Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях
1 Как избежать пожара в школе
1. Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.
2. Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки.
Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи. Раньше их сжигали, что вело к пожароопасной ситуации: тлеющие листья ветром могло занести на кровлю здания или в слуховые окна, с образованием очагов горения. В соответствии с законодательством сжигание листвы и мусора запрещено, т.к. помимо создания пожароопасной ситуации это ведет к повышению углекислого газа в воздушной среде, усилению парникового эффекта и глобальному потеплению. (Федеральный Закон № 89 от 24.07.1998 г. «Об отходах производства и потребления).
2. Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
3. Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий досмотр и уход.
Необходимо следить, чтобы крышки смотровых колодцев подземных пожарных гидрантов не были засыпаны землей и мусором, покрыты льдом и снегом, а на стене ближайшего строения был указательный знак гидранта с цифрами, обозначающими координаты расположения гидранта относительно строения.
Меры пожарной безопасности в кабинетах физики,
химии и производственных мастерских
Из всех школьных помещений наиболее потенциально пожароопасны кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т. п.
Классные доски, парты, шкафы, столы располагаются и содержатся с таким расчетом, чтобы проходы между ними, ведущие к эвакуационным выходам из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских были свободны.
В школьных столярных и механических мастерских должен строго соблюдаться противопожарный режим. Прежде чем приступить к работе в мастерских, где есть электрооборудование, необходимо изучить инструкции и выполнять установленные правила эксплуатации электрооборудования. Уборку мусора и отходов необходимо проводить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое требуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, окрашивать изделия нитрокрасками.
После занятий следует тщательно убрать помещение, а промасленные тряпки и ветошь собрать в специальный металлический ящик с всегда закрытой плотной крышкой. Во избежание самовозгорания в конце дня содержимое ящика должно удаляться за пределы здания.
Преподаватель химии (лаборант) перед началом занятий должен включить вентиляцию; убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. В начале занятий в кабинетах физики и химии учащихся следует проинформировать о пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться пожароопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя запрещается.
В химических лабораториях загорание может произойти даже без участия человека. Многие из применяемых химических веществ и реактивов обладают пожаро- и взрывоопасными свойствами, являются сильными окислителями, восстановителями или неустойчивыми при хранении веществами.
Требуется соблюдать правила хранения таких веществ и материалов, иначе могут быть нежелательные последствия: взрыв, самовоспламенение и т. п. Опасные при взаимодействии вещества должны храниться раздельно, в соответствующей упаковке и в допустимых количествах. Необходимо следить за тем, чтобы на упаковках всех реактивов имелись четкие этикетки, включающие знаки безопасности.
В лабораториях и других подобных помещениях допускается хранение легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостях (ГЖ) в количествах, не превышающих сменную потребность. Доставлять жидкости в помещения следует в закрытой безопасной таре.
Эфиры, спирты, бензин, керосин являются крайне огнеопасными в обращении жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички, случайной искры от обувных набоек, наждака. Поэтому данными жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, использовать их в строго ограниченных количествах. Не разрешается учащимся самостоятельно заправлять ими нагревательные приборы.
Запрещается тушение водой ряда веществ и жидкостей (натрий, магний, бензин, керосин), а также электрооборудования, находящегося под напряжением. Поэтому в химических и физических лабораториях, в производственных мастерских должны быть соответствующие средства пожаротушения, например, такие, как порошковый, воздушно-пенный, хладоновый огнетушители, асбестовая кошма, песок. Ответственными за пожарную безопасность таких лабораторий и мастерских должны быть компетентные специалисты.
Соблюдение указанных мер обеспечит нормальные с точки зрения пожарной безопасности условия занятий в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.
Кинопоказ
Для демонстрации учебных фильмов в школах в основном используются видеомагнитофоны и DVD-проигрыватели, но в некоторых школах все еще эксплуатируются киноустановки.
Демонстрация фильмов на широкопленочной аппаратуре в зданиях школы может быть разрешена только из киноаппаратной, оборудованной в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом негорючие перекрытия и не менее двух выходов. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, проведение в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.
Показ учебных кинофильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс, кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился в противоположной стороне от выхода. Выход из помещения, где производится показ фильма, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку.
В помещении, где проводится показ кинофильма, электропроводка должна соответствовать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).
Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок. Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.
В зале для кинопоказа стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.
