Инструкция по заполнению смр 13 графа

Порядок заполнения CMR

Порядок заполнения CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)

Составление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. Бланк CMR-накладной состоит из десяти (четырнадцати) страниц с незаполненными графами, отпечатанными на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Записи в него заносятся без применения копировальной бумаги, что требует от перевозчиков аккуратного обращения с бланком. Ни в коем случае нельзя на накладной CMR оформлять какие-либо документы (путевые листы, тахограммы и проч.), так как накладная будет испорчена. 

В соответствии с постановлением №23, CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем в четырех экземплярах (на четырех страницах). Однако на практике рекомендуется оформлять накладную в семи экземплярах. 

У первых четырех страниц CMR-накладной есть собственные наименования (отпечатаны типографским способом):

  • первая страница — «1 Экземпляр для отправителя»;
  • вторая — «2 Экземпляр для получателя»;
  • третья — «3 Экземпляр для перевозчика»;
  • четвертая — «4 Для расчетов».

Страница «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначена для подтверждения факта отправки груза и расчетов.

Вторая — четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

Страница «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю. Она служит подтверждением факта получения (доставки) груза.

Страницы «3 Экземпляр для перевозчика» и «4 — для расчетов», заверенные подписями и печатями (штампами) получателя груза, направляются перевозчику. Четвертую страницу CMR- накладной̆ перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третью страницу прилагает к путевому листу (она является основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной̆ платы водителю). 

Все последующие страницы CMR-накладной, заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначены для заполнения таможенными (при таможенном оформлении — не менее трех страниц) и другими органами. Количество дополнительных страниц CMR-накладной определяется условиями перевозки.

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза. 

Разницы между заполнением CMR-накладной для импорта или экспорта нет. Если речь идет о заполнении CMR для вывоза (экспорта) товара из России, то можно заполнять CMR на языке страны экспорта (на Русском) или на одном из европейских языков (английский, немецкий, итальянский и пр.). Однако, не следует забывать, что в российский таможенный орган обязательно придется предоставить вариант CMR с переводом на русский язык.

Оформлять CMR для перевозки груза внутри России нет никакой необходимости, перевозку вполне можно выполнить по ТТН.

Правила заполнения CMR

Графа, номер

Описание

1

Отправитель

Указывается фирма — отправитель, её полный юридический адрес, страна, город, индекс, улица, номер дома. Если товар отправляется в Россию по поручению контрактодержателя третьей фирмой, то указывается название этой фирмы и делается приписка: «по поручению» («by order», «on behalf»). Например: «фирма «В» (отправитель) по поручению «фирмы «А» (контрактодержатель)

2

Получатель

указывается полное наименование получателя груза, юридический адрес и ИНН. 

3

Место выгрузки

указывается адрес доставки груза после произведенной таможенной очистки.При наличии заполненной графы 3 перевозчику, независимо от страны принадлежности, разрешается перемещаться по всей территории России без каких-либо других товарно-транспортных документов, не допускается перемещение с грузом на другой адрес, не указанный в данной графе. 

4

Место загрузки, дата загрузки

указывается город, страна и дата погрузки. 

5

Прилагаемые документы

  • указываются документы, прилагаемые к CMR (только те, которые сопровождают груз):
  • счет-фактура (invoice);
  • отгрузочная спецификация;
  • сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;
  • ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
  • фитосанитарный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
  • сертификат о происхождении (certificate of origin)

6-9

Указываются наименование груза, количество грузовых мест и род упаковки

Все данные этого раздела должны точно соответствовать данным, указанным в инвойсе и упаковочном листе.
При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой «расшифровку смотри в инвойсе».
При наличии большого количества наименований указывают расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.
При контейнерных и других транзитных перевозках со сменой транспорта количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в первоначальном транспортном документе. * 

10

Статистический код

указываются коды ТН ВЭД по каждой группе товаров 

11

Вес брутто

указывается вес брутто, заявленный в инвойсе — по экспортной декларации.
При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте. 

12

Объем

заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях — необязательно. 

13

Указания отправителя

указываются полные реквизиты таможенного терминала, на который должен быть доставлен груз для таможенной оформления.
В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза. 

14

Возврат

заполняется при контейнерных перевозках. Указывается адрес контейнерного депо, куда должен быть возвращен контейнер после разгрузки груза. 

15

Условия оплаты

указывается базис поставки товара, например условия поставки по ИНКОТЕРМС 

16

Перевозчик

указываются полные реквизиты транспортной компании владельца транспортного средства, ставится штамп или печать перевозчика 

17

Последующий перевозчик

заполняется в случае, если перевозка осуществляется с перегрузом с одного транспортного средства на другое. Обычно указываются реквизиты агента (экспедитора), который контролирует данную перевозку. Печать 

18

Оговорки и замечания перевозчика

могут быть указаны любые замечания или уточнения перевозчика относительно груза (качество упаковки, температурный режим и др.).**

19

Данная графа может быть заполнена только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется. 

20

Особые согласованные условия

  • платежи, которые отправитель обязан произвести;
  • сумма, подлежащая уплате при сдаче груза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена.

Стороны договора перевозки (отправитель, перевозчик) могут внести в данную графу любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми, например: указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз; 

Указывается ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа. 

21

указывается наименование населенного пункта, где составлялась CMR, и дата заполнения 

22

Прибытие под погрузку

указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под погрузку и убытие из-под погрузки ставится штамп или печать Отправителя и его подпись. 

23

Печать и подпись перевозчика

указывается номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика

24

Прибытие под разгрузку

указываются точное время и дата прибытия транспортного средства под разгрузку и убытия из-под разгрузки. Печать и подпись Получателя после разгрузки.
Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR. 

25

Номер транспортного средства

указываются номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз 

26

указываются марки и модели тягача и полуприцепа, загрузившего груз 

27-29

оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора 

Порядок заполнения CMR

*В графе 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ.

