Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете биологии

Оказание первой доврачебной помощи

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях.

1. Легкие травмы

1.1. Успокоить пострадавшего. При ушибе – положить холод на место ушиба и наложить тугую повязку. При растяжении (больно совершать движения в суставах) – наложить фиксирующую повязку, положить холод.

1.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

2. Переломы (образуется выступ или впадина)

2.1. Зафиксировать конечность (два сустава, а при переломе левой и бедренной кости – три).

2.2. Вызвать медицинского работника, сообщить родителям и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

3. Перелом открытый

3.1.При переломе открытом, относится к нему сначала как к ране, только потом как к перелому — это основа первой доврачебной помощи при травмах.

3.2. Наложить стерильную повязку и зафиксировать конечность.

3.3. Вызвать медицинского работника и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

Следует помнить следующие правила оказания помощи при травмах (п. 2 и 3.):

· фиксировать деформированную конечность необходимо в том положении, в котором она находится, чтобы не навредить ещё больше;

· при наложении шины, необходимо проследить за тем, что бы сустав был зафиксирован до и после перелома;

· использовать все возможные в данной ситуации подручные средства;

· перелом фиксируем, не изменяя его положения;

· вправлять ничего не нужно, фиксируем как перелом;

· большая кровопотеря не исключена;

· можно применить холод к месту травмы или перелома, чтобы уменьшить боль; при этом лёд к голому телу не прикладывается, его необходимо обернуть.

· Симптомов перелома или травмы может быть несколько:

· кровь;

· неестественное положение конечности;

· нарушение подвижности конечности;

· боль;

· опухоль;

· оголенная кость в ране при открытом переломе.

В любом случае не зависимо от типа травмы не пытайтесь самостоятельно придать конечности естественное положение.

4. Электротравмы

4.1. Прекратить контакт с источником тока. Отключить ток или, если не удается, отодвинуть пострадавшего от источника тока.

4.2. При отсутствии дыхания и пульса – провести реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца и искусственное дыхание).

4.3. Вызвать скорую помощь.

4.4. Реанимацию проводить до прибытия скорой помощи или до появления пульса и самостоятельного дыхания.

5. Ожоги (открытым огнем или горячей жидкостью)

5.1. Ожоги – повреждение тканей, возникающее под действием высокой температуры, электрического тока, кислот, щелочей или ионизирующего излучения. Соответственно различают термические, электрические, химические и лучевые ожоги. Термические ожоги встречаются наиболее часто, на них приходится 90-95% всех ожогов.

5.2. Если ожог небольшой обожженный участок подержать под холодной водой и наложить стерильную повязку.

5.3. При сильных ожогах наложить стерильную повязку.

5.4.Для местного лечения ожогов лучше применять многокомпонентные аэрозоли (левовинизоль, олазоль, ливиан, пантенол).

5.5. При тяжелых (обширных) поражениях вызвать скорую помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.

6. Помощь при порезах и ушибах

6.1. В первую очередь необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка).

6.2. Если рана загрязнена, грязь удаляется только вокруг, но ни в коем случае не из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени и обращаются в медпункт.

6.3. Если после наложения жгута кровотечение продолжается, на рану накладывают стерильный тампон, смоченный 3-процентным раствором перекиси водорода, затем стерильную салфетку и туго бинтуют. Если повязка намокает от поступающей крови, новую накладывают поверх старой.

6.4. Первая помощь при ушибах — покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке, холодный металлический предмет и др. источники холода). Ушибленному органу придают возвышенное положение.

6.5. При ушибах головы пострадавшему обеспечивают полный покой и вызывают скорую помощь.

6.6. Инородные тела, попавшие в глаз, разрешается удалить влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7 — 10 минут. Для подачи воды допускается также пользоваться чайником или лабораторной промывалкой.

6.7. При попадании в глаз едких жидкостей промывают его водой, как указано выше, затем раствором борной кислоты или гидрокарбоната натрия, в зависимости от характера попавшего вещества.

6.8. После заключительного ополаскивания глаза чистой водой под веки необходимо ввести 2 — 3 капли 30-процентного раствора альбуцида и направить пострадавшего в медпункт.

7.Обморок

7.1. Обморок – внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся ослаблением деятельности сердца и дыхания. Возникает при быстро развивающемся малокровии головного мозга и продолжается от нескольких секунд до 5-10 минут и более.

7.2. Признаки. Обморок выражается во внезапно наступающей дурноте, головокружении, слабости и потере сознания, сопровождается побледнением и похолоданием кожных покровов. Дыхание замедленное, поверхностное, слабый и редкий пульс (до 40-50 ударов в минуту).

