Инструкция по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма в школе

Инструкция
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

1. Общие требования

1.1. Настоящая инструкция по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма составлена в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с изменениями на 2 июля 2021 года; Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами», с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; согласно разделу Х Трудового кодекса Российской Федерации.
1.2. Данная инструкция разработана с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ, школе, лагере и иных детских организациях, устанавливает порядок построения, следования и перехода проезжей части, требования безопасности при перевозке детей, определяет мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
1.3. Сотрудник, включенный в приказ в качестве сопровождающего детей или ответственного, должен изучить инструкцию по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, пройти целевой инструктаж по правилам сопровождения детей с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда, обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Сопровождающие детей сотрудники обязаны знать и строго придерживаться правил дорожного движения, подавать детям пример дисциплинированности на улице.
1.5. Перед началом пешей экскурсии или организованной перевозки детей сопровождающие ответственные лица должны провести с детьми инструктаж с записью в журнале регистрации инструктажей обучающихся (воспитанников).
1.6. Группу детей всегда должны сопровождать не менее двух взрослых: один – впереди, другой – сзади.
1.7. Сопровождающим необходимо брать с собой красные флажки для подачи сигнала водителям, чтобы они останавливались и пропускали детей.
1.8. Лица, сопровождающие детей, должны знать точное количество вышедших детей, вернувшихся детей, выбрать безопасный маршрут движения.
1.9. Чтобы не нарушить правила дорожного движения, требования инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, сопровождающим из школы, детского сада или лагеря следует организовывать выход детей заранее, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас необходимого времени.

2. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

2.1. К причинам детского дорожно-транспортного травматизма относятся:

  • неумение наблюдать;
  • невнимательность;
  • недостаточный контроль сопровождающих над поведением детей;
  • нарушение правил дорожного движения.

2.2. Сопровождающим педагогическим работникам следует регулярно проводить с детьми беседы и инструктажи по соблюдению ПДД, с обязательной регистрацией в журнале. Занятия проводятся в форме беседы с использованием наглядности.
2.3. Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно:

  • организовывать конкурсы плакатов;
  • использовать наглядность;
  • осуществлять показ видеоматериалов;
  • проводить увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры;
  • осуществлять практическую деятельность (рисование, лепка);
  • организовывать театральные тематические постановки;
  • знакомить детей с правилами поведения в транспорте;
  • организовать уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки — задания и т.п.).

2.4. Следует организовывать практические занятия по изучению ПДД:

  • экскурсии по улицам;
  • просматривать обучающие фильмы;
  • вовлекать детей в агитбригады ЮИД;
  • знакомить детей с работой ГИББД;
  • в летний период организовывать на участке игры по обучению правилам дорожного движения.

2.5. Беседуя с детьми, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, потому что чувство страха мешает сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической угрозы.
2.6. В освоении детьми правил дорожного движения значительную роль играет конкретная, четкая речь педагога.
2.7. Целесообразным является разработка и составление памяток по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Порядок организации и построения детей для следования

3.1. Во время прогулок и экскурсий, связанных с необходимостью перехода проезжей части, детей должны сопровождать не менее двух взрослых, заранее прошедших инструктаж о мерах безопасности на дороге. Один из сопровождающих назначается ответственным за всю группу детей.
3.2. Ответственный сопровождающий проводит инструктаж детей по требованиям безопасности и правилам поведения детей на дороге.
3.3. Дети должны построиться в колонну по два, желательно взять друг друга за руки.
3.4. Ответственный сопровождающий идет впереди группы, а второй замыкающий сопровождающий позади.
3.5. Каждый из сопровождающих должен иметь при себе красный флажок.
3.6. Следует следить, чтобы во время движения колонны в руках у детей не было посторонних отвлекающих предметов.

4. Порядок следования по тротуарам и обочинам дорог

4.1. Группа детей, построенных в колонну по два, при движении шагом по тротуару или пешеходной дорожке придерживается правой стороны.
4.2. Если вдоль дороги тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести колонну детей по левой обочине дороги навстречу движению транспортных средств, но только лишь в светлое время суток.
4.2. Сопровождающие обязаны находиться со стороны проезжей части впереди и позади колонны и не позволять детям выходить на проезжую часть.
4.4. При движении по обочинам пешеходам следует иметь жилеты со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
4.5. При движении по обочине дороги должно быть два сопровождающих в группе. При этом они несут два красных флажка: один в голове группы, другой – позади колонны.
4.6. Вести детей следует продуманным маршрутом, чтобы по пути было как можно меньше переходов через проезжую часть дороги или улицы.
4.7. Сопровождающие детей обязаны внимательно следить за выездом машин со дворов и примыкающих улиц.
4.8. Следует внимательно следить за тем, чтобы дети шли организованно парами и не отлучались из строя.

5. Порядок перехода проезжей части улицы и дороги

5.1. Переходить проезжую часть дороги разрешается в местах с наличием разметки или дорожного знака «пешеходный переход», а если их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
5.2. На регулируемых перекрестках проезжей части переходить можно только при разрешающем сигнале светофора или регулировщика.
5.3. Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходных переходов дорогу следует переходить только под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны, и только после того, как сопровождающий убедится в отсутствии приближающегося транспортного средства.
5.4. Переход улиц и дорог с группой детей в зоне ограниченной видимости, когда существует возможность внезапного появления транспорта, строго запрещен.
5.5. При переходе нерегулируемых перекрестков и загородных дорог, а также перекрестков оборудованных светофором или с регулировщиком, сопровождающие должны иметь красные флажки.
5.6. Перед началом перехода улицы или дороги ответственному сопровождающему необходимо остановить направляющую пару детей с целью группирования растянувшегося строя.
5.7. Перед началом перехода дороги сопровождающий должен оценить дорожную обстановку, выйти на проезжую часть с поднятым красным флажком, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что его заметили можно начинать переход колонны детей через дорогу.
5.8. Во время перехода через проезжую часть:

  • переводить детей группы через улицу строго в местах, где есть знаки пешеходного перехода, по пешеходным дорожкам на зеленый сигнал светофора, даже при отсутствии машин;
  • переводить детей через улицу не торопясь, спокойным ровным шагом прямо, а не наискось;
  • строго следить за тем, чтобы дети не отвлекались на разговоры между собой и по телефону, не толкали друг друга и не устраивали игр;
  • запрещено выводить детей на проезжую часть из-за транспорта или кустов, которые заграждают видимость дороги;
  • следует убедиться в том, что все автомобили уступают вам дорогу.

5.9. Если отряд детей не успел закончить переход проезжей части к моменту появления транспорта на близком расстоянии, сопровождающий дополнительно предупреждает водителя поднятием красного флажка, развернувшись лицом к приближающемуся транспортному средству.
5.10. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги.

