Инструкция по выполнению работы огэ литература

11.10.2022
69854

ОГЭ по литературе — уникальный экзамен. В нем нет ни одного задания с кратким ответом, все вопросы предполагают развернутое рассуждение. Ни удача, ни «метод тыка» здесь не помогут. Но сдать этот экзамен реально — за годы работы мы с коллегами нашли формулу успеха. Достаточно знать структуру экзамена и иметь теоретическую базу. В этой статье подробнее расскажем о том, как подготовиться к ОГЭ по литературе в 2023 году.

В этой статье:

Структура ОГЭ по литературе — 2023Зачем сдавать литературу в 9 классе Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе Что нужно запомнить

ОГЭ по литературе 2023

Как подготовиться к ОГЭ по литературе в 2023 году

Структура ОГЭ по литературе — 2023

ОГЭ по литературе — 2023 состоит из двух частей. В первой части четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.  

Часть 1 

В этот раздел входят 4 задания с развернутым ответом. Задания 1 и 2 относятся к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку. Они направлены на знание произведения и умение анализировать текст. В каждом случае можно выбрать один вопрос из двух.

ОГЭ по литературе 2021

ОГЭ по литературе 2021

Задание 3 в ОГЭ по литературе — 2023 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Можно выбрать один из двух вопросов: 

ОГЭ по литературе 2021

В задании 4 один вопрос: нужно сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом задании. В первых трех заданиях просили написать «3-5 предложений», здесь рекомендуют «5-8». Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов. А за каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.

ОГЭ по литературе 2021

Часть 2 

Здесь есть всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.  

ОГЭ по литературе 2021

Чтобы хорошо написать сочинение, нужно разбираться в композиции произведения, средствах выразительности (метафора, эпитет и т. д.), литературных терминах, направлениях, жанрах, понятиях вроде авторской позиции, идеи, проблематики. Это вещи, без которых невозможно написать ни одно сочинение. На наших курсах это проходят на первых занятиях, так как мы используем метод ключевых слов.

Что касается произведений, здесь выбор достаточно большой: от Ломоносова и Пушкина до Маяковского и Шекспира. Полный список можно найти в кодификаторе. Впрочем, для успешной сдачи экзамена знать произведения досконально не нужно. Достаточно изучить только те моменты и темы, которые встречаются на ОГЭ по литературе — именно этому я и учу на курсах по подготовке к экзамену.

Зачем сдавать литературу в 9 классе 

Литература нужна для большинства творческих профессий: от режиссера и хореографа до архитектора и дизайнера. Даже если вы хотите петь, необходимо сдавать литературу. Еще этот ЕГЭ понадобится для таких популярных профессий, как филолог и журналист.

Подготовиться к ЕГЭ по литературе достаточно сложно. Чтобы набрать высокий балл, надо изучить теоретическую базу и много практиковаться (вы уже видели, что весь экзамен построен на развернутых ответах). Нужно не просто читать все подряд, а уделять внимание именно темам, необходимым для экзамена. Недостаточно просто писать сочинения — нужно тренироваться, опираясь на критерии, по которым вас будут оценивать. На курсах MAXIMUM Education я ежегодно помогаю ученикам, которые обладают хорошим слогом и даже писательским талантом, но без знания критериев не могут набрать высокий балл.

Даже победители олимпиад по литературе не всегда хорошо сдают экзамен, потому что не умеют работать с форматом. ОГЭ и ЕГЭ сильно связаны, и, готовясь к литературе в 9 классе, вы значительно повышаете шансы на успех в будущем. 

Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе 

  1. В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.
  2. Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 5.1, 5.2 и 10.1, 10.2 ЕГЭ.
  3. Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 5.1, 5.2 и 10.1, 10.2 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ; 
  4. Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 6 и 11 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМ пример для сравнения. Он должен сам его вспомнить, опираясь на любую тему из вопроса. 
  5. Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 6 и 11. Там нужно привести один пример на любую заданную тему.  

Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.

Что нужно запомнить

  1. Подготовиться к ОГЭ по литературе — 2023 вполне реально, главное — знать структуру экзамена и теоретическую базу.
  2. Экзамен состоит из двух частей, в первой четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.
  3. Выучите средства выразительности, основные литературные термины и понятия, необходимые для анализа произведения
  4. Познакомьтесь с произведениями из кодификатора. Все читать не нужно — достаточно запомнить основные идеи.
  5. ОГЭ по литературе — отличная основа для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Если планируете его сдавать, начните с ОГЭ.

ОГЭ — это не лотерея и не рулетка. Выигрывает тот, кто правильно готовится. Актуальные учебники, логичная программа, стабильное расписание и отличный преподаватель — вот составляющие вашего успеха на экзамене. В учебном центре MAXIMUM Education вы сможете выбрать удобный для вас формат подготовки — в группе или индивидуально, онлайн или в классе.

Вы будете заниматься у тех, кто сам сдал ОГЭ на высокий балл, получите полную информационную поддержку от экспертов по поводу экзамена, апелляций, поступления и даже работы со стрессом. Переходите по ссылке и найдите оптимальный курс для ваших целей!

`

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Пробный
экзамен по литературе (формат ОГЭ)

Инструкция
по выполнению работы

Экзаменационная
работа по литературе состоит из двух частей. Часть 1  включает  в  себя 
два  альтернативных  варианта,  содержащих текст художественного  произведения 
и  вопросы  к  нему.  Вам  необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов.
Первый вариант ориентирован на анализ

фрагмента 
эпического (или  драматического,  или  лироэпического) произведения; второй –
на анализ лирического стихотворения (или басни).

Выбрав  для  работы 
один  из  вариантов,  прочитайте  предложенный текст и последовательно
выполните три задания, которые требуют написания

развёрнутого 
ответа  ограниченного  объёма.  Выполняя  первые  два  задания (1.1.1, 1.1.2 
или 1.2.1, 1.2.2),  дайте  ответ  в  примерном  объёме 

3–5 предложений с
опорой на текст.

Третье 
задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не  только  размышление над предложенным
текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом,  текст 
которого  также приведён  в  экзаменационной  работе (примерный объём ответа –
5–8 предложений). 

Выполняя 
задания  части 1,  постарайтесь  сформулировать  прямые связные ответы, избегая
пространных вступлений и характеристик, соблюдая

нормы речи.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его
содержательности.

