Организация деятельности по обращению с отходами на предприятии является одной из наиболее сложных и важных, ведь от порядка в сфере обращения с отходами зависит вся ветка отчётной кампании по отходам. Как вести учёт в области обращения с отходами и кадастр отходов, какие документы необходимо подать для получения лицензии, на что обратить внимание при временном накоплении разных видов отходов и подготовке отчёта 2-ТП (отходы) — обо всем этом и многом другом в нашем подробном гайде.
Анна Ярцева
Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Порядок учёта в области обращения с отходами
Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учёт образовавшихся отходов.
Порядок учёта в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028. Он устанавливает требования к организации и ведению учёта образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов.
Порядком установлены:
- требования к ведению инвентаризации отходов и оформлению ее результатов;
- формы таблиц учёта отходов, особенности их ведения и срок хранения на предприятии.
По результатам инвентаризации хозяйствующий субъект должен сформировать перечень образующихся видов отходов, подлежащих учёту по установленной Порядком форме.
Учёт ведётся одним из двух способов:
- в электронном виде
- на бумажном носителе.
Данные учёта обобщаются только по итогам календарного года по состоянию на 1 января в срок не позднее 25 января года, следующего за отчётным периодом.
При ведении учёта в электронном виде обобщённые данные учёта по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель и заверяются подписью ответственного лица.
Заполнение журнала ведётся в тоннах, при этом нужно соблюдать правила округления:
- до третьего знака после запятой для отходов I-III классов опасности,
- до первого знака — для отходов IV-V классов опасности.
Чтобы пересчитать кубометры в тонны, необходимо знать плотность отходов, но самый лучший вариант — запросить у контрагента либо плотность отходов, которую он использует для пересчёта, либо просить прописывать в передаточных документах вывезенный тоннаж.
Норматив образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и Территориальная схема обращения с ТКО утверждены в каждом регионе, поэтому найти плотность для ТКО не составит труда самостоятельно.
Перечень исходных данных для формирования журнала учёта отходов:
- Перечень отходов (инвентаризация), образующихся на предприятии;
- Протоколы состава каждого наименования отходов, образующихся на предприятии;
- Акты, УПД, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие передачу отходов другим хозяйствующим субъектам, физическим лицам и/или принятие отходов от других лиц;
- Цепочки договоров на передачу/принятие всех наименований отходов с Лицензиями на вид деятельности по процедуре их обращения (от транспортировки до утилизации/обезвреживания/захоронения). Если передача права собственности на продукты обработки не прописана в договоре, при передаче отходов на обработку требуются договоры и Лицензии до конечного «потребителя» отходов.
Из договоров в журнал учёта идут наименование контрагента, ИНН и юридический адрес, номер, дата, срок действия договора, а из Лицензий — её реквизиты.
Данные учёта заполняются ответственным лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя предприятия.
Физическим лицам можно передавать только отходы V класса опасности.
Приложение № 3 к Порядку предусматривает указание данных по отходам V класса опасности гражданам. В данном случае обязательно указывается место проживания граждан (населенный пункт).
При передаче отходов физическим лицам хозяйствующий субъект вправе сам выбрать форму документа, подтверждающего факт такой передачи отхода.
Если отходы V класса опасности передаются гражданам, то в столбце 12 Приложения № 3 к Порядку (Дата и номер договора на передачу отходов) нужно указать названия и реквизиты документов, на основании которых были переданы отходы (например, реквизиты заявления гражданина, приказ по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю).
Почему так важно знать конечного «потребителя» отходов? Дело в том, что отходообразователь несет ответственность за весь жизненный цикл своих отходов, т.к. является их собственником. Ему необходимо вносить плату за негативное воздействие. В данном случае — за размещение отходов на полигоне. Если предприятие не знает, на каком полигоне размещаются его отходы, то не сможет верно внести плату за НВОС, т.к. вносится она по ОКТМО полигона, как источника НВОС.
Временное накопление некоторых видов отходов
Хозяйствующие субъекты при эксплуатации предприятий (зданий и иных объектов), связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 № 89-ФЗ). Кроме того, условия и способы обращения с отходами производства и потребления должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (статья 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Накопление отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (пункт 213 СанПиН 2.1.3684-21).