6. Требования безопасности при перевозке детей

6.1. Педагогический работник, включенный в приказ в качестве ответственного за организованную перевозку детей, сопровождающие лица должны пройти целевой инструктаж по правилам сопровождения детей с записью в журнале регистрации инструктажей по охране труда, быть ознакомлены о спасательных мерах при авариях, а также с инструкцией для сопровождающих при перевозке детей автобусом.
6.2. Перед началом перевозки группы детей лицом, планирующим организованную перевозку группы детей (организатором перевозки), в том числе фрахтователем или фрахтовщиком, должно быть подано уведомление в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении и не позднее 24 часов до начала перевозок в городском и пригородном сообщениях.
6.3. Автобусы, используемые для осуществления перевозок групп детей, должны соответствовать ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей». Проходят обязательный технический осмотр перед выходом.
6.4. Водитель перед выездом должен пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также регулярный предрейсовый регистрируемый инструктаж.
6.5. В состав группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет, если согласно графику движения время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает 4 часа.
6.6. Допускается организованная перевозка группы детей в ночное время (с 23 часов до 6 часов) к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей при незапланированном отклонении от графика движения, а также организованная перевозка детей, осуществляемая на основании правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.
6.7. У ответственных за организованную перевозку детей должны иметься:

  • средства мобильной связи;
  • сигнальные флажки для движения групп после высадки с автобуса.

6.8. Осуществление поездки не допускается в следующих случаях:

  • при наличии недостатков в организации перевозки детей, влияющих на безопасность, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей;
  • при недостаточной подготовленности автотранспортного средства, отсутствии ремней безопасности, первичных средств пожаротушения, аптечки первой помощи, знаков и маячков, предупреждающих о перевозке детей;
  • при наличии признаков алкогольного опьянения у водителя автобуса либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

6.9. Посадка детей в автотранспортное средство должна осуществляться по количеству посадочных мест на посадочных площадках, со стороны тротуара и только после его полной остановки.
6.10. Все дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства.
6.11. Во время поездки необходимо:

  • соблюдать порядок в салоне автобуса, не захламлять вещами проход и выходы;
  • не отвлекать водителя от управления автобусом во время его движения;
  • не допускать во время движения действий детей, которые потенциально способны привести к несчастному случаю (вставание с места, хождение по салону, сидение в непредназначенных для поездки позах, высовывание рук из окна, использование острых предметов и т.д.);
  • закрывать окна в салоне автобуса при движении.

6.12. Контролировать состояние детей во время поездки, при необходимости дать воду, оказать первую помощь.
6.13. Не допускается нахождение детей в буксируемом автобусе.
6.14. Во время остановки или стоянки автобуса следует руководствоваться требованиями к безопасности высадки детей, исключить выход детей на проезжую часть дороги.
6.15. При передвижении детей детского сада, школы или лагеря общественным транспортом, необходимо выполнять правила входа и выхода из данного транспорта. О входе и выходе предупреждается водитель общественного транспорта.

Инструкцию разработал: __________ /________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда __________ /________________/
«___»__________202__г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»_________202__г. ___________ /________________/

Рекомендуем перейти к:
Правилам дорожного движения для детей

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование
учреждения

_________
/_________________/

Приказ № ___ от «__».__.20__г.                                       

 

СОГЛАСОВАНО                     
      

Председатель
профкома     

___________ /__________________/

протокол № ____
от «__»___ 20__г.

СОГЛАСОВАНО                               

Руководитель
службы ОТ (специалист или инженер по ОТ)

___________ /__________________/                    

«___»__________20__г.                                                            

 

 

Инструкция
по охране
труда по предупреждению детского

дорожно-транспортного травматизма

____________________

1. Общие требования дорожно-транспортной
безопасности

1.1. Сопровождающие детей воспитатели обязаны знать и
строго придерживаться правил дорожного движения, подавать детям пример
дисциплинированности на улице.

1.2. Направляясь на прогулку по городским улицам,
сопровождающие воспитатели должны знать точное количество детей, которых они
берут с собой, и выбрать безопасный маршрут.

1.3. Внимательно следить за тем, чтобы дети в группах шли
организованно парами, не отлучаясь из строя.

1.4. Группу детей всегда должны сопровождать не менее двух
взрослых: один – впереди, другой – сзади.

1.5. Сопровождающим воспитателям необходимо брать с собой
красные флажки для подачи сигнала водителям, чтобы они остановились и
пропустили детей.

1.6. Чтобы не нарушить правила дорожного движения,
воспитателям следует организовывать выход детей к месту проведения мероприятий
(посещение кинотеатра, бассейна и т.д.) заранее, чтобы при спокойной ходьбе
иметь запас времени.

2. Мероприятия по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма.
 

2.1. К причинам детского дорожно-транспортного
травматизма относятся: 

— неумение наблюдать. 

— невнимательность. 

— недостаточный контроль взрослых над поведением детей. 

2.2. Воспитателям отрядов
следует регулярно проводить с детьми беседы и инструктажи по соблюдению ПДД, с
обязательной регистрацией в журнале по ТБ.
Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием
наглядности.

2.3. Параллельно с изучением основных правил
дорожного движения целесообразно организовывать чтение рассказов; проведение
развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры;
практическую деятельность (изо, ручной труд).  

2.4. Необходимо организовывать практические занятия по
изучению ПДД: экскурсии по городским улицам; просматривать обучающие фильмы;
вовлекать детей в агитбригады ЮИД.

2.5. Беседуя с детьми, не нужно говорить о тяжелых
последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с
дорожным движением, но не должны бояться улицы, потому что чувство страха
мешает сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической угрозы.

2.6. В освоении детьми правил движения значительную
роль играет конкретная, четкая речь воспитателя.  

2.7. Проводить информационно-профилактические работы с
родителями (беседы, составление памяток) по предотвращению детского
дорожно-транспортного травматизма.

3. Порядок организации
и построения группы детей для следования.

3.1.
При проведении прогулок или экскурсий с детьми по улицам, тротуарам и дорогам,
при общем количестве воспитанников в группе свыше 15 человек, должно быть не
менее двух взрослых сопровождающих.

3.2.
Один из сопровождающих назначается старшим и ответственным за всю группу.
Старший сопровождающий идет впереди группы, а второй – замыкающий позади. В
случае, когда сопровождающий один, он должен находиться позади группы детей,
чтобы постоянно их видеть.

3.3.
Дети должны построиться в колонну по два и взять друг друга за руки. Необходимо
следить, чтобы во время движения колонны в руках у них не было посторонних предметов
и игрушек.

3.4.
Каждый из сопровождающих должен иметь при себе красный флажок.

4. Порядок следования
по тротуарам и обочинам дорог
.

4.1. Группа воспитанников, построенных в колонну по
два, при движении шагом по тротуару или пешеходной дорожке, придерживается
правой стороны.

4.2. Сопровождающие воспитатели обязаны находиться со
стороны проезжей части впереди и позади колонны и не позволять детям выходить
на проезжую часть.

4.3. Если вдоль дороги тротуар или пешеходная
дорожка отсутствует, разрешается вести колонну детей по левой обочине дороги
навстречу движению транспортных средств, но только лишь в светлое время суток.

4.4. При движении по обочине дороги, независимо от
количества детей в группе, должно быть два сопровождающих. При этом они несут
два красных флажка: один в голове группы, другой – позади колонны.

4.5. Вести детей следует продуманным маршрутом,
чтобы по пути было как можно меньше переходов через проезжую часть дороги или улицы.

4.6. Сопровождающие воспитатели обязаны внимательно следить
за выездом машин со дворов и примыкающих улиц.

5. Порядок
перехода проезжей части улицы и дороги
.

