Памятка по профилактике экстемизма
Открыть документ
Памятка об ответственности граждан за заведомо ложные сообщения об угрозе совершения террористических актов
Открыть документ
Памятка для родителей «Внимание: молодежный экстримизм!»
Открыть документ
План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской федерации по защите объекта (территории) от террористических угроз МБОУ «Школа №123» г.о Самара
Открыть документ
Приказ об утверждении плана взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и территориальными органами Росгвардии по защите от террористических угроз в МБОУ «Школа №123» г.о Самара
Открыть документ
План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской федерации по защите объекта (территории) от террористических угроз МБОУ «Школа №123» г.о Самара (дошкольное отделения)
Открыть документ
Приказ об утверждении плана взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и территориальными органами Росгвардии по защите от террористических угроз в МБОУ «Школа №123» г.о Самара (дошкольное отделение)
Открыть документ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, КАДРОВ
И СЕТИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПИСЬМО
от 24 февраля 2021 г. N 12-286
ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В соответствии с пунктом 3 раздела IV протокола заочного заседания Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства от 12 октября 2020 г. N 7 Минпросвещения России направляет методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» для учета в работе.
И.о. директора Департамента
Т.К.КРАСНОВА
Утверждаю
Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
Е.А.ТОЛСТИКОВА
15.02.2021 год
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТОВ
(ТЕРРИТОРИЙ), ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (далее — методические рекомендации), разработаны в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее — постановление N 1006, АТЗ) <1>.
———————————
<1> Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации разработаны в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2018 г. N ДМ-П17-2841 о приведении актов Минпросвещения России в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Методические рекомендации предназначены для применения в практической деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минпросвещения России и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Минпросвещения России, руководителями органов (организаций), а также должностными лицами при организации и проведении обследования объектов (территорий), подготовке актов обследования и категорирования объектов (территорий) организаций, при определении перечня необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности с учетом установленной категории опасности объекта (территории).
Методические рекомендации разъясняют порядок организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), разработки, согласования и утверждения организационно-распорядительных документов по обеспечению антитеррористической защищенности, заполнения актов обследования и категорирования объектов (территорий).
1. Нормативные правовые акты для применения при организации
деятельности по обеспечению антитеррористической
защищенности объектов (территорий)
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции».
5. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
9. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
11. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
12. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»
13. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
14. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
15. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
16. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».
17. Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете).
18. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».
19. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму».
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. N 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта».
22. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (вместе с Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»).
26. Приказ Минтруда России от 11 декабря 2015 г. N 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2015 г., N 40478).
27. Приказ Минрегиона России от 5 июля 2011 г. N 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»).
28. Приказ Минстроя России от 3 декабря 2016 г. N 876/пр «Об утверждении изменений N 2 СП 118.13330.2012. «СНиП 31-06-2009 общественные здания и сооружения»).
29. ГОСТ Р 7.0.8-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 17 октября 2013 г. N 1185-ст).
30. ГОСТ Р 51241-2008 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 430-ст).
2. Термины, определения
В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:
антитеррористическая защищенность объекта — состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта, препятствующее совершению на нем террористического акта;
безопасность объектов (территорий) — состояние защищенности объектов (территорий) от актов незаконного вмешательства;
инженерно-техническая укрепленность объекта (территории) — совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;
инженерно-технические средства охраны — технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта (территории), предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект (территорию) или выявления несанкционированных действий в отношении объекта (территории);
контрольно-пропускной пункт — специально оборудованное место на объекте (территории) для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта;
критические элементы объекта (территории) — потенциально опасные элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или большому количеству пострадавших;
обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов (территорий) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий;
объекты (территории) — комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее — органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий) <2>;
———————————
<2> Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права на охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, правообладателем государственного и муниципального имущества является его собственник — Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, за исключением случаев, когда государственное и муниципальное имущество передано государственным и муниципальным организациям и предприятиям на праве оперативного управления и праве.
