Инструкция по проведению прогулок в доу в зимний период

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
при организации и проведении зимних прогулок с воспитанниками

1. Общие правила охраны труда при проведении прогулок

1.1. Работники, участвующие в организации и проведении прогулки в зимнее время с воспитанниками дошкольной образовательной организации (далее – работники), обеспечивают охрану жизни и здоровья воспитанников.

1.2. Работники несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность воспитанников во время прогулки.

1.3. Работники должны знать правила по охране труда при проведении прогулок.

1.4. Работники, допустившие невыполнение или нарушение Инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности, проходят внеплановый инструктаж и проверку знаний по охране труда.

1.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок воспитанников дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) составляет 3–4 ч.

1.6. Продолжительность прогулки определяется ДОО в зависимости от климатических условий. Рекомендуется организовывать прогулку два раза в день:

  • в первую половину дня;
  • во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

1.7. При температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

2. Требования охраны труда перед началом прогулки

2.1. Уборка территории ДОО проводится ежедневно: утром за 1–2 ч до прихода детей или вечером после их ухода. В зимнее время очистка территории (подходы к зданию, пути движения, дорожки, площадки зоны отдыха и игр) от снега проводится по мере необходимости. Использование химических реагентов не допускается.

Снег с середины участка можно сгребать, создавая из него снежные валы по периметру. Из снежных валов можно сформировать горки, валы для игр в прятки и снежки, сюжетные постройки, фигуры и др.

2.2. Перед началом прогулки в зимний период крыши всех построек необходимо очищать от снега, сосулек (здание ДОО, павильон); дорожки, детские площадки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо очищать от снега, льда, посыпать песком.

2.3. Ежедневно утром и вечером следует проверять территорию ДОО на наличие посторонних, подозрительных предметов, пакетов, сумок. В случае обнаружения немедленно сообщать в полицию; к подозрительным предметам не прикасаться.

2.4. Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки, не допускать наличия травмоопасных для детей предметов: снежной наледи, сухостойных деревьев, сломанных кустарников, неструганых досок, гвоздей, битого стекла, торчащих из земли палок, пней, на изгороди – проволок и др. Все ямы на территории ДОО должны быть засыпаны, люки закрыты тяжелыми крышками. Следует проверять исправность инвентаря, игрушек и надежность крепления физкультурно-игрового оборудования, игрушек; приводить их в надлежащее состояние в соответствии с санитарными нормами.

3. Требования охраны труда во время прогулки

3.1. На протяжении прогулки при каждой группе должны находиться не менее двух работников, в т. ч. один воспитатель (или другой педагогический работник) и помощник воспитателя (младший воспитатель). Запрещается оставлять воспитанников во время прогулок без наблюдения.

3.2. При организации прогулок следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для зимнего времени года:

  • обморожение, переохлаждение или перегревание организма;
  • травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным
    песком;
  • травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;
  • травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела;

намокание детской одежды и обуви.

3.3. При организации прогулок воспитатель должен:

обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках;

следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок достигнет конца ската, горки;

не допускать, чтобы при скатывании с горки дети садились спиной к скату;

отводить детей в помещение ДОО при усилении мороза и ветра.

3.4. На прогулке с детьми в зимний период можно использовать следующие формы работы:

  • наблюдение за живой и неживой природой, кормление птиц;
  • беседы с детьми;
  • украшение участка;
  • лепка из снега;
  • рисование на снегу;
  • проведение подвижных игр в каждой возрастной группе;
  • чтение художественной литературы и разыгрывание сказок;
  • сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек;
  • развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления;
  • разнообразная двигательная деятельность: занятия физической культурой (согласно расписанию), физкультурные досуги, катание на лыжах, санках, ледянках, снегоходах, различные эстафеты и игры с использованием санок и лыж, игры со снежками, скольжение по ледяным дорожкам.

4. Оказание первой помощи при несчастном случае

4.1. Первая помощь до прибытия медицинского работника (остановить кровь, придать телу определенное положение, поместить пострадавшего в отдельное помещение со специальными условиями и т. д.) может быть оказана только педагогическими работниками, прошедшими соответствующую подготовку.

