а также маркерных веществ.

Росприроднадзор по поводу маркерных веществ в выбросах для ПЭК отмечает:

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 2674-р утвержден Перечень областей применения наилучших доступных технологий (НДТ). Правила определения технологии в качестве НДТ, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников (ИТС) по НДТ утверждены ПП РФ от 23.12.2013 № 1458.

Согласно пункту 10(1) упомянутых Правил ИТС по НДТ утверждаются и публикуются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Приказом Минпромторга России 31.03.2015 № 665 утверждены Методические рекомендации по определению технологии в качестве НДТ. В соответствии с пунктом 7.1.2. Методических рекомендаций для выбросов и сбросов ЗВ рекомендуется выделять ключевые (маркерные) ЗВ.

Таким образом, делает вывод Росприроднадзор, маркерные вещества, которые должны контролироваться в рамках ПЭК, указаны в соответствующих ИТС по НДТ, размещенных в открытом доступе на сайте Бюро НДТ в сети Интернет по адресу: http://burondt.ru.

3, 4. Пунктом 9.1.2 Требований установлено, что в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

Таким образом, в случае, если выбросы загрязняющих веществ от источника по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (перечень данных веществ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р), а также маркерным веществам превышают 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, данный источник выброса и выбрасываемые им загрязняющие вещества необходимо включить в План-график контроля.

В случае, если для выбрасываемых загрязняющих веществ не установлен ПДКмр, а установлены ПДКсс или ОБУВ, при составлении Плана-графика контроля полагаем возможным ориентироваться на установленные нормативы.

При включении источника выбросов в План-график контроля контроль по выбросам от данного источника осуществляется в отношении загрязняющих веществ, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия, либо (в случае отсутствия утвержденной для данных веществ ПДКмр) 0,1 ПДКсс или 0,1 ОБУВ на границе предприятия.

5. По мнению Минприроды России и Росприроднадзора, под «границей предприятия» и «границей территории объекта» целесообразно понимать границу земельного участка, в пределах которого расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с правоустанавливающими документами, зарегистрированными в государственном кадастре недвижимости.

6. При выборе расчетных точек для проведения на объекте расчетов рассеивания полагаем целесообразным руководствоваться Методамирасчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.

По конкретным вопросам в части применения указанных Методов целесообразно обращаться в Росгидромет и ФГБУ «ГГО им. А.И. Воейкова».

7. В случае отсутствия предприятия в формируемом соответствующим территориальным органом Росприроднадзора Перечне объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках ПЭК, при условии осуществления данным предприятием наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в близлежащих населенных пунктах, по мнению Минприроды России, решение о включении информации о данных наблюдениях в Программу ПЭК данного предприятия принимается хозяйствующим субъектом.

8. В соответствии с пунктом 1 Требований в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать программу ПЭК в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

По мнению Минприроды России, в данном случае корректировки в программу ПЭК вносятся при изменении валовых выбросов от предприятия.В Требованиях не содержится указаний о необходимости корректировки программы ПЭК только в случае увеличения объема выбросов.

Пример расчета рассеивания:

В соответствии с пунктом 9.1.3 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 :

Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
— отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
— отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
— выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

Здесь интересен последний пункт — получается, что если по результатам последней инвентаризации выбросы от конкретного источника составляют менее 0,1 доли ПДК, то эти выбросы можно контролировать расчетным методом.

В ходе проведения проверки надзорные органы могут провести замеры на границе СЗЗ предприятия — с целью проверки выполняется ли условие — выброс не превышает 0,1 ПДК мр загрязняющих веществ (если вы конечно его применили). И в случае выявления нарушения ваше предприятие могут привлечь к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ.

Если ваше предприятие работает еще по действующему разрешению на выброс ЗВ в АВ, то предприятию надо соблюдать прежде всего условия получения разрешения на выброс — подробнее здесь.

План график контроля на источниках выбросов

При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается контрольная точка.

В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.

По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.

План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т. е. категория устанавливается для сочетания «источник — вредное (загрязняющее) вещество» для каждого k-го источника и каждого выбрасываемого им j-го вредного вещества.