5.1. Переходить проезжую часть дороги разрешается в
местах с наличием разметки или дорожного знака «пешеходный переход», а если их
нет – на перекрестках по линии тротуаров.

5.2. На регулируемых перекрестках проезжей части переходить
группе можно только при разрешающем сигнале светофора или регулировщика.

5.3. Вне населенных пунктов  при отсутствии
пешеходных переходов дорогу следует переходить только под прямым углом в
местах, где она хорошо просматривается в обе стороны, и только после того,
как  воспитатель убедиться в отсутствии приближающегося транспортного
средства. Переход улиц и дорог с группой детей в зоне ограниченной видимости,
когда существует возможность внезапного появления транспорта,  строго запрещен!

5.4. При переходе нерегулируемых перекрестков и
загородных дорог, а также перекрестков оборудованных светофором или с регулировщиком,
сопровождающие должны иметь наготове красные флажки.

5.5. Перед  началом  перехода  улицы
или дороги ответственному сопровождающему необходимо остановить 
направляющую  пару детей,  с целью группирования растянувшегося
строя.

5.6. Перед началом перехода дороги сопровождающий
должен оценить дорожную обстановку, выйти на проезжую часть с поднятым красным
флажком, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что его
заметили можно начинать переход колонны детей через дорогу.

5.7. Во время перехода через проезжую часть:

• переводить детей через улицу строго в местах, где есть
знаки пешеходного перехода, по пешеходным дорожкам на зеленый сигнал светофора,
даже при отсутствии машин;

• переводить детей через улицу не торопясь, спокойным
ровным шагом прямо, а не наискось;

• строго следить за тем, чтобы дети не отвлекались на
разговоры между собой и по телефону, не толкали друг друга и не устраивали игр; 

• запрещено выводить детей на проезжую часть из-за
транспорта или кустов, которые заграждают видимость дороги;

• следует убедиться в том, что все автомобили уступают вам
дорогу. 

5.8. Если группа не успела закончить переход проезжей
части к моменту появления транспорта на близком расстоянии, сопровождающий группы
дополнительно предупреждает водителя поднятием красного флажка, развернувшись
лицом к приближающемуся транспортному средству.

6. Требования
безопасности при перевозке детей.

6.1. Перевозка детей возрастом до 16 лет разрешается
только в автобусах. Категорически запрещается перевозка детей в кузове
грузового автомобиля!

6.2. Автобус, предназначенный для перевозки детей,
должен быть соответствующим образом подготовлен, исправлен, чисто вымыт, салон
убран. Автобус накануне поездки должен пройти  обязательную проверку районной
Госавтоинспекции.

6.3. К управлению автобусом допускается только
опытный водитель со стажем вождения, прошедший специальный инструктаж и отлично
знающий маршрут движения.

6.4. На каждый автобус, в котором перевозятся дети,
назначается старший сопровождающий, ответственный за соблюдение всех правил безопасности
при перевозке детей. Старший сопровождающий назначается приказом директора
школы, с которым он должен ознакомиться под подпись. Сопровождающий обязан
следить за соблюдением порядка в салоне автобуса во время движения и не
допускать выхода детей во время остановок.

6.5. Водитель автобуса должен быть в обязательном
порядке проинструктирован администрацией школы о том, что начинать движение можно
только с разрешения руководителя перевозки детей. Сопровождающий группы должны
лично убедиться в том, что двери автобуса закрыты.

6.6. Количество детей в автобусе не должно
превышать количества оборудованных для сидения мест, установленного технической
характеристикой автобуса.

6.7. При перевозке детей необходимо, чтобы в
автобусе находилось не менее двух взрослых человек.

6.8. Посадка и высадка детей производится 
только по команде старшего сопровождающего. Высаживать детей из автобуса со
стороны проезжей части категорически запрещено!

6.9. Перевозка детей запрещена в сложных
метеорологических условиях (метель, сильный дождь, туман, гололед и т.п.). При внезапном
возникновении перечисленных погодных условий в пути следования автобуса решение
о продолжении движения принимается лицом, ответственным за перевозку детей.

6.10. Каждый автобус перевозящий детей должен быть
оборудован двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее 2-х литров
(один — в кабине водителя, другой – в салоне), спереди  и сзади на
автобусе должен находиться знак «ДЕТИ». Также, автобус должен быть
укомплектован знаком  аварийной остановки и медицинской аптечкой.

6.11. При передвижении детей в общественном
транспорте, необходимо выполнять правила входа и выхода из данного транспорта.
О входе и выходе ответственный сопровождающий должен предупредить водителя.

Инструкцию разработал:                                
______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)

«___»_____20___г.                                
            ______________ /_______________________/

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

___________ /__________________/

протокол № ____ от «__»___ 201__г.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель службы ОТ (специалист или инженер по ОТ)

___________ /__________________/

«___»__________201__г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование учреждения

_________ /_________________/

Приказ № ___ от «__».__.201__г.

Инструкция
по охране труда по предупреждению детского

дорожно-транспортного травматизма

____________________

1. Общие требования дорожно-транспортной безопасности

1.1. Сопровождающие детей воспитатели обязаны знать и строго придерживаться правил дорожного движения, подавать детям пример дисциплинированности на улице.

1.2. Направляясь на прогулку по городским улицам, сопровождающие воспитатели должны знать точное количество детей, которых они берут с собой, и выбрать безопасный маршрут.

1.3. Внимательно следить за тем, чтобы дети в группах шли организованно парами, не отлучаясь из строя.

1.4. Группу детей всегда должны сопровождать не менее двух взрослых: один – впереди, другой – сзади.

1.5. Сопровождающим воспитателям необходимо брать с собой красные флажки для подачи сигнала водителям, чтобы они остановились и пропустили детей.

1.6. Чтобы не нарушить правила дорожного движения, воспитателям следует организовывать выход детей к месту проведения мероприятий (посещение кинотеатра, бассейна и т.д.) заранее, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

2. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 

2.1. К причинам детского дорожно-транспортного травматизма относятся: 

— неумение наблюдать. 

— невнимательность. 

— недостаточный контроль взрослых над поведением детей. 

2.2. Воспитателям отрядов следует регулярно проводить с детьми беседы и инструктажи по соблюдению ПДД, с обязательной регистрацией в журнале по ТБ. Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.

2.3. Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изо, ручной труд).  

2.4. Необходимо организовывать практические занятия по изучению ПДД: экскурсии по городским улицам; просматривать обучающие фильмы; вовлекать детей в агитбригады ЮИД.

2.5. Беседуя с детьми, не нужно говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не должны бояться улицы, потому что чувство страха мешает сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической угрозы.

2.6. В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя.  

2.7. Проводить информационно-профилактические работы с родителями (беседы, составление памяток) по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Порядок организации и построения группы детей для следования.

3.1. При проведении прогулок или экскурсий с детьми по улицам, тротуарам и дорогам, при общем количестве воспитанников в группе свыше 15 человек, должно быть не менее двух взрослых сопровождающих.

3.2. Один из сопровождающих назначается старшим и ответственным за всю группу. Старший сопровождающий идет впереди группы, а второй – замыкающий позади. В случае, когда сопровождающий один, он должен находиться позади группы детей, чтобы постоянно их видеть.

