Инструкция по проведению эксперимента доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)  Добавьте немного воды на дно банки.

2)  Внесите зажжённую свечу в банку.

3)  Накройте банку пластмассовой крышкой.

4)  Положите в стеклянную банку семена.

5)  Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.

Пояснение.

Семена также как и все живые существа, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Дышат семена и днем, и ночью. В период покоя дыхание семян очень слабое, но при прорастании резко увеличивается. Увеличивается потребность в О2 и возрастает выделение СО2.

В этом можно убедиться, проделав несложный опыт: взять две бутылки с прозрачными стеклами, в них насыпать одинаковое количество семян. В одну  — сухих, в другую  — прорастающих. Обе бутылки плотно закроем. Через сутки  — двое суток откроем бутылку с сухими семенами и внесем в нее горящую лучину  — она будет продолжать гореть. Это говорит о том, что в бутылке с сухими семенами состав воздуха почти не изменился, т. к. не прорастающие семена дышат очень слабо и запас О2 в бутылке сохранился почти полностью. Затем откроем бутылку с прорастающими семенами и опустим до дна горящую лучинку  — лучинка гаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания О2 и выделили большое количество СО2, а СО2 на поддерживает горения.

Ответ: 41352.

Вопрос

ОГЭ 2018 Биология Часть 1 Задание 26

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании.

Правильный ответ

Положите в стеклянную банку семена.

Добавьте немного воды на дно банки.

Накройте банку пластмассовой крышкой.

Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.

Внесите зажжённую свечу в банку.

Комментарии (0)

Маша765

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Добавьте немного воды на дно банки. 2) Внесите зажжённую свечу в банку. 3) Накройте банку пластмассовой крышкой. 4) Положите в стеклянную банку семена. 5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.

Работа 1. Определение интенсивности дыхания семян в токе воздуха

Метод заключается в учете количества СО2, выделяемого семенами при дыхании. Семена помещают в приемник, через который пропускают воздух, прошедший через поглотитель СО2. При дыхании выделяется углекислый газ, который реагирует с баритом в соответствии со следующим уравнением:

Избыток барита, не прореагировавшего с CO2, оттитровывают щавелевой кислотой: 

Материалы и оборудование. Сухие и проросшие семена пшеницы, ячменя, кукурузы, 0,1 н раствор гидроксида бария, 0,1 н раствор щавелевой кислоты, 1 %-й раствор фенолфталеина, колбы плоскодонные на 1 дм3, стеклянные пипетки на 10 см3 (3 шт.), бюретка на 25 см3, глазная пипетка, аспирационная установка, пробки с малым отверстием к колбам (2 шт.), дозатор, весы торсионные, термостат, насос.

Ход работы.Соберите аспирационную установку (рис. 6), включающую три сосуда с пробками (1 – поглотитель атмосферного CO2, 2 – приемник для семян, 3 – поглотитель CO2, который выделяется семенами при дыхании). Все элементы соедините между собой последовательно газоотводными трубками. Первый сосуд соедините с насосом. В первый и последний сосуды налейте по 25 см3 насыщенного раствора барита.


Возьмите навеску семян 4 г, посчитайте их количество и поместите в приемник. Герметично закройте все сосуды. С помощью насоса продувайте путем нагнетания воздух через систему с такой скоростью, чтобы в поглотителе (2) образовывалось не более двух пузырьков в секунду.

Через всю систему создается ток воздуха. Он проходит через две контрольные колбы, очищаясь от СО2, так как барит поглощает углекислый газ, и поступает в приемник для семян. Семена дышат, выделяя углекислый газ, который поступает в поглотитель и связывается с баритом. Опыт проводите в течение 30 минут. Затем отработанный барит из поглотителя тщательно перемешайте и возьмите по 10 см3 его из каждого приемника в конические колбы, добавьте по 2 капли фенолфталеина и оттитруйте 0,1 н Н2С2О4 до слаборозового окрашивания, исчезающего от одной капли кислоты. Повторите опыт в той же последовательности, но при температуре +35 °С с проросшими семенами и при комнатной температуре с контролем (4 г сухих семян пшеницы).

