Инструкция в которой указываются условия выбора знака препинания

Пунктуация
это

1)
система знаков препинания;

2)
нормы и правила употребления знаков
препинания, исторически сложившаяся в
русской письменности;

3)
раздел языкознания, изучающий знаки
препинания и пра­вила их употребления
на письме.

Главное
назначение пунктуации – способствовать
пониманию читателем письменного текста,
его структуры, синтаксической и смысловой.
Текст, написанный без знаков препинания,
читается в три-пять раз медленнее, чем
текст оформленный. (Лекант)

В
основе слова препинание
лежит
корень -пя-,
от
которого ведут свое начало такие слова,
как запя­тая,
пнутъ, препона
и
др. Все эти слова содержат в себе в той
или иной степени значение препятствия,
преграды, обстановки, задержки. Так и
знаки препинания совпадают с остановками
в речи, с интонацией, с переходом к новой
мысли, к новому понятию.

Родиной
пунктуации принято считать древнюю
Грецию.(И. Н. Рейнке, В.И. Шапкин. О трудном
в орфографии и пунктуации. – Л.: Изд-во
«Просвещение», 1971. С.115-116)

ПУНКТУАЦИОННОЕ
ПРАВИЛО

Пунктуационное
правило – это инструкция, в которой
указываются условия выбора знака
препинания (т. е. его употребление или
неупотребление). Условия выбора знака
препинания – это грамматические,
смысловые и интонацион­ные особенности
предложений и их частей.

Примечание.
Место в предложении, где необходима
поста­новка знаков препинания, можно
найти по опознавательным признакам
(приметам). Опознавательные признаки
применения пунктуационных правил:

1)
морфологические: наличие причастий,
деепричастий, междометий, союзов,
отдельных частиц;

2)
синтаксические: наличие двух и более
грамматических основ, обращений, вводных
слов, обособленных членов предло­жения,
однородных членов, чужой речи;

3)
звуковые: произношение со звательной
и другими видами интонаций;

4)
смысловые: выражение причины и др.

(М.Т.
Баранов, Т. Костяева… Справочник по
русскому языку для учащихся)

ПРИНЦИПЫ
ПУНКТУАЦИИ

1.
Интонационный
принцип
.
(Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л. А.
Булаховский) знаки препина­ния —
показатели ритмики и мелодики речи.
(Русская пунктуация отчасти отражает
и интонацию: точка на месте большого
понижения голоса и длительной паузы;
вопроси­тельный
и восклицательный знаки, интонационное
тире, в ряде случаев многоточие и т. д
.
(…)

Тёплый
ветер, дувший с юга, стих.

Дувший
с запада резкий ветер

вдруг
неожиданно стих.

2.
Синтаксический
(грамматический) принцип.
(Я.
К. Грот) знаки препинания делают наглядным
синтаксический строй речи, выделяют
отдельные предложения и их части. Это
получило отражение в формулировке
большей части пунктуационных пра­вил:

как
точка, фиксирующие конец предложения;
знаки на стыке частей сложного предложения
(когда имеется в виду их отграничительная
роль); знаки, выделяющие разнообразные
конструкции, но грамматически с ним
не связанные, т. е. не являющиеся его
членами (вводные слова, сочетания слов
и предложения; вставки, обращения;
междометия); знаки при однородных членах
предложения; знаки, выделяющие
приложения, определения — причастные
обороты и определения — прилагательные
с зависимыми словами, стоящие
непосредственно после определяемого
слова или оторванные от него другими
членами предложения (…)

3.
Логический
(смысловой) принцип.

пунктуация обеспечивает пони­мание
текста. (Но довольно часто случается
так, что смысловое членение речи подчиняет
себе структурное, т. е. конкретный смысл
диктует и единственно возможную
структуру.

Например:
Трое
перед фотографией, напряжены
(И.
Ильф).

Трое
перед фотографией напряжены.

Смысловой
принцип в расстановке знаков пре­пинания
выявляется особенно наглядно при
обособлении,
а также при присоединительных членах
предложения (…)

Конкретные смысловые оттенки, фиксируемые
в предложении, могут (…) варьироваться,
и потому в пунктуации, покоящейся на
таком принципе, всегда есть нечто
субъективное, индивидуальное (…)

ВЫВОДЫ:
все
три принципа действуют в ней не разобщённо,
а в единстве (…) Выделять же отдельно
принципы сейчас можно лишь условно, для
удобства изучения (…)

Таким
образом, если учесть, что синтаксические
единицы речи создают­ся для того,
чтобы передавать мысли и эмоции, то
станет оче­видным совмещение действия
всех трёх принципов в единой пун­ктуационной
системе. (Валгина)

Интонация
и пунктуация – дети одного отца – смысла
речи.

