Инструкция по пожарной безопасности для слесаря по ремонту автомобилей

На постах ТО и ТР запрещается мыть
агрегаты и детали легковоспламеняющимися
и горючими жидкостями.

При проведении ТО и ТР, связанного со
снятием топливных баков, а также ремонтом
топливопроводов, через которые может
произойти вытекание топлива из баков,
последние перед ремонтом должны быть
полностью освобождены от топлива.

Слив топлива должен производиться в
местах, исключающих возможность его
загорания. Хранение слитого топлива на
постах ТО и ТР запрещается.

Во избежание искрообразования при
переливании бензина к отверстию сливной
трубы следует прикреплять латунную
цепочку и опускать ее до дна наполняемого
сосуда.

Перед ремонтом бензобак необходимо
промыть и пропарить до полного удаления
паров бензина.

Кузнечные, термические, сварочные,
малярные, деревообрабатывающие работы
должны производиться только в специально
отведенных помещениях.

Перед обслуживанием или ремонтом
легкового автомобиля на опрокидывателе
необходимо слить топливо из топливного
бака и плотно закрыть маслозаливную
горловину двигателя.

Перед ремонтом цистерны для перевозки
ЛВЖ, ГЖ и взрывоопасных грузов ёмкость
необходимо полностью очистить от
остатков груза и надежно заземлить.

Рабочий, производящий очистку или
ремонт внутри цистерны или резервуара
из-под ЛВЖ или ГЖ, должен применять
инструмент, не дающий искру.

Ремонтировать заправочные колонки,
резервуары, насосы, коммуникации и тару
из-под бензина можно только после
удаления из них остатков бензина и
обезвреживания с соблюдением мер
безопасности, исключающих возможность
загорания или взрыва.

Для подтягивания гаек газобаллонной
аппаратуры необходимо предварительно
закрыть все вентили газовых коммуникаций.
При обслуживании и ремонте газовой
аппаратуры следует проявлять особую
осторожность, не допуская искрообразования.
Ударные нагрузки при указанных работах
запрещаются.

. Перед проверкой (регулировкой) приборов
электрооборудования на газобаллонном
автомобиле необходимо плотно закрыть
все вентили и тщательно проветрить
подкапотное пространство.

Регулировать системы питания и зажигания
газобаллонных автомобилей, а также
проверять на герметичность и ремонтировать
газовую аппаратуру разрешается только
в хорошо проветриваемом помещении при
включенной приточно — вытяжной вентиляции.
Проверять газовую аппаратуру на
герметичность следует по правилам
Госгортехнадзора сжатым воздухом или
азотом под руководством специально
выделенного лица из числа специалистов.

3.3 Техника безопасности для слесаря ремонтника

Настоящая инструкция предусматривает
основные требования по организации и
проведению безопасной работы
слесаря-ремонтника при обслуживании
оборудования обогатительной фабрики.

К самостоятельной работе в качестве
слесаря-ремонтника допускаются лица
не моложе 18 лет, прошедшие:

профессиональное обучение и имеющие
соответствующее удостоверение по
профессии;

предварительный медицинский осмотр и
получившие заключение о пригодности к
данной профессии;

вводный инструктаж по безопасности
труда, пожарной безопасности и оказанию
доврачебной помощи пострадавшему;

первичный инструктаж на рабочем месте
и обученные безопасным методам и приемам
выполнения работ.

Слесарь-ремонтник, занятый на работе,
где организацией труда предусматривается
совмещение производственных профессий,
должен пройти обучение по всем видам
работ, сдать экзамены и получить допуск.

Слесарь-ремонтник обязан проходить:

периодические медицинские осмотры —
ежегодно;

повторный инструктаж по безопасности
труда — не реже одного раза в квартал;

обучение безопасным методам и приемам
работ и проверку их знаний в объеме
программы, утвержденной администрацией
предприятия, — один раз в год;

внеплановый и целевой инструктаж — по
мере необходимости.

Слесарь-ремонтник с признаками явного
недомогания, в состоянии алкогольного
или наркотического опьянения к работе
не допускается.

Слесарь-ремонтник обязан: соблюдать
правила внутреннего распорядка и
дисциплину труда; своевременно и точно
исполнять распоряжения администрации;
соблюдать технологическую дисциплину,
требования по охране труда, технике
безопасности и производственной
санитарии; бережно относиться к имуществу
предприятия; соблюдать порядок
передвижения по железнодорожным путям
и автодорогам; знать значения применяемых
на предприятии знаков безопасности,
звуковых и световых сигналов, быть
внимательным к подаваемым сигналам и
выполнять их требования.

Каждый неправильно поданный или
непонятный сигнал должен восприниматься
как сигнал «Стоп».

В случае возникновения в процессе работы
каких-либо вопросов, связанных с ее
безопасным выполнением, необходимо
немедленно обратиться к лицу, ответственному
за безопасное производство работ.

В течение всей рабочей смены следует
соблюдать установленный администрацией
режим труда и отдыха.

Отдыхать и курить разрешается только
в специально отведенных местах.

Для питья следует использовать воду
только из сатураторов, питьевых
фонтанчиков, питьевых бачков. Использовать
другие, случайные источники не допускается.

Прием пищи следует производить только
в специально оборудованных помещениях
(местах).