Интенсивности дыхания рассчитайте по формуле: , где J – интенсивность дыхания семян, мг СО2/1 г семян в час; a – количество 0,1 н раствора Н2С2О4, пошедшей на титрование контрольной пробы, см3; b – количество 0,1 н раствора Н2С2О4, пошедшей на титрование опытной пробы, см3; K – поправка к титру 0,1 н раствора Н2С2О4; 2,2 – количество CO2, соответствующее 1 см3 0,1 н раствора Н2С2О4, мг; M – общий объем барита в поглотителе, см3; V – общий объем барита для титрования, см3; t – время опыта, мин; m – масса семян, г; 60 – минуты для пересчета на 1 час.

Результаты исследований внесите в таблицу 22.

Таблица 22

Определение интенсивности дыхания семян

Вариант

Навеска семян,

г

Объем Ва(ОН)2, внесенного в колбу, см3

Количество Н2С2О4, пошедшей на титрование,

см3

Интенсивность дыхания,

мг СО2 / 1 г семян в час

контроль

опыт

Сухие семена

Проросшие семена, комнатная температура

Семена пшеницы,

35 °С

Контрольная работа по теме:

«Основные процессы жизнедеятельности растений»

Вариант № 1.

Задание № 1. Из предложенных вариантов ответов выберите верный.

Как на­зы­ва­ют спо­соб ве­ге­та­тив­но­го раз­мно­же­ния рас­те­ний, изоб­ражённый на ри­сун­ке?

1) раз­мно­же­ние с по­мо­щью ли­сто­во­го че­рен­ка

2) раз­мно­же­ние при­вив­кой

3) раз­мно­же­ние с по­мо­щью ви­до­из­менённого по­бе­га

4) раз­мно­же­ние от­вод­ка­ми.

Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ли­че­ства про­рос­ших семян опре­делённой массы от про­дол­жи­тель­но­сти на­хож­де­ния семян в почве (по оси х от­ло­же­но время (в днях), а по оси у — ко­ли­че­ство про­рос­ших семян от об­ще­го их числа (в %)).

? Какой про­цент от об­ще­го ко­ли­че­ства семян про­растёт в 11-й день?

11%; 2) 15%; 3) 20%; 4) 25%

Если лист элодеи поместить в воду и поставить под яркий свет, то можно будет увидеть выделение пузырьков (кислорода), это говорит о том, что в листьях происходит:

Дыхание; 2) фотосинтез; 3) транспирация; 5) геотропизм.

Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. При дыхании растениями поглощается кислород.

Б. Дыхание происходит во всех клетках растений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.

Группа 1

Группа 2

Сосна

Ель

Берёза

Ветреница

Одуванчик

Копытень

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

1) требования к освещённости 2) источник питания

3) способ размножения 4) строение цветка

Задание 2. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по про­ве­де­нию экс­пе­ри­мен­та, до­ка­зы­ва­ю­ще­го по­треб­ле­ние кис­ло­ро­да се­ме­на­ми при ды­ха­нии. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) До­бавь­те не­мно­го воды на дно банки.

2) Вне­си­те зажжённую свечу в банку.

3) На­крой­те банку пласт­мас­со­вой крыш­кой.

4) По­ло­жи­те в стек­лян­ную банку се­ме­на.

5) Оставь­те банку в таком со­сто­я­нии на 24 часа.

Задание 3. Установите соответствие между понятием и элементами понятия.

Элементы понятия

Понятия

А

Кислород выделяется

1

Дыхание

Б

Глюкоза расщепляется

2

Фотосинтез

В

Энергия затрачивается

Г

Вода образуется

Д

Углекислый газ поглощается

Е

Глюкоза синтезируется

Задание 4. Вставь­те в текст «Пи­та­ние в листе» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ПИ­ТА­НИЕ В ЛИСТЕ

Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства об­ра­зу­ют­ся в листе в про­цес­се ___________ (А). Затем они пе­ре­ме­ща­ют­ся по осо­бым клет­кам про­во­дя­щей ткани — ___________ (Б) — к осталь­ным ор­га­нам. Эти клет­ки рас­по­ло­же­ны в осо­бой зоне коры стеб­ля — ___________ (В). Такой вид пи­та­ния рас­те­ний по­лу­чил на­зы­ва­ние ___________ (Г), по­сколь­ку ис­ход­ным ве­ще­ством для него слу­жит уг­ле­кис­лый газ, до­бы­ва­е­мый рас­те­ни­ем из ат­мо­сфе­ры.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) воз­душ­ное

2) дре­ве­си­на

3) ды­ха­ние

4) луб

5) поч­вен­ное

6) си­то­вид­ная труб­ка

7) сосуд

8) фо­то­син­тез

Задание 5. Дайте развернутый ответ на вопросы.