паспорт безопасности объекта (территории) — документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта (территории);
потенциально опасные участки — участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) уязвимые места и критические элементы объекта (территории);
правообладателем государственного и муниципального имущества (объекта (здания), переданного государственным и муниципальным организациям на праве оперативного управления, являются организации, которым передано это имущество;
правообладателем территорий (земельных участков), находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), являются организации, которым передан этот земельный участок;
система контроля и управления доступом — совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для контроля и управления доступом и обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью;
средства контроля и управления доступом — механические, электромеханические устройства и конструкции, электрические, электронные, электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом;
система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» — система, предусматривающая передачу вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб;
террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
требования обеспечения безопасности объектов (территорий) и требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) — правила, выполнение и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов (территорий) и антитеррористическую защищенность объектов (территорий);
уязвимые места — критические элементы объекта (территории), в отношении которых в силу их недостаточной защищенности или устойчивости могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы системы физической защиты, преодолевая которые нарушитель может успешно реализовать свои цели;
экспертная оценка состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемого объекта (территории) — процесс установления соответствия защищенности объекта (территории) предъявляемым требованиям к его антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности.
3. Организация деятельности по обеспечению
антитеррористической защищенности и безопасности
объектов (территорий)
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности (далее — АТЗ) объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
В соответствии с постановлением N 1006 устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий):
а) объекты (территории) первой категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) 5 и более террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 1100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 300 млн рублей.
б) объекты (территории) второй категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 3 до 4 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет свыше 150 млн рублей и не превышает 300 млн рублей.
в) объекты (территории) третьей категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн рублей.
г) объекты (территории) четвертой категории опасности:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, на которых в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 млн рублей.
В целях обеспечения АТЗ объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется их оснащение бесперебойными и устойчивыми инженерно-техническими средствами и системами обеспечения безопасности.
Для обеспечения АТЗ в соответствии с требованиями к АТЗ объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением N 1006 (далее — требования), руководитель организации — правообладателя объектов (территорий) (далее — организация-правообладатель) организует разработку, согласование (при необходимости) и утверждение организационно-распорядительных документов организации по обеспечению АТЗ объекта (территории):
1 Приказ о назначении должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
2 План мероприятий организации по исполнению постановления N 1006.
3. Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения (инструкция о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения).
4. Приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории) (приложение).
5. Акт обследования и категорирования объекта (территории).
6. Паспорт безопасности объекта (территории) (с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также со сроками осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом) <3>.
———————————
<3> В соответствии с подпунктом «е» пункта 11 постановления N 1006.
7. Порядок актуализации контактной информации для организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам обеспечения АТЗ объекта (территории).
8. Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов.
9. План действий при установлении уровней террористической опасности <4>.
———————————
<4> Разрабатывается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории).
10. План эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
11. План проведения учений и тренировок по отработке действий в условиях угрозы совершения или при условном совершении террористического акта на объекте (территории), связанных с эвакуацией обучающихся и персонала из помещений и зданий, которым угрожает опасность, а также обучением их способам индивидуальной и коллективной защиты.
12. Журналы проведения инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, а также другие документы, предусмотренные требованиями.
Руководитель организации-правообладателя отвечает за обеспечение АТЗ объектов (территорий).
Ответственность за обеспечение АТЗ организации-правообладателя (филиалов, представительств и обособленных объектов (зданий) руководитель организации возлагает в приказе на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на данных объектах по обеспечению АТЗ).
В соответствии с уставом организации руководитель организации имеет право делегировать часть полномочий своим заместителям.
Полномочия должностных лиц организации-правообладателя по обеспечению АТЗ объектов (территорий), вносимые в должностные регламенты (инструкции):
Должностное лицо |
Должностные обязанности |
Руководитель организации |
Общее руководство обеспечением АТЗ объектов (территорий) организации (утверждение паспорта безопасности объекта (территории) |
Заместители руководителя организации |
Планирование мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий); ресурсное обеспечение мероприятий по АТЗ объектов (территорий); координация деятельности подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий); организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам безопасности |
Должностные лица организации, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов |
Участие в разработке проектов организационно-распорядительных документов организации в части обеспечения АТЗ объектов (территорий); участие в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ объектов (территорий) |
Должностные лица, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью работников на объектах по обеспечению их антитеррористической защищенности (руководители объектов) |
Руководство мероприятиями по АТЗ объектов (территорий) в соответствии с требованиями и организационно-распорядительными документами организации |
4. Мероприятия осуществляющиеся для обеспечения
антитеррористической защищенности объектов (территорий)
В соответствии с пунктами 24 — 27 требований постановления N 1006 для обеспечения АТЗ объектов (территорий) проводятся следующие мероприятия:
4.1 Обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов достигается путем (пункт 24 подпункт «в»):
— обеспечения целостности периметрального ограждения, препятствующего неправомерному проникновению на объекты (территории) и исключающего беспрепятственный проезд транспортных средств;
— организацией пропускного режима на всех точках входа и выхода с объекта (территории);
— пресечением несанкционированного доступа через элементы конструкции объекта (территории) не оборудованные для организации пропускного режима;
— оборудования оконных проемов и дверных конструкций объектов (территорий) средствами препятствующими незаконному проникновению на объект (территорию);
— опломбирования вентиляционных коробов, люков и других технологических каналов.
