Инструкция по розыску грузов на железнодорожном транспорте

7.5.1 Розыск груза, не прибывшего на станцию в установленные сроки доставки

Розыск
груза, не прибывшего на станцию в
установленный срок доставки, производится
по письменному заявлению получателя с
отметкой «Груз не прибыл».

В
подтверждение обоснованности требования
о розыске груза грузополучатель обязан
представить квитанцию в приеме груза,
а при отсутствии квитанции — один из
следующих документов: счет-фактуру
поставщика или утвержденную установленным
порядком копию, документ поставщика
(грузоотправителя), заменяющий счет-фактуру
и справку станции погрузки или порта
погрузки об отправлении груза, если
указанные документы имеют данные о роде
груза, дате отгрузки, станции порте и
дороге отправления, станции и дороге
назначения, номере накладной, по которой
груз сдан к перевозке, номере контейнера
или номере вагона (при вагонной отправке).

Получив
письменное заявление от получателя
груза о розыске с приложением подлинной
квитанции или одного из вышеуказанных
документов, агент по розыску грузов
прежде, чем завести розыскное дело и
приступить к отправке розыскных
телеграмм, обязан проверить:

— прибыл
ли разыскиваемый груз на станцию по
основному или досылочному документу;
записи о данном грузе в книге учета
бездокументных грузов;


наличие на складах бездокументных или
задержанных грузов с тем, чтобы установить,
нет ли разыскиваемого груза среди
бездокументных или излишних мест;

— не
поступало ли с другой станции розыскной
переписки о грузах, обнаруженных без
документов или излишних, тождественных
по признакам с разыскиваемым грузом.

Если
будет установлено, что груз не прибывал
и в розыскной переписке о нем нет никаких
данных, то агент по розыску грузов обязан
завести розыскное дело.

Заявление
о розыске грузов и запросы других станций
регистрируются в ЕАС АРЛ.

Розыск
груза производится путем подачи телеграмм
с отметкой «Розыскная», указываемой
перед текстом телеграммы; посылки
письменных запросов.

Запрос
о розыске груза, включая время на
подготовку и передачу запроса, ответ
об отправлении, проследовании, сдаче
груза или о принимаемых мерах по его
розыску, должен быть дан в течение одних
суток с момента подачи заявления (жалобы)
грузополучателя.

На
запрос об отправлении груза станция
отправления должна в суточный срок
сообщить дату отправления груза, номер
вагона (контейнера), в котором отправлен
груз и станцию сортировки.

Дальнейший
розыск груза производится в соответствии
с п. 2. 5.1 — 2. 5. 3 Инструкции ЦМ-4894.

По
прибытии разыскиваемого груза на станцию
агент по розыску грузов обязан в течение
суток уведомить о прекращении розыска
станцию и службу грузовой и коммерческой
работы той дороги, которой был адресован
последний запрос.

7.5.2 Установление принадлежности бездокументного груза

При
установлении принадлежности груза
используются все имеющиеся документы
и реквизиты, которые могут этому
способствовать, натурные и вагонные
листы, контрольные бланки формы ДУ-81,
ЗПУ, наклейки, марки на грузовых местах,
надписи на грузе или подвижном составе,
документы, по которым следовал
разыскиваемый груз, упаковочные листы,
описи в грузовых местах и контейнерах,
описи наличия грузов в вагоне и др.

Должны
также посылаться письменные запросы.
При обнаружении бездокументного груза
приемосдатчик грузов должен составить
рапорт, а агент по розыску грузов
составить коммерческий акт и
зарегистрировать его в ЕАС АРЛ, произвести
сверку в ЛАФТО, дать розыскные телеграммы
для установления его принадлежности.

При
установлении принадлежности груза,
прибывшего на станцию, агент по розыску
грузов должен вызвать на станцию
получателя с подлинной железнодорожной
квитанцией и на её основании составить
копию документов, которые сдаются в
ЛАФТО, дать телеграммы о прекращении
розыска, поставить в известность
начальника станции.

Если
принятые меры в течение 30 суток не
позволяют установить, откуда и куда
следует бездокументный груз, то копия
коммерческого акта и вся переписка по
розыску с сопроводительным письмом
отправляется в службу грузовой и
коммерческой работы.

По
разрешению начальника службы грузовой
и коммерческой работы груз передается
в установленном порядке на склад
реализации.

Оформление
и направление бездокументных и
невостребованных грузов на склад
реализации производится порядком,
установленным Инструкцией по ведению
станционной коммерческой отчетности
№ ЦФ/3504.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Розыск грузов — одно из оперативных мероприятий по обеспечению сохранности и своевременной доставки грузов. Разыскивают груз, если он не прибыл по назначению в установленный срок доставки или прибыла только часть его, обнаружены перевозочные документы без груза или груз без документов.

Розыск груза, не прибывшего в установленный срок доставки, производит станция назначения. Однако станция, допустившая разъединение груза и документов или документов и груза, также обязана производить розыск и несет за это ответственность в установленном порядке.

По претензиям, заявленным к управлению железной дороги о возмещении стоимости неприбывшего груза, розыск производит сама служба грузовой и коммерческой работы дороги назначения. Розыск и установление принадлежности груза, перевозимого повагонной отправкой или в контейнерах, производится с помощью ЭВМ.

Розыск и установление принадлежности бездокументного и не прибывшего в установленный срок груза, перевозимого мелкой отправкой, производится путем переговоров по телефону, подачи телеграмм с отметкой «Розыскная», посылки письменных запросов. Образцы розыскных телеграмм приведены в Инструкции по розыску грузов на железных дорогах. В розыскных телеграммах указываются дата и обстоятельства, при которых обнаружен груз без документов, род груза, маркировка, а также количество мест и масса груза. Запрос о розыске груза, перевозимого мелкой отправкой, ответ об отправлении, проследовании, сдаче груза или о принимаемых мерах по его розыску, должен быть дан станцией в течение одних суток.

Переписку по розыску грузов, отправляемую станцией, должны подписывать начальник станции или его заместитель.

В целях ускорения розыска груза станция, на которой утрачен или реализован груз, обязана дать об этом телеграмму в адрес станции назначения.

Заявление о розыске грузов и запросы других станций о розыске регистрируются в Журнале регистрации заявлений и поступлений розыскных дел (форма ГРУ-4) под порядковым номером. Весь розыскной материал по каждому в отдельности заявлению или запросу комплектуется в дело, на котором проставляется номер Журнала регистрации.

В этом случае розыск производится станцией назначения по письменному заявлению грузополучателя или грузоотправителя. В подтверждении обоснованности требования о розыске груза грузополучатель обязан представить начальнику станции назначения квитанцию в приеме груза, а при отсутствии квитанции — один из следующих документов: счетфактуру поставщика или копию; документ поставщика, заменяющий счетфактуру и справку станции погрузки или порта об отправлении груза, если указанные документы имеют все данные об отправке.

Прежде чем приступить к розыску груза, не прибывшего в установленный срок, станция назначения обязана уточнить, не прибыл ли груз по основному или досылочному документу, проверить записи в Книге бездокументных грузов и хранящиеся на складах бездокументные или задержанные грузы; выяснить, не прибыл ли груз на другие станции узла; проверить, не поступило ли с другой станции розыскной переписки.

Если будет установлено, что груз не прибыл и в розыскной переписке о нем нет никаких данных, станция должна завести розыскное дело.

Неприбытие груза в установленный срок доставки станция обязана удостоверить отметкой «Груз не прибыл» в предъявленной грузоотправителем подлинной квитанции о приеме груза или в других представленных документах, заверить отметку календарным штемпелем и подписью начальника станции, возвратить заверенный документ заявителю и организовать розыск.

Для повагонных отправок и контейнеров станция обязана в течение 12 ч составить сообщение № 3297 для передачи сведений в ДВЦ. Пример заполнения этого сообщения приведен в Инструкции по розыску грузов на железных дорогах. Для мелких отправок станция обязана немедленно послать розыскную телеграмму на станцию отправления, чтобы выяснить, когда отправлен груз.

На запрос станции назначения об отправлении груза мелкой отправкой станция отправления в суточный срок устанавливает и сообщает дату отправления груза, номер вагона, в котором отправлен груз, и станцию сортировки сборного вагона.

В тех случаях, когда из полученных ответов будет установлено, что разыскиваемый груз отправлен со станции отправления, станция назначения должна дать телеграмму на станцию сортировки груза. Станция сортировки сборного вагона сообщает станции назначения дату отправления мелкой отправки после сортировки, номер вагона и станцию следующей сортировки или назначения.

