Инструкция по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

С 29 июля у органов МСУ поселений, муниципальных и городских округов, а также внутригородских районов появится новое полномочие. Они должны будут выявлять на своих территориях правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлять сведения о них для внесения в ЕГРН (Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ). Речь идет о правообладателях, которые отвечают двум критериям.

1. Имеющиеся у правообладателя правоустанавливающие документы на объект были оформлены до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, то есть не позднее 31 января 1998 года.

2. Права на объект не зарегистрированы в ЕГРН.

Предлагаем алгоритм из семи шагов. Следуйте ему, чтобы выявить правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На заметку

Какую проблему решит новый закон

Цель нового закона — решить проблему с объектами, права на которые возникли до появления нынешней системы государственной регистрации прав на недвижимость. В большинстве случаев владельцы такого имущества обзавелись им либо в 90-е годы, либо в тот период, когда права на объекты капитального строительства удостоверяли БТИ. Права на многие из этих объектов до сих пор не зарегистрированы в реестре. В результате местные и региональные бюджеты недополучают средства в виде платежей по налогу на имущество.

Шаг 1. Поднимите документы, где могут быть сведения о правообладателях

Информация о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости может быть в документах, которые находятся в муниципальных архивах. Также посмотрите распоряжения уполномоченного органа МСУ, осуществляющего мероприятия по выявлению правообладателей.

Шаг 2. Направьте запросы в органы государственной власти и организации

Если сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости найти не удалось, направьте запросы:

  • в органы государственной власти;
  • в бюро технической инвентаризации. Именно эти организации занимались учетом и регистрацией прав на объекты недвижимости до конца 1997 года;
  • нотариусам.

Какую информацию можно запросить, посмотрите в таблице 1 ниже.

Ожидайте ответа в течение 15 дней. Отсчет этого срока начинается со дня, когда орган или нотариус получил запрос.

Таблица 1. Какую информацию запросить в госорганах, организациях и у нотариуса
Куда направить запрос 
Какую информацию запросить 
В МВД либо его территориальный орган
О первичной выдаче и (или) замене российского паспорта, выданного правообладателю ранее учтенного объекта недвижимости, об адресе регистрации правообладателя по месту жительства и (или) по месту пребывания, о дате и месте его рождения
В ПФР
СНИЛС
В ФНС (оператору ФГИС «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния»)
1. О возможной смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, перемене его имени. 
2. О государственной регистрации правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
В территориальный орган ФНС
О ранее учтенных объектах недвижимости и об их правообладателях
Нотариусу по месту открытия наследства
О лицах, у которых возникли права на ранее учтенный объект недвижимости в результате его наследования после смерти правообладателя
Шаг 3. Опубликуйте сообщения о порядке предоставления сведений о правообладателях

Опубликуйте сообщения о том, как можно предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Соблюдайте порядок, установленный для официального опубликования муниципальных правовых актов. Информацию в сообщении адресуйте не только правообладателю, но и любому заинтересованному лицу. Сообщения можно также разместить:

  • на официальном сайте уполномоченного органа МСУ муниципального образования, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости;
  • информационных щитах в самом населенном пункте либо за его пределами, в зависимости от того, где находятся ранее учтенные объекты недвижимости.

Кроме сведений о правообладателях заинтересованное лицо должно сообщить в уполномоченный орган МСУ:

  • свой почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • свой СНИЛС.
Шаг 4. Подготовьте проект решения

Если удалось установить владельца недвижимости, подготовьте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта. Что указать в этом документе, посмотрите в таблице 2 ниже.

Не подготавливайте проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости в двух случаях.

1. В ответ на запросы вы получили противоречивую информацию о правообладателе.

2. Здание, сооружение или объект незавершенного строительства прекратили свое существование.