4.2. В рамках оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пункт 24 подпункт «д»):
— средства оповещения должны обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и/или ручном режиме (через микрофон) с информацией о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей средства оповещения должны быть слышны в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение работников, обучающихся и иных лиц;
— уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума;
— значения сигналов должны быть однозначными (недвусмысленными) и должны отличаться от иных сигналов;
4.3. Мероприятия подпунктов «е — з» пункта 24 регулируются локальными нормативно-правовыми актами организации;
4.4. Наглядные пособия (пункт 24 подпункт «л»):
— должны быть размещены во входной группе и местах общего пользования
— должны быть визуально заметны
— должны содержать как текстовую, так и иллюстративную информацию
— должны содержать информацию:
— о мерах, направленных на предупреждение терроризма;
— о мерах защиты в опасной ситуации;
— действия работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) при террористическом акте или его угрозе;
— набор действий при обнаружении взрывного устройства;
— правила поведения при наличии пострадавших при террористическом акте;
— правила поведения заложников;
— телефоны экстренных служб.
4.4. Оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения производится в соответствии с пунктом 2.2.1. раздела II СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (пункт 24 подпункт «м»)
4.5. Система видеонаблюдения должна (пункт 25 подпункт «а»):
— соответствовать ГОСТ Р 51558-2014 «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний»;
— обеспечивать визуальный контроль объекта и прилегающей к нему территории (внешний периметр территории; критические элементы объекта; въездные ворота, калитки, двери во внешнем ограждении; входы (выходы) в здание, в том числе эвакуационные; стоянки для автотранспорта; объекты систем подземных коммуникаций; вестибюль в зоне входа; иные зоны и помещения по усмотрению администрации);
— передавать визуальную информации о состоянии периметра, контролируемых зон и помещений на назначенные посты охраны;
— работать в автоматизированном режиме;
— архивировать и воспроизводить записи.
4.6. Система охранной сигнализации (пункт 25 подпункт «а»):
— рекомендуется обеспечить установку устройств тревожной сигнализации на постах и в помещениях охраны или в местах наиболее длительного пребывания работников, обучающихся и иных лиц, сигнализация должна иметь режим «тихая тревога»;
— возможно, использование носимых устройств сигнализации для незамедлительного приведения в действие и исключения необходимости монтажа проводных линий;
— система охранной сигнализации должна соответствовать правилам утвержденным Сводом правил N СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с Изменениями N 1, 2)» утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 160.
4.7. Оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (пункт 25 подпункт «в»):
— в соответствии с рекомендациями Росгвардии от 2020 г. «По оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» к средств передачи тревожных сообщений устанавливаются следующие требования «Независимо от типа применяемых технических средств охраны, с целью оперативного реагирования на возможное возникновение нештатных ситуаций рекомендуется установка на охраняемом объекте локального пульта охраны с выводом тревожных извещений от всех шлейфовых сигнализаций или охраняемых зон без права снятия с охраны».
4.8. Оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) (пункт 25 подпункт «г»):
— пост охраны должен оборудоваться средствами связи; тревожной кнопкой, местом для ведения служебной документации.
4.9. Металлоискатель должен обеспечивать (пункт 25 подпункт «д»):
— обнаружение металлических предметов;
— обнаружение и распознавание черных и цветных металлов, их сплавов;
— возможность настройки на обнаружение различных масс металла.
4.10. Оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом должно обеспечивать (пункт 26 подпункт «а»):
— организацию прохода на территорию охраняемого объекта, в здание, отдельные этажи и помещения для работников, обучающихся и иных лиц;
— механическое препятствие несанкционированному проходу в зоны и помещения ограниченного доступа;
санкционирование прохода в здания и зоны ограниченного доступа по идентификационным признакам;
контроль и учет персонала и посетителей на охраняемом объекте, в зонах и помещениях.
При проектировании точек доступа в здание необходимо предусмотреть возможность прохода инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
4.11. Оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (пункт 26 подпункт «б»):
— конструкцию, расположение и крепление запирающих устройств и петель рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы исключить возможность их открытия или демонтажа с наружной стороны.