В графе 7 содержится количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).

В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.).
Наименование груза указывается в графе 9.

** По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в графе 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки:

по автотранспортному средству:

  • автомобиль без тента;
  • по согласованию с отправителем; по упаковке:
  • груз без упаковки;
  • упаковка повреждена;
  • упаковка не отвечает требованиям;

по количеству, маркировке грузовых мест:

Проверить невозможно по причине:

  • погрузка выполнена отправителем;
  • большого количества мест;
  • опечатан контейнер;

по принятым грузам:

  • груз явно в плохом состоянии;
  • груз поврежден;
  • груз подмочен;
  • груз подморожен;
  • груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:

Обработка, погрузка осуществляется:

  • водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • по требованию отправителя.

Разгрузка осуществилась:

  • получателем;
  • водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;
  • по требованию получателя.

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.
Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистой графой 18. 

Образец заполнения CMR для сторон Договора перевозки

Отправитель груза

Заполняет графы 1-15, 21, 22. В этих графах указываются следующие данные.  

  • Графа 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)», 
  • Графа 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» — наименования, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза. 
  • Графа 3 «Место разгрузки груза» — страна и место (адрес) доставки груза. 
  • Графа 4 «Место и дата погрузки груза» — страна, место (адрес) и дата принятия груза к перевозке. 
  • Графа 5 «Прилагаемые документы» — перечень прилагаемых документов. При этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами. 
  • Графа 6 «Знаки и номера» — знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».
  • Графа 7 «Количество мест» — количество мест груза. Водитель должен проверить его соответствие фактическому количеству. 
  • Графа 8 «Род упаковки» — род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Вид тары может указываться сокращенно. 
  • Графа 9 «Наименование груза» — наименование груза. 
  • Графа 10 «Статист. №» — код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики. 
  • Графа 11 «Вес брутто, кг» — вес брутто (вес груза с упаковкой) в килограммах. 
  • Графа 12 «Объем, куб. м» — объем, занимаемый грузом, в кубических метрах. 

При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов с данными о них, внесенными в графы 6-12, прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6-12 CMR-накладной следует записать наименования, номера и даты прилагаемых документов, а в прилагаемых документах должна содержаться ссылка на CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления. 

  • Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» — наименование, адрес и другие реквизиты таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующей лицензии. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза.

В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза. Перевозчику необходимо знать, что если отправитель объявляет стоимость груза выше предела, установленного ч. 3 ст. 23 Конвенции КДПГ, то объявленная стоимость заменяет установленный Конвенцией предел ответственности перевозчика (25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 г золота 900-й пробы). При этом отправитель обязан выплатить перевозчику определенную соглашением сторон надбавку к провозной плате.

Кроме того, если в силу ст. 26 Конвенции КДПГ отправитель установит дополнительную ценность груза на случай его утери, повреждения или не доставления в оговоренный срок, он также должен выплатить надбавку к провозной плате.

  • Графа 14 «Возврат» — государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там. 
  • Графа 15 «Условия оплаты» — условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции. 
  • Графа 21 «Составлена в» — наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения. 
  • Графа 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» — фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки. Эти сведения отправитель заверяет подписью (с расшифровкой) и штампом.

Перевозчик груза

Заполняет графы 16-19, 23, 25-29, куда вносит следующие данные.

  • Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и т.д.). 
  • Графа 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» — реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками. 
  • Графа 18 «Оговорки и замечания перевозчика» — оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. 

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанным в CMR-накладной.

Наличие либо отсутствие оговорок перевозчика в данной графе приобретает особую значимость при сдаче груза грузополучателю и выявлении каких-либо несоответствий реального состояния груза сведениям, указанным о нем в накладной. Как известно, перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату либо повреждение груза, произошедшее в промежуток времени между принятием его к перевозке и сдачей. Однако перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, если утрата или повреждение груза вызваны отсутствием, повреждением упаковки либо недостаточностью, неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест. Поэтому в зависимости именно от сделанных представителем перевозчика оговорок в графе 18 решается в дальнейшем вопрос об ответственности перевозчика.

Оговорки могут касаться:

* автотранспортного средства (автомобиль без тента, по согласованию с отправителем); 

* упаковки (груз без упаковки, упаковка повреждена, упаковка не отвечает требованиям); 

* количества, маркировки грузовых мест (проверить невозможно по причине:

  1. выполнения погрузки отправителем;
  2. погодных условий;
  3. большого количества мест;
  4. опечатания контейнера; 

* принятых грузов (груз явно в плохом состоянии, груз поврежден, груз подмочен, груз подморожен, груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность заявителя); 

* обработки, погрузки, сохранности, разгрузки: 

а) обработка, погрузка, сохранность осуществляются: 

  1. отправителем;
  2. водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза по требованию отправителя; 

б) разгрузка осуществляется: 

  1. получателем;
  2. водителем при атмосферных условиях с возможным повреждением груза, по требованию получателя. 

Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.

  • Графа 23 — дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи). Если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика записывается его наименование (то есть проставление штампа перевозчика не обязательно).
  • Графа 25 «Регистрационный номер» — государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
  • Графа 26 «Марка» — марки и модели тягача и полуприцепа.
  • Графы 19, 27-29 — информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.). При совершении перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.

Водитель должен начинать перевозку только после того, как отправитель подписал международную товарно-транспортную накладную. В противном случае ему следует связаться со своим представителем либо отказаться от выполнения перевозки.

Получатель груза

После доставки груза водитель представляет получателю вторую, третью и четвертую страницы CMR-накладной. Получатель обязан заполнить на всех страницах графу 24 «Груз получен»: указать дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп) (обязательно!), которыми удостоверяется факт приема груза.

Страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» остается у получателя груза, а третья и четвертая («3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов») возвращаются перевозчику.

ГЛАВА 2

ЗАПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ

«CMR» У ОТПРАВИТЕЛЯ ГРУЗА

6. Графы 1 — 15, 21, 22 CMR-накладной заполняются отправителем груза.

7. В графах 1, 2 CMR-накладной указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.

8. В графе 3 CMR-накладной указываются страна и место, предназначенные для доставки груза. В графе 4 CMR-накладной указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.

9. Графа 5 CMR-накладной содержит перечень прилагаемых документов.

10. В графе 6 CMR-накладной указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

11. В графе 7 CMR-накладной указывается количество мест груза.

12. В графе 8 CMR-накладной указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.

13. В графе 9 CMR-накладной указывается наименование груза.

14. В графе 10 CMR-накладной указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

15. В графе 11 CMR-накладной указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 CMR-накладной указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах (если груз измеряется в кубических метрах).

16. При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 CMR-накладной прилагать к CMR-накладной.

В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

17. Графа 13 CMR-накладной содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции.

В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.

18. В графе 14 CMR-накладной указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.

19. В графе 15 CMR-накладной указываются условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.

20. В графе 21 CMR-накладной указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.

21. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 CMR-накладной и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.

На чтение 5 мин Просмотров 10.8к. Обновлено 24.11.2016

Содержание статьи

  1. Как правильно заполнять CMR
  2. Как правильно заполнять CMR: графа 22
  3. Как правильно заполнять CMR: графа 5
  4. Как правильно заполнять CMR: графы 7, 8, 9, 10, 11
  5. Как указывать количество грузовых мест и вес
  6. Как заполнять CMR: графы 13, 15, 21, 25

Как правильно заполнять CMR — не пустой вопрос. Ведь CMR недействителен без нужных подписей и печатей

Как правильно заполнять CMR

Как правильно заполнять CMR: графа 22

Вопрос: Если у отправителя нет печати, то как заполнить CMR?

Как указано в статье 5 КДПГ, хватит подписи:
Статья 5
1. Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и транспортером, причем эти подписи могут быть напечатаны или заменены штемпелями отправителя и транспортера, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий сохраняется транспортером.

Как правильно заполнять CMR
 

Как правильно заполнять CMR: графа 5

В графе 5 CMR указывают все сопроводительные документы.

Для графы 5 обязательны:

  • номера ТИРа
  • номера инвойсов
  • проформа-инвойсов

Учтите, что TIR — только 1, а вот количество инвойсов может достигать до 15. Помимо номера, указывают дату инвойса.
Необязательно указывать следующую информацию:

  • пакинги
  • сертификаты соответствия
  • сертификаты происхождения
  • экспертные заключения.

Третий обязательный документ (помимо TIR и инвойса) — грузовой манифест.
Грузовой манифест обязательно используют, когда оформляют сборный груз.
Уместить на одну страницу TIR все грузы, составляющие сборный груз, не получается (не все влезает).
В этом случае составляют грузовой манифест (по факту — развернутую сноску). Номер грузового манифеста указывают в 5 графе CMR
.
 

Как правильно заполнять CMR: графы 7, 8, 9, 10, 11

CMR графы 7, 8, 9, 10, 11 — единый блок. Все эти графы настолько связаны, что их заполняют все целиком.
В CMR для этих граф существует следующее правило:

для каждого товара указывают:

  • название,
  • код ТН ВЭД,
  • вес брутто,
  • количество грузовых мест.

В нижней строке указывают итог по количеству мест и весу.

Перевозчик следит за корректностью заполнения этих граф, так как именно он подает на таможне электронную декларацию на границе.
В том случае, если в CMR отсутствует разбивка по кодам, местам, весу, (и никак не получить данные из инвойсов, пакингов или экспортной декларации), нужно, чтобы данные вам предоставили отправитель/получатель/экспедитор.

Как указывать количество грузовых мест и вес

Информацию о количестве грузовых мест можно получить из экспортной декларации, пакингов или проформа-инвойса.
Число грузовых мест должно совпадать с количеством мест в ТИРе.
Если несколько товаров упакованы в 1 грузовое место, для одного товара укажите число мест 1, для остальных — 0. Это означает, что конкретный товар занимает часть грузового места.
Название товара указывают на том же языке, на котором заполнен весь CMR.
В том случае, если весь CMR заполнен на английском языке, а инвойсы и пакинги — по-итальянски, то эти инвойсы и пакинги нужно перевести на английский.
При перевозке опасного груза, перед названием товара указывают его UN номер (в скобках), особенно если отдельных граф не предусмотрено.
Не смотря на то, что коды ВЭД могут указывать хоть в инвойсах, хоть в пакингах, для CMR необходимо брать значения из экспортной или же транзитной декларации (это ключевой документ для таможенного оформления груза).
Все коды ТН ВЭД в экспортной/транзитной декларациях, в TIR, в CMR, в инвойсах должны быть идентичны по количеству и составу.
Вес груза указывают по данным из экспортной декларации, пакингов или инвойсов.
В случае с CMR всегда указывают вес брутто.
Учтите, что брутто может быть очень разным.

Вот например при перевозке краски в жестяных банках на паллетах, отправитель указывает вес нетто как вес краски, а весь брутто — вес краски в банках.
Вес палет отправитель не учитывает. В экспортной отправитель указал брутто без паллет, а в пакинге — заявил вес с паллетами.

В подобном случае в графе 11 CMR лучше заявить вес брутто из экспортной декларации. Не забудьте только расшифровать (в отдельной строке, под наименованием), что груз идет на паллетах (количество паллет, вес паллет, вес товаров на паллетах), вес паллет — такой-то, а вес всех товаров на паллетах — такой-то.
Сотрудникам таможенного ведомства подобных указаний достаточно.

