Утверждена
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 31 октября 2000 г. N 94н
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н,
от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)
Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)
(см. текст в предыдущей редакции)
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.
Сейчас действующие ПБУ официально считаются федеральными стандартами учета, пока не утверждены новые ФСБУ.
Еще мы изучили стандарты и составили понятный курс про шесть новых ФСБУ: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, с которым вы легко сможете вести отчетность в 2023 году, а еще получите удостоверение о повышении квалификации.
Вы будете:
-
понимать сложные формулировки официальных документов,
-
использовать в работе шесть ФСБУ,
-
сдавать годовую отчётность по новым правилам стандарта,
-
избегать ошибок.
Чтобы убедиться в полезности курса, посмотрите программу и бесплатный урок.
Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до даты вступления в силу закона о бухучете № 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2022 году
Все ПБУ, действующие в 2022 году:
ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 2/2008
«Учет договоров строительного подряда»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 7/98
«События после отчетной даты»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 9/99
«Доходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 10/99
«Расходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 11/2008
«Информация о связанных сторонах»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 12/2010
«Информация по сегментам»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 15/2008
«Учет расходов по займам и кредитам»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 19/02
«Учет финансовых вложений»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 20/03
«Информация об участии в совместной деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 21/2008
«Изменения оценочных значений»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 23/2011
«Отчет о движении денежных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».
(статьи, новости и разьяснения)
Положения по бухгалтерскому учету: что это и для чего они нужны
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.
ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
В ближайшее время ПБУ должны быть заменены федеральными стандартами бухучета (ФСБУ).
Новые ФСБУ в 2022 году
Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета…» от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.
Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета
N п/п |
Рабочее наименование проекта стандарта |
Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения |
|||
1.1 |
Запасы |
2021 |
|||
1.2 |
Нематериальные активы |
2021 |
|||
1.3 |
Аренда |
2022 |
|||
1.4 |
Основные средства |
2021 |
|||
1.5 |
Незавершенные капитальные вложения |
2021 |
|||
1.6 |
Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) |
2020 |
|||
1.7 |
Документы и документооборот в бухгалтерском учете |
2021 |
|||
1.8 |
Доходы |
2022 |
|||
1.9 |
Некоммерческая деятельность |
2021 |
|||
1.10 |
Бухгалтерская отчетность |
2021 |
|||
1.11 |
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность |
2021 |
|||
1.12 |
Расходы |
2023 |
|||
1.13 |
Финансовые инструменты |
2022 |
|||
1.14 |
Добыча полезных ископаемых |
2022 |
Какие инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета существуют
Российское законодательство предусматривает достаточно много разновидностей инструкций по применению плана счетов бухгалтерского учета.
Так, бухучет в коммерческих фирмах должен вестись согласно плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Данный НПА включает также инструкцию по применению соответствующего плана.
Бухгалтерская деятельность государственных и муниципальных организаций, в свою очередь, должна осуществляться в соответствии с планом, введенным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанный НПА также включает в себя инструкцию по применению плана счетов в бухучете бюджетными организациями.
Кроме того, есть ряд отраслевых инструкций, регламентирующих пользование планом счетов бухучета, а также аналогичные им источники. В частности, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П утвержден план счетов бухучета для банков, а также соответствующие ему правила ведения бухучета.
Как при УСН сформировать учетную политику? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Оформите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
О чем говорит инструкция, утвержденная приказом № 94н
Рассмотрим основные особенности «коммерческой» инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н.
На базе данного плана организации обязаны формировать собственный рабочий план счетов бухучета. В его структуре должны присутствовать основные синтетические счета, зафиксированные в приказе № 94н.
Подробнее о структуре рабочего плана бухучета читайте в статье «Рабочий план счетов бухгалтерского учета — образец 2021 года».
Что касается субсчетов, а также аналитических счетов, налогоплательщик может задействовать и те, что предложены законодателем, и разработанные самостоятельно.