В классе, в зале во время показа кинофильма, спектакля, проведения праздничного вечера, дискотеки должен обязательно присутствовать преподаватель или воспитатель, который несет ответственность за пожарную безопасность. В это время ни в коем случае нельзя закрывать на замок эвакуационные выходы из помещения.
Порядок эвакуации из образовательных учреждений
В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре.
Если в школе возникло загорание необходимо, в первую очередь, вызвать пожарную охрану и быстро организовать эвакуацию всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.
В плане эвакуации отражают вопросы оповещения педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих и находящихся под угрозой распространения горения и дыма помещений, указываются пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой. В графической части показывается поэтажная планировка здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути эвакуации должны быть обозначены. Наименование помещений обозначают непосредственно на поэтажных планах, либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают открытыми.
На плане наносят стрелки, указывающие направление движения людских потоков, исходя из наименьшего времени выхода и большей безопасности путей эвакуации.
Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками.
Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу по лестницам. Нередко люди спасаются, выходя на крышу здания.
Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты, телефонов.
Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, их порядок и последовательность, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.
Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова. Второе действие – устное оповещение об эвакуации. Оповещение должно делаться спокойно, но повелительным и внушительным тоном. Это может происходить по громкоговорящей сети в рамках Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.
При эвакуации детей в детских учреждениях преподаватели и воспитатели обязаны:
— подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, прием пищи; необходимо быстро одеть детей;
— объявить порядок, направление движения и место сбора;
— в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения; вывести детей; после того как дети выведены, в целях уменьшения скорости развития пожара по зданию необходимо двери закрыть;
— собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте («место сбора»);
— оказать, при необходимости, первую помощь;
— проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору или командиру прибывшего пожарного подразделения, руководителю тушения пожара.
До прибытия пожарных учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести детей в теплое помещение; вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим; выполнять отдельные поручения по тушению незначительных очагов загорания.
Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.
В случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей используется второй.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного их открывания изнутри без ключа.
Допускается, по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России, закрывать запасные выходы на внутренний механический замок. В этом случае на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь обозначение о принадлежности соответствующему замку.
При пожаре нужно в считанные минуты попытаться оказаться на улице или хотя бы в помещение, где есть возможность дышать свежим воздухом. Интенсивное образование продуктов горения (дым, пары) и быстрое их распространение по помещениям и путям эвакуации происходит уже в начальной стадии пожара. В этой ситуации концентрация СО предельно опасна для человека, когда достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание.
Передвигаться сквозь густой дым (при видимости менее 10 метров) можно только в том случае, если вы уверены, что расстояние небольшое и вы сможете задержать дыхание на этой дистанции, а также не потеряете ориентировку и не зацепитесь за что-то одеждой.
Эта статья полезна?
66,7% посетителей считают статью полезной
Согласовано Утверждаю
Председатель профкома Директор МБОУ «Оборонинская сош»
Гудухин С.П. _____________ Шевченко В.А
«__01_»_____09__________2012 г. «__01_»___09____________2012 г.
ИНСТРУКЦИЯ по пожарной безопасности в учреждении для всех работников школы.
ИОТ № 001-12
1. Общие требования.
1.1 Работники учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, установленные «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации», введенные в действие приказом МВД РФ от 14.12.93 г. №53б и настоящей инструкции.
1.2 Лица, виновные в нарушении Правил пожарной безопасности и данной инструкции, несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.3 Все работники учреждения допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.
1.4 Ответственность за пожарную безопасность зданий и помещений приказом определяет руководитель учреждения.
1.5 Для привлечения работников учреждения к работам по предотвращению и борьбе с пожаром на объектах могут создаваться пожарно-технические комиссии и добровольно пожарные дружины.
1.6 Персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждения и его структурных подразделений в соответствии с действующим законодательством возлагается на руководителей.
2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
2.1 Во всех помещениях учреждения на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона противопожарной службы.
2.2 В каждом учреждении приказом (инструкцией) устанавливается противопожарный режим, в том числе:
— определяется порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
— регламентируется порядок проведения временных огневых работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работника при обнаружении пожара;
— определяются порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и занятия по пожарному техническому минимуму, а также назначение ответственных лиц за их проведение.
На каждом этаже, на видном месте должен быть вывешен план эвакуации на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем.
В коридорах и на дверях эвакуационных выходов должно быть предписывающие и указательные знаки безопасности.