Часть 
2
 
содержит  четыре  темы  сочинения,  требующие  развёрнутого письменного 
рассуждения.  Выберите  ОДНУ  из  предложенных  Вам  тем  и
напишите  сочинение  объёмом  не  менее 200  слов,  аргументируя  свои рассуждения
и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее
150 слов, то оно оценивается 0 баллов). 

При 
выполнении  всех  заданий  опирайтесь  на  авторскую  позицию, формулируйте 
свою  точку  зрения,  используйте  теоретико-литературные

понятия для анализа
произведения. Во  время  экзамена  разрешается  пользоваться  полными  текстами
художественных произведений, а также сборниками лирики. 

На
выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить
на  выполнение  заданий  части 1,  а  оставшееся  время  отвести  на  написание
сочинения (часть 2).

При 
выполнении  заданий  можно  пользоваться  черновиком.  Записи в черновике не
учитываются при оценивании работы. 

Все
ответы экзаменационной работы записывайте чётко и разборчиво.

Баллы, 
полученные  Вами  за  выполненные  задания,  суммируются.

Постарайтесь 
выполнить  как можно  больше  заданий  и  набрать  наибольшее количество
баллов.

Часть 1

Просмотрите 
художественные  тексты,  предложенные  в  варианте 1 и варианте 2  части 1,  и 
выберите  вариант,  который  Вы  будете выполнять.  Оценивается  выполнение 
только  ОДНОГО  варианта  части 1.

Вариант 1

Прочитайте  приведённый  ниже  фрагмент  произведения 
и  выполните задания 1.1.1–1.1.3.

 Бе­ло­гор­ская кре­пость
на­хо­ди­лась в со­ро­ка вер­стах от Орен­бур­га. До­ро­га шла по кру­то­му бе­ре­гу
Яика. Река еще не за­мер­за­ла, и ее свин­цо­вые волны груст­но чер­не­ли в од­но­об­раз­ных
бе­ре­гах, по­кры­тых белым сне­гом. За ними про­сти­ра­лись кир­гиз­ские
степи. Я по­гру­зил­ся в раз­мыш­ле­ния, боль­шею ча­стию пе­чаль­ные. Гар­ни­зон­ная
жизнь мало имела для меня при­вле­ка­тель­но­сти. Я ста­рал­ся во­об­ра­зить
себе ка­пи­та­на Ми­ро­но­ва, моего бу­ду­ще­го на­чаль­ни­ка, и пред­став­лял
его стро­гим, сер­ди­тым ста­ри­ком, не зна­ю­щим ни­че­го, кроме своей служ­бы,
и го­то­вым за вся­кую без­де­ли­цу са­жать меня под арест на хлеб и на воду.
Между тем на­ча­ло смер­кать­ся. Мы ехали до­воль­но скоро.

— Да­ле­че ли до кре­по­сти? — спро­сил
я у сво­е­го ям­щи­ка. «Не­да­ле­че» — от­ве­чал он. — «Вон уж видна». — Я гля­дел
во все сто­ро­ны, ожи­дая уви­деть гроз­ные ба­сти­о­ны, башни и вал; но ни­че­го
не видал, кроме де­ре­вуш­ки, окру­жен­ной бре­вен­ча­тым за­бо­ром. С одной
сто­ро­ны сто­я­ли три или че­ты­ре скир­ды сена, по­лу­за­не­сен­ные сне­гом;
с дру­гой скри­вив­ша­я­ся мель­ни­ца, с лу­боч­ны­ми кры­лья­ми, ле­ни­во опу­щен­ны­ми.
— Где же кре­пость? — спро­сил я с удив­ле­ни­ем. — «Да вот она» — от­ве­чал
ямщик ука­зы­вая на де­ре­вуш­ку, и с этим сло­вом мы в нее въе­ха­ли. У ворот
уви­дел я ста­рую чу­гун­ную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и боль­шею
ча­стию по­кры­ты со­ло­мою. Я велел ехать к ко­мен­дан­ту, и через ми­ну­ту ки­бит­ка
оста­но­ви­лась перед де­ре­вян­ным до­ми­ком, вы­стро­ен­ным на вы­со­ком
месте, близ де­ре­вян­ной же церк­ви.

Никто не встре­тил меня. Я пошел в
сени и от­во­рил дверь в пе­ред­нюю. Ста­рый ин­ва­лид, сидя на столе, на­ши­вал
синюю за­пла­ту на ло­коть зе­ле­но­го мун­ди­ра. Я велел ему до­ло­жить обо
мне. «Войди, ба­тюш­ка», — от­ве­чал ин­ва­лид: — «наши дома». Я вошел в чи­стень­кую
ком­нат­ку, убран­ную по-ста­рин­но­му. В углу стоял шкаф с по­су­дой; на стене
висел ди­плом офи­цер­ский за стек­лом и в рамке; около него кра­со­ва­лись лу­боч­ные
кар­тин­ки, пред­став­ля­ю­щие взя­тие Ки­стри­на и Оча­ко­ва, также выбор не­ве­сты
и по­гре­бе­ние кота. У окна си­де­ла ста­руш­ка в те­ло­грей­ке и с плат­ком
на го­ло­ве. Она раз­ма­ты­ва­ла нитки, ко­то­рые дер­жал, рас­пя­лив на руках,
кри­вой ста­ри­чок в офи­цер­ском мун­ди­ре. «Что вам угод­но, ба­тюш­ка?» —
спро­си­ла она, про­дол­жая свое за­ня­тие. Я от­ве­чал, что при­е­хал на служ­бу
и явил­ся по долгу сво­е­му к гос­по­ди­ну ка­пи­та­ну, и с этим сло­вом об­ра­тил­ся
было к кри­во­му ста­рич­ку, при­ни­мая его за ко­мен­дан­та; но хо­зяй­ка пе­ре­би­ла
за­твер­жен­ную мною речь. «Ивана Куз­ми­ча дома нет» — ска­за­ла она; — «он
пошел в гости к отцу Ге­ра­си­му; да все равно, ба­тюш­ка, я его хо­зяй­ка.
Прошу лю­бить и жа­ло­вать. Са­дись, ба­тюш­ка». Она клик­ну­ла девку и ве­ле­ла
ей по­звать уряд­ни­ка. Ста­ри­чок своим оди­но­ким гла­зом по­гля­ды­вал на
меня с лю­бо­пыт­ством. «Смею спро­сить» — ска­зал он; — «вы в каком полку из­во­ли­ли
слу­жить?» Я удо­вле­тво­рил его лю­бо­пыт­ству. «А смею спро­сить» — про­дол­жал
он, — «зачем из­во­ли­ли вы пе­рей­ти из гвар­дии в гар­ни­зон?» — Я от­ве­чал,
что та­ко­ва была воля на­чаль­ства. «Ча­я­тель­но, за не­при­лич­ные гвар­дии
офи­це­ру по­ступ­ки» — про­дол­жал не­уто­ми­мый во­про­ша­тель. — «Полно
врать пу­стя­ки» — ска­за­ла ему ка­пи­тан­ша: — «ты ви­дишь, мо­ло­дой че­ло­век
с до­ро­ги устал; ему не до тебя… (держи-ка руки пря­мее…) А ты, мой ба­тюш­ка»,
— про­дол­жа­ла она, об­ра­ща­ясь ко мне — «не пе­чаль­ся, что тебя упек­ли в
наше за­хо­лу­стье. Не ты пер­вый, не ты по­след­ний. Стер­пит­ся, слю­бит­ся.
Шваб­рин Алек­сей Ива­ныч вот уж пятый год как к нам пе­ре­ве­ден за смер­то­убий­ство.
Бог знает, какой грех его по­пу­тал; он, из­во­лишь ви­деть, по­ехал за город с
одним по­ру­чи­ком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пы­рять; а
Алек­сей Ива­ныч и за­ко­лол по­ру­чи­ка, да еще при двух сви­де­те­лях! Что
при­ка­жешь де­лать? На грех ма­сте­ра нет».