В качестве одной из ключевых целей инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н, рассматривается установление законодателем типовой схемы корреспонденций между различными синтетическими счетами. То есть фирма, осуществив ту или иную проводку по дебету одного счета, должна без труда найти ей соответствие по кредиту другого имеющегося в рабочем плане счета. Если бухучет организован фирмой в соответствии с инструкцией, то решение данной задачи сложностей не составит.
Минфин России также дает налогоплательщику право дополнять типовую схему корреспонденций собственными связками счетов при условии соблюдения единых подходов к формированию подобных схем, утвержденных указанной выше инструкцией.
Какие НПА корреспондируют с инструкцией из приказа № 94н
Существует ряд нормативно-правовых актов, корреспондирующих с приказом № 94н и утвержденной им инструкцией. Из них наиболее значимы для российского бухгалтера:
- закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
- информация Минфина России «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» № ПЗ-3/2015;
- приказ Минфина России «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1998 № 64н;
- ПБУ 1/2008.
1-й источник права устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в РФ в целом. В его юрисдикции — все налогоплательщики.
2-й документ регламентирует ведение бухучета в упрощенном порядке, в том числе в аспекте применения плана счетов, а также инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94 н.
Подробнее о ведении бухучета в упрощенном порядке читайте в статье «Уточнен перечень организаций, которые могут применять упрощенные способы ведения бухучета».
Приказ № 64н содержит положения рекомендательного характера, касающиеся ведения бухучета малыми предприятиями.
Положение по бухгалтерскому учету 1/2008, введенное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, призвано эффективно дополнять вышеперечисленные источники права.
Одним из приложений к учетной политике является график документооборота. Подготовить его вам поможет образец от «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Кто должен использовать инструкцию из приказа № 94н
Рассматриваемый источник права должен по умолчанию применяться всеми организациями, которые в соответствии с законодательством должны вести бухучет методом двойной записи, то есть одновременного фиксирования хозяйственных операций по дебету и кредиту.
Инструкцию из приказа № 94н в соответствии с п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ могут не использовать:
- ИП;
- филиалы иностранных организаций.
Причина в том, что законодатель позволяет данным субъектам не вести бухучет в принципе.
Формально право не применять инструкцию к плану счетов из приказа № 94н имеют также микропредприятия и НКО, так как они могут не делать в процессе бухучета двойную запись (п. 2.1 информации № ПЗ-3/2015). Но на практике налогоплательщики не слишком активно пользуются данной преференцией, поскольку законодатель пока не публикует официальных разъяснений, методик и рекомендаций относительно ведения бухучета без двойной записи.
Что нового в инструкции из приказа № 94н
Поправки в приказ № 94н, принятый в 2001 году, вносились всего 3 раза: в 2003 году, 2006-м, а также в ноябре 2010-го. Данный НПА довольно долго не редактировался, и на сегодняшний день в официальных медиа, имеющих отношение к законотворчеству, какие-либо поправки в него не анонсируются. Таким образом, ничего нового за последние несколько лет в приказе № 94н не появилось.
Другое дело — подход законодателя к регулированию бухгалтерской деятельности в бюджетной сфере. Здесь государство практикует менее консервативные подходы. В чем это выражается, рассмотрим ниже.
Бухучет в бюджетной системе: инструкция № 157н к единому плану счетов
Ведение бухучета в бюджетной системе РФ регулируется приказом № 157н. Данным НПА утвержден единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных организаций, а также инструкция к нему. Неофициально она именуется как инструкция № 157н.
В юрисдикции приказа № 157н, а значит, и соответствующей ему инструкции — все организации, тем или иным образом зависящие от бюджета РФ: автономные, казенные, бюджетные (в узком юридическом смысле) учреждения, органы власти, внебюджетные фонды и т.д.
В целях детализации положений приказа № 157н, а также их оптимальной адаптации к специфике отдельных типов российских бюджетных организаций был издан ряд дополнительных НПА:
- приказ от 16.12.2010 № 174н — для бюджетных учреждений;
- приказ от 23.12.2010 № 183н — для автономных структур;
- приказ от 06.12.2010 № 162н — для казенных учреждений.
При этом собственно бухгалтерский учет российский законодатель предписывает вести только бюджетным и автономным структурам. Казенные учреждения обязаны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).