При обслуживании и ремонте оборудования
имеют место такие опасные и вредные
производственные факторы как: движущиеся
машины и механизмы; подвижные части
производственного оборудования;
повышенная запыленность и загазованность
воздуха рабочей зоны с содержанием в
пыли волокон асбеста; повышенная
температура поверхности оборудования
и материалов; повышенный уровень шума;
повышенный уровень общей вибрации;
возможность поражения электрическим
током при приближении к открытым
токоведущим частям оборудования.

Администрация предприятия должна
обеспечивать слесаря-ремонтника
средствами индивидуальной защиты в
соответствии с действующими отраслевыми
нормами бесплатной выдачи специальной
одежды, специальной обуви и других
средств индивидуальной защиты:

костюм хлопчатобумажный пылезащитный
— 1 комплект на год;

ботинки кожаные — 1 пара на год;

рукавицы брезентовые — 6 пар на год;

каска защитная — 1 шт. на 2 года;

респиратор — до износа;

очки защитные — до износа;

вкладыши противошумные — до износа.

На наружных работах зимой дополнительно:

куртка на утепляющей прокладке — 1 шт.
на 2 года;

брюки на утепляющей прокладке — 1 шт. на
2 года;

валенки — 1 пара на 2,5 года.

При наличии нескольких видов
равноэффективных респираторов работники
могут пользоваться правом выбора
респиратора, наиболее приемлемого для
них с точки зрения защиты и комфорта.

Слесарь-ремонтник без полагающихся по
условиям производства спецодежды,
спецобуви и других средств индивидуальной
защиты и предохранительных приспособлений
к выполнению работ не допускается.

Слесарь-ремонтник обязан:

соблюдать на производстве требования
пожарной безопасности, а также соблюдать
и поддерживать противопожарный режим;

соблюдать меры предосторожности при
проведении работ с легковоспламеняющимися
и горючими жидкостями, горючими газами
и другими опасными в пожаро- и взрывоопасном
отношении веществами, материалами и
оборудованием;

знать месторасположение главного и
запасных выходов из цехов фабрики и
пути эвакуации из зоны возникновения
пожара или аварии;

уметь пользоваться первичными средствами
пожаротушения.

Использовать первичные средства
пожаротушения, немеханизированный
пожарный инструмент и инвентарь для
хозяйственных и прочих нужд, не связанных
с тушением пожара, запрещается.

Сбор использованных обтирочных материалов
должен производиться в специальные
металлические ящики с закрывающимися
крышками.

Ящики с использованным обтирочным
материалом должны очищаться по мере их
наполнения, но не реже одного раза в
смену.

Слесарь-ремонтник должен иметь
элементарное представление об опасности
электрического тока и мерах безопасности
при работе на обслуживаемом участке
электрооборудовании, установке; знать
правила оказания первой медицинской
помощи пострадавшим от электрического
тока.

Запрещается прикасаться к открытым
токоведущим частям оборудования и
оголенным проводам, производить
самовольное исправление или подключение
электропроводки, устанавливать или
заменять электролампы, а также вешать
одежду и класть какие-либо предметы на
провода, изоляторы, выключатели, розетки,
посты управления и другую коммутационную
аппаратуру.

О случаях травмирования и всех
неисправностях в работе механизмов,
оборудования, нарушениях требований
безопасности, ухудшении условий труда,
возникновении чрезвычайных ситуаций
слесарь-ремонтник должен сообщить
мастеру (механику) смены и принять
профилактические меры по обстоятельствам,
обеспечив собственную безопасность.

При заболевании, отравлении или несчастном
случае слесарь-ремонтник должен
немедленно прекратить работу, известить
об этом мастера (начальника) смены и
обратиться за медицинской помощью.

При несчастном случае с другими
работниками необходимо: оказать
пострадавшему первую помощь, соблюдая
меры собственной безопасности; по
возможности сохранить обстановку случая
и о случившемся доложить мастеру
(начальнику) смены.

В процессе работы слесарь-ремонтник
обязан соблюдать правила личной гигиены:
обеспыливать спецодежду; мыть руки с
мылом перед приемом пищи; следить за
чистотой рабочего места, спецодежды и
средств индивидуальной защиты.

По мере загрязнения или износа спецодежда
слесаря-ремонтника должна подвергаться
химчистке, стирке или ремонту за счет
средств предприятия.

Не допускается обработка и стирка
загрязненной спецодежды на дому самими
работниками, а также применение для
этой цели взрыво- и пожароопасных
веществ.

За невыполнение требований безопасности,
изложенных в настоящей инструкции в
зависимости от характера допущенных
нарушений и их последствий, слесарь-ремонтник
несет дисциплинарную, материальную или
уголовную ответственность согласно
действующему законодательству Российской
Федерации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    03.01.201957.44 Кб12Книга1.xlsx

  • #
  • #
  • #
  • #

Руководитель или другое должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность, должны обеспечить в автомастерской весь комплекс мер направленных на предупреждение возникновения пожара

Общие положения

В автомастерской должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре, а также разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожаропасного и пожароопасного участка.

Все работники автомастерской должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.

Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности автомастерской возлагается на руководителя.

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

В автомастерской на видном месте должны быть вывешена табличка с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В автомастерской инструкцией должен быть установлен противопожарный режим, в том числе:

— определены и оборудованы места для курения;

— установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

— определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

— регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара;

— определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Горючие отходы, мусор и т.п. следует собирать на специально выделенных площадках в контейнеры или ящики, а затем вывозить.

Для сбора использованных обдирочных материалов необходимо устанавливать металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.

При аренде автомастерской арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий.

