Инструкция зарядное устройство сигнал для автомобильного аккумулятора

PROTECTOR 04.02.2016 — 17:03

собственно, все мы постоянно сталкивается с различного вида аккумуляторными батареями, коих вокруг нас великое множество, а как ими правильно пользоваться знают далеко не все, обслуживание местами тоже дело не для всех понятное. Так что предлагаю здесь обсуждать все возникающие проблемы и искать пути их решения.
Вот первый вопрос: есть зарядное устройство —

но описания и инструкции нет, известно следующее:
узс-с-12-6.3 ухл3.1 «Сигнал»
напряжение на зажимах аккумулятора 14 +0,5 -0,2В, напряжение, частота сети питания 220В, 50Гц, мощность 145Вт, габаритные размеры 160-260-100 мм, регулирование тока заряда ступенчатое 1,6; 2,5; 4,0; 6,3А.
Есть автоматический режим, но ввиду возраста он может уже и отсох, на каком токе заряжать автомобильные аккумы в том числе не обслуживаемые (которых походу подавляющее большинство)?

Wand- 04.02.2016 — 17:28

PROTECTOR
на каком токе заряжать автомобильные аккумы

\

чем меньше, тем лучше, но для данного

PROTECTOR
напряжение на зажимах аккумулятора 14 +0,5 -0,2В

\
вопрос вообще снимается. Быстрее надоест заряжать, чем аккум перезарядиться.
Не относится к случаю, когда на зарядку ставиться 12В разряженный скажем до 6В.

PROTECTOR 04.02.2016 — 19:32

TAURUS
Са-Са

эт чего такое?

TAURUS 04.02.2016 — 19:44

Кальцевый…

button 04.02.2016 — 19:48

а я не заряжаю….

PROTECTOR 04.02.2016 — 19:58

ну бывает такое что сел аккум, тогда надо бы зарядить.

button 04.02.2016 — 20:08

PROTECTOR
ну бывает такое что сел аккум, тогда надо бы зарядить.

не 😊 я завязал с этими игрищами с аккумуляторами 😊 если аккум сел — значит ему 3,14здец 😊 можно конечно потанцевать вокруг него с зарядками, с электролитом и прочим и помучатся еще полгода-год 😊 но я предпочитаю покупать новый в таком случае сразу 😊

PROTECTOR 04.02.2016 — 21:10

очень зря, я в сентябре 2015-го 6-и месячный аккум упустил, сел так что лампочки не загорались и индикатор стал серый, ничего в -23 заводит газель нормально.
но вернемся все же к первому посту, на каком токе и сколько по времени нужно заряжать вышеуказанным зарядником?

chukapabra 04.02.2016 — 22:14

АКБ заряжается током 0,1 от номинала до полной зарядки
каковая определяется
грубо по времени
точнее по напруги на нем
еще точнее по изменению внутреннего сопротивления

ток можно и увеличить —
но упадет число циклов перезарядки
или вооще опнет)))

button 04.02.2016 — 23:49

PROTECTOR
очень зря, я в сентябре 2015-го 6-и месячный аккум упустил, сел так что лампочки не загорались и индикатор стал серый

я обычно прикуриваюсь да еду 😊)) но давненько такого не было.
последний раз года 2 назад заряжал аккум который пару лет стоял просто в гараже, конечно сел в ноль… заряжал какой-то колхозной зарядкой, ну как обычно током 110 от номинала.. поездил на нем до первых холодов тогда

PROTECTOR 05.02.2016 — 09:22

так, т.е. если у нас 90 ач то ток 9 ампер? или я чего то не алё?

TAURUS 05.02.2016 — 10:47

тут смотря что за аккумулятор…кальцевые например нельзя допускать разряда ниже 10.8 вольт…иначе можно смело нести в мусорку …больше он изначальную емкость не выдаст…обычным кислотным это нестрашно, главное не допустить оголения пластин…

PROTECTOR 05.02.2016 — 11:08

про кислотники интересно

chukapabra 05.02.2016 — 22:14

PROTECTOR
про кислотники интересно

так современные автомобильные то же
как только высадятся в 0 то на помойку
Пластинки тонкие-экономы блин(

PROTECTOR 05.02.2016 — 22:52

chukapabra
так современные автомобильные то же
как только высадятся в 0 то на помойку
Пластинки тонкие-экономы блин(

PROTECTOR
сентябре 2015-го 6-и месячный аккум упустил, сел так что лампочки не загорались и индикатор стал серый, ничего в -23 заводит газель нормально.