Как заполнять CMR: графы 13, 15, 21, 25

В 13 графе CMR указывают либо таможню назначения, либо склад временного хранения (СВХ).
13 графа — самая важная графа CMR, так как эти данные нигде не дублируют. И никто (включая отправителя и получателя) не сможет эти данные проверить по другим документам.
При грузоперевозке необходимо, чтобы отправитель и перевозчик груза заранее договорились о том, через какую таможню проследует груз и на какой склад временного хранения.

Как заполнять CMR
Заполнять CMR нужно правильно. Особенно 13 графу.
В МДП указывают таможни назначения (в соответствии с CMR).
Если таможенный пост указывают неправильно, то придется проводить процедуру переадресации (это очень долго и очень дорого).
Графа 13 CMR также включает стоимость груза в валюте инвойса.
Условия перевозки груза по INCOTERMS указывают в графе 15.
Эти данные должны быть идентичны тому, что указано в товарно-сопроводительных документах (инвойсы).
Любая ошибка в графе 13 приведет к тому, что у получателя груза будут проблемы.
В графе 21 указывают дату и место составления CMR.
В 25 графе CMR указываютрегистрационный номер транспортного средства: тягача и прицепа.

1. Назначение и роль автомобильной накладной CMR

CMR (международная товарно-транспортная накладная) — основной документ международной автомобильной перевозки грузов, представляющий собой договорное соглашение между отправителем, автотранспортным предприятием (перевозчиком) и грузополучателем.

Бланк международной автомобильной накладной СМR унифицирован для всех государств, если страна отправителя или получателя ратифицировала Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.) в части договора о международных автомобильных грузоперевозках.

Нормы Конвенции закрепляют правила и порядок, по которому осуществляются перевозки автомобильным транспортом, в том числе и для государственных (муниципальных) учреждений (п. 3 ст. 1 Конвенции).

Действующие условия не распространяются на транспортировку:

· грузов почтового назначения, так как регламентируются международными почтовыми Конвенциями;

· мебели, бытовой техники, прочего движимого имущества и утвари при переезде (смене места жительства, местонахождения);

· тела усопших родственников, членов семьи.

В Российской Федерации форма и порядок заполнения регламентирует письмо ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.

Данные правила заполнения применяется при международных автомобильных грузоперевозках как с дальним зарубежьем, так и между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Перевозки Россия — Казахстан оформляются аналогично. При заполнении важно учитывать, что данные бланки CMR являются фактом, подтверждающим ввоз-вывоз товара при экспорте-импорте стран-участников Таможенного Союза «Россия-Беларусь-Казахстан» и используются в качестве приложения при налоговой и статистической отчетности. 

При экспорте-импорте в страны-участников Таможенного Союза/ЕАЭС «Россия-Беларусь-Казахстан-Армения-Киргизия» документ CMR заполняется на русском языке. 

При экспорте-импорте в страны дальнего зарубежья документ CMR заполняется на национальном языке стран (английский, немецкий, итальянский и пр.)., где пройдет перевозка или на английском. Однако обязательно придется предоставить в российский налоговый и таможенный орган вариант CMR с переводом на русский язык.

Данный документ обеспечивает стандартные условия перевозки грузов в международных направлениях. Документ имеет непосредственное применение в области прочих прилагаемых документов и ответственности перевозчика, чтобы упростить автоперевозку и международную торговлю. 

спользование СМR предполагает вовлечение в международную транспортную процедуру хотя бы одну из стран контрагентов (страна отправления или назначения) к подписанию Конвенции СМR

Оформлять CMR для перевозки груза внутри России нет никакой необходимости, перевозку вполне можно выполнить по ТТН.

2. Нормативное регулирование заполнения CMR в России

1. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.).

2. Письмо ФТС России от 02.05.2012 N 04-30/22006 «О направлении информации» (вместе с Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»)

• Приложение. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11

• Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR»

• Глава 1. Общие положения

• Глава 2. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у отправителя груза

• Глава 3. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у перевозчика (экспедитора)

• Глава 4. Заполнение международной товарно-транспортной накладной «CMR» у получателя груза

• Приложение. Международная товарно-транспортная накладная (CMR) (Форма)

3. Письмо ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров» (вместе с «Порядком замены (корректировки) существенных сведений (товар, грузополучатель, пункт…» Товарно-транспортная накладная международного образца CMR (International Waybill)

См. пункт 8.1.2 Товарно-транспортная накладная международного образца CMR (International Waybill). Регламентируется Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, Женева, 19 мая 1956 г.).

1. Для каких видов транспорта применяется

2. Каким субъектом применяется •

3. Сколько экземпляров составляется •

4. Кем из работников составляется •

5. Обязательные реквизиты документа •

9. Использование в смешанном сообщении •

10. Использование в международном сообщении

12. Дополнительные документы

13. Ошибки в оформлении документа

3. Кто должен заполнять CMR

Заполнять бланк международной товарно-транспортной накладной CMR могут:

· транспортная компания (если её представитель находится рядом с местом погрузки), 

· водитель (что практически никогда не используется , но право такое он имеет и правила заполнения CMR знать обязан), 

· экспедитор (самая распространенная форма)

· отправитель груза (как никто другой, он заинтересован в правильности оформления всех товаро-сопроводительных документов). Например, в случае экспорта товара с территории России, оригинал CMR, с отметками всех границ и таможен, является одним из важнейших документов, подтверждающих право на возврат экспортного НДС.

4. Как оформлять бланк СМR

Бланк СМR (международная транспортная накладная) составляется не менее чем в 4-х (четырех) экземплярах:

— для фирмы перевозчика / для фрахтовщика;

— для расчетов: в некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.

Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.

Если перевозимые товары предназначены нескольким фирмам-получателям, то CMR выписывается на каждую.