Приказы №№ 174н, 183н и 162н включают отдельные инструкции к планам счетов бухгалтерского либо бюджетного учета. На основе данных НПА в соответствующих учреждениях (бюджетных, автономных, а также казенных) должны приниматься внутренние рабочие планы.
Получается, что на государственные и муниципальные структуры одновременно распространяется юрисдикция 2 официальных инструкций — утвержденной приказом № 157н, а также содержащейся в НПА, который коррелирует с типом учреждения.
Если проводить аналогию между инструкцией № 157н и аналогичной ей «коммерческой», из приказа № 94н, можно обнаружить между их положениями ряд принципиальных сходств.
Например, субъект ведения учета в бюджетной системе России может, как и бизнесы, использовать в дополнение к обязательным синтетическим счетам собственные аналитические счета (абз. 3 п. 1 инструкции № 157н).
Вместе с тем в «бюджетной» инструкции нет схем корреспонденции счетов по дебету и кредиту, как в инструкции для бизнеса. Однако необходимые корреспонденции согласно приказу № 157н предусмотрены приказами №№ 174н, 183н и 162н.
Кроме того, законодатель прямо предписывает бюджетным структурам вести бухучет с использованием двойной записи (п. 3 инструкции № 157н). В «коммерческом» же приказе Минфина двойная запись — причина, обуславливающая задействование соответствующей инструкции, а не следствие.
Эксперты КонсультантПлюс сделалии подборку судебных решений за 2020 и 2021 годы по ошибкам в учете учреждений, за которые оштрафовали главбухов. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в актуальную подборку.
В чем отличие бухгалтерского учета от бюджетного
Выше мы отметили, что приказ № 157н разграничивает бухучет в госструктурах на бюджетный и бухгалтерский. В чем разница между ними?
В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный отчет — это система сбора, регистрации, а также обобщения сведений о состоянии активов и обязательств РФ, субъектов РФ, МО и операций, коррелирующих с соответствующими активами и обязательствами.
Согласно п. 2 ст. 1 и ст. 5 закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет — это формирование систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах, а также расходах субъекта.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ проводимые налогоплательщиком операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, должны фиксироваться в рамках раздельного учета. К операциям 2-го типа относятся, в частности, бюджетные ассигнования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
С целью оптимизации раздельного учета, ведение которого предопределено нормами НК РФ, законодатель может классифицировать государственные и муниципальные учреждения как субъекты осуществления преимущественно налогооблагаемых операций либо тех, которые налогом не облагаются. К первым в большей степени относятся автономные и бюджетные организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ), ко вторым — казенные.
Таким образом, в тех структурах, где предполагается извлечение дохода (автономных и бюджетных учреждениях), законодатель предписывает вести классический бухгалтерский учет. В структурах, где бизнес, как правило, не ведется, то есть в казенных учреждениях, осуществляется бюджетный учет.
Выше мы упоминали, что консервативный подход к редактированию положений «коммерческой» инструкции по применению плана счетов заметно контрастирует с политикой законодателя в области регулирования бухучета в российской бюджетной системе.
Данный тезис подтверждается, в частности, внесением в положения инструкции № 157н регулярных корректировок.
Что нового в инструкции из приказа № 157н
Поправки к приказу № 157н в основном заключаются в изменении структуры счетов, содержащихся в едином плане. Последние НПА, посредством которых законодатель редактировал приказ № 157н, а также инструкцию к плану счетов, — приказы Минфина России от 06.08.2015 № 124н, от 01.03.2016 № 16н, от 16.11.2016 № 209н.
Спектр поправок в приказ № 157н достаточно широк:
- добавление и исключение счетов;
- корректировка наименований счетов;
- предоставление организациям возможности самостоятельно принимать решение о возможности открывать дополнительные забалансовые счета.
Подробнее о бюджетном учете читайте в статьях:
- «Составляем план счетов бюджетного учета — образец»;
- «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».