Основные требования пожарной безопасности в автомастерских

В автомастерской при эксплуатации электроустановок запрещается пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями, нельзя применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.

Переносные электрические светильники должны быть выполнены с применением гибких электропроводок, оборудованы стеклянными колпаками, а также защищены предохранительными сетками и снабжены крючками для подвески.

При установке временных металлических печей в автомастерской и других печей заводского изготовления должны выполняться указания (инструкции) предприятий — изготовителей этих видов продукции, а также требования норм проектирования, предъявляемые к системам отопления. Расстояние от печей до стеллажей, шкафов и другого оборудования должно быть не менее 0,7 м, а от топочных отверстий — не менее 1,25 м.

При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается подключать к воздуховодам газовые отопительные приборы.

Места проведения огневых работ в автомастерской следует обеспечивать первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком и лопатой, ведро с водой).

Переносные ацетиленовые генераторы следует устанавливать на открытых площадках. Допускается временная их работа в хорошо проветриваемых помещениях.

Ацетиленовые генераторы необходимо ограждать и размещать не ближе 10 м от мест проведения огневых работ, а также от мест забора воздуха компрессорами и вентиляторами.

В местах установки ацетиленового генератора должны быть вывешены аншлаги (плакаты): «Вход посторонним воспрещен — огнеопасно», «Не курить», «Не проходить с огнем».

Полы в помещениях автомастерской, где организованы постоянные места проведения сварочных работ, должны быть выполнены из негорючих материалов.

Соединять сварочные провода следует при помощи опрессования, сварки, пайки или специальных зажимов.

Провода, подключенные к сварочным аппаратам, распределительным щитам и другому оборудованию, а также к местам сварочных работ, должны быть надежно изолированы и в необходимых местах защищены от действия высокой температуры, механических повреждений или химических воздействий.

Составление и разбавление всех видов лаков и красок в автомастерских необходимо производить в изолированных помещениях у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках. Тара из-под лакокрасочных материалов должна быть плотно закрыта и храниться на специально отведенных площадках.

Помещения окрасочных помещений автомастерской должны быть оборудованы самостоятельной механической приточно-вытяжной вентиляцией и системами местных отсосов.

Не зависимо от типа окрасочной камеры, должны быть оборудованы автоматические установки пожаротушения.

Не разрешается производить окрасочные работы при отключенных системах вентиляции.

Пролитые на пол лакокрасочные материалы следует немедленно убирать при помощи опилок, воды и др. Мытье полов, стен и оборудования горючими растворителями не разрешается.

Помещения, в которых работают с горючими веществами и материалами, должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения из расчета два огнетушителя и кошма на 100 м2 помещения.

Размещение огнетушителей в автомастерских

Огнетушители следует располагать на объекте таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность и т.п.). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также — около выхода из помещения. Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей во время пожара.

Скачать Инструкцию для инженера по оборудованию

Задать вопрос по заполнению документа

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобиля

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда для
слесаря по ремонту автомобиля.

1.2. Слесарю по ремонту автомобиля необходимо выполнять свои обязанности в
соответствии с требованиями настоящей инструкции.

1.3. На слесаря по ремонту автомобиля могут воздействовать опасные и вредные
производственные факторы:

·        движущиеся машины и механизмы;

·        повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

·        опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

·        повышенная загазованность парами вредных химических веществ;

·        повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

·        стесненные условия работы при ремонте и регулировке узлов и систем автотранспорта;

·        пожаровзрывоопасность;

·        повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

·        недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.4. Слесарь по ремонту автомобиля извещает своего непосредственного руководителя о
любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае,
происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о
проявлении признаков острого заболевания.

1.5. Слесарю по ремонту автомобиля следует:

·        оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

·        перед началом работы надевать спецодежду, спецобувь и другие СИЗ;

·        не принимать пищу на рабочем месте.

1.6. К работе слесарем по ремонту автомобиля допускаются лица не моложе 18 лет,
прошедшие медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.7. Слесарь по ремонту автомобиля должен иметь группу по электробезопасности.

1.8. Слесарь по ремонту автомобиля обеспечивается спецодеждой и спецобувью в
соответствии с действующими нормами.

1.9. Слесарю по ремонту автомобиля необходимо знать и строго соблюдать требования по
охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.

1.10. Слесарь по ремонту автомобиля должен проходить обучение по охране труда в виде:
вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа,
внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения в объеме программы подготовки по профессии, включающей вопросы охраны труда и требования должностных обязанностей по профессии.

Целевой инструктаж проводится непосредственным руководителем работ при выполнении
разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по профессии.

Перед допуском к самостоятельной работе работник должен пройти стажировку под
руководством опытного работника.

1.11. Слесарь по ремонту автомобиля должен:

·        соблюдать Правила трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

·        выполнять работу, входящую в его обязанности или порученную администрацией, при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;

·        применять безопасные приемы выполнения работ;

·        уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

1.12. Слесарь по ремонту автомобиля должен соблюдать правила пожарной безопасности,
уметь пользоваться средствами пожаротушения.

1.13. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели
местах.

1.14. Лица, допустившие нарушения требований инструкции по охране труда, несут
ответственность согласно действующему законодательству.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Застегнуть надетую спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов
одежды. Надеть средства индивидуальной защиты.

Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые,
бьющиеся предметы.

2.2. Проверить наличие и исправность ручного инструмента, приспособлений и средств
индивидуальной защиты:

·        гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;

·        раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;

·        слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;

·        рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;

·        ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;

·        напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;

·        электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.

