Инструкция впр по географии 8 класс

Расписание ВПР−2023

Период проведения Класс Учебный предмет Примечание
С 15  марта по 20  мая 4 Русский язык В штатном режиме.
ВПР по конкретным предметах проводятся во всех классах данной параллели.
Математика
Окружающий мир
5 Русский язык
Математика
История
Биологи
6 Русский язык
Математика
4, 5, 6 Русский язык, математика

В штатном режиме.
Выборочное проведение ВПР с контролем объективности результатов.

7 Русский язык В штатном режиме.
ВПР по конкретным предметам проводятся во всех классах данной параллели.
Математика
8 Русский язык
Математика
7, 8 Математика, Физика
(с углубленным изучением предмета)
В штатном режиме. ВПР проводятся в классах с углубленным изучением предмета данной параллели.
7 Английский язык В штатном режиме.
ВПР проводятся во всех классах данной параллели.
Немецкий язык
Французский язык
6 История В штатном режиме.
ВПР в параллели 6, 7, 8 классов проводятся для каждого класса по двум предметам на основе случайного выбора. Информация о распределении предметов по классам в параллели предоставляется в образовательную организацию через личный кабинет в Федеральной информационной системе оценки качества образования.
Биология
География
Обществознание
7 История
Биология
География
Обществознание
Физика
8 История
Биология
География
Обществознание
Физика
Химия
С 4  апреля по 17  апреля 5, 6, 7, 8 История В штатном режиме.
При проведении ВПР предоставляется альтернативная возможность выполнения участниками работ в компьютерной форме.
Биология
География
Обществознание
18  апреля 5, 6, 7, 8 История Резервный день для выполнения участниками работ в компьютерной форме.
Биология
География
Обществознание
С 1  марта по 25  марта 10 География В режиме апробации.
С 1  марта по 25  марта 11 История В режиме апробации.
Биология
География
Физика
Химия
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
11 Единая проверочная работа по социально-гуманитарным предметам В режиме апробации.
Выборочное проведение ВПР с контролем объективности результатов.

Приказ Рособрнадзора.

НАЗНАЧЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

Назначение ВПР по учебному предмету «География» — оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

Вариант проверочной работы включает в себя 7 комплексных заданий, каждое из которых в свою очередь состоит из двух-трех частей (пунктов), объединенных единым содержанием. С учетом всех пунктов вариант работы включает в себя 7 заданий из 18 пунктов.

Задания различаются не только по содержанию, но и по характеру
решаемых обучающимися задач, и проверяют умение обучающихся работать
с различными источниками географической информации (картами,
фотографиями, таблицами, текстами, схемами, графиками и иными условно-графическими объектами). При этом каждый пункт каждого задания направлен на проверку того или иного из вышеуказанных умений.

С учетом времени, отведенного на выполнение работы, задания
ориентированы преимущественно на краткий ответ в виде записи слов или
словосочетаний, последовательности цифр, чисел, а также ответ, зафиксированный на контурной карте, и в форме заполненной таблицы или блок-схемы.

Задания 2, 3, 4, 5, 6 выполняются с использованием географических
карт, приведенных в варианте проверочной работы.

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО ГЕОГРАФИИ

Всего заданий — 7/18 (с учетом пунктов заданий), из них по уровню сложности: Б — 14; П — 4.
Максимальный балл за работу — 33 баллов.
Общее время выполнения работы — 45 мин.

№ задания
Проверяемые элементы содержания
Проверяемые требования (умения)
Уровень
сложности

Максимальный балл за выполнение задания
Примерное время выполнения задания обучающимся (в минутах)
1 Особенности географического положения России.
Территория и акватория, морские
и сухопутные
границы
Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач.
Первичные компетенции использования территориального подхода как
основы географического мышления,
владение понятийным аппаратом географии.
Умения ориентироваться в источниках географической информации, выявлять взаимодополняющую географическую информацию.
Умение различать изученные географические объекты
Б
Б
3
1
4
2 Особенности географического положения России.
Территория и акватория, морские
и сухопутные
границы
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Умения: ориентироваться в источниках географической информации; определять и сравнивать
качественные и количественные
показатели, характеризующие
географические объекты, их
положение в пространстве.
Умения использовать источники
географической информации для
решения различных задач: выявление
географических зависимостей и
закономерностей; расчет количественных показателей,
характеризующих географические
объекты, сопоставление географической информации. Умение различать изученные
географические объекты
Б
Б
2
2
8
3 Природа России.
Особенности геологического
строения и распространения
крупных форм
рельефа
Умения определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать.
Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение.
Первичные компетенции использования
территориального подхода как
основы географического мышления,
владение понятийным аппаратом
географии.
Умения: ориентироваться в
источниках географической информации: находить и извлекать
необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели,
характеризующие географические
объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве; выявлять
взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких
источниках.
Умения: различать изученные
географические объекты, процессы и
явления; сравнивать географические
объекты, процессы и явления на
основе известных характерных
свойств.
Б
Б
Б
2
2
2
5
4 Природа России.
Внутренние воды
и водные ресурсы,
особенности их
размещения на территории
страны. Моря
России
Умения определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать
выводы.
Смысловое чтение.
Первичные компетенции использования территориального подхода как
основы географического мышления,
владение понятийным аппаратом
географии.
Умения ориентироваться в источниках
географической информации: находить
и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать качественные
и количественные показатели,
характеризующие географические
объекты, их положение в пространстве;
выявлять недостающую и/или
взаимодополняющую географическую
информацию, представленную в одном
или нескольких источниках.
Умения использовать источники
географической информации для
решения различных задач: выявление
географических зависимостей и
закономерностей; расчет
количественных показателей,
характеризующих географические
объекты
Б
П
П
2
2
2
8
5 Природа России.
Типы климатов,
факторы их формирования,
климатические пояса.
Климат и хозяйственная
деятельность людей
Умения определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Смысловое чтение.
Первичные компетенции использования территориального подхода как основы
географического мышления, владение понятийным аппаратом географии.
Умения: находить и извлекать
необходимую информацию; определять
и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические
объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве; представлять
в различных формах географическую информацию.
Умение использовать источники географической информации для
решения различных задач: выявление
географических зависимостей и
закономерностей; сопоставление географической информации. Умения: различать изученные
географические объекты, процессы и
явления; сравнивать географические
объекты, процессы и явления на
основе известных характерных свойств.
Способность использовать знания о
географических законах и
закономерностях, о взаимосвязях
между изученными географическими
объектами, процессами и явлениями
для объяснения их свойств
Б
Б
П
1
2
2
7
6 Административно-территориальное
устройство России. Часовые пояса. Растительный
и животный мир
России. Почвы.
Природные зоны.
Высотная поясность
Умения определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать.
Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение.
Смысловое чтение.
Умение применять географическое
мышление в познавательной,
коммуникативной и социальной
практике.
Первичные компетенции
использования территориального
подхода как основы географического
мышления, владение понятийным
аппаратом географии.
Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
представлять в различных формах
географическую информацию.
Умение использовать источники географической информации для решения различных задач.
Способность использовать знания о
географических законах и закономерностях, а также о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных
задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни
П
Б
Б
2
1
1
8
7 Население России Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и
делать выводы.
Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать
качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.
Умения использовать источники географической информации для выявления географических зависимостей и закономерностей. Способность использовать знания о
населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач, а также различать (распознавать) демографические процессы и явления, характеризующие демографическую ситуацию
в России и отдельных регионах
Б
Б
2
2
5

