Инструкция при вооруженном нападении на детский сад

ПАМЯТКА


для персонала и охраны образовательных организаций по действиям


при нападении вооружённых преступников

Не нужно вступать в конфликт с вооружённым преступником и пытаться его обезвредить. Главная задача — спасти жизнь детей. Не допускать паники, истерики и спешки. Успокоить детей.

Если слышны выстрелы или крики в другой части образовательной организации:

1. Оценить обстановку. Определить, что происходит.

2. Нажать кнопку тревожной сигнализации (КТС). Немедленно сообщить о случившемся руководителю образовательной организации (лицу, его замещающему), по его указанию или самостоятельно в службы экстренного реагирования (в полицию тел. 02 (с мобильного телефона – 102), в УФСБ России по Пермскому краю тел. 8(342) 239-39-39 или в единую дежурно-диспетчерскую службу тел. 112).

3 В дальнейшем действовать по указанию руководителя или самостоятельно исходя из обстановки.

4. Обеспечить выполнение всех рекомендаций и требований прибывших сотрудников служб экстренного реагирования.

При возможности безопасно покинуть помещение:

1. Организовать экстренную эвакуацию через ближайшие выходы (запасные выходы). В отдельных случаях эвакуация может быть организована через окна первых этажей здания. Не тратить время на разговоры, сбор вещей и одевание. Место для сбора после эвакуации должно быть выбрано на достаточном удалении от образовательной организации.

2. Организовать проверку наличия детей. Сообщить информацию об их наличии руководству образовательной организации (при возможности), а также прибывающим сотрудникам правоохранительных органов и спасательных подразделений.

3. Организовать взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам доведения до них информации о происшествии и принятия мер по обеспечению безопасности детей в районе эвакуации.

При невозможности безопасно покинуть помещение:

1. Закрыть помещение на ключ. При отсутствии ключа от помещения – забаррикадировать дверь (партой, шкафом, стульями и т.п.).

2. Выключить свет в помещении в тёмное время суток.

3. Организовать тишину и выключение звука на мобильных устройствах, чтобы не привлекать внимание преступника.

4. Дождаться прибытия правоохранительных органов. Обеспечить выполнение всех рекомендаций и требований прибывших сотрудников служб экстренного реагирования.

Если преступник близко и нет возможности убежать или спрятаться:

1. Не пытаться договориться с преступником. В большинстве случаев это бесполезно и опасно. Не заговаривать с ним, не обращаться к нему первым, не смотреть ему в глаза и не привлекать к себе внимание.

2. Не делать никаких резких движений. Не надо спорить. Выполнять все требования преступника. Оценить какое оружие в руках у нападающего, физические данные преступника и не преграждает ли он путь к выходу.

Если у нападающего огнестрельное оружие рекомендуется:

1. Найти для детей безопасное место (подальше от проёмов дверей и окон, под партами, столами, за шкафами), постараться закрыть их от случайных пуль.

2. Держаться как можно ниже (присесть или лечь на пол). При беспорядочной стрельбе уменьшается вероятность оказаться на линии огня.

3. Держать нападающего в поле зрения.

4. В крайнем случае попытаться отвлечь нападающего на себя и дать возможность спастись детям. Нападать на преступника с целью его обезоружить очень опасно. Бегство может привлечь внимание преступника, и он решит остановить убегающих выстрелом. Имеет смысл нападать только в том случае, если уже есть жертвы, и их количество может увеличиться. Перед нападением нужно заговорить с преступником спокойным голосом и в определённый момент резко броситься на него, постараться задрать его руку с оружием максимально высоко, одновременно нанести удар в болевую точку, попытаться выбить оружие из руки.

Если у нападающего холодное оружие рекомендуется:

1. Оценить расстояние от преступника до Вас и детей, а также до выхода из помещения. Дети, находящиеся ближе к выходу, могут выбежать.

2. Держать нападающего в поле зрения.

3. В крайнем случае попытаться отвлечь нападающего на себя и дать возможность спастись детям. Нападать на преступника с целью его обезоружить очень опасно. Бегство может привлечь внимание преступника, и он решит остановить убегающих ударом холодного оружия. Имеет смысл нападать только в том случае, если уже есть жертвы, и их количество может увеличиться. Перед нападением нужно заговорить с преступником спокойным голосом и в определённый момент резко броситься на него, постараться блокировать движение руки с оружием, одновременно нанести удар в болевую точку, попытаться выбить оружие.

