Инструктирующее руководство учителя

С
методической точки зрения инструктаж
– это сочетание
объяснения

и
показа
практических действий, приемов работ
.

Психологами
доказано, что человек только слушая
запоминает — 15% речевой информации,
только глядя –25% видимой информации, а
глядя и слушая –65% преподносимой
информации.

Существует
несколько видов классификаций
инструктажей:

  1. Инструктаж
    может быть:
    вводный,
    текущий, заключительный
    .

Вводный
— проводят
для всей группы перед началом работы.

Вводный
инструктаж включает в себя три основных
элемента
:

Целевая
установка Актуализация
Создание

(триединая
цель)
знаний и опыта ориентировочной
основы

действия

Целевая
установка

– учащимся сообщают тему и цель занятия.

Актуализация
знаний

новые знания должны опираться на ранее
усвоенные, должны быть его продолжением.
Учителю необходимо установить связь
между тем, что знают и умеют и тем, что
предстоит узнать. Я.А. Коменский говорил:
«Когда приступают к изучению какого-либо
предмета, умы учеников должны быть к
этому подготовлены».

Ориентировочная
основа действия

может быть трех типов:

I
тип
– метод
проб и ошибок

II
тип
– по
принципу «делай как я»

III
тип
– по
принципу «подумай и сделай сам»

Учащихся
знакомят с организацией рабочего места,
объясняют и показывают приемы выполнения
работ и их последовательность,
предупреждают характерные ошибки,
указывают способы контроля и самоконтроля,
разъясняют правила и приемы безопасной
работы. Также отмечают основные критерии
оценки качества.

Текущий
служит
корректировке деятельности учащихся
в процессе выполнении практических
работ. Учитель проводит целевые обходы
(например, по выполнению ПТБ, по правильной
организации рабочего места, по соблюдению
ТУ и т.д.) и индивидуальные консультации.
При этом использует приемы: замечания,
советы, рекомендации, беседы, повторные
объяснения и повторный показ, личный
пример.

Основные
правила текущего инструктажа:

  • По
    возможности наблюдать за учащимися в
    процессе упражнений незаметно (т.к.
    многие не могут работать под пристальным
    наблюдением).

  • При
    индивидуальной консультации не упускать
    из поля зрения работу всей группы.

  • Правильно
    определить момент оказания помощи
    учащимся. С одной стороны не следует
    вмешиваться без экстренной необходимости,
    чтобы учащийся попытался сам исправить
    свои ошибки, самостоятельно определил
    причину и способ ее устранения. Активное
    вмешательство в работу учащегося должно
    быть только в том случае, когда его
    действия могут привести к аварии или
    явному браку, а также в случаях грубых
    нарушений ПТБ.

  • Учителю
    не следует сразу давать готовых указаний
    по исправлению ошибок, нужно стремиться,
    чтобы учащийся сам нашел правильное
    решение.

  • Приучать
    учащихся к постоянному самоконтролю
    и анализу своих действий не только
    после получения конечного результата,
    но и в процессе его выполнения.

  • Не
    доделывать работу за учащегося, т.к.
    это приучает к безответственности и
    не стимулирует настойчивости в
    преодолении трудностей.

  • Приучать
    учащихся к самостоятельному планированию
    своего труда.

  • Использовать
    взаимопомощь учащихся друг другу.

  • В
    процессе выполнения упражнений
    обеспечивать правильный режим труда
    и отдыха (рекомендуется устраивать
    обязательный перерыв через 2 часа на
    10 минут).

  • Обязательное
    требование выполнений ПТБ, правил
    санитарии и поддержание порядка на
    рабочем месте.

  • С
    учетом индивидуальных особенностей
    больше внимание уделять слабым учащимся
    и давать более сложные задания успевающим.

  • Использовать
    документы письменного инструктирования
    разных видов и форм в зависимости от
    этапа обучения (т.е. рекомендуется
    применять подробные письменные
    инструкции на этапе первоначальных
    знаний, умений, и сокращенные – на этапе
    их развития и совершенствования).

  • Если
    в процессе текущего инструктажа учитель
    обнаруживает типичную ошибку для многих
    учащихся, необходимо остановить работу
    и провести повторный фронтальный (или
    групповой) инструктаж, в процессе
    которого анализируются причины
    неправильных действий и способы их
    устранения.

Заключительный
проводится
с
целью
подведения итогов. Выполняется анализ
недостатков и успехов учащихся в процессе
выполнения работ, даются указания по
подготовке к следующему занятию.

Для
повышения эффективности заключительного
инструктажа необходимо соблюдать
следующие правила:

  • Акцентировать
    внимание на выполнение поставленных
    целей, отмечать чему конкретно научились.

  • Придавать
    заключительному инструктажу обучающий
    характер, чтобы учащиеся закрепляли и
    расширяли свои знания, опыт.

  • Вовлекать
    учащихся в активное обсуждение итогов,
    привлекать к самостоятельному анализу
    выполненных работ.

  • Практиковать
    сравнение работ с эталоном.

  • Аргументировать
    (комментировать) выставляемые оценки,
    отмечать качество выполненных
    практических работ.

  1. Инструктаж
    может быть:
    устный
    и письменный
    .

Устный
инструктаж в свою очередь бывает:
индивидуальный и фронтальный (групповой,
звеньевой).

В
начале урока как правило инструктируется
сначала вся группа (т. е. проводится
фронтальный групповой инструктаж для
сокращения времени). Затем по мере
необходимости может быть проведен
звеньевой инструктаж или индивидуальный.

Письменный
инструктаж
может применяться как самостоятельный
вид, так и в сочетании с устным.

Преимущества
письменного инструктирования:

-более
эффективный, т.к. активизирует внимание
учащихся;

-способствует
лучшей организации занятий т. к.
высвобождает время для индивидуальной
работы с учащимися;

-усиливает
самостоятельность учащихся, способствует
более глубокому осмыслению материала;

-готовит
учащихся к умению пользоваться технической
документацией.

Письменный
инструктаж различают по видам, формам.

Существуют
различные средства письменного
инструктирования: инструкционно-технологические
карты, карточки-задания, плакаты-инструкции
и т.д.

В
практике работы педагога профессионального
обучения как правило используют сочетание
различных классификаций инструктажей:

например,
инструктаж вводный- устный- фронтальный

Учащиеся
обязаны хорошо знать и неукоснительно
выполнять правила по безопасной работе,
а также мероприятия по охране труда. В
связи с этим, как особый вид инструктажа
выделяют инструктаж
по технике безопасности.
Этот
инструктаж должен быть систематическим,
плановым и фиксироваться в специальном
журнале. Инструктаж по технике безопасности
составляется учителем технологии,
согласуется с председателем профсоюзного
комитета и утверждается директором.
Имеет сквозную нумерацию по школе
(наряду с инструкциями в кабинетах
химии, физики и т.д.).

Приступая
к изучению новой темы или перед началом
каких-либо практических работ учитель
обязан, наряду с ознакомлением учащихся
с технологическими процессами, устройством
оборудования, проинструктировать о
мерах безопасности, проверить знание
и главное понимание этих правил и
инструкций.

Ни
один ученик не может быть допущен к
практическим занятиям без проверки
знаний ПТБ.

В
оформлении кабинета обязательным
элементом должны быть плакаты, стенды,
предупредительные надписи, выписки из
правил по технике безопасности.