4.12. Оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории) должно обеспечивать (пункт 27 подпункт «а»):
— должна иметь технические помещения охраны;
— досмотровую площадку;
— механическое ограничение проникновения (шлагбаум).
4.13. Оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами (пункт 27 подпункт «б»).
4.13. Обеспечение охраной (пункт 25 подпункт «б»):
— на объектах (территориях), отнесенных к первой, второй и третьей категориям опасности необходимо обеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
— объекты 4 категории опасности охраняются согласно пункту 2 статьи 52 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым право на занятие должностей (осуществляющих вспомогательные функции) имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и приказе Минтруда России от 11 декабря 2015 г. N 1010н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательной организации» (или) профессиональному стандарту. Соответственно сотрудники, обеспечивающие охрану в образовательных организациях, должны отвечать квалификационным требованиям;
— необходимо проводить систематические тренировки и учения с сотрудниками, обеспечивающими охрану образовательной организации и работниками образовательной организации.
5. Сроки проведения категорирования
и паспортизации объектов (территорий)
Постановлением N 1006 установлены сроки проведения категорирования объектов (территорий):
создание комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) — необходимо было завершить до 2 октября 2019 г. <5>;
———————————
<5> В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 постановления N 1006.
создание комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) — в течение 3 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию <6>;
———————————
<6> В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 постановления N 1006.
работа комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии <7>;
———————————
<7> В соответствии с пунктом 9 постановления N 1006.
в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) <8>.
———————————
<8> В соответствии с пунктом 43 постановления N 1006.
Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня его подписания. Срок рассмотрения и согласования паспорта безопасности не должен превышать 10 дней с момента его поступления в территориальные органы и подразделения <9>.
———————————
<9> В соответствии пунктами 44 — 45 постановления N 1006.
6. Порядок организации и проведения обследования
и категорирования объектов (территорий)
Руководитель организации-правообладателя издает приказ об обследовании и категорировании объекта (территории) и разработке паспорта безопасности объекта (территории).
Приказом утверждается состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности.
Результаты обследования объекта (территории) вносятся в акт обследования и категорирования объектов (территорий), который содержит обязательные элементы:
ограничительную пометку «Для служебного пользования, экз. N ____» с учетом содержащихся в акте сведений;
реквизит «УТВЕРЖДАЮ», должность, подпись, инициалы и фамилию председателя комиссии, дату утверждения;
состав комиссии с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности каждого члена комиссии;
наименование объекта (территории) обследования, адрес его фактического местонахождения;
установленные в результате обследования количественные показатели:
а) официальные данные государственной статистики о количестве случаев совершения или попыток совершения террористических актов на территории субъекта Российской Федерации <10>;
———————————
<10> Учет совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актов на территории субъекта Российской Федерации ведется в соответствии с совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».
б) прогнозируемое количество пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), которое принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни. Данный пункт определяет конкретную численность людей (показатель). Показатель должен соответствовать максимальной численности людей, находящихся на объекте (территории) в рабочие дни, в соответствии с режимом работы объекта (территории), учитывающим расписание деятельности организации:
максимальное число детей, соответствующее списочному составу;
количество привлеченных специалистов в соответствии со штатной численностью;
иные лица, в том числе арендаторы;
лица, осуществляющие безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории);
сотрудники охранных организаций;
в) прогнозируемый размер возможного материального ущерба в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), который принимается равным 100% балансовой стоимости объекта на момент проведения категорирования объекта (территории), без дополнительных расчетов <11>;
———————————
<11> В соответствии с пунктом 2 раздела 1 постановления N 1006 под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений.
установленная категория опасности объекта (территории);
отметка «Решение принято голосами членов комиссии «за» ____, «против» ____, «воздержались» ____»;
подписи членов комиссии с указанием их статуса в составе комиссии, инициалов и фамилий (в алфавитном порядке).
В акте указываются также основные данные об объекте (территории):
основные конструктивные и эксплуатационные характеристики объекта (территории), позволяющие его идентифицировать (материал конструкций, этажность, площадь, год постройки, количество корпусов и т.п.);
режим функционирования объекта (территории);
действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории) (внутриобъектовый и пропускной режимы, физическая охрана, наружное освещение, система обеспечения пожарной безопасности и т.п.);
критические элементы и уязвимые места объекта (территории);
наличие наглядных пособий <12>;
———————————
<12> В соответствии с подпунктом «л» пункта 24 постановления N 1006.
