Инструкция по пожарной безопасности в библиотеке школы по новым правилам

Инструкция
о мерах пожарной безопасности в школьной библиотеке

1. Общие положения инструкции

1.1. Настоящая инструкция о мерах пожарной безопасности устанавливает требования пожарной безопасности в школьной библиотеке, определяющие порядок поведения сотрудников, организации работы и содержания помещений библиотеки общеобразовательной организации в целях обеспечения пожарной безопасности и безопасной эвакуации в случае пожара.
1.2. Данная инструкция о мерах пожарной безопасности в школьной библиотеке разработана исходя из специфики пожарной опасности зданий и помещений школы, в частности помещений библиотеки, книгохранилища (при наличии), а также оборудования, имеющегося в них, согласно:

  • Постановлению Правительства РФ от 16 сентября 2020 г № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» с изменениями от 24 октября 2022 года, вступившими в силу с 1 марта 2023 года;
  • Федеральному Закону от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями от 29 декабря 2022 года;
  • Приказу МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;
  • Федеральному закону от 30 декабря 2009г №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с изменениями от 02.07.2013г;
  • Федеральному Закону РФ от 22.07.2008г №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в редакции от 14 июля 2022 года.

1.3. Данная инструкция о мерах пожарной безопасности в библиотеке школы является обязательной для исполнения сотрудниками, выполняющими работы в помещениях библиотеки, независимо от их образования, стажа работы, а также для временных, командированных или прибывших на обучение (практику) в общеобразовательную организацию работников.
1.4. Работники библиотеки и обслуживающий персонал, находящиеся в помещениях школьной библиотеки обязаны знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и ликвидации пожара в помещениях.
1.5. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в школьной библиотеке, выполнение настоящей инструкции несет заведующий библиотекой.
1.6. Обучение сотрудников, выполняющих работу в библиотеке, осуществляется по программам противопожарного инструктажа в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе в школьной библиотеке не допускаются.
1.7. Помещения школьной библиотеки перед началом каждого учебного года должны быть принят комиссией с участием в ней инспектора Государственного пожарного надзора.
1.8. Сотрудники, выполняющие работы в библиотеке школы и виновные в нарушении (невыполнении, ненадлежащем выполнение) настоящей инструкции о мерах пожарной безопасности несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность, определенную действующим законодательством Российской Федерации.

2. Характеристики школьной библиотеки и специфика пожарной опасности

2.1. Библиотека расположена на _____ этаже, имеет ____ выхода.
2.2. По классу функциональной пожарной опасности помещение библиотеки относится к Ф.2.1 (ст.32 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности) и не подлежит категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности. Помещение книгохранилища (при наличии) по классу функциональной пожарной опасности относится к Ф.5.2 и подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130.
2.3. Особо важными факторами в школьной библиотеке являются:

  • пребывание обучающихся различного возраста, а именно детей начальной, основной и старшей школы;
  • проведение мероприятий с пребыванием людей: различные книжные выставки, лекции, презентации, встречи;
  • наличие большого количества книг, школьных учебников, журналов, газет, методической литературы, т.е. большое количество горючих материалов, которые сконцентрированы на небольшой площади.

2.4. Имеется читальный зал, в котором размещены столы, стулья, стеллажи с литературой.
2.5. В школьной библиотеке используется персональный компьютер, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор. Необходимым условием безопасного использования электрооборудования в библиотеке является наличие заземления (зануления).
2.6. Пожароопасные свойства материалов, находящихся в библиотеке:
2.6.1. Бумага (книжный фонд библиотеки). Пожароопасные свойства: весьма горючий легковоспламеняющийся материал, при хранении в кипах способен к тепловому самонагреванию; при хранении в кипах необходимо предохранять от источников нагревания, температура которых более ста градусов.
2.6.2. Картон и картон гофрированный (книжный фонд библиотеки, тара для хранения). Пожароопасные свойства: горючий материал Г4 сильно горючий. Его важно предохранять от источников нагревания свыше ста градусов.
2.6.3. Поливинилхлорид (мебель, оргтехника). Пожароопасные свойства – очень горючий материал.
2.6.4. Пластик декоративный бумажно-слоистый, который наклеен на древесно-стружечную мебельную плиту (мебель). Пожароопасные свойства: горючий материал, группа горючести Г3, то есть, нормально горючий.
2.6.5. Плита древесноволокнистая (мебель). Пожароопасные свойства: это горючий материал, группа горючести Г3; воспламеняемость В2 (легковоспламеняемые).
2.7. В помещениях библиотеки общеобразовательной организации функционирует противопожарная (дымовая) сигнализация.