Таблица 2. Что указать в проекте решения о выявлении правообладателя
Что указать в проекте решения
Пояснение
Кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН
Если номера нет, укажите вид, назначение, площадь, адрес или местоположение объекта
Информацию о правообладателе — физическом лице
Укажите Ф. И. О., дату и место рождения, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства или по месту пребывания
Информацию о правообладателе — юридическом лице
Укажите полное наименование, ИНН, основной государственный регистрационный номер
Информацию о подтверждающих документах
Документы должны подтверждать, что выявленное лицо — правообладатель ранее учтенного объекта недвижимости. Укажите реквизиты документов, если они есть
Результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства
Результаты осмотра должны подтверждать, что на момент проведения мероприятия по выявлению правообладателей объект не прекратил свое существование. Акт осмотра приложите к проекту решения

На заметку

Как снять с учета объект, прекративший свое существование

Если ранее учтенный объект, сведения о котором внесены в ЕГРН, прекратил свое существование, обратитесь в Росреестр с заявлением о снятии этой недвижимости с государственного кадастрового учета. Акт обследования Росреестр не потребует. Достаточно приложить к заявлению акт осмотра объекта. Не позднее чем за 30 дней до подачи заявления уполномоченный орган МСУ обязан предупредить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя объекта недвижимости. Отправьте ему извещение заказным письмом с уведомлением о вручении. Либо вручите извещение лично и попросите расписаться в получении.

Шаг 5. Опубликуйте сведения об объекте и направьте проект решения правообладателю

В течение пяти рабочих дней с момента подготовки проекта разместите на официальном сайте муниципального образования сведения об объекте недвижимости. Укажите его кадастровый номер. Если выявленный правообладатель — физическое лицо, укажите его Ф. И. О. Если юридическое — полное наименование, ИНН и основной государственный регистрационный номер.

В тот же пятидневный срок направьте проект решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости. Вручите его лично под расписку или отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении. Физлицу заказное письмо направьте по адресу регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Юрлицу — по адресу в пределах местонахождения. В сопроводительном письме укажите срок, в течение которого адресат может представить возражения относительно сведений о правообладателе объекта.

На заметку:Если правообладатель сообщил адрес электронной почты, можно использовать его

Принимайте возражения, которые оформлены письменно на бумаге или в виде электронного документа. Сам предполагаемый правообладатель, его представитель или иное заинтересованное лицо может представить в уполномоченный орган МСУ:

  • сведения о подлежащих выявлению правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости;
  • документы, подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости.

Срок представления возражений — 30 дней со дня, когда лицо получило проект вашего решения.

Шаг 6. Примите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости

На заметку: Заявление выявленного правообладателя о внесении в ЕГРН данной записи не потребуется

Когда предполагаемый правообладатель получит проект, подождите 45 дней. Если за это время вам не представят возражения, можно принять решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Если возражения поступили, не принимайте решение. В течение одного года вы вправе обратиться в суд с требованием о внесении в ЕГРН сведений о вещных правах на объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе. Если суд вынесет решение в вашу пользу, запись внесут в реестр.

Шаг 7. Направьте сведения в Росреестр, а копию решения — правообладателю

После того как вы приняли решение о выявлении правообладателя, в течение пяти рабочих дней нужно:

  • подать заявление в Росреестр;
  • направить копию решения правообладателю.

Заявление в Росреестр. Направьте одно из двух заявлений. Если в ЕГРН уже есть сведения об объекте и не хватает только информации о правообладателе, подайте заявление о внесении сведений о правообладателе. Если информации о самом объекте в реестре тоже нет, подайте заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и его правообладателе. Любое из этих заявлений направьте в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

К заявлению приложите решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы со сведениями, полученными по запросам.

Росреестр внесет в ЕГРН сведения на основании вашего заявления. Их наличие в ЕГРН не препятствует государственной регистрации прав на ранее учтенный объект недвижимости. Если эти права будут зарегистрированы, Росреестр исключит данные сведения из ЕГРН.

Копия решения для правообладателя. Можете направить ее по почте или вручить лично, взяв расписку в получении. Если высылаете решение по электронной почте, подпишите документ усиленной квалифицированной электронной подписью.