Некоторые
случаи несовпадения интонации и
пунктуации

1)
Паузы нет, а запятая есть:

Он
сделал несколько прыжков, но, поняв, что
их не догнать, отстал.

Нам
странно слышать, что, если человек
заболел, он должен иметь деньги на врача.

Узнав,
что случилось, они немедленно приехали.

Вывод:
письмо «по слуху» — источник ошибок.

2)
Пауза есть, а запятой нет.

Прорубленная
через вековой сосновый лес _просека
уходила далеко за горизонт.

Ещё
осенью за связь с партизанами гитлеровцы
сожгли деревню.

И
плывя в края иные по морской воде, ты
другой такой России не найдёшь нигде.

Знаки
препинания и их функции.

11
знаков препинания:

точка
(.), вопро­сительный знак (?), восклицательный
знак (!),

многоточие
(…), запятая (,), точка с запятой (;),
двоеточие (:),

тире
(—), скобки (круглые) ( ), кавычки (« »)
абзац (красная строка)

Функции
ЗП:

  1. Отделительная
    (точка, ?, !, ;, …, :, кр.строка) – отделяют
    отрезки текста друг от друга

  2. Выделительная
    (скобки, кавычи, одиночные тире и запятая)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Глоссарий. Русский язык и литература

Знаки препинания

Пунктуация — это:

  1. Система знаков препинания
  2. Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме

В общеобразовательной программе изучается 10 знаков препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (), скобки (круглые) ( ), кавычки (» «).
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых особо подчеркивается пишущим. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Пунктуационное правило

Пунктуационное правило — это инструкция, в которой указывают условия выбора знака препинания (т.е. его употребления или неупотребление). Условия выбора знака препинания — это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей.

Примечание.

Место в предложении, где необходима постановка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

  1. морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;
  2. синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, ввоных слов, обособленных членов предложения, однородных членов, чужой речи;
  3. звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;
  4. смысловые: выражение причины и др.

Функции знаков препинания

Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).

Отделительные знаки препинания

К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются:

  1. для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте;
  2. для оформления отдельного предложения как законченного.

Выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.

Знаки препинания в конце предложения

Правила:

  • В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства).
  • В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
  • В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство.
  • Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу.

Разделительные знаки препинания

К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящий в его состав.

Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Выделительные знаки препинания

Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.
Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Случаи, когда пунктуационный знак не ставится

  • Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом как.
  • Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, или.
  • Перед приложением, если союз как употреблен в значении «в качестве».
  • После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
  • Перед наречиями, образованными из деепричастий.
  • Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом и при наличии общего члена.
  • Между однородными придаточными, соединенными союзом и.
  • Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.

Другие заметки по русскому языку и литературе

 Алгоритм правильной расстановки Знаков препинания

Алгоритм правильной расстановки

Знаков препинания

План 1. Цель изучения пунктуации. 2. Лингвистические основы обучения  пунктуации. 3. Принципы методики пунктуации. 4. Методика работы над пунктуационным правилом. 5. Виды упражнений по пунктуации.

План

  • 1. Цель изучения пунктуации.
  • 2. Лингвистические основы обучения пунктуации.
  • 3. Принципы методики пунктуации.
  • 4. Методика работы над пунктуационным правилом.
  • 5. Виды упражнений по пунктуации.

Цель изучения пунктуации Пунктуация — это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме.  Цель обучения пунктуации — сформировать у учащихся пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки.  Пунктуация изучается в 5, 8, 9 классах в связи с изучением синтаксиса, а также в связи с изучением морфологии – причастием и деепричастием (выделение причастных и деепричастных оборотов).

Цель изучения пунктуации

Пунктуация — это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме.

Цель обучения пунктуации — сформировать у учащихся пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки.

Пунктуация изучается в 5, 8, 9 классах в связи с изучением синтаксиса, а также в связи с изучением морфологии – причастием и деепричастием (выделение причастных и деепричастных оборотов).

Лингвистические основы обучения пунктуации Пунктограмма - соответствующее правилам употребление знака препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила.   Словесное выражение пунктограммы включает название синтаксической единицы и указание на знак. Нпр.: Тире между подлежащим и сказуемым; Запятая при однородных членах.

