Инструкция по проведению впр по русскому языку в 4 классе

Инструкции для
образовательной организации

по проведению
всероссийских проверочных работ в мае 2016 года

Модель 1

1.     Общие
положения

1.1.Расписание всероссийских
проверочных работ (ВПР), включая время публикации всех видов материалов, размещается
в личном кабинете образовательной организации (ОО) на портале сопровождения ВПР
www.eduvpr.ru не позднее, чем за 3 дня до
даты проведения работы.

1.2.Для выполнения технических
действий, связанных с проведением проверочных работ (работа на портале
сопровождения ВПР, печать материалов, заполнение формы сбора результатов и
т.п.), могут быть привлечены технические специалисты.

1.3.ОО обеспечивает порядок и
дисциплину в классах при проведении всероссийских проверочных работ.
Рекомендуется рассадка по одному участнику за партой и проведение работы не
менее чем двумя организаторами в классе. Окончательное решение по рассадке и
количеству организаторов принимает ОО.  

1.4.На листах с заданиями отведено
достаточно места для записи ответов. Для записи решения задания или иного
развернутого ответа выделено специальное поле. ОО может принять решение о
выдаче дополнительных листов под черновики.

1.5.При проведении ВПР, проверке
работ и обработке результатов используется код участника. Коды выдаются
участникам один раз до проведения проверочных работ. Коды представляют собой
четырехзначные числа, идущие подряд, начиная с 4001 (4002, 4003 и т.д.). При
выдаче кодов рекомендуется воспользоваться каким-либо правилом, например,
выдавать коды по классам в
 порядке следования номеров
учеников в списке и т.п.

1.6.ОО должна получить через
личный кабинет на портале сопровождения  ВПР:

       
коды для
выдачи участникам (листы с напечатанными кодами, которые разрезаются на
отдельные части и выдаются участникам перед началом каждой работы, причём
каждому участнику – один и тот же код на все работы);

       
протокол с
кодами для фиксации соответствия кода и ФИО (таблица, в первом столбце которой
указаны коды, а во втором столбце вписывается ФИО участника).

1.7.Протокол, указанный в п.1.6, может
быть заполнен в бумажном или в электронном виде. Протокол хранится в ОО до
окончания всех процедур. Данный протокол не передается федеральным и
 региональным организаторам ВПР. 

1.8.Для обработки результатов
каждой из проверочных работ ОО должна получить через личный кабинет на портале
сопровождения ВПР электронную форму, в которую вносятся баллы участников. Всего
заполняется три электронные формы: одна для русского языка (часть 1 и часть 2),
одна для математики и одна для окружающего мира. Заполненные формы должны быть
загружены через личный кабинет на портале сопровождения ВПР. Инструкция по
заполнению и загрузке формы содержится внутри формы.

1.9.Даты проведения проверочных
работ:

o   Русский язык. Часть 1 (диктант) – 11 мая
2016 года

o   Русский язык. Часть 2 – 13 мая 2016 года

o   Математика – 17 мая 2016 года

o   Окружающий мир – 19 мая 2016 года

2.     Проведение
работы по русскому языку (часть 1, часть 2)

2.1.   На предварительном этапе присвоить коды
всем участникам ВПР (см. п.п. 1.5-1.6). Для каждого участника должен
использоваться один и тот же код на всех этапах проведения ВПР. Приготовить
напечатанные на листах коды для выдачи участникам. Коды необходимо приготовить
как для работы части 1, так и для работы части 2.

2.2.   Получить через личный кабинет на
портале сопровождения ВПР зашифрованный архив с
 вариантами
для проведения проверочной работы (архив доступен не позднее, чем за 3 дня до
даты проведения работы) и текстом диктанта (текст диктанта доступен не позднее,
чем за 3 дня до даты проведения работы).

2.3.   Получить через личный кабинет на
портале сопровождения ВПР электронную форму сбора результатов ВПР по русскому
языку. Результаты выполнения частей 1 и 2 вносятся в одну и ту же форму.

2.4.   Получить через личный кабинет на
портале сопровождения ВПР шифр к архиву в 7:30 по местному времени, шифр к тексту
диктанта в 8:00 по местному времени и разархивировать текст диктанта и зашифрованный
архив с вариантами для проведения проверочной работы (см. п.2.2)
соответствующей части.

2.5.   Распечатать варианты ВПР на всех
участников, формат печати – А4, чёрно-белая, односторонняя. Не допускается
двусторонняя печать, а также печать двух страниц на одну сторону листа А4.

2.6.   В установленное время начала работы
выдать каждому участнику его код (см. п.п. 1.5-1.6).

2.7.   Провести инструктаж на основе
приведённого ниже текста (5 мин). Для первой части дополнительное короткое
объявление делается после написания диктанта.

2.8.   Организовать выдачу участникам
распечатанных вариантов проверочной работы для выполнения заданий.

2.9.   Проследить, чтобы каждый участник
переписал выданный ему код в специально отведенное поле в верхней правой части
каждого листа с заданиями.

2.10. Обеспечить диктовку текста[1] в соответствии с
Методикой проведения диктанта (прилагается).

2.11. Провести работу и собрать все бумажные
материалы. В процессе проведения работы обеспечивать порядок в аудитории.

2.12. Скачать через личный кабинет на
портале сопровождения ВПР и распечатать критерии оценивания ответов. (Доступны в
14:00 по московскому времени в день проведения работы).

