Инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей (ИБДД) — важное действие, без которого практически невозможно обеспечить дорожную безопасность в организациях всех типов. Разберем, какие они бывают, когда и с какой периодичностью их стоит проводить, а также где найти образцы инструкций.
С 1 ноября 2020 ужесточили наказание за нарушение режима труда и отдыха водителей. В соответствии с поправками в ст. 11.23 КоАП РФ (Федеральный закон от 26.07.2019 № 216-ФЗ) дифференцировано наказание за управление автомобилем без тахографа и введены новые санкции для должностных лиц, организаций и ИП за несоблюдение норм времени управления транспортным средством. В этих условиях особую значимость приобретает правильная организация проверки, обучения и информирования сотрудников перед выездом на линию.
Инструктаж по охране труда на рабочем месте (ИОТ) и дорожной безопасности (ИБДД) — в чем разница
Часто ответственные лица полагают, что раз рабочее место водителя — автомобиль, то всю необходимую информацию для безопасной эксплуатации ТС работник получит в ходе ИОТ на рабочем месте, а инструктировать его в области БДД нет необходимости. Такой подход в корне неверен, так как эти мероприятия охватывают различный круг вопросов. Проиллюстрируем разницу.
ИОТ на рабочем месте и ИБДД дополняют друг друга, а необходимость проведения и того и другого зафиксирована законодательством.
Конкретные темы инструктажей по БДД с водительским составом определяются инструктором на основании данных, приведенных в таблице 1, с учетом особенностей повседневной работы фирмы. Непосредственно при проведении могут включаться и другие вопросы, осветить которые представляется необходимым с учетом текущей дорожной ситуации.
Годовая программа инструктажа по БДД для водителей, пример
Скачать
Разновидности ИБДД
В зависимости от цели, содержания, сроков и периодичности проведения, выделяют несколько типов.
Вводный инструктаж по безопасности дорожного движения
Проводится после заключения трудового договора, в день фактического допуска к работе со всеми сотрудниками, в обязанности которых входит управление ТС. Инструктировать водителей необходимо независимо от их стажа, классности и профессионального мастерства, даже если они используют для работы собственные машины, которые сдают работодателю в аренду.
Программа вводного инструктажа может включать:
Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения
Его нужно провести, когда водитель в первый раз двигается по конкретному маршруту, транспортирует необычные для него грузы, например негабарит или опасные вещества, или перевозит детей. В организациях, осуществляющих доставку школьников к месту учебы либо специализирующихся на перевозке организованных детских групп, его надо проводить всякий раз, когда едут дети, то есть в случае необходимости и ежедневно.
В него включаются следующие сведения:
Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения
Когда он проводится, понятно из названия — при смене сезона. Но в связи с особенностями организации движения в весенне-летний и осенне-зимний периоды целесообразнее проводить его дважды в год — в начале весны и осени.
Программа сезонного инструктажа включает следующие вопросы:
Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения
В отличие от ИОТ, в виды ИБДД не включается внеплановый инструктаж. Его функции выполняет специальный, который стоит проводить в таких ситуациях:
- изменилось законодательство;
- поменялись маршрут или условия движения;
- произошла авария, в которой участвовали сотрудники фирмы, или нанесен ущерб имуществу;
- существует угроза различных ЧС (теракт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и тому подобное) или они уже произошли.
Задача инструктора в данном случае — оценить сложившуюся обстановку и дать сотрудникам, эксплуатирующим ТС, конкретный алгоритм действий с ее учетом.
Периодический инструктаж по БДД для водителей
Его проведение необязательно, так как информация практически полностью дублируется предрейсовым и специальным инструктажами. Тем не менее время от времени напоминать работникам о правилах безопасности не лишне, поэтому в крупных транспортных организациях целесообразно проводить такой инструктаж.
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Мы сформировали из этих инструкций пакет, который можно скачать одним архивом и сохранить себе на рабочий стол.
Скачать
Как организовать ИБДД
Специалист, проводящий инструктажи с водительским составом по безопасности движения, может быть назначен на усмотрение директора, но важно помнить, что он должен иметь соответствующее образование и пройти аттестацию в УГАДН в установленном законом порядке. Его рабочие обязанности включают в себя:
- разработку и участие в реализации плана работы в области дорожной безопасности;
- подготовку программы занятий с персоналом;
- инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, периодичность которого определяется с учетом требований законодательства, специфики деятельности предприятия и дорожной ситуации.