3. Ответственные за пожарную безопасность, организацию мер по эвакуации, тушению пожара, оказанию первой помощи

3.1. Ответственным за пожарную безопасность в школьной библиотеке назначен заведующий библиотекой ____________________________________ приказом № _____ от _____________.
3.2. Ответственным за эвакуацию особо ценного библиотечного фонда является ______________________________________.
3.3. Ответственными за оказание первой помощи в библиотеке являются все сотрудники школьной библиотеки.
3.4. Ответственным за эвакуацию школьников из библиотеки во время пожара или иной ЧС и учебной эвакуации является ______________________________________;

4. Допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться в библиотеке

4.1. В школьной библиотеке единовременно может находиться не более _________ человек (согласно проекту).

5. Обязанности лиц, ответственных за пожарную безопасность в библиотеке

5.1. Ответственный за пожарную безопасность в школьной библиотеке обязан:

  • обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в библиотеке, выполнение настоящей инструкции о мерах пожарной безопасности и систематический контроль соблюдения установленного противопожарного режима сотрудниками и обучающимися, находящимися в помещениях школьной библиотеки, а также своевременно сообщать о выявленных нарушениях пожарной безопасности в кабинете ответственному лицу за пожарную безопасность в школе;
  • при наличии нарушений пожарной безопасности в библиотеке не приступать к выполнению обязанностей до полного устранения недостатков;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также проводить обучение учащихся правилам пожарной безопасности в библиотеке и читальном зале;
  • проходить обучение по программам противопожарного инструктажа;
  • обеспечить размещение и надлежащее состояние плана эвакуации из библиотеки, первичных средств пожаротушения;
  • обеспечивать содержание в исправном состоянии системы противопожарной защиты в помещениях библиотеки;
  • размещать в школьной библиотеке только необходимую для обеспечения образовательной деятельности мебель, а также литературу, пособия, которые хранятся на стеллажах или стационарно установленных стойках;
  • обеспечивать незахламлённость путей эвакуации из библиотеки;
  • обеспечивать своевременную очистку школьной библиотеки от горючих отходов и мусора;
  • обеспечить наличие инструкции в библиотеке о действиях обучающихся при возникновении пожара и эвакуации;
  • запрещать курение в помещениях библиотеки;
  • обеспечить систематический осмотр и закрытие помещения после завершения рабочего дня;
  • обеспечивать оперативное сообщение в службу пожарной охраны о возникновении пожара по телефону 101 (112);
  • осуществлять своевременную эвакуацию в случае пожара обучающихся из школьной библиотеки в безопасное место, вести контроль состояния здоровья и психологического состояния обучающихся;
  • оказывать содействие пожарной охране во время ликвидации пожара, установлении причин и условий их возникновения и развития, выявлять лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, по вине которых возник пожар;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими своих служебных обязанностей в библиотеке;
  • обеспечивать выполнение предписаний, постановлений по противопожарной безопасности лица, ответственного за пожарную безопасность в школе, а также органов государственного пожарного надзора.

5.2. Персонал библиотеки в части соблюдения правил пожарной безопасности обязан:

  • знать места расположения и уметь пользоваться первичными средствами, используемыми для пожаротушения;
  • выполнять установленные требования пожарной безопасности применимо к своему рабочему месту, обеспечивать ежедневную уборку своих рабочих мест от горючих материалов, сгораемого мусора;
  • при обнаружении каких-либо нарушений в работе персонального компьютера и иной оргтехники немедленно отключать их от электросети, уведомлять об этом заместителя директора по административно-хозяйственной работе (ответственного за пожарную безопасность в школе);
  • знать контактные номера телефонов для вызова пожарной службы 101 (112), до прибытия пожарной охраны принять все возможные меры по спасению детей;
  • своевременно проходить обучение по программам противопожарного инструктажа;
  • соблюдать порядок осмотра и закрытия помещений библиотеки после завершения рабочего дня;
  • оказывать всяческое содействие пожарной охране при тушении пожара;
  • принимать активное участие в практических тренировках работников школы по эвакуации обучающихся и работников при пожаре;
  • выполнять существующие предписания, постановления и иные законные требования по соблюдению требований пожарной безопасности в школьной библиотеке.