Лингвистические основы обучения пунктуации

Пунктограмма — соответствующее правилам

употребление знака препинания (или его

отсутствие), конкретный случай

применения пунктуационного правила.

Словесное выражение пунктограммы

включает название синтаксической единицы и

указание на знак. Нпр.:

Тире между подлежащим и сказуемым;

Запятая при однородных членах.

Знаки препинания -  особые графические средства письма, расставляемые между словами в предложении и между предложениями в тексте для членения предложений и текста на смысловые отрезки.   Виды з наков препинания   одиночные двойные

Знаки препинания —

особые графические средства письма,

расставляемые между словами в предложении и

между предложениями в тексте для членения

предложений и текста на смысловые отрезки.

Виды з наков препинания

одиночные двойные

Функции знаков препинания  знаки завершения – завершают предложения на письме ( . ! ? … ); знаки разделения – разделяют однородные члены, простые предложения в составе сложного ( , ; : - ); знаки выделения (двойные знаки) – выделяют обособленные, уточняющие члены, вводные слова, обращения ( , … , ; - … - ;  ( … ) ; « … » ; : … - ).

Функции знаков препинания

  • знаки завершения – завершают предложения на письме ( . ! ? … );
  • знаки разделения – разделяют однородные члены, простые предложения в составе сложного ( , ; : — );
  • знаки выделения (двойные знаки) – выделяют обособленные, уточняющие члены, вводные слова, обращения ( , … , ; — … — ;

( … ) ; « … » ; : … — ).

Пунктуационное правило - инструкция, в которой закрепляется пунктуационная норма и указываются условия ее действия (условия постановки / непостановки знаков препинания).  Виды пунктуационных правил: - позитивные - разрешают постановку знака (знаков) препинания; - негативные - запрещают постановку знака (знаков) препинания.

Пунктуационное правило —

инструкция, в которой закрепляется

пунктуационная норма и указываются условия ее

действия (условия постановки / непостановки

знаков препинания).

Виды пунктуационных правил:

— позитивные — разрешают постановку знака (знаков) препинания;

— негативные — запрещают постановку знака (знаков) препинания.

Условия выбора знаков препинания Условия выбора знаков препинания - особенности предложения или его частей (морфологические, синтаксические, семантические, интонационные), которые в совокупности диктуют пишущему выбор знака препинания (или его отсутствие).

Условия выбора знаков препинания

  • Условия выбора знаков препинания — особенности предложения или его частей (морфологические, синтаксические, семантические, интонационные), которые в совокупности диктуют пишущему выбор знака препинания (или его отсутствие).

Условия выбора (постановки / непостановки) знаков препинания Морфологические особенности предложений и их частей Причастные обороты, деепричастия (деепричастные обороты), междометия, союзы (сооюзные слова: местоимения, наречия), личные местоимения, существительные, существительные собственные, нарицательные. Синтаксические особенности предложений и их частей Грамматические основы; синтаксические элементы, осложняющие предложение: однородные члены, обособленные члены, вводные слова, обращения; чужая речь; пропуски связок и членов предложения Семантические особенности предложений и их частей Выражение различных значений: уточнения, противопоставления, причины, сравнения, следствия, быстрой смены событий и др. Интонационные особенности предложений и их частей Перечислительная интонация, интонация включения, звательная интонация и др.

Условия выбора (постановки / непостановки) знаков препинания

Морфологические особенности предложений и их частей

Причастные обороты, деепричастия (деепричастные обороты), междометия, союзы (сооюзные слова: местоимения, наречия), личные местоимения, существительные, существительные собственные, нарицательные.

Синтаксические особенности предложений и их частей

Грамматические основы; синтаксические элементы, осложняющие предложение: однородные члены, обособленные члены, вводные слова, обращения; чужая речь; пропуски связок и членов предложения

Семантические особенности предложений и их частей

Выражение различных значений: уточнения, противопоставления, причины, сравнения, следствия, быстрой смены событий и др.

Интонационные особенности предложений и их частей

Перечислительная интонация, интонация включения, звательная интонация и др.