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ

Полные правильные ответы на задания оцениваются в баллах следующим образом:

— задание 1 — 4 балла;

— задание 2 — 4 балла;

— задание 3 — 6 баллов;

— задание 4 — 6 баллов;

— задание 5 — 5 баллов;

— задание 6 — 4 балла;

— задание 7 — 4 балла;

По подпунктам:

задание 1: 1.1 — 3 балла (в соответствии с критериями); 1.2 — 1 балл (если в
ответе допущена ошибка, выставляется 0 баллов);

задание 2: 2.1 — 2 балла (если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один
из элементов ответа записан неправильно или не записан) выставляется
1 балл), 2.2 — 2 балла (в соответствии с критериями);

задание 3: 3.1 и 3.2 — по 2 балла (в соответствии с критериями), 3.3 — 2 балла (если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа
записан неправильно или не записан) выставляется 1 балл);

задание 4: все пункты 4.1, 4.2, 4.3 — по 2 балла (в соответствии с критериями);

задание 5: 5.1 — 1 балл (если в ответе допущена ошибка, выставляется 0 баллов), 5.2 — 2 балла (в соответствии с критериями), 5.3 — 2 балла (если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан) выставляется 1 балл);

задание 6: 6.1 — 2 балла (в соответствии с критериями) и 6.2 и 6.3 — по 1 баллу (в соответствии с критериями);

задание 7: 7.1 — 2 балла (если в ответе перепутаны местами две цифры,
выставляется 1 балл), 7.2 — 2 балла (в соответствии с критериями).

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0–9 10–20 21–28 29–33

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый
калькулятор.

Подготовка к ВПР  по географии 8 класс

Подготовка к ВПР

по географии

8 класс

2 4 Монголия Беларусь Грузия Япония 3 1 Если по очертаниям стран не узнаёте государства или не помните их столицы – посмотрите на расположение квадратов на карте вдоль границы РФ, это поможет вам сориентироваться. Если за выполнение задания 1.1 выставлено 0 баллов, результат выполнения данного задания не засчитывается 2 1 4 3

2

4

Монголия

Беларусь

Грузия

Япония

3

1

Если по очертаниям стран не узнаёте государства или не помните их столицы – посмотрите на расположение квадратов на карте вдоль границы РФ, это поможет вам сориентироваться.

Если за выполнение задания 1.1 выставлено 0 баллов, результат выполнения данного задания не засчитывается

2 1 4 3

Вспомните, как определяется географическое положение страны Повторите: моря заливы проливы острова полуострова крайние точки  о-ва Новая Земля Балтийское Чукотский море п-ов о. Сахалин

Вспомните, как определяется географическое положение страны

Повторите:

  • моря
  • заливы
  • проливы
  • острова
  • полуострова
  • крайние точки

о-ва Новая

Земля

Балтийское

Чукотский

море

п-ов

о. Сахалин

Находим меридиан 55° Находим параллель 70°. Немного к северу от неё пройдёт параллель 71° 41°с.ш. 55°в.д. По карте мы определяем, что параллели проведены через 10°. Значит, крайняя южная точка имеет координату широты 41°с.ш . В условии сказано, что крайняя южная точка лежит на одном меридиане с точкой N, то есть это 55°в.д. ( в этом задании есть неточность, мы видим, что точки лежат не на одной долготе), но если принять условия задания, точка К будет иметь координаты 41°с.ш. 55°в.д. N K

Находим меридиан 55°

Находим параллель 70°. Немного к северу от неё пройдёт параллель 71°

41°с.ш. 55°в.д.

По карте мы определяем, что параллели проведены через 10°. Значит, крайняя южная точка имеет координату широты 41°с.ш . В условии сказано, что крайняя южная точка лежит на одном меридиане с точкой N, то есть это 55°в.д. ( в этом задании есть неточность, мы видим, что точки лежат не на одной долготе), но если принять условия задания, точка К будет иметь координаты

41°с.ш. 55°в.д.

N

K

3339 км Определяем расстояние в градусах между точками N и К. Это расстояние от 71° до 41°. То есть  71° - 41°= 30° 2 . Длина 1°= 111,3 км. А если расстояние =30°, то 30*111,3=3339 км

3339 км

  • Определяем расстояние в градусах между точками N и К. Это расстояние от 71° до 41°. То есть

71° — 41°= 30°

2 . Длина 1°= 111,3 км. А если расстояние =30°, то

30*111,3=3339 км

41 ° 3339 км

41 °

3339 км

Прикаспийская Путорана Алтай Повторите все формы рельефа, изучаемые в разделе.

Прикаспийская

Путорана

Алтай

Повторите все формы рельефа, изучаемые в разделе.

1 - горы Алтай 2 – Прикаспийская низменность 3 – плато Путорана Горы Алтай Это задание связано с предыдущим, в нём идёт речь о тех формах рельефа, которые вы указали в схеме (задание 3.1) В

1 — горы Алтай

2 – Прикаспийская низменность

3 – плато Путорана

Горы Алтай

Это задание связано с предыдущим, в нём идёт речь о тех формах рельефа, которые вы указали в схеме (задание 3.1)

В

1 4 5 Цифры в ответе записываются в любой последовательности

1 4 5

Цифры в ответе записываются в любой последовательности

4. Выбираем из текста нужные данные, вписываем в таблицу Вилюйское плато Падение –разница между высотой истока и устья: 520 – 54 = 466 Река Лена 520 54 2650 Уклон – отношение падения к длине реки: падение рассчитано в метрах (466) , а уклон (по таблице) в сантиметрах, поэтому 466* 100=46600  46600: 2650 = 18 466 18 Равнинная Смешанное с преобладанием снегового Ледостав с октября по май, весенне-летнее половодье

4.

Выбираем из текста нужные данные, вписываем в таблицу

Вилюйское плато

Падение –разница между высотой истока и устья: 520 – 54 = 466

Река Лена

520

54

2650

Уклон – отношение падения к длине реки: падение рассчитано в метрах (466) , а уклон (по таблице) в сантиметрах, поэтому 466* 100=46600

46600: 2650 = 18

466

18

Равнинная

Смешанное с преобладанием снегового

Ледостав с октября по май, весенне-летнее половодье

Лена Алдан Вилюй В тексте есть подсказки: Алдан – правый приток Лены, Вилюй -левый

Лена

Алдан

Вилюй

В тексте есть подсказки: Алдан – правый приток Лены, Вилюй -левый

5 Меньшая годовая амплитуда температур Теплое лето Умеренно холодная зима Достаточное количество осадков Температура ниже 0° с ноября по апрель. умеренный (умеренно-континентальный) субарктический В подзадании 5.2 есть описание климата с указанием пункта, для которого составлена одна из диаграмм. Сначала нужно прочитать эту характеристику климата. Будет проще определить климатический пояс.