По окончанию занятий работники учреждения должны тщательно осмотреть свои закрепленные помещения и закрыть их, обесточив электросеть.
По окончании работы ответственный за противопожарную безопасность обязан проконтролировать отключение всех электроприборов.
В случае пожара обесточить все электрооборудование здания отключением рубильника.
В случае обнаружения пожара работники обязаны сообщить о нем в пожарную охрану, а также принять меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.
Повторный противопожарный инструктаж проводится работникам не реже 1 раза в 6 месяцев, первичный инструктаж – при поступлении на работу с регистрацией в специальном журнале.
Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения.
Противопожарный инструктаж руководителям проводит ответственный за противопожарную безопасность по учреждению.
Во избежание пожара в административных зданиях административно-технический персонал и служащие должны знать и строго соблюдать основные требования правил пожарной безопасности, изложенные в настоящей инструкции.
3. Требования противопожарной безопасности в административных и служебных помещениях.
Запрещается:
3.1 Загромождать коридоры, лестничные клетки, выходы, проемы и подъезды к зданиям, средствам пожаротушения и сигнализации.
3.2 Производить газосварочные работы и работы с применением легковоспламеняющихся жидкостей без письменного разрешения начальника или его заместителя.
3.3 Производить перепланировку помещений без учета противопожарных норм и правил без согласования с Госпожнадзором.
3.4 Содержать закрытыми на замок в рабочее время двери и другие выходы, предназначенные для эвакуации.
3.5 Курить в необорудованных для этой цели местах, разбрасывать окурки и использованные спички.
3.6 Устраивать в пределах лестничных клеток и коридоров кладовые и мастерские, а также хранить под лестницами и на площадках различные материалы.
3.7 Хранить легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючие материалы, баллоны со сжатым и сжиженным газом.
3.8 Устраивать на оконных проемах жилых и служебных помещений глухие металлические решетки.
3.9 Разводить костры, сжигать мусор на территории учреждения.
3.10 Производить сушку белья, устраивать склады, архивы и т.д. в чердачных помещениях.
3.11 Проживать в здании учреждения обслуживающему персоналу и другим лицам.
3.12 Использовать для отделки стен и потолка горючие материалы.
3.13 Снимать предусмотренные проектом двери вестибюлей, холлов, коридоров, тамбуров и лестничных клеток.
3.14 Забивать гвоздями двери эвакуационных выходов.
3.15 Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
3.16 Применять в качестве электрической защиты самодельные и некалиброванные предохранители («жучки»).
3.17 Проводить уборку помещения с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревания замерших труб паяльными лампами и другими способами применением открытого огня.
3.18 Применять электронагревательные приборы и временную электропроводку. Применение нагревательных приборов может быть допущено только с письменного разрешения начальника.
3.19 Хранить на шкафах и приборах отопления бумагу и другие сгораемые предметы.
3.20 Устраивать в чердачных помещениях архивы, склады, мастерские и т.д. После окончания рабочего дня каждый сотрудник обязан выключить электроприборы, счетные машинки и освещение.
3.21 При обнаружении нарушений требований настоящей инструкции принять меры по устранению недостатков и сообщить руководству.
3.22 В случае возникновения пожара каждый сотрудник обязан немедленно вызвать пожарную команду по телефонам «01», приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
Производственные и вспомогательные объекты (помещения, сооружения, оборудование и т.д.) должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно действующим нормам.
Использование первичных средств пожаротушения не по назначению запрещается.
Обслуживающий персонал производственных объектов при приеме и сдаче смены должен проверять наличие и исправность противопожарного инвентаря.
Работник обязан докладывать своему непосредственному руководству о каждом случае травм, отравления и ожога, полученном лично или другими работниками, а также о загорании, возникшей аварийной ситуации.
Работник обязан знать номера телефонов и другие средства экстренной связи, уметь ими пользоваться и немедленно осуществлять вызов: пожарной охраны – при возникновении загорания или возможности его возникновения по телефону «01», скорой помощи – при ожогах, травмах, отравлениях – по телефону «03».
До прибытия соответствующих служб работники должны срочно принять меры по ликвидации загорания или аварии и оказать помощь пострадавшему.
При возникновении аварий следует:
— умело и быстро выполнять обязанности, изложенные в плане ликвидации аварий, сообщить в пожарную охрану;
— прекратить все технологические операции;
— принять меры к удалению людей из опасной зоны;
— принять участие в ликвидации аварии и устранении ее последствий.