Бланки должны быть подписаны ответственными сторонами от руки, либо штампами или факсимиле. Проставить печати или факсимиле вместо подписи можно, только если это не запрещает законодательство страны отправителя.

Отправитель заполняет графы 1-15, 21-22.

Перевозчиком заполняются графы 16-19, 23, 25-29.

Получатель груза ставит отметку в графе 24 «Груз получен».

ВНИМАНИЕ! Бланк подписывают грузоотправитель и перевозчик!

5. Правила заполнения бланка автомобильной накладной CMR

Подробнее назначение основных пунктов накладной:

Пункт 1  — основные реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна).  Указываем полное наименование стороны-отправителя, юридический адрес. Сокращения недопустимы. Если товар отправляется по поручению другой организации, после сведений об отправителе пишем данные стороны-получателя.

Пункт 2  — основные реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна): полное (юридическое) наименование и адрес, ИНН. Если получателем является таможенный представитель, делается примечание «для фирмы…».

Пункт 3 — адрес места осуществления фактической выгрузки. Этот пункт можно дополнить пунктом 13, где обычно указываются все дополнительные условия по организации доставки и выгрузки груза. Указывается именно конечный адрес доставки товара. Перемещение груза на другой адрес недопустимо.

Пункт 4 — место и дата погрузки груза. Указывают время и дату погрузки, а также точный адрес места отгрузки.

Пункт 5 — перечень основных прилагаемых документов. Конвенция КДПГ точно их не определяет, при этом водитель должен проверить, совпадают ли указанные номера документов с их фактическими номерами. К указываемым документам относятся: счет-фактура (Invoice), ТТН, сертификаты о происхождении (Certificate of origin form «A», form «CT-1» и др.), упаковочные листы (Packing list), книжка МДП (TIR Carnet), сертификаты качества для товаров промышленного производства; ветеринарные сертификаты для продукции животного происхождения; карантинные сертификаты для грузов растительного происхождения; акт загрузки товара. В графе это может быть описано сокращениями с номерами и датами документов: INV, P/List, TIR , Vet Certif и прочие.

Однако, например, если у отправителя не было сделки (ввоз имущества как вклад в уставной фонд СП и подобное…) инвойса может не быть, а поэтому он не «должен» , а именно — «может» указываться в графе 5, в зависимости от особенности сделки. Так же это справедливо для ситуации, когда ИП купил за границей товары для себя и соответственно в графе будет номер чека.

Пункт 6 – знаки и номера. Контейнер, перевозимый на автомобильной площадке, относится к оборудованию (таре) для перевозки груза, поэтому номер контейнера указывается в графе 6 CMR «Знаки и номера».

Правила заполнения CMR при осуществлении контейнерных перевозок, ничем не отличаются от обычного порядка. Кроме того, что некоторые данные в CMR должны обязательно соответствовать данным морского коносамента и дополнительно вносятся данные в графу 14 – «место возврата порожнего контейнера».

При перевозке опасных грузов в графе 6 заполняются знаки и номера и классификация перевозимого товара по ДОПОГ (ADR), а также класс опасности.

Пункт 7 — количество мест груза. При наличии большого количества наименований желательно указывать расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.

При контейнерных перевозках количество транспортных мест должно соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.

Пункт 8 — вид упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). 

Пункт 9 — общее наименование груза, при невозможности поместить наименования в графу 9 допустимо сокращение: смотри расшифровку в счет-фактуре (инвойсе).

Это бывает, когда в одном транспортном средстве перевозятся товары разных наименований или групп товаров, например «сборный груз» . В таких случаях в графе 9 пишется название подгруппы товара, например, «бытовая электроника» и перечисляются коды ТНВЭД (через запятую), а затем делается запись: «see in invoice» — смотри в инвойсе. Соответственно, вся информация должна полностью соответствовать перечню товаров в прилагаемом инвойсе (счете). Инвойс может содержать и 20-ть, и 30-ть страниц, что конечно невозможно уместить в графу 9 CMR.

Пункт 10 — код товара по Гармонизированной системе или классификационный код по ТН ВЭД ЕАЭС. Для данной графы достаточно указать не менее 6 знаков кода.

Пункт 11 — общий вес брутто (в килограммах). При контейнерных перевозках данная графа должна соответствовать данным, указанным в морском коносаменте.

Пункт 12 — объем, занимаемый грузом (в м3). Заполняется обычно в случае перевозки сборных грузов. В остальных случаях – необязательно.

Пункт 13 — дополнительные указания отправителя (таможенная и прочая обработка). Это может быть — уточнения по месту доставки или таможенной очистки груза, условия выгрузки и т.д.). Так же может указываться государственный номер полуприцепа или контейнера. 

На практике в графе 13 указываются полные реквизиты таможенного терминала (склада СВХ), на который должен быть доставлен груз для таможенной очистки. Обязательно должны быть указаны: код таможенного поста и номер действующего Свидетельства склада (СВХ), адрес. Здесь же могут быть указаны инструкции Отправителя, например, о необходимости помещения груза на транзитный склад и прочие указания по обработке груза. В нижней части поля указываем стоимость.

Пункт 14 – возврат, заполняем при условии перевозки контейнером. Указываем место возврата контейнера после разгрузки.

Пункт 15 — условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом графе указывается сокращенная аббревиатура международного термина базиса поставки, принятый по «Инкотермс».

Пункт 16 заполняется транспортным предприятием: реквизиты транспортной компании (наименование, адрес, код ОКПО, телефон, факс, регистрационный номер в АСМАП), как правило, в виде штампа и заверяется печатью организации. 

Пункт 17 — реквизиты последующего перевозчика. Заполняется только в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками и планируется перегрузка товара с одного транспортного средства на другое. Прописывается информация об экспедиторе (агенте), контролирующем грузоперевозку. Данные графы заверяются печатью агента.