При действиях правоохранительных органов по нейтрализации преступников рекомендуется:

1. Лежать на полу лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться.

2. Ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника.

3. Не брать в руки какие-либо предметы, так как они могут быть восприняты как оружие.

4. Если есть возможность, держаться подальше от проемов дверей и окон.

5. Выполнять все требования сотрудников спецслужб.

При применении химических (отравляющих) и радиоактивных веществ в помещениях образовательной организации:

1. Организовать эвакуацию. Оповестить посетителей, персонал образовательной организации, сообщить маршрут выхода в безопасное место.

2. Организовать использование простейших средств индивидуальной защиты органов дыхания (ватно-марлевые повязки, платки, шарфы, изделия из тканей, смоченные водой или содовым раствором).

3. Организовать контроль за состоянием детей и персонала. При выявлении признаков поражения передать пострадавших спасателям или медикам.

При подозрении на применение биологических веществ в помещениях образовательной организации:

1. Перекрыть все выходы из здания (помещения), где совершено применение биологического вещества. Покидать здание кому-либо при применении биологических веществ строжайше запрещено, чтобы предотвратить распространение заражения.

2. Установить на всех выходах посты охраны, в том числе можно задействовать сотрудников образовательной организации.

3. Прекратить доступ посетителей, детей и персонала в здание (помещение), где применено биологической вещество, до прибытия специалистов служб.

4. Отключить вентиляцию, кондиционеры, закрыть форточки, окна, двери.

5. Составить список лиц, находящихся в зоне поражения (ФИО, домашние адреса, телефоны, места работы, должности). Передать списки сотрудникам служб, прибывшим для ликвидации последствий заражения.

6. Выявить лиц, которые могли контактировать с опасным веществом, и оказать им медицинскую помощь (при наличии антибиотиков).

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Усинска

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Усинска

Челядьöс сöвмöдан 8 №-а видзанiн» школаöдз
велöдан Усинск


Размер шрифта
А
А
А

Цвет
А
А

Изображения

  • Главная
  • Что делать в случае вооруженного нападения на образовательную организацию

Что делать в случае вооруженного нападения на образовательную организацию

19.10.2021

Уважаемые родители (законные представители) и гости сайта!

Минобрнауки России совместно с научным и экспертным сообществом в области безопасности разработало инструкцию, как вести себя в случае вооруженного нападения на образовательное учреждение.

Предлагаем Вам ознакомиться с инструкцией.

Учитывая разносторонность существующих и предполагаемых угроз безопасности образовательного процесса, проведя анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в данной области жизнедеятельности общества, приходится констатировать отсутствие единственно правильной инструкции по действиям административно-управленческого и технического/обеспечивающего персонала, педагогического коллектива, обучающихся и воспитанников образовательных организаций при возникновении таких угроз.

Принимая во внимание изложенное, а также потребность организаторов и участников образовательного процесса в более-менее четком и понятном методическом руководстве их пошаговых действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического акта, разработаны данные рекомендации по дополнительному обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций для минимизации потер и пострадавших и алгоритмы действий при различных сценариях развития событий.

При принятии мер по дополнительному обеспечению антитеррористической защищенности и проведении тренировок рекомендуется в качестве консультантов, экспертов и наблюдателей привлекать представителей силовых структур и спасательных служб на местах, с которыми у локальной системы образования налажено взаимодействие.

Применяемые термины и сокращения

Взрывное устройство – предмет, вызывающий подозрения при обнаружении (имеющий признаки взрывного устройства), который может выглядеть как сумка, сверток, пакет или коробка, бесхозно находящиеся в зоне возможного одновременного присутствия большого количества людей, вблизи взрывоопасных, пожароопасных объектов, различного рода коммуникаций, в том числе при наличии на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты, издаваемых звуков, исходящих запахов.

Оперативные службы – представители территориального органа безопасности, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Передача тревожного сообщения – активация системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» либо по другому действующему номеру (в том числе посредством телефонной или сотовой связи).

Система оповещения – автономная система (средство) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, об угрозе или о совершении террористического акта.

  1. Пожар, техногенная катастрофа, обрушение

Возникновение чрезвычайных ситуаций без явных признаков нападения предусматривает оповещение в первую очередь спасательных служб. Большинство образовательных организаций оснащены системами автоматической пожарной сигнализации (АПС).

