Инструкция по пожарной безопасности в кабинетах школы по новым правилам

Инструкция
о мерах пожарной безопасности в учебном кабинете школы

1. Общие положения инструкции

1.1. Настоящая инструкция о мерах пожарной безопасности устанавливает требования пожарной безопасности в учебном кабинете, определяющие порядок поведения сотрудников, организации работы и содержания помещения учебного кабинета общеобразовательной организации в целях обеспечения пожарной безопасности и безопасной эвакуации в случае пожара.
1.2. Данная инструкция о мерах пожарной безопасности в учебном кабинете разработана исходя из специфики пожарной опасности зданий и помещений школы, в частности неспециализированного учебного кабинета, а также оборудования, имеющегося в нем, согласно:

  • Постановлению Правительства РФ от 16 сентября 2020 г № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» с изменениями от 24 октября 2022 года, вступившими в силу с 1 марта 2023 года;
  • Федеральному Закону от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями от 29 декабря 2022 года;
  • Приказу МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;
  • Федеральному закону от 30 декабря 2009г №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с изменениями от 02.07.2013г;
  • Федеральному Закону РФ от 22.07.2008г №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в редакции от 14 июля 2022 года.

1.3. Данная инструкция о мерах пожарной безопасности в учебном кабинете является обязательной для исполнения сотрудниками школы, выполняющими работы в учебных кабинетах, не являющимися специализированными, независимо от их образования, стажа работы, а также для временных, командированных или прибывших на обучение (практику) в общеобразовательную организацию работников.
1.4. Педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал общеобразовательной организации, находящиеся в учебном кабинете обязаны знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и ликвидации пожара в помещении.
1.5. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в учебном кабинете и выполнение настоящей инструкции несет учитель, непосредственно проводящий занятия в нем.
1.6. Обучение сотрудников, проводящих занятия в учебном кабинете, осуществляется по программам противопожарного инструктажа в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе в учебном кабинете не допускаются.
1.7. Учебные кабинеты перед началом каждого учебного года должны быть приняты комиссией с участием в ней инспектора Государственного пожарного надзора.
1.8. Сотрудники, выполняющие работы в учебных кабинетах школы и виновные в нарушении (невыполнении, ненадлежащем выполнение) настоящей инструкции о мерах пожарной безопасности несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность, определенную действующим законодательством Российской Федерации.

2. Характеристики учебного кабинета и специфика пожарной опасности

2.1. Особо важным фактором в учебном кабинете является пребывание учащихся различного возраста, а именно детей начальной, основной и старшей школы.
2.2. В учебном кабинете находится персональный компьютер, принтер, интерактивная доска, мультимедийный проектор и другая оргтехника, подключённая к электрической сети.
2.3. В кабинете размещены парты в три ряда и стулья согласно нормам проекта общеобразовательного учреждения, шкафы для хранения наглядного материала, методической и учебной литературы, моделей, принадлежностей для черчения на доске.
2.4. Учебный кабинет имеет один выход, решеток на окнах нет.
2.5. В помещении функционирует противопожарная (дымовая) сигнализация.

3. Ответственные за пожарную безопасность, организацию мер по эвакуации, тушению пожара, оказанию первой помощи

3.1. Все педагогические работники, проводящие занятия в учебных кабинетах, обязаны соблюдать в них правила противопожарного режима и пожарной безопасности, положения данной инструкции о мерах пожарной безопасности в учебном кабинете школы.
3.2. Ответственным за оказание первой помощи в учебном кабинете является педагогический работник, непосредственно проводящий в нем урок (занятие).
3.3. Ответственным за эвакуацию обучающихся из учебного кабинета во время пожара или иной ЧС и учебной эвакуации является педагогический работник, непосредственно проводящий в нем урок (занятие).

4. Допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться в учебном кабинете

4.1. В учебном кабинете единовременно может находиться не более ______ человек (согласно проекту школы).

5. Обязанности лиц, ответственных за пожарную безопасность в учебном кабинете

5.1. Педагогический работник, проводящий занятие в учебном кабинете, обязан:

  • обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в учебном кабинете, выполнение настоящей инструкции о мерах пожарной безопасности и систематический контроль соблюдения установленного противопожарного режима обучающимися, находящимися в кабинете, а также своевременно сообщать о выявленных нарушениях пожарной безопасности в учебном кабинете ответственному лицу за пожарную безопасность в школе;
  • при наличии нарушений пожарной безопасности в учебном кабинете не приступать к выполнению обязанностей до полного устранения недостатков;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать учащихся правилам пожарной безопасности в учебном кабинете;
  • проходить обучение по программам противопожарного инструктажа;
  • обеспечивать содержание в исправном состоянии системы противопожарной защиты в учебном кабинете;
  • размещать в учебном кабинете только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках. Использовать только сертифицированные кабели питания;
  • обеспечивать незахламлённость путей эвакуации из учебного кабинета;
  • обеспечивать своевременную очистку учебного кабинета от горючих отходов, мусора, бумаги;
  • обеспечить наличие инструкции в кабинете о действиях обучающихся при возникновении пожара и эвакуации;
  • запрещать курение и использование открытого огня в учебном кабинете;
  • обеспечивать осмотр и закрытие помещения после завершения учебных занятий;
  • осуществлять своевременную эвакуацию в случае пожара обучающихся из учебного кабинета в безопасное место, вести контроль состояния здоровья и психологического состояния обучающихся;
  • оказывать содействие пожарной охране во время ликвидации пожара, установлении причин и условий их возникновения и развития, выявлять лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, по вине которых возник пожар;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими своих служебных обязанностей в учебный кабинет;
  • обеспечивать оперативное сообщение в службу пожарной охраны о возникновении пожара в кабинете по телефону 101 (112);
  • обеспечивать выполнение предписаний, постановлений по противопожарной безопасности лица, ответственного за пожарную безопасность в школе, а также органов государственного пожарного надзора.