7.3. Первая помощь. Пострадавшего уложить на спину так, чтобы голова была несколько опущена, а ноги приподняты. Для облегчения дыхания освободить шею и грудь от стесняющей одежды. Тепло укройте пострадавшего, положите грелку к его ногам. Натрите нашатырным спиртом виски больного и поднесите к носу ватку, смоченную нашатырем, а лицо обрызгайте холодной водой. При затянувшемся обмороке показано искусственное дыхание. После прихода в сознание дайте ему горячий кофе.

8. Кровотечение

8.1. Кровотечением называют излияние крови из поврежденных кровеносных сосудов. Оно является одним из частых и опасных последствий ранений, травм и ожогов. В зависимости от вида поврежденного сосуда различают: артериальное, капиллярное и венозное кровотечения.

8.2. Атериальное кровотечение возникает при повреждении артерий и является наиболее опасным.

Признаки: из раны сильной пульсирующей струей бьет кровь алого цвета.

Первая помощь направлена на остановку кровотечения, которая может быть осуществлена путем придания кровоточащей области приподнятого положения, наложения давящей повязки, максимального сгибания конечности в суставе и сдавливания при этом проходящих в данной области сосудов, пальцевое прижатие, наложение жгута. Прижатие сосуда осуществляется выше раны, в определенных анатомических точках, там, где менее выражена мышечная масса, сосуд проходит поверхностно и может быть прижат к подлежащей кости. Прижимать лучше не одним, а несколькими пальцами одной или обеих рук.

8.3. Венозное кровотечение возникает при повреждении стенок вен.

Признаки: из раны медленной непрерывной струей вытекает темная кровь.

Первая помощь заключается в остановке кровотечения, для чего достаточно придать приподнятое положение конечности, максимально согнуть ее в суставе или наложить давящую повязку. Такое положение придается конечности лишь после наложения давящей повязки. При сильном венозном кровотечении прибегают к прижатию сосуда. Поврежденный сосуд прижимают к кости ниже раны. Этот способ удобен тем, что может быть выполнен немедленно и не требует никаких приспособлений.

8.4. Капилярное кровотечение является следствием повреждения мельчайших кровеносных сосудов (капилляров).

Признаки: кровоточит вся раневая поверхность.

Первая помощь заключается в наложении давящей повязки. На кровоточащий участок накладывают бинт (марлю), можно использовать чистый носовой платок или отбеленную ткань.

9 Обморожение

9.1. Признаки обморожения — онемение поврежденной части тела, побледнение, а затем посинение кожи и отечность. Боль вначале не ощущается, но при отогревании обмороженного участка появляется резкая боль.

9.2. При оказании помощи необходимо внести пострадавшего в теплое помещение; водкой или разведенным спиртом необходимо растереть побелевшие места до появления чувствительности кожи, а затем наложить повязку с вазелином. Пострадавшего нужно напоить горячим чаем.

9.3. Если кожа в месте обморожения отекла и приняла красно-синюшный оттенок, растирать его нельзя. Необходимо протереть теми же растворами и наложить сухую стерильную повязку.

9.4. Признаками замерзания являются сонливость, ослабление памяти, исчезновения сознания, расстройство дыхания и сердечной деятельности. Замерзшего следует внести в теплое помещение, растереть и поместить в ванну с температурой воды 30-320С, а после погружения — довести до З4-ЗЗ0. Если пострадавший в сознании, следует дать ему горячую пишу и питье; если он не дышит, следует делать искусственное дыхание.

10. Солнечный и тепловой улар.

2.10.1. При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует усталость, лицо краснеет, а затем покрывается бледностью, повышается температура, наступают судороги, потеря сознания.

10.2. Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание, следует начать делать его искусственно.

11. Утопление.

После извлечения пострадавшего из воды необходимо быстро очистить ему полость рта и вытащить язык, чтобы он не западал в гортань. Став на правое колено, положить пострадавшего вниз лицом на левое бедро, упираясь им в нижнюю часть грудной клетки. В области нижних ребер надавить на спину, чтобы освободить от проглоченной воды. Затем положить пострадавшего на спину, чтобы голова была запрокинута, на твердую поверхность и начать искусственное дыхание способом «изо рта в рот». Вместе с искусственным дыханием осуществляют согревание путем растирания тела.

Инструкция 
№ 1  

Охрана
труда учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с
использованием микроскопа

 Общие положения. 

 Данная инструкция предназначена для учащихся 
при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с
использованием микроскопа. Опасности в работе:

уколы частей тела при небрежном обращении с
препаровальными иглами;

порезы рук при небрежном обращении с
предметами и покровными стёклами.

v
Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и
порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.     