2.13. Привлечь экспертов для оценивания
работ. Решение о привлечении экспертов принимает ОО. Требования к эксперту:
опыт преподавания русского языка в начальной школе и/или 5-6 классах не менее 3
лет.

2.14. Оценить работы в соответствии с
полученными критериями. Оценка за каждое задание вписывается в специальное квадратное
поле с пунктирной границей слева от соответствующего задания.

2.15. Перенести номер варианта и баллы каждого
участника в форму сбора результатов (п.2.3). Номер варианта и баллы каждого
участника вносятся в строчку с кодом данного участника (коды выставлены в форме
заранее). Перед внесением данных в форму рекомендуется разложить работы в
порядке возрастания кодов, чтобы при внесении данных можно было последовательно
заполнять строки таблицы. Для переноса данных требуются навыки работы на
компьютере, в частности – работы с электронными таблицами. К заполнению формы
сбора результатов может быть привлечён любой специалист ОО, обладающий
соответствующими навыками.

2.16. В столбце с номером варианта при
заполнении каждой ячейки можно выбрать либо номер варианта, либо значение
«Часть
 1 не выполнялась» для первой
части или «Часть
 2 не выполнялась» для второй
части. Указанные значения выбираются в том случае, если участник выполнял одну
из частей и не выполнял другую.

2.17. При вводе баллов за задания необходимо
в каждой ячейке выбрать значение из списка, который включает допустимые баллы,
а также «Х» (решение и ответ отсутствуют)

2.18. После выполнения части 1 и проверки
работ внести баллы за задания и сохранить форму, следуя инструкции внутри формы.
После выполнения части 2 и проверки работ внести баллы за задания части 2. При
этом баллы за часть 2 каждого участника должны быть записаны в ту же строчку,
что и его баллы за часть 1, поскольку участник имеет один и тот же код при
выполнении всех проверочных работ.

2.19. Загрузить форму сбора результатов через
личный кабинет на портале сопровождения ВПР.

Текст инструктажа (Русский язык, часть 1: диктант)

Перед
написанием диктанта

«Ребята,
вам предстоит написать первую часть проверочной работы по русскому языку. Она
включает три задания, первое из которых – запись текста под диктовку.

Каждому
из вас выдаются листы с заданиями (организатор показывает листы).

Если
вы хотите исправить ответ, зачеркните его и напишите рядом новый.

Время
выполнения работы – 45 минут. При выполнении работы нельзя пользоваться учебником,
рабочими тетрадями, словарями.

Приступая
к работе, будьте внимательны, не торопитесь.

Перед
началом работы давайте впишем полученные вами коды на листы с заданиями.
Найдите в правом верхнем углу каждого листа прямоугольную рамку со словом «Код»
и впишите в эту рамку код, который вам выдан.

При
выполнении работы соблюдайте порядок.

Желаем
успеха!»

После
окончания диктанта

«Мы
с вами закончили писать диктант. Проверьте, пожалуйста, написанный текст. Затем
выполните следующие два задания.

Текст инструктажа
(Русский язык, часть 2)

«Ребята,
вам предстоит написать вторую часть проверочной работы по русскому языку. В ней
тринадцать заданий. Выполнять их можно в любом порядке, постарайтесь сделать
правильно как можно больше заданий.

Каждому
из вас выдаются листы с заданиями (организатор показывает лист с заданиями).

При
выполнении заданий можно использовать черновик. Записи в черновике проверяться
и оцениваться не будут.

Ответы
к заданиям запишите в отведенное для них поле со словом «Ответ».

Если
вы хотите исправить ответ, зачеркните его и напишите рядом новый.

Время
выполнения работы – 45 минут. При выполнении работы нельзя пользоваться
учебником, рабочими тетрадями.

Приступая
к работе, будьте внимательны, не торопитесь.

Перед
началом работы давайте впишем полученные вами коды на листы с заданиями.
Найдите в правом верхнем углу каждого листа прямоугольную рамку со словом «Код»
и впишите в эту рамку код, который вам выдан.

При
выполнении работы соблюдайте порядок.

Желаем
успеха!»

Методика
проведения диктанта

Текст диктанта
читается три раза.

I. Целевая установка на аудирование

       
Учитель
медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с
произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть
орфографическим, «подсказывающим».

       
Обучающиеся
слушают.

       
На
данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых
обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им
понятны).

II. Целевая установка на письмо под диктовку

       
Текст
диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение.
Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после
того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для
записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.

       
Обучающиеся
записывают.

       
Диктуя
предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая
тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, четко
произнося слова.

III. Целевая установка на самопроверку

       
По
окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до
конца, делая паузы между отдельными предложениями.

       
Обучающиеся
проверяют написанное.

3.     Проведение
работы по математике

3.1.На предварительном этапе присвоить
коды всем участникам ВПР (см. п.п. 1.5-1.6). Для каждого участника должен
использоваться один и тот же код на всех этапах проведения ВПР. Приготовить
напечатанные на листах коды для выдачи участникам.

3.2.Получить через личный кабинет на
портале сопровождения ВПР зашифрованный архив с
 вариантами
для проведения проверочной работы (Архив доступен не позднее, чем за 3 дня до
даты проведения работы).

3.3.Получить через личный кабинет на
портале сопровождения ВПР электронную форму сбора результатов ВПР по математике.

3.4.Получить через личный кабинет на
портале сопровождения ВПР шифр к архиву в 7:30 по местному времени и
разархивировать его.