По наличию или отсутствию АПС в организации действия их некоторых сотрудников отличаются, поэтому разделены на две разные подгруппы.

При этом необходимо помнить, что, во-первых, даже имеющаяся, работоспособная АПС может не сработать при технических повреждениях неотвратимого характера; во-вторых, чрезвычайная ситуация в любом случае может иметь криминогенный характер (умышленное повреждение коммуникаций, поджог, халатность и т.п.) или иметь серьезные юридические последствия, поэтому безотлагательное оповещение оперативных служб является обязательным.

Основным приоритетом при возникновении чрезвычайных ситуаций является сохранение жизни и здоровья людей. Спасение же документов, материальных и иных ценностей – только после выполнения основного приоритета.

  1. Пожар, техногенная катастрофа, обрушение (при наличии АПС)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

если АПС не сработала, незамедлительно позвонить в службу спасения;

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

довести до руководителя организации информацию о чрезвычайной ситуации (ЧС);

продолжить исполнение своих обязанностей по физической охране организации;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

если АПС не сработала, незамедлительно позвонить в службу спасения;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

организовать эвакуацию людей;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

с помощью технического/обеспечивающего персонала организовать локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

В. Должностное лицо, ответственное за противопожарную безопасность:

убедиться, что АПС сработала в штатном режиме;

убедиться, что сигнал с кнопки тревожной сигнализации направлен;

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

довести до руководителя организации информацию о ЧС;

с помощью технического/обеспечивающего персонала открыть все выходы из организации и обеспечить эвакуацию людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

с помощью технического/обеспечивающего персонала организовать локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Г. Должностное лицо, ответственное за противодействие терроризму и экстремизму:

убедиться, что АПС сработала в штатном режиме;

убедиться, что сигнал с кнопки тревожной сигнализации направлен;

оперативно изучить наличие или отсутствие признаков нападения (террористического акта);

довести до руководителя организации и ведомственной антитеррористической комиссии информацию о ЧС и свои выводы о наличии или отсутствии признаков нападения (террористического акта);

далее действовать в соответствии с принадлежностью к определенной группе (Д, Е, Ж)

Д. Заместители руководителя образовательной организации:

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

организовать эвакуацию людей;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Е. Технический или обеспечивающий персонал:

открыть все выходы из организации и обеспечить эвакуацию людей согласно противопожарной инструкции;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

организовать отключение электричества и газа, локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Ж. Преподаватели или учителя-предметники, кураторы или классные руководители, воспитатели или нянечки:

организовать эвакуацию вверенных им обучающихся или воспитанников;

в случае невозможности эвакуации по коридорам, открыть открываемые решетки на окнах первого этажа и организовать эвакуацию через них;

в случае невозможности эвакуации по коридорам выше первого этажа, плотно закрыть двери учебного помещения или помещения общего пользования, заложить щели под дверями мокрыми тряпками, расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу ближе к окнам;

при появлении возможности эвакуации организовать эвакуацию вверенных им обучающихся или воспитанников;

на эвакуационной площадке организовать сверку вверенных им обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

З. Обучающиеся или воспитанники:

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей, воспитателей или нянечек;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники.

  1. Пожар, техногенная катастрофа, обрушение (при отсутствии АПС)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

незамедлительно позвонить в службу спасения;

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

довести до руководителя организации информацию о ЧС;

продолжить исполнение своих обязанностей по физической охране организации;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

незамедлительно позвонить в службу спасения;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

организовать эвакуацию людей;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

с помощью технического/обеспечивающего персонала организовать локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

В. Должностное лицо, ответственное за противопожарную безопасность:

убедиться, что сигнал с кнопки тревожной сигнализации направлен;

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

довести до руководителя организации информацию о ЧС;

с помощью технического/обеспечивающего персонала открыть все выходы из организации и обеспечить эвакуацию людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

с помощью технического/обеспечивающего персонала организовать локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Г. Должностное лицо, ответственное за противодействие терроризму и экстремизму:

оперативно изучить наличие или отсутствие признаков нападения (террористического акта);

довести до руководителя организации и ведомственной антитеррористической комиссии информацию о ЧС и свои выводы о наличии или отсутствии признаков нападения (террористического акта);