Нормативной документацией предусмотрено, что факт проведения ИБДД следует фиксировать документально, но конкретная форма такого документа не установлена, определен лишь перечень сведений, которые необходимо вносить. Поэтому организация вправе утвердить свой порядок документального сопровождения таких мероприятий. На практике чаще всего используется журнал учета инструктажей водителей по безопасности движения. В него вносятся как определенные Приказом № 7 данные, так и любые другие, которые ответственный специалист сочтет необходимым. Например, в крупных организациях с большим штатом водителей и парком техники, помимо обязательных даты и вида, нужно включить в него и краткое содержание инструктажа. Проведение занятий обязательно подтверждается подписями инструктора и инструктируемого сотрудника.
Форма такого документа утверждается руководителем и вводится в действие так, как это предусмотрено инструкцией по делопроизводству (или другим аналогичным ЛНА).
Бланк журнала для заполнения
Скачать
Сроки хранения таких журналов определяются на основании Перечня с учетом требований иных НПА и сложившейся на предприятии практики архивирования и уничтожения. Обычно их хранят 10 лет, но в некоторых случаях — до 50 лет.
Другие документы по БДД (положения, правила, регламенты, приказы, инструкции и прочее) регулярно обновляются, поэтому устаревшие экземпляры можно уничтожать.
При утверждении новых ЛНА взамен потерявших актуальность важно не забывать знакомить с ними сотрудников, как вновь прибывших, так и давно работающих.
Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД
Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного
Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД. А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.
Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.
Как проводить инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей
Инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей — обязательное обучение водителей, без которого их нельзя выпускать на рейс.
Частный автомобилист сам отвечает за себя, своих пассажиров и перевозимый груз. В организациях все иначе. Если шофер работает по найму, а машина стоит на балансе, ответственность за безопасность участников дорожного движения отчасти ложится и на работодателя.
Законодательная база
Пункты 16-21 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 обязывают юридических лиц доводить до сотрудников сферы перевозки необходимую информацию. Рассмотрим, какие темы инструктажей по БДД с водительским составом предусмотрены и как часто нужно организовывать такие мероприятия.
Согласно Положению № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, существуют пять видов соответствующих мероприятий.
О чем нужно проинформировать шофера
Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:
- Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
- Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
- Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
- Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
- Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.
Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.
Инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: периодичность
Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:
- Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
- Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
- Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.
Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.
Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения невозможно встроить в график. Его проводят по мере возникновения потребности (если изменился маршрут, появились опасные участки на нем).
Для учета проведенных тренингов используется журнал.
В больших автотранспортных компаниях для каждого вида тренинга ведется отдельный журнал.
Типовое положение о проведении инструктажей по БДД
Образцы инструктажей
Вводный
Предрейсовый
Сезонный
Гончарова Алина
Юрист
Юрист сайта «Правовед.ру», автор научных статей по юриспруденции.
Все статьи автора
Вам может быть интересно:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях
- Юридическим лицам
- Физическим лицам
- Бухгалтерские услуги
- Автоюрист. Ущерб от ДТП
- Регистрация товарных знаков
- Оценка
- Вступление в СРО
Статьи и публикации юристов
- ЮБК+
- —
- БДД
- —
- Статьи
ПРОГРАММА
ПРОВЕДЕНИЯ предрейсового ИНСТРУКТАЖА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ
Статьей 20 Федерального Закона № 196 от 10.12.1995 г «О безопасности дорожного движения», при эксплуатации транспортных средств, к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам предъявляются требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Одно из таких требований — это соблюдение Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Эти Правила утверждены Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». «В целях предупреждения ДТП, субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок» (п. 7 Приказа № 145)
Приказом Минтруда РФ №871Н от 09.12.2020 г. «Об утверждении правил по охране труда на автомобильном транспорте» утверждены общие требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств.
ТЕМЫ ДЛЯ предрейсового ИНСТРУКТАЖА
1. Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения.
2. Погодные условия движения на маршруте.
3. Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей, парковки транспортных средств.
4. Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций.
5. Безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
НЕТ ВРЕМЕНИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ДОКУМЕНТЫ?
ЧТО ТАКОЕ предрейсовый ИНСТРУКТАЖ
Предрейсовый инструктаж — это способ доведения информации по определенным вопросам и темам для водителей отправляющихся в рейс. Предрейсовый инструктаж должны пройти все водители перед отправлением в рейс, за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту. До водительского состава доводятся основные знания, касающиеся безопасных методов труда при эксплуатации транспорта.
По требованию Приказа Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», при организации и осуществлении перевозок, субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Таким образом, перед отправлением в рейс по первичному маршруту, с водителем в обязательном порядке должен проводиться предрейсовый инструктаж.