Lis-biker 06.02.2016 — 08:05

это универсальная штука, хотя автомобильный не пробовал.

chukapabra 06.02.2016 — 08:11

Lis-biker
http://www.airsoftstore.ru/ras…rc-imax-b6ac-v2

Для него нужен не дешевый источник питания 5а

Тема вроде ушла на АКБ для автомобилей?
И сколько времени будете им 120а заряжать?
А главное что он покажет и как его запрограмировать?

Если чо есть у меня аймакс
никак не разберусь как им автомобильные акб заряжать)))

Lis-biker 06.02.2016 — 08:17

есть инструкции на русском
большой наверное долго 😀

chukapabra 06.02.2016 — 12:18

Lis-biker
есть инструкции на русском
большой наверное долго 😀

Я к тому что аймакс не годитзе акб в афто заряжать
там просто не хватит времени зарядки
оно программируется но не бесконечно
кмк 12 часов и эррор

Lis-biker 06.02.2016 — 12:40

пробовали? там есть функция безопасный таймер, она выключается.

chukapabra 06.02.2016 — 16:31

Lis-biker
пробовали? там есть функция безопасный таймер, она выключается.

Но уйдешь то из гаража по-любому
Тк заряжаться 5ю амперами акб будет часов 15
а забудешь-выкипит нафиг

в аймаксе вижу только один плюс-выдает емкость акб
в том числе и на комп
для всего остального есть намного дешевле зарядки

Lis-biker 06.02.2016 — 16:37

chukapabra
а забудешь-выкипит нафиг

он выключится

Lis-biker 06.02.2016 — 16:37

надо попробовать короче 😊

Wand- 06.02.2016 — 19:02

chukapabra

Я к тому что аймакс не годитзе акб в афто заряжать
там просто не хватит времени зарядки

Ну не всегда требуется зарядить прям до 100% полностью разряженный АКБ.
чаще задача подзарядить до ‘в состоянии запустить’. И если машина стоит у подъезда (нет сети 220в), то можно использовать подобные с АКБ-донором.
Только не знаю конкретно про аймакс, как поведет при просадке U донора. Вроде на гнезде 11-18в.

Lis-biker 06.02.2016 — 19:11

пускачь тогда нужен.. а лучше акб вовремя менять.

PROTECTOR 07.03.2016 — 19:20

Lis-biker
лучше акб вовремя

я полугодовалую упустил, что мне теперь в магаз топать?
дрыг нога и вперед молодежь все нормально, хотя индикатор серый

вот вопрос назрел, на телефоне не живут аккумы, пухнут и быстро разряжаются, снимаею 100% церез несколько минут 80, и т.д., но есть одно, по паспорту зарядка 1А а я заряжаю 2А, от этого может быть?

еще вопрос, сколько вольт надо давать авто аккуму? та зарядка что в первом посте изображена, выдаёт на всех режимах 0.27 и лампа заряд не горит, сдохла походу, а вот на следующем фото выдаёт много чего, с боку крутилка померил было 26 с лишним.

RTDS 09.03.2016 — 13:07

PROTECTOR
еще вопрос, сколько вольт надо давать авто аккуму?

Аккуму нужен не «вольтаж», а проистекающий из него ток. Если в заряднике есть регулировка НАПРЯЖЕНИЯ — то регулируешь все равно ориентируясь не на вольтметр, а на амперметр. ТОК смотришь.
Ну а ток — в принципе, на 10 ампер можно ориентироваться. Наиболее оптимальный в соотношении скорость/безопасность. 3-5 ампер — долго пердеть будет, больше — редкий зарядник даст….

PROTECTOR 09.03.2016 — 14:08

ну, как было описано выше, при кручении увеличивается вольтаж и амперы то же растут, а то что в первом посту походу вмэршая, надо кому на опыты?