3.3. Дети должны построиться в колонну по два и взять друг друга за руки. Необходимо следить, чтобы во время движения колонны в руках у них не было посторонних предметов и игрушек.

3.4. Каждый из сопровождающих должен иметь при себе красный флажок.

4. Порядок следования по тротуарам и обочинам дорог.

4.1. Группа воспитанников, построенных в колонну по два, при движении шагом по тротуару или пешеходной дорожке, придерживается правой стороны.

4.2. Сопровождающие воспитатели обязаны находиться со стороны проезжей части впереди и позади колонны и не позволять детям выходить на проезжую часть.

4.3. Если вдоль дороги тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести колонну детей по левой обочине дороги навстречу движению транспортных средств, но только лишь в светлое время суток.

4.4. При движении по обочине дороги, независимо от количества детей в группе, должно быть два сопровождающих. При этом они несут два красных флажка: один в голове группы, другой – позади колонны.

4.5. Вести детей следует продуманным маршрутом, чтобы по пути было как можно меньше переходов через проезжую часть дороги или улицы.

4.6. Сопровождающие воспитатели обязаны внимательно следить за выездом машин со дворов и примыкающих улиц.

5. Порядок перехода проезжей части улицы и дороги.

5.1. Переходить проезжую часть дороги разрешается в местах с наличием разметки или дорожного знака «пешеходный переход», а если их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

5.2. На регулируемых перекрестках проезжей части переходить группе можно только при разрешающем сигнале светофора или регулировщика.

5.3. Вне населенных пунктов  при отсутствии пешеходных переходов дорогу следует переходить только под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны, и только после того, как  воспитатель убедиться в отсутствии приближающегося транспортного средства. Переход улиц и дорог с группой детей в зоне ограниченной видимости, когда существует возможность внезапного появления транспорта,  строго запрещен!

5.4. При переходе нерегулируемых перекрестков и загородных дорог, а также перекрестков оборудованных светофором или с регулировщиком, сопровождающие должны иметь наготове красные флажки.

5.5. Перед  началом  перехода  улицы или дороги ответственному сопровождающему необходимо остановить  направляющую  пару детей,  с целью группирования растянувшегося строя.

5.6. Перед началом перехода дороги сопровождающий должен оценить дорожную обстановку, выйти на проезжую часть с поднятым красным флажком, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что его заметили можно начинать переход колонны детей через дорогу.

5.7. Во время перехода через проезжую часть:

• переводить детей через улицу строго в местах, где есть знаки пешеходного перехода, по пешеходным дорожкам на зеленый сигнал светофора, даже при отсутствии машин;

• переводить детей через улицу не торопясь, спокойным ровным шагом прямо, а не наискось;

• строго следить за тем, чтобы дети не отвлекались на разговоры между собой и по телефону, не толкали друг друга и не устраивали игр; 

• запрещено выводить детей на проезжую часть из-за транспорта или кустов, которые заграждают видимость дороги;

• следует убедиться в том, что все автомобили уступают вам дорогу. 

5.8. Если группа не успела закончить переход проезжей части к моменту появления транспорта на близком расстоянии, сопровождающий группы дополнительно предупреждает водителя поднятием красного флажка, развернувшись лицом к приближающемуся транспортному средству.

6. Требования безопасности при перевозке детей.

6.1. Перевозка детей возрастом до 16 лет разрешается только в автобусах. Категорически запрещается перевозка детей в кузове грузового автомобиля!

6.2. Автобус, предназначенный для перевозки детей, должен быть соответствующим образом подготовлен, исправлен, чисто вымыт, салон убран. Автобус накануне поездки должен пройти обязательную проверку районной Госавтоинспекции.

6.3. К управлению автобусом допускается только опытный водитель со стажем вождения, прошедший специальный инструктаж и отлично знающий маршрут движения.

6.4. На каждый автобус, в котором перевозятся дети, назначается старший сопровождающий, ответственный за соблюдение всех правил безопасности при перевозке детей. Старший сопровождающий назначается приказом директора школы, с которым он должен ознакомиться под подпись. Сопровождающий обязан следить за соблюдением порядка в салоне автобуса во время движения и не допускать выхода детей во время остановок.

6.5. Водитель автобуса должен быть в обязательном порядке проинструктирован администрацией школы о том, что начинать движение можно только с разрешения руководителя перевозки детей. Сопровождающий группы должны лично убедиться в том, что двери автобуса закрыты.

6.6. Количество детей в автобусе не должно превышать количества оборудованных для сидения мест, установленного технической характеристикой автобуса.

6.7. При перевозке детей необходимо, чтобы в автобусе находилось не менее двух взрослых человек.

6.8. Посадка и высадка детей производится  только по команде старшего сопровождающего. Высаживать детей из автобуса со стороны проезжей части категорически запрещено!

6.9. Перевозка детей запрещена в сложных метеорологических условиях (метель, сильный дождь, туман, гололед и т.п.). При внезапном возникновении перечисленных погодных условий в пути следования автобуса решение о продолжении движения принимается лицом, ответственным за перевозку детей.

6.10. Каждый автобус перевозящий детей должен быть оборудован двумя легкосъемными огнетушителями емкостью не менее 2-х литров (один — в кабине водителя, другой – в салоне), спереди  и сзади на автобусе должен находиться знак «ДЕТИ». Также, автобус должен быть укомплектован знаком  аварийной остановки и медицинской аптечкой.

6.11. При передвижении детей в общественном транспорте, необходимо выполнять правила входа и выхода из данного транспорта. О входе и выходе ответственный сопровождающий должен предупредить водителя.

Инструкцию разработал: ______________ /_______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)

«___»_____20___г. ______________ /_______________________/

Как стать заметным на дороге? Конечно же, мы сейчас про пешеходов на слабоосвещённых улицах и в тёмное время суток.  В тёмной одежде маленького пешехода совсем не видно водителю. Именно поэтому по статистике наезд на пешехода – один из самых распространенных видов ДТП, а использование световозвращателей снижает риск наезда на пешехода на 65-80 %.

Но нужно помнить, что световозвращатели эффективны при условии соблюдения правил дорожного движения.

Начиная с 1 июля 2015 года в Российской Федерации пешеходы обязаны иметь световозвращатели в следующем случае: 

  1. вне населенного пункта; 
  2. при переходе дороги и движении по обочине или краю проезжей части;
  3. в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. 

В остальных случаях световозвращатели также рекомендуется иметь, однако это не обязательно.

Научить ребёнка соблюдать ПДД можете именно вы своим собственным примером. Чтобы он «засветился» на дороге, позаботьтесь об этом заранее!

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр Петродворцового района

Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

Методические рекомендации

по проведению

работы по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

 Коллектив авторов:

Смирнова Татьяна Евгеньевна,

 педагог дополнительного образования; Томберг Светлана Евгеньевна,

 педагог дополнительного образования, Ружицкая Анна Владимировна,

педагог-организатор

Санкт-Петербург

                                                      2015 учебный год

Мы с вами в ответе за жизнь каждого ребенка. Безопасность детей – прежде всего забота взрослых.  Спасая маленьких граждан, мы заботимся о будущем. Это мы должны научить детей безопасному поведению на дорогах. Уберечь от дорожно-транспортных происшествий.

