Инструкция по взвешиванию на автомобильных весах

Инструкция по эксплуатации автомобильных весов типа «Эталон-А»

ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ВЕСАХ

К работе по эксплуатации весов могут быть допущены лица, имеющие опыт работы с другими весами, сдавшие зачет
в объеме знаний паспорта и руководства по эксплуатации весов, прошедшие инструктаж по технике безопасности и безопасной работе с электрооборудованием напряжением до 1000 В.

Режимы работы, функциональные возможности и обслуживание весоизмерительного терминала или индикатора зависят от комплекта поставки (CAS CI-6000a, CI-5010a, CI-200a) и описаны в руководстве по эксплуатации устройства весоизмерительного.

Перед каждым началом смены весовщику необходимо производить осмотр грузоприемной платформы весов.

Для режима взвешивания весовщику необходимо выдержать весоизмерительный прибор во включенном состоянии
не менее 10 мин.

При работе в режиме взвешивания периодически необходимо проверять установку нуля ненагруженных весов. Рекомендуется чаще проверять установку нуля в ненастную погоду.

Взвешивание необходимо проводить при отсутствии атмосферных осадков и скорости ветра не более 5 м/с.

При ежесменном осмотре проверяются условия установки, состояние и работоспособность терминала/индикатора,
его подключение к электросети 220 В.

Не допускайте неподготовленный персонал к работе, установке или обслуживанию весов.
Храните настоящее руководство по эксплуатации в течение всего срока
службы весов.

При необходимости производится очистка весов и пространства под весами от загрязнений. Контролируются и при необходимости регулируются зазоры упорной системы(отбойники).

Рекомендуемая величина зазоров для отбойников весов: в летнее время года 5 — 7 мм, зимой 3 — 5 мм. Платформа весов всегда должна иметь, свободный ход качения. Недопустимо случайное или намеренное заклинивание платформы.

Техническое обслуживание весов состоит из ежесменного осмотра, а также периодического малого ремонта и поверки,
выполняемых не реже одного раза в 12 месяцев.

При въезде на весы не допускать резких толчков, ударов, могущих вызвать поломку датчиков и деформацию весов.

Скорость въезда и съезда автомобиля по грузоприемному устройству не должна превышать 5 км/час. Рекомендуется установка перед въездом на автомобильные весы дорожного знака «Ограничение скорости 5 км».

Перед въездом на грузоприемное устройство весов необходимо установить дорожный запрещающий знак 3.12
по ГОСТ Р 52290-2004, ограничивающий нагрузку на ось до 10 т.

При въезде на платформу весов автомобиль должен полностью закончить маневры поворота и не начинать маневры пока автомобиль полностью не съедет с платформы. Для организации движения на автомобильных весах рекомендуется использовать светофоры.

Считывание показаний терминала/индикатора производят только после полной остановки автомобиля на платформе весов и успокоения показаний веса.

Необходимо проверять автомобильные весы (не реже одного раза в неделю) транспортом с заранее известным весом, останавливая транспорт в начале, середине и конце грузоприемной платформы. При этом, показания весов в этих положениях не должны разнится больше, чем на одну дискрету цены деления.

Запрещается движение по весам гусеничного транспорта и колесного без пневматических шин. В зоне работы весов должно быть ограничено движение транспортных средств и людей.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить на грузоприемной платформе сварочные и другие работы, которые могут вызвать прохождение через конструкцию платформы и весоизмерительные датчики больших токов. При необходимости выполнения сварочных работ непосредственно на элементах конструкции платформы, необходимо обратиться к изготовителю за консультацией.

Не подвергайте весы нагрузке свыше наибольшего предела взвешивания. Немедленно освободите весы от груза, если
на весоизмерительном приборе появилось сообщение об ошибке «Перегруз».

Не допускайте попадания на платформу весов растворов кислот, щелочей, растворителей и других агрессивных жидкостей.

Периодически очищайте пространство под грузоприемной платформой и рядом с нею, так как наличие загрязнений или посторонних предметов могут вызвать неправильное показание весов. Необходимо обеспечить дренаж воды из весовой ямы.

Для подключения аппаратуры в весовой требуется не менее четырех заземленных штепсельных розеток 220 В, 50 Гц, 5А. Суммарное энергопотребление аппаратуры не превышает 1 КВт. Весовая должна иметь контур заземления, выполненный в соответствии с ПУЭ.

Если на фидере энергоснабжения весовой запитаны другие мощные производственные потребители электроэнергии, которые могут вызывать броски напряжения в сети, то, во избежание повреждения аппаратуры весов, целесообразно выполнение отдельного фидера для питания весовой.

Недопустимы броски и пропадания напряжения электрической сети, это может привести к потере работоспособности весов. Не следует производить подключение блока обработки к линии питания совместно с силовыми агрегатами
и источниками индустриальных помех.

Контур заземления необходимо, чтобы удовлетворял требованиям ПУЭ(Правила Устройства Электроустановок). Рекомендуется использовать сетевой фильтр, блок бесперебойного питания и другие способы улучшения характеристик сетевого питания.

Запрещается эксплуатация весов при наличии сильных индустриальных электромагнитных и электрических помех, вибрации, а также при неудовлетворительном напряжении в сети.

Вас также может заинтересовать

Семь шагов
для сохранения
точности автомобильных весов своими силами

Почему «грязные» автомобильные весы
могут стоить Вам дорого?

Техническое обслуживание
автомобильных весов.
Что должен знать владелец?

«Немецкие» тензодатчики.
Где их на самом деле производят?

Вас также может заинтересовать

Правильное заземление
и экранирование
весового оборудования

Дешевые
автомобильные весы.
Пять основных причин низкой цены на весы.

Есть ли преимущества «цифровых»
датчиков веса?

Зачем покупать автомобильные весы, если их можно изготовить самостоятельно?

Вас также может заинтересовать

ремонт и поверка автомобильных, вагонных весов, модернизация весов и аренда гирь

Поверка автомобильных и вагонных весов

Ремонт автомобильных и вагонных весов

Модернизация весового оборудования

Аренда
калибровочных гирь

Правила взвешивания грузовых автомобилей определяются программой государственного надзора за эксплуатацией дорог. Подготовлено ряд юридических документов, которые строго регламентируют процедуру взвешивания и в целом происходящее на Пункте Весового Контроля.

Надзор за тем, чтобы большегрузные/крупногабаритные ТС не перегружали полотно дороги, доверен уполномоченным органам, среди которых Ространснадзор и Госавтоинспекция. На основании закона «О безопасности дорожного движения» на дорогах общественного пользования установлены посты весового контроля, где используются специальные весы для взвешивания грузовых автомобилей.

Если за государственные дороги в этом вопросе отвечают Ространснадзор и Госавтоинспекция, то за частные — собственник и органы исполнительной власти.

Процедура взвешивания грузового транспорта

Описанные выше органы могут обязать водителя ТС пройти процедуру взвешивания, также водитель сам может проверить вес и габариты грузового автомобиля по собственной инициативе.

Сотрудники весового пункта могут провести следующие процедуры:

  • взвесить и измерить габариты ТС (грузового автомобиля);
  • составить акт, где будут зафиксированы результаты взвешивания грузовых автомобилей;
  • сверить весовые параметры грузового автомобиля с данными, указанными в разрешительных нормативах;
  • сверить задокументированный маршрут с фактическим маршрутом.

Действующее законодательство определяет длительность проверки — она не должна превышать 20 минут, из которых 10 отводится на сам процесс взвешивания автомобиля, и оставшиеся 10 — на оформление документации.

Как выглядит взвешивание грузового транспорта на контрольном пункте

Существует определенная инструкция для взвешивания грузовых автомобилей или установленный порядок действий:

  1. Водитель и пассажиры, если они есть, должны выйти из транспортного средства.
  2. Задняя ось грузового автомобиля должна находиться не ближе, чем 0.300 м от края платформы весов.
  3. Двигатель автомобиля необходимо заглушить.
  4. В процессе взвешивания грузовой автомобиль должен полностью находиться на платформе для взвешивания. В некоторых случаях допускается отдельное взвешивание тягача и прицепа, например, если для заезда автопоезда на платформу нет места.

Отметим, что все административные процедуры, которые осуществляются при контроле веса/габаритов грузового транспорта, могут быть обжалованы перевозчиком. Сделать это можно в Ространснадзоре или в судебном порядке.

