Инструкция по заполнению отчета в минюст он0001

Добрый день.

Я не могу разобраться с новой отчетностью НКО в Минюст в части раздела лист Б — сведения о сотрудниках. На какую дату или за какой период нужны сотрудники?

Т.е. в течение года у нас в НКО работало человек 200, на 31.12.21 — осталось 12 человек, т.к. деятельность свернулась. Так вот, этот лист Б надо заполнять на 200 человек или на 12?

Помогите, пожалуйста, разобраться. Просто обороты за год были достаточно большими, как в части получения средств, так и расходования, и как-то странно выглядит, что эти миллионные обороты были сделаны 12 сотрудниками.

Инструкция: как НКО составить отчет в Минюст без ошибок

Чем отличаются отчеты разных видов некоммерческих организаций и как правильно их подготовить.

Все НКО, на которые распространяется ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно предоставлять специальную отчетность в Министерство юстиции России не позднее 15 апреля. Закон не касается только потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Какие отчеты нужно сдать в Минюст и что в них обязательно должно быть, рассказал АСИ Павел Гамольский, президент ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций». 

Отчеты небольших НКО и религиозных организаций

Первый, самый простой, вариант отчета предусмотрен для небольших некоммерческих организаций, которым за год из любых источников поступило не более 3 млн рублей. Эти НКО не должны быть общественными и религиозными организациями, иметь иностранных учредителей и иностранного финансирования. Они предоставляют в Минюст в произвольной форме уведомления о продолжении своей деятельности и отсутствии иностранных учредителей и иностранного финансирования. 

Второй вариант отчета установлен только для религиозных организаций. Они отчитываются по форме ОР0001 вне зависимости от каких-либо других условий.

Отчеты общественных объединений

Третий вариант сдают общественные объединения. У них два отчета. Первый – уведомление о продолжении деятельности (образец). В уведомлении нужно:

  • проинформировать о продолжении своей деятельности;
  • указать наименование постоянно действующего руководящего органа и действительное место его нахождения;
  • привести данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, все общественные объединения (вне зависимости от состава учредителей, участников и наличия или отсутствия иностранного финансирования) должны сдать отчет по форме ОН0003 об объеме денежных средств и другого имущества. Этот отчет заполняется только по иностранным поступлениям в денежной и натуральной форме.

У общественных объединений часто возникает вопрос, как заполнять форму ОН0003: по данным бухгалтерского учета (методом начислений) или по мере поступления и расходования именно денежных средств (кассовым методом). Оба варианта правильные. Но нужно иметь в виду, что Минюст в автоматическом режиме получает информацию из Росфинмониторинга о всех поступлениях из иностранных источников. Эта информация формируется по кассовому методу. Поэтому форму ОН0003 проще заполнять по поступлению и расходу зарубежных денег.

Фото: ron dyar / Unsplash

Остальные НКО

Четвертый вариант отчета предусмотрен для остальных НКО — не общественных или религиозных организаций, тех, у кого есть иностранные учредители и (или) иностранное финансирование, и чей объем поступлений за год превысил 3 млн рублей. Они должны представить две формы отчетов: ОН0001 и ОН0002

Форма ОН0001 называется «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов». В первом разделе этой формы нужно перечислить виды деятельности, которыми занималась организация в отчетном году в соответствии с учредительными документами. Сюда можно переписать виды деятельности из устава, а можно изложить простым, понятным языком содержание деятельности НКО в течение года. Некоторые приводят здесь названия собственных программ и проектов, это тоже не ошибка.

Второй раздел формы ОН0001 предназначен для декларирования наличия или отсутствия приносящей доход деятельности, в том числе продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, участия в хозяйственных обществах, операций с ценными бумагами и другой деятельности. В третьем разделе нужно выбрать из списка источники формирования имущества. В четвертом — перечислить органы управления НКО, их наименование, периодичность заседаний в соответствии с учредительными документами и фактическое соблюдение этих внутренних правил некоммерческой организации.