3.5.Распечатать варианты ВПР на
всех участников, формат печати – А4, чёрно-белая, односторонняя. Допускается
двусторонняя печать. Не допускается печать двух страниц на одну сторону
листа А4.

3.6.В установленное время начала
работы выдать каждому участнику его код (см. п.п. 1.5-1.6).

3.7.Провести инструктаж на основе
приведённого ниже текста (5 мин).

3.8.Организовать выдачу участникам
распечатанных вариантов проверочной работы для выполнения заданий.

3.9.Проследить, чтобы каждый
участник переписал выданный ему код в специально отведенное поле в
 верхней правой части каждого листа с
заданиями.

3.10.  Провести работу и собрать все бумажные
материалы. В процессе проведения работы обеспечивать порядок в аудитории.

3.11.  Скачать через личный кабинет на
портале сопровождения ВПР и распечатать критерии оценивания ответов. (Доступны в
14:00 по московскому времени в день проведения работы).

3.12.  Привлечь экспертов для оценивания
работ. Решение о привлечении экспертов принимает ОО. Требования к эксперту:
опыт преподавания математики в начальной школе и/или 5-6 классах не менее 3 лет.

3.13.  Оценить работы в соответствии с
полученными критериями. Оценка за каждое задание вписывается в специальное квадратное
поле с пунктирной границей слева от соответствующего задания.

3.14.  Перенести номер варианта и баллы каждого
участника в форму сбора результатов (п.3.3). Номер варианта и баллы каждого
участника вносятся в строчку с кодом данного участника (коды выставлены в форме
заранее). Перед внесением данных в форму рекомендуется разложить работы в
порядке возрастания кодов, чтобы при внесении данных можно было последовательно
заполнять строки таблицы. Для переноса данных требуются навыки работы на
компьютере, в частности – работы с электронными таблицами. К заполнению формы
сбора результатов может быть привлечён любой специалист ОО, обладающий
соответствующими навыками.

3.15.    При вводе баллов за задания
необходимо в каждой ячейке выбрать значение из списка, который включает допустимые
баллы, а также «Х» (решение и ответ отсутствуют).

3.16.  Загрузить форму сбора результатов
через личный кабинет на портале сопровождения ВПР.

Текст инструктажа (Математика)

«Ребята,
вам предстоит написать проверочную работу по математике. В ней одиннадцать
заданий. Выполнять их можно в любом порядке, постарайтесь сделать правильно как
можно больше заданий.

Каждому
из вас выдаются листы с заданиями (организатор показывает лист с обеих сторон).

При
выполнении заданий можно использовать черновик. Записи в черновике проверяться
и оцениваться не будут.

Ответы
к заданиям запишите в отведенное для них поле со словом «Ответ». В некоторых
заданиях требуется записать решение. В этом случае для него отведено
специальное поле со словом «Решение».

Если
вы хотите исправить ответ, зачеркните его и напишите рядом новый.

Время
выполнения работы – 45 минут. При выполнении работы нельзя пользоваться
учебником, рабочими тетрадями, калькулятором.

Приступая
к работе, будьте внимательны, не торопитесь.

Перед
началом работы давайте впишем полученные вами коды на листы с заданиями.
Найдите в правом верхнем углу каждого листа прямоугольную рамку со словом «Код»
и впишите в эту рамку код, который вам выдан.

При
выполнении работы соблюдайте порядок.

Желаем
успеха!»

4.     Проведение
работы по окружающему миру

4.1.На предварительном этапе присвоить
коды всем участникам ВПР (см. п.п. 1.5-1.6). Для каждого участника должен
использоваться один и тот же код на всех этапах проведения ВПР. Приготовить
напечатанные на листах коды для выдачи участникам.

4.2.Получить через личный кабинет
на портале сопровождения ВПР зашифрованный архив с
 вариантами для проведения проверочной
работы (Архив доступен не позднее, чем за 3 дня до даты проведения работы).

4.3.Получить через личный кабинет
на портале сопровождения ВПР электронную форму сбора результатов ВПР по окружающему
миру.

4.4.Получить через личный кабинет
на портале сопровождения ВПР шифр к архиву в 7:30 по местному времени и
разархивировать его.

4.5.Распечатать варианты ВПР на
всех участников, формат печати – А4, чёрно-белая, односторонняя. Допускается
двусторонняя печать. Не допускается печать двух страниц на одну сторону
листа А4.

4.6.В установленное время начала
работы выдать каждому участнику его код (см. п.п. 1.5-1.6).

4.7.Провести инструктаж на основе
приведённого ниже текста (5 мин).

4.8.Организовать выдачу участникам
распечатанных вариантов проверочной работы для выполнения заданий.

4.9.Проследить, чтобы каждый
участник переписал выданный ему код в специально отведенное поле в
 верхней правой части каждого листа с
заданиями.

4.10.  Провести работу и собрать все бумажные
материалы. В процессе проведения работы обеспечивать порядок в аудитории.

4.11.  Скачать через личный кабинет на
портале сопровождения ВПР и распечатать критерии оценивания ответов. (Доступны в
14:00 по московскому времени в день проведения работы).

4.12.  Привлечь экспертов для оценивания
работ. Решение о привлечении экспертов принимает ОО. Требования к эксперту: опыт
преподавания окружающего мира в начальной школе и/или биологии, естествознания
5-6 классах не менее 3 лет.