Каждый
случай травматизма, нарушений правил
ПТБ должен быть проанализирован и
незамедлительно обсужден в каждом
классе.

18.
МЕТОД ДЕМОНСТРАЦИИ ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
.

Этот
метод имеет целью создание в сознании
учащихся точного и четкого зрительного
образа трудовых действий, с которым они
будут сравнивать свои действия в процессе
выполнения приемов и способов работы.

Демонстрация
(показ) трудовых действий обычно
проводится учителем во время вводного
инструктажа. Осуществляется на рабочем
месте преподавателя или одного из
учащихся, при этом предварительно около
него собирается вся группа или отдельное
звено (в зависимости от необходимого
количества человек).

Осуществляется
показ в три этапа продемонстрированных
на схеме:

Схема показа
трудовых действий

1
Этап

2
Этап

3
Этап

В
рабочем темпе

В
замедленном

темпе

В
рабочем темпе

В
основе данной поэтапности лежат
психологические особенности процесса
восприятия.

Полный
и точный образ трудового действия в
сознании учащихся возникает не мгновенно.
Вначале он запечатлевается в общем
виде, поэтому начинают показ с рабочего
темпа. Затем для того, чтобы учащиеся
могли осознать показываемое и разобраться
во всех его подробностях им нужно
продемонстрировать каждый элемент
раздельно, для этого выполняют трудовое
действие и отдельно составляющие его
движения в замедленном темпе, расчленяя
прием или целостное действие на отдельные
изолированные части, делая паузы между
ними, фиксируя внимание учащихся не
только на конечных результатах, но и на
промежуточных моментах действия.

Воспринимая
показ трудовых приемов, учащиеся должны
не только понять, но и запомнить то, что
им показывают. Поэтому показ следует
повторить несколько раз подряд.

В
конечном итоге учащиеся должны четко
воспринять целостное трудовое действие,
поэтому показ всегда должен начинаться
и заканчиваться нормальным, рабочим
темпом.

Условия
повышения эффективности показа трудовых
приемов

  1. Создание
    у учащихся положительной установки на
    качественное усвоение показываемого
    (обязательное наличие готового образца).

  2. Для
    того, чтобы демонстрируемые трудовые
    приемы были правильно восприняты, они
    должны быть хорошо видны учащимся.
    Большое значение имеет выбор места,
    освещенность, расположение и количество
    учащихся.

  3. Правильное
    сочетание показа приемов и сопровождающих
    его пояснений. В одних случаях можно
    предварительно объяснять задачи и
    значение изучаемых действий, сделать
    с учащимися записи в тетрадях, а затем
    выполнить показ, сопровождая его
    короткими пояснениями. В других случаях
    наоборот. Также может быть параллельное
    объяснение и показ.

  4. Расчленение
    трудового процесса на отдельные действия
    или приемы и показ в замедленном темпе
    по частям, с остановками после каждого
    приема. При необходимости может быть
    выполнен изолированный показ отдельных
    сложных движений. Мастерство учителя
    в том, чтобы несмотря на свой автоматизм
    выполнения операций, вовремя акцентировать
    внимание на ключевых приемах.

  5. Повторный
    показ. Продемонстрировав трудовое
    действие в замедленном темпе обязательно
    повторить его выполнение в рабочем
    темпе.

  6. Сочетание
    показа трудовых действий и демонстрации
    наглядных пособий, элементов письменного
    инструктирования, т.е. при показе
    необходимо делать ссылки на образцы
    наглядности, чтобы во время практической
    работы учащийся мог работать
    самостоятельно.

  7. Попутный
    контроль усвоения учащимися показываемых
    приемов. Учитель должен стремиться
    предупредить возможные ошибки, поэтому
    во время показа обязательно рекомендуется
    демонстрировать приемы самоконтроля
    и указывать на необходимость соблюдения
    технических условий.

  8. Индивидуальный
    показ приемов на рабочем месте во время
    текущего инструктажа.

Закончив
показ, учитель должен убедиться, насколько
прочно усвоили учащиеся элементы работы.
Лучший метод проверки — это воспроизведение
учащимися показанных действий.
Осуществляется в процессе использования
метода упражнений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    13.04.20153.47 Mб41Гражданский процесс.doc


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Аннотация. В статье приводится анализ процесса инструктирования, как вида педагогической деятельности. Представлены требования, которыми должен обладать педагог для организации инструктирования в системе профессионального образования.

В обучении выделяются две стороны: учение (деятельность учащихся) и преподавание (деятельность педагога). В отличие от учителя средней школы деятельность педагога-мастера производственного обучения принято называть инструктированием. Особенности преподавателя производственного обучения определяются спецификой обучения в профессиональной школе, поскольку их деятельность ориентирована на формирование у обучающихся профессиональных компетенций.

Педагогу важно организовать учебную деятельность студента в направлении его профессионального становления. Остановимся на мотивации учебной деятельности. Внутренняя (умственная) сторона учебной деятельности учащегося в процессе его обучения включает много действий, в частности: восприятие и осмысление инструктивных указаний мастера, обдумывание, планирование предстоящей работы и способов контроля (самоконтроля), мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предложений и их проверку [1].

Каковы методические требования, предъявляемые к инструктированию, как обучающей деятельности мастера в процессе обучения? В чем особенности инструктирования в организации учебной деятельности студента?

Инструктирование учащихся, эффективное руководство и управление их познавательной и практической деятельностью требует от мастера внимательного анализа, того, какие умственные действия выполняют при этом учащиеся, каковы их содержание, последовательность, в каком соотношении они находятся с содержанием изучаемого материала. То есть необходимо проникнуть в «лабораторию учения» учащегося. А это непросто.

Выделим основные навыки инструктирования:

— Умение слушать.

— Умение правильно задавать вопросы.

— Умение налаживать и поддерживать отношения.

— Способность соблюдать дистанцию.

— Способность обеспечивать обратную связь.

— Способность к самоанализу и умение видеть перспективу.

— Умение дать инструктируемому лицу возможность разобраться в новой реальности.

— Умение увязывать требования момента с процессом инструктирования. — Способность развивать мышление.

— Умение понимать невербальное поведение.

— Умение намечать и анализировать планы, поведение и дальнейшие шаги инструктируемого лица.

Помимо тщательно продуманной программы и наличия опытного преподавателя, сам процесс инструктирования должен быть построен так, чтобы потенциальный обучаемый ясно понимал необходимость инструктирования и ответственно относился к данному процессу.

Среди основных требований, предъявляемых к инструктируемому лицу, можно выделить следующие [2]:

— Стремление пополнить свои знания.

— Способность к самоанализу.

— Самооценка своих потребностей.

— Желание наладить обратную связь.

— Способность доверять и быть открытым.

— Ответственное отношение к процессу инструктирования.

Для эффективности инструктирования педагогу важно правильно организовать контрольно-диагностическую деятельность. Контроль -это сравнение заданной (намеченной, ожидаемой) цели и программы процесса обучения с фактическим ее выполнением [1].

Контроль позволяет выявить эффективность организации, методов и средств обучения, объем, глубину, осмысленность и осознанность, действенность усвоенных учащимися знаний и умений, повысить эффективность познавательной и практический деятельности учащихся, выявить ошибки и неверные действия и на этой основе провести их корректировку. Контроль как структурный элемент инструктирования включает также самоконтроль мастером своей обучающей деятельности.