Что произойдёт с растением, если интенсивность дыхания будет выше интенсивности фотосинтеза?

В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались, через некоторое время лист погиб. Объясните результаты опыта.

Задание 6. Отгадайте кроссворд

Количественные увеличения размеров и массы тела организмов;

Синтез органических веществ в листьях на свету;

Углевод, который образуется в результате фотосинтеза;

Половые клетки

Слияние половых клеток

Организмы, которые для питания используют готовые органические вещества называются…

Распад органических веществ с выделением энергии-это…

Оплодотворённая яйцеклетка

Качественные изменения в строении и жизнедеятельности живого организма

Пересадка вегетативных частей одного растения на другое и сращивание их друг с другом

Воспроизведение себе подобных

Вещества, контролирующие рост и развитие растений

Организмы, которые сами для себя образуют органические вещества.

Бланк ответов на самостоятельную работу по биологии

Тема: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Вариант_________

Ф.И._________________________________класс_____________________

Задание 1. Выберите верный ответ.

Задание 2. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке пунк­ты ин­струк­ции по про­ве­де­нию экс­пе­ри­мен­та, до­ка­зы­ва­ю­ще­го по­треб­ле­ние кис­ло­ро­да се­ме­на­ми при ды­ха­нии. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

Задание 3. Установите соответствие между понятием и элементами понятия.

Задание 4. Вставь­те в текст «Пи­та­ние в листе» про­пу­щен­ные тер­ми­ны

Задание 5. Дайте полный развёрнутый ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Отгадайте кроссворд.

Содержание

  1. Дыхание семян эксперимент с водой
  2. 1.7.7. Выделение углекислого газа при дыхании прорастающих семян (опыт с известковой водой)
  3. Влияние внешних факторов на проращивание семян
  4. Дыхание семян
  5. Дыхание семян эксперимент с водой
  6. ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 32 Дыхание растений и животных

Дыхание семян эксперимент с водой

1.7.7. Выделение углекислого газа при дыхании прорастающих семян (опыт с известковой водой)

Цель опыта — показать, что прорастающие семена выделяют углекислый газ при дыхании, как корни, листья и другие органы растения.

Объекты и оборудование. Объекты те же, как для предыдущего опыта, но во вдвое меньшем количестве; два сосуда, как для предыдущего опыта, и специальная пробка к ним с воронкой и газоотводной трубкой (для вытеснения воздуха из сосудов) или три одинаковые химические пробирки с пробками (резиновыми или из пластилина); лоскут бинта (марли); нитки; известковая вода.

Постановка опыта. Семена замачивают в воде. Через два дня, когда они наклюнутся, две порции их — по 5-6 зерен или по 1-2 семени на пробирку объемом около 20 см 3 — завертывают в два маленьких мешочка из бинта, подвязав каждый мешочек к нитке длиной 20-25 см. Мешочки смачивают водой и помещают каждый в свою пробирку (мешочек должен свободно входить в нее). Семя фасоли или гороха можно подвесить к нитке (вместо помещения в мешочек), проколов иглой семядоли. Вторая пробирка с семенами служит повторностью — на случай неудачи с первой. Третью пробирку (контрольную) споласкивают и оставляют без семян. Все пробирки закрывают плотно пробками, оставляя конец нитки снаружи, и кладут рядом. Продолжительность опыта 1-2 дня.

Демонстрация опыта. На уроке семена осторожно (чтобы не вытеснить весь воздух из пробирки) извлекают за нитку из пробирки. Это можно сделать на воздухе, держа пробирку дном вниз, но лучше — под водой, опустив пробирку отверстием в кипяченую воду (как в опыте по дыханию листьев). Затем в эту пробирку и в контрольную наливают поровну известковую воду — 1-2 см по высоте пробирки, закрывают их и встряхивают одновременно до тех пор, пока не появится явное помутнение известковой воды.

Постановка опыта в колбах (бутылочках) аналогична: в одну насыпают семена, другую оставляют без семян, но выявление углекислого газа в этом случае проводят посредством пропускания воздуха из сосудов в известковую воду. Этот вариант работы рассмотрен в описании аналогичного опыта по дыханию листьев (1.5.10). Таким способом можно определять углекислый газ и при постановке опыта в пробирках, но для этого надо сделать маленькую пробку с воронкой и газоотводной трубкой (см. рис. 11,2). Этот способ можно применить с целью разнообразить методику учебного эксперимента.