инженерно-технические средства и системы охраны:
наличие системы видеонаблюдения (количество видеокамер; обеспечивает/не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории); обеспечивает/не обеспечивает архивирование и хранение данных в течение одного месяца;
наличие системы передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
наличие системы оповещения и управления эвакуацией <13>.
———————————
<13> В соответствии с пунктом 31 постановления N 1006.
К акту обследования и категорирования объекта (территории) прилагаются: пояснительная записка с перечнем прилагаемых сведений об объекте (территории), подлежащих последующему внесению в паспорт безопасности объекта;
план (схема) объекта (территории) с обозначением критических элементов объекта (территории);
план (схема) охраны объекта (территории) с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств охраны;
особое мнение членов комиссии, не согласных с общим принятым решением (при его наличии).
После утверждения председателем комиссии акта обследования и категорирования объекта (территории) производится его регистрация в организации — присвоение документу регистрационного номера и внесение данных о документе в регистрационно-учетную форму (в соответствии с п. 3.2.2.84 ГОСТ Р 7.0.8-2013).
Экземпляр акта обследования и категорирования объекта (территории) прилагается к соответствующему экземпляру паспорта безопасности объекта (территории).
Отдельным документом по результатам категорирования объекта (территории) (приложением к акту обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
7. Порядок участия членов комиссии в проведении обследования
и категорирования объектов (территорий)
Обследование и категорирование объектов (территорий) проводится членами межведомственной комиссии.
К работе комиссии могут привлекаться эксперты из специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объекта (территории).
При проведении обследования и категорирования объектов (территорий) члены комиссии:
знакомятся с организационно-распорядительной и технической документацией по организации АТЗ, имеющейся на объекте (территории), а также при необходимости запрашивают другие информационные материалы, необходимые для обеспечения объективности при проведении обследования и категорирования конкретного объекта (территории);
изучают режим работы объекта (территории);
проводят обследование объекта (территории) на предмет его антитеррористической защищенности, определяют:
конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по безопасному функционированию объекта (территории);
количество потенциально опасных участков объекта (территории) и (или) уязвимых мест и критических элементов объекта (территории);
наличие ограничения доступа в отдельные здания или помещения, на отдельные территории;
технические возможности эвакуации;
наличие физической охраны объекта (территории), количество постов, время охраны;
наличие инженерно-технических средств и систем охраны;
изучают конструктивные и технические характеристики инженерно-технических средств и систем охраны;
изучают документы по техническому обслуживанию инженерно-технических средств и систем охраны объекта (территории);
определяют категорию объекта (территории) или подтверждают (изменяют) ранее присвоенную категорию;
определяют перечень необходимых мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
8. Оформление результатов обследования объекта (территории)
По окончании обследования результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии.
Служебная информация о состоянии АТЗ объекта (территории), содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории), является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Акт обследования и категорирования должен содержать следующую информацию:
1. Полное наименование объекта (территории) организации (указывается в соответствии с наименованием, указанным в учредительном документе этой организации, на основании свидетельств о государственной регистрации права, выписок из ЕГРН (ЕГРП), выписок из ГКН).
2. Состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) в соответствии с приказом руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории):
2.1. Председатель комиссии — руководитель органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории);
2.2. Члены комиссии — руководитель объекта (территории) — должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), работники объекта (территории), представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, иные лица, участвующие (при необходимости) в обследовании объекта (эксперты из специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).
3. Наименование распорядительных документов, утвердивших (перечень), создание и состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории), дата утверждения и NN распорядительных документов.
4. Срок работы комиссии.
5. Общие сведения об объекте (территории):
5.1. Полное и сокращенное наименование объекта (территории), почтовый адрес, телефон, факс, электронный адрес (сведения указываются на основании учредительных документов) (пункты 1 и 5.1 могут совпадать в случае одного объекта (территории) у организации);
5.2. Форма собственности;
5.3. Наименование вышестоящей организации по принадлежности (наименование, адрес, телефон, факс);
5.4. Виды деятельности организации (сведения указываются по основной и другим видам деятельности в соответствии с уставом организации, лицензией, выпиской из ЕГРЮЛ);
5.5. Общие сведения о зданиях, строениях, сооружениях, автостоянках, расположенных на объекте (территории), включающие сведения по параметрам объекта (общая площадь, протяженность и др.) (сведения указываются на основании свидетельств о государственной регистрации прав, других правоустанавливающих документов);
5.6. Сведения по ответственным должностным лицам организации в соответствии с приказом «Об обследовании и категорировании объектов (территорий) и разработке паспортов безопасности объектов (территорий)» (мобильные, служебные и домашние номера телефонов).