Таким образом, общая структура процесса инструктирования должна допускать возможность открытого исследования и конструктивной оценки. Только при соблюдении этих двух условий возможно достижение баланса между преобразованиями и гармонией отношений. Инструктирование удовлетворяет основную потребность человека в познании и социальном развитии. Оба эти метода дают огромную эмоциональную отдачу, поскольку позволяют обретать знания и делиться ими.

Список использованной литературы

  1. В.А. Скакун, Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие.- Москва, 2007.

  2. Навыки инструктирования. [Электронный ресурс] // URL: http://ecouniver.com/6711-navyki-instruktirovaniya-yekspertnoe-i.html

Программа
первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте учителя (педагога)

(учитель русского языка и литературы, иностранных языков, математики, истории и обществознания, географии, ИЗО, ОБЖ, музыки, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, педагог дополнительного образования)

1. Общие положения

1.1. Настоящая программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте учителя школы разработана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», вступившем в силу с 1 сентября 2022 года; разделом X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001г № 197-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 25 июля 2022 года; с учетом Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и иных нормативных правовых актов по охране труда, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательной организации.
1.2. Данная программа составлена для проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте учителя русского языка и литературы, иностранных языков, математики, истории и обществознания, географии, ИЗО, ОБЖ и музыки, а также учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора, педагога дополнительного образования (далее — учителей) общеобразовательной организации.
1.3. Программа определяет содержание первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте учителя (педагога), который включает информирование об организации охраны труда на рабочем месте, общих сведениях об условиях труда, порядке подготовки к работе и её окончании, ознакомление с безопасными приемами (методами) работы и инструкциями по охране труда по должностям и рабочему месту, порядком действий при возникновении аварийных ситуаций на рабочем месте.
1.4. Проведение первичного инструктажа на рабочем месте является профилактическим мероприятием по охране труда, направленным на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и является специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.
1.5. Первичный инструктаж по охране труда проводится до начала самостоятельной работы, а также для лиц, проходящих производственную практику.
1.6. Допускается освобождение отдельных категорий работников от прохождения первичного инструктажа в случае, если их трудовая деятельность связана с опасностью, источниками которой являются персональные компьютеры, аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд школы, иная офисная оргтехника, а также бытовая техника, не используемая в технологическом процессе, и при этом другие источники опасности отсутствуют, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) являются оптимальными или допустимыми.
1.7. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда, утверждается директором общеобразовательной организации.
1.8. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте учителей проводится непосредственным руководителем — заместителем директора по УВР и учитывает условия труда работника, воздействующие вредные и (или) опасные производственные факторы, источники опасности, установленные по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков.
1.9. Данный первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте учителя школы заканчивается проверкой знания требований охраны труда. Результаты проведения инструктажа оформляются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте

2. Тематический план первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте учителя

№ п/п Содержание программы Объем, мин
1 Организация охраны труда на рабочем месте 10 мин
2 Общие сведения об условиях труда учителей 15 мин
3 Порядок подготовки к работе 10 мин
4 Безопасные приемы и методы работы педагогов 15 мин
5 Порядок окончания работы 10 мин
6 Аварийные ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте 10 мин
7 Оказание первой помощи 10 мин
8 Ознакомление с инструкциями по охране труда по должности и рабочему месту 15 мин
Итого 1 час 30 мин

3. Организация охраны труда на рабочем месте

3.1. Учебные кабинеты проверены специалистом по охране труда, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в общеобразовательной организации и соответствуют нормам и требованиям охраны труда и пожарной безопасности, приняты комиссией по приемке школы к новому учебному году.
3.2. Мебель, ЭСО и иная оргтехника проверена на безопасность, пожарная сигнализация находится в рабочем состоянии.
3.3. В учебном кабинете имеются первичные средства пожаротушения (огнетушители) и аптечка первой помощи с описью медикаментов.
3.4. В учебном кабинете имеются необходимые нормативные документы, инструкции по охране труда и пожарной безопасности.
3.5. Учитель русского языка и литературы, английского языка, математики, истории и обществознания, географии, ИЗО, ОБЖ, музыки, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, педагог дополнительного образования должны иметь I квалификационную группу по электробезопасности, участвовать в разработке инструкций по охране труда.
3.6. Выполняя должностные обязанности, учитель обязан выполнять следующие требования охраны труда:

  • соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности при выполнении работ;
  • соблюдать требования производственной санитарии, правила личной гигиены;
  • содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, бережно относиться к имуществу общеобразовательной организации;
  • соблюдать требования по эксплуатации и безопасности при работе с ЭСО (персональным компьютером, мультимедийным проектором) и иной оргтехникой;
  • соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья обучающихся;
  • заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории общеобразовательной организации;
  • выполнять только ту работу, которая относится к должностным обязанностям и поручена непосредственным руководителем, при создании условий безопасного ее выполнения;
  • сообщать непосредственному руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и обучающихся, о каждом произошедшем несчастном случае;
  • принимать меры по оказанию первой помощи пострадавшим и доставке их в медицинский пункт школы, вызову скорой медицинской помощи;
  • извещать непосредственного руководителя об ухудшении состояния своего здоровья;
  • проходить в установленном порядке медицинские осмотры, обучение по охране труда и пожарной безопасности;
  • проходить обучение и знать приемы оказания первой помощи при несчастном случае, месторасположение аптечки;
  • знать способы предотвращения аварийных ситуаций, порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • cоблюдать Правила внутреннего трудового распорядка и Устав школы;
  • соблюдать установленные режимы труда и времени отдыха, трудовую дисциплину;
  • соблюдать инструкции по охране труда при выполнении работ и работе с учебным оборудованием.

3.7. Общее руководство работой по охране труда в школе осуществляет директор. Непосредственно руководство работой по охране труда осуществляет специалист по охране труда, работой по обеспечению пожарной безопасности – должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности.
3.8. Учителя и иные педагогические работники осуществляют контроль за соблюдением обучающимися правил безопасности и безопасного поведения.

4. Общие сведения об условиях труда учителей

4.1. Рабочим местом учителя в школе является учебный кабинет, оборудованный достаточным и допустимым (согласно проекту) количеством мебели, школьной доской, ЭСО и иной оргтехникой для выполнения функциональных обязанностей.
4.2. В кабинете предусмотрены учительский стол и стул, а также столы (парты) и стулья для обучающихся, шкафы и стеллажи для учебной и методической документации, наглядных пособий, дополнительного учебного и раздаточного материала.
4.3. Рабочее место обеспечено персональным компьютером (ноутбуком), имеется принтер (ксерокс). В учебном кабинете может быть расположена интерактивная доска и мультимедийный проектор, телевизор, в кабинете музыки – музыкальные инструменты, музыкальный центр.
4.4. На стенах расположены портреты ученых (писателей, поэтов, композиторов и т.д.), учебные информационные стенды. Имеется умывальник.
4.5. В учебном кабинете имеется порошковые огнетушители и аптечка для оказания первой помощи пострадавшим.
4.6. В кабинете имеются растения, которые размещены на стойках и на подставках.
4.7. В учебном кабинете осуществляется образовательная деятельность, в рамках которой проводятся уроки, элективные курсы, внеурочная деятельность по предмету, предметные конкурсы и мероприятия с обучающимися школы.
4.8. Педагог может быть заведующим учебным кабинетом или закрепленным за определенным кабинетом, а также вести занятия в иных учебных кабинетах согласно расписанию.
4.9. Учитель в рамках организационной, педагогической и методической деятельности принимает участие в совещаниях, проводимых в учительской, педагогических советах и заседаниях методических объединений, семинарах и конференциях, в общешкольных мероприятиях, родительских собраниях.
4.10. Для организации питания педагога предусмотрена столовая. Прием пищи в учебном кабинете запрещен.
4.11. Учитель в соответствии с утвержденным графиком дежурства выполняет обязанности дежурного учителя в школе.
4.12. Режим работы учителя общеобразовательной организации:
4.12.1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
4.12.2. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается тьюторам и преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям-дефектологам и учителям-логопедам.
4.12.3. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).
4.12.4. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

  • учителям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);
  • педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования.