                                                                                                                                                         А. С. Пуш­кин «Ка­пи­тан­ская
дочка»

Для 
выполнения  заданий 1.1.1  и 1.1.2  сначала  запишите  в  бланке ответов № 2 
номер  задания,  а  затем  на  каждый  вопрос  дайте  прямой связный  ответ
(примерный  объём – 3–5  предложений).  Опирайтесь  на авторскую   позицию, 
излагайте  свою  точку  зрения.  Аргументируйте ответ,  используя  приведённый 
фрагмент (допускается  обращение  к

другим
эпизодам произведения).  Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы
речи.

1.1.1.        
Выделите эпитеты, которые Пушкин использует в начале приведенного
фрагмента, изображая картины природы. Как они помогают передать состояние
героя?

1.1.2.     Как описание комнаты коменданта характеризует её
хозяев?

Для 
выполнения  задания 1.1.3  сначала  запишите  в  бланке  ответов № 2 номер 
задания,  а  затем  дайте  прямой  связный  ответ (примерный объём – 5–8
предложений). Следуйте  указанному  в  задании направлению анализа. 
Опирайтесь  на  авторскую  позицию,  излагайте  свою  точку зрения. 
Аргументируйте  ответ,  используя  приведённые  тексты (допускается обращение к
другим эпизодам произведений).  Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая
нормы речи.

1.1.3. Сравните
приведенный фрагмент с эпизодом из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени» (ниже приведен фрагмент повести «Бэла»). Чем похожи изображенные в них
ситуации?

— А, чай,
много с вами бы­ва­ло при­клю­че­ний? — ска­зал я, под­стре­ка­е­мый лю­бо­пыт­ством.

— Как не бы­вать!
бы­ва­ло…

Тут он
начал щи­пать левый ус, по­ве­сил го­ло­ву и при­за­ду­мал­ся. Мне страх хо­те­лось
вы­тя­нуть из него какую-ни­будь ис­то­рий­ку — же­ла­ние, свой­ствен­ное всем
пу­те­ше­ству­ю­щим, и за­пи­сы­ва­ю­щим людям. Между тем чай по­спел; я вы­та­щил
из че­мо­да­на два по­ход­ных ста­кан­чи­ка, налил и по­ста­вил один перед ним.
Он от­хлеб­нул и ска­зал как будто про себя: «Да, бы­ва­ло!» Это вос­кли­ца­ние
по­да­ло мне боль­шие на­деж­ды…

— Вот (он
набил труб­ку, за­тя­нул­ся и начал рас­ска­зы­вать), вот из­во­ли­те ви­деть,
я тогда стоял в кре­по­сти за Те­ре­ком с ротой — этому скоро пять лет.

Раз осе­нью
при­шел транс­порт с про­ви­ан­том; в транс­пор­те был офи­цер, мо­ло­дой че­ло­век
лет два­дца­ти пяти. Он явил­ся ко мне в пол­ной форме и объ­явил, что ему ве­ле­но
остать­ся у меня в кре­по­сти. Он был такой то­нень­кий, бе­лень­кий, на нем мун­дир
был такой но­вень­кий, что я тот­час до­га­дал­ся, что он на Кав­ка­зе у нас не­дав­но.
«Вы, верно, — спро­сил я его, — пе­ре­ве­де­ны сюда из Рос­сии?» — «Точно так,
гос­по­дин штабс-ка­пи­тан», — от­ве­чал он. Я взял его за руку и ска­зал:
«Очень рад, очень рад. Вам будет не­множ­ко скуч­но… ну да мы с вами будем
жить по-при­я­тель­ски… Да, по­жа­луй­ста, зо­ви­те меня про­сто Мак­сим
Максимыч, и, по­жа­луй­ста, — к чему эта пол­ная форма? при­хо­ди­те ко мне все­гда
в фу­раж­ке». Ему от­ве­ли квар­ти­ру, и он по­се­лил­ся в кре­по­сти.

— А как его
звали? — спро­сил я Мак­си­ма Мак­си­мы­ча.

— Его
звали… Гри­го­ри­ем Алек­сан­дро­ви­чем Пе­чо­ри­ным. Слав­ный был малый,
смею вас уве­рить; толь­ко не­множ­ко стра­нен.

Вариант 2

Прочитайте  приведённое  ниже  произведение  и  выполните 
задания  1.2.1–1.2.3.

Гой ты, Русь, моя род­ная,

Хаты — в ризах об­ра­за…

Не ви­дать конца и края —

Толь­ко синь сосёт глаза.

Как за­хо­жий бо­го­мо­лец,

Я смот­рю твои поля.

А у ни­зень­ких око­лиц

Звон­но чах­нут то­по­ля.

Пах­нет яб­ло­ком и мёдом

По церк­вам твой крот­кий Спас.

И гудит за ко­ро­го­дом1

На лугах весёлый пляс.