На заметку

Как провести комплексные кадастровые работы в отношении ранее учтенного земельного участка

Орган МСУ вправе обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ (ККР) в отношении ранее учтенного земельного участка, чтобы уточнить его границы. Обратитесь от имени правообладателя участка в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета. Доверенность не потребуется. Но уведомить правообладателя необходимо. Если он возражает, ККР выполнить нельзя.

По результатам государственного кадастрового учета получите выписку из ЕГРН. Затем в течение 20 дней передайте ее правообладателю ранее учтенного земельного участка. Либо направьте ему выписку по обычной или электронной почте.

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

СУТЬ: наполнение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в целях вовлечения их в гражданский оборот. Ранее учтенные объекты недвижимости – это объекты недвижимости, права на которые возникли до даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) с 31.01.1998 г.

На территории Новосибирской области органы местного самоуправления (далее — уполномоченные органы) наделены полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, в случаях:

— если правоустанавливающие документы на объекты оформлены до даты вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ;

— если права на объекты недвижимости не зарегистрированы в ЕГРН.

Последовательность действий уполномоченных органов по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости определена в статье 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) и включает следующие этапы:

1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости.

Уполномоченные органы самостоятельно проводят анализ сведений в своих архивах, а также запрашивают информацию в налоговом органе, Пенсионном фонде России, органах внутренних дел, органе записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д.

Ответ на запрос должен быть дан не позднее чем через 15 дней со дня получения такого запроса.

Извещают граждан и юридических лиц о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости.

2 этап: Сопоставление содержащихся в перечнях сведений (в разумный срок, желательно не более чем 30 календарных дней):

— с имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления архивной документацией;

— данными похозяйственных книг;

— документами, полученными от иных органов, организаций;

— сведениями, документами, представленными правообладателями таких объектов недвижимости (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут быть затронуты в связи с выявлением правообладателей.

3 этап: Создание комиссии. Размещение уведомлений о проведении осмотра объектов недвижимости. Акт осмотра.

Распорядительным актом (постановлением уполномоченного органа) создается комиссия в составе не менее 3-х представителей и определяется таким актом председатель комиссии.

Размещаются уведомления о проведении осмотра (осмотров) объекта (объектов) недвижимости с указанием даты проведения осмотра (осмотров) и периода времени, в течение которого будет проводиться такой осмотр. Указанное уведомление может также быть размещено или опубликовано в иных источниках или средствах массовой информации.

Проведение осмотра (здания, сооружения, помещения, ОНС), оформляется Актом осмотра с целью подтверждения, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей таких объектов недвижимости эти объекты не прекратили свое существование.

В ходе проведения осмотра необходимо осуществлять фотофиксацию объектов с указанием места и даты съемки. Материалы фотофиксации прилагаются к Акту осмотра.

Если ранее учтенный объект – земельный участок, то осмотр земельного участка не проводится, кадастровые работы по установлению границ земельного участка не проводятся.

4 этап: Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя и направление его правообладателю: размещение его на сайте муниципального образования и направление копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя (необходимо разместить в течение 5 рабочих дней с момента подготовки проекта).

По итогам мероприятий и сбора информации уполномоченный орган готовит проект решения о выявлении правообладателя, содержание проекта определено в ч. 6 ст. 69.1 Федеральный закон № 218-ФЗ.

В течение 30 дней со дня получения проекта решения могут быть представлены возражения лицу, выявленному в качестве правообладателя.

Проект решения не нужно подготавливать в следующих случаях:

— если ответы на запросы содержат противоречивую информацию,

— если выявленный ранее учтенный объект является зданием, сооружением, объектом незавершенного строительства, прекратившими свое существование.

5 этап: Уполномоченный орган принимается решение о выявлении правообладателя, если в течение 45 дней не поступят возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения.

6 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН.

