Инструкция при обнаружении подозрительного предмета в школе

Признаки предметов, предназначенных для взрыва

Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п., автотранспорт – угнанный, брошенный, без признаков наличия владельца и т.д.

Внешние признаки предметов, по которым можно судить о наличии в них взрывных устройств:

  наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, прикрепленной проволоки и т.д.;

  необычное размещение обнаруженного предмета;

  шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низкочастотные шумы);

  установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной и т.д.

Действия граждан при обнаружении подозрительного предмета

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен — немедленно сообщите о находке в городской отдел внутренних дел по телефонам: «02», «2-12-04».

Если вы обнаружили неизвестный предмет в школе, немедленно сообщите о находке администрации или службе охраны образовательной организации.

Во всех перечисленных случаях:

   не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;

   зафиксируйте время обнаружения предмета;

   постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;

   обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем);

Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки

Действия сотрудников службы охраны образовательной организации

при обнаружении подозрительного предмета

(либо при сообщении посторонних лиц

об обнаружении ими подозрительного предмета)

  незамедлительно сообщить о полученной информации руководителю образовательной организации либо его заместителю по безопасности учреждения, а при их отсутствии в городской отдел внутренних дел по телефонам «02», «2-12-04»;

  зафиксировать установочные данные лица, сообщившего об обнаружении подозрительного предмета (ФИО, адрес проживания, время обнаружения предмета и время сообщения о находке, точное место нахождения обнаруженного предмета);

  обеспечить присутствие лица, сообщившего о находке, в образовательной организации до прибытия сотрудников правоохранительных органов;

  убедиться лично в наличии подозрительного предмета в указанном заявителем месте (соблюдая при этом меры предосторожности и не сокращая расстояний, указанных в таблице ниже);

  при отсутствии директора школы и его заместителя по безопасности учреждения самостоятельно организовать эвакуацию обучающихся и персонала школы в соответствии с утвержденными в образовательной организации инструкциями;

  силами других охранников образовательной организации или иного персонала обеспечить оцепление места расположения предмета и находиться на безопасном расстоянии от него до прибытия сотрудников правоохранительных органов;

  дать указание лицам, находящимся в оцеплении, не приближаться, не трогать, не вскрывать, не перемещать находку, не заливать ее жидкостью, не засыпать песком и грунтом, не пользоваться радио- и электроаппаратурой, переговорными устройствами;

  при необходимости организовать отключение коммуникаций воды и электричества;

  не снижая уровень охраны образовательной организации, обеспечить возможность беспрепятственного прохода или проезда к обнаруженному предмету сотрудников и транспорта правоохранительных органов;

  усилить контроль за состоянием охраны образовательной организации, так как возможны террористические проявления либо аналогичного, либо иною рода в других местах на территории образовательной организации.

На месте обнаружения подозрительных предметов запрещается:

  курить;

  пользоваться электрозажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами;

  трогать предмет руками и касаться его с помощью других предметов;

  трясти, бросать, сгибать, открывать предмет;

  подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам ближе расстояния, указанного в таблице:

Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:

  граната РГД-5                               – 50 м;

  граната Ф-1                                   – 200 м;

  тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;

  тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;

  пивная банка 0,33 л                      – 60 м;

  дипломат (кейс)                            – 230 м;

  дорожный чемодан                      – 350 м;

  а/машина класса «Жигули»         – 460 м;

  а/машина класса «Волга»            – 580 м;

  микроавтобус                               – 920 м;

  грузовая машина (фургон)         – 1240 м.

Действия руководителя образовательной организации,

его заместителя по безопасности учреждения

при обнаружении подозрительного предмета

(либо при получении сообщения

об обнаружении подозрительного предмета)

  незамедлительно организовать проверку полученного сообщения, соблюдая вышеуказанные меры предосторожности, организовать контроль за обеспечением охраны места обнаружения подозрительного предмета;

  при подтверждении полученной информации незамедлительно сообщить об этом в городской отдел внутренних дел по телефонам «02», «2-12-04»; в противопожарную службу по телефонам «01», «112», «2-19-11»; на станцию скорой медицинской помощи по телефону «03»; в иные организации и подразделения, необходимость в которых может возникнуть исходя из сложившейся обстановки;

  незамедлительно организовать эвакуацию обучающихся и персонала образовательной организации в соответствии с утвержденными в образовательной организации инструкциями;

  обеспечивать руководство деятельностью образовательной организации до прибытия сотрудников правоохранительных органов;

по прибытию в образовательную организацию сотрудников правоохранительных органов перейти под руководство сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих руководство контртеррористической операцией.

