Инструкция по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами

Утверждаю

Заместитель Министра

путей сообщения

Российской Федерации

А.Н.КОНДРАТЕНКО

9 октября 1997 г. N ЦЭ-518

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЗАЩИТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ

ОТ КОРРОЗИИ БЛУЖДАЮЩИМИ ТОКАМИ

Настоящая Инструкция разработана на основе накопленного в 80 — 90-е годы научно-исследовательского и эксплуатационного опыта в области защиты подземных сооружений от электрокоррозии. При этом учтены новые нормативные материалы, появившиеся за этот период и, в частности, ГОСТ 9.602-89 «Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии», «Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог» (ЦЭ-197, 1994 г.), «Инструкция по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах» (ЦЭ-191, 1993 г.) и ряд других. Учтены замечания Департаментов МПС, проектных организаций и дорог по проекту Инструкции.

Инструкция разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (д.т.н. Котельников А.В., к.т.н. Наумов А.В., к.т.н. Кузнецов А.В., н.с. Белоглазова Н.С., вед. инж. Айдарова В.С.).

Окончательная редакция Инструкции согласована Департаментом электрификации и энергоснабжения, Департаментом сигнализации, связи и вычислительной техники, Департаментом пути и сооружений, Департаментом социальной политики и охраны труда МПС России.

Инструкция предназначена для работников МПС, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией устройств электроснабжения, связи, пути, подземных сооружений и конструкций.

  • 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • 2. ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛЕКТРОКОРРОЗИОННОЙ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ
  • 3. ТРЕБОВАНИЯ К СООРУЖЕНИЯМ, КОНСТРУКЦИЯМ И УСТРОЙСТВАМ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ УТЕЧКИ ТЯГОВЫХ ТОКОВ
  • 3.1. Требования к устройствам тягового электроснабжения постоянного тока
  • 3.2. Требования к тяговой рельсовой сети и соединенным с нею конструкциям
  • 4. ЗАЩИТА ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОТ КОРРОЗИИ, ВЫЗЫВАЕМОЙ БЛУЖДАЮЩИМИ ТОКАМИ
  • 5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ АВТОБЛОКИРОВКИ ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ ОТСАСЫВАЮЩИХ ЛИНИЙ, ЗАЩИТНЫХ И ЗАЗЕМЛЯЮЩИХ УСТРОЙСТВ К РЕЛЬСОВЫМ ПУТЯМ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПОСТОЯННОГО ТОКА
  • 6. УСТРОЙСТВА ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОТ ЭЛЕКТРОКОРРОЗИИ, ИХ КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
  • 6.1. Поляризованные дренажи
  • 6.2. Катодные установки, усиленные дренажи, дренажно-катодные установки
  • 6.3. Вентильное секционирование рельсовой сети
  • 6.4. Защитные устройства в цепи заземления сооружений и конструкций
  • 6.5. Эксплуатация защитных устройств
  • 6.6. Эксплуатационный контроль за мерами по ограничению утечки тяговых токов
  • 7. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ, ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА
  • 7.1. Контрольно-измерительные пункты
  • 7.2. Общие положения по электрическим измерениям
  • 7.3. Электрические измерения по установлению электрокоррозионной опасности и защищенности сооружений и конструкций
  • 7.4. Электрические измерения по контролю мер ограничения утечки тока на электрифицированных участках железных дорог
  • 7.5. Электрические измерения по контролю исправности защитных устройств
  • 7.6. Электрические измерения по обеспечению нормального функционирования рельсовых цепей СЦБ
  • 7.7. Электрические измерения по выявлению преобладающего влияния блуждающих токов при наличии нескольких источников
  • 7.8. Обработка результатов измерений
  • 7.9. Измерительная аппаратура
  • 8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ
  • ПОРЯДОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ ОТ КОРРОЗИИ БЛУЖДАЮЩИМИ ТОКАМИ

Мир опорМир опор

Мир опор

Опоры освещения, мачты освещения, молниеотводы

Санкт-Петербург, пр. Металлистов д.19/30, литер А, пом. 9-Н8 (812) 309-32-51; +7-921-856-54-59

Нормативные документы

Вы здесь:

  1. Главная
  2. Нормативные документы

Все опоры, мачты и иные металлоконструкции проектируются и изготавливаются на основе следующих нормативных документов:

  • ГОСТ 16350-80 Климат ССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей
  • ГОСТ 9. 307-89 Покрытия цинковые горячие
  • ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия
  • ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения
  • СНиП II-23-81* Стальные конструкции. Нормы проектирования
  • СП 16.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП II-23-81*
  • СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия
  • СП 20.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*
  • СНиП 23-01-99 Строительная климатология
  • СНиП II-7-81* (2000) Строительство в сейсмических районах
  • СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии
  • ПУЭ-2007 — Правила устройства электроустановок. (Минтопэнерго РФ)
  • СТН ЦЭ 141-99 Нормы проектирования контактной сети. (Минтрансстрой СССР)
  • СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. (Министерство по энергетике РФ)
  • ЦЭ -518 Инструкция по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами (МПС РФ, 1999г.)
  • Пособие по проектированию анкерных болтов для крепления строительных конструкций и оборудования (к СНиП 2.09.03-85)
  • Пособие по проектированию стальных конструкций опор воздушных линий электропередачи и открытых распределительных устройств подстанций напряжением свыше 1кВ (к СНиП II-23-81*)
  • Руководство по расчету зданий и сооружений на действие ветра. ЦНИИСК 1978
  • ТКП EN 1993-1-1-2005 (02250) Еврокод 3. Проектирование стальных конструкций. Часть 1-1. Общие правила и правила для зданий

При проведении проектирования также используется следующая литература:

  • Справочник по сопротивлению материалов. Писаренко Г.С. и др., Киев, 1974
  • Справочник по математике. Бронштейн, Семендяев, М., Наука, 1980
  • Справочник конструктора-машиностроителя. Анурьев В.И., т.1, М., Машиностроение, 1979
  • Technical Report No 7 2000/2003 Hight Masts for Lighting and CCTV. By The Institution of Lighting Engineers
  • BS 6399-2:1997 Loading for buildings — Part 2: Code of practice for wind loads
  • BS 5649 part 7:1985 Lighting Columns. Method for verification of structural design by calculation

Проектирование и строительство электроустановок, в том числе систем освещения, производятся на основе нормативных документов:

  • СНиП 3.01.01-85 Организация строительного производства
  • СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве
  • СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства
  • СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение
  • ПУЭ-2007 — Правила устройства электроустановок. (Минтопэнерго РФ)

Подбор светотехнического оборудования, а также разработка осветительных установок для спортивного освещения, определяются из многолетнего опыта и основываются на нормах МКО, ВСН, ФИФА и рекомендациях от мировых производителей светотехнического оборудования:

Настоящая Инструкция распространяется на следующие сооружения и устройства электрифицированных железных дорог постоянного тока:
железнодорожные подземные металлические сооружения: электрические силовые кабели, кабели связи, сигнализации, автоматики, телеуправления, стальные и чугунные трубопроводы, подземные стальные резервуары;
стальную арматуру подземных частей железобетонных фундаментов и опор контактной сети, фундаментов мостов, путепроводов, пассажирских и грузовых платформ, постов секционирования, пунктов параллельного соединения контактной сети, релейных шкафов, светофорных мачт и шпал;
рельсы и детали рельсовых скреплений в железнодорожных тоннелях;
устройства энергоснабжения электрифицированных участков постоянного тока в части требований по ограничению утечки тяговых токов.
Инструкция устанавливает порядок проектирования, осуществления и эксплуатации устройств защиты сооружений, упомянутых в п. 1.1 настоящей Инструкции, от электрокоррозии блуждающими токами, токами утечки и требования к устройствам энергоснабжения железных дорог постоянного тока как к источнику блуждающих токов в части ограничения утечки тягового тока.

Библиографическое описание:


Афанасьев, И. П. Блуждающие токи и методы борьбы с ними в системах электроснабжения железных дорог / И. П. Афанасьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88461/ (дата обращения: 21.05.2023).




В статье рассматриваются причины возникновения и способы борьбы с блуждающими токами в тяговом электроснабжении.



Ключевые слова:



транспорт, электрические сети, блуждающие токи, коррозия, тяговая сеть.