6. Социально значимые, административные и другие объекты;
Таблица 1 (образец заполнения)
N |
Наименование административных, экстренных, социальных служб |
Адрес |
Телефон |
1. |
Территориальный орган управления (администрация, др.) |
ул. Пушкина, 67 |
8-86132-2-52-22 |
2. |
Территориальные органы МВД России |
||
3. |
Территориальные органы МЧС России |
||
4. |
Противопожарные службы |
||
5. |
Медицинские учреждения |
||
6. |
……………….. |
6.4. Сведения о потенциально опасных объектах, расположенных в непосредственной близости к объекту (территории) <14>;
———————————
<14> В соответствии со статьей 48.1. «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.
Указывать только объекты представляющие угрозу.
Таблица 2 (образец заполнения)
N |
Наименование объекта |
Расстояние до объекта (территории), расположенного в непосредственной близости, метров |
Направление |
Характеристика уровня опасности |
1. |
АЭС |
1450 |
северное |
опасен |
2. |
……………….. |
|||
3. |
……………….. |
6.5. Режим работы объекта (территории), включающий продолжительность, начало (окончание) рабочего дня для всех категорий работников, расписание занятий обучающихся;
6.6. Сведения об арендаторах, иных лицах (организациях), осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории) (указываются полное и сокращенное наименование организации, основной вид деятельности, общее количество работников, расположение рабочих мест на объекте (территории), занимаемая площадь (кв. метров), режим работы, Ф.И.О., номера телефонов (служебного, мобильного) руководителя организации, срок действия аренды и (или) иные условия нахождения (размещения) на объекте (территории), реквизиты договоров и срок их действия);
6.7. Общее количество работников объекта (территории): специалистов в соответствии со штатной численностью, специалистов, работающих на основании гражданско-правовых договоров, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории), сотрудников охранных организаций, иных лиц, в том числе арендаторов;
6.8. Общее количество обучающихся (детей), соответствующее списочному составу;
6.9. Максимальная численность людей, находящихся на объекте (территории) в рабочие дни, соответствующая режиму работы объекта (территории), учитывающая расписание деятельности организации.
7. Сведения о потенциально опасных участках и (или) критических элементах:
7.1. Потенциально опасные участки объекта (территории) (при наличии отмечается их наименование, общая площадь участка, характер террористической угрозы, характер возможных последствий);
7.2. Критические элементы объекта (территории) (при наличии критических элементов объекта (территории) отмечается их наименование, общая площадь участка, характер террористической угрозы, характер возможных последствий):
7.2.1. Зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
7.2.2. Элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);
7.2.3. Места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);
7.2.4. Другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости;
7.3. Возможные места и способы проникновения террористов на объект (территорию);
7.4. Вероятные средства поражения, которые могут применить террористы при совершении террористического акта.
8. Прогноз последствий совершения террористического акта на объекте (территории):
8.1. Предполагаемые модели действий нарушителей;
8.2. Вероятные последствия совершения террористического акта на объекте (территории).
9. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте (территории):
9.1. Прогнозируемое количество пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), которое принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни, соответствующая режиму работы объекта (территории), учитывающая расписание деятельности организации.
9.2. Прогнозируемый размер возможного нарушения инфраструктуры объекта и материального ущерба в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), который принимается равным 100% балансовой стоимости объекта (территории) на момент проведения категорирования объекта (территории).
10. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) (сведения включают информацию о частной охранной организации, подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированного и сторожевого подразделения организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделении ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обеспечивающего охрану объекта (территории), количество и местоположение помещений охраны (постов охраны, контрольно-пропускных пунктов, пульта охраны и т.д.), состав суточного наряда, обеспечивающего охрану объекта (территории).
11. Организация оповещения и связи.
12. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта (территории) <15>.
———————————
<15> 1. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
2. Приказ Минрегиона России от 5 июля 2011 г. 320 «Об утверждении свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (вместе с «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»).
3. Пункт 6.48 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009»;
4. В соответствии с пунктами 24 — 31 постановления N 1006.
13. Оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов и потенциально опасных участков объекта (территории).
14. Дополнительная информация с учетом особенностей объекта (территории).