4.13.  Оценить работы в соответствии с
полученными критериями. Оценка за каждое задание вписывается в специальное квадратное
поле с пунктирной границей слева от соответствующего задания.

4.14.  Перенести номер варианта и баллы каждого
участника в форму сбора результатов (п.3.3). Номер варианта и баллы каждого
участника вносятся в строчку с кодом данного участника (коды выставлены в форме
заранее). Перед внесением данных в форму рекомендуется разложить работы в
порядке возрастания кодов, чтобы при внесении данных можно было последовательно
заполнять строки таблицы. Для переноса данных требуются навыки работы на
компьютере, в частности – работы с электронными таблицами. К заполнению формы
сбора результатов может быть привлечён любой специалист ОО, обладающий
соответствующими навыками.

4.15.    При вводе баллов за задания
необходимо в каждой ячейке выбрать значение из списка, который включает
допустимые баллы, а также «Х» (решение и ответ отсутствуют) и «Не пройдено»
(тема, к которой относится данное задание, не пройдена). Количество заданий, с
пометкой «Не пройдено» учитывается при формировании итоговой статистики.

4.16.  Загрузить форму сбора результатов
через личный кабинет на портале сопровождения ВПР.

Текст инструктажа (Окружающий мир)

«Ребята,
вам предстоит написать проверочную работу по окружающему миру. В ней десять
заданий. Выполнять их можно в любом порядке, постарайтесь сделать правильно как
можно больше заданий.

Каждому
из вас выдаются листы с заданиями (организатор показывает лист с обеих сторон).

При
выполнении заданий можно использовать черновик. Записи в черновике проверяться
и оцениваться не будут.

Ответы
к заданиям запишите в отведенное для них поле со словом «Ответ».

Если
вы хотите исправить ответ, зачеркните его и напишите рядом новый.

Время
выполнения работы – 45 минут. При выполнении работы нельзя пользоваться
учебником, рабочими тетрадями.

Приступая
к работе, будьте внимательны, не торопитесь.

Перед
началом работы давайте впишем полученные вами коды на листы с заданиями.
Найдите в правом верхнем углу каждого листа прямоугольную рамку со словом «Код»
и впишите в эту рамку код, который вам выдан.

При
выполнении работы соблюдайте порядок.

Желаем
успеха!»

Пояснение к проверочной работе по русскому языку в 4 классе.

На выполнение работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий.

Задания частей 1 и 2 выполняются в разные дни. На выполнение заданий части 1 отводится 45 минут. На выполнение заданий части 2 отводится также 45 минут.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.


Инструкция по выполнению заданий части 1 проверочной работы

На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 1 включает в себя 3 задания.

Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.


Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы

На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть 2 включает в себя 12 заданий.

Ответы на задания запиши в работе на отведённых для этого строчках. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

ВПР по русскому языку — одна из обязательных проверочных, которые пишут ученики 4 класса. Считается, что особая подготовка к ней не нужна: варианты, задания и демоверсии помогут разобраться в критериях оценивания в 2023 году

ВПР по русскому языку. Фото: Алексей Булатов, Архив КП

ВПР, или Всероссийская проверочная работа по русскому языку проводится не только для четвероклассников, но именно в 4 классе школьники впервые сталкиваются с такой формой проверки знаний, которая по своей структуре напоминает ОГЭ или ЕГЭ. Помимо работы по русскому языку, выпускники начальной школы пишут работу по математике и окружающему миру, то есть всего знания проверяются по трем предметам.

Впервые ВПР была написана в 2015 году, а начиная с 2017 года ее проведение в 4 классе стало обязательным. Аттестация проходит без отрыва от учебного процесса, чаще всего в апреле. Точную дату выбирает сама учебная организация из того временного интервала, который утвержден Рособрнадзором. В 2023 году – с 15 марта по 20 мая. ВПР рекомендуется проводить на втором, третьем или четвертом уроке.

Проверочная по русскому состоит из двух частей, каждую из которых ребята пишут в разные дни. На выполнение и первой, и второй части отводится по 45 минут, то есть вся работа занимает 90 минут.

Как в случае с ЕГЭ или ОГЭ, все варианты ВПР построены одинаково (различаются только содержание заданий), а ответы необходимо записывать на специальных бланках. Примечательно, что бланки подписываются не фамилией, как мы привыкли, а четырехзначным кодом, который заранее присваивается каждому ученику. Сделано это для большей объективности оценки работы и непредвзятого отношения проверяющего. Пользоваться словарями, справочниками или переговариваться ребятам запрещается. Рассаживают школьников также по одному за парту.

В отличие от ЕГЭ или ОГЭ, проверочная работа проводится учителем, преподающим в классе, в стенах родной школы. Помимо учителя в классе должны присутствовать еще два организатора.

Варианты

До 2020 года на каждый регион давались общие варианты заданий. С 2021 для каждой школы по каждому предмету формируются свои варианты. Теперь на весь класс будет всего четыре варианта заданий. Они генерируются автоматически, поэтому обмениваться ответами или выкладывать их в интернет не имеет никакого смысла – шансы, что в двух школах варианты совпадут, близки к нулю. Зато отследить недобросовестных учеников, которые ответы все же выкладывают, стало гораздо проще.