Вопросы на осмысление методики опыта такие же, как к аналогичному опыту по дыханию корней (1.4.16).

Источник

Влияние внешних факторов на проращивание семян

Дыхание семян

Для чего при прорастании семенам нужна вода, мы выяснили. А зачем нужен воздух? Необходимость воздуха объясняется тем, что семена дышат, то есть они поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Дыхание необходимо на ранней фазе прорастания семян, поэтому снабжение кислородом влияет на прорастание. Семена обычно нуждаются в более высоких концентрациях кислорода для прорастания, чем это требуется для последующего роста проростков. Относительно высокая потребность в кислороде у семян некоторых видов растений объясняется наличием кожуры, являющейся барьером для диффузии кислорода в семена. Выдерживание семян, освобожденных от кожуры, при высокой концентрации кислорода ускоряет дыхание.

Чтобы установить дышат семена или нет, мы взяли два стеклянных цилиндра. Один наполнили на 1/3 набухшими семенами гороха, а другой оставили пустым. Оба цилиндра закрыли стеклом. Через сутки горящую лучинку внесли в пустой цилиндр. Лучинка продолжала гореть. Опустили ее в цилиндр с семенами. Лучинка погасла. Кислород воздуха поддерживает горение и поглощается при дыхании, а углекислый газ горение не поддерживает и выделяется при дыхании. Таким образом, опыт показывает, что прорастающие семена поглощают кислород из воздуха, который был в цилиндре, и выделяет углекислый газ. Значит, семена дышат.

Дышат сухие и прорастающие семена. Только дыхание сухих семян выражено слабо. При прорастании дыхание резко усиливается, поэтому семенам нужен постоянный приток кислорода. В процессе дыхания семена выделяют не только углекислый газ, но и тепло. По этой причине прорастающие семена нагреваются. Если семена лежат толстым слоем, они могут перегреться. Перегрев приводит к гибели зародыша, а семена с мертвым зародышем нежизнеспособны и не прорастают. Способны прорастать только семена с живым зародышем. Чтобы семена не портились, мы храним их сухом, хорошо проветриваемом помещении.

Для того, чтобы проверить необходим ли воздух при проращивании семян мы провели следующий опыт: В два стакана поместили немного зерновок ржи и пшеницы. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане зерновки лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через 4 суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания. Следовательно, для произрастания семенам необходим воздух. Зерновки риса – обитателя болот и тимофеевки, живущей в поймах рек, могут прорастать под водой. Они довольствуются ничтожным количеством воздуха, который растворен в воде. Зерновки пшеницы, ржи, овса, нуждаются в большом количестве воздуха и не прорастают в переувлажненной почве.

Источник

Дыхание семян эксперимент с водой

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Добавьте немного воды на дно банки.

2) Внесите зажжённую свечу в банку.

3) Накройте банку пластмассовой крышкой.

4) Положите в стеклянную банку семена.

5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.

Семена также как и все живые существа, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Дышат семена и днем, и ночью. В период покоя дыхание семян очень слабое, но при прорастании резко увеличивается. Увеличивается потребность в О2 и возрастает выделение СО2.

В этом можно убедиться, проделав несложный опыт: взять две бутылки с прозрачными стеклами, в них насыпать одинаковое количество семян. В одну — сухих, в другую — прорастающих. Обе бутылки плотно закроем. Через сутки — двое суток откроем бутылку с сухими семенами и внесем в нее горящую лучину — она будет продолжать гореть. Это говорит о том, что в бутылке с сухими семенами состав воздуха почти не изменился, т. к. не прорастающие семена дышат очень слабо и запас О2 в бутылке сохранился почти полностью. Затем откроем бутылку с прорастающими семенами и опустим до дна горящую лучинку — лучинка гаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания О2 и выделили большое количество СО2, а СО2 на поддерживает горения.

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 32 Дыхание растений и животных

Стр. 136. Вспомните

№ 1. Что вы знаете о дыхании?

Дыхание является целой совокупностью процессов, которые обеспечивают поступление в живой организм достаточного количества кислорода и выведение из него углекислого газа. Дыхание – это то, что жизненно необходимо всем живым существам на нашей планете. Без него жизнь будет невозможной.

№ 2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?