6. Порядок содержания учебного кабинета, эвакуационных путей и выходов

6.1. Общие правила содержания помещения учебного кабинета
6.1.1. В учебном кабинете запрещено:

  • совершать перепланировку помещения с отступлением от требований строительных норм и правил;
  • загромождать мебелью, оборудованием и любыми другими предметами выход из учебного кабинета;
  • хранить и использовать в помещениях легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые вещества и пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
  • применять электроплитки, кипятильники, а также не сертифицированные удлинители;
  • осуществлять уборку помещений или чистку мебели с использованием бензина, керосина, спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • оборачивать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
  • оставлять без присмотра включенный в электрическую сеть персональный компьютер (ноутбук), принтер, ксерокс, мультимедийный проектор, интерактивную доску, телевизор и любые другие электроприборы;
  • располагать на системном блоке, мониторе, проекторе и другой оргтехнике вещи, бумагу и любые другие предметы.

6.1.2. Не допускается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание школы, число парт в учебном кабинете.
6.1.3. Помещение должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам.
6.1.4. Расстановка мебели и оборудования в кабинете не должна препятствовать эвакуации детей и свободному подходу к средствам пожаротушения.
6.1.5. В учебном кабинете разрешено размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.
6.1.6. Ключи от учебного кабинета необходимо хранить в строго определенном месте, доступном для получения их в любое время суток.
6.1.7. Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в учебном кабинете не допускается.

6.2. Порядок содержания и эксплуатации эвакуационных путей и выходов
6.2.1. Во время эксплуатации путей и выходов строго запрещено:

  • загромождать пути и выходы из учебного кабинета мебелью, оборудованием, наглядными материалами, мусором и любыми другими предметами, а также блокировать и закрывать двери выходов при наличии в нем детей;
  • загромождать подоконники учебниками, тетрадями, цветами, комнатными растениями, приборами и т.п;
  • устанавливать на окнах учебного кабинета глухие решетки;
  • размещать в проходах между рядами столов дополнительные стулья, вещи (сумки, рюкзаки) обучающихся.

6.3. Порядок содержания систем отопления, вентиляция и кондиционирование воздуха
6.3.1. Вытяжные устройства, вентиляционные камеры и каналы должны очищаться от пожароопасных отложений не реже одного раза в год с обязательным внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
6.3.2. Во время эксплуатации систем вентиляции и отопления строго запрещено:

  • закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки;
  • выжигать скопившиеся в воздуховодах пыль и любые другие горючие вещества;
  • эксплуатировать неисправные устройства систем отопления и вентиляции.

7. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в учебном кабинете

7.1. Общие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования в учебном кабинете.
7.1.1. Электрические сети и электрооборудование, которые используются в учебном кабинете, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электрооборудования и правил техники безопасности при эксплуатации оборудования.
7.1.2. Все неисправности, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, чрезмерный нагрев изоляции, кабелей и проводки, должны устраняться. Неисправные электросети и электрооборудование следует немедленно отключать то электросети до приведения их в пожаробезопасное состояние.
7.1.3. Во время эксплуатации электрооборудования строго запрещено:

  • использовать электрические кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • использовать поврежденные (неисправные) электрические розетки, ответвительные коробки, рубильники и другие электроустановочные изделия;
  • обертывать электрические лампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать электрические светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), которые предусмотрены конструкцией светильника;
  • применять электрические чайники, самодельные кипятильники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности у электронагревательных приборов терморегуляторов, которые предусмотрены их конструкцией;
  • использовать несертифицированные (самодельные) электронагревательные приборы, удлинители.

7.1.4. В учебном кабинете школы следует строго соблюдать настоящую инструкцию по пожарной безопасности, знать порядок действий при возникновении пожара и эвакуации.

7.2. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации оргтехники в учебном кабинете
7.2.1. Педагогический работник при работе с персональным компьютером (ноутбуком), принтером, ксероксом, мультимедийным проектором, интерактивной доской и иной оргтехникой должен быть ознакомлен с правилами пожарной безопасной при их эксплуатации.
7.2.2. Не включать персональный компьютер и оргтехнику в неисправные розетки.
7.2.3. Не приступать к работе с оргтехникой влажными руками.
7.2.4. В учебном кабинете запрещается:

  • складывать на оргтехнику горючие вещества и материалы (тетради, учебники, бумагу, книги, одежду и пр.);
  • эксплуатировать оргтехнику в разобранном виде, со снятой крышкой;
  • эксплуатировать кабели питания с видимыми нарушениями изоляции;
  • размещать оргтехнику в закрытых местах, в которых затрудняется их вентиляция (охлаждение) предусмотренное заводом изготовителем;
  • проводить разборку, прикасаться к тыльной стороне системного блока и монитора;
  • прикрывать линзу работающего мультимедийного проектора бумагой или иными предметами;
  • оставлять без присмотра включенную в электрическую сеть оргтехнику, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением тех электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

7.2.5. Если на металлических частях оргтехники обнаружено напряжение (ощущение тока) необходимо отключить оборудование, доложить заместителю директора по административно-хозяйственной работе о неисправности электрооборудования и до полного устранения неисправности к работе не приступать.
7.2.6. Необходимо немедленно отключить оргтехнику при обнаружении неисправностей (сильный нагрев или повреждение изоляции кабеля питания, выделение дыма, искрение).
7.2.7. При прекращении подачи электроэнергии отключить от сети оргтехнику.