Данные методические рекомендации предназначены для ответственных за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в любом образовательном учреждении (для заместителей директора, методистов, учителей, учителей ОБЖ, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования).

 Методические рекомендации помогут облегчить работу и получить результат. Результат — это снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в районе.

Рекомендации составлены на базе опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, которая ведется уже более десяти лет на базе ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ».

Методические рекомендации разработаны коллективом авторов:

Смирнова Т.Е., педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», контактный телефон: 8- 905-232-12-16;

Томберг С.Е., педагог дополнительного образования, ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», 8-911-799-76-32;

Ружицкая А.В., педагог-организатор, ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», 8-921-334-76-20.

Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                                    
  2. Содержание                                                                                                        
  3. Приложения                                                                                                      

Сокращения:

ПДД-правила дорожного движения

ПДДТТ – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

ДТП – дорожно-транспортное происшествие

РОЦ БДД – районный опорный центр безопасности дорожного движения

ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения

УВД – управление внутренних дел

ОУ – образовательное учреждение

Пояснительная записка.

Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в образовательных учреждениях образования. Ребенок должен усвоить основные правила дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. ПДД в школе – это довольно большой комплекс мер, которые включают в себя как теоретические знания, так и практические мероприятия, направленные на выявление пробелов в знаниях по правилам дорожного движения. 

Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах по статистике —  являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ). Это актуально для всей системы образования, которая включает в себя и дошкольные образовательные учреждения, и средние образовательные учреждения.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету:

 Зарубежные экономисты подсчитали, что профилактическая работа с детьми по изучению правил дорожного движения экономически выгодна: на каждую вложенную единицу — в будущем четыре единицы прибыли. Это значит, что потом не придётся тратить средства на покрытие расходов по лечению людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, на восстановление послеаварийной техники, дорожного полотна и оборудования.

 Единственное, что может спасти ребенка на дороге — это вера в «запретительные» свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить — взрослый человек. И единственным способом – личным примером.

Основными причинами ДТП, по статистике Петродворцового района Санкт — Петербурга совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, пострадавших в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.  Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика ДДТТ, являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.

Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров, водителей.

Так как сегодняшние водители-нарушители — это вчерашние невоспитанные дети, необученные пешеходы.

Нам всем дороги дети, за жизнь и здоровье которых мы отвечаем. Жизнь и здоровье детей — не повод для проявления формализма и беспечности взрослых, когда речь идёт о безопасности школьников на дорогах, о формировании культуры поведения подрастающего поколения.

Данные методические рекомендации необходимы для создания в образовательных учреждениях устойчивой методической базы для обучения детей правилам дорожного движения с целью снижения уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей.

 Обучение правилам дорожного движения должно носить систематический характер, с постоянно обновляющимися методиками обучения.

В данных методических рекомендациях мы предлагаем для сотрудников образовательных учреждений: инструкции ответственных за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; планы работ на год и месяц, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; перечень документации; методы организации работы; описание содержания уголков по правилам дорожного движения; описание содержания кабинетов по пдд;

Данные методические рекомендации должны способствовать систематизации непрерывного процесса обучения в образовательных учреждениях, которые построены по принципу «от начальных базовых знаний до сформированных умений и навыков безопасного поведения на дороге».

 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении включает в себя не только работу с обучающимися, но и непрерывную работу с родителями, что способствует повышению наглядности собственного примера родителя для ребенка на дороге.

Новизна данных методических рекомендаций заключается в том, что данное направление работы относительно ново и сама работа, и методы ее организации совершенствуются с полученным опытом, с совершенствованием системы обучения правилам дорожного движения, с актуализацией данного направления работы в районе.

Содержание.

Методические рекомендации применяются при работе в образовательных учреждениях района по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма начинается с приказа о назначении ответственного лица за работу по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в образовательном учреждении. (Приложение1)

Следующим шагом для верно построенной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее — ПДДТТ), пишется планирование работы на год по учреждению и на более конкретизированный ежемесячный план. (Приложение 2)

Все выше изложенные документы представляются в опорный центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, (далее —  РОЦ БДД) для дальнейшего сотрудничества.

 Далее проводится совещание ответственных, где им предлагаются инструкции (Приложение 3), рекомендуемые документы, которые находятся на базе опорного центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (Приложение 4).

  Существует ряд мероприятий, по направленности, которые, обязательны при планировании работы по ПДДТТ:

  • 4 раза в год проводится акция «Внимание, дети!»

Акция проводится в преддверии каникул, и в начале учебного года. Перед началом проведения акции образовательные учреждения присылают планы работы, а после окончания проведения акции — отчеты о проведении.

  • В феврале проводится месячник по ПДДТТ, перед его проведением присылаются планы работы на это время, и после высылается отчет о его проведении.

В данные методические рекомендации включены разные формы и методы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

В планах работы на год указываются темы бесед по правилам дорожного движения. Для помощи педагогу можно использовать памятки. Данные беседы включаются в любой момент урока (занятия). (Приложение 5)

Предлагаем несколько примеров игровой деятельности по правилам дорожного движения. А именно: дидактическую игру, игру-упражнение, ролевые игры — как лучшие формы игр на занятиях при объяснении любой темы по правилам дорожного движения.

Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, социально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Игра-упражнение, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести на улицах и дорогах.

Ролевая игра, она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. (Приложение 6)

Еще одним и не последним является экскурсия (наблюдение). Экскурсия – проводится для ознакомления с дорожной средой и закреплением учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание на опасные места вокруг школы (детского сада), объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д. (Приложение 7)

Для фиксации результатов полученных знаний в течение учебного года ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» проводит ряд традиционных массовых мероприятий по ПДДТТ:

 «Красный, желтый, зеленый» для обучающихся третьих классов. Игра – соревнование направлена на формирование навыков безопасного движения, теоретических знаний по правилам дорожного движения. Игра проводится в форме игры-соревнования по станциям.

«Безопасное колесо» для обучающихся четвертых классов. Соревнование, районный этап городских соревнований, направлены на выявление уровня теоретических и практических знаний по правилам дорожного движения.

«Светофория» для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Направлена на закрепление знаний по правилам дорожного движения.

Этап «Велофигурка» в рамках оборонно-спортивной игры «Зарница» для обучающихся средних и старших классов, с целью проверки умений вождения велосипеда.

Районный конкурс «Дорога и мы» в рамках городского открытого конкурса детского творчества «Дорога и мы», проводится сбор материалов для предоставления на городской конкурс. (Приложение 8)

К данным методическим рекомендациям, прикладывается примерный перечень мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (Приложение 9), примерный перечень материалов, располагаемых на стендах (уголках) по правилам дорожного движения (Приложение 10).

Приложение 1

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение ______________________________________________________

(название образовательного учреждения, № ОУ)

ПРИКАЗ

Дата                                                                                                                                                №

«Об организации работы по

профилактике детского

дорожно-транспортного

травматизма»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Назначить ответственной за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ____________________________________.

                                                                            (ФИО полностью, должность)

Директор школы

С приказом ознакомлен

 Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ______________________________

____________________________________________

«___» ______________  201_ г.