Телеграмма о дальнейшем розыске груза дается станцией назначения на следующую станцию сортировки сборного вагона и т.д. Если будет установлено, что разыскиваемый сборный вагон не прибывал на станцию сортировки, телеграмма дается на станцию предыдущей сортировки с требованием указать номер поезда, его индекс, время отправления и станцию расформирования поезда.

Если из ответов будет установлено, что разыскиваемый вагон не прибывал на станцию расформирования поезда, станция назначения дает телеграмму службе грузовой и коммерческой работы дороги, на которой расформирован поезд. Служба грузовой и коммерческой работы в трех суточный срок обязана доказать сдачу груза на соседнюю дорогу или установить местонахождение груза на своей дороге и сообщить об этом станции назначения.

По прибытии разыскиваемого груза мелкой отправкой на станцию назначения эта станция обязана в течение суток уведомить о прекращении розыска станцию и службу грузовой и коммерческой работы той дороги, которой был адресован последний запрос, а для повагонных и контейнерных отправок в течение 12 часов составить и передать сообщение на отмену розыска в ДВЦ.

При установлении принадлежности груза используются все имеющиеся документы и реквизиты, которые могут этому способствовать, натурные и вагонные листы, контрольные бланки формы ДУ-81, ЗПУ, пломбы, наклейки, марки на грузовых местах, надписи на грузе или на

подвижном составе, документы, по которым следовал разыскиваемый груз, упаковочные листы, описи в грузовых местах и контейнерах, описи наличия груза в вагоне и др. Должны вестись также переговоры потелефону, посылаться письменные запросы.

Станция, обнаружившая бездокументный груз, обязана составить коммерческий акт, сделать запись об этом в Книгу бездокументных грузов, багажа и найденных предметов формы ГНУ-1 и принять меры к установлению его принадлежности.

На бездокументный груз повагонной отправки или в контейнерах в течение 12 ч составляется сообщение № 3291 для передачи в ДВЦ.

О бездокументном грузе мелкой отправки сообщают телеграфом:

– станции, наложившей ЗПУ на вагон, в котором прибыл груз, и станции отправления груза согласно железнодорожной маркировке;

– станции, составившей вагонный лист на груз, перевозимый в открытом подвижном составе или вагоне без ЗПУ;

– отделу централизованного розыска Бюро экспертизы стандартов Департамента грузовой и коммерческой работы МТК при наличии на грузе железнодорожной маркировки.

Станция, получившая такое сообщение, тщательно проверяет у себя наличие документов и результат проверки сообщает в суточный срок станции, сделавшей запрос, и станции назначения, если принадлежность будет установлена.

Когда по имеющимся данным можно установить только станцию отправления, станция, обнаружившая бездокументный груз, обязана запросить станцию отправления, которая устанавливает принадлежность по Книге приема грузов к отправлению или по другим документам и в суточный срок сообщает об этом станции, сделавшей запрос, и станции назначения груза.

По получении телеграммы от станции, обнаружившей бездокументную мелкую отправку, отдел централизованного розыска ЦМ проверяет по картотеке наличие сведений о разыскиваемом грузе. Об установлении принадлежности извещают станцию, обнаружившую бездокументный груз; станцию, обнаружившую документ без груза; станцию (а в случае длительного розыска службу грузовой и коммерческой работы) дороги назначения.

Если, несмотря на принятые меры, нельзя установить принадлежность бездокументного груза, необходимо вскрыть вагон, контейнер или упаковку мелкой отправки и проверить, нет ли внутри каких либо документов или других данных, указывающих, откуда и куда следует груз. Результаты вскрытия отражают в коммерческом акте. Если принятые меры не позволяют установить принадлежность груза, то последний по разрешению начальника службы грузовой и коммерческой работы реализуется.

При обнаружении перевозочных документов без груза на вагон, контейнер или мелкую отправку станция проверяет, нет ли его на станции. Если этого груза не оказалось, то составляется коммерческий акт и, кроме того, для повагонных отправок и грузов в контейнерах составляют сообщение для передачи ДВЦ, а по мелким отправкам сообщают об отсутствии груза станции формирования сборного вагона, станции, установившей ЗПУ на сборный вагон, станции отправления груза и дается телеграмма в отдел централизованного розыска ЦМ.

Перевозочные документы, обнаруженные без груза, вместе со вторым экземпляром коммерческого акта пересылают на станцию назначения по почте заказным письмом. Станция назначения, получив указанные документы, проверяет у себя, не прибыл ли груз по досылочному документу и не поступило ли по данному грузу розыскной переписки. Если груз на станцию назначения не прибыл, то организуется розыск.

В случае обнаружения недостачи отдельных мест груза станция, обнаружившая недостачу, обязана составить коммерческий акт и сообщить об этом станции, с ЗПУ которой прибыл вагон (контейнер) с недостачей мест, или станции, составившей вагонный лист по грузам, перевозимых в открытом подвижном составе или в крытых вагонах без ЗПУ.

Станция, получившая такой запрос, проверяет, не остались ли эти места неотгруженными, не засланы ли они по другому направлению.

Станция, обнаружившая недостающие места, обязана отправить их на станцию назначения и сообщить об этом станции, обнаружившей недостачу, и станции назначения.

В случае прибытия груза с коммерческим актом на недостачу отдельных мест станция назначения обязана проверить, не прибывали ли эти места по досылочным документам, не поступало ли с другой станции розыскной переписки о грузах, обнаруженных без документов, тождественных по признакам разыскиваемому грузу. Если недостающие места на станции назначения не будут обнаружены, то последняя сообщает об этом станции, ответственной за разъединение груза, и запрашивает ее о результатах розыска недостающих мест. Станция, ответственная за недосдачу мест, должна организовать розыск груза, уведомив об этом станцию назначения.

Если станция назначения получила груз по досылочному документу, то она сообщает об этом станции, участвующей в розыске.

Созданная автоматизированная система розыска грузов не только ускоряет розыск грузов, поиск разъединенных грузов и документов, но и позволяет обобщить данные розыска материалов, проанализировать причины допущенного брака.

Технология розыска грузов с использованием ЭВМ изложена в Инструкции по розыску грузов на железных дорогах. Автоматизированный розыск груза или установление его принадлежности происходит в том случае, когда в ЭВМ ДВЦ будут переданы как данные о документах без груза (на вагоны и контейнеры), так и данные об обнаруженных грузах, перевозимых повагонной или контейнерной отправкой без документов. Если в ЭВМ поступит только информация о вагоне ( контейнере), а станция, где находится документ, не передаст в ЭВМ сообщение о нем, то задача автоматизированного поиска не будет решена.

Для передачи указанных данных в ДВЦ станции обязаны заполнить бланк сообщения № 3297.

Поиск разъединенных грузов и документов на ЭВМ осуществляется в два этапа:

– по внутридорожной базе в ДВЦ;

– в сетевой базе ГВЦ, если результаты поиска по дорожной базе не дали объединения.

В Инструкции по розыску грузов на железных дорогах изложен порядок передачи оперативных сообщений в ДВЦ о розыске вагона (контейнера) и перевозочных документов на них, приведены примеры сообщений и описание ошибок входной информации и действий абонента по их исправлению.

Претензии и иски

Претензия — это требование грузоотправителя или грузополучателя к перевозчику о возмещении убытков и уплате штрафов за невыполнение обязательств по перевозке. В соответствии со статьей 120 Устава до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Обязательный претензионный порядок установлен для всех грузоотправителей (грузополучателей). Несоблюдение претензионного порядка разрешения спора, вытекающего из перевозки груза, лишает грузоотправителя (грузополучателя) возможности взыскания с перевозчика ущерба, штрафа. Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с перевозчиком. Претензия предъявляется в письменной форме правомочным лицом в строго определенные сроки с приложением подтверждающих претензионное требование документов.

Перечень подразделений перевозчика, в функциональные обязанности которых входит рассмотрение претензий, устанавливается перевозчиком с указанием их юридических адресов и доводится до сведения грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования и других физических и юридических лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта общего пользования.

Правом на предъявление претензий обладает грузополучатель или грузоотправитель, а в отдельных случаях владелец железнодорожного пути необщего пользования. Право на предъявление претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов, предоставляется также страховщику, который выплатит страховое возмещение грузоотправителю, грузополучателю в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке.