В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя уполномоченный орган:

— направляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости с приложением такого решения и документов, содержащих сведения, полученные по запросам, направленным в порядке статьи 69.1 Федерального закона № 218-ФЗ;

— вручает копию решения с распиской в получении лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо направляет ее данному лицу в форме электронного документа и (или) электронного образа документа по адресу электронной почты, если сведения об электронной почте были представлены в уполномоченный орган правообладателем в письменном виде, или в форме бумажного документа заказным письмом с уведомлением о вручении.

Контакты администрации Новосибирского района Новосибирской области: 630007, г.Новосибирск, ул.Коммунистическая, д.33а, тел.: 3734672, e-mail: arhetektura@ngs.ru

(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее в настоящей статье — уполномоченные органы) проводят на территориях указанных субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (далее в настоящей статье — ранее учтенные объекты недвижимости), и мероприятия по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Мероприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, включают в себя:

1) проведение анализа сведений, в том числе о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, содержащихся в документах, находящихся в архивах и (или) в распоряжении уполномоченных органов, осуществляющих данные мероприятия;

2) направление запроса в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществлявшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» учет и регистрацию прав на объекты недвижимости, а также нотариусам в целях получения сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, которые могут находиться в архивах и (или) в распоряжении таких органов, организаций или нотариусов;

3) опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов либо законов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в том числе размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного органа соответствующих муниципального образования или субъекта Российской Федерации, на территориях которых расположены ранее учтенные объекты недвижимости, на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположены ранее учтенные объекты недвижимости, либо на иной территории, расположенной за границами населенного пункта (в случае проведения работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости за границами населенного пункта), сообщения о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости такими правообладателями, в том числе о порядке предоставления любыми заинтересованными лицами сведений о почтовом адресе и (или) адресе электронной почты для связи с ними в связи с проведением мероприятий, указанных в настоящей части. При предоставлении заинтересованными лицами сведений о почтовом адресе и (или) адресе электронной почты для связи с ними в уполномоченный орган одновременно должны быть представлены реквизиты документа, удостоверяющего личность, а также сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке.

3. Сведения о подлежащих выявлению в соответствии с частью 1 настоящей статьи правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, в том числе документы, подтверждающие права на ранее учтенные объекты недвижимости, могут быть представлены в уполномоченные органы правообладателями таких объектов недвижимости (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут быть затронуты в связи с выявлением правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

4. В соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи уполномоченные органы направляют запросы, в том числе:

1) в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел либо его территориальный орган — в целях получения информации о первичной выдаче и (или) замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданного лицу, выявленному в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, об адресе регистрации такого лица по месту жительства и (или) по месту пребывания, а также о дате и месте его рождения (при условии отсутствия информации о дате и месте его рождения и подтверждающих ее документов в распоряжении уполномоченного органа);

2) в орган, уполномоченный на присвоение страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, — в целях получения сведений об этом номере (при условии отсутствия указанных сведений и подтверждающих их документов в распоряжении уполномоченного органа);

3) оператору федеральной информационной системы Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния — в целях получения сведений о возможной смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, перемене его имени;

4) нотариусу по месту открытия наследства — в целях получения сведений о лицах, у которых возникли права на ранее учтенный объект недвижимости в результате наследования (при наличии информации о смерти правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости);

5) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, — в целях получения сведений о государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

6) в налоговый орган по субъекту Российской Федерации — в целях получения имеющихся в налоговых органах сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, сведений о правообладателях которых недостаточно для постановки на учет правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимости (при условии отсутствия указанных сведений и подтверждающих их документов в распоряжении уполномоченного органа).

5. Ответ на запрос, указанный в части 4 настоящей статьи, должен быть дан не позднее чем через пятнадцать дней со дня получения такого запроса, если иной срок рассмотрения такого запроса не установлен законодательством Российской Федерации.