Счета бухгалтерского учёта – это эффективный инструмент, позволяющий регистрировать собранную и обобщенную информацию о состоянии имущества (капитала, обязательствах) в денежном эквиваленте. План счетов бухучёта и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов РФ в приказе 94н от 31.10.2000г (последняя редакция – 8 ноября 2010 года).
Сфера применения
План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.
Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.
Структура
План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:
- синтетические счета – предназначены для учета обобщенных сведений об операциях, видах имущества, обязательствах;
- субсчета – используются для получения детализированных данных.
Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:
- активные – учёт движения средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
- пассивные – учёт источников средств, отображающий информацию о прибыли, видах капитала, обязательствах организации;
- активно-пассивные – совокупный учёт имущества и источников его формирования.
Забалансовые счета
Забалансовые счета относятся к категории вспомогательных. Они используются в тех случаях, когда бухгалтеру требуется систематизировать сведения, не хранящиеся на балансе предприятия. На этих счетах фиксируется информация о движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании, или активов предприятия, списанных в расходы.
Важно: данные забалансовых счетов не отражаются в финансовой отчетности.
Планом счетов предусмотрено 12 забалансовых счетов:
- 001 — арендованные основные средства (ОС);
- 002 — товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;
- 003 — материалы, принятые в переработку;
- 004 — товары, принятые на комиссию;
- 005 — оборудование, принятое для монтажа;
- 006 — бланки строгой отчетности;
- 007 — списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
- 008 — обеспечения обязательств и платежей полученные;
- 009 — обеспечения обязательств и платежей выданные;
- 010 — износ ОС;
- 011 — ОС, сданные в аренду;
- 012 — земельные угодья.
Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета
Инструкция помогает упростить и систематизировать работу с Планом счетов. Ее использование позволяет:
- получить базовые сведения о методологических принципах бухучета;
- ознакомиться с краткой характеристикой синтетических и субсчетов;
- разобраться в порядке учета типовых операций.
Оформление рабочего плана счетов организации в соответствии с положениями Инструкции дает возможность организовать единый стандартизированный подход к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Таблица счетов бухучета
Ниже приведена таблица с утвержденным перечнем счетов бухгалтерского учета. Каждая позиция содержит ссылку на страницу со справочной информацией, предоставляющей ответы на наиболее распространенные вопросы и позволяющей детально изучить специфику работы с конкретным счётом.
Счет бухучета | Наименование счета |
---|---|
01. | Основные средства |
02. | Амортизация основных средств |
03. | Доходные вложения в материальные ценности |
04. | Нематериальные активы |
05. | Амортизация нематериальных активов |
07. | Оборудование к установке |
08. | Вложения во внеоборотные активы |
09. | Отложенные налоговые активы |
10. | Материалы |
11. | Животные на выращивании и откорме |
14. | Резервы под снижение стоимости материальных ценностей |
15. | Заготовление и приобретение материальных ценностей |
16. | Отклонение в стоимости материальных ценностей |
19. | Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
20. | Основное производство |
21. | Полуфабрикаты собственного производства |
23. | Вспомогательные производства |
25. | Общепроизводственные расходы |
26. | Общехозяйственные расходы |
28. | Брак в производстве |
29. | Обслуживающие производства и хозяйства |
40. | Выпуск продукции (работ, услуг) |
41. | Товары |
42. | Торговая наценка |
43. | Готовая продукция |
44. | Расходы на продажу |
45. | Товары отгруженные |
46. | Выполненные этапы по незавершенным работам |
50. | Касса |
51. | Расчетные счета |
52. | Валютные счета |
55. | Специальные счета в банках |
57. | Переводы в пути |
58. | Финансовые вложения |
59. | Резервы под обесценение финансовых вложений |
60. | Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
62. | Расчеты с покупателями и заказчиками |
63. | Резервы по сомнительным долгам |
66. | Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
67. | Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
68. | Расчеты по налогам и сборам |
69. | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