4.2. При несчастном случае воспитатель, прошедший соответствующую подготовку, должен:

  • немедленно сообщить о произошедшем медицинской сестре, при необходимости вызвать скорую помощь и доставить воспитанника в ближайшее лечебное учреждение;
  • оказать воспитаннику первую помощь, устранить воздействие на пострадавшего повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью;
  • поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;
  • сообщить о произошедшем администрации ДОО, родителям (законным представителям) воспитанника.

4.3. При подозрении на обморожение (кожные покровы бледные, синюшные, появляются гусиная кожа, озноб, затруднения речи) пострадавшего необходимо доставить в теплое отапливаемое помещение. При этом важно не допустить быстрого согревания поврежденных участков. Нельзя погружать обмороженный участок тела в теплую (и горячую) воду. Нельзя растирать обмороженную конечность снегом или руками. Большое значение при оказании первой помощи имеют мероприятия по общему согреванию ребенка (питье теплого чая, молока).

4.4. В случаях самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен немедленно поставить в известность администрацию ДОО, родителей (законных представителей), ближайшее отделение полиции.

5. Требования охраны труда после прогулки

После прогулки необходимо:

5.1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение ДОО (первая подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, вторая – под присмотром воспитателя).

5.2. Очистить и просушить верхнюю одежду (в т. ч. шапку, варежки и пр.) и обувь воспитанников от снега, грязи, песка. При необходимости организовать переодевание воспитанников в сухую одежду, белье.

5.3. Привести в порядок выносной инвентарь (очистить от земли, песка, снега).

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад «Аленка»

_________________Т.А. Еременко

Приказ № ___________

от «____»__________2018 г.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране жизни и здоровья детей в зимний период

1. Требования безопасности перед началом прогулки

Перед началом прогулки воспитатель обязан:

1.Ежедневно осматривать участки, не допускать наличия травмоопасных для детей предметов: сухостойных деревьев, сломанных кустарников, неструганых досок, гвоздей, битого стекла, торчащих из земли палок, пней и др. Все ямы на территории детского сада должны быть засыпаны, люки закрыты тяжелыми крышками.

2.Проверять исправность инвентаря, игрушек и надежность крепления физкультурно-игрового оборудования.

3.Ежедневно утром и вечером проверять территорию детского сада на наличие посторонних, подозрительных предметов. В случае обнаружения немедленно сообщать администрации или звонить в милицию (к предметам не прикасаться).

4.Крыши всех построек очищать от снега, сосулек; дорожки, детские площадки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо очищать от снега и льда, посыпать песком.

5.Согласовывать со старшей медицинской сестрой возможность выхода детей на прогулку в зависимости от погодных условий.

6.Осматривать одежду и обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям.

7.Напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и входе в помещение детского сада: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на второй этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор и др.

8.Контролировать, чтобы дети всегда были обеспечены запасными вещами на случай непогоды {вещи должны заранее приносить родители).

2. Требования безопасности во время прогулки

Во время прогулки воспитатель обязан:

1.Не допускать проведения прогулки на одном игровом участке одновременно для двух групп воспитанников.

2.Контролировать выход воспитанников из помещения детского сада и спуск с крыльца.                                                                                              

3.Не оставлять детей без наблюдения.

4.Доступно объяснять правила игр, показывать способы работы с инвентарем. Для коллективных дел объединять детей только тогда, когда каждый ребенок овладеет необходимыми навыками (во время работы с лопатками в подгруппе должно быть не более 4-5 человек, при этом расстояние между детьми должно быть не менее 1м).

5.При организации игр, труда, требующих значительного напряжения, следить, чтобы дети не переутомлялись, не перегревались и не переохлаждались. В случае появления учащенного дыхания, покраснения кожи или выделения пота необходимо переключить внимание ребенка на более спокойную деятельность.

6.Контролировать позу каждого ребенка в процессе труда, приучать работать внимательно, не размахивать инструментами во избежание травм и ушибов.