Опознавательные признаки в применении пунктуационных правил Морфологические особенности предложений и их частей Причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты), междометия, союзы (сооюзные слова: местоимения, наречия); предлоги и др. Синтаксические особенности предложений и их частей Две и более грамматические основы,  синтаксические элементы, осложняющие предложение: однородные члены, одиночные и распространенные определения, приложения, обстоятельства, вводные слова, обращения; чужая речь и др. Интонационные особенности предложений и их частей Звательная, предупредительная, перечислительная и другие виды интонации Смысловые особенности предложений и их частей Причина, противопоставление, последовательность и другие виды смысловых отношений

Опознавательные признаки в применении пунктуационных правил

Морфологические особенности предложений и их частей

Причастия (причастные обороты), деепричастия (деепричастные обороты), междометия, союзы (сооюзные слова: местоимения, наречия); предлоги и др.

Синтаксические особенности предложений и их частей

Две и более грамматические основы, синтаксические элементы, осложняющие предложение: однородные члены, одиночные и распространенные определения, приложения, обстоятельства, вводные слова, обращения; чужая речь и др.

Интонационные особенности предложений и их частей

Звательная, предупредительная, перечислительная и другие виды интонации

Смысловые особенности предложений и их частей

Причина, противопоставление, последовательность и другие виды смысловых отношений

Принципы методики пунктуации  Принципы русской пунктуации   граммати- смысловой интонаци-  ческий онный  общие принципы методики частные принципы методики  пунктуации пунктуации    наблюде- наблюдение наблюде- взаимосвязь расстановка ние над над смысло- ние над синтаксиса и знаков пре- структурой выми отноше интонацией пунктуации пинания в предложе- ниями в пред предложе-  процессе ния ложении ния  письма

Принципы методики пунктуации

Принципы русской пунктуации

граммати- смысловой интонаци-

ческий онный

общие принципы методики частные принципы методики

пунктуации пунктуации

наблюде- наблюдение наблюде-

взаимосвязь расстановка ние над над смысло- ние над

синтаксиса и знаков пре- структурой выми отноше интонацией

пунктуации пинания в предложе- ниями в пред предложе-

процессе ния ложении ния

письма

Принципы методики пунктуации  Грамматический принцип предполагает анализ структуры предложения для правильной постановки знаков препинания.  На грамматическом принципе основана постановка знаков препинания при однородных членах, обособленных членах, вводных словах, в сложном предложении.  Из грамматического принципа русской пунктуации вытекает методический принцип: (см. предыдущий слайд).  Смысловой принцип предполагает анализ смысловых отношений между частями предложения для правильной постановки знаков препинания(противопоставления, уточнения, обстоятельственных: причины, цели, условия, сравнения и др.).

Принципы методики пунктуации

Грамматический принцип предполагает анализ структуры предложения для правильной постановки знаков препинания.

На грамматическом принципе основана постановка знаков препинания при однородных членах, обособленных членах, вводных словах, в сложном предложении.

Из грамматического принципа русской пунктуации вытекает методический принцип: (см. предыдущий слайд).

Смысловой принцип предполагает анализ смысловых отношений между частями предложения для правильной постановки знаков препинания(противопоставления, уточнения, обстоятельственных: причины, цели, условия, сравнения и др.).

Принципы методики пунктуации  На смысловым принципом основана постановка знаков препинания при уточняющих членах, в БСП, тире в ССП.  Из смыслового принципа русской пунктуации вытекает методический принцип: (см. предыдущий слайд).  Интонационный принцип предполагает анализ интонации для правильной постановки знаков препинания.  На интонационным принципом основана постановка знаков препинания при вводных словах, в предложениях с прямой речью, восклицательного знака в конце предложения, при обращении.  Из интонационного принципа русской пунктуации вытекает методический принцип: (см. предыдущий слайд).

Принципы методики пунктуации

На смысловым принципом основана постановка знаков препинания при уточняющих членах, в БСП, тире в ССП.

Из смыслового принципа русской пунктуации вытекает методический принцип: (см. предыдущий слайд).

Интонационный принцип предполагает анализ интонации для правильной постановки знаков препинания.

На интонационным принципом основана постановка знаков препинания при вводных словах, в предложениях с прямой речью, восклицательного знака в конце предложения, при обращении.

Из интонационного принципа русской пунктуации вытекает методический принцип: (см. предыдущий слайд).

Этапы работы над пунктуационным правилом 1. Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила. 2. Восприятие предложений на изучаемое пунктуационное правило. 3. Осознание сущности пунктуационного правила и его формулирование. 4. Анализ и запоминание пунктуационного правила. 5. Применение изученного пунктуационного  правила.