8. Требования пожарной безопасности перед началом работы в учебном кабинете

8.1. Осмотреться и убедиться в исправности выключателей и розеток, электроосвещения. В случае обнаружения неисправностей к работе не приступать. Сообщить об этом заместителю директора по АХР, специалисту по охране труда и только после полного устранения неполадок и его разрешения приступить к работе.
8.2. Проветрить учебный кабинет, убедиться в наличии и оценить путем внешнего осмотра исправность первичных средств пожаротушения, определить срок пригодности огнетушителей. Если огнетушитель требует перезарядки сообщить заместителю директора по АХР (завхозу) и сделать запись в соответствующем журнале заявок.
8.3. Удостовериться в укомплектованности аптечки первой помощи необходимыми медикаментами, при необходимости, обновить ее содержимое.
8.4. Удостовериться в отсутствии захламленности проходов между рядами парт и выхода из кабинета, подхода к огнетушителю.
8.5. Перед уроком педагогическому работнику необходимо подготовить к работе ЭСО и оргтехнику, проверить их исправность.
8.6. Не оставлять учащихся в учебном кабинете самих перед началом урока и во время перемен.

9. Порядок осмотра и закрытия учебного кабинета по окончании занятий

9.1. Работник, последним покидающий учебный кабинет, должен осуществить противопожарный осмотр, в том числе:

  • отключить все электрические приборы (ЭСО, оргтехнику) согласно инструкций заводов изготовителей;
  • обесточить розетки с помощью рубильников в распределительном щитке (при наличии в кабинете);
  • проверить отсутствие бытового мусора в помещении учебного кабинета;
  • проверить наличие и сохранность первичных средств пожаротушения, а также возможность свободного подхода к ним;
  • проветрить учебный кабинет, закрыть все окна и фрамуги;
  • проверить и освободить (при необходимости) проходы и выход из помещения.

9.2. В случае выявления сотрудником каких-либо неисправностей следует известить о случившемся заместителя директора по административно-хозяйственной работе (при его отсутствии – иное должностное лицо).
9.3. Сотруднику, проводившему осмотр учебного кабинета, при наличии недочетов, закрывать помещение категорически запрещено.
9.4. После устранения (при необходимости) недочетов сотрудник должен закрыть учебный кабинет и сделать соответствующую запись в «Журнале противопожарного осмотра помещений», находящемся на посту охраны.

10. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при осуществлении пожароопасных работ в учебном кабинете

10.1. В учебном кабинете категорически запрещено курить.
10.2. Все окрасочные и огневые работы проводятся в период каникул при отсутствии детей.
10.3. Во время проведения покрасочных работ необходимо:

  • осуществлять составление и разбавление всех видов лаков и красок в изолированных помещениях школы у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках;
  • осуществлять подачу окрасочных материалов в готовом виде централизованно;
  • не превышать сменную потребность горючих веществ на рабочем месте, открывать емкости с горючими веществами только перед их использованием, а после завершения работы закрывать их и сдавать на склад, хранить тару из-под горючих веществ в специально отведенном месте вне помещений школы.

10.4. При проведении огневых работ в учебном кабинете должно быть исключено воздействие открытого огня на горючие материалы, если это не предусмотрено технологией производства работ. После завершения работ должно быть обеспечено наблюдение за местом проведения работ в течение не менее 2 часов, а рабочее место должно быть обеспечено огнетушителем. При этом наблюдение может осуществляться дистанционно, в том числе путем применения средств видеонаблюдения.
10.5. Порядок проведения пожароопасных работ и меры пожарной безопасности при их проведении должны строго соответствовать требованиям «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
10.6. Во время проведения огневых работ необходимо:

  • провентилировать помещение;
  • обеспечить место производства работ не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом модельного очага пожара 2A, 55B и покрывалом для изоляции очага возгорания;
  • плотно закрыть все двери, соединяющие помещение школы, в котором проводятся огневые работы, с другими помещениями, открыть окна.

10.7. Во время осуществления огневых работ строго запрещено:

  • приступать к выполнению работы при неисправной аппаратуре;
  • осуществлять огневые работы на свежеокрашенных горючими красками (лаками) конструкциях и изделиях;
  • применять одежду и рукавицы со следами масел, жиров, бензина, керосина и других горючих жидкостей;
  • допускать к самостоятельной работе сотрудников, не имеющих соответствующего квалификационного удостоверения.

11. Порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли в учебном кабинете

11.1. Помещение учебного кабинета должно ежедневно убираться от мусора, бумаги, пыли.
11.2. Горючие вещества выносятся из кабинета и здания общеобразовательной организации и хранятся в закрытом металлическом контейнере, расположенном на хозяйственном дворе.
11.3. Педагогический работник убирает используемые учебные пособия, раздаточный и наглядный материал в шкафы для их временного хранения.
11.4. Один раз в год должны проводиться работы по очистке вытяжных устройств и воздуховодов от пожароопасных отложений с обязательным внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

12. Обязанности и действия сотрудников при пожаре и эвакуации

12.1. В случае возникновения пожара, действия сотрудников, находящихся в учебном кабинете, в первую очередь, должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их экстренную эвакуацию и спасение.
12.2. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей необходимо принять меры по тушению пожара в начальной стадии.
12.3. При возникновении возгорания в учебном кабинете сотруднику необходимо без промедления эвакуировать всех детей из помещения в безопасное место, прикрыв за собой дверь. Оповестить о пожаре при помощи кнопки АПС или подать сигнал голосом, доложить о пожаре директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу).
12.4. При самостоятельном сообщении о пожаре в пожарную охрану позвонить по номеру 101 (112), при этом указать:

  • наименование школы: _________________________________;
  • адрес школы: ________________________________;
  • место возникновения пожара (кратко описать, где загорание или что горит);
  • свою фамилию и имя.