Тушение загорания необходимо производить средствами пожаротушения, имеющимися на участке.
5. Краткие правила пользования первичными средствами пожаротушения.
Углекислотные огнетушители.
Предназначены для тушения загорания различных веществ, за исключением тех, горение которых происходит без доступа воздуха, а также электроустановок, находящихся под напряжением до 380 В.
Для приведения в действие углекислотных огнетушителей ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 необходимо раструб направить на горящий предмет, повернуть маховичок вентиля до отказа. Переворачивать огнетушитель не требуется; держать по возможности вертикально.
Во избежание обмораживания нельзя касаться металлической части раструба оголенными частями тела.
Порошковые огнетушители.
Предназначены для тушения нефтепродуктов, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 Вт, ценных материалов и загорания на автомобильном транспорте.
Для приведения в действие порошкового огнетушителя ОП-10 необходимо нажать на пусковой рычаг и направить струю порошка на очаг горения через выкидную насадку.
Предназначены для тушения водой твердых сгораемых материалов и горючих жидкостей для охлаждения ближайших резервуаров.
Внутренний пожарный кран вводится в работу двумя работниками. Один прокладывает рукав и держит наготове пожарный ствол для подачи воды в очаг горения, второй проверяет подсоединение пожарного рукава к штуцеру внутреннего крана и открывает вентиль для поступления воды в пожарный рукав.
1.Асбестовое полотно, войлок (кошма). Используется для тушения небольших очагов горения любых веществ. Очаг горения накрывается асбестовым или войлочным полотном с целью прекращения к нему доступа воздуха.
2. Песок, применяется для механического сбивания пламени и изоляции горящего или тлеющего материала от окружающего воздуха.
Подается песок в очаг пожара лопатой или совком.
Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах на высоте не более 1,5м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
6. Действия при возникновении пожара.
Немедленно сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону № 01
Немедленно оповестить людей о пожаре и сообщить руководителю учреждения или заменяющему его работнику.
Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей из здания.
Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.
Покидая помещение или здание, выключить вентиляцию, закрыть за собой все двери и окна во избежание распространенного огня и дыма в смежном помещении.
Силами добровольной пожарной дружины приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения
Отключить электросеть и обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкции, воздействие токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током.
Инструкция по правилам пожарной безопасности в школе для учащихся Общие положения правил пожарной безопасности в школе
1. Данная инструкция по правилам пожарной безопасности в школе разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций, сохранения жизни и здоровья детей.
2. Инструкция содержит новые правила пожарной безопасности в школе для детей, а также действия школьников при пожаре в школе.
3. Учащиеся всех классов школы должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности в школе для учащихся.
4. Учащиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем учреждения.
5. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику учреждения.
6. Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях.
Правила пожарной безопасности в школе для учащихся
1. Запрещено приносить в школу и пользоваться любыми зажигательными и курительными принадлежностями (спички, зажигалки, сигареты и т.п.). В школе и на ее территории курить запрещено!
2. Запрещено приносить в школу взрывоопасные предметы (хлопушки, петарды, фейерверки) и играть с ними. 3. Запрещено приносить и пользоваться в школе легковоспламеняющимися, горючими материалами и жидкостями, газовыми баллончиками. 4. Запрещено разводить костры на территории школы.
5. Нельзя без разрешения учителя включать в кабинете электрические приборы.
6. Не нагревайте незнакомые приборы, упаковки для порошков и красок. Особенно аэрозольные упаковки (металлические баллончики).
7. Опыты проводятся только в кабинетах физики и химии.
8. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву на территории школы. Это очень ОПАСНО!
9. В каждом классе есть огнетушитель. Необходимо научится им пользоваться.
10.Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.
11.При обнаружении пожара или задымления срочно сообщите учителям, техническому персоналу школы и вызовите пожарных.
Действия учащихся при возникновении пожара в школе
1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы
2. При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.
3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе и действовать согласно указаниям сотрудников школы.
4. По команде учителя (преподавателя) школы эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и планом эвакуации. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.
5. Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.
6. Нельзя прятаться во время пожара под парту, в шкаф: от огня и дыма спрятаться невозможно.
