Инструкция по пожарной безопасности в кабинете информатики в школе 2021

Инструкция по пожарной безопасности в кабинете информатики

Инструкция
о мерах пожарной безопасности в кабинете информатики

1. Общие положения инструкции

1.1. Настоящая инструкция о мерах пожарной безопасности устанавливает требования пожарной безопасности в кабинете информатики, определяющие порядок поведения сотрудников, организации работы и содержания помещений кабинета информатики общеобразовательной организации в целях обеспечения пожарной безопасности и безопасной эвакуации в случае пожара.
1.2. Данная инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете информатики разработана исходя из специфики пожарной опасности зданий и помещений школы, в частности кабинета информатики и оборудования, имеющегося в нем, согласно:

  • Постановлению Правительства РФ от 16 сентября 2020 г № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» с изменениями от 24 октября 2022 года, вступившими в силу с 1 марта 2023 года;
  • Федеральному Закону от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями от 29 декабря 2022 года;
  • Приказу МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;
  • Федеральному закону от 30 декабря 2009г №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с изменениями от 02.07.2013г;
  • Федеральному Закону РФ от 22.07.2008г №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в редакции от 14 июля 2022 года.

1.3. Данная инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете информатики является обязательной для исполнения сотрудниками, выполняющими работы в кабинете информатики, независимо от их образования, стажа работы, а также для временных, командированных или прибывших на обучение (практику) в общеобразовательную организацию работников.
1.4. Педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал общеобразовательной организации, находящиеся в кабинете информатики обязаны знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и ликвидации пожара в помещении.
1.5. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в кабинете информатики и выполнение настоящей инструкции несет учитель информатики.
1.6. Обучение сотрудников, выполняющих работу в кабинете информатики, осуществляется по программам противопожарного инструктажа в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания, к работе в кабинете информатики не допускаются.
1.7. Кабинет информатики перед началом каждого учебного года должен быть принят комиссией с обязательным участием в ней инспектора Государственного пожарного надзора.
1.8. Сотрудники, выполняющие работы в кабинете информатики и виновные в нарушении (невыполнении, ненадлежащем выполнение) настоящей инструкции о мерах пожарной безопасности несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность, определенную действующим законодательством Российской Федерации.

2. Характеристики кабинета информатики и специфика пожарной опасности

2.1. Кабинет информатики расположен на _____ этаже, имеет _____ выход (а).
2.2. Помещение не подлежит категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.
2.3. Особо важным фактором в кабинете информатики является пребывание обучающихся различного возраста, а именно детей основной и старшей школы.
2.4. Также, в кабинете информатики размещено большое количество персональных компьютеров, принтер, ксерокс, интерактивная доска, мультимедийный проектор и другая оргтехника, подключённая к электрической сети.
2.5. В кабинете сосредоточено большое количество розеток под персональные компьютеры, роутер, оргтехнику, кабели питания, подающих 220В, имеется щиток с рубильниками.
2.6. В кабинете информатики расположены компьютерные столы, стулья, шкаф для хранения методических пособий, бумаги А4 для печати, запасных периферийных устройств компьютера.
2.7. В помещении осуществима искусственная вентиляция, функционирует противопожарная (дымовая) сигнализация.

3. Ответственные за пожарную безопасность, организацию мер по эвакуации, тушению пожара, оказанию первой помощи

3.1. Ответственным за пожарную безопасность в кабинете информатики назначен учитель информатики ____________________________________ приказом № _____ от _______.
3.2. Ответственным за оказание первой помощи в кабинете информатики является учитель информатики, непосредственно проводящий занятия.
3.3. Ответственным за эвакуацию сотрудников и обучающихся из кабинета информатики во время пожара или иной ЧС и учебной эвакуации является учитель информатики, непосредственно проводящий занятия в кабинете.

4. Допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться в кабинете информатики

4.1. В кабинете информатики единовременно может находиться не более ______ человек (согласно проекту школы).

5. Обязанности лиц, ответственных за пожарную безопасность в кабинете информатики

5.1. Учитель информатики, ответственный за пожарную безопасность в кабинете, обязан:

  • обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в кабинете информатики, выполнение настоящей инструкции о мерах пожарной безопасности и систематический контроль соблюдения установленного противопожарного режима сотрудниками и обучающимися, находящимися в кабинете, а также своевременно сообщать о выявленных нарушениях пожарной безопасности в кабинете ответственному лицу за пожарную безопасность в школе;
  • при наличии нарушений пожарной безопасности в кабинете не приступать к выполнению обязанностей до полного устранения недостатков;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать обучающихся правилам пожарной безопасности в кабинете информатики;
  • проходить обучение по программам противопожарного инструктажа;
  • обеспечить размещение и надлежащее состояние плана эвакуации из кабинета, первичных средств пожаротушения в кабинете информатики;
  • обеспечивать содержание в исправном состоянии системы противопожарной защиты в кабинете информатики;
  • в специализированном учебном кабинете информатики общеобразовательной организации размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также электроприборы, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках. Использовать только сертифицированные кабели питания;
  • обеспечивать незахламлённость путей эвакуации из кабинета информатики;
  • обеспечивать своевременную очистку кабинета информатики от горючих отходов, мусора, бумаги;
  • обеспечить наличие инструкции в кабинете о действиях обучающихся при возникновении пожара и эвакуации;
  • запрещать курение и использование открытого огня в кабинете информатики;
  • обеспечить систематический осмотр и закрытие помещения после завершения учебных занятий;
  • осуществлять своевременную эвакуацию в случае пожара обучающихся из кабинета информатики в безопасное место, вести контроль состояния здоровья и психологического состояния обучающихся;
  • оказывать содействие пожарной охране во время ликвидации пожара, установлении причин и условий их возникновения и развития, выявлять лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, по вине которых возник пожар;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими своих служебных обязанностей в кабинет информатики;
  • обеспечивать оперативное сообщение в службу пожарной охраны о возникновении пожара в кабинете информатики по телефону 101 (112);
  • обеспечивать выполнение предписаний, постановлений по противопожарной безопасности лица, ответственного за пожарную безопасность в школе, а также органов государственного пожарного надзора.