Пункт 18 — оговорки (замечания) перевозчика. Этот пункт заполняется при передачи груза перевозчику в случае нарушения внешнего состояния груза и его упаковки. Если CMR не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии (в момент принятия груза перевозчиком), а также число грузовых мест, их маркировка и нумерация мест соответствовали заявленному в сопроводительных документах. Замечания перевозчика вписываются во все экземпляры, первый из которых остается у грузоотправителя. В случае применения самокопирующихся бланков CMR, замечания могут быть вписаны только в первый лист (остается у грузоотправителя). 

ВНИМАНИЕ! При заполнении графы 18 обратите особое внимание. Если в графе 18 CMR оговорки отсутствуют, считается, что товар был принят в надлежащем состоянии, число мест, вес, упаковка соответствует указанным в накладной. Если не вписать оговорки и указания в первый экземпляр для грузоотправителя, то доказать несоответствие будет невозможно.

Пункт 19* — особые согласованные условия перевозки. Здесь может быть указано ограничение скорости движения (при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов), запрещение перегрузки товара или мойки полуприцепа. В этом пункте указывается температура камеры рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз. Здесь же может быть указана согласованная с перевозчиком дата доставки груза. Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке перевозчик обязан возместить ущерб (который не может превышать провозных платежей), если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб. 

Пункт 20* заполняется отделом расчетов после завершения перевозки. В настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах. Допустимо не заполнять это поле.

C 2018 г установлено при выгрузке груза в местах временного хранения товаров для осуществления заявленной таможенной процедуры либо для совершения иных действий представитель склада временного хранения указывает в графе 20 СМR-накладной: 

• время прибытия автомобиля под разгрузку в часах и минутах, 

• время убытия после окончания разгрузки также в часах и минутах. 

Материально ответственное лицо склада временного хранения ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), а также указывает номер и дату складского документа, подтверждающего принятие товара на хранение. 

Пункт 21 — наименование населенного пункта в котором составлялась CMR, и дата ее заполнения. 

Пункт 22 – указывается точное фактическое время и дата прибытия транспортного средства под погрузку и убытие из-под погрузки,  заверяются штампом отправителя и подпись ответственного лица.

Пункт 23 — номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика. Подписывая этот пункт накладной CMR, водитель тем самым подтверждает, что он принимает условия договора перевозки. 

Пункт 24— фактическое время и дата прибытия-убытия в место выгрузки. Фактом сдачи груза является проставление даты, подписи и печати грузополучателя. В случае обнаружения при выгрузке и приемке несоответствия количества мест и веса заявленному в CMR, а также порча или повреждение груза, в данном пункте CMR проставляются соответствующие отметки с составлением акта приема товара. В акте указываются количества недостающего либо испорченного груза. Акт подписывается в течение первых суток с момента обнаружения комиссией в составе незаинтересованных лиц (представителя таможенного органа, эксперта торговой палаты), а также грузополучателя и перевозчика. 

___________________________________________ 

*- пункты, необязательные к заполнению.

В пункте 25 отмечаются государственные номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз, а в пункте 26 — их марки и модели.

Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора.

Кроме того есть интересный сервис — заполнение CMR on-Line, http://5g.su/cmr/ На сайте можно заполнить CMR в режиме онлайн.

После внесения данных в форму, на почту отправляется заполненный файл Excel.

Бланки CRM можно купить у наших партнеров, со скидкой, напиши нам и ответим по запросу.

6. Ошибки в оформлении документа

Внесение изменений в документ. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

7. Где купить бланк CMR

Форма бланка CMR стандартная, унифицированная конвенцией, но форма она не относится ни к ценным, ни  к именным документам. CMR могут продаваться в специализированных магазинах бланков или транспортной литературы. Их можно приобрести в магазинах или сервисных центрах АСМАП и прочих ассоциаций международных перевозчиков.

Вполне допустимо применение форм CMR, попросту распечатанных из специализированных программ для заполнения транспортных и таможенных документов, или из интернета на простой офисной белой или самокопирующейся бумаге формата А4.

Некоторые Экспедиторы и Перевозчики печатают свои тиражи фирменных бланков CMR с нанесением своих фирменных знаков и небольшой корректировкой полей для удобства заполнения. Важно соблюдение только двух условий: содержание и названия граф CMR должны быть по стандарту Конвенции КДПГ, все страницы одного комплекта CMR должны иметь одинаковый порядковый номер. Количество страниц в CMR выбирается от типа груза, количества грузополучателей и прочих условий конкретной перевозки на усмотрение Перевозчика. Страниц может быть 4, 6, 12.

Кроме того есть интересный сервис — заполнение CMR on-Line, http://5g.su/cmr/ На сайте можно заполнить CMR в режиме онлайн. После внесения данных в форму, на почту отправляется заполненный файл Excel.

Бланки CRM можно купить у наших партнеров по 1 шт. или коробкой от 500 шт., напишите нам, ответим по запросу.

8. Образец Бланка СМR международной товарно-транспортной накладной

Чтобы упростить вопрос контроля, для перевозчиков предусмотрен пакет сопроводительных документов. В нём отображается вся необходимая информация. В этот список при международных перевозках груза обязательно входит CMR. Это товарно-транспортная накладная международного образца.

Ошибочно считать, что CMR оформляется лишь при грузоперевозках между странами, которые подписали и ратифицировали международную конвенцию. На самом деле достаточно, чтобы одна из сторон подписывала эту конвенцию. Нужно более детально изучить все нюансы международной товарно-транспортной накладной или просто CMR.

Порядок заполнения CMR

Что это такое

CMR расшифровывается как Convention Merchandies Rouriers. То есть Конвенция о грузоперевозках автотранспортом. Этот документ составили и подписали страны, входящие в состав ЕС. Помимо Евросоюза, документ действует и во многих других странах, включая Россию.