По­бе­гу по мятой стёжке

На при­воль зелёных лех2,

Мне нав­стре­чу, как серёжки,

Про­зве­нит де­ви­чий смех.

Если крик­нет рать свя­тая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте ро­ди­ну мою».

(С.А. Есе­нин, 1914)

Для  выполнения  заданий 1.2.1  и 1.2.2  сначала  запишите 
в  бланке ответов № 2  номер  задания,  а  затем  на  каждый  вопрос  дайте 
прямой связный  ответ (примерный  объём – 3–5  предложений). Излагайте  свою точку 
зрения  с  учётом  авторского  замысла.  Аргументируйте  ответ, используя
приведённый текст.  Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

1.2.1.
Какое настроение преобладает в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»?

1.2.2.
В чем проявляется глубина патриотического чувства поэта?

Для 
выполнения  задания 1.2.3  сначала  запишите  в  бланке  ответов № 2 задания, 
а  затем  дайте  прямой  связный  ответ (примерный  объём – 5–8 предложений).
Следуйте указанному в задании направлению анализа. Излагайте  свою  точку 
зрения  с  учётом  авторского  замысла. Аргументируйте ответ, используя
приведённые тексты.  Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

1.2.3. Со­по­ставь­те сти­хо­тво­ре­ние С.А. Есе­ни­на «Гой ты,
Русь, моя родная…» с приведённым ниже сти­хо­тво­ре­ни­ем Н.М. Руб­цо­ва «Тихая
моя родина». Чем раз­ли­ча­ют­ся об­ра­зы родины, со­здан­ные в этих
произведениях?

Тихая ро­ди­на моя

В. Бе­ло­ву

Тихая моя ро­ди­на!

Ивы, река, со­ло­вьи…

Мать моя здесь по­хо­ро­не­на

В дет­ские годы мои.

— Где тут по­гост? Вы не ви­де­ли?

Сам я найти не могу. —

Тихо от­ве­ти­ли жи­те­ли:

— Это на том бе­ре­гу.

Тихо от­ве­ти­ли жи­те­ли,

Тихо про­ехал обоз.

Купол цер­ков­ной оби­те­ли

Яркой тра­вою зарос.

Там, где я пла­вал за ры­ба­ми,

Сено гре­бут в се­но­вал:

Между реч­ны­ми из­ги­ба­ми

Вы­ры­ли люди канал.

Тина те­перь и бо­ло­ти­на

Там, где ку­пать­ся любил…

Тихая моя ро­ди­на,

Я ни­че­го не забыл.

Новый забор перед шко­лою,

Тот же зелёный про­стор.

Слов­но во­ро­на весёлая,

Сяду опять на забор!

Школа моя де­ре­вян­ная!..

Время придёт уез­жать —

Речка за мною ту­ман­ная

Будет бе­жать и бе­жать.

С каж­дой избою и тучею,

С гро­мом, го­то­вым упасть,

Чув­ствую самую жгу­чую,

Самую смерт­ную связь.

Н. М.
Руб­цов, 1964

Часть
2

Для 
выполнения  задания  части 2  выберите  только  ОДНУ  из предложенных тем
сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а 
затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее
150 слов, то оно оценивается 0 баллов). 

Опирайтесь
на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел),
формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте 
свои тезисы,  опираясь  на  литературные  произведения (в  сочинении  по 
лирике  необходимо проанализировать  не  менее  двух стихотворений).

Используйте 
теоретико-литературные  понятия  для  анализа произведения.

Продумывайте
композицию сочинения. 

Сочинение
пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.1. В чём за­клю­ча­ет­ся двой­ствен­ность на­ту­ры Печорина? (По
ро­ма­ну М. Ю. Лермонтова «Герой на­ше­го времени»).

2.2. Каким предстаёт в ли­ри­ке Ф.И. Тют­че­ва образ моря? (По
двум–трём сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта).

2.3. Какое зна­че­ние в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Недоросль»
имеет образ Еремеевны?

2.4. Что яв­ля­ет­ся главным в ха­рак­те­ре главного героя поэмы
А. Т. Твар­дов­ско­го «Василий Тёркин»?

Литература

Задания 1.1.3, 1.2.3 и критерии их проверки и

оценивания

Последнее задание части 1 (1.1.3 или 1.2.3) является заданием повышенного уровня сложности и требует написания на основе текстов, приведенных в работе, развернутого связного ответа объемом 5–8 предложений (указание на объём условно).

Задание предполагает сравнение двух текстов (фрагментов текстов) в указанном направлении, самостоятельное извлечение информации из предложенного для сопоставления материала, нахождение оснований для построения сопоставительного анализа в рамках определенного в задании ракурса.

Перед выполнением этого задания необходимо внимательно прочесть предложенный для сопоставления текст, уяснить его связь с основным текстом. Задание 1.1.3 (1.2.3) нацеливает экзаменуемого на преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в текстах информации.

Выполнение задания 1.1.3 (1.2.3) оценивается по следующим универсальным обобщённым критериям, не зависящим от содержания конкретных текстов.

Критерии проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий 1.1.3 и 1.2.3, требующих написания связного ответа объемом5–8 предложений

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов).

Критерии

Баллы

1. Умение сопоставлять художественные произведения

а) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, умеет строить сравнительную характеристику

2

б) экзаменуемый сравнивает тексты по указанному в задании направлению

анализа, но допускает нарушения в построении сравнительной характеристики

1

в) экзаменуемый, сравнивая тексты, не следует указанному в задании

направлению анализа;

и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику

0

2. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов

а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую

позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел),

при необходимости формулирует свою точку зрения,

аргументирует свои тезисы,

подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста;

фактические ошибки и неточности отсутствуют

2

б) экзаменуемый понимает суть вопроса,

но

не даёт на него прямого ответа;

и (или) искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел);

и (или) ограничивается изложением своей точки зрения;

и (или) не все тезисы аргументирует;

и (или) отчасти подменяет анализ пересказом текста;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки

1

в) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос;

и (или) подменяет анализ пересказом текста ;и (или) допускает более 2-х фактических ошибок

0

3. Следование нормам речи

а) допущено не более 2-х речевых ошибок;

1

б) допущено более 2-х речевых ошибок

0

Максимальный балл

5

Таким образом, выпускник должен уметь:

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

7. Учитывать  при ответе позицию автора (при анализе стихотворений – авторский замысел).

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этоготребует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть  теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Примеры формулировок задания 1.2.3.