5.2. Лаборант, системный администратор в кабинете информатики обязаны:

  • строго соблюдать требования настоящей инструкции о мерах пожарной безопасности в кабинете информатики, правила пожарной безопасности, установленные в школе;
  • обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности на своем рабочем месте;
  • контролировать соблюдение требований пожарной безопасности школьниками;
  • принимать активное участие в практических тренировках работников школы по эвакуации учащихся и работников при пожаре;
  • содержать и использовать в кабинете информатики только необходимые для обеспечения учебного процесса устройства, приборы, принадлежности и другие предметы, не захламлять кабинет и эвакуационный выход, не содержать в помещении взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества;
  • знать места расположения и уметь применять первичные средства пожаротушения;
  • при выявлении каких-либо нарушений пожарной безопасности в работе оперативно извещать об этом лицо, ответственное за пожарную безопасность в кабинете информатики;
  • знать контактные номера телефонов для вызова пожарной службы 101 (112), до прибытия пожарной охраны принять все возможные меры по спасению детей;
  • оказывать содействие пожарной охране во время ликвидации пожаров;
  • своевременно проходить инструктажи по пожарной безопасности;
  • соблюдать порядок осмотра и закрытия помещений кабинета информатики после завершения учебных занятий;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования по соблюдению требований пожарной безопасности в кабинете информатики.

6. Порядок содержания помещений кабинета информатики, эвакуационных путей и выходов

6.1. Общие правила содержания помещений кабинета информатики
6.1.1. В кабинете информатики запрещено:

  • совершать перепланировку помещения с отступлением от требований строительных норм и правил;
  • загромождать мебелью, оборудованием и любыми другими предметами выход из кабинета информатики на наружные эвакуационные лестницы;
  • хранить и использовать в помещениях легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые вещества и пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
  • применять электроплитки, кипятильники, электрочайники, а также не сертифицированные удлинители;
  • осуществлять уборку помещений или чистку компьютерной техники с использованием бензина, керосин, спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • оборачивать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;
  • оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть персональные компьютеры, принтеры, ксероксы, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, телевизоры и любые другие электроприборы;
  • располагать на системных блоках, мониторах, проекторах и другой оргтехнике вещи, бумагу и любые другие предметы;
  • протирать компьютерную аппаратуру и оргтехнику влажными тряпками и губками, для этих целей необходимо отключить электропитание.

6.1.2. Не допускается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, число столов и персональных компьютеров в кабинете информатики.
6.1.3. Не допускается учителю информатики или лаборанту осуществлять самостоятельно проводку и укладку кабелей локальной сети, заводить в кабинет Интернет по стенам.
6.1.4. Помещение должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам.
6.1.5. Расстановка мебели и компьютерного оборудования в кабинете информатики не должна препятствовать эвакуации детей и свободному подходу к средствам пожаротушения.
6.1.6. Ключи от кабинета информатики необходимо хранить в строго определенном месте, доступном для получения их в любое время суток.
6.1.7. Хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в кабинете информатики не допускается.
6.1.8. Не допускается устанавливать на окнах кабинета информатики глухие решетки.
6.1.9. Запрещается использовать кабинет информатики в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов, родительских собраний.

6.2. Порядок содержания и эксплуатации эвакуационных путей и выходов
6.2.1. Во время эксплуатации эвакуационных путей и выходов строго запрещено:

  • загромождать эвакуационные пути и выходы мебелью, оборудованием, мусором и любыми другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
  • загромождать подоконники учебной литературой, тетрадями, цветами, периферийными устройствами и т.п;
  • устанавливать на окнах кабинета информатики глухие решетки.
  • размещать в проходах между рядами столов дополнительные стулья, вещи (сумки, рюкзаки) обучающихся.

6.3. Порядок содержания систем отопления, вентиляция и кондиционирование воздуха
6.3.1. Вытяжные устройства, вентиляционные камеры, аппараты и каналы должны очищаться от пожароопасных отложений не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
6.3.2. Во время эксплуатации систем вентиляции и отопления строго запрещено:

  • закрывать вытяжные каналы, отверстия и решетки;
  • выжигать скопившиеся в воздуховодах пыль и любые другие горючие вещества;
  • эксплуатировать неисправные устройства систем отопления и вентиляции.

7. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования в кабинете информатики

7.1. Общие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования в кабинете информатики
7.1.1. Электрические сети и электрооборудование, которые используются в кабинете информатики, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электрооборудования и правил техники безопасности при эксплуатации оборудования.
7.1.2. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, чрезмерный нагрев изоляции, кабелей и проводки, должны незамедлительно устраняться. Неисправные электросети и электрооборудование следует немедленно отключать то электросети до приведения их в пожаробезопасное состояние.
7.1.3. Во время эксплуатации электрооборудования строго запрещено:

  • использовать электрические кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • использовать поврежденные (неисправные) электрические розетки, ответвительные коробки, рубильники и другие электроустановочные изделия;
  • обертывать электрические лампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать электрические светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), которые предусмотрены конструкцией светильника;
  • применять электрические чайники, самодельные кипятильники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности у электронагревательных приборов терморегуляторов, которые предусмотрены их конструкцией;
  • использовать несертифицированные (самодельные) электронагревательные приборы, удлинители.

7.2. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации компьютеров в кабинете информатики
7.2.1. Обучающиеся школы при работе с персональными компьютерами и иной оргтехникой должны быть ознакомлены с правилами пожарной безопасной при ее эксплуатации.
7.2.2. Не включать персональные компьютеры и оргтехнику в неисправные розетки.
7.2.3. Не приступать к работе с влажными руками.
7.2.4. В кабинете информатики запрещается:

  • размещать на компьютерах, принтерах, ксероксах, проекторах и другой оргтехнике горючие вещества и материалы, бумагу, книги, журналы, одежду и другие предметы;
  • эксплуатировать оргтехнику в разобранном виде, со снятыми панелями и крышками;
  • устанавливать оргтехнику в закрытых местах, в которых уменьшена ее вентиляция (охлаждение);
  • проводить разборку, прикасаться к тыльной стороне системного блока и монитора;
  • эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
  • прикрывать линзу работающего мультимедийного проектора бумагой или иными предметами;
  • оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть персональные компьютеры, а также оргтехнику, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением тех электрических устройств, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

7.2.5. Если на металлических частях компьютерного оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), заземляющий провод оборван — безотлагательно отключить оборудование, доложить заместителю директора по административно-хозяйственной работе о неисправности электрооборудования и до полного устранения неисправности к работе не приступать.
7.2.6. Необходимо немедленно отключить персональный компьютер или иную оргтехнику при обнаружении неисправностей (сильный нагрев или повреждение изоляции кабелей и проводов, выделение дыма, искрение).
7.2.7. В кабинете информатики следует строго соблюдать настоящую инструкцию по пожарной безопасности, знать порядок действий при возникновении пожара и эвакуации.
7.2.8. При прекращении подачи электроэнергии отключить от сети компьютерное оборудование.

8. Требования пожарной безопасности перед началом работы в кабинете информатики

8.1. Осмотреть и убедиться в исправности выключателей, электроосвещения, розеток.
8.2. Убедиться в исправности компьютерного оборудования, заземления, электропроводки. В случае обнаружения неисправностей к работе не приступать. Сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной работе и только после полного устранения неполадок приступать к использованию.
8.3. Проветрить кабинет и убедиться в наличии первичных средств огнетушения, определить срок пригодности огнетушителей. Если огнетушитель требует перезарядки передать его заместителю директора по АХР (завхозу) и установить в кабинет информатики новый.
8.4. Убедиться в наличии аптечки первой помощи, при необходимости, обновить ее содержимое.
8.5. Не допускать обучающихся в компьютерный класс до звонка, не позволять включать компьютеры без разрешения учителя информатики.

9. Порядок осмотра и закрытия кабинета информатики по окончании занятий

9.1. Работник, последним покидающий кабинет информатики (ответственный за пожарную безопасность данного помещения), должен осуществить противопожарный осмотр, в том числе:

  • отключить все электрические приборы, персональные компьютеры и оргтехнику согласно инструкции завода изготовителя. Обесточить розетки компьютерного класса с помощью рубильников в щитке;
  • проверить отсутствие бытового мусора в помещении;
  • проверить наличие и сохранность первичных средств пожаротушения, а также возможность свободного подхода к ним;
  • проветрить кабинет информатики;
  • закрыть все окна и фрамуги, отключить вытяжную вентиляцию;
  • освободить (при необходимости) эвакуационные проходы, выходы.

9.2. В случае выявления сотрудником каких-либо неисправностей следует известить о случившемся заместителя директора по административно-хозяйственной работе (при его отсутствии – иное должностное лицо).
9.3. Сотруднику, проводившему осмотр кабинета информатики, при наличии недочетов, закрывать помещение категорически запрещено.
9.4. После устранения (при необходимости) недочетов сотрудник должен закрыть кабинет информатики и сделать соответствующую запись в «Журнале противопожарного осмотра помещений», находящемся на посту охраны.

10. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при осуществлении пожароопасных работ в кабинете информатики

10.1. В кабинете информатики категорически запрещено курить и использовать открытый огонь.
10.2. Все окрасочные и огневые работы проводятся в период каникул при отсутствии детей.
10.3. Во время проведения покрасочных работ необходимо:

  • осуществлять составление и разбавление всех видов лаков и красок в изолированных помещениях школы у наружной стены с оконными проемами или на открытых площадках;
  • осуществлять подачу окрасочных материалов в готовом виде централизованно;
  • не превышать сменную потребность горючих веществ на рабочем месте, открывать емкости с горючими веществами только перед их использованием, а после завершения работы закрывать их и сдавать на склад, хранить тару из-под горючих веществ в специально отведенном месте вне помещений школы.