6. Порядок содержания помещений библиотеки, эвакуационных путей и выходов

6.1. Общие правила содержания помещений школьной библиотеки
6.1.1. В библиотеке запрещено:

  • совершать перепланировку помещения с отступлением от требований строительных норм и правил;
  • проводить уборку помещений, чистку оборудования и одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • хранить пожаровзрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
  • применять не сертифицированные удлинители;
  • оборачивать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
  • оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть персональные компьютеры, принтеры, ксероксы, мультимедийные проекторы, телевизоры и любые другие электроприборы;
  • загромождать и закрывать имеющиеся выходы, проходы к местам расположения средств пожаротушения;
  • располагать персональный компьютер и иную оргтехнику вблизи книг, газет и журналов, располагать на них книги, газеты, журналы, а также иные предметы.

6.1.2. В помещениях библиотеки необходимо:

  • вовремя выносить мусор, отработанную бумагу и картон;
  • систематически осуществлять влажную уборку.

6.1.3. Не допускается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание школы, число столов и стеллажей в библиотеке.
6.1.4. Помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам.
6.1.5. Расстановка мебели в библиотеке не должна препятствовать эвакуации детей и свободному подходу к средствам пожаротушения.
6.1.6. В школьной библиотеке разрешено размещать только необходимую для обеспечения образовательной деятельности мебель, а также литературу, пособия и другие предметы, которые хранятся на стеллажах или стационарно установленных стойках.
6.1.7. Ключи от библиотеки необходимо хранить в строго определенном месте, доступном для получения их в любое время суток.

6.2. Порядок содержания и эксплуатации эвакуационных путей и выходов
6.2.1. Во время эксплуатации эвакуационных путей и выходов строго запрещено:

  • загромождать пути и выходы мебелью, книгами, журналами и газетами, мусором и любыми другими предметами, а также блокировать двери выходов из библиотеки;
  • загромождать подоконники литературой, газетами и журналами, комнатными растениями и т.п;
  • устанавливать на окнах библиотеки глухие решетки;
  • уменьшат допустимое расстояние между стеллажами и столами в библиотеке;
  • изменять существующее направление открывания дверей;
  • размещать в проходах между рядами столов и стеллажей стулья, вещи, книги, стопки газет и журналов, сумки и рюкзаки обучающихся.

6.2.2. В помещениях библиотеки должны быть обеспечены проходы между стеллажами: главный проход — 1,2 м, рабочие — 0,75 м, а также боковые обходы между стеной и стеллажами — не менее чем по 0,5 м.

6.3. Порядок содержания систем отопления, вентиляция и кондиционирование воздуха
6.3.1. Вытяжные устройства, вентиляционные каналы должны очищаться от пожароопасных отложений не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
6.3.2. Во время эксплуатации систем вентиляции и отопления строго запрещено:

  • закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки;
  • выжигать скопившиеся в воздуховодах пыль и любые другие горючие вещества;
  • эксплуатировать неисправные устройства систем отопления и вентиляции.

7. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в школьной библиотеке

7.1. Посещение школьниками библиотеки разрешается только в присутствии сотрудника библиотеки. Запрещается оставлять обучающихся в школьной библиотеке одних без присмотра.
7.2. Строго запрещено использование открытого огня в помещениях библиотеки.
7.4. Запрещается хранение и размещение книг, журналов и газет в кипах или россыпью, в том числе временное, на существующих путях эвакуации.
7.8.3. При проведении тематических книжных выставок в библиотеке демонстрационные стенды не должны располагаться на путях эвакуации.
7.8.4. При хранении книги, журналы и газеты необходимо предохранять от источников нагревания, температура которых более ста градусов.