далее действовать в соответствии с принадлежностью к определенной группе (Д, Е, Ж)

Д. Заместители руководителя образовательной организации:

по системе голосового оповещения (радиоузел), с помощью электронного или ручного звонка, либо автономного мегафона объявить пожарную тревогу;

организовать эвакуацию людей;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Е. Технический или обеспечивающий персонал:

открыть все выходы из организации и обеспечить эвакуацию людей согласно противопожарной инструкции;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

организовать отключение электричества и газа, локализацию очага возгорания, спасение документов и материальных ценностей согласно противопожарной инструкции;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Ж. Преподаватели или учителя-предметники, кураторы или классные руководители, воспитатели или нянечки:

организовать эвакуацию вверенных им обучающихся или воспитанников;

в случае невозможности эвакуации по коридорам, открыть открываемые решетки на окнах первого этажа и организовать эвакуацию через них;

в случае невозможности эвакуации по коридорам выше первого этажа, плотно закрыть двери учебного помещения или помещения общего пользования, заложить щели под дверями мокрыми тряпками, расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу ближе к окнам;

при появлении возможности эвакуации организовать эвакуацию вверенных им обучающихся или воспитанников;

на эвакуационной площадке организовать сверку вверенных им обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

З. Обучающиеся или воспитанники:

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей, воспитателей или нянечек;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники.

2. Нападение в помещении

В большинстве случаев нападения на образовательные организации происходят в виде появления одинокого стрелка, вооруженного огнестрельным оружием. Поэтому действия организаторов и участников образовательного процесса при нападении сводятся к оперативному исчезновению из поля зрения злоумышленника.

Время появления злоумышленника в здании организации условно разделены на три периода, исходя из процесса исчезновения из его поля зрения: во время занятий, перемены, во внеурочное время, тихий час.

Должностные лица, ответственные за противопожарную безопасность и противодействие терроризму и экстремизму при нападении (террористическом акте) действуют в своей основной группе (педагогический коллектив или технический/обеспечивающий персонал).

Деление по группам обучающихся или воспитанников:

«Начальная школа + д/с»: детские сады или ясли; начальные школы, прогимназии; учреждения дополнительного образования (группы, работающие с детьми начального школьного возраста).

«Основная + старшая школа»: организации, обучающие по программам 5-11 классов; учреждения дополнительного образования (группы, работающие с детьми школьниками с 5 класса); профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования и дополнительного профессионального образования.

2.1. Нападение в помещении во время занятий

Действия организаторов и участников образовательного процесса при нападении в помещении во время занятий в двух возрастных категориях отличаются лишь возрастными психологическими и физиологическими возможностями обучающихся или воспитанников, а также возможностями руководства ими, исходя из их возрастных особенностей.

2.1.1. Нападение в помещении во время занятий (основная + старшая школа)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, исчезнуть из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально – в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить;

помочь в раздаче ватно-марлевых повязок, воды, средств индивидуальной помощи;

осторожно информировать преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей о результатах своих наблюдений.

2.1.2. Нападение в помещении во время занятий (начальная школа + детский сад)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, исчезнуть из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально – в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей, воспитателей или нянечек;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники.

2.2. Нападение в помещении во время перемены

Действия организаторов и участников образовательного процесса при нападении в помещении во время перемены в двух возрастных категориях отличаются лишь возрастными психологическими и физиологическими возможностями обучающихся или воспитанников, а также возможностями руководства ими, исходя из их возрастных особенностей.

В отличии от ситуации во время занятий, во время перемены большинство организаторов и участников образовательного процесса находятся на открытых площадках, в коридорах и рекреациях (в связи с передислокацией, проветриванием помещений и др.). При экстренном перемещении с этих мест в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие) в локальных коллективах могут оказаться обучающиеся или воспитанники из разных групп или классов и возрастных категорий, случайные педагоги (или их может вообще не оказаться).