ПЛАН РАБОТЫ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ И БДД НА ______________ УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Содержание работы

Методическая работа

Сроки

Ответственные

Ответственный за организацию работы

 по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма                                    ___________________________

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 на  _________________ месяц

Дата, время

Наименование мероприятия

Краткое содержание

Ответственный

Участники

взрослые

дети

Ответственный за организацию работы

 по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма                                    ___________________________

Приложение № 3

ИНСТРУКЦИЯ

лицу ответственному за работу по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ)

в образовательном учреждении

Ответственное лицо назначается приказом директора образовательного учреждения перед началом учебного года и работает под непосредственным руководством директора в контакте с завучем и заместителем директора по воспитательной работе.

Задача ответственного лица — организация работы по предупреждению ДДТТ среди учащихся.

1. В своей работе ответственное лицо руководствуется Законом Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», основополагающими положениями «Правил дорожного движения Российской Федерации», приказами, инструкциями и другими соответствующими документами.

2. В обязанности ответственного лица входит:

2.1.Организация плановой учебной и воспитательной работы с учащимися;

2.2.Осуществление систематического контроля за выполнением учебной Программы по «Правилам дорожного движения» (ПДД) и воспитательных мероприятий в соответствии с планом учреждения по профилактике ДДТТ;

2.3.Участвует в составлении плана учреждения по разделу «Профилактика ДДТТ»;

2.4.Участвует в организации методической работы по тематике «Профилактика ДДТТ и БДД» с педагогами и контролирует ее;

2.5. Участвует в организации работы по профилактике ДДТТ и БДД с родителями (законными представителями);

2.6.Осуществляет постоянные рабочие контакты с районной ГИБДД, ЦДТТ «Город Мастеров»;

2.7.Участвует в создании и оборудовании кабинета и уголков по ПДД, специальной площадки для практических занятий и информационных уголков по безопасности движения;

2.8.Участвует в разработке безопасных путей движения учащихся в микрорайоне учреждения, в создании соответствующей схемы;

2.9.Контролирует работу по постоянному обновлению ин
формации по БДД и схемы безопасного движения учащихся в
микрорайоне учреждения;

2.10.При участии учащихся в различных мероприятиях, связанных с их передвижением по городу, принимает меры по предупреждению ДТП, контролирует (или проводит) инструктажи по безопасности движения учащихся группами и в транспорте.

3.Ответственное лицо представляет учреждение в местных государственных и общественных организациях по вопросам обучения учащихся ПДД и обеспечения их безопасности в дорожном движении.

4.Вся работа учреждения по вопросам безопасности движения проводится по утвержденному годовому и месячным планам. Проект плана мероприятий должен быть предварительно рассмотрен на педсовете школы.

О выполнении плана мероприятий по предупреждению ДДТТ ответственное лицо регулярно информирует директора учреждения. Отчеты о выполнении плана направляет в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Приложение 4

Перечень Законов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по профилактике, предупреждению ДДТТ и пропаганде БДД:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании» с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12.06.95 г., одобренными Советом Федерации 05.01.96 г.;
  • Федеральный закон РФ от 10.12.95 г. №196-ФЗ (с изменениями от 02.03.99 г., от

25.04.02 г., от 10.01.03 г., от 22.08.04 г.) «О безопасности дорожного движения»;

  • Федеральный закон РФ от21.05.99 г. № 120-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.01.01 г., от 07.07.03 г. №111-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 году»
  • «Правила дорожного движения Российской Федерации», утвержденные

постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.93 г. №1090; с изменениями согласно постановлению Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 767и от 28.02.2006 г. № 109; №84 от 16.02 2008 г.

  • Приказ Министерства образования от 09.07.96 г. №354 «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»;
  • Приказ МВД России от 02.12.03 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации по пропаганде дорожного движения»;
  • Приказ МВД РФ от 02.07.02 № 627 «О совершенствовании деятельности ГИБДД и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения мерах»
  • Распоряжение Комитета по образованию от 26.11.04 г., №506 — р «Об усилении ответственности руководителей образовательных учреждений при организации

туристско-экскурсионных перевозок детей»;

  • Распоряжение Комитета по образованию № 986 от12.06.07 «Об организации деятельности образовательных рождений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дороже паспортного травматизма»
  • Распоряжение Комитета по образованию от 12 апреля 2006 года № 335-р «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского  дорожно-транспортного травматизма»
  • Информационно-методическое письмо Комитета по образованию «Об организации деятельности образовательных учреждений по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» от 03.12.2008 № 04- 5389/08
  • Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, от 21.09.06 г.;
  • Порядок направления заявок на сопровождение транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции: при организованных перевозках групп детей и учащихся. (Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга (От 21.04.08),

Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области (24.02.08), Главного Управления внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (17.04.08);

  • Ежегодные распоряжения, приказы, указания, информационно-методические письма Комитета по образованию и УГИБДД УВД.
  • Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними нарушителями норм и правил в сфере безопасности дорожного движения (в соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.05.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними».

Перечень необходимых документов для ответственных за профилактику ДДТТ и БДД в образовательных учреждениях

1.        Нормативно-правовые документы Федерального, регионального и городского уровней, регламентирующих деятельность образовательных учреждений по профилактике ДДТТ и БДД.

2.        Нормативные документы образовательного учреждения, регламентирующие учебно-воспитательную и внешкольную работу по профилактике ДДТТ:

2.1.        Инструкции:

•Инструкции по охране труда при проведении внешкольных мероприятий;

  • Инструкция для педагогических работников ОУ по предупреждению ДТТ с
    обучающимися и воспитанниками;
  • Инструкция для ответственного за работу по профилактике ДДТТ в ОУ;
  • Журналы инструктажа на рабочем месте;
  • Журналы проведения инструктажей с учащимися

2.2.        Приказы и другая документация:

  • Выписка из приказа о назначении ответственного за профилактику ДДТТ в
    образовательном учреждении;
  • Приказы о возложении ответственности за жизнь и здоровье учащихся при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций (внешкольных мероприятий);
  • Заявки на разрешение проведения внешкольных мероприятий;

•Лист учета нарушений ПДД детьми с последующей отработкой карточек нарушений

ПДД детьми, копии справок о проделанной работе, предоставляемых в ОГИБДД;

•        Лист учета ДТП с учащимися, копии справок о проделанной работе, предоставляемых в ОГИБДД;

•        Договора о совместном и безвозмездном сотрудничестве школы и районного опорного учреждения по оказанию образовательных услуг по БДД;  

•        Договора или другая документация по сотрудничеству с общественными или другими организациями по профилактике ДДТТ;

3.        Организационно-методическая документация по профилактике ДДТТ в ОУ

3.1.        Планирование:

  • План работы по профилактике ДДТТ на учебный год в образовательном учреждении
  • Планирование (тематический план) классных часов с 1-9 классы
  • План совместных мероприятий по профилактике ДДТТ с ОГИБДД района и Районным опорным учреждением БДД
  • План работы с родителями по БДД
  • Отчеты, аналитические справки по проведению мероприятий по БДД
  • Аналитические справки по состоянию ДТТ с участием детей в районе и ОУ
  • Материалы, отражающие результативность деятельности по профилактике ДДТТ в ОУ (результаты диагностики, награждения: грамоты, дипломы и т.д.)