При накоплении отходов запрещается:
- накопление отходов в месте, не предназначенном для их складирования;
- накопление отходов более 11 месяцев;
- превышение при накоплении установленных нормативов образования отходов;
- смешивать при сборе и временном хранении различные виды и группы отходов;
- хранение в открытом виде (навалом) на площадках без применения средств пылеподавления;
- сброс отходов:
- на почву;
- в системы канализации;
- в поверхностные и подземные водные объекты;
- на территорию предприятия;
- любые действия, которые могут привести к механическому повреждению или разрушению емкостей с отходами;
- выброс в контейнер с ТКО (за исключением самих ТКО), сжигание (в котельной, отопительной печи или контейнере), передача подлежащих утилизации отходов физическим или юридическим лицам, не имеющим лицензии на деятельность по обращению с отходами;
- размещение отходов на полигонах ТКО (за исключением самих ТКО);
- захоронение отходов на территории предприятия или населенного пункта, где расположено предприятие.
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 в зависимости от физико-химических свойств отходов допускается их временное накопление на производственных территориях:
- на открытых площадках;
- в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях).
Накопление промышленных отходов допускается:
- для I класса опасности — исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны);
- для II класса опасности — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах;
- для III класса опасности — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом;
- для IV класса опасности — навалом, насыпью, в виде гряд.
При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
- поверхность площадки должна иметь твёрдое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Раздельное накопление ТКО
Раздельное накопление ТКО — путь к сокращению количества отходов, размещаемых на полигоне. Обязанность по раздельному накоплению отходов прописана в Порядке накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утверждённом в каждом регионе.
ТКО относятся к IV и V классам опасности.
Как правило, Порядок предполагает два варианта реализации раздельного накопления:
- Дуальная схема/двухконтейнерная система, при которой в одном контейнере накапливаются смешанные/»влажные» отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, а в другом — «сухие» отходы, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязнённые пищевыми отходами;
- Многоконтейнерная система, предполагающая контейнер под смешанные/»влажные» отходы, содержащие органические отходы и отходы жизнедеятельности, и отдельные контейнеры для раздельного накопления таких фракций, как бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке (подлежащие утилизации), не загрязненные пищевыми отходами.
Как в первом, так и во втором варианте, необходимо письменное обозначение и цветовая индикация соответствующего контейнера. В некоторых регионах есть требование к объёму и материалу контейнеров.
Подробнее о раздельном накопллении отходов и правильном заключении «доходного» договора читайте в статье.
Правила накопления отработанных ртутных ламп
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314.
Ртутьсодержащие лампы относятся к I классу опасности.
Согласно Правилам накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность таких ламп. Для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп допускается использовать упаковку от новых ламп, чтобы исключить возможность их повреждения, и металлические контейнеры с брезентом.
Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, которая бы исключала загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека, и производится отдельно от других видов отходов.
Совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп не допускается.
Если у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп произошла аварийная ситуация, например, лампа разбилась, то загрязненное помещение необходимо покинуть и вызвать специализированные организаций, которые бы провели комплекс мероприятий по обеззараживанию помещений.
Потребители отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) могут самостоятельно обезвредить ртутное загрязнение с помощью специального демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.
Захоронение отработанных ртутьсодержащих ламп запрещено.
Ртутьсодержащие лампы и иные отходы I-II класса опасности передаются федеральному оператору по обращению с отходами данных классов опасности — ФГУП «ФЭО».
Правила накопления отработанных аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств
Аккумуляторы, содержащие электролит, относятся ко II-му классу опасности.
Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы аккумуляторов и аккумуляторных батарей транспортных средств» утверждены в разделе II приказа Минприроды России от 11.06.2021 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности».
Отходы аккумуляторов транспортных средств (ТС) накапливаются отдельно от других отходов. Не допускается смешивать такие отходы с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО.