2.3. Подготовить рабочее место для безопасной работы:

надежно установить (закрепить) передвижное (переносное) оборудование и инвентарь;

удобно и устойчиво разместить инструмент;

проверить внешним осмотром:

·       достаточность освещения рабочей поверхности;

·       отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки;

·       надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств автомобиля;

·       наличие, исправность, правильную установку и надежное крепление ограждения
движущихся частей оборудования (зубчатых, цепных, клиноременных и других
передач, соединительных муфт и т. п.), нагревательных поверхностей;

·       отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования.

2.4. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная
сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 50 В.

2.5. Напряжение переносных электроламп и ламп освещения в осмотровой яме должно быть
не выше 12 В.

2.6. Проверить наличие огнетушителя и аптечки первой помощи.

2.7. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, электропроводки и
других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и
к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.

3.3. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент,
приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.

3.4. При капитальном, среднем ремонте автотранспорта убедиться в том, что бензобаки и
бензопроводы освобождены от остатков бензина.

3.5. Все виды технического обслуживания и ремонта автотранспорта на территории
предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

3.6. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как
он будет очищен от грязи, снега и вымыт.

3.7. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди».

3.8. После подъема автотранспорта подъемником на пульте управления подъемником
повесить табличку «Не трогать – под автотранспортом работают люди!», а при подъеме
гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от
самопроизвольного опускания.

3.9. Ремонт автотранспорта снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника
производить только на лежаке.

3.10. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и
сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами.

3.11. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной
тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.

3.12. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.

3.13. Для пуска двигателя и передвижения автотранспорта обратиться к водителю,
перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.

3.14. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера)
находится в нейтральном положении и что под автотранспортом и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.

Осмотр автотранспорта снизу производить только при неработающем двигателе.

3.15. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для
дизельного двигателя – отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз – освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.

Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.

3.16. Снимать двигатель с автотранспорта и устанавливать на него только тогда, когда
автотранспорт находится на колесах или на специальных подставках – козелках.

3.17. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автотранспорта, прицепа,
полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.

3.18. Для перегонки автотранспорта на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на
ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.

3.19. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших
физических усилий, применять съемники, гайковерты и т. п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом.

3.20. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и
соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете
грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях – наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.

3.21. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг)
пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

3.22. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат)
может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать
неустойчивое положение тела.

3.23. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и
смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или
охлаждающую жидкость в специальную тару.

3.24. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягивании гаек соединений
убедиться в отсутствии в них газа.

3.25. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия
передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.

3.26. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль,
предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную
горловину и снять аккумуляторную батарею.

3.27. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами
пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.

3.28. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или
самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его
агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).

3.29. Перед ремонтом автотранспорта – цистерны для перевозки легковоспламеняющихся,
взрывоопасных, токсичных и т. п. грузов, а также резервуаров для их хранения полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

3.30. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и
обезвреживания.

3.31. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на
автотранспорте – рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

3.32. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта,
работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.

3.33. Слить (выпустить) газ из баллонов автотранспорта, на котором должны проводиться
работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном мосте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

3.34. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с
помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

3.35. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными
инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

3.36. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.

3.37. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после
использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне
помещения.

3.38. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость
тянуться за ним.

3.39. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться
накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

3.40. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

3.41. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными
очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

3.42. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые
подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

3.43. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

3.44. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или
специальные приспособления.

3.45. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и
остановки станка.

3.46. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными
средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.

3.47. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного
разъема.

3.48. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять
электроинструмент от электросети.

3.49. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или
металлическим крючком.

3.50. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой
цели металлические ящики и закрыть крышкой.

3.51. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая
легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не
зажигать спички.

3.52. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на
этилированном бензине, соблюдать следующие требования:

·        обезвредить детали керосином;

·        немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;

·        перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.

3.53. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.

3.54. Слесарю-ремонтнику (автотранспорта) запрещается:

·        выполнять работы под автотранспортом или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;

·        поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т. п.;

·        работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;

·        использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

·        работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

·        выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;

·        переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;

·        сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;

·        хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые

·       обтирочные материалы вместе с использованными;

·        применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т. д.; засасывать бензин ртом через шланг;

·        мыть агрегаты, узлы и детали и т. п. легковоспламеняющимися жидкостями;

·        загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;

·        хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

·        выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, из предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;

·        применять приставные лестницы;

·        выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;

·        при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;

·        использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;

·        скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

·        использовать гайки и болты со смятыми гранями;

·        держать мелкие детали руками при их сверлении;

·        устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;

·        применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;

·        вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;

·        работать при получении сигнала о перемещении конвейера.

3.55. Слесарь по ремонту автомобиля во время работы должен быть внимательным, не
отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с
планом ликвидации аварий.

4.2. В случае загорания следует отключить электроэнергию, вызвать пожарную охрану,
сообщить о случившемся руководству предприятия, принять меры к тушению пожара.

4.3. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим
работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках руководство предприятия (или старшего по смене) поставить в известность.

4.4. При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь, при
необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, сообщить своему непосредственному
руководителю и сохранить без изменений обстановку на рабочем месте до расследования, если она не создаст угрозу для работающих и не приведет к аварии.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, сделать запись в журнале о техническом состоянии
оборудования.