ВПР по окружающему миру 4 класс

Рассказываем об особенностях проведения работы вместе с педагогом-экспертом

подробнее

Задания (демоверсии)

Как уже было сказано, ВПР по русскому языку в 4 классе состоит из двух частей и пятнадцати заданий. Первая часть включает в себя три задания, а вторая – двенадцать.

Все три задания первой части нацелены на работу с текстом. В первом нужно записать текст под диктовку – проще говоря, написать небольшой диктант, а в оставшихся двух выполнить задания по этому тексту. Эта часть проверяет знание орфографических и пунктуационных норм, а также умение выделять члены предложения и распознавать части речи.

Задания второй части проверяют знание классификации звуков, частей речи, склонений и родов, умение правильно расставлять ударения и делать морфемный разбор слова по составу. Но в большей степени они также направлены на работу с текстом – понимание основной мысли и умение делать анализ.

В интернете доступна демоверсия работы на текущий год с ответами и подробным разъяснением, сколько баллов и за что можно получить. Кроме того, можно найти базу заданий за прошлые годы с ответами.

Важно отметить, что если учеником допущена ошибка на не предусмотренную программой начальных классов тему, то баллы за нее не снимаются.

Подготовка

В случае с четвероклассниками часть ответственности за подготовку к ВПР так или иначе придется взять на себя родителям. В начальной школе ребятам еще трудно разобраться с критериями оценивания, а порой и самими формулировками заданий. К тому же это их первая серьезная работа.

Поэтому подготовку нужно начать именно с совместного разбора формы заданий и системы оценивания. Поскольку большая часть заданий направлена на работу с текстом, понимание общего смысла и отдельных слов, стоит читать небольшие рассказы и просить ребенка пересказать их или порассуждать на затронутую тему. Для успешного написания диктанта можно заняться аудированием, чтобы ученик привыкал к восприятию речи на слух. А еще обязательно потренируйте красивый или как минимум разборчивый почерк – будет обидно, если учитель не поймет, какая буква написана, и снимет балл. Перед самой работой можно вспомнить написание словарных слов и повторить пословицы, немного потренироваться с синонимами и ударениями. Не лишним будет сделать упражнения на звуко-буквенный разбор слов и на разбор по членам предложения. Подготовку можно и нужно превратить в некую игру – тогда и вам, и вашим детям будет гораздо проще.

И конечно, основная задача родителей и учителей – создать психологически комфортную обстановку. Четвероклассники и так будут нервничать, поэтому им важно знать, что даже при не самых лучших результатах, мама не расстроится, а папа не накажет.

Критерии оценивания

За правильное выполнение всех заданий школьник может заработать максимум 38 баллов. Первое задание – написание диктанта – является самым «дорогим», поскольку за него можно получить сразу 7 баллов. Только при его выполнении обязательно нужно помнить, что за исправление одного и того же слова более пяти раз автоматически будет снят балл, даже если итоговое написание верно.

За остальные задания баллы распределяются следующим образом:

№ задания ВПР по русскому языку Максимальное количество первичных баллов
3.1, 5, 9, 10, 14 1 балл
4, 6, 8, 11 2 балла
2, 3.2, 7, 12, 13, 15 3 балла

На проверку работы уходит в среднем три дня, а на публикацию результатов в свободном доступе отводится две недели. Первичные баллы для большего удобства учеников, учителей и родителей переводятся в привычные оценки по пятибалльной системе следующим образом:

  • 0-13 баллов – «неудовлетворительно»
  • 14-23 балла – «удовлетворительно»
  • 24-32 балла – «хорошо»
  • 33-38 баллов – «отлично»

Выставлять оценки за ВПР в журнал или дневник запрещается. На итоговую оценку за четверть и год итоги ВПР также не влияют.

ВПР по математике 4 класс

Какие варианты и задания ждут ребят, каковы критерии оценивания и как подготовиться к работе

подробнее

Мнение эксперта

Нина Киосе, старший преподаватель Домашней школы «ИнтернетУрок», участник экспертной комиссии ВПР:

– Анализируя структуру ВПР для 4 класса, хочется сказать, что все задания можно разделить на три группы:

1. Понимание соотношения устной и письменной речи (звуки и буквы);
2. Понимание «жизни» слова в языке (части слова и части речи);
3. Использование слов в нашей речи при общении с другими людьми.

Предлагаемые задания соответствуют основным программам по русскому языку начальной школы и содержат материал, который есть в учебных пособиях. Задания повышенного уровня и предполагающие опережающее обучение отсутствуют. Я считаю, что правильно выстроенная учителем логика занятий на уроках позволяет без ущерба для здоровья ребенка и без дополнительных специальных занятий сформировать те навыки, которые будут необходимы ученику, чтобы успешно справиться с заданиями ВПР. Конечно, при условии, что ученик выполняет задания учителя самостоятельно, иногда ошибаясь, но добиваясь понимания.

Хорошо, что уже в 4 классе ученику предлагается не только проявить навык написания слов – диктант, но и осмыслить «жизнь» слова в языке. Но больше всего мне по душе, что ученик может показать умение понимать текст: понимать смысл высказывания (определи главную мысль), понимать, как развивается текст (составь план текста), понимать значения слов, уметь заменять слово близким по смыслу и рассуждать. Последнее задание предлагает именно это – составить небольшой текст-рассуждение. Перечисленные выше умения просто необходимы в современной жизни, наполненной огромным количеством информации, ежедневно обрушивающейся на детей.