10.4. При проведении огневых работ в помещении кабинета информатики должно быть исключено воздействие открытого огня на горючие материалы, если это не предусмотрено технологией производства работ. После завершения работ должно быть обеспечено наблюдение за местом проведения работ в течение не менее 2 часов, а рабочее место должно быть обеспечено огнетушителем. При этом наблюдение может осуществляться дистанционно, в том числе путем применения средств видеонаблюдения.
10.5. Порядок проведения пожароопасных работ и меры пожарной безопасности при их проведении должны строго соответствовать требованиям «Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
10.6. Во время проведения огневых работ необходимо:

  • провентилировать помещение;
  • обеспечить место производства работ не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом модельного очага пожара 2A, 55B и покрывалом для изоляции очага возгорания;
  • плотно закрыть все двери, соединяющие помещение школы, в котором проводятся огневые работы, с другими помещениями, открыть окна.

10.7. Во время осуществления огневых работ строго запрещено:

  • приступать к выполнению работы при неисправной аппаратуре;
  • осуществлять огневые работы на свежеокрашенных горючими красками (лаками) конструкциях и изделиях;
  • применять одежду и рукавицы со следами масел, жиров, бензина, керосина и других горючих жидкостей;
  • допускать к самостоятельной работе сотрудников, не имеющих соответствующего квалификационного удостоверения.

11. Порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли в кабинете информатики

11.1. Рабочие места в кабинете информатики должны ежедневно убираться от мусора, бумаги, пыли.
11.2. Горючие вещества выносятся из кабинета информатики и здания общеобразовательной организации и хранятся в закрытом металлическом контейнере, расположенном на хозяйственном дворе.
11.3. 1 раз в год должны проводиться работы по очистке вытяжных устройств и воздуховодов от пожароопасных отложений с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

12. Обязанности и действия сотрудников при пожаре и эвакуации

12.1. В случае возникновения пожара, действия сотрудников, находящихся в кабинете информатики, в первую очередь, должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их экстренную эвакуацию и спасение.
12.2. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей необходимо принять меры по тушению пожара в начальной стадии.
12.3. При возникновении возгорания в кабинете информатики сотруднику необходимо без промедления отключить подачу электропитания на розетки с помощью рубильника в щитке, согласно плану эвакуации из кабинета, эвакуировать детей из помещения в безопасное место. Оповестить о пожаре при помощи кнопки АПС или подать сигнал голосом, доложить о пожаре директору школы (при отсутствии – иному должностному лицу).
12.4. При возникновении пожара в школе и эвакуации, в том числе при срабатывании АПС, педагогический работник, находящийся в кабинете информатики, закрывает окна, отключает все электрооборудование кабинета в электрическом щитке, берёт классный журнал и организованно, без паники, согласно соответствующим планам эвакуации из кабинета и порядку действий при эвакуации, выводит детей из помещения. Проверяет кабинет на наличие детей и после закрытия его быстро выводит их согласно поэтажному плану эвакуации из здания школы в безопасное место. Если на пути эвакуации группы огонь или сильное задымление, необходимо выбрать иной безопасный путь к ближайшему эвакуационному выходу из школы. В безопасном месте сбора классов следует осуществить перекличку детей по журналу и отчитаться ответственному за общую организацию спасения людей – заместителю директора по воспитательной работе.

13. Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в кабинете информатики

13.1. Кабинет информатики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам.
13.2. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать пожароопасные свойства горючих веществ и оборудования, а также площадь помещения, наличие электрооборудования.
13.3. В помещении, где находятся разные виды горючего материала и возможно возникновение различных классов пожара, используются универсальные по области применения огнетушители (порошковые).
13.4. Выбор типа и расчет количества огнетушителей для помещения осуществляется в соответствии с положениями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категории помещения по пожарной опасности, а также класса пожара. Выбор типа огнетушителя определяется с учетом обеспечения безопасности его применения для людей и имущества.
13.5. Для кабинета информатики следует использовать огнетушители с рангом тушения модельного очага:

  • класс пожара А – 2А и выше;
  • класс пожара Е — 55B, С, E или 2A, 55B, С, E.

Оптимальными решением для кабинета информатики будет являться наличие порошкового и углекислотного огнетушителей.
13.6. Порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды для пожаров классов A, Е — порошок ABCE.
13.7. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выхода из кабинета информатики на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание. Огнетушители должны быть легкодоступны и не должны препятствовать безопасной эвакуации людей.
13.8. Каждый огнетушитель, установленный в кабинете информатики, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус огнетушителя, дату зарядки (перезарядки), а запускающее или запорно-пусковое устройство должно быть опломбировано.
13.9. Должно быть исключено попадание на огнетушители прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие на них отопительных и нагревательных приборов.
13.10. Каждый огнетушитель, отправленный на перезарядку, заменяется заряженным огнетушителем из резервного фонда, соответствующим минимальному рангу тушения модельного очага пожара огнетушителя, отправленного на перезарядку.
13.11. Порядок применения порошковых огнетушителей:

  • поднести огнетушитель к очагу пожара (возгорания);
  • сорвать пломбу;
  • выдернуть чеку за кольцо;
  • путем нажатия рычага огнетушитель приводится в действие, при этом следует струю огнетушащего вещества направить на очаг возгорания.