4.12.5. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
4.12.6. Рабочий день педагога должен начинаться не позднее, чем за 15 минут до начала занятий, что установлено Правилами внутреннего трудового распорядка. Это время отведено на подготовку к уроку учебного кабинета с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Перемена между уроками также является рабочим временем. Учитель в дни работы может быть привлечен к дежурству не ранее, чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания его последнего занятия.
4.13. Учитель выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, выполняет указания иных заместителей директора, наделенных административными полномочиями, связанные с трудовой деятельностью, а также приказы, распоряжения и иные локальные нормативные акты общеобразовательной организации.
4.14. В процессе работы возможно воздействие на учителя русского языка и литературы, английского языка, математики, истории и обществознания, географии, ИЗО, ОБЖ, музыки, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора, педагога дополнительного образования следующих опасных и (или) вредных производственных факторов:

  • напряженность трудового процесса: нагрузка на голосовой аппарат;
  • тяжесть трудового процесса: рабочая поза (длительное нахождение в положении «стоя» в течение рабочего дня).

Факторы признаются вредными, если это подтверждено результатами СОУТ.
4.15. Перечень профессиональных рисков и опасностей:

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места;
  • перенапряжение зрительного и голосового анализаторов;
  • зрительное утомление при длительной работе с документами, тетрадями;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных электрических розеток, выключателей, ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания с поврежденной изоляцией, при отсутствии заземления / зануления;
  • повышенное психоэмоциональное напряжение;
  • повышенный уровень шума;
  • высокая плотность эпидемиологических контактов.

4.16. Опасными зонами в общеобразовательной организации являются:

  • системы коммуникаций: тепло-, водоотведения;
  • электрооборудование, электрощитовые;
  • лестничные марши при использовании обуви на высоком каблуке и скользкой подошве;
  • прилегающие к зданиям школы территории, находящиеся в зоне схода с крыш снега и падения сосулек;
  • территории подъезда спецтранспорта.

4.17. В учебных кабинетах, в иных помещениях и на территории школы курение запрещено.
4.18. В целях создания безопасных условий труда в общеобразовательной организации размещены знаки безопасности: на электрощитовых и электрооборудовании.
4.19. Учителям русского языка и литературы, английского языка, математики, истории и обществознания, географии, ИЗО, ОБЖ, музыки, учителю-логопеду, учителю-дефектологу, тьютору, педагогу дополнительного образования не требуется применение индивидуальных средств защиты в общеобразовательной организации.

5. Порядок подготовки к работе

5.1. Проверить окна в рабочем кабинете на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол.
5.2. Визуально оценить состояние выключателей, включить полностью освещение в рабочем кабинете и убедиться в исправности электрооборудования:

  • осветительные приборы должны быть исправны и надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию и не содержать следов загрязнений;
  • уровень искусственной освещенности в учебном кабинете должен составлять не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и ИЗО — 500 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

5.3. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения, срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
5.4. Убедиться в свободности выхода из учебного кабинета, проходов и соответственно в правильной расстановке мебели в учебном кабинете:

  • между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей), а также между рядами столов – 50см;
  • от учебной доски до первого ряда столов — 240 см;
  • удаленность от учебной доски до последнего ряда столов — не более 860 см;
  • парты (столы) расставлены в следующем порядке: меньшие по размеру — ближе к доске, большие по размеру — дальше от доски, цветовая маркировка присутствует.

5.5. Убедиться в безопасности рабочего места, проверить на устойчивость, исправность и отсутствие повреждений мебель в учебном кабинете.
5.6. Провести осмотр санитарного состояния учебного кабинета.
5.7. Произвести сквозное проветривание учебного кабинета без наличия в нем обучающихся, открыв окна или форточки и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючками или ограничителями.
5.8. Удостовериться, что температура воздуха в учебном кабинете соответствует требуемым санитарным нормам 18-24°С, в теплый период года не более 28°С.
5.9. Проконтролировать исправное состояние наглядных пособий.
5.10. Провести проверку работоспособности персонального компьютера, удостовериться в исправности ЭСО и иной оргтехники, мультимедийного проектора в учебном кабинете.
5.11. Приступать к работе разрешается после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

6. Безопасные приемы и методы работы учителя

6.1. Во время работы необходимо соблюдать порядок в учебном кабинете, не загромождать свое рабочее место и места обучающихся, а также выход из кабинета и подходы к первичным средствам пожаротушения.
6.2. В процессе работы соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила личной гигиены.
6.3. В целях обеспечения необходимой естественной освещенности учебного кабинета не ставить на подоконники цветы, не располагать тетради, учебники и иные предметы.
6.4. Во время перерывов между занятиями в отсутствии обучающихся проветривать помещение в соответствии с показателями продолжительности, указанными в СанПиН 1.2.3685-21, при этом оконные рамы фиксировать в открытом положении.
6.5. Все используемые в учебном кабинете ЭСО и иные электроприборы должны быть исправны и иметь заземление / зануление.
6.6. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (ЭСО) необходимо использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
6.7. При использовании ЭСО выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
6.8. Расстояние от ближайшего места просмотра телевизионной аппаратуры до экрана соблюдать не менее 2 метров.
6.9. Следить за исправностью ЭСО и иной оргтехники в процессе работы.
6.10. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры и мыши, интерактивного маркера ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
6.11. Не использовать в помещении учебного кабинета переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также кипятильники, плитки, электрочайники, не сертифицированные удлинители.
6.12. Не выполнять действий, которые потенциально способны привести к несчастному случаю. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
6.13. При использовании ЭСО и иных электроприборов учителю запрещается:

  • смотреть прямо на луч света исходящий из проектора, прежде чем повернуться к классу лицом, необходимо отступить от интерактивной доски в сторону;
  • прикасаться к работающему или только что выключенному мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть;
  • включать в электросеть и отключать от неё электроприборы мокрыми руками;
  • допускать попадания влаги на поверхности используемых электроприборов;
  • выполнять выключение рывком за шнур питания;
  • передвигать включенные в электрическую сеть электроприборы;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • разбирать включенные в электросеть приборы;
  • прикасаться к шнурам питания с поврежденной изоляцией;
  • сгибать и защемлять шнуры питания;
  • допускать обучающихся к переноске и самостоятельному включению ЭСО;
  • оставлять без присмотра включенные электроприборы.