5

  • Меньшая годовая амплитуда температур
  • Теплое лето
  • Умеренно холодная зима
  • Достаточное количество осадков
  • Температура ниже 0° с ноября по апрель.

умеренный

(умеренно-континентальный)

субарктический

В подзадании 5.2 есть описание климата с указанием пункта, для которого составлена одна из диаграмм.

Сначала нужно прочитать эту характеристику климата. Будет проще определить климатический пояс.

субарктический Амплитуда – разница между наибольшим и наименьшим показателем (37+13). Складываются показатели температуры БЕЗ учёта знака «минус» 13° 50° сентябрь 417 -37°

субарктический

Амплитуда – разница между наибольшим и наименьшим показателем (37+13). Складываются показатели температуры БЕЗ учёта знака «минус»

13°

50°

сентябрь

417

-37°

2 4 6 Ответы записываются в любой последовательности *Вероятнее всего, в данном задании будет 3 верных ответа

2 4 6

Ответы записываются в любой последовательности

*Вероятнее всего, в данном задании будет 3 верных ответа

Красноярский край Город Москва Волгоградская область Москва Красноярск Москва Волгоград Волгоград Красноярск

Красноярский край

Город Москва

Волгоградская область

Москва

  • Красноярск
  • Москва
  • Волгоград

Волгоград

Красноярск

Красноярск Москва 12:00 Пункт Б находится западнее пункта А. Значит, во время вылета самолёта время в пункте Б составляло: 11- 4=7 часов. Время полёта 5 часов. 7+5= 12 часов

Красноярск

Москва

12:00

Пункт Б находится западнее пункта А. Значит, во время вылета самолёта время в пункте Б составляло: 11- 4=7 часов.

Время полёта 5 часов.

7+5= 12 часов

Читаем текст, ищем ключевые слова описания природных зон (двигались туристы с северо-запада на юго-восток) смешанный лес, широколиственный лес, лесостепь, степь

Читаем текст, ищем ключевые слова описания природных зон

(двигались туристы с северо-запада на юго-восток)

смешанный лес,

широколиственный лес,

лесостепь, степь

Плотная застройка, мало зелёных насаждений, повсеместно распаханная территория *Ответы ищем в тексте

Плотная застройка, мало зелёных насаждений,

повсеместно распаханная территория

*Ответы ищем в тексте

7 7.1 Определите, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждый график динамики численности населения. Запишите в ответе порядковые номера субъектов РФ под соответствующими буквами Г В Б А 2 1 3 4 В задании нужно проанализировать данные графиков и сравнить их с показателями в таблице

7

7.1 Определите, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждый график динамики численности населения. Запишите в ответе порядковые номера субъектов РФ под соответствующими буквами

Г

В

Б

А

2

1

3

4

В задании нужно проанализировать данные графиков и сравнить их с показателями в таблице

7.2 В каких из приведённых в таблице субъектах РФ численность населения за указанный период выросла? Ответ ________________ + + 2 4 В ответ заносим порядковые номера субъектов из таблицы: 2 4  или названия субъектов: Республика Ингушетия, Калининградская область

7.2 В каких из приведённых в таблице субъектах РФ численность населения за указанный период выросла?

Ответ ________________

+

+

2 4

В ответ заносим порядковые номера субъектов из таблицы: 2 4

или названия субъектов:

Республика Ингушетия, Калининградская область

1 или республика Коми 521-487=34 963-850=113

1 или республика Коми

521-487=34

963-850=113

8 Пензенская область Город Пенза

8

Пензенская область

Город Пенза

Выделите штриховкой на карте России свой регион. С помощью административной карты запомните местоположение своего региона

Выделите штриховкой на карте России свой регион.

С помощью административной карты запомните местоположение своего региона

геоморфология гидрология биогеография

геоморфология

гидрология

биогеография

Специальность Что изучает почвоведение состав, типы, свойства почв территории океанология особенности вод и органического мира океанов экология состояние окружающей среды, степень воздействия человека на природу этнография особенности населения климатология особенности климата экономическая география   природно-ресурсный и экономический потенциал территории картография способы построения карт

Специальность

Что изучает

почвоведение

состав, типы, свойства почв территории

океанология

особенности вод и органического мира океанов

экология

состояние окружающей среды, степень воздействия человека на природу

этнография

особенности населения

климатология

особенности климата

экономическая география

  природно-ресурсный и экономический потенциал территории

картография

способы построения карт

В графу «результаты исследований» нужно внести основные характеристики природы, населения или хозяйства, которые должны быть изучены соответствующим специалистом. Геоморфология: результаты исследования Пример: Поверхность области представляет всхолмленную равнину. Пензенская область занимает часть Приволжской возвышенности и Окско-Донской низменности. Рельеф характеризуется тремя высотными уровнями, сменяющимися с запада на восток: 150—180, 200—240 и 280—320 м. Наиболее высокая часть – на востоке области, возвышенность Сурская Шишка (более 300 метров). В западной части области находятся Сурско-Мокшанская к Керенско - Чембарская возвышенности. (270—290 м). Рельеф осложнён балками и оврагами – результатом воздействия текучих вод.

В графу «результаты исследований» нужно внести основные характеристики природы, населения или хозяйства, которые должны быть изучены соответствующим специалистом.

Геоморфология: результаты исследования

Пример:

Поверхность области представляет всхолмленную равнину. Пензенская область занимает часть Приволжской возвышенности и Окско-Донской низменности.

Рельеф характеризуется тремя высотными уровнями, сменяющимися с запада на восток: 150—180, 200—240 и 280—320 м.

Наиболее высокая часть – на востоке области, возвышенность Сурская Шишка (более 300 метров).

В западной части области находятся Сурско-Мокшанская к Керенско — Чембарская возвышенности. (270—290 м).

Рельеф осложнён балками и оврагами – результатом воздействия текучих вод.

Главная задача ученика при выполнении ВПР– подтвердить уровень своей текущей успеваемости

Главная задача ученика при выполнении ВПР– подтвердить уровень своей текущей успеваемости

ВПР Географическая экспедиция по родному краю

ВПР

Географическая экспедиция

по родному краю

Ульяновская область Тамбовская область 204 км S=43,3 тыс.км² Мордовия Рязанская область 330 км ПЕНЗА Саратовская область

Ульяновская область

Тамбовская область

204 км

S=43,3 тыс.км²

Мордовия

Рязанская область

330 км

ПЕНЗА

Саратовская область

Область занимает часть Приволжской возвышенности и окраину Окско-Донской низменности. Возвышенность постепенно опускается к западу, расчленяется глубокими долинами рек на приподнятые междуречья, которые, как и склоны долин, изрезаны многочисленными оврагами и балками. овраг  балка

Область занимает часть Приволжской возвышенности и окраину Окско-Донской низменности.