Грузоотправитель, грузополучатель могут передавать свои права на предъявление претензий и исков перевозчику, иным юридическим или физическим лицам посредством надлежащего оформления договора поручения (ст. 971 ГК) или доверенности (ст. 185 ГК). Представитель (поверенный) предъявляет претензию (иск) от имени грузоотправителя (грузополучателя). К претензии, кроме обосновывающих ее документов, представитель (поверенный) должен приложить надлежаще оформленную доверенность или договор поручения. К претензии должны

быть приложены документы, подтверждающие предъявленное заявителем претензионное требование. Эти документы в отношении каждого вида претензий указаны в статье 120 Устава и Правилах предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом. Отсутствие таких документов дает возможность перевозчику не рассматривать заявленную претензию по существу.

В случае утраты груза к претензии прилагается квитанция о приеме груза, а в случае утраты грузобагажа — грузобагажная квитанция о приеме грузобагажа с отметкой станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт и размер причиненного заявителю претензии ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость груза.

Претензия о недостаче, повреждении (порче) груза должна быть обоснована железнодорожной накладной и коммерческим актом (документом об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта), а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих поврежденных грузов, деталей, запчастей.

Претензии в случае уплаты штрафов за задержку подачи и уборки вагонов, возврата провозных платежей, платы за пользование вагонами, сборов за подачу и уборку вагонов, платы за пользование контейнерами должны быть обоснованы документами в зависимости от оснований, по которым они взысканы (ведомости подачи и уборки вагонов, накладные, квитанции о приеме груза, акты общей формы и др.).

В случае просрочки доставки груза к претензии прилагается подлинная железнодорожная накладная, а в случае задержки выдачи груза — дополнительно акт общей формы. Претензия о возврате штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов или за неподачу вагонов (контейнеров) для ее выполнения обосновывается учетной карточкой, выданной станцией, документами, подтверждающими внесение платежей, актом общей формы, составленным при отказе одной из сторон подписать учетную карточку. К претензии об уплате штрафа за занятие перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев должны быть приложены документы, подтверждающие этот факт. Ими, в частности, являются подлинные накладные или грузовые квитанции; акт общей формы, заявления о розыске и другие доказательства; расчет

суммы штрафа. Претензию к перевозчику в случае взыскания штрафа и убытков, утраты или повреждения вагонов, контейнеров следует обосновать выданным перевозчиком актом общей формы, актом о повреждении вагонов, контейнеров, техническим актом, расчетом убытка, документом, подтверждающим принадлежность вагона (контейнера) и его остаточную стоимость.

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусмотрен Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с Правилами претензии о возмещении за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Однако по однородным грузам, погруженным на одной станции одним грузоотправителем на одну станцию в адрес одного грузополучателя, допускается предъявление претензии по этому основанию на группу отправок, по которым был составлен один коммерческий акт. Если коммерческий акт составлен на маршрутную или групповую отправку, то претензию можно предъявить на количество вагонов, указанных в акте.

В претензии следует указывать: наименование заявителя, а для юридических лиц данные свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, юридический адрес и банковские реквизиты заявителя; основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, повреждение, просрочка в доставке и другие причины); сумму претензии; перечень документов, прилагаемых к претензии. Для физических лиц указываются данные документа, удостоверяющего личность и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию. Претензии подписываются грузоотправителем или уполномоченными ими лицами.

В претензии на перевозку грузов, оформленных электронной накладной, кроме вышеуказанных сведений (если грузоотправителю была отдана квитанция в электронном виде) указываются номер отправки, код электронного сообщения, подтверждающий прием (с нулевым кодом приема), регистрационный номер и дата приема электронного сообщения. И дополнительно (в случае выдачи грузоотправителю электронной накладной) электронное сообщение о раскредитовании электронной накладной.

В соответствии со статьей 122 Устава претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов или грузобагажа, предъявляются к перевозчику.

Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

– к перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;

– к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится данный пункт.

Статьей 123 Устава установлено, что претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. Для соблюдения сроков предъявления претензий необходимо правильно определить момент, с которого начинается исчисление этих сроков. В статье 123 Устава в зависимости от основания, по которому предъявляется претензия, установлен порядок исчисления этих сроков. Так, например, по претензиям о возмещении за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа и грузобагажа указанный срок исчисляется со дня их выдачи, о возмещении за утрату груза — по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов по истечении 5 дней с момента взыскания штрафа и т.д.

В соответствии со статьей 124 Устава перевозчик обязан рассмотреть претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня ее получения. Дата получения претензии подтверждается календарным почтовым штемпелем на конверте (при пересылке по почте) или распиской получателя (при сдаче непосредственно подразделению перевозчика). Перевозчик может удовлетворить претензию полностью или частично либо отклонить ее. При отклонении претензии или ее частичном удовлетворении перевозчик в письменном уведомлении должен указать основания принятого им решения со ссылкой на соответствующую статью Устава. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом. Перевозчик, удовлетворяя претензию полностью или частично, должен перечислить заявителю признанную сумму.

Если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила ущерб от несохранной перевозки грузов заявителю претензии, то перевозчик возмещает ущерб в размере действительной стоимости утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза с учетом суммы, полученной заявителем претензии от страховой компании.

Иск —обращение в суд, арбитраж или третейский суд за защитой своего нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

В соответствии со статьей 125 Устава иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов багажа и грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в течение 30 дней со дня получения претензии. Иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий. Таким образом, исчисление начального момента истечения срока исковой давности совпадает с начальным моментом исчисления претензионного срока. Граждане должны предъявлять иски к перевозчику в суды общей юрисдикции. Согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса РК юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, обращаются с исками к перевозчику в арбитражный суд. На основании статьи 23 ГК РК глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, с момента регистрации указанного хозяйства должен обращаться с иском к перевозчику в арбитражный суд.

В случае рассмотрения претензии в установленный срок или ранее установленного срока заявитель вправе обратиться с иском сразу же после получения письменного уведомления перевозчика. Если уведомление от перевозчика не получено в течение 30 дней со дня получении претензии, заявитель может обратиться с иском по истечении установленного на уведомлении срока.

В соответствии со статьей 126 Устава иски перевозчика к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение одного года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков. Перевозчик предъявляет иск в арбитражный суд по месту нахождения ответчика, если последний является юридическим лицом или гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющим статус индивидуального предпринимателя.

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. N 1962р

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СОХРАННОСТИ ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ

В целях обеспечения сохранности перевозимых грузов в ОАО «РЖД»:

1. Создать Комиссию ОАО «РЖД» по обеспечению сохранности перевозимых грузов (далее — Комиссия) в составе согласно Приложению N 1.

2. Утвердить:

— Положение о порядке служебного расследования случаев несохранных перевозок грузов (Приложение N 2);

— Регламент претензионного совещания по рассмотрению спорных расчетных дел между железными дорогами (региональными центрами корпоративного управления) — филиалами ОАО «РЖД», дирекциями — филиалами ОАО «РЖД» по несохранным перевозкам грузов, а также за повреждение контейнеров принадлежности железнодорожных администраций (Приложение N 3).

3. Начальникам железных дорог — филиалов ОАО «РЖД» сформировать комиссии по обеспечению сохранности перевозимых грузов под председательством первого заместителя начальника железной дороги с участием начальника Территориального центра фирменного транспортного обслуживания — структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания (заместитель председателя комиссии), представителей территориальных подразделений филиалов, структурных подразделений ОАО «РЖД».

4. Вице-президенту — начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Бабаеву С.М., вице-президенту — начальнику Центральной дирекции Управления движением Иванову П.А., начальникам причастных подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», начальникам железных дорог довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников и обеспечить его выполнение.

5. Признать утратившим силу распоряжение ОАО «РЖД» от 25 января 2013 г. N 177р «Об обеспечении сохранности перевозимых грузов в ОАО «РЖД».