7. При выходе из здания школы находиться в месте, указанном учителем. 8. Учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
9. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Наименование
учреждения
_________
/_________________/
Приказ № ___ от «__».__.20__г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель
профкома
___________ /__________________/
протокол № ____
от «__»___ 20__г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель
службы ОТ (специалист или инженер по ОТ)
___________ /__________________/
«___»__________20__г.
Инструкция
по охране труда в медицинском кабинете
___________________
1. Общие требования охраны труда
Положения данной инструкции распространяется на
всех работающих сотрудников в медицинском кабинете (врач, медсестра).
1.1. К самостоятельной работе в медицинском
кабинете допускаются лица:
•
достигшие возраста 18 лет,
имеющие обязательный периодический медицинский осмотр при отсутствии
медицинских противопоказаний для выполнения работы в соответствующей
должности;
•
имеющие высшее или среднее
медицинское образование;
•
прослушавшие вводный инструктаж
и инструктаж на рабочем месте;
•
прошедшие вводный инструктаж по
электробезопасности с присвоением II группы допуска;
•
получившие необходимое обучение
по охране труда и прошедшие инструктаж по эксплуатации оборудования, а
также различных приспособлений и инструментов, использующихся при
оснащении медицинского кабинета.
1.2. Опасными факторами при работе в
медицинском кабинете являются:
•
физические (высокое напряжение
в электрической сети; система вентиляции);
•
химические (различные
лекарственные препараты и вещества);
•
биологические (препараты,
предназначенные для иммунизации; носители различных инфекционных заболеваний);
•
психофизиологические (состояние
близкое к стрессовому, обусловленное страхом общения с носителями опасных
заболеваний; чрезмерные эмоциональные нагрузки).
1.3. Во время работы в медицинском кабинете
необходимо использовать следующую спецодежду и индивидуальные средства защиты:
халат белый, головной убор (косынка или колпак), ватно-марлевая повязка,
перчатки резиновые индивидуальные.
1.4. Обо всех неполадках в работе электропроводки и
сантехники сотрудник медицинского кабинета обязан незамедлительно сообщить
инженеру по охране труда и своему непосредственному руководителю, а в случае их
отсутствия на рабочем месте – дежурному администратору и главному инженеру
учреждения, а также сделать необходимую запись в журнал заявок.
1.5. Сотрудник медицинского кабинета обязан
выполнять требования по пожарной безопасности.
1.6. Для обеспечения пожарной безопасности в
легкодоступном месте должен присутствовать огнетушитель в рабочем состоянии.
1.7. Растворы лекарственных препаратов,
предназначенных для выполнения лечебных процедур, необходимо хранить в
специально отведенном месте в стеклянных емкостях из темного стекла и не более
10 дней. Препараты, не предназначенные для хранения при комнатной температуре,
необходимо хранить в холодильнике; медицинские препараты списка А, В, которые
являются сильнодействующими – хранить в специальных шкафах, которые
должны закрываться на ключ (на шкафу должна присутствовать соответствующая
надпись «А», «В»).
1.8. В тех случаях, когда для выполнения работы
требуется соблюдение стерильности, необходимо использовать стерильные
одноразовые изделия.
1.9. Все нагревательные приборы системы
центрального отопления, трубы отопительной, водопроводной и канализационной
систем, которые находятся в помещениях, должны быть прикрыты деревянными
кожухами, покрыты масляной краской по всему протяжению и до высоты,
недоступной для прикосновения учащихся школы и сотрудников кабинета во
время проведения процедур.
1.10. Металлические корпуса и штативы электро- и
светолечебных аппаратов, в том числе и переносные, а также нагреватели, которые
могут оказаться под напряжением из-за нарушения изоляции, должны быть
подвержены защитному заземлению вне зависимости от места их установки и
проведения процедуры.
1.11. Не допускается хранение любого оборудования,
аппаратуры и приборов на шкафах.
1.12. Медицинский кабинет должен быть оснащен всем
необходимым оборудованием и инструментарием, согласно примерного перечня
оборудования и инструментария медицинского кабинета.
1.13. Медицинский кабинет должен быть оснащен всем
необходимым для оказания первой неотложной медицинской помощи.
1.14. Все окна медицинского кабинета не должны
иметь решеток, либо иметь распашные решетки, ключи от которых необходимо
хранить в легкодоступном месте.
1.15. За любое нарушение данной инструкции
сотрудник медицинского кабинета несет личную ответственность в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.
2. Требования охраны труда перед началом
выполнения работы
2.1. Произвести проветривание помещения.