70. | Расчеты с персоналом по оплате труда |
71. | Расчеты с подотчетными лицами |
73. | Расчеты с персоналом по прочим операциям |
75. | Расчеты с учредителями |
76. | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
77. | Отложенные налоговые обязательства |
79. | Внутрихозяйственные расчеты |
80. | Уставный капитал |
81. | Собственные акции (доли) |
82. | Резервный капитал |
83. | Добавочный капитал |
84. | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
86. | Целевое финансирование |
90. | Продажи |
91. | Прочие доходы и расходы |
94. | Недостачи и потери от порчи ценностей |
96. | Резервы предстоящих расходов |
97. | Расходы будущих периодов |
98. | Доходы будущих периодов |
99. | Прибыли и убытки |
Скачать таблицу с планом счетов бухгалтерского учета можно здесь.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
(утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, с изменениями от 07 мая 2003 г. № 38н, от 18 сентября 2006 г. № 115н, от 08.11.2010 № 142н)
- Бухучет
- Нормативные правовые акты
-
Отправить документ по электронной почте
Документ успешно отправлен
на электронную почту
Ошибка отправки документа
на электронную почту
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная
Каждая организация сразу после создания обязана вести бухгалтерский учет. Согласно закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов организуется руководителем ООО. На директоре лежит ответственность за постановку учета в организации, и даже бухгалтерская отчетность признается составленной после подписи руководителя, а не главного бухгалтера. Предпринимателям в этом смысле повезло больше — ведение бухгалтерского учета ИП законом не требуется.
Ведение бухгалтерского учета – это организация сбора информации о состоянии имущества и обязательствах компании, а также непрерывное отражение этой информации в специальных бухгалтерских документах. Но бухгалтерия ООО – это не только регистры, книги учета и бухгалтерская отчетность. Это еще и документы налогового учета, договоры, кадровая и первичная документация, документы по движению денежных средств (касса и банк). Весь обширный перечень документов, которые необходимо вести в ООО, мы собрали в статье «Документы организации: собираем и храним».
Обратите внимание: за нарушение правил бухгалтерского учета установлены штрафы по статье 15.11 КоАП РФ. Услуги бухгалтерского сопровождения – это не то, на чем стоит экономить, тем более, что особых расходов они не потребуют.
Сложно ли вести бухгалтерию ООО? Ответ на этот вопрос будет зависеть от нескольких факторов:
- Выбранный налоговый режим. Достаточно просто вести учет на УСН Доходы. Сложнее – на УСН Доходы минус расходы. Самым сложным будет учет на общей системе налогообложения.
- Наличие работников. Отчетность за работников сложная и объемная, кроме того, необходимо каждый месяц оформлять расчет зарплаты, удержание НДФЛ и уплату страховых взносов, а по необходимости, еще и отпускные, больничный, декретные выплаты. Но даже если работников нет, а единственный учредитель руководит организацией без трудового договора, необходимо сдавать нулевую отчетность.
- Количество операций. Это любые хозяйственные действия, которые изменили соотношение доходов и расходов организации: поступление оплаты от покупателей, выплата зарплаты, закупка товара и т.д. Чем больше операций, там больше времени будет уходить на их оформление.
- Разнообразие направлений деятельности организации. Существует своя специфика учета в отдельных сферах бизнеса (торговля, производство, услуги, строительство и др.). Однотипные операции учитывать проще, чем совмещать учет разных направлений.
- Категория ваших партнеров. Если вы и ваш контрагент работаете на разных налоговых режимах, если вы планируете вести внешнеэкономические сделки или работать с бюджетными или государственными предприятиями, то в учете будут свои особенности.
Но даже в самом простом варианте – отсутствии работников, небольшом количестве операций, выборе режима УСН Доходы — ведение бухгалтерии ООО потребует профессиональных знаний или использования специализированных программ. Бухгалтерское обслуживание ООО можно поручить штатному работнику или специализированной компании. Аутсорсинг бухгалтерских услуг – это полная или частичная передача обязанностей по ведению учета профессиональному независимому исполнителю.
Бухгалтерская отчетность ООО
Бухгалтерский учет в ООО должен обеспечивать полноту сбора и учета информации о финансовой деятельности организации. С чего начать ведение бухгалтерского учета ООО?