Не отключать телефон первыми, возможно, у диспетчера возникнут вопросы или он даст вам необходимые указания для дальнейших действий.
12.5. При возникновении пожара в школе и эвакуации, в том числе при срабатывании АПС, педагогический работник, находящийся в учебном кабинете, закрывает окна, берёт классный журнал и организованно, без паники выводит детей из помещения. Проверяет кабинет на наличие детей и после закрытия его быстро выводит их согласно поэтажному плану эвакуации из здания школы в безопасное место. Если на пути эвакуации группы огонь или сильное задымление, необходимо выбрать иной безопасный путь к ближайшему эвакуационному выходу из школы. В безопасном месте сбора классов следует осуществить перекличку детей по журналу и отчитаться ответственному за общую организацию спасения людей – заместителю директора по воспитательной работе.

13. Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в учебном кабинете

13.1. Учебный кабинет должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам.
13.2. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать пожароопасные свойства горючих веществ и оборудования, а также площадь помещения, наличие электрооборудования.
13.3. В помещении, где находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара, используются универсальные по области применения огнетушители (порошковые).
13.4. Выбор типа и расчет количества огнетушителей для помещения осуществляется в соответствии с положениями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категории помещения по пожарной опасности, а также класса пожара. Выбор типа огнетушителя определяется с учетом обеспечения безопасности его применения для людей и имущества.
13.5. Для учебного кабинета следует использовать огнетушители с рангом тушения модельного очага:

  • класс пожара А – 2А и выше;
  • класс пожара Е — 55B, С, E или 2A, 55B, С, E.

Оптимальными решением для учебного кабинета будет являться наличие порошковых огнетушителей.
13.6. Порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды для пожаров классов A, Е — порошок ABCE.
13.7. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выхода из учебного кабинета на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание. Огнетушители должны быть легкодоступны и не должны препятствовать безопасной эвакуации людей.
13.8. Каждый огнетушитель, установленный в учебном кабинете, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус огнетушителя, дату зарядки (перезарядки), а запускающее или запорно-пусковое устройство должно быть опломбировано.
13.9. Должно быть исключено попадание на огнетушители прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие на них отопительных и нагревательных приборов.
13.10. Каждый огнетушитель, отправленный на перезарядку, заменяется заряженным огнетушителем из резервного фонда, соответствующим минимальному рангу тушения модельного очага пожара огнетушителя, отправленного на перезарядку.
13.11. Правила применения порошковых огнетушителей:

  • поднести огнетушитель к очагу пожара (возгорания);
  • сорвать пломбу;
  • выдернуть чеку за кольцо;
  • путем нажатия рычага огнетушитель приводится в действие, при этом следует струю огнетушащего вещества направить на очаг возгорания.

13.12. Общие рекомендации по тушению огнетушителями:

  • горящую вертикальную поверхность следует тушить снизу вверх;
  • наиболее эффективно тушить несколькими огнетушителями группой лиц;
  • после использования огнетушитель необходимо заменить новым, а использованный сдать заместителю директора по административно-хозяйственной работе для последующей перезарядки, о чем сделать обязательную своевременную запись в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

13.13. В процессе эксплуатации огнетушителей необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей, и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.
13.14. В процессе эксплуатации пожарной автоматики строго запрещено:

  • наносить на извещатели, датчики дыма и огня краску, побелку и другие защитные покрытия во время проведения ремонтов в кабинете физики и в процессе их эксплуатации;
  • наносить физические повреждения.

13.15. Использование первичных средств пожаротушения в учебном кабинете для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара запрещается.

14. Оказание первой помощи пострадавшим при пожаре

14.1. Наиболее характерными видами повреждения во время пожара являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.
14.2. Строго запрещено:

  • перетаскивать или перекладывать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и первую помощь можно оказать на месте. Особенно это касается пострадавших с переломами, повреждениями позвоночника, а также имеющих проникающие ранения;
  • давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т.к. он может задохнуться;
  • удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки, даже если кажется, что их легко можно извлечь;
  • оставлять находящегося без сознания пострадавшего в положении на спине, т.к. он может задохнуться в случае рвоты или кровотечения.

14.3. Необходимо:

  • как можно быстрее вызвать «Скорую помощь», точно и внятно назвав место, где произошел пожар ______________________________;
  • если у вас нет уверенности, что информацию правильно поняли, звонок лучше повторить;
  • до приезда бригады «Скорой помощи» попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную первую медицинскую помощь;
  • в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, необходимо оказать ему первую помощь, не забывая при этом об основополагающем медицинском принципе – «не навреди».

14.4. Основные действия при оказании первой помощи в учебном кабинете:
14.4.1. При травматическом шоке следует:

  • осторожно уложить пострадавшего на спину, в случае возникновения рвоты повернуть его голову набок;
  • проверить, присутствует ли у пострадавшего дыхание и сердцебиение. Если нет, необходимо немедленно начать реанимационные мероприятия;
  • быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов.

14.4.2. При травматическом шоке строго запрещено:

  • переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов – без иммобилизации;
  • снимать прилипшую к телу после ожога одежду;
  • давать пострадавшему воду (если он предъявляет жалобы на боль в животе);
  • оставлять пострадавшего одного без наблюдения.

14.4.3. При термическом ожоге необходимо:

  • аккуратно освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;
  • не допускается вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и любыми другими веществами.

14.4.4. При ограниченных ожогах I степени следует:

  • на покрасневшую кожу наложить марлевую салфетку;
  • немедленно начать охлаждение места ожога (предварительно прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) холодной водопроводной водой в течение 10 – 15 минут.
  • на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку.