6. После проведения мероприятий, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости (далее — проект решения), в котором указываются:

1) кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в Едином государственном реестре недвижимости, а в случае отсутствия такого кадастрового номера — вид, назначение, площадь, иная основная характеристика (при наличии), адрес такого объекта недвижимости (при отсутствии адреса ранее учтенного объекта недвижимости — его местоположение);

2) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося физическим лицом: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания;

3) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося юридическим лицом: полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;

4) документы, подтверждающие, что выявленное лицо является правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости, их реквизиты (при наличии у документов реквизитов);

5) результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, подтверждающие, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей таких объектов недвижимости, являющихся ранее учтенными, они не прекратили свое существование. Порядок проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, форма акта осмотра устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. В случае подтверждения по результатам осмотра факта существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства акт такого осмотра является приложением к проекту решения.

7. Проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не подготавливается в случае, если ответы на запросы, указанные в части 4 настоящей статьи, содержат противоречивую информацию о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости либо если ранее учтенным объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование.

8. В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости. При этом подготовка и представление в орган регистрации прав акта обследования не требуется, снятие с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости осуществляется на основании заявления уполномоченного органа с приложением акта осмотра такого объекта недвижимости. Не позднее чем за тридцать дней до подачи указанного заявления уполномоченный орган обязан уведомить об этом лицо, выявленное в качестве правообладателя такого объекта недвижимости, способами, указанными в пункте 2 части 9 настоящей статьи.

9. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента подготовки проекта решения:

1) размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования, на территории которого расположен соответствующий ранее учтенный объект недвижимости, или в случае, если такой объект недвижимости расположен на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации сведения о данном объекте недвижимости в объеме, предусмотренном пунктом 1 части 6 настоящей статьи, сроке, в течение которого в соответствии с частью 11 настоящей статьи могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, а также в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося физическим лицом, — фамилию, имя, отчество (при наличии), в отношении правообладателя, являющегося юридическим лицом, — полное наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;

2) направляет заказным письмом с уведомлением о вручении проект решения лицу, выявленному в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, по адресу регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания (в отношении физического лица), или по адресу юридического лица в пределах его места нахождения (в отношении юридического лица) с указанием срока, в течение которого в соответствии с частью 11 настоящей статьи могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, либо вручает проект решения указанному лицу с распиской в получении. В случае, если правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 3 части 2 настоящей статьи в уполномоченный орган в письменном виде представлены сведения об адресе электронной почты для связи с ним, указанный проект решения в форме электронного документа и (или) электронного образа документа направляется ему только по такому адресу электронной почты.

10. Проект решения считается полученным лицом, выявленным в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, со дня вручения ему указанного в пункте 2 части 9 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи» данного заказного письма либо со дня, указанного в расписке о получении этим лицом проекта решения, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 части 9 настоящей статьи проект решения был направлен только по электронной почте — со дня направления.

11. Лицо, выявленное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа (электронного образа документа) возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения, с приложением обосновывающих такие возражения документов (электронных образов таких документов) (при их наличии), свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости, в течение тридцати дней со дня получения указанным лицом проекта решения.

12. В случае, если в течение сорока пяти дней со дня получения проекта решения лицом, выявленным в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения, уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

13. В случае, если в течение сорокапятидневного срока от лиц, указанных в части 11 настоящей статьи, в уполномоченный орган поступили возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается. В таком случае по требованию уполномоченного органа суд вправе вынести решение о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи, предусмотренной пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона. При этом заявление указанного в настоящей части правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости о внесении в Единый государственный реестр недвижимости данной записи не требуется. Данное требование может быть заявлено в суд уполномоченным органом в течение одного года со дня поступления указанных возражений.

14. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав:

1) заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости — в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

2) заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона — в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

15. Сведения, предусмотренные пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Наличие в Едином государственном реестре недвижимости указанных сведений не препятствует осуществлению государственной регистрации прав на ранее учтенный объект недвижимости. Одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на ранее учтенный объект недвижимости указанные сведения подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.

16. К заявлению, указанному в пункте 1 части 14 настоящей статьи, прилагаются решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы, содержащие сведения, полученные по запросам, направленным в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

17. К заявлениям, указанным в пункте 2 части 14 настоящей статьи, прилагаются решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы, содержащие сведения, полученные по запросам, направленным в соответствии с частью 4 настоящей статьи, а также документы, предусмотренные пунктами 2 и (или) 3 части 5 статьи 69 настоящего Федерального закона.