Тайдак 09.03.2016 — 14:23

Я купил на Алиэкспрессе год назад imax b6 mini, теперь все акуумуляторы никиливые,литиевые и автомобильный заряжаю только им. Удобно и циклами прогнать заряд-разряд и по амперам выбор большой.

shdm 09.03.2016 — 21:11

Вообще-то методики обслуживания кислотных и щелочных аккумуляторов не являются тайной. и при правильном уходе/зарядке могут достаточно долго и счастливо эксплуатироваться. Как уже писали выше — ток заряда кислотных акб 1/10 от ёмкости, зарядка заканчивается если плотность электролита в течении двух часов остаётся неизменной. Ну и соответственно уровень и плотность электролита должны соответствовать условиям эксплуатации. Практически никто сейчас не парится по поводу уровня элетролита, а тем более его плотности. с учётом относительно невысокой цены и доступности их действительно проще менять. возня с акб сейчас это уже из любви к искусству.

PROTECTOR 09.03.2016 — 21:18

shdm
возня с акб сейчас это уже из любви к искусству

так захочешь не обслужишь, по моему нынче сложно найти аккум с доступом к банкам.

shdm 09.03.2016 — 22:28

Это да. щелочные обслуживаемые практически все и циклов много держат.

RTDS 09.03.2016 — 23:43

PROTECTOR
так захочешь не обслужишь, по моему нынче сложно найти аккум с доступом к банкам.

Почти любой так называемый «необслуживаемый» на самом деле легко открывается и дает доступ к банкам. Воды долить всегда можно без труда.

Автомобильное зарядное устройство УЗС-С-12-6.3УХЛ3.1 СИГНАЛ перестало работать. По форме размером с бутылку машинного масла. Изготовлено на производстве СТАВРОПОЛЬСКОГО ОАО ЭЛЕКТРОАВТОМАТИКА. С шестью кнопками: выбора режима зарядки — «автоматический» и «ручной», кнопкой контроль и четырьмя кнопками выбора тока заряда. Кнопка «Контроль» предназначена для контроля работоспособности и запуска устройства зарядного при подключении незаряженной емкостной нагрузки, а также слабозаряженной аккумуляторной батареи.

Зарядное устройство УЗС-С-12-6.3УХЛ3.1 СИГНАЛ
Зарядное устройство УЗС-С-12-6.3УХЛ3.1 СИГНАЛ

С обратной стороны корпус устройства выглядит вот так.

Вид авто зарядного с обратной стороны
Вид с обратной стороны

На корпусе надпись УЗС-С-12-6,3УХЛ3.1 ~220В 145 Вт 50 Гц. Зарядное стоило 56 руб в 1991 году.

Маркировка автомобильного зарядного
Маркировка устройства

Откручиваем винты на корпусе и разбираем устройство. Внутри трансформатор с небольшой платой, на которой находятся ряд кнопок.

Внутреннее устройство зарядного УЗС-С-12-6.3УХЛ3.1
Внутреннее устройство зарядного

Ниже приведена принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника из книги Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

Принципиальная схема УЗС-П-12-6,3 Электроника
Принципиальная схема УЗС-П-12-6,3 Электроника

Схема устройства УЗС-С-12-6.3УХЛ3.1 содержит:
трансформатор Т;
силовой выпрямитель VS1, VS2;
узел защиты от перенапряжений VD17, С5;
генератор пилообразного напряжения, синхронизированный с питающей сетью VD2, VD4, VD5, R6, VD9, VT2, R10, R11, C1;
усилитель мощности импульсов управления VT1, R4, R7, R8;
выпрямитель собственных нужд VD1, VD3;
коммутатор VD6, VD7;
ключевой транзистор VT3;
элемент сравнения VT4;
интегральный регулятор тока с термокомпенсацией VT5, R13, С2, VT6;
стабилизатор напряжения системы управления VD10;
мостовой датчик цепи обратной связи по току R1, R2, R3, вторичные обмотки трансформатора;
аналог тиристора VT7, VT8, R15÷R24;
датчик э.д.с. аккумуляторной батареи VD12, VD13, СЗ;
реле времени VT9, VT10, VD14÷VD16, С4, R25÷R28.

Обозначение узлов схемы
Обозначение узлов схемы

Также можете скачать оригинальную схему на Зарядное устройство УЗС-С-12-6.3-УХЛ3.1.

Принципиальная схема УЗС-С-12-6,3-УХЛ3.1
Принципиальная схема УЗС-С-12-6,3-УХЛ3.1

Проблема скрывается на данной плате.

Плата с кнопками (фото 1)
Плата с кнопками

Вытаскиваем плату из корпуса. Она вот такая.