Перед началом каждой лабораторной работы,
учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам
поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет
учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от
посторонних предметов.

Ученик знакомится с устройством микроскопа и в
его исправности, с правилами работы с микроскопом.

Ученик должен точно выполнять все указания
учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и
сумками.

v
Требования безопасности во время работы. 

Ученик точно выполняет указания учителя
биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.  

Ученик соблюдает осторожность при работе с
препаровальными иглами, предметными и покровными стёклами.                  

Ученик приступает к работе только тогда, когда
убедился в исправности микроскопа.

Ученик перед работой с микроскопом знакомится
с правилами.

Учащийся не берёт без разрешения учителя
биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не
встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.

Учащийся не выносит из кабинета микроскоп,
предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

v
Требования безопасности после окончания работы. 

По окончании работы ученик собирает предметные
и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и
укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю
биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит
микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на
хранение.                            

По окончании работы ученик приводит своё
рабочее место в порядок.     

После окончания работы обязательно тщательно
вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без
разрешения учителя.

v
Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах,
установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

Инструкция
№ 2

Охрана
труда учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных с
гербарным материалом в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся
при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным
материалом.

Опасности в работе:

  • аллергические реакции на сухой гербарный
    материал;
  • уколы шипами, колючками гербарных растений
    при небрежном обращении с ними;
  • попадание частичек гербарного материала в
    глаза и слизистую носоглотки с повреждённых гербариев.

v
Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и
порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.     

Перед началом каждой лабораторной работы,
учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам
поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.

Ученик освобождает рабочее место от
посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность
гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания
учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и
сумками.

v
Требования безопасности во время работы

Ученик точно выполняет указания учителя
биологии при работе с гербарным материалом.  

Ученик заблаговременно сообщает учителю о
предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного
материала.

Ученик приступает к работе только тогда, когда
убедился в целостности гербарного материала.

Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев)
– ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и
попадания в дыхательные пути частичек гербария.

Не передавать гербарии друг другу. Работать с
тем гербарием, который выдал учитель биологии.

v
Требования безопасности после окончания работы. 

По окончании работы ученик сдаёт гербарный
материал учителю биологии на хранение.                            

По окончании работы ученик приводит своё
рабочее место в порядок.     

После окончания работы обязательно тщательно
вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без
разрешения учителя.

v
Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах,
установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.

Инструкция
№ 3

Техника
безопасности учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и
демонстрационных опытов в кабинете биологии

Правила по технике безопасности во время
лабораторных занятий и демонстр
aционных опытов:

  1. Учащиеся должны приобрести прочный навык
    брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на
    себя и соседей  (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10
    классов; черенковании комнатных растений — 6 классов).
  1. Категорически запрещается иметь в кабинете
    биологии электронагревательные  приборы с открытой спиралью. При
    демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных
    приборов с закрытой спиралью.
  1. Перед выполнением лабораторных работ, в
    процесс
    e которых проводится нагревание жидкости в
    пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её
    необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно
    закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается
    придерживание пробирок бумажными полосками.
  1. Инструктаж надлежит сопровождать показом
    правильных приемов ра­боты, (проводится при выполнении лабораторных работ
    действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).
  1. При выполнении лабораторной работы –
    сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и
    тщательно промыть под струей холодной воды.
  1. При проведении лабораторной работы —
    получение вытяжки
    xлорофила из зелёного листа,
    необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном
    посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.
  1. При демонстрации опытов, связанных с
    использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать
    попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников
    как работать с серной кислотой.
  1. В кабинете биологии запрещается использование
    инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается
    обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным
    настоем.
  1. При использовании технических средств
    обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке
    для всех учебных предметов.
  1. Для оказания первой помощи при травмах в
    кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны
    находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный
    спирт, зелёнка.

Инструкция
№ 4

Охрана
труда учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в
кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся 
в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.

Опасности в работе:

  1. отравление вредными испарениями при
    небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;
  1. порезы рук при небрежном обращении со
    стеклянной поверхностью влажных препаратов.

v
Требования безопасности перед началом работы.

 Ученик внимательно изучает содержание и
порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.     

Перед началом каждой лабораторной работы,
учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам
поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет
учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от
посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность влажных
препаратов, применяемых в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания
учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и
сумками.

v
Требования безопасности во время работы. 

 Ученик точно выполняет указания учителя
биологии при работе с влажными препаратами.  

Ученик соблюдает осторожность при работе с
влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не
передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.  

Ученик приступает к работе только тогда, когда
убедился в герметичности влажных препаратов.

Ученик перед работой с влажными препаратами
знакомится с правилами.