2.2.1. Нападение в помещении во время перемены (основная + старшая школа)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, исчезнуть из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально – в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

организовать экстренное перемещение обучающихся или воспитанников с открытых площадок, коридоров и рекреаций в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

оперативно переместиться с открытых площадок, коридоров и рекреаций в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей;

если в помещении не окажется педагогов:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположиться на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

определить старшего, действовать в соответствии с его указаниями;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить;

разобрать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

старшему произвести сверку находящихся в помещении (составить список, назначить шефство старших над младшими), организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб, на эвакуационной площадке предоставить ближайшему педагогу ранее составленный список для сверки обучающихся или воспитанников на соответствие;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

2.2.2. Нападение в помещении во время перемены (начальная школа + детский сад)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

постараться незаметно позвонить в оперативные службы;

если злоумышленник не успел пройти в тамбур входной группы, заблокировать входную дверь;

если злоумышленник успел пройти в тамбур входной группы, исчезнуть из поля зрения злоумышленника, после его прохождения постараться незаметно следить (по системе видеонаблюдения, визуально – в пределах своей рабочей зоны) за его передвижениями и передавать информацию представителям оперативных служб;

закрыть доступ в здание организации всем, кроме представителей оперативных служб;

обеспечить информирование руководства организации о вооруженном нападении любым доступным способом;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

по возможности оказывать помощь пострадавшим, в том числе медицинскую;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать о вооруженном нападении орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить о нападении на организацию, дать указания всем исчезнуть с поля зрения злоумышленника, покинуть открытые площадки, коридоры и рекреации, забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) руководить передислокацией людей из одних помещений в другие, эвакуацией в зависимости от развития событий (угроза взрыва, возгорания, появления сообщника у злоумышленника, вводные от представителей оперативных служб и т.п.);

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

организовать экстренное перемещение обучающихся или воспитанников с открытых площадок, коридоров и рекреаций в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположить вверенных им обучающихся или воспитанников на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

раздать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

не допускать общения обучающихся по любым средствам связи;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса в беззвучный режим либо их отключению;

осторожно разведать обстановку (попытаться созвониться с представителями оперативных служб, изучить возможность эвакуации через окна, использования средств противодействия дыму, огню и т.п.);

организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

оперативно переместиться с открытых площадок, коридоров и рекреаций в учебные помещения и помещения общего пользования (в ближайшие);

действовать в соответствии с указаниями преподавателей или учителей-предметников, кураторов или классных руководителей, воспитателей или нянечек;

если в помещении не окажется педагогов:

забаррикадировать двери учебных помещений и помещений общего пользования;

расположиться на полу подальше от двери окон, под защиту мебели;

определить старшего, действовать в соответствии с его указаниями;

старшему назначить шефство старших над младшими,

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

переключить средства связи в бесшумный режим либо их выключить;

разобрать ватно-марлевые повязки, воду, средства индивидуальной помощи;

эвакуироваться по указанию представителей оперативных служб;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

2.3. Нападение в помещении во внеурочное время, в тихий час

Внеурочное время особенно тем, что в это время в организации могут находиться обучающиеся или воспитанники из разных возрастных групп (кружки по интересам, подготовка олимпиадников, к ЕГЭ или ОГЭ, заседания студенческих сообществ и др.).

Действия организаторов и участников образовательного процесса должны быть как при нападении во время перемены в категории «основная + старшая школа».

Отличие: в связи с плохой организованностью и отсутствием в организации части педагогов в этот период некоторым заместителям руководителя необходимо выступить в роли педагогов из группы «преподаватели или учителя-предметники, кураторы или классные руководители».

При нападении в помещении в тихий час действия организаторов и участников образовательного процесса должны быть как при нападении во время занятий в категории «начальная школа + детский сад».

Отличие: воспитателям или нянечкам необходимо разбудить воспитанников и одеть их.

3. Нападение на территории

Особенность действий при нападении на территории организации заключается в экстренном оставлении территории организации всеми организаторами и участниками образовательного процесса. При этом необходимо выбрать, что ближе и безопаснее (дальше от злоумышленника): здание или за территорией организации.

При выборе и попадании в здание организации – действия должны быть как при нападении во время перемены.

3.1. Нападение на территории (основная + старшая школа)

При нападении на территории:

более старшие или сильные обучающиеся/воспитанники берут шефство над младшими или слабыми;

в связи с плохой организованностью и отсутствием части педагогов в этот период некоторым заместителям руководителя необходимо выступить в роли педагогов из группы «Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал».

3.2. Нападение на территории (начальная школа + детский сад)

В связи с отсутствием (в силу возрастных ограничений) возможности выбора направления отхода (в здание или за территорию организации) решение за обучающихся или воспитанников могут принять только взрослые: административно-управленческий и технический/обеспечивающий персонал, педагоги.