Приложение к форме ОН0001 (лист А) нужно заполнить на каждый руководящий орган НКО. Персональные данные членов руководящих органов при загрузке отчета на сайт Минюста обезличиваются: пользователям сайта видны только фамилии, имена, отчества членов соответствующего руководящего органа НКО. 

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Отчет о целях расходования денег

Самая сложная и противоречивая форма отчетности в органы Минюста – это форма ОН0002. Она называется «Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства». Эта форма предназначена для отражения расходов, понесенных за счет любых источников.

В форме — три раздела. Сложнее всего заполнить первый. Он состоит из четырех пунктов. В соответствии с приказами Минюста за 2019 год в отчетах за 2018 и 2019 годы не нужно заполнять пункты 1.2 и 3.3 и аналогичные им по содержанию пункты 1-4 формы ОН0003. Здесь упоминаются средства, переданные российскими юридическими лицами, которые получают деньги от иностранных источников. 

Нигде не разъясняется, как заполнять форму ОН0002 — по данным бухгалтерского учета и отчетности или по данным движения средств по счетам в банках. Поэтому насколько подробно раскрыть сведения, каждая НКО решает для себя сама. Ни с какими формами бухгалтерской и налоговой отчетности форма ОН0002 не сопоставляется и не сличается. 

Заполнять этот отчет можно несколькими способами:

  1. Расходы детализируются по программам (проектам) и отдельно показываются административные расходы.
  2. Расходы детализируются по статьям финансового плана некоммерческой организации (заработная плата, налоги, командировки, банковские услуги) вне зависимости от того, программные это расходы или административные.
  3. Расходы детализируются по отдельным жертвователям.

Клубу бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций встречался вариант заполнения отчета, которым пользоваться нельзя. Организация, которая, по-видимому, хотела полностью скрыть от общества, чем именно она занимается и на что расходует средства, включила в отчет одну единственную строку «Расходы на уставную деятельность» с указанием общей суммы расходов за год. Так делать не следует. Хотя сказать, что НКО что-то нарушила в этом случае, нельзя.

Фото: pixabay.com

Отчет благотворительных организаций

Отдельный отчет сдают в Минюст благотворительные организации. То есть не организации, фактически осуществляющие благотворительную деятельность, а именно благотворительные организации в узком смысле этого термина. К ним относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации целей, предусмотренных ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Они могут создаваться в одной из трех организационно-правовых форм: общественная организация, фонд или учреждение, если его учредила другая благотворительная организация.

Законодательные и нормативные акты не устанавливают форму отчета о деятельности благотворительной организации. Нужно раскрыть информацию, перечисленную в п. 2 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Образец составления отчета представлен здесь.

В Минюст благотворительные организации должны сдать отчет о своей деятельности одновременно с отчетом о финансово-хозяйственной деятельности, представляемым в налоговые органы, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

Ответственность за непредоставление отчета либо грубые ошибки в нем установлена в ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая применяется к любым отчетам, направляемым в государственные органы. Нарушителю могут вынести предупреждение либо наложить на него административный штраф: на должностных лиц организации – от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей. 

Практика показывает, что региональные управления Минюста России в последние годы проявляют повышенный интерес к наличию отчетов благотворительных организаций, впрочем, не вникая в содержание поданных сведений. 

Где получить консультацию по заполнению отчета в Минюст  

Если у НКО есть трудности с заполнением отчета, получить консультацию можно у юристов ассоциации «Юристы за гражданское общество«. Кроме того, ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» ежемесячно проводит вебинары, на которых можно найти ответы на конкретные вопросы. Информация о времени вебинаров размещается на сайте ассоциации и в социальных сетях

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Минюст подготовил методичку по сдаче отчетности для НКО и общественных организаций


12.04.2021


Минюст подготовил методичку по сдаче отчетности для НКО и общественных организаций

Минюст подготовил для некоммерческих и общественных организаций методические рекомендации по заполнению и представлению в министерство отчетности о своей деятельности.

Текст документа опубликован на официальном сайте Минюста.