При определении категории выбросов рассчитываются параметры Фkj и Qkj, характеризующие влияние выброса j-го вещества из k-го источника выбросов на загрязнение воздуха прилегающих к предприятию территорий, по формулам:

где: Мkj (г/с) — величина выброса j-го вещества из k-го ИЗА;

ПДКj (мг/м 3 ) — максимальная разовая предельно допустимая концентрация вещества в атмосферном воздухе населенных мест (а при ее отсутствии другие действующие критерии качества воздуха);

qkj (в долях ПДКj) — максимальная по метеоусловиям (скоростям и направлениям ветра) расчетная приземная концентрация данного j-го вещества, создаваемая выбросом из рассматриваемого (k-го) источника на границе санитарно — защитной зоны (СЗЗ) или ближайшей жилой застройки;

КПДkj (%) — средний эксплуатационный коэффициент полезного действия пылегазоочистного оборудования, установленного на k-м ИЗА при улавливании j-го вредного вещества;

Определение категории «источник — загрязняющее вещество» проводится исходя из следующих условий:

1 категория — одновременно выполняются неравенства:

2 категория — одновременно выполняются неравенства:

Фkj > 0,001; Qkj 0,001; Qkj Программа ПЭК для 1 категории НВОС

Вышло разъяснение Минприроды по требованиям к ПЭК для ОНВОС 1 категории.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. № 12-47/10202 «О рассмотрении обращения по вопросу осуществления производственного экологического контроля на объектах I категории»

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ответ на обращение Национальной ассоциации природопользователей направило разъяснения по вопросу осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) на объектах I категории.

Минприроды России отмечает, что при осуществлении ПЭК, утверждении программы ПЭК на объекте I категории обязательно включение в План-график контроля стационарных источников выбросов и осуществление контроля маркерных веществ, которые присутствуют в сбросах, выбросах со стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, а также присутствующих в сбросах, выбросах со стационарных источников веществ I, II класса опасности, для которых рассчитаны нормативы допустимых сбросов, нормативы допустимых выбросов.

Одновременно Минприроды России обращает внимание на то, что в Требованиях к содержанию программы ПЭК (утв. приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74) и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не установлены ограничения для включения в указанный План-график контроля иных (не указанных в названных документах) загрязняющих веществ, присутствующих в сбросах и выбросах со стационарных источников.

Корректировка программы ПЭК

В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 — если у вашего предприятия произошли изменения в технологии производства, в результате чего изменились выбросы и сбросы загрязняющих веществ (качественные характеристики), образование отходов (появились или не образуются отходы производства и потребления), а также если объемы выбросов и сбросов изменилось более чем на 10 % , то необходима корректировка программы производственного экологического контроля.

Также установлен срок проведения корректировки программы ПЭК — это 60 дней с даты произошедших изменений.

Кто утверждает программу производственного экологического контроля

Программа утверждается руководителем предприятия и предоставляется в надзорный орган только во время проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК)

Если у предприятия на момент проверки отсутствует программа ПЭК, то это нарушение является составом статьи 8.1. КоАП РФ.

Согласно этой статьи за указанное нарушение предусмотрено наказание в виде предупреждения.

Если ваше предприятие повторно будет привлечено к ответственности за указанное нарушение, то тогда уже будет штраф за отсутствие программы производственного экологического контроля — юридическое лицо от 20,0 тыс. руб, должностное лицо от 2,0 тыс. руб.

Далее вы ежегодно должны будете составлять и сдавать отчет по программе ПЭК.

Источник

Зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2022 г. N 67461


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 февраля 2022 г. N 109

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ, ПОРЯДКА И СРОКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В соответствии с пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220) и подпунктом 5.2.42 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:

1. Утвердить требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее — Требования) согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Программа производственного экологического контроля, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей до ее корректировки в случаях, предусмотренных Требованиями.

4. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления, производственного экологического контроля» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2018 г., регистрационный N 50598).

5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует шесть лет.

Министр
А.А. КОЗЛОВ

Приложение 1
к приказу Минприроды России
от 18.02.2022 N 109

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Программа производственного экологического контроля (далее — Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий <1> (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

<1> Пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220).