4. Обнаружение взрывного устройства

4.1. Взрывное устройство обнаружено на входе (при попытке проноса)

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

подать другому охраннику (при наличии) сигнал блокировки дверей либо сам принимает меры по недопущению злоумышленника на объект;

заблокировать входную дверь;

нажать кнопку тревожной сигнализации;

позвонить в оперативные службы;

в зависимости от опасности и прогнозируемой опасности принимает одно из решений:

не задерживая нарушителя, предложить ему подождать у входа на объект, пока не будет получено разрешение на проход (при этом фактически ожидая прибытие оперативных служб для дополнительной проверки и возможного задержания нарушителя);

самостоятельно задержать нарушителя (при уверенности в возможности и эффективности таких действий, а также отсутствии риска для окружающих людей);

задержать нарушителя в блокированном входном шлюзе (при наличии) до прибытия оперативных служб;

не задерживая нарушителя, предложить ему покинуть территорию объекта в связи с невозможностью его допуска с запрещенным предметом и проводить его за территорию (в связи с малой опасностью обнаруженного предмета, либо наоборот, в связи с высокой опасностью предмета – исключая риск для жизни и здоровья людей на территории объекта;

определить зону опасности и принять меры к ограждению и охране подходов к опасной зоне;

не допускать в оцепленную зону людей и транспорт до завершения работы группы обезвреживания;

обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

при нахождении в помещении, не допуская паники обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса;

по возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в лифтах т других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества. Отключение не производится в случаях, когда взрывное устройство каким-либо образом соединено с указанными коммуникациями;

по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны;

при объявлении эвакуации организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

действовать в соответствии с указаниями руководителя, охранника или персонала;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

выключить средства связи.

4.2. Взрывное устройство обнаружено в здании

А. Лица, исполняющие обязанности по физической охране организации:

нажать кнопку тревожной сигнализации;

позвонить в оперативные службы;

определить зону опасности и принять меры к ограждению и охране подходов к опасной зоне. Для оцепления опасной зоны при нехватке собственных сил охрана может привлечь персонал охраняемого объекта;

не допускать в оцепленную зону людей и транспорт до завершения работы группы обезвреживания;

обеспечить открытие и доступность коридоров и эвакуационных выходов;

по возможности поддерживать постоянную связь с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

Б. Руководитель образовательной организации:

незамедлительно прибыть на место обнаружения предмета, оценить обстановку и принять решение по дальнейшим действиям;

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

В. Заместители руководителя образовательной организации:

незамедлительно прибыть на место обнаружения предмета, оценить обстановку и принять решение по дальнейшим действиям;

нажать кнопку тревожной сигнализации;

забаррикадировать дверь кабинета;

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию), а также руководителя в случае его отсутствия на объекте;

в отсутствии руководителя организации по системе голосового оповещения (радиоузел) объявить об эвакуации в связи с обнаружением опасного предмета;

организовать эвакуацию людей по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Г. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

при нахождении рядом с обнаруженным предметом громко обратиться к окружающим «чья сумка (пакет, коробка)?», если ответа не последовало, отвести окружающих на безопасное расстояние;

обеспечить незамедлительное информирование руководителя об обнаружении взрывного устройства любым доступным способом;

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

при нахождении в помещении, не допуская паники обеспечить отключение всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса;

по возможности отключить на объекте электричество и газоснабжение, предварительно убедившись в отсутствии людей в лифтах т других помещениях, выход из которых может быть заблокирован при отключении электричества. Отключение не производится в случаях, когда взрывное устройство каким-либо образом соединено с указанными коммуникациями;

по возможности открыть все окна и двери для рассредоточения ударной волны;

при объявлении эвакуации организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб.

Д. Обучающиеся или воспитанники:

не трогать и не приближаться к оставленным другими лицами (бесхозным) предметам;

в случае обнаружения оставленного другими лицами (бесхозного) предмета громко обратиться к окружающим «чья сумка (пакет, коробка)?», если ответа не последовало, сообщить ближайшему работнику организации, либо обучающемуся старшего возраста;

проследовать на безопасное расстояние;

находиться на безопасном расстоянии от взрывного устройства до прибытия руководителя или оперативных служб;

действовать в соответствии с указаниями руководителя, охранника или персонала;

вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

выключить средства связи.