Внутри каждого государства действует свой стандарт товарно-транспортной накладной, которая входит в обязательный пакет сопроводительных документов при перевозке грузов.

Что такое CMR

Что же касается CMR, то это та же ТТН, но только международного образца. При этом значимость ЦМР намного выше, чем внутренняя ТТН. CMR считается одним из основных сопроводительных документов при международных коммерческих грузовых перевозках.

Есть 3 исключения, когда составлять CMR не требуется:

  • перевозка умерших;
  • доставка в рамках почтовой конвенции;
  • квартирный, офисный переезд, доставка личной мебели и прочее.

В случае грузоперевозок между странами Европейского Союза международная ТТН является обязательным документом. Он содержит в себе:

  • данные об отправителях груза;
  • наименования компаний, куда доставляется товар;
  • названия и характеристики груза;
  • весовые параметры и так далее.

Важно добавить, что международная товарно-транспортная накладная включает в себя обязательную страховку. Это даёт возможность минимизировать все риски при доставке продукции. Ответственность ложится на перевозчика. Поэтому для него важно застраховать свою ответственность.

CMR и страховка

Выделяют несколько ситуаций, когда CMR должна обязательно использоваться:

  • доставка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта;
  • хотя бы одна сторона сделки является резидентом страны-участницы международной конвенции;
  • перевозка предусматривает коммерческие цели, то есть предусмотрена одна из форм вознаграждения;
  • пункт отгрузки товара и место прибытия транспорта находятся в разных странах.

Даже если отправляется одинаковый груз колонной транспортных средств, всё равно на каждую единицу автомобиля требуется собственный бланк ТТН международного образца.

Если доставляемый груз является опасным, тогда и в ЦМР нужно сделать соответствующую отметку, описав характеристики, а также меры по обеспечению безопасности по время перевозки и погрузочно-разгрузочных работ.

CMR и опасный груз

В действительности CMR является важным и крайне полезным сопроводительным документом. Он отображает ключевую информацию. Через эту бумагу можно узнать следующие данные и получить ответы на вопросы:

  • тип груза;
  • количество товара;
  • кто осуществляет грузоперевозку;
  • откуда и куда следует грузовой транспорт;
  • на основании каких документов осуществляется доставка;
  • кто получатель;
  • кто отправитель;
  • сколько времени требуется на перевозку;
  • когда машина прибудет на таможенный контрольный пункт;
  • состояние груза на момент прибытия на границу.

Фактически это официальное подтверждение того, что 3 стороны заключили между собой договор на международную перевозку груза. Это отправитель товара, сам перевозчик, то есть транспортная компания, и получатель.

CMR и информация о грузе

CMR станет полезным документом и в тех ситуациях, когда между сторонами возникнет конфликт и вопросы будут решаться через суд. В этом случае товарно-транспортная накладная выступит как доказательство соблюдения или несоблюдения условий подписанного договора.

При этом важно, чтобы изначально документ был заполнен правильно, не содержал в себе никаких ошибок и неточностей. Иначе такой бланк будет считаться недействительным. А это серьёзные проблемы при прохождении таможенного контроля, при проверке дорожной полицией и при судебных разбирательствах.

Все данные в международной ТТН делятся на 2 категории. В первой прописаны основные сведения. Для этого в бланке предусмотрены соответствующие графы. А вторая категория применяется для записи комментариев, рекомендаций по перевозке. Здесь же ставят печати и подписи.

Блоки в CMR

Кто отвечает за заполнение

В основном за заполнение международной товарно-транспортной накладной отвечает именно грузоотправитель, которому требуется доставить товар в другую страну. Но всё же правильным решением будет сначала проконсультироваться с самим перевозчиком, который возьмёт на себя обязательства по транспортировке. Это позволит получить все необходимые сведения, вписать нужные данные, а также согласовать основные моменты доставки.

Другой вариант — обратиться в транспортную компанию, которая имеет международную лицензию. Такие перевозчики обязаны знать все нюансы работы с CMR. Они могут взять на себя функции заполнения документа. От отправителя потребуется лишь предоставить некоторые документы и сведения.

CMR и грузоотправитель

Важно понимать уровень ответственности грузоотправителя за правильно составленный документ. Если будут допущены какие-либо ошибки и перевозчик понесёт потери, столкнётся с дополнительными расходами, тогда компенсировать их будет именно отправитель товара.

Правила заполнения

Правила заполнения можно представить в виде следующих пунктов:

  • необходимо составить минимум 3 оригинала ЦМР;
  • в документе должен расписаться грузоотправитель и представитель транспортной компании;
  • грузоотправитель и грузоперевозчик получают по одному оригиналу документа;
  • ещё один экземпляр входит в состав пакета сопроводительных документов, то есть находится у водителя;
  • если бланк заполняется вручную, тогда можно использовать только шариковую ручку;
  • применение гелевых ручек запрещено;
  • альтернативой ручному заполнению станет электронный вариант.

Пустые бланки CMR

Обычно СМР представляет собой документ из не более чем 10 страниц. Стандартным количеством экземпляров считается 4 штуки. Они необходимы для таких целей:

  • оплата услуг грузоперевозчика;
  • для компании-перевозчика;
  • для отправителя груза;
  • для принимающей стороны.

Количество документов увеличится, если нужно доставить один заказ с помощью нескольких машин, либо сделать несколько рейсов для небольших объёмов груза. Также число CMR увеличивается, когда груз доставляется несколькими фирмами. Тогда на каждое транспортное средство предусматривается собственный экземпляр накладной.

В настоящее время в странах, которые подписали и ратифицировали конвенцию о грузовых автомобильных перевозках, действует единая форма товарно-транспортной накладной. В ней все графы продублированы сразу на нескольких языках.