Рекомендации водителям грузового транспорта

Чтобы быть уверенным, что взвешивание грузового транспорта происходит правильно, без ошибок и по регламенту, водитель может проверить следующую информацию:

  • При подъезде к ПВК запросить у сотрудников свидетельство о метрологической аттестации/проверке весов. Чтобы зафиксировать информацию, документ можно сфотографировать на свой телефон — это разрешено, так как речь идет о документах общего пользования.
  • Необходимо убедиться, что весы опломбированы. На самих документах должен быть указан номер пломбы, и он должен совпадать с тем номером, который указан на весах.
  • Крайне важно, чтобы уровень наклона поверхности полотна дороги был менее 0.3%. Чтобы достичь такого идеального уровня, в местах пунктах взвешивания грузового транспорта должны заливать участок высокопрочным бетоном, а затем полировать поверхность. Участок должен быть длиной минимум 10 метров.
  • Важно, чтобы на дороге, где установлена весовая платформа, не было трещин, так как это искажает полученные данные.

Детальная расшифровка базовых терминов и понятий, относящихся к правилам проведения взвешивания грузовых автомобилей на таких пунктах, указана в Приказе Минтранспорта РФ № 125 от 27.04.2011. Также в документах отмечены параметры и нормативы взвешивания, установлены меры ответственности субъектов и допустимый размер тяжеловесного/крупногабаритного транспорта для российских дорог.

Оставить заявку

Автомобильные весы – это специальное оборудование, предназначенное для измерения веса грузовых автомобилей, а также другой техники и оборудования. Данный вид техники широко применяется на различных производственных и логистических объектах. Однако, при эксплуатации автомобильных весов необходимо учитывать определенные особенности, которые обеспечат их бесперебойную работу и повышение эффективности измерений.

Основные особенности эксплуатации автомобильных весов:

1. Регулярная проверка и калибровка

Одной из основных особенностей эксплуатации автомобильных весов является их регулярная проверка и калибровка. Это необходимо для обеспечения точности измерений и надежной работы техники. Калибровку необходимо проводить не реже 1 раза в год, а также после каждого ремонта и настройки весов.

2. Рациональное использование

Важно учитывать, что автомобильные весы предназначены для длительной эксплуатации. Обычно их используют для быстрого взвешивания автомобилей и грузов. Весы готовы к частым нагрузкам и конвейерному взвешиванию автомобилей 257.

3. Использование специализированных операторов

Для эксплуатации автомобильных весов необходимо использовать специально обученных и квалифицированных операторов. Это обусловлено тем, что в основе работы техники лежит использование электронных систем и компонентов, что требует опыта и знаний.

4. Профилактическое техническое обслуживание

Одной из основных задач эксплуатации автомобильных весов является проведение профилактического технического обслуживания. Это позволяет следить за состоянием техники, своевременно выявлять и устранять дефекты и предотвращать поломки.

5. Безопасность

В эксплуатации автомобильных весов особое внимание следует уделять безопасности. Необходимо соблюдать требования безопасности при работе на весах, а также контролировать соблюдение безопасности другими участниками процесса взвешивания.

6. Соблюдение норм эксплуатации

Эксплуатация автомобильных весов должна соответствовать установленным нормам. Следует соблюдать требования по техническому обслуживанию, правилам эксплуатации, калибровке и проведению контрольных измерений.

7. Использование дополнительного оборудования

Для удобства проведения взвешивания грузовых машин рекомендуется использовать специализированные приспособления, такие как автоматические барьеры, светофоры и другие дополнительные элементы.

Особенности эксплуатации автомобильных весов – это неотъемлемая часть их работы. Учитывая все рекомендации и требования по эксплуатации и техническому обслуживанию, можно обеспечить долгий и эффективный процесс измерения веса транспортных средств и обеспечить безопасность персонала при работе с оборудованием

Утверждена

Распоряжением ОАО «РЖД»

от 28 августа 2012 г. N 1706р

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ

ВАГОННЫХ, АВТОМОБИЛЬНЫХ, ТОВАРНЫХ ВЕСОВ И ВЕСОПОВЕРОЧНОГО

ОБОРУДОВАНИЯ ОАО «РЖД»

Дата введения

1 октября 2012 года

АББРЕВИАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В ИНСТРУКЦИИ

ОАО «РЖД» — открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

ЕАСАПР М — единая автоматизированная система актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок.

АС ТЕСКАД — автоматизированная система по управлению терминально-складской деятельностью.

ПТК — программно-технический комплекс.

РТВ-Д — рельс тензометрический взвешивающий.

АСКО ПВ — «Автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов».

АСУ МО — Автоматизированная система управления Метрологическим обеспечением ОАО «РЖД».

ГПУ — грузоприемное устройство (платформа).

ПВ — аналого-цифровой преобразователь.

ТУ — технические условия.

СПД — сеть передачи данных.

АРМ ПКО — «Подсистема линейного уровня — комплекс автоматизированных рабочих мест пунктов коммерческого осмотра поездов и вагонов».

АРЛ — «Подсистема актово-претензионной работы на линейном уровне».

ПЭВМ — персональная электронно-вычислительная машина.

МО — метрологическое обслуживание.

ПО — программное обеспечение.

РТО — регламентированное техническое обслуживание.

ТР — текущий ремонт.

СР — средний ремонт.

КР — капитальный ремонт.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», подзаконных актов, международных и национальных стандартов, содержащих требования к средствам измерений.

Настоящая Инструкция определяет порядок применения в ОАО «РЖД» нормативных правовых актов, устанавливающих:

— требования к весам;

— порядок учета и ведения документации весов;

— порядок текущего содержания весов и технологию взвешивания грузов;

— порядок информационного взаимодействия ЕАСАПР М с ПТК электронных вагонных весов;

— порядок метрологического обслуживания, регламентированного технического обслуживания и ремонта весов;

— порядок содержания инфраструктуры и требования к материально- техническому обеспечению при проведении работ, связанных с монтажом и эксплуатацией, МО, РТО, ремонтом весов, и оборудованию весового хозяйства;

— требования техники безопасности при эксплуатации, МО, РТО и ремонте весов.

Соблюдение требований настоящей Инструкции является обязательным для всех департаментов, управлений, дирекций и филиалов ОАО «РЖД» и их структурных подразделений.

При расхождении настоящей Инструкции с нормативными правовыми актами Российской Федерации применяют нормативные правовые акты Российской Федерации.

1.1. Термины и определения

Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание уполномоченным на то государственным органом полномочий на выполнение поверочных работ [7].

Автомобильные весы — весы для взвешивания безрельсового транспорта, приспособленные для его наезда на ГПУ.

Вагонные весы — весы для взвешивания единиц железнодорожного подвижного состава.

Вагон контрольный — вагон известной массы, однотипный с вагонами, для взвешивания которых предназначены весы, используемый при поверке весов в движении [4].

Ввод в эксплуатацию весов — документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению [1].

Весы — средство измерений, предназначенное для определения массы тела через силу тяжести, воздействующую на это тело [5].

Весы контрольные — весы для измерения действительной массы контрольных вагонов [4].

Весы неавтоматического действия — весы, требующие вмешательства оператора во время процесса взвешивания для принятия решения приемлемости результатов взвешивания [5].

Взвешивание — измерение массы тела с использованием весов [13].

Взвешивание в движении вагона, вагонетки, автомобиля, прицепа или полуприцепа — измерение массы соответствующего транспортного средства во время его перемещения по грузоприемному устройству весов путем определения нагрузки (нагрузок) на это устройство. В зависимости от конструкции грузоприемного устройства оно может определять нагрузку сразу от всего вагона (вагонетки, автомобиля, прицепа, полуприцепа) или автономно — одновременно или поочередно — от каждой тележки, колесной пары (оси) или от каждого колеса [6].

Диапазон взвешивания — диапазон между минимальной и максимальной нагрузками [5].

Законодательно контролируемое программное обеспечение — программы, данные, типоопределяющие и конструктивные параметры, которые принадлежат весам или модулю и задают или выполняют функции, являющиеся предметом государственного регулирования [5].

Испытательный состав — состав, состоящий из обычных и контрольных вагонов, распределенных равномерно по составу, или только из контрольных вагонов [4].