Первый вице-президент ОАО «РЖД»
А.А. КРАСНОЩЕК

Приложение N 1
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 27.09.2016 N 1962р

СОСТАВ КОМИССИИ ОАО «РЖД» ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ПЕРЕВОЗИМЫХ ГРУЗОВ

Бабаев С.М. вице-президент ОАО «РЖД» — генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания (Председатель Комиссии)
Махмудов Т.М. заместитель генерального директора — начальник Управления грузовой и коммерческой работы Центра фирменного транспортного обслуживания (заместитель председателя Комиссии)
Васильев А.В. заместитель начальника Правового департамента
Абрамов И.В. заместитель начальника Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры
Захаров Н.А. первый заместитель начальника Департамента управления персоналом
Максименко А.И. Заместитель начальника Управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры
Киреев Р.И. заместитель начальника Управления движения Центральной дирекции управления движением
Ковырнов Е.А. заместитель начальника Департамента корпоративных финансов
Курунова В.О. начальник Управления совершенствования качества услуг Центра фирменного транспортного обслуживания
Крутько А.А. Начальник службы эксплуатации Дирекции тяги
Савченко С.Н. заместитель начальника Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры
Халуев О.В. Первый заместитель начальника Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры

Приложение N 2
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 27.09.2016 N 1962р

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ СЛУЧАЕВ НЕСОХРАННЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения служебного расследования (далее — расследование), рассмотрения и учета случаев несохранных перевозок грузов комиссиями по обеспечению сохранности перевозимых грузов (далее — Комиссия), созданными на железнодорожных станциях структурных подразделений региональных дирекций (далее — станция), подразделениях линейного уровня, в регионах, на железных дорогах (региональных центрах корпоративного управления, далее — железные дороги) и в аппарате управления ОАО «РЖД» (Корпоративном центре).

К работе в Комиссии могут быть привлечены представители причастных дирекций, подразделений, филиалов по усмотрению председателя Комиссии.

Организационно-техническое обеспечение работы Комиссии возложить на Центр фирменного транспортного обслуживания.

1.2. Случаи несохранной перевозки грузов должны быть своевременно расследованы, рассмотрены и оформлены протоколами соответствующих Комиссий. По результатам служебного расследования Комиссиями разрабатываются и доводятся до причастных работников профилактические мероприятия, направленные на обеспечение сохранности грузов (далее — материалы расследования).

2. Расследование и рассмотрение случаев несохранных перевозок грузов

2.1. Случаи несохранных перевозок грузов в зависимости от стоимости утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза делятся на четыре группы:

— первая — на сумму свыше 7 млн. рублей;

— вторая — на сумму от 2 млн. рублей до 7 млн. рублей;

— третья — на сумму от 400 тыс. рублей до 2 млн. рублей;

— четвертая — на сумму до 400 тыс. рублей;

При отсутствии точных данных о стоимости груза, его ориентировочная стоимость может определяться исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Для расчета ориентировочной стоимости могут быть использованы данные перевозочных документов, контракта или сведения, полученные от грузополучателя или грузоотправителя.

2.2. Об обнаруженных случаях несохранной перевозки груза передается доклад в устной и письменной форме (оперативное донесение, оформленное в соответствии с Инструкцией по подаче оперативных донесений при перевозках грузов, утвержденной ОАО «РЖД» 21.08.2007 N ВМ-9261):

по всем случаям — начальник станции (далее — ДС) в суточный срок со дня обнаружения случая несохранной перевозки грузов докладывает начальнику Центра организации работы станций региональной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением (далее — ДЦС) и начальнику Агентства фирменного транспортного обслуживания Территориального центра фирменного транспортного обслуживания Центра фирменного транспортного обслуживания (далее — АФТО);

первой, второй, третьей группы — АФТО в трехсуточный срок со дня обнаружения случая несохранной перевозки грузов докладывает заместителю начальника Территориального центра фирменного транспортного обслуживания по грузовой работе Центра фирменного транспортного обслуживания (далее — ТЦФТОМ) и начальнику Региональной дирекции управления движением — структурного подразделения Центральной дирекции управления движением (далее — Д);

первой и второй группы — ТЦФТОМ в пятисуточный срок со дня обнаружения случая несохранной перевозки грузов докладывает начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания (далее — ЦФТО), Д и первому заместителю начальника железной дороги (далее — НЗ-1), Д в двухсуточный срок докладывает в Центральную дирекцию управления движением;

первой группы — НЗ-1 в семисуточный срок со дня обнаружения случая несохранной перевозки грузов докладывает вице-президенту ОАО «РЖД» (Председателю Комиссии ОАО «РЖД»).

Кроме этого, оперативное донесение о случае несохранной перевозки должно быть направлено в суточный срок в адреса, установленные Инструкцией по подаче оперативных донесений при перевозках грузов, утвержденной ОАО «РЖД» 21.08.2007 N ВМ-9261.

В докладе должны быть указаны дата, время, место и обстоятельства, при которых произошла несохранная перевозка груза, ориентировочная стоимость утраты, недостачи, порчи, повреждения груза, а также номера вагонов, контейнеров, транспортных железнодорожных накладных, род груза, железнодорожные станции отправления и назначения, контрольные знаки и состояние запорно-пломбировочных устройств.

2.3. К расследованию всех случаев несохранной перевозки грузов, независимо от стоимости груза, ДС обнаружения случая несохранной перевозки грузов приступает немедленно. Расследование должно быть завершено в 5-дневный срок со дня обнаружения несохранной перевозки груза.

2.4. Случаи несохранных перевозок грузов четвертой группы расследуются ДС, рассматриваются на Комиссии под председательством заместителя начальника железной дороги по региону (далее — НЗрег) в 6-дневный срок со дня обнаружения случая несохранной перевозки грузов с обязательным участием АФТО, ДЦС, ДС.

2.5. Случаи несохранной перевозки третьей группы расследуются с выездом на место обнаружения несохранной перевозки грузов АФТО и ДЦС, рассматриваются на Комиссии под председательством НЗрег с обязательным участием АФТО, ДЦС и ДС в 10-дневный срок со дня обнаружения случая несохранной перевозки грузов.

2.6. Случаи несохранной перевозки второй группы расследуются с выездом на место обнаружения несохранной перевозки грузов ТЦФТО и Д и рассматриваются на Комиссии под председательством НЗ-1 с участием Д, ТЦФТО и причастных структурных подразделений в 20-дневный срок со дня обнаружения случая несохранной перевозки грузов.

2.7. Случаи несохранной перевозки первой группы расследуются с выездом на место обнаружения несохранной перевозки грузов НЗ-1 и рассматриваются им в 25-дневный срок со дня обнаружения случая несохранной перевозки грузов. Случаи несохранных перевозок грузов первой группы рассматриваются Комиссией под председательством вице-президента ОАО «РЖД», за исключением случаев несохранных перевозок, произошедших в результате крушений, аварий, иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, которые рассматриваются комиссией, проводившей расследование случая нарушения безопасности движения.

2.8. Руководитель Комиссии по расследованию случаев несохранных перевозок может привлекать к участию в работе комиссии и подготовке соответствующих документов полномочных работников филиалов, дирекций, структурных подразделений ОАО «РЖД», причастных к оказанию услуг и производству работ, связанных с исполнением договора перевозки, в ходе исполнения которого допущена несохранность груза.

2.9. Копии приказов руководителей структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» о назначении ответственных лиц, участвующих в служебном расследовании случаев несохранной перевозки грузов, подготовке документов, о праве подписи актов и материалов служебного расследования заблаговременно предоставляются в ТЦФТО.

2.10. По результатам расследований оформляется протокол рассмотрения случая несохранных перевозок, который подписывает председатель Комиссии.

3. Расследование несохранных перевозок грузов на железной дороге по поступившим оперативным донесениям и коммерческим актам

3.1. Расследование случаев несохранных перевозок грузов проводится ДС по полученным оперативным донесениям станции, на которой установлен факт несохранной перевозки грузов, и должно быть закончено не позднее 5-дневного срока со дня его получения.

3.2. Если в результате расследования будут установлены обстоятельства, освобождающие ОАО «РЖД» от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) грузов, то документы, подтверждающие данные обстоятельства, незамедлительно направляются начальнику ТЦФТО, расположенного на территории соответствующей железной дороги, в состав которой входит станция назначения перевозимого груза (далее — железная дорога назначения).

3.3. Коммерческие акты, составленные в случаях возникновения несохранных перевозок грузов, оформляются только с использованием корпоративных автоматизированных систем на базе программного интерфейса Единой автоматизированной системы актово-претензионной работы (далее — ЕАСАПР М), и пересылаются между ТЦФТО в следующем порядке:

3.3.1. В случае составления коммерческого акта на железнодорожной станции отправления или в пути следования, из которого усматривается ответственность грузоотправителя:

— первый экземпляр акта направляется начальником железнодорожной станции в 5-дневный срок со дня его составления в ТЦФТО железной дороги отправления груза и используется ОАО «РЖД» для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления, копия коммерческого акта доступными средствами направляется в ТЦФТО дороги составления;

— второй экземпляр акта прилагается к перевозочным документам для выдачи грузополучателю по его требованию;

— третий экземпляр — хранится в делах станции, составившей акт.