5. Захват заложников

А. Руководитель образовательной организации и его заместители:

незамедлительно информировать о происшествии оперативные службы;

незамедлительно информировать орган (организацию) – правообладателя объекта (территории), вышестоящий орган (организацию);

незамедлительно прибыть к месту захвата заложников и, не приближаясь к нарушителю, оценить обстановку и принять решение по дальнейшим действиям;

при возможности лично и через назначенных лиц вести наблюдение за нарушителем и его перемещениями, находясь на безопасном удалении до прибытия оперативных служб;

обеспечить любыми доступными способами вывод людей из опасной зоны, при невозможности прекратить всякого рода передвижения;

обеспечить любыми доступными способами информирование людей, находящихся в близлежащих к опасной зоне помещениях, о происшествии и необходимости блокирования входов в целях недопущения захвата большего числа заложников и перемещения нарушителя в более защищенное место;

по собственной инициативе в переговоры с нарушителем не вступать и иными действиями его не провоцировать;

организовать эвакуацию людей в соответствии с планом эвакуации в той части объекта, которая не находится под контролем нарушителя без использования системы оповещения;

на эвакуационной площадке организовать сверку людей;

находиться на постоянной связи с оперативными службами;

действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб;

обеспечить проведение мероприятий по ликвидации последствий происшествия.

Б. Педагогический коллектив и технический/обеспечивающий персонал:

при нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться покинуть опасную зону, уводя за собой находящихся поблизости людей;

при невозможности таких действий оставаться на месте, не провоцировать нарушителя, выполнять его требования, не допускать паники среди обучающихся и персонала, не переключать на себя внимание нарушителя;

при нахождении в помещении вблизи места захвата заложников обеспечить блокирование входов всеми доступными средствами, в том числе мебелью;

принять меры к прекращению паники и громких разговоров (звуков) в помещении;

обеспечить размещение людей наиболее безопасным из возможных способом;

принять меры к переводу всех имеющихся в помещении средств связи и иных приборов (приспособлений), в том числе предназначенных для обеспечения учебного процесса, в беззвучны режим либо их отключению;

не допускать общения обучающихся и персонала по любым средствам связи;

обеспечить информирование руководителя любым доступным способом;

при объявлении эвакуации организовать эвакуацию обучающихся или воспитанников по указанию представителей оперативных служб;

на эвакуационной площадке организовать сверку обучающихся или воспитанников;

действовать в соответствии с указаниями руководителя организации, представителей оперативных служб;

во время проведения операции по освобождению:

лечь на пол лицом вниз, голову закрыть туками и не двигаться;

по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;

при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;

не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников.

В. Обучающиеся или воспитанники:

при нахождении рядом с местом захвата заложников попытаться покинуть опасную зону, при невозможности таких действий оставаться на месте, не провоцировать нарушителя, выполнять его требования, сохранять спокойствие и не допускать паники, вести себя как можно незаметнее и не переключать на себя внимание нарушителя;

при нахождении в помещении вблизи места захвата заложников помочь работникам организации заблокировать входы всеми доступными средствами, в том числе мебелью, действовать в соответствии с указаниями руководителя, охранника или персонала, вести себя тихо, дисциплинированно, спокойно и без паники;

разместиться наиболее безопасным из возможных способом;

переключить средства связи в бесшумный режим либо выключить их;

во время проведения операции по освобождению:

лечь на пол лицом вниз, голову закрыть туками и не двигаться;

по возможности держаться подальше от проемов дверей и окон;

при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови;

не бежать навстречу сотрудникам, проводящим операцию, или от них, так как они могут посчитать бегущих за преступников.

6. Возгорание впоследствии нападения

Впоследствии нападения в здании организации могут произойти случайное или запланированное злоумышленником возгорание и пожар.

Нахождение в заблокированных, забаррикадированных помещениях во время пожара также опасно из-за воздействия продуктов горения и огня. Степень воздействия можно уменьшить предварительными мерами (укрепление дверей от термического воздействия, установка в помещениях средств тушения огня и др.) и заложив щели в дверях помещений мокрыми тряпками, применением ватно-марлевых повязок.

Но степень опасности, допустимой для эвакуации из-за пожара при действующей угрозе злоумышленника в здании, может определить и взять на себя ответственность только самое старшее в этом помещении должностное лицо. При этом должна рассматриваться вся доступная информация: из системы голосового оповещения, результаты собственных наблюдений и т.п.