В настоящее время с ростом уровня урбанизации в большинстве современных государств крупные города становятся все более обширными и густонаселенными. Задачу перевозки растущего числа пассажиров внутри и за пределами мегаполисов берет на себя различный городской и пригородный транспорт, в том числе железные дороги, метро, трамваи. Однако с ростом городов увеличивается и плотность застройки, количество различных линий коммуникаций, появляются новые транспортные артерии. В этих условиях блуждающие токи, появляющиеся при функционирование электрифицированного рельсового транспорта, несут серьезную опасность как транспортной инфраструктуре, так и множеству примыкающих объектов и строений, износ и разрушение которых способны повлечь за собой значительные последствия. Блуждающие токи как явление являются токами, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды. Они способны вызывать коррозию металлических объектов, соприкасающихся с землей в непосредственной близости от их источника. Источниками же блуждающих токов являются линии железных дорог постоянного и переменного токов, трамвая, метрополитена и ряда других объектов транспортной инфраструктуры, как правило расположенных в пределах плотно застроенных городов. Применительно к данным объектам по ГОСТу [1] блуждающий ток — это доля электрического тока железнодорожного электроподвижного состава, протекающая в земле и в подземных сооружениях при использовании рельсов железнодорожного пути в качестве второго провода. Схема протекания блуждающих токов представлена ниже на рис. 1. В этом случае объектом, через который протекают блуждающие токи, является трубопровод. В анодной зоне, т. е. в месте выхода блуждающих токов из трубопровода, происходит интенсивное «вымывание» ионизирующихся атомов металла.

Схема возникновения блуждающих токов: 1 — ЭПС, 2 — тяговая подстанция, 3 — контактный провод, 4 — рельс, 5 — почва, 6 — трубопровод, 7 — направление протекания тока, 8 — направление движения ионов

Рис. 1. Схема возникновения блуждающих токов: 1 — ЭПС, 2 — тяговая подстанция, 3 — контактный провод, 4 — рельс, 5 — почва, 6 — трубопровод, 7 — направление протекания тока, 8 — направление движения ионов

В результате таких процессов в участках выхода токов из рельсов и трубопровода возникает процесс электрохимической коррозии. Она является самым распространенным видом коррозии и возникает при контакте металла с окружающей электролитически проводящей средой. По ГОСТу [2] под электрохимической коррозией понимается взаимодействие металла с коррозионной средой (раствором электролита), при котором ионизация атомов металла и восстановление окислительной компоненты коррозионной среды протекают не в одном акте и их скорости зависят от электродного потенциала. Скорость разрушения металлов подверженных коррозии конструкций может достигать десятков миллиметров в год, что для рельсового пути является ощутимыми, но не столь критическими повреждениями из-за большой толщины стали, но тем не менее снижает срок его службы. Различные же городские коммуникации, трубопроводы, к примеру, страдают от этого явления значительно сильнее. Из-за относительно небольшой толщины их стенок, при длительном воздействии блуждающих токов они постепенно разрушаются, что способно привести к их пробою.

В связи со столь серьезными последствиями воздействия блуждающих токов на железных дорогах применяют различные меры защиты. К ним относятся снижение продольного омического сопротивления рельсового пути с целью уменьшения ответвляющегося от рельс тока, отсасывающие линии, по которым часть тока возвращаются в шины подстанций в обход рельсовой сети. Широкое распространение получили катодные станции, используемые для создания постоянного электрического тока между анодным заземлителем и подземным сооружением. Катодная защита — электрическая защита металлических подземных сооружений от почвенной коррозии, вызываемой блуждающими токами, основанная на катодной поляризации сооружения от внешнего источника (катодной станции) [3]. Катодная защита предполагает, что защищаемый объект в результате подачи на него электромагнитного поля приобретает отрицательный потенциал — превращается в катод, чтобы избежать «вымывания» атомов металла в анодной зоне.

Антикоррозионные системы такого типа должны иметь среду с высокой проводимостью. Например, при обустройстве подземных трубопроводов такой средой является грунт. Контакт электродов обеспечивают элементы из металлов и сплавов, проводящие ток. Разница потенциалов, возникающая между средой и защищаемым от коррозии элементом, позволяет ощутимо снизить скорость коррозирования металла.

Ввиду большого количества подверженных электрокоррозии объектов, как относящихся к железнодорожной инфраструктуре, так и сторонних металлоконструкций, применяемые катодные станции должны обладать значительной степенью автономности и универсальности. Примером такого устройства является автоматическая катодная станция, представленная в патенте RU 2102532 C1 (МПК: C23 13/22) [4] Палашова В. В. от 1998.01.20.