3.3.2. В случае составления коммерческого акта на железнодорожной станции отправления или в пути следования, из которого не усматривается ответственность грузоотправителя:

— первый экземпляр акта в 5-дневный срок с момента его составления направляется в ТЦФТО железной дороги составления акта для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;

— второй экземпляр акта прилагается к перевозочным документам для выдачи грузополучателю по его требованию;

— третий экземпляр — с материалами расследования станции составления коммерческого акта хранится в делах станции, составившей акт.

3.3.3. При составлении коммерческого акта на станции назначения первый экземпляр коммерческого акта в 5-дневный срок с момента его составления направляется в ТЦФТО дороги назначения груза, второй экземпляр акта выдается грузополучателю по его требованию, а третий — с материалами расследования станции составления коммерческого акта хранится в делах станции, составившей акт.

3.3.4. При наличии данных, свидетельствующих об ответственности нескольких железных дорог в соответствии с составленными коммерческими актами или актами общей формы, первый экземпляр коммерческого акта высылается в ТЦФТО одной из ответственных железных дорог, остальным ТЦФТО направляются копии коммерческих актов с приложением актов общей формы и других документов, подтверждающих их ответственность.

3.3.5. В случае составления коммерческого акта при перевозках грузов, погруженных на территории порта, и (или) отправителем которого по договору перевозки является оператор морского терминала, усматривается ответственность порта, первый экземпляр коммерческого акта в 5-дневный срок после его составления должен быть направлен в ТЦФТО припортовой железной дороги с приложением запорно-пломбировочных устройств, снятых с вагона, и копии коммерческого акта для передачи его оператору морского терминала.

При перевозках грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении коммерческие акты о недостаче и порче грузов, погруженных в вагоны, в 5-дневный срок после их составления, направляются для расследования в ТЦФТО железной дороги на железнодорожной станции которой осуществлялась перевалка груза.

3.3.6. В случаях утраты, повреждения (порчи) грузов при крушении, аварии, иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, пожаре, ТЦФТО железной дороги, на которой произошел случай, по окончании служебного расследования, но не позднее 25-дневного срока после оформления коммерческого акта, при наличии данных, свидетельствующих об ответственности других железных дорог, направляет сопроводительным письмом копии коммерческого акта и материалов служебного расследования, подтверждающего вину причастных железных дорог, в ТЦФТО железной дороги назначения и ТЦФТО ответственных железных дорог.

3.3.7. Расследование и обработка материалов по полученным коммерческим актам на станциях и в АФТО должны быть полностью закончены в 10-дневный срок со дня поступления коммерческого акта.

Коммерческие акты с материалами расследования, включая протоколы разборов с определением ответственности, направляются в ТЦФТО.

Расследование по коммерческим актам и рассмотрение результатов расследования в ТЦФТО с учетом имеющихся материалов расследования по оперативным донесениям должны быть закончены не позднее 25-дневного срока со дня поступления коммерческого акта в ТЦФТО.

3.3.8. ТЦФТО, проводивший расследование и установивший полную или частичную вину другой железной дороги, должен выслать ей сопроводительным письмом коммерческий акт с приложением актов общей формы и других документов, подтверждающих вину этой железной дороги, не позднее 15-дневного срока после его получения, оставив у себя копии материалов, с уведомлением об этом ТЦФТО железной дороги назначения и железной дороги, приславшей коммерческий акт.

3.3.9. Если расследованием установлены обстоятельства, освобождающие ОАО «РЖД» от ответственности за несохранность груза, или установлена ответственность грузоотправителя, материалы расследования в суточный срок по окончании расследования направляются в ТЦФТО железной дороги назначения, а по перевозкам в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и в ТЦФТО железной дороги, осуществившей перевалку груза.

3.3.10. ТЦФТО, признавший по коммерческому акту свою ответственность или ответственность подразделений своей железной дороги, оставляет его с материалами расследования у себя и не позднее 25-дневного срока после поступления коммерческого акта сообщает об этом в письменном виде в ТЦФТО железной дороги назначения и в ТЦФТО железной дороги, приславшей коммерческий акт.

3.3.11. ТЦФТО, не признавший ответственность или признавший частично ответственность структурных подразделений в границах своей железной дороги, должен направить в ТЦФТО железной дороги назначения и в ТЦФТО железной дороги, приславшей коммерческий акт, телеграфом или по факсу с подтверждением о получении сообщения, мотивированное возражение на отказ о признании ответственности не позднее 25-дневного срока после поступления коммерческого акта (Приложение N 1к настоящему Положению).

4. Рассмотрение претензий

4.1. При получении претензии грузоотправителя, грузополучателя или страховщика, возникшей в связи с осуществлением перевозок грузов (далее — претензия) по несохранной перевозке груза, ТЦФТО железной дороги поступления претензии в 5-дневный срок обязан сообщить об этом по телеграфу или по факсу начальникам ТЦФТО ответственных железных дорог с указанием даты предъявления претензии, расчета суммы материального ущерба, подлежащего возмещению, а также даты и номера письма, с которым был направлен коммерческий акт.

4.1.2. ТЦФТО получивший уведомление о предъявленной железной дороге назначения претензии, должен направить в ТЦФТО железной дороги назначения по телеграфу или по факсу подтверждение своей ответственности или мотивированное возражение не позднее 10-ти дневного срока со дня получения извещения со ссылкой на ранее направленный материал по коммерческому акту.

4.1.3. ТЦФТО железной дороги назначения, получив согласие на оплату претензии или мотивированный отказ, готовит заключение по претензии. При неполучении от ответственных ТЦФТО железных дорог, которым направлялось уведомление о предъявленной претензии, в течение 10-ти дневного срока для мотивированного возражения, рассматривает претензию по имеющимся материалам и принимает самостоятельное решение по существу заявленной претензии и готовит мотивированное заключение.

Заключение должно содержать:

— во всех случаях — результаты рассмотрения претензии по существу заявленных требований со ссылками на соответствующие статьи федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД», подтверждающие правовые основания принятия решения;

— при полном или частичном удовлетворении претензии — на основании рассмотрения имеющихся материалов определяет нарушения, явившиеся основанием предъявления претензий и наименование структурного подразделения ОАО «РЖД», дирекции, работниками которых допущены нарушения, наименование службы дороги, дирекции, структурного подразделения ОАО «РЖД», в функциональном подчинении которых находится указанное подразделение со ссылкой на материалы служебного расследования, протокол разбора, протокол Комиссии по несохранным перевозкам, протокол заседания рабочей группы по решению спорных вопросов, возникающих между территориальными подразделениями филиалов, иными структурными подразделениями ОАО «РЖД» в процессе осуществления перевозок грузов, содержащих выводы по отнесению финансовой ответственности и приложением данных документов (при их наличии) к заключению.

4.1.4. Результаты рассмотрения претензий в ТЦФТО вносятся в автоматизированную систему претензионной работы ЕАСАПР М.

4.1.5. При отклонении претензии по причине отсутствия полной или частичной ответственности ОАО «РЖД», ТЦФТО дороги назначения, рассмотревший претензию, в 30-дневный срок с момента получения претензии, готовит ответ с обоснованием принятого решения и вместе с претензионными материалами высылает его заявителю претензии.

4.1.6. ТЦФТО, рассмотревший претензию и принявший решение о полном или частичном ее удовлетворении, заполняет учетную форму ФДУ-22, состоящую из 3 листов:

лист 1 — «извещение» (Приложение N 2 к настоящему Положению);

лист 2 — «приказ» (Приложение N 3 к настоящему Положению);

лист 3 — «корешок приказа» (Приложение N 4 к настоящему Положению), которые подписываются начальником ТЦФТО или лицом, исполняющим его обязанности.

4.1.7. ТЦФТО после подписания учетной формы ФДУ-22:

в суточный срок высылает заявителю претензии извещение;

в суточный срок направляет приказ в региональный общий центр обслуживания — структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» (далее — ОЦОР) для отражения в бухгалтерском учете;

в установленном порядке подает заявку в ЦФТО на включение в бюджет и платежный баланс денежных средств для организации расчетов по удовлетворенной претензии;

по факту выделения денежных средств и утверждения платежного баланса формирует пакет документов на оплату и организует расчеты по удовлетворенной претензии в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядком;

в суточный срок после осуществления оплаты вносит в приказ и корешок приказа реквизиты платежного документа или почтовой квитанции на перевод денежных средств с указанием их номера и даты оплаты.

Уполномоченный работник ОЦОР:

при получении от ТЦФТО приказа производит отражение в учете суммы признанной к удовлетворению претензии;

при получении от ТЦФТО пакета документов на оплату, формирует платежное поручение для осуществления выплаты по признанной к удовлетворению претензии в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядком;

копии приказа и платежных документов, в суточный срок с момента оплаты, возвращает в ТЦФТО.