ИП и юрлица, образующие отходы аккумуляторов ТС, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы ФЭО. Делается это в течение 11 месяцев со дня образования отходов аккумуляторов транспортных средств.
Накопление, хранение отходов аккумуляторов ТС осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключен доступ посторонних лиц. Причем аккумуляторы ТС, заполненные кислотными и щелочными электролитами, должны накапливаться и храниться раздельно.
При накоплении, хранении, транспортировании указанных отходов запрещается их подвергать механическому воздействию, которые могут нарушить целостность и герметичность корпусов аккумуляторов.
Накопление отходов аккумуляторов ТС с признаками течи, нарушения герметичности или целостности корпуса аккумулятора осуществляется в кислотоупорной таре либо щелочеустойчивой таре (в зависимости от вида аккумулятора) отдельно от иных отходов аккумуляторов ТС. Такие отходы не подлежат хранению и должны быть освобождены от электролита. Слив электролита осуществляется в соответствии с порядком, установленным эксплуатационными документами на аккумуляторы и аккумуляторные батареи для ТС.
Помещение, предназначенное для накопления или хранения отходов аккумуляторов ТС, содержащих электролиты, должно быть оборудовано средствами для ликвидации возможного пролива электролитов, обеспечивающими их нейтрализацию.
Правила накопления отработанных батарей и аккумуляторов, утративших потребительские свойства, кроме аккумуляторов для ТС
Требования при обращении с группой однородных отходов «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств» утверждены в разделе III Приказа № 399, и практически ничем не отличаются от требований обращения с отходами аккумуляторов ТС.
Отходы батарей и аккумуляторов также накапливают отдельно от других отходов производства и потребления, в т.ч. от ТКО.
ИП и юрлица, которые образуют отходы батарей и аккумуляторов и не имеют лицензии на деятельность по обращению с ними, обязаны передать эти отходы ФЭО в течение 11 месяцев со дня их образования.
Накопление неповрежденных отходов батарей и аккумуляторов осуществляется раздельно от поврежденных отходов батарей и аккумуляторов, имеющих признаки течи, нарушения герметичности или целостности их корпуса.
Контейнеры (ёмкости) для накопления поврежденных отходов батарей и аккумуляторов изготавливаются из материалов, устойчивых к воздействию кислот и щелочей.
Если организация хочет организовать накопление батарей и аккумуляторов на своей территории в рамках экологической инициативы, необходимо иметь в виду, что максимальная вместимость контейнера (ёмкости), предназначенного для накопления отходов батарей и аккумуляторов, образующихся у граждан, и размещённого в общедоступных местах, не должна превышать 18 литров.
Накопление, хранение отходов батарей и аккумуляторов осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключён доступ посторонних лиц.
При накоплении, транспортировании, хранении отходов батарей и аккумуляторов запрещается подвергать отходы механическому воздействию, приводящему к нарушению целостности и герметичности их корпусов.
Правила накопления отработанных минеральных и синтетических масел, утративших потребительские свойства
Отработанные масла относятся к III классу опасности.
Требования при обращении с группой однородных отходов «Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства» утверждены разделом IV Приказа № 399.
ИП и юрлица, образующие отходы масел, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях такую деятельность в течение 11 месяцев со дня образования отходов.
Накопление и хранение отходов масел осуществляются в соответствии с подпунктом 3.8.1 пункта 3.8 статьи 3 технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 59. Этот документ является обязательным для РФ в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.
Накопление отработанных нефтепродуктов должно осуществляться на ограждённой и накрытой территории. Обязательно наличие оборудования, которое позволит избежать загрязнения продуктами нефтепереработки окружающей среды. Также должны быть предупреждение об огнеопасности хранящихся материалов и средства пожарной безопасности (в том числе, сорбент). При необходимости помещение должно быть оснащено вентиляцией.
Покрытие полов в таких помещениях должно быть масло- и водонепроницаемым. В полах должны быть проложены сточные канавки. На территории необходимо поддерживать чистоту и не допускать загрязнения нефтепродуктами.