18. В установленный частью 14 настоящей статьи срок уполномоченный орган направляет копию решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости лицу, выявленному в порядке, предусмотренном настоящей статьей, в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, по адресу регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания (в отношении физического лица) или по адресу юридического лица в пределах его места нахождения (в отношении юридического лица) либо вручает указанному лицу с распиской в получении. В случае, если правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости были представлены сведения об адресе электронной почты для связи ним, копия указанного решения (электронный образ), подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется ему только по такому адресу электронной почты.

19. Уполномоченные органы вправе обеспечить выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи. Уполномоченные органы также вправе обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении этих объектов и в дальнейшем обратиться без доверенности от имени правообладателей таких земельных участков в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ таких земельных участков. В указанных случаях уполномоченный орган обязан в течение двадцати дней со дня получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости по результатам государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ соответствующего земельного участка передать ее правообладателю ранее учтенного земельного участка либо направить ему данную выписку по предоставленным в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 части 2 настоящей статьи почтовому адресу или адресу электронной почты. При наличии возражений со стороны правообладателя ранее учтенного земельного участка относительно выполнения кадастровых работ в целях уточнения границ принадлежащего ему земельного участка указанные работы в соответствии с настоящей частью не выполняются.

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

СУТЬ: наполнение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в целях вовлечения их в гражданский оборот. Ранее учтенные объекты недвижимости – это объекты недвижимости, права на которые возникли до даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) с 31.01.1998 г.

На территории Омской области органы местного самоуправления (далее — уполномоченные органы) наделены полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, в случаях:

— если правоустанавливающие документы на объекты оформлены до даты вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ;

— если права на объекты недвижимости не зарегистрированы в ЕГРН.

Последовательность действий уполномоченных органов по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости определена в статье 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) и включает следующие этапы:

1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости.

Уполномоченные органы самостоятельно проводят анализ сведений в своих архивах, а также запрашивают информацию в налоговом органе, Пенсионном фонде России, органах внутренних дел, органе записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д.

Ответ на запрос должен быть дан не позднее чем через 15 дней со дня получения такого запроса.

Извещают граждан и юридических лиц о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости.

2 этап: Сопоставление содержащихся в перечнях сведений (в разумный срок, желательно не более чем 30 календарных дней):

— с имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления архивной документацией;

— данными похозяйственных книг;

— документами, полученными от иных органов, организаций;

— сведениями, документами, представленными правообладателями таких объектов недвижимости (их уполномоченными представителями) либо иными лицами, права и законные интересы которых могут быть затронуты в связи с выявлением правообладателей.

3 этап: Создание комиссии. Размещение уведомлений о проведении осмотра объектов недвижимости. Акт осмотра.

Распорядительным актом (постановлением уполномоченного органа) создается комиссия в составе не менее 3-х представителей и определяется таким актом председатель комиссии.

Размещаются уведомления о проведении осмотра (осмотров) объекта (объектов) недвижимости с указанием даты проведения осмотра (осмотров) и периода времени, в течение которого будет проводиться такой осмотр. Указанное уведомление может также быть размещено или опубликовано в иных источниках или средствах массовой информации.

Проведение осмотра (здания, сооружения, помещения, ОНС), оформляется Актом осмотра с целью подтверждения, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей таких объектов недвижимости эти объекты не прекратили свое существование.

В ходе проведения осмотра необходимо осуществлять фотофиксацию объектов с указанием места и даты съемки. Материалы фотофиксации прилагаются к Акту осмотра.

Если ранее учтенный объект – земельный участок, то осмотр земельного участка не проводится, кадастровые работы по установлению границ земельного участка не проводятся.

4 этап: Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя и направление его правообладателю: размещение его на сайте муниципального образования и направление копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя (необходимо разместить в течение 5 рабочих дней с момента подготовки проекта).