Возвышенность постепенно опускается к западу, расчленяется глубокими долинами рек на приподнятые междуречья, которые, как и склоны долин, изрезаны многочисленными

оврагами и балками.

овраг

балка

Рельеф характеризуется тремя высотными уровнями, сменяющимися с запада на восток: 150—180, 200—240 и 280—320 м. Наиболее высокая и холмистая поверхность - на крайнем востоке области здесь возвышается до 340 м Сурская Шишка, к западу от реки Суры располагаются две возвышенности: на севере- Сурско - Мокшанская и на юге- Керенско - Чембарская с высотами 270-290 м над уровнем моря и Окско-Донская низменность. Поверхность в долине реки Выша наиболее понижена и не достигает 100 м над уровнем моря.

Рельеф характеризуется тремя высотными уровнями, сменяющимися с запада на восток: 150—180, 200—240 и 280—320 м.

Наиболее высокая и холмистая поверхность — на крайнем востоке области здесь возвышается до 340 м Сурская Шишка, к западу от реки Суры располагаются две возвышенности: на севере- Сурско — Мокшанская и на юге- Керенско — Чембарская с высотами 270-290 м над уровнем моря и Окско-Донская низменность. Поверхность в долине реки Выша наиболее понижена и не достигает 100 м над уровнем моря.

Пензенская область лежит в умеренном географическом поясе, на стыке лесной, лесостепной и степной природных зон. Климат Пензенской области умеренно-континентальный, со сравнительно тёплым летом и умеренно холодной зимой. Пензенская область

  • Пензенская область лежит в умеренном географическом поясе, на стыке лесной, лесостепной и степной природных зон.
  • Климат Пензенской области умеренно-континентальный, со сравнительно тёплым летом и умеренно холодной зимой.

Пензенская

область

В Пензенской области протекают реки: Сура (приток Волги) Хопёр (приток Дона) Мокша Ворона Вад Выша Озёр мало, они имеют небольшие размеры. На Суре построено Сурское водохранилище

В Пензенской области протекают реки:

  • Сура (приток Волги)
  • Хопёр (приток Дона)
  • Мокша
  • Ворона
  • Вад
  • Выша

Озёр мало, они имеют небольшие размеры.

На Суре построено Сурское водохранилище

Пензенская область расположена, в основном, в лесостепной зоне. Под лесами развиты разные типы серых лесных почв, под степями – черноземы. Это подчеркивает тесную связь почв и растительности. Наиболее плодородные почвы – черноземы. Широко распространены почвы речных долин. Большие площади почв подвержены эрозии. Основными мелиоративными мероприятиями являются: травопольные севообороты, полезащитные насаждения, поперечная вспашка склонов и др. Структура основных типов почв Пензенской области Почвы речных долин

Пензенская область расположена, в основном, в лесостепной зоне. Под лесами развиты разные типы серых лесных почв, под степями – черноземы. Это подчеркивает тесную связь почв и растительности. Наиболее плодородные почвы – черноземы. Широко распространены почвы речных долин.

Большие площади почв подвержены эрозии. Основными мелиоративными мероприятиями являются: травопольные севообороты, полезащитные насаждения, поперечная вспашка склонов и др.

Структура основных типов почв

Пензенской области

Почвы речных долин

лесная зона степная зона лесостепная зона Б о льшая часть территории области расположена в лесостепной зоне. На юго-западе лесостепь сменяется степью. Леса распространены отдельными участками: крупными - в Засурье, мелкими - на северо-западе области на водоразделах, на юге и юго-западе – в поймах рек. Природная зона Типичная растительность Лесная Типичный животный мир Сосна, дуб, липа, берёза, осина, клен Степная Ковыль, типчак, мятлик, степная вишня Лисица, белка, заяц, волк, дятел, сова Дрофа, полёвка, суслик, сурок, гадюка Для лесостепной зоны, как для переходной, характерны и лесные, и степные виды растений и животных

лесная зона

степная зона

лесостепная зона

Б о льшая часть территории области расположена в лесостепной зоне. На юго-западе лесостепь сменяется степью. Леса распространены отдельными участками: крупными — в Засурье, мелкими — на северо-западе области на водоразделах, на юге и юго-западе – в поймах рек.

Природная зона

Типичная растительность

Лесная

Типичный животный мир

Сосна, дуб, липа, берёза, осина, клен

Степная

Ковыль, типчак, мятлик, степная вишня

Лисица, белка, заяц, волк, дятел, сова

Дрофа, полёвка, суслик, сурок, гадюка

Для лесостепной зоны, как для переходной, характерны и лесные, и степные виды растений и животных

На территории области в 1989 году организован Пензенский государственный заповедник «Приволжская лесостепь». В настоящее время заповедник состоит из пяти участков, три из которых включают степную растительность: «Попереченский», «Кунчеровский» и «Островцовский» и два-только лесную: «Верховье реки Суры» и «Борок». Кроме заповедника, в области есть памятники природы: Верховье Суры Никоновский бор, Семь ключей Никольское моховое болото и другие

На территории области в 1989 году организован Пензенский государственный заповедник «Приволжская лесостепь».

В настоящее время заповедник состоит из пяти участков, три из которых включают степную растительность: «Попереченский», «Кунчеровский» и «Островцовский» и два-только лесную: «Верховье реки Суры» и «Борок».

Кроме заповедника, в области есть памятники природы:

Верховье Суры

Никоновский бор,

Семь ключей

Никольское моховое болото

и другие

Численность населения Пензенской области составляет более 1 300 000 чел. Плотность населения – 32,2 человека /км². Это почти в 3-4 раза больше чем в среднем по России Доля городского населения до 64,8%. По составу населения область многонациональна (более 70 национальностей): - русские – 86,2%; мордва – 5,7%; татары – 5,4% Города: Пенза, Кузнецк, Каменка, Сердобск, Заречный, Никольск, Нижний Ломов, Городище и другие.

Численность населения Пензенской области составляет более 1 300 000 чел.

Плотность населения – 32,2 человека /км². Это почти в 3-4 раза больше чем в среднем по России

Доля городского населения до 64,8%.

По составу населения область многонациональна (более 70 национальностей):

— русские – 86,2%; мордва – 5,7%; татары – 5,4%

Города:

Пенза, Кузнецк, Каменка, Сердобск, Заречный,

Никольск, Нижний Ломов, Городище и другие.

Добывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность На территории области добываются: В области представлены отрасли: торф, мел, песчаник, фосфориты, пески, известняк Машиностроение (приборы, оборудование, сельскохозяйственная техника, медицинское оборудование) Лёгкая (одежда, обувь, кожгалантерея) Пищевая Лесная (пиломатериалы, спички, бумага, мебель) Химическая (лекарства) АПК. растениеводство Выращивается пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, сахарная свекла, подсолнечник, лук, картофель. Возделываются и кормовые культуры – кукуруза, клевер. АПК. животноводство Разводят: крупный рогатый скот, свиней, птицу, овец, коз.

Добывающая промышленность.