Плата с кнопками (фото 2)
Плата с кнопками

Позиционные обозначения элементов показаны на следующем рисунке.

Расположение элементов на плате
Расположение элементов на плате

С обратной стороны плата вот такая.

Обратная сторона платы
Обратная сторона платы

Пробитым оказался транзистор VT9 (КТ361Г) в узле реле времени.

Неисправный транзистор КТ361Г
Неисправный транзистор КТ361Г

Также пришлось заменить все электролитические конденсаторы на плате. Номиналы 20 мкФх16 В, 20 мкФх50 В, 100 мкФх25 В и 100 мкФх25 В.

Неисправные радиоэлементы
Неисправные элементы

После проделанный замен плата выглядит вот так.

Плата после замены
Плата после замены

Теперь подключаем зарядное устройство к аккумулятору. Аккумулятор исправно заряжается.

Проверка зарядного на аккумуляторе
Проверка зарядного на аккумуляторе

На зарядном устройство горят светодиоды сети и заряда.

Отремонтированное зарядное устройство УЗС-С-12-6.3УХЛ3.1 СИГНАЛ
Отремонтированное зарядное устройство УЗС-С-12-6.3УХЛ3.1 СИГНАЛ

Ранее производил осмотр автомобильного зарядного ТОРНАДО ЗУ.1618.


Новичок

 

Регистрация: 21.01.2013

Адрес: Казахстан

Сообщений: 7

Репутация: 11



Доброго времени форумчане! Ищу любую информацию по зарядно-тренировочному устройству «Сигнал» (схему, инструкцию по применению и т.д.). Всё что удалось узнать про этот зарядник, это то, что зарядное даёт такой цикл — 4 минуты заряда — максимального сколько берёт акб, но не более 6 ампер,12 секунд разрядки — подключает нагрузку которая стоит в нём и так до тех пор пока акб не станет брать 0,5 ампера. Слышал, что оборонка его раньше выпускала. Вот фото:

Скорее всего, каждый автовладелец со стажем не менее трёх лет сталкивался с ситуацией, когда он не смог завести свою машину по причине того, что аккумулятор полностью разрядился. Вы можете спросить, почему стаж не менее трёх лет? А потому, что средняя продолжительность жизни аккумулятора составляет 3 года. Хотя в отдельных случаях возможна более длительная эксплуатация аккумулятора, но это уже зависит от того, насколько качественно и вовремя он обслуживался.

Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.

Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.

По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.

Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.

В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.

Аккумулятор с выкрученными пробками.
Пробки выкручены и вставлены в свои гнёзда.

Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.

Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.

В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.

Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.

Таблица - зависимость степени заряда АКБ от напряжения.
Таблица — зависимость степени заряда АКБ от напряжения.

Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.

В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.

Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.

Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.

Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).

Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.

График -зависимость плотности электролита от температуры.
График -зависимость плотности электролита от температуры.
Таблица -зависимость плотности электролита от температуры.
Таблица -зависимость плотности электролита от температуры.

Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.

Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор

Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.

Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.

Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.

Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.

По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.

После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.

Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.

Внимание!

Напряжение близкое к 16В подходит не для всех типов АКБ. Таким напряжением можно их “убить”. Гелевые и гибридные батареи могут максимум выдерживать напряжение до 14.4В!  Лучше всего максимальное напряжение заряда посмотреть на корпусе или в паспорте АКБ. Обозначаться оно будет как cycle use , а максимальная сила тока как max initial current.

Аккумулятор с обозначением максимального напряжения заряда.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.

Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.

  • Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
  • Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
  • Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
  • Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.

Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.

Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.

Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их.  При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.

Пластины АКБ забитые кристаллами сульфата свинца.
Пластины АКБ забитые кристаллами сульфата свинца.

При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.

Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.

Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.

Более подробно о растворении сульфата свинца можно прочитать в статье «Восстанавливаем АКБ в домашних условиях«.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

как заряжать аккумулятор

Как заряжать аккумулятор — этот вопрос рано или поздно встает перед любым автомобилистом, и наиболее часто это происходит в зимний период с приходом холодов и возросшей нагрузкой на аккумулятор.

Аккумулятор – это химический источник тока, состоящий из нескольких источников, собранных в батарею. Один элемент (еще одно название — банка) имеет напряжение 2,1 В. Они объединяются последовательно в количестве 6 штук. За счет объединения нескольких элементов в одну батарею получается напряжение 12.6 В. При запуске автомобиля стартером на него подается напряжение 12,6 вольта, но большого тока. Это дает возможность провернуть стартером коленвал двигателя.