Этапы работы над пунктуационным правилом

  • 1. Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила.
  • 2. Восприятие предложений на изучаемое пунктуационное правило.
  • 3. Осознание сущности пунктуационного правила и его формулирование.
  • 4. Анализ и запоминание пунктуационного правила.
  • 5. Применение изученного пунктуационного

правила.

Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила  Тема «Обособление согласованных определений Расставьте и объясните знаки препинания в предложениях. В лугах поросших буйной растительностью водилось множество  птиц. 2. В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц.

Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила

Тема «Обособление согласованных определений

Расставьте и объясните знаки препинания в

предложениях.

  • В лугах поросших буйной растительностью водилось множество

птиц.

2. В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц.

Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила (тема «Обособление согласованных определений)  Выделите определяемые слова и определения. К каким частям речи могут относиться определения? Какими частями речи могут выражаться определения? Где могут стоять определения по отношению к определяемому слову? Я, усталый, возвращался домой. Усталый, я возвращался домой. Влажный лист плывет по воздуху. Влажный после дождя лист плывет по воздуху. Оторвавшийся лист плывет по воздуху. Оторвавшийся от дерева лист плывет по воздуху. Лист, оторвавшийся от дерева , плывет по воздуху.   Тема урока?  Цель урока?

Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила (тема «Обособление согласованных определений)

  • Выделите определяемые слова и определения.
  • К каким частям речи могут относиться определения?
  • Какими частями речи могут выражаться определения?
  • Где могут стоять определения по отношению к определяемому слову?
  • Я, усталый, возвращался домой.
  • Усталый, я возвращался домой.
  • Влажный лист плывет по воздуху.
  • Влажный после дождя лист плывет по воздуху.
  • Оторвавшийся лист плывет по воздуху.
  • Оторвавшийся от дерева лист плывет по воздуху.
  • Лист, оторвавшийся от дерева , плывет по воздуху.

Тема урока?

Цель урока?

Восприятие предложений на изучаемое пунктуационное правило Представить все варианты пунктуационного правила : А он, мятежный, просит бури. Уставшие за день, мы сразу заснули. Москва, спаленная пожаром, французу отдана. Струйки дыма вились в полном влаги воздухе.

Восприятие предложений на изучаемое пунктуационное правило

Представить все варианты пунктуационного правила :

  • А он, мятежный, просит бури.
  • Уставшие за день, мы сразу заснули.
  • Москва, спаленная пожаром, французу отдана.
  • Струйки дыма вились в полном влаги воздухе.

Осознание сущности пунктуационного правила и его формулирование назвать и графически выделить пунктуационно-смысловой отрезок – часть предложения, выделяемую знаками препинания; перечислить все условия постановки (непостановки) знака (знаков) препинания: грамматические, смысловые, интонационные особенности отрезка, место; составить схему пунктуационно-смыслового отрезка, выделяемого с помощью знаков препинания; самостоятельное формулирование учащимися пунктуационного правила; сопоставление самостоятельно сформулированного правила с правилом, данным в учебнике. 6) назвать опознавательный признак пунктограммы.

Осознание сущности пунктуационного правила и его формулирование

  • назвать и графически выделить пунктуационно-смысловой отрезок – часть предложения, выделяемую знаками препинания;
  • перечислить все условия постановки (непостановки) знака (знаков) препинания: грамматические, смысловые, интонационные особенности отрезка, место;
  • составить схему пунктуационно-смыслового отрезка, выделяемого с помощью знаков препинания;
  • самостоятельное формулирование учащимися пунктуационного правила;
  • сопоставление самостоятельно сформулированного правила с правилом, данным в учебнике.

6) назвать опознавательный признак пунктограммы.

Анализ и запоминание пунктуационного правила Этапы: Анализ структуры правила: норма и условия ее действия. Анализ примеров:  - чтение примера;  - объяснение графического обозначения синтаксической конструкции. Самостоятельное перечитывание учащимися правила. Воспроизведение вслух правила двумя-тремя учащимися.

Анализ и запоминание пунктуационного правила

Этапы:

  • Анализ структуры правила: норма и условия ее действия.
  • Анализ примеров:

— чтение примера;

— объяснение графического обозначения синтаксической конструкции.

  • Самостоятельное перечитывание учащимися правила.
  • Воспроизведение вслух правила двумя-тремя учащимися.