ВОПРОСЫ для проведения предрейсового ИНСТРУКТАЖА
Приказ Минтранса № 145 включает в тематику предрейсового инструктажа основные ниже перечисленные вопросы. Всего 5 вопросов. Разберем каждый из них подробно и раскроем, какую информацию по каждому вопросу должен донести инструктирующий до водителя.
- Вопрос 1. Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения.
- Разбор и определение оптимального маршрута при помощи данных навигационных систем. Определение времени в пути, с учетом возможного потока автомобилей по выбранному маршруту в выбранный интервал времени для его преодоления.
- Установление с помощью карт, личного опыта и знаний, опасных ландшафтов и дорожных особенностей на пути маршрута: железнодорожных переездов, водных переправ, крутых подъемов и спусков и т.п.
- Учет полосности дорожного полотна на пути маршрута, места сужения дорог, автомобильная плотность населенных пунктов на пути, с учетом времени суток.
- Анализ сведений о погодных условиях из метеосводок в выбранный интервал времени для отправки в рейс.
- Вопрос 2. Погодные условия движения на маршруте.
- Порядок мер по обеспечению безопасности движения в дождь, туман, снегопад, гололёд.
- Условиями недостаточной видимости считаются метеорологические условия (туман, дождь, снегопад и т.п.), ограничивающие видимость до 100 м.
- В густом тумане, во время дождя, снегопада и метели видимость и ориентировка ухудшаются. В таких условиях водитель, подъезжая к перекрестку, на котором движение регулируется светофором, должен быть особенно внимательным и выезжать на перекресток только при полной уверенности в правильности сигнала. При этом следует помнить, что в тумане виден только красный свет, зеленый же имеет желтоватый оттенок, а желтый — красноватый.
- При проезде через нерегулируемый перекресток в густом тумане, когда нельзя различить виды транспорта, следует уступить дорогу транспорту, выезжающему справа. При движении транспортного средства в густом тумане, в дождь, в метель и снегопад, если видимость не превышает 20 м, а также на стоянке должно быть включено освещение (ближний свет фар и задний фонарь). Включать дальний свет фар не следует, так как в тумане он, отражаясь, ослепляет водителя.
- Во избежание столкновения необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/час и время от времени подавать звуковые сигналы и отвечать на сигналы других водителей. На подъемах и спусках двигаться только на первой или второй передаче.
- При дожде, густом тумане, в метель и снегопад (когда видимость не более 20 м) запрещаются движение по трамвайным путям, обгон, перевозка опасных грузов и буксировка. Если туман застиг в пути, нужно съехать с дороги в сторону.
- На скользкой дороге автомобиль необходимо вести с пониженной скоростью, тормозить двигателем, переходя на низкую передачу, не прибегая к тормозу, нельзя резко поворачивать рулевое колесо, отпускать или резко нажимать педаль дросселя. При необходимости уменьшить скорость нужно тормозить прерывистыми кратковременными нажатиями на педаль тормоза.
- При заносе транспорта торможение необходимо прекратить и плавно повернуть руль в сторону заноса. На скользкой дороге торможение в основном нужно осуществлять двигателем, без включения сцепления, а тормоза использовать для дополнительного торможения.
- Вопрос 3. Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств.
- Последовательность пунктов посещения водителем на маршруте.
- Прогнозирование временных затрат между промежуточным ( промежуточными) и конечным пунктом выполняемого рейса.
- Определение и планирование мест отдыха на маршруте. Сбор информации об инфраструктуре и организации таких мест, расположенных на пути следования. Возможность организации стоянки в таких местах.
- Определение и планирование мест приема пищи на маршруте. Сбор информации о пункте обеспечения питания, о возможности совмещения приема пищи с отдыхом водителя. Выявление и рекомендация по использованию таких, расположенных на пути следования.
- Обеспечение соблюдения режима труда и отдыха водителей, если в рейс отправляется экипаж, а время на преодоление маршрута предполагает смену водителей. Рекомендация по произведению смены: выбору места на пути следования для смены, интервал времени для смены.
- Определение и планирование стоянок и парковочных мест на пути следования.
- Правила парковки в темное время суток.