Методические рекомендации определяют порядок представления отчетности некоммерческих организаций по формам:

  • № ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов».
  • № ОН0002 «Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников».

Также методичка содержит положения о сдаче отчетности:

  • для общественных объединений по форме № ОН0003 «Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании» и сообщения о продолжении деятельности;
  • для религиозных организаций по форме № ОР0001 «Отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании)».

Кроме того, документ включает рекомендации по сдаче отчетности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций по формам:

  • № СП0001 «Отчет структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования»;
  • № СП0002 «Отчет структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации о фактическом расходовании или использовании денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества»;
  • № СП0003 «Информация структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах».

Напомним, все перечисленные формы отчетности утверждены приказом Минюста от 16.08.2018 № 170.

В «1С:Предприятии 8» необходимые изменения будут поддержаны. О сроках см. в «Мониторинге законодательства».

Подписаться на комментарии

Отправить на почту

Печать

Написать комментарий

Анна Маленко·НКО-сектор·12.03.2020

Все НКО, на которые распространяется ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно предоставлять специальную отчетность в Министерство юстиции России не позднее 15 апреля. Закон не касается только потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Какие отчеты нужно сдать в Минюст и что в них обязательно должно быть, рассказал АСИ Павел Гамольский, президент ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций».

Отчеты небольших НКО и религиозных организаций

Первый, самый простой, вариант отчета предусмотрен для небольших некоммерческих организаций, которым за год из любых источников поступило не более 3 млн рублей. Эти НКО не должны быть общественными и религиозными организациями, иметь иностранных учредителей и иностранного финансирования. Они предоставляют в Минюст в произвольной форме уведомления о продолжении своей деятельности и отсутствии иностранных учредителей и иностранного финансирования.

Второй вариант отчета установлен только для религиозных организаций. Они отчитываются по форме ОР0001 вне зависимости от каких-либо других условий.

Отчеты общественных объединений

Третий вариант сдают общественные объединения. У них два отчета. Первый – уведомление о продолжении деятельности (образец). В уведомлении нужно:

проинформировать о продолжении своей деятельности;

указать наименование постоянно действующего руководящего органа и действительное место его нахождения;

привести данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, все общественные объединения (вне зависимости от состава учредителей, участников и наличия или отсутствия иностранного финансирования) должны сдать отчет по форме ОН0003 об объеме денежных средств и другого имущества. Этот отчет заполняется только по иностранным поступлениям в денежной и натуральной форме.

У общественных объединений часто возникает вопрос, как заполнять форму ОН0003: по данным бухгалтерского учета (методом начислений) или по мере поступления и расходования именно денежных средств (кассовым методом). Оба варианта правильные. Но нужно иметь в виду, что Минюст в автоматическом режиме получает информацию из Росфинмониторинга о всех поступлениях из иностранных источников. Эта информация формируется по кассовому методу. Поэтому форму ОН0003 проще заполнять по поступлению и расходу зарубежных денег.

Остальные НКО

Четвертый вариант отчета предусмотрен для остальных НКО — не общественных или религиозных организаций, тех, у кого есть иностранные учредители и (или) иностранное финансирование, и чей объем поступлений за год превысил 3 млн рублей. Они должны представить две формы отчетов: ОН0001 и ОН0002.

Форма ОН0001 называется «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов».

В первом разделе этой формы нужно перечислить виды деятельности, которыми занималась организация в отчетном году в соответствии с учредительными документами. Сюда можно переписать виды деятельности из устава, а можно изложить простым, понятным языком содержание деятельности НКО в течение года. Некоторые приводят здесь названия собственных программ и проектов, это тоже не ошибка.

Второй раздел формы ОН0001 предназначен для декларирования наличия или отсутствия приносящей доход деятельности, в том числе продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, участия в хозяйственных обществах, операций с ценными бумагами и другой деятельности. В третьем разделе нужно выбрать из списка источники формирования имущества. В четвертом — перечислить органы управления НКО, их наименование, периодичность заседаний в соответствии с учредительными документами и фактическое соблюдение этих внутренних правил некоммерческой организации.