7.5. Общие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования в школьной библиотеке
7.5.1. Электрические сети и электрооборудование, которые используются в библиотеке, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электрооборудования и правил техники безопасности при эксплуатации оборудования.
7.5.2. Все неисправности в электросетях, розетках, выключателях, освещении, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, чрезмерный нагрев изоляции, кабелей и проводки, должны незамедлительно устраняться. Неисправные электросети и электрооборудование следует немедленно отключать то электросети до приведения их в пожаробезопасное состояние.
7.5.3. Во время эксплуатации электрооборудования строго запрещено:

  • использовать электрические кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными окончаниями;
  • использовать поврежденные (неисправные) электрические розетки, ответвительные коробки, рубильники и другие электроустановочные изделия;
  • обертывать электрические лампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать электрические светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), которые предусмотрены конструкцией светильника;
  • применять электрические чайники, самодельные кипятильники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности у электронагревательных приборов терморегуляторов, которые предусмотрены их конструкцией;
  • использовать несертифицированные (самодельные) электронагревательные приборы и приборы с открытой спиралью, удлинители.
  • оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также оргтехнику, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением тех электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

7.6. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации оргтехники в библиотеке
7.6.1. При использовании персонального компьютера (ноутбука), принтера, ксерокса, мультимедийного проектора и иной оргтехники запрещается:

  • включать компьютер и иную оргтехнику в неисправные розетки;
  • располагать персональный компьютер и оргтехнику вблизи книг, газет и журналов;
  • приступать к работе с оргтехникой влажными руками;
  • размещать на оргтехнике горючие вещества и материалы, бумагу, книги, журналы, одежду и другие предметы;
  • эксплуатировать оргтехнику в разобранном виде, со снятыми панелями и крышками;
  • устанавливать оргтехнику в закрытых местах, в которых уменьшена ее вентиляция (охлаждение);
  • проводить разборку, прикасаться к тыльной стороне системного блока и монитора;
  • эксплуатировать кабели питания с видимыми нарушениями изоляции;
  • прикрывать линзу работающего мультимедийного проектора бумагой или иными предметами;
  • допускать попадание жидкостей на поверхности любых электроприборов;
  • оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть персональный компьютер, а также оргтехнику, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением тех электрических устройств, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

7.6.2. Если на металлических частях компьютера и иной оргтехники обнаружено напряжение (ощущение тока), необходимо отключить данное оборудование от электросети, доложить заместителю директора по административно-хозяйственной работе о неисправности электрооборудования и до полного устранения неисправности к работе не приступать.
7.6.3. Необходимо отключить персональный компьютер или иную оргтехнику при обнаружении неисправностей (сильный нагрев или повреждение изоляции кабелей и проводов, выделение дыма, искрение).
7.6.4. При прекращении подачи электроэнергии отключить от сети всю имеющуюся оргтехнику.
7.6.5. Соблюдать инструкцию о мерах пожарной безопасности в библиотеке школы, а также инструкцию по охране труда при работе с персональным компьютером, принтером, ксероксом и иной оргтехникой.

8. Требования пожарной безопасности перед началом работы в библиотеке

8.1. Осмотреть и убедиться в исправности электроосвещения, выключателей, розеток, кабелей питания электрооборудования.
8.2. Убедиться в наличии и оценить путем внешнего осмотра исправность первичных средств пожаротушения, определить срок пригодности огнетушителей. Если огнетушитель требует перезарядки передать его заместителю директора по АХР (завхозу) и установить в библиотеке новый.
8.3. Удостовериться в укомплектованности аптечки первой помощи необходимыми медикаментами, при необходимости, обновить ее содержимое.
8.4. Проверить проходы и выходы из помещений, а также подходы к первичным средствам пожаротушения на отсутствие захламленности.
8.5. Проверить работоспособность компьютера, принтера, ксерокса. В случае обнаружения неисправностей к работе не приступать. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной работе и только после полного устранения неполадок и его разрешения приступить к работе.
8.6. Подготовить к работе нужную документацию, литературу.

9. Порядок осмотра и закрытия библиотеки по окончании занятий

9.1. Работник, последним покидающий помещение школьной библиотеки (ответственный за пожарную безопасность данного помещения), должен осуществить противопожарный осмотр, в том числе:

  • отключить все электрические приборы, персональный компьютер и оргтехнику от электросети;
  • обесточить розетки с помощью рубильников в распределительном щитке;
  • разместить принятую литературу на стеллажи;
  • проверить отсутствие бытового мусора в помещении;
  • позаботиться о выносе мусора из библиотеки, отработанной бумаги, картона.
  • проверить наличие и сохранность первичных средств пожаротушения, а также возможность свободного подхода к ним;
  • проветрить помещение, выключить вытяжную вентиляцию, закрыть все окна и фрамуги;
  • проверить и освободить (при необходимости) проходы и выходы из помещений.