Учащийся соблюдает осторожность при работе с
влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться
осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в
котором находится изучаемый объект.

v
Требования безопасности после окончания работы

По окончании работы ученик сдаёт влажные
препараты учителю биологии на хранение.                            

По окончании работы ученик приводит своё
рабочее место в порядок.     

После окончания работы обязательно тщательно
вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без
разрешения учителя.

v
Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах,
установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

В случае травмы или ожога сразу же обратитесь
к учителю.  

При возникновении аварийной ситуации:

  1. сообщить администрации, директору;
  2. сообщить пожарной охране;
  3. принять меры по эвакуации учащихся из
    помещения;
  4. отключить электросеть.

v
Требования по оказанию первой помощи.

Если произошло повреждение влажного препарата,
и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во
избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета,
нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.

Если при этом наблюдается наличие порезов
осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную
повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.

Инструкция
№ 5

Охрана
труда учителя при проведении демонстрационных опытов по биологии

v
Общие требования безопасности.

1.К проведению демонстрационных опытов по
биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет,
прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие
противопоказаний  по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению
демонстрационных опытов не допускаются.

2. Лица,  допущенные к проведению
демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего
трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и
отдыха.

3. При проведении демонстрационных опытов по
биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных поизводственных
факторов:

— химические ожоги при попадании на кожу и в
глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

— термические ожоги при неаккуратном обращении
со спиртовками;

— порезы и уколы рук при небрежном обращении с
лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

— отравления ядовитыми растениями и ядовитыми
веществами грибов.

4.Кабинет биологии должен быть укомплектован
медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии
с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.

5. При проведении демонстрационных опытов по
биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать расположение первичных
средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными
средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с
песком.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или
очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации
учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента
прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

7. В процессе работы соблюдать правила личной
гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8.  Лица, допустившие невыполнение или
нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной
ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и,
при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил
охраны труда.

v
Требования безопасности перед началом работы.

 Подготовить к работе необходимое оборудование
, инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности
лабораторной посуды и приборов из стекла.

v
Требования безопасности во время работы.

1. Пребывание учащихся в помещение кабинета
биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учмиеля.

2. Обеспечить безопасное состояние рабочих
мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактовов.

3. Стеклянная посуда, колющие и режущие
инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на
замки шкафах с глухими створками без стекол.

4. В кабинете на видном месте должны быть
вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных
работ и практических работ, на учебно-опытном участке и при поведении экскурсий
по биологии.

5. В кабинете не должно быть растений,
содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай и др.) а также колючих
растений.

6. Запрещается иметь и использовать в работе
электронагревательные приборы с открытой спиралью.

7. При работе с лабораторной посудой,
приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на
хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края
легко во избежание порезов пальцев.

8. При работе с твердыми химреактивами
набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не
допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.

9. Не сливать отработанные растворы
химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой
вместимостью не менее 3 литров.

10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так
как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

11. Запрещается использование в кабинете
инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных  растений.

v
Требования безопасности по окончании работы.

1. Привести в порядок рабочее место, убрать в
лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты,
химреактивы.

2. Отработанные водные растворы реактивов
слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью неменее 3
литров с крышкой для их последующего уничтожения.

3. Проветрить помещение и тщательно вымыть
руки.

ПЕРВИЧНЫЙ
ИНСТРУКТАЖ
 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. К практическим работам допускаются учащиеся, которые
прошли медицинский осмотр, специальное обучение, инструктажи по охране труда, о
безопасных методах работы. Эти знания периодически проверяют, закрепляют.

1.2. Проведение инструктажей и проверка знаний по
вопросам техники безопасности (охраны труда) производится в пределах учебной
программы и оформляются соответственно в журнале инструктажа.

1.3. Выполнение данной инструкции является обязательной
для всех лиц, которые выполняют практические работы по биологии.

1.4. Тщательно придерживайтесь правил личной гигиены и
санитарных норм на рабочем месте.

1.5. В кабинете разрешается проводить эксперименты,
только предусмотренные учебными программами.

1.6. Запрещается выполнять работы, не связанные с
заданием или указанием учителя.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

2.1.Наденьте спецодежду, застегните её на все пуговицы,
волосы

спрячьте под головной убор.
2.2. Освободите рабочее место от всех ненужных для
проведения работы предметов и материалов.

2.3. Проверьте наличие и надёжность посуды, приборов,
инструментов, материалов, необходимых для выполнения
задания.
2.4. Начинайте выполнять задания только с разрешения
учителя.

3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Выполняйте только ту работу, которую поручил
учитель.