- В темное время суток остановка на неосвещенной автомобильной дороге опасна во всех случаях. Если габаритные огни автомобиля неисправны, то даже кратковременная остановка ночью на неосвещенном участке дороги запрещена — автомобиль должен быть отведен за пределы дороги, т.е. за пределы проезжей части
- При ситуации, когда водитель из-за возникшей неисправности вынужден оставить автомобиль на месте, где правилами ПДД остановка и стоянка запрещена, водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, а если она неисправна или отсутствует, выставить на расстоянии 25-30 м позади автомобиля знак аварийной остановки, выполненный из светоотражающего материала или мигающий красный фонарь.
- Вопрос 4. Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций).
- Сбор сведений для определения на маршруте пунктов медицинской помощи. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) могут возникнуть на дорогах в значительном отдалении от населенных пунктов и медицинских учреждений. Правила оказания самостоятельной помощи. Проверка наличия аптечного набора, перевязочных материалов и медикаментов.
- Сбор сведений для определения на маршруте пунктов технической помощи. Рекомендации по согласованным действиям водителя при возникших неисправностях автомобиля.
- Сбор сведений для определения на маршруте постов Госавтоинспекции МВД. Рекомендации по согласованным действиям и возможным обстоятельствам, в силу которых водителю необходимо обращаться к сотрудникам МВД.
- Вопрос 5. Безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
- Определение и анализ схемы движения автотранспорта в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
- Планирование маршрута с учетом объезда перекрытых дорог, ограничения движения отдельных категорий транспорта в определенном времени и определенных местах.
- Прогнозирование увеличения временных затрат на объезд ограниченного движения. Рекомендации по выбору: между движением для объезда, или стоянкой, для ожидания окончания мероприятия.
- При участии транспортного средства в мероприятии, в колонне, водитель должен знать правила движения в колонне. При движении в колонне обгон категорически запрещен.
- При участии в мероприятии, с учетом инструкций организатора мероприятия, требуется теоретическая отработка маршрута и скоростного режима.
- Передача водителю контактов координатора, уполномоченного организатором мероприятия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ вопросы ДЛЯ предрейсового ИНСТРУКТАЖА
Действующее законодательство не ограничивает право субъектов транспортной деятельности на организацию и проведение дополнительных мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства водителей. Юридические лица и ИП вправе самостоятельно определить для себя дополнительные вопросы и темы предрейсового инструктажа, в зависимости от своих индивидуальных потребностей и финансовых возможностей.
Речь идет о доведении дополнительной информации до водителей при проведении предрейсовых инструктажей. При выборе дополнительных вопросов может быть использован руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 года. Нужно учитывать, что указанный документ не был зарегистрирован в Минюсте России, поэтому он носит рекомендательный характер и может быть использован в части, не противоречащей законодательству РФ, а именно Приказу № 145.
Например, «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» дополнительно предлагает проводить предрейсовый инструктаж и в других случаях с водителями: обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристско-экскурсионных); при переводе водителей на другую марку автомобилей.
Вместе с тем, Положение (РД-200-РСФСР-12-0071-86-09) предлагает и дополнительные вопросы для проведения предрейсового инструктажа, которые могут использоваться субъектом транспортной деятельности. Например:
- охрана транспортных средств на стоянках при организации отдыха
- особенности перевозки детей и учащихся
- порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей
КАК УЧИТЫВАТЬ ПРОВЕДЕНИЕ предрейсового ИНСТРУКТАЖа
Проведение (прохождение) предрейсового инструктажа должно быть зафиксировано. Согласно Правилам, утвержденным Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 г., информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей.
Журнал учета инструктажей должен содержать:
- дату проведения инструктажа;
- вид инструктажа — предрейсовый;
- должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, его подпись;
- фамилию и инициалы водителя, прошедшего инструктаж, его подпись.
Допускается ведение журнала в электронном виде с использованием программного обеспечения субъекта транспортной деятельности (сведения, внесенные в журнал лицом, проводившим инструктаж, и водителем, в отношении которого проведен инструктаж, заверяются электронной подписью в соответствии с ФЗ от 06.04.2011 г. № 63 «Об электронной подписи».
Журнал ведется лицом, на которое такая обязанность возложена Приказом руководителя предприятия «О проведении инструктажей по безопасности перевозок».
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Часто задают вопросы о необходимости проведения предрейсовых инструктажей водителей. Есть мнение что данный вид инструктажей стал не обязательным. Кратко разберем этот вопрос.
Согласно пункту 3 Приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать:
- проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.
Напомню, что исполнение Приказа Министерства транспорта РФ № 145 обязательно для следующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
- осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
- осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.
К организациям эксплуатирующим только легковые автомобили и только для собственных нужд, данный приказ отношения не имеет, соответственно для таких организаций нет обязанности исполнять положения данного приказа. Организации эксплуатирующие только легковые автомобили и только для собственных нужд также не обязаны исполнять положения данного приказа касающиеся проведения инструктажей.