Приложение к форме ОН0001 (лист А) нужно заполнить на каждый руководящий орган НКО. Персональные данные членов руководящих органов при загрузке отчета на сайт Минюста обезличиваются: пользователям сайта видны только фамилии, имена, отчества членов соответствующего руководящего органа НКО.

Отчет о целях расходования денег

Самая сложная и противоречивая форма отчетности в органы Минюста – это форма ОН0002. Она называется «Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства». Эта форма предназначена для отражения расходов, понесенных за счет любых источников.

В форме — три раздела. Сложнее всего заполнить первый. Он состоит из четырех пунктов. В соответствии с приказами Минюста за 2019 год в отчетах за 2018 и 2019 годы не нужно заполнять пункты 1.2 и 3.3 и аналогичные им по содержанию пункты 1-4 формы ОН0003. Здесь упоминаются средства, переданные российскими юридическими лицами, которые получают деньги от иностранных источников.

Нигде не разъясняется, как заполнять форму ОН0002 — по данным бухгалтерского учета и отчетности или по данным движения средств по счетам в банках. Поэтому насколько подробно раскрыть сведения, каждая НКО решает для себя сама. Ни с какими формами бухгалтерской и налоговой отчетности форма ОН0002 не сопоставляется и не сличается.

Заполнять этот отчет можно несколькими способами:

Расходы детализируются по программам (проектам) и отдельно показываются административные расходы.

Расходы детализируются по статьям финансового плана некоммерческой организации (заработная плата, налоги, командировки, банковские услуги) вне зависимости от того, программные это расходы или административные.

Расходы детализируются по отдельным жертвователям.

Клубу бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций встречался вариант заполнения отчета, которым пользоваться нельзя. Организация, которая, по-видимому, хотела полностью скрыть от общества, чем именно она занимается и на что расходует средства, включила в отчет одну единственную строку «Расходы на уставную деятельность» с указанием общей суммы расходов за год. Так делать не следует. Хотя сказать, что НКО что-то нарушила в этом случае, нельзя.

Отчет благотворительных организаций

Отдельный отчет сдают в Минюст благотворительные организации. То есть не организации, фактически осуществляющие благотворительную деятельность, а именно благотворительные организации в узком смысле этого термина. К ним относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для реализации целей, предусмотренных ФЗ от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Они могут создаваться в одной из трех организационно-правовых форм: общественная организация, фонд или учреждение, если его учредила другая благотворительная организация.

Законодательные и нормативные акты не устанавливают форму отчета о деятельности благотворительной организации. Нужно раскрыть информацию, перечисленную в п. 2 ст. 19 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Образец составления отчета представлен здесь.

В Минюст благотворительные организации должны сдать отчет о своей деятельности одновременно с отчетом о финансово-хозяйственной деятельности, представляемым в налоговые органы, то есть до 31 марта года, следующего за отчетным.

Ответственность за непредоставление отчета либо грубые ошибки в нем установлена в ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая применяется к любым отчетам, направляемым в государственные органы. Нарушителю могут вынести предупреждение либо наложить на него административный штраф: на должностных лиц организации – от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.

Практика показывает, что региональные управления Минюста России в последние годы проявляют повышенный интерес к наличию отчетов благотворительных организаций, впрочем, не вникая в содержание поданных сведений.

Где получить консультацию по заполнению отчета в Минюст 

Если у НКО есть трудности с заполнением отчета, получить консультацию можно у юристов ассоциации «Юристы за гражданское общество«. Кроме того, ассоциация «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций» ежемесячно проводит вебинары, на которых можно найти ответы на конкретные вопросы. Информация о времени вебинаров размещается на сайте ассоциации и в социальных сетях.

Источник: АСИ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Корвалол в таблетках состав препарата инструкция
  • Ультразвуковая чистка инструментов для маникюра инструкция
  • Бровермектин инструкция по применению для животных
  • Тутовый дошаб инструкция по применению цена в аптеках
  • Цифра 8 из шаров своими руками пошаговая инструкция