  1. Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?

  2. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний?

  3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» с приведённым ниже стихотворением А.К. Толстого «С ружьём за плечами, один, при луне…». Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения?

  4. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?

  5. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Осёл и Соловей» с приведённым ниже стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Какаяпроблематика объединяет оба произведения?

  6. Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?

  7. Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» и Ф.И. Тютчева «29-е января 1837 года», посвящённые гибели А.С. Пушкина. Чем различается осмысление двумя поэтами сути случившейся трагедии?

Основные теоретико-литературные понятия:

тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя.

Алгоритм работы

  1. Внимательно прочитайте задание.

  2. Выделите в формулировке главные слова.

  3. Вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания.

  4. Найдите в текстах основания для сравнения.

  5. Постройте сравнительную характеристику.

Пример.

Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Поэзия». Чем различаются представления авторов о назначении поэта и поэзии?

ПОЭТ

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну прорвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком

На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом

В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает…

        ——————-

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов  Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;

 И, отзвук мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блёстки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны…

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

(М.Ю. Лермонтов, 1839)

ПОЭЗИЯ

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с Небес слетает к нам —

Небесная к Земным Сынам,

С лазурной ясностью во взоре —

И на бунтующее Море

Льет примирительный елей.

 (Ф.И. Тютчев, 1850)

1-3.Выделим в формулировке задания слова «различаются», «представления авторов». Вспомним литературоведческие понятия.

«Представления авторов» –  авторская позиция: каково назначение поэта и поэзии.

Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.

Чтобы понять идею стихотворения, необходимо проанализировать его образную структуру, композицию, выразительные средства и др.

Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса.

4. Основания для сравнения названы в формулировке задания: о назначении поэта и поэзии.

Выделим ключевые строки, слова:

Лермонтов

Тютчев

Поэт сравнивается с кинжалом

не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье

Назначенье поэта:

мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы;

отзвук мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных;

власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье.

Небесное противопоставлено Земному.

На земле —  грома, клокочущие страсти, пламенный раздор, бунтующее Море.

Она с Небес слетает к нам —

Небесная;

С лазурной ясностью во взоре;

Льет примирительный елей.

  1. Составим связный ответ.

1-й абзац – заявляет общую тему.

2-й абзац – представление Лермонтова.

3-й абзац – представление Тютчева.

4-й абзац – вывод.

Оцените сочинение. 

Представления Лермонтова и Тютчева о предназначении поэта и поэзии совершенно различны.

Стихотворение Лермонтова «Поэт» построено на сравнении поэзии с кинжалом: подобно боевому оружию,  превратившемуся  в «бесславную и безвредную игрушку», поэзия утратила свое общественное предназначение. Поэт – «осмеянный пророк», променявший власть над толпой на злато. Обличая поэта «изнеженного века», Лермонтов призывает поэта стать, как раньше, выразителем народных дум, когда его «могучие слова», «простой и гордый язык» «воспламеняли бойца на битву» и были подобны колоколу «на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Тютчев имеет совершенно другое представление о роли поэзии  и месте поэта в обществе. Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» построено на контрасте земного и небесного. Земную картину создают образы грозы («клокочущих страстей», «пламенного раздора») и «бунтующего моря», символизирующие жизнь человечества. Поэзия, по мысли Тютчева,  имеет божественное происхождение: «с небес слетает к нам — Небесная», она приносит в человеческий мир страстей «лазурную ясность», «льет примирительный елей».

Таким образом, Лермонтов утверждает высокий идеал гражданской поэзии, а Тютчев считает, что роль поэзии – дарить человечеству гармонию и мир.

К 1 –

К 2 –

К 3 –

Примеры сопоставительного анализа.

Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова с приведённым стихотворением А. К. Толстого. Какие мотивы сближают эти стихотворения? 

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

М. Ю. Лермонтов.1841г.

С ружьем за плечами, один, при луне,

Я по полю еду на добром коне.

Я бросил поводья, я мыслю о ней,

Ступай же, мой конь, по траве веселей!

Я мыслю так тихо, так сладко, но вот

Неведомый спутник ко мне пристает,

Одет он, как я, на таком же коне,

Ружье за плечами блестит при луне.

«Ты, спутник, скажи мне, скажи мне, кто ты?

Твои мне как будто знакомы черты.

Скажи, что тебя в этот час привело?

Чему ты смеешься так горько и зло?»

– «Смеюсь я, товарищ, мечтаньям твоим,

Смеюсь, что ты будущность губишь;

Ты мыслишь, что вправду ты ею любим?

Что вправду ты сам ее любишь?

Смешно мне, смешно, что, так пылко любя,

Ее ты не любишь, а любишь себя.

Опомнись! Порывы твои уж не те,

Она для тебя уж не тайна,

Случайно сошлись вы в мирской суете,

Вы с ней разойдетесь случайно.

Смеюся я горько, смеюся я зло

Тому, что вздыхаешь ты так тяжело».

Все тихо, объято молчаньем и сном,

Исчез мой товарищ в тумане ночном,

В тяжелом раздумье, один, при луне,

Я по полю еду на добром коне…

А. К. Толстой. 1851г.

Оцените сочинение. 

Стихотворения М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого схожи по мотивам и образам. Так, например, в обоих стихотворениях присутствует мотив утраченной     любви. У Лермонтова он выражен в словах: «Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье. Люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою…». У Толстого это звучит следующим образом: «Её ты не любишь, а любишь себя». А также в обоих стихотворениях присутствует        мотив внутренней раздвоенности. Лирические герои сближены в этих двух      мотивах. Это разочарованные эгоисты, не сумевшие удержать светлое чувство.

К 1 –  

К 2 –      

К 3 —

МОТИВ  — устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных и литературно-художественных произведениях.

Нередко мотив содержит в себе отчетливые элементы символизации (дорога у Н.В. Гоголя, сад у А.П. Чехова, метель у А.С. Пушкина и русских символистов, карточная игра в отечественной литературе XIX века). Термин «мотив» используется и в ином значении: мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя (например, нравственное возрождение человека; алогизм существования людей).

Сопоставьте стихотворение С. Есенина с приведённым стихотворением А. С. Пушкина. Что сближает оба стихотворения?

Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль. 

С. Есенин.

Зимняя дорога.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне…

А. С. Пушкин.

Оцените сочинение. 