4.1.8. В случае частичного удовлетворения претензии к извещению прикладываются претензионные документы для их возврата заявителю, копии материалов остаются в ТЦФТО дороги выплаты, рассмотревшей претензию.

При удовлетворении претензии в полном объеме претензионные документы вместе с корешком приказа хранятся в делах ТЦФТО дороги выплаты, рассмотревшей претензию, в течение 5-ти лет.

4.1.9. ТЦФТО дороги выплаты в 3-суточный срок направляет уведомление ТЦФТО причастных железных дорог, которые в течение 30-дневного срока обязаны подтвердить свою ответственность либо направить обоснование своей непричастности.

4.1.10. При получении вступивших в законную силу судебных решений об удовлетворении исков за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза юридическая служба железной дороги выплаты направляет решение суда в ТЦФТО для учета в системах ЕАСАПР СФТО и ЕАСАПР М результата рассмотрения дела судебными органами.

Оплата по исполнительному листу судебного решения осуществляется по факту предъявления к расчетному счету ОАО «РЖД» исполнительных листов и подтверждения ТЦФТО принадлежности задолженности по ним. Передача исполнительных листов в ТЦФТО производится юридической службой дороги в суточный срок с момента его предъявления.

ТЦФТО дороги выплаты в 5-дневный срок направляет копии решения судебного органа в адрес ТЦФТО причастных дорог для дальнейшего проведения последними в пределах 120-дневного срока служебного расследования в порядке, аналогичном порядку рассмотрения по поступившим претензиям.

ТЦФТО получивший копию решения судебного органа, должен направить в ТЦФТО железной дороги выплаты по телеграфу или факсу согласие или мотивированное возражение не позднее 10-дневного срока со дня получения копии решения судебного органа со ссылкой на ранее направленный материал по коммерческому акту (претензии).

В случае установления ответственности структурного подразделения, расположенного в границах дороги, ТЦФТО направляет руководителю данного подразделения копию решения судебного органа с подтверждающими материалами для рассмотрения, признания ответственности в полном объеме или частично, или изложения мотивированного отказа от ответственности, подтвержденного документами.

4.1.11. По запросу ТЦФТО, осуществившему оплату по исполнительному листу судебного производства, ТЦФТО железной дороги назначения направляет уведомление по установленной форме (Приложение N 5 к настоящему Положению) об установлении структурного подразделения ОАО «РЖД», ответственного за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза.

4.1.12. По результатам рассмотрения материалов по выплаченным суммам по претензиям за несохранные перевозки, в случае, если установлена ответственность (вина) структурного подразделения, расположенного в границах дороги, ТЦФТО направляет его руководителю уведомление с подтверждающим материалом для рассмотрения.

Ответственное структурное подразделение, в течение 2-х недельного срока должно направить в ТЦФТО железной дороги, приславшей уведомление, подтверждения своей ответственности или мотивированное возражение с подтверждающим материалом об отсутствии ответственности или частичной ответственности.

Спорные дела по распределению ответственности в пределах железной дороги (если не усматривается ответственность других железных дорог), не признанных структурными подразделениями, рассматриваются рабочими группами, действующими на железной дороге, в соответствии с распоряжениями ОАО «РЖД» от 07.06.2010 N 1231р «О повышении эффективности взаимодействия между территориальными подразделениями функциональных филиалов, иными структурными подразделениями ОАО «РЖД», а также дочерними (зависимыми) обществами ОАО «РЖД» на железных дорогах в процессе осуществления перевозок грузов», от 11.10.2010 N 2110р «Об утверждении типового положения о рабочей группе по решению спорных вопросов, возникающих между территориальными подразделениями филиалов, иными структурными подразделениями ОАО «РЖД», а также дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» в процессе осуществления перевозок грузов».

4.1.13. Порядок уведомления ТЦФТО, осуществившего выплаты по признанным претензиям, ТЦФТО дороги назначения об установлении структурного подразделения, ответственного за необеспечение сохранности перевозимого груза, аналогичен порядку, изложенному в пункте 4.1.10.

4.2. Решение по отнесению ответственности по несохранной перевозке грузов в результате крушений, аварий, иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, принимается на основании решения комиссии, проводившей расследование случая нарушения безопасности движения.

4.3. При возникновении спорных расчетных дел между железными дорогами по выплаченным претензиям и удовлетворенным искам за утрату, недостачу, повреждение (порчу) грузов, ответственность по случаям несохранных перевозок грузов определяется на основании решений, принятых Комиссией ОАО «РЖД» (по несохранным перевозкам первой группы), и по претензиям второй — четвертой групп на претензионных совещаниях между железными дорогами — филиалами ОАО «РЖД», проводимых два раза в год в течение месяца после проведения Дирекцией по железнодорожному транспорту претензионного совещания между странами СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в соответствии с Регламентом претензионного совещания по рассмотрению спорных расчетных дел по несохранным перевозкам грузов.

В случае истечения 120-дневного срока и не проведения претензионного совещания назначается совещание по определению структурного подразделения ОАО «РЖД» в пределах железной дороги, ответственного за необеспечение сохранности перевозимого груза.

4.4. ТЦФТО осуществляют постоянный контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения материалов расследования случаев несохранных перевозок, подготовкой претензионных материалов, полнотой и правильностью учета и отнесения ответственности за несохранные перевозки между структурными подразделениями ОАО «РЖД».

4.5. ЦФТО обеспечивает учет сумм, отнесенных на ответственность филиалов, их территориальных подразделений и иных структурных подразделений ОАО «РЖД», причастных к несохранным перевозкам, в рамках управленческого учета.

Управленческий учет ведется в автоматизированной системе актово-претензионной работы ЕАСАПР М. Ежемесячный отчет (Приложение N 6 к настоящему Положению) по суммам, отнесенным на ответственность филиалов, их территориальных подразделений и иных структурных подразделений ОАО «РЖД», причастных к несохранным перевозкам, формируется до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

ЦФТО в трехсуточный срок направляет отчет ответственным филиалам ОАО «РЖД».

5. Служебное расследование случаев участия в хищениях перевозимых грузов работников структурных подразделений, дирекций, филиалов ОАО «РЖД»

5.1. Для служебного расследования случаев участия работников структурных подразделений, дирекций, филиалов ОАО «РЖД» в хищениях перевозимых грузов в региональных центрах создается комиссия под председательством НЗрег (далее — региональная комиссия).

5.2. При выявлении случаев участия в хищениях перевозимых грузов работников структурных подразделений, дирекций, филиалов на железных дорогах, передача сообщений, служебное расследование обстоятельств, учет и анализ выявленных фактов хищений перевозимых грузов, а также принятие необходимых мер по предотвращению подобных случаев в дальнейшем осуществляются в следующем порядке.

О выявлении случаев участия в хищении груза работников структурных подразделений, дирекций, филиалов, расположенные в границах железной дороги, руководитель соответствующего структурного подразделения, дирекции, филиала докладывает руководителю службы управления персоналом на железной дороге и органов внутренних дел данные об участии в хищениях перевозимых грузов работников структурных подразделений, дирекций, филиалов, расположенных в пределах железной дороги.

Оперативные донесения о случаях участия работников структурных подразделений, дирекций, филиалов железных дорог в хищении перевозимых грузов регистрируются в отделе управления персоналом структурных подразделений, дирекций, филиалов, расположенных в пределах железной дороги.

Для проведения служебного расследования создается комиссия под председательством руководителя соответствующего структурного подразделения, дирекции, филиала, расположенных в пределах железной дороги, в состав которой включается работник службы, отдела, сектора управления персоналом, а также работники причастных отделов.

Служебное расследование проводится в течение 10 суток с момента отправления оперативного донесения.

Отдел управления персоналом предоставляет в региональную комиссию для рассмотрения необходимые материалы расследования случаев участия работников структурных подразделений, дирекций, филиалов в хищениях перевозимых грузов и предложения по предупреждению правонарушений не позднее 20-дневного срока с момента отправления оперативного донесения.

НЗрег не позднее 10-дневного срока с момента рассмотрения региональной комиссией железной дороги докладывает о результатах рассмотрения первому заместителю начальника дороги и направляет в службу управления персоналом структурного подразделения, филиала, дирекции, расположенных в пределах железной дороги, материалы расследования.