7.Для профилактики травматизма следить за правильной расстановкой игрового оборудования и организацией игр.

8.Запрещать воспитанникам лазать по ограждениям, перилам, деревьям, заборам.

9.Контролировать соблюдение воспитанниками требований личной гигиены. Следить, чтобы воспитанники не пробовали на вкус снег во избежание желудочно-кишечных заболеваний.

10.Обеспечивать непосредственную страховку во время скатывания детей с горок, лазания, впрыгивания с возвышенностей, метания; а также скольжения по ледяным дорожкам и катания на санках.

11.Следить, чтобы при катании на санках каждый ребенок терпеливо ждал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки.

12.Не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату.

13.Отводить детей в помещение детского сада при усилении мороза и ветра. 

3. В зимний период следует опасаться:

1.Обморожения или переохлаждения организма;

2.Травм, ушибов при катании на ногах, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;

3.Травм от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;

4.Травм от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);

5.Намокания детской одежды и обуви;

6.Желудочно-кишечных заболеваний, ОРЗ (в случае, если ребенок ест грязный и холодный снег, сосульки).

4. С наступлением холодного периода необходимо:

  1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями, не допускать переохлаждения или перегревания организма детей; детям иметь запасные вещи;

  2. Во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви;

  3. По возвращении с прогулки снять с детей мокрые вещи и высушить их;

  4. При усилении мороза и ветра детей отвести в помещение детского сада;

  5. При температуре воздуха ниже -15 градусов не допускать статичного положения детей во время прогулок и катания детей на ледяных дорожках, горках, санках и лыжах без присмотра воспитателя. При температуре воздуха ниже —15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается;

  6. Для предотвращения переутомления, переохлаждения воспитанников подвижные и малоподвижные виды деятельности чередуются (в зависимости от плана прогулки);

5.Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях во время прогулки

1.При возникновении непредвиденных ситуаций во время прогулки воспитатель обязан:

— обеспечить безопасность детей;

— убедиться в отсутствии опасности;

— сообщить администрации детского сада о случившемся;

— оказать первую доврачебную помощь при несчастном случае;

— при необходимости обратиться за помощью в службы спасения.

2.При несчастном случае во время прогулки воспитатель обязан:

— оказать воспитаннику первую доврачебную помощь;

— устранить воздействие на пострадавшего факторов, угрожающих его жизни и здоровью;

-поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;

-немедленно сообщить о несчастном случае заведующему детским садом, старшей медицинской сестре, родителям (законным представителям) воспитанника;

-при необходимости вызвать скорую помощь и доставить воспитанника в ближайшее лечебное учреждение.

3.В случае самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен немедленно поставить в известность администрацию детского сада, родителей (законных представителей), ближайшее отделение милиции.

 С инструкцией ознакомлены:

/п

Дата

ФИО педагога

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Организация и методика проведения прогулки

безопасной для жизни и здоровья

воспитанников.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в детский сад, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулки проводятся два раза в день общей продолжительностью 4 часа. Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо создавать им условия для разнообразной деятельности. Помимо стационарно установленного времени на участок следует выносить дополнительные материалы. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. 

Перечень игрушек, рекомендуемых для подвижных игр на прогулке:
 1.Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, шары, коляски, каталки, санки. 
 2. Технические игрушки: автомобили, самолеты, вертолеты, корабли. 

Создание условий для активизации движений детей 
         Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. А вот в зимнее время двигательная активность несколько ограничена одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку. 
         Поэтому желательно чтобы большая часть площадки была расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру. 
         Эффективное действие оказывают постройки из снега, которые служат не только украшением участка, но и стимулируют движения малышей. Детям интересно влезать на снежные постройки, ходить, упражняясь в равновесии по снежным валам, перешагивать через снежные препятствия, бродить по лабиринту. Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: приносят снег в ведерках, раскладывают цветные льдинки, сгребают снег в центр или отбрасывают его в сторону. 
         Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и порой выражают недовольство тем, что прогулка уже окончена. 
Прогулка должна состоять из определенных структурных компонентов. Попробуем их вспомнить. 

         Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. У детей дошкольного возраста еще мал опыт самостоятельной двигательной активности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки и закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Навыки и привычки выполнения разнообразных движений формируются у детей при условии многократных повторений. Поэтому эти упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течение прогулки повторяются несколько раз в зависимости от обстоятельств, настроя детей. 
         Задача взрослого – предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений: ходьба и бег; подскоки и прыжки; ползание и лазание; упражнения с мячами и обручами. Помимо игровых упражнений на прогулке ежедневно проводятся и подвижные игры, продолжительностью от 6 до 10 минут. При планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться лишь игровыми упражнениями. В летнее время планируется по одной игре в утренний и вечерний отрезок времени. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение пребывание на свежем воздухе лучше начинать с подвижной игры. 

         В подвижных играх решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого из детей, удовлетворении потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах (птички летают, зайчик прыгает), ориентировка в окружающем (побежали к песочнице, к веранде и т.д.), умение слушать взрослого и выполнять движения в соответствии с требованиями игры. В процессе подвижной игры дети учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему (Игра «Гуси – гуси»). В процессе подвижной игры ребенок получает удовлетворение и от дружеского общения со сверстниками и от ярких атрибутов, которые взрослый вносит в игру. 

Каковы же … 
Принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке 
1. Подбор игр и упражнений планировать с учетом погодных условий. 
2. Игровая деятельность должна повышать двигательную активность детей. 
3. Применять разные способы организации детей. 
4. Рациональное использование оборудования и инвентаря. 
5. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. 
6. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит взрослому. 
7. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. 
8. Создание благоприятных условий для развития положительных эмоциональных и морально – волевых качеств детей. 

         Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей. 
         Целесообразно организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание самостоятельной деятельности детей, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого, такие как игры с песком, водой, снегом, сюжетно-ролевые игры. 

Требования к оснащению территории детского сада: 
1. Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки: 
— все оборудование на участке должно быть в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов), 
— малые игровые формы, физкультурные пособия и др. должно отвечать возрасту детей и требованиям СанПиН ; 
2. Ограждения детского сада не должны иметь дыр, проёмов во избежание проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей; 
3. Ямы на территории должны быть засыпаны, колодцы закрыты тяжёлыми крышками; 
4. При обнаружении на участке опасных и подозрительных предметов, немедленно сообщить администрации (охраннику), детей увести на другой участок или в помещение; 
5. Ворота детского сада должны быть закрыты на засов; 

При организации прогулок в осеннее — зимний период, следует: 
1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями, не допускать: 
— обморожение, переохлаждение или перегревание организма ребенка; 
— намокание детской одежды, обуви; 
2. Оградить детей от воздействия следующих опасных факторов, характерных для осенне-зимнего периода: 
— травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках; 
— травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели; 
— падение с горок, в случаях отсутствия страховки воспитателя 
(обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем во время скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания); 
— травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.; 
— травмирование ног воспитанников: при наличии ямок и выбоин на участке, при спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя; 
— травмы при скольжении по ледяной дорожке; 
— при организации труда дошкольников; 
— травмы, ушибы во время игр со спортивными элементами; 
— травмы, ушибы во время игр на мокрой и скользкой площадке; 
— травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком; 
— травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами); 
Не допускать: 
— заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки. 
— крыши всех построек очищать от снега, сосулек — посыпать песком. 

         Каждый воспитатель и все замещающие его педагоги должны учить детей узнавать опасные ситуации на иллюстрациях, разъяснять детям. 
         Воспитатель должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям. 

Требования безопасности во время прогулки 
1. Не допускается организация прогулки, труда на одном игровом участке одновременно 2 групп воспитанников, присутствие родителей на вечерней прогулке. 
2. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из помещения и спуска с крыльца, не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др. 

 Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой: 
1. Обеспечить контроль и непосредственную страховку взрослым воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках; 
2. Следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки; 
3. Не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату; 
4. Следить, чтобы дети не брали в рот грязный снег, сосульки; 
5. При усилении мороза и ветра детей отвести в помещение детского сада; 


 

 Требования безопасности по окончании прогулки 
1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя). 
2. Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка. 
3. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье. 
4. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом. 
5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время

Общий вывод. Прогулка интересна ребенку будет в том случае, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. А кроме развивающего и воспитательного значения, правильно организованная и интересная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье наших воспитанников.

 detsad—[email protected]

МДОУ «Детский сад №103»

Консультация для воспитателей

« Организация прогулок зимой»

Выполнила:

воспитатель первой категории

Грачёва Н.В.

Саранск, 2022г.

Прогулка в ДОУ – это педагогически организованная форма активного отдыха на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно.

Правильная организация и проведение прогулки — являются залогом привития детям здорового образа жизни.

Требования к подготовке и организации прогулки

Требования к подготовке и организации прогулки содержатся в таких документах, как: СП 3.1/2.4.3598-20, СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.7 1.1.1286-03, Положение ДОУ «Об организации и проведении прогулок», Инструкция по охране жизни и здоровья детей при проведении прогулок, Инструкции по безопасности снежных конструкций на зимних прогулках и иных локальных актах учреждения.

В документе СанПиН 2.4.1.3049-13, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать (п. 11.5). Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой (п. 11.6.).

Заметим, что в СанПиН не идет речь о полной отмене прогулки в зависимости от погодных условий, решение об отмене прогулки или сокращении времени принимает руководство ДОУ, однако в ранее изданном СанПиН 2.4.1.1249-03 ограничения были: прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы) (п. 2.12.2).

С 30 июня 2020 года, введены санитарно-эпидемиологические правила, в которых прописано строгое ограничение:

В дошкольной образовательной организации должна быть обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в помещениях групповой ячейки и (или) на открытом воздухе отдельно от других групповых ячеек (п. 3.1. СП 3.1/2.4.3598-20).

Зона игровой территории включает в себя групповые площадки — индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребёнка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) и физкультурную площадку (одну или несколько) (п. 3.6 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 — 2 часа до прихода детей или вечером после ухода детей. В зимнее время очистка территории (подходы к зданию, пути движения, дорожки, площадки зоны отдыха и игр) от снега проводится по мере необходимости, использование химических реагентов не допускается (п. 3.19 СанПиН 2.4.1.3049-13).

В дошкольных образовательных организациях (группах) должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви (п. 4.13 СанПиН 2.4.1.3049-13).

Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки (Инструкция по охране жизни и здоровья детей при проведении прогулок).

Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок для скатывания придерживаемся определенных требований (Инструкция по безопасности снежных конструкций на зимних прогулках) см. приложение

Одежда должна соответствовать сезону и погоде. Выбор зимней одежды в соответствии с погодными условиями (СанПиН 2.4.7 1.1.1286-03).

Планирование прогулки

Программой воспитания в детском саду в примерном режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок. Прогулку организуют: в первую половину — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Длительность прогулки в зимний период на улице сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных показателей соответствующих возрасту детей:

1 младшие группы до -15 -17 С тихо – не менее 1 часа, от -12 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин;

2 младшие группы до -20-22 С тихо – не менее 1 часа, от -18 С ветер до 5 м/с – не менее 30 мин;

Средние группы до -25 С тихо – не менее 1 часа, от -20 С ветер до 7 м/с до- 24С ветер до 2 м/с (включительно) – не менее 30 мин;

Старшие, подготовительные группы до -30 С тихо – не менее 1 часа, от -25 С ветер до 10 м/с до -29 С ветер до 3м/с (включительно) – не менее 30 мин.

Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Воспитатель заранее продумывает её содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. А начинается вся подготовка воспитателя к зимней прогулке ещё летом – с перспективного плана. Затем смотрим календарный план воспитательно-образовательной работы.

Прогулка состоит из следующих частей:

1. Наблюдение;

2. Трудовая деятельность;

3. Игровая деятельность (подвижные игры);

4. Индивидуальная работа;

5. Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

• предшествующей деятельности детей (например, после организации образовательной деятельности физическая культура и музыка целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после организации образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и коммуникация — подвижные игры).