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

2. Программа должна содержать следующие разделы:

общие положения;

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

3. Раздел «Общие положения» должен содержать:

полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовую форму и адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя с указанием идентификационного номера налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя;

наименование, категорию, код и адрес места нахождения объекта согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, выдаваемому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте <2>;

<2> Статья 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2021, N 24, ст. 4188).

наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, и сведения об ответственном за подготовку данного отчета лице;

дату утверждения Программы.

4. Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» <3> должен содержать:

<3> Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. N 871 (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2021 г., регистрационный N 66125).

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — выбросы) и их источников, ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

5. Раздел «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» должен содержать:

сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование;

показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом;

показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;

сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект <4>, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета.

<4> Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61582).

6. Раздел «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» должен содержать:

сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов <5>;

<5> Глава II Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный N 22313).

сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов <6>;

<6> Глава III Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792.

сведения об инвентаризации объектов размещения отходов <7>;

<7> Пункт 6 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 (зарегистрирован Минюстом России 8 июня 2010 г., регистрационный N 17520), с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 9 декабря 2010 г. N 541 (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19685).

сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов <8>.

<8> Пункт 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.

7. Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

наименования подразделений и (или) фамилии, имени, отчества (при наличии) должностных лиц, их полномочия;

численность сотрудников подразделений и (или) должностных лиц;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений.

8. Раздел «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации» должен содержать:

наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации.

9. Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать:

подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»;

подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»;

подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами».

9.1. Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать:

план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;

план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений для объектов, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2004, N 35, ст. 3607);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

9.1.1. В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов (предельно допустимые выбросы), временно разрешенные выбросы (лимиты на выбросы) с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

9.1.2. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе земельного участка объекта.

9.1.3. В Плане-графике контроля расчетные методы контроля указываются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

9.1.5. План-график наблюдений должен содержать:

адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;

перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;

методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

периодичность отбора проб атмосферного воздуха.

9.2. Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» должен содержать:

мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903;

мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод <9>;

<9> Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903.

план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков;

программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2019 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55850);

перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

9.2.1. Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, предусмотренные абзацем третьим пункта 9.2 настоящих требований, должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

9.2.2. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал.

9.2.3. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1847 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7719), и законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категорий, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.

9.2.4. Периодичность проведения проверок работы очистных сооружений устанавливается не реже двух раз в год.

9.2.5. Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

9.3. Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами» должен содержать:

программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденную в соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1030 (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61832), для собственников, владельцев объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации такого объекта, или лиц, в пользовании, эксплуатации которых находится объект размещения отходов;

сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами <10>.

<10> Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1028 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2020 г., регистрационный N 61782).

Приложение 2
к приказу Минприроды России
от 18.02.2022 N 109

ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, за исключением юридических лиц, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категорий, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический контроль (надзор), по месту осуществления деятельности.

Юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности Российской Федерации, представляют Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

3. Отчет оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица (или должностного лица, уполномоченного руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица) или индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2021, N 27, ст. 5187).

Отчет на бумажном носителе должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем, прошит и заверен печатью (при наличии).

В случае представления документа на бумажном носителе Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с копией на электронном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Отчет в Федеральную службу безопасности Российской Федерации представляется на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа.

Датой представления Отчета на бумажном носителе считается:

при представлении Отчета непосредственно в орган, указанный в пункте 2 настоящего порядка, — отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы безопасности Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о получении Отчета с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе;

при направлении Отчета почтовым отправлением — дата почтового отправления.

Датой представления Отчета в электронном виде считается:

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 настоящего порядка, — дата его размещения через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя») на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего порядка, — дата его размещения в электронном сервисе (Интернет-ресурсе), определенном для приемки Отчетов указанным в абзаце втором пункта 2 настоящего порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4. При представлении Отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, дополнительное представление Отчета на бумажном носителе не требуется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мазь кастеллани бесцветная инструкция по применению
  • Мануал по ремонту крайслер вояджер
  • Пульт к приставке билайн инструкция по применению
  • Каркасный дом своими руками пошаговая инструкция 8х8 проекты
  • Баларпан глазные капли инструкция по применению взрослым