3.2. Пользуясь спиртовкой, не задувайте пламя, а гасите
его,

накрывая специальным колпачком; не вынимайте из спиртовки

после её зажигания горелки с фитилём; не зажигайте одну
спиртовку от другой — всё это угрожает пожаром.
3.3. При пользовании скальпелем, лезвием для безопасной
бритвы,

иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части
этих

инструментов на себя, других, чтобы избежать ранений.

3.4.Нагревая
жидкости в пробирке, пользуйтесь только

специальным держателем к ней, а не бумажной полоской.
Чтобы

избежать ожогов, не направляйте отверстие пробирки на
себя

или на других.

3.5.
Пользуясь кислотами или щелочами, наливайте их только в стеклянную посуду.
Кислоту вливайте в воду, а не наоборот.

3.6. При использовании порошкоподобных химических
веществ,

набирайте их только специальной ложечкой (не
металлической),

не дотрагиваясь к порошкам руками. Помните, что многие из

этих веществ ядовиты. Тоже самое касается удобрений, которые

используются для подкормки растений.
3.7. Все жидкости, которые остаются после проведения
лабораторных занятий с использованием химических веществ,

сливайте в стеклянные чашки или стаканы, специально для
этого

предназначенные (не сливайте их в водопроводную
раковину).

3.8.
Аккуратно обращайтесь со стеклянной посудой. В случае если

она разбивается, не собирайте осколки руками, а сметайте
их

щёточкой в предназначенный для этого совок.
3.9. При изготовлении препаратов для рассматривания их
под

микроскопом очень аккуратно берите стёклышко большим и
указательным пальцами правой руки за края, расположите
его

параллельно предметному стеклу, которое вы держите в
левой

руке, в непосредственной близости к нему, а потом
выпустите

стёклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на
препарат.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

4.1. Уберите рабочее место.
4.2. Не мойте стеклянную посуду мылом, она становится
скользкой, и её легко упустить и разбить.
4.3. После окончания работы обязательно тщательно вымойте

руки с мылом.
4.4. Не выходите из кабинета (класса) без разрешения
учителя.

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1. В случае выявления неисправностей в приборах,
установках

немедленно остановите работу и оповестите учителя.
5.2. В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к
учителю.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________2020

Инструкция

по охране труда при работе в кабинете биологии

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

  1. К работе в кабинете биологии допускаются лица, достигшие
    16-летнего возраста, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по ох­
    ране труда.

  2. Опасные производственные факторы:

  • химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов
    кислот, щелочей и других едких веществ;

  • термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовка­
    ми;

  • порезы и уколы рук при небрежном обращении’ с лабораторной
    посудой, режущим и колющим инструментом;

  • отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами
    грибов.

  1. Для тушения очага возгорания кабинет биологии должен быть
    обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушитель пенный и
    углекислый ящик с песком;

  2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему,
    сообщить об атом администрации учреждения, при необходимости отправить
    пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

  3. После окончания работ тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

  1. Подготовить к работе необходимое оборудование, инструменты,
    препараты, проверить их правильность, целостность лабораторной посуды
    и приборов из стекла.

  2. Убедится в наличии и исправности первичных средств пожароту­шения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикамен­тами
    и перевязочными средствами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

  1. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся,
    приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов.

  2. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые ­
    вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.

  3. Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской ­
    допускается только в присутствии учителя (преподавателя) био­логии.

Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими дверными створками без стекол.

  1. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции
    по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических ­
    работ, во время работы на учебно-опытном участке при проведении
    экскурсий биологии.

  2. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные ­
    приборы с открытой спиралью.

  3. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соб­людает
    особую осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие
    стенки пробирок, колб, брать предметные и покровные стекла за края легко,­
    во избежание порезов пальцев.

  4. При работе с твердыми химреактивами набирать их из баночек
    специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать
    попадания растворов кислот и щелочей на кожу, глаза и одежду.

  5. Запрещается использование инсектицидов для борьбы с насеко­мыми-
    вредителями комнатных растений.

  1. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализа­цию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью
    не менее Зл.

  2. Не мыть лабораторную посуду мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4. 1. При разливе легко воспламеняющихся жидкостей или ее воспла­менения эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.8. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.3. При получении травмы сообщить оказать первую помощь постра­давшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ.

  1. Привести в порядок рабочее место. Убрать в лаборантскую в
    шкаф оборудование, приборы, инструменты, препараты.

  2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее З л для последующего уничтоже­ния.

  3. Тщательно вымыть руки с мылом.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ

с использованием микроскопа

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:

уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;

порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.

Ученик соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стёклами.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.

Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.

Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда для учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных с гербарным материалом в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.