  При обнаружении подозрительного
(взрывоопасного) предмета в здании школы и на ее территории:


не трогать подозрительный предмет руками;


незамедлительно сообщить о подозрительном предмете любому из находящихся по
близости работнику школы;


следить,  чтобы никто из учащихся не
прикасался к подозрительному предмету;

— после прихода работника школы сообщить ему обо всех
обстоятельствах обнаружения подозрительного предмета;

— покинуть место обнаружения подозрительного предмета;

— при получении сигнала к эвакуации покинуть здание
школы (территорию школы);

— сигналом к эвакуации из здания школы служат три
длинных звонка либо устное сообщение работников школы;

— при получении сигнала к эвакуации слушать указания
работников школы;
Хочу такой сайт

— без паники, организованно пройти к эвакуационному
выходу и покинуть  здание школы;

— в случае организованной эвакуации в составе класса
действовать строго по указаниям учителя, не отставать от класса, не пытаться
самостоятельно искать путь к эвакуации.

— после выхода из здания школы собраться в
установленном месте, сообщить о своем выходе классному руководителю;

— покинуть территорию школы либо вернуться в здание
школы после указаний классного руководителя.










Рейтинг:
.


Оценили:
.


1) Находясь в общественном месте (улице, парке, вокзале), совершая поездки в общественном транспорте, обращай внимание на оставленные сумки, портфели, пакеты, свертки или другие бесхозные предметы. В них могут находиться взрывные устройства.

2) Обнаружив забытую или бесхозную вещь, спроси у людей, находящихся рядом, не принадлежит ли она им. Попробуй с помощью взрослых установить, кому она принадлежит или кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщи об этом

— в первую очередь и в обязательном порядке нужно позвонить в полицию по телефону 02.

— если предмет обнаружен в транспорте (машине, автобусе, поезде) поставь в известность водителя и кондуктора.

3) Если подозрительный предмет найден в учреждении (например, в школе), то о находке обязательно должен быть оповещен руководитель учреждения (директор, завуч).

4) Ни в коем случае не пытайся самостоятельно исследовать находку. Взрыватель может вызвать срабатывание взрывного устройства при любом внешнем воздействии: нажатии, ударе, прокалывании, трении, нагреве, снятии нагрузки, даже просвечивании ярким светом.

5) Если ты видел, кто оставил подозрительный предмет, запомни, как выглядит этот человек, куда он пошел. Попроси охранника школы принять меры к его задержанию.

6) При проведении эвакуации из здания напомни учителю или другому ответственному сотруднику администрации о том, что необходимо отключить электричество, электроприборы, перекрыть водопровод и систему отопления. Двери и окна нужно оставить открытыми – это уменьшит силу взрывной волны. Эвакуируясь, нужно опасаться падения штукатурки, арматуры, шкафов, полок, держаться в стороне от окон, застекленных дверей, зеркал, светильников.

При обнаружении постороннего предмета тебе необходимо:

— не трогать, не вскрывать и не передвигать находку, не позволять делать этого другим, особенно учащимся младших классов;

— сохранять спокойствие и хладнокровие, помнить о том, что твоя нервозность, растерянный вид или неадекватные действия могут послужить причиной паники среди окружающих;

— зафиксировать (запомнить или записать) время обнаружения, принять меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше, отойти самому;

— обязательно дождаться прибытия  полиции, МЧС, ФСБ и предельно точно и четко сообщить имеющуюся информацию.

— строго выполнять указания работников школьной администрации и сотрудников правоохранительных органов.

Знай, что в качестве камуфляжа для взрывных устройств могут использоваться обычные сумки, пакеты, свертки, коробки — предметы, нахождение которых в общественном месте не вызывает подозрений. Часто бомбу маскируют под сотовые телефоны, мелкую бытовую технику (магнитофоны, плееры), игрушки, футбольные мячи и т.п. расчет террористов безжалостен и прост: при виде таких бесхозных вещей у людей, а особенно у детей, возникает соблазн взять их в руки. Совсем не обязательно признаком взрывного устройства являются торчащие разноцветные провода и громко тикающий часовой механизм, как это часто показывают в кино. Столь явные признаки – скорее всего результат чьей-то глупой шутки. Террористы же, как правило, гораздо коварнее и изобретательнее. Тем не менее, самый простой взрыватель делается из обыкновенного будильника. И в этом случае необходимо принимать все меры безопасности.