Как указано в этом техническом предложении, данное изобретение относится к оборудованию для защиты от коррозии подземных и подводных металлических конструкций и может быть использовано не только для защиты от коррозии газопроводов, водопроводов, кабелей связи, нефтепроводов, но и для защиты от коррозии наружной обшивки кораблей, балластных танков, морских и речных буев, пирсов, опор мостов, шпунтовых стенок и т. п.

Схема автоматической катодной станции

Рис. 2. Схема автоматической катодной станции

При включении в сеть регулятора напряжения 1 регулируемое напряжение поступает на понижающий трансформатор 2, который понижает и гальванически развязывает напряжение от сети. Выпрямительный мост Греца 3, принимая гальванически развязанное пониженное и регулируемое напряжение, преобразует его в двухполупериодное выпрямленное и подает на измерительный элемент, выполненный в виде уравновешенного моста 4, состоящего из сопротивлений R

1

, R

2

, R

3

, R

4

, R

г

. Мост уравновешен при эффективной катодной защите с участием сопротивления грунта. Сигнал с уравновешенного моста 4 поступает на блок сравнения 5 только в том случае, когда уравновешенный мост оказывается разбалансированным, а это произойдет только под воздействием измерения сопротивления грунта R

г

независимо от того, чем оно вызвано (грунтовыми, атмосферными, тепловыми, световыми, подводными или иными возмущающими факторами). Одно плечо измерительного моста включено последовательно в цепь анодного заземления, другое параллельно нагрузке (или сопротивлению грунта, совместно с которым и образуется уравновешенный мост). Два остальных плеча соединены последовательно между собой и шунтируют выход выпрямительного моста, плюсовая клемма которого подключена кабелем к анодному заземлению 9, а минусовая клемма подключена к защищаемому сооружению 8.

Сигнал на выходе измерительного моста оказывается согласованным с величиной сопротивления грунта, т. е. при его уменьшении сигнал возрастает, при увеличении уменьшается. Таким образом, любое изменение сопротивления грунта в цепи катодной защиты, шунтирующее одно из плеч измерительного моста 4, вызывает его разбаланс. При разбалансе моста сигнал поступает на блок сравнения 5 через усилитель 6, блок управления тиристорами 7, который вводит регулятор напряжения 1 в требуемый режим.

Таким образом, любое изменение сопротивления грунта в цепи катодной защиты, шунтирующее одно из плеч уравновешенного моста, вызывает на его выходе сигнал, который приводит к изменению тока базы, вследствие чего изменяется сопротивление усилительного триода, вызывающее смешение управляющих импульсов по фазе. При уменьшении сопротивления грунта выходной сигнал измерительного моста увеличивается, угол включения тиристоров увеличивается, выходное напряжение катодной станции увеличивается. И наоборот, при увеличении сопротивления грунта сигнал измерительного моста уменьшается, угол включения тиристоров уменьшается, выходное напряжение станции уменьшается. Так, в зависимости от сопротивления грунта катодная станция работает в автоматическом режиме.

Резюмируя выше сказанное, можно заключить, что блуждающие токи в нынешних условиях являются серьезной проблемой как для самих тяговых сетей, так и для окружающих ее объектов городской инфраструктуры, трубопроводов, кабельных линий. В связи с этим системы защиты от данного явления постоянно развиваются и совершенствуются.

Литература:

  1. ГОСТ 32895–2014 «Электрификация и электроснабжение железных дорог».
  2. ГОСТ 5272–68 «Коррозия металлов»
  3. ЦЭ-518 от 09.10.1997 «Инструкция по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами»
  4. Патент RU 2102532 C1 «Автоматическая катодная станция» Палашов В. В., 1998 (МПК: C23 13/22)

Основные термины (генерируются автоматически): измерительный мост, ток, уравновешенный мост, катодная защита, катодная станция, автоматическая катодная станция, анодная зона, анодное заземление, выпрямительный мост, коррозионная среда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как стать частным детективом в россии пошаговая инструкция
  • Высшее руководство российской империи
  • Должностная инструкция главного бухгалтера администрации муниципального образования
  • Оберег стимулятор роста инструкция по применению таблица
  • Хабаровский край мвд руководство