13.12. Порядок применения углекислотных огнетушителей:

  • выдернуть чеку, направить раструб на очаг горения;
  • открыть запорно-пусковое устройство (нажав на рычаг или повернув маховик против часовой стрелки до упора);
  • рычаг/маховик позволяет прекращать подачу углекислоты.

13.13. Общие рекомендации по тушению огнетушителями:

  • горящую вертикальную поверхность следует тушить снизу вверх;
  • наиболее эффективно тушить несколькими огнетушителями группой лиц;
  • после использования огнетушитель необходимо заменить новым, а использованный сдать заместителю директора по административно-хозяйственной работе для последующей перезарядки, о чем сделать запись в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

13.14. В процессе эксплуатации огнетушителей необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей, и утвержденными в установленном порядке регламентами технического обслуживания огнетушителей каждого типа.
13.15. Покрывала для изоляции очага возгорания должны обеспечивать тушение пожаров классов A, E и иметь размер не менее одного метра шириной и одного метра длиной. Покрывала для изоляции очага возгорания хранятся в водонепроницаемых закрывающихся футлярах (чехлах, упаковках), позволяющих быстро применить эти средства в случае пожара.
13.16. В процессе эксплуатации пожарной автоматики строго запрещено:

  • наносить на извещатели, датчики дыма и огня краску, побелку и другие защитные покрытия во время проведения ремонтов в кабинете информатики и в процессе их эксплуатации;
  • наносить физические повреждения.

13.17. Использование первичных средств пожаротушения в кабинете информатики для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара запрещается.

14. Оказание первой помощи пострадавшим при пожаре

14.1. Наиболее характерными видами повреждения во время пожара являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.
14.2. Строго запрещено:

  • перетаскивать или перекладывать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и первую помощь можно оказать на месте. Особенно это касается пострадавших с переломами, повреждениями позвоночника, а также имеющих проникающие ранения;
  • давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т.к. он может задохнуться;
  • удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки, даже если кажется, что их легко можно извлечь;
  • оставлять находящегося без сознания пострадавшего в положении на спине, т.к. он может задохнуться в случае рвоты или кровотечения.

14.3. Необходимо:

  • как можно быстрее вызвать «Скорую помощь», точно и внятно назвав место, где произошел пожар _________________________________;
  • если у вас нет уверенности, что информацию правильно поняли, звонок лучше повторить;
  • до приезда бригады «Скорой помощи» попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную первую медицинскую помощь;
  • в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, необходимо оказать ему первую помощь, не забывая при этом об основополагающем медицинском принципе – «не навреди».

14.4. Основные действия при оказании первой помощи в кабинете информатики:
14.4.1. При травматическом шоке следует:

  • осторожно уложить пострадавшего на спину, в случае возникновения рвоты повернуть его голову набок;
  • проверить, присутствует ли у пострадавшего дыхание и сердцебиение. Если нет, необходимо немедленно начать реанимационные мероприятия;
  • быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов.

14.4.2. При травматическом шоке строго запрещено:

  • переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов – без иммобилизации;
  • снимать прилипшую к телу после ожога одежду;
  • давать пострадавшему воду (если он предъявляет жалобы на боль в животе);
  • оставлять пострадавшего одного без наблюдения.

14.4.3. При термическом ожоге необходимо:

  • аккуратно освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;
  • не допускается вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и любыми другими веществами.

14.4.4. При ограниченных ожогах I степени следует:

  • на покрасневшую кожу наложить марлевую салфетку;
  • немедленно начать охлаждение места ожога (предварительно прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) холодной водопроводной водой в течение 10 – 15 минут.
  • на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку.

14.4.5. При обширных ожогах необходимо:

  • после наложения повязок напоить пострадавшего горячим чаем;
  • тепло укутать пострадавшего и срочно доставить его в лечебное учреждение.

14.4.6. При ранении необходимо:

  • не прикасаться к ране руками;
  • наложить стерильную повязку, не прикасаясь к стороне бинта прилежащей к ране.

14.4.7. При сильном кровотечении следует:

  • пережать поврежденный сосуд пальцем;
  • сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;
  • наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, вновь затянуть жгут;
  • при небольших кровотечениях следует прижать рану стерильной салфеткой и туго забинтовать.

14.4.8. При переломах необходимо:

  • обеспечить покой травмированного места;
  • наложить шину (стандартную или изготовленную из подручных материалов), не фиксировать шину в месте перелома кости;
  • придать травмированной конечности возвышенное положение;
  • приложить к месту перелома холодный компресс;
  • при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.

14.4.9. При удушье следует:

  • обеспечить приток свежего воздуха к пострадавшему;
  • уложить пострадавшего таким образом, чтобы ножной конец был приподнят;
  • расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;
  • при отсутствии самостоятельного дыхания немедленно начать выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

14.4.10. Приступая к оказанию первой помощи пострадавшему во время пожара, спасающий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. В этом случае время играет решающую роль.

Ответственный за пожарную безопасность _____________ /__________________/

С инструкцией ознакомлен(а)
«___»___________202__г. ______________ /__________________/

Рекомендуем перейти к:
Технике безопасности в кабинете информатики
Инструкции по пожарной безопасности в кабинете химии

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Регистрация в Конференции

Эта форма доступна только для зарегистрированных пользователей.