9.2. В случае выявления сотрудником каких-либо неисправностей следует известить о случившемся заместителя директора по административно-хозяйственной работе (при его отсутствии – иное должностное лицо).
9.3. Сотруднику, проводившему осмотр помещений библиотеки, при наличии недочетов, закрывать помещение категорически запрещено. После устранения (при необходимости) недочетов сотрудник должен закрыть помещение и сделать соответствующую запись в «Журнале противопожарного осмотра помещений», находящемся на посту охраны.

10. Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий (экскурсии, лекции, презентации, встречи)

10.1. Перед началом мероприятия лицо, ответственное за пожарную безопасность в школьной библиотеке, тщательно проверяет помещение, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убеждается в наличии и исправном состоянии первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики. Все обнаруженные недостатки должны быть устранены до начала мероприятия.
10.2. На время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть обеспечено дежурство сотрудника общеобразовательной организации в помещении.
10.3. Во время проведения мероприятий с обучающимися следует находиться классным руководителям, преподавателям. Эти сотрудники обязаны обеспечить строгое соблюдение детьми требований пожарной безопасности во время проведения мероприятия в библиотеке.
10.4. Требования к подготовке помещения библиотеки к проведению мероприятия:

  • помещение библиотеки школы для проведения мероприятия должно иметь не менее двух эвакуационных выходов;
  • в библиотеке должны находиться необходимые первичные средства пожаротушения, аптечка первой помощи.

10.5. Ответственное лицо за пожарную безопасность в библиотеке при проведении мероприятия обязано:

  • не допускать размещение демонстрационных стендов с книгами на путях эвакуации при проведении различных книжных выставок;
  • не допускать нахождения в помещении библиотеки детей сверх нормы, установленной проектом;
  • проводить проверку наличия и исправности первичных средств пожаротушения, которые находятся в помещении школьной библиотеки;
  • следить за состоянием эвакуационных путей и выходов из помещения библиотеки.

10.6. В библиотеке при проведении массовых мероприятий запрещается:

  • осуществлять использование открытого огня, свечей, бенгальских огней для проведения и открытия выставок, экспозиций и др;
  • применять для украшения помещений библиотеки иллюминацию;
  • полностью гасить свет во время проведения мероприятий;
  • стоять в дверных проемах эвакуационных выходов.

11. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при осуществлении пожароопасных работ в библиотеке

11.1. В помещениях школьной библиотеки категорически запрещено курить.
11.2. Все окрасочные и огневые работы проводятся в период каникул при отсутствии детей, а также мебели, книг, журналов и газет в помещениях библиотеки.
11.3. Во время проведения покрасочных работ необходимо:

  • осуществлять составление и разбавление всех видов красок в изолированных помещениях школы у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках;
  • осуществлять подачу окрасочных материалов в готовом виде централизованно;
  • не превышать сменную потребность горючих веществ на рабочем месте, открывать емкости с горючими веществами только перед их использованием, а после завершения работы закрывать их и сдавать на склад, хранить тару из-под горючих веществ в специально отведенном месте вне помещений школы.

11.4. При проведении огневых работ в помещениях библиотеки должно быть исключено воздействие открытого огня на горючие материалы, если это не предусмотрено технологией производства работ. После завершения работ должно быть обеспечено наблюдение за местом проведения работ в течение не менее 2 часов, а рабочее место должно быть обеспечено огнетушителем. При этом наблюдение может осуществляться дистанционно, в том числе путем применения средств видеонаблюдения.
11.5. Порядок проведения пожароопасных работ и меры пожарной безопасности при их проведении должны строго соответствовать требованиям «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
11.6. Во время проведения огневых работ необходимо:

  • провентилировать помещение;
  • обеспечить место производства работ не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом модельного очага пожара 2A, 55B и покрывалом для изоляции очага возгорания;
  • плотно закрыть все двери, соединяющие помещение школы, в котором проводятся огневые работы, с другими помещениями, открыть окна.