Не случайно сотрудники полиции, пожарные, спасатели со всей серьезностью относятся к любым сообщениям о заложенных взрывных устройствах и тщательно проверяют информацию. Лучше тысячу раз перестраховаться, чем один раз совершить роковую ошибку. А «телефонные террористы» понесут заслуженное наказание. При помощи современной техники, имеющейся на вооружении спецслужб, найти таких «шутников» не составляет особого труда.

Помни, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для жизни!

Памятка по действиям при обнаружении бесхозных и подозрительных предметов

30.10.2019

Бдительность, осторожность и правильные действия каждого гражданина могут предотвратить беде. Если Вы около своего предприятия заведения или внутри его обнаружили подозрительный, бесхозный предмет: сумку, коробку, пакет, неизвестно куда протянутый шнур или проволоку — не трогайте их, не допускайте к ним иных лиц, особенно детей. Собственными силами обеспечьте охрану опасного предмета до прибытия сотрудников полиции. Самое главное не допустить паники и нарушений общественного порядка.

Это же относиться к ящикам, мешкам с сыпучими продуктами (например сахаром) и иными предметами, складированным в местах, не предназначенных для этих целей. Напоминаем, что взрывчатые вещества по внешнему виду могут походить на куски хозяйственного мыла иметь необычный запах, например суповой приправы.

Если Вы увидели человека, оставившего данные предметы. Постарайтесь запомнить его внешность, в какие носимые вещи он был одет, а также в каком направлении скрылся. После чего, сразу же сообщите в дежурную часть отдела полиции по телефону -02-, а также об увиденном Вы можете сообщить в пожарную часть по телефону -01-.

Особое внимание стоить обращать на бесхозный автотранспорт, находящийся около предприятий, организаций, культурно-зрелищных, оздоровительных заведений города, так как в оставленный автомобиль может быть заложено взрывное устройство.

При получении звонка о минировании необходимо:

  1. Не класть трубку телефона;
  2. Незамедлительно сообщить в полицию по телефону -02-;
  3. Не допускать паники, вывести учащихся и сотрудников школы на безопасное расстояние;
  4. Ограничить доступ в помещение школы посторонних или иных лиц;
  5. Дождаться прибытие сотрудников полиции.

Действия при обнаружений подозрительных предметов:

  1. Обеспечить своими силами охрану места обнаружения подозрительного предмета, не допуская к нему посторонних лиц, особенно детей;
  2. Сообщить руководству школы об обнаружении подозрительного предмета;
  3. Незамедлительно сообщить в полицию по телефону -02-
  4. Принять меры к эвакуации учащихся и сотрудников школы на безопасное расстояние
  5. Дождаться прибытие сотрудников полиции.

Категорически воспрещается:

  1. Осуществлять какие-либо действия по отношению к подозрительному предмету;
  2. Заливать обнаруженный предмет жидкостями, в точности из огнетушителя, засыпать сыпучими материалами;
  3. Оказывать на обнаруженный предмет температурное, звуковое, механическое, электромагнитное воздействие.

Действия при совершении террористического акта:

  1. Принять меры для эвакуации работников на безопасное расстояние;
  2. Сообщить в полицию о последствиях и масштабах взрыва;
  3. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  4. До приезда полиции принять меры к охране места происшествия и установления возможных свидетелей.

Типовая памятка по действиям при возникновении угрозы либо совершении

террористического акта

Находясь в стенах школы необходимо знать о том, где вероятнее всего можно столкнуться с подготавливаемым террористическим актом.

Взрывоопасный предмет может быть заложен: в учебном кабинете, коридоре, столовой (особенно во время обеденного перерыва), в спортивном и актовом зале во время проведения массовых мероприятий, на улице перед входными дверями.

Обнаружить наличие взрывоопасного предмета можно по следующим признакам:

  1. Обычный бытовой предмет(сумка, пакет, коробка и т.д.) и рядом явно нет хозяина этого предмета, либо предмет не характерный для школьника;
  2. Из предмета торчат провода, либо привязанный к предмету провод или шнур, слышен звук работающего часового механизма (жужжание), исходит неприятный запах (запах горючего вещества);
  3. Штатные боеприпасы — гранаты, снаряды, мины, тротиловые шашки.