×

Обеспечение пожарной безопасности в кабинетах школы (лицея, колледжа и др. учебных заведений) – это непреложное правило. Как весь персонал, так и учащиеся должны соблюдать «Правила противопожарного режима в РФ».

Правила противопожарного режима в РФ:

  • в учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках (п.102);
  • запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах (п.103);
  • руководитель образовательной организации организует проведение с учащимися и студентами занятия (беседы) по изучению соответствующих требований пожарной безопасности (п.104);

Кабинет информатики

Кабинет информатики

Преподаватели, персонал, занятый хозяйственными работами, допускаются к работе в школе только после прохождения инструктажа по пожарной безопасности, а руководящий состав среднего учебного учреждения – после обучения пожарно-техническому минимуму (ПТМ).

Учащиеся получают необходимые знания о соблюдении противопожарных требований на уроках ОБЖ, а также в ходе дополнительных инструктажей в кабинетах химии, физики, технологии, так как это пожароопасные помещения.

Для того чтобы их обеспечить в любом кабинете, как и во всех остальных помещениях учреждения, приказом директора должны быть назначены ответственные за пожарную безопасность. Это прежде всего члены педагогического коллектива, в частности в кабинетах химии, физики, информатики, производственных мастерских, называемых кабинетами технологии, учителя, преподающие эти учебные дисциплины.

Требования пожарной безопасности в кабинетах, конечно, несколько отличаются в связи с их разным назначением, и пожарной нагрузкой, зависящей от этого. Поэтому стоит рассмотреть требования норм к ним.

В кабинете информатики

Пожарная опасность такого учебного помещения прежде всего характеризуется наличием:

  • большого количества оргтехники – прежде всего персональных компьютеров, суммарно потребляющих немалую электрическую мощность, что всегда представляет опасность, как электрическую, с точки зрения возможного выхода из строя, так и пожарную в результате воспламенения оборудования, аппаратуры;
  • электрических розеток, сетевых фильтров, переходников, проводов/кабелей, без которых невозможно подключить компьютерную технику к сети электроснабжения.

В результате такой комплекс оборудования неизбежно потенциально опасен плохими электрическими контактами, механическими повреждениями изоляции, переходными сопротивлениями, искрением в местах соединений, что может привести к пожару.

Правила пожарной, электробезопасности по этим проблемам требуют следующих решений:

  • использовать только сертифицированную, исправную аппаратуру автоматической защиты электрических сетей;
  • проводить ее регулярную проверку;
  • сократить до необходимого минимума количество проводов, кабелей, сетевых фильтров для подключения компьютеров, другой оргтехники, используемой в кабинете информатики;
  • исключить механическое повреждение электропроводной продукции как путем ее защиты, прокладки в кабель-каналах, так и инструктажем с учащимися по мерам пожарной, электрической безопасности, с этой уже давно привычной, но по-прежнему опасной техникой; ведь пожары, связанные с ней еще не редкость.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете информатики должна содержать все эти вопросы. Кабинет должен быть оборудован порошковыми или углекислотными огнетушителями, которыми можно безопасно ликвидировать возгорание компьютерной техники, предварительно отключив ее от сети электроснабжения.

В кабинете химии и физики

Кабинет химии

Кабинет химии

Такие помещения в средних образовательных учреждениях считаются наравне с производственными столярными, механическими мастерскими наиболее опасными. Но если последние, как правило, размещают в отдельных зданиях, не связанных непосредственно со школой; то химию и физику преподают в ней, что повышает требования к таким учебным кабинетам.

Причины этого очевидны:

  1. Наличие горючих жидкостей и легковоспламеняющихся веществ, что уже достаточно, чтобы всерьез относиться к таким помещениям, как имеющим категорию по взрывопожарной опасности.
  2. Если добавить к такой основе для возможных причин пожара наличие лабораторных спиртовок, электрических нагревательных плиток/печей, газовых горелок, то картина становится вовсе, на первый взгляд, неприглядной.

Конечно, на самом деле, не все так страшно, ведь кабинеты химии и физики существуют в средней школе десятилетиями; а чрезвычайные происшествия в них далеко не всегда связаны с пожарами; особенно если вспомнить еще и о наличии в них сильных кислот, щелочей, возможности получения электрических травм.

С точки зрения пожарной безопасности, для того чтобы минимизировать возможность возгораний, а также создать условия для оперативной, безопасной эвакуации из кабинетов химии, физики выполняются следующие обязательные условия:

  1. Лабораторные столы, тумбы, шкафы и другое вспомогательное оборудование размещают, используют с таким расчетом, чтобы между ними всегда были свободными проходы для эвакуации.
  2. Количество ЛВЖ, ГЖ, а также сильных окислителей/восстановителей, активных металлов, способных самовоспламеняться, бурно реагировать при взаимодействии с водой, О2 или друг с другом, в помещениях учебных кабинетов весьма ограничено.
  3. Они хранятся раздельно, в специальной химической посуде, внутри помещения склада реактивов/лаборантской. На каждой бутыли, емкости или контейнере должны иметься наклейка/этикетка со знаком опасности.
  4. Для проведения опытов учащимся выдаются их по заранее составленному списку в минимально необходимых количествах.
  5. При обращении с эфирами, спиртами, другими опасными материалами или оборудованием для физических опытов учителя, лаборанты обязательно дополнительно проводят инструктаж учащихся о порядке обращения, работы с ними.
  6. Перед началом занятий с опасными в пожарном отношении веществами преподаватели/лаборанты должны проверить наличие средств тушения пожаров, включить системы вытяжной лабораторной вентиляции.
  7. Запрещено разрешать учащимся самостоятельно заправлять нагревательные приборы с использованием ГЖ, а также пользоваться в отсутствии преподавателя любыми нагревательными приборами, другим лабораторным оборудованием.