Всё оборудование, использующееся для хранения и сбора отработанных нефтяных материалов, должно обеспечивать защиту от механических загрязнений. Каждый предмет должен быть маркирован в соответствии с наименованием нефтепродукта, для которого он предназначен.
Каждая единица оборудования должна быть исправной и исключать вероятность пролива нефтепродуктов. Все операции по переливу продуктов нефтепереработки должны совершаться с использованием надежно заземленного оборудования.
Каждый резервуар для отработанного масла должен быть установлен в поддон. Его объём должен быть таким, чтобы вместить до 5% залитой в ёмкость жидкости. Поддоны также используются при ремонте автомобилей, поскольку возможен пролив масла. Слитую целенаправленно или пролитую случайно жидкость при этом необходимо перелить в специальный резервуар.
В местах накопления должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными маслами и по противопожарному режиму. Для ликвидации возможных разливов масла в помещении для хранения и на площадках должен иметься ящик с песком и лопата.
Общие требования при сборе отработанных продуктов нефтепереработки таковы:
- Отработанное масло должно собираться отдельно от других материалов. Не допускается смешивать отходы масел с маслами и иными аналогичными продуктами, содержащими галогенированные органические вещества, с пластичными смазками, органическими растворителями, жирами, лаками, красками и иными химическими продуктами, наличие которых исключает возможность утилизации отходов масел;
- Сбор масел должен разделяться в соответствии со степенью загрязнения материала;
- Заливка отработанного материала должна производиться в резервуар, который находится вне помещения с компрессорной установкой;
- Для сбора отработанных нефтепродуктов должны использоваться ёмкости, специально предназначенные для этих целей;
- Масла для последующей регенерации нужно разделять в соответствии с их марками. Если масла различных марок разрешается использовать в одном и том же оборудовании, их можно сливать в один резервуар;
- Отдельно должны собираться индустриальные масла, эксплуатировавшиеся в оборудовании с сильным нагревом (более +110°С);
- Моторные масла запрещено смешивать с другими смазочными материалами.
Правила накопления компьютерного оборудования, утратившего потребительские свойства
Компьютерное, электронное, оптическое оборудование, утратившее потребительские свойства относятся к IV классу опасности.
Требования при обращении с таким оборудованием утверждены разделом V Приказа № 399.
К отходам электронного оборудования относятся:
- принтеры,
- МФУ (многофункциональные устройства),
- сканеры,
- мониторы,
- мышки,
- клавиатуры и т.д.
Образователи отходов электронного оборудования, не имеющие соответствующие лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электронного оборудования», в течение 11 месяцев со дня образования этих отходов.
Компьютерную технику можно продавать или отдавать в качестве товара на благотворительность непрофильным заготовителям/обработчикам/утилизаторам (в ОКВЭД отсутствует любое упоминание об обработке/утилизации) с целью дальнейшего использования по назначению — тогда она не будет считаться отходом. Если оргтехнику продавать, например, как лом, за символическую цену утилизатору, который явно не будет использовать её по назначению, то на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ, сделку могут посчитать недействительной.
Накопление, хранение отходов электронного оборудования осуществляются в местах (площадках) накопления, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения, оснащенные воздухообменной вентиляцией и средствами пожаротушения, исключающие доступ к таким отходам посторонних лиц. Запрещается в местах (площадках) накопления отходов электронного оборудования, на специализированных объектах хранения отходов электронного оборудования накопление, хранение отходов с пожароопасными свойствами.
При накоплении, хранении и транспортировании отходов электронного оборудования запрещается подвергать эти отходы механическому воздействию, которое может привести к нарушению их целостности.
Правила накопления шин, покрышек, камер
Требования при обращении с группой однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер» утверждены разделом VI Приказа № 399 и распространяются на шины, покрышки, камеры, утратившие потребительские свойства, а также на шины, покрышки, камеры, собственники которых признали их отходами.
Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с ТКО. Также нельзя сбрасывать такие отходы в водные объекты, на водосборные площади и на почву.
Образователи отходов шин, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы юрлицам и ИП, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы шин, покрышек, камер», в течение 11 месяцев со дня образования отходов.
Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, которые имеют ограждение, оснащены средствами пожаротушения, и в которые исключён доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.