14.4.5. При обширных ожогах необходимо:

  • после наложения повязок напоить пострадавшего горячим чаем;
  • тепло укутать пострадавшего и срочно доставить его в лечебное учреждение.

14.4.6. При ранении необходимо:

  • не прикасаться к ране руками;
  • наложить стерильную повязку, не прикасаясь к стороне бинта прилегающей к ране.

14.4.7. При сильном кровотечении следует:

  • пережать поврежденный сосуд пальцем;
  • сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;
  • наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, вновь затянуть жгут;
  • при небольших кровотечениях следует прижать рану стерильной салфеткой и туго забинтовать.

14.4.8. При переломах необходимо:

  • обеспечить покой травмированного места;
  • наложить шину (стандартную или изготовленную из подручных материалов), не фиксировать шину в месте перелома кости;
  • придать травмированной конечности возвышенное положение;
  • приложить к месту перелома холодный компресс;
  • при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.

14.4.9. При удушье следует:

  • обеспечить приток свежего воздуха к пострадавшему;
  • уложить пострадавшего таким образом, чтобы ножной конец был приподнят;
  • расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;
  • при отсутствии самостоятельного дыхания немедленно начать выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

14.4.10. Приступая к оказанию первой помощи пострадавшему во время пожара, спасающий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. В этом случае время играет решающую роль.

Ответственный за пожарную безопасность _____________ /__________________/

С инструкцией ознакомлены
«___»___________202___г. ______________ /__________________/

Рекомендуем перейти к разделу:
Инструктажи по пожарной безопасности для детей

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2»

СОГЛАСОВАНО

                            УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома МБОУ ТСШ№2

__________

«20» февраля 2020 г.

                     Директор МБОУ ТСШ №2

                  ____________

                         «20» февраля 2020 г.

ИНСТРУКЦИЯ

    по пожарной безопасности в учебных кабинетах

___________ИПБ — 13 — 20____________

(обозначение, номер)

ИНСТРУКЦИЯ

по пожарной безопасности в учебных кабинетах

                                                  ИПБ-13-20

  1. Общие положения
  1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», норм Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и является обязательной для исполнения всеми работниками школы  и обучающимися.
  2. Работники школы допускаются к работе только после прохождения вводного противопожарного инструктажа и первичного инструктажа на рабочем месте, а при изменении специфики работы — внепланового инструктажа в соответствии с порядком, установленным директором школы.
  3. Учителя, учащиеся  и  обслуживающий  персонал  обязаны  знать  и  строго  выполнять  правила  пожарной безопасности, а  в  случае  возникновения  пожара  принимать  все  зависящие  от  них  меры  к  эвакуации  детей, материальных  ценностей  и  тушению  пожара.
  4. Ответственность  за  обеспечение  пожарной  безопасности  в  учебном  кабинете  несет  учитель, который  проводит  там  занятия  и  который  приказом  директора  должен  быть  назначен  ответственным  за  пожарную  безопасность  в  кабинете.
  5. В  кабинете  запрещается:
  1. производить  перепланировку  помещения  с  отступлением  от  требований  действующих  строительных  норм  и  правил;
  2. устанавливать  решетки, жалюзи  и  подобные  им  несъемные  солнцезащитные, декоративные  и  архитектурные  устройства  на  окнах;
  3. применять  с  целью  отопления  нестандартные  (самодельные)  нагревательные  приборы;
  4. использовать  электроплитки, кипятильники, электрочайники, электроутюги;
  5. обертывать  электрические  лампы  бумагой, материей  и  другими  горючими  материалами;
  6.  применять  для  освещения  свечи, керосиновые  лампы  и  фонари, производить  уборку  кабинета, очистку  деталей  и  оборудования  с  применением  легковоспламеняющихся  и  горючих  жидкостей;
  7. хранить  на  рабочих  местах  и  в  шкафах легковоспламеняющиеся вещества;
  8. оставлять  без  присмотра  включенные  в  сеть  радиоприемники, телевизоры, компьютеры, проекторы  и  др.;
  9. включать  в  одну  розетку  несколько  мощных  потребителей  электроэнергии.
  1. В  кабинете  следует  размещать  только  необходимые  для  обеспечения  учебного  процесса  приборы, принадлежности, пособия, которые  должны  храниться  в  шкафах, на  стеллажах.
  2. Хранение  в  кабинете  учебно-наглядных  пособий  и  учебного  оборудования, проведение  опытов  и  других  видов  работ, которые  не  предусмотрены  утвержденными  перечнями  и  программами  не  допускается.
  3. Лица, виновные в нарушении инструкции о мерах пожарной безопасности, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, учебно-наглядные  пособия, проверить их исправность.

2.2. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами.

  1. Требования безопасности во время работы

3.1. Запрещается применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.

3.2. Не оставлять без присмотра работающие электроприборы и электронагревательные приборы; не пользоваться приборами с открытой спиралью.

3.3. Все неисправности  в  электросетях  и  электроаппаратуре  должны  немедленно устраняться.

3.4. В  кабинете  запрещается:

  1.  использовать  кабели  и  провода  с  поврежденной  или  потерявшей  защитные  свойства  изоляцией;
  2. оставлять  под  напряжением  электрические  провода  и  кабели  с  неизолированными  концами;
  3. пользоваться  поврежденными  розетками, ответвительными  коробками, рубильниками  и  другими  электроустановочными  изделиями;
  4. завязывать  и  скручивать  провода, а  также  оттягивать  провода  и  светильники;
  5. использовать  ролики, выключатели, штепсельные  розетки  для  подвешивания  одежды  и  других  предметов;
  6. снимать  стеклянные  колпаки  со  светильников.