Какие бывают аккумуляторы

аккумулятор

Аккумуляторные батареи за более чем 150 лет со времени изготовления первой постоянно совершенствовались, но конструкция и принцип работы остались неизменными. Сегодня можно встретить различные виды, у которых различный состав электролита и материалы электродов.

Виды аккумуляторов:

аккумулятор

1. Свинцовые:

  • свинцовые. Самые первыми стали выпускаться аккумуляторные батареи свинцовые с серной кислотой в качестве электролита. Они обладают возможностью выдать большой ток для запуска автомобиля. Такие аккумуляторы используются до сих пор. Но в связи с тем, что свинец очень мягкий материал, то сейчас производят легирование его различными материалами.
  • Сурмянистые — свинцовые с добавлением сурьмы. Для улучшения качеств свинца в него стали добавлять сурьму. Сурьмянистыми называются аккумуляторы, которые имеют в составе электродов больше 5% сурьмы. Этот материал активизирует процесс электролиза, во время которого происходит разложение воды в электролите на кислород и водород, что выглядит как закипание электролита. Большое испарение воды приводит к оголению пластин электродов и их разрушению. Поэтому в такие АКБ приходится подливать воду. Из-за этого их еще называют обслуживаемыми. Такие аккумуляторы в современных автомобилях не используются. Они применяются в стационарных источниках питания, где требуется неприхотливость батарей.
  • Малосурьмянистые свинцовые батареи – те в которых используется меньше 5% сурьмы. В такие аккумуляторы уже не требуется слишком часто заливать воду. Но потери электролита все равно присутствуют, и воду в них заливать все равно требуется.
  • Кальциевые свинцовые аккумуляторы получают добавлением в свинец кальция вместо сурьмы. Использование этого вещества снижает интенсивность электролиза, и испарение воды в них практически отсутствует. Добавление серебра в такие батареи также улучшает КПД и увеличивает емкость батареи. Главным минусом кальциевых батарей является потеря их свойств при сильном разряжении. Несколько случаев глубокого разряда приводит к тому, что емкость аккумулятора сильно и необратимо падает.
  • Гибридные свинцовые. Гибридные аккумуляторные батареи – это те, в которых используются сразу две технологии: сурьма для положительного электрода и кальций для отрицательного. Такие батареи имеют средние характеристики: надо чаще подливать воду, но они более устойчивы к глубокому разряду.
  • Свинцовые AGM и гелиевые – представляют собой свинцовые аккумуляторы, у которых электролит связан и не может вытечь при опрокидывании. В AGM используется пористое стекловолокно, которое пропитывается электролитом. Гелевые АКБ получаются добавлением соединений кремния. Такие аккумуляторы устойчивы к вибрации и имеют низкий саморазряд. Выдают пусковой ток вне зависимости от заряда батареи практически до полного разряда. После разряда полностью восстанавливают свою емкость и выдерживают большое количество разрядов-зарядов (около 200).

аккумулятор

2. Щелочные:

Щелочные АКБ имеют в качестве электролита щелочь. В стартерных аккумуляторных батареях применяются крайне редко.
Щелочные батареи бывают:

  • никель-кадмиевые. Они имеют положительный электрод с покрытием гидроксидом, метагидроксидом или гидратом окиси никеля. Минусовой электрод покрыт железом с кадмием. В качестве электролита используется едкий калий.
  • Литий-ионные. Это весьма перспективные аккумуляторные батареи, используемые в качестве дополнительных источников тока. У них в качестве минусового электрода — литий или литий-ферро-фосфатные сплавы. Плюсовой электрод — оксид лития с марганцем и кобальтом. Такие аккумуляторы имеют большую удельную емкость и низкую степень саморазряда. Из недостатков – чувствительны к отрицательным температурам, имеют низкое число зарядов-разрядов.

Зарядные устройства для аккумулятора

зарядник для аккумулятора

Основное назначение зарядного устройства — зарядить аккумулятор. Зарядных устройств на рынке автотоваров много, нужно выбрать наиболее подходящее по функциям и стоимости.