Опасности в работе:

аллергические реакции на сухой гербарный материал;

уколы шипами, колючками гербарных растений при небрежном обращении с ними;

попадание частичек гербарного материала в глаза и слизистую носоглотки с повреждённых гербариев.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.

Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.

Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.

Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по технике безопасности для учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и демонстрационных опытов в кабинете биологии

Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений — 6 классов).

Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.

Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживание пробирок бумажными полосками.

Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов ра­боты, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).

При выполнении лабораторной работы – сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.

При проведении лабораторной работы — получение вытяжки xлорофила из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.

При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.

В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.

При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.

Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.

Опасности в работе:

отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;

порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.

Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.

Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.

Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.

При возникновении аварийной ситуации:

сообщить администрации, директору;

сообщить пожарной охране;

принять меры по эвакуации учащихся из помещения;

отключить электросеть.

Требования по оказанию первой помощи.

Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.

Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________2020

Инструкция

по правилам безопасности для учащихся на пришкольном участке.

I. Общие требования безопасности

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.

Работать на учебном участке в халатах или перчатках.

Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями.

Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.

Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров.

Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа, через каждые 20 минут работы 10 минутный перерыв, 7-8 классы работают 3-4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут.

Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

Все работы выполнять после указания учителя, руководителя трудовой практики.

Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.

Травмоопасность на учебном участке:

солнечный удар;

порезы и ушибы при работе с инвентарём;

отравление ядохимикатами и т.п. веществами.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Пройти инструктаж по ТБ при выполнении любого вида работ.

Надеть рабочую одежду и защитные перчатки.

Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда.

Получить конкретное задание на ближайшие 20 — 30 минут от учителя — руководителя работ.

При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.

III. Требования безопасности во время занятий

Приступить к работе после указания учителя.

Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.

Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.

Прополку вести только инвентарём, но не руками.

Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой и т.д.

Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.

Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

Проводить 10 минутный отдых в тени.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию учителя или руководителя работ.

При травматизме обратиться за помощью к учителю.

При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.

V. Требования безопасности по окончании занятий

Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.

Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю.

Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.

О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструкция

по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии

Общие требования безопасности.

1.К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.

2. Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных поизводственных факторов:

— химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

— термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

— порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

— отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.

5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать расположение первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы.

Подготовить к работе необходимое оборудование , инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

Требования безопасности во время работы.

1. Пребывание учащихся в помещение кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учмиеля.

2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактовов.

3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.

4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ и практических работ, на учебно-опытном участке и при поведении экскурсий по биологии.

5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай и др.) а также колючих растений.

6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

8. При работе с твердыми химреактивами набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.

9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.

10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных растений.

Требования безопасности по окончании работы.

1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью неменее 3 литров с крышкой для их последующего уничтожения.

3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«__» ____________201

Инструктаж

для учащихся школы

по охране труда при проведении экскурсий по биологии

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-ro класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении экскурсии по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

— травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

— укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);

— заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);

— отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

— заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.

1.3. При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.4. Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу.

1.5. При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.

1.7. Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСКУРСИИ.

2.1. Перед проведением экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.

2.2. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами.

2.3. Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.

2.4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ.

3.1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми.

3.2. При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.

3.3. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.

3.4. Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых.

3.5. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плода и грибы.

3.6. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.

3.7. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.

3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЭКСКУРСИИ.

5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся.

5.2. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы.

5.3. Тщательно вымыть руки с мылом.

Инструкция
по охране труда для учащихся в кабинете биологии
(вводный инструктаж)

1. Общие положения инструкции для учащихся в кабинете биологии

1.1. Данная инструкция предназначена для учащихся, занимающихся в кабинете биологии. К занятиям в кабинете биологии допускаются школьники, ознакомившиеся с настоящей инструкцией по охране труда для учащихся в кабинете биологии, прошедшие медицинский осмотр.
1.2. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам охраны труда производится в пределах учебной программы и оформляются соответственно в журнале инструктажа.
1.3. Соблюдение требований настоящей инструкции по охране труда в кабинете биологии обязательно для всех обучающихся, работающих в кабинете биологии.
1.4. Учащиеся должны спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета биологии.
1.5. Школьники должны соблюдать требования инструкции по проведению лабораторно-практических работ по биологии.
1.6. Не разрешается присутствие посторонних лиц в кабинете при проведении лабораторно-практических работ без ведома учителя биологии.
1.7. Запрещено обучающимся в кабинете биологии принимать пищу и пить.
1.8. Запрещается загромождать проходы портфелями, сумками, передвигать учебные столы и стулья.
1.9. Факторы травмирования учащихся в кабинете биологии:

  • поражение электротоком;
  • порезы разбившейся стеклянной лабораторной посудой;
  • термические ожоги и ожоги кислотами и щелочами и другими органическими жидкостями.