Для тушения возможных пожаров розливов горючих, легковоспламеняющихся материалов, ошибке при опытах с активными, щелочными металлами, возгорании лабораторного оборудования кабинеты химии, физики укомплектовываются как воздушно-пенными, хладоновыми, воздушно-эмульсионными огнетушителями, так и противопожарным полотном (кошмой), пожарным ящиком для песка; переносными средствами пожаротушения с использованием углекислоты, огнетушащих порошков.

В целях безопасности также строго запрещена уборка лабораторной мебели, оборудования, полов в кабинетах химии, физики с использованием любых горючих материалов, для этих целей должны применяться только безопасные вещества на водной основе.

Лабораторные кабинеты:

  • руководитель организации по окончании рабочего дня организует сбор в специальную закрытую тару и удаление из лаборатории для дальнейшей утилизации отработанных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Запрещается сливать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в канализацию (п.100);
  • запрещается проводить работы на опытных (экспериментальных) установках, связанных с применением пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке руководителем организации (п.96);
  • руководитель (ответственный исполнитель) экспериментальных исследований обязан принять необходимые меры пожарной безопасности при их проведении, предусмотренные инструкцией (п.97);
  • в помещениях, предназначенных для проведения опытов (экспериментов) с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, допускается их хранение в количествах, не превышающих сменную потребность, в соответствии с нормами потребления для конкретных установок. Доставка указанных жидкостей в помещения производится в закрытой таре (п.98);
  • запрещается проводить работы в вытяжном шкафу, если в нем находятся вещества, материалы и оборудование, не относящиеся к выполняемым операциям, а также при его неисправности и отключенной системе вентиляции. Бортики, предотвращающие стекание жидкостей со столов, должны быть исправными (п.99).

В кабинете технологии

Кабинет технологии

Кабинет технологии

Столярные, механические, швейные школьные мастерские – это раньше объединено называли учебными кабинетами труда, теперь технологии. С точки зрения вопросов обеспечения ПБ, требования остались неименными, ведь опасность пожарной нагрузки в них, т.е. суммарного количества сгораемых по-прежнему велико; и при беспечном отношении может легко и быстро привести к их возгоранию.

Поэтому только строгое соблюдение противопожарного режима в них является определенной гарантией, что этого не случится, для чего предпринимаются следующие шаги:

  1. Разрабатывается инструкция по пожарной безопасности в кабинете, с которой знакомятся все ученики, получая сведения о технических характеристиках и опасности технологического, электрического оборудования, установленного в школьных производственных мастерских; материалов.
  2. Так как древесные опилки, стружка, промасленная ветошь, обрывки ниток, куски тканей являются легкой питательной средой для возникновения очага возгорания, то такие отходы и другой производственный мусор убирают ежедневно после занятий.
  3. Чтобы не увеличивать запас сгораемых материалов – досок, фанеры, других материалов из древесины в помещениях школьных производственных мастерских их количество не должно превышать требуемого для проведения ежедневных занятий, а запас храниться на складе.
  4. В целях обеспечения безопасности запрещено окрашивать полученные на уроке технологии готовые изделия нитрокрасками, проводить сушку древесины, заготовок из нее в печах.
  5. Запрещается снимать штатные защитные плафоны с электрических светильников, использовать самодельные рассеиватели, прежде всего из горючих материалов, так это проверенный путь к причине возникновения пожара.

И, конечно, в порядке должно быть все технологическое оборудование, системы местных отсосов от него для удаления летучих горючих отходов, имеющиеся установки тушения пожаров, сигнализации; а все помещения укомплектованы пожарным инвентарем, инструментом, что позволит предупредить, вовремя обнаружить, ликвидировать очаг возгорания.

Говоря о пожарной безопасности в учебных кабинетах, не следует забывать и о важной составляющей безопасности учащихся, преподавателей – создании условий для грамотной эвакуации не только из них; но и, в конечном итоге из здания школы, что является основной задачей. Для этого должны быть выполнены, проведены следующие противопожарные мероприятия:

  • Разработаны и вывешены на всех этажах школы, в том числе возле пожароопасных помещений, планы эвакуации при пожаре, отвечающие реальной планировке здания, с указанием всех эвакуационных путей, выходов; средств пожаротушения.
  • Должны регулярно – не меньше двух раз в году проводиться практические тренировки по эвакуации всех находящихся в здании школы, для отработки навыков действий при пожаре; появления уверенности в грамотности своих поступков как у преподавателей, так и у учащихся, что немаловажно для поведения в условиях чрезвычайной ситуации.
  • При этом преподаватели должны подготовить учащихся к эвакуации, прекратив занятия; объявить порядок, направления движения; открыть двери учебных кабинетов, дверей коридоров, ведущих на лестничные клетки; сотрудники охраны, дежурный персонал – распахнуть двери основных эвакуационных выходов из здания.
  • Вывести учащихся, пересчитать их, доложив полученные данные директору/завучу школы, начальнику прибывшего пожарного подразделения.