Очень часто возникает вопрос: нужен ли ВПР? В масштабах страны, наверное, да. Но только в том случае, если итоги этой работы будут ежегодно подвергаться глубокому и серьезному анализу специалистов, становиться основой для переобучения учителей и изменения подхода к преподаванию. К сожалению, на сегодняшний день из-за постоянно меняющейся формы работы, условий проведения и системы оценивания этого пока нет.

Методические рекомендации

по подготовке к проведению

Всероссийских проверочных работ

в 4 классе.

Кузьмина Ирина Владимировна

учитель высшей категории

МБОУ «Начальная школа»

Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС начального общего образования за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения ООП начального общего образования и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом. Ожидается, что в дальнейшем ВПР будут проводиться для каждой параллели учащихся, осваивающих ООП начального общего и основного общего образования.

Алгоритм подготовки к ВПР

  1. Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир) из Примерной ООО НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).

  2. Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.

  3. Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

  4. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

  5. Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:

  1. Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;

  2. Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;

  3. Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

Выявленные проблемы и рекомендуемые пути решения после проведенного анализа Всероссийских проверочных работ.

Выявленные проблемы

Рекомендуемые пути решения

Организационно-технологические проблемы

— несоблюдение требований к процедуре

организации и проведения Всероссийских

проверочных работ, недостаточное

информирование участников образовательных отношений о требованиях к содержанию, объему работы, времени, отведенному на выполнение работы, требованиях к оформлению работ учащихся на бланках.

-целенаправленная информационно-разъяснительная работа с участниками образовательных отношений по содержанию, целям и задачам, формам проведения внешней оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Организационно-методические проблемы

недостаточный уровень профессиональной
компетенции педагогических работников в области формирования и достижения предметных и метапредметных результатов;

использования практико-ориентированных заданий для формирования практических навыков учащихся и для диагностики их результатов; разработки/составления стандартизированных работ;

— несоответствие содержания, форм, структуры промежуточной аттестации планируемым результатам.

-совершенствование содержания и форм внутриучрежденческого повышения квалификации, обмена опытом учителей начальных классов по актуальным вопросам достижениями учащимися планируемых результатов, диагностики и оценки планируемых результатов;

— организация проектной деятельности учителей по разработке/осознанию контрольно-измерительных материалов в соответствии с планируемыми результатами на уровне начального общего образования;

— изменение содержания и форм, подходов к организации и проведению текущего контроля, промежуточной аттестации;

— проведение тренировочных работ в формате ВПР

Программно-методические проблемы

— несоответствие содержания основных

образовательных программ начального общего образования, рабочих программ учебных предметов в части характеристики планируемых результатов нормативным требованиям.

-приведение программно-методических документов (основных образовательных программ начального общего образования,

рабочих программ учебных предметов) в соответствие с изменениями, внесенными в ФГОС НОО.

Проблемы подготовки учащихся в части формирования

метапредметных результатов

— недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных умений учащихся.

— планомерная работа по формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, контролировать соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями;

— ведение карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого учащегося в соответствии с планируемыми результатами;

— персональный анализ результатов выполнения ВПР на основе таблиц предметных результатов;

— разработка индивидуальных маршрутов для учащихся с низкими результатами выполнения ВПР.

-недостаточный уровень умений и навыков учащихся при работе с текстом, практико-ориентированными заданиями, с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, иллюстрациях.

— включение во все уроки учебных предметов согласно учебному плану заданий по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; заданий, развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.

— недостаточный уровень умений и навыков учащихся в части соблюдения норм речи (речевые, орфоэпические, грамматические, орфографические, пунктуационные)

— включение во все уроки учебных предметов согласно учебному плану заданий на соблюдение норм речи, корректировку речевых и грамматических ошибок, нахождение и исправление орфографических и пунктуационных ошибок.

Проблемы подготовки учащихся в части формирования

предметных результатов по русскому языку

— недостаточный уровень сформированности групп предметных умений по русскому языку, в том числе:

— умения распознавать и соблюдать орфоэпические нормы;

— умения классифицировать звуки родного языка,

— умения распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления,

— умения составлять план прочитанного текста,

— умения распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слов в письменной форме, соблюдая нормы построения предложений и словоупотребления,

— умения подбирать к слову близкие по значению слова,

— умения распознавать части речи в предложении, распознавать грамматические признаки,

— умения выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая на письме изученные орфографические и пунктуационные нормы

— включение во все уроки учебных предметов согласно учебному плану заданий на объяснение лексического значения слов, понятий, терминов, употребления их в разных речевых ситуациях,

— проведение тематических мини-проектов, связанных с освоением норм употребления языковых единиц,

— пополнение и использование «бланка заданий» для учащихся 1-4-х классов, направленных на формирование умений соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения,

— применение на всех уроках учебных предметов согласно учебному плану практических заданий разных типов на проверку одного и того же умения, групп умений.

Проблемы подготовки учащихся в части формирования

предметных результатов по математике

— недостаточный уровень сформированности групп предметных умений по математике, в том числе:

— умения выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки,

— умения читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час – минута, минута – секунда),

— умения устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий,

— умения интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

— включение в содержание уроков математики заданий, формирующих умения выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями, умения читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин в соотношения между ними, устанавливать зависимость между величинами,

— включение в уроки математики заданий на работу с источниками информации, представленной в разных формах,

-организация «адресной» работы над ошибками,

— разработка и использование индивидуальных тематических домашних заданий в соответствии с уровнем и характером затруднений учащегося,

— выполнение диагностических заданий, приближенных к ВПР.

Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?

(рекомендации для учителей)

1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного ма­териала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике под­готовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.

4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интел­лект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие зада­чи. Использование различных методов позволяет усваивать матери­ал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5. «Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить, вовлекай меня — и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали актив­ное самостоятельное участие в его изучении — готовили совместные про­екты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, уча­щимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации обра­зовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похва­ла должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значитель­ный вклад в успех на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

Как поддержать учащихся во время подготовки к ВПР?

(рекомендации для учителей)

Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:

— сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

— создайте ситуацию эмоционального комфорта;

— ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;

— создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание «Я уверен(а), что ты справишься»;

— обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» — лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится»;

— очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?» — и предложить альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»;

— ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько», Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;

— помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;

— помогайте ребенку избежать ошибок;

— поддерживайте учащихся при неудачах;

— подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;

— приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;

— учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

— опираться на сильные стороны ребенка;

— помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

— избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

— создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе

(рекомендации для обучающихся)

Советы по подготовке к проверочной работе

Готовься планомерно

Соблюдай режим дня

Питайся правильно

Во время подготовки чередуй занятия и отдых

Накануне проверочной работы

С вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Советы во время проверочной работы

Соблюдай правила поведения на проверочной работе!

Слушай, как правильно заполнять бланк!

Работай самостоятельно!

Используй время полностью!

При работе с заданиями:

Сосредоточься!

Читай задание до конца!

Думай только о текущем задании!

Начни с легкого!

Пропускай!

Исключай!

Запланируй два круга!

Проверь!

Не оставляй задание без ответа!

Не огорчайся!

Советы после проверочной работы

Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:

Занятия спортом;

Танцы;

Йога;

Рисование;

Пение

И многие другие занятия интересные для человека

Как помочь своему ребёнку подготовиться к Всероссийской проверочной работе?

(рекомендации для родителей)

Приближается конец учебного года, и детям предстоят Всероссийские проверочные работы. Как помочь своему ребёнку подготовиться к проверочной работе?

Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Родители учеников средней и старшей школы уже не владеют всеми необходимыми знаниями, чтобы помочь своему ребёнку. Они могут только проконтролировать, как ребёнок выполняет домашнее задание, обеспечить его необходимыми учебниками и пособиями или нанять репетитора.

Но независимо от возраста и уровня знаний все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника ударника. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

Особенного внимания требуют старшеклассники, так как они страдают от перегрузок и стресса. Родители должны наблюдать за самочувствием ребёнка и при первых признаках переутомления убедить его в том, что чрезмерные занятия за месяц до проверочной работы дадут посредственный результат, а чередование занятий и отдыха помогут ясно мыслить на ВПР. И родителям, и детям надо помнить, что ущерб, нанесённый здоровью, невосполним.

Но есть и ученики, которые за месяц-полтора до ВПР расслабляются и перестают заниматься. Тогда главная задача родителей – помочь понять ребёнку, что не Вам, а ему нужно хорошо написать проверочную работу. Слова взрослого влияют на ребёнка тогда, когда высказываются в разных вариантах, с разными интонациями, учитывают точку зрения самого ребёнка. Авторитарный стиль общения часто даёт негативный результат, поэтому родители должны суметь принять точку зрения ребёнка и обогатить её своим жизненным опытом.

Удачи и самообладания Вам и вашим детям!

C:Usersluda206Desktopimg2.jpg

Учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СОШ № 41

Мартиросова Рузанна Рафиевна

Владикавказ, 2018

Система работы по подготовке к проведению ВПР.

Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования в начальной школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). Проводятся они в 4 классах по трём предметам: русский язык, математика и окружающий мир.

Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС начального общего образования за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения ООП начального общего образования и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

С чего же начать подготовку к написанию столь серьезной проверочной работы? Сначала мы подробно изучили работы, которые писали четвероклассники в прошлом и позапрошлом годах, сравнили задания, форму и направленность вопросов, обратили внимание на объём работ и отобрали из массы существующего материала, те пособия, которые посчитали более актуальными. Подготовка у нас началась с сентября месяца, как в урочной, так и в неурочной деятельности.

При отборе заданий опирались на следующие принципы:

  1. Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
  2. Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
  3. Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

При подготовке к проверочной работе по русскому языку я много внимания уделяю умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках я постоянно использую орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.

Подробнее хочу акцентировать внимание на подготовке к ВПР по русскому языку, конкретно по теме «Фонетика. Орфоэпия», которую я проводила до момента написания детьми проверочной работы алгоритм подготовки к ВПР по данной теме был следующий:

1. Выписала перечень планируемых результатов по предмету

2. Составить входную проверочную работу по данной теме с целью выявления пробелов в знаниях, умениях и навыках детей.

№ п/п

Проверяемые элементы содержания

№ задания

1.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

1, 2, 3

2.

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

4, 5

3.

Сопоставлять количество звуков и букв в словах.

6, 7, 8

4.

Определять ударный слог в словах.

9, 10, 11

5.

Знать правила соответствия написания слова его произношению.

12

6.

Знать правила соотношения гласных звуков и слогов.

13

7.

Знать правила соотношения звуков и букв.

14, 15

8.

Отличать правильную транскрипцию слов.

16

Знание типичных трудностей и проведенное систематическое повторение позволяет подготовить своих учеников к написанию итоговой работы по русскому языку.