• от погодных условий (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей, в сырую, дождливую погоду, следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства).

• от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т. д.)

• от познавательных интересов детей.

Наблюдения (воспитателям указывается в планах объект или тема наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):

• наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т. д.);

• наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т. д.);

• наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т. д.).

Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

Инструктор по ФК разрабатывает перспективное планирование подвижных игр для всех возрастных групп, с начинающими воспитателями проводит консультации по планированию и методике проведения подвижных игр на прогулке.

Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

3. Применение разных способов организации дошкольников;

4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6. Активизацию детской самостоятельности;

7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Ещё одно важное направление – это работа с родителями. Подготовка консультаций следующего содержания: «Прогулки зимой», «Схема, как одеть ребёнка при разных температурных режимах», «Как одеть ребёнка, чтобы он не замёрз или откуда берутся простуды», «Прогулки во время и после болезней», «Подвижные игры всей семьёй», «Чем занять ребёнка на прогулке?». В рубрике «Советуем прочитать» подбираем художественную литературу на зимнюю тематику: сказки, рассказа о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т. д.

Организация прогулки

Подготовка к прогулке

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

• воспитатель выводит в помещение для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

• младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в помещение для одевания;

• в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала ДОУ;

• воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

• детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

Прогулка

При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Наблюдения – основной метод обучения.

Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными.

В старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.

Объекты наблюдений:

• Живая природа (растения, животные)

• Неживая природа (сезонные изменения и различные явления природы: снег, гололёд, ветер и др., труд взрослых)

Виды наблюдения:

• Кратковременные — организуются для формирования представления о свойствах и качествах предмета или явления.

• Длительные — организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

устанавливаются факты;

формируются связи между частями объекта;

идет накопление представлений у детей;

проводятся сопоставления;

делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Дидактические задания и упражнения на прогулке — являются приемом стимуляции детской активности. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3-4 минут. Проводятся несколько раз в течении одной прогулки.

Дидактические занятия разнообразны и в них всегда должны присутствовать игровые элементы. Такие задания должны быть доступны по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить это задание, почему нужно приложить усилие к его выполнению.

Основные движения и подвижные игры

Младший возраст — 6-10 минут

Старший возраст – 10-15 минут

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

Младший возраст — рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя)

Старший возраст — проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Не все подвижные игры пригодны для проведения в зимних условиях. Необходимо подбирать игры, учитывая специфические особенности зимнего времени. Детям нравиться метание снежками вдаль в снежные постройки, прокатывание шаров через снежный туннель, катание на санках в игре «поезд», игра «Кто скорее загонит ледяной шарик в снежную лунку?». Подвижные игры зимой должны строится на доступных детям движениях. Наиболее простыми из них в зимних условиях являются бег, ходьба, подпрыгивание на двух ногах на месте, перепрыгивание через незначительные препятствия, бросание снежков вдаль, метание в цель, перешагивание, перелезание. Эти движения хороши тем, что они вовлекают в действие весь организм ребёнка и тем самым согревают детей.

Наиболее целесообразными являются игры, в которых правила обязывают всех детей быть активными, подвижными. В таких играх, как «Мы весёлые ребята», «Два Мороза», «Зайцы и волк», нельзя отойти в сторону и не бегать — это будет нарушением правил игры.

Игры с пением не проводятся в зимнее время, т. к. дети могут простудить горло.

Спокойные подвижные игры, в которых имеются короткие тексты, можно использовать в более мягкие зимние дни.

Не рекомендуется включать в зимнюю прогулку игры с лазаньем по шведской лестнице, чтобы избежать травм. Одежда детей стесняет движения, рейки лестницы могут быть обледенелыми, скользкими.

Маленькие дети 3-4 лет требуют особенно внимательного подхода. Дети в этом возрасте ещё не могут регулировать свои движения, они быстрее зябнут, чем старшие дошкольники. Поэтому игры и упражнения приходится подбирать для них с особенным вниманием и осторожностью. Чтобы дети не озябли и не устали.