Метрологическое обслуживание — включает в себя комплекс услуг (работ) по предоставлению эталона(ов) единицы величины и проведению поверки весов, выполняемых центрами метрологии железных дорог в соответствии с областью аккредитации на право поверки средств измерений.

Механические весы — весы, в которых уравновешивание силы тяжести груза осуществляется с помощью различных механизмов. Различают весы гирные, пружинные, гидравлические и пневматические.

Поверка весов — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия весов метрологическим требованиям [1].

Ремонт весов — комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как весов в целом, так и их отдельных конструкций [8].

Статическое взвешивание — взвешивание, в процессе которого отсутствует перемещение взвешиваемого груза относительно весов.

Стационарные весы — весы, установленные на постоянном месте эксплуатации таким образом, что их перемещение невозможно без демонтажа.

Тип средств измерений — совокупность средств измерений, предназначенных для измерений одних и тех же величин, выраженных в одних и тех же единицах величин, основанных на одном и том же принципе действия, имеющих одинаковую конструкцию и изготовленных по одной и той же технической документации [1].

Товарные весы — весы, применяемые при учетных операциях с отдельными местами товаров, преимущественно на складах.

Утверждение типа средств измерений — документально оформленное в установленном порядке решение (сертификат) о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа [1].

Эталон единицы величины — средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины [7].

Электронные весы — весы, в состав которых входят электронные устройства [5].

1.2. Требования к весам

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» используемые средства измерений массы — весы, должны быть утвержденного типа (подтверждается сертификатом, выдаваемым Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии) и поверены.

Весы при вводе в эксплуатацию подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической поверке.

Информация о периодичности поверок (межповерочный интервал) и о методике поверки данного типа весов устанавливается в приложении к сертификату об утверждении типа (описании типа) средства измерений.

Используемые в подразделениях ОАО «РЖД» весы должны соответствовать общим техническим требованиям стандартов, действующих на территории Российской Федерации, и должны быть зарегистрированы в Реестре средств измерений, испытательного оборудования и методик выполнения измерений, применяемых в ОАО «РЖД».

В течение срока действия сертификата об утверждении типа средств измерений, межповерочный интервал весов может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.

Поверку весов, принадлежащих подразделениям ОАО «РЖД», проводят центры метрологии железных дорог в соответствии с областью аккредитации на право поверки средств измерений.

Результаты поверки весов удостоверяются знаком поверки и/или свидетельством о поверке. При положительных результатах поверки на средство измерений наносится оттиск личного клейма поверителя в предусмотренное для этого место.

При эксплуатации весов должна быть исключена возможность преднамеренного неправильного измерения ими массы грузов. Для защищаемых компонентов весов и предварительно установленных регулировок должны быть предусмотрены средства, исключающие доступ к ним или их регулировку. Защиту отдельных компонентов и устройств регулировки допускается обеспечивать с помощью обычных программных средств при условии, что любое проведенное проникновение к ним становится автоматически очевидным. По аналогии с обычными методами защиты законный статус весов (для сферы государственного технического регулирования) должен быть распознаваемым для пользователя или любого другого лица, лично ответственного за весы. Меры защиты (в т.ч. пломбирование) должны обеспечивать очевидность любого вмешательства. Допускается использование только законодательно контролируемого ПО.

Запрещается эксплуатация весов с истекшим сроком поверки.

1.3. Устройство весов

Механические весы состоят из смонтированной на фундаменте грузоприемной платформы, рычажного уравновешивающего механизма и указательного циферблатного (шкального) прибора.

Принцип действия механических весов основан на уравновешивании силы тяжести взвешиваемого тела посредством весового рычага или системы весовых рычагов.

Электронные весы состоят из ГПУ со встроенными весоизмерительными тензометрическими датчиками (далее — датчик), основания, которое может быть изготовлено в виде единой конструкции или отдельных блоков. Кроме того, в состав весов входят аналого-цифровой преобразователь — ПВ, кабель (беспроводные устройства) для передачи данных и внешние электронные устройства (персональный компьютер с преобразователем интерфейса, принтер, блок коммутации и питания и др.).

Принцип действия электронных весов заключается в преобразовании нагрузки в электрический сигнал с помощью датчиков, с последующей его обработкой в цифровой вид при помощи ПВ и выводом информации через ПТК на дисплей монитора и на печатающее устройство для регистрации.

Для обработки сигналов от датчиков в цифровой вид в весах используется ПВ. В модификации весов с цифровыми датчиками ПВ отсутствует, а прикладываемая нагрузка преобразуется в цифровой сигнал самими датчиками.

ПО электронных весов, установленное на ПТК, производит обработку сигналов, поступающих с ПВ (цифровых датчиков), ведет журнал учета работы весов, сохраняет в памяти и выдает на принтер необходимую информацию. ПТК может располагаться на расстоянии от весов, определяемом заводом-изготовителем. Предназначенное для размещения ПТК помещение должно соответствовать требованиям по площади, микроклимату согласно СанПин 2.2.2/2.4.1340-03.

1.4. Учет и порядок ведения документации весов

Ведение учета средств измерений массы в АСУ МО осуществляется причастными работниками балансодержателя весов.

Для решения задач по обеспечению безопасности грузовых перевозок и контролю за массой перевозимых грузов должно быть реализовано взаимодействие между АСУ МО и автоматизированными системами ЕАСАПР М и АС ТЕСКАД в объеме, необходимом для функционирования указанных систем.

При вводе весов в эксплуатацию ответственный работник балансодержателя весов оформляет технический паспорт учетной формы МПУ-11 (Приложение N 1) в одном экземпляре.

После осуществления работ по МО, РТО и ремонту весов ответственный работник Центра метрологии железной дороги в установленном порядке производит соответствующую запись в техническом паспорте учетной формы МПУ-11.

Если работы по ТР, СР и КР весов выполнялись на основании договора с балансодержателем весов подрядной организацией, то соответствующую запись в техническом паспорте учетной формы МПУ-11 выполняет балансодержатель. С целью своевременного производства работ по МО ответственный работник балансодержателя весов не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней уведомляет Центр метрологии железной дороги о дате окончания ремонта весов.

В техническом паспорте учетной формы МПУ-11 записи о выявленных неисправностях весовых и подходных путей, фундаментов и будок, о неправильной эксплуатации весов и другие записи (об устранении выявленных неисправностей) делаются руководителями и ответственными работниками:

— центров метрологии железных дорог;

— балансодержателя весов;

— организации, эксплуатирующей весы;

— причастных подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

— ревизорами по безопасности движения поездов и коммерческими ревизорами.

С содержанием данных записей должен быть ознакомлен под роспись начальник железнодорожной станции или руководитель организации, эксплуатирующей весы для незамедлительного принятия мер.

Запись об устранении неисправностей является основанием для дальнейшей эксплуатации весов.

Копия руководства по эксплуатации весов, технический паспорт учетной формы МПУ-11 хранятся у ответственного лица за взвешивание.

Паспорт завода — изготовителя весов и/или свидетельство о поверке и остальная техническая документация, поставляемая заводом-изготовителем, хранится у балансодержателя весов.

Нумерация технических паспортов учетной формы МПУ-11 (приписной номер) присваивается балансодержателем согласно таблице 1 настоящей Инструкции.

Таблица 1

Тип весов

Порядковый номер

Механические вагонные

с 1 по 1000

Электронные вагонные

с 1001 по 2000

Автомобильные

с 2001 по 3000

Товарные стационарные (врезные)

с 3001 по 4000

Товарные передвижные

с 4001 по 5000

1.5. Обязанности структурных подразделений ОАО «РЖД»

По обеспечению исправного состояния и устойчивой работы весов и оборудования весового хозяйства на филиалы ОАО «РЖД» возлагаются следующие обязанности:

На Центральную дирекцию инфраструктуры

подразделения Управления пути и сооружений — ремонт и текущее содержание путей примыкающего участка (подходного пути) и весовых рельсов, своевременная подбивка щебеночного балласта, а также замена изолирующих деталей рельсовых скреплений, контроль зазоров между подходными, примыкающими и весовыми рельсами и приведение их в соответствие с требованиями технической документации завода-изготовителя вагонных весов, отвод грунтовых вод и другие работы по кругу ведения;

подразделения Управления автоматики и телемеханики — производство работ по установке тяговых джемперов в стыках рельсов ГПУ вагонных весов для обеспечения устойчивой работы рельсовой цепи (при их наличии), а также по измерению изоляции рельсового пути от металлоконструкции ГПУ (при наличии рельсовых цепей) и другие работы по кругу ведения;

подразделения Управления объектов технологического и коммунального назначения — ремонт весовых помещений, их внутренних коммуникаций электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, а также канализации, находящихся на балансе дирекции инфраструктуры, и другие работы по кругу ведения;

подразделения Управления электрификации и электроснабжения — обслуживание наружных сетей электроснабжения, предназначенных для питания весового помещения, силовых щитов для подключения весоповерочного вагона до места ввода к потребителю (согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности), содержание устройств заземления ГПУ весов и весовых помещений и другие работы по кругу ведения.