В местах (площадках) накопления и на специализированных объектах хранения отходов шин запрещается накапливать, хранить горючие и смазочные материалы, а также химические вещества (кислоты, щёлочи и другие вещества), взаимодействие с которыми может создать пожароопасную ситуацию.
При заключении договора на передачу шин необходимо иметь в виду, что:
- запрещается обезвреживать отходы шин путем их сжигания на установках, не предназначенных для сжигания шин;
- способы утилизации отходов шин являются приоритетными в следующей последовательности:
- утилизация отходов шин в качестве вторичного материального ресурса без применения термических методов;
- утилизация отходов шин с применением термических методов с получением продукции.
Правила накопления отходов электролитов аккумуляторов и аккумуляторных батарей
Электролиты относят к отходам II и III класса опасности.
Отходы электролитов подлежат сбору, накоплению, транспортированию, хранению, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.
Нельзя сливать отходы электролитов в систему централизованной канализации, сбрасывать их на почву, в водные объекты, на водосборные площади.
Образователи отходов электролитов II класса опасности, не имеющие соответствующей лицензии, обязаны передать эти отходы ФЭО. Если образуются отходы электролитов III класса — их нужно передать юрлицам и ИП, которые на законных основаниях осуществляют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов «Отходы электролитов». Передача отходов осуществляется в течение 11 месяцев со дня их образования.
Отходы электролитов накапливаются и хранятся раздельно по видам отходов в соответствии с ФККО. Накопление и хранение отходов электролитов на открытых площадках производятся в стационарных, закрытых, специально обустроенных емкостях. В помещениях такие отходы накапливаются и хранятся в закрытых, химически стойких емкостях при наличии приточно-вытяжной вентиляции.
В местах (площадках) накопления или на специализированных объектах хранения отходов электролитов должны быть предусмотрены средства для ликвидации возможного пролива отходов электролитов, обеспечивающие их нейтрализацию.
Доступ посторонних лиц к местам (площадкам) накопления и объектам хранения отходов электролитов запрещён.
Статистический отчёт 2-ТП (отходы)
Форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» предоставляют:
- юридические лица;
- физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ИП), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с ТКО;
- операторы по обращению с ТКО.
Форму не предоставляют юрлица и ИП, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).
Заполненная форма предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения исключительно в электронном виде (посредством использования бесплатного сервиса «Личный кабинет природопользователя», либо платных сервисов, в которых реализована подача отчёта в Росприроднадзор) до 1 февраля. Она должна быть подписана электронно-цифровой подписью (ЭЦП).
При наличии у юрлица обособленных подразделений отчёт заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юрлицу без этих обособленных подразделений.
Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Временно не работающие организации, на которых в течение части отчётного периода имели место производство товаров и оказание услуг, форму федерального статистического наблюдения предоставляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают.
Организации-банкроты также не освобождены от предоставления сведений. Только после того, как вынесено определение арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесена в единый государственный реестр юрлиц запись о его ликвидации, организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.
Форма 2-ТП (отходы) заполняется на основании журнала учёта отходов по Приказу № 1028 с обозначенными ранее правилами округления.
Кадастр отходов производства и потребления
Обязанность по установлению регионального порядка и ведению кадастра отходов производства и потребления возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ, согласно пункту 3 статьи 20 № 89-ФЗ. В связи с этим возникает необходимость мониторинга изменений большого количества документов, регламентирующих предоставление сведений в региональные кадастры отходов.
Подробный разбор правил ведения регионального кадастра отходов в Московской области приведен в нашей статье.
Актуальный на 2021 отчётный год перечень кадастров отходов по другим регионам собран в сводной таблице.
Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.
Лицензирование осуществляет Росприроднадзор через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (обязательно наличие усиленной ЭЦП), либо ведомство рассматривает пакет документов, направленный Почтой России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Реестр выданных лицензий расположен на сайте.
Каким требованиям должен соответствовать соискатель лицензии, что нужно указывать в заявлении о получении лицензии, когда вносятся изменения в лицензию и в какие сроки принимается решение о ее выдаче в зависимости от заявленных видов работ — разбираем самое важное в нашем подробном гайде.