3.2.        Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и массовых мероприятий по БДД

  • Программа обучения ПДД
  • Материалы для диагностики уровня сформированости знаний, умений, навыков по ПДД, мотиваций к изучению и выполнению ПДД и других показателей
  • Положения о районных этапах конкурсов, соревнований, олимпиад по БДД;
  • Сменный материал для информационных уголков по БДД в ОУ
  • Методическая литература и пособия с 2005 (1997) г.
  • Методические разработки по ПДД педагогов ОУ
  • Методический материал, предоставляемый Районным опорным центрам

Приложение5

Предлагаем несколько тем для примера бесед и памяток по правилам дорожного движения:

Виды перекрестков;

Правила перехода регулируемого пешеходного перехода;

Правила перехода нерегулируемого пешеходного перехода;

Виды светофоров;

Сигналы регулировщика;

Правила поведения в общественном транспорте;

Виды дорожных знаков;

Темное время суток и правила поведения на дороге;

Сезонные изменения и дорога:

Дорога осенью;

Дорога зимой;

Дорога весной;

Пример беседы:

Тема: Виды светофоров.

Цель беседы: закрепление знаний обучающихся о светофоре, его видах и правилах поведения на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах.

Задачи:

Научить различать виды светофоров;

Научить правильному и безопасному поведению на регулируемом и нерегулируемых пешеходных переходах.

Развивать навык безопасного поведения на дороге;

План  беседы:

Что такое светофор;

 История создания светофора;

Какие виды светофоров бывают;

Зачем они нужны;

Как правильно переходить проезжую часть на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе.

Приложение 6

Игровая деятельность на занятиях по правилам дорожного движения может быть использована в любом моменте урока (занятия):

Предлагаем несколько вариантов игр по разным темам, с целью формирования безопасного поведения на дороге.

  1. Дидактическая игра «Автобус»

Цель: формирование навыка безопасного поведения на остановке, в общественном транспорте.

Расставлены стулья как места в автобусе. Знак автобусная остановка. Водитель автобуса. Дети ждут автобуса. Отработка навыков поведения в автобусе. Правила входа в автобус, выхода из автобуса.

  1. Игра – упражнение «Пешеходы»

Цель: формирования навыка безопасного поведения на пешеходном переходе, понимания правостороннего движения.

Учащиеся разбиваются на группы по 5 человек. Педагог определяет, как обучающиеся понимают, где левая и правая сторона и что такое правостороннее движение. Методом упражнение отрабатывают двигательные умения и навыки с поворотами головы: переход дороги на зеленый сигнал светофора; переход дороги под прямым углом к краю проезжей части; перехода дороги по пешеходному переходу.

Одна группа  придумывает опасные ситуации, вторая отрабатывает безопасные действия выхода из них. Потом меняются местами. Педагог оценивает действия обучающихся.

  1. Ролевая игра «Перекресток»

Цель: осознание себя в разных ролях, с умением применит полученные знания, и формирование навыков безопасного поведения.

Учащиеся разбиваются на группы «водителей» и «пешеходов» и переходят «регулируемый перекресток» отрабатывают переход по зеленому сигналу светофора.

Затем «водители», держа красные кружки. Делают повороты «автомобиля» налево и направо, «пешеходы» делают повороты головой, учитывая возможные повороты «автомобилей».

В данную игру можно добавить после теоретической части практическую часть с отработкой практических навыков поведения в данной ситуации. Педагог оценивает результат и разъясняет ошибки, допущенные и «водителями», и «пешеходами». Затем обучающиеся меняются местами, и игра проводится еще раз.

Приложение 7

Как способ проверки и закрепления навыков безопасного поведения на дороге можно использовать метод наблюдения, в данным методических рекомендациях предлагаем как вид наблюдения экскурсию.

 Экскурсия: «Я – пешеход»

Цель экскурсии:

Показать обучающимся железнодорожный переезд, настил, шлагбаум, светофор и повторить с ними материал о переходе железнодорожных путей.

Показать обучающимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить  теоретический и практический материал о переходе перекрестка.

Приложение 8

Положения дорога и мы , к ж з, б к, д и м, схема велофигурки, сценарий светофории.

Приложение 9

Примерный перечень мероприятий по профилактике ДДТТ в ОУ

  1. Учебный процесс

проведение занятий и бесед с учащимися в рамках программы по ОБЖ;

изучение ПДД по другим программам (должны быть согласованы на педсоветах,  либо в НМЦ, либо в УПМ);

изучение ПДД по  договору с УПК, МУК, УДОД;

проведение учебных экскурсий;

показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;

включение темы «Дорога и мы» в планирование уроков ИЗО, трудового обучения, информатики и ИКТ,  истории, экономики и др.

  1.  Внеурочная деятельность

проведение тематических классных часов;

проведение «минуток» по БДД;

организация игр, соревнований и т.п. в школе;

беседы инспекторов ГИБДД с учащимися, в т.ч. в рамках проведения Дня правовых знаний;

участие в мероприятиях по БДД, проводимых в районе и городе;

организация праздников по БДД;

участие в проведении «Недели безопасности»;

участие в проведении профилактических операций «Внимание — дети!»;

проведение бесед с учащимися-нарушителями ПДД (сообщения, карточки учета нарушений);

ознакомление учащихся с аналитическими данными о ДТП;

ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;

создание отряда юных инспекторов движения.

  1. Информационное и материально-техническое обеспечение

размещение стенда по БДД, схемы безопасного подхода к школе, уголков по БДД в начальной школе и своевременная смена информации;

наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;

инструктаж педагогов, классных руководителей на МО, совещаниях классных руководителей, педагогических советах;

создание кабинета по БДД, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению, программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя, преподавателя ОБЖ, инструктора по БДД (ответственного за ДДТТ); создание фонда видео- и киноматериалов, компьютерных разработок;  нормативно-правовые документы по БДД; и пр.

  1. Работа с родителями

обсуждение вопросов БДД на родительских собраниях;

обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению ДДТТ на заседаниях родительского комитета;

проведение бесед с родителями по сообщениям о ДТП, карточкам учета нарушений ПДД.

Организация и проведение совместных обучающих и досуговых программ по БДД «Школа — дети — семья» (игровые программы, соревнования, олимпиады,  выполнение совместных заданий родителей с детьми  на уроках  или занятиях др. формы)

  1. Контроль со стороны администрации

проверка правильности и систематичности заполнения журналов со стороны  администрации  ОУ;

обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению ДДТТ на производственных совещаниях у директора, педагогических советах и т.п.;

посещение школьных и внеклассных мероприятий администрацией школы, ответственным по профилактике ДДТТ (инструктором по БДД).

Приложение 10

Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах

  1. Стенд «Дорожная безопасность»

Выписка из приказа руководителя образовательного учреждения о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, фамилии, имени, отчества).

Информация (по согласованию с районным отделом ГИБДД) о закреплении за образовательным учреждением сотрудников ГИБДД и дружинников с указанием фамилий.

Информация, предоставленная ГИБДД:

О состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в районе (ежеквартальные данные);

О дорожно-транспортных нарушениях с участием учащихся образовательного учреждения с приложением схем ДТП и указанием пунктов ПДД, нарушение требований которых привело к происшествию;

О нарушителях ПДД — учащихся школы, с указанием фамилий, класса, характера нарушения, со ссылкой на ПДД, и о мерах принятых к нарушителям.