На Центральную дирекцию управления движением

— своевременное продвижение и подача специализированных и контрольных вагонов к местам производства монтажных, ремонтных и поверочных работ вагонным весам.

На Главный вычислительный центр

— подключение к СПД ПЭВМ ПТК весов.

2. СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕСОВ

2.1. Порядок выбора места установки весов

По принципу взвешивания вагонные и автомобильные весы различаются для взвешивания в статике, в движении и универсальные, т.е. используемые для взвешивания как в статике, так и в движении.

Установка весов производится по проекту, разрабатываемому подрядной организацией индивидуально на каждые весы в соответствии с чертежами, входящими в комплект технической документации завода-изготовителя и ТУ причастных служб (хозяйств). При этом монтаж вагонных и автомобильных весов производится на фундаменте или щебеночном основании, исполнение которого регламентируется прилагаемой к весам инструкцией по монтажу ГПУ с учетом места установки.

Вагонные весы в месте их размещения на станции не должны вызывать осложнений в движении поездов, проведении маневровых работ, не связанных со взвешиванием.

С целью исключения доступа к оборудованию вагонных весов посторонних лиц, а также для подключения ПТК к СПД, помимо увязки с технологией обработки поездов, ГПУ весов необходимо размещать вблизи служебно-технических зданий, постов и других объектов станции.

В обязательном порядке необходимо учитывать требования технической документации завода — изготовителя вагонных весов в части прямолинейности и уклона участка железнодорожного пути.

Вагонные весы устанавливаются на электрифицированных и не электрифицированных железнодорожных путях.

Техническое исполнение вагонных весов должно соответствовать требованиям в части обеспечения бесперебойной работы рельсовых цепей (при их наличии).

Автомобильные весы размещаются, как правило, при въезде (выезде) на (с) грузовые дворы железнодорожных станций вблизи служебно-технических зданий. Место установки автомобильных весов должно позволять осуществление прямолинейного движения автотранспорта при заезде и выезде с автомобильных весов, в этих целях предусматривается достаточное место для осуществления маневров автомобилей.

При выборе места установки автомобильных весов необходимо учитывать требования технической документации завода-изготовителя, возможность подключения электропитания, наличие соответствующих инженерных коммуникаций.

Товарные весы размещаются согласно требований, указанным в технической документации завода-изготовителя.

Эксплуатирующая весы организация предварительно выбирает место установки весов.

Для этих целей создается комиссия по выбору места установки весов под председательством представителя эксплуатирующей организации. В состав комиссии должны входить представители причастных дирекций — филиалов ОАО «РЖД».

От причастных дирекций — филиалов ОАО «РЖД» по официальному запросу председателю комиссии предоставляются ТУ на установку весов (их отдельных узлов), весового помещения, ПТК и его подключения к сети передачи данных.

Результаты работы комиссии по выбору места установки весов оформляются актом (типовой акт выбора места установки вагонных весов представлен в Приложении N 2, типовой акт выбора места установки автомобильных весов представлен в Приложении N 3). Завершение монтажа и ввод в эксплуатацию весов оформляется актом приемки и ввода в эксплуатацию весов (Приложение N 4).

В акте выбора места установки весов указывается конкретное место установки весов и их отдельных узлов, весового помещения и его удаленности от ГПУ. Осуществляется привязка этого места к километровому столбу, пикету, предельному столбику или стрелочному переводу (указывается расстояние от них с направлением отсчета).

Проект монтажа весов согласовывается в установленном в ОАО «РЖД» порядке.

Акт о выборе места установки весов и ТУ председателем комиссии передается подрядной организации для разработки рабочего проекта установки весов. Передаваемая документация, планы местности, геологические разрезы и данные исследования грунта входят в состав рабочего проекта на установку весов.

Место установки тензометрических весов, имеющих ниши ГПУ, должно быть оборудовано системой водоотведения.

Для проведения МО вагонных весов, при котором используется весоповерочный вагон, необходимо предусматривать электропитание весоповерочных вагонов, с подводом трехфазной, четырехпроводной кабельной линии напряжением 380/220 В переменного тока, частотой 50 Гц и потребляемой мощностью 12 кВт (для подключения одного весоповерочного вагона — 6 кВт). Для этого должен быть установлен защитный шкаф с предохранителями и рубильником, рассчитанным на силу тока не менее 50 А, который должен устанавливаться в непосредственной близости от ГПУ вагонных весов (не более 30 м от ГПУ).

Для электропитания оборудования весов к месту установки ПТК необходимо обеспечить подвод электрической сети с параметрами, определяемыми в технической документации завода — изготовителя весов.

Электрическая сеть, питающая оборудование весов, должна быть защищена от токов короткого замыкания и перегрузки путем применения защитно-коммутационных аппаратов, реагирующих на сверхтоки, в соответствии с требованиями действующих «Правил устройства электроустановок» (далее — ПУЭ).

Помещение, предназначенное для размещения ПТК, входящего в состав оборудования весов, должно соответствовать следующим требованиям:

— не содержать агрессивных сред (кислоты, пыли, повышенной влажности);

— иметь защиту от коммутационных и атмосферных перенапряжений в соответствии с действующими нормами и правилами;

— иметь систему освещения, на месте установки ПТК должно быть установлено три розетки с заземляющим контактом, к которым подведена электрическая сеть, с параметрами, определяемыми в технической документации завода-изготовителя;

— иметь типовое заземление по ГОСТ 12.1.030-81 «Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление» и ПУЭ для обеспечения электробезопасности находящегося в помещении обслуживающего персонала и нормальной работы оборудования;

— иметь подключение к СПД в соответствии с проектом, выделенный статический IP-адрес.

— иметь иные обустройства согласно требованиям технической документации завода-изготовителя.

2.2. Эксплуатация весов

При эксплуатации весов:

— балансодержатель весов является ответственным за техническое состояние, внешний вид, организовывает и контролирует работы по МО, РТО и ремонту весов;

— эксплуатирующая весы организация обязана строго соблюдать обязательные требования к условиям их эксплуатации, установленные в технической документации завода-изготовителя.

2.3. Порядок и методы взвешивания грузов

Взвешивание груза производится назначенными ответственными лицами за взвешивание, подготовленными и прошедшими проверку знаний согласно должностным обязанностям, в том числе по данной инструкции.

2.3.1. Взвешивание на механических вагонных весах производится в статическом режиме, с остановкой вагонов.

Порядок взвешивания на механических вагонных весах определяется инструкцией (руководством) по эксплуатации завода-изготовителя и Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Перед взвешиванием вагонов ответственное лицо за взвешивание обязано:

— проверить величины зазоров, горизонтальных и вертикальных смещений между весовыми и примыкающими рельсами, состояние настила платформы, люков, территории вокруг весов;

— проверить работу циферблатного (шкального) указательного прибора путем открытия и закрытия арретира весов;

— убедиться в отсутствии воды в котловане весов;

— проверить «установку нуля» весов и при необходимости отрегулировать весы;

— осмотреть вагоны, предназначенные для взвешивания, и проследить за тем, чтобы на тормозных площадках не было людей, в зимнее время — отсутствие на вагонах снега и наледи.

Ответственное лицо за взвешивание обязано следить за тем, чтобы вагоны подавались на весы и убирались с весов без толчков и ударов, со скоростью, установленной в технической документации завода — изготовителя весов. Въезд и съезд вагона с платформы весов должен производиться при закрытом арретире. Запись результатов взвешивания производится при открытом арретире весов.