Работа с Федеральным экологическим оператором по обращению с отходами I-II классов опасности — ФГУП «ФЭО»
Согласно пункту 1 статьи 14.4 № 89-ФЗ все образователи отходов I-II классов опасности обязаны заключить договор с ФЭО через государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Организациям, которые самостоятельно обезвреживают данные отходы, заключение договора не требуется.
Подробнее о том, как эффективно организовать работу с ФЭО, заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, направить заявку на вывоз отходов в системе ФГИС ОПВК — в статье.
В таблице приведено несколько примеров, когда отходы не будут считаться опасным грузом.
Отход | Ссылка на пункт ДОПОГ | Обоснование, почему груз не относится к ДОПОГ | Допустимая тара |
---|---|---|---|
Ртутьсодержащие лампы | п. 1.1.3.10 | при содержании ртути в партии отходов менее 30 г | индивидуальные картонные коробки, либо обернуть прокладочным материалом в одной коробке во избежание повреждения при транспортировке; металлическая тара с брезентом, также необходим прокладочный материал |
Батарейки | ООН 3496 | — | плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки |
Отработанные АКБ | гл. 3.3 | их корпуса не повреждены; они закреплены способом, препятствующим утечке их содержимого, их скольжению, падению или повреждению, например путём штабелирования на поддонах; на их наружной поверхности нет никаких представляющих опасность следов щелочей или кислот; они защищены от короткого замыкания | плотные транспортные полиэтиленовые пакеты/картонные коробки на поддонах |
Отдельно отметим требования к маркировке партии отходов — грузового места.
Грузовое место — это одна единица груза, которая предназначена для транспортировки: коробка, ящик, паллет, мешок, бочка или любой другой отдельный предмет. На каждый вид отхода своё грузовое место и своя заявка на вывоз.
Маркировка должна производиться для каждого грузового места и содержать:
- полное или сокращённое наименование грузоотправителя и грузополучателя;
- количество тары, объединённое данным грузовым местом;
- адрес пунктов погрузки;
- количество и тип отхода (например, ламп) в каждой таре;
- масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
- линейные размеры тары, если один из параметров превышает 1 метр.
Знаки и надписи не должны перекрывать друг друга.
QR-код, присвоенный грузовому месту, необходимо разместить на таре и (или) упаковке, закрепив его таким способом, чтобы он обеспечивал его неотделимость без повреждения и защищенность от внешнего воздействия, которое может привести к повреждению целостности.
Необходимо ответственно подходить ко всему циклу накопления-передачи отходов ФЭО, т.к. несоответствие фактических показателей партии отходов сведениям, указанным в заявке, может привести к возврату за счёт средств отходоообразователя и оплачиванию всех издержек, понесенных ФЭО при выполнении данной заявки.
Данные положения закреплены в договоре:
- Федеральный оператор в течение 10 рабочих дней с даты передачи отходов на объект обезвреживания и (или) утилизации и (или) размещения отходов I и II классов опасности проводит оценку соответствия отходов условиям договора на оказание услуг. Если соответствие установлено, осуществляется приёмка отходов.
- При выявлении несоответствия передаваемых отходов условиям договора федеральный оператор в течение 1 рабочего дня после завершения оценки соответствия передаваемых отходов оформляет акт возврата отходов по форме, предусмотренной приложением к договору на оказание услуг. Акт возврата не позднее 3 рабочих дней после его оформления направляется отходообразователю с указанием даты возврата отходов. Возврат отходов, которые не были приняты в связи с их несоответствием условиям договора, осуществляется за счёт отходообразователя в соответствии с условиями договора.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Инструкция по обращению с отходами
Инструкция по обращению с отходами
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по обращению с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 135 «Установление заработной платы» Трудового кодекса РФ«Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 (в редакции от 29 мая 2020 года), которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 апреля 2020 года N 128-п «О дополнительных выплатах к заработной плате отдельным работникам медицинских организаций в связи оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19, или имеется риск ее выявления, исходя из разъяснений, данных в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951, от 17 мая 2020 года N 16-3/И/1-3061, от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, а также руководствуясь локальными нормативными актами, принятыми у работодателя — приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 10 января 2020 года N 21 (осн) «Об утверждении правил сбора, хранения, транспортировки, удаления медицинских отходов и назначение ответственных лиц за сбор, хранение, упаковку, транспортировку и сдачи на утилизацию медицинских отходов класса «Б», Инструкцией по обращению с медицинскими отходами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», являющейся приложением 1 к приказу N 21 от 10 января 2020 года, приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 17 апреля 2020 года N 456 (осн), которым утверждены Правила осуществления дополнительных выплат к заработной плате отдельным работникам Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», исходил из того, что надбавки за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, предусмотренные указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, носят четко определенный адресный, стимулирующий характер.»