Для того чтобы эвакуация прошла быстро и успешно требуются не только организационные усилия со стороны педагогического коллектива, прежде всего ответственных за ПБ учебных кабинетов, других помещений, предназначенных для проведения процесса образования; но техническая обеспеченность здания средней школы системами, установками, оборудованием автоматической противопожарной защиты:

  • Автоматической пожарной сигнализацией, совмещенной с системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), предназначенной для звукового/речевого оповещения в зависимости от размеров здания учебного учреждения, количества учащихся, управления эвакуационными потоками людей.
  • Дверями, оборудованными противопожарной фурнитурой – ручками-защелками, нажимными планками «антипаника», что позволяют открывать двери изнутри помещений, здания без помощи ключей.

Современные школы большой площади, этажности также оборудуют системами противодымной защиты, стационарными системами пожаротушения, но в любом здании, построенном в прошлом веке или недавно, все системы противопожарной защиты должны быть в исправном состоянии; для чего необходимо заключать договоры со специализированными предприятиями, оказывающими такие услуги.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора ГБОУ ЛНР

«Зимогорьевская ООШ І-ІІІ ст.им. И.Малько»

____________________________________

ИНСТРУКЦИЯ №_____

ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

1. Общие требования инструкции по пожарной безопасности в кабинете информатики

1.1. К работе в кабинете информатики допускаются только лица, прошедшие инструктаж согласно инструкции по пожарной безопасности в кабинете информатики.

1.3. В кабинете информатики запрещается:

  • применять с целью отопления не сертифицированные нагревательные приборы, удлинители;

  • использовать кипятильники, электрочайники, электроутюги;

  • оставлять без присмотра включенные в сеть компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, сканер, ксерокс и другую оргтехнику;

  • включать в одну розетку несколько устройств.

1.4. В кабинете информатики следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса приборы, принадлежности, пособия, которые должны храниться в шкафах, на стеллажах.

1.5. Ключи от решеток на окнах кабинета информатики должны находиться на вахте, где в случае пожара могут быть получены сотрудниками пожарной охраны. Решетки должны иметь возможность открытия снаружи.

1.6. Расстановка компьютерного оборудования в кабинете информатики не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

1.7. Кабинет информатики обязательно должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения. Огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТа путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено непосредственное воздействие на них отопительных и нагревательных приборов.

1.8. Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется учителем информатики, ответственным за кабинет.

1.9. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в кабинете информатики, соблюдение инструкции по пожарной безопасности в кабинете информатики несет учитель информатики, который проводит там занятия и который приказом директора должен быть назначен ответственным за пожарную безопасность в кабинете.

2. Требования пожарной безопасности перед началом работы в кабинете информатики

2.1. Осмотреть и убедиться в исправности компьютерного оборудования, заземления электропроводки, выключателей и розеток. В случае обнаружения неисправностей к работе не приступать. Сообщить об этом руководителю и только после устранения неполадок и его разрешения приступить к работе.

2.2. Проверить освещение рабочего места, при необходимости принять меры к его нормализации.
2.3. Запрещается учащимся находиться в компьютерном классе одним без преподавателя информатики, включать компьютеры без разрешения учителя.

3. Требования пожарной безопасности во время работы в кабинете информатики

3.1. Запрещается использовать кабинет информатики в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов, родительских собраний.

3.2. Не включать оборудование в неисправную розетку, во время работы следить, не греется ли электровилка, не нарушена ли целостность электрошнура.

3.3. Не приступать к работе с влажными руками.

3.4. Не оставлять компьютер, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор без присмотра.

3.5. Не прикрывать линзу работающего мультимедийного проектора бумагой или иными предметами.
3.6. Не класть предметы на системный блок или монитор.

4. Требования пожарной безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправности компьютерной техники, обрыва проводов питания, появления искрения, посторонних шумов, запаха гари, дыма немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить учителю информатики.

4.2. При возникновении возгорания немедленно отключить компьютер и периферийные устройства, обесточить электросеть за исключением осветительной сети, кондиционеры и вентиляцию для устранения притока воздуха, сообщить о пожаре всем работающим и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения, сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 101.

4.3. Если на металлических частях компьютерного оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), заземляющий провод оборван — безотлагательно отключить оборудование, доложить руководителю о неисправности электрооборудования и без его указания к работе не приступать.

4.4. При прекращении подачи электроэнергии отключить компьютерное оборудование.

4.5. При несчастном случае необходимо в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При освобождении пострадавшего от действия электротока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением.

5. Требования пожарной безопасности по окончании работ в кабинете информатики

5.1. Отключить все компьютерное оборудование от электросети.

5.2. Привести в порядок рабочее место.

5.3. Проветрить кабинет информатики.

5.4. Закрыть окна, выключить освещение, закрыть кабинет.

Инструкцию разработал:

_____________________ ______________ _____________________________

(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за организацию

охраны труда _____________ ______________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цификоновые свечи для детей цена инструкция
  • Банкротство физических лиц инструкция по шагам
  • Light bulb camera инструкция на русском
  • Шерхан 7 программирование брелка инструкция по применению
  • 1 кругосветное плавание было совершено в 1519 1522 году экспедицией под руководством