В случае обнаружения подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством:

  1. Отойти на максимально безопасное расстояние (не менее 50 метров) от места обнаружения подозрительного предмета;
  2. Жестом или голосом постараться предупредить окружающих об опасности. Немедленно удалить людей из помещения, где обнаружен подозрительный предмет;
  3. Немедленно сообщить о найденном подозрительном предмете сотруднику охраны и руководителю образовательного учреждения, позвонить по телефону «112» или «02».
  4. До приезда полиции не подходить к подозрительному предмету и не предпринимать никаких действий. Действовать только в соответствии с полученными рекомендациями сотрудников полиции.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:Хочу такой сайт

  • трогать, передвигать подозрительный обнаруженный предмет;
  • пользоваться средствами радиосвязи (в т.ч. мобильными телефонами, пультами дистанционного управления, сигнализацией автомобилей и другими радиоэлектронными устройствами вблизи данного предмета);
  • изменять окружающую подозрительный предмет внешнюю среду (световое освещение, имевшее место до обнаружения подозрительного предмета, температурный режим, звуковой фон).

Действия администрации:

  1. Организовать эвакуацию школьников и персонала из опасной зоны на максимально безопасное расстояние (не менее 50 метров), по возможности в укрытие, путями, исключающими проход в непосредственной близости от обнаруженного подозрительного предмета;
  2. Немедленно сообщить о подозрительном предмете и его внешних признаках, местонахождении и времени обнаружения в дежурную часть территориального органа МВД России по телефону «02»;
  3. Действовать в соответствии с указаниями сотрудников территориальных органов МВД России и имеющимися инструкциями (планами) по действиям при угрозе совершения теракта на объекте образования;

Действия сотрудников охраны:

  1. Немедленно сообщить о найденном подозрительном предмете руководителю образовательного учреждения, своему руководителю службы безопасности (ЧОО), позвонить по телефону «112» или «02»;
  2. Принять участие в эвакуации школьников и персонала из опасной зоны. По окончании эвакуации провести осмотр всех помещений объекта.
  3. До прибытия сотрудников полиции не допускать к месту нахождения подозрительного предмета и в пределы опасной зоны посторонних лиц. При необходимости обесточить внешний источник электропитания и газоснабжения объекта;
  4. При наличие на объекте видео-аудиозаписывающих средств принять меры к сохранению имеющейся видео-аудио информации;
  5. Встретить прибывающие правоохранительные органы. Совместно с администрацией объекта оказать содействие по проведению первоочередных антитеррористических мероприятий: указать место обнаружения подозрительного предмета, сообщить об известных обстоятельствах и принятых мерах;
  6. Действовать в соответствие с указанными сотрудниками территориальных органов МВД РФ и имеющимися инструкциями (планами) по действиям при угрозе совершения теракта на объекте образования.

В случае захвата в качестве заложника:

  1. Постарайтесь соблюдать спокойствие и не показывать своего страха;
  2. Не оказывайте террористам сопротивления, не пытайтесь вступить с ними в беседу, не стремитесь разжалобить их или отговорить от выполнения намеченного ими плана;
  3. Выполняйте их требования, не высказывайте возмущения, не нарушайте установленных террористами правил, чтобы не спровоцировать ухудшения условий Вашего содержания;
  4. По мере возможности фиксируйте в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов;
  5. Помните, что получив сообщение о Вашем захвате спецслужбы уже начали действовать и примут все необходимое для Вашего освобождения;
  6. Во время проведения спецслужбами операции по Вашему освобождению необходимо лечь на пол, либо занять иное возможное нейтральное положение и не менять его (не вставать не двигаться). Если есть возможность держитесь подальше от проемов дверей и окон. Ни при каких обстоятельствах не бегите навстречу сотрудникам спецслужб и не берите в руки оружие, чтобы Вас не перепутали с террористом.

Действия администрации:

  1. Немедленно организовать эвакуацию школьников и персонала из опасной зоны, не допуская паники;
  2. Сообщить о захвате заложников в дежурную часть территориального органа МВД РФ;
  3. Действовать в соответствие с указанными сотрудниками территориальных органов МВД РФ и имеющимися инструкциями (планами) по действиям при угрозе совершения теракта на объекте образования.

Действия сотрудников охраны:

  1. Немедленно сообщить о захвате заложников руководителю образовательного учреждения, своему руководителю службы безопасности (ЧОО), позвонить по телефону «112» или «02»;
  2. Немедленно сообщить о захвате заложников в дежурную часть территориального органа МВД России по телефону «02»;
  3. Принять участие в эвакуации школьников и персонала из опасной зоны.
  4. До прибытия сотрудников полиции не допускать в пределы опасной зоны посторонних лиц.
  5. При наличие на объекте видео-аудиозаписывающих средств принять меры к сохранению имеющейся видео-аудио информации;
  6. Встретить прибывающие правоохранительные органы. Совместно с администрацией объекта оказать содействие по проведению первоочередных антитеррористических мероприятий: указать место обнаружения подозрительного предмета, сообщить об известных обстоятельствах и принятых мерах;
  7. Действовать в соответствие с указанными сотрудниками территориальных органов МВД РФ и имеющимися инструкциями (планами) по действиям при угрозе совершения теракта на объекте образования.