6.14. Не эксплуатировать электроприборы без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, предохранительных устройств и других средств защиты.
6.15. Контролировать соблюдение обучающимися в учебном кабинете правил безопасного поведения, поддерживать дисциплину и порядок на занятиях.
6.16. Не бросать в раковину бумагу, тряпки и другие предметы и вещества.
6.17. Оборудование, наглядные пособия в учебном кабинете использовать по назначению.
6.18. Учителю необходимо придерживаться правил передвижения в помещениях и на территории школы:

  • во время ходьбы быть внимательным и контролировать изменение окружающей обстановки;
  • ходить по коридорам и лестничным маршам, придерживаясь правой стороны;
  • не ходить по мокрому полу;
  • при передвижении по лестничным пролетам соблюдать осторожность и внимательность, не наклоняться на перила, не перешагивать через ступеньки;
  • не проходить ближе 1,5 метра от стен здания общеобразовательной организации.

6.19. При длительной работе с документами, тетрадями, за компьютером (ноутбуком) с целью снижения утомления зрительного анализатора, предотвращения развития познотонического утомления через час работы делать перерыв на 10-15 минут, во время которого следует выполнять комплекс упражнений для глаз, физкультурные паузы.
6.20. В целях соблюдения правил личной гигиены и эпидемиологических норм учителю необходимо:

  • оставлять верхнюю одежду, обувь в предназначенных для этого местах;
  • мыть руки с мылом, использовать кожные антисептики после соприкосновения с загрязненными предметами, перед началом и по окончании работы, после посещения туалета, перед приемом пищи;
  • не допускать приема пищи в учебном кабинете;

6.21. Запрещается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время.

7. Порядок окончания работы

7.1. Внимательно осмотреть учебный кабинет. Убрать учебные и наглядные пособия, раздаточный материал в места хранения.
7.2. Отключить ЭСО и оргтехнику, другие имеющиеся электроприборы от электросети.
7.3. Проветрить учебный кабинет.
7.4. Убедиться в противопожарной безопасности помещения. Удостовериться, что противопожарные правила в помещении соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах. При окончании срока эксплуатации огнетушителя сообщить лицу, ответственному за пожарную безопасность в школе.
7.5. Проконтролировать вынос сгораемого мусора из помещения учебного кабинета.
7.6. Закрыть окна, вымыть руки, перекрыть воду и выключить свет.
7.7. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время работы.
7.8. При отсутствии недостатков закрыть учебный кабинет на ключ.

8. Аварийные ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте

8.1. Перечень основных возможных аварийных ситуаций, которые могут возникнуть на рабочем месте учителя и причины их вызывающие:

  • неисправность используемых ЭСО и иных электроприборов;
  • неисправность мебели вследствие износа, порчи;
  • пожар, возгорание, задымление, поражение электрическим током вследствие неисправности ЭСО и иных электроприборов, шнуров питания;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб.

8.2. Педагогу следует оперативно известить непосредственного руководителя или директора школы:

  • о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью сотрудников и обучающихся;
  • о каждом произошедшем несчастном случае;
  • о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

8.3. При возникновении неисправности ЭСО или иного электроприбора (посторонний шум, искрение, ощущение запаха тлеющей изоляции электропроводки) необходимо прекратить с ними работу и обесточить, сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и использовать после выполнения ремонта и получения разрешения.
8.4. При временном прекращении подачи электроэнергии отключить от электросети компьютерную и иную оргтехнику.
8.5. При обнаружении неисправности мебели прекратить ее использование и сообщить об этом заместителю директора по административно-хозяйственной части.
8.6. В случае возникновения задымления или возгорания в учебном кабинете следует вывести обучающихся из кабинета – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по телефону 01 (101 – с мобильного), оповестить голосом о пожаре и вручную задействовать АПС, сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.
8.7. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения в учебном кабинете необходимо вывести обучающихся из помещения и сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части.
8.8. Огнетушители, как правило, расположены на видных местах вблизи от выхода из учебного кабинета, на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя либо в специальных подставках из негорючих материалов, исключающих падение или опрокидывание.
8.9. Правила применения огнетушителей:

  • поднести огнетушитель к очагу пожара (возгорания);
  • сорвать пломбу;
  • выдернуть чеку за кольцо;
  • путем нажатия рычага огнетушитель приводится в действие, при этом следует струю огнетушащего вещества направить на очаг возгорания.

8.10. Общие рекомендации по тушению огнетушителями:

  • при тушении пролитых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей тушение необходимо начинать с передней кромки, направляя струю порошка на горящую поверхность, а не на пламя;
  • горящую вертикальную поверхность следует тушить снизу вверх;
  • наиболее эффективно тушить несколькими огнетушителями группой лиц;
  • после использования огнетушителя необходимо заменить его новым, годным к применению.

9. Оказание первой помощи

9.1. В случае получения травмы учитель должен прекратить работу, позвать на помощь, воспользоваться аптечкой первой помощи и обратиться в медицинский пункт, поставить в известность непосредственного руководителя.
9.2. При получении травмы иным работником или обучающимся оказать ему первую помощь. Вызвать медицинского работника или, если это допустимо, транспортировать пострадавшего в медицинский кабинет школы, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 03 (103 – с мобильного), сообщить непосредственному руководителю.
9.3. При оказании первой помощи в школе и обучению приемам и методам оказания первой помощи использовать инструкцию по оказанию первой помощи в школе
9.4. Первая помощь оказывается при следующих состояниях пострадавших:

  • отсутствие сознания;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • наружные кровотечения;
  • наличие инородных тел в верхних дыхательных путях;
  • травмы различных областей тела;
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения;
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур;
  • отравления.

9.5. Оказывать первую помощь следует в соответствии с универсальным алгоритмом:

  1. Оценка обстановки и устранение угрожающих факторов.
  2. Определение наличия сознания у пострадавшего. Если сознания нет, то переходим к пункту 3, если есть – к пункту 7.
  3. Восстановление проходимости дыхательных путей и определение наличия дыхания. Если дыхания нет, то переходим к пункту 4, если есть – к пункту 6.
  4. Вызов скорой медицинской помощи по номеру 03 (103 или 112).
  5. Проведение сердечно-легочной реанимации. Если появились признаки жизни, то переходим к пункту 6.
  6. Поддержание проходимости дыхательных путей.
  7. Обзорный осмотр пострадавшего и временная остановка наружного кровотечения.
  8. Подробный осмотр на предмет травм и других состояний, вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее), выполнение необходимых мероприятий первой помощи.
  9. Придание пострадавшему оптимального положения тела
  10. Контроль состояния пострадавшего, оказание психологической поддержки.
  11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

9.6. Первая помощь при термическом ожоге:

  • на пострадавшего накинуть ткань или сбить пламя водой;
  • при небольших ожогах (1-2 степени) поместить обожженное место под проточную холодную воду на 10-20 минут, наложить стерильную повязку, доставить к врачу;
  • потерпевшего с тяжелым ожогом не раздевать, завернуть в чистую ткань, тепло укрыть, вызвать скорую помощь и не беспокоить до прибытия врача.

9.7. Первая помощь при химическом ожоге:

  • при попадании раствора кислоты, щелочи пораженный участок кожи промыть сильно скользящей струей холодной воды в течение 20 мин;
  • ожоговую поверхность закрыть повязкой.