Применение изученного  пунктуационного правила включает следующие операции: анализ структуры синтаксической  конструкции, ее смысловых, интонационных особенностей;  определение в этой конструкции места знака (знаков) препинания; выбор нужного знака препинания. При применении изученного пунктуационного правила (выполнении упражнения) используются следующие приемы: 1. Составление (изучение) алгоритма применения правила. 2. Знакомство с образцом рассуждения по правилу. 3. Знакомство с образцом выполнения упражнения.

Применение изученного пунктуационного правила

включает следующие операции:

  • анализ структуры синтаксической конструкции, ее смысловых, интонационных особенностей;
  • определение в этой конструкции места знака (знаков) препинания;
  • выбор нужного знака препинания.

При применении изученного пунктуационного правила (выполнении упражнения) используются следующие приемы:

1. Составление (изучение) алгоритма применения правила.

2. Знакомство с образцом рассуждения по правилу.

3. Знакомство с образцом выполнения упражнения.

 Виды пунктуационных упражнений  (по характеру формируемого умения)   Специальные Неспециальные  упражнения упражнения   формируют   пунктуационные пунктуационные  умения языковые,  коммуникативные,  орфографические  умения

Виды пунктуационных упражнений (по характеру формируемого умения)

Специальные Неспециальные

упражнения упражнения

формируют

пунктуационные пунктуационные

умения языковые,

коммуникативные,

орфографические

умения

Специальные пунктуационные упражнения  пунктуационный списывание диктант  разбор  осложненное неосложненное   выразительное чтение письмо по  предложений с наблю памяти (самодиктант)  дением за интонацией

Специальные пунктуационные упражнения

пунктуационный списывание диктант

разбор

осложненное неосложненное

выразительное чтение письмо по

предложений с наблю памяти (самодиктант)

дением за интонацией

Пунктуационный разбор  Пунктуационный разбор - объяснение постановки (непостановки) знаков препинания при членении предложения (текста) на смысловые отрезки.

Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор — объяснение постановки (непостановки) знаков препинания при членении предложения (текста) на смысловые отрезки.

 Неспециальные пунктуационные  упражнения   Синонимиче составление диктант  ская замена предложений  предложений свободный  по схеме творческий  по части предложения  на данную тему  по картине   изложение сочинение

Неспециальные пунктуационные

упражнения

Синонимиче составление диктант

ская замена предложений

предложений свободный

по схеме творческий

по части предложения

на данную тему

по картине

изложение сочинение

Пунктуационное правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление). Условия выбора знака препинания — это грамматические, смысловые и интонационные особенности предложений и их частей. 
Примечание. Место в предложении, где необходима постановка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:морфологические:              наличие              причастий,              деепричастий,
междометий, союзов, отдельных частиц;синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, вводных слов, обособленных членов предложения, однородных членов, чужой речи;звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;смысловые: выражение причины и др.

Слайд 1
ПУНКТУАЦИИ
Методика обучения

ПУНКТУАЦИИ Методика обучения


Слайд 2
План
1. Цель изучения пунктуации.
2. Лингвистические основы обучения пунктуации.
3.

План1. Цель изучения пунктуации.2. Лингвистические основы обучения пунктуации.3. Принципы методики пунктуации.4. Методика работы над пунктуационным

Принципы методики пунктуации.
4. Методика работы над пунктуационным правилом.
5. Виды

упражнений по пунктуации.


Слайд 3
Цель изучения пунктуации
Пунктуация — это раздел языкознания, в

Цель изучения пунктуацииПунктуация — это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их

котором изучаются знаки препинания и правила их использования на

письме.
Цель обучения пунктуации— сформировать у учащихся пунктуационную грамотность, под

которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки.
Пунктуация изучается в 5, 8, 9 классах в связи с изучением синтаксиса, а также в связи с изучением морфологии – причастием и деепричастием (выделение причастных и деепричастных оборотов).


Слайд 4
Лингвистические основы обучения пунктуации
Пунктограмма — соответствующее правилам
употребление знака

Лингвистические основы обучения пунктуацииПунктограмма - соответствующее правиламупотребление знака препинания (или егоотсутствие), конкретный случайприменения пунктуационного правила.

препинания (или его
отсутствие), конкретный случай
применения пунктуационного правила.

Словесное

выражение пунктограммы
включает название синтаксической единицы и
указание на знак. Нпр.:
Тире между

подлежащим и сказуемым;
Запятая при однородных членах.


Слайд 5
Знаки препинания —
особые графические средства письма,
расставляемые между

Знаки препинания - особые графические средства письма,расставляемые между словами в предложении имежду предложениями в тексте

словами в предложении и
между предложениями в тексте для членения
предложений

и текста на смысловые отрезки.