Шаг 1. Определите ответственного за ведение бухгалтерского учета на предприятии. Часто после регистрации общества директор возлагает обязанности бухгалтера ООО на себя. На первое время это вполне допустимая ситуация, но как только подойдут сроки сдачи любой отчетности, необходимо самому разобраться в этом вопросе либо передать обслуживание специалистам.
Шаг 2. Выберите, на каком налоговом режиме вы будете работать. Это необходимо сделать сразу после регистрации ООО, а лучше – еще до того, как вы подадите документы в ИФНС. Мы рекомендуем при выборе режима получить бесплатную консультацию по налогообложению, что позволит существенно сэкономить на платежах в бюджетах. На разных режимах налоговая нагрузка одного и того же предприятия может отличаться в разы!
Шаг 3. Изучите налоговую отчетность вашего режима. Так, на УСН надо сдавать всего одну декларацию по итогам года, а на ОСНО каждый квартал сдают декларации по прибыли и НДС. Но если компания выберет АУСН, то полностью освобождается от налоговой отчетности.
Шаг 4. Разработайте и утвердите учетную политику организации.
Шаг 5. Утвердите рабочий план счетов. За основу документа надо брать план счетов, разработанный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н.
Шаг 6. Организуйте учет первичных документов и отражение содержащихся в них сведений в регистрах бухгалтерского учета.
Шаг 7. Соблюдайте сроки сдачи отчетности выбранной системы налогообложения и отчетов за работников.
Наши пользователи могут получить бесплатный месяц оказания бухгалтерских услуг специалистами 1С:БО с передачей бухгалтерской информационной базы 1С Бухгалтерия после окончания пробного периода.
К бухгалтерской отчетности ООО закон № 402-ФЗ относит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним: отчеты об изменениях капитала; движении денежных средств; о целевом использовании полученных средств (если они были получены).
Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия
Формы бухгалтерского баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках ООО утверждены Приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н. Позднее, приказом Минфина России от 06.04.2015 № 57н, отчет о прибылях и убытках был переименован в отчет о финансовых результатах. Организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность по итогам года, не позднее 31 марта следующего года. Но запросить отчет о финансовых результатах в течение года вправе инвесторы, кредиторы, банк, контрагенты, поэтому можно сделать срез финансового состояния ООО по итогам квартала или месяца.
Форму бухгалтерского баланса ООО можно найти в прил. № 1 к Приказу Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н. Это так называемый полный баланс на двух страницах.
Бухгалтерская отчетность ООО на УСН в 2023 году
Как вести бухгалтерию ООО при УСН Доходы 6% и при УСН Доходы минус расходы? Упрощенная система налогообложения предусматривает сдачу всего одной годовой налоговой декларации. Ее форма одинакова для обоих вариантов упрощенной системы.
Какую бухгалтерскую отчетность сдают ООО на УСН в 2023 году? Ведение бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения позволяет сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме (прил. 5 к Приказу Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н). В нее входит только баланс и отчет о финансовых результатах. Если организацией на УСН были получены целевые средства, то по ним тоже нужно отчитаться. Сдавать же отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств необязательно.
Услуги бухгалтера для ООО
Подведем итоги. Бухгалтерское обслуживание ООО обязательно на всех налоговых режимах и даже при отсутствии реальной деятельности компании. Вести бухгалтерию может сам руководитель, штатный специалист или специализированная аутсорсинговая компания. Стоимость бухгалтерских услуг для ООО будет зависеть от объема работы: количества хозяйственных операций, сложности выбранного режима, численности работников, способа ведения учета.
Для наших пользователей, желающих самостоятельно вести бухгалтерию ООО, мы хотим предложить онлайн-программу 1С Предприниматель. Это абсолютно новый инструмент для повышения эффективности бизнеса, который позволяет:
- вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет;
- проводить расчеты с контрагентами;
- выставлять и оплачивать счета и платежные поручения;
- рассчитывать любые выплаты работникам;
- сохранять все документы ООО в единой базе;
- анализировать продажи, доходы и расходы;
- выбирать минимально возможную налоговую нагрузку и др.