Стихотворения Есенина и Пушкина схожи по тематике, образам, размеру и различаются по мотивам. В обоих стихотворениях через восприятие лирического героя передаётся зимний пейзаж. Но если у Есенина пейзаж окрашен в светлые тона: «Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль…», то в стихотворении Пушкина звучат печальные, грустные мотивы: «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она…».

В обоих стихотворениях присутствует образ дороги. Этот образ и в том, и в другом стихотворении является сквозным, с него начинается стихотворение, им же заканчивается, что делает композицию стихотворений кольцевой. Также оба стихотворения написаны одним стихотворным размером – двустопным хореем.

К 1 –        К 2 –       К 3 —

 КЛИШЕ

1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)… 

2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.

3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность.

4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство…

5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений. 

6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают… (динамичность, движение; плавность, напевность)

7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет…

8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста

автор положил противоположность чувств (Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.

9. Стихотворения … , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них  позиция лирического героя и совершенно разные  настроения.

10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков)   можно сделать следующий вывод.

План сопоставительного анализа.

Один текст является опорным.

1.     Определите предмет, направление сопоставления (характеры героев, поступки, мотивы, образы и т. д.)

2.     Найдите в обоих текстах элементы, отвечающие заданию.

3.     Соотнесите их между собой.

4.     Найдите принцип, по которому они объединены.

5.     Обозначьте по пунктам общие позиции.

6.     Покажите различия по пунктам.

Учимся краткому ответу на вопрос по литературе

Фрагмент повести А.С.Пушкина «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» 

Береги честь смолоду.

Пословица.

ГЛАВА II 

ВОЖАТЫЙ 

…Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку! — сказал он,— за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать». Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо,— сказал я хладнокровно;— если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

— Помилуй, батюшка Петр Андреич! — сказал Савельич.— Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

— Это, старинушка, уж не твоя печаль,— сказал мой бродяга,— пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

— Бога ты не боишься, разбойник!— отвечал ему Савельич сердитым голосом.— Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

— Прошу не умничать,— сказал я своему дядьке;— сейчас неси сюда тулуп.

— Господи владыко! — простонал мой Савельич.— Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».— Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе…

С1. В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется вам наиболее значимой и почему? (дать краткий ответ 5-10 предложений)

Краткий ответ на вопрос – один из речевых жанров. Это набор суждений (мыслей) по каждому из ключевых слов формулировке задания. Каждая мысль при этом обосновывается. Нет вступления. Нет никаких отступлений от задания.

Как выполнять?

  1. Внимательно читай задание

  2. выделяй в формулировке ключевые слова

  3. находи все подсказки

  4. проверяй себя текстом фрагмента

  5. помни определение литературоведческого понятия

Образец выполнения.

  1. Какое слово выделили в задании?

(Тема – изображение автором разных аспектов действительности: событий, взаимоотношений, идей и ценностей)

  1. О чем эпизод? Выдели среди ответов самые важные.

  • О спокойном утре

  • О желании отблагодарить вожатого

  • О чести

  • О споре с Савельичем

  • О заячьем тулупе

  • Об упрямстве Савельича

  • О чувстве долга

(Гринев воспитан по законам чести и долга, и поэтому не может не отблагодарить вожатого за доброе дело.)

  1. Найди в тексте самое важное высказывание Гринева.

  (Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения.)  

  1. Вспомни важные темы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

(Эпиграф к роману – «Береги честь смолоду».)    

  1.  Как ведет себя Гринев в сложных и опасных для него ситуациях?

(штурм Белогорской крепости, присяга новому «государю» Пугачеву – во всех случаях он верен дворянскому долгу.)

  1. Помимо темы чести и долга есть тема милосердия. Она выражена в короткой фразе «вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко».

  2. Развивается ли она в дальнейшем?

 (помилование Гринева; разговор императрицы с Машей Мироновой) Тема милосердия важна в романе, потому что выражает авторскую позицию – гуманное отношение к человеку вне зависимости от его сословной принадлежности.

В этом эпизоде получают свое развитие тема долга и чести, тема милосердия.

Тезис 1

Наиболее значима тема долга и чести.

Тезис 2

Во всех жизненных ситуациях Гринев остается верен дворянскому долгу и честен в поступках:

Аргумент

он отказывается присягнуть «государю» Пугачеву, осуждает предательство Швабрина, верен царю и отечеству.

Примеры

Пугачев также верен своему слову:

Аргумент

он помнит подарок Гринева –

Пример

знак добрых человеческих отношений

Вывод

Оцени сочинение-ответ

Мне кажется, что самая важная тема этой главы – начало хороших отношений между Пугачевым и Гриневым.

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Гринева, не подари он заячий тулуп. Также этот эпизод показывает то, что Пугачев держит свое  обещание : «Век не забуду ваших милостей». Когда Пугачев вошел в Белогорскую крепость, он хорошо отплатил: он даровал Гриневу жизнь, а позже становится его покровителем. Затем он по просьбе Гринева освобождает Машу из-под власти Швабрина и потом предлагает: «Пожалуй, я буду посажёным отцом. Дай вам Бог любовь да совет!»

Инструкция по подготовке и проведению ОГЭ по предмету «Литература»

Организаторы должны знать:

нормативные правовые документы, регламентирующие проведение экзамена в городе Москве;

инструкции, определяющие порядок работы организатора в аудитории;

правила заполнения бланков ответов участников экзамена.

В состав организаторов не должны входить специалисты по данному общеобразовательному предмету.

Подготовка к проведению экзамена

В день проведения экзамена организатор в ППЭ должен:

явиться в ППЭ не позднее, чем за один час тридцать минут до начала экзамена и зарегистрироваться у руководителя ППЭ;

получить у руководителя ППЭ информацию о назначении ответственных организаторов в аудитории и распределении по аудиториям ППЭ;

пройти инструктаж у руководителя ППЭ по процедуре проведения экзамена;

получить у руководителя ППЭ:

краткую инструкцию для участников экзамена,

возвратный пакет для ЭМ,

секьрпак для КИМ;

не позднее, чем за 45 минут до начала экзамена пройти в свою аудиторию, проверить ее готовность к экзамену и приступить к выполнению своих обязанностей:

раздать на рабочие места участников экзамена черновики (минимальное количество — два листа) на каждого участника экзамена;

подготовить на доске необходимую информацию для заполнения регистрационных полей в бланках ответов,

не позднее, чем за 20 минут до начала экзамена разместить тексты художественных произведений и сборники лирики на первом столе каждого ряда. При этом необходимо обеспечить возможность работы с текстами одновременно до 3х участников экзамена, причем таким образом, чтобы каждый из участников экзамена мог работать с текстом за отдельным столом. Организаторы должны проследить, чтобы в экземплярах текстов художественных произведений и сборников лирики не было доступа к комментариям и/или вступительным статьям к произведениям.