По конструкции зарядные устройства подразделяются на группы:

  • пуско-зарядные устройства, которые помогут моментально завести машину, когда нет времени заряжать аккумулятор. Они отдают кратковременный импульс большой мощности, который помогает прокрутить двигатель.
  • Трансформаторные – устаревшие модели, сейчас не выпускаются, но стабильные и долговечные.
  • Импульсные – в них ток подается по мере зарядки; они предназначены для постепенной зарядки аккумулятора.

зарядник для аккумулятора

Зарядные устройства для аккумуляторов бывают:

  • автоматические. Автоматические зарядники не могут заряжать сильно убитые аккумуляторы, поскольку не воспринимают нагрузку на своих клеммах, и не начинают их заряжать. Они хороши для полного цикла зарядки, поскольку автоматически регулируют подачу тока и плавно снижают зарядный ток по мере набора заряда аккумулятором и сами отключаются при полном заряде. Такие зарядники можно оставить работать на всю ночь без присмотра.зарядник для аккумулятора
  • Зарядники с ручной регулировкой тока. В продаже есть много недорогих моделей зарядников с ручной регулировкой, которые смогут зарядить даже сильно и длительно разряженные аккумуляторы, подавая вначале ток крайне слабой силы. Он подает ток постоянной силы, и за таким зарядником нужно постоянно следить, так как возможен взрыв из-за резкого «закипания» электролита.

По выходному напряжению бывают:

  • 6 В — обычно применяются для зарядки АКБ скутеров и мотоциклов;
  • 12 В — используются для зарядки АКБ легковых автомобилей;
  • 24 В — заряжают АКБ сельхозтехники.

зарядник для аккумулятора

Также зарядные устройства различаются по:

  • мощности, она должна быть больше чем емкость аккумулятора;
  • току зарядки. Еще один параметр, который обязательно должен контролироваться и регулироваться зарядным устройством. Для зарядки ток не должен превышать 10% от емкости аккумулятора. Для АКБ емкостью 55 А-ч его величина должна быть 5,5 А. Максимальный ток, который может выдавать зарядное устройство – должно быть в 2-3 раза выше номинального требуемого для зарядки.

Для зарядки гелевых аккумуляторов требуется наличие у ЗУ специального режима. Кроме этих параметров зарядные устройства снабжают схемами защиты от перегрева, неправильного подсоединение клемм к выводам, интеллектуальными системами управления зарядкой.

Зарядка аккумуляторов

как заряжать аккумулятор

Чтобы правильно зарядить аккумулятор, делать это нужно в помещении, где есть вытяжка и желательно при комнатной температуре, так как при минусовой температуре процесс зарядки идет хуже. Было бы неплохо проводить полную зарядку два раза в год – осенью и весной. После долгого простоя в холодное время года — это обязательно, если вы заботитесь о долговечности работы своего аккумулятора.

Удобнее заряжать аккумулятор зарядным устройством, позволяющим регулировать напряжение и ток зарядки. Иначе на 100% зарядить батарею очень трудно. Если ваш зарядник не имеет специальных режимов, то придется самостоятельно регулировать ток зарядки и контролировать появления газов в конце процесса.

Для обеспечения полного заряда при достижении напряжения в 14,4 В ток снижается на половину и продолжается зарядка до тех пор, пока не начнется выделение газов. В современных аккумуляторах при достижении напряжения зарядки до 15 В полезно уменьшить зарядный ток еще в два раза.

Полностью заряженным считается аккумулятор, у которого ток зарядки и напряжение не будут меняться в течении 1-2 часов. У необслуживаемых АКБ состояние полной зарядки наступает при напряжении 16,3- 16,4 В.

У автоматических зарядников  не требуется часто контролировать ток и напряжение заряда. Когда процесс зарядки батареи подходит к концу, будет увеличиваться внутреннее сопротивление батареи и соответственно будет снижаться ток заряда. При падении тока зарядки до 200 мА процесс останавливается полностью.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

как заряжать аккумулятор

Это можно сделать двумя способами:

  • Измерить плотность электролита с помощью ареометра. Зная температуру окружающей среды и плотность электролита можно определить степень разряда АКБ по таблице.

Узнать подробнее о том что такое плотность электролита, какой она должна быть, как ее измерить, как правильно ее корректировать вы можете в нашей статье Плотность электролита в аккумуляторе

  • Измерить напряжение на клеммах аккумулятора — для измерения напряжения на клеммах аккумулятора используют нагрузочную вилку или цифровой мультиметр. Напряжение на клеммах аккумулятора 12,6 В и выше означает полностью заряженную аккумуляторную батарею, напряжение 11,6 В и ниже означает, что аккумуляторная батарея полностью разряжена.