5.2. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.

5.3. Убрать приспособления, инструмент, промасленную ветошь в отведенное для них
место.

5.4. Если автотранспорт остается на специальных подставках (козелках), проверить
надежность его установки. Запрещается оставлять автотранспорт, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.

5.5. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.

5.6. Вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на
этилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.

5.7. О замеченных неисправностях в оборудовании сообщить руководителю работ.

ПЕРВИЧНЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ АВТОСЛЕСАРЯ

Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте

1. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности

Работники организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме») и Инструкциями о мерах пожарной безопасности.

До работников доводятся инструкции о мерах пожарной безопасности, действующие на рабочих местах данных работников.

В организации действуют следующие инструкции о мерах пожарной безопасности (перечисляются инструкции о мерах пожарной безопасности, к примеру):

— Инструкция о мерах пожарной безопасности в отношении авторемонтного цеха.

Работники организации за нарушение требований пожарной безопасности несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Работники организации обязаны бережно относиться к противопожарным средствам и оборудованию.

Работники организации обязаны незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о нарушениях требований пожарной безопасности.

2. Пожароопасные свойства применяемого сырья, материалов и изготавливаемой продукции

До работников организации доводится информация о пожароопасных свойствах автомобилей и автотехники, применяемых веществ и материалов.

Сведения доводятся на основании технической документации и паспортов заводов-изготовителей.

3. Пожароопасность технологического процесса

До работников организации доводится информация о пожароопасности технологических процессов и оборудования (ремонтные работы).

Сведения доводятся на основании раздела XI «Объекты транспортной инфраструктуры» и XVI «Пожароопасные работы» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, инструкций о мерах пожарной безопасности, технической документации и паспортов завода-изготовителя в отношении инструмента и оборудования.

4. Условия возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации)

До работников организации доводится информация об условиях возникновения горения и пожара (на рабочем месте, в организации).

К примеру, причинами пожаров могут быть:

— неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;

— курение в транспортных средствах;

— подогрев двигателей открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользование открытыми источниками огня для освещения;

— нарушение требований пожарной безопасности при монтаже и эксплуатации электрооборудования;

— подзарядка аккумуляторов непосредственно на транспортных средствах;

— нарушение требований пожарной безопасности при проведении огневых работ;

— нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации технологического оборудования;

— нарушение требований пожарной безопасности при проведении кузнечных, термических, сварочных, малярных и деревообделочных работ;

— промывка деталей с использованием легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

5. Виды огнетушителей и их применение в зависимости от класса пожара (вида горючего вещества, особенностей оборудования). Требования при тушении электроустановок и производственного оборудования

Указываются имеющиеся средства пожаротушения и способы их применения.

К примеру, в помещениях расположены порошковые огнетушители ОП-4 и углекислотные огнетушители ОУ-5, данные огнетушители предназначены для тушения пожаров твердых веществ и материалов (древесина, пластмасса, ткань и т.п.), горючих жидкостей, горючих газов, электроустановок под напряжением (допустимые значения электрического напряжения указаны на этикетках огнетушителей) с безопасного расстояния.

Работники должны ознакомиться с конкретными огнетушителями, расположенными в помещениях, и способами использования при тушении пожара.

На территориях и в производственных помещениях размещены порошковые огнетушители ОП-9, данные огнетушители предназначены для тушения пожаров твердых веществ и материалов (древесина, пластмасса, ткань и т.п.), горючих жидкостей, горючих газов, электроустановок под напряжением (допустимые значения электрического напряжения указаны на этикетках огнетушителей) с безопасного расстояния.

Работники должны ознакомиться с конкретными огнетушителями, расположенными в помещениях, и способами использования при тушении пожара.

Водой разрешено тушить только пожары твердых веществ и материалов (древесина, пластмасса, ткань и т.п.).

Сухим песком разрешено тушить пожары твердых веществ и материалов (древесина, пластмасса, ткань и т.п.), горючих жидкостей.

Асбестовое полотно, грубошерстная ткань или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала) используются для тушения (метод изоляции) твердых веществ и материалов (древесина, пластмасса, ткань и т.п.), горючих жидкостей, электроприборов.

6. Ознакомление по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, гидрантов, запасов воды и песка, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений и территорий)

Работники организации знакомятся по плану эвакуации с местами расположения первичных средств пожаротушения, гидрантов, запасов воды и песка, эвакуационных путей и выходов (с обходом соответствующих помещений и территорий).

7. Поведение и действия инструктируемого при загорании и в условиях пожара, а также при сильном задымлении на путях эвакуации. Способы сообщения о пожаре. Меры личной безопасности при возникновении пожара. Способы оказания доврачебной помощи пострадавшим

Работникам при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо:

а) немедленно сообщить об этом по телефону (112, 101) в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

б) принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).

Способы сообщения о пожаре: автоматическая система оповещения людей при пожаре, голосовое оповещение лицом, обнаружившим пожар (признаки пожара).

При пожаре необходимо покидать помещения, используя наиболее безопасные пути эвакуации.

Slesar

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ

1. Общие требования охрана труда

1.1. К работе слесарем по ремонту автомобилей (далее – слесарь) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к выполнению данной работы, прошедшие обучение по охране труда, имеющие соответствующее удостоверение, прошедшие вводный и первичный инструктаж по охране труда и противопожарный инструктаж, стажировкупроверка знаний по охране труда.