Не позднее, чем за 15 минут до начала экзамена ответственный организатор принимает у руководителя ППЭ экзаменационные материалы.

Вход участников экзамена в аудиторию.

Ответственный организатор при входе участников экзамена в аудиторию должен:

проверить данные документа, удостоверяющего личность участника экзамена;

сообщить участнику экзамена номер его места в аудитории;

указать место, где участник экзамена может оставить свои личные вещи1;

помочь участнику экзамена быстро занять отведенное ему место, при этом следить, чтобы участники экзамена не переговаривались и не менялись местами.

Проведение экзамена

Организатору во время проведения экзамена в ППЭ запрещается:

иметь при себе средства связи;

оказывать содействие обучающимся, выпускникам прошлых лет, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.

Особенности экзамена по литературе.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Участнику экзамена будет необходимо выбрать один из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй – на анализ лирического стихотворения (или басни).

Выбрав для работы один из вариантов, участник должен прочитать предложенный текст и последовательно выполнить три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма с опорой на текст.

Часть 2 содержит темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Участник должен выбрать

одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения.

Организатор должен:

напомнить участникам экзамена о запрете иметь при себе и использовать во время проведения экзамена мобильные телефоны, иные средства связи, электронно-вычислительную технику;

проверить, что гелевая ручка участника экзамена пишет неразрывной черной линией (при необходимости заменить ручку).

Выдача экзаменационных материалов.

Ответственный организатор в аудитории должен:

раздать всем участникам экзамена ИК в произвольном порядке2;

зачитать краткую инструкцию для участников экзамена, в процессе чтения краткой инструкции дать указание участникам экзамена вскрыть конверт с ИК и проверить его содержимое;

по указанию ответственного организатора участники экзамена заполняют регистрационные поля бланков ответов №1;

после заполнения всеми участниками экзамена регистрационных полей бланка ответов №1 объявить начало экзамена, продолжительность и время окончания экзамена и зафиксировать на доске время начала и окончания экзамена.

Начало экзамена

Во время экзамена организатор в аудитории должен:

проверить правильность заполнения регистрационных полей на бланках ответов №1 у каждого участника и соответствие данных участника экзамена (ФИО, серии и номера документа, удостоверяющего личность) в бланке ответов №1 и документе, удостоверяющем личность3.

следить за порядком в аудитории и не допускать:

разговоров участников экзамена между собой,

обмена любыми материалами и предметами между участниками экзамена,

использования мобильных телефонов, иных средств связи и электронно-вычислительной техники; справочных материалов, кроме разрешенных,

хождения по ППЭ во время экзамена без сопровождения организатора вне аудитории.

В том случае, если участник экзамена предъявил претензию по содержанию задания своего КИМ, необходимо зафиксировать суть претензии в служебной записке и передать ее руководителю ППЭ (служебная записка должна содержать информацию об уникальном номере КИМ, задании и содержании замечания).

Выдача дополнительных бланков

В том случае, если участник экзамена полностью заполнил бланк ответов № 2, организатор должен:

убедиться, чтобы обе стороны основного бланка ответов №2 были полностью заполнены, в противном случае ответы, внесенные на дополнительный бланк ответов №2, оцениваться не будут;

выдать по просьбе участника экзамена дополнительный бланк ответов №2;

заполнить поля в дополнительном бланке (код региона, код предмета, название предмета, номер варианта, номер КИМ, в поле «Лист№» вписывается следующий по порядку номер бланка, т.е. 2, 3 и т.д.).

Организация работы с текстами художественных и лирических произведений

За время экзамена каждый участник экзамена может обращаться к текстам произведений и сборникам лирики не более 4-х раз продолжительностью не более 10-ти минут на каждое обращение. Организатор фиксирует время работы участника экзамена с текстами в его черновике, делая запись приблизительно такого содержания: «1-ая работа с текстом. Время работы с 10.30 до 10.40».

Завершение экзамена и организация сбора экзаменационных материалов у участников экзамена.

За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организатор уведомляет об этом участников экзамена и напоминает о временных рамках экзамена.

По окончании экзамена организатор должен:

объявить, что экзамен окончен;

принять у участников экзамена в организованном порядке:

бланки ответов №1, бланки ответов №2, дополнительные бланки ответов № 2,

вариант КИМ, вложенный обратно в конверт,

черновики;

поставить прочерк «Z» на полях бланков ответов №2, предназначенных для записи ответов в свободной форме, но оставшихся незаполненными (в том числе и на его оборотной стороне), а также в выданных дополнительных бланках ответов № 2;

пересчитать бланки ОГЭ и запечатать их в возвратный доставочный пакет. При этом запрещается:

использовать какие-либо иные пакеты вместо выданных возвратных доставочных пакетов,

вкладывать вместе с бланками какие-либо другие материалы,

скреплять бланки (скрепками, степлером и т.п.),

менять ориентацию бланков в пакете (верх-низ, лицевая-оборотная сторона);

сложить собранные у участников экзамена материалы:

в один возвратный пакет — бланки ответов № 1, бланки ответов № 2, в том числе и дополнительные бланки ответов №2. Дополнительный бланк ответов №2 необходимо размещать за основным бланком ответов №2;

в секьюрпак — конверты с КИМ;

черновики.

Сдать руководителю ППЭ:

возвратный пакет с бланками ответов участников ОГЭ);

секьюрпак с КИМ,

черновики,

неиспользованные ИК,

формы ППЭ;

служебные записки.

Организаторы покидают ППЭ после передачи всех материалов, оформления соответствующего протокола и только по разрешению руководителя ППЭ.
Порядок проведения инструктажа организаторами в аудитории


Текст, который выделен жирным шрифтом и приводится в рамке, должен быть прочитан участникам ОГЭ слово в слово. Это делается для стандартизации процедуры проведения.

Комментарии, отмеченные курсивом, не читаются участникам. Они даны в помощь организатору.