После окончания взвешивания ответственное лицо за взвешивание обязано:

— проверить «установку нуля» весов и закрыть арретир;

— установить передвижную гирю на середину основной шкалы с целью предохранения коромысла от ударов при проходе подвижного состава;

— запереть на замок дверь весового помещения;

— проследить за тем, чтобы вагоны были убраны с платформы весов, а стрелочные переводы весового пути были установлены в направлении обходного пути и заперты на навесные замки.

Место хранения ключей от запертых стрелочных переводов определяет начальник станции.

2.3.2. Взвешивание на электронных вагонных весах производится в статическом режиме, а также в движении только на весах, предназначенных для этого способа взвешивания.

Перед началом работы ответственное лицо за взвешивание обязано:

— проверить величины зазоров, горизонтальных и вертикальных смещений, между рельсами подходного пути и примыкающими на весах, а также между весовыми и примыкающими рельсами, состояние территории вокруг весов;

— убедиться в отсутствии воды в котловане или ГПУ весов. При наличии воды включать электронную аппаратуру весов запрещается;

— включить аппаратуру весов для ее прогрева за 30 минут до начала работы;

— проверить «установку нуля» весов и, при необходимости, провести диагностику работоспособности;

— осмотреть вагоны, предназначенные для взвешивания, и проследить за тем, чтобы на тормозных площадках не было людей, а в зимнее время с вагонов были удалены снег и наледь.

Получение результатов взвешивания производится в соответствии с возможностями весов, указанными в технической документации завода-изготовителя.

После окончания взвешивания ответственное лицо за взвешивание обязано:

— проверить «установку нуля» весов и отключить их электронное оборудование и аппаратуру;

— проследить за тем, чтобы вагоны были убраны с весов, а стрелки весового пути были установлены в направлении обходного пути и заперты на навесные замки.

2.3.3. Взвешиваемый в движении железнодорожный подвижной состав должен проходить по весам равномерно, без остановок, с установленной скоростью.

Запрещается торможение и ускорение при прохождении железнодорожного подвижного состава по весам.

Запрещается эксплуатация вагонных весов при зазорах между примыкающими и весовыми рельсами, выходящими за пределы, указанные в технической документации весов.

Запрещается отстой вагонов, локомотивов и производство не связанных со взвешиванием маневровых работ на вагонных весах всех типов.

2.3.4. Перед взвешиванием автомобилей на механических автомобильных весах ответственное лицо за взвешивание обязано:

— проверить зазор между обвязочной рамой и платформой весов, величина которого регламентируется заводом-изготовителем;

— проверить «установку нуля» весов и, при необходимости, отрегулировать ее;

— убедиться в отсутствии воды в котловане весов;

— осмотреть автомобиль и проследить за тем, чтобы в нем не было людей в момент взвешивания;

— предупреждать водителей о подаче автомобилей на весы со скоростью не более 5 км/ч.

Автомобили взвешиваются только при остановленном двигателе. При взвешивании автопоездов необходимо следить за тем, чтобы весь автопоезд устанавливался на весах. Если размеры платформы не позволяют установить весь автопоезд, то автомобиль и прицеп взвешивают раздельно.

После взвешивания ответственное лицо за взвешивание обязано:

— проверить «установку нуля» весов и закрыть арретир;

— запереть въездные и выездные ворота на замок при отсутствии у ворот шлагбаума, препятствующего проезду через весы.

2.3.5. Взвешивание на электронных автомобильных весах производится в статическом и динамическом режимах.

Перед взвешиванием необходимо убедиться в отсутствии воды в котловане или ГПУ весов (при наличии воды включать электронную аппаратуру весов запрещается).

Получение результатов взвешивания производится в соответствии с техническими возможностями весов, указанных в технической документации завода-изготовителя.

Порядок работы и взвешивания на электронных автомобильных весах определяется инструкцией (руководством) по эксплуатации завода-изготовителя.

2.3.6. Перед началом взвешивания на товарных весах ответственное лицо за взвешивание обязано убедиться:

— в плавности хода стрелки циферблатных весов или коромысла коромысловых весов, проверить и отрегулировать при необходимости «установку нуля» весов. У весов, имеющих правильную «установку нуля», после открытия арретира стрелка циферблатного указателя (коромысло весов) в результате плавных затухающих колебаний должна занять положение равновесия. Стрелка циферблатного указателя или заостренная часть коромысла должны устанавливаться на нулевом делении шкалы или против указателя равновесия. В противном случае необходимо отрегулировать весы с помощью регулятора «установки нуля»;

— в правильности установки весов по имеющемуся на весах отвесу или уровню, а также проверить прилегание платформы весов к грузоприемным призмам подплатформенных рычагов.

В случае нарушения плотности прилегания платформы к грузоприемным призмам подплатформенных рычагов ответственное лицо за взвешивание должно сообщить о неисправности весов непосредственному руководителю.

«Установка нуля» товарных весов проверяется перед началом работы, а также периодически, например, во время технологических перерывов рабочей смены.

Грузы следует помещать на середину платформы весов без ударов при закрытом арретире.

При взвешивании громоздких и длинномерных грузов ответственное лицо за взвешивание обязано наблюдать за тем, чтобы свешивающиеся части груза не касались неподвижных частей весов (станины или колонки) или обвязочной рамы.

По окончании взвешивания ответственное лицо за взвешивание обязано:

— закрыть арретир и проследить, чтобы взвешенный груз был убран с весов;

— обеспечить очистку платформы весов от мусора;

— гири с гирных весов убрать в ящик, а передвижные гири шкальных весов установить в нулевое положение;

— проверить «установку нуля» весов и, при необходимости, отрегулировать весы;

— закрыть чехлом товарные весы, находящиеся на открытом воздухе.

Взвешивание грузов на электронных товарных весах, их техническое содержание проводится согласно инструкции завода-изготовителя.

Методы взвешивания грузов выбираются в зависимости от рода взвешиваемого груза в соответствии с «Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом», утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 28.

2.4. Осуществление контроля за текущим состоянием весов

Осуществление контроля за текущим состоянием в процессе эксплуатации весов возлагается на ответственных лиц за взвешивание и включает в себя:

— контроль за установленными в технической документации весов величинами зазоров, горизонтальных и вертикальных смещений между подходными, примыкающими и весовыми рельсами весового участка;

— поддержание чистоты в рабочем помещении, в пространстве между грузоприемной платформой весов и обрамляющей их рамой;

— очистку территории и платформы весов от снега, льда, мусора;

— контроль за исправностью настила платформы весов, люков;

— контроль за наличием воды в котловане весов;

— своевременное уведомление руководства обо всех обнаруженных неисправностях.

О неисправностях весов начальник станции или руководитель эксплуатирующей весы организации обязан незамедлительно уведомить телеграммой (письменным обращением) балансодержателя весов и копию направить центру метрологии железной дороги и причастным подразделениям с целью устранения неисправности и восстановления работоспособности весов. Соответствующие отметки делаются в техническом паспорте формы МПУ-11, в случае обнаружения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, соответствующие отметки делаются в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46.

После восстановления работоспособности весов оформляются записи в техническом паспорте формы МПУ-11, при необходимости в журнале осмотра формы ДУ-46. Дальнейшая эксплуатация весов осуществляется в порядке, установленном настоящей инструкцией.

Запрещается взвешивание на весах с неисправным оборудованием.

2.5. Взаимодействие ПТК электронных вагонных весов

с ЕАСАПР М

Для обеспечения возможности взаимодействия с ЕАСАПР М ПТК электронных вагонных весов должен быть подключен к СПД.

Электронные вагонные весы могут применяться как совместно с АСКО ПВ в автоматическом (непрерывном) режиме взвешивания, так и отдельно. Передача сведений с ПТК электронных вагонных весов осуществляется по СПД в ЕАСАПР М.

Доступ к СПД предоставляют информационно-вычислительные центры в соответствии с организационно-распорядительными документами ОАО «РЖД».

ПО электронных вагонных весов формирует протокол перевески железнодорожного подвижного состава и передает его в АРМ ПКО в составе ЕАСАПР М или в АРЛ в составе ЕАСАПР М, где происходит совмещение протокола перевески и натурного листа поезда.

3. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ВЕСОВ

3.1. Метрологическое, регламентированное техническое

обслуживание и ремонт весов

Для поддержания весов в работоспособном состоянии предусмотрены работы по МО, РТО, ТР, СР и КР.