11.7. Во время осуществления огневых работ строго запрещено:

  • приступать к выполнению работы при неисправной аппаратуре;
  • осуществлять огневые работы на свежеокрашенных горючими красками (лаками) конструкциях и изделиях;
  • применять одежду и рукавицы со следами масел, жиров, бензина, керосина и других горючих жидкостей;
  • допускать к самостоятельной работе сотрудников, не имеющих соответствующего квалификационного удостоверения.

12. Порядок, нормы хранения пожаровзрывоопасных веществ и материалов

12.1. В помещении библиотеки осуществляется хранение и использование в образовательных целях книг, школьных учебников, журналов, газет и методической литературы, которые изготовлены из бумаги и картона, являющихся горючими материалами.
12.2. В помещениях библиотеки не допускается хранение веществ и материалов, которые не имеют отношения к библиотечной деятельности, а также взрывоопасных веществ и материалов, ЛВЖ и ГЖ.
12.3. Хранение книг, учебников, пособий, журналов и газет должно обеспечивается с учетом требований норм пожарной безопасности.
12.4. Книги, журналы и газеты необходимо хранить на стеллажах. Запрещается размещать книги и журналы (газеты) между стеллажами на путях эвакуации.
12.5. При хранении книги, журналы, газеты необходимо предохранять от источников нагревания, температура которых более ста градусов.
12.6. Стеллажи для хранения книг и фондов в музеях, библиотеках и других учреждениях культуры должны быть металлические.

13. Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды

13.1. Работник библиотеки принимает у обучающихся школы книги и учебники, методическую литературу и пособия — у педагогических работников и располагает их на стеллажах библиотечного фонда.
13.2. Списанная литература не должна находиться в общеобразовательной организации.
13.3. Работник библиотеки также принимает литературу от читателей, непосредственно работавших с ней в читальном зале, и возвращает на место на стеллаж.
13.4. Спецодежда работников библиотеки хранится в отдельном шкафчике.

14. Порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли в библиотеке

14.1. Рабочие места в школьной библиотеке должны ежедневно убираться от мусора, бумаги, картона и пыли.
14.2. Горючие вещества выносятся из помещения библиотеки и здания общеобразовательной организации и хранятся в закрытом металлическом контейнере, расположенном на хозяйственном дворе.
14.3. Мусорные корзины должны быть освобождены после окончания рабочего дня.
14.4. Один раз в год должны проводиться работы по очистке вытяжных устройств (шкафов и др.) и воздуховодов от пожароопасных отложений с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
14.5. В помещениях библиотеки необходимо ежедневно проводить влажную уборку.

15. Обязанности и действия сотрудников при пожаре и эвакуации

15.1. В случае возникновения пожара, действия сотрудников, находящихся в школьной библиотеке, в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их экстренную эвакуацию и спасение.
15.2. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей необходимо принять меры по тушению пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения, отключить вытяжную вентиляцию.
15.3. При возникновении возгорания в библиотеке сотруднику необходимо отключить вытяжную вентиляцию, эвакуировать детей из помещения в безопасное место. Оповестить о пожаре при помощи кнопки АПС или подать сигнал голосом, доложить о пожаре директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу).
15.4. При возникновении пожара в школе и эвакуации, в том числе при срабатывании АПС, сотрудник, находящийся в школьной библиотеке, закрывает окна, отключает электрооборудование в электрическом щитке и организованно, без паники, согласно соответствующим планам эвакуации из библиотеки и порядку действий при эвакуации, выводит детей из помещения. Проверяет помещение на наличие детей и после закрытия его быстро выводит их согласно поэтажному плану эвакуации из здания школы в безопасное место. Если на пути эвакуации группы огонь или сильное задымление, необходимо выбрать иной безопасный путь к ближайшему эвакуационному выходу из школы. В безопасном месте сбора классов следует осуществить перекличку детей и отчитаться ответственному за общую организацию спасения людей – заместителю директора по воспитательной работе.
15.5. В случае поступлении сигнала о пожаре запрещено оставлять обучающихся, находящихся в помещении библиотеки, одних без присмотра с момента обнаружения пожара и до эвакуации их в безопасную зону, а также разрешать обучающимся самостоятельно покидать помещение школьной библиотеки и здания школы.

16. Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в библиотеке

16.1. Помещения школьной библиотеки должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам.
16.2. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать пожароопасные свойства горючих веществ (бумага, картон, мебель) и оргтехники, а также площадь помещения.
16.3. Выбор типа и расчет количества огнетушителей для помещения осуществляется в соответствии с положениями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категории помещения по пожарной опасности, а также класса пожара. Выбор типа огнетушителя определяется с учетом обеспечения безопасности его применения для людей и имущества.
16.4. Для библиотеки следует использовать огнетушители с рангом тушения модельного очага:

  • класс пожара А – 2А и выше;
  • класс пожара Е — 55B, С, E или 2A, 55В, С, E.

Для помещений книгохранилища (при наличии):

  • для класса пожара А – 3А;
  • для класса пожара Е – 55B, С, E или 2A, 55В, С, E.

Для школьной библиотеки оптимальными решением будет являться наличие порошковых огнетушителей. Допускается использование огнетушители более высокого ранга.
16.5. В порошковых огнетушителях для библиотеки следует иметь заряд — порошок ABCE.
16.6. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выхода из помещений библиотеки на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание. Огнетушители должны быть легкодоступны и не должны препятствовать безопасной эвакуации людей.
16.7. Каждый огнетушитель, установленный в библиотеке должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус огнетушителя, дату зарядки (перезарядки), а запускающее или запорно-пусковое устройство должно быть опломбировано.
16.8. Должно быть исключено попадание на огнетушители прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие на них отопительных и нагревательных приборов.
16.9. Каждый огнетушитель, отправленный на перезарядку, заменяется заряженным огнетушителем из резервного фонда, соответствующим минимальному рангу тушения модельного очага пожара огнетушителя, отправленного на перезарядку.
16.10. Правила применения огнетушителей:

  • поднести огнетушитель к очагу пожара (возгорания);
  • сорвать пломбу;
  • выдернуть чеку за кольцо;
  • путем нажатия рычага огнетушитель приводится в действие, при этом следует струю огнетушащего вещества направить на очаг возгорания.

16.11. Общие рекомендации по тушению огнетушителями:

  • горящую вертикальную поверхность следует тушить снизу вверх;
  • наиболее эффективно тушить несколькими огнетушителями группой лиц;
  • после использования огнетушитель необходимо заменить новым, а использованный сдать заместителю директора по административно-хозяйственной работе для последующей перезарядки, о чем сделать запись в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

16.12. В процессе эксплуатации огнетушителей необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей, и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.
16.13. В процессе эксплуатации пожарной автоматики строго запрещено:

  • наносить на извещатели, датчики дыма и огня краску, побелку и другие защитные покрытия во время проведения ремонтов в кабинете химии и в процессе их эксплуатации;
  • наносить физические повреждения.

16.14. Использование первичных средств пожаротушения в библиотеке для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара запрещается.

17. Оказание первой помощи пострадавшим при пожаре

17.1. Наиболее характерными видами повреждения во время пожара являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.
17.2. Строго запрещено:

  • перетаскивать или перекладывать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и первую помощь можно оказать на месте. Особенно это касается пострадавших с переломами, повреждениями позвоночника, а также имеющих проникающие ранения;
  • давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т.к. он может задохнуться;
  • удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки, даже если кажется, что их легко можно извлечь;
  • оставлять находящегося без сознания пострадавшего в положении на спине, т.к. он может задохнуться в случае рвоты или кровотечения.

17.3. Необходимо:

  • как можно быстрее вызвать «Скорую помощь», точно и внятно назвав место, где произошел пожар _________________________________;
  • если у вас нет уверенности, что информацию правильно поняли, звонок лучше повторить;
  • до приезда бригады «Скорой помощи» попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную первую медицинскую помощь;
  • в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, необходимо оказать ему первую помощь, не забывая при этом об основополагающем медицинском принципе – «не навреди».

17.4. Основные действия при оказании первой помощи в школьной библиотеке:
17.4.1. При травматическом шоке следует:

  • осторожно уложить пострадавшего на спину, в случае возникновения рвоты повернуть его голову набок;
  • проверить, присутствует ли у пострадавшего дыхание и сердцебиение. Если нет, необходимо немедленно начать реанимационные мероприятия;
  • быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов.