7. Обрушение впоследствии нападения

Случайное или запланированное злоумышленником обрушение может привести к возгоранию и пожару, распространению пыли, газов, продуктов технических или технологических разрушений.

Во избежание жертв и в целях минимизации потерь также необходимы предварительные меры (укрепление дверей от физического и термического воздействия, установка в помещениях средств тушения огня и др.) и действия как при возгорании впоследствии нападения.

8. Действия после прекращения нападения

Сигнал о прекращении контртеррористической операции могут дать только ее участники (представители оперативных служб).

После эвакуации организаторов и участников образовательного процесса из здания или территории организации еще может сохранять опасность продолжения или повторного нападения, после пережитого ЧС или нападения обучающиеся/воспитанники могут повести себя неадекватно, существуют также другие риски и угрозы, связанные с нахождением на новом (возможно, незнакомом) месте.

В связи с этим всем организаторам и участникам образовательного процесса необходимо до получения сигнала о прекращении контртеррористической операции сохранять спокойствие и бдительность, действовать в соответствии с указаниями представителей оперативных служб.

9. Противодействие нападению

Учитывая основной приоритет – сохранение жизни и здоровья людей, противодействие нападению со стороны организаторов и участников образовательного процесса может быть только дистанционным: блокировка и баррикадирование дверей, локальное отключение электричества, закрытие доступа в потенциально опасные помещения и участки (лаборатории, котельные, столовые, мастерские и т.п.).

Непосредственное противодействие нападению может быть оказано лишь в случае отсутствия возможности избежать столкновения со злоумышленником, исходя из личных возможностей и способностей.

10. Взаимодействие с представителями оперативных служб

В случае пожара, техногенной катастрофы, обрушения организаторы и участники образовательного процесса в первую очередь взаимодействуют с представителями спасательных служб. Основное действие в данной ситуации сводится к оперативной эвакуации.

Далее представители спасательных служб передают эвакуируемых представителям оперативных служб.

В случае нападения на образовательную организацию (террористического акта) взаимодействие может произойти спонтанно или по инициативе представителей оперативных служб.

10.1. Взаимодействие с представителями оперативных служб во время контртеррористической операции

На всех этапах контртеррористической операции организаторы и участники образовательного процесса должны безоговорочно подчиняться представителям оперативных служб, четко и безотлагательно выполнять их указания. При этом необходимо избегать ситуаций, когда становишься вольным или невольным препятствием выполнению их профессиональных оперативных действий, если только это не происходит под давлением злоумышленников.

При установлении непосредственной или дистанционной (телефонной, визуальной, электронной) связи с представителями оперативных служб необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

постараться убедиться в том, что она не используется злоумышленниками;

стараться сохранить в тайне наличие такой связи от злоумышленников;

стараться сохранить установившуюся связь на максимально возможный период времени;

в целях эффективности использования установившейся связи стараться вести себя спокойно, вести беседу четко, по существу, лаконично;

без прямого указания или возникновения обстоятельств непреодолимой силы не прерывать связь;

при попытке восстановления прерванной связи убедиться в том, что она не используется злоумышленниками;

на всем протяжении использования связи помнить, что она может быть незащищенной, прослушиваемой, прослеживаемой.

10.2. Взаимодействие с представителями оперативных служб во время эвакуации

На всех этапах спасательной или поисковой операции организаторы и участники образовательного процесса должны безоговорочно подчиняться представителям оперативных служб, четко и безотлагательно выполнять их указания.

При этом необходимо:

все действия выполнять спокойно, без паники, максимально тихо (если руководящий сотрудник не требует обратного);

требуемую информацию стараться изложить четко, лаконично, по существу;

при указании на конфиденциальность части или всей полученной (доведенной, увиденной, услышанной) информации сохранить ее в тайне до указанного срока;

при выполнении действий, передаче информации помнить о существующей в коллективе иерархии, административных, психологических и физиологических возможностях каждого.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Kt 200 dja 59 инструкция по применению
  • Опалубка под ленточный фундамент своими руками пошаговая инструкция
  • Изо мик спрей инструкция по применению цена
  • Шкаф купе феникс лайт сборка видео инструкция
  • Натрия хлорид ампулы инструкция по применению цена