Работы по МО, РТО, ТР, СР и КР весов выполняются в соответствии с годовыми графиками. Годовые графики МО, РТО весов предоставляются в центры метрологии железных дорог до 10 октября года, предшествующего планируемому.

При проведении РТО должны проверяться основные нормируемые метрологические характеристики. В перечень работ по РТО входят регулировка (настройка), калибровка весов, а также иные работы, установленные в соответствии с требованиями технической документации завода — изготовителя весов (руководство по ремонту). Периодичность проведения работ по РТО устанавливается в соответствии с технической документацией завода — изготовителя весов. При этом работы по РТО должны проводиться не реже одного раза в три месяца, в период не позднее 15 календарных дней со дня истечения срока. В случае нарушения сроков выполнения РТО взвешивание грузов на весах запрещается.

Объем работ по ТР определяется на основании акта обследования весов или дефектного акта, устанавливающего необходимость его проведения.

При СР механических весов выполняются все виды работ, предусмотренные РТО, и дополнительные работы по дефектным актам, составленным совместно со специалистами центров метрологии железных дорог (при необходимости). В механических весах производится ремонт, а в некоторых случаях замена настила, гиредержателей, призм, подушек, серег и других деталей. Осматриваются и устраняются незначительные дефекты фундамента, помещения весовой, водоотводов. Окрашиваются в разобранном виде все части механизма.

СР электронных весов включает в себя все работы по РТО, а также дефектация ГПУ и электрической изоляции рельсового пути, протяжка винтов, зажимов, клеммных ПВ или клеммных коробок и блока коммутации и питания, восстановление антикоррозийного, лакокрасочного покрытия ГПУ и элементов кабельного канала.

КР производится в соответствии с графиком или на основании дефектного акта, определяющего необходимость такого ремонта. При КР устраняются все имеющиеся дефекты, заменяются износившиеся и пришедшие в негодность детали механизма весов, исправляются фундамент, весовые участки подходного пути, производится ремонт весового помещения, окраска весов с предварительной очисткой от старого антикоррозийного, лакокрасочного покрытия.

После выполнения СР и КР весов производится их регулировка (настройка) с последующей поверкой. При проведении ТР, не влияющего на метрологические характеристики весов, производится их регулировка (настройка), если при проведении ТР оказано влияние на метрологические характеристики весов, им производится регулировка (настройка) с последующей поверкой. Оказание влияния ТР на метрологические характеристики весов определяют представители центра метрологии железной дороги при проведении регулировки (настройки) весов.

При подготовке весов к сдаче в поверку необходимо привести весы в соответствие требованию технической документации завода-изготовителя (окраска весов и очистка их от грязи, снега, а также ПТК от пыли).

Контрольно-измерительные приборы при выполнении работ по МО, РТО и ремонту весов должны быть испытаны и поверены в соответствии с действующими стандартами и правилами [5].

МО, РТО весов производятся центрами метрологии железных дорог.

Работы по ТР, СР и КР весов могут производиться как центрами метрологии железных дорог по нарядам-заказам, так и сторонними организациями на основании заключенных договоров с балансодержателем весов.

3.2. Организация работы производственных участков

по поверке и ремонту весоизмерительных приборов центров

метрологии железных дорог

Работы по МО, РТО, ремонту весов выполняются работниками центров метрологии железных дорог в пределах закрепленных за ними участков.

Для этих целей в центрах метрологии железных дорог организуются производственные участки по поверке и ремонту весоизмерительных приборов, работники которых должны соответствовать квалификационным требованиям, определенным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 06 декабря 1983 г. N 283/24-82 г.

Обучение вышеуказанных работников проводится в соответствии с учебными планами и программами, согласованными с Департаментом технической политики и утвержденными Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД».

Штатная численность производственных участков по поверке и ремонту весоизмерительных приборов устанавливается с учетом видов выполняемых работ и функций в соответствии с Типовым положением о центре метрологии железной дороги (Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.02.2011 г. N 419р).

Ответственный за выполнение работ по МО, РТО, ремонту до начала проведения работ на вагонных весах должен подать заявку о закрытии весового пути на время проведения работ начальнику станции (дежурному по станции) или руководителю организации, на территории которой находятся вагонные весы. Убедиться в наличии записи в журнале осмотра формы ДУ-46 о предстоящих работах, согласовать время начала и окончания работ.

При проведении работ на весах соблюдать последовательность операций, предусмотренных технологическими процессами (картой).

Выполнение монтажных, ремонтных, поверочных и других работ на вагонных весах разрешается только после перевода стрелок в положение, исключающее попадание на весовой путь железнодорожного подвижного состава и ограждения места работ. Ограждение места работ должно проводиться красным сигналом (переносным красным щитом). Работы с использованием грузоподъемных механизмов производят в строгом соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00», утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. N 98.

3.3. Производственно-техническая база производственных

участков по поверке и ремонту весоизмерительных приборов

центров метрологии железных дорог

Для проведения работ по МО, РТО и ремонту весов центрами метрологии железных дорог используются эталонное оборудование, вагоны — весовые мастерские (или мобильные весоповерочные лаборатории на базе автомобиля), вагоны — весоизмерительные лаборатории и весоповерочные вагоны, а также испытательные составы, состоящие минимум из 3 контрольных вагонов. На крупных железнодорожных узлах применяются стационарные весовые мастерские.

Использование эталонного оборудования вагонов — весовых мастерских (или мобильных весоповерочных лабораторий на базе автомобиля), вагонов — весоизмерительных лабораторий и весоповерочных вагонов не по назначению запрещается.

Передвижение вагонов — весовых мастерских и весоповерочных вагонов осуществляется в составе грузовых, а вагонов — весоизмерительных лабораторий — в составе грузовых и пассажирских поездов на основании оформленных перевозочных документов.

Сроки проведения деповского и капитального видов ремонта вагонов — весовых мастерских и весоповерочных вагонов установлены Распоряжением ОАО «РЖД» от 8 апреля 2008 г. N 707р, а вагонов — весоизмерительных лабораторий — Приказом МПС России от 4 апреля 1997 г. N 9Ц.

Деповский и капитальный ремонты весоповерочных вагонов, вагонов — весовых мастерских и вагонов — весоизмерительных лабораторий осуществляются соответствующими ремонтными подразделениями по нарядам-заказам (для структур ОАО «РЖД») или на договорной основе.

Ведение учета весоповерочных вагонов осуществляется причастными работниками балансодержателя вагонов, ответственными за внесение информации в АСУ МО.

3.4. Эксплуатация вагонов — весовых мастерских,

вагонов — весоизмерительных лабораторий

и весоповерочных вагонов

Вагон — весовая мастерская оборудуется на базе пассажирского вагона (или служебного вагона рефрижераторной секции) по проекту и чертежам, утвержденным в установленном порядке. Вагон — весовая мастерская предназначен для выполнения работ по монтажу, ремонту весов, а также для обеспечения бытовых условий работников согласно санитарно-бытовых норм и требований охраны труда.

За исправность инструмента, инвентаря и контрольно-измерительных приборов, находящихся в вагоне — весовой мастерской, отвечает руководитель производственного участка по поверке и ремонту весоизмерительных приборов центров метрологии железных дорог.

Технический паспорт на вагон — весовую мастерскую должен храниться на рабочем месте ответственного работника центра метрологии железных дорог.

Вагон — весоизмерительная лаборатория оборудуется на базе четырехосного пассажирского вагона по проекту и чертежам, утвержденным установленным порядком.

Вагон — весоизмерительная лаборатория оснащается эталонами единиц величины (гирями классов точности и весами специального и высокого классов точности как средствами поверки), перечень которых приведен в таблице 2 и предназначается для поверки весов и гирь, находящихся в стационарных и передвижных весовых мастерских.

Таблица 2

Наименование весов

Диапазон значений весов и массы гирь, кг

Класс точности

Кол-во, шт.

Весы (разъездные)

5

Высокий

1

Весы

5

Специальный, высокий

1

Весы

10

Специальный, высокий

1

Весы

20

Специальный, высокий

1

Наборы гирь к весам

5

 

2

Наборы гирь к весам

10

2

Наборы гирь к весам

1

2

Наборы гирь к весам

0,2

2

Наборы гирь к весам

0,02

2

Гири параллелепипедной формы

20

150

Гири класса точности и , весы специального и высокого классов точности устанавливаются в вагоне — весоизмерительной лаборатории на специальных столах и хранятся:

весы специального и высокого классов точности — в застекленных шкафах с дверцами;

наборы гирь (два комплекта) к весам специального и высокого классов точности — в футлярах;

гири класса точности массой 20 кг хранятся в специально изготовленных для них ящиках.