1.2. Перед допуском к самостоятельной работе слесарь по ремонту автомобилей  должен ознакомиться с инструкцией по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей, пройти подготовку по новой должности, которая включает в себя: стажировку, проверку знаний,  контрольную противопожарную тренировку. После чего оформляется допуск к самостоятельной работе.

1.3.  Стажировка слесаря проводится под руководством ответственного обучающего лица. Допуск к стажировке оформляется распоряжением начальника ремонтно-транспортного цеха. Продолжительность стажировки составляет от 2 до 5 смен.

1.4. После окончания стажировки слесарю проводится проверка знаний инструкции по охране труда, инструкции по пожарной безопасности, инструкции по технической эксплуатации и электробезопасности в комиссии предприятия.

1.5. Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.6. Внеочередная проверка знаний проводится:

— при переходе в другую организацию;

— в случае внесения изменений в производственные инструкции;

— по предписанию должностных лиц в случае выявления недостаточных знаний инструкций.

1.7. Слесарь должен знать:

— инструкцию по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей,

— инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники,

— инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации применяемого в процессе производства ремонтных работ оборудования, оснастки, материалов,

инструкцию по содержанию и применению средств защиты,

— инструкцию по эксплуатации и ремонту автомобильной техники в зимних условиях,

инструкцию по охране труда при работе с ручным слесарно-кузнечным инструментом,

инструкцию по оказанию первой помощи,

инструкцию о мерах пожарной безопасности в помещениях,

инструкцию по содержанию и применению первичных средств пожаротушения,

— опасные и вредные производственные факторы, связанные с выполняемыми работами,

— вредные вещества (пары, газы, этилированный бензин, дизтопливо, масла и т.п.) в воздухе рабочей зоны и характер их действия на организм человека.

1.8. Инструктажи по охране труда и пожарной безопасности слесарь по ремонту автомобилей проходит в установленном на предприятии порядке:

1.8.1. Вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности проводится при приеме на работу независимо от образования, стажа работы по данной профессии.

1.8.2. Первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности  на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, при переводе из одного структурного подразделения в другое. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов работы.

1.8.3. Повторный инструктаж по охране труда слесарю проводится не реже одного раза в три месяца.

1.8.4. Внеплановый инструктаж проводится при:

— при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

— при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

— при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария ит.п.);

— по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

— при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);

— по решению работодателя (или уполномоченного им лица).

1.9. Слесарь, не прошедший своевременно проверку знаний или инструктажи по охране труда, не должен приступать к работе.

1.10. Допуск к самостоятельной работе оформляется распоряжением начальника ремонтно-транспортного цеха после участия слесаря в противопожарной тренировке.

1.11. Слесарь проходит предварительный перед приемом на работу медицинский осмотр.

1.12. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режимы труда и отдыха, установленные на предприятии:

— режим работы с 8-00 до 17-00,

— перерыв на обед с 12-00 до 13-00.

Возможно привлечение слесаря к сверхурочным работам согласно ТК РФ.

1.13. На слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

— вывешенный автомобиль и его агрегаты,

— легковоспламеняющиеся вещества,

— газы и другие токсичные вещества,

— этилированный бензин,

— оборудование, инструмент, приспособления,

— движущиеся машины и механизмы,

— недостаточная освещенность рабочего места.

1.14. Согласно «Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты» слесарю необходимо использовать:

— Костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий1 на год

— Ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском1 пара на год

— Перчатки трикотажные с полимерным покрытием12 пар на год

— Очки защитные До износа

— Вкладыши противошумные До износа

При работе с этилированным бензином дополнительно:

— Фартук защитный из полимерных материалов с нагрудником Дежурный

— Сапоги резиновые с жестким подноском1 пара на год

— Перчатки резиновые6 пар на год

При выполнении работ по ремонту электрооборудования, карбюраторов и их регулировке дополнительно:

— Нарукавники хлопчатобумажные2 пары на год

На наружных работах зимой дополнительно:

— Костюм на утепляющей прокладке1 на 3 года

— Валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные с жестким подноском1 / 36 мес.

1.15. Слесарь обязан:

— соблюдать требования инструкции по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей;

— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

— проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний, противопожарные тренировки, повышение квалификации;

— немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья;

— проходить обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр;

— знать правила и порядок поведения при пожаре;

— уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

— не допускать на рабочее место посторонних лиц;

— курить в специально отведенных местах;

— не допускать распития спиртных напитков в рабочее и нерабочее время на рабочих местах;

— уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при  несчастных случаях на производстве;

— содержать рабочее место в чистоте, не допускать его загромождения;

— содержать в чистоте спецодежду.

1.16. Запрещается пользоваться инструментами, приспособлениями, работать на оборудовании, обращению с которым слесарь не обучен и не проинструктирован.

1.17. За нарушение требований инструкции слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Slesar

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы слесарь должен:

— надеть спецодежду, застегнуть ее на все пуговицы, застегнуть обшлага рукавов, надеть  спецобувь установленного образца. Работник должен работать в спецодежде, застегнутой на все пуговицы. На одежде не должно быть развевающихся частей, которые могут быть захвачены движущимися (вращающимися) частями механизмов. Засучивать рукава спецодежды и подворачивать голенища сапог запрещается;

— получить задание на выполнение работ у механика;

— предъявить механику удостоверение о проверке знаний безопасных методов работы и пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ.