Действия при поступлении анонимного звонка от неизвестного лица с угрозой совершения террористического акта:

  1. Отметить точное время начала разговора и его продолжительность. При наличие автоматического определителя номера необходимо сразу записать определившийся номер на бумаге, чтобы избежать его случайной утраты;
  2. Попытайся завязать беседу (спокойным голосом, как будто подобные звонки вы принимаете постоянно несколько раз в день) получите максимум сведений из разговора, пол и возможный возраст звонившего, особенности речи (голос, темп речи, произношение, манеру речи); звуковой фон (шум машин, железнодорожного транспорта, звуки, голоса и т.д.) По возможности выясните причину, побудившую его прозвонить, уточните время и место предполагаемого теракта.
  3. Сообщить об анонимном звонке руководству образовательного учреждения и в дежурную часть территориального органа МВД России по телефону «02»;
  4. Незамедлительно до приезда сотрудников правоохранительных органов организовать эвакуацию школьников и персонала за пределы территории ОУ;

Действия администрации:

  1. Немедленно организовать эвакуацию школьников и персонала из опасной зоны, не допуская паники;
  2. Сообщить об анонимном звонке в дежурную часть территориального органа МВД РФ;
  3. Действовать в соответствие с указанными сотрудниками территориальных органов МВД РФ и имеющимися инструкциями (планами) по действиям при угрозе совершения теракта на объекте образования.

Действия сотрудников охраны:

  1. Немедленно сообщить об анонимном звонке руководителю образовательного учреждения, своему руководителю службы безопасности (ЧОО), позвонить по телефону «112» или «02»;
  2. Принять участие в эвакуации школьников и персонала из опасной зоны. По окончании эвакуации провести осмотр всех помещений объекта.
  3. До прибытия сотрудников полиции не допускать на охраняемый объект посторонних лиц. При необходимости обесточить внешний источник электропитания и газоснабжения объекта;
  4. Встретить прибывающие правоохранительные органы, сообщить об известных обстоятельствах и принятых мерах;
  5. Действовать в соответствие с указанными сотрудниками территориальных органов МВД РФ и имеющимися инструкциями (планами) по действиям при угрозе совершения теракта на объекте образования.

ОУ ГУ МВД России по Свердловской области

Просмотров всего: ,
сегодня:

  • 00d9b1e39f02d57be65ad2a9a6eaa3b8_XL.jpg

Дата создания: 15.09.2020

Дата обновления: 02.04.2022

Дата публикации: 30.10.2019

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

13

14

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Независимая оценка качества

Порядок действий при обнаружении подозрительных предметов 

— категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом;

— не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета;

— необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию.

Общественный транспорт

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте:

1. опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.

2. если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

Подъезд дома

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома:

1. спросите у соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен — немедленно сообщите в полицию;

Учреждение

Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении:

1. немедленно сообщите о находке администрации или охране;

2. зафиксируйте время и место обнаружения;

3. предпримите меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше от подозрительного предмета и опасной зоны;

4. дождитесь прибытия представителей правоохранительных органов, укажите место расположения подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения;

5. не паникуйте. О возможной угрозе взрыва сообщите только тем, кому необходимо знать о случившемся.

Также необходимо помнить, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. На наличие взрывного устройства, других опасных предметов могут указывать следующие признаки:

Признаки взрывного устройства

1. присутствие проводов, небольших антенн, изоленты, шпагата, веревки, скотча в пакете, либо торчащие из пакета;

— Шум из обнаруженных подозрительных предметов (пакетов, сумок и др.). Это может быть тиканье часов, щелчки и т.п.

— Наличие на найденном подозрительном предмете элементов питания (батареек);

— Растяжки из проволоки, веревок, шпагата, лески;

— Необычное размещение предмета;

— Наличие предмета, несвойственного для данной местности;

— Специфический запах, несвойственный данной местности.

В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

ПАМЯТКА по действиям персонала образовательной организации при обнаружении предметов, в которых могут находиться взрывные устройства

Дата публикации: 30.04.2019

Дата изменения: 30.04.2019

Скачать

doc, 32 КБ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Асесайд инструкция по применению для эндоскопов
  • Ниссан икстрейл т32 мануал
  • Ниссан икстрейл т32 мануал
  • Димексид гель инструкция по применению цена отзывы для суставов взрослым
  • Руководство столичной полиции