Узнать подробнее о том что такое нагрузочная вилка, как ее использовать для проверки состояния аккумулятора, ознакомиться со списком 10 лучших нагрузочных вилок вы можете в нашей статье Нагрузочная вилка для аккумулятора

Правила безопасности при зарядке аккумулятора

как заряжать аккумулятор

При зарядке аккумулятора нужно соблюдать требования техники безопасности:

  • не рекомендуется заряжать в непроветриваемом помещении по причине выделения смеси водорода и кислорода, образующихся при электролизе;
  • рядом с заряжающимся аккумулятором нельзя курить и  выполнять работы с открытым огнем и искрообразованием;
  • сначала подключают клеммы, а потом включают в сеть;
  • отключение в обратном порядке – сначала отключают от сети, потом отключают клеммы;
  • в обслуживаемых аккумуляторах выкручивают пробки.

Как зарядить аккумулятор

как заряжать аккумулятор

Пошаговая инструкция как зарядить аккумулятор:

  • отсоединить и снять аккумулятор;
  • занести его в помещение, имеющее вытяжку и плюсовую температуру, дать отстояться;
  • очистить клеммы от окисной пленки;
  • очистить от грязи корпус АКБ;
  • осмотреть на предмет отсутствия повреждений корпуса и утечки электролита;
  • подсоединить зарядное устройство учитывая полярность;
  • настроить зарядное устройство: установить ток и напряжение зарядки в зависимости от емкости и типа АКБ.

как заряжать аккумулятор
У обслуживаемых аккумуляторов перед подсоединением зарядника следует выполнить следующие действия:

  • Выкрутить пробки банок и проверить уровень электролита
  • Долить дистиллированную воду в банки так, чтобы электролит полностью закрывал пластины
  • Проверить плотность электролита (при 25оC его плотность должна быть в пределах 1,16 – 1,25 г/см3)

Узнать подробнее о плотности электролита в аккумуляторе, выборе плотности электролита в зависимости от региона эксплуатации автомобиля, о том как проверить и откорректировать плотность электролита вы можете в нашей статье Плотность электролита в аккумуляторе

  • Закрыть отверстия пробками, но не закручивать, чтобы грязь не попала внутрь.

Как заряжать постоянным током

Для зарядки постоянным током используется зарядные устройства с возможностью постоянной поддержки тока зарядки. Используются две ступени зарядки.

Первая ступень – ток зарядки равен 10% от емкости батареи (если емкость 60 А-ч – ток зарядки – 6А). Вторая ступень – ток зарядки 5% от емкости батареи. Она используется для устранения негативных факторов, которые возникают при зарядке близкой к 100%.

Время зарядки составляет 10 – 12 часов. Если есть возможность использовать ареометр для контроля плотности, то замеряя плотность, можно определить степень зарядки по плотности электролита.

Как заряжать постоянным напряжением

Для зарядки постоянным напряжением используется источник с выходным напряжением 14,4-15 В при зарядки аккумулятора выдающего 12,6 В. Для батареи, выдающей 6,3 В, используется блок питания с выходным напряжением 7,2–7,5 В.

Основным недостатком такого способа является большой ток зарядки в начале процесса, что может привести к перегреву электролита. В случае зарядки при низкой температуре окружающей среды в АКБ возникает большое внутреннее сопротивление, и заряд таким способом затруднен.

При возможности регулировки тока зарядки его выставляют в размере 95% от емкости. Процесс при таком способе получается быстрым без перегрева и сильного выделения газов. Другим недостатком такого способа является не полный заряд аккумулятора, что снижает срок его службы.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Строго определенного времени сколько надо заряжать аккумулятор нет.

Время на зарядку разное и зависит от:

  • емкости батареи и степени ее разряда;
  • температуры окружающей среды;
  • возраста и степени сульфатации пластин.

Кроме тока, который регулируют при зарядке важно выставить напряжение:

  • При выходном напряжении ЗУ — 14,4 В — в течении суток батарея зарядится на 80%.
  • При выходном напряжении ЗУ — 15,0 В — в течении суток батарея зарядится на 90%.
  • При выходном напряжении ЗУ — 16,0 В — в течении суток батарея зарядится на 100%. Важен и ток зарядки. В современных устройствах он регулируется автоматически.