      3.5. По  окончании  занятий  в  кабинете  учитель  должен  тщательно  осмотреть  помещение,   устранить  выявленные  недостатки, обесточить  сеть  и  закрыть  помещение.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением (повышенном их нагревании, появлении искрения и т.д.), немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации школы.

4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в  ближайшую пожарную часть  по  телефону 101, 112 или 28-7-29  и приступить к тушению очага возгорания порошковым огнетушителем или песком.

     4.3. Принять меры к эвакуации людей и спасению материальных ценностей, согласно плану эвакуации.

     4.4. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать осколки   незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

     4.5. При получении травмы оказать первичную помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в шкафы.

5.3. В  кабинете  число  столов  не  должно  превышать  количества, установленного  нормой  проектирования.

5.4. Расстановка  мебели  и  оборудования  в  кабинете  не  должна  препятствовать  эвакуации  людей  и  подходу  к  средствам  пожаротушения.

5.5. Повседневный контроль  за  сохранностью, содержанием  и  постоянной  готовностью  к  действию  первичных  средств  пожаротушения  и приборов комплекса пожарной сигнализации осуществляется  заведующим кабинетом.

5.6. Использование  первичных  средств  пожаротушения  для  хозяйственных  и  прочих  нужд, не  связанных  с  тушением  пожаров, запрещается.

Учитель ОБЖ ___________________В.А. Афанасьев

Инструкция по правилам пожарной безопасности в школе для учащихся Общие положения правил пожарной безопасности в школе

1. Данная инструкция по правилам пожарной безопасности в школе разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций, сохранения жизни и здоровья детей.

2. Инструкция содержит новые правила пожарной безопасности в школе для детей, а также действия школьников при пожаре в школе.

3. Учащиеся всех классов школы должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности в школе для учащихся.

4. Учащиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем учреждения.

5. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику учреждения.

6. Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях.

Правила пожарной безопасности в школе для учащихся

1. Запрещено приносить в школу и пользоваться любыми зажигательными и курительными принадлежностями (спички, зажигалки, сигареты и т.п.). В школе и на ее территории курить запрещено!

2. Запрещено приносить в школу взрывоопасные предметы (хлопушки, петарды, фейерверки) и играть с ними. 3. Запрещено приносить и пользоваться в школе легковоспламеняющимися, горючими материалами и жидкостями, газовыми баллончиками. 4. Запрещено разводить костры на территории школы.

5. Нельзя без разрешения учителя включать в кабинете электрические приборы.

6. Не нагревайте незнакомые приборы, упаковки для порошков и красок. Особенно аэрозольные упаковки (металлические баллончики).

7. Опыты проводятся только в кабинетах физики и химии.

8. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву на территории школы. Это очень ОПАСНО!

9. В каждом классе есть огнетушитель. Необходимо научится им пользоваться.

10.Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.

11.При обнаружении пожара или задымления срочно сообщите учителям, техническому персоналу школы и вызовите пожарных.

Действия учащихся при возникновении пожара в школе

1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы

2. При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.

3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе и действовать согласно указаниям сотрудников школы.

4. По команде учителя (преподавателя) школы эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и планом эвакуации. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.

5. Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.

6. Нельзя прятаться во время пожара под парту, в шкаф: от огня и дыма спрятаться невозможно.

7. При выходе из здания школы находиться в месте, указанном учителем. 8. Учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.

9. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.

Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях

1 Как избежать пожара в школе

1. Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.

2. Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки.

Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи. Раньше их сжигали, что вело к пожароопасной ситуации: тлеющие листья ветром могло занести на кровлю здания или в слуховые окна, с образованием очагов горения. В соответствии с законодательством сжигание листвы и мусора запрещено, т.к. помимо создания пожароопасной ситуации это ведет к повышению углекислого газа в воздушной среде, усилению парникового эффекта и глобальному потеплению. (Федеральный Закон № 89 от 24.07.1998 г. «Об отходах производства и потребления).

2. Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

3. Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий досмотр и уход.

Необходимо следить, чтобы крышки смотровых колодцев подземных пожарных гидрантов не были засыпаны землей и мусором, покрыты льдом и снегом, а на стене ближайшего строения был указательный знак гидранта с цифрами, обозначающими координаты расположения гидранта относительно строения.

Меры пожарной безопасности в кабинетах физики,

химии и производственных мастерских

Из всех школьных помещений наиболее потенциально пожароопасны кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т. п.

Классные доски, парты, шкафы, столы располагаются и содержатся с таким расчетом, чтобы проходы между ними, ведущие к эвакуационным выходам из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских были свободны.

В школьных столярных и механических мастерских должен строго соблюдаться противопожарный режим. Прежде чем приступить к работе в мастерских, где есть электрооборудование, необходимо изучить инструкции и выполнять установленные правила эксплуатации электрооборудования. Уборку мусора и отходов необходимо проводить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое требуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, окрашивать изделия нитрокрасками.

После занятий следует тщательно убрать помещение, а промасленные тряпки и ветошь собрать в специальный металлический ящик с всегда закрытой плотной крышкой. Во избежание самовозгорания в конце дня содержимое ящика должно удаляться за пределы здания.

Преподаватель химии (лаборант) перед началом занятий должен включить вентиляцию; убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. В начале занятий в кабинетах физики и химии учащихся следует проинформировать о пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться пожароопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя запрещается.

В химических лабораториях загорание может произойти даже без участия человека. Многие из применяемых химических веществ и реактивов обладают пожаро- и взрывоопасными свойствами, являются сильными окислителями, восстановителями или неустойчивыми при хранении веществами.