Виды знаков препинания

одиночные двойные


Слайд 6
Функции знаков препинания

знаки завершения – завершают предложения на

Функции знаков препинаниязнаки завершения – завершают предложения на письме ( . ! ? … );знаки

письме ( . ! ? … );
знаки разделения –

разделяют однородные члены, простые предложения в составе сложного ( ,

; : — );
знаки выделения (двойные знаки) – выделяют обособленные, уточняющие члены, вводные слова, обращения ( , … , ; — … — ;
( … ) ; « … » ; : … — ).


Слайд 7
Пунктуационное правило —
инструкция, в которой закрепляется
пунктуационная норма и

Пунктуационное правило -инструкция, в которой закрепляетсяпунктуационная норма и указываются условия еедействия (условия постановки / непостановкизнаков

указываются условия ее
действия (условия постановки / непостановки
знаков препинания).

Виды пунктуационных

правил:
— позитивные — разрешают постановку знака (знаков) препинания;
— негативные

— запрещают постановку знака (знаков) препинания.


Слайд 8
Условия выбора знаков препинания
Условия выбора знаков препинания —

Условия выбора знаков препинанияУсловия выбора знаков препинания - особенности предложения или его частей (морфологические, синтаксические,

особенности предложения или его частей (морфологические, синтаксические, семантические, интонационные),

которые в совокупности диктуют пишущему выбор знака препинания (или его

отсутствие).


Слайд 9
Условия выбора (постановки / непостановки) знаков препинания

Условия выбора (постановки / непостановки) знаков препинания


Слайд 10
Опознавательные признаки в применении пунктуационных правил

Опознавательные признаки в применении пунктуационных правил


Слайд 11
Принципы методики пунктуации

Принципы методики пунктуации

Принципы русской пунктуации

граммати- смысловой интонаци-
ческий онный

общие принципы методики частные принципы методики
пунктуации пунктуации

наблюде- наблюдение наблюде-
взаимосвязь расстановка ние над над смысло- ние над
синтаксиса и знаков пре- структурой выми отноше интонацией
пунктуации пинания в предложе- ниями в пред предложе-
процессе ния ложении ния
письма


Слайд 12
Принципы методики пунктуации
Грамматический

Принципы методики пунктуации   Грамматический принцип предполагает анализ структуры предложения для правильной постановки знаков

принцип предполагает анализ структуры предложения для правильной постановки знаков

препинания.
На грамматическом принципе основана

постановка знаков препинания при однородных членах, обособленных членах, вводных словах, в сложном предложении.
Из грамматического принципа русской пунктуации вытекает методический принцип: (см. предыдущий слайд).
Смысловой принцип предполагает анализ смысловых отношений между частями предложения для правильной постановки знаков препинания(противопоставления, уточнения, обстоятельственных: причины, цели, условия, сравнения и др.).


Слайд 13
Принципы методики пунктуации
На

Принципы методики пунктуации   На смысловым принципом основана постановка знаков препинания при уточняющих членах,

смысловым принципом основана постановка знаков препинания при уточняющих членах,

в БСП, тире в ССП.

Из смыслового принципа русской пунктуации вытекает методический принцип: (см. предыдущий слайд).
Интонационный принцип предполагает анализ интонации для правильной постановки знаков препинания.
На интонационным принципом основана постановка знаков препинания при вводных словах, в предложениях с прямой речью, восклицательного знака в конце предложения, при обращении.
Из интонационного принципа русской пунктуации вытекает методический принцип: (см. предыдущий слайд).


Слайд 14
Этапы работы над пунктуационным правилом
1. Актуализация знаний и

Этапы работы над пунктуационным правилом1. Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила.2. Восприятие предложений

умений, необходимых для усвоения правила.
2. Восприятие предложений на

изучаемое пунктуационное правило.
3. Осознание сущности пунктуационного правила и его формулирование.

4. Анализ и запоминание пунктуационного правила.
5. Применение изученного пунктуационного
правила.


Слайд 15
Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила

Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила   Тема «Обособление согласованных определенийРасставьте и

Тема «Обособление согласованных определений
Расставьте и

объясните знаки препинания в
предложениях.
В лугах поросших буйной растительностью водилось множество

птиц.
2. В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц.