Время на зарядку аккумулятора высчитывают по простой формуле:

t= C/I +10%, где:

  • t — время зарядки;
  • С – емкость аккумулятора;
  • I — мощность ЗУ;
  • 10% — потери энергии на тепло.

Как заряжать необслуживаемые АКБ

как заряжать аккумулятор

Большинство современных аккумуляторов — необслуживаемые. В них нет пробок для добавления электролита, крышка плотно зафиксирована. Сверху или сбоку имеется индикатор заряда, по которому можно узнать о состоянии АКБ. Для зарядки необслуживаемых аккумуляторов рекомендуется использовать автоматические зарядные устройства, которые которые лучше остальных справляются с этой задачей.

Выбрав нужный режим и поставив аккумулятор на зарядку, можно не волноваться о необходимости контроля и регулировки режимов. Устройство сделает все само. Если у вашей зарядки нет таких режимов, то следует заряжать в щадящем режиме при токе зарядки – 3-5 А. Будет заряжаться дольше, но срок службы аккумулятора тоже увеличится.

Как часто надо подзаряжать аккумулятор

как заряжать аккумулятор

Часто подзаряжать не следует. Рекомендуется зарядить аккумулятор перед морозами и второй раз – весной. Низкий заряд АКБ в зимнее время упадет еще ниже при низкой температуре. При высоких летних температурах низкий заряд батареи приведет к усилению сульфатации пластин и росту кристаллов сернокислого свинца, которые не смогут раствориться даже когда АКБ заряжен полностью.

Хорошо проверять напряжения АКБ с помощью цифрового мультиметра. Если напряжения на клеммах аккумулятора не меньше 12,6 В, то можно не волноваться. При напряжении ниже 12,6 В требуется подзарядка.

Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля

как заряжать аккумулятор

Не рекомендуется проводить зарядку, не снимая его с автомобиля. В процессе зарядки используются высокие токи и повышенные напряжения. Современный автомобиль буквально напичкан электроникой, и просто заглушив мотор, нет гарантии, что все электронные устройства автомобиля будут отключены от АКБ. Заряжая его повышенным напряжением и током можно вывести из строя электронику.

Как заряжать АКБ при редких поездках

машина

Если вы ездите на машине достаточно редко, и поездки короткие, то аккумулятор не успевает за время поездки подзарядиться от генератора. В таких случаях аккумулятор быстро разряжается, поскольку он испытывает нагрузку, когда вы заводите автомобиль и не подпитывается в поездке, что особенно заметно в зимний период.

В таком случае автовладельцы подключают зарядные устройства и подпитывают АКБ постоянно. Такое режим не является правильным и сокращает срок службы батарей. Лучше заряжать автомобиль привычным способом – от генератора после пуска мотора или от зарядного устройства.

Если вы совсем не ездите на машине зимой, то перед установкой автомобиля на хранение, батарею следует полностью зарядить и не одевать минусовую клемму.

Выводы

  • Для сохранения и увеличения срока службы аккумулятора нужно следить за зарядом АКБ, своевременно его обслуживать, соблюдать инструкцию при зарядке и купить правильные зарядного устройства.
  • Задачей зарядного устройства является подзарядить батарею достаточно для запуска автомобиля, чтобы генератор смог зарядить ее полностью.
  • В случае глубокого разряда заряд обязательно производить на минимальных токах и постоянном напряжении, чтобы можно было восстановить емкость батареи до нормальной.
  • При сильных морозах желательно иметь плотность электролита выше 1,3 г/см3 – это не даст электролиту замерзнуть.
  • В жару плотность электролита лучше иметь меньше 1,25 г/см3 — это снизит скорость коррозии пластин.
  • Нормальная температура для заряда аккумулятора от 0 до 25оC. Поэтому место нахождения аккумулятора (под капотом, в салоне, в багажнике или снаружи) влияет на вероятность восстановления температуры электролита и состояние батареи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Portable wireless speaker xtreme инструкция на русском
  • Книга практическое руководство по ультразвуковой диагностике митьков
  • Мастер скада руководство пользователя
  • Лорагексал таблетки инструкция по применению цена взрослым от аллергии
  • Аксолотль из лего инструкция по сборке