Поверка исходных эталонов согласовывается с территориальными органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации или аккредитованными в установленном порядке по этому виду деятельности юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Технические паспорта и свидетельства о поверке на весы высокого класса точности и гири классов точности и должны храниться у ответственного работника центров метрологии железных дорог, а копии — на месте их эксплуатации.

Весоповерочный вагон оборудуется на базе шести и четырехосного вагона по чертежам, утвержденным в установленном порядке.

Весоповерочный вагон включается в состав поезда и может следовать со скоростью не более 90 км/ч.

Весоповерочный вагон оборудуется краном-штабелером с захватом для перемещения двух самоходных весоповерочных тележек и гирь класса точности массой 2000 кг. Весоповерочный вагон относится к механизированным средствам поверки, предназначается для МО, РТО вагонных весов и оснащается эталонами массы в соответствии с описанием типа.

Перемещающийся по балке крана-штабелера электротельфер предназначен для установки весоповерочных тележек на рельсы вагонных весов и погрузки на тележки гирь класса точности номинальной массой 2000 кг, а также для последующей загрузки их обратно в весоповерочный вагон по окончании работ. Электротельфер должен иметь технический паспорт завода-изготовителя.

Весоповерочный вагон должен иметь свидетельство о поверке, которое хранится на рабочем месте ответственного работника центра метрологии железных дорог, а копия свидетельства — у машиниста самоходного весоповерочного вагона.

Исправность гирь класса точности массой 2000 кг и самоходных весоповерочных тележек, а также сохранность действующих поверительных клейм на них обеспечивается машинистом самоходного весоповерочного вагона и контролируются ответственным работником центра метрологии железных дорог.

За сохранность и исправное состояние оборудования весоповерочного вагона отвечает машинист самоходного весоповерочного вагона.

Весоповерочный вагон подключается к наружным источникам электропитания напряжением 380 В.

Запрещается роспуск с горок или маневры толчками вагонов — весовых мастерских и весоповерочных вагонов.

4. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕСОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СТОРОННИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

Центры метрологии железных дорог в установленном в ОАО «РЖД» порядке могут оказывать услуги по МО, РТО и ремонту весов, принадлежащих сторонним организациям и дочерним зависимым обществам ОАО «РЖД» на договорной основе в соответствии с действующим законодательством. Для организации планирования метрологических услуг, предоставляемых сторонним организациям, учет средств измерений массы и регистрация метрологического обслуживания ведется в АСУ МО работниками Центров метрологии железных дорог.

5. ОХРАНА ТРУДА

Руководитель эксплуатирующего весы подразделения ОАО «РЖД» разрабатывает либо вносит в существующие местные инструкции по охране труда вопросы безопасных приемов труда при взвешивании грузов и осмотре весов. При необходимости делается выписка из указанного документа. Местная инструкция по охране труда (выписка) должна храниться на рабочем месте ответственного лица за взвешивание.

Ответственные лица за взвешивание при эксплуатации весов обязаны строго соблюдать требования местной инструкции по охране труда, «Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и коммерческих операциях в сфере грузовых перевозок», утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2009 г. N 2760р, «Типовой должностной инструкции приемосдатчика груза и багажа ОАО «РЖД», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 15 февраля 2005 г. N 198р и руководства по эксплуатации весов завода-изготовителя, а также проводить работы строго в соответствии с технологическим процессом железнодорожной станции.

С ответственными лицами за взвешивание не менее 2-х раз в год полномочные представители эксплуатирующей весы организации проводят технические занятия по эксплуатации и устройству весов, после чего производится проверка знаний, с отметкой в журнале технического обучения.

Соответствующие темы технических занятий по эксплуатации весов вносятся в годовой план технической учебы.

Все причастные работники центров метрологии железных дорог обязаны знать и строго соблюдать требования инструкций, касающихся техники и мер безопасности при выполнении работ по монтажу и техническому обслуживанию весоизмерительных приборов ОАО «РЖД», в том числе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда. «Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения ПОТ РО-14000-005-98», утвержденных Департаментом экономики машиностроения Министерства экономики Российской Федерации 19 февраля 1998 г., «Инструкции по охране труда при выполнении работ по монтажу и техническому обслуживанию весоизмерительных приборов ОАО «РЖД», утвержденной Распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2008 г. N 2721р, «Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и коммерческих операциях в сфере грузовых перевозок», утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 31 декабря 2009 г. N 2760р.

Ответственные работники центров метрологии железных дорог не реже одного раза в квартал обязаны проводить повторный инструктаж по технике безопасности с каждым работником производственных участков по поверке и ремонту весоизмерительных приборов.

При выполнении работ по МО, РТО, ремонту и монтажу весов работники производственных участков по поверке и ремонту весоизмерительных приборов должны пользоваться установленной спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, носить сигнальные жилеты, а при работе в котловане весов пользоваться касками.

6. БИБЛИОГРАФИЯ

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

[2] Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

[3] «Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. Сборник — книга 1″. М.: Юридическая фирма «Юртранс», 2003.

[4] ГОСТ Р 8.598-2003 Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки.

[5] ГОСТ Р 53228-2008 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания. М.: Стандартинформ, 2009.

[6] ГОСТ 30414-96 Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические условия.

[7] Постановление Госстандарта России от 17 декабря 2002 г. N 124.

[8] Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29.12.1973 г. N 279.

[9] «Правила по метрологии. Метрологическое обеспечение. Система автоматизированного ведения отраслевого Реестра средств измерений, допущенных к применению в отрасли. Порядок ведения Реестра. ПР 32.82-2000», утверждены Указанием МПС Российской Федерации от 18 января 2001 г. N М-63у.

[10] «Правила устройства электроустановок», утверждены Министерством энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204.

[11] «Методическое пособие по эксплуатации и техническому содержанию средств измерения массы на железных дорогах» М.: «Транспечать», 2002.

[12] «Типовая должностная инструкция приемосдатчика груза и багажа ОАО «РЖД», утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» от 15 февраля 2005 г. N 198р.

[13] Единицы измерения массы и веса в международной системе единиц. М.: 1966, Смирнова Н.А.

Приложение N 1

Форма N МПУ-11

                                                                      

Утверждена ОАО «РЖД» в 2004 г.

Хранится у ответственного

лица за взвешивание

Технический паспорт весов N ______________

Станция __________________________________

________________________ железной дороги —

филиала ОАО «РЖД»

┌──────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐

│ Наименование │ Паспорт N _____ │

│ предприятия │ │

├──────────────────┤ │

│ │ │

├──────────────────┴──────────────────────────────────────────────────────┤

│ 1. Наименование весов ______________________________________________ │

│ (аналитические, настольные, товарные, │

│ автомобильные, вагонные и т.д.) │

│ │

│ (с отношением плеч 1:10, 1:100 и т.д., шкальные,│

│ циферблатные, тензометрические) │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 2. Пределы допускаемых нагрузок: наибольший _____ наименьший _______ │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 3. Завод-изготовитель ______________________________________________ │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 4. Заводской N __________________ 5. Инвентарный __________________ │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 6. Дата поступления весов в эксплуатацию «__» _____________ 20 __ г. │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 7. Местонахождение _________________________________________________ │

│ (отдел, цех, склад, магазин, станция железной │

│ дороги и т.д.) │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ 8. Периодичность поверки ___________________________________________ │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

9. Особые отметки __________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Начальник станции __________________________________________________

(ФИО, подпись)

____________________________________________________________________

(ФИО и подпись составителя паспорта)

Дата составления паспорта «__» ________________ 20___ г.

┌────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Год, месяц │ Отметки о неисправностях, ремонте │

│ и число │ и поверке весов │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤

│ │ │

└────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────┘

В настоящем журнале пронумеровано и прошнуровано

________________________ страниц

«__» ___________________ 20__ г.

_______________________________

(подпись)

Приложение N 2

АКТ

выбора места установки вагонных весов

на ст. ________________________ железной дороги.