15. Выводы и рекомендации для занесения в акт обследования и категорирования объекта (территории) должны содержать следующие разделы:
15.1. Оценка соответствия системы безопасности объекта (территории) установленным требованиям;
15.2. Соответствие эксплуатируемых на объекте (территории) инженерно-технических средств и систем охраны установленным требованиям, их совместимость и работоспособность;
15.3. Предложения по совершенствованию системы безопасности объекта (территории), повышению уровня его инженерно-технической защищенности;
15.4. Предложения по формированию модели взаимодействия организации с с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
15.5. Предложения по присвоению соответствующей категории объекту (территории).
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту обследования и категорирования объекта (территории).
При расхождении мнения члена комиссии с остальными членами комиссии по результатам проведенного обследования и категорирования объекта (территории) член комиссии готовит особое мнение с подробной и мотивированной позицией, которое им подписывается и прилагается к акту обследования и категорирования объекта с обязательным отражением в данном акте.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) и перечень мероприятий по обеспечению АТЗ объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), с указанием сроков осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) или уполномоченным им лицом не позднее последнего дня работы комиссии.
На основе акта обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории). Акт обследования и категорирования объекта (территории) является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
9. Взаимодействие с территориальными органами Министерства
внутренних дел Российской Федерации и территориальными
органами Федеральной службы войск национальной гвардии
Российской Федерации (подразделениями вневедомственной
охраны войск национальной гвардии Российской Федерации)
по вопросам противодействия терроризму и экстремизму
Постановлением N 1006 предусмотрено поддержание постоянного взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму в целях <16>:
———————————
<16> Подпункт «з» пункта 19;
подпункт «з» пункта 20;
подпункт «а» пункта 21.
выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях).
При планировании мероприятий по взаимодействию рекомендуется предусмотреть проведение совместных тренировок в соответствии с запланированными совместными действиями при возникновении террористических угроз:
попытке вооруженного проникновения на территорию организации или проникновения вооруженных лиц;
при обнаружении на территории организации или в непосредственной близости от него опасного предмета (взрывного устройства, др.);
при получении по телефону сообщения об угрозе минирования учреждения;
при захвате заложников на территории (объекте) организации;
при совершении на территории (объекте) взрыва, поджога, другой чрезвычайной ситуации.
План взаимодействия должен обязательно предусматривать:
актуализацию, уточнение контактов дежурных (оперативных) служб территориальных органов:
Также взаимодействие с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. N 638 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц при проверке информации об угрозе совершения террористического акта, а также об информировании субъектов противодействия терроризму о выявленной угрозе совершения террористического акта».
Приложение
Образец приказа
«Об обследовании и категорировании объектов
(территорий) и разработке паспортов безопасности
объектов (территорий)»
Орган власти (по подведомственности)
образовательное учреждение
(сокращенное наименование)
ПРИКАЗ
от «__».__________.20….г. |
N ____ |
Об обследовании
и категорировании объектов (территорий) и разработке
паспортов безопасности объектов (территорий)
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее — постановление N 1006) приказываю:
1. Утвердить состав комиссии по обследованию и категорированию объектов (территории) образовательной организации (далее — Комиссия) согласно приложению.
2. Комиссии в период с «__» по «__» 20… г. провести обследование и категорирование объектов (территории) организации, находящихся по адресам:
2.1. _____________________________________________;
2.2. _____________________________________________;
2.3. _____________________________________________.
3. Результаты обследования и категорирования по каждому объекту (территории) оформить актом обследования и категорирования объекта (территории).
4. Ведущему специалисту по безопасности Иванову И.И., руководителям объектов (территорий):
4.1. По результатам категорирования объектов (территорий) разработать паспорта безопасности объектов (территорий), согласовать с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны Росгвардии), территориальным органом МЧС России, и представить на утверждение не позднее ____________ 20…. года;
4.2. Разработку, учет, хранение паспортов безопасности объектов, их актуализацию, ознакомление лиц с информацией, содержащихся в них, осуществлять в соответствии с приказом от «…» __________ 20__ г. N ____ «О мерах по защите информации при разработке и хранении паспортов безопасности объектов в образовательной организации»;
4.3. Паспорта безопасности объектов (территорий), разработанные в соответствии с постановлением N 1006, вводится в действие с момента его утверждения Считать с этого же числа утратившими силу паспорта безопасности объектов (территорий), ранее разработанные организацией в соответствии с иными актами Правительства Российской Федерации и/или приказом от «…» __________ 20__ г. N ____ (соответствующего органа власти).
5. Ведущему специалисту по безопасности Иванову И.И.:
5.1. В течение 10 (пяти) рабочих дней с момента утверждения паспортов безопасности объектов (территорий) в установленном порядке представить его копии учредителю организации;
5.2. Копии (по согласованию с территориальным органом безопасности — бумажные или электронные копии) паспортов безопасности объектов (территорий) представить в территориальный орган безопасности.