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 29.1 «Переходные положения» Федерального закона «Об отходах производства и потребления»«Из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Закона N 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
(«Вестник арбитражной практики», 2022, N 6)Реализуя коммуникационную функцию, региональный оператор выступает лицом, занимающим доминирующее положение на рынке обращения отходов. При этом согласно ст. 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Региональные операторы осуществляют деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашений об организации деятельности по обращению с названными отходами на территории зоны деятельности региональных операторов, заключаемых между региональными операторами и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере обращения с отходами. Региональные операторы осуществляют взаимодействие с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и/или захоронению отходов, а также операторами по сбору и транспортированию отходов и координацию их деятельности в зонах своей деятельности. Взаимодействие региональных операторов с операторами по обращению с отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов, операторами по сбору и транспортированию отходов осуществляется в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг в сфере обращения с отходами. Описанные договорные связи указывают на недопустимость уклонения регионального оператора от заключения договора с кем-либо из субъектов деятельности по оприходованию расходов. Необоснованный отказ от заключения договора региональным оператором в подобных случаях квалифицируется как нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции <4>.
Нормативные акты
-
Бесплатные курсы
-
Платные продукты
-
Услуги
-
Секретный раздел
-
Индивидуальное обучение
-
Примеры экологических проектов
Поделиться ссылкой на сайт
Не пропустите:
Поиск по сайту
Новые или обновленные материалы раздела
-
Порядок осуществления контроля в области обращения с отходами
-
Форма «Журнал движения отходов»
-
Практическое руководство по экологии
-
Инструкция № Э-3/отх По обращению с отходами 3-4 класса опасности, содержащими нефтепродукты: «масла отработанные», «шлам нефтеотделительных установок», «всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей)», «отработанные автомобильные фильтры»…
-
Инструкция по обращению с отходами 4 класса опасности «Аккумуляторы щелочные отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом»
Инструкции по обращению с опасными отходами
title Filter
Количество строк:
1 | Инструкция по охране труда при обращении с опасными отходами производства |
2 | Инструкция по сбору, хранению и отгрузке отработанных ГСМ и промасленной ветоши (3 класса опасности) |
3 | Инструкция о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления |
4 | Инструкция о порядке обращения с отработанными маслами |
5 | Инструкция по безопасному обращению с отходами |
6 | Инструкция по нейтрализации отработанной серной кислоты аккумуляторных батарей (2 класса опасности) |
7 | Инструкция по обращению с отходами 1 класса опасности «Ртутные лампы люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» |
8 | Инструкция по обращению с отходами 1 класса опасности «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» |
9 | Инструкция по обращению с отходами 2 класса опасности «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом» |
10 | Инструкция по обращению с отходами 4 класса опасности «Аккумуляторы щелочные отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом» |
11 | Инструкция по обращению с отходами производства для Хабаровского мостоотряда |
12 | Инструкция по обращению с отходами производства на ООО «Предприятие» г. Минск |
13 | Инструкция по обращению с отходом II класса опасности «Кислота аккумуляторная серная отработанная» в ООО «Сетевое предприятие» |
14 | Инструкция по организации сбора, временного хранения, учета и сдачи отработанных нефтепродуктов |
15 | Инструкция по сбору, хранению и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп. |