Регламент заполнения CMR

Регламент оформления документа

Для начала потребуется бланк СМР утверждённой формы, с помощью которого будет осуществляться международная транспортная грузоперевозка. Эта накладная не самая сложная в плане заполнения для тех, у кого есть опыт работы с документом. Но если вы впервые доставляете на автомобильном транспорте товар в другую страну и отвечаете при этом за оформление CMR, тогда рекомендуется предварительно изучить все нюансы заполнения.

Нужно несколько слов сказать про образец для заполнения сопроводительной международной товарно-транспортной накладной, то есть CMR. Конкретный пример привести сложно. Дело всё в том, что типовой документ, утверждённый странами-участницами конвенции, имеет одинаковую для всех общую структуру. Своего рода скелет. Но при перевозках в бланк может вноситься разная информация, в зависимости от ТС, страны или груза. Поэтому необходимо отталкиваться от общих правил, а также учитывать конкретные особенности, характеристики и параметры доставляемого груза.

В России регламент по заполнению этого документа прописан в ФТС РФ No04-30/22006 от 02.05.2012 года.

Какие данные нужно вносить

Транспортная накладная утверждённого международного образца должна создать следующую обязательную информацию:

  • место и дата, когда заполнялась форма;
  • информация о места погрузки товара;
  • сроки доставки;
  • данные отправителя груза (полное юридическое название, реквизиты, адрес главного офиса, контактные данные);
  • аналогичные данные о получателе товара;
  • информация о посреднике, если он участвует в процессе;
  • характеристики груза (вес, габариты, количество, наименование, тип и так далее);
  • дополнительные расходы в виде пошлин, оплаты платных дорог;
  • отметка о том, что процесс доставки выполняется в рамках действующих правил международной конвенции.

CMR и содержание

Если есть какие-либо дополнительные данные и сведения, их также обязательно вносят в документ. Вся информация прописывается на условии взаимного согласия сторон договора.

Нюансы заполнения формы

В письме ФТС РФ прописан чёткий порядок и правила заполнения транспортной накладной международного образца. При этом для каждого из участников договора предусмотрены свои пункты, которые они должны заполнять.

  • Грузоотправитель. Он должен внести информацию в пункты с 1 по 15, а также в 21 и 22.
  • Грузоперевозчик. Со стороны перевозчика товара заполняются 16-19 пункты, 23, а также с 25 по 29 пункт.
  • Грузополучатель. Его задача заключается лишь в том, чтобы поставить отметку на 24 пункте.

Заполнение бланка CMR

Также будет полезно и интересно узнать, какие пункты содержатся в документе и что туда необходимо вносить.

  • 1. В первом пункте описаны юридические данные отправителя груза. Сокращения использовать нельзя.
  • 2. Тоже юридические сведения, но уже о том, кто принимает груз в пункте назначения. То есть грузополучатель.
  • 3. Здесь следует внести точный адрес пункта, куда доставляется товар.
  • 4. Этот пункт служит для указания адреса погрузки товара. Здесь же нужно написать время и дату отгрузки.
  • 5. Отводится под акт погрузочных работ, сертификаты качества, сертификаты происхождения товара, счёт-фактуру и так далее.
  • 6-12. Тут необходимо указать название товара, его весовые и габаритные характеристики. Также это коды согласно классификации ТН ВЭД. Если это опасный груз, то нужно указать конкретный класс.
  • 13. Информация для таможенных служб. Здесь нужно указать объявленную стоимость доставляемой продукции.
  • 14. Данные о таре для транспортировки, а также нюансы её возврата после передачи товара получателю.
  • 15. Прописывают код Инкотермс, а также требования по расчёту.
  • 16. Здесь прописывают реквизитные данные грузоперевозчика. Обязательно нужна печать транспортной компании.
  • 17. Этот пункт заполняют лишь в том случае, если на пути следования груза меняется перевозчик.
  • 18. Указывают особые требования и особенности доставки продукции.
  • 19. Заполняется отделом расчёта после того, как груз был доставлен.
  • 20. Дополнительные условия для рейса. Тут обычно указывают стоимость, страховку и так далее.
  • 21. Нужно написать, где, в какое время и кого числа оформляли документ.
  • 22. В этом пункте необходимо указать точную дату и время, когда транспорт прибыл для погрузки, а также когда машина выехала после погрузочных работ. Отправитель обязан завершить эти данные.
  • 23. Графа для полного имени водителя, данных из маршрутного листа, а также под подпись адресанта.
  • 24. Указывается время и дата, когда транспорт прибыл для выгрузки в пункт назначения. Заверяется подписью и печатью.
  • 25-26. Данные о транспортном средстве и дополнительной технике, с помощью которых осуществлялась выгрузка продукции.
  • 27-29. Эти пункты будет заполнять сотрудник отдела расчётов, когда по завершению рейса сдадут транспортную накладную.

Особое внимание рекомендуется уделить 18 пункту. Если здесь не прописать никакие рекомендации, пометки и оговорки, это не позволит доказать вину перевозчика в том, что груз был доставлен в ненадлежащем состоянии.

Заполненный бланк CMR

Международную товарно-транспортную накладную, то есть CMR, справедливо часто называют одним из главных документов при перевозке грузов между странами. Если правильно заполнить бланк, тогда никаких проблем с пересечением государственных границ не возникнет. А вот внесение ложной и неточной информации повлечёт за собой серьёзные штрафы, задержание и арест транспорта вместе с грузом.

Насколько важным вы считаете такой документ, как CMR? Кто сталкивался с его заполнением? Оформляли сами или обращались за помощью к специалистам? Как прошла международная доставка груза при этом?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вакуумный упаковщик dexp vs 130 инструкция
  • Кипферон свечи для детей инструкция по применению 5 лет
  • Как оформить гсп через госуслуги пошаговая инструкция свердловская область
  • Как пользоваться режимом мануал
  • Военный корабль из лего инструкция по сборке