1.10. Запрещено обучающимся приносить посторонние предметы, чтобы не отвлекать и не травмировать одноклассников.
1.11. Не вносить в кабинет биологии, без указания учителя, любые вещества.
1.12. Во время работы соблюдать тишину, быть внимательным и дисциплинированным на уроке, точно выполнять указания учителя.
1.13. В кабинете биологии учащимся необходимо в обязательном порядке соблюдать требования инструкции по охране труда при проведении практических работ по биологии в школе.
1.14. За нарушение или несоблюдение данной инструкции по охране труда обучающиеся несут ответственность в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения и, при необходимости, со всем классом проводится повторный инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы учащихся в кабинете биологии

2.1. Требования к учащимся перед работой в кабинете биологии:

  • входить в кабинет биологии только после разрешения учителя;
  • не включать самостоятельно электроосвещение и электроприборы;
  • не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна;
  • подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятиям;
  • надеть рабочую одежду и средства индивидуальной защиты по указанию учителя биологии;
  • перед выполнением работы внимательно изучить по учебнику или пособию порядок её проведения.

2.2. Перед началом каждой лабораторной работы, учащийся прослушивает инструктаж по безопасным правилам проведения лабораторных работ, экспериментов.
2.3. Запрещено учащимся приносить в кабинет биологии и использовать в эксперименте, не предназначенные для этого вещества.
2.4. Необходимо строго соблюдать дисциплину в кабинете биологии.
2.5. Перед выполнением работы необходимо пройти инструктаж по безопасным приемам выполнения работы, тщательно изучить задание, уяснить ход ее выполнения.
2.6. Точно выполнять все указания учителя биологии.

3. Требования безопасности во время работы учащихся в кабинете биологии

3.1. Во время работы в кабинете биологии учащиеся должны соблюдать порядок и чистоту, не содержать на рабочем месте посторонние предметы, приборы, не нарушать инструкцию по охране труда в кабинете биологии.
3.2. Выполнять практические задания только в специальной одежде.
3.3. Приступать к работе и каждому её этапу, только после указания учителя биологии.
3.4. Не проводить самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы.
3.5. Располагать приборы, оборудование и материалы для исследований в порядке, указанном учителем биологии и лаборантом.
3.6. Соблюдать аккуратность со стеклянной лабораторной посудой, микропрепаратами и другими приборами и инструментами.
3.7. Соблюдать аккуратность при работе с любыми химическими реактивами, применяемыми в биологических методах анализа (кислоты, щелочи).
3.8. Соблюдает аккуратность при работе с любыми легковоспламеняющимися жидкостями, применяемыми в биологических методах исследования (спирт и т.д.).
3.9. Соблюдать осторожность при работе с электрическими приборами, работающими под напряжением, опасным для жизни.
3.10. При выполнении практической работы пользоваться специальными держателями для пробирок и колб.
3.11. Не оставлять без присмотра нагревательные приборы.
3.12. Не устранять самостоятельно неисправности в лабораторном учебном оборудовании.
3.13. Обо всех неисправностях в лабораторном оборудовании, о травмах, плохом самочувствии, необходимо незамедлительно уведомлять учителя биологии.
3.14. Во время работы в кабинете биологии учащимся запрещается громко разговаривать, бегать по кабинету; без разрешения учителя открывать окна, фрамуги; толкать друг друга; бросать различные предметы друг в друга.
3.15. Во время работы в кабинете биологии обучающимся необходимо соблюдать требования инструкции по охране труда для учащихся в кабинете биологии школы, правила пожарной безопасности, при выполнении лабораторных работ — требования инструкции по охране труда при проведении лабораторных работ по биологии в школе.
3.16. Во время работы в кабинете биологии необходимо соблюдать все требования настоящей инструкции по охране труда, а также правила пожарной безопасности.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При получении травм (порезы, ожоги) немедленно сообщить учителю биологии или лаборанту. Преподаватель биологии окажет первую помощь, используя аптечку первой помощи.
4.2. В случае возникновения аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) по указанию учителя, быстро и без паники, покинуть кабинет биологии.
4.3. При внезапном заболевании, либо плохом самочувствии, сообщить учителю биологии.
4.4. Обо всех разливах жидкостей или рассыпании твёрдых реактивов сообщить учителю (не убирать самостоятельно).
4.5. При разбитии лабораторной посуды или стеклянных приборов, не следует собирать их осколки незащищенными руками, в этих случаях используется щетка и совок.