9.8. Первая помощь при ожогах верхних дыхательных путей: вынос пострадавшего на свежий воздух, придание оптимального положения (полусидя) и вызов скорой медицинской помощи.
9.9. Первая помощь при перегревании (тепловой удар): пострадавшего переместить в прохладное место, при наличии сознания дать выпить охлаждённой воды, расстегнуть одежду. Пострадавшему без сознания придать устойчивое боковое положение. До приезда скорой помощи контролировать состояние, быть готовым к сердечно-легочной реанимации.
9.10. Первая помощь при отравлении через рот:

  • удалить ядовитое вещество, для этого рекомендовать пострадавшему вызвать рвоту, выпив большое количество воды (5-6 стаканов) и надавив двумя пальцами на корень языка (не вызывать рвоту, если пострадавший находится без сознания);
  • до прибытия скорой медицинской помощи контролировать состояние.

9.11. Первая помощь при отравлении через дыхательные пути:

  • убедиться, что место происшествия не представляет опасности, при необходимости использовать средства индивидуальной защиты;
  • изолировать пострадавшего от воздействия газа или паров, для этого вынести (вывести) пострадавшего на свежий воздух;
  • при отсутствии сознания придать устойчивое боковое положение, а при отсутствии дыхания приступить к сердечно-легочной реанимации.

9.12. Первая помощь при поражении электрическим током:

  • освободить пострадавшего от действия электрического тока, отключив сеть и т.д.
  • при отсутствии дыхания, пульса осуществить реанимационные мероприятия;
  • наложить на пораженную область стерильную повязку;
  • вызвать медицинского работника школы и скорую помощь.

9.13. Первая помощь при нарушении проходимости верхних дыхательных путей
При частичном нарушении проходимости предложить пострадавшему покашлять.
При полном нарушении проходимости предпринять меры по удалению инородного тела:

  • встать сбоку и немного сзади пострадавшего ребенка (работника);
  • придерживая пострадавшего одной рукой, другой наклонить его вперёд;
  • нанести 5 резких ударов основанием своей ладони между лопатками пострадавшего;
  • проверять после каждого удара, не удалось ли устранить нарушение проходимости;
  • если после 5 ударов инородное тело не удалено, следует: встать позади и обхватить пострадавшего обеими руками на уровне верхней части живота; сжать кулак и поместить над пупком большим пальцем к себе; обхватить кулак другой рукой и, слегка наклонив пострадавшего вперед, резко надавить на его живот в направлении внутрь и кверху; при необходимости надавливания повторить до 5 раз.

9.14. Первая помощь при ушибе:

  • приложить к ушибу пузырь со льдом или холодной водой;
  • если есть ссадина, следует перевязать ее, сверху наложить пузырь со льдом;
  • обеспечить больному полный покой;
  • ушибленным частям тела придать немного приподнятое положение;
  • при ушибе головы, грудной клетки, живота могут быть повреждены и внутренние органы, поэтому следует срочно вызвать скорую помощь.

9.15. Остановка кровотечения:
Если кровь вытекает из раны наружу, — это внешнее кровотечение. Если же поверхность кожи не нарушена, что бывает при ушибах, а кровь вытекает под кожу в средину полости сустава, черепа, грудную клетку и брюшную полость, то это — внутреннее кровотечение. Сила кровотечения зависит от степени повреждения и размера кровеносного сосуда.
По виду поврежденных сосудов кровотечения бывают:

  • артериальные (наиболее опасные) — пульсирующая алая струя крови, быстро пропитывающаяся кровью одежда пострадавшего.
  • венозные (меньшая скорость кровопотери) — кровь темно-вишневая, вытекает «ручьем».
  • капиллярные — при ссадинах, порезах, царапинах.
  • смешанные — кровотечения, при которых имеются одновременно артериальное, венозное и капиллярное кровотечение.

Способы временной остановки наружного кровотечения:

  • прямое давление на рану. Рана закрывается стерильным бинтом, после чего на область раны осуществляется давление рукой с силой, достаточной для остановки кровотечения. Допустимо давить на рану рукой в медицинских перчатках.
  • наложение давящей повязки. Осуществляется для более продолжительной остановки кровотечения. На рану кладутся стерильные салфетки из аптечки, бинт должен раскатываться по ходу движения, по окончании наложения повязку закрепить, завязав свободный конец бинта вокруг конечности. Повязка накладывается с усилием.
  • пальцевое прижатие артерии. Давление осуществляется в определенных точках между раной и сердцем. Выбор точек обусловлен возможностью прижатия артерии к кости. Прижатие артерии предшествует наложению кровоостанавливающего жгута и используется в первые секунды после обнаружения кровотечения.
  • максимальное сгибание конечности в суставе. Приводит к перегибу и сдавливанию кровеносного сосуда. Для повышения эффективности в область сустава вкладывают 1-2 бинта или свернутую валиком одежду. После сгибания конечность фиксируют руками, несколькими турами бинта или подручными средствами.
  • наложение кровоостанавливающего жгута. Применяется для более продолжительной временной остановки сильного артериального кровотечения.

Оказание первой помощи при носовом кровотечении. Если пострадавший находится в сознании, усадить его со слегка наклоненной вперед головой и зажать ему нос в районе крыльев носа на 15-20 минут, при этом положить холод на переносицу. Если спустя указанное время кровотечение не остановилось, вызвать скорую медицинскую помощь, до приезда которой продолжать выполнять те же мероприятия.
9.16. Первая помощь при обмороке (потери сознания):
Признаки обморока: резкая бледность кожи лица и слизистых оболочек, слабый пульс, слабое дыхание, появление пота на лице. Необходимо расстегнуть одежду, которая препятствует дыханию, открыть окна или вынести потерпевшего на свежий воздух и положить его, слегка приподняв ноги, дать стакан крепкого чая. Лицо и грудь можно смочить холодной водой, но прикладывать к голове холодные примочки не следует.

10. Ознакомление с инструкциями по охране труда по должности и рабочему месту

  1. Инструкция по охране труда для учителя-предметника
  2. Инструкция по охране труда для учителя на замене
  3. Инструкция по охране труда в учебном кабинете
  4. Инструкция по охране труда для заведующего кабинетом
  5. Инструкция по охране труда при использовании ЭСО
  6. Инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере
  7. Инструкция по охране труда при работе с мультимедийным проектором

Программу инструктажа разработал: ______________ /_______________________/

СОГЛАСОВАНО
Специалист по охране труда ______________ /_______________________/

Перейти к разделу:
Программы первичных инструктажей в школе

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

«Инструктаж, как метод обучения»

Инструктаж- как метод обучения и как составная
часть урока. Это объяснение и показ способов трудовых действий, направленных на
формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и
на корректировку практической деятельности учащихся. Следовательно, инструктаж
является частью урока, а в процессе инструктажа используются несколько методов
обучения. Это и демонстрация трудовых приемов и объяснение правил их
выполнения, постановка технической задачи и беседа о том, как поняли ребята
задание. Значит, надо умело скомбинировать в инструктаже методы и приемы
обучения. Надо обосновать содержание инструктажа, чтобы оно было понятным.
Инструктаж выполняется в целостном виде и  по  частям, постепенно по ходу
урока. В инструктаже даю указания, чтобы учащиеся контролировали свою
деятельность. Это формирует у них самостоятельность, практические навыки.

Различают вводный, текущий и заключительный
инструктаж. Особое место по своей значимости занимает вводный инструктаж.
Проводя его, я ставлю основную задачу: формирование у учащихся правильных
трудовых приёмов, чтобы не было ошибок, чтобы соблюдали технику безопасности.