2.2. Проверить правильность использования
оборудования на рабочем месте (установка стола, стула) и, при
необходимости, провести необходимые изменения для предотвращения неправильных
поз и длительных напряжений мышц тела.
2.3. Проверить освещенность медицинского кабинета и
своего рабочего места.
2.4. Надеть чистую санитарно-гигиеническую одежду,
обувь, а при необходимости надеть спецодежду и спецобувь.
2.5. Убедиться в исправности всех аппаратов и
оборудования, ограждений, блокировок, заземляющих устройств, и в
случае обнаружения неисправностей немедленно проинформировать об этом своего
непосредственного руководителя, сделав соответствующую запись в специальный
журнал для заметки о проведении текущего ремонта аппаратуры и ее
профилактического осмотра.
2.6. Все контрольно-измерительные приборы
оборудования и аппаратов необходимо подвергнуть проверке в соответствии с
установленным порядком.
2.7. Произвести проверку исправности и
эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции и включить вентиляцию.
2.8. Удалить пыль с оборудования и аппаратов сухой
ветошью, провести влажную обработку ртутно-кварцевых ламп с
использованием спирта-ректификата.
2.9. Проверить состояние всех проводов. Провода,
которые служат для подключения оборудования и аппаратов к сети, должны быть
изготовлены из гибкого кабеля, а при его отсутствии – из гибких проводов,
помещенных в резиновую трубку. Провода, которые отходят от оборудования и
аппаратов к пациенту, должны иметь качественную изоляцию, целостность проводов
необходимо проверять перед каждой эксплуатацией.
2.10. В
медицинском кабинете запрещается:
•
проводить лечебные и диагностические
процедуры на неисправном оборудовании и аппаратах;
•
производить какие-либо
манипуляции внутри оборудования и аппаратов;
•
использовать провода с
изоляцией, имеющей дефекты;
•
проводить медицинские процедуры
с использованием неисправных и (или) самодельных инструментов.
2.11. Запрещается приступать к работе при
обнаружении любых несоответствий рабочего места установленным в данном разделе
требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе
подготовительные к работе действия.
3. Требования охраны труда во время
проведения работы
3.1. Сотрудник медицинского кабинета обязан:
•
неукоснительно соблюдать данную
инструкцию;
•
строго выполнять все правила по
эксплуатации и инструкции по охране труда используемого оборудования,
аппаратуры, приборов, инструментов и различных приспособлений;
•
ежедневно содержать в порядке и
чистоте свое рабочее место;
•
соблюдать все общие требования
гигиены труда;
•
проводить дезинфекцию
медицинских инструментов многоразового пользования способом погружения их
в один из растворов, указанных в СанПиН 2.4.2.1178-02, или использовать
физические методы дезинфекции (кипячение, сухой горячий воздух);
•
проводить дезинфекцию предметов
ухода за больными способом протирания или полного погружения в раствор
дезинфицирующего средства (СанПиН 2.4.2.1178-02);
•
после каждого осмотра учащихся
на педикулез, использованный гребень обдавать кипятком или обрабатывать 70%
раствором спирта;
•
получать информацию у каждого
учащегося, находящегося на приеме, об имеющихся у него
противопоказаниях к применению лекарственных препаратов, о наличии у него
аллергических реакций и перенесенных в последнее время заболеваниях, а также о
его контактах с носителями инфекционных заболеваний;
•
при нахождении учащихся в
медицинском кабинете обеспечить выполнение ими Правил поведения для учащихся, а
также соблюдение ими тишины и порядка.
3.2. Во время работы в медицинском кабинете запрещается:
•
допускать накапливание большого
количества бумаг на рабочем месте;
•
проводить самостоятельное
вскрытие и ремонт оборудования, аппаратуры, приборов, инструментов и
приспособлений;
•
нарушать правила по
использованию инструментов и приспособлений;
•
нарушать правила по
эксплуатации оборудования, аппаратуры и приборов;
•
нарушать правила хранения
медицинских препаратов;
•
оставлять без присмотра
медицинские препараты в доступных местах;
•
применять лекарственные
препараты без проверки их на аллергическую реакцию у каждого учащегося;
•
оставлять учащихся в кабинете
одних без присмотра;
•
оставлять без присмотра
работающее оборудование, аппаратуру, приборы и приспособления.