Руководители служб, отделов, секторов управления персоналом структурного подразделения, дирекции, филиала железной дороги обобщают материалы расследования по случаям хищений перевозимых грузов работниками региональных структурных подразделений на железных дорогах и доводят до причастных работников меры и профилактические мероприятия, направленные на исключение случаев участия работников железнодорожного транспорта в хищениях перевозимых грузов, в том числе с указанием мер уголовного или административного наказания, примененных правоохранительными органами к работникам, для подготовки по ним информационных материалов на местах, а также докладывают об этом в причастные Центральные Дирекции и управления ОАО «РЖД» для обобщения, анализа и разработки и проведения профилактических мероприятий по предотвращению случаев хищения перевозимых грузов в подведомственных хозяйствах. Центральные Дирекции, управления ОАО «РЖД» обобщенный материал представляют в Департамент управления персоналом для учета, анализа и разработки общесетевых профилактических мероприятий по предотвращению случаев хищения перевозимых грузов на сети железных дорог.

5.3. При выявлении и задержании за хищение перевозимых грузов группы работников структурных подразделений, дирекций, филиалов в количестве трех и более человек расследование обстоятельств и принятие необходимых мер по предупреждению подобных фактов в дальнейшем осуществляется начальником (заместителем начальника) регионального подразделения с участием представителя соответствующего структурного подразделения, дирекции, филиала железной дороги. По результатам расследования и рассмотрения региональной комиссией начальник (заместитель начальника) структурного подразделения, дирекции, филиала железной дороги в 10-дневный срок со дня отправления оперативного донесения докладывает начальнику железной дороги с приложением материалов расследования региональной комиссии железной дороги.

Результаты расследования групповых хищений рассматриваются комиссией железной дороги по обеспечению сохранности перевозимых грузов.

5.4. Случаи участия работников структурных подразделений, дирекций, филиалов в границах железной дороги в хищениях перевозимых грузов сверяются руководителями станций, соответствующих структурных подразделений, отделов управления персоналом структурных подразделений, дирекций, филиалов в границах железной дороги ежемесячно с руководителями подразделений Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» и органов внутренних дел с принятием соответствующих мер.

Приложение N 1
к Положению

                            УВЕДОМЛЕНИЕ
 
                     ТЦФТО, ТЦФТОМЮ _________
 
                         Дело N ___________
 
Отправка N ________ ст. __________ - ст. _________________________
Вагон _____________________ груз _________________________________
Усматривается ответственность ____________________________________
по причине _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Ответственность ______________________ не усматривается по причине
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Актовый материал направляется почтой
 
Начальник отдела ТЦФТОМЮ ______

Приложение N 2
к Положению

                                                      Форма ФДУ-22
 
Филиал ОАО "РЖД" _________________________________________________
__________________________________________________________________
Отдел ____________________________________________________________
________ мес __________ 20__ г.
 
                    Дело N ____________ 20__ г.
 
                       ИЗВЕЩЕНИЕ N _________
 
На сумму _____________ руб. ______ коп
Кому _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Куда _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
По заявленной претензии N _________ от ___________ 20 г.
По отправке ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Признана сумма ____________ руб. _______ коп.
(сумма прописью) _________________________________________________
__________________________________________________________________
которая   будет   перечислена   на   Ваш  расчетный счет платежным
поручением N _________________ от ______________
Отклонено в сумме ________ руб ____ коп _____________ на основании
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
При этом возвращено ___________________ на _______________________
 
Начальник отдела ______________________
 
Начальник сектора (отдела) _____________________

Приложение N 3
к Положению

                                                      Форма ФДУ-22
 
Филиал ОАО "РЖД" _________________________________________________
__________________________________________________________________
Отдел ____________________________________________________________
______ мес ______ 20__ г.
 
В бухгалтерию для оплаты                  Дело N _________ 20__ г.
 
                        ПРИКАЗ N _______________
 
На сумму _____________ руб. ____ коп.
Кому _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Куда _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
По заявленной претензии N ___________ от ___________ 20 г.
По отправке ______________________________________________________
__________________________________________________________________
сумму ________ руб. ______ коп. (сумма прописью) _________________
__________________________________________________________________
перечислите на расчетный счет N __________________________________
_____________________ гор ___________________________ с расчетного
(наименование банка)
счета N ______________________ в _________________________________
                                      (наименование банка)
Платежное поручение N ______________ от ________________
Почтовая квитанция N _______________ от ________________
Выплаченную сумму отнести за счет ________________________________
При этом возвращено ________________________ на ___________ листах
 
Начальник отдела
 
Начальник сектора (отдела) ______________

Приложение N 4
к Положению

                                                      Форма ФДУ-22
 
Филиал ОАО "РЖД" _________________________________________________
__________________________________________________________________
Отдел ____________________________________________________________
_______ мес __________ 20__ г.
 
                       Дело N _________ 20__ г.
 
                    КОРЕШОК ПРИКАЗА N _____________
 
На сумму _______ руб. ____ коп.
Кому _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Куда _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
По заявленной претензии N ___________ от ___________ 20__ г.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
сумму _______ руб. ______ коп. (сумма прописью) __________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
перечислите на расчетный счет N __________________________________
_____________________ гор ___________________________ с расчетного
(наименование банка)
счета N ___________________ в ____________________________________
                                      (наименование банка)
Платежное поручение N ______________ от ________________
Почтовая квитанция N _______________ от ________________
Выплаченную сумму отнести на счет ________________________________
При этом возвращено ________________________ на ___________ листах
 
Начальник отдела _______________
 
Начальник сектора (отдела) ______________

Приложение N 5
к Положению

                               УВЕДОМЛЕНИЕ
 
                   ТЦФТО __________________, ЦФТОМ
 
Отправка N ________ ст. __________________ - ст. ________________
Вагон _________________ груз ____________________________________
Установлена ответственность _____________________________________
_________________________________________________________________
Основание: протокол _____________________________________________
_________________________________________________________________
 
Начальник службы ТЦФТО __________
 
Начальник отдела ТЦФТОМЮ _________

Приложение N 6
к Положению

ФОРМА ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ОТЧЕТА ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ СУММ ПО ВЫПЛАЧЕННЫМ ПРЕТЕНЗИЯМ, ВОЗНИКШИМ В СВЯЗИ С НЕСОХРАННЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ ГРУЗОВ

Ответственные железные дороги Отнесено на ответственность (подтверждено) В том числе
Ответственные филиалы ОАО «РЖД»
ЦД ЦМ ЦДИ (ЦВ) ЦВ ЦФТО Прочие
Кол-во отправок Сумма Кол-во отправок Сумма Кол-во отправок Сумма Кол-во отправок Сумма Кол-во отправок Сумма Кол-во отправок Сумма Кол-во отправок Сумма
Октябрьская
Калининградская
Московская
Северная
Горьковская
Северо-Кавказская
Юго-Восточная
Приволжская
Куйбышевская
Свердловская
Южно-Уральская
Западно-Сибирская
Красноярская
Восточно-Сибирская
Забайкальская
Дальневосточная
Итого

Приложение N 3
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 27.09.2016 N 1962р

РЕГЛАМЕНТ ПРЕТЕНЗИОННОГО СОВЕЩАНИЯ ПО РАССМОТРЕНИЮ СПОРНЫХ РАСЧЕТНЫХ ДЕЛ МЕЖДУ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ — ФИЛИАЛАМИ ОАО «РЖД» ПО НЕСОХРАННЫМ ПЕРЕВОЗКАМ ГРУЗОВ, А ТАКЖЕ ЗА ПОВРЕЖДЕНИЕ КОНТЕЙНЕРОВ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ

1. Общие положения

1.1. Претензионное совещание по рассмотрению спорных расчетных дел по несохранным перевозкам грузов, а также за повреждение контейнеров (далее — спорных расчетных дел) между железными дорогами — филиалами ОАО «РЖД», проводится в течение месяца после проведения претензионных совещаний между странами СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики два раза в год с участием работников Территориальных центров фирменного транспортного обслуживания (далее — ТЦФТО) — структурных подразделений Центра фирменного транспортного обслуживания (далее — ЦФТО), которые представляют соответствующие железные дороги.

1.2. Решение о времени и месте проведения претензионного совещания принимается вице-президентом ОАО «РЖД», курирующим вопросы грузовой и коммерческой работы, по предложению заместителя генерального директора ЦФТО, курирующего претензионную работу, согласованному с начальником ТЦФТО, осуществляющего техническое обслуживание претензионного совещания (обеспечение местами проживания, помещением для работы, транспортом, телефонной и компьютерной связью, копировальной техникой и т.д.).

1.3. Начальник ТЦФТО, где проводится претензионное совещание, обеспечивает его техническую поддержку.