В зависимости от полученных результатов провожу повторение по разделам учебной предметной программы. Веду учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

Во время изучения материала для меня важно, чтобы учащиеся принимали активное и по возможности самостоятельное участие в его изучении — обучали и проверяли друг друга.

        Хочу обратить внимание на те планируемые результаты, достижение которых вызывает трудности:

трудность вызывает планируемый результат «умение различать звуки и буквы». Активно со звуковой формой слова учащиеся работают в 1 и 2 классе, в последующих классах акцент смещается на буквенную форму слова. При этом для успешного обучения русскому языку и в начальной, и в основной школе важно, чтобы учащиеся продолжали обращать внимание на звуковую оболочку слова, на различение звуков и букв. Целесообразно на всем протяжении обучения в начальной школе предлагать задания на сравнение звуковой и буквенной формы слова, обращать внимание на случаи расхождения, а в конце 4 класса организовать углубленное повторение «Фонетики» в целом и отработку именно этого результата. Важно еще раз обратить внимание на буквы, которые могут обозначать два звука (я, е, е, ю), на буквы, которые звука не обозначают (ь, ъ), очень важно организовать повторение, обратив особое внимание на непарные по твердости — мягкости согласные звуки, звуки [ж], [ш], [ц] — твердые согласные,  [ч’] [щ’] [й’] — мягкие согласные.

Задания позволяют проверить достижение планируемого результата на базовом уровне и на повышенном уровне. Используются различные типы заданий: с кратким или развернутым ответом, с выбором верных ответов…

Анализ разнообразных по содержанию и форме заданий разного уровня сложности, выполненных учащимися, позволит учителю сделать обоснованные предположения о возможных успехах и трудностях при выполнении итоговых проверочных работ.

  • Основная цель тренировочных заданий — систематизация знаний и умений по учебному предмету, приобретенных учащимися за время обучения в начальной школе. Для более глубокого повторения наиболее целесообразным является повторение по разделам. Именно так структурированы тренировочные задания.
  • После того как будут выполнены все тренировочные задания раздела, учащимся предлагаются мини-работы. Они состоят из 4-6 заданий и рассчитаны на 10-15 минут. Выполнение этих работ способствует систематизации знаний учащихся. Все мини-работы содержат по одному заданию (базового уровня) к каждому планируемому результату данного раздела курса, включают одно задание повышенного уровня к одному из планируемых результатов. Таким образом, педагог может получить информацию о способности четвероклассника применить знания в стандартной и нестандартной ситуации.

В зависимости от того, какие результаты продемонстрировал класс при выполнении мини-работы, принимаю решение о необходимости коррекционной работы по данному разделу. Если практически все учащиеся справились с мини-работой, класс переходит к работе со следующим разделом, а учитель индивидуально работает с отдельными учащимися, не справившимися с работой. Если много учащихся не выполнили работу или какие-либо задания в ней, педагог принимает решение о возврате к отработке всего раздела или того планируемого результата, овладение которым не было продемонстрировано.

В процессе изучения фонетики в начальной школе используются традиционные и нетрадиционные приёмы. Традиционными считаются приёмы, которые в течение многих лет применяются в процессе обучения русскому языку, методика работы с ними широко известна. Они направлены на освоение одного раздела русского языка – фонетики. Характер работы с ними – преимущественно репродуктивный. Степень сложности приблизительно одинакова в течение всех лет обучения. Самый распространённый традиционный приём – звуко-буквенный анализ слов.

Нетрадиционные приёмы – это приёмы, используемые в обучении фонетике сравнительно недавно, направленные на освоение и развитие знаний по нескольким разделам русского языка одновременно, всегда содержат поисковую ситуацию, имеют характер постепенного усложнения задействованных мыслительных операций.

В заданиях первого направления поисковая деятельность осуществляется в рамках одного раздела русского языка: фонетики

Не секрет, что, в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе особого внимания и времени. Такие дети находились у меня на индивидуальном контроле.

Работу по подготовке к Всероссийским проверочным работам вела постоянно, но я не употребляла эти магические буквы, чтобы дети не нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания. Ведь важно не просто натренировать или как ещё принято выражаться «натаскать» ученика на определённый тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него, получается, выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы. Я показываю детям простой пример демонстрационного задания и разбираю подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся было легче понять, как выполнить то, или иное задание.

Ну и, конечно, хочется сказать, что большую помощь и поддержку нам оказывали родители наших учеников. Они всегда были готовы прийти на помощь, помогли приобрести пособия и всё необходимое для своих детей, контролировали выполнение домашних заданий и поддержали детей добрым словом.

Главное, в чем нуждаются учащиеся в период написания ВПР – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.

Подводя итог, хочу сказать, что у ВПР есть свои плюсы и минусы. Для обучающихся начальной школы их результаты помогут определить, какие сильные стороны в дальнейшем надо развивать, и покажут, какие пробелы необходимо устранять. Анализ полученных результатов позволит скорректировать учебный процесс и нацелить учеников на ответственное отношение к учебе, как в начальной, так и основной школе, а не только в период проведения государственной итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации динамометрического ключа деко
  • Энтерофурил цена инструкция по применению взрослым при поносе у взрослых
  • Hp laserjet pro 300 color mfp m375nw инструкция
  • Какой стиль руководства выбрать управление
  • Олокизумаб инструкция по применению цена при ковиде отзывы