В процессе дыхания из воздуха поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

Стр. 137. Вопросы после параграфа

№ 1. Какой процесс называют дыханием?

Дыханием называют процесс поглощения живыми организмами из окружающей среды (воздуха) кислорода с постоянным выделением в нее углекислого газа.

№ 2. В чём состоит значение дыхания?

Прежде всего, дыхание является физиологическим процессом, который обеспечивает нормальное течение обмена веществ и энергии в живых организмах и способствует постоянству их внутренней среды путем поглощения из окружающей среды кислорода и выделения в нее углекислого газа. Без дыхания ни один организм не смог бы расти и развиваться, питаться, размножаться и просто жить на нашей планете.

№ 3. Как можно доказать, что растения дышат?

Нам известно, что все живые организмы на Земле могут дышать – потреблять кислород и выделять углекислый газ. Однако у растений данный процесс происходит немного иначе. Они поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород.

Чтобы убедиться в том, что растения все-таки дышат и потребляют небольшое количество кислорода, можно провести опыт. Для этого растение в горшке следует поместить в стеклянную банку, оставив на некоторое время в теплом и темном месте. Чуть позже в банку нужно опустить зажжённую спичку. Мы сразу увидим, что пламя спички погаснет. Это означает, что в банке уже не было кислорода – его использовало растение.

№ 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?

У рыб и прочих водных животных основными органами дыхания служат жабры – специальные выросты, которые покрыты кровеносными сосудами. У насекомых дыхательная система отличается простым строением – трахеями, которые представляют собой тонкие воздухоносные трубки.

У некоторых животных, в частности у представителей ракообразных и земноводных рыб, для поглощения кислорода используется кожное дыхание. Также к такому типу дыхания относят и кишечное дыхание, при котором функцию газообмена выполняет оболочка кишечника, например, у кишечнополостных.

У птиц, млекопитающих и человека анатомические особенности дыхательной системы включают как дыхательные пути, так и легкие, и специальные мышцы для дыхания.

Стр. 137. Подумайте

Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?

На свету в растениях процессы фотосинтеза и дыхания происходят достаточно активно, поэтому обнаружить именно поглощение ними кислорода затруднительно. С наступлением темноты процесс фотосинтеза замедляется, так как поступление солнечного света прекращается. Тогда и можно обнаружить процесс дыхания у растений более явственно.

Стр. 138. Моя лаборатория

Опыт 1. В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростком фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.

Так как второй сосуд был плотно закрыт, в него не поступал воздух, необходимый для растений. Когда растения старалось поглотить воду, то закупоренный в сосуде воздух просто создавал сопротивление. Из-за этого растения, не дополучавшие ни воды, ни воздуха, погибли.

Опыт 2. На дно банки налейте воду и насыпьте до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закройте крышкой. В другую банку насыпьте такое же количество сухих семян. Обе банки держите при температуре 20-25 °С.

Через сутки опустите в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.

В банке с сухими с сухими семенами лучинка будет гореть некоторое время, потому что семена все еще не проросли, а значит, тепло от ее горения поглощать нечему. В банке с прорастающими семенами лучинка гаснет сразу, так как они поглощают тепло от ее горения.

По итогу опыта можно сделать вывод, что растения способны поглощать тепло.

Усложните опыт: поставьте одну банку с прорастающими семенами в холодильник, а другую — в тёплое место. Через один-два дня внесите в банки с прорастающими семенами тлеющие лучинки. В какой банке лучинка погаснет и почему? Растения дышат более интенсивно в тёплом месте. Но главным условием дыхания является наличие кислорода в воздухе.

Сразу лучинка погаснет в банке с прорастающими семенами, которая находилась в теплом месте, потому что одним из условий для прорастания растений является наличие тепла. Кроме того, нам известно, что растения и их семена способны дышать, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ. Углекислый газ, которого в результате дыхания семян выделилось достаточное количество, не поддерживает горение, а потому лучинка погасла.

Во второй банке, которая находилась в прохладном месте, лучинка будет гореть, потому что при низких температурах дыхание семян замедляется и может вовсе приостановиться.

Результаты опыта подтвердили, что прорастающие семена, как и само растение, могут поглощать кислород и выделять углекислый газ.

Стр. 138. Задание

Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.