3.3. Во время предусмотренных перерывов в работе, с
целью уменьшения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного
аппарата, уменьшения гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития
чрезмерного утомления необходимо выполнять соответствующие комплексы физических
упражнений.
3.4. Использование ионизаторов допускается только
во время перерывов в работе и при отсутствии людей в помещении.
4. Требования охраны труда при аварийных
ситуациях
4.1. В случае возникновения аварийных ситуаций,
например, замыкания электропроводки, прорыва водопроводных труб, возникновения
задымления, появления посторонних запахов и прочего, способных привести к
травмированию и (или) отравлению сотрудников и (или) учащихся,
присутствующих в медицинском кабинете, медицинский работник обязан, по
возможности, отключить неисправное оборудование, аппаратуру и приборы от сети, незамедлительно
вывести из кабинета находящихся в нем учащихся, руководствуясь схемой
эвакуации и соблюдая при этом порядок и спокойствие; как можно быстрее сообщить
о случившемся инженеру по охране труда и заместителю директора по АХР, а в
случае их отсутствия на рабочем месте – дежурному администратору и главному
инженеру учреждения.
4.2. При выявлении обрывов проводов электропитания
или нарушения целостности их изоляции, неисправности заземления и иных
повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в
работе оборудования и тестовых сигналов, сообщающих о его неисправности,
немедленно остановить работу и отключить питание.
4.4. При поражении учащихся электрическим током
принять экстренные меры по их освобождению от действия электрического
тока путем отключения электропитания, и, при необходимости, оказать потерпевшим
первую неотложную медицинскую помощь.
4.5. В случае возникновения возгорания оборудования
или аппаратуры немедленно отключить питание, сообщить об этом на пульт пожарной
охраны и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара
всеми имеющимися в наличие средствами.
5. Требования охраны труда по завершении
работы
5.1. После окончания работы сотрудник
медицинского кабинета обязан:
•
отключить электропитание
используемого оборудования, аппаратуры и приборов в последовательности, которая
установлена инструкциями по их эксплуатации с учетом характера выполняемых
работ;
•
убрать в специально
оборудованные для хранения места все лекарственные препараты, инструменты и
приспособления, которые использовались в течение дня.
•
убрать со стола рабочие
материалы и привести в надлежащий порядок свое рабочее место;
•
организовать последовательный
выход из кабинета всех учащихся, которые находятся в нем;
•
выключить освещение, перекрыть
водоснабжение и закрыть все окна.
5.2.
При выявлении неисправности мебели, оборудования, аппаратуры, приборов,
инструментов и приспособлений, нарушения целостности оконных стекол доложить об
этом заместителю директора по АХР, а при его отсутствии на рабочем
месте – дежурному администратору, а также сделать запись в журнал
заявок.
6. Заключительные положения
6.1. Проверка и пересмотр данной инструкции должна
проводиться не реже одного раза в 5 лет.
6.2. Данная инструкция может быть досрочно
пересмотрена в следующих случаях:
•
при пересмотре межотраслевых и
отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
•
при изменении условий труда в
конкретном медицинском кабинете;
•
при внедрении в работу новой
техники и (или) технологий;
•
по результатам рассмотрения
материалов расследования аварий, несчастных случаев на рабочем месте и
профессиональных заболеваний;
•
по требованию представителей
органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной
инспекции труда.
6.3. Если в течение 5 лет со дня утверждения
(введения в действие) данной инструкции, условия труда в медицинском кабинете
не изменяются, то ее действие автоматически продлевается на следующие 5
лет.
6.4. Ответственность за своевременное внесение
изменений и дополнений, а также пересмотр данной инструкции несет инженер по
охране труда.
Инструкцию разработал:
______________ /_______________________/
С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г.
______________ /_______________________/
Пожарная безопасность
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. При проведении занятий и в свободное время учащиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности установленные «Правилами пожарной безопасности» и настоящей инструкцией разработанной на их основании.
1.2. Старшеклассники обязаны знать места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими
1.3. Учащиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем учреждения
1.4. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику учреждения
1.5. Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях
2. ЗАПРЕЩАЕТСЯ
2.1. Приносить и пользоваться в учреждении легковоспламеняющимися, взрывоопасными, горючими материалами
2.2. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы
2.3. Разводить костры на территории учреждения
2.4. Использовать пиротехнические средства
2.5. Курить на территории учреждения
3. ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
3.1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику учреждения
3.2. При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения
3.3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям работников учебного заведения
3.4. По команде учителя (преподавателя) учреждения эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам
3.5. При выходе из здания находиться в месте, указанном учителем (преподавателем)
3.6. Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества
3.7. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.