2.2. После получения задания слесарь обязан:

— подготовить необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты и проверить их  исправность;

— проверить исправность инструмента, технологической оснастки, подготовить их к работе;

— проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности;

— проверить состояние пола на рабочем месте, если пол скользкий или влажный потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками;

— проверить наличие пожарного инвентаря в цехе и в случае его отсутствия сообщить об этом механику;

— проверить наличие аптечки.

2.3. Перед использованием переносного светильника проверить наличие  на лампе защитной сетки, исправность  шнура и изоляционной резиновой трубки. Переносные светильники включать в электросеть напряжением выше 42В запрещается.

2.4. Слесарь не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

— неисправности инструментов, технологической оснастки, средств защиты,

— несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра) технологической оснастки, инструментов, приспособлений, средств защиты,

— неустойчивом положении узлов, агрегатов, автомобильной техники,

— вблизи электрических проводов и электроустановок, находящихся под напряжением,

— недостаточной освещенности или загроможденности рабочих мест и подходов к ним,

— отсутствии первичных средств пожаротушения.

2.5. Обнаруженные нарушения требований инструкции по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей должны быть устранены собственными силами, а при отсутствии такой возможности, слесарь обязан немедленно сообщить о них руководителю работ.

3. Требования охраны труда  во время работы

3.1. Во  время работы слесарь обязан выполнять только ту работу, которая ему поручена.

3.2. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

3.3. Слесарь должен приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как автомобиль будет очищен от грязи, снега и вымыт.

3.4. Постановка автомобиля  на пост осуществляется под непосредственным руководством механика ремонтно-транспортного цеха.

3.5. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) (не менее двух) под колеса. На рулевое колесо необходимо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди!».  На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.

3.6. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.

3.7. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами.

3.8. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.

3.9. При техническом обслуживании и ремонте топливной аппаратуры автомобиля  принять меры, исключающие проливание топлива из топливного бака, топливопроводов и приборов системы питания, снять клеммы с аккумулятора или отключить его выключателем массы.

3.10. При ремонте газовой аппаратуры на автомобиле дополнительно закрыть расходный и магистральный вентили.

3.11. Перед разборкой обезвредить поверхность карбюраторов и бензонасосов, работающих на этилированном бензине, а также их детали керосином.

3.12. Производить мойку топливной аппаратуры только в местах, отведенных для этой цели.

3.13. Моечные ванны с керосином по окончании мойки закрывать крышками.

3.14. Производить разборку и ремонт топливной аппаратуры на специальных верстаках или стендах.

3.15. Пользоваться при разборке и сборке топливной аппаратуры специальными приспособлениями.

3.16. Продувку клапанов, трубок и жиклеров топливной аппаратуры производить воздухом от магистрали через шланг или насосом.

3.17. При продувке деталей струей воздуха не направлять ее на рядом работающих людей или на себя.

3.18. Проверку надежности пуска двигателя и регулировку минимальных оборотов холостого хода производить на специальных постах, оборудованных местным отсосом отработавших газов.

3.19. Перед пуском двигателя проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом и есть ли специальные противооткатные упоры (башмаки) под колесами, установлен ли рычаг переключателя передач (контроллера) в нейтральное положение.

3.20. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.

3.21. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении, и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей. Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.

3.22. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя – отсутствие подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.

3.23. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках – козелках.

3.24. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.

3.25. Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.

3.26. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.п. Трудно отворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т.п.).

3.27. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях проверить наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.

3.28. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 15 кг и более пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

3.29. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.

3.30. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.

3.31. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягиванием гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.

3.32. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.

3.33. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.

3.34. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.

3.35. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).

3.36. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.

3.37. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.

3.38. Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

3.39. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

3.40. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

3.41. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.

3.42. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

3.43. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.

3.44. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

3.45. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

3.46. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

3.47. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.

3.48. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

3.49. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

3.50. При работе электроинструментом напряжением более 42В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.

3.51. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.

3.52. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.

3.53. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.

3.54. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрывать крышкой.

3.55. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички; немедленно обмыть облитый участок кожи керосином, а затем вымыть теплой водой с мылом. Если этилированный бензин (капли или пары) попал в глаза, промыть их тепловой водой и немедленно обратиться в медицинское учреждение.

3.56. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:

— обезвредить детали керосином;

— если специальная одежда облита бензином, обратиться к своему  непосредственному руководителю для ее замены;

— пролитый на пол бензин удалить с помощью опилок, ветоши и т.п., а этилированный бензин – предварительно обезвредить раствором хлорной извести и  удалить тем же способом;

— перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.

3.57. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.

3.58. При ремонте и техническом обслуживании дорожно-строительной техники и тракторов повесить на рулевое колесо или рычаги машины табличку «Двигатель не пускать – работают люди».

3.59. Выполнять работы по ремонту или техническому обслуживанию дорожно-строительных машин при неработающем двигателе, за исключением работ по регулировке  карбюратора,  проверке  электрооборудования  и  тормозной системы.

3.60. Залезать под машину и вылезать из-под нее со стороны противоположной проезду, а находясь под машиной, размещаться между колесами или гусеницами вдоль машины.

3.61. До начала производства сварочных работ слить бензин, дизельное топливо и масло, а бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.

3.62. Разборку и сборку агрегатов выполнять в стационарных или передвижных мастерских только на специальных стендах, оснащенных устройствами закрепления.

3.63. Не производить работы на отдельных узлах машин, поднятых грузоподъемным механизмом.