Как и всем живым организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия, которую они получают в процессе дыхания. Для них дыхание обеспечивает сполна потребности всех тканей и их клеток в кислороде. Наиболее активно дышат растущие органы у растений, а вот сухие семена дышат очень слабо. Каких-то специальных органов для дыхания у растений нет – дышат они всем телом. При этом у высших растений в газообмене ведущую роль играют устьица, расположенные в кожице зеленых стеблей и листьев, а также чечевички пробкового слоя коры. У некоторых крупных растений имеют воздушные пространства – межклетники между рыхло распложёнными клетками, из которых кислород поступает в клетки.

Хорошо зная физиологию растений, а также их способность к фотосинтезу и дыханию, человек уже давно научился использовать эти познания в своей деятельности. Например, давно установлено, что если концентрация углекислого газа в воздухе повышается, то у растений замедляется дыхание. Знание об этом позволяет людям использовать такую способность растений в целях долгосрочного хранения фруктов и овощей, в закладке сена и силоса. Достаточно всего лишь повысить содержание в воздухе углекислоты путем насыщения ею помещений, где хранятся плоды растений, и дыхание их станет менее активным. А значит, они на дольше сохранятся свежими, нежели при обычных условиях.

Также известно, что сухие семена дышат намного слабее. Но если их намочить, то дыхание становится активным. Эти знания помогают в хранении семян, когда нужно следить за влажностью в зернохранилищах, чтобы исключить их раннее нежелательное прорастание и порчу.

Еще одно знание о дыхании растений позволяет при необходимости снабжать их корни кислородом. Например, растение получает достаточно кислорода, так как растет на открытом грунте. Однако корням кислорода не хватает. Чтобы растение было крепким и дало хорошие плоды, грунт на открытых участках регулярно рыхлится, чем обеспечивается доступ кислорода к его корневой системе.

Не менее полезны знания о дыхании растений и в плане загрязнения воздуха и озеленения промышленных районов. Пыль, которая оседает на листьях растений, закрывает микроскопические устьица, тем самым затрудняя поступление воздуха в листья. Именно поэтому при озеленении городов, промышленных районов и т.д. используют только устойчивые к запылению растения – конский каштан, липу, тополь.

Источник

1. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.3) Присыпьте побег землёй.4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.5) Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.

2. Задание Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад.

 1) отделение черешка листа от побега2) пожелтение листьев3) образование пробкового слоя у основания черешка листа

4) уменьшение длины светового дня

3. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению прививкой, после отбора нужного подвоя.

 1) Возьмите привой — однолетний побег с двумя-тремя почками или одну почку с частью древесины.

2) Плотно обвяжите место прививки.3) Подберите подходящий подвой — взрослое растение-сеянец.

4) Прикрепите привой к подвою.5) Сделайте надрез на подвое до камбия.

4. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками чёрной смородины.

1) Срежьте однолетний побег с куста смородины.2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка.3) Обильно полейте почву.4) Высадите проросшие черенки на новое место.5) Разделите побег на части — черенки с тремя-четырьмя почками.

5. Задание Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли.

1) появление семядолей2) появление зелёных листочков3) разрушение семенной кожуры

4) набухание семени5) появление корешка

6. Задание Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи.

 1) зёрна пшеницы2) рыжая лисица3) клоп вредная черепашка4) степной орёл5) обыкновенный перепел

7. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании.

 1) Добавьте немного воды на дно банки.2) Внесите зажжённую свечу в банку.3) Накройте банку пластмассовой крышкой.4) Положите в стеклянную банку семена.5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.

8. Задание Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей.

 1) Пресмыкающиеся2) Гадюка3) Хордовые4) Гадюка обыкновенная5) Чешуйчатые

9. Задание Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость.

 1) всасывание аминокислот в кровь2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

10. Задание Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития сумчатых, на примере кенгуру.

 1) захватывание детёнышем набухшего соска2) выпрыгивание детёныша из сумки и переход к самостоятельной жизни

3) перемещение детёныша в сумку матери4) рождение самкой детёныша величиной с грецкий орех

5) впрыскивание матерью в рот детёныша молока путём сокращения особых мышц

11. Задание Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость.

 1) переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря2) поступление непереваренных продуктов в клоаку3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка

12. Задание Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания.

1) паук2) сова3) цветущее растение4) муха5) жаба

13. Задание Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворённых в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки.

1) удаление мочи по мочеиспускательному каналу2) стекание из почек мочи по мочеточникам3) поступление мочи в мочевой пузырь4) прохождение крови по кровеносным сосудам почек5) фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи

14. Задание Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток.