Обрабатывающая промышленность

На территории области добываются:

В области представлены отрасли:

  • торф,
  • мел,
  • песчаник,
  • фосфориты,
  • пески,
  • известняк
  • Машиностроение (приборы, оборудование, сельскохозяйственная техника, медицинское оборудование)
  • Лёгкая (одежда, обувь, кожгалантерея)
  • Пищевая
  • Лесная (пиломатериалы, спички, бумага, мебель)
  • Химическая (лекарства)

АПК. растениеводство

Выращивается пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, сахарная свекла, подсолнечник, лук, картофель. Возделываются и кормовые культуры – кукуруза, клевер.

АПК. животноводство

Разводят: крупный рогатый скот, свиней, птицу, овец, коз.

В некоторых школах ученики 8 классов пишут ВПР по географии. При правильной подготовке работа не вызывает сложностей. Разбираемся, какие варианты, задания и критерии оценивания ждут ребят в 2023 году

ВПР по географии 8 класс. Фото: shutterstock.com

География – это один из предметов, с которым могут встретиться восьмиклассники во время ВПР. Обязательно в 8 классе проводятся работы по русскому языку и математике, а два других предмета определяются на основе случайного выбора. Как указано на сайте Рособрнадзора, информация о распределении предметов по классам будет направлена школам в личные кабинеты за неделю до проведения ВПР.

ВПР по географии в 8 классе пройдет с 15 марта по 20 мая. Точную дату школа выбирает самостоятельно. На ВПР отводится 90 минут. Во время работы разрешено пользоваться калькулятором, а вот использовать атлас, справочные материалы и учебники нельзя.

Варианты

В 2023 году варианты проверочной работы по географии для каждой образовательной организации формируются индивидуально. Варианты создаются из общего банка заданий. В день проведения работы администрация школы скачивает архив с материалами ВПР из личного кабинета на сайта Федерального института оценки качества образования и печатает варианты по количеству участников.

Задания (демоверсии)

ВПР по географии в 8 классе состоит из 8 заданий. Каждое задание включает в себя от двух до четырех подпунктов. Всего в работе 24 подпункта. Одни задания требуют краткого ответа в виде записи слова или сочетания слов, другие – заполнения карты или таблицы, а третьи – развернутого ответа.

Например, в задании №1 школьники поработают со странами-соседями России и их столицами. Нужно указать столицу страны, ее местонахождение, а также определить длину границы этой страны с Россией.

Чтобы выполнить задание №3, нужно разбираться в формах рельефа. Школьники должны соотнести форму рельефа с его названием и выбрать три особенности, характерные для одного из рельефов.

В задании №4 нужно прочитать текст о реках России и заполнить таблицу на его основе, либо дополнить текст на основе таблицы. Затем предстоит отметить указанные в тексте реки на карте.

Восьмиклассники также должны разбираться в часовых поясах и природных зонах для выполнения задания №6, уметь работать с графиком и анализировать его для задания №7 и знать особенности своего родного края для выполнения задания №8.

Подготовка

При подготовке к ВПР по географии стоит обратить внимание на работу с картой. Умение отмечать на карте природные объекты, страны и их столицы пригодится при написании работы. При подготовке нужно повторить названия и характеристики климатических поясов, форм рельефа, способы определения географических координат.

Чтобы подготовка была продуктивной, нужно тренироваться на вариантах ВПР прошлых лет или на демоверсиях. Это поможет школьнику освоиться с форматом контрольных измерительных материалов и не растеряться во время работы. Варианты ВПР прошлых лет и демоверсии есть в открытом доступе.

ВПР по русскому языку в 8 классе

Как формируются комплекты заданий ВПР по русскому языку и какие задания они включают

подробнее

Критерии оценивания

Максимум за ВПР по географии в 8 классе можно набрать 40 баллов.

За задания №1.2, №5.1, 6.2, 7.2-7.3, 8.1 выставляется 1 балл в случае полностью правильного ответа. Если допущена хотя бы одна ошибка, выставляется 0 баллов. Задания №1.3, 2.1, 2.2, 3.1-3.3, 4.1, 4.2 5.2-6.1, 6.3, 7.1, 8.2 оцениваются 2 баллами при полностью правильном ответе. Наконец, за задания №1.1 и №8.3 школьники могут получить до 3 баллов.

Существуют рекомендации по переводу результата ВПР из балльной системы в отметку по пятибалльной шкале. Так, от 0 до 12 баллов равняется отметке «2», от 13 до 26 – отметке «3», от 27 до 34 – отметке «4». «Пятерку» школьники получат, если наберут от 35 до 40 баллов.

Мнение эксперта

Елизавета Жетимекова, учитель географии высшей квалификации средней общеобразовательной школы №17 (г. Новомосковск Тульская область); профессиональный стаж 16 лет:

– Всероссийская проверочная работа по географии для восьмиклассников призвана оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов. Работа состоит из 8 заданий, которые имеют несколько пунктов – всего 24 полноценных задания, за которые можно набрать максимально 40 баллов.

На выполнение ВПР по географии отводится 1,5 часа (90 минут). Ответы к заданиям записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа, в виде числа, слова (словосочетания) или последовательности цифр. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, атласом и другим справочным материалом. Возможно, потребуется калькулятор.

При проведении ВПР ребята получают напечатанную инструкцию, задания с контурными картами, схемами, графиками и диаграммами. После каждого задания есть поле для ответа в той форме, которая необходима в нем (строка, ячейки под цифру или букву, таблица).

Задания направлены на проверку знаний не только за 8 класс по географии России (географическое положение РФ, страны-соседи, природные зоны, климат, часовые пояса), но и за 7 класс – география материков и океанов (рельеф материков, природные зоны), за 6 класс – начальный курс географии (определение координат, определение расстояний по карте, строение реки). Восьмой вопрос затрагивает региональный компонент, то есть ответ должен содержать информацию о своем крае, области или республике, в которой проживает ребенок. Некоторые вопросы направлены на проверку метапредметных компетенций – умение работать с таблицей, графиком, текстом.

Существуют рекомендации по переводу результата ВПР из балльной системы в отметку по пятибалльной шкале. Так, от 0 до 12 баллов равняется отметке «2», от 13 до 26 – отметке «3», от 27 до 34 – отметке «4». «Пятерку» школьники получат, если наберут от 35 до 40 баллов.

Методика подготовки учащихся 8 классов к ВПР

Отинова Светлана Викторовна,

учитель географии ВК

Из моего опыта работы с учащимися 8 классов делаю вывод, что подготовка к ВПР

должна быть последовательной на протяжении всего годового цикла уроков. Но, работа

эта для ребят не должна быть навязчивой, не нужно каждый раз произносить слово «ВПР»

или «давайте, порешаем задания из ВПР». Такая подготовка не должна занимать

значительную часть урока. Задания, взятые из опубликованных вариантов, должны быть

интересными, и могут проводиться в форме игр или небольших зачетов, практически на

каждом уроке, при изучении каждой темы курса «Физическая география России». Тогда,

когда придет время контрольной работы, учащиеся с удовлетворением увидят, что все

задания им уже известны, посильны. У них не будет возникать психологический стресс, и

они успешно справятся с проверочной работой.