Характеризую объект  труда, его назначение,
общественную ценность. После этого раскрываю технологию его изготовления,
называю требуемые для этого инструменты, приспособления, напоминаю правила безопасного
обращения с ними, указываю время изготовления. По ходу инструктажа демонстрирую
образец изделия, чертёж.

Всё необходимое для работы у меня под руками,
многие наглядные пособия я выполнял с учащимися. Например, готовили стенды по
обработке древесины, столярных инструментов и другие. Завершая вводный
инструктаж, показываю конкретные приёмы. Помогают в этом лучшие ученики,
вводный инструктаж был обстоятельным. В нём сочетаются словесные, наглядные и
практические методы. Поэтому часто инструктаж называют как комплекс методов
обучения.

Текущий инструктаж провожу во время
практической работы школьников, если вижу у ребят одинаковые  ошибки, прерываю
работу и даю необходимые пояснения фронтально.

Заключительный инструктаж даю при подведении
итогов. Разбираю уровень работы выполнения задания и уделяю внимание качеству
работы. Показываю и плохие работы, раскрываю причины ошибок, даю советы, как их
устранить.

В своей работе я использую составление
технологических карт, плакатов, карточки-задания. Ученики нашей школы в
последние годы побеждают на конкурсах профессионального мастерства в городе и в
республике.

06.03.2017

Четкое выражение инструкций и требований педагога как важный инструмент обучения

Яшина Марина Геннадьевна

Преподаватель английского языка

Успехи учеников в большой степени зависят от учителя и его профессионального мастерства. В данной статье автор рассматривает важность правильно и педагогически грамотно выражать свои требования на уроке.

Оценить




860

Содержимое разработки

Яшина Марина Геннадьевна

Преподаватель английского языка

Четкое выражение инструкций и требований педагога как важный инструмент обучения

Инструкция – это вербальное описание того, что ожидает учитель от учащихся и какими бы он хотел видеть их действия. Каждому учителю необходимо планировать и четко выстраивать инструктирование класса, независимо от возраста учащихся. Четкие и простые к пониманию требования влекут за собой дисциплину, сокращают время, потраченное на инструктирование и помогают учащимся выработать привычку к рутинной последовательности действий в классе.

Следует разделить понятия требований и инструкций. Инструкции – это набор действий, которые учащимся следует выполнить. Требования – это то, каким образом эти действия должны быть выполнены.

Примеры Инструкций (что необходимо сделать):

— «Отложите книги в сторону»;

— «Начинаем самостоятельную работу»;

— «Запишите предложение».

Примеры Требований (как это необходимо сделать):

— «Прочтите про себя»;

— «Оставайтесь на местах»;

— «Поднимите руку, если у вас есть вопрос и продолжайте работу, пока я к вам не подойду».

Учащимся необходимо понимать, что делать и как это делать. Удивительно, но большая часть случаев отсутствия дисциплины на уроке связана с тем, что учащиеся не поняли, что от них ожидает учитель. В результате они делают что-то не правильно, их исправляют и они чувствуют психологический дискомфорт.

Например, если учитель говорит: « Возьмите раздаточный материал и передайте остальным», он может иметь в виду «возьмите экземпляр раздаточного материала себе и передайте оставшуюся стопку сидящему справа, не вставая с места». Однако учащийся может понять такую инструкцию как просьбу раздать все экземпляры самостоятельно. Когда он приступает, его наказывают за то, что он встал с места.
Это довольно примитивный пример, однако на нем легко показать смешанные чувства учащихся, особенно если речь идет о младшем или среднем звене. Так, учащийся пытался помочь другим, а вместо этого получил замечание. Он может попытаться объяснить ситуацию, но, вероятнее всего, получит второе замечание за разговор на уроке. Если бы педагог высказывал инструкции и требования достаточно четко, проблем можно было бы избежать.

Важным фактором понимания инструкций является контекст. Эффективность инструкций и требований на уроке совсем не зависит от того, насколько пошаговыми они будут.

Слишком много инструкций могут быть столь же неэффективны, как

и их недостаточное количество. Слишком много инструкций занимают слишком много времени, а по отношению к простой задаче

могут создать слишком много путаницы.

Это процесс принятия решений учащимися зависит от нескольких факторов:

— возраст учащихся;

— количество учащихся в группе;

— сложность задачи (число шагов);

— важность самого процесса по сравнению с результатом.

Ясность инструкций и требований важна, не зависимо от того, в каком возрасте учащиеся. Однако само понятие «ясности» зависит от возраста.

Так, правильно выстроенная инструкция для десятиклассников — это плохо выстроенная инструкция для 6-х классов и катастрофическая инструкция для второклассников. Уровень компетентности учащихся зависит от возраста. Выяснить, какие инструкции будут работать для ваших студентов, займет некоторое время.

Каждый раз, когда инструкции не работают, и учащиеся делают не то, что от них ожидается или путаются, педагогу следует использовать это в качестве

опыта обучения. Прекрасный вариант – анализ сказанного и переосмысление с подготовкой нового варианта для следующей подробной ситуации.

Есть несколько компонентов, которые необходимо рассмотреть при подготовке эффективных инструкций.

Внимание. Необходимо убедиться, что учащиеся слушают;

Слово-маркер. С его помощью учащиеся могут узнать, когда начать работу;

Контроль над вероятным плохим поведением. Педагогу необходимо предвидеть, что учащиеся могут делать неправильно и предотвратить это прежде, чем оно произойдет;

Озвучивание положительного. Важно отмечать хорошее вслух, так, чтобы учащиеся понимали, что выполняют все правильно;

Шаги. Следует разбивать сложные задачи на более мелкие;

Проверка понимания. Можно задавать вопросы, чтобы убедиться, что учащиеся знают, что делают;

Визуальность. Инструкции должны быть действиями;

Экономия времени и языковых средств. Важно использовать как можно меньшее количество слов.

Чтобы инструкции и требования были эффективными, нужно подробно рассмотреть каждый из факторов.

Внимание

Прежде чем давать какие-либо указания учащимся, преподавателю необходимо завладеть их вниманием. Внимание

означает 100% глаз на учителе. Если позволить учащимся отвлекаться на другие вещи в то время, как учитель дает

инструкции (т.е. заканчивать какую-то работу, копаться в рюкзаке и т.д.), некоторые из них пропустят сказанное. Тогда они не будут в состоянии сделать это правильно, и для того, чтобы избежать путаницы и

плохого поведения, учителю придется повторять инструкции. Время будет потрачено впустую.

Завладение вниманием перед тем, как озвучивать инструкции является ключевым фактором. Кроме того, не должно быть многозадачности

Нельзя пытаться собрать работы, писать на доске, и т.д., давая указания. Для 100% результата необходимо 100% концентрации.

Слова-маркеры

Для того, чтобы гарантировать, что учащиеся не начнут выполнять задание, прежде чем учитель закончит инструктирование, следует использовать

«Слово-маркер», которое позволит им знать, что пришло время начать. Независимо от того, какой класс обучается, если инструкция состоит из нескольких частей, которые учащиеся должны выполнять, необходимо использовать какую-то реплику, чтобы начать или переключиться. Особенно в начале года важно сообщить учащимся такие слова.

Элементарный пример: «Когда я хлопну в ладоши два раза, пожалуйста, встаньте напротив друг друга, молча, руки перед собой»,хлопает два раза.