 1) развитие зародышей внутри яиц2) выход молодых ящериц3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки

5) откладка самкой яиц

15. Задание Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию птицы, начиная с гнездования.

 1) откладка яиц и их насиживание самками2) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов

3) постройка гнёзд или ремонт ранее использованных4) появление потомства и проявление заботы о нём

5) образование у яиц белочной и других оболочек

16. Задание Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наименьшего.

 1) соединительная ткань2) ион железа3) эритроциты4) гемоглобин5) форменные элементы6) кровь

17. Задание Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной гидры, начиная с прикосновения жертвы к её щупальцам.

 1) захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно- мускульными клетками и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях2) доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию3) прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры4) удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости5) переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока

18. Задание Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека.

1) двигательный нейрон2) чувствительный нейрон3) спинной мозг4) рецепторы сухожилия5) четырёхглавая мышца бедра

19. Задание Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при отдёргивании руки от горячего предмета.

 1) вставочный нейрон2) чувствительный нейрон3) рецепторы кожи4) скелетная мышца5) исполнительный нейрон

20. Задание Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека.

 1) чувствительный нейрон2) рецепторы носовой полости3) центр продолговатого мозга4) двигательный нейрон

5) дыхательные мышцы

21. Задание Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей.

 1) класс Двудольные2) отдел Покрытосеменные3) род Шиповник4) царство Растения5) семейство Розоцветные

22. Задание Расположите в правильном порядке элементы пути, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

1) рабочий орган2) чувствительные нервные окончания3) чувствительный путь4) участок ЦНС5) исполнительный путь

23. Задание Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток.

 1) замена жаберного дыхания лёгочным2) откладка икры самкой в воду3) развитие жабр, мускулатуры и скелета

4) оплодотворение икры самцами5) появление личинки

24. Задание Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего.

 1) класс Земноводные2) тип Хордовые3) род Жабы4) царство Животные5) отряд Бесхвостые

25. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа.

 1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.

26. Задание Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от позвоночника.

 1) цевка2) кость голени3) фаланги пальцев4) бедренная кость

27. Задание Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) липа2) ястреб перепелятник3) жук пахучий красотел4) обыкновенный скворец5) гусеница непарного шелкопряда

28. Задание Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей.

 1) Млекопитающие2) Куньи3) Лесная куница4) Хордовые5) Хищные

29. Задание Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) плюсна2) бедренная кость3) предплюсна4) малоберцовая кость5) фаланги пальцев

30. Задание Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса.

 1) кости пясти2) плечевая кость3) фаланги пальцев4) лучевая кость5) кости запястья

31. Задание Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха.

 1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы2) увеличение объёма лёгких3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха5) расслабление межрёберных мышц

32. Задание Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у человека.

 1) сокращение дыхательных мышц2) рецепторы гортани3) центр продолговатого мозга4) чувствительный нейрон5) исполнительный нейрон

33. Задание Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.

 1) биоценоз2) популяция3) нейрон4) многоклеточный организм5) биосфера

34. Задание Расположите в правильном порядке стадии развития медоносной пчелы, после оплодотворения женской гаметы.

 1) куколка2) личинка3) яйцо, отложенное самкой4) взрослая особь5) зигота

35. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян.

1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой3) смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной4) через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений5) возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу6) поставьте тарелку в тёплое место

36. Задание Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей.

 1) отдел Цветковые2) царство Растения3) порядок Злаковые4) семейство Злаки5) класс Однодольные6) род Рожь

37. Задание Установите последовательность таксономических единиц в классификации клевера, начиная с наибольшей.

1) отдел Покрытосеменные2) семейство Бобовые3) порядок Бобовоцветные4) царство Растения5) класс Двудольные

6) род Клевер

38. Задание Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки начиная с наибольшей.

1) Двудольные2) Ромашка3) Растения4) Астроцветные5) Цветковые, или Покрытосеменные6) Астровые, или Сложноцветные

39. Задание Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей.

 1) Лилиецветные2) Растения3) Цветковые, или Покрытосеменные4) Лилейные5) Однодольные6) Тюльпан

40. Задание Установите последовательность стадий жизненного цикла папоротника орляка, начиная с оплодотворения.

 1) оплодотворение2) развитие половых клеток3) развитие спорангиев на листьях4) развитие корневища5) развитие заростка6) развитие спор в спорангиях

41. Задание Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения.