По итогам мероприятий и сбора информации уполномоченный орган готовит проект решения о выявлении правообладателя, содержание проекта определено в ч. 6 ст. 69.1 Федеральный закон № 218-ФЗ.

В течение 30 дней со дня получения проекта решения могут быть представлены возражения лицу, выявленному в качестве правообладателя.

Проект решения не нужно подготавливать в следующих случаях:

— если ответы на запросы содержат противоречивую информацию,

— если выявленный ранее учтенный объект является зданием, сооружением, объектом незавершенного строительства, прекратившими свое существование.

5 этап: Уполномоченный орган принимается решение о выявлении правообладателя, если в течение 45 дней не поступят возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, указанных в проекте решения.

6 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН.

В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя уполномоченный орган:

— направляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости с приложением такого решения и документов, содержащих сведения, полученные по запросам, направленным в порядке статьи 69.1 Федерального закона № 218-ФЗ;

— вручает копию решения с распиской в получении лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо направляет ее данному лицу в форме электронного документа и (или) электронного образа документа по адресу электронной почты, если сведения об электронной почте были представлены в уполномоченный орган правообладателем в письменном виде, или в форме бумажного документа заказным письмом с уведомлением о вручении.

Памятка по побуждению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости к учетно-регистрационным действиям

Опубликовано: 26.05.2022 15:44
Просмотров: 202

Распечатать

Отправить

При проведении работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в целях побуждения их к учетно-регистрационным действиям необходимо обращать внимание правообладателей на следующее.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Регистрация права собственности в ЕГРН позволит защитить имущественные права граждан, а также избавить от юридических проблем при:

передаче объектов недвижимости по наследству;

совершения сделок с объектами недвижимости;

при рассмотрении вопросов компенсации при ограничении прав на землю, изъятии земли для государственных и муниципальных нужд, утраты имущества в результате стихийных бедствий (яркий пример — пожар на Театральном спуске в г. Ростове-на-Дону);

получения разрешения на строительство зданий и сооружений;

получения кредита под залог объекта недвижимости;

решения межевых споров.

Сведения ЕГРН о зарегистрированных правах на недвижимость позволяют минимизировать риски мошеннических действий с имуществом.

Существование в ЕГРН записей о правах на недвижимое имущество позволяет сократить перечень документов, представляемых в органы государственной власти или местного самоуправления при обращении за оказанием государственных или муниципальных услуг, поскольку в этом случае необходимые сведения о правах будут запрошены указанными органами самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия без участия заявителя и несения им расходов на получение справок из различных органов.

Госпошлина за государственную регистрацию права на объект недвижимости, возникшего до 31 января 1998 года, не взимается.

Также необходимо отмечать, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в случае, если правообладатель не получает налоговых уведомлений и не сообщает в ФНС России о наличии у него объектов недвижимого имущества, ему грозит штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества, по которому не представлено сообщение.

В отношении неоформленных земельных участков предупреждать о возможности взыскания за фактическое пользование.

Необходимо разъяснять о порядке самостоятельного обращения за государственной регистрацией права на объекты недвижимости, а также о возможности обращения в уполномоченный орган местного самоуправления за регистрацией прав в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ.

правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости?

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ, который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

В этой связи, начальником отдела повышения качества данных ЕГРН Дмитрием Онкиным подготовлены ответы на основные вопросы, связанные с действием этого закона.

С 29 июня в Бурятии действует закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Что это значит?

Действительно, с 29 июня в республике органами местного самоуправления начата работа по выявлению правообладателей ранее учтенной недвижимости, то есть приобретенной до 1998 года. Выявлять будут только тех собственников, у которых отсутствуют зарегистрированные права на такую недвижимость в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Управлением сформирован перечень более чем из 103 тысяч ранее учетных объектов, в отношении которых в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации прав.

Наибольшее количество объектов без прав отмечается в г. Улан-Удэ – более 26 тысяч объектов.