Также, хочу высказать свое несогласие с содержанием проверяемых знаний ВПР за 8

класс. Если работа обозначена как «Всероссийская», значит и программа по географии

должна быть ВСЕРОССИЙСКАЯ. А, на самом деле, обнаруживаются расхождения. Курс 8

класса – физическая география России, а курс 9 класса экономическая география России.

В нынешней же работе за 8 класс некоторые вопросы взяты из курса 9 класса.

Первая тема курса «Физическая география России», где встречаются задания ВПР это

«Географическое положение России». При изучении данной темы ребята должны

научиться решать задания 1.1, 1.2 ,1.3, 2.1, 2.2. После выполнения практической работы

№2 «Характеристика географического положения», предлагаю детям небольшие

тренинги на знание государств соседей первого порядка. Для этого можно использовать

несколько вариантов работы:

Нескольким учащимся поочередно, с помощью атласа назвать странысоседи,

последовательно с запада на восток;

Задаю названия сопредельных государств, а обучающиеся называют хором их

столицы и показывают страну у себя на карте в атласе;

Задание, обратное предыдущему: называю столицы государств, а ребята называют

страну и опять показывают ее на карте.

На следующих уроках, вне зависимости от темы урока, повторяем границы России. К

предыдущим вопросам постепенно добавляются вопросыуточнения, которые уже

рассматривались на первых уроках, но, возможно, не все обучающиеся их уяснили:

С какими государствами Россия граничит только по морю?

С какими государствами граничит Калининградская область?

Назовите странысоседи, с которыми Россия граничит только по суше?

Назовите странысоседи, с которыми Россия граничит и по суше и по морю?

Назовите страны, граница с которыми проходит по равнинам? По горам?

Перечислите все сопредельные государства России по памяти,

последовательно с запада на восток.

Все эти вопросы отрабатываются не только фронтально, но и индивидуально, не

более двухтрех ребят за урок можно вызывать к карте. Сначала тех, которые уже уверены

в своих знаниях. И при индивидуальном опросе любой изучаемой темы, также,

несколько сопредельных государств, прошу ребят показывать на карте.

На следующих уроках тренируем знание пограничных государств уже с помощью

заданий, опубликованных на сайте «Решу ВПР». Первоначально, воспроизводя эти

задания на экран, с помощью проектора и решая их фронтально, «по цепочке». Затем, в

форме небольших печатных проверочных работ, не более пяти минут по времени.

Постепенно, за 34 урока, большинство учащихся уже хорошо запоминают

сопредельные государства и их столицы. Они могут определить название страны по ее

контуру и столице (задание 1.1), правильно определить расположение стран на схеме

(задание 1.2). Некоторую трудность вызывает вопрос 1.3, где нужно определить рейтинг

стран по протяженности границ с Россией. Поэтому таблицу протяженности границ

необходимо дать учащимся на первом уроке, когда только начинается изучение

сопредельных государств. Этот рейтинг границ ребята могут составить самостоятельно в

качестве домашнего задания. Но, пользуясь услугами Интернет, значения у них получатся

очень разные. Поэтому привожу тот рейтинг, который требуется к ВПР и учитывает

протяженность морских и сухопутных границ.

1. Казахстан 7599 км

2. Китай 4209 км

3. Монголия 3485 км

4. Украина 2246 км

5. Финляндия 1326 км

6. Белоруссия 1239 км

7. Грузия 898 км

8. Эстония 467 км

9. Азербайджан 350 км

10. Литва 288 км

11. Латвия 271 км

12. Польша 236 км

13. Норвегия 219 км

14. Япония 194 км

15. США 49 км

16. Северная Корея 39 км

Конечно, если разница в протяженности границ видима на глаз, то у обучающихся

не будет трудности в решении задания. Но, бывает, что границы сопоставимы в

значениях, поэтому, учащиеся должны знать этот рейтинг. Для тренировки можно

задавать следующие вопросы:

С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?

Самую короткую границу?

Какая граница России протяженнее: с Украиной или Монголией? С

Японией или с США? С Эстонией или Азербайджаном?

Эти вопросы также нужно периодически задавать во время изучения любой темы

курса, в процессе работы с картой, индивидуально или фронтально. Такой перечень

можно распечатать и прикрепить на страницу в атласе.

Также, целесообразно применять минизачеты по карте в течение 15 20 минут.

Выбираем ребят, которые лучше всех знают границы России. Сначала они отвечают на

вопросы зачета, а затем опрашивают ребят в группах. Такие минизачеты рекомендую

проводить по всем изучаемым темам, требующим хорошего знания карты: «Береговая

линия России», «Рельеф России», «Внутренние воды», «Крупные географические районы»

и другие.

Решение заданий 2.1 также необходимо повторять на уроках. Это задание на

нахождение точки по заданным координатам и определение расстояний по градусной

сети. Для тех обучающихся, кто испытывает трудности по этой теме, можно провести

повторение при определении координат крайних точек России и расчете протяженности

России с севера на юг и с запада на восток. А уже на последующих уроках давать похожие

задания, например, при оформлении контурных карт по рельефу, климату, внутренним

водам и так далее, включать дополнительный пункт «отметить точки по заданным

координатам, рассчитать расстояние между ними».

Задание 2.2. «На карте буквами обозначены объекты, определяющие

географическое положение России. Запишите в таблицу названия этих объектов». К этому

заданию готовим детей также, начиная с темы «Географическое положение России».

Обязательно, в цикле первых уроков, посвященных ФГП, даю учащимся задание на

нахождение всех значимых объектов береговой линии России. В классе или на дом, даю

перечень этих объектов для заучивания. Учащиеся подписывают названия океанов и

морей, заливов и проливов, островов и полуостровов на контурной карте. Контурную

карту выбираем большего масштаба, не на одной странице, а на развороте. Пусть даже

тема карты не будет соответствовать ФГП. Например, тектоническую или климатическую.

В начале урока, когда повторяем географическую номенклатуру, все эти

объекты называем и показываем. Организую работу следующим образом: к доске

вызывается учащийся, а вопросы по карте ему задают ребята сами. Начинают с первой

парты ряда и далее по цепочке. Если учащийся не показывает объект, его покажет тот, кто

вопрос задавал. Главное условие вопросы должны быть из определенного учителем

перечня и не должны повторяться. Такая форма организации работы с картой очень

нравится ребятам и она приносит пользу, так как, чтобы подготовить свой вопрос они

должны сами находить объекты в атласе. Так, постепенно, даже самые нерадивые

запоминают нужное.

Далее, опять же, решаем задания 2.2 предлагаемые сайтом «Решу ВПР». Сначала

фронтально, затем включаем эти задания в небольшие самостоятельные и проверочные

работы.