Информация для родителей:

Поурочное планирование уроков (занятий) по безопасному поведению на дорогах из курса ОБЖ. Это необходимо для того, чтобы не было противоречий в изложении учебного материала педагога на уроке (занятии) и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях, что, к сожалению нередко случается.

Содержание проводимых уроков (занятий) по ПДД. Родители получают информацию о ПДД, на которую нужно обратить внимание ребенка;

Советы родителям по обеспечению безопасного поведения на дорогах в совместной деятельности с детьми (во внешкольное время);

О совместных мероприятиях «Семья – Дети — Образовательное учреждение» с приглашением представителей ГИБДД: уроки (занятия), соревнования, выставки, родительские собрания и др.

Обсуждение конкретных дорожных ситуаций, участниками которых они становятся вместе с детьми, повышает эффективность обучения, помогает формировать у детей привычки безопасного поведения на дорогах

Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая относится непосредственно к ним, но и на ту, с которой школа обращается к детям. Примеры обращений к родителям с подробным содержанием занятий изложены в учебно-методическом пособии по ПДД для учителей начальной школы «Учись быть пешеходом», Е. М. Сосуновой и М. Л. Форштата (издательство «МиМ», СПб, 1997, стр.102).

Информация о проводимых в образовательном учреждении мероприятиях, связанных с тематикой безопасности дорожного движения: игровые программы, конкурсы, соревнования и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним, в дальнейшем  о победителях и призерах.

Информационные материалы:

Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и родителями в связи с происшедшим ДТП.

В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы по ПДД. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге» («Ловушки»), «Как избежать опасности на дороге» и т.п.

Информационные плакаты (формат А4) для учащихся и родителей по безопасному поведению на дорогах (серия плакатов А.Д. Добрушина из газет «Добрая дорога детства»).

Газетные и журнальные вырезки актуального характера по тематике безопасности дорожного движения.

  1. Стенд «Схема безопасных маршрутов к образовательному учреждению»

Стенд должен содержать полезную информацию о движении к образовательному учреждению. Это должна быть не просто схема микрорайона ОУ. На схеме необходимо указать:

дорожные знаки, используемые пешеходами;

дороги, наличие дорожной разметки;

наличие пешеходных переходов и светофоров;

наличие ограждений, стоянок транспортных средств;

наличие остановок транспорта общего пользования и станций метро;

временные препятствия, ремонт дорог и другие данные, влияющие на безопасность движения;

строения, зеленые насаждения.

При выполнении схемы надо подобрать приемлемый масштаб и соблюсти его. Схема должна легко читаться, поэтому обозначать надо основные и понятные ориентиры ,  надписи должны выполняться четко, разборчиво. Обязательно обозначаются все дороги со всеми элементами (проезжая часть, трамвайные пути, тротуар, разделительная полоса), пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и разметка. Расположение светофоров, дорожных знаков и разметки должно соответствовать их действительным местам расположения. Хорошо видимой линией (при необходимости со стрелками, обозначающими направление движения) должны быть обозначены все основные пути движения учащихся к ОУ (и обратно) от близлежащих станций метро, остановок маршрутного транспорта и основных мест проживания учащихся. Должны быть отмечены участки с интенсивным движением транспортных средств.

Схема безопасного маршрута движения учащихся по территории микрорайона ОУ должна быть утверждена ГИБДД.

Критерии оценки безопасности маршрута движения учащихся на участках дорог, прилегающих к территории образовательного учреждения (для составления  «Схемы безопасного маршрута движения учащихся)

1. Дорожный знак «Дети» (2 шт.): наличие, состояние, правильность установки (расстояние, высота, освещенность).

2.  Состояние дорожного покрова (проезжей части и тротуаров) и их освещенность.

3. Наличие остановок и стоянок транспортных средств, объездных путей, влияющих на пешеходное движение.

4. Наличие постоянных и временных сооружений и предметов, захламленность на территории, прилегающей к школе, которые могут повлечь ухудшение обзора, вынужденное нарушение маршрутов детей.

5.  Наличие (при  необходимости) и состояние пешеходных ограждений в местах подходов детей к школе.

6. Наличие и состояние пешеходных переходов и их обозначений (светофоры, знаки, разметка)

7. Соблюдение скоростного режима транспортными средствами.

8. Направление движения транспортных потоков (необходимость переключения на другие направления).

9. Организация дежурства сотрудников ГИБДД, учителей, родителей, старших школьников (в пределах целесообразности) или наличие ближайшего поста ГИБДД.

Технология работы с информацией стенда

 «Схема безопасных маршрутов к образовательному учреждению»

Оценив степень безопасности дорожного движения, состояния школьной территории и всего микрорайона школы, необходимо специальными условными значками (например, красный флажок, а при необходимости с дополнительной надписью) обозначить опасные места на схеме.

Опасность временного характера (ремонт тротуара, складирование какого-либо материала и т. д.) лучше обозначить легкосъемными значками, например на булавках, а если схема имеет остекление, то — приклеиванием к стеклу.

Если территория школы не имеет своего ограждения, то ее границы (а лучше всю площадь) следует обозначить на схеме.

Все изменения, происходящие на территории микрорайона школы должны оперативно отражаться на схеме, путем внесения соответствующих поправок об изменениях, носящих особо серьезный характер (например, вынужденное изменение маршрута движения учащихся), учащиеся должны быть оповещены также специальной письменной информацией, размещаемой рядом со схемой.

Если в микрорайоне школы когда-либо происходили ДТП (с участием или без участия учащихся школы), то места этих ДТП должны быть отмечены на схеме.

На конкретных примерах дорожной обстановки на дорогах и территории микрорайона школы можно вести занятия по различным темам учебной программы БДД: перекрестки, пешеходные переходы, сигналы светофора и регулировщика, дорожные знаки и разметка и т.д. А также занятия о безопасном поведении на конкретных путях движения пешеходов в школу, домой и по другим направлениям.

Любые информационные и пропагандистские материалы, вывешиваемые на стендах и щитах должны нести свою, вполне определенную нагрузку, должны быть работающими на выполнение конкретной задачи. Случайных материалов быть не должно! Прежде чем вывешивать какой-либо материал необходимо решить: зачем он нужен, чем он полезен, насколько он актуален. Материалы должны обновляться  один раз в полугодие. С целью выполнения дидактической  функции информацию стендов необходимо использовать на уроках (занятиях) по БДД.

  1. Информация по БДД для учащихся начальных классов общеобразовательной школы

«Уголки  дорожной безопасности»

Располагаются в кабинетах начальных классов. Содержат плакаты  или иллюстрации  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, материалы к урокам  по БДД, рисунки учащихся и  другие результаты  учебной    и детской творческой деятельности. Рекомендуется расположить на стенде знак «Пешеходный переход».

Схема безопасного маршрута к школе.

Представляет уменьшенную копию одноименного стенда, вклеивается  на внутреннюю сторону обложки дневников  учащихся  начальной школы. Используется учителем  и родителями как учебное пособие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Швейная машинка микрон стандарт 133 инструкция по эксплуатации
  • Wmf 800 инструкция на русском языке
  • Vetoskin витамины для собак инструкция по применению
  • Поставить межкомнатную дверь своими руками пошаговая инструкция видео без порога
  • Типовая инструкция по пожарной безопасности на складе