Подвижные игры зимой на прогулке надо организовать так, чтобы дети не стояли долго на одном месте в ожидании своей очереди. Поэтому группы детей в играх типа эстафета сократить до 5 человек, а такие игры, где большинство человек стоит, а бегает только двое зимой в холодную погоду давать не стоит. Лучше всего в зимнюю погоду проводить игры типа перебежек.

Кроме подвижных игр с правилами, надо шире проводить игры-упражнения в отдельных видах движений (кроме прыжков и лазанья) с использованием снега и льда.

Трудовые поручения.

Формы организации труда:

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада

Коллективный труд — дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

Самостоятельная игровая деятельность. Для ее организации необходимо создать условия, атрибуты, выносной материал (лопатки для снега и для творческой деятельности, лыжи, санки, ледянки, клюшки, бросовый материал для игр со снегом).

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Очень важно следить за правильным дыханием во время занятий. Чрезмерное усердие может привести к переохлаждению верхних дыхательных путей и, естественно, к заболеванию. Необходимо дышать через нос. При дыхании через рот воздух не очищается, не увлажняется, не обеззараживается и не утепляется. В результате возникают благоприятные условия для образования острых воспалительных процессов в глотке, гортани, трахее, бронхах и легких.

Во время прогулки на воздухе большое значение имеет подбор правильной одежды и обуви детей. Гигиенические требования к одежде предусматривают ее соответствие росту и полноте тела ребенка, обеспечение свободы движений. Теплозащитные свойства одежды зависят от ее многослойности (2, 3 или более слоев): между слоями одежды находится воздух и чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Зимой на прогулках следует носить утепленные кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с калошами. По возвращении с прогулок обувь нужно обязательно очищать от снега и просушивать. Зимняя обувь должна быть по размеру ноги ребенка. Ботинки или сапожки, которые немного велики, можно носить с двумя парами носков.

Важно одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой.

Нерациональная одежда, затрудняя испарение, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные и шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.

При подборе одежды важно учитывать индивидуальные особенности детей: детям закаленным, привыкшим к холоду, рекомендуется несколько облегчить одежду, а детям, часто болеющим, плохо переносящим холод («зябким», в более теплой одежде.

Возвращение с прогулки

• младший воспитатель уводит первую подгруппу детей с участка. Дети второй подгруппы продолжают гулять ещё в течение 10-15 минут с воспитателем.

• младший воспитатель помогает детям снять одежду, аккуратно сложить её в шкафчик (при необходимости развешивает для просушивания). Раздевшись, дети спокойно идут в группу, проводят гигиенические процедуры и играют.

• воспитатель возвращается с прогулки со второй подгруппой детей, помогает им раздеться, сложить и просушить вещи, организует проведение гигиенических процедур.

Безопасность территории для прогулок на свежем воздухе

1. Оснащение ДОУ

Территория детского сада имеет ограждение согласно требованиям металлическим забором. Имеется 1 въезд с оборудованными воротами и два входа с калитками. Для детей на участках имеются игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование — малые формы соответствующие возрасту детей. Игровое оборудование и постройки безопасны, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Площадь на одного воспитанника соответствует нормативу. Имеется освещение участков в тёмное время суток. На хозяйственном дворе установлен знак въезда только служебного транспорта. В ДОУ установлена система видеонаблюдения, домофон, 2 пожарных лестницы для эвакуации.

Территория:

Состояние ограждения: ограждение в хорошем состоянии;

Состояние озеленения: удовлетворительное;

Оформление территории: эстетичное, много зеленых насаждений, на территории разбиты клумбы с цветами;

Состояние групповых площадок: удовлетворительное;

Наличие теневых навесов: имеются на каждом участке в хорошем состоянии;

Состояние игрового и спортивного оборудования на прогулочных участках: имеется на каждом участке в хорошем состоянии;

Наличие выносного оборудования: имеется;

Наличие общей физкультурной площадки: имеется;

Обеспечение охраны жизни, здоровья и безопасности детей при использовании имеющегося оборудования;

Надежность закрепления: надёжно; поверхность оборудования не имеет острых выступов, шероховатостей, выступающих болтов не имеется.