Задания 3.1, 3.2, 3.3 проверяют знание рельефа России. К этим заданиям можно

готовить обучающихся после изучения темы «Общие четы рельефа России» и выполнения

практической работы 5 «Нанесение на карту элементов рельефа. Описание элементов

рельефа России». На следующих уроках активно проводим работу с картой, добиваясь,

чтобы обучающиеся четко находили местоположение перечисленных гор, их высочайших

точек, равнин. И тогда можно использовать тренировочные задания по контурной карте,

например: учащимся выдается распечатанная контурная карта России формата А5. На

обратной стороне пронумерованный список объектов, которые ребята должны отметить

на контурной карте (не пользуясь картами атласа) соответствующими номерами. Или

обратное задание. На контурной карте расставлены номера, на обратной стороне карты

пронумерованный список форм рельефа. Учащиеся должны дополнить названия

объектов самостоятельно. Например, на территории ЗападноСибирской равнины стоит

цифра 3, а на обратной стороне карты под цифрой 3 написано слово «равнина» и строка

для ответа. Задания должны быть напечатаны, а не выдаваться учителем на слух. У

каждого ребенка своя скорость работы. Выполняют это задание они быстро. И учителю не

надо проверять долго, так как выполненные работы легко проверяются самопроверкой

или взаимопроверкой.

В задании 3.2 представлены фотографии гор и равнин. Поэтому в процессе изучения

темы нужно включать презентации с фотографиями рельефа России, формируя у

обучающихся образ территории. Чтобы дети могли узнавать, где изображен Эльбрус, где

Ключевская сопка, а где Белуха, где равнина холмистая ВосточноЕвропейская, а где

плоская заболоченная ЗападноСибирская. Все эти формы работы на следующих уроках

можно превращать в игру. Например: на фото представлены горы: Кавказ, Урал,

Ключевская сопка. Зачитываются вопросы:

Здесь проходит граница между Европой и Азией

Самый высокий вулкан России и Евразии

В горах богатые месторождения чёрных и цветных металлов

Расположен в пределах Камчатского полуострова

Здесь находится высочайшая точка России

Очень древняя форма рельефа

Находится на стыке двух литосферных плит в сейсмоактивной зоне

Абсолютные высоты не превышают 2000 метров

Территория образовалась в эпоху альпийской складчатости.

После каждого вопроса ребята сразу называют определенный объект. Так

предлагаем 23 слайда. По времени это задание занимает 2-3 минуты.

Задание 4.1 и 4.2 составлены по темам: «Характеристика реки» и «Реки России».

Когда все основные понятия «исток», «уклон реки», «падение реки», «режим реки» и

другие дети хорошо уяснили, несколько раз рассчитали уклон и падение реки, тогда

можно рассмотреть задание из ВПР. Достаточно один раз разобрать пример 4.1 из

демонстрационного варианта и ребята очень хорошо его понимают. Далее берем

образцы таких заданий с сайта «Решу ВПР» и предлагаем обучающимся решить такие

задания самостоятельно. Проверяем фронтально.

Задание 4.2 также отрабатываем на протяжении изучения всей темы «Внутренние

воды» по приведенным выше методикам, работая с физической картой России или

создавая задание на распечатанных картах формата А5. Можно комбинировать задания: к

вопросам по рельефу, добавлять вопросы по рекам и озерам.

Задания 5.1 «чтение климатических диаграмм» являются самыми трудными для

ребят, особенно, для тех, кто плохо усваивает материал по математике. Но, все же, чтение

климатических диаграмм для восьмиклассников проще, чем для семиклассников

меньше набор климатических поясов. Отличить арктический и субарктический климат от

умеренного сможет большинство. Главное, наглядно демонстрировать эти

климатограммы с помощью презентаций. Фронтально решить несколько задач на

соответствие климатических диаграмм климатическим поясам и областям. Навыки чтения

климатограмм хорошо формируются во время выполнения практической работы № 9

«Распределение осадков на территории России. Работа с климатограммами».

Задание 5.2 уже не составляет для учащихся большого труда, так как, такие

умения, как «определение средних температур, амплитуд температур, годового

количества осадков», а также знания климатообразующих факторов отрабатываются на

протяжении трех лет в 6ом, 7ом и 8ом классах. Но, безусловно, их нужно повторить во

время практической работы.

Задание 6.1 проверяет знание субъектов Федерации России. Эта тема по школьной

программе должна изучаться в 9ом классе. Не очень понятно, как она оказалась в

проверочной работе за 8 класс. Поэтому, обращаюсь к этой теме во второй половине

учебного года, когда школьники уже становятся взрослее, лучше знают географию России.

На некоторых уроках уделяю внимание административному устройству России.

Постепенно изучаем республики в составе России, на следующем уроке края и так далее.

Работаем с картой и выполняем некоторые задания с сайта «Решу ВПР». Опять же,

напоминаю, что эти задания должны занимать незначительную часть урока.

Задание 6.2 решаем при изучении темы «Часовые пояса и зоны». В практическую

работу № 3 «Решение задач на определение разницы во времени различных территорий»

можно включить задания такого формата. Эта тема для обучающихся всегда интересна и

справляются они с решением довольно легко.

Задание 6.3 проверяет знание природных зон России. Задание довольно простое.

Такие задания можно включить в проверочную работу на уроке обобщения и контроля

знаний по теме «Природные зоны России».

Задания 7.1, 7.2, 7.3 по теме «Население России», опять не соответствуют

программе. Эта тема из курса 9 класса. Но, оно не составит труда для учащихся, так как

связано с математическими знаниями и умениями. Если ребята хорошо знают

математику, то достаточно один раз разобрать решение этого задания. Дальше они

прекрасно справляются самостоятельно.

Задания 8.1,8.2,8.3 отнесены к теме краеведения. В нашей Оренбургской области

этот курс проводится обязательно. Поэтому для учащихся 8х классов эти вопросы не

представляют особой сложности. Необходимо только еще раз повторить термины:

почвоведение, гидрология, биогеография, океанология, экология, этнография,

климатология, экономическая география, геоморфология, картография.

В целом, считаю задание ВПР за курс 8 класса доступным и посильным для

учащихся.

Главную нагрузку в процессе подготовки к ВПР, конечно берет на себя учитель. Мы

должны качественно обучать детей, работать с детьми успешными и отстающими, с

родителями. Но, это и есть наша работа, благодаря которой дети становятся

победителями и призерами олимпиад или успешно сдают экзамены в форме ОГЭ или ЕГЭ.

Методика
подготовки учащихся 8-х классов к ВПР
по географии
Саратовская область
Город Саратов
МОУ «СОШ №63 с УИП»
Подготовил: Вологин Н.В. – учитель географии
г.Саратов, 2023

Задания ВПР – по теме «Географическое положение России».
При изучении данной темы ребята должны научиться решать задания 1.1, 1.2 ,1.3, 2.1, 2.2.
После выполнения практической работы №2 «Характеристика географического положения», предлагаю детям небольшие тренинги на знание государств — соседей первого порядка.
— Нескольким учащимся поочередно, с помощью атласа назвать страны-соседи, последовательно с запада на восток;
— Задаю названия сопредельных государств, а обучающиеся называют хором их столицы и показывают страну у себя на карте в атласе;
— Задание, обратное предыдущему: называю столицы государств, а ребята называют страну и опять показывают ее на карте.