3.64. Опустить на опоры или заблокировать сборочные единицы машин, агрегатов, которые могут перемещаться под действием собственной массы, а также подложить под гусеницы и колеса машин противооткатные упоры (башмаки).

3.65. Не хранить на рабочем месте легковоспламеняющиеся жидкости и обтирочный материал.

3.66. Домкраты устанавливать на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота подъема домкрата должна соответствовать необходимой высоте подъема машины и ее частей. После подъема машины домкратами подставлять козелки. Работать под машиной, поднятой только домкратом, но не установленной на козелки, запрещается.

3.67. При выполнении работ на самосвале с поднятым кузовом предварительно установить кузов на упорную штангу.

3.68. Слив масла и воды из агрегатов машины производить только в специальную тару. Случайно пролитое на пол масло или оброненный солидол следует немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специальное отведенное место.

3.69. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, слесарь должен проверить, выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных машин), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночный тормоз. После окончания работ затянуть рычаг тормозной системы и включить первую передачу.

3.70. Разборку и сборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес только при наличии ограждения или страхующего устройства. Осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой запрещается.

3.71. При ремонте и обслуживании дорожно-строительных машин с высокой платформой слесарь должен пользоваться специальной лестницей-стремянкой со ступенями шириной не менее 300 мм  применять приставную лестницу не допускается.

3.72. При ремонте дорожно-строительных машин снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мосты, кузов и раму с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных инвентарными захватными приспособлениями, гарантирующими безопасное выполнение работ.

3.73. Проверку соосности отверстий при сборке узлов выполнять с помощью конусной оправки.

3.74. Производить осмотр и ремонт машин в осмотровой яме в защитных очках.

3.75. При сметании стружки и пыли с верстака или деталей пользоваться волосяной щеткой и защитными очками. Запрещается сдувать сжатым воздухом металлическую стружку (опилки).

3.76. При осмотре машин в стационарных помещениях пользоваться переносной электролампой напряжением не выше 42В, а при повышенной влажности или на открытом воздухе – не выше 12В. Пользоваться открытым огнем при осмотре машин не разрешается.

3.77. При работе с электросварщиком пользоваться очками с защитными светофильтрами.

3.78. При применении грузоподъемных механизмов к строповке агрегатов и деталей допускаются слесари, имеющие удостоверение стропальщика.

3.79. К работе с электрифицированным инструментом допускаются слесари, имеющие II квалификационную группу по электробезопасности.

3.80. Слесарю запрещается:

— выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;

— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.;

— поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

— снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом  или канатами;

— работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;

— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;

— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

— снимать и ставить рессоры без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

— проводить техническое обслуживание и ремонт при работающем двигателе за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

— выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;

— переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;

— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;

— хранить в рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

— применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.;

— засасывать бензин ртом через шланг;

— мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;

— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;

— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

— выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;

— применять приставные лестницы;

— выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;

— при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;

— использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;

— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;

— использовать гайки и болты со смятыми гранями;

— держать мелкие детали руками при их сверлении;

— оставлять инструмент, детали и т.п. на краю смотровой канавы;

— приступать к обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры в случае обнаружения утечки газа при перекрытых кранах на газобаллоном автомобиле;

— пользоваться открытым огнем в помещении, где проводятся ремонт и регулировка топливной аппаратуры;

— продувать жиклеры, трубки и т.п. ртом;

— во время проверки работы форсунок на стенде подставлять руку к распылителю;

— применять для обезвреживания мест, облитых этилированным бензином, сухую хлорную известь.

4. Требования охраны труда  в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения возгорания, поломки оборудования, потери устойчивости узлов и агрегатов автомобильной техники и других аварийных ситуаций слесарь обязан:

— остановить работу,

— отключить электрооборудование,

— приступить к эвакуации людей из опасной зоны, покинуть опасную зону самому,

— обеспечить сохранность обстановки аварийной ситуации или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведет к осложнению аварийной обстановки,

— немедленно сообщить механику, начальнику цеха о случившемся, при необходимости позвонить в диспетчерскую;

— в случае возгорания горюче-смазочных или других материалов использовать первичные средства пожаротушения (огнетушитель), а отдельные горящие места засыпать песком, землей или накрыть брезентом (кошмой),

— тушить горящее топливо водой запрещается! При невозможности затушить очаг возгорания собственными силами слесарь  обязан  вызвать пожарную охрану по телефону – 101, 112,

— принять меры к ликвидации аварии, предотвращению произвольного перемещения частей машин.

4.2. При несчастном случае на производстве:

— сообщить механику, руководителю подразделения, диспетчеру;

— организовать первую доврачебную помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

— принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

— сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работы слесарь обязан:

— отключить от электросети электрооборудование;

— привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления тщательно очистить от остатков этилированного бензина ветошью, обильно смоченной керосином, а затем протереть сухой ветошью, после чего убрать  в отведенное для их хранения  место. Сливать  остатки  керосина и других легковоспламеняющихся жидкостей в канализацию запрещается;

— если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом;

— снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для их хранения место;

— вымыть руки и лицо с мылом по возможности принять душ, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно вымыть руки керосином.

5.2. Обо всех нарушениях требований инструкции по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция зам главного врача по медицинской части
  • Пылесос zepter tutto jebbo инструкция по применению на русском
  • Релиум инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Содекор для поднятия тромбоцитов инструкция цена отзывы врачей аналоги
  • Лефокцин 500 инструкция по применению таблетки взрослым при коронавирусе