Также, большое количество объектов без прав в Бичурском (свыше 10 тысяч объектов), Селенгинском – (около 9 тысяч объектов), Заиграевском – (более 9 тысяч объектов) и Кабанском (свыше 8 тысяч объектов) районах.

Наименьшее количество объектов без прав в Окинском районе (менее 700 объектов).

Что такое ранее учтенные объекты недвижимости и как они появились?

Речь идет об объектах недвижимого имущества и земельных участках, права на которые возникли до 31 января 1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон №122). С вступлением в силу данного закона на всей территории Российской Федерации была введена единая система государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, в соответствии с которой все права на недвижимость подлежат регистрации в ЕГРН.

Следует отметить, в соответствии с законом ранее возникшие права на недвижимость признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН при условии, что документы, подтверждающие возникновении указанного права, оформлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, действовавшего в момент их оформления.

В частности, решение принято уполномоченным органом, до 1998 года недвижимость регистрировалась в учреждениях БТИ, земельных и исполнительных комитетах, на документах имеются все необходимые удостоверяющие записи БТИ, нотариуса, органа местного самоуправления, иных органов, документы скреплены печатями, штампами и т.д.

С  появлением в 1998 системы регистрации прав информация о правообладателях ранее учтенной недвижимости так и осталась в других организациях, закон предусмотрел внесение сведений о таких правах в ЕГРН в заявительном порядке.  

Закон 518-ФЗ призван решить вопрос о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и их правообладателях. Он наделил органы государственной власти, органы местного самоуправления соответствующими полномочиями по направлению заявлений в орган регистрации прав.

Зачем оформлять права на такие объекты?

Государственная регистрация прав в ЕГРН:

— обеспечивает защиту имущественных прав собственников со стороны государства. В частности, правообладатель зарегистрированного в ЕГРН имущества может подавать заявление о внесении в ЕГРН записи о  невозможности государственной регистрации перехода права без его личного участия;

— необходима при совершении сделок с недвижимым имуществом (дарение, купля – продажа, аренда, оформления наследства и т.д.);

— необходима при рассмотрении вопросов компенсации при ограничении прав на землю, утраты имущества в результате стихийных бедствий.

В этой связи, Управление Росреестра по Республике Бурятия призывает всех правообладателей ранее учтенной недвижимости внести сведения о своих правах в ЕГРН.

Как оформить права на ранее учтенные объекты недвижимости?

Сделать это можно в МФЦ, обратившись с имеющимися документами на недвижимость. Написать заявление и в течение 5 рабочих дней орган регистрации прав рассмотрит представленные собственником документы, и по результатам их рассмотрения примет соответствующее решение о внесении сведений в ЕГРН. Процедура бесплатная.

В том случае, если же по каким-то причинам собственник не внес самостоятельно права в ЕГРН, то орган местного самоуправления по результатам проведения работ по выявлению правообладателя направит соответствующие документы в Управление Росреестра по Республике Бурятия.

Предварительно собственнику будет направлено уведомление администрации органа местного самоуправления с проектом решения о выявлении правообладателя объекта недвижимости. В течение 30 дней владелец рассматривает данный проект решения и при наличии возражений относительно выявленных уполномоченным органом сведений направляет их в адрес администрации. В случае если по истечении 45 дней с момента направления проекта решения от собственника не поступят возражения, орган местного самоуправления направит заявление и документы в Росреестр, в ЕГРН будут внесены соответствующие сведения о правообладателе.

Вместе с тем, внесение по инициативе органа местного самоуправления сведений о выявленном правообладателе в ЕГРН не заменяет собой регистрацию ранее учтенного права в ЕГРН. Правообладатель вправе обратиться в Росреестр с заявлением о регистрации своего права в ЕГРН. 

Д.Г. Онкин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Технология укрепления ногтей гелем пошаговая инструкция
  • Когда было начало народного восстания под руководством общества ихэтуань
  • Головное устройство teyes cc3 инструкция на русском
  • Мексидол форте 250 инструкция по применению таблетки цена отзывы взрослым
  • Найз порошок инструкция по применению для детей