 1) оплодотворение2) развитие листостебельного растения3) развитие коробочки на ножке4) развитие половых органов и гамет5) развитие спор6) прорастание протонемы

42. Задание Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки.

 1) лёгкие2) трахея3) ткани4) носоглотка5) бронхи6) кровь7) гортань

43. Задание Расставьте цифры в соответствии с последовательностью расположения слоёв стебля сосны, начиная с наружного слоя.

 1) пробка2) кожица3) камбий4) луб5) древесина6) сердцевина

44. Задание Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в организме человека, начиная с попадания пищи в желудок.

1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до CO2, NH3 и H2O2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков5) выведение CO2, NH3 и H2O из организма6) всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике

45. Задание Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость.

 1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды2) поступление сахаров в ткани3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке

6) выведение из организма воды и углекислого газа

46. Задание Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном порядке.

 1) Переведите микроскоп на большое увеличение.2) Настройте на микроскопе свет.3) Поставьте микроскоп перед собой.4) Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении.5) Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток.6) Положите препарат на предметный столик.

47. Задание Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке, начиная с подготовки предметного стекла.

1) Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле.2) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. 3) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло. 4) Накройте покровным стеклом. 5) Очистите луковицу, разрежьте её вдоль. 6) Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.

48. Задание Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 1) зёрна пшеницы 2) рыжая лисица 3) клоп вредная черепашка 4) степной орёл 5) обыкновенный перепел

49. Задание Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации.

 1) клетка 2) ткань 3) ген 4) орган 5) ядро

50. Задание Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. 

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю 2) опустите лист хлорофитума в раствор йода 3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки 5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

51. Задание Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения.

1) клеточный 2) тканевый 3) организменный 4) органный 5) молекулярный

52. Задание Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории.

 1) лишайники 2) травы 3) мхи 4) кустарники 5) деревья

53. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин. 2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки 3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс 5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии 6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

54. Задание Установите последовательность прохождения импульса в рефлекторной дуге при отдёргивании стопы человеком.

1) 

мышцы, поднимающие стопу

2) 

двигательные нейроны

3) 

участок ЦНС

4) 

чувствительные нейроны

5) 

рецепторы подошвы стопы

55. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления.

1) Закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст. 2) Ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп.

3) В момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление. 4) Плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её. 5) В момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению. 6) Приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе.

56. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба.

1) Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба. 2) Глядя в окуляр микроскопа, настройте свет. 3) Положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик. 4) Зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения. 5) Зажмите препарат лапками-держателями. 6) Максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте.

57. Задание Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету.

 1) На обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист. 2) Опустите лист в раствор йода. 3) Прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин. 4) Прокипятите лист в спирте (40–70 %). 5) Расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки.

58. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микропрепарата животной клетки.

 1) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла 2) капните раствор йода на приготовленный препарат и накройте покровным стеклом 3) поместите снятую слизь на предметное стекло 4) зарисуйте животные клетки, обозначив мембрану, цитоплазму и ядро 5) рассмотрите микропрепарат под микроскопом 6) возьмите чистый шпатель и с лёгким нажатием проведите им по твёрдому нёбу или дёснам

59. Задание Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума.

 1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю 2) опустите лист хлорофитума в раствор йода 3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин. 4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки 5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

60. Задание Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворённых в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки.

 1) удаление мочи по мочеиспускательному каналу 2) стекание из почек мочи по мочеточникам 3) поступление мочи в мочевой пузырь 4) прохождение крови по кровеносным сосудам почек 5) фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи

61. Задание Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата.

 1) Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло. 2) Рассмотрите препарат с помощью лупы. 3) Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла. 4) Разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом. 5) Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло.

62. Задание Установите последовательность действий при вегетативном размножении комнатных растений на примере традесканции.

 1) для уменьшения испарения воды накройте черенки стеклянной банкой 2) посадите черенки наклонно в увлажнённый песок 3) нарежьте стеблевые черенки с 3−4 листьями 4) после образования придаточных корней пересадите растения в горшки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по рекламе в контакте
  • Метронидазол таблетки инструкция показания к применению
  • Цефтриаксон инструкция по применению для детей до 2х лет дозировка
  • Как открыть свое ип пошаговая инструкция с нуля самостоятельно
  • Тривитамин аде инструкция по применению для животных