Монголия
Беларусь
Япония
Грузия
Если по очертаниям стран не узнаёте государства или не помните их столицы – посмотрите на расположение квадратов на карте вдоль границы РФ, это поможет вам сориентироваться.
1
2
3
4
2 1 4 3
Если за выполнение задания 1.1 выставлено 0 баллов, результат выполнения данного задания не засчитывается

Казахстан 7599км.
Китай 4209км.
Монголия 3485км.
Украина 2246 км.
Финляндия 1326км.
Белоруссия 1239км.
Грузия 898 км.
Эстония 467 км.
Азербайджан 350 км.
Литва 288 км.
Латвия 271 км.
Польша 236 км.
Норвегия 219 км.
Япония 194 км.
США 49 км.
Северная Корея 39 км.

Рейтинг стран

С каким государством Россия имеет самую протяженную границу?
Самую короткую границу?
Какая граница России протяженнее: с Украиной или Монголией? С Японией или с США? С Эстонией или Азербайджаном?

С какими государствами Россия граничит только по морю?
С какими государствами граничит Калининградская область?
Назовите страны-соседи, с которыми Россия граничит только по суше?
Назовите страны-соседи, с которыми Россия граничит и по суше и по морю?
Назовите страны, граница с которыми проходит по равнинам? По горам?
Перечислите все сопредельные государства России по памяти, последовательно с запада на восток.

о-ва Новая
Земля
Балтийское
море
Чукотский
п-ов
о. Сахалин
Вспомните, как определяется географическое положение страны
Повторите:

моря
заливы
проливы
острова
полуострова
крайние точки

Находим параллель 70°. Немного к северу от неё пройдёт параллель 71°
Находим меридиан 55°
N
K
По карте мы определяем, что параллели проведены через 10°. Значит, крайняя южная точка имеет координату широты 41°с.ш. В условии сказано, что крайняя южная точка лежит на одном меридиане с точкой N, то есть это 55°в.д. (в этом задании есть неточность, мы видим, что точки лежат не на одной долготе), но если принять условия задания, точка К будет иметь координаты
41°с.ш. 55°в.д.
41°с.ш. 55°в.д.

Определяем расстояние в градусах между точками N и К. Это расстояние от 71° до 41°. То есть
71° — 41°= 30°
2. Длина 1°= 111,3 км. А если расстояние =30°, то

3339 км
30*111,3=3339 км

3339 км
41°

Повторите все формы рельефа, изучаемые в разделе.
Прикаспийская
Путорана
Алтай

1 — горы Алтай
2 – Прикаспийская низменность
3 – плато Путорана
Горы Алтай
В
Это задание связано с предыдущим, в нём идёт речь о тех формах рельефа, которые вы указали в схеме (задание 3.1)

1 4 5
Цифры в ответе записываются в любой последовательности
1. Горы Алтай

4.
Выбираем из текста нужные данные, вписываем в таблицу
Вилюйское плато
Река Лена
520
54
2650
Падение –разница между высотой истока и устья: 520 – 54 = 466 м.
466
Уклон – отношение падения реки к длине реки: падение рассчитано в метрах (466) , а уклон (по таблице) в сантиметрах, поэтому:
466х 100=46600 см.
►46600 см. : 2650 км. = 18 см./км.
18
Равнинная
Смешанное с преобладанием снегового
Ледостав с октября по май, весенне-летнее половодье

Лена
Алдан
Вилюй
В тексте есть подсказки: Алдан – правый приток Лены, Вилюй -левый

5
В подзадании 5.2 есть описание климата с указанием пункта, для которого составлена одна из диаграмм.
Сначала нужно прочитать эту характеристику климата. Будет проще определить климатический пояс.
субарктический
умеренный
(умеренно-континентальный)

Меньшая годовая амплитуда температур
Теплое лето
Умеренно холодная зима
Достаточное количество осадков
Температура ниже 0° с ноября по апрель.

5.2

-37°
13°
50°
Амплитуда – разница между наибольшим и наименьшим показателем (37+13). Складываются показатели температуры БЕЗ учёта знака «минус»
417
сентябрь
субарктический

2, 4, 6.
Ответы записываются в любой последовательности
*Вероятнее всего, в данном задании будет 3 верных ответа

Красноярский край
Город Москва
Волгоградская область

Красноярск
Москва
Волгоград

Красноярск
Москва
Волгоград

Красноярск
Москва
Пункт Б находится западнее пункта А. Значит, во время вылета самолёта время в пункте Б составляло: 11- 4=7 часов.
Время полёта 5 часов.
7+5= 12 часов
12:00

смешанный лес,
широколиственный лес,
лесостепь, степь
Читаем текст, ищем ключевые слова описания природных зон
(двигались туристы с северо-запада на юго-восток)

*Ответы ищем в тексте
Плотная застройка, мало зелёных насаждений,
повсеместно распаханная территория

7
7.1 Определите, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждый график динамики численности населения. Запишите в ответе порядковые номера субъектов РФ под соответствующими буквами

А
Б
В
Г
2
1
3
4
В задании нужно проанализировать данные графиков и сравнить их с показателями в таблице

7.2 В каких из приведённых в таблице субъектах РФ численность населения за указанный период выросла?
Ответ ________________
+
+
2 4
В ответ заносим порядковые номера субъектов из таблицы: 2 4
или названия субъектов:
Республика Ингушетия, Калининградская область

963-850=113

3) 521-487=34
1 или Республика Коми

8.
Саратовская область
Город Саратов

Выделите штриховкой на карте России свой регион.
С помощью административной карты запомните местоположение своего региона

геомор-
фология
гидро-
логия
биогео-
графия

Специальность

Что изучает

почвоведение

состав, типы, свойства почв территории

океанология

особенности вод и органического мира океанов

экология

состояние окружающей среды, степень воздействия человека на природу

этнография

особенности населения

климатология

особенности климата

экономическая география

 природно-ресурсный и экономический потенциал территории

картография

способы построения карт

В графу «результаты исследований» нужно внести основные характеристики природы, населения или хозяйства, которые должны быть изучены соответствующим специалистом.
Поверхность области, расположеной в юго-восточной части Русской равнины, представляет собой всхолмленную равнину. Область занимает часть Приволжской возвышенности и Окско-Донской низменности, которые на юге переходят в возвышенности Общего Сырта и понижения Прикаспийской низменности.
Рельеф характеризуется тремя высотными уровнями, сменяющимися с северо-запада на юго-восток: 150—240 м., 280—320 м. и 100—50 м.
Максимальная отметка высоты в Саратовской области — 379 м — находится в районе Хвалынских гор.
Рельеф осложнён балками и оврагами – результатом воздействия текучих вод.
Геоморфология: результаты исследования
Пример:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заявление на увольнение руководства нет
  • Инструкция туберкулин ппд для млекопитающих курская биофабрика
  • Руководство по эксплуатации tourneo скачать
  • Дефектоскоп ультразвуковой уд2 140 руководство по эксплуатации
  • Магния сульфат инструкция по применению цена порошок как разводить