Слайд 16
Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила

Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила (тема «Обособление согласованных определений) Выделите определяемые слова

(тема «Обособление согласованных определений)
Выделите определяемые слова и определения.

К каким частям речи могут относиться определения?
Какими частями речи могут

выражаться определения?
Где могут стоять определения по отношению к определяемому слову?
Я, усталый, возвращался домой.
Усталый, я возвращался домой.
Влажный лист плывет по воздуху.
Влажный после дождя лист плывет по воздуху.
Оторвавшийся лист плывет по воздуху.
Оторвавшийся от дерева лист плывет по воздуху.
Лист, оторвавшийся от дерева , плывет по воздуху.

Тема урока?
Цель урока?


Слайд 17
Восприятие предложений на изучаемое пунктуационное правило
Представить все варианты

Восприятие предложений на изучаемое пунктуационное правилоПредставить все варианты пунктуационного правила :А он, мятежный, просит бури.Уставшие

пунктуационного правила :
А он, мятежный, просит бури.
Уставшие за день,

мы сразу заснули.
Москва, спаленная пожаром, французу отдана.
Струйки дыма вились в

полном влаги воздухе.


Слайд 18
Осознание сущности пунктуационного правила и его формулирование
назвать

Осознание сущности пунктуационного правила и его формулирование назвать и графически выделить пунктуационно-смысловой отрезок – часть

и графически выделить пунктуационно-смысловой отрезок – часть предложения, выделяемую

знаками препинания;
перечислить все условия постановки (непостановки) знака (знаков) препинания: грамматические,

смысловые, интонационные особенности отрезка, место;
составить схему пунктуационно-смыслового отрезка, выделяемого с помощью знаков препинания;
самостоятельное формулирование учащимися пунктуационного правила;
сопоставление самостоятельно сформулированного правила с правилом, данным в учебнике.
6) назвать опознавательный признак пунктограммы.


Слайд 19
Анализ и запоминание пунктуационного правила
Этапы:
Анализ структуры правила: норма

Анализ и запоминание пунктуационного правилаЭтапы:Анализ структуры правила: норма и условия ее действия.Анализ примеров:  -

и условия ее действия.
Анализ примеров:

чтение примера;
— объяснение графического обозначения синтаксической

конструкции.
Самостоятельное перечитывание учащимися правила.
Воспроизведение вслух правила двумя-тремя учащимися.


Слайд 20
Применение изученного
пунктуационного правила
включает следующие операции:
анализ структуры

Применение изученного 
 пунктуационного правилавключает следующие операции:анализ структуры синтаксической конструкции, ее смысловых, интонационных особенностей; определение

синтаксической конструкции, ее смысловых, интонационных особенностей;
определение в этой

конструкции места знака (знаков) препинания;
выбор нужного знака препинания.
При

применении изученного пунктуационного правила (выполнении упражнения) используются следующие приемы:
1. Составление (изучение) алгоритма применения правила.
2. Знакомство с образцом рассуждения по правилу.
3. Знакомство с образцом выполнения упражнения.


Слайд 21

Виды пунктуационных упражнений
(по характеру формируемого умения)

Специальные

Виды пунктуационных упражнений
 (по характеру формируемого умения) 
 Специальные

Неспециальные
упражнения упражнения

формируют

пунктуационные пунктуационные
умения языковые,
коммуникативные,
орфографические
умения


Слайд 22
Специальные пунктуационные упражнения

пунктуационный

Специальные пунктуационные упражненияпунктуационный    списывание   диктант разбор

списывание диктант
разбор

осложненное неосложненное

выразительное чтение письмо по
предложений с наблю памяти (самодиктант)
дением за интонацией


Слайд 23
Пунктуационный разбор
Пунктуационный разбор — объяснение постановки

Пунктуационный разбор Пунктуационный разбор - объяснение постановки (непостановки) знаков препинания при членении предложения (текста) на

(непостановки) знаков препинания при членении предложения (текста) на смысловые

отрезки.


Слайд 24
Неспециальные пунктуационные

Неспециальные пунктуационные       упражнения Синонимиче

упражнения

Синонимиче

составление диктант
ская замена предложений
предложений свободный
по схеме творческий
по части предложения
на данную тему
по картине

изложение сочинение


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Олиджим эвалар цена инструкция по применению отзывы аналоги таблетки взрослым
  • Как работает паяльная лампа на бензине инструкция по применению
  • Мануал для короллы 150
  • Комфидерм цена мазь инструкция по применению
  • Цена на массажер мануал