5. Требования безопасности по окончании работы в кабинете биологии

5.1. По окончании работы необходимо собрать весь отработанный лабораторный материал, химические реактивы, поместить их в специальную посуду и сдать учителю биологии или лаборанту кабинета биологии.
5.2. Необходимо сдать все приборы и оставшийся лабораторный материал и реактивы на хранение учителю биологии или лаборанту кабинета биологии.
5.3. Не сливать в канализацию растворы и органические жидкости.
5.4. По окончании работы привести в порядок свое рабочее место.
5.5. Снять рабочую одежду и индивидуальные средства защиты.
5.6. Не выносить из кабинета биологии любые вещества без указания учителя биологии.
5.7. Вымыть руки с мылом.
5.8. Обо всех неполадках в работе лабораторного оборудования сообщить учителю биологии.
5.9. Только по указанию учителя биологии организованно и спокойно выйти из кабинета биологии. Источник инструкции: http://ohrana-tryda.com/node/11

Инструкцию разработал: ___________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_____20___г. ____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям в кабинете биологии
Инструкциям классного руководителя

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

 

Инструкция  для учащихся при занятиях в кабинете биологии

1. Общие требования безопасности

1. К работе в кабинете (лаборатории) биологии допускаются учащиеся, которые получили инструктаж преподавателя. При использовании газовых горелок инструктаж необходимо сопровождать показом.

2. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете (лаборатории) биологии.

3. В кабинете (лаборатории) биологии проявляйте осторожность, соблюдайте порядок и чистоту на рабочем месте, выполняйте требования инструкции по охране труда для данного опыта.

4. Соблюдайте пожарную безопасность в кабинете биологии.

5. При обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемых  приборов, установок, недоброкачественности посуды прекратите работу и поставьте в известность преподавателя.

6. В случае получения травмы (порезы, ушибы), ожогов, а также при плохом самочувствии необходимо сообщить об этом преподавателю или лаборанту.

7. Для оказания первой медицинской помощи при травмах в кабинете (лаборатории) биологии имеется аптечка, которая хранится в специальном шкафчике с красным крестом на дверце (состав медикаментов см. в Приложении 6).

8. Соблюдайте правила личной гигиены, содержите руки в чистоте. При работе в кабинете не пейте воду и не принимайте пищу.

9. Пребывание учащихся в помещении кабинета (лаборатории) биологии допускается только в присутствии преподавателя биологии.

2. Требования безопасности перед началом работы

10. Уясните последовательность и правила безопасного проведения опыта, лабораторной работы.

11. Проверьте состояние рабочего места; наличие необходимых инструментов, приборов, учебных пособий для данной работы.

12. Не загромождайте рабочее место, освободите его от ненужных для работы предметов и материалов.

14. При использовании в лабораторной работе фиксированного в формалине материала накануне занятия необходимо извлечь его из раствора и тщательно промыть под сильной струей воды (эту работу выполняет лаборант).

3. Требования безопасности при выполнении работы

15. Приступайте к выполнению задания только после разрешения преподавателя.

16. Выполняйте только ту работу, которая предусмотрена заданием или поручена преподавателем.

17. Когда пользуетесь скальпелем, лезвием для безопасной бритвы, препаровальной иглой, никогда не направляйте режущие или колющие части этих инструментов на себя, на своих товарищей, чтобы избежать ранений.

18. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, очень осторожно берите покровное стеклышко большим и указательным пальцами правой руки за края, расположите его параллельно предметному стеклу, которое вы держите в левой руке, в непосредственной близости к нему, а затем выпустите стеклышко из пальцев, чтобы оно свободно легло на препарат.

19. Не мойте стеклянную посуду мылом: она становится скользкой — и ее легко уронить и расколоть.

4. Требования безопасности по окончании работы

20.  При обнаружении после окончания работы разбитой посуды немедленно сообщайте преподавателю.

21. Приведите рабочее место в порядок.

22. Тщательно вымойте руки с мылом.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 23. При возникновении аварийной ситуации (пожар, утечка газа, появление резких запахов) необходимо четко выполнять указания преподавателя и при необходимости эвакуироваться из помещения.

33. В случае разрыва стеклянных сосудов запрещается убирать осколки стекла голыми руками. Используйте щетку и совок.

34. При получении травмы, отравления или внезапного заболевания учащиеся немедленно обращаются к преподавателю. Первую медицинскую помощь оказывать на месте. При необходимости вызывать врача.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Белвест руководство компании
  • Siemens iq300 инструкция по эксплуатации pdf
  • Инструкция по эксплуатации духового шкафа гефест 622 02
  • Массажер китайский электрический инструкция по эксплуатации
  • Мешалка для сыроварни своими руками пошаговая инструкция