Требуется соблюдать правила хранения таких веществ и материалов, иначе могут быть нежелательные последствия: взрыв, самовоспламенение и т. п. Опасные при взаимодействии вещества должны храниться раздельно, в соответствующей упаковке и в допустимых количествах. Необходимо следить за тем, чтобы на упаковках всех реактивов имелись четкие этикетки, включающие знаки безопасности.

В лабораториях и других подобных помещениях допускается хранение легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостях (ГЖ) в количествах, не превышающих сменную потребность. Доставлять жидкости в помещения следует в закрытой безопасной таре.

Эфиры, спирты, бензин, керосин являются крайне огнеопасными в обращении жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички, случайной искры от обувных набоек, наждака. Поэтому данными жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, использовать их в строго ограниченных количествах. Не разрешается учащимся самостоятельно заправлять ими нагревательные приборы.

Запрещается тушение водой ряда веществ и жидкостей (натрий, магний, бензин, керосин), а также электрооборудования, находящегося под напряжением. Поэтому в химических и физических лабораториях, в производственных мастерских должны быть соответствующие средства пожаротушения, например, такие, как порошковый, воздушно-пенный, хладоновый огнетушители, асбестовая кошма, песок. Ответственными за пожарную безопасность таких лабораторий и мастерских должны быть компетентные специалисты.

Соблюдение указанных мер обеспечит нормальные с точки зрения пожарной безопасности условия занятий в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.

Кинопоказ

Для демонстрации учебных фильмов в школах в основном используются видеомагнитофоны и DVD-проигрыватели, но в некоторых школах все еще эксплуатируются киноустановки.

Демонстрация фильмов на широкопленочной аппаратуре в зданиях школы может быть разрешена только из киноаппаратной, оборудованной в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом негорючие перекрытия и не менее двух выходов. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, проведение в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.

Показ учебных кинофильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс, кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился в противоположной стороне от выхода. Выход из помещения, где производится показ фильма, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку.

В помещении, где проводится показ кинофильма, электропроводка должна соответствовать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).

Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок. Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.

В зале для кинопоказа стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.

В классе, в зале во время показа кинофильма, спектакля, проведения праздничного вечера, дискотеки должен обязательно присутствовать преподаватель или воспитатель, который несет ответственность за пожарную безопасность. В это время ни в коем случае нельзя закрывать на замок эвакуационные выходы из помещения.

Порядок эвакуации из образовательных учреждений

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре.

Если в школе возникло загорание необходимо, в первую очередь, вызвать пожарную охрану и быстро организовать эвакуацию всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.

В плане эвакуации отражают вопросы оповещения педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих и находящихся под угрозой распространения горения и дыма помещений, указываются пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой. В графической части показывается поэтажная планировка здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути эвакуации должны быть обозначены. Наименование помещений обозначают непосредственно на поэтажных планах, либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают открытыми.

На плане наносят стрелки, указывающие направление движения людских потоков, исходя из наименьшего времени выхода и большей безопасности путей эвакуации.

Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками.

Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу по лестницам. Нередко люди спасаются, выходя на крышу здания.

Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты, телефонов.

Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, их порядок и последовательность, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.

Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова. Второе действие – устное оповещение об эвакуации. Оповещение должно делаться спокойно, но повелительным и внушительным тоном. Это может происходить по громкоговорящей сети в рамках Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.

При эвакуации детей в детских учреждениях преподаватели и воспитатели обязаны:

— подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, прием пищи; необходимо быстро одеть детей;

— объявить порядок, направление движения и место сбора;

— в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения; вывести детей; после того как дети выведены, в целях уменьшения скорости развития пожара по зданию необходимо двери закрыть;

— собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте («место сбора»);

— оказать, при необходимости, первую помощь;

— проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору или командиру прибывшего пожарного подразделения, руководителю тушения пожара.

До прибытия пожарных учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести детей в теплое помещение; вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим; выполнять отдельные поручения по тушению незначительных очагов загорания.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

В случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей используется второй.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного их открывания изнутри без ключа.

Допускается, по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России, закрывать запасные выходы на внутренний механический замок. В этом случае на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь обозначение о принадлежности соответствующему замку.

При пожаре нужно в считанные минуты попытаться оказаться на улице или хотя бы в помещение, где есть возможность дышать свежим воздухом. Интенсивное образование продуктов горения (дым, пары) и быстрое их распространение по помещениям и путям эвакуации происходит уже в начальной стадии пожара. В этой ситуации концентрация СО предельно опасна для человека, когда достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание.

Передвигаться сквозь густой дым (при видимости менее 10 метров) можно только в том случае, если вы уверены, что расстояние небольшое и вы сможете задержать дыхание на этой дистанции, а также не потеряете ориентировку и не зацепитесь за что-то одеждой.

Эта статья полезна?

66,7% посетителей считают статью полезной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШИРОКОВСКАЯ ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

Председатель ППО

________Е.В Тещаева

Протокол №01 от 03.02.2020г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Широковская школа»

 _______Н.С.Ходова

Приказ №68-о от 10.02.2020г.

И Н С Т Р У К Ц И Я

по правилам
пожарной безопасности

в
учебных кабинетах

ИОТ-075-2020

с. Широкое

2020г.

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам пожарной безопасности

в учебных кабинетах

ИТБ-075-2020

1.        
ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.Настоящая
инструкция по правилам пожарной безопасности в учебных кабинетах устанавливает
требования пожарной безопасности в
не специализированном
кабинете, правила поведения
учащихся
и порядок организации работы в целях обеспечения пожарной безопасности и
безопасной эвакуации в случае пожара
.

1.2.Настоящая
инструкция является обязательной для исполнения учащимися школы.