1.4. Контроль за организацией и ходом проведения претензионного совещания осуществляется ЦФТО.

1.5. Претензионное совещание проводится под председательством начальника (заместителя начальника) Управления грузовой и коммерческой работы Центра фирменного транспортного обслуживания — филиала ОАО «РЖД», который является Главным арбитром претензионного совещания (далее — Главный арбитр).

1.6. На претензионных совещаниях рассматриваются требования по спорным расчетным делам между железными дорогами по признанным претензиям и решениям судебных органов за утрату, хищение, недостачу, повреждение (порчу) грузов, а также за повреждение контейнеров (далее — расчет-вызов) (Приложение N 1 к настоящему Регламенту).

ТЦФТО, на территории которого находится железнодорожная станция назначения перевозимого груза (далее — ТЦФТО дороги назначения), а также железная дорога обнаружения повреждения контейнера, направляет расчет-вызов железной дороге, которая по материалам рассмотрения претензии может быть признана виновной (далее — ТЦФТО ответственной железной дороги), не позднее, чем за месяц до начала претензионного совещания.

ТЦФТО ответственной железной дороги, получив расчет-вызов, вправе, при наличии имеющихся у нее документов, привлечь в качестве ответчика ТЦФТО других ответственных железных дорог, письменно уведомив их об этом, не позднее, чем за 15 дней до начала претензионного совещания.

1.7. Главный арбитр, рассмотрев предложения представителей железных дорог ОАО «РЖД», назначает из числа представителей железных дорог четное количество арбитров претензионного совещания (далее — арбитры).

1.8. Все арбитры, возглавляемые Главным арбитром, входят в состав Совета арбитров, который объявляется участникам претензионного совещания.

1.9. Главный арбитр проводит совещания Совета арбитров по принятию решений по спорным расчетным делам.

2. Основные задачи претензионного совещания

2. Основными задачами претензионного совещания являются:

2.1. Разрешение спорных расчетных дел о возмещении сумм по оплаченным претензиям и решениям судебных органов за утрату, хищение, недостачу, повреждение (порчу) грузов, а также за повреждение контейнеров.

2.2. Выявление при рассмотрении спорных расчетных дел, нарушений федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД» и разработка рекомендаций по их устранению.

2.3. Обсуждение и выработка предложений участников претензионного совещания, направленных на совершенствование актово-претензионной работы.

3. Права и обязанности Главного арбитра, Совета арбитров и арбитров претензионного совещания

3.1. Арбитры, имеют право:

принимать решения по спорным расчетным делам в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД»;

вносить предложения Главному арбитру претензионного совещания о созыве Совета арбитров для рассмотрения сложных споров и обсуждения предложений, связанных с вынесением решений по спорным делам;

обращаться в Совет арбитров за консультацией.

3.2. Главный арбитр имеет право:

принимать решения по спорным расчетным делам за несохранные перевозки грузов, а также за повреждение контейнеров, с определением вины конкретных структурных подразделений ОАО «РЖД», дирекций, филиалов на железных дорогах в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД»;

объявлять сбор Совета арбитров претензионного совещания для рассмотрения сложных споров и обсуждения предложений, связанных с вынесением решений по спорным делам;

3.3. Совет арбитров имеет право:

рассматривать заявления представителей железных дорог ОАО «РЖД» по решениям арбитров и Главного арбитра и принимать окончательное решение по конкретным спорным расчетным делам;

систематизировать практику рассмотрения спорных расчетных дел для принятия единообразных решений по аналогичным спорным расчетным делам;

давать разъяснения представителям железных дорог и арбитрам по вопросам, возникающим при решении спорных расчетных дел на претензионном совещании;

рассматривать с участием представителей причастных железных дорог спорные расчетные дела.

3.4. Обязанности Главного арбитра, Совета арбитров, арбитров претензионного совещания:

объективно рассматривать спорные расчетные дела и принимать по ним решения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД»;

систематизировать практику по решениям судебных органов по несохранным перевозкам грузов;

выявлять нарушения законодательства, нормативных актов Российской Федерации, а также нормативных документов ОАО «РЖД», имеющих причинную связь с возникновением несохранных перевозок грузов и выплат за повреждение контейнеров, подготавливать предложения по их устранению.

4. Порядок рассмотрения арбитром спорных расчетных дел

4.1. Спорные расчетные дела рассматриваются арбитром в присутствии представителей ТЦФТО причастных железных дорог. Арбитр, рассматривающий спорные расчетные дела, не должен быть причастен к рассматриваемому делу. По существу рассматриваемого спорного расчетного дела докладывает представитель железной дороги назначения и представители ТЦФТО других железных дорог, привлеченных по данному спорному расчетному делу.

4.2. Арбитр, рассмотрев материалы спорного расчетного дела и выслушав представителей ТЦФТО причастных железных дорог, принимает решение в суточный срок.

4.3. В случае несогласия сторон с решением, принятым арбитром по спорному расчетному делу, представители ТЦФТО железных дорог вправе обратиться к Главному арбитру с заявлением в письменной форме о пересмотре принятого арбитром решения. Копию заявления вручают представителю ТЦФТО ответственной железной дороги и арбитру, принявшему решение по данному делу.

Рассмотрение и принятие решения Главным арбитром по спорному расчетному делу осуществляется в присутствии представителей железных дорог, участвующих в рассмотрении спорного расчетного дела и арбитра, принимавшего решение по данному спорному расчетному делу.

Главный арбитр по своей инициативе или по письменному заявлению представителя ТЦФТО железной дороги, участвующей в рассмотрении спорного расчетного дела, имеет право назначить рассмотрение спорного расчетного дела на Совете арбитров.

Решение Совета арбитров по конкретному спорному расчетному делу считается принятым, если за него проголосовало большинство арбитров. Арбитры от спорящих железных дорог не участвуют в Совете арбитров.

4.4. Решения по спорным расчетным делам, принятые на претензионном совещании на ответственность структурных подразделений филиалов и дирекций в пределах железной дороги и оформленные протоколами, являются окончательными и пересмотру не подлежат.

4.5. Решения по спорным расчетным делам оформляются представителем ТЦФТО железной дороги назначения протоколами по форме, указанной в Приложении N 2 к настоящему Регламенту, в количестве, соответствующем количеству железных дорог, участвующих в рассмотрении спорного расчетного дела.

В протоколе указывается дата, номер отправки, общая сумма ущерба за несохранную перевозку груза и сумма, отнесенная на каждую железную дорогу. Протокол подписывается уполномоченными представителями ТЦФТО железных дорог, участвующих в рассмотрении спорного расчетного дела, а также соответственно арбитром, Главным арбитром, Советом арбитров в случае рассмотрения ими спорного расчетного дела.

Приложение N 1
к Регламенту

                            РАСЧЕТ-ВЫЗОВ
 
                    ТЦФТО, ТЦФТОМЮ ____________
 
На претензионное совещание в ____________________ месяце 20__ г. в
г. _____________ выставляется расчетное дело N ___________________
отправка N _________________ ст. _____________ - ст. _____________
вагон N _____________ груз _______________________________________
на сумму _________________ руб. _________________ коп.
Усматривается ответственность ____________________________________
по причине _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Начальник отдела ТЦФТОМЮ ___________

Приложение N 2
к Регламенту

                        ПРОТОКОЛ N __________
 
претензионного  совещания по спорным расчетным делам по признанным
претензиям   и   решениям   судебных   органов за утрату, хищение,
недостачу,  повреждение  (порчу)  грузов,  а  также за повреждение
контейнеров, г. ______________ 20__ г.
 
Претензионное дело N
Железная дорога (региональный центр
корпоративного управления),
выплатившая претензию:
Привлеченные железные дороги
(региональные центры
корпоративного управления):
                              1.
                              2.
Станция отправления:
Станция назначения:
N отправки:
N вагона:
N контейнера:
Выплаченная сумма:
 
Решение:
Ответственное структурное подразделение         Сумма
железной дороги (регионального центра
корпоративного управления)
1.
2.
Итого:
 
Подписи: ______________________________
           подпись, должность, ф.и.о.
         ______________________________
           подпись, должность, ф.и.о.
         ______________________________
           подпись, должность, ф.и.о.
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мазь тетрациклиновая глазная 1 процентная инструкция по применению
  • Миг 400 таблетки цена инструкция по применению миг 400 инструкция
  • Оптинол глазные капли инструкция цена отзывы врачей
  • Руководство банковской системой цб рф
  • Telwin leader 400 start инструкция по эксплуатации