До экзамена на доске должна быть следующая запись

На доске (информационном стенде) в аудитории оформляется образец регистрационных полей бланков ответов участника ОГЭ. Организатор в аудитории на доске заполняет – код ППЭ, номер аудитории, код образовательной организации, класс (номер буква), Оставшиеся поля — ФИО, данные паспорта, пол – участники экзамена заполняют, используя свои данные из документа, удостоверяющего личность

Инструкция для участников ОГЭ, зачитываемая организатором в аудитории:
Уважаемые участники экзамена! Сегодня Вы сдаете экзамен по литературе в форме основного государственного экзамена.

Во время проведения экзамена вы должны соблюдать порядок проведения экзамена.

Во время проведения экзамена запрещается:

иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;

разговаривать, вставать с мест, пересаживаться, обмениваться любыми материалами и предметами;

передавать, разглашать и фотографировать КИМ или их части;

иметь при себе и использовать корректирующую жидкость, карандаши;

пользоваться справочными материалами, кроме тех, которые указаны в тексте КИМ;

перемещаться по ППЭ во время экзамена без сопровождения организатора.

В случае нарушения указанных требований установленного порядка проведения экзамена вы будете удалены с экзамена.

Ознакомиться с результатами экзамена вы можете в образовательной организации.

Плановая дата ознакомления с результатами: _____________(назвать дату).

После получения результатов экзамена вы можете подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами. Апелляция подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов экзамена.

Во время экзамена на вашем рабочем столе, помимо экзаменационных материалов, могут находиться только:

гелевая, капиллярная или перьевая ручка с чернилами черного цвета;

документ, удостоверяющий личность.

Во время экзамена вы имеете право пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. Тексты произведений находятся на первом столе каждого ряда. Чтобы иметь возможность обратиться к тексту произведения, вам необходимо поднять руку и обратиться к организатору экзамена. С разрешения организатора вы перейдете за стол, где находятся тексты. За время экзамена вы можете обращаться к текстам произведений и сборникам лирики не более 4-х раз продолжительностью не более 10-ти минут на каждое обращение. Организатор при этом будет фиксировать время вашей работы с текстами в вашем черновике.

Организатор обращает внимание участников ОГЭ на конверты с экзаменационными материалами.

В конвертах находятся индивидуальные комплекты с экзаменационными материалами.

(организатор раздает участникам ИК в произвольном порядке).

Проверьте целостность своего индивидуального комплекта. Осторожно вскройте пакет, отрывая клапан (справа налево) по линии перфорации

(организатор показывает место перфорации на конверте).

z:1_отдел информационно-методического обеспеченияафонина3+.jpg

До начала работы с бланками проверим комплектацию вашего индивидуального комплекта. В индивидуальном комплекте:

бланк ответов №1,

бланк ответов №2 и КИМ.

Внимательно просмотрите текст КИМ, проверьте качество текста на полиграфические дефекты, количество страниц КИМ.

При обнаружении наличия лишних (нехватки) бланков, типографских дефектов заменить полностью индивидуальный комплект.c:usersольгаappdatalocalmicrosoftwindowstemporary internet filescontent.ie5q9p293c6mc900431586[1].png

Сделать паузу для проверки участниками целостности ИК

Приступаем к заполнению бланка №1

Записывайте буквы и цифры в соответствии с образцом на бланке. Каждая цифра, символ записывается в отдельную клетку.

Заполните регистрационные поля в соответствии с информацией на доске (информационном стенде). Обратите внимание участников на доску.

Заполняем код региона, код образовательного учреждения, класс, код ППЭ, номер аудитории.

Заполняем поля: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, пол. c:usersольгаappdatalocalmicrosoftwindowstemporary internet filescontent.ie5q9p293c6mc900431586[1].png

Сделать паузу для заполнения участниками полей
Ознакомьтесь с информацией в верхней части бланка и поставьте вашу подпись в поле «подпись участника», расположенном в верхней части бланка регистрации.

Напоминаем основные правила по заполнению бланков ответов.

Ваша работа состоит из двух частей.

Часть 1 включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам будет необходимо выбрать

один из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй – на анализ лирического стихотворения (или басни).

После того, как вы выберете для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма с опорой на текст.

Часть 2 содержит темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Вы должны выбрать

одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения.

При выполнении заданий внимательно читайте инструкции к заданиям, указанные у вас в текстах заданий. Записывайте ответы в соответствии с этими инструкциями. Обращаем ваше внимание, на бланках запрещается делать какие-либо записи и пометки, не относящиеся к ответам на задания, в том числе информацию о личности участника экзамена.

Инструктаж закончен. Вы можете приступать к выполнению заданий.

Начало экзамена: (объявить время начала экзамена)

Окончание экзамена: (указать время)

Запишите на доске время начала и окончания экзамена.

Время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных частей бланков ОГЭ, в общее время экзамена не включается.

За 30 минут до окончания экзамена необходимо объявить

До окончания экзамена осталось 30 минут.

Не забывайте переносить ответы из текста работы и черновика в бланки ответов.

За 5 минут до окончания экзамена необходимо объявить

До окончания экзамена осталось 5 минут, досрочная сдача экзаменационных материалов прекращается.

По окончании времени экзамена объявить

Экзамен окончен. Положите на край стола свои бланки. КИМ вложите в конверт индивидуального комплекта.
Организаторы осуществляют сбор экзаменационных материалов в организованном порядке

1 августа 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Официальная демоверсия ОГЭ 2023 от ФИПИ.

Изменения в КИМ ОГЭ 2023 г.

1) Уточнены инструкции ко всей экзаменационной работе и к сочинению (задание 5.1-5.3).
2) Изменены критерии оценивания сочинения части 2: критерий 1 «Соответствие теме сочинения и её раскрытие», критерии оценивания грамотности (оценивается грамотность не всей работы, а только сочинения части 2).
3) В результате изменения критериев оценивания грамотности максимальный балл за выполнение всей экзаменационной работы уменьшился с 45 до 42 баллов.

На выполнение экзаменационной работы предоставляется 3 часа 55 минут.

Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.

→ Демоверсия: li-9-oge-2023_demo.pdf
→ Спецификация: li-9-oge-2023_spec.pdf
→ Кодификатор: li-9-oge-2023_kodif.pdf
→ Скачать одним архивом: li_9_2023.zip

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по сигнализации томагавк 9030
  • Мой офис таблица руководство пользователя
  • Как сделать бизиборд своими руками для мальчика пошаговая инструкция
  • Артбук starcraft ii боевое руководство
  • Экофемин гель интимный инструкция по применению цена