16 | Инструкция по сбору, хранению, перевозке малоопасных отходов |
17 | Инструкция по сбору, хранению, перевозке твердых бытовых отходов и мусора |
18 | Инструкция по сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку отработанных аккумуляторных батарей |
19 | Инструкция по сбору, хранению, учёту, сдаче и перевозке малоопасных отходов (отработанные шины, золошлаки, смёт с территории, пыль щебёночная, мусор от бытовых помещений) |
20 | Инструкция по сбору, хранению, учёту, сдаче и перевозке отработанного масла (ГСМ) и маслосодержащих отходов (ветошь промасленная, опилки промасленные, фильтра отработанные промасленные) |
21 | Инструкция по сбору, хранению, учёту, сдаче и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп |
22 | Инструкция № Э-2/отх По обращению с отходами 2 класса опасности «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом» |
23 | Инструкция № Э-3/отх По обращению с отходами 3-4 класса опасности, содержащими нефтепродукты: «масла отработанные», «шлам нефтеотделительных установок», «всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей)», «отработанные автомобильные фильтры»… |
24 | Положение о производственном экологическом контроле |
25 | Порядок осуществления контроля в области обращения с отходами |
26 | Практическое руководство по экологии |
27 | Программа производственного контроля за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятии |
28 | Технологический регламент обращения с ртутьсодержащими отходами |
29 | Технологический регламент по обращению с отработанными люминесцентными ртутьсодержащими лампами |
30 | Технологический регламент при обращении с отходами |
31 | Форма «Журнал движения отходов» |
32 | Щебень и песок из шлаков электросталеплавильного производства для бетонов. Технические условия |
33 | Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия |
Навигация по сайту
- Главная
- Примеры проектов для экологов
- Примеры разделов ПМООС
- Примеры проектов СЗЗ
- Примеры проектов ЗСО (зон санитарной охраны)
- Примеры проектов ПДВ (предельно допустимых выбросов)
- Примеры ПНООЛР
- Примеры проектов ОВОС
- Примеры разделов ПОС
- Примеры проектной докуметации
- Примеры ИЭИ (инженерно-экологических изысканий)
- Примеры инвентаризации источников выброса
- Инженерные изыскания
- Примеры ОВОС. Оценка воздействия на окружающую среду
- Примеры расчетов для экологов
- Примеры расчетов образования строительных отходов
- Примеры расчетов выброса в атмосферу
- Примеры расчета шума
- Примеры расчетов по воде
- Примеры расчетов образования отходов
- Каталог обучающих курсов
- Отходы
- Состав отходов
- Пример расчета класса опасности отходов
- Расчет класса опасности
- Инструкции по обращению
- Литература для определения состава отходов
- Поиск состава отходов
- Литература для расчета объемов образования отходов
- Примеры ПНООЛР
- Прием отходов
- Полигоны в ГРОРО
- Сканы лицензий на отходы
- Документы для проведения расчета класса опасности отходов
- Почвы
- Вода объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования
- Предельно допустимая концентрация вещества в атмосферном воздухе населенных мест
- Вода объектов рыбохозяйственного значения
- Предельно допустимая концентрация вещества в продуктах питания
- Токсикологические показатели (LD, LC) и другое
- Рекультивация земель
- Ликбез по рекультивации земель
- Документы по рекультивации земель
- Стандарт предприятия по рекультивации земель
- Климатические характеристики
- Шумовые характеристики
- Шумовые характеристики измельчительного оборудования
- Шумовые характеристики насосов
- Шумовые характеристики вакуумных насосов и компрессоров
- Шумовые характеристики самолетов
- Статьи
- Скачать
- Об авторе
- Новости сайта
- Карта сайта
- Каталог разработчиков природоохранной документации
- Паспорта безопасности
- Видеокурсы для экологов
- Книги для экологов
- Сборники для экологов
- Программы для экологов
- Видеокурсы для экологов
Авторизация
Сборник расчетов |
|
---|---|
Расчет объемов образования отходов, без использования специализированных программ. |
|
Узнать больше и заказать |