Таким образом, организации осуществляющие коммерческие перевозки и эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили для собственных нужд, обязаны исполнять требования Приказа Минтранса № 145, и обязаны обеспечивать проведение предрейсовых инструктажей водителей.
Когда проводить предрейсовый инструктаж
Согласно пункту 7.2 Правил:
- 7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).
Если водитель отправляется в рейс по маршруту впервые, то водителю необходимо довести предрейсовый инструктаж. Если водитель отправляется в рейс по этому же маршруту второй раз, третий и т.д., то предрейсовый инструктаж проводить не требуется. Инструктаж проводится каждый раз когда водитель отправляется в рейс по новому для него маршруту. Если маршрут у водителя меняется ежедневно, то и предрейсовый инструктаж этому водителю необходимо проводить ежедневно.
Что доводить при проведении предрейсового инструктажа
Согласно пункту 7.2 Правил, предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- погодные условия движения на маршруте;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
- безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Чтобы упростить работу инструктирующему, советую составить программу или план проведения предрейсового инструктажа, в который необходимо включить вопросы перечисленные в пункте 7.2 Приказа № 145. Пример ниже.
Основные вопросы предрейсового инструктажа |
Пояснения инструктирующего |
протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения | |
погодные условия движения на маршруте | |
конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств | |
расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций) | |
безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий |
Кто проводит предрейсовый инструктаж
Как я уже писал в одной из предыдущих статей, в действующем законодательстве нет четкого указания кто должен или кто имеет право проводить инструктажи по безопасности перевозок. Проверяющие органы ссылаются на Приказ Минтранса № 282, где в пункте 15.2 сказано что специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен уметь проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей. Если следовать этому требованию и письму Минтранса № ДЗ-2098-ПГ от 20.07.2021, то проводить инструктажи по безопасности перевозок, в том числе и предрейсовый инструктаж по безопасности перевозок, может только специалист ответственный за обеспечение БДД.
При этом, специалист, ответственный за обеспечение БДД не всегда является прямым руководителем водителей или других сотрудников организации допущенных к управлению транспортными средствами.
Журнал учета инструктажей водителей
Все проводимые инструктажи по безопасности перевозок, в том числе преырейсовые, необходимо учитывать. Согласно пункту 7 Приказа Минтранса № 145, информация о прохождении предрейсовых инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей, который должен содержать:
- дату проведения инструктажа;
- вид инструктажа;
- должность (при наличии) лица, проводившего инструктаж;
- фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
- фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
- подписи водителей, прошедших инструктаж.
На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Скачать Инструкцию для инженера по оборудованию
Задать вопрос по заполнению документа
Программа проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте для водителя
автомобиля (легкового)
1. Введение
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны
труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и
Минобразования России от 13.01.03 № 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, проводить инструктаж по охране труда.
Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и
работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи
проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с
имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником
знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:
— со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников,
выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
— с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого
структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
— с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися
образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную
практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной
деятельности организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных
подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
Настоящая программа инструктажа на рабочем месте разработана в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и с учетом характеристики условий и безопасности труда водителя автомобиля (легкового).
2. Характеристика работ водителя автомобиля (легкового)
Управление легковыми автомобилями всех типов и марок. Заправка автомобилей топливом,
смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания легковых
автомобилей. Правила дорожного движения. Основы безопасности движения. Правила
технической эксплуатации автомобилей, относящиеся к водителю. Возможные неисправности автомобилей: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения. Порядок проведения технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
3. Программа инструктажа
3.1. Условия труда водителя автомобиля (легкового)
Особенности и характеристика условий труда водителя автомобиля (легкового).
Характерные причины несчастных случаев и профессиональных заболеваний у водителей
автомобилей (легковых). Примеры производственных травм среди водителей.
3.2. Общие требования охраны труда
Порядок допуска к работе водителем автомобиля (легкового). Ограничения по возрасту.
Требования к наличию водительского удостоверения соответствующей категории. Медицинское освидетельствование. Отсутствие медицинских противопоказаний по состоянию здоровья.
Обучение, аттестация; инструктажи по охране труда: вводный, первичный, повторный,
внеплановый, целевой. Проверка знаний Правил дорожного движения и практических навыков вождения легкового автомобиля. Объем знаний, которыми должен владеть водитель автомобиля (легкового).