17.4.2. При травматическом шоке строго запрещено:

  • переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов – без иммобилизации;
  • снимать прилипшую к телу после ожога одежду;
  • давать пострадавшему воду (если он предъявляет жалобы на боль в животе);
  • оставлять пострадавшего одного без наблюдения.

17.4.3. При термическом ожоге необходимо:

  • аккуратно освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;
  • не допускается вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и любыми другими веществами.

17.4.4. При ограниченных ожогах I степени следует:

  • на покрасневшую кожу наложить марлевую салфетку;
  • немедленно начать охлаждение места ожога (предварительно прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) холодной водопроводной водой в течение 10–15 минут.
  • на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку.

17.4.5. При обширных ожогах необходимо:

  • после наложения повязок напоить пострадавшего горячим чаем;
  • тепло укутать пострадавшего и срочно доставить его в лечебное учреждение.

17.4.6. При ранении необходимо:

  • не прикасаться к ране руками;
  • наложить стерильную повязку, не прикасаясь к стороне бинта прилежащей к ране.

17.4.7. При сильном кровотечении следует:

  • пережать поврежденный сосуд пальцем;
  • сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;
  • наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, вновь затянуть жгут;
  • при небольших кровотечениях следует прижать рану стерильной салфеткой и туго забинтовать.

17.4.8. При переломах необходимо:

  • обеспечить покой травмированного места;
  • наложить шину (стандартную или изготовленную из подручных материалов), не фиксировать шину в месте перелома кости;
  • придать травмированной конечности возвышенное положение;
  • приложить к месту перелома холодный компресс;
  • при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.

17.4.9. При удушье следует:

  • обеспечить приток свежего воздуха к пострадавшему;
  • уложить пострадавшего таким образом, чтобы ножной конец был приподнят;
  • расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;
  • при отсутствии самостоятельного дыхания немедленно начать выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

17.4.10. Приступая к оказанию первой помощи пострадавшему во время пожара, спасающий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. В этом случае время играет решающую роль.

Ответственный за пожарную безопасность __________ /___________________/

С инструкцией ознакомлен(а)
«___»___________202___г. __________ /___________________/

Рекомендуем перейти к разделам:
Охрана труда в библиотеке школы
Пожарная безопасность в школе

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Регистрация в Конференции

Эта форма доступна только для зарегистрированных пользователей.

×

Содержание эвакуационных путей в библиотеке

В служебных помещениях библиотеки запрещено:

  • закрывать или загромождать проходы к местам крепления средств пожаротушения;
  • хранить или применять легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые вещества, а также другие взрывоопасные вещества и материалы;
  • проводить уборку помещений, чистку одежды, книг, используя бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.

При использовании аварийных выходов и эвакуационных путей запрещено устраивать пороги на путях эвакуации, загромождать выходы стопками книг, мебелью и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов. Запрещается также изменять существующее направление открывания дверей, все имеющиеся запоры на дверях выходов эвакуации должны беспрепятственно открываться изнутри без ключа.

Требования пожарной безопасности перед началом работы

Мы уже рассказывали

об обслуживании читателей библиотеки в цифровую эпоху

. Цифровизация подразумевает использование компьютеров и другой техники, которая способна выйти из строя и стать причиной возгорания. Чтобы предотвратить потенциальную опасность, необходимо соблюдать требования пожарной безопасности.

Прежде всего, убедитесь в исправности электроосвещения, розеток, выключателей и кабелей питания электрооборудования.

Проверьте работоспособность компьютера, принтера, ксерокса. Если вы обнаружили неисправность, не приступайте к работе. Сообщите о проблеме руководству, после устранения неполадок можно приступать к работе.

Проверьте наличие и срок эксплуатации огнетушителей. Если есть необходимость замены, сообщите заведующему хозяйством и замените огнетушитель на новый.

Проверьте наличие аптечки для оказания первой помощи и ее комплектацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция специалиста отдела капитального строительства
  • Panasonic руководства по уатс
  • Швейная машинка mini sewing machine инструкция на русском языке
  • Инструкция к швейной машинке мини ягуар модель 281
  • Руководители высшего уровня руководства