2. Подготовка ДОУ к новому учебному году

Каждый год в ходе работы по подготовке к новому учебному году составлением актов проходит проверка систем жизнеобеспечения (теплохозяйство, канализация, водоснабжение, электрохозяйство, вентиляции, водных фильтров, пожарной сигнализации, внутреннего пожарного водопровода, первичный средств пожаротушения (огнетушители), помещений и оборудования в здании и на территории ДОУ, в том числе с привлечением специализированных организаций.

3. Общие мероприятия по обеспечению безопасности

* проводятся инструктажи с сотрудниками по охране труда и с педагогическими работниками по охране жизни и здоровью детей;

* обучение коллектива действиям в чрезвычайных ситуациях;

* проводятся беседы, занятия с воспитанниками, посвященные безопасности жизнедеятельности детей, основам пожарной безопасности и правилам поведения детей на дороге;

* два раза в год проводятся практические занятия с персоналом и воспитанниками по эвакуации из здания в случае ЧС.

4. Обеспечение безопасности в зимний период

В зимний период проводятся следующие мероприятия по обеспечению безопасности сотрудников и воспитанников:

* расчистка территории (очистка тротуаров от снега и наледи);

* чистятся крыши здания и веранд от сосулек и снега;

* в период гололедицы дорожки, крыльца, веранды посыпаются песком;

* воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма осуществляется тщательный присмотр за вверенными им детьми во время прогулок на территории и при выходах за пределы ДОУ;

Оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели ежедневно должны вести проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть надёжно закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.

В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпание песком.

Требования по обеспечению безопасности при организации прогулки:

— младший воспитатель должен сопровождать детей на прогулку и с прогулки; педагогам необходимо держать в поле зрения всех детей, наблюдать за детьми и при необходимости прийти на помощь;

— обязанность воспитателя – следить за температурным режимом и в соответствии с погодными и температурными условиями следить за одеждой детей и за тем, чтобы у ребёнка был головной убор;

— предварительно перед прогулкой необходимо осмотреть участок на предмет безопасности;

— хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке разрешается только после осмотра территории воспитателем на безопасность;

— игры с песком в песочнице допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком;

— воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная);

— для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной к малой в зависимости от плана проведения прогулки;

— обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки, скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания, катания на самокате, лыжах, велосипеде и др.;

— не разрешается проводить игры около водоемов, прогулки возле проезжей части дороги;

— не допускается организации прогулки на одном игровом участке одновременно двум группам воспитанников;

— не оставлять детей во время прогулок без наблюдения воспитателя;

— запрещаются игры с водой в ветреную и холодную погоду;

— воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения и спуска с крыльца;

— запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям;

— воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землей);

— в случае самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен срочно сообщить об этом заведующему, родителям (или законным представителям), в отделение полиции. Немедленно организовать поиск ребенка, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду;

— при несчастном случае воспитатель должен оказать ребенку первую медицинскую помощь, немедленно сообщить об этом заведующему, медицинской сестре, родителям, при необходимости вызвать врача и доставить ребенка в больницу.

План основных мероприятий по обеспечению комплексной безопасности и противодействию проявлениям террористических угроз в МДОУ №19 «Березка» ЯМР

Акт-разрешение на проведение прогулок на игровых площадках

Акт приемки спортивных сооружений и оборудования

Акт-разрешение на проведение занятий физическими упражнениями на спортивной площадке

Акт общего технического осмотра здания и территории

Акт испытаний спортивного оборудования в музыкальном зале и на прогулочных площадках

Акт технического осмотра здания, территории, состоянии ограждений

приказ на ответственных за участки

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Xl 588 фонарь инструкция на русском
  • Руководство как функция управления реализуется
  • Ооо завод промышленного оборудования руководство
  • Рассмотрите стопу которая изображена на рисунке скелета сделанном под руководством везалия
  • Олиджим таблетки инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки взрослым