Требования к стажировке под руководством опытного водителя для приобретения
практических навыков работы.
Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное
воздействие на водителя автомобиля (легкового) во время работы.
Неблагоприятное воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм
человека.
Производственные ситуации, представляющие наибольшую опасность для водителя:
дорожно-транспортные происшествия при столкновении с другими транспортными средствами.
Требования к использованию водителем автомобиля (легкового) спецодежды, спецобуви и
других средств индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Действия водителя в случае заболевания, плохого самочувствия. Действия водителя, если с
кем-либо из работников произошел несчастный случай. Требования к умению оказать первую
помощь пострадавшим, пользоваться аптечкой.
Трудовая и производственная дисциплина, правила внутреннего трудового распорядка.
Режимы труда и отдыха.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации легкового автомобиля, в том числе при его
заправке топливом. Первичные средства пожаротушения.
Правила личной гигиены при эксплуатации легкового автомобиля.
Ответственность за нарушение или невыполнение требований инструкций по охране труда.
3.3. Требования охраны труда перед началом работы
Действия водителя перед началом работы.
Требования, предъявляемые к специальной одежде, специальной обуви и другим средствам
индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
Требования к прохождению водителем предрейсового медицинского осмотра (на предмет
употребления алкогольных напитков или наркотических веществ). Недопустимость выезда на линию в болезненном или утомленном состоянии.
Меры предосторожности при проверке перед выездом на линию технического состояния
автомобиля. Требования к проверке исправности перед выездом на линию тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояния аккумулятора, отсутствия утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости.
Требования к проверке укомплектованности автомобиля запасным колесом, огнетушителем,
медицинской аптечкой и буксировочным тросом.
Требования к наличию исправного инструмента и приспособлений (домкрата, пусковой рукоятки, переносной лампы, насоса для накачивания шин и т. д.).
Запрет водителю приступать к выполнению работы, если у него имеются сомнения в
обеспечении безопасности предстоящей работы.
3.4. Требования охраны труда во время работы
Меры безопасности при запуске двигателя автомобиля и начале движения.
Основы безопасности движения. Необходимость избегать резких торможений и поворотов.
Выбор безопасной скорости движения с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий. Существующие ограничения скорости движения автомобилей, в том числе в населенных пунктах. Выбор безопасного интервала между движущимися автомобилями с учетом возможной длины тормозного пути. Обеспечение безопасности при маневрировании, перестраивании из ряда в ряд.
Особенности езды в темное время суток. Правила пользования ближним и дальним светом
фар. Меры предосторожности при остановке или стоянке на неосвещенных участках автодороги.
Требования безопасности при движении задним ходом.
Действия водителя при временном покидании автомобиля. Меры предосторожности от
возможного угона автомобиля. Меры безопасности при выходе на проезжую часть дороги.
Действия водителя при возникновении во время работы на линии каких-либо технических
неисправностей. Безопасность труда при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.
Требования безопасности, предъявляемые к инструменту и приспособлениям. Требования к
состоянию гаечных ключей.
Меры безопасности при использовании домкрата. Порядок подъема автомобиля.
Недопустимость нахождения под автомобилем при работающем двигателе. Меры
предупреждения простудных заболеваний при работе лежа.
Требования безопасности при ремонте топливной системы. Обеспечение пожарной
безопасности при работе с топливом. Меры предосторожности при переливе топлива.
Предупреждение возможности отравления тормозной жидкостью.
Меры безопасности при открытии пробки радиатора на горячем двигателе.
Соблюдение осторожности при работе с аккумуляторной батареей.
Опасность химического ожога серной кислотой при работе с электролитом.
Безопасность труда при демонтаже и монтаже шин.
3.5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
Действия водителя в случае дорожно-транспортного происшествия. Способы оказания
первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Правила безопасной буксировки поврежденного автомобиля на гибкой и жесткой сцепке.
Допустимая скорость буксировки.
Действия водителя при переутомлении, внезапном заболевании.
Действия водителя в случае возникновения пожара. Правила пользования ручным
огнетушителем.
3.6. Требования охраны труда по окончании работы
Действия водителя по окончании работы.
Меры предосторожности при установке легкового автомобиля на место стоянки.
Требования к правильному хранению и уходу за спецодеждой, спецобувью и другими
средствами индивидуальной защиты.
Требования к сообщению обо всех замеченных в процессе работы неполадках и
неисправностях легкового автомобиля, а также о других нарушениях требований охраны труда своему непосредственному руководителю.
Правила личной гигиены по окончании работы.