Что делать во время пожараa
ПОЖАР В КВАРТИРЕ
Пожары в жилом секторе — самые многочисленные. При пожаре в квартире надо:
1. Если пожар начался из-за электроприбора или горит проводка, отключите электроэнергию. Тушить горящий прибор лучше не водой, а накрыв его одеялом. ОСТОРОЖНО! Телевизор может взорваться, поэтому находиться слишком близко от него не стоит.
2. Если от плиты загорелась кухонная утварь, шторы или полотенца, тушите огонь тряпками, обернув руки мокрым полотенцем. Небольшое возгорание на кухне можно ликвидировать с помощью крупы, соли или стирального порошка.
3. Звоните пожарным по тел. 101. Сообщите адрес, причину вызова и наиболее короткую дорогу к вашему дому.
4. Срочно покиньте горящее помещение. Если это невозможно, уплотните двери и окна в одной из комнат мокрой тканью, чтобы не дать просочиться едкому дыму. Это исключит еще и доступ кислорода, если в помещении есть открытый огонь. Самое безопасное место в горящем жилище — балкон (если дверь плотно закрыта).
ГОРИТ МАШИНА
Автолюбители могут стать погорельцами в нескольких случаях: если загорелось разлитое под автомашиной топливо, загорелся мотор, пожар возник в салоне, автомобиль вспыхнул в результате ДТП.
При возникновении огня нужно:
1. Применить автомобильный огнетушитель. Им тушат вспыхнувшую лужицу бензина, пожар под капотом, салон. Если горит мотор, открывайте капот машины осторожнее: доступ воздуха может заставить огонь вспыхнуть с новой силой. Лучше открывать капот на расстоянии, используя палку или монтировку. Пену из огнетушителя нужно направлять в сам очаг возгорания.
2. Если это не помогло, накройте машину брезентом, сбейте пламя, забросайте его песком, землей, залейте водой.
3. ОСТОРОЖНО! Если вам не удалось потушить огонь быстро, срочно отходите на безопасное расстояние, иначе может взорваться бензобак. Опасная зона — 10-15 метров. Ни в коем случае не садитесь в горящее авто и не заводите его!
4. Если горит чужой автомобиль, а в его салоне находится человек (двери заклинило или водитель без сознания), срочно взломайте двери машины, выбейте стекла — нужно немедленно вызволить пострадавшего из огненной ловушки!
5. Если рядом с горящей машиной находятся другие автомобили, поливайте их водой до приезда пожарных, чтобы пламя не перекинулось на них.
ГОРИТ ЧЕЛОВЕК
Вернее, конечно, горит не сам человек, а сначала его одежда. Ни в коем случае не давайте ему бежать! От этого огонь только сильнее разгорится. Человек от боли впадает в состояние шока и не контролирует свои действия. Нужно помочь ему:
1. Повалите его на землю, сбейте пламя. Можно залить огонь водой, забросать горящего человека снегом, если дело происходит зимой, накрыть несчастного плотной тканью или одеждой, оставив голову открытой, чтобы человек не задохнулся от продуктов горения. Если под руками ничего нет, катайте горящего по земле, чтобы сбить огонь.
2. После этого немедленно освободите пострадавшего от тлеющей одежды! Не мажьте ожоги, просто наложите сухую марлевую повязку и вызовите «скорую».
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
— Открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение. Разбивать окно нужно только в том случае, если собираетесь из него выскочить (если этаж невысокий).
— Тушить водой электроприборы, включенные в сеть.
— Ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком.
— В задымленном подъезде двигаться, держась за перила: они могут привести в тупик.
— Пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке).
— Прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно.
— Смазывать ожоги маслом.
— Бороться с огнем самостоятельно, не вызывая пожарных.
ПАНИКА — ДРУГ ПОЖАРА
Не паникуйте! Это главный принцип поведения в чрезвычайной ситуации.
Действуйте четко, быстро, спокойно.
Сообщите пожарным ваш адрес, короткую дорогу к вашему дому (офису), назовите этаж, где произошло возгорание, четко расскажите, что конкретно горит (кабинет, квартира, подвал, чердак, подъезд), сколько людей в здании, представьтесь, назовите номер своего телефона.