Комиссия в составе:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Определила место установки вагонных весов на участке __________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Тип рельса на участке установки весов: P _____; ширина колеи: _____ мм.

По скорости: категория пути ____________________, по грузонапряженности

группа пути ______________;

Длины прямолинейных участков пути с каждой стороны от весов ________ м/

_____________ м

Расстояние до ближайшего стрелочного перевода __________м/________ м.

Максимальный уклон на участке установки весов ___________________ ;

Используемый на данном участке тип шпал ______________________________:

Предполагаемый способ установки весов (на щебень, на бетон, на старый

фундамент рычажных весов и пр.) ___________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Результаты геологических изысканий на месте предполагаемой установки

весов (Приложение ________); ____________________________________________

Примечание

Продольный профиль пути на месте установки весов (Приложение _________)

________________________________;

Примечание

Год проведения последнего капитального ремонта пути: ______________ г.;

Схема станции с указанными на ней весами, кабельной трассой,

конструкцией АСКО ПВ и помещением, где планируется установить ПТК

(Приложение ___________________).

Наличие электрической тяги на участке установки весов (да/нет) _______;

Ток (перемен/ пост) ___________________;

Расстояние от ГПУ до рабочего места оператора __________________ м;

прокладки кабеля связи от ГПУ до рабочего места оператора (слева/справа

от оси пути) __________________, на расстоянии от оси пути _____________ м,

на глубине ____________________ м;

Расстояние от ГПУ до несущей конструкции АСКО ПВ ___________________ м;

Расстояние от ГПУ до рабочего места оператора __________________________ м;

Расстояние от несущей конструкции АСКО ПВ до рабочего места оператора

________________________м;

В случае передачи информации к АРМу весов по волоконно-оптическому

кабелю АСКО ПВ, способ прокладки кабеля связи от ГПУ до несущей конструкции

АСКО ПВ: (слева/справа от оси пути) _________________, на расстоянии от оси

пути __________________ м;

Расстояние от опорных и поддерживающих конструкций контактной сети и

светофоров __________ м/_______________ м;

Расстояние до нейтральной вставки контактной сети, постов

секционирования, пунктов параллельного соединения и отсасывающих

трансформаторов __________ м/__________ м/___________ м/_____________ м;

Расстояние до жесткой поперечины контактной подвески ______ м/______ м;

Расстояние до ближайших изолирующих стыков справа/слева от весов

____________/______________ м;

Расстояние до места подключения искровых промежутков (ИМП), роговых

разрядников и дроссельных пунктов _________ м/__________ м/__________ м;

Наличие на пути установки весов рельсовых цепей СЦБ (да/нет) _________;

Скорость движения поездов на участке установки весов км/ч;

Наличие технологических остановок ж.д. составов на участке установки

весов (да/нет) ___________________

Заключение:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Члены комиссии:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Приложение N 3

АКТ

выбора места установки автомобильных весов

на ст. ________________________ железной дороги.

Комиссия в составе:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Определила место установки автомобильных весов ________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Длины прямолинейных участков с каждой стороны от весов ______м/_____ м.

Максимальный уклон на предполагаемом участке установки весов _____ ;

Предполагаемый способ установки весов (на щебень, на бетон, на старый

фундамент рычажных весов и пр.) __________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Результаты геологических изысканий на месте предполагаемой установки

весов (Приложение ______________); ________________________________________

Примечание

Расстояние от ГПУ до рабочего места оператора _______________ м;

прокладки кабеля связи от ГПУ до рабочего места оператора (слева/справа

от оси дороги) _________________, на расстоянии от оси дороги __________ м,

на глубине ____________________ м;

Скорость движения автотранспорта на участке установки весов _____ км/ч;

Заключение:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Члены комиссии:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Приложение N 4

Утверждаю:

__________________________

____ (заказчик) __________

«__» _____________ 20__ г.

АКТ N ______________

Приемки и ввода в эксплуатацию весов ___________ зав. N

___________на станции _______________ железной дороги

«__» ______________ 20__ г.

Приемочная комиссия в составе:

Ф.И.О. _______________________ — Представитель эксплуатирующей весы

организации (председатель)

Ф.И.О. _______________________ — Представитель балансодержателя весов

Ф.И.О. _______________________ — Представитель центра метрологии

железной дороги

Ф.И.О. _______________________ — Представитель управления (службы,

хозяйства), указанного в п. 2.1.

Ф.И.О. _______________________ — Представитель подрядной организации

назначенная телеграммой от «__» ___________ 20__ г. N ______, провела в

эксплуатационных условиях работы железнодорожной станции __________________

_____________________ железной дороги приемочные испытания весов __________

зав. N __________ (предприятие-изготовитель ___________________).

Результаты проверки подтвердили соответствие технических характеристик,

заявленных в технической документации на весы (Паспорт __________________).

«__» __________ 20___ г. проведена поверка весов ______________________

в соответствии с методикой поверки, указанной в технической документации

весов.

Испытания весов, смонтированных на путях N ________________ проводились

в эксплуатационных условиях железнодорожной станции _______________________

_____________________ _____________________ железной дороги при температуре

окружающего воздуха _____ °C.

Заключение:

На основании положительных (отрицательных) результатов приемочных

испытаний, принять (не принимать) весы _________________ на железнодорожной

станции _____________ ____________ железной дороги в эксплуатацию.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

В связи с вводом в эксплуатацию смонтированных на пути N ________ весов

__________________________________ зав. N __________, в оперативном порядке

необходимо предусмотреть соответствующие изменения в работе станции

и внести их в технологический процесс.

Председатель комиссии: ______________________________________________

Члены комиссии: _______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Приложение N 5

Пример компоновки локальной поверочной схемы средств

измерения массы центра метрологии железной дороги —

филиала ОАО «РЖД»

Пример изложения текста документа на локальную

поверочную схему

Настоящий документ распространяется на средства измерений массы в диапазоне от 100 г до 2000 кг и устанавливает порядок передачи размера единицы килограмма этим средствам измерений при помощи вторичных эталонов и эталонов 3-го и 4-го уровней с указанием погрешностей и основных методов поверки.

1. Исходный эталон

1.1. В качестве исходного эталона применяются гири номинальной массы третьего разряда, соответствующие классу точности по ГОСТ 7328. Абсолютная погрешность эталонных гирь третьего разряда должна быть не более 0,6 мг … 300 мг.

1.2. Эталонные гири третьего разряда применяются для поверки эталонных гирь 4 разряда, соответствующих классу точности по ГОСТ 7328, сличением с помощью весов механических неравноплечих, лабораторных весов ВЛО-20, весов лабораторных равноплечих Т-1-1, весов лабораторных WA-21.

2. Эталоны 4 разряда

2.1. В качестве эталонов четвертого разряда применяются гири номинальной массы 0,1 … 2000 кг, соответствующие классу точности по ГОСТ 7328. Абсолютная погрешность эталонных гирь четвертого разряда должна быть не более 5 мг … 200 г.

2.2. Эталонные гири четвертого разряда применяются для поверки:

— весов автомобильных, вагонных и платформенных для статического взвешивания среднего класса точности по ГОСТ Р 53228-2008;

— весов автомобильных, вагонных для взвешивания в движении класса точности 0,2; 0,5; 1; 2 по ГОСТ 30414-96.

3. Рабочие средства измерений

3.1. В качестве рабочих средств измерений используются: гири четвертого разряда, соответствующие классу точности по ГОСТ 7328, весы автомобильные, вагонные, платформенные для статического взвешивания по ГОСТ Р 53228-2008; весы автомобильные, вагонные для взвешивания в движении по ГОСТ 30414-96.

3.2. Абсолютная погрешность эталонных гирь четвертого разряда соответствующих классу точности , должна быть не более 5 мг … 200 г.

3.3. Абсолютная погрешность весов автомобильных, вагонных, платформенных в интервалах взвешивания устанавливается ГОСТ Р 53228-2008.

3.4. Абсолютная погрешность весов автомобильных и вагонных для взвешивания в движении в интервалах взвешивания устанавливается ГОСТ 30414-96.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аккузид инструкция по применению цена отзывы аналоги в таблетках
  • Отказ от классного руководства заявление образец заявления
  • Boiler designer руководство
  • Супрастинекс капли инструкция по применению цена взрослым
  • Электрический духовой шкаф midea mo78101cgb инструкция