1.3.Учащиеся
находящиеся в учебном кабинете обязаны знать и строго соблюдать правила
пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие
от них меры к эвакуации людей и ликвидации пожара в учебном кабинете.

2. Характеристики
учебного кабинета

 и специфика пожарной опасности

2.1.Особо
важным фактором в учебном кабинете является пребывание учащихся различного
возраста.

2.2.В
учебных кабинетах находятся персональный компьютер, принтер (частично),
интерактивная доска, мультимедийный проектор и другая оргтехника, подключённая
к электрической сети.

2.3.В
кабинете размещены парты в два — три ряда и стулья согласно нормам проекта
образовательного учреждения, шкафы для хранения наглядного материала,
методической и учебной литературы, моделей, принадлежностей для черчения на
доске.

2.4.
Учебный кабинет имеет один эвакуационный выход, решеток на окнах нет.

3.  Требования пожарной безопасности перед началом
работы в учебном кабинете

3.1.Осмотреть и убедиться в исправности
электроосвещения, розеток, выключателей электрооборудования и кабелей питания.

3.2.В случае обнаружения неисправностей к работе не
приступать. Сообщить об этом заместителю директора по АХР, специалисту по
охране труда и только после полного устранения неполадок и его разрешения
приступить к работе.

3.3.Проветрить помещение кабинета, проверить наличие
первичных средств пожаротушения и аптечки первой помощи.

3.4.Не оставлять учащихся в учебном кабинете самих
перед началом уроков и во время перемен.

4. Требования пожарной безопасности

во время работы в учебном кабинете

4.1.Не включать оборудование в неисправную розетку, во
время работы следить, не греется ли электровилка, не нарушена ли целостность
электрошнура.

4.2.Не прикасаться к электроприборам влажными руками.

4.3.Не оставлять компьютер, принтер, ксерокс,
мультимедийный проектор без присмотра.

4.4.Не прикрывать линзу работающего мультимедийного
проектора бумагой или иными предметами.

4.5.Не класть предметы на системный блок или монитор.

4.6.При прекращении подачи электроэнергии отключить от
сети персональный компьютер.

4.7.Порядок содержания и эксплуатации эвакуационных
путей.

4.8.Во время эксплуатации эвакуационных путей строго
запрещено:

  • загромождать
    эвакуационные пути и выходы из учебного кабинета различными материалами,
    плакатами, оборудованием, мусором и любыми другими предметами, а также
    блокировать и закрывать двери выходов при наличии в нем детей.
  • загромождать
    подоконники учебной литературой, тетрадями, цветами и т.п.

5. ОБЩие меры пожарной безопасности при эксплуатации
электрооборудования

5.1.Электрические сети и электрооборудование,
используются в учебном кабинете, и их эксплуатация должны отвечать требованиям
действующих правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации
электрооборудования и безопасности при эксплуатации оборудования.

5.2.Во время эксплуатации электрооборудования
(электроприборов) запрещено:

·        
использовать электрические кабели
и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

  • использовать поврежденные
    (неисправные) электрические розетки, ответвительные коробки, рубильники и
    другие электроустановочные изделия;
  • обертывать
    электрические лампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими
    материалами, а также эксплуатировать электрические светильники со снятыми колпаками
    (рассеивателями), которые предусмотрены конструкцией светильника;
  • размещать на
    компьютере, принтере, ксероксе, проекторе и другой оргтехнике горючие
    вещества и материалы, бумагу, книги, журналы, одежду и другие предметы,
    эксплуатировать оргтехнику в разобранном виде, со снятыми панелями и
    крышками, устанавливать оргтехнику в закрытых местах, в которых уменьшена
    ее вентиляция (охлаждение);
  • применять электрические
    чайники, самодельные кипятильники и другие электронагревательные приборы,
    не имеющие устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или
    неисправности у электронагревательных приборов терморегуляторов, которые
    предусмотрены их конструкцией;
  • использовать не сертифицированные
    (самодельные) электронагревательные приборы, удлинители;
  • оставлять без присмотра
    включенные в электрическую сеть электронагревательные
  • приборы, а также оргтехнику,
    в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением тех
    электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном
    режиме работы,
  • в соответствии с
    инструкцией завода-изготовителя.

6. Правила применения огнетушителей

6.1.При
применении огнетушителя нужно:

  • поднести огнетушитель к
    очагу пожара (возгорания);
  • сорвать пломбу;
  • выдернуть чеку за
    кольцо;
  • путем нажатия рычага
    огнетушитель приводится в действие, при этом следует струю огнетушащего
    вещества направить на очаг возгорания.

6.2. Общие рекомендации по тушению огнетушителями:

  • при тушении пролитых
    легковоспламеняющихся и горючих жидкостей тушение необходимо начинать с
    передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на
    пламя;
  • горящую вертикальную
    поверхность следует тушить снизу вверх;
  • наиболее эффективно
    тушить несколькими огнетушителями группой лиц;
  • после использования
    огнетушителя необходимо заменить его новым, годным к применению;
  • использованный
    огнетушитель следует сдать заместителю директора по
    административно-хозяйственной работе для последующей перезарядки, о чем
    сделать запись в журнале учета первичных средств пожаротушения.

Заместитель
директора по УВР                                                                             Е.В.Тещаева

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий
хозяйством                                                                                        
О.В. Терещенко

Специалист
по ОТ                                                                                                    И.А.Николаева

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сименс iq500 стиральная машина инструкция по эксплуатации на русском
  • Малахит тс 8 инструкция по эксплуатации
  • Mw light люстры инструкция по сборке
  • Должностная инструкция старшей медицинской сестры отделения анестезиологии реанимации
  • 8 секунд маска для волос инструкция розовая