Контроль над вероятным плохим поведением

Если уже имели место нарушения выполнения инструкций, учитель имеет возможность предугадать их и устранить вероятность нарушения дисциплины.

В качестве примера рассмотрим работу с проектами. Проекты учащихся расположены на стенах класса, а сами учащиеся разделены на три группы. Предполагается, что учащиеся проходят от проекта к проекту, делая заметки. Учитель контролирует интервалы времени, проведенного у каждого из проектов. После того, как все работы будут просмотрены, у учащихся будет другое упражнение.

Если учащиеся не делали этого раньше, вероятно, у них будет соблазн перейти к новому набору проектов, прежде чем учитель даст для этого сигнал, поговорить с другими учащимися по всей комнате, возиться, трогать предметы на столах других учащихся.

В своих инструкциях учитель имеет возможность предотвратить это и перенаправить студентов к правильному поведению.

Вот каким образом это можно сделать:

Учитель: У вас будет возможность увидеть проекты других людей и написать свои собственные мысли о них. Вы будете переходить с группой от стены к стене. Я скажу вам, с чего начать. У вас будет пять

минут, чтобы закончить с каждой стеной. Когда останется одна минута, я вас предупрежу и скажу «Осталась одна минута». Когда придет время перейти к следующей стене, я позвоню в колокольчик. Вы и ваша группа

будете двигаться по часовой стрелке [показывает направление] к следующему проекту.

Давайте посмотрим, как вы все запомнили. Сколько минут у вас будет на каждый проект? Когда вы работаете, вы можете говорить? Как вы будете узнавать, что пора перейти к следующему проекту?

3 последние напоминания, прежде чем мы начнем:

1. Говорить можно только тихо и со своими одногруппниками — не по всей комнате и не с группой рядом с вами.

2. Сосредоточьте разговор на работе.

3. Когда вы переходите между проектами, убедитесь, что держите свое тело под контролем. Мы

ходим спокойно. Кроме того, не трогайте вещи других учеников. Мы все любим, когда наши столы выглядят такими, какими мы оставили их. Начинаем!

Проверка понимания

Если ваши инструкции являются сложными, необычными, или у учащихся уже были проблемы с их выполнением в прошлом, необходимо проверить

что они понимают, что вы просите их сделать, прежде чем позволить им начать.

Когда инструкции являются простыми или типичными, нет необходимости проверять понимание. Для примера, фраза «Достаньте карандаш» не является инструкцией, которую следует проверять.

У учителя должна быть возможность наблюдать ответную реакцию

Для того, чтобы учитель мог наблюдать ответную реакцию, его инструкции должны содержать действие.

Например, реакцию на фразу «Обратите внимание на..» нельзя отследить — нет никаких действий. Что именно должен учащийся

сделать, чтобы показать, что он «обращает внимание»? Кроме того, учителями часто используется фраза «Слушайте внимательно!» Трудно

оценить реакцию на эту просьбу путем наблюдения.

В качестве противоположного, более верного примера можно привести фразу «Глаза на меня». Это специфическое действие. Учитель может наблюдать, делает это учащийся или нет. Кроме того, важно формулировать свои пожелания в положительном ключе: «глаза на меня», а не «не смотрите по сторонам».

Визуальные формы инструктирования

Некоторые учащиеся считают, что гораздо легче следовать указаниям, когда они имеют возможность куда-то подсмотреть.

Многие учащиеся испытывают трудности обработки информации, которая поставляется в устной форме. В таком случае могут помочь письменные указания на доске или над головой.

Пример: Вы хотите убедиться, что студенты знают

какие именно упражнения делать и что делать, когда они закончили. Вы пишете на доске:

1. Выполнить № 1-5, 8-9

2. Прочитать «Just-Right»

3. Вопросы к тексту!

В таком случаю, у учащихся будет возможность проконсультироваться с визуальным воплощением инструкции, что сможет сократить вероятность нарушения дисциплины.

Языковая экономия

Не следует лепетать, бубнить или использовать слова-паразиты.

Как уже было сказано выше, важно, чтобы инструкции, которые дает учитель учащимся не были ни слишком короткими, ни слишком длинными и путанными.

«Начали» — слово, которое используется многими учителями начальной школы.

Элементарный пример: учащиеся раскрашивают школьные проекты, и время, отведенное на это, заканчивается. Как правило, учитель произносит слово «заканчиваем!» и это не приводит ни к чему – необходимо потратить еще около 5-7 минут на то, чтобы привлечь внимание учащихся, уговорить их закончить упражнение и перейти к следующему заданию. В таком случае эффективнее будет поступить следующим образом:

Учитель: «1-2-3-Глаза на меня»

Учащиеся поднимают глаза

«Когда я говорю «кекс» пожалуйста, отложите тетради в сторону, соберите фломастеры в пеналы и уберите пеналы на край стола. Готовы? Кекс!».

Заключительное, но важное: использование позитивного языка

Психологически важно говорить учащимся, что они должны делать, а не то, чего они делать не должны. Разница выглядит примерно следующим образом:

Положительный Язык

Глаза на меня, когда вы закончите.

Молча достаем последнее домашнее задание и кладем его на стол .

Не забудьте поднять руку и ждать, когда я вас спрошу, если вы хотите, чтобы вас слушали.

Отрицательный Язык

Не смотрите в окно, когда вы закончите. (а что нужно сделать?)

Ни одного звука, пока вы не достанете свою домашнюю работу.(а потом можно кричать?)

Не кричите. Мне нужно увидеть вашу поднятую руку, в противном случае никто ничего не услышит.( учащемуся все равно, что нужно учителю, он хочет высказаться)

Это довольно тонкие различия, и нет, конечно, никакого большого вреда в том, чтобы говорить время от времени о том, чего нельзя делать в классе. Но с течением времени тонкости этих различий действительно могут иметь глубокое влияние на то, как учащиеся чувствуют себя в классе.

Проще говоря, каждому педагогу необходимо ответить себе на вопрос: как он хочет, чтобы учащиеся воспринимали свой класс: как место, где люди, как правило, делают то, что их просят делать или как место, где более опытные люди – педагоги — обращают их внимание на все возможные способы, в которых их ожидания не могут быть удовлетворены?

Конечно, нельзя добиться высоких результатов, всего лишь используя позитивный язык. Не существует способов продемонстрировать, что все находится у преподавателя под контролем, если на самом деле это не так. Однако жесткое управление классом, в сочетании с большим количеством «нет» и « не делайте», скорее всего, заставит учащихся усомниться в собственной успешности и в авторитете учителя, а этого допускать нельзя.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/247892-chetkoe-vyrazhenie-instrukcij-i-trebovanij-pe

Также вас может заинтересовать

  • Комплексно-целевая программа Счастливая семья-залог успеха
  • Мастер-класс на тему Создание поздравительной открытки
  • Образовательная программа дополнительного образования»Английский для путешествий»
  • Разработка содержания и способов оценки ПК в ходе проведения квалификационных проверочных работ
  • Роль семьи в воспитании полноценной личности

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поджелудочный сбор 1 инструкция по применению
  • Что включает в себя технологическая инструкция
  • Инструкция блокада антиклоп ацетамиприд 5 по применению
  • Как заменить уплотнительную резинку на холодильнике индезит самостоятельно видео инструкция
  • Motoland xr 250 руководство по эксплуатации