6. Заведующему канцелярией Петрову С.С. с __________ 20… г. изъять у руководителей объектов (территорий) утратившие силу паспорта безопасности объектов (территорий), организовать их архивное хранение в организации в течение 5 лет. Паспорта безопасности объектов (территорий), с момента утверждения которых прошло более 10 лет, уничтожить в установленном порядке.
7. Считать утратившими силу …. (ранее изданные распорядительные и локальные акты организации, если требуется).
8. Настоящий приказ довести до лиц, указанных в приказе.
9. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение: состав комиссии по обследованию и категорированию объектов (территорий) образовательной организации на 1 л.
Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания
Основные понятия и нормативно-правовое регулирование
Что такое антитеррористическая защищенность объекта
Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.
Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.
Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.
Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:
- провести оценку уязвимости,
- составить акт обследования;
- категорировать объект защиты;
- составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
- отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.
Какие объекты подлежат антитеррористической защите
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:
- территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
- специально отведенные территории за их пределами,
- места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.
Какие нормативные акты регулируют эту сферу
Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.
Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Категорирование объекта
Каковы критерии оценки риска
Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.
Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.
Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.
Как организовать категорирование объекта
Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.
Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.
Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.
Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа
Критерии | I категория | II категория | III категория | IV категория | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732) |
||||||
Количество попыток или совершенных терактов за последние 12 месяцев | Пять и более | От 3 до 4 | До 2 | Не зафиксировано терактов и попыток их совершения | ||
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 800 человек | От 300 до 800 человек | От 100 до 300 человек | Менее 100 человек | ||
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Более 300 млн руб. | От 300 до 150 млн руб. | От 75 до 150 млн руб. | Менее 75 млн руб. | ||
Объекты Минпросвещения (Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006) | ||||||
Количество попыток или совершенных терактов за последние | Показатели те же | |||||
Прогнозируемое количество пострадавших | Более 1100 человек | От 800 до 1100 человек | От 100 до 800 человек | Менее 100 человек | ||
Прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде | Показатели те же | Менее 15 млн руб. |
Антитеррористическая защищенность объектов
Какие документы надо оформить
Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:
Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.
Организационные мероприятия | Технические мероприятия |
---|---|
Назначение ответственных за АТЗ | Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения |
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации | Установка системы оповещения на случай террористического акта |
Заключение договоров с охранными предприятиями | Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны |
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий | |
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности |
Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.
В организации также должны быть:
- Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
- Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
- План взаимодействия с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
- Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.
Какие мероприятия провести
Как обезопасить свой объект
Курс по антитеррористической защищенности для специалистов по охране труда
Пройти обучение
Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.
Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.
Кого назначить ответственным за АТЗ
Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ведомствами и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.
Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.
Примеры должностных обязанностей:
Должность | Обязанности |
---|---|
Руководитель организации |
|
Заместитель руководителя организации |
|
Ответственный за обеспечение АТЗ объектов |
|
Руководитель структурного подразделения | руководить мероприятиями по АТЗ объектов и территорий в соответствии с требованиями и организационно-распорядительными документами предприятия |
Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим
Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:
Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.
Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:
- отсутствие сознания,
- остановка дыхания и кровообращения,
- наружные кровотечения,
- инородные тела в верхних дыхательных путях,
- травмы различных областей тела,
- ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
- отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
- отравления.
Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.
Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре по курсу «Подготовка преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи», 16 ак. часов (п. 35 Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464).
Паспорт безопасности объекта и другие документы
Как заполнить паспорт
В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.
Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:
- Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
- Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
- Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
- Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
- Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
- Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
- Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
- Выводы и рекомендации.
- Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).
Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность»
Как оформить акт обследования и категорирования объекта
Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).
Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.
Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.
Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.
Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.
В некоторых ведомствах допустимо привлекать:
- сотрудников специализированных организаций;
- экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
- работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
- экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.
Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.
В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.
За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.
Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.
В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образец приказа
656.9 КБ -
Перечень нормативных актов по антитеррористической защищенности
687.2 КБ
Скачать
Контактная информация: 347042, Ростовская область, г.Белая Калитва, ул.Мичурина, 34 Руководитель: Фролова Надежда Валерьевна Телефон: 8 (86383) 2-59-71 E-mail: school6_bk@mail.ru |
Режим работы: понедельник-четверг: с 9:00 до 18:00 пятница: с 